Премия госслужащим в году. Последние нововведения относительно оплаты труда

Зарплаты федеральных госслужащих в 2017 году вызывают интерес как у самой этой категории российских бюджетников, так и у практически любого простого человека. Нельзя не отказать в справедливости этого интереса, поскольку работа госслужащих не приносит какого-то прибавочного продукта в экономику, так что по факту их зарплаты финансируем все мы через немалые на самом деле налоги. Знание и понимание того, какую зарплату мы платим аппарату чиновников — вполне необходимая вещь, следом за которой идёт привычка спрашивать с чиновников по поводу качества их труда.

Что происходило с зарплатами федеральных госслужащих в 2016 году

В 2016 году государственный бюджет тотально экономил на всём. Одно дело президентские обещания от 2014 года по поводу того, что нужно подождать года два, и всё само по себе вернётся к тому, что было прежде, и совсем другое — реальная экономическая ситуация. В этой ситуации какая бы то ни было обозримая перспектива не обещает тех сверхвысоких доходов от экспорта углеводородного сырья, что страна получала не так давно. Правящая власть за годы изобилия так и не позаботилось о том, чтобы диверсифицировать доходы и научиться зарабатывать ещё на чём-нибудь, кроме нефти, поэтому страна оказалась в незавидном положении.

Неизвестно, что было бы, если бы в своё время умнейший финансист А. Кудрин, занимавший пост министра финансов, не создал бы валютные резервы на подобный случай. Резервы в итоге очень помогли, но без экономии и они давно бы закончились, поэтому в бюджете 2016 года, например, экономия шла по всем фронтам.

Одним из примеров такой экономии является ситуация с пенсиями в стране. Пожилых россиян даже лишили положенной индексации их пособий, когда в начале года им прибавили пенсии на 4% вместо положенных 12,9%, а во второй половине года индексации вообще не было.

Разумеется, что выглядело бы очень странно, если бы под экономию не попали и сами чиновники, поэтому они были ещё до начала года предупреждены, что бюджет не планирует повышения их зарплат. В 2016 году они получали ровно ту зарплату, что и годом прежде.

Будет ли повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2017 году, разумеется, в конце 2015 года никто сказать ещё не мог, поскольку дальнейшее планирование зависело от того, как поведёт себя рынок нефти, какие можно будет выстроить прогнозы по поводу цены этого сырья и исходя из этого думать, что делать дальше.

О повышении заработных плат федеральным госслужащим в 2017 году

В конце концов повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2017 году всё же состоится, поскольку экономическая ситуация стала по крайней мере относительно предсказуемой, и удалось сверстать бюджет на 2017-2019 гг. исходя из имеющейся реальности. Деньги нашлись и для того, чтобы индексировать пенсии, и для того, чтобы соответственно поднять заработные платы всем бюджетникам, в том числе и высшим государственным служащим. Ещё одной немаловажной причиной для повышения стали и президентские выборы, что предстоят в 2018 году, перед которыми чиновникам по традиции увеличивают оклады, чтобы они оставались лояльными власти.

На повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2017 году бюджет выделяет 50 млрд. руб., а ещё 450 млрд. руб. заложены для госслужащих более низкого звена. Всё это даёт возможность обеспечить им неплохую прибавку.

Необходимо отметить, что кроме исключительно хороших новостей, чиновников ждут и менее приятные для них вещи. Например, уже с этого года будет запущено плавное увеличение возраста выхода на пенсию для всех государственных служащих — ежегодно его будут повышать на полгода. Это и позволяет сэкономить в ближайшие годы хорошие деньги, и приучает население к мысли, что и их ожидает что-то подобное.

Таким образом, 2017 год обещает госслужащим улучшение их финансового состояния за счёт некоторого повышения заработных плат. Но помимо хорошего обеспечения и некоторых привилегий, чиновникам нужно будет расплачиваться за своё положение в обществе повышенным пенсионным возрастом, который постепенно дойдёт до 63 лет для женщин и 65 лет для мужчин, что выше, чем для остальных россиян.

Среднемесячная начисленная заработная плата гражданских служащих в российских федеральных государственных органах прибавила 4% по сравнению с 2015 годом и составила 115,7 тыс. руб., следует из данных Федеральной службы государственной статистики (Росстат).

Кроме того, в отчете указывается, что штаты должностей гражданской службы в ведомствах были укомплектованы в прошлом году на 85,6%. Также службой приводятся данные о численности, укомплектованности должностей и среднемесячной начисленной заработной плате гражданских служащих по ветвям власти.

