Осаго — это обязательное страхование

У владельцев автотранспортных средств введение программы страхования ОСАГО вызвало разногласия.

Одни с воодушевлением поддержали почин государства, другие открыто высказали свое несогласие, хотя большинство стран успешно применяют такого рода страхование. Как правило, оно обеспечивает надежную защиту граждан, которые пострадали от дорожно-транспортного происшествия.

Законодательная база

Законодатель издал закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в конце апреля 2002 года за номером 40-ФЗ. сообразно его предписаниям в обязанность каждого автовладельца входит осуществление страхования гражданской ответственности.

Мера принята с определенной целью, которая заключается в обеспечении защиты прав и интересов пострадавших в результате ДТП лиц.

Указанный выше закон обязует страховщика возместить ущерб, который был нанесен жизни, здоровью либо имуществу пострадавших в аварийной ситуации лиц. Как правило, страхование жизни не обязательно, но по большей части страховые компании вынуждают клиентов застраховать свою жизнь. Оно идет в качестве дополнительной страховки к ОСАГО, поэтому оплачивается отдельно.

Действующие правила


По общепринятым правилам страховщик лишен возможности отказа лицу, который обратился к нему с заявлением об оказании услуги. Данная норма предусмотрена содержащим правила ОСАГО актом, являющимся одним из основных действующих законодательных протоколов. Они регулируют нормы, в соответствии с которыми пострадавшей стороне выплачивается компенсация ввиду наступления страхового случая.

Стороны договора ОСАГО должны соблюсти правила в обязательном порядке, иначе страховая компания подвергается к применению административного наказания. «Правила» утверждены постановлением правительства РФ № 263, последняя редактура которого была опубликовано 26 августа 2013 года. В акте дано определение объекта страхования, возникновение страхового случая, изложены типовые условия.

Страховка позволяет получить пострадавшему лицу некую страховую сумму, которую обязуется выплатить страховая компания . Таким образом, она возмещает ущерб, который был причинен жизни, здоровью либо имуществу пострадавшего лица. услуга оказывается за обозначенную в договоре плату при условии возникновения предусмотренной правилами страхового случая.

Ее размер оговаривается предварительно сторонами, поэтому она указывается в договоре.

Страхователь может увеличить размер страховой суммы за счет дополнительного страхования гражданской ответственности в добровольном порядке. Сообразно правилам вносится доплата, позволяющая повысить основную страховую сумму. Государство следит за установлением стоимости полиса ОСАГО, поэтому оно ввело ограничения по размеру страховой суммы, способствующие снижению стоимости.

ОСАГО это обязательное страхование


Предметом страхования являются имущественные интересы граждан, связанные с риском ответственности управления автотранспортным средством. Внедрение страхования ОСАГО продиктовано необходимостью применения некой социальной меры в отношении автовладельцев. Она ориентирована на реализацию финансовых гарантий, позволяющих покрыть убытки, нанесенные в результате дорожно-транспортного происшествия.

Обязательное страхование автогражданской ответственности владельцев транспортных средств относится к одному из финансовых инструментов, повышающих безопасность дорожного движения.

При его осуществлении страховая компания возлагает на себя обязательства по возмещению убытков пострадавших от ДТП лиц. Ущерб покрывается в пределах назначенной страховщиком выплаты.

При этом ее размер в соответствии с нормативами Федерального закона «Об ОСАГО» составляет:

  • за нанесенное увечье жизни и здоровью любого пострадавшего — 500 тыс. рублей ;
  • за поврежденное имущество по полису, приобретенному с начала октября 2014 года — 400 тыс. рублей .

Страховая компания выдает полис ОСАГО, который должен хранится вместе с документами на автотранспортное средство. При первом требовании сотрудника ГИБДД автовладелец должен предъявить ему полис ОСАГО. При его отсутствии на него налагается штрафная санкция, производится арест автотранспорта с последующей его отправки на штрафную автостоянку.

Полис ОСАГО не предоставляет гарантии автовладельцам, если автотранспортное средство было украдено либо его повредили. По истечении срока действия полиса следует хранить его на протяжении 5 лет . В указанный промежуток времени полис может оказать влияние на стоимость осуществления страхования по программе ОСАГО.

Каждый автовладелец обязан иметь полис ОСАГО, чтобы:

В полисе указывается лицо, которое наделено правом управления автотранспортом. В него должны быть занесены личные данные водителя автотранспорта. Если к управлению автотранспортом допускается несколько лиц, то в обязательном порядке указываются их персональные данные. При этом в полисе проставляется запись «без ограничений».

Сроки действия полиса


Сообразно указаниям Федеративного закона «Об ОСАГО», а именно статьи 10 срок действия полиса составляет один год. По его истечению он подлежит обязательному продлению, поэтому заинтересованные стороны заключают договор страхования на один год.

Если иностранные граждане пользуются личным автотранспортным средством на территории Федерации, то они обязаны оформить временный полис ОСАГО.

Его минимальный срок составляет пять суток, исчисляемых по календарю.

Порядок оформления


Автовладелец должен подать заявление в страховую компанию заявление, на основании которого осуществляется оформление договора ОСАГО. Оно должно производиться в наиболее доступной для клиента форме, чтобы он смог в краткие сроки получить полис ОСАГО. Многие страховые компании создали удобства для клиента, поэтому они работают без соблюдения четкого режима по времени.

Заключение договора ОСАГО можно осуществить:

  • в офисе выбранной автовладельцем страховой компании;
  • в автосалоне, авторынке, передвижных пунктах автострахования, которые находятся в районе расположения ГИБДД;
  • посредством официальных сайтов страховщика, которые размещены в сети интернет.

