Траты на вооружение стран мира. Расходы стран мира на вооружение

Общемировые расходы на оборону составили 1.65 трлн долл за 2016 год. Доля США в мире - 37.2% На все страны НАТО приходится 890 млрд военного бюджета, а США занимают почти 70% в НАТО! Военные расходы на США и союзников составляют 1.09 трлн или 2/3 от мирового.

С 2011 года наблюдается тенденция на снижение военных расходов, как от США, так и от союзников. Если снижение расходов в США обусловлено известными процессами свертывания активных наступательных операций в Ираке и Афганистане, то снижение расходов от союзников преимущественно связано с укреплением доллара.
Весь остальной мир вне зоны влияния США военные расходы наращивает. Основной вклад обеспечивают Китай, Россия и Индия.

В таблице красным цветом отмечены стратегические союзники США (что предполагает совместное участие в боевых операциях и безусловную поддержку действий США на международной арене), а синим цветом союзные государства к США.

В большинстве стран Европы военные расходы к ВВП не превышают 1.5%.

США выходят на усредненный уровень военной нагрузки на экономику - около 3.3% к ВВП. На этом уровне расходы были с 1995 по 2005. В Китае не более 2%, а в Индии в среднем 2.5%. Однако, Россия в 2016 установила рекорд по военным расходам к ВВП. Еще никогда в современной России расходы не были так высоки - 5.3%. Прошлый максимум 4.9% в 2014 и в момент распада СССР.

Чуть выше 5% - типичный уровень для Израиля последние 6-7 лет. В 2016 году Россия была на 7 месте по норме военных расходов к ВВП. Впереди Оман, Саудовская Аравия, Алжир, Кувейт, ОАЭ, Израиль и возможно Катар (по последнему данных нет).

В таблице сортировка для ведущих 50 стран мира.

По отношению на душу населения расходы России около 500 долларов, что весьма прилично, учитывая просевший курс. Это как в Германии и больше, чем в Италии, Канаде, Испании и даже в 2.3 раза больше Турции (которая находится в эпицентре войны).

Учитывая паритет покупательской способности и стоимость сопоставимой военной техники, расходы в России лишь в 1.5 раза ниже, чем в США (на душу населения), а не в 3.9, если считать по номиналу и буквально в разы выше, чем в ведущих странах Европы. Хотя быть может у России и паритет с США, тут смотря как считать ППС для военного сектора (он несколько отличается от гражданского).

По крайней мере, по формальным признакам интенсивность военных расходов в России сейчас на пределе. Относительно расходов гос.сектора выходит, как минимум на 50% выше, чем историческая норма для России.

Военный бюджет – это смета государственных затрат на содержание и развитие вооруженных сил за определенный период, преимущественно за календарный год. Уровень расходов определяется исходя из представлений правительства страны об уровне угроз и утвержденной военной доктрины. Объем ассигнований на оборону государства зависит от уровня развития экономики и величины валового внутреннего продукта (ВВП).

Структура военного бюджета в разных государствах может существенно различаться, она определяется национальным законодательством. Смета расходов на оборону формируется обычно исходя из необходимости парирования внешних угроз, потому на правоохранительную деятельность проводятся по другим статьям. Лечение ветеранов вооруженных сил и реабилитации ветеранов военнослужащих обычно также выделяется в особую статью государственного бюджета.

Большинство государств мира серьезно относятся к вопросам безопасности и необходимости отражения возможных агрессий и выделяют достаточно крупные суммы на эти цели. По данным авторитетных научно-исследовательских учреждений совокупные расходы составляют до 2,5 % от общемирового валового продукта. Лидируют по уровню оборонного бюджета Соединенные Штаты Америки, при этом в связи с последними событиями отмечается устойчивая тенденция к росту затрат на военные нужды.

Структура военного бюджета

Оборона страны и сохранение территориальной целостности страны является одной из важнейших функций государства. Военный бюджет покрывает лишь какую-то часть расходов на обеспечение безопасности и неприкосновенности границ. Указанные затраты, как правило, фигурирует в официальных статистических документах и публикуются в средствах массовой информации.

Структура военного бюджета включает с себя следующие основные позиции:

  • Средства, выделенные министерству обороны страны или другому органу, осуществляющему его функции.
  • Ассигнования на финансирование военных программ, которые осуществляются по линии других ведомств.
  • Денежные средства, выделяемые на мероприятия по планированию и подготовке экономики страны для работы в период военного времени.