Лидером списка стал аппарат правительства России, где средняя зарплата за прошлый год выросла почти в два раза по сравнению с 2015 годом и составила 228,5 тыс. руб.

Недалеко от него ушла администрация президента России, с также двукратным годовым ростом зарплаты, которая в итоге составила 218,6 тыс. руб.

Далее следует Счетная палата, чьи сотрудники получают в среднем 180,7 тыс. руб. в месяц. В федеральных органах законодательной власти — Совете Федерации и Госдуме — средние зарплаты составили 176 тыс. руб. и 155 тыс. руб. соответственно. Близко к ним идут МВД со 147 тыс. руб. и МЧС — 137 тыс. руб.

Стотысячный рубеж покорился еще ряду ведомств: Федеральному агентству специального строительства (114,5 тыс. руб.), Управлению делами президента России (117,9 тыс. руб.), Министерству по развитию Дальнего Востока (113,9 тыс. руб.), Министерству по делам Северного Кавказа (100,8 тыс. руб.), Министерству финансов (140,1 тыс. руб.).

Также планка в 100 тыс. руб. была пройдена в Федеральной налоговой службе (117,8 тыс. руб.), Федеральном казначействе (120,2 тыс. руб.), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (108,6 тыс. руб.), Министерстве экономического развития (112,1 тыс. руб.) и Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (101,6 тыс. руб.).

Работники Конституционного и Верховного судов получают соответственно 136 тыс. руб. и 130,4 тыс. руб. Сотрудники Центральной избирательной комиссии получают 109,9 тыс. руб. Самые низкие зарплаты зарегистрированы в Федеральном агентстве по делам национальностей — 53,8 тыс. руб.

Помимо этого, в документе приводится сравнительный анализ, показавший, что в 46 федеральных министерствах, службах, агентствах (68,7% от их общего числа) уровень среднемесячной заработной платы гражданских служащих был ниже, чем в среднем по Москве — 87,1 тыс. руб.

Ранее замминистра труда и социальной защиты России Любовь Ельцова на Российском инвестиционном форуме «Сочи-2017» сообщила, что 5,2 млрд руб. из бюджетов всех уровней потребуется на повышение минимального размера оплаты труда на 300 руб. с 1 июля 2017 года, передает ТАСС.

«Июльское увеличение МРОТ до 7,8 тыс. руб. потребует дополнительных средств на повышение заработной платы в государственных и муниципальных учреждениях в 2017 году — 5,2 млрд руб.,

в том числе 1,75 млрд руб. из федерального бюджета, 3,45 млрд руб. из бюджетов субъектов России и муниципальных бюджетов, что составляет 0,1% фонда оплаты труда государственных и муниципальных учреждений», — сказала она.

Днем ранее на том же форуме вице-премьер Ольга Голодец заявила, что около 5 млн человек в России получают зарплату на уровне минимального размера оплаты труда. Повышение оплаты труда до прожиточного минимума даст выигрыш и производству, и людям, добавила она.

Называя стоимость рабочей силы в России заниженной, Голодец в своем выступлении связала низкий уровень зарплат с нежеланием бизнеса вкладываться в инновационные технологии.

«Сегодня основным препятствием роста производительности труда является резкое сокращение инвестиций в российскую экономику и отсутствие стимулов у предпринимателей вкладывать в техническое перевооружение. К этому стимулирует, к этому подталкивает абсолютно дешевая, заниженная стоимость рабочей силы, которая не соответствует сегодняшнему уровню квалификации наших работников», — сказала глава ведомства.

Министр труда России Максим Топилин, в свою очередь, предложил рассмотреть переход к системе страхования от безработицы, сообщает РБК. Он также подчеркнул, что ведомство провело расчеты, по которым вышло, что около 1% отчислений с фонда зарплат было бы вполне достаточно, чтобы обеспечивать защиту для безработных.

Прежде, чем говорить непосредственно о заработной плате госслужащих, следует разобраться, какие категории лиц попадают под это определение. К ним относятся те специалисты, исполнение должностных обязанностей которых происходит на государственной службе и которые получают финансирование из государственного бюджета. К ним следует причислить, прежде всего следующие лица:

  • налоговики;
  • сотрудники миграционной службы;
  • работники таможни;
  • представители Роспотребнадзора, Росреестра;
  • сотрудники пограничных служб.

Оплата труда вышеперечисленных категорий отличается от заработных плат сотрудников частных компаний. Поэтому вопрос об их доходах представляет живой интерес. Любопытство к заработным платам сотрудников госслужб подогревает тот факт, что в России их доходы во многом являются тайной. В отличие от зарплат их коллег из развитых стран Запада.