Страховые компании производят доставку полиса в места, указанные клиентами, в часы, которые они назначили. Как правило, страховые брокеры помогают клиентам, подбирая для них оптимальные варианты осуществления процедуры страхования, которые отвечают их требованиям.

Оформление полиса ОСАГО производится в следующей последовательности:

  • заполнение ;
  • предоставление требуемых страховщиком документов для рассмотрения;
  • осуществление страховой компанией данных, содержащихся в заявлении;
  • оформление и выдача на руки полиса ОСАГО страховщиком;
  • совершение проверки страхователем подлинности полиса ОСАГО;
  • проведение переговоров заинтересованными сторонами, в результате которого заключается договор ОСАГО. Он должен быть завизирован сторонами в обязательном порядке;
  • производство оплаты полиса ОСАГО с дальнейшим представлением квитанции страховщику.

Пакет документов можно лично подать в страховую компанию либо отправить его по электронной почте.

Оплата полиса ОСАГО совершается автовладельцем наличным либо безналичным расчетом. Как правило, выбор способа оплаты страховщик оставляет за собой. Он не предъявляет особых условий к заполнению бланка заявления, которое выдает страховая компания.

Необходимая документация


Для заключения договора ОСАГО автовладельцу следует подать в страховую компанию ряд документов, в число коих входит:

Каждый страхователь за предъявленные им документы несет личную ответственность. Обязательным условием является предъявление документов в полном объеме. Кроме того, они должны содержат достоверную информацию. В противном случае страхователю будет отказано в выдаче полиса ОСАГО.

Изменения и поправки

Масштабная модернизация действующей законодательной базы по страхованию ОСАГО началась производиться со второй половины 2014 года. В результате проведенных мероприятий были введены изменения, которые обрели законную силу.

В их число входит:

  • применение способа безальтернативного возмещение убытков, по которому участник дорожно-транспортного происшествия лишен возможности обращения в выбранную им страховую компанию. Пострадавшее лицо должно обязано подавать заявление о возмещении убытков в свою компанию;
  • увеличение лимита выплат по европротоколу при условии заключения договора страхования после вступления в законную силу новых правил. Документы должны быть поданы участниками ДТП в страховую компанию в продолжение пяти рабочий дней после его совершения;
  • установление законодателем списка банков, куда могут страховые компании обращаться для хранения свободных денежных средств;
  • определение ответственности страховой компании, которая принуждает клиента брать дополнительные виды услуг, необоснованно отказывает в заключение договора ОСАГО. На страховщика налагается штрафная санкция в размере 50 000 рублей за допущение указанных правонарушений.

Под процедурой « » понимается составление участниками документов о произошедшем дорожном происшествии без участия сотрудников ГИБДД. Они должны детально описать происшествие, приложить к нему фотографии, свидетельские показания, контактные данные свидетелей дорожного происшествия.

И в заключении следует отметить, что страховая компания предоставляет право выбора клиентам формы удовлетворения возмещений. Мера позволяет в полном объеме обеспечить защиту их прав и интересов, урегулировать вопрос о понесенных убытках. Автовладельцам во избежание неприятностей надлежит застраховать свою гражданскую ответственность.

Страховой полис ОСАГО является документом, подтверждающим договор, заключенный между авто-владельцем и страховой компанией, на основании которого данная страховая контора обязуется возместить предусмотренную часть ущерба, который будет нанесен авто-владельцем в результате ДТП при условии, что данный авто-владелец будет признан виновником этого ДТП.

Страховая фирма обязуется полностью возместить каждый страховой случай, возникший во время действия полиса, т.е. количество возмещаемых страховых случаев по одному полису не ограничено.

«Покупка» страхования ОСАГО входит в набор первых действий, которые необходимо выполнить при приобретении нового автомобиля, так как без данного полиса никто не имеет права водить машину, в противном случае данные действия станут противоречить соответственным нормативным актам, а именно – Федеральному закону «Об ОСАГО».

Запрет на использование автотранспортного средства, владелец которого не является обладателем страхового полиса (то есть не застраховал его), напрямую указан в третьей статье вышеупомянутого законодательного акта.

Поэтому договор ОСАГО подлежит оформлению всеми автолюбителями на территории Российской Федерации.

Обоюдная защита

Вследствие заключения договора по такому виду страховки появляется эффект так называемой «двойной защиты» — от такого договора будет выигрывать и страховая компания, и потерпевшие ущерб автолюбители.

В идеале каждый водитель при помощи данного типа страхования защищает себя от непредвиденных финансовых потерь, которые связаны, во-первых, с восстановлением своего застрахованного автотранспортного средства, при условии, что он является стороной, потерпевшей в результате ДТП.

А во-вторых, согласно договору по ОСАГО, на страховщика переходит обязанность по возмещению всех рисков, связанных с нанесенным потерпевшей стороне вреда. Таким образом, ОСАГО, как вид обязательного страхования, направлен на защиту

Необходимые документы для получения полиса

Перечень может изменяться и дополняться во времени, поэтому проще всего уточнять его у представителей страховых контор.

Однако основными документами, необходимыми авто-владельцу чтобы приобрести полис ОСАГО, будут:

  1. Паспорт лица, которое заключает договор с выбранной страховой компанией, либо же паспорт лица, являющегося владельцем автотранспортного средства. В качестве паспорта принимается его копия, если данные владельца автотранспортного средства указаны в той доверенности, которая будет передавать право на управление автомобилем.
  2. Талон о прохождении автотранспортным средством технического осмотра. Данный талон должен иметь срок своего действия, который истечет не ранее, чем через полгода.
  3. Также необходимо водительское удостоверение того лица, которое будет допущено к управлению данным автотранспортным средством. Если согласно договора ОСАГО допуск к управлению автотранспортных средств предусматривается нескольким лицам, то в качестве подтверждающих документов подойдут ксерокопии их водительских удостоверений.
  4. Кроме того, компании, занимающейся таким видом страхования, необходимо представить регистрационные документы на автотранспортное средство, которое будет указано в договоре ОСАГО. Это, прежде всего, технический паспорт на данное транспортное средство, а также свидетельство о его регистрации.
  5. Если новый договор по ОСАГО будет заключаться в иной компании, нежели договор текущий, то для оформления нового полиса будет необходимо также приложить справку, которая называется «Сведения о страховании».

