Основные направления социальной политики государства в россии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность, функции и уровни социальной политики. Принципы и направления социальной политики. Типы и модели социальной политики государства. Результативность социальной экономики и ее основные показатели. Совершенствование социальной политики в Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2011

    Основные категории и понятия социальной политики, принципы ее формирования и оценка эффективности. Отличительные особенности и главные приоритеты социальной политики современной России, необходимость и направления ее реформирования, правовое обеспечение.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2017

    Характеристика понятия "социальная политика" и основные взгляды исследователей по данному направлению. Социальные проблемы современной России и разработка рекомендаций по их устранению. Проблемы финансирования социальных расходов и пути их решения.

    дипломная работа , добавлен 19.12.2013

    Финансовая политика: содержание, основные направления на современном этапе развития России. Реформы в области социально-экономической политики, направления их разработки и реализации, оценка эффективности. Стратегия реформирования здравоохранения.

    реферат , добавлен 16.02.2015

    Понятие, цели и функции социальной политики, ее основные направления реализации, существующее модели и их отличительные признаки. Главные показатели социального развития белорусской экономики, оценка его темпов и особенности на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2014

    Основные понятия, цели, функции, задачи социальной политики государства. Критерии оценки практической эффективности данной сферы государственной деятельности и принципы его регулирования, необходимость и возможные направления совершенствования в России.

    контрольная работа , добавлен 11.12.2014

    Происхождение и сущность социальной политики государства, ее функции и методы. Анализ состояния социальной политики в России. Модели организации социального страхования. Определение проблемы повышения уровня жизни населения РФ в современных условиях.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2014

1. Законы социального развития объективны и неподвластны воле людей, однако их познание и использование в социальной практике - необходимое условие нормального функционирования и развития общества. Это обусловливается тем, что с выбором одного из многих путей эволюции начинает проявляться уже некая предопределенность развертывания социальных процессов. Отсюда основное противоречие социального развит ия: между внешней предопределенностью деятельности человечества и свободой его воли, поскольку наряду с. Объективной необходимостью в человечества есть способность к свободному самоопределению (А. Тойнби и,. И. Пригожиножин).

2. Все связанное с человеком и обществом обладает двойственной природой, что выражается в единстве и борьбе двух противоположных метаначал, определяющих социальное развитие: идеальное - материальное, р рациональное - иррациональное, патриархат - матриархата, экстраверсия - интроверсия, монархия - республика и т д. Вместе с тем человечество в целом есть социальный процесс, проявляющийся в трех основных сферах человеческой деятельности - духовной, политической и материальной. Развитие всей социальной жизни, каждой цивилизации и каждого этноса - результат взаимодействия. ЭТИХ трех сфер (Ф конечный,. О. Шп. Энглер,. А. Вебер. Вебер).

3. Кроме единства и борьбы двух противоположных метаначал, являющихся. Фундаментальным механизмом социального развития, существует и иной. Фундаментальный механизм, проявляющийся в существовании и период дической смене ценностей (основ), выступающим фундаментом каждой культуры и цивилизации, основных факторов общественного развития (Ф конечный,. М. Вебер,. П. Сорокин,. Л. Гумилев). При этом возможности воздей ствия каждой ценности ограничены во времени и в пространстве. Когда они исчерпываются, культура и общество или погибают, или видоизменяются в новую форму. Все категории ценностей существуют в обществе в дновременно,. Но одно из них преобладает, определяя своеобразие тот или иной исторической эпохи. Все базовые ценности тяготеют друг к другу и одновременно друг другу противостоят, поэтому примирение вра ждующих ценностей невозможно. Религия - последняя основа ценностей, являющаяся главным ориентирам исторического процесса (П. Сорокин,. А. Тойнби,. М. Веберби,. М.. Вебер).

4. Существуют объективные социальные циклы, обусловленные внешними (вплоть до метакосмических) и внутренними (индивидуальными и общественным) факторами социального развития, суть которых сводится к пе ериодической смене своеобразных метаначал, находящ основное выражение в смене глобальных общечеловеческих ориентаций (направленность на окружающих или свой внутренний мир), а также в смене доминирую щих в обществе базовых ценностей -. Истины,. Красоты,. Добра,. Справедливостии.

Эпохальная смена доминирующей ценностей влечет за собой смену укладов общественной жизни, форм правления, господствующей сословий, типов культуры, религиозно-этических систем. Например, в системно-цикл лической периодичности форм правления наблюдается такая тенденция: теократиями (власть духовной аристократии) - монархия (власть светской аристократии) - олигархия (власть богатого меньшинства) - тимокр. Атия (власть привилегированного большинства) - демократия (власть народных масс) - охлократия (власть толпы) - тирания (власть одного над всеми) - анархия (безвластие) - теократиями. Или если рассматрива во смену форм правления по укрупненное схеме - аристократия -. Демократия - деспотии (Платон,. Аристотель,. Дж. Вико,. Ш. Монтескьекье).

5. Сословия формируются из людей, чьи индивидуально-психологические особенности и социальный характер, душевный склад в целом наиболее соответствуют основным требованиям ("Вызов") исторического време. Ени, определенному периоду социального развития, доминированию базовой ценности и метаначалу. Этот душевный состав не обязательно (но все же чаще) передается по наследству. Поэтому сословия все время"по полняются"из второго сословий и постоянно"перетекают"в другие сословия за счет. Своих членов, душевный склад которых не соответствует"сословного"(А. Тойнби, X. Ортега-и-Гассет). Доминирование тех или. Иных рас и этносов также отражает ритмическую смену метаначал и базовых ценноситмическую смену метаначал и базовых ценностей.

6. Каждому культурно-историческому типу (цивилизации, народа, этносу) свойственно преобладание одной из основных сфер социальной деятельности (например, религиозная - в египетской культуре, культурная - в греческой, политическая - в римской, экономическая - в современной западной), где как бы отражается основная функция этноса (особенности его национального характера), выполнив которую он погибает или, утрачивая лидирующие позиции в выполнении. Этой функции, трансформируется в другие культурно-этнические образования. При этом высокоразвитые, так называемые мировые цивилизации"скрещиваться"и да вать творческий синтез не могут, возможен только синтез их частей, отдельных культур в пределах одной мировой цивилизации. При пространственно, т е механического наложения цивилизаций, всегда возникает борьба между ними, заканчивающаяся победой низших цивилизации. Высшая цивилизация может сохраниться только при жесткой изоляции от носителей низших цивилизации (Н. Данилевский,. Л. Гумилев,. Ф конечныйумилев,. Ф.. Конечны).