Сокращение зарплат в кризис

Особую социальную значимость в кризисный период имело принятие указа Президента нашей страны Владимира Путина об уменьшении выплат как госслужащим, так и первым лицам до конца 2016 года. Это решение было обусловлено ухудшением экономического положения страны, ростом инфляции и обнищанием населения. Указ вступил в силу с 01.01.2016.

Оплата труда сокращена даже у первых лиц государства. Не обошли стороной и госслужащих из администрации Президента, представителей Счетной платы, а также Правительства страны.

Соответственно, по словам премьер-министра страны, в текущем периоде на увеличение заработной платы государственным служащим рассчитывать не стоит. Более того, планируется увеличение возраста выхода на пенсию для госслужащих. Это объясняется нижеприведенными факторами:

  • мировыми кризисными явлениями
  • нестабильной экономической ситуацией в России;
  • закрытием коммерческих фирм;
  • сокращением работников.

Эти факторы обусловили нехватку денежных средств, выделенных на оплату фонда труда федеральным служащим. Вместе с тем, Правительство страны считает нужным индексировать оплату труда этой категории в период 2016-2017 гг. Однако повышение зарплаты на инфляционный коэффициент 5,5 % не покроет даже уровня инфляции, которая в текущий период в нашей стране имеет двухзначное значение. Соответственно роста заработной платы в этот период в фактическом выражении в любом случае ожидать не следует.

Однако если индексация финансирования государственных служащих составит 10%, возможен рост их доходов. Но это будет существенной нагрузкой на бюджет государства.

Изменения в 2017 году

Согласно последним новостям, нас ожидает повышение зарплаты федеральным служащим в 2017 году. Среди них ожидается увеличение оплаты труда для следующих категорий служащих:

  • сенаторы
  • представители судебных органов
  • сотрудники аудиторских служб
  • представители министерств
  • генеральные прокуроры
  • депутаты

На эти цели в 2017 году выделено 47,5 млрд.рублей. К 2018 году по мере того, как экономика страны будет восстанавливаться, чиновников ожидает увеличение зарплаты. Это прямо значится в Проекте бюджетной политики. Этот законопроект предполагает повышение зарплат этой категории госслужащих как минимум в 2 раза. В бюджете на эти цели заложена даже определенная сумма – 450 млрд. руб.

Предусматривается оптимизация системы оплаты труда. На эти цели выделено уже 462 млрд. руб. Из них более, чем 380 млрд. будет направлено на дополнительное стимулирование государственных служащих. Из них в 2017 г. планируется потратить более 193 млрд. руб.

При этом измениться структура фонда оплаты трудовых затрат. Доля стимулирующих выплат из нее составит порядка 40%; фонд выплат будет увеличен вдвое.

Таким образом, повышение зарплаты госслужащим в 2017 году, по последним новостям, вырастет вдвое посредством роста стимулирующей части оплаты труда.

Рост зарплат у других бюджетников

Однако, если увеличение зарплаты госслужащих имеет скорее негативные социальные последствия (в их росте заинтересованы лишь сами госслужащие), то рост оплаты труда простых «бюджетников» является последней приятной новостью. В ближайшем будущем нас ожидает рост зарплат у учителей, медицинских работников, представителей культурной сферы и др.

Несмотря на то, что начали повышать зарплату работникам бюджетной сферы уже в 2015 году, это станет реальностью скорее только к 2018 году. Зарплата данной категории лиц, по прогнозам, будет увеличена примерно в полтора раза. Так, оплата трудозатрат научных работников, врачей, преподавателей к 2018 году должна быть больше среднего заработка по региону как минимум в 1,5 раза.

Государственный сектор России – это обширная сфера, в которой трудоустроено огромное количество людей. Согласно статистической информации от начала 2017 года, на должностях непосредственно госслужащих и в качестве сотрудников госучреждений работает около 5,4 миллионов россиян, которые получаю оклады из . Напомним, что на протяжении последних нескольких лет (а именно – с 2014 года) заработная плата госслужащих и муниципальных работников была подвергнута мораторию на повышение.

Тем не менее, исходя из майских указов Владимира Путина, в 2018 году им должны с лихвой окупить период ожидания, проиндексировав оклады сразу в полтора раза. Естественно, что момент повышения зарплат вызывает интерес как у самих представителей госсектора, так и у простых россиян, ведь, как показывает российская практика, их реальные доходы часто являются тайной.