Нередко в военный бюджет включаются расходы на содержание контингентов вооруженных сил иностранных государств, размещенных на ее территории. Так, в ФРГ часть средств на содержание баз американских войск и поддержание их инфраструктуры выделяется правительством этой страны на основании международных договоров.

Средства, выделяемые министерству обороны страны или иному выполняющему его функции ведомству, в основном расходуются на следующие цели:

  • Содержание армии и флота, войск.
  • Закупка новой боевой техники и поддержание ее в боевой готовности.
  • Выполнение планов по подготовке войск, проведение учений и других мероприятий.

По линии министерства обороны происходит также финансирование военно-учебных заведений, подготовка офицерских кадров и специалистов для войсковых частей и соединений. Распределения средств между видами Вооруженных сил определяется с учетом характера военной доктрины государства.

Финансирование иных оборонных программ в рамках иных министерств и ведомств включает в себя следующие положения:

  • Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по перспективным видам вооружений и боевой техники.
  • Производство специальных средств, боеприпасов, компонентов разнообразных систем.
  • Строительство объектов военной инфраструктуры, городков для размещения войск и тому подобное.

Мероприятие по подготовке страны и экономике к работе в период войны предполагает создание стратегических запасов продовольствия, товаров первой необходимости, сырья для промышленных предприятий и многое другое. Разработка мобилизационных планов для перевода заводов и фабрик на особый режим работы и доведение директив до руководства компаний всех форм собственности.

Особенности бюджетного процесса в некоторых странах

Рассмотрим структур военного бюджета одного из крупнейших стран мира Соединенных Штатов Америки, который в составе общенациональной сметы носит наименование программа «Национальной обороны». В нее включены бюджетные ассигнования по следующим ведомствам:

  • Министерству обороны;
  • Министерства энергетики (по ядерной программе);
  • FBI (финансирование контрразведывательной деятельности);
  • FEMA (гражданская оборона);
  • Национальному научному фонду (средства на военные исследовательские программы);
  • Службе комплектования Вооруженных сил и Корпуса морской пехоты;
  • Министерству транспорта для создания и поддержания резерва транспортных средств.

Ко всему прочему за счет средств военного бюджета покрываются расходы на содержание центрального аппарата Пентагона и пенсионные обеспечение сотрудников некоторых специальных служб, в частности, Центрального разведывательного управления. При подготовке бюджета в США используется концепция программно-целевого планирования на основании заявок от перечисленных выше министерств и ведомств.

Подготовка сметы расходов по программе национальной обороны осуществляется профильными комитетами и подкомитетами. После утверждения документа он передается на рассмотрение Конгресса, которое происходит в два этапа. Палата общин принимает предварительную бюджетную резолюцию, после чего в дело включается Сенат. В случае появления серьезных разногласий формируется согласительная комиссия, в компетенции которой урегулирование спорны вопросов.

После окончательного утверждение Федерального бюджета организуется его исполнения. Указанный процесс включает в себя следующие элементы:

Такая организация бюджетного процесса закреплена федеральным законодательством и позволяет оперативно решать вопросы финансирования оборонных программ. Наличие обратной связи в виде отчетности и системы контроля дает возможность проверки целевого использования выделенных средств и оценки эффективности вложений.

Специфика формирования военного бюджета в РФ

Вопросы финансирования оборонных программ относятся к компетенции федеральных органов власти. Военный бюджет является составной частью общегосударственного и на текущий момент его доля составляет до 21 % от уровня всех расходов. Для Российской Федерации вопросы планирования и осуществления финансирования оборонных программ в силу своего геополитического положения имеют приоритетное значение. Успешное решение задач такого рода оказывает позитивное влияние и на социально-экономическое развитие страны в целом.

Формирование военного бюджета в нашей стране происходит в порядке, установленном федеральным законодательством. Выделение средств на оборону происходит с учетом того, что данная сфера активно реформируется уже в течение нескольких лет. Основная ее цель оптимизация структуры Вооруженных сил и военно-промышленного комплекса для обеспечения национальной безопасности.

В консолидированном федеральном бюджете предусмотрен раздел «Национальная оборона», который состоит из следующих пунктов:

  • Расходы на содержание и модернизации Вооруженных сил и военных формирований в составе иных министерств и ведомств.
  • Подготовка людских и мобилизационных ресурсов и организация вневойскового обучения кадров.
  • Затраты на обеспечение функционирования оружейно-ядерного комплекса.
  • Финансирование прикладных научно-исследовательских программ в сфере разработки перспективных видов вооружений.