Та же закономерность прослеживается в смене исторических времен и господствующей сословий, где низшие всегда побеждают высший

7. Новые социальные циклы зарождаются в недрах предшествующих социальных циклов, что указывает на присутствие всех иерархических взаимосвязанных и соподчиненных составляющих социального целого одновреме енно. Зная закономерности смены метаначал и базовых ценностей, определяющих периодичность наступления соответствующих исторических периодов, доминирования социальных сословий, форм правления достойной ф акторов, можно спрогнозировать социальное развитие. РАЗЛИчНЫХ сообществ и человечества в целоом.

Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] Дмитриева Ольга Владимировна

Основные направления социально-экономического развития

Последняя треть XIX века – время бурного развития крупного промышленного производства. Особенно стремительным был прогресс в ключевых отраслях тогдашней экономики – металлургии, машиностроении, на транспорте. Возникают новые отрасли – электротехническая, химическая, продукция которых начинает все больше менять повседневную жизнь людей. Новая ступень в развитии производства требовала и новых форм организации промышленности. Это было время расцвета крупного производства, а оно требовало больших финансовых вложений. В целях аккумуляции средств финансисты стали активно прибегать к новому способу привлечения капитала для решения крупных экономических задач. Речь идет об акционировании, распространение которого способствовало установлению тесных контактов между крупнейшими банками и собственно промышленниками, в результате чего в обществе формировалась узкая элитарная прослойка – финансовая олигархия, которая овладела командными высотами в экономике и стремилась к тому, чтобы полностью подчинить себе и весь ход политического процесса.

Именно в эти годы зарождаются новые формы производственных объединений – картели, синдикаты, тресты, которые становятся монопольными хозяевами рынка в ключевых отраслях промышленности. Раньше других этот процесс начался в США, там же он достиг наибольшего размаха. Базовый принцип рыночной экономики – конкуренция – подвергся в эти годы серьезному испытанию, и это накладывало весьма заметный отпечаток на многие стороны жизни тогдашнего общества – идеологию, политику, социальные отношения.

Социальная структура ведущих стран имела, безусловно, свою национальную специфику, но в то же время и немало общих черт, прежде всего все увеличивающуюся долю горожан в общей совокупности населения. А среди городского населения основная доля принадлежала лицам наемного труда, в первую очередь рабочим. Положение этой части населения во всех отношениях было достаточно тяжелым. Хотя наблюдалась тенденция к некоторому повышению уровня зарплаты и ограничению продолжительности рабочего дня 10 часами, добиваться этого приходилось, как правило, в ходе жестких столкновений с предпринимателями, что, естественно, вело к перманентной напряженности в обществе. Государство лишь к концу века стало отходить от концепции «ночного сторожа», согласно которой оно не должно было вмешиваться в отношения между рабочими и предпринимателями. Нежелание государства разрабатывать позитивную рабочую политику вело к тому, что в сфере трудовых отношений накапливался конфликтный потенциал, угрожавший взорвать базовые устои буржуазной цивилизации.

Если трудовые отношения превращались в источник постоянных и весьма опасных конфликтов, то увеличение доли среднего класса в социальной структуре, несомненно, стабилизировало общество. Важно иметь в виду, что средний класс включает не только предпринимателей, но и интеллигенцию. Имея определенную собственность, этот слой не был заинтересован в радикальном сломе существовавшего правопорядка, ибо в нем у него была своя сравнительно устойчивая ниша. С другой стороны, стремление защитить эту нишу от превратностей судьбы, по возможности укрепить и улучшить свой статус, побуждало идеологов среднего класса добиваться реформирования общества с целью устранения наиболее одиозных социальных язв. Именно в этой среде постепенно выкристаллизовалась мысль о том, что если государство не станет активно влиять на социальный климат, то ожидать стабильности не придется, а без этого рассчитывать на устойчивый прогресс невозможно. Такое своеобразное сочетание статичности и динамики в менталитете среднего класса делало его главным заинтересованным лицом в упрочении гражданского общества.

Сложные и весьма болезненные процессы разворачивались в аграрном секторе экономики ведущих стран. Начиная с 70-х годов прошлого века его поразил затяжной кризис. Развитие транспорта привело к тому, что заметно облегчилась и удешевилась доставка сельскохозяйственной продукции в Европу из Канады, Аргентины, Австралии и из западных штатов США. Мелкие крестьяне европейских стран, попав под жесткий пресс конкуренции со стороны дешевых заокеанских продуктов, разорялись и вынуждены были продавать свои участки и пополнять ряды наиболее бедной части городского населения.

Те же, кто смог выдержать первый натиск заокеанской продукции, вынуждены были срочно перестраивать свое хозяйство, повышать его производительность за счет внедрения новейших технологий, переориентации на новые запросы рынка. Выжившие в этой острейшей конкурентной борьбе хозяйства становились все более тесно интегрированными в общую экономическую систему, и, таким образом, разрыв между двумя основными отраслями экономики, унаследованный от традиционного общества, начал постепенно преодолеваться. Это был весьма болезненный процесс, не раз сопровождавшийся резкими всплесками острых социальных столкновений. Не случайно во многих странах в последней трети XIX века наибольший заряд радикализма был заложен именно в аграрных движениях протеста выступавших за равноправие сельского хозяйства, т. е. за то, чтобы государство целенаправленно помогало фермерам в борьбе с конкурентами, прежде всего с банками, железнодорожными компаниями, посредническими фирмами. Однако, поскольку государство в тот период, как правило, ориентировалось на интересы финансовой олигархии, эти требования не получали поддержки и проблемы аграрного сектора долгое время оставались в ряду важных факторов, дестабилизировавших общественное развитие.

В последней трети XIX века произошло огромное расширение международного товарообмена. Стремительная индустриализация резко расширила емкость внутреннего рынка ведущих стран мира. Во много раз вырос спрос на уголь, сталь, машины, транспортное оборудование, сырье, продовольствие и т. д. Это детерминировало рост внешней торговли. Несмотря на увеличение емкости рынка, борьба за контроль над национальными рынками становилась все более жесткой. Для вытеснения конкурентов заинтересованные стороны стали использовать все новые и новые средства. Одним из самых распространенных стал демпинг, т. е. импорт тех или иных товаров по явно заниженным ценам, для того чтобы таким путем подавить сопротивление местных производителей данной продукции, занять рынок, а уже затем диктовать свои условия. Это порождало ответную реакцию: на смену «свободной торговле» идет протекционизм, т. е. защита внутреннего рынка от иностранной продукции с помощью различных ограничительных мер, которые проводит государство. Введение жестких протекционистских мер не раз приводило к резкому обострению межгосударственных отношений, которое выливалось в так называемые «таможенные войны».

Рост международной торговли, развитие транспортной инфраструктуры, завершение раздела мира – все это усиливало и ускоряло процесс становления единой системы мирового хозяйства. Общая тенденция развития сводилась к тому, что замкнутые, разобщенные национальные хозяйственные единицы постепенно скреплялись в органично взаимосвязанную и взаимозависимую систему, что безусловно стало оказывать все более серьезное воздействие на внутреннюю эволюцию каждого из элементов этой глобальной системы. А это, в свою очередь, начало во все большей мере влиять на политическую ситуацию в ведущих государствах, на характер межгосударственных отношений, на положение дел на периферии системы международных отношений.