Такую справку выдаст та компания, в которой заключался текущий договор и выдавался настоящий полис. Такое подтверждение необходимо, чтобы получить или сохранить ежегодную скидку, которая предоставляется владельцу автотранспорта, либо же закрепляется за конкретным автомобилем в случае, когда полис ОСАГО предусматривает не замкнутый список водителей.

Вполне возможно, что на момент оформления нового полиса будет введена новая статистическая информационная система учета владельцев полисов ОСАГО, а значит, необходимость в подобном документальном подтверждении может отпасть.

Данный конкретный подпункт желательно уточнить у компании, предоставляющей свои услуг в области страхования автотранспортных средств.

Ниже приведены факторы, которые будут непосредственно влиять на саму стоимость предоставляемого страхового полиса по договору ОСАГО. Это, прежде всего:

  • Место регистрации автотранспортного средства, за которым будет закреплен полис ОСАГО
  • Категория данного страхуемого транспортного средства
  • Мощность установленного на автомашине двигателя
  • Промежуток времени, на протяжении которого данное автотранспортное средство использовалось
  • Количество лиц, которое будет допущено к управлению данным транспортным средством
  • Водительский стаж этих лиц, а также их возраст

Прямое урегулирование

Необходимо напомнить о вступивших в силу поправках к закону об ОСАГО. Они вышли в 2009 году, и теперь согласно им возможно осуществлять прямое урегулирование нанесенных в результате ДТП убытков.

Это означает, что потерпевшая в ДТП сторона может обратиться за возмещением причиненного ей ущерба не только в страховую компанию виновника ДТП, но уже напрямую в свою собственную контору, выдавшую страховой полис ОСАГО. Теперь стороны-участники ДТП по своему обоюдному согласию имеют право не вызывать представителей ГИБДД, однако, при таком способе урегулирования их страховое возмещение не может превысить 25000 рублей.

Опытные автомобилисты знают, что ситуация на дороге может складываться самым непредсказуемым образом. Причиной аварии может стать что угодно – внезапно выскочивший на проезжую часть пешеход, поломка одной из запчастей сложного автомобильного механизма или невнимательность самого водителя.

Как бы там не было, но виновник всегда должен возмещать нанесенный ущерб, к чему он обязывается согласно обязательному страхованию автогражданской ответственности или же ОСАГО.

Данный тип страхования имеет массу преимуществ, хотя и чреват своими недостатками. Многие даже не вникают в подробности того, какие права и привилегии дает данный документ, и воспринимают его как простую формальность перед страховщиками.

Для того, чтобы определенные нюансы ОСАГО не стали для Вас неожиданностью, мы посвятили данному виду страхования целую статью. В ней попробуем подробно разобраться не только в самом понятии, но и его видах, а также факторах, которые влияют на его стоимость.

1. ОСАГО: какой смысл кроется за аббревиатурой?

Данная аббревиатура расшифровывается как обязательное страхование автогражданской ответственности. Но ОСАГО – это формальное название, в народе его именуют «автогражданкой» (укр. – «автоцивілка»). Полис такой страховки должны иметь абсолютно все владельцы автотранспортных средств, к чему их обязует законодательство нашей страны. Но что же в этом случае является объектом страхования?

Согласно ноте закона, объектом ОСАГО является имущественные интересы владельца автомобиля. Эти интересы могут быть затронуты в том случае, если при помощи автомобиля его владелец нанес вред жизни, здоровью или имуществу другого человека. Как гражданин страны, он обязан понести ответственность за содеянное, и возместить ущерб потерпевшей стороне, риск чего и способно предупредить ОСАГО.

Другими словами, если Вы, как владелец машины, специально или не специально нанесете вред автомобилю другого владельца, человеку и его здоровью, любому другому имуществу, которое не принадлежит Вам, – на Вас в любом случае накладывается ответственность за нанесенный ущерб и обязательство в его возмещении. Вот именно из денег, которыми Вы постоянно оплачиваете полисы ОСАГО этот ущерб и будет погашен, при чем не конкретно Вами, а Вашей страховой компанией.

ОСАГО защищает интересы не только потерпевших в результате возникновения различного рода ДТП, но и владельцев автотранспортных средств, поскольку он непосредственно связан с риском их гражданской ответственности (хотя владельцу в результате аварии никакая компенсация не предусматривается).

Именно по этой причине он и является тем обязательным документом, без которого выезжать на дорогу запрещается категорически. Если инспектор ДАИ при проверке документов установит отсутствие у Вас данного страхового полиса – он будет обязан Вас оштрафовать в согласии с действующими законами.

Идея об такого рода страховании возникла очень давно. Основная идея ОСАГО заключается в том, чтобы свести к минимуму риск ситуации, когда пострадавшему не будет компенсирован причиненный ущерб. То есть, даже в случае гибели виновника аварии, пострадавшие все равно получат выплаты.

Они даже могут напрямую обращаться к страховщикам и заранее подготовленным иском о возмещении, а не возиться с виновником ситуации. Конечно, такое право у пострадавшей стороны не отбирается, но может значительно упростить ситуацию.

Таким образом, если Вы разбили кому-то машину – Ваши растраты никто возмещать не будет, но и на Ваши деньги никто не позарится. Но вот если въехали в Ваш автомобиль – то переживать о том, что у Вас не будет денег на его восстановление, не придется. Вот такая простая суть ОСАГО.