Однако не так давно бывший глава Министерства финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что консолидированный бюджет страны на сегодняшний день не располагает достаточными средствами для того, чтобы произвести такое значительное повышение зарплат. Впрочем, это заявление не вызывает удивления – кризисные явления в экономике, нестабильность , необходимость погашать внешние долги и неустойчивые котировок на рынке черного золота не дают соответствующей возможности.

Похоже, кризис в стране мешает повышению зарплат госслужащих

Конечно, можно использовать для повышения окладов средства региональных бюджетов, однако их наполняемость тоже оставляет желать лучшего. Кроме того, эти средства нужны для ремонта школ, детсадов и медицинских учреждений. В итоге было сказано, что указы президента выполняться будут, но, скорее всего, не в полном объеме и в отношении лишь некоторых категорий чиновников. Повышение будет происходить не одномоментно, а постепенно. Давайте разберемся, на какие оклады могут рассчитывать госслужащие в 2018 году.

Кто относится к категории госслужащих?

Прежде чем перейти к обсуждению возможного повышения окладов представителям государственных служб, давайте разберемся, какие категории граждан имеют отношение к этому сектору. Согласно нормативной трактовке, к числу госслужащих относятся специалисты, исполняющие обязанности в рамках службы в организациях и учреждениях государственного сектора. Данная категория в Российской Федерации представлена работниками, трудящимися на благо законодательной, исполнительной и судебной власти.

По сути, это работники президентского аппарата и налоговой инспекции, специалисты, занятые в миграционной службе, лица, работающие в таможенных органах, специалисты из Роспотребнадзора и Росреестра, сотрудники пограничной службы, сенаторы, представители министерств, прокуроры, сотрудники мэрий, депутаты и так далее.

Нынешние зарплаты госслужащих

Как уже было сказано, несколько последних лет в России действует мораторий на повышение заработной платы государственным служащим. Указ, закрепляющий данную норму, был издан и вступил в силу с 1 января 2016 года, а затем был пролонгирован и на 2017 год. Причинами такого шага стали негативные как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также инфляционный рост и увеличение безработицы. Напомним, что данный указ лишь продлил действие ранее введенного запрета.


Правительство РФ предлагает повысить зарплаты чиновников на 38%

Запрет отменил индексации зарплат государственных служащих еще в 2014 году. Тем не менее, в 2018-2019 годах оклады тех, кто служит в госсекторе, могут резко взлететь вверх – в рамках компенсации ущерба за годы моратория предложено повышение в размере 38% текущего уровня оплаты труда. Средняя сумма заработной платы чиновников сегодня измеряется цифрой 99,9 тысяч рублей. При этом, согласно информации из источников Росстата, текущие зарплаты государственных служащих характеризуются следующими цифрами:

  • самые высокие оклады имеют те, кто занят в президентской администрации – им положено около 216000 рублей ежемесячно, причем данная категория чиновников включает более 1700 человек;
  • в органах, представляющих исполнительную власть, лидируют служащие Спецстроя, оклад которых измеряется суммой в 122000. В данном органе трудится более 150 человек;
  • высокое место по окладам занимают высшие чины МЧС, получающие до 114000 ежемесячно. Штат данного ведомства измеряется 428 сотрудниками;
  • 410 человек, которые трудятся в Федеральной службе экологического, технического и атомного надзора, получают до 112000 рублей ежемесячно;
  • служащие федеральных судов и прокурорские работники также не обижены зарплатой. Так, средний оклад в Конституционном суде, состоящем из 251 человека, равен 135000 рублям, в Верховном суде в среднем по 119000 рублей получает 862 человека, в Судебном департаменте при Верховном суде РФ 436 человек получают по 75000 рублей, в Генпрокуратуре 451 сотрудник получает по 84000 рублей, а 16000 человек, занятых в Следственном комитете, имеют средний оклад в 66000 рублей;
  • в Центризбиркоме служат 275 человек, которым начисляется по 89000 рублей;
  • Счетная палата представлена более чем тысячей человек, получающих по 122000 рублей ежемесячно;
  • В Аппарате уполномоченного по правам человека занято 180 человек, получающих по 64000 рублей каждый месяц;
  • «аутсайдерами» по уровню оплаты труда являются сотрудники Федерального архива с окладами в 53000 рублей, а также представители Министерства по вопросам Северокавказского региона с окладом 38000 рублей в месяц.