Естественно, что эти общие для наиболее развитых стран факторы социально-экономических отношений в каждой конкретной державе – Англии, Германии, США, Франции и др. – имели свою специфику, свои национальные особенности. Так, например, наиболее быстрыми темпами создание крупных финансовых структур нового типа шло в США и Германии. Их символами стали гигантские американские корпорации «Стандард Ойл» и «Стальной трест», немецкий концерн Круппа. Безусловно, и в Англии, и во Франции также возникли объединения подобного рода (достаточно, например, упомянуть концерн Шнейдер-Крезо), но бесспорными лидерами в этом процессе оставались именно США и Германия.

К появлению концернов и трестов в разных странах относились по-разному. Особенно бурные дискуссии по поводу роли новых объединений развернулись в США. Именно там антимонополистическое движение приобрело наибольший размах. Его участники полагали, что образование трестов, монополизировавших целые отрасли промышленности, было не результатом естественных процессов, разворачивавшихся в сфере экономики, а следствием «преступного заговора» группы олигархов, подрывавшего устои «американской системы», в первую очередь, одну из ее основ – свободу конкуренции. Эти идеи получили яркое отражение в весьма популярных в США того времени трудах Э. Беллами и Г. Ллойда, в платформе, созданной в начале 90-х годов популистской партии. Не удивительно, что самые различные социальные силы настойчиво добивались роспуска трестов. Под их давлением в 1890 г. Конгресс США принял закон Шермана, декларировавший, что «объединения в форме треста или любой другой форме… с целью ограничения коммерции или торговли между штатами или иностранными государствами объявляются незаконными».

Общим для всех наиболее развитых стран Запада было становление основ гражданского общества. Однако темпы этого процесса были в разных странах далеко не одинаковыми. В США и Англии основы гражданского общества – устойчивая партийная система, механизм выборов и местного самоуправления, разветвленная сеть различных общественных организаций, выполняющих роль групп давления, и другие его атрибуты уже сложились и функционировали достаточно стабильно. В этих странах речь шла о совершенствовании его структуры, повышении общей эффективности, устранении отдельных атавизмов прошлого. Так, в США особенно большую проблему представлял «южный вопрос». Дело в том, что, хотя в результате Гражданской войны рабство и было уничтожено, южанам позднее удалось легитимизировать систему расовой сегрегации, узаконивавшую неравноправное положение негритянского населения в сфере социально-экономических отношений. По существу на Юге были законсервированы многие пережитки прежних порядков, и это создавало серьезные проблемы на пути дальнейшего развития американского общества. В Англии большие сложности представлял вопрос о предоставлении самоуправления Ирландии. Он не раз вызывал острые политические кризисы, смены кабинетов, расколы в ведущих партиях. И тем не менее в обеих этих странах гражданское общество стало реальностью.

Гораздо сложнее ситуация в этом плане была в Германии и Франции. Во Франции лишь к началу 90-х годов, после провала попытки Буланже ликвидировать республиканские институты, завершилась дискуссия об оптимальной форме государственного устройства – был сделан окончательный выбор в пользу республики. Лишь после этого можно было говорить об утверждении в стране основ гражданского общества. На его облик большое влияние оказывали два разноплановых фактора: память о катастрофе 1870 г. и весьма популярная среди французов самых разных социальных групп идея реванша, консолидировавшая общество – и широко распространенный со времен Великой французской революции лозунг социальной справедливости, вступивший в резкую дисгармонию с реальной действительностью и в силу этого дестабилизировавший общество. На волне борьбы за социальную справедливость в 1880 г. возникла Французская рабочая партия, ставившая своей целью переустройство общества на социалистических принципах, причем ее радикальная часть вела речь о полном сломе существовавшей системы. Популярность и влияние новой партии быстро росли, она превращалась в заметную силу, и перед правящей элитой остро стоял вопрос: как строить взаимоотношения с ней? Вплоть до конца XIX века превалировала точка зрения, согласно которой единственно возможным вариантом решения этой проблемы было силовое подавление социально-политического инакомыслия. Однако в этом случае значительная часть общества лишалась возможности пусть опосредованно, но все же принимать участие в политическом процессе. Очевидно, что подобная ситуация не только не повышала общественную стабильность, но, наоборот, серьезно дестабилизировала общество. Лишь в самом конце XIX века в правящей элите наметилась переоценка ценностей в этой сфере. Начиная с «казуса Мильерана» в 1899 г., когда впервые представитель социалистов был приглашен в правительство, власти стали стремиться к тому, чтобы интегрировать социалистов в политическую систему.

Еще сложнее становление гражданского общества происходило в Германии, где еще предстояло решить ряд важных общедемократических задач, прежде чем переходить к отработке норм и принципов функционирования подобного общества. В Германии особенно бросалось в глаза противоречие между уровнем развития экономики (по базовым показателям в этой сфере Германия находилась на передовых позициях) и состоянием социально-политической сферы, где сохранялось немало пережитков прежней эпохи. Этот дисбаланс оказывал большое воздействие на долгосрочные тенденции в развитии германского общества.

При всех зигзагах и национальных особенностях, те базовые изменения в сфере социально-экономических отношений, о которых шла речь выше, все более решительно пробивали себе дорогу и начинали все ощутимее влиять на остальные стороны развития западной цивилизации.

Из книги История России XVIII-XIX веков автора Милов Леонид Васильевич

§ 2. Российское дворянство и проблемы социально-экономического развития страны В конце 50 - начале 60-х гг. xviii в. обстановка в стране была обусловлена несколькими главными факторами. В первую очередь среди них следует отметить рост крестьянских волнений, вызванный

Из книги Европа в эпоху империализма 1871-1919 гг. автора Тарле Евгений Викторович

Глава VI ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГЕРМАНИИ ОТ ОБЪЕДИНЕНИЯ ИМПЕРИИ ДО ОБОСТРЕНИЯ АНГЛО-ГЕРМАНСКОГО

Из книги Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир автора Коллектив авторов

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Экономическая жизнь Греции в эпоху классики характеризуется развитием тех процессов, которые берут свое начало в предшествующее время. Основной чертой можно считать распространение рабства так называемого

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Особенности экономического и социально-политического развития Германии в XIV в. Начавшийся еще в XIII в. распад Священной Римской империи продолжался и в XIV в. Границы империи, простиравшиеся от Северного и Балтийского морей до Средиземного моря и oт Бургундии до славянских

Из книги Политика: История территориальных захва­тов. XV-XX века: Сочинения автора Тарле Евгений Викторович

