Проверка по страховым случаям. Выплаты по осаго: как узнать сумму компенсации? Как узнать выплату по осаго при посещении офиса страховой компании

Подробности расчета стоимости полагающихся в рамках ОСАГО выплат практически никому не известны. Вопросы по этому поводу возникают практически у всякого владельца автомобиля, попавшего в аварию. Не обманет ли страховая компания, назначая страховку? Ведь случаи занижения выплат реальны. Отстоять свое право на полноценное возмещение затрат можно, зная особенности ее начисления.

Можно ли самостоятельно рассчитать сумму страховой выплаты по ОСАГО и какими инструментами для этого стоит воспользоваться? От каких входных данных зависит сумма ущерба? Как происходит расчет страхового возмещения в страховой компании? Ответим на эти вопросы в данной статье.

От чего зависит сумма ущерба?

Компенсация рассчитывается и назначается в соответствии с рядом нормативных правовых актов. Положения закреплены в законодательстве федерального уровня. К таким регламентирующим документам относятся:

  1. Федеральный закон №40 2002 года;
  2. Федеральный закон №135 1998 года, регулирующий оценочную деятельность в стране;
  3. Постановления Правительства, хотя уже и утратившие силу, до сих пор влияющие на формирование и развитие страховых отношений между субъектами (№263 и №238 2003 года, №361 2010 года)

Что учитывается при определении суммы страховки?

Расчеты обычно производятся в соответствии со справочником Российского союза страховщиков. Суммы, указанные в них, изменяются только в зависимости от следующих критериев:

  1. Степень износа. К примеру, несмотря на то, что и старую, и совсем новенькую фару придется менять по одной цене, в первом случае страховщик заплатит куда меньше. Износ будет вычтен на основании заключения оценочной организации. Если решение, по мнению автомобилиста, не объективно, его можно проверить у независимых оценщиков. Документы, на основе которых проводилось обследование, необходимо отксерокопировать и представить эксперту.
  2. Дата ДТП.
  3. Экономический регион.
  4. Марка транспортного средства.
  5. Материал, из которого произведена деталь, ее номер.

Как производится расчет?

По закону страховая компания должна полностью возместить приобретение поврежденных деталей и необходимые услуги по ремонту ТС пострадавшего. Государством данная деятельность законодательно определена Федеральным законом №40, который предполагает 100%-ную сумму, достаточную для восстановления транспорта.

Однако обычные правила ОСАГО предусматривают положение, по которому страховые выплаты уменьшаются из-за износа поврежденных деталей. И это не в полной мере отвечает установленным на государственном уровне требованиям. Объясняется такое решение нежеланием платить пострадавшему в результате ДТП за совсем еще новенькие детали.

Пример

Петров попал на автомобиле Тойота в аварию, помяв бампер и переднюю левую дверь. В этот же день гражданин оповестил о ДТП своего страховщика и подал полный пакет документов для оформления компенсации. В течение 5 дней сотрудник компании ввиду необходимости осмотра машины согласовал место и порядок его проведения. Оценщик, учитывая многочисленные критерии, составил акт с данными для вынесения решения о стоимости восстановления автомобиля.

Зачастую скрытые дефекты в акте экспертизы не указываются, в пользу страховщика. На основании документа компания и устанавливает размер фактических выплат.

Оценочная деятельность

В первую очередь, эксперт обязан обращать внимание на характер повреждений транспортного средства. На заключение влияют причины их появления, объем и средняя стоимость обязательных ремонтных работ, используемые при этом технологии. В свою очередь, от вынесенного оценщиком решения напрямую зависит, сколько автовладелец получит в рамках ОСАГО.

В акте эксперта должны отражаться следующие данные:

  • модель транспортного средства;
  • информация о выпуске;
  • иные сведения о машине, в том числе государственный номер;
  • личные данные владельца ТС;
  • описание обнаруженных повреждений, полученных в результате ДТП;
  • требующийся объем ремонтных работ.

Ошибки эксперта, конечно, не исключены. Известны случаи, когда в акт вносились повреждения, полученные ранее и к ДТП отношения не имевшие. И наоборот, может проводиться лишь поверхностный осмотр, а скрытые проблемы не выявляются.

Подсчет суммы страховых выплат

Калькуляция основывается на результатах осмотра. На сумму повлияет вид требующегося ремонта – покраска, монтаж, замена детали и пр. Увеличивается страховка от большей продолжительности ремонтных работ и их средней в экономическом регионе цены. Как уже упоминалось ранее, значительно снижает сумму степень износа ТС. Многими из этих критериев можно оперировать для минимизации расходов на выплату компенсации.