Основная часть ассигнований по линии обеспечения национальной безопасности приходится на Министерство обороны и подчиненные ему структуры: Федеральные службы по военно-техническому сотрудничеству, оборонному заказу, техническому и экспортному контролю, а также Федеральному агентству специального строительства.

При решении вопросов формирования бюджета применяется передовая методика программно- целевого планирования. Такой подход обеспечивает максимально эффективное использование средств, выделенных на реализацию программы национальной обороны. Контроль над целевым использованием финансов осуществляется специальными органами, входящими в состав Министерства обороны и надзорных ведомств.

Военный бюджет любого государства является составной частью государственного и служит основной характеристикой отношения властей к обеспечению обороноспособности страны. Расходы на национальную безопасность распределяются между разными исполнительными органами и используются по целевому назначению. С введением военного положения переходит в особый режим работы и соответственно меняется вся система финансирования.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Порой можно встретить мнение о том, что Россия слишком много тратит денег на оборону, мол в условиях санкций и низких цен на нефть пора подумать и об экономии. На самом деле наши расходы на оборону в рейтинге стран мира довольно скромны. И пока другие государства увеличивают свои военные бюджеты, наши оборонные траты в процентах от ВВП постепенно ползут вниз.

По оценкам экспертов, в этом году и в следующем мировые расходы на оборону будут увеличиваться на 5-7%. Специалисты полагают, что страны будут вкладывать средства в постройку кораблей, самолетов, а также в противоракетную оборону. При этом многие государства начинают понимать важность надежной защиты от кибератак, что отражается на росте расходов в этом направлении.

Взвешенная политика

Россия, в свою очередь, проводит сбалансированную политику в отношении военного бюджета, не позволяя ему чрезмерно раздуваться, но при этом и не забывая про ключевые направления, которые имеют решающее значение в современном мире.

По данным Минфина, в 2017 году статья «Национальная оборона» потребовала 3,3% ВВП, однако в 2018 году показатель уже снизился до 2,8%. В 2019 году цифра снизится до 2,7%, а к 2020 году – до 2,5% ВВП.

Благодаря грамотному подходу в вопросе расходов на оборону страна может похвастать укомплектованной, боеспособной и мощной армией. Президент США, Дональд Трамп, отвечая на вопрос о том, считает ли он Россию противником, заявил, что у Москвы сильная армия, однако российская экономика гораздо меньше, чем у Китая. Если вы хотите больше узнать о современном положении российской экономики, то советуем прочитать материал « ».

Подводя итоги, можно сказать, что страна, обладая несравненно меньшими возможностями, смогла продемонстрировать миру свою силу и мощь. В силу сложившихся условий страна должна постоянно принимать меры по обеспечению обороноспособности. Наличие сильной армии всегда будет сильным сдерживающим фактором для любого противника.

Лидеры по расходам

Недосягаемым лидером по объему расходов на оборону остаются США. При этом размер военного бюджета лишь увеличивается с каждым годом. Ближайшим преследователем страны является Китай, однако объем расходов Поднебесной в 4 раза меньше, чем у США. Сам Китай неустанно повторяет, что его военные силы носят абсолютно оборонительный характер и не могут представлять угрозу другим странам.

С точки зрения расходов относительно ВВП в лидерах находится Саудовская Аравия, которая тратит на оборону свыше 8% своей экономики. Страна активно увеличивает расходы в последние годы. Пойти на такой шаг ее вынуждают региональные конфликты.

Специалисты оценивают мировые расходы на оборону в этом году на уровне 1,6 трлн долларов. По сравнению с 2017 годом сумма подскочила на 3,3%. Подобные темпы роста уже назвали наиболее крупными за последние 10 лет. Общий же размер мировых оборонительных расходов является крупнейшим с момента окончания Холодной войны. Последний скачок роста расходов начался в 2014 году и продолжается до сих пор.

Расходы на оборону стран мира

Страна Расходы на оборону, долл. Доля военного бюджета от ВВП
США 714 млрд 3,6%
Китай 175 млрд 1,4%
Индия 63,9 млрд 2,5%
Великобритания 60 млрд 2,3%
Саудовская Аравия 56 млрд 8,2%
Япония 46,1 млрд 0,9%
Россия 46 млрд 2,8%
Германия 44,8 млрд 1,24%
Франция 40 млрд 1,5%
Южная Корея 39,2 млрд 2,6%

Какие расходы вы считаете приоритетными для страны?