Глава VI Основные черты социально-экономического и политического развития Германии от объединения империи до обострения англо-германского соперничества 1871–1904 гг Некоторым германским историкам и публицистам, которые пытаются набросать картину сорокасемилетней

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

§ 2. Российское дворянство и проблемы социально - экономического развития страны В конце 50-х - начале 60-х годов XVIII в. обстановка в стране была обусловлена несколькими главными факторами. В первую очередь среди них следует отметить рост крестьянских волнений. Екатерина

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ На протяжении XVI в. хозяйственная жизнь многих областей Америки протекала достаточно бурно. Вторжение колонизаторов нарушило традиционный экономический уклад в индейском мире, не уничтожив его полностью. Адаптируясь к

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

§ 1. Основные направления развития экономики Экономические преобразования в стране Пак Чонхи начал с того, что, используя новые рычаги государственной власти, появившиеся благодаря диктаторской форме правления, ввел систему планирования народного хозяйства. Уже через

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

43. ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. В XIX в. Россия вступила самодержавным государством с феодально-крепостнической системой хозяйства. Если по численности населения, военной мощи Россия, безусловно, была одной из первых держав

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

7. Особенности социально-экономического развития 7.1. Особенности аграрного развития России. Крестьянская реформа, законсервировав многие проблемы российской деревни, смогла лишь отсрочить аграрный кризис и привела к созданию специфической системы

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

автора

Основные тенденции социально-экономического развития в XV – начале XVII в Характерная черта хозяйственной жизни и экономики раннего Нового времени – сосуществование новых и традиционных черт. Материальная культура (орудия труда, технологии, навыки людей в сельском

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Основные тенденции социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки в начале века За время, прошедшее с момента получения независимости, страны Латинской Америки заметно продвинулись в своем социально-экономическом развитии. К началу XX века

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том девятый автора Коллектив авторов

3. ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. ЧЕТВЕРТЫЙ ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СТРАНЫ 12–19 марта 1946 г. состоялась сессия Верховного Совета Союза ССР, рассмотревшая и принявшая «Закон о пятилетием плане восстановления и развития народного

Из книги История Индонезии Часть 1 автора Бандиленко Геннадий Георгиевич

ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В КОНЦЕ X-XV в. Общее для конца X-XV в., то есть для второй и третьей эпох, отчасти обусловлено ходом дальнейшего развития, а также спецификой восточнояванских аграрных отношений.Надо отметить, что большинство описываемых далее

Последняя треть XIX века – время бурного развития крупного промышленного производства. Особенно стремительным был прогресс в ключевых отраслях тогдашней экономики – металлургии, машиностроении, на транспорте. Возникают новые отрасли – электротехническая, химическая, продукция которых начинает все больше менять повседневную жизнь людей. Новая ступень в развитии производства требовала и новых форм организации промышленности. Это было время расцвета крупного производства, а оно требовало больших финансовых вложений. В целях аккумуляции средств финансисты стали активно прибегать к новому способу привлечения капитала для решения крупных экономических задач. Речь идет об акционировании, распространение которого способствовало установлению тесных контактов между крупнейшими банками и собственно промышленниками, в результате чего в обществе формировалась узкая элитарная прослойка – финансовая олигархия, которая овладела командными высотами в экономике и стремилась к тому, чтобы полностью подчинить себе и весь ход политического процесса.

Именно в эти годы зарождаются новые формы производственных объединений – картели, синдикаты, тресты, которые становятся монопольными хозяевами рынка в ключевых отраслях промышленности. Раньше других этот процесс начался в США, там же он достиг наибольшего размаха. Базовый принцип рыночной экономики – конкуренция – подвергся в эти годы серьезному испытанию, и это накладывало весьма заметный отпечаток на многие стороны жизни тогдашнего общества – идеологию, политику, социальные отношения.

Социальная структура ведущих стран имела, безусловно, свою национальную специфику, но в то же время и немало общих черт, прежде всего все увеличивающуюся долю горожан в общей совокупности населения. А среди городского населения основная доля принадлежала лицам наемного труда, в первую очередь рабочим. Положение этой части населения во всех отношениях было достаточно тяжелым. Хотя наблюдалась тенденция к некоторому повышению уровня зарплаты и ограничению продолжительности рабочего дня 10 часами, добиваться этого приходилось, как правило, в ходе жестких столкновений с предпринимателями, что, естественно, вело к перманентной напряженности в обществе. Государство лишь к концу века стало отходить от концепции «ночного сторожа», согласно которой оно не должно было вмешиваться в отношения между рабочими и предпринимателями. Нежелание государства разрабатывать позитивную рабочую политику вело к тому, что в сфере трудовых отношений накапливался конфликтный потенциал, угрожавший взорвать базовые устои буржуазной цивилизации.

Если трудовые отношения превращались в источник постоянных и весьма опасных конфликтов, то увеличение доли среднего класса в социальной структуре, несомненно, стабилизировало общество. Важно иметь в виду, что средний класс включает не только предпринимателей, но и интеллигенцию. Имея определенную собственность, этот слой не был заинтересован в радикальном сломе существовавшего правопорядка, ибо в нем у него была своя сравнительно устойчивая ниша. С другой стороны, стремление защитить эту нишу от превратностей судьбы, по возможности укрепить и улучшить свой статус, побуждало идеологов среднего класса добиваться реформирования общества с целью устранения наиболее одиозных социальных язв. Именно в этой среде постепенно выкристаллизовалась мысль о том, что если государство не станет активно влиять на социальный климат, то ожидать стабильности не придется, а без этого рассчитывать на устойчивый прогресс невозможно. Такое своеобразное сочетание статичности и динамики в менталитете среднего класса делало его главным заинтересованным лицом в упрочении гражданского общества.



Сложные и весьма болезненные процессы разворачивались в аграрном секторе экономики ведущих стран. Начиная с 70-х годов прошлого века его поразил затяжной кризис. Развитие транспорта привело к тому, что заметно облегчилась и удешевилась доставка сельскохозяйственной продукции в Европу из Канады, Аргентины, Австралии и из западных штатов США. Мелкие крестьяне европейских стран, попав под жесткий пресс конкуренции со стороны дешевых заокеанских продуктов, разорялись и вынуждены были продавать свои участки и пополнять ряды наиболее бедной части городского населения.

Те же, кто смог выдержать первый натиск заокеанской продукции, вынуждены были срочно перестраивать свое хозяйство, повышать его производительность за счет внедрения новейших технологий, переориентации на новые запросы рынка. Выжившие в этой острейшей конкурентной борьбе хозяйства становились все более тесно интегрированными в общую экономическую систему, и, таким образом, разрыв между двумя основными отраслями экономики, унаследованный от традиционного общества, начал постепенно преодолеваться. Это был весьма болезненный процесс, не раз сопровождавшийся резкими всплесками острых социальных столкновений. Не случайно во многих странах в последней трети XIX века наибольший заряд радикализма был заложен именно в аграрных движениях протеста выступавших за равноправие сельского хозяйства, т. е. за то, чтобы государство целенаправленно помогало фермерам в борьбе с конкурентами, прежде всего с банками, железнодорожными компаниями, посредническими фирмами. Однако, поскольку государство в тот период, как правило, ориентировалось на интересы финансовой олигархии, эти требования не получали поддержки и проблемы аграрного сектора долгое время оставались в ряду важных факторов, дестабилизировавших общественное развитие.

