Денежно кредитная политика центрального банка кратко. Денежно-кредитная политика цб и методы денежно-кредитного регулирования

    Денежно-кредитная политика - (Monetary policy) Понятие денежно кредитной политики, цели денежно кредитной политики Информация о понятии денежно кредитной политики, цели денежно кредитной политики Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Денежно кредитная (монетарная) политика это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную … Википедия

    Денежно кредитная политика это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Воздействие на макроэкономические… … Википедия

    - (monetary policy) Использование правительством или центральным банком процентных ставок или контроля за денежной массой с целью оказания воздействия на экономику. Целью денежно кредитной политики может быть достижение желаемого уровня или… … Экономический словарь

    Действия, предпринимаемые советом управляющих Центрального банка (Федеральной резервной системы в США) с целью оказания влияния на предложение денег или процентные ставки в экономике. Терминологический словарь банковских и финансовых терминов.… … Финансовый словарь

    Система денежно кредитных мероприятий, используемых государством для достижения определённых экономических целей и представляющая собой один из элементов общехозяйственной политики. В капиталистических странах буржуазное… … Большая советская энциклопедия

    Основная статья: Денежно кредитная политика Денежно кредитная политика Центрального банка совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного… … Википедия

    Основная статья: Денежно кредитная политика Денежно кредитная политика Центрального банка совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного… … Википедия

    Финансовая политика совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика совокупность … Википедия

Книги

  • Организация деятельности центрального банка , Акопов В.С.. В учебнике освещаются ключевые вопросы структуры организации деятельности и функций центральных банков. Дано теоретическое обоснование выполняемых центральнымибанками функций и…

Денежно-кредитной политикой называется совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ста­вок и других параметров денежного рынка и рынка ссудных ка­питалов.

Денежно-кредитная политика центрального банка является составной частью единой государственной экономической по­литики. Ее главная задача - регулирование предложения де­нег, поддержание покупательной способности национальной ва­люты. В период производственного спада, стагнации увеличение денежного предложения стимулирует рост расходов; в период инфляции центральные банки сокращают предложение денег.

Разработка денежно-кредитной политики опирается на об­щие целевые ориентиры экономического развития страны и включает в себя определение стратегических целей и основных задач денежно-кредитной политики на планируемый период (год), разработку мер регулирования направленности денеж­ных потоков, динамики и пропорций денежно-кредитных пока­зателей, конкретизацию направлений совершенствования бан­ковской и платежной систем, их нормативно-правовой базы, развитие рынка ценных бумаг, политику валютного регулиро­вания, направления международного сотрудничества и др.

Юридическую базу денежно-кредитной политики составля­ют Основные направления денежно-кредитной политики госу­дарства. Этим законодательным документом определяются важ­нейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государст­ва. В данном документе конкретизированы на планируемый пе­риод мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля.

Основные направления взаимоувязываются с макроэконо­мической государственной политикой: прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период, бюд­жетно-налоговой политикой (государственным бюджетом стра­ны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях цен­тральный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками.

В совокупности функций центрального банка выделяют функцию разработки денежно-кредитной политики (формулирование целей политики, определение набора инструментов для достижения целей) и функцию реализации политики, уста­новления определенных условий (параметров) использования инструментов для достижения целей.

Процесс формулирования целей денежно-кредитной поли­тики состоит из следующих этапов. На первом этапе устанав­ливаются конечные цели денежно-кредитной политики в фор­ме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состо­яния платежного баланса.

На втором этапе определяются промежуточные цели де­нежно-кредитной политики в форме конкретных количествен­ных денежно-кредитных показателей. К числу важнейших де­нежно-кредитных показателей в Республике Беларусь относят­ся: чистый внутренний рублевый кредит Национального банка, рублевая денежная база, рублевая денежная масса, валовые рублевые кредиты банков, чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования, чистая эмиссия Нацио­нального банка.

На третьем этапе устанавливаются операционные цели денежно-кредитной политики. Определяется круг денежно-кредитных показателей, которые подвержены влиянию цен­трального банка (к примеру, процентные ставки, устанавливае­мые центральным банком, нормы пруденциального надзора, резервы центрального банка и др.).

На четвертом этапе производится отбор инструментов де­нежно-кредитной политики. Выбор методов денежно-кредитно­го регулирования зависит от объекта и цели регулирования, степени зрелости рыночных отношений. Объектом регулирова­ния выступают макроэкономические характеристики исполь­зования кредита, посредством которых центральный банк име­ет возможность воздействовать на экономику, текущее потреб­ление и сферу накопления, а также обеспечить ликвидность банковской системы. Достижение желаемого макроэкономиче­ского эффекта центральный банк обеспечивает путем использо­вания рычагов экономического воздействия, корректируя эко­номические мотивации банков.

Инструменты денежно-кредитной политики классифициру­ются по ряду признаков:

· в зависимости от объекта воздействия (предложение либо спрос на деньги);

· по срокам воздействия - кратко- и долгосрочные;

· по характеру параметров регулирования: количественные (например, границы кредитования коммерческих банков) и качественные (цена кредита);

· по форме воздействия - прямые и косвенные;

· по числу объектов воздействия - общие и селективные.

Посредством прямых (административных) инструментов в кредитных организациях изменяют операционные показатели, к примеру, лимиты процентных ставок, размер маржи, объемы операций. Методы прямого контроля применяют для регулиро­вания банковских систем. В условиях слабо развитого внутри­государственного финансового рынка и при кризисе кредитной системы инструменты прямого воздействия эффективны. В то же время их использование может вызвать определенный отток денежных средств с контролируемого внутреннего рынка на за­рубежные рынки и в теневую экономику.

С помощью косвенных инструментов формируют условия для целенаправленного изменения основных параметров фи­нансового рынка. При этом косвенные инструменты вначале воздействуют на баланс центрального банка, на процентные ставки по операциям центрального банка и далее, посредством этих изменений, - на денежно-кредитные отношения в госу­дарстве. Так, уровень процентных ставок центрального банка влияет на уровень рыночных процентных ставок; нормативы резервов и рефинансирование - на объем и структуру опера­ций коммерческих банков. Косвенные инструменты являются частью функционирования денежных рынков и их использова­ние не ведет к появлению диспропорций в денежно-кредитной сфере, что следует отнести к достоинствам данного механизма.

Общие методы влияют на весь кредитный рынок и в основ­ном являются косвенными. Селективные методы регулируют отдельные виды кредита либо применяются к ограниченному перечню банков.

В зависимости от субъекта, инициирующего конкретный инструмент реализации денежно-кредитной политики, разли­чают группы постоянных механизмов, толчком к действию ко­торых служат обращение коммерческого банка в центральный банк с просьбой о проведении финансовой операции или выход на открытый рынок, инициатором которого выступает цен­тральный банк. В свою очередь совокупность постоянных меха­низмов складывается из механизмов, используемых для изъя­тия избыточной банковской ликвидности (механизмы заим­ствования, депонирования средств), и механизмов, применяе­мых в целях поддержания ликвидности банковской системы (механизмы рефинансирования - ломбардные кредиты, сдел­ки РЕПО и др.).

Центральный банк обычно сочетает использование постоян­ных механизмов и операции на открытом рынке. В разных странах на разных стадиях развития финансового рынка при­меняются различные комбинации инструментов денежно-кре­дитной политики.

Регулирование количества денег в обороте (объема денеж­ной массы, в узком смысле - денежная политика) является составной частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику (по­литику регулирования общего уровня процентных ставок в эко­номике) и политику валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику регулирования уровня и дина­мики курса национальной валюты к иностранным.

В совокупности инструментов денежно-кредитного регули­рования выделяют следующие основные группы:

· рефинансирование банков;

· процентные ставки по операциям центрального банка;

· обязательное резервирование;

· валютные операции;

· операции на открытом рынке;

· прямые количественные ограничения;

· установление ориентиров роста денежной массы.

Механизм рефинансирования представляет собой совокупность каналов снабжения банков дополнительной лик­видностью, посредством которых денежные средства поступа­ют от центрального банка нуждающимся в них коммерческим банкам. Одновременно используемая политика рефинансиро­вания воздействует на эффективность платежной системы, что дает возможность центральному банку применять ее в качес­тве инструмента проведения денежно-кредитной политики, ог­раничения процентных ставок денежных рынков и в других це­лях. В Республике Беларусь данный механизм применяется в основном для поддержания текущей ликвидности банковской системы.

Центральным банком используются следующие инструмен­ты рефинансирования:

· переучет векселей;

· ломбардный механизм, состоящий из кредита овернайт (однодневный расчетный кредит) и ломбардного кредита. Суть последнего - предоставление кредита под залог ценных бумаг, включенных в Ломбардный список и принадлежащих банку на праве собственности;

· ломбардный кредитный аукцион;

· операции РЕПО и др.

Переучет эмиссионным банком векселей субъектов хозяй­ствования, то есть покупка центральным банком у владельца (дисконтанта) векселя до наступления срока платежа по нему, производится на условиях обратного их выкупа дисконтантом у центрального банка. Центральные банки принимают векселя к переучету только от кредитных организаций, отвечающих оп­ределенным требованиям, и на основании договора о переучете.

Операции переучета векселя также используются централь­ным банком для регулирования ликвидности кредитных орга­низаций. Их дополнительной функцией является стимулирова­ние банковского финансирования экспорта. Инструментами ре­гулирования выступают учетная ставка и лимит переучета. Учетная ставка - это процентная ставка, которая официаль­но устанавливается центральным банком при учете векселей. Под лимитом переучета понимается сумма номиналов вексе­лей, принимаемых к переучету эмиссионным банком от вла­дельца векселя.

Процентная политика центрального банка призвана формировать условия для обеспечения внутренней и внешней устойчивости официальной денежной единицы. В этих целях эмиссионным банком осуществляется регулирование базовой ставки рефинансирования. Она также используется в качестве базовой при установлении процентных ставок по операциям центрального банка. Различают жесткую, мягкую и нейтраль­ную процентную политику (ставка значительно превышает уро­вень инфляции, меньше ее, умеренно позитивная). Занижен­ный уровень процентной ставки центрального банка по сравне­нию с уровнем инфляции представляет собой форму внеэконо­мического распределения денежных ресурсов, дополнительный источник дотирования предприятий за счет ресурсов коммер­ческих банков.

Во всех случаях понижение процентной ставки вызывает увеличение спроса коммерческих банков на кредиты, их повы­шение - замедляет темп роста спроса на денежные ресурсы. Та­ким образом, изменение процентных ставок центрального банка непосредственно воздействует на цены денежного рынка и од­новременно служит ограничителем верхнего предела их коле­баний (устанавливает их границы). Как следствие, изменение процентных ставок влияет на основные параметры экономики: производство, потребление, сбережения, инвестиции, цены.

С ростом глобализации финансовых рынков результаты процентной политики все больше зависят не от абсолютного уровня регулирования ставок, а от соотношения их с уровнем ставок на денежном рынке. Таким образом, эффективность процентной политики определяется степенью ее гибкости.

Как правило, используя процентную политику, централь­ный банк может оказывать влияние на валютный курс.

Обязательное резервирование (резервные требо­вания) относится к числу инструментов привлечения ресурсов банков. Коммерческие банки в законодательном порядке долж­ны постоянно хранить часть денежных резервов на специальных счетах в центральном банке или в ценных бумагах в качестве обеспечения своих обязательств по привлеченным средствам.

Система обязательного резервирования выполняет следую­щие функции: контрольную (за расширением денежной массы путем изъятия избыточных резервов банковской системы), ста­билизирующую (уменьшает диапазон колебаний процентных ставок) и страхования ликвидности и платежеспособности бан­ков. Таким образом, резервные требования выступают инстру­ментом и краткосрочного и долгосрочного денежно-кредитного регулирования.

Коммерческий банк обязан депонировать часть привлечен­ных денежных средств в фонде обязательных резервов, разме­щаемом в центральном банке. Платность данных ресурсов не носит обязательный характер. В Республике Беларусь недовне-сенные в фонд денежные средства Национальный банк вправе взыскивать на основании своего распоряжения путем бесспор­ного их списания с корреспондентского счета банка.

В большинстве стран мира используется метод усредненно­го выполнения резервных требований, что создает саморегули­руемую систему стабилизации объемов ликвидности банков­ской системы и цен на кредитные ресурсы, снижает риски в платежной системе. Центральный банк, применяя рассматри­ваемый метод, контролирует лишь среднюю величину резерв­ных требований кредитной организации (среднюю арифмети­ческую ежедневных остатков средств на резервных счетах за период поддержания). Соответственно коммерческий банк имеет возможность в период недостатка ликвидности использовать часть резервов для осуществления платежей, предотвращая возникновение сбоев. Одновременно данный подход стимулирует банк в период краткосрочного избытка ликвидных средств поддерживать остаток резервного счета на более высоком уров­не по сравнению с установленной величиной резервных требо­ваний, при этом происходит автоматическое изъятие избыточ­ной ликвидности.

Норматив резервных требований устанавливается в законо­дательном порядке и представляет собой процентное отноше­ние суммы минимальных резервов к абсолютным или относи­тельным (приращению) показателям пассивных или активных операций. По характеру воздействия различают нормативы об­щие (установленные ко всей сумме обязательств или кредитов) и селективные (установленные по отношению к определенной части суммы обязательств или кредитов).

Устанавливая и пересматривая норматив резервных требо­ваний, центральный банк регулирует объемы, структуру и ди­намику привлеченных ресурсов коммерческих банков, влияет на их стоимость, объемы, структуру и динамику доходных ак­тивов, на уровень прибыльности кредитных организаций.

В начале XXI в. в ряде стран стало снижаться значение обя­зательного резервирования как инструмента денежно-кредит­ной политики центрального банка. Это связано с расширением круга ликвидных активов коммерческих банков, что позволяет центральному банку частично отказаться от применения резерв­ных требований (которым присущи черты административного контроля) в пользу постоянных рыночных механизмов, число и масштабы развития которых заметно возросли.

Центральный банк проводит разнообразные валютные операции. Валютная политика включает в себя такие струк­турные элементы, как целевые установки, нормативные акты, реальные механизмы регулирования внешних валютно-кредитных отношений, степень либерализации валютно-кредитного механизма. Центральным банком устанавливаются официаль­ные курсы национальной денежной единицы по отношению к другим валютам; создаются золотовалютные резервы и осущест­вляется управление ими. Центральные банки регулируют обра­щение валютных ценностей на территории своего государства, в том числе устанавливают порядок открытия, ведения и ре­жим счетов (включая счета в драгоценных металлах) резиден­тов и нерезидентов в кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте и нерезидентов в банках в национальной валюте; порядок и условия открытия резидентами счетов в национальной и иностранной валюте, в драгоценных металлах в банках за пределами страны. В функции центрального банка могут быть включены обязанности установления правил бир­жевой торговли иностранными валютами и драгоценными ме­таллами, определения порядка лицензирования биржевой дея­тельности при осуществлении операций с иностранной валютой и драгоценными металлами; установления форм отчетности, ведения учета и статистики валютных операций и работы банка с денежной наличностью, а также порядка и сроков представле­ния необходимой информации о валютных операциях в цен­тральный банк для разработки платежного баланса страны и иных целей.

Национальный банк Республики Беларусь совместно с упол­номоченными государственными органами устанавливает по­рядок ввоза в республику и вывоза за ее пределы драгоценных металлов и драгоценных камней, используемых при осущест­влении банковских операций, иностранной и национальной ва­люты, ценных бумаг в иностранной и национальной валюте, платежных инструкций в иностранной валюте; контролирует осуществление банками валютных операций; определяет функ­ции агентов валютного контроля, которые могут быть возложе­ны на банки, и меры ответственности, применяемые к банкам за нарушение валютного законодательства; выдает разрешения (лицензии) на осуществление валютных операций, определяет валютный курс, порядок его установления и т.п.

Операции на открытом рынке, проводимые эмис­сионным банком, состоят из операций покупки-продажи цен­ных бумаг, операций на рынке кредитных ресурсов и валютном рынке. Наиболее широко используются операции на рынке цен­ных бумаг. Это самый гибкий метод регулирования денежных ресурсов коммерческих банков. При покупке центральным бан­ком ценных бумаг у кредитных организаций резервы послед­них увеличиваются на сумму этих покупок, что укрепляет лик­видность как отдельных банков, так и банковской системы в це­лом. Когда центральный банк изменяет цену продажи (покуп­ки) ценных бумаг коммерческим банкам, тем самым он воздей­ствует на объем свободных ресурсов, которым располагают коммерческие банки, что стимулирует расширение (сокраще­ние) кредитных вложений в реальный сектор экономики со сто­роны кредитных организаций. Таким образом операции эмис­сионного банка на открытом рынке влияют на краткосрочные процентные ставки денежного рынка и на диапазон колебаний ликвидности (недостаточная - избыточная) банковской системы. Данный инструмент денежно-кредитной политики приме­няется и на первичном, и на вторичном рынках ценных бумаг. Обычно эта политика используется центральным банком для сокращения объема денежного предложения в государстве, ре­же - для его увеличения.

Центральный банк инициирует операции на открытом рын­ке, определяет их условия, сроки и инструменты. Применяют­ся стандартные, ускоренные тендеры либо двухсторонние проце­дуры. При проведении операций на открытом рынке использу­ются различные виды инструментов: сделки РЕПО, валютные СВОПы, выпуск долговых сертификатов, привлечение средств на депозиты с фиксированным сроком и др. Выбор механизма операции зависит от объектов и целей их проведения, которыми могут быть управление ликвидностью, сглаживание сезонных колебаний процентных ставок и др. Операции РЕПО и СВОП чаще применяются центральными банками для воздействия на денежно-кредитный рынок; прямые операции с государствен­ными ценными бумагами могут влиять на изменение валютно­го курса, и потому используются центральным банком для воз­действия на денежно-кредитный рынок и на валютный курс.

На открытом рынке различают операции, осуществляемые на регулярной и нерегулярной основе. Регулярные операции проводятся для широкого круга участников на аукционной ос­нове. Например, продажа краткосрочных казначейских вексе­лей, долгосрочные операции РЕПО. Нерегулярные операции бо­лее многообразны, они могут быть и конфиденциальными на двухсторонней основе. Операции эмиссионного банка на валют­ном рынке, которые он проводит в целях реализации денеж­но-кредитной политики, в основном осуществляются на нерегу­лярной основе. Наиболее часто центральный банк использует операции валютного СВОПа.

Деятельность центрального банка по регулированию лик­видности банковской отрасли и процентных ставок на денеж­ном рынке (в части их изменения в результате недостатка либо избытка средств на корреспондентских счетах банков в цен­тральном банке) осуществляется на основе ежедневного состав­ления бюджета ликвидности, то есть прогнозного плана увели­чения (уменьшения) денежных средств на корреспондентских счетах коммерческих банков в эмиссионном банке.

Инструменты регулирования ликвидности банковской сис­темы включают инструменты поддержания и инструменты изъятия ликвидности. В числе операций центрального банка по поддержанию ликвидности выделяют инструменты:

· постоянно доступные: усреднение фонда обязательных резервов; однодневный расчетный кредит; гарантированный выкуп центральным банком государственных ценных бумаг у банков - первичных инвесторов на условиях РЕПО;

· доступные с согласия или по инициативе центрального банка: операции по встречному размещению депозитов; ломбардный аукцион; ломбардный кредит по фиксированной ставке; переучет векселей; покупка у банков ценных бумаг на условиях РЕПО и до погашения, иностранной валюты на условиях СВОП;

· дополнительной поддержки (с согласия либо по инициативе центрального банка). В этих целях используются отдельные из вышеперечисленных операций, но по более высокой процентной ставке.

В случае потребности в ограничении кредитной экспансии банков центральным банком применяются инструменты изъя­тия ликвидности. К примеру, для формирования желаемого уровня нижней границы процентных ставок на денежном рын­ке принимаются в депозиты средства банков. Чаще всего изъя­тие избыточной ликвидности, как уже отмечалось, осуществля­ется эмиссионным банком посредством продажи ценных бумаг и иностранной валюты. Методы ограничения предоставляемых банкам объемов ликвидности также включают: штрафные про­центные ставки; квотирование (прямые количественные огра­ничения на объемы путем установления индивидуальных ли­митов); отказ в доступе. Эти методы обычно комбинируются в целях сдерживания спроса коммерческих банков на денежные ресурсы; лимиты вводятся в большинстве стран мира индиви­дуально для каждого банка.

Из числа инструментов денежно-кредитной политики цен­трального банка следует выделить группу операций, которые широко применяются при неожиданных негативных колебани­ях ликвидности, процентных ставок и других значимых пере­менах финансового рынка. Инструменты антикризисного ре­гулирования включают: валютные СВОПы, скоростные депо­зитные и кредитные тендеры с ограниченным кругом контра­гентов; двухсторонние кредитные и депозитные операции и операции РЕПО с избранными кредитными организациями; двухсторонние сделки покупки-продажи отдельных активов; выпуск центральным банком дисконтных долговых обязательств в целях изъятия избыточных банковских ресурсов.

  • Виды бухгалтерских балансов банка, их назначение 10 страница
  • Виды бухгалтерских балансов банка, их назначение 11 страница
  • Виды бухгалтерских балансов банка, их назначение 12 страница
  • Виды бухгалтерских балансов банка, их назначение 13 страница
  • Виды бухгалтерских балансов банка, их назначение 14 страница
  • Виды бухгалтерских балансов банка, их назначение 15 страница

  • Экономика государства развивается во многом за счет реализации финансовыми властями страны денежно-кредитной политики. В чем ее сущность? Какие из ее методов наиболее распространены?

    В чем заключается сущность денежно-кредитной политики?

    Термин «денежно-кредитная политика» обычно рассматривается в контексте деятельности Центрального банка государства или иной структуры, выполняющей те функции, которые соответствуют ЦБ. В частности, такие как:

    Регламентация деятельности субъектов финансовой рынка;

    Лицензирование коммерческих банков;

    Управление инфляцией;

    Реализация валютной политики;

    Содействие управлению бюджетным капиталом государства.

    Иное наименование рассматриваемого понятия - «монетарная политика». Деятельность ЦБ и аналогичных структур, которые ее проводят, имеет определенные цели. Рассмотрим то, в чем они могут заключаться.

    Цели монетарной политики

    Ключевые цели денежно-кредитной политики, в целом, соответствуют функциям ЦБ РФ, о которых мы сказали выше. Речь идет о таких целях, как:

    Сдерживание чрезмерной инфляции;

    Обеспечение социальной защиты граждан;

    Управление капитализацией ключевых отраслей экономики;

    Оптимизация платежного баланса — но за счет увеличения экспорта.

    От чего зависит выбор государством той или иной разновидности монетарной политики? Каким образом определяются приоритетные цели денежно-кредитной политики центрального банка?

    Как правило, это зависит от текущего уровня стабильности финансовой системы государства, а также динамики развития экономики страны в целом. Если национальное хозяйство относится к развивающимся, то для ЦБ может быть приемлемо выбирать либеральную стратегию: она, как правило, способствует активизации инвестиций, стимулирует деловую активность в условиях незанятых сегментов рынка.

    В случае, если в экономике возникнет кризисная ситуация, цели денежно-кредитной политики государства могут измениться. В этом случае может возникнуть потребность в снижении уровня инфляции. Как мы отметили выше, достижению данной цели способствует консервативная денежно-кредитная политика. Цели ее, таким образом, во многом отражают экономическую ситуацию в государстве. Если национальное хозяйство развивается динамично — монетарная политика может характеризоваться одними признаками, при кризисных тенденциях — иными.

    Еще один распространенный критерий классификации денежно-кредитной политики — масштабы. Так, выделяют тотальные и селективные методы регулирования экономики. Рассмотрим их особенности подробнее.

    Масштабы денежно-кредитной политики

    Прежде всего, стоит отметить, что оба изученных выше типа монетарной политики, консервативная и либеральная, могут быть как тотальными, так и селективными. Разница между рассматриваемыми разновидностями финансовой системой предопределяется, таким образом, масштабами юрисдикции решений, которые принимаются Центробанком.

    Так, если ЦБ реализует тотальную монетарную политику, то его распоряжения распространяются на все кредитно-финансовые институты, функционирующие в государстве. Цели, методы денежно-кредитной политики могут быть в данном случае связаны с необходимостью стимулирования развития ключевых секторов в экономике, проведения модернизации банковской инфраструктуры государства.

    Селективная структур предполагает распространение юрисдикции решений, принимаемых ЦБ, на ограниченное количество кредитно-финансовых структур. Так, ЦБ, реализуя селективную политику, может:

    Устанавливать лимиты по расчетам;

    Определять нормы кредитования;

    Устанавливать отдельные критерии эффективности работы коммерческих финансовых организаций.

    В данном случае целью ЦБ может быть оптимизация конкретных элементов кредитной системы государства, улучшение платежной инфраструктуры, совершенствование стандартов, в соответствии с которыми проводятся различные платежные операции.

    На практике цели и задачи кредитно-денежной политики государства, то есть, Центрального банка или аналогичных ему институтов, довольно часто меняются. Это связано с постоянными изменениями в экономических процессах внутри государства и за его пределами, с влиянием социально-политических факторов, технологическим прогрессом. Таким образом, ЦБ может регулярно задействовать все отмеченные типы монетарной политики — причем, в разных сочетаниях и очередности.

    Безусловно, в отдельные достаточно длительные периоды государство может выбирать приоритетные методы управления экономическими процессами и в меньшей степени интенсивно задействовать альтернативные им. Но при существенном изменении внешней конъюнктуры, влиянии политических факторов ЦБ может пересмотреть собственные подходы к реализации монетарной политики.

    Полезно будет теперь рассмотреть конкретные инструменты, посредством которых Центробанк регулирует экономические процессы в стране.

    Инструменты монетарной политики государства

    Современные экономисты выделяют следующий перечень основных инструментов, о которых идет речь:

    Установление норм по резервам коммерческих банков;

    Участие ЦБ в сделках на фондовых биржах;

    Установление ключевой ставки;

    Регламентация деятельности коммерческих кредитных организаций.

    Изучим их подробнее.

    Резервные требования для коммерческих банков

    Первый инструмент из перечня, рассмотренного выше, рассматривается как один из ключевых, поскольку позволяет Центробанку оказать значительное влияние на соотношение спроса и предложения капитала в экономике государства. Дело в том, что объем собственных резервов коммерческого кредитно-финансового учреждения напрямую определяет возможности банка, выступающего субъектом кредитования. Если требования, установленные ЦБ для соответствующего ресурса, высоки, то активность банков в соответствующем сегменте финансового рынка снижается. Как следствие — уменьшается капитализация экономики в части реального сектора, однако, может повыситься с точки зрения капиталоемкости финансовой сферы, депозитов граждан.

    Ужесточение требований к резервам коммерческих банков может способствовать снижению инфляции и достижению иных требующих консервативного подхода целей денежно-кредитной политики. Является ли рассматриваемый инструмент эффективным с точки зрения решения стратегических задач в экономике?

    В среде экспертов мнения на этот счет разные. Некоторые аналитики считают, что изменение нормативов в части резервных требований должно быть временной мерой, другие полагают, что ЦБ РФ следует регулярно задействовать соответствующий инструмент — особенно часто в условиях кризиса и неопределенности различных процессов в национальном хозяйстве.

    Участие ЦБ в операциях на фондовых биржах

    Следующий распространенный инструмент монетарной политики ЦБ — регулирование сделок на фондовых биржах. Соответствующие финансовые учреждения являются площадками для открытых торгов. В том числе и тех, что предполагают сделки по купле-продаже ценных бумаг, эмитируемых государством, а также крупнейшими предприятиями, которые осуществляют деятельность в стране.

    ЦБ в данном случае может быть активным игроком рынка, покупая или продавая те или иные виды ценных бумаг. Как правило, Центробанк участвует в сделках, отражающих оборот государственных облигаций. В случае, если он их покупает, это свидетельствует о том, что реализуемая им денежно-кредитная политика цели преследует те, что характеризуют либеральный подход к регулированию экономики. То есть, государство или крупнейшие компании, получив капитал от ЦБ, могут направить его на инвестирование в новые проекты (бюджетные, коммерческие), осуществить стимулирование развития тех или иных отраслей.

    В свою очередь, продажа ценных бумаг может свидетельствовать о том, что цели денежно-кредитной политики ЦБ связаны с реализацией консервативного подхода к управлению экономическими процессами — поскольку в этом случае капитализация рынка снижается.

    Установление ключевой ставки

    Следующий инструмент ЦБ — установление ключевой ставки. Данный показатель, как мы отметили выше, предопределяет условия кредитования на рынке в целом.

    Так, высокая ключевая может говорить о том, что цели денежно-кредитной политики Банка России — снижение динамики капитализации отдельных отраслей экономики за счет заемных средств, а также уменьшение инфляции. Вместе с тем, высокая ключевая ставка Центробанка, как правило, стимулирует привлечение денежных средств граждан в банки в виде вкладов — под высокий процент. В результате растет капитализация, в свою очередь, кредитно-финансовой организации.

    Регламентация финансовых операций коммерческих банков

    Еще одно важнейшее направление монетарной политики государства — регламентация, установление стандартов работы коммерческих банков. Оно осуществляется в связи с тем, что финансовым властям необходимо обеспечивать стабильность функционирования банковской системы как одного из ключевых ресурсов для реализации монетарной политики.

    Коммерческие кредитные учреждения играют роль важнейших финансовых институтов государства. Они должны обладать устойчивой инфраструктурой и осуществлять деятельность в соответствии со строгими регламентами — так, чтобы их клиенты, граждане, предприятия и бюджетные структуры, имели возможность пользоваться защищенными и доступными услугами. Основные цели денежно-кредитной политики государства также предполагают самое активное задействование данной инфраструктуры. Задача ЦБ — обеспечить эффективное правовое регулирование ее выстраивания и модернизации.

    Денежно-кредитная политика Банка России: основные приоритеты

    Полезно будет рассмотреть то, каких приоритетов придерживается российский ЦБ в монетарной политике. Выше мы отметили, что Центробанк как главное кредитно-финансовое учреждение государства выбирает тот или иной подход в управлении экономическими процессами исходя из положения дел в национальном хозяйстве, реальных факторов, влияющих на развитие экономики. Соответствующий принцип характеризует и российский ЦБ.

    Данная кредитная организация, как показывает практика, реализует преимущественно консервативные стратегии в периоды рецессии и либеральные — при росте экономики государства. Так, в кризис 2008-2009 годов ключевая ставка ЦБ РФ была существенно увеличена: это замедлило рынок кредитования, существенно сократило капитализацию в экономике но, вместе с тем, во многом позволило сохранить инфляцию на приемлемом уровне. После преодоления кризиса ключевая ставка снизилась: ЦБ перешел к либеральной политике управления экономическими процессами.

    По причине падения цен на нефть и осложнения международных отношений России в экономике РФ в 2015 году вновь наступила рецессия. ЦБ повысил ключевую ставку и продолжает держать ее на достаточно высоком уровне. Уровень инфляции — если рассматривать его как основной критерий эффективности монетарной политики, как показывают статистические данные, находится в РФ на приемлемом уровне.

    Опять же, отметим, что в среде экономистов есть разные оценки подходов ЦБ РФ к регулированию экономики: есть точка зрения, что ключевую ставку нужно снижать и стимулировать кредитование, как следствие — повышать уровень капитализации различных отраслей национального хозяйства.

    Резюме

    Итак, мы рассмотрели сущность, основные цели и инструменты денежно-кредитной политики государства, которая также именуется монетарной. Главный ее субъект — Центральный банк. В его ведении — регулирование инфляции, платежного баланса, ключевой ставки, регламентация деятельности коммерческих финансовых учреждений, которые также играют важнейшую роль в реализации монетарной политики государства. В зависимости от экономической ситуации внутри страны, за ее пределами, влияния социально-политических факторов ЦБ может выбирать ту или иную монетарную стратегию, а также конкретные инструменты для ее реализации. В общем случае они отражают один из 2 подходов: консервативный — предполагающий сокращение капитализации экономики или ключевых ее отраслей, или же либеральный — характеризующийся стремлением ЦБ стимулировать активный обмен капиталами участников рынка.

    При необходимости один подход может сменять другой. Например, при появлении факторов, способствующих экономической рецессии, цели денежно-кредитной политики России, как правило, отражают стремление финансовых властей к сокращению объемов капитализации экономики. Это выглядит как увеличение Центробанком ключевой ставки, в ряде случаев — изменение требований к резервам коммерческих кредитных учреждений. Но как только экономическая ситуация в государстве стабилизируется — ЦБ, как правило, снижает ключевую ставку.

    Денежно-кредитная политика ЦБ - комбинация целей и инструментов, с помощью которых он посредством регулирования спроса на деньги и предложения денег стремится достигнуть целей общей экономической политики.

    По сути, это процесс поиска возможностей и способов воздействия на кредитную деятельность коммерческих банков. Увеличение или сокращение объемов кредитования необходимо для достижения стабильного развития внутренней экономики, сбалансированности экономических процессов и взаимодействий между контрагентами в пределах страны. Центральный банк благодаря проведению эффективной денежно-кредитной политики старается активно противодействовать экономическим кризисам, резкому снижению покупательной способности национальной валюты и стимулировать капиталовложения в различные отрасли экономики страны.

    Исходя из сущности проводимой центральным банком денежно-кредитной политики и первоочередности ставящихся перед ним задач принято классифицировать цели денежно-кредитной политики на несколько групп: стратегические, тактические и промежуточные.

    Стратегические цели денежно-кредитной политики включают в себя стабилизацию уровня цен, снижение процента безработицы, достижение равновесного и стабильного экономического роста и обеспечение внешнеэкономической стабильности

    Тактические цели денежно-кредитной политики направлены на регулирование объема предложения денег в экономике и скорости их обращения, обеспечение необходимой динамики денежной массы.

    В отличие от стратегических целей, которые присущи практически каждому центральному банку в любой стране и остаются неизменными в силу своей исключительной важности для экономического развития государства, тактические цели могут варьироваться в зависимости от приоритетов стратегических целей.

    Промежуточные цели денежно-кредитной политики включают в себя регулирование ставки рефинансирования в качестве ориентира для коммерческих банков и инструмента изменения притока инвестиций, достижение стабильного и резко не меняющегося уровня цен на большинство товаров и услуг.

    Исходя из того, что промежуточная цель может меняться центральным банком достаточно часто, она должна быть согласована со стратегическими и тактическими целями, обладать свойством измеримости (конкретный экономический показатель), своевременности, контролируемости.

    На сегодняшний день существует множество различных инструментов, которые используются в повседневной практике центральных банков, поскольку число целей осуществления денежно-кредитной политики постоянно возрастает в связи с меняющейся экономической конъюнктурой и теми вызовами, которые бросает денежным механизмам мировая экономическая система. Но основными инструментами проведения денежно-кредитной политики, которыми пользуется практически каждый центральный банк и без которых невозможно достижение целей, являются следующие.

    1. Регулирование ставки рефинансирования. Под ставкой рефинансирования в рыночной экономике понимается ставка процента за кредит, предоставляемый центральным банком другим коммерческим банкам. Таким образом, путем понижения или повышения размера ставки рефинансирования центральный банк устанавливает новые условия, на которых банки могут заимствовать средства у центрального банка под определенный залог (чаще всего в виде принадлежащих им ценных бумаг). Ставка рефинансирования является ориентиром для коммерческих банков, ниже которого они не могут устанавливать процентную ставку для заемщиков и для центрального банка.

    Если центральный банк снижает ставку рефинансирования, то коммерческие банки имеют возможность за относительно короткий промежуток времени приобрести дополнительные кредиты и таким образом увеличить денежное предложение в экономике, а значит, и рост совокупных расходов, что ведет к росту спроса на продукцию и, как следствие, к росту промышленного производства. Обычно снижение учетной ставки используется в случае депрессии или спада производства, когда необходимо увеличить темпы роста ВВП путем наращивания промышленного производства.

    Правда, ситуация с довольно низкими учетными ставками (например, в США в период с 2008 г. по настоящее время) ведет к тому, что через какое-то время совокупные расходы в экономике начинают неконтролируемо расти, что приводит к резкому росту потребления и вполне логичному со стороны производителей повышению цен на свою продукцию. Потребитель сталкивается с проблемой резкого роста инфляции, которая имеет риск перерасти в постоянную. Для борьбы с инфляцией центральный банк использует обратный механизм - повышение ставки рефинансирования.

    Если центральный банк повышает ставку рефинансирования, то коммерческим банкам приходится привлекать средства по более высоким ставкам, что снижает спрос на банковские услуги и сокращает денежное предложение. Это стимулирует сужение потребительского спроса и уменьшает рост расходов, а следовательно, и объем производства. Производителям, чтобы реализовать свой товар на прежних условиях спроса, приходится снижать цены.

    Повышение ставки рефинансирования также приводит к некоторым специфическим последствиям:

    • o дорожает стоимость кредита, что сокращает скорость нарастания денежной массы в обращении;
    • o увеличивается количество наиболее эффективных и прибыльных инвестиционных проектов в экономике, поскольку далеко не под каждый проект банк будет привлекать подорожавший кредит.

    На практике центральные банки практически никогда не используют данный инструмент в качестве единственного, и более того, он является наиболее эффективным в сочетании с другими инструментами. Часто центральный банк занимается периодическим повышением или снижением ставки рефинансирования в среднесрочном периоде с целью избежать резкого роста инфляции или снижения объема промышленного производства.

    2. Регулирование норм обязательных резервов. По степени своей эффективности и влияния на деятельность субъектов экономики данный инструмент является наиболее влиятельным, но он не избежал ряда недостатков.

    Обязательные резервы - это минимальная норма вкладов или депозитов коммерческих банков в центральном банке. Соответствующую данной норме резервов денежную сумму коммерческий банк не имеет права предоставлять в кредит и обязан постоянно держать на своем счете в центральном банке. Наличие обязательных резервов необходимо для защиты интересов вкладчиков на случай чрезвычайной ситуации (например, банкротства банка или отзыва лицензии центральным банком).

    Изменение центральным банком нормы обязательных резервов может происходить двояко: как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Центральный банк увеличивает норму обязательных резервов для того, чтобы существенно ограничить количество денежных средств, которые коммерческие банки могут предоставить в виде кредитов заемщикам. Обычно увеличение нормы обязательных резервов используется при резком росте совокупных расходов в экономике, что может привести к увеличению темпов инфляции. Во избежание роста инфляции центральный банк зажимает часть предложения заемных средств в экономике. Кроме того, уменьшение ресурсов банка неизбежно удорожает кредит.

    Центральный банк уменьшает норму обязательных резервов в случае, когда необходимо увеличить объем денежной массы в обращении и простимулировать фирмы или домашние хозяйства более активно привлекать заемные средства. В этом случае объем кредитных ресурсов банка увеличивается и кредиты дешевеют.

    3. Проведение операций на открытом рынке. В настоящее время крайне распространенным инструментом денежно-кредитной политики являются операции центрального банка на открытом рынке.

    Суть этих операций заключается в выпуске, продаже и погашении центральным банком долговых цепных бумаг коммерческим банкам и населению по заранее установленному курсу. Наибольшую долю в структуре ценных бумаг, выпускаемых центральным банком, занимают государственные, поскольку они традиционно являются наиболее попятным ориентиром для потенциальных инвесторов.

    Обычно продажа ценных бумаг используется в случае, когда перед экономикой серьезно встает угроза роста инфляции из-за чрезмерно растущего потребления и совокупных расходов. Продавая коммерческим банкам и другим организациям ценные бумаги, центральный банк таким образом уменьшает у них кредитные ресурсы, что ведет к удорожанию кредита и снижению инвестиций в стране. Важно, что выпускаемые центральным банком государственные бумаги формируют внутренний долг страны.

    Покупка центральным банком ценных бумаг у их владельцев увеличивает объем денежной массы в обращении, ведет к возрастанию кредитных ресурсов банков, снижению процента за кредит и увеличению объема инвестиций в стране. Обычно массовые операции на открытом рынке по покупке долговых обязательств ведут к росту темпов промышленного производства, увеличению рабочих мест, росту совокупного спроса и снижению уровня безработицы.

    Практика активного присутствия центрального банка на открытом рынке реализуется в тех странах, где существует развитый рынок ценных бумаг, и в частности насыщенный рынок государственных облигаций, - в США, Великобритании, Канаде, Германии, Японии и т.д. Что касается использования подобного инструмента на открытом рынке в российской практике, то, к сожалению, он начинает набирать популярность только в последнее время, а в 1990-е годы никаких масштабных операций на открытом рынке не осуществлялось именно по причине неразвитости рынка ценных бумаг.

    Все рассмотренные инструменты денежно-кредитной политики не применяются по отдельности, а используются в комплексе в зависимости от тех стратегических целей, которые ставит правительство страны перед центральным банком. Не существует какой-либо идеальной комбинации инструментов, которую можно было бы использовать в каждом конкретном случае. В последнее время наиболее часто центральным банком используется механизм проведения активных операций на открытом рынке, но в сочетании с регулированием учетных ставок.

    Бывают ситуации, когда центральный банк вынужден использовать все имеющиеся у него в арсенале инструменты для достижения поставленных перед ним стратегических и тактических целей.

    Например, в случае одновременного наличия безработицы и понижения цен в экономике центральному банку необходимо резко увеличить предложение денег для стимулирования совокупных расходов и роста спроса. Для этого центральный банк на первом этапе осуществляет покупку ценных бумаг на открытом рынке, на втором - уменьшает норму обязательных резервов, а на третьем - понижает размер учетной ставки. В совокупности эти меры приводят к росту спроса, стимулированию увеличения темпов промышленного производства и увеличения денежной массы в экономике путем активизации кредитных отношений. В денежно-кредитной практике совокупность всех перечисленных инструментов называется политикой "дешевых " денег, поскольку при резком снижении нормы обязательных резервов и снижении размера ставки заемные средства для населения и коммерческих банков становятся более доступными, так как существенно снижается их стоимость, т.е. они становятся более дешевыми.

    Обратной данной политике является политика "дорогих" денег, которая используется при излишнем росте потребительских расходов, приводящих к увеличению темпов инфляции. В этом случае центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, после чего повышает процентную ставку, уменьшая объем денежной массы в экономике, поскольку фирмам и населению становится просто невыгодно привлекать заемные средства под высокий процент.

    Все различные варианты проведения денежно-кредитной политики, которые были рассмотрены выше, способны эффективно влиять на ситуацию в денежно-кредитной сфере только в том случае, если центральный банк абсолютно независим в принятии своих решений от исполнительной власти. Это связано с тем, что существует спрос правительства на увеличение денежной массы, поэтому, если бы центральный банк зависел от желаний правительства, увеличение денежной массы вышло бы из-под контроля, что может привести к катастрофическим последствиям - гиперинфляции и "надуванию пузырей" на финансовых рынках (ситуация в американской экономике, приведшая к мировому экономическому кризису, начавшемуся в 2008 г.).

    Любые меры, которые использует центральный банк при проведении денежно-кредитной политики, должны удовлетворять требованиям гибкости и изменчивости, поскольку неизбежно у какого-либо инструмента денежно-кредитной политики существуют негативные последствия в силу взаимозависимости всех экономических процессов.


    Центральный банк - основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

    Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные организации. Достаточно отметить, что от 75 до 90% денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25-10% - банкноты центрального банка. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков.

    Методы этого воздействия разнообразны, наиболее распространенными из них являются:

    • изменение процентных ставок по операциям центрального банка (процентная политика);
    • изменение норм обязательных резервов банков;
    • операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;
    • регламентация экономических нормативов для банков (соотношения между кассовыми резервами и депозитами, ликвидными активами и депозитами, собственным капиталом и заемным, акционерным капиталом и заемным, собственным капиталом и активами, суммой кредита одному заемщику и капиталом или активами и др.).

    Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими в том смысле, что они влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов в целом.

    Могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли).

    К выборочным методам относятся:

    • прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);
    • регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды.

    Традиционным методом регулирования является процентная политика. Повышая ставку по учетно-ссудным операциям, центральный банк уменьшает возможности коммерческих банков и их клиентов получить кредит, что в свою очередь приводит к сокращению денежной массы и повышает уровень рыночного процента. Это отражается и на состоянии платежного баланса, валютного курса. Повышение ставок способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки центрального банка приводит к противоположным результатам.

    Существенное воздействие на кредитные ресурсы коммерческих банков, на их возможности предоставлять ссуды оказывает изменение нормы обязательных резервов. Повышение ее означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредита. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента.

    В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся у них ресурсов. Если центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможности предоставлять ссуды клиентам уменьшаются.

    Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

    Для регулирования краткосрочных процентных ставок традиционно применяются операции центрального банка с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Продажа их ограничивает наличность денежного рынка и ведет к повышению рыночных ставок процента. Если центральный банк не желает допускать увеличения рыночной нормы процента, то он оказывает поддержку банкам, покупая у них краткосрочные ценные бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам.

    Традиционным средством регулирования долгосрочных процентных ставок служат операции центрального банка с долгосрочными государственными обязательствами с фиксированным процентом. Покупка таких обязательств центральным банком вызывает повышение их рыночного курса (в результате расширения спроса на них). Увеличение цены облигаций означает снижение их фактической доходности, которая определяется отношением суммы купонного дохода по облигации к ее рыночному курсу.

    Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций центральным банком на открытом рынке вызывает падение их курса и повышение доходности облигаций, а значит, и долгосрочных процентных ставок. Кроме того, купля-продажа ценных бумаг оказывает влияние на процентные ставки через расширение или ограничение банковских ресурсов.

    Денежно-кредитную политику следует рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок.

    В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, изменения ставки центрального банка и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок. Под валютной интервенцией понимается политика купли-продажи центральным банком иностранной валюты за национальную на валютном рынке.

    Когда центральный банк продает или покупает иностранную валюту в обмен на национальную, то меняется соотношение спроса и предложения на иностранную валюту и соответственно изменяется курс национальной валюты. Если, например, Банк России продает доллары на валютной бирже, то предложение долларов увеличивается и соответственно курс их понижается, а курс рубля повышается. При скупке долларов их курс растет.

    Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации осуществляется Банком России путем изменения норм обязательных резервов, процентных ставок по кредитам и депозитам, проведения операций с ценными бумагами, установления экономических нормативов для банков. В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов и принимая в депозит средства банков по фиксированной ставке.

    Банк России устанавливает следующие экономические нормативы для банков: минимальный размер уставного капитала; предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска; показатели ликвидности банка в виде нормативного соотношения между активами и обязательствами банка с учетом срока их погашения, а также возможности реализации активов; максимальный размер риска на одного заемщика в виде определенного процента от общей суммы капитала банка (при расчете максимального риска в понятие риска включается вся сумма требований банка к этому заемщику, а также выданные по его поручению обязательства); размеры валютного и курсового рисков; нормативы использования собственных средств банков для приобретения акций юридических лиц.