Статья 40 градостроительного кодекса рф мнения юристов.

1. Правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

2. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов.

3. Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.

4. Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

5. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.

6. Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Статьи закона

Градостроительный кодекс Российской Федерации

Новая редакция Ст. 40 ГрК РФ

1. Правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

2. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается.

3. Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.

4. Проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений статьи 39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.

5. На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.

6. Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.

8. Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не допускается, если такое отклонение не соответствует ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории.

Комментарий к Статье 40 ГрК РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи определяет условия, при которых правообладатели земельных участков вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. В соответствии с ч. 2 статьи данное отклонение разрешается только для отдельно стоящего участка с соблюдением технических регламентов. Заинтересованное лицо направляет заявление о предоставлении такого вида разрешения в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки.

2. Для предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства необходимо провести публичные слушания. Публичные слушания проводятся с учетом ст. 39 Градостроительного кодекса и в соответствии с ч. 4 комментируемой статьи.

3. Часть 5 устанавливает, что на основании публичных слушаний комиссия принимает решение по инициированному вопросу и направляет свои рекомендации главе местной администрации.

4. На основании рекомендаций, предоставленных комиссией, глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения в течение срока, установленного ч. 6 комментируемой статьи.

5. Часть 7 комментируемой статьи предусматривает право заинтересованных лиц оспорить принятое главой местной администрации решение в судебном порядке.

Другой комментарий к Ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации

В случае если параметры или размеры земельного участка, а также объекта капитального строительства, например, этажность, не соответствуют требованиям градостроительного регламента, установленного для данной территориальной зоны или подзоны, однако при этом вид разрешенного использования земельного участка или объекта капитального строительства соответствует основному или вспомогательному виду разрешенного использования, установленному градостроительным регламентом, то заинтересованное лицо может подать заявление в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки о выдаче разрешения об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В противном случае заинтересованному лицу необходимо также будет получить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. Любое физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения, если, по его мнению, данным решением нарушаются его права и законные интересы. Порядок такого обжалования установлен АПК РФ и ГПК РФ .

  • Вверх
  • Энциклопедия судебной практики. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (Ст. 40 ГрК)
  • 1. Нормы ст. 40 ГрК РФ обязывают правоприменителя находить разумный баланс интересов социально-экономического развития, технического прогресса и интересов сохранения исторического и культурного наследия, защиты окружающей среды
  • 2. Выдача разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства должна предшествовать самому строительству
  • 3. Комиссия, уполномоченная принимать решения в порядке ст. 40 ГрК РФ, - это комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки, состав и порядок деятельности которой утверждаются главой местной администрации
  • 4. Проведение публичных слушаний в порядке ст. 40 ГрК РФ является обязательным, а их результат подлежит учету главой местной администрации
  • 5. Заключение о результатах публичных слушаний носит рекомендательный характер
  • 6. Принятие решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) при отрицательном заключении по итогам публичных слушаний противоречит ст. 40 ГрК РФ
  • 7. В решении о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства необязательно указывать причины вынесения такого решения
  • 8. Отсутствие в градостроительном регламенте минимальных и (или) максимальных размеров земельных участков не препятствует обращению лица с заявлением в порядке ст. 40 ГрК РФ
  • 9. Для подачи заявления в порядке ст. 40 ГрК РФ необходимо получить согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащем реконструкции
  • 10. Закон не запрещает отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции в зависимости от зоны нахождения земельного участка и величины, на которую предполагается отклонение
  • 11. Несоответствие площади земельного участка правилам землепользования и застройки само по себе не обязывает администрацию города выдавать разрешение на отклонение этого земельного участка от минимальных размеров
  • 12. Суд не вправе принимать на себя функции по выдаче разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства
  • 13. Заключение о результатах публичных слушаний и рекомендации комиссии должны быть подготовлены с учетом мнения участников публичных слушаний
  • 14. Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства относится к полномочиям органов местного самоуправления
  • 15. Возможность отклонения от предельных параметров разрешенного строительства не свидетельствует о безусловном праве лица, осуществляющего строительство, выйти за пределы градостроительного регламента
  • 16. ГрК РФ не содержит норм, ограничивающих уполномоченные государственные органы в изменении параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, и связывает его возможность с соблюдением требований по порядку принятия соответствующего решения

Энциклопедия судебной практики
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства
(Ст. 40 ГрК)


ст. ст. 39 , ГрК РФ] обязывают правоприменителя, в том числе суды, находить в каждом конкретном случае - с учетом специфики того или иного культурно-исторического объекта и совокупности всех градостроительных факторов - разумный баланс интересов социально-экономического развития, технического прогресса и связанных с ними прав граждан, с одной стороны, и интересов сохранения исторического и культурного наследия, защиты окружающей среды и связанных с этим прав в духовно-культурной сфере - с другой. Иное расходилось бы с конституционными принципами гуманизма, верховенства права и ответственности за сохранение исторического и культурного наследия перед будущими поколениями.