Однако вопрос с региональными решениями на 2017 год требует отдельного обсуждения. Конечно, большая часть чиновников на местах не решилась нарушить президентский указ о продлении моратория – Омская, Тюменская, Ростовская области, Ставропольский и Приморский края подтвердили, что в местных бюджетах не предусмотрено средств на индексацию окладов. Однако в президентском указе есть небольшая лазейка, которой чиновники не преминули воспользоваться.

В документе сказано, что заработную плату запрещено подвергать индексации, то есть – увеличивать её всем категориям на один и тот же коэффициент. Но вот про отдельно взятое увеличение оплаты труда там не сказано ни слова. Так что, если опираться на данные, представленные Роскомстатом, коэффициент среднемесячного уровня оплаты работы тех, кто занят в представительствах министерского сектора и центральных ведомствах, еще в 2016 году ознаменовался ростом в 103,5%, а у работников региональных ведомств – в 107,7%.


Несмотря на мораторий, зарплата госслужащих все равно продолжает расти!

Если же говорить о ситуации на местах, которая наблюдалась в регионах в 2017 году, то можно привести следующие данные:

  • в Омской области увеличение заработных плат госслужащих собираются провести в рамках отраслевого плана. Власти данного региона не будут повышать оклады чиновников, оставив средний размер оплаты труда на уровне 39727 рублей. Вполне возможно, небольшое повышение получат врачи и учителя, чьи оклады на сегодняшний день измеряются 37944 рублями и 25774 рублями соответственно;
  • не запланировано индексировать оклады представителей органов местного самоуправления в Тюменской области. Отмечается только рост оплаты труда некоторых категорий бюджетников – например, заработная плата педагогов из Тюменского госуниверситета выросла на 8,8%. Данный регион, в принципе, можно назвать одним из лидеров по уровню зарплат. Нефтегазовая сфера способствует высоким окладам, так что средний уровень зарплат на предприятиях характеризуется цифрой в 45800 рублей, а к концу 2018 года обещано увеличить ее до 51400 рублей;
  • администрация Ростовской области также заявила, что чиновники не увидят повышенных окладов в 2017 и даже в 2018 году. Предусмотрен только рост окладов некоторых категорий бюджетников, в число которых попадут соцработники, медработники, сотрудники дошкольных учреждений и представители культмассового сектора. Тем не менее, несмотря на средний оклад в размере 25720 рублей, их реальный доход стал меньше на 3% из-за инфляционных проявлений;
  • власти Ставропольского края сообщили о необходимости поднять уровень оплаты труда чиновников. Сумму повышения краевой Минфин не озвучил, утверждая, что все зависит от состояния местного бюджета. Одновременно с этим стало известно, что в регионе отменили индексацию выплат социального характера, чтобы сэкономить в бюджете 320 миллионов рублей;
  • Приморский край также не проводил индексацию, однако с начала 2017 года тут были на 4,3% повышены оклады муниципальных работников казенных учреждений, а в конце года запланировано такое же повышение оплаты труда для тех, кто занят в бюджетных и автономных организациях. То есть рост заработной платы наблюдается у работников мэрии, дирекции по вопросам строительства и сотрудников, представляющих агентство по продаже муниципальной земли. Если говорить о «простых» бюджетниках, то обещают увеличение окладов сотрудников музыкальных и художественных школ;
  • не обидели себя чиновники Свердловской области, запланировав повышение окладов на 4% в 2017 году. Одновременно с этим в регионе наблюдается 2% уменьшение индексации социальных выплат;
  • в Пермском крае также решили, что оклады государственных служащих должны быть повышены в 2017 году на 5,3%, на что из местного бюджета будет выделено 64 миллиона рублей. А в 2018-2019 годах на данную цель собираются направить еще по 130 миллионов рублей. Кстати, в ответ на вопрос, не стоит ли направлять эти федеральные транши на развитие социальных программ, было сказано, что зарплата чиновников и так была слишком сильно подвержена инфляционному влиянию, так что средства будут выделены на «выполнение обязательств по государственным полномочиям», под которыми и подразумевается оплата чиновничьего труда.

Как показывают последние новости, вполне возможно, что в 2017 году некоторые категории чиновников все-таки получат повышение окладов и на общефедеральном уровне. В их число могут войти судебные и министерские работники, сенаторы, депутаты и представители генпрокуратуры РФ. Предполагается, что для реализации данной цели будет выделено 47,5 миллиардов рублей.

Повысят ли зарплаты госслужащим?