В последней трети XIX века произошло огромное расширение международного товарообмена. Стремительная индустриализация резко расширила емкость внутреннего рынка ведущих стран мира. Во много раз вырос спрос на уголь, сталь, машины, транспортное оборудование, сырье, продовольствие и т. д. Это детерминировало рост внешней торговли. Несмотря на увеличение емкости рынка, борьба за контроль над национальными рынками становилась все более жесткой. Для вытеснения конкурентов заинтересованные стороны стали использовать все новые и новые средства. Одним из самых распространенных стал демпинг, т. е. импорт тех или иных товаров по явно заниженным ценам, для того чтобы таким путем подавить сопротивление местных производителей данной продукции, занять рынок, а уже затем диктовать свои условия. Это порождало ответную реакцию: на смену «свободной торговле» идет протекционизм, т. е. защита внутреннего рынка от иностранной продукции с помощью различных ограничительных мер, которые проводит государство. Введение жестких протекционистских мер не раз приводило к резкому обострению межгосударственных отношений, которое выливалось в так называемые «таможенные войны».

Рост международной торговли, развитие транспортной инфраструктуры, завершение раздела мира – все это усиливало и ускоряло процесс становления единой системы мирового хозяйства. Общая тенденция развития сводилась к тому, что замкнутые, разобщенные национальные хозяйственные единицы постепенно скреплялись в органично взаимосвязанную и взаимозависимую систему, что безусловно стало оказывать все более серьезное воздействие на внутреннюю эволюцию каждого из элементов этой глобальной системы. А это, в свою очередь, начало во все большей мере влиять на политическую ситуацию в ведущих государствах, на характер межгосударственных отношений, на положение дел на периферии системы международных отношений.

Естественно, что эти общие для наиболее развитых стран факторы социально-экономических отношений в каждой конкретной державе – Англии, Германии, США, Франции и др. – имели свою специфику, свои национальные особенности. Так, например, наиболее быстрыми темпами создание крупных финансовых структур нового типа шло в США и Германии. Их символами стали гигантские американские корпорации «Стандард Ойл» и «Стальной трест», немецкий концерн Круппа. Безусловно, и в Англии, и во Франции также возникли объединения подобного рода (достаточно, например, упомянуть концерн Шнейдер-Крезо), но бесспорными лидерами в этом процессе оставались именно США и Германия.

К появлению концернов и трестов в разных странах относились по-разному. Особенно бурные дискуссии по поводу роли новых объединений развернулись в США. Именно там антимонополистическое движение приобрело наибольший размах. Его участники полагали, что образование трестов, монополизировавших целые отрасли промышленности, было не результатом естественных процессов, разворачивавшихся в сфере экономики, а следствием «преступного заговора» группы олигархов, подрывавшего устои «американской системы», в первую очередь, одну из ее основ – свободу конкуренции. Эти идеи получили яркое отражение в весьма популярных в США того времени трудах Э. Беллами и Г. Ллойда, в платформе, созданной в начале 90-х годов популистской партии. Не удивительно, что самые различные социальные силы настойчиво добивались роспуска трестов. Под их давлением в 1890 г. Конгресс США принял закон Шермана, декларировавший, что «объединения в форме треста или любой другой форме… с целью ограничения коммерции или торговли между штатами или иностранными государствами объявляются незаконными».

Общим для всех наиболее развитых стран Запада было становление основ гражданского общества. Однако темпы этого процесса были в разных странах далеко не одинаковыми. В США и Англии основы гражданского общества – устойчивая партийная система, механизм выборов и местного самоуправления, разветвленная сеть различных общественных организаций, выполняющих роль групп давления, и другие его атрибуты уже сложились и функционировали достаточно стабильно. В этих странах речь шла о совершенствовании его структуры, повышении общей эффективности, устранении отдельных атавизмов прошлого. Так, в США особенно большую проблему представлял «южный вопрос». Дело в том, что, хотя в результате Гражданской войны рабство и было уничтожено, южанам позднее удалось легитимизировать систему расовой сегрегации, узаконивавшую неравноправное положение негритянского населения в сфере социально-экономических отношений. По существу на Юге были законсервированы многие пережитки прежних порядков, и это создавало серьезные проблемы на пути дальнейшего развития американского общества. В Англии большие сложности представлял вопрос о предоставлении самоуправления Ирландии. Он не раз вызывал острые политические кризисы, смены кабинетов, расколы в ведущих партиях. И тем не менее в обеих этих странах гражданское общество стало реальностью.

Гораздо сложнее ситуация в этом плане была в Германии и Франции. Во Франции лишь к началу 90-х годов, после провала попытки Буланже ликвидировать республиканские институты, завершилась дискуссия об оптимальной форме государственного устройства – был сделан окончательный выбор в пользу республики. Лишь после этого можно было говорить об утверждении в стране основ гражданского общества. На его облик большое влияние оказывали два разноплановых фактора: память о катастрофе 1870 г. и весьма популярная среди французов самых разных социальных групп идея реванша, консолидировавшая общество – и широко распространенный со времен Великой французской революции лозунг социальной справедливости, вступивший в резкую дисгармонию с реальной действительностью и в силу этого дестабилизировавший общество. На волне борьбы за социальную справедливость в 1880 г. возникла Французская рабочая партия, ставившая своей целью переустройство общества на социалистических принципах, причем ее радикальная часть вела речь о полном сломе существовавшей системы. Популярность и влияние новой партии быстро росли, она превращалась в заметную силу, и перед правящей элитой остро стоял вопрос: как строить взаимоотношения с ней? Вплоть до конца XIX века превалировала точка зрения, согласно которой единственно возможным вариантом решения этой проблемы было силовое подавление социально-политического инакомыслия. Однако в этом случае значительная часть общества лишалась возможности пусть опосредованно, но все же принимать участие в политическом процессе. Очевидно, что подобная ситуация не только не повышала общественную стабильность, но, наоборот, серьезно дестабилизировала общество. Лишь в самом конце XIX века в правящей элите наметилась переоценка ценностей в этой сфере. Начиная с «казуса Мильерана» в 1899 г., когда впервые представитель социалистов был приглашен в правительство, власти стали стремиться к тому, чтобы интегрировать социалистов в политическую систему.