Белый дом предложил проект бюджета на 2016 финансовый год в размере 4 трлн. долларов. Всего бюджет предусматривает траты в 561 млрд. долларов на военные нужды, эта сумма включает в себя расходы в 117 млн. долларов на «противодействие России» на Украине и еще в 51 млн. долларов - на помощь Молдавии и Грузии.

Кроме того, 8,8 млрд. долларов планируется потратить на продолжение борьбы с боевиками «Исламского государства» в Сирии и Ираке, а 14 млрд. долларов будет припасено для возможного противодействия растущему числу киберугроз. Еще 58 млрд. долларов Белый дом хотел бы направить на «внеплановые зарубежные операции» (большой войны на 58 лярдов не устроить, но пару локальных бигбадабумов вполне реально).

Ниже представлен список стран с самыми мощными военными бюджетами в мире.

  1. США – 561 млрд. долларов

Согласно проекту бюджета оборонные расходы страны достигают 561 млрд., однако еще в 2013 г. они составляли 640 млрд. Соединенные Штаты тратят на оборону больше, чем следующие 10 стран рейтинга, вместе взятые . Самым большим преимуществом США является флот из 19 авианосцев. Общее число военного персонала составляет 1,43 млн. человек, а кадровый резерв – еще 850 тыс.

  1. Китай – 188 млрд. долларов

Оборонные расходы страны достигают 188 млрд. долларов. Китай активно и сильно увеличивает военные расходы. Силы китайской армии действительно впечатляют. Действующий персонал – это более 2,285 млн. человек, а еще 2,3 млн. находятся в резерве. По некоторым данным, Китай активно практикует промышленный и военный шпионаж, что позволяет ему создавать аналоги зарубежной военной техники.

  1. Россия – 87,8 млрд. долларов

Спустя два десятилетия после распада Советского Союза российская военная мощь снова растет. Военные расходы увеличилось почти на треть с 2008 г. и, как ожидается, вырастут еще на 44% в течение следующих трех лет. Общее число военного персонала составляет более 766 тыс. человек, а кадровый резерв – 2,485 млн. человек. И эти войска подкреплены крупнейшей танковой силой в мире, насчитывающей 15,5 тыс. танков.

  1. Саудовская Аравия – 67 млрд. долларов

Военный бюджет Саудовской Аравии с 2006 по 2010 гг. вырос с 31 млрд. до 45 млрд. В 2012 г. Саудовская Аравия на военные нужды потратила уже 52,5 млрд., а в 2013 г. – 67 млрд. Страна постоянно наращивает свой военный потенциал: закупает огромные партии оружия, в основном у США. Так, одной из крупнейших сделок по поставкам оружия стала сделка, в рамках которой США продали Саудовской Аравии партию истребителей F-15.

  1. Франция – 61,2 млрд. долларов

Франция активно участвует в операциях по всему миру, включая Центрально-Африканскую Республику, Чад, Мали, Сенегал и другие страны. Оборонный бюджет на 2015 г. предусматривает получение значительного количества систем вооружения, оборудования и боеприпасов.

Заказы, которые будут размещены в 2015 г., станут продолжением начавшихся в 2014 г. мероприятий по реформированию вооруженных сил. В частности, в 2015 г. МО Франции рассчитывает заключить контракты на поставку 8 многоцелевых транспортов-заправщиков, одного средневысотного беспилотного авиационного комплекса большой продолжительности полета (MALE), 100 транспортных средств для сил специальных операций.

  1. Великобритания – 57,9 млрд. долларов

Великобритания планирует сократить размер своих вооруженных сил на 20% к 2018 г., небольшое сокращение также коснется Королевского флота и ВВС. Оборонный бюджет страны в 2013 г. составил 57,9 млрд. По мнению некоторых военных аналитиков, несмотря на сокращение военных расходов, Великобритания все еще может получать преимущество над новыми военными державами, такими как Китай. В первую очередь этого можно достичь за счет новой техники, которую планируется принять на вооружение, включая авианосец HMS Queen Elizabeth. Общее число военного персонала составляет 205,3 тыс. человек, кадровый резерв – 188 тыс.