Самостоятельный подсчет

Российский союз автостраховщиков на сайте добавил калькулятор который помогает автовладельцам самим подсчитать сумму выплат по ОСАГО. Для этого в соответствующие поля вводятся реквизиты: категория обратившегося лица (физическое или юридическое), стаж водителя, его возраст, длительность эксплуатации ТС, мощность двигателя, экономический округ, тип и срок действия страховки.

Участившиеся случаи подделки бланков ОСАГО, а также использование числящихся утраченными или выданными страховой компании, у которой впоследствии была отозвана лицензия, привели к разработке РСА сервиса по проверке их действительности. Возможность проверить полис ОСАГО на подлинность онлайн предоставлена всем без ограничения. Это позволяет не только проверить свою страховку, но и полис причинившего вред в ДТП третьего лица. В настоящей статье будут проанализированы все способы проверить подлинность бланка, а также даны советы, что делать, если он оказался поддельным и отсутствует в базе.

Как проверить подлинность полиса ОСАГО?

Благодаря современным технологиям проверить действителен ли полис ОСАГО не составит труда — это можно сделать самостоятельно. Проверить можно непосредственно при заключении как по визуальным признакам, так и соответствию указанных в договоре сведений действительности. Среди визуальных признаков следует обратить внимание на следующие:

  • размер бланка больше формата А4 (разница около 1 см.);
  • наличие водных знаков защиты с логотипом Российского Союза Автостраховщиков, а также с наличием разноцветных ворсинок по всей площади бланка;
  • наличие впаянной металлической полоски по левому краю, которая пронизывает бланк по всей длине;
  • номер полиса должен содержать ровно 10 цифр, при этом серия для печатных в настоящее время должна быть ЕЕЕ (до 01.05.2015 г. действовала серия ССС) или ХХХ для электронных.

Помимо этого необходимо проконтролировать заполнение всех сведений, а в случаях когда конкретные пункты не подлежат заполнению они должны быть перечеркнуты. Сумма страховой премии, указанная непосредственно в бланке, должна совпадать с фактически оплаченной и соответствовать выписанной в квитанции, которая должна быть выдана в обязательном порядке.

Важную роль в действительности полиса имеет наличие у страховщика полномочий по заключению договоров ОСАГО. Это правомочие подтверждается специальной лицензией, которая на момент оформления должна быть действующей, то есть не должна быть отозвана или приостановлена.

Проверка бланка по номеру

Наиболее простым и точным способом является проверка страхового полиса ОСАГО онлайн в специально разработанной форме на сайте РСА : Для проверки достаточно указать серию, которую необходимо выбрать из предложенных вариантов, и номер договора, а также пройти проверку на подтверждение кода безопасности — для этого необходимо указать код с картинки (каждый раз код подтверждения система выдает новый).

Если все сделано верно откроется новое окно, которое будет содержать сведения относительно указанного полиса, содержащиеся в единой базе. Правильным считается статус «Находится у страхователя», при этом должен совпадать срок страхования и наименование страховщика с выданным при заключении.

При проведении запроса сразу после заключения договора ОСАГО система может выдать, что он «Находится у страховщика» — в подобном случае паниковать не следует. Это связано с тем, что сотрудники страховой компании не подтвердили заключение полиса в системе. Если подобный статус числится за бланком выданным достаточно давно, то следует обратиться к страховщику и прояснить сложившуюся ситуацию.

Статусы «Утерян» или «Утратил силу» должны заставить беспокоиться, поскольку они свидетельствуют, что договор на дату проверки недействителен. В этом случае необходимо обратиться к страховщику и в полицию. Приобрести действующий полис в любом случае придется вновь.

Описанный выше способ проверки страхового полиса ОСАГО онлайн обладает высоким процентом достоверности, но не защитит от дубликата, поскольку база также выдаст статус «Находится у страхователя». Определить дубликат достаточно сложно — мошенники оформляют их с тождественными сроками страхования. При подозрении на дубликат на официальном сайте РСА можно также проверить какой автомобиль застрахован по конкретному полису по следующей ссылке: dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/osagovehicle.htm
После ввода всей необходимой информации, в том числе указания даты запроса, ниже формы запроса будут сформированы следующие сведения:

  • регистрационный знак застрахованного ТС;
  • VIN-номер или номер кузова;
  • статус договора;
  • наименование страховщика.

Достаточно лишь сверить данные из единой базы с печатным бланком и документами на автомобиль. Полис является дубликатом, если сведения относительно ТС не совпадут. В этом случае действовать необходимо так же как и при статусах «Утерян» или «Утратил силу».

Как осуществить проверку онлайн страхового полиса ОСАГО по номеру машины?