Еще сложнее становление гражданского общества происходило в Германии, где еще предстояло решить ряд важных общедемократических задач, прежде чем переходить к отработке норм и принципов функционирования подобного общества. В Германии особенно бросалось в глаза противоречие между уровнем развития экономики (по базовым показателям в этой сфере Германия находилась на передовых позициях) и состоянием социально-политической сферы, где сохранялось немало пережитков прежней эпохи. Этот дисбаланс оказывал большое воздействие на долгосрочные тенденции в развитии германского общества.

При всех зигзагах и национальных особенностях, те базовые изменения в сфере социально-экономических отношений, о которых шла речь выше, все более решительно пробивали себе дорогу и начинали все ощутимее влиять на остальные стороны развития западной цивилизации.

Формирование основных идейных концепций «индустриального общества»

Многогранные изменения, характерные для общественного развития второй половины XIX века, постоянно ставили перед общественно-политическими деятелями массу новых сложных проблем. Это заставляло политиков-практиков, общественных деятелей, ученых-обществоведов интенсивно искать ответы на новые злободневные проблемы строить прогнозы по поводу будущего человеческой цивилизации, анализировать уроки прошлого. В ходе этих поисков выкристаллизовывались основные идеологические концепции, которые стали определять параметры идейно-политической борьбы в ведущих государствах мира.

Наибольшим влиянием на Западе пользовались либеральные идеи. Это особенно относится к США и Англии. Именно там либеральные ценности получили наиболее полное воплощение на практике, именно там они постоянно оттачивались и модернизировались. Своими корнями либерализм, как, впрочем, и большая часть других форм современной идеологии, уходит в эпоху Просвещения. В XIX веке идеи просветителей получили дальнейшее развитие. С точки зрения сторонников либеральной доктрины, главной, основополагающей ценностью в жизни человечества являлась свобода. Либерализм XIX века во главу угла ставил свободу индивида. Естественно, возникает вопрос, как согласовать индивидуальные свободы с интересами общества в целом. Для идеологов либерализма Д. Бентама, Д. Милля, Г. Спенсера вопрос решался однозначно: индивид выше общества и все, что приносит пользу отдельной личности, будет полезно обществу. Идеи индивидуальной свободы и равенства возможностей, изначально нацеленные на борьбу с пережитками феодализма, постепенно стали использоваться для обоснования и оправдания тех крупных изменений в сфере социально-экономических отношений, которые имели место в последней трети XIX века.

В условиях приоритетности прав индивида над интересами общества в целом главным регулятором отношений между людьми являлась конкуренция. Жизнь рассматривалась либералами как постоянное состязание, и задача государства заключалась в том, чтобы обеспечить равные стартовые возможности для его участников. Дальше все решает конкуренция, она все расставляет по полочкам. Либералы были последовательными сторонниками идеи общественного прогресса. Вся история рассматривалась ими как непрерывное поступательное движение к более совершенным формам организации общества. При таком подходе, во-первых, рациональное обоснование получали новейшие для того времени тенденции в социально-экономической сфере. Именно они становились главным мерилом прогресса: тот, кто дальше продвинулся по пути индустриализации, автоматически превращался в более прогрессивную страну. Во-вторых, за западной цивилизацией прочно закреплялся статус самой передовой, и распространение ее влияния на остальной мир соответственно становилось делом первостепенной важности.

Ясно, что подобные характеристики тогдашнего либерализма вполне устраивали правящую элиту ведущих государств, и не удивительно, что в этой среде либеральные идеи пользовались большой популярностью. Сложнее обстояло дело с быстро растущим средним классом. С одной стороны, идеи индивидуальных свобод, равенства возможностей, конкуренции, прогресса находили у его представителей безусловный позитивный отклик, и в середине века эта социальная группа являлась важным элементом той электоратной базы, из которой черпали поддержку политики либерального толка. Однако по мере того, как командные высоты в экономике занимали представители финансовой олигархии, становилось все очевиднее, что вступление западной цивилизации в новую фазу развития ведет к определенному ухудшению статуса среднего класса. Принцип саморегуляции общества, от которого отталкивались во всех своих рассуждениях либералы, в новых условиях явно не работал. И этого не могли не видеть представители гуманитарной интеллигенции, «мозгового центра» среднего класса. В этой среде шло интенсивное осмысление многочисленных изменений, происходивших в обществе, и того, как на все это должна реагировать либеральная идеология.

Основным оппонентом либерализма века стал марксизм. Его ключевые положения были изложены в популярной форме еще в 1848 г. в «Манифесте коммунистической партии», написанном К. Марксом и Ф. Энгельсом, а затем получили развитие в ряде их фундаментальных трудов. Маркс и Энгельс были не только теоретиками. Много сил и времени они уделяли пропаганде своих идей. В 1864 г. они создали I Интернационал, который имел секции почти во всех европейских странах и США. Позднее на их базе возникли национальные социалистические или социал-демократические партии, объединившиеся в 1889 г. во II Интернационал. К концу века они превратились в массовые организации, игравшие в ряде стран (прежде всего в Германии, Франции, Италии) весомую роль в политической жизни. В чем суть той платформы, на базе которой они строили свою деятельность? Марксизм являлся радикальной реакцией на бурное развитие буржуазных отношений. Если либералы делали акцент на позитивную сторону этого процесса – технический прогресс, рост общественного богатства, улучшение качества жизни, расширение демократических свобод и т. д., то марксизм упирал на то, что в капитализме имманентно заложены антагонистические противоречия, которые неизбежно должны взорвать существующую систему. Марксизм справедливо указывал на многие негативные моменты, сопровождавшие развитие буржуазных отношений: социальную несправедливость, жесточайшую эксплуатацию лиц наемного труда, поляризацию социальной структуры общества, тяжелейшие условия жизни низов общества и порождаемые этим нищету, пьянство, воровство, проституцию и т. д. Если либералы полагали, что существующий правопорядок можно улучшить путем реформ, то марксисты были твердо убеждены: улучшить капитализм невозможно, следовательно, существующий правопорядок необходимо уничтожить, и эту миссию должна выполнить партия рабочего класса, опирающаяся на марксистскую идеологию. Таким образом, если либералы выступали за эволюционный вариант развития общества, то сторонники марксизма являлись поборниками революционного способа реализации идеи общественного прогресса.

Реалии западной цивилизации второй половины XIX века давали немало фактов, подтверждавших теоретические выкладки Маркса. И все же жизнь оказалась сложнее схем. Как только сторонники нового подхода к решению стратегических задач по переустройству общества перешли от теории к практике, им сразу же пришлось столкнуться с целым комплексом сложнейших вопросов: как эффективнее вести борьбу за реализацию своих программно-целевых установок, как строить отношения с существующими органами власти и другими партиями, какой должна быть конкретная тактика их собственной партии и многое другое. На все эти вопросы предстояло найти ответы экспериментальным путем, в ходе повседневной политической борьбы.