  1. Германия – 48,8 млрд. долларов

Страна играет важную роль в международных операциях и военных отношениях. Оборонный бюджет в 2013 г. составил 48,8 млрд. долларов, и это седьмой показатель в мире. После окончания Второй мировой войны население страны в основном высказывало антивоенные настроения. Первоначально все ограничивалось силами для обороны, но после распада Югославии Германия стала принимать активную роль на международной арене. Общее число военного персонала составляет 183 тыс. человек, кадровый резерв –145 тыс. Обязательная военная служба в Германии была упразднена в 2011 г. в попытке создать профессиональную армию.

  1. Япония – 48,6 млрд. долларов

Япония начала увеличить расходы на оборону в ответ на все более активные территориальные споры с Китаем. Страна также начала свою первую военную экспансию впервые за более чем 40 лет, создав новую базу на отдаленных островах. Годовой оборонный бюджет в 2013 г. составил 48,6 млрд. Армия Японии достаточно хорошо экипирована, а недостатка в технике нет.

В настоящее время военный персонал достигает 247 тыс., а еще 57,9 тыс. находятся в резерве. Кроме этого, у Японии есть 1595 самолетов и 131 военный корабль. Тем не менее, страна не может иметь наступательную армию согласно своей конституции.

  1. Индия – 47,4 млрд. долларов

Расходы на оборону в Индии, как ожидается, будут расти, так как необходимы большие средства на модернизацию армии. В 2013 г. по оценкам Индия потратила на оборону 47,4 млрд. При этом страна является крупнейшим импортером военной продукции. На вооружении Индии стоят баллистические ракеты, дальности которых достаточно для поражения целей на территории Пакистана и большой части Китая. Общее число военного персонала составляет 1,33 млн. человек, а кадровый резерв – еще 2,14 млн.

  1. Республика Корея – 33,9 млрд. долларов

Южная Корея увеличивает расходы на оборону в ответ на увеличение этого показателя в Японии и Китае, а также в связи с постоянной угрозой со стороны Северной Кореи. Военная сила Южной Кореи достаточно большая для небольшой страны. Общее число военного персонала составляет 640 тыс. человек, кадровый резерв –2,9 млн. Южнокорейские военные регулярно принимают участие в военных учениях с США.

Приходится 890 млрд военного бюджета, а США занимают почти 70% в НАТО! Военные расходы на США и союзников составляют 1.09 трлн или 2/3 от мирового.

С 2011 года наблюдается тенденция на снижение военных расходов, как от США, так и от союзников.

Если снижение расходов в США обусловлено известными процессами свертывания активных наступательных операций в Ираке и Афганистане, то снижение расходов от союзников преимущественно связано с укреплением доллара.

Весь остальной мир вне зоны влияния США военные расходы наращивает. Основной вклад обеспечивают Китай, Россия и Индия.

Кликабельно

В таблице красным цветом отмечены стратегические союзники США (что предполагает совместное участие в боевых операциях и безусловную поддержку действий США на международной арене), а синим цветом союзные государства к США.


В большинстве стран Европы военные расходы к ВВП не превышают 1.5%.

Кликабельно

США выходят на усредненный уровень военной нагрузки на экономику – около 3.3% к ВВП. На этом уровне расходы были с 1995 по 2005.

В Китае не более 2%, а в Индии в среднем 2.5%. Однако, Россия в 2016 установила рекорд по военным расходам к ВВП.

Еще никогда в современной России расходы не были так высоки – 5.3%. Прошлый максимум 4.9% в 2014 и в момент распада СССР.

Чуть выше 5% — типичный уровень для Израиля последние 6-7 лет. В 2016 году Россия была на 7 месте по норме военных расходов к ВВП.

Впереди Оман, Саудовская Аравия, Алжир, Кувейт, ОАЭ, Израиль и возможно Катар (по последнему данных нет).

Кликабельно

В таблице слева сортировка для ведущих 50 стран мира.

По отношению на душу населения расходы России около 500 долларов, что весьма прилично, учитывая просевший курс.

Это как в Германии и больше, чем в Италии, Канаде, Испании и даже в 2.3 раза больше Турции (которая находится в эпицентре войны).

Учитывая паритет покупательской способности и стоимость сопоставимой военной техники, расходы в России лишь в 1.5 раза ниже, чем в США (на душу населения), а не в 3.9, если считать по номиналу и буквально в разы выше, чем в ведущих странах Европы.

Хотя быть может у России и паритет с США, тут смотря как считать ППС для военного сектора (он несколько отличается от гражданского).

По крайней мере, по формальным признакам интенсивность военных расходов в России сейчас на пределе. Относительно расходов гос.сектора выходит, как минимум на 50% выше, чем историческая норма для России.