В 2018 году чиновникам нужно приготовиться к тому, что система оплаты их труда будет подвергнута некоторым изменениям. Кроме факта повышения гарантированной части окладов, правительство сообщило, что данную сферу ждут инновации. Они направлены на выявление зависимости заработной платы от того, насколько эффективно работает отдельно взятый представитель госсектора. В законопроекте про бюджетную политику на 2018 год сказано, что категории государственных служащих в два раза следует повысить оклады.

Это выразится в сумме 450 млрд рублей. При этом около 380 млрд предусмотрено в рамках дополнительного стимулирования госслужащих, из которых 193 млрд будет освоено уже в 2017 году. Если текущий средний оклад в виде 99900 р. будет повышен на 38%, ежемесячный оклад составит примерно 140000 р. По словам Олега Митволя, ранее занимавшего должность замруководителя Росприроднадзора, в среде чиновников наблюдается довольно резкая дифференциация доходов, так что нельзя повышать оклады в одинаковых пропорциях.

Например, средний оклад в президентской администрации равен 208000 рублей, зарплата чиновников высшего ранга доходит до 750000, а специалист 1-й категории в столичных службах получает 26000 рублей в месяц, что приводит к желанию молодого специалиста получить неправомерный доход. Именно этой категории специалистов нужно повышать оплату труда, чтобы стимулировать молодежь идти в госслужбы и работать там честно и эффективно.

Согласно новым законодательным нормам, получение максимального оклада и дополнительных выплат в 2018 году потребует от должностного лица выполнить целый ряд требований. Каждый чиновник будет подписывать трудовой договор с четко прописанными нормативами и показателями, которые следует выполнить, а также критериями оценки эффективности его труда. Тот, кто не сумеет «доказать» свою полезность на рабочем месте, получит урезанную зарплату и лишится дополнительных стимулирующих надбавок.

Напомним, что сейчас заработная плата госслужащих комбинируется из таких элементов:

  • оклада, положенного по должности;
  • оклада согласно имеющемуся классному чину;
  • надбавки за выслугу лет, которая составляет 10% за стаж от года до 5 лет, 15% – за 5-10 лет, 20% – за 10-20 лет, 30% за выслугу, превышающую 30 лет работы;
  • дополнительных выплат за особые условия, секретность и сложные виды работ, которые могут составить до 60% от суммы оклада для тех, кто занят на младших должностях, 60-120% оклада – для представителей старшей группы должностей, 150-200% оклада – для тех, кто относится к высшей должностной группе.

Сегодня два первых элемента – это основная часть финансирования труда чиновников, которая часто составляет лишь около 1/8 всей зарплаты. С 2018 года именно ее планируют повысить, сократив динамичную часть в виде надбавок и бонусов.

К слову, вопрос оценки качества работы чиновников остается сложным и открытым. В правительстве говорят, что для каждого ведомства будет разработан отдельный список показателей эффективности. Что касается нынешней ситуации, то ни в одном из министерств не смогли четко ответить на вопрос, как сейчас определяется качество работы людей, занятых в данных ведомствах.

Представители Минкомсвязи, Минфина, Минобрнауки и Минэкономразвития довольно туманно говорят о каких-то плановых показателях работы вышеперечисленных учреждений, по которым они дают ежегодный отчет. Сотрудники министерств выполняют свои функции согласно регламентам, в которых определены образовательные критерии, необходимые навыки, компетенция и стаж. Если ознакомиться с указанными регламентами, можно заметить, что там нет ни единого слова о привязке уровня оплаты труда к каким-то конкретным показателям.


Исследования показали, что на сегодняшний день уровень оплаты чиновничьего труда никак не привязан к качеству и количеству выполняемой работы

По словам президента Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова, система оценки работы чиновников является для России актуальной и необходимой. Он сообщил, что шаг в виде сокращения надбавок и увеличения окладов весьма разумен, однако не стоит увлекаться введением множества коэффициентов и критериев – это только усложнит и запутает систему оценки. Кроме того, не всегда показатели деятельности чиновника могут быть оценены количественно, а качественный признак не всегда понятен.

По мнению Дмитрия Абзалова, президента Центра стратегических коммуникаций, идею можно назвать верной, но он не видит возможности реализовать её по отношению к госструктурам. Например, если для служащих экономического сектора можно предложить показатель в виде привлечение капитала или создания новых мощностей на производствах, для представителей Минтруда – сокращение числа безработных или количество новых рабочих мест, то в политическом блоке измерять эффективность попросту нечем.

Отдельно упомянем, что в новом календарном периоде госслужащих ожидает сокращение. После внедрения контрактной системы правительство предполагает заняться пересмотром полномочий госорганов так, чтобы исключить их дублирование в разных учреждениях и ведомствах. Так что не исключено, что именно таким образом в бюджете и появятся средства на увеличение окладов.