Возникают ситуации, в которых необходимо узнать не только информацию о том застрахован автомобиль или нет, но и номер самого бланка. Например, когда он потерян, а для того чтобы восстановить необходимо обратиться к страховщику и сообщить номер полиса, либо при участии в ДТП, если виновник не предоставил ОСАГО, то можно проверить застрахован его автомобиль или нет.

Узнать о наличии договора страхования ОСАГО достаточно просто. На специальном сервисе на сайте РСА по адресу dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/policy.htm необходимо заполнить следующие данные:

  • идентификационный номер (VIN);
  • регистрационный знак — необходимо внести номер русскими буквами с указанием кода региона;
  • номер кузова;
  • номер шасси.

При проверке онлайн страхового полиса ОСАГО по номеру можно указать как все сведения в совокупности либо, например, только регистрационный знак. В случае, если указана только одна позиция и в базе договор ОСАГО не обнаружился, то следует внести и другие сведения для выполнения корректного запроса. Следует отметить, что все данные вносятся вручную и человеческий факто не исключен. При наличии ошибок при внесении данных сведений они, как правило, будут допущены и в самом бланке полиса.

В поле запроса также указывается дата, на которую он производится — это поможет выяснить действовала ли страховка на определенную дату. Такая информация поможет потерпевшим в ДТП. Дата может быть указана любая, если необходимо проверить подлинность ОСАГО, то следует устанавливать текущую дату.

Ответ на запрос не только содержит информацию о серии и номере заключенного договора ОСАГО, но также и сведения в отношении списка водителей, в частности, заключена страховка с ограничением или без такового. Это позволяет выяснить был ли допущен конкретный водитель к управлению ТС.

Для уточнения информации о допуске водителя необходимо дополнительно внести сведения из его водительского удостоверения (серию и номер). Серия водительского удостоверения российского образца содержит и цифры, и русские буквы или только цифры (состоит из первых 4 знаков), а номер содержит всегда только 6 цифр. Если водитель допущен к управлению на конкретную дату, то система выдаст зеленый ответ с информацией о допуске. Следует отметить, что просто по номеру водительского удостоверения невозможно определить номер страхового полиса.

Проверка допуска конкретного водителя поможет не только при проверке в рамках ДТП, но и позволит проконтролировать работу страховщика при внесении изменений в список лиц, допущенных к управлению. Довольно часто специалисты страховщика допускают ошибки при внесении сведений в единую базу, а впоследствии при проверке сотрудниками ГИБДД данные по водителям или автомобилю не соответствуют действительности. В таких случаях необходимо обращаться к страховщику с заявлением о внесении корректных данных в единую базу РСА.

В заключение следует отметить, что проверить полис ОСАГО на подлинность онлайн можно самостоятельно, а при отсутствии бланка в системе необходимо в первую очередь обратиться к страховщику и предоставить оформленный бланк для проведения внутреннего расследования. Крупные страховщики следят за своей репутацией, поэтому все вопросы с недействительными бланками, в том числе выписанными агентами-мошенниками, решаются службой безопасности страховой компании. В подобных ситуациях, если страховая компания не решает проблему, либо устраняется от ее решения, следует обязательно обратиться в полицию. Довольно часто по бланкам полисов ОСАГО, которые хотя и недействительны, но клиент об этом узнает лишь после наступления ДТП, ответственные страховщики производят выплаты в целях сохранить свою репутацию на рынке страховых услуг. Велики шансы и клиентов с недействительным полисом получить возмещение в судебном порядке, если будет доказано, что заемщик надлежащим образом оформил у агента или сотрудника страховщика полис и внес за него оплату денежными средствами в полном объёме.

Остались вопросы?

Ни для одного водителя не является секретом тот факт, что стоимость полиса обязательного страхования гражданской ответственности водителей (ОСАГО) в значительной степени зависит от коэффициента «бонус-малус». Этот коэффициент, напрямую зависящий от возраста, опыта вождения и аварийности водителя, хранится в единой базе РСА. Однако помимо этой базы существует еще одна автоматизированная система, называемая «Бюро Страховых Историй».

В данной статье мы рассмотрим, что такое Бюро страховых историй по ОСАГО; каковы были предпосылки к созданию такого сервиса; какую информацию можно получить в БСИ и что для этого нужно.

Что представляет собой «Бюро страховых историй»?

Бюро страховых историй (БСИ) – представляет собой автоматизированную базу данных, в которой хранятся сведения по договорам страхования наземного транспорта за исключением железнодорожного. БСИ была создана 01 августа 2015 года, и начиная с этого времени страховщики стали передавать сведения не только по договорам ОСАГО, но и по КАСКО и ДСАГО (в отличии от базы РСА).

БСИ – некоммерческая организация, главная цель которой заключается в получении достоверной информации по договорам страхования наземного транспорта