По своему смыслу в системе действующего правового регулирования [нормы ст. ст. 39 , ГрК РФ] обязывают правоприменителей, в том числе суды, находить в каждом конкретном случае - с учетом специфики того или иного культурно-исторического объекта и совокупности всех градостроительных факторов - разумный баланс интересов социально-экономического развития, технического прогресса и связанных с ними прав граждан, с одной стороны, и интересов сохранения исторического и культурного наследия, защиты окружающей среды и связанных с этим прав в духовно-культурной сфере - с другой.


2. Выдача разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства должна предшествовать самому строительству


Выдача разрешения на строительство, осуществляемая на основании положительного заключения государственной экспертизы, должна предшествовать осуществлению строительства объекта недвижимости. Застройщик вправе приступить к осуществлению строительных работ только при условии получения разрешения на строительство.


3. Комиссия, уполномоченная принимать решения в порядке ст. 40 ГрК РФ, - это комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки, состав и порядок деятельности которой утверждаются главой местной администрации


Исходя из системного толкования норм действующего градостроительного законодательства, принимая во внимание положения ч. 6 ст. 31 Градостроительного кодекса РФ, следует, что под комиссией, уполномоченной принимать решения в порядке ст. 39 , Градостроительного кодекса РФ, является комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки, состав и порядок деятельности которой утверждаются главой местной администрации.


4. Проведение публичных слушаний в порядке ст. 40 ГрК РФ является обязательным, а их результат подлежит учету главой местной администрации


Проведение публичных слушаний по вопросу об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является обязательным, а их результат подлежит обязательному учету.


Проведение публичных слушаний по вопросу об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является обязательным, а их результат подлежит обязательному учету.


Проведение публичных слушаний по вопросу об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является обязательным, а их результат подлежит обязательному учету.


Проведение публичных слушаний по вопросу об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является обязательным, а их результат подлежит обязательному учету.


5. Заключение о результатах публичных слушаний носит рекомендательный характер


Итоговое решение принимается органом местного самоуправления, и такое решение может не совпадать с рекомендациями по результатам публичных слушаний (глава местной администрации вправе отказать в предоставлении разрешения с указанием причин принятого решения). Поэтому возложение на орган местного самоуправления обязанности принять решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, обоснованное лишь наличием положительного заключения по результатам публичных слушаний, противоречит указанной норме Градостроительного кодекса.

Возложение на орган местного самоуправления обязанности принять решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, обоснованное лишь наличием положительного заключения по результатам публичных слушаний, противоречит вышеприведенным нормативным положениям.

Заключение о результатах публичных слушаний носит рекомендательный характер и не относится к правовым актам, обязательным для исполнения, а несоответствие процента застройки земельных участков максимальному проценту, установленному правилами, в силу части 1 статьи 40 ГрК РФ является лишь основанием для обращения заявителя в орган местного самоуправления для решения вопроса о предоставлении ему разрешения на отклонение в отношении этих земельных участков, но не влечет обязанность администрации выдать такое разрешение.


Заключения о результатах публичных слушаний носит рекомендательный характер для органов местного самоуправления


Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер для органа местного самоуправления и не относятся к правовым актам, обязательным для исполнения. При этом, как указано выше о проведении публичных слушаний население муниципального образования извещалось заблаговременно.


6. Принятие решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (реконструкции) при отрицательном заключении по итогам публичных слушаний противоречит ст. 40 ГрК РФ


Является правильным вывод суда первой инстанции о том, что принятие решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или реконструкции при отрицательном заключении по итогам публичных слушаний противоречило бы взаимосвязанным положениям статьи 40 ГрК РФ с учетом их смысла, выявленного Конституционным Судом РФ, а вывод апелляционного суда об обратном не соответствует нормам материального права, применимым к данному правоотношению.


7. В решении о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства необязательно указывать причины вынесения такого решения


Суд кассационной инстанции поддерживает вывод суда апелляционной инстанции о том, что отсутствие в градостроительном регламенте города минимальных и (или) максимальных размеров земельных участков не препятствует обращению предпринимателя с заявлением о разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.


9. Для подачи заявления в порядке ст. 40 ГрК РФ необходимо получить согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащем реконструкции


Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правильно указал, что с учетом правовых норм, которыми закреплено, что при обращении за разрешением на отклонение от предельных параметров реконструкции и проведении самой реконструкции, в результате которой происходит уменьшение общего имущества, возможно только с согласия всех собственников помещений многоквартирного дома, и установленных обстоятельств, администрация города обоснованно отказала собственникам помещений многоквартирного дома, в том числе заявителю, в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенной реконструкции объекта капитального строительства.


10. Закон не запрещает отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции в зависимости от зоны нахождения земельного участка и величины, на которую предполагается отклонение


Как правильно указал суд, ни Кодексом , ни каким-либо иным федеральным законом не предусмотрено введение запрета на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в зависимости от зоны нахождения земельного участка и той величины, на которую предполагается отклонение.


11. Несоответствие площади земельного участка правилам землепользования и застройки само по себе не обязывает администрацию города выдавать разрешение на отклонение этого земельного участка от минимальных размеров


Несоответствие площади земельного участка минимальной площади, установленной градостроительными регламентами для зоны Ж-1 в составе Правил землепользования и застройки города, в силу части 1 статьи 40 ГрК РФ является лишь основанием для обращения заявителя в орган местного самоуправления для решения вопроса для предоставления ему разрешения на отклонение в отношении этого земельного участка, а не влечет обязанность администрации выдавать указанное разрешение, учитывая лишь факт несоответствия площади земельного участка правилам.


12. Суд не вправе принимать на себя функции по выдаче разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции объектов капитального строительства


Арбитражный суд не вправе принимать на себя функции органа, уполномоченного на выдачу разрешения на отклонение от предельных параметров.


Подобное регулирование - при том что согласно пункту 12 статьи 39 и пункту 7 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации соответствующее решение, принятое по вопросу, вынесенному на публичные слушания, может быть оспорено физическими или юридическими лицами в судебном порядке, - призвано обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления гражданам реальной возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу, а потому не может рассматриваться как влекущее нарушение конституционных прав и свобод граждан.


Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает проведения публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 24 , , , 39, 40 и ). Приведенные нормы, регламентирующие проведение публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений, направлены на обеспечение комплексного учета интересов населения. Подобное регулирование - при том, что согласно пункту 12 статьи 39 и пункту 7 статьи 40 ГрК РФ соответствующее решение, принятое по вопросу, вынесенному на публичные слушания, может быть оспорено физическими и юридическими лицами в судебном порядке, - призвано обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления гражданам реальной возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу.


Градостроительный кодекс предусматривает проведения публичных слушаний по ряду вопросов градостроительной деятельности с участием заинтересованных лиц, чьи законные интересы могут быть нарушены в связи с реализацией на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта, того или иного градостроительного решения (статьи 24 , , , 39, 40 и ). Приведенные нормы, регламентирующие проведение публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений, направлены на обеспечение комплексного учета интересов населения. Подобное регулирование - при том что согласно пункту 12 статьи 39 и пункту 7 статьи 40 Градостроительного кодекса соответствующее решение, принятое по вопросу, вынесенному на публичные слушания, может быть оспорено физическими и юридическими лицами в судебном порядке, - призвано обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления гражданам реальной возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу.


14. Предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства относится к полномочиям органов местного самоуправления


Установленная Правилами землепользования и застройки возможность отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, с учетом положений статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не свидетельствует о безусловном праве лица, осуществляющего строительство, выйти за пределы градостроительного регламента. Соответствующие отклонения допускаются лишь в установленном законом порядке при получении необходимого разрешения, которое, в свою очередь, должно содержать мотивированные причины несоблюдения установленных параметров строительства.

Иное означает умышленное нарушение предпринимателем установленных градостроительным законодательством норм и правил, в том числе локального характера.


Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.



1. Правообладатели земельныхучастков, размеры которых меньшеустановленныхградостроительным регламентом минимальных размеровземельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические илииныехарактеристики которых неблагоприятны для застройки, вправеобратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметровразрешенного строительства, реконструкции объектов капитальногостроительства.

2. Отклонение от предельных параметров разрешенногостроительства, реконструкции объектов капитальногостроительстваразрешается для отдельного земельного участка при соблюдениитребованийтехнических регламентов.

3. Заинтересованное в полученииразрешения на отклонение отпредельных параметров разрешенного строительства, реконструкцииобъектовкапитального строительства лицо направляет в комиссиюзаявлениео предоставлении такого разрешения.

4. Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение отпредельных параметров разрешенного строительства, реконструкцииобъектов капитального строительства подлежит обсуждению напубличных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставоммуниципальногообразования и (или) нормативными правовыми актамипредставительного органа муниципального образования с учетомположений, предусмотренных статьей 39 настоящегоКодекса. Расходы,связанные с организацией и проведением публичных слушаний повопросуо предоставлении разрешения на отклонение от предельныхпараметров разрешенного строительства, реконструкции объектовкапитальногостроительства, несет физическое илиюридическое лицо,заинтересованноев предоставлении такого разрешения.

5. На основании заключения о результатахпубличных слушаний повопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельныхпараметров разрешенного строительства, реконструкции объектовкапитального строительства комиссия осуществляет подготовкурекомендацийо предоставлении такого разрешения или об отказе впредоставлении такого разрешения с указанием причин принятогорешения и направляет указанные рекомендации главе местнойадминистрации.

6. Глава местной администрации в течение семи дней со дняпоступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендацийпринимаетрешение о предоставлении разрешения на отклонение отпредельных параметров разрешенного строительства, реконструкцииобъектовкапитального строительства или об отказе в предоставлениитакогоразрешения с указанием причин принятого решения.

7. Физическое или юридическое лицо вправеоспорить в судебномпорядке решение о предоставлении разрешения на отклонение отпредельных параметров разрешенного строительства, реконструкцииобъектов капитального строительства или об отказе впредоставлениитакогоразрешения.

Глава 5. Планировка территории