2. Какие типы ОСАГО существуют в Украине?

Договор об ОСАГО может составляться по-разному, в зависимости от пожелания самого автовладельца. Согласно действующему украинскому законодательству существует три основных типа полисов страхования:

1. На одно определенное транспортное средство и неограниченное количество водителей. Страховое покрытие ответственности в данном случае распространяется на неограниченное количество водителей, которые пользуются одним и тем же автомобилем. То есть, страховой полис «прикрепляется» к конкретной машине, тогда как водители обязаны иметь исключительно водительские права.

Такой вариант автогражданки чаще всего используется крупными корпорациями и юридическими лицами, в собственности которых находится транспортное средство, право пользования которым предоставляется всем сотрудникам. Также, это наиболее оптимальный вариант для большой семьи, где все ее члены пользуются одним и тем же автомобилем.

2. На неограниченное количество транспортных средств одному водителю. Согласно данному типу страховое покрытие ответственности распространяется на одного водителя и неограниченное количество машин. То есть, если в предыдущем типе ОСАГО страховалось конкретное транспортное средство, то здесь страхуется конкретный водитель.

Таким образом, даже если он станет виновником ДТП будучи за рулем незастрахованного автомобиля, ему все равно не придется выплачивать компенсацию за причиненный ущерб. Единственный нюанс – в страховом полисе обязательно указываются категории автотранспортных средств, на который он распространяется (их перечень может соответствовать категориям, указанным в правах водителя, хотя последний при подписании страхового договора имеет право ограничиваться одной или двумя).

Преимущество данного типа автогражданки заключается в том, что данный полис распространяется на все типы местностей – как большие, так и маленькие города. Второй тип полиса наиболее дорогой, поэтому чаще всего его используют юридические лица.

Также, выгоден он и для страхования гражданской ответственности личных водителей, которым постоянно приходится менять транспортное средство. Единственным фактором, который снижает стоимость полиса, является водительский стаж застрахованного лица.

3. Одно транспортное средство - пять водителей. Этот тип страхования является наиболее распространенным, что связанно не только с его удобством, но и со стоимостью. Такой полис способен покрыть страховые обязательства по возмещению ущерба только одним автомобилем и только конкретными лицами, имена которых были указаны в нем при заключении договора со страховой компанией.

Максимальное количество людей, которые согласно договору могут иметь полноценное право водить машину – пять, однако от меньшего их количества стоимость полиса не меняется. Но определенные недостатки есть и в этом случае: стоимость рассчитывается на основании наименьшего водительского стажа среди всех указанных лиц.

То есть, даже если у четырех водителей страж будет превышать 20 лет, а у одного он составит всего 2 года, то и полис будет выписываться на водительский стаж 2 года.

3. Преимущества и недостатки, которые дают полисы ОСАГО

Полисы ОСАГО имею большое значение не только для водителей, но и для страховых компаний и государства, поскольку приносят им стабильный доход. Если говорить в общих чертах, то стоит выделить следующие преимущества автогражданки:

- доступную цену такого страхования; поскольку ОСАГО является обязательным для всех, то государство не могло выставить слишком высокие цены - полис должен быть доступным для людей с разным уровнем доходов;

Пострадавший в ДТП обязательно получает возмещение утратам, которые он понес; исключением являются только те случаи, когда у пострадавшей стороны нет страхового полиса ОСАГО;

Территориальная доступность, позволяющая заключить договор о страховании в любой точке страны;

Фиксированные тарифные ставки страхования.

Но все же, назвать автогражданку полностью идеальной нельзя , поскольку у нее также есть целый ряд нюансов и исключений, которые применяются в отдельных случаях:

- пострадавшая сторона не имеет возможности получить выплаты в тех случаях, если ущерб и повреждения автотранспортному средству были причинены в результате стихийных бедствий, краж или же других случаях, не связанных с дорожным движением (порча третьим лицом);

Ограниченные и фиксированные размеры возмещающих выплат, что делает ОСАГО не выгодным для владельцев дорогостоящих автомобилей (но в таком случае дополнительную компенсацию пострадавшая сторона может получить через судебный иск непосредственно к виновнику случившегося);

Не зависимо от потерь, которые в результате столкновения понес его виновник, его ущерб не возмещается страховой компанией;

Потерпевший не сможет получить компенсацию, если во время столкновения, которое произошло НЕ по его вине, находился в состоянии алкогольного или же наркотического опьянения, скрылся с места происшествия.

4. Сколько стоит оформить ОСАГО: факторы, которые влияют на страховые тарифы

Обязательное страхование имеет единственный тариф, который действует по всей территории Украины и устанавливается нашим законодательством. Поэтому совершенно не важно, где именно и в каком городе Вы будете подписывать договор – Вас не смогут обмануть или заставить переплачивать (в противном случае это будет нарушением закона).

Подобная практика обязательного страхования применяется в многих странах и пришла к нам из Европы как социальная мера, обязующая возмещение понесенных утрат потерпевшей стороной. В рамках транснациональных отношений также действует подобное соглашение.

К примеру, при выезде в Белоруссию или Россию наши граждане обязаны приобрести так называемую « », которая по своей специфики является разновидностью того же ОСАГО. Если же говорить о тарифах автогражданки, то стоит указать и на факторы , от которых зависит их величина:

1. Автотранспортное средство и его тип. То есть, проводится страхование легкового или же грузового автомобиля. Большое значение также имеет, кто является стразовым лицом – физическое или же юридическое лицо.

2. Объем двигателя автомобиля.

3. Водительский страж собственника автомобиля или водителей, на имена которых выписывается страховой полис.

4. Безубыточность езды.