Включение сторонников марксистских идей в политическую борьбу поставило на повестку дня вопрос об интерпретации базовых положений теории Маркса. К концу XIX века выяснилось, что в партиях II Интернационала существует несколько течений, которые, считая себя последователями Маркса, по-разному трактовали суть тех изменений в обществе, которые произошли в последней трети XIX века, и соответственно по-разному видели задачи социалистического движения. Так, Э. Бернштейн, видный деятель германской социал-демократической партии, прямо заявил, что со времени зарождения марксизма мир серьезно изменился и, следовательно, настал момент для переосмысления и ревизии базовых положений марксизма, его оценок перспектив развития капитализма и будущего человеческой цивилизации. Его последователей, имевшихся практически во всех партиях II Интернационала, стали называть ревизионистами.

Они полагали, что за полвека, прошедших с выхода в свет «Манифеста коммунистической партии», капитализм доказал, что способен развиваться эволюционным путем и постепенно модернизироваться. Следовательно, задача теперь состояла не в том, чтобы единовременными усилиями перевести общество в качественно иное состояние, а кропотливым трудом добиваться реформирования общества, продвигая его таким образом по пути прогресса в сторону большей социальной справедливости. И последнее звено в цепочке его рассуждений – партиям II Интернационала следует интегрироваться в существующую политическую систему, чтобы, работал вместе с другими социально-политическими силами, добиваться проведения реформ.

На роль главного оппонента ревизионистов быстро выдвинулся представитель российской социал-демократии В. И. Ленин. Он не отрицал того, что капитализм за полвека, прошедших с момента появления «Манифеста», заметно трансформировался, но полагал, что изменения не меняют его сущности. Реформировать его невозможно, утвердить социальную справедливость можно только уничтожив базовые устои общества, основанного на частнособственнических отношениях, – в этом В. И. Ленин был твердо убежден. Отсюда вытекали и задачи социалистического движения: вести работу по подготовке революционного переустройства общества. Свою концепцию в полном объеме В. И. Ленин сформулировал уже позднее, в первые десятилетия XX века, но уже тогда в партиях II Интернационала наметился раскол, позднее приведший эту организацию к распаду. Безусловно, палитра мнений в социалистическом движении была сложнее, однако мировоззрение тех, кто занимал промежуточную позицию, формировалось из сочетания этих двух подходов к сути тех процессов, которые разворачивались в обществе.

Помимо либерализма и марксизма определенным влиянием в ведущих странах Запада пользовались представители консервативной идеологии. Одним из основоположников современного консерватизма по праву считается Э. Бэрк, живший в конце XVIII века. Опыт революций в Европе привел его к выводу, что бурный общественный прогресс может привести к утрате основополагающих традиций и ценностей. Их сохранение являлось, по его мнению, главной предпосылкой нормального функционирования любого общества. Отсюда и название этого течения – консерватизм (охранять, сохранять). Бурные события первой половины XIX века не только еще больше убеждали последователей консервативных постулатов в мнении о необходимости укрепления устоев традиционного общества, но и пополняли их ряды за счет представителей самых различных социальных групп, которых стремительные изменения всех сторон жизни общества выбивали из привычного ритма.

В среде консерваторов существовали различные оттенки, по-разному трактовавшие вопрос о том, что следует рассматривать в качестве оптимального варианта общественного устройства. Тем не менее к концу XIX века консерватизм уже безусловно стал одной из разновидностей буржуазной идеологии и четко действовал в этих рамках. У него появилась собственная ниша. Консерваторы, подобно либералам, признавали ценность свободы, причем в иерархии свобод на первое место безусловно ставилось право на свободное обладание и распоряжение собственностью. Однако, в отличие от либералов, являвшихся рьяными сторонниками общественного прогресса, который позволяет решать все проблемы, консерваторы скептически относились к возможности построения рациональной модели общества, ибо общество состоит из людей, а человек от природы существо несовершенное и неразумное. Следовательно, рассчитывать на якобы имманентно заложенную в обществе способность к саморегуляции и самокритике не приходится. Лишь при наличии четких ограничительных установлений, проводимых в жизнь государством, можно избежать сползания к хаосу и анархии, сохранить традиционные ценности, без которых общество обречено на деградацию.

Эти три базовые разновидности идеологии присутствовали практически в любой из развитых стран. Естественно, у либерализма, марксизма и консерватизма были, наряду с общими, генетическими для этого вида общественно-политической мысли признаками, свои национальные особенности. Разным был и удельный вес этих концепций в общественно-политической жизни ведущих стран Запада. Но именно их борьба, их сложное взаимодействие определило динамику развития западной цивилизации, особенности перехода ее в стадию «индустриального общества».

Напрямую зависят от содержания социальной политики и эффективного государственного управления. На сегодняшнее время кризис охватил все сферы мирового сообщества, в том числе и социальную модель развития общества. Для преодоления кризиса и его последствий, необходимо обозначить новые пути решения и новые цели социального ориентирования. Как показывает история, уже принимались решения, создающие политические, экономические и социальные институты, но реализация их была длительным процессом. Тенденции социального развития должны быть направлены на создание таких условий, при которых люди могли бы зарабатывать, а государство смогло бы поддерживать социально незащищенную часть населения, при этом способствовать тому, чтобы меньше людей нуждались в этой поддержке. К сожалению, ранок, как главенствующая структура, будет всегда порождать социальную дифференциацию. Следовательно, бедные будут всегда и другого рынка не будет.

Поиск новой модели социального развития ищут по сочетаниям уже существующих моделей. С каждым днем возрастает необходимость поиска и реализация новых принципов, когда справедливость будет являться стимулом эффективности человеческого развития, а не его тормозом.

Можно выделить и подробно рассмотреть основные параметры тенденции социального развития. Основой развития государства и успешного экономического роста является социальная консолидация. Социальная консолидация включает в себя процесс налаживания механизмов взаимопартнерства между социальными группами, формирование нормативных границ поведения этих групп и механизмы ответственности установленных рамок. При этом возрастает необходимость расширения базы социальной поддержки государства: сохранение безопасности, рост уровня жизни.

сконсолидирующим потенциалом способны объединить усилия различных социальных групп и выбрать наиболее эффективную стратегию, при которой формируется контакт между государством и обществом, а так же институты легитимности государства и собственности.

Формирование массового среднего класса является динамикой тенденции социального развития. Оно должноосуществляться при грамотной стратегии развития государства, в основе которого лежит принцип, обеспечивающий благосостояние для большей части общества. К таким стандартам относятся: качественное жилье, образование и здравоохранение.

К сожалению, большая часть населения мира живет в состоянии перманентной нищеты. Происходит разница не только между уровнями дохода, но и моральными ценностями. Все это подрывает основу государства.