В мае 2017 года также было заявлено, что в бюджете вполне могут найтись средства и на индексацию окладов госслужащих – в привязке с зафиксированным уровнем инфляции она может составить около 4-5%.

В правительстве готовятся к очередным сокращениям зарплат. В 2017 году доходы госслужащих могут сократиться на 6%. Зарплата госслужащих была заморожена и начала сокращаться с 2015 года, после кризиса 2014 года, на 10% в год. В ведомствах последнее сокращение в 2016 году обосновывали поручением премьер-министра Дмитрия Медведева от 25 декабря 2015 года №ДМ-П13-8741, рассказали на условиях анонимности «Газете.Ru» несколько чиновников. В министерствах это поручение считается секретным. Но в отчетах Минфина об исполнении бюджета в 2016 году и в пояснительной записке к проекту федерального бюджета на 2017-2019 годы со ссылкой на этот документ указано, что 10-процентное сокращение зарплат — это средняя величина секвестра бюджетных расходов, который проводился в текущем году.

В материалах к проекту бюджета на следующий год средней величиной сокращения бюджетных расходов на 2017 год указано 6%. На 2018-2019 годы такое сокращение определено на уровне 9 и 11%. В министерствах ждут повторения указания премьер-министра по зарплатам в конце этого года, рассказал один из собеседников «Газеты.Ru».

Надежды чиновников на скорый официальный рост своих доходов во вторник окончательно были опровергнуты в Кремле и Белом доме. «Я вообще не располагаю информацией о том, что такое планировалось увеличение. Вы знаете, что сейчас пауза с увеличением есть, мне неизвестно о каких-то сроках, когда эта пауза будет прервана», — сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. При этом пресс-секретарь опроверг сообщение о возможном росте зарплат чиновников с 1 января 2019 года.

В Белом доме опровергали информацию о возможном повышении зарплат по-другому. «В бюджетах 2015-го, 2016-го, а теперь и в проекте бюджета на 2017-2019 годы отменена норма об индексации заработных плат госслужащих по инфляции; увеличения заработных плат госслужащих в проекте трехлетнего бюджета также не предусмотрено», — заявили в кабмине.

«Прозвучавшая в ряде источников цифра 38% носила плановый, теоретический характер», — отметили в аппарате.

«В силу сложившейся экономической ситуации этот показатель — даже с учетом того, что речь идет о накопленном итоге — в 2019 году, скорее всего, достигнут не будет», — отметили в правительстве.

Причиной опровержений Кремля и Белого дома стал 13-й пункт плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы (утвержден правительством в сентябре 2016 года). Этот пункт плана предусматривает с четвертого квартала 2018 года «завершение мероприятий по совершенствованию системы материального стимулирования гражданских служащих и структуры денежного содержания». В том числе чиновникам обещано «увеличение гарантированной части их денежного содержания и доли выплат, обусловленных эффективностью их профессиональной служебной деятельности».

Нет реформы, нет и зарплаты

Возможный рост зарплат чиновников предполагался президентом Владимиром Путиным, но только при условии проведения административной реформы государственной службы и реформы заработной службы. Эти реформы были объединены в отдельном майском 2012 года указе президента №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Указом предписывалось правительству еще до 1 декабря 2012 года «представить в установленном порядке предложения по совершенствованию системы оплаты труда государственных гражданских служащих».

Предполагалось, что новая система позволит «учитывать состояние рынка труда, в том числе по отдельным профессиональным группам, и стимулировать антикоррупционное поведение». Но «зарплатная» часть указа не главная — по тому же указу правительство должно было провести ряд административных реформ. Например, предписывалось «до 1 января 2013 года обеспечить замену в отдельных отраслях экономики избыточных и (или) неэффективных административных механизмов государственного контроля альтернативными рыночными механизмами». Официальных итогов исполнения пунктов указов не публиковалось. А изменение оплаты труда увязывалось с результатами этих реформ.

В итоге обсуждение и административной реформы, и реформы оплаты труда госслужащих в Белом доме продолжается до настоящего времени.

«Зарплатная» реформа согласовывается теми же темпами, что и административная реформа. Но в отличие от 2012 года теперь реформа зарплаты не увязана с административной реформой в одном документе.

В послании президента Федеральному собранию в декабре прошлого года Владимир Путин вновь потребовал от правительства подготовить предложения «по устранению избыточных и дублирующих функций контрольно-надзорных органов». Срок исполнения был назначен на 1 июля 2016 года. Очередной «зарплатный» указ Владимир Путин издал в августе 2016 года. В этом документе речь шла о необходимости в месячный срок утвердить план мероприятий по реализации «Основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы». Ответственным исполнителем был назначен Минтруд.

План, или «дорожная карта», реформирования госслужбы появился в сентябре.

Но реформа заработной платы госслужащих по этому документу теперь отодвинулась на четвертый квартал 2018 года, т.е. после выборов президента.

Как и в 2012 году, по плану предполагается установить оплату чиновнику на «конкурентном на рынке труда уровне».

Основная проблема системы оплаты труда госслужащего — в ее структуре: меньшая ее доля составляет гарантированную часть в виде оклада. Большая часть доходов чиновника по закону приходится на дополнительные выплаты, которых в законе о государственной гражданской службе перечислено более десяти видов.

Наиболее значимыми для чиновника являются ежемесячная и квартальная премии и премия по итогам года. Однако премии можно лишиться по воле начальника, который на свое усмотрение может перераспределить эти средства между другими госслужащими. Оклада сотрудника лишить нельзя. Увеличить гарантированную часть денежного содержания и было обещано после президентских выборов.

Кроме премий к дополнительным выплатам относится ежемесячная надбавка за выслугу лет, которая составляет 10% от оклада в течение первых пяти лет службы и увеличивается до 30% при стаже свыше 15 лет.

Также чиновники получают премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячную надбавку за особые условия гражданской службы в размере до 200% от оклада и ежемесячную процентную надбавку за работу со сведениями, составляющими гостайну.

Реформирование контрольной и надзорной деятельности в октябре 2016 года правительство также отодвинуло до лучших времен. С 19 октября протоколом совещания у премьер-министра Дмитрия Медведева прежняя работа по подготовке предложений реформирования контрольно-надзорных функций переименована в «реформу» и будет готовиться теперь в рамках «Приоритетной программы». Официально о всей реформе известно только то, что премьер-министр поддержал принцип перехода на риск-ориентированный подход к контролю и надзору. Результаты появятся не раньше 2018 года. Реформа по-прежнему включает тезис об «исключении устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований». Но их перечень по-прежнему согласуется. Программу должен разработать министр «открытого правительства» Михаил Абызов. Текст пока не подготовлен.

Три ведомства, отстоявшие рост зарплат

Пока нет административных реформ, не будет и роста зарплат — следует из пояснительной записки Минфина к федеральному бюджету на 2017-2019 годы.

В реальных цифрах отсутствие реформ Минфин описал так. Расходы на совершенствование системы оплаты труда федеральных госслужащих в соответствии с указом президента №601 предусмотрены в 2017 году в объеме 95,85 млрд руб., а в 2018-2019 годах — по 96,93 млрд руб. ежегодно. Это больше уровня 2016 года — тогда эти расходы были сокращены до 93,24 млрд руб. В 2016 году сокращение этой статьи на 9,01 млрд руб. объяснялось 10-процентным сокращением расходов на содержание госаппарата в 2015 году и «протяжкой» этого решения на 2016 год.

Но рост расходов в реальном выражении на 2017 год означает рост фонда оплаты труда для ограниченного круга ведомств.

По бюджетным документам рост расходов предполагает прежде всего «материальное стимулирование работников ФНС, численность которых увеличивается в связи с наделением службы новыми полномочиями по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в ПФР, ФСС и ФОМС», говорится в бюджетных материалах.

Кроме того, с 2017 года открыты 30 новых штатных единиц в аппарате правительства. На содержание «дополнительной численности федеральных государственных гражданских служащих аппарата правительства РФ» запланировано дополнительно 110,9 млн руб. Новые задачи для этих 30 сотрудников в правительстве не разъяснили.

Увеличился и фонд оплаты труда Минфина — в 2017 году на 162,4 млн руб. Дополнительные штатные единицы Минфину одобрены в связи с объединением в апреле этого года функций контроля над доходами и созданием на его базе фискального суперведомства.

То есть рост фонда оплаты труда в 2017 году произойдет только в тех ведомствах, которые заранее побеспокоились о расширении своих полномочий.

Иными словами, эту прибавку фонда оплаты труда ведомства могут и перераспределить в виде премий действующим сотрудникам, если их руководители сочтут, что они справляются с дополнительными полномочиями, а новые сотрудники не будут набраны. В Минфине не стали обсуждать зарплаты.