5. Наличие или же отсутствие у водителя франшизы.

6. Строк, на который проводится страхование автомобиля.

7. Было ли ранее застрахованное лицо участником , кто был их виновником (существует практика, когда за безаварийную езду страховщики каждый год делают скидки примерно на 5%).

5. Другие важные моменты, которые нужно обязательно знать об автогражданке

У многих, кто стал пострадавшим лицом в результате ДТП, возникает вопрос: а каким же образом проводится расчет суммы нанесенного ущерба? Тут имеется один очень важный нюанс: в сумму возмещения входит не только предполагаемая стоимость ремонта, но и то, насколько изношенным является автомобиль. Формула, с помощью которой рассчитывается износ, является стандартной и она включает возраст машины и ее пробег.

Не меньше озадачивает автовладельцев и такой случай, когда страховая компания виновника аварии на момент ее происшествия обанкротилась. Такая же ситуация возникает, когда у страховой компании отзывают лицензию или она по каким-то своим внутренним причинам прекращает существование. В таком случае есть нескольку путей, которыми можно воспользоваться пострадавшей стороне:

- обратится в союз страховщиков, которые как раз и несут ответственность за подобные компании, которые уже не имею возможности осуществлять выплаты;

Также можно обратиться в суд с иском на виновника аварии.

6. Разбираемся в различиях и сходствах между ОСАГО и КАСКО

Многим автовладельцам больше знакомой является не аббревиатура ОСАГО, а КАСКО. Вторая расшифровывается как добровольное страхование автотранспорта. На первый взгляд, данный вид страхового полиса является более выгодным, поскольку он включает следующие аспекты:

- Вы сможете отремонтировать свой автомобиль за деньги страховой компании даже если: Вы являетесь виновником аварии, Вы сами нанесли урон своему автомобилю, хотя и не попадали в ДТП;

Полная стоимость автомобиля будет компенсирована Вам даже в том случае, если его угнали или в случае непредвиденных обстоятельств он был полностью уничтожен.

Выходит так, что – это сплошная выгода для владельца автомобиля, который не хочет иметь никаких забот. Так в чем же подвох? Дело в том, что приобрести страховой полис КАСКО не такое уж и дешевое удовольствие. Его тариф будет зависеть от того, какой именно договор Вы заключите со страховой компанией и какие условия она Вам будет предлагать.

Даже при Вашем собственном желании заключить подобный договор страховики сами могут дать отказ. Ссылаются они в таких случаях на недостаточность охранного оборудования, установленного на автомобиле или же на изношенность и аварийность машины. Различным может быть и возмещение компенсации: Вы можете как получить деньги на собственный счет, так и получить возможность за деньги страховой компании отремонтировать авто на СТО (все это страховики также будут определять самостоятельно).

Оформляя страховой договор КАСКО нужно быть на 100% уверенным в компании, которая взялась предоставить Вам такую услугу. Никогда не теряйте бдительность из-за на дешевизны предложения или ее выгодных сторонах. Очень часто подобные предложения появляются от подставных или тех фирм, которые находятся на грани банкротства.

Имейте в виду, что ни один союз автостраховщиков не возьмется возмещать Вам деньги по КАСКО, поскольку они не несут за нее ответственность. Единственным возможным вариантом решения ситуации может быть только судебный иск. Однако, как показывает практика, результативность таких попыток автовладельце довольно низкая.

Подписывайтесь на наши ленты в

Зачастую компании по страхованию работают без четкого регламента времени. Они осуществляют доставку полиса в подходящее для клиента место, в назначенное им время.

Страховые брокеры стремятся помочь клиентам, они подбирают оптимальные варианты, отвечающие требованиям клиента.

Оформление осуществляется в следующей последовательности:

  • заполняется заявление с обращением о намерении заключить договор ОСАГО;
  • потребные документы представляются в страховую компанию;
  • осуществляется проверка данных, указанных в заявление;
  • при желании страхователь проверяет страховой полис;
  • совершаются переговоры, на основании которых заключается договор, заверяемый проставленными подписями сторон;
  • осуществляется оплата полиса, квитанция предъявляется в компанию.

Пакет документов представляется лично, отправляются по электронной почте. Оплата полиса производится наличным либо безналичным расчетом в зависимости от условий компании, особых требований к заполнению бланка заявления не существует.

Какие нужны документы

Чтобы заключить договор ОСАГО владельцу автотранспорта нужно подать в страховую компанию пакет документов, в который входит:

  • заполненное на унифицированной форме заявление;
  • паспорт или другой документ, удостоверяющий личность страхователя;
  • свидетельство о постановке автотранспорта на учет, то есть его технический паспорт;
  • талон технического осмотра автотранспорта;
  • водительское удостоверение или его копия лиц, имеющих право управлять автомобилем;
  • документы, удостоверяющие право водителя на управление автотранспортом при условии, что к его управлению допускаются определенные лица;
  • при наличии полис, действие которого прошло.

Каждый страхователь за предоставляемые документы несет ответственность, они должны быть в полном объеме, содержат достоверную информацию.

Сроки действия

Согласно указаниям действующего Федеративного закона об ОСАГО, а именно статьи 10 срок стороны могут заключить договор на один год, исключая предусмотренные в нем случаи.

Иностранные граждане при использовании своего автотранспорта, который состоит на учете в другом государстве, в пределах границ Российской Федерации обязаны приобрести временный полис, минимальный срок которого равен пяти календарным дням.

Можно ли продлить полис

Договор ОСАГО продлевается на предстоящий год по желанию страхователя. Если у него намерение расторгнуть договор, то он должен предупредить страховую компанию о своих намерениях до истечения срока действия договора, для чего ему предоставляется два месяца.

Действие договора с продленным сроком не может прекратиться в продолжение 30 дней из-за просрочки по оплате страховой премии на последующий год.

Когда договор продлевается на новый срок, его действие оплачивается сообразно тарифов, установленных на данное время нормами.

Ремонт по полису

Согласно нововведениям в нормы законодательных актов владельцам автотранспорта, который потерял свой первоначальный вид, предлагается взамен денежной компенсации произвести ремонтно-восстановительные работы за счет денежных средств страховой компании.

Владельцам предоставляется право выбора возмещения. Если он принимает предложение, то ему выдается направление в продолжение 20 дней на станцию технического обслуживания, с которой у компании есть договоренность.

Но на практике зачастую между владельцем автотранспорта и руководством СТО возникают некоторые проблемы, касающиеся оплаты.

В сервисных центрах технического обслуживания запрашивают цену, значительно превышающую страховую сумму и владельцам приходится платить из своих средств.

К тому же нет гарантий, что СТО сможет удовлетворить требования страхователя на должном уровне, качественно выполнив ремонт. Владельцам стоит проанализировать предложение, прежде чем соглашаться.

Расширенная страховка

Дополнением к обязательному страхованию является ДСАГО, величина страховой суммы которого устанавливается владельцем автотранспорта. Однако в некоторых компаниях по страхованию устанавливается по ней ограничения.

Чтобы расширить за счет оформления ДСАГО необходимо предъявить действующий полис по страховке, свидетельство о регистрации автомобиля, сведения о числе лиц, допущенных к его вождению.

Его стоимость различна, ее устанавливают страховые компании, но обычно она составляет от 0,15 до 0,5 % от размера основной страховой суммы.

При его оформлении учитываются:

  • возраст водителя;
  • число лиц, управляющих автомобиль;
  • марка автомобиля;
  • год выпуска автомобиля;
  • мощность двигателя;
  • основная величина страховой суммы.

При оформлении обеих форм страхования в компаниях предоставляют значительные скидки. Заключение договора ДСАГО выгодно для молодых водителей, имеющих небольшой водительский стаж, лицам, предпочитающим скоростную езду.

В некоторых страховых компаниях к расширенному полису ОСАГО предлагают дополнительные услуги, например, обслуживание автомобиля аварийным мастером.

Досудебная претензия

Закон об ОСАГО в своих положениях предусмотрел, а именно в статье 16.1 предъявление досудебной претензии к страховщику, если возникают разногласия по осуществлению платежей или от страховой компании получен отказ в совершении выплаты. Мера приобрела законную силу с сентября 2014 года.

Исковое заявление с содержанием претензии подается в суд по истечению 20 рабочих дней, которые отводятся для производства выплаты по страховке, если:

  • компания не оплатила полагающуюся компенсацию в установленные нормами сроки;
  • были допущены правонарушения, например, страховая компания отказала осуществить выплату или недоплатила страховую сумму.

В заявлении необходимо подробно описать ситуацию, обосновывая претензию ссылками на нормативные акты.

Страховка на прицеп

Однозначного ответа на вопрос о необходимости оформления договора ОСАГО на прицеп нет. По нему возникают разногласия между сотрудниками ГИБДД, владельцами автотранспорта, несмотря на существующие поправки, введенные в закон об ОСАГО с марта 2008 года.

По введенным нормативам заключение договора для прицепа, устанавливаемого на легковую машину, нет необходимости.

Однако его нужно оформить в обязательном порядке для прицепов, которые прицепляют на:

  • легковые автомобили, принадлежащие юридическим лицам;
  • грузовые машины с различной грузоподъемностью;
  • мотоциклы, мотороллеры.

Стоимость полиса на прицеп подсчитывается с учетом коэффициентов — территориального и использования автотранспорта.

Как производится оценка ущерба

Если имело место дорожно-транспортное происшествие, то необходимо немедля вызвать службу ДПС.

Чтобы получить компенсацию за нанесенный имуществу ущерб необходимо подать в страховую компанию, где ранее был заключен договор по ОСАГО виновником аварии, документы:

  • справку, полученную от инспектора ДПС, подтверждающую произошедшую аварию;
  • справку о том, что уголовное дело не возбуждено;
  • извещение о том, что произошло дорожно-транспортное происшествие.

Страховая компания должна назначить техническую экспертизу, чтобы установить величину ущерба. Независимый эксперт проводит обследование автомобиля, собирает сведения о происшествии, составляет акт и сдает его в страховую компанию. На составление акта отводится 20 календарных дней.

Потерпевший предоставляет автомобиль, потребные документы, реквизиты банка, куда будет перечисляться страховая сумма по окончанию всех процедур по ее назначению.

В результате экспертизы устанавливается:

  • точная величина денежных средств, затраченных на ремонтно-восстановительные работы для приведения автомобиля в состояние пригодности к эксплуатации;
  • размер стоимости потребных для замены запасных частей и материалов;
  • решение вопроса о целесообразности проведения ремонтных работ;
  • полное оценивание дефектов, полученных автомобилем в результате аварии;
  • расчет ущерба по утрате товарной стоимости в соответствии с правилами об ОСАГО.

Независимую экспертизу необходимо провести в продолжение пяти рабочих дней со времени получения пакета документов. Она проводится при участии лиц, которые попали в аварию и агента страховой компании.

Что такое прямое урегулирование убытков

Пострадавшая сторона обрела право при возникновении страхового случая обратиться в страховую компанию, где у него существует действующий полис.

Возможность проведения прямого урегулирования убытков предоставляется исключительно:

  • при нанесении ущерба имуществу в результате произошедшей аварии, пострадавшие отсутствуют;
  • в дорожном происшествии присутствуют два автотранспорта, у владельцев которых имеются полисы ОСАГО.

Однако существуют ограничения, связанные виновностью обоих водителей, в аварии не было столкновение автомобилей.

Рейтинг страховых компаний

Независимую экспертизу страховых компаний проводят организации:

  • оперативное производство выплат;
  • качество обслуживания, отношение к клиенту;
  • число отзывов в сети Интернет;
  • отзывы знакомых, друзей, коллег;
  • число клиентуры.

Вместе с тем основным критерием при оценке рейтинга является надежность, выраженная финансовым показателем.

Наименование компании Количество заявок Количество отказов % отказов Степень надежности
Allianz-РОСНО 8 483 2 877 34% А++
Национальная страховая группа 1 385 175 13% А+ (III)
Русская страховая транспортная компания 3 134 336 11% А++
Либерти Страхование 1 231 80 6% А+ (II)
Росгосстрах 220 813 13 097 6% А++
СОГАЗ 5 555 310 6% А++
Согласие 29 619 1 623 5% А++
Сургутнефтегаз 1 720 90 5% А+ (III)
Энергогарант 8 852 403 5% А++
МСК 69 968 2 963 4% А+ (III)
Ренессанс Страхование 11 248 387 3% А++
УралСиб 22 629 730 3% А++
РЕСО Гарантия 53 327 1 580 3% А++
Ингосстрах 50 628 1 309 3% А++
ВСК-Страхование 47 177 1 213 3% А+
МАКС Страхование 27 006 549 2% А++
ВТБ Страхование 1 398 16 1% А+ (III)

И в заключение необходимо отметить, что возникновение га рынке страховых услуг формы страхования ОСАГО позволяет избегнуть дорожные конфликты, обезопасить и оградить водителей от разборок вследствие дорожно-транспортных происшествий.

Не каждая страховая компания отвечает требованиям законодательных актов, поэтому нужно тщательнее изучить их деятельность, прежде чем выбрать подходящую.

Видео: Изменения в Закон об ОСАГО

Полис ОСАГО требуется всем без исключения водителям, управляющим транспортным средством с определенными характеристиками. Для компании «Ренессанс» данная услуга является одним из приоритетных направлений. Предоставляет она её как физическим лицам, так и юридическим. Особенности полиса ОСАГО расшифровывается как...

ОСАГО – обязательное страхование автогражданской ответственности. Название говорит само за себя:

«Обязательное» – значит по Закону РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» каждый водитель на дороге обязан иметь при себе страховой полис ОСАГО. Отсутствие страховки считается нарушением закона и влечет административное наказание.
«Страхование ответственности» означает, что страхователь защищает не собственный автомобиль, а имущество и здоровье людей, пострадавших в аварии, виновником которой он оказался. Полис избавляет виновника ДТП от расходов, связанных с компенсацией ущерба пострадавшим, одновременно гарантируя последним полное или частичное возмещение ущерба.

Калькулятор ОСАГО – расчет стоимости онлайн

Коэффициенты, применяемые при расчете страхового взноса по ОСАГО, устанавливаются Банком России. Они одинаковы для всех страховых компаний, но с 11 октября 2014 года автостраховщикам разрешено самостоятельно определять размер базовых ставок, правда, в строго оговоренных законом пределах. Калькулятор ОСАГО позволяет автовладельцу узнать, какие страховщики предлагают наиболее конкурентные тарифы в его населённом пункте. Чтобы рассчитать цену страховки онлайн, потребуются сведения о машине, её собственнике, а также допущенных к управлению гражданах, если договор оформляется на условии ограничения списка водителей.

Коэффициенты, применяемые при расчете стоимости ОСАГО

В соответствии с Законом об ОСАГО, при расчете стоимости полиса используются базовые тарифы, которые последовательно умножаются на ряд коэффициентов:

  • Кт – территориальный коэффициент. Определяется по месту регистрации собственника ТС (для физических лиц) или месту регистрации предприятия (для юридических лиц). Для крупных городов Кт существенно больше, чем для небольших населенных пунктов.
  • Квс – коэффициент возраста и стажа вписываемых водителей. При возрасте старше 22 лет и стаже более трех лет применяется Квс равный единице. Для остальных водителей Квс намного выше.
  • Км – коэффициент мощности (для легковых автомобилей). Чем больше мощность двигателя, тем выше Км.
  • Кс – коэффициент периода использования ТС.
  • Кбм – коэффициент бонус-малус.

Чтобы узнать, сколько стоит страховой полис, автовладельцу достаточно ввести в поля калькулятора соответствующие данные, после чего останется обратиться в выбранную компанию. Страхователь вправе использовать любой из следующих вариантов оформления полиса.

  • При личном визите в офис страховой компании.
  • Через сайт страховщика (электронное ОСАГО).

ОСАГО в России. Особенности отечественного обязательного автострахования

В отличие от Европы, где страхование автогражданской ответственности существует уже не один десяток лет, в России Закон об ОСАГО начал действовать сравнительно недавно – с 1 июля 2003 года. Среди особенностей отечественного обязательного автострахования стоит выделить следующие моменты.

  • Правила страхования ОСАГО и тарифы регулируются Правительством и Центробанком РФ.
  • Как и в большинстве западных стран, в российском ОСАГО существуют такие понятия, как «Европротокол» и «Прямое возмещение». «Европротокол» дает возможность страхователю при мелком ДТП получать страховые выплаты в СК, минуя обращение в органы ГИБДД. «Прямое урегулирование» – это обязанность обращаться за возмещением ущерба непосредственно в свою страховую компанию (а не в компанию виновника) в случае, если в результате аварии повреждено не более двух транспортных средств и не пострадали люди. При этом оба участника ДТП должны быть застрахованы по ОСАГО. Долгое время большим недостатком отечественного «прямого возмещения» являлось то, что оно было альтернативно (в отличие от европейского безальтернативного). То есть пострадавшая сторона могла выбирать, куда обратиться за выплатой: к своему страховщику или в СК виновника. Но свобода выбора зачастую оборачивалась против автовладельца, потому что страховые компании стремились отправить пострадавшего в другую СК. Поправки в Закон об ОСАГО, действующие с 2 августа 2014 года, изменили сложившуюся ситуацию.
  • При страховании ОСАГО действует система скидок за безаварийность, именуемая «бонус-малус». За каждый безаварийный год полагается скидка 5%. При наличии аварий по вине автовладельца взнос увеличивается в зависимости от числа ДТП в предыдущем страховом году.

Особенности тарификации ОСАГО

Эффективность ОСАГО для водителей и страховщиков в значительной степени зависит от применяемой системы тарифов. Правильная тарификация крайне важна, ведь страхование ОСАГО, в отличие от добровольного КАСКО, является обязательным и полностью исключает выбор рисков.

В начале октября 2014 года были впервые изменены действующие базовые тарифы по ОСАГО, а 12 апреля 2015 года Центробанк повторно поднял размер базовых ставок. При этом был значительно расширен тарифный коридор. Кроме того, 1 апреля 2015 года был изменен коэффициент территории для отдельных областей и населенных пунктов.

Повышение тарифов в первую очередь обусловлено увеличением страховых сумм. В настоящий момент максимальная выплата за причинение вреда имуществу составляет 400 000 рублей на каждый поврежденный автомобиль, а максимально возможное возмещение за вред жизни и здоровью каждого потерпевшего составляет 500 000 рублей. Наряду с увеличением лимитов ответственности страховщиков на рост тарифов повлияли:

  • Высокий уровень инфляции.
  • Растущая стоимость медицинских услуг.
  • Рост цен на запчасти и ремонтные работы.

Как добиться оптимальной стоимости ОСАГО?

Может показаться, что невозможно сэкономить на полисе ОСАГО. Однако есть несколько вполне легальных способов, которые помогут максимально оптимизировать стоимость «автогражданки» (это легко можно рассчитать и проверить онлайн на калькуляторе ОСАГО):

  1. Кт (территориальный коэффициент), применяемый при расчете страховки, определяется по месту прописки собственника транспортного средства. За любой автомобиль можно платить в год на порядок меньше, если переоформить его на родственника, который прописан в небольшом населённом пункте.
  2. Правила ОСАГО не предусматривают возможность страхования автомобиля в рассрочку, но всё-таки она возможна. В «автогражданке» есть такие понятия, как срок страхования и период использования ТС. Срок страхования – всегда год. Период использования может составлять несколько месяцев. Если автовладелец заключает договор на полгода, он оплачивает 70% от годовой стоимости страховки. Для продления действия полиса на оставшиеся полгода нужно доплатить 30%.
  3. Иногда при внесении в полис ОСАГО «аварийного» водителя дешевле оформить договор на условии «неограниченного количества допущенных к управлению лиц». Повышающий коэффициент для водителя с «неблагоприятной страховой историей» может достигать 2,45. А коэффициент за «неограниченную» страховку составляет 1,8. В такой ситуации выгодней купить полис «без ограничений».

Федеральный закон «Об ОСАГО» и Правила страхования ОСАГО

Все аспекты обязательного автострахования регулируются двумя основными правительственными документами: Федеральным законом «Об ОСАГО» и Правилами ОСАГО. Правила в сжатой форме излагают основные положения Закона, на основании которых работают страховые компании.
Основные положения Закона определяют в числе прочего:

Изменения, внесенные в закон за период его существования

С момента вступления в силу в 2003 году Закон об ОСАГО и Правила ОСАГО не раз претерпевали изменения, которые были направлены на совершенствование отечественной «автогражданки». Что-то удалось улучшить, но спорных моментов и недостатков остается более чем достаточно. Так, например, в марте 2009 года в Закон были введены понятия «Европротокол» и «Прямое возмещение». Но эти поправки, призванные приблизить российское ОСАГО к европейским нормам, по ряду причин пока так и не «заработали» в полной мере.
Наиболее же «революционными» изменениями в законе об ОСАГО за период его существования можно считать:

  • Поправку, которая «отвязала» скидки по ОСАГО от транспортного средства, после чего страховщики стали присваивать Кбм каждому конкретному водителю безотносительно авто. Ранее существовала абсурдная ситуация: при смене ТС скидка за безаварийность у водителя терялась.
  • ДТП, произошедшее на внутренней территории предприятия, стало признаваться страховым случаем.
  • Сокращение минимального периода использования ТС до трех месяцев (для физлиц).
  • Целый ряд поправок был внесен в 2012 году в связи с изменениями прохождения техосмотра. В итоге техосмотр был заменен на диагностическую карту, которую необходимо предъявить при заключении договора ОСАГО.
  • С января 2013 года действует единая для всех страховщиков информационная база ОСАГО.

Радикальные изменения были внесены в Закон об ОСАГО в 2014 году. Среди них можно выделить:

  • Уменьшение срока рассмотрения заявления о выплате до 20 календарных дней (кроме праздников и выходных).
  • Возможность получения возмещения не только деньгами, но и посредством ремонта на СТОА.
  • Необходимость процедуры досудебного разрешения спорных ситуаций по ОСАГО.
  • Увеличение размеров максимальной выплаты и отмена общего лимита выплаты.
  • Увеличение лимита выплат по «Европротоколу».
  • Снижение до 50% показателя максимально допустимого износа машины.

Еще одно радикальное новшество ввели в начале 2017 года. С 1 января все страховые компании с лицензией на ОСАГО обязаны продавать электронную «автогражданку». Эти мера призвана решить проблему навязывания дополнительных услуг и сделать невозможным безосновательный отказ в оформлении страховки.