Двухполярная сегментация способна привести к расколу общества, поэтому остро стоит проблема ускоренного образования слоя людей со средним достатком. Тенденции социального развития среднего класса послужит основой системы для предотвращения негативных явлений социального раскола в государстве. Практика показывает, что в наличие государства уже никто не нуждаться. Бедные, потому что оно не может удовлетворить их потребности, а богатые воспринимают его как фискальное начало.

Сложившаяся ситуация заставляет сделать выбор между моделями поведения государства по отношению к обществу. Это может быть путь государственного патернализма, при котором жизненный уровень населения поддерживается за счет государства, или путь субсидиарного государства, при котором государство оказывает минимальную поддержку. В чистом виде не одна из моделей не может быть реализована на сегодняшний момент, но тенденции социального развития будут зависеть от этого выбора.

Тенденции социального развития можно сформулировать в десяти параметрах социально- ориентированного развития.

Во-первых, количественный, которых показывает количество созданного и распределенного валового продукта в зависимости от социальных критериев, а не от рыночных. Этот вопрос трудно решается и ответы на него находятся в области альтернативной экономики.

В настоящее время принципы альтернативной организации социальной и экономической жизни приблизились. Это связано, прежде всего, с уменьшением негативного влияния финансово-экономического кризиса.

Второй параметр тенденции социального развития – это становление гражданского общества, которое возлагает на себя часть функций государства. Здесь существует некоторая закономерность: высокий уровень социализации государства приводит к активным действиям социально-регулирующей системы и уменьшению числа государственных чиновников, а также расходы на их содержание. Вместе с тем снижается уровень коррупции.

В частности, это означает то, что в качестве источника доходов для реализации социальных программ следует использовать налоги на роскошь, финансовые спекуляции и посредническую деятельность. Здесь остро возникает вопрос о наличии прогрессирующего подоходного налога. Считается, что прогрессия подоходного налога подрывает мотивацию предпринимательской деятельности. Но так, как, предприниматель является высококвалифицированным работником и приоритетным для него остается его репутация, то этот налог затронет только слишком богатых людей и не причинит вред интересам предпринимателя.

Четвертый параметр тенденции социального развития - это обеспечение и реализация социальной поддержки. Ключевым моментом является гарантированное получение жизненных благ, образования, здоровья, жилья. В условиях социально-ориентированного развития доходы населения должны превышать установленный уровень прожиточного минимума.

Многие считают, что социальное государство состоит преимущественно из пенсионеров и безработных, то есть тех, кто находиться на содержании у государства за счет трудящегося слоя населения. В этом есть своя истина. Эту ситуации может изменить новая модель социально-ориентированного развития.

В решении вопроса пособий по безработице следует рассматривать программируемую переквалификацию работников.

Создание новых рабочих мест должно осуществляться не только при помощи частного бизнеса и созданием для него налогового послабления, но и при наличии программ повышения квалификации и переподготовки, а также при помощи институтов гражданского общества. Здесь появляется возможность в создании новых рабочих мест в наиболее передовых отраслях экономики.

Общественно-государственные ресурсы не могут быть использованы для обогащения отдельных лиц. Государство не должно поддерживать проигравших в рыночной борьбе собственников. Его целью является решение проблем работников и социальная безопасность.

Пятый параметр тенденции социального развитияэто существование развернутой системы социальных нормативов.

Шестой параметр тенденции социального развития – это эффективное развитие социального бизнеса и социального взаимопартнерства.

Что касается первого, то здесь главная мысль заключается не только в соблюдении рыночных законов. В более широком смысле, это означает принятие на себя обязательств по отношению к своим работникам, государству, обществу, а также ограничение своих рыночных интересов. Здесь речь идет, во-первых, о взаимопартнерстве работников и управляющего персонала, вплоть до участия первых в контроле и управлении. Во-вторых, о прозрачности информации всех доходов от работников до членов совета директоров. В-третьих, ограничение уровня дифференциации доходов. В - четвертых, распределение сверхнормативной прибыли на решение социальных, экономических и культурных проблем.

В Скандинавии можно наблюдать один интересный момент. Если на улице появляется бизнесмен на очень дорогой машине, то его, как правило, принимают за одного из главарей преступной группировки. Бизнесмен на велосипеде, напротив, вызывает доверие и уважение. Ключевой смысл этого состоит в том, чтобы показать и объяснить, что ездить на роскошной машине – стыдно, потому что человек, сидящий за рулем, не понимает, сколько можно было бы сделать на эти деньги. Хотя найдутся сторонники, которые скажут, что на заработанные деньги человек вправе сам решить на чем ему ездить.

Седьмой параметр тенденции социального развитияпредпочтение приоритетного международного и национального общества по отношению к политическим структурам и корпорациям.

Одним из главных вопросов выступает возможность влияния капитала не на политику, а на неправительственные организации, и социальные движения, тем самым ослабляя роль профессиональных политиков и государственных структур. Здесь проблема заключается в последовательном сокращении давления на политический процесс идеологического и политического манипулирования. Белее шире – на политические технологии, суть которых, заключается в производстве товара (отданные за партию или кандидата голоса) из сырья (электората) при помощи капитала корпоративных структур и политтехнологов. Все это подрывает демократию, то есть процесс волеизъявления. Превращает индивида в пассивный объект манипулирования и приводит к подрыву основ гражданских прав. Вот поэтому, обеспеченность социально-ориентированного развития предполагает последовательное постепенное вытеснение политического производства и развитие демократических принципов самоуправления и самоорганизации граждан. Интересы последних должны стать основными для социально-ориентированного развития.

Восьмой параметр тенденции социального развития – это жесткие экологические приоритеты. Принцип этого параметра заключается в том, чтобы акцент делался не на защиту окружающей среды от негативных последствий технологического прогресса, а на поиск альтернативы существующей социально-экономической, политической и технологической структуре, как принципиально а-экологичной. В результате будет наблюдаться переход от использования экологических ограничений к применению экологически-альтернативных моделей.

На сегодняшний день реализация такого решения не может найти массовой поддержки.

Девятый параметр тенденции социального развития заключается в общедоступности образования. Образование – это общественное благо, которое с социальной точки зрения является товаром, обеспечивающее воспроизводство социума. Оно должно формировать нравственно-ответственную личность. С другой стороны, образование – это та сфера, которая основана на знаниях, и создает ресурсы постиндустриального развития – креативные качества человека. Для обеспечения, в рамках общественно-государственного финансирования бесплатного, качественного и доступного образования, выступает эффективное долгосрочное социальное инвестирование.

Десятый параметр тенденции социального развития – это становление культуры, обеспечивающей гармоничное развитие личности.

На сегодняшний день выбор стратегии и модели социально-ориентированного развития может оказаться проигрышным в условия глобализации, так как глобализация это объективный процесс и его не остановишь. Нужна консолидация всего общества, направленная на развитие и восстановление справедливого, демократического государства с помощью разработки и реализации целевых программ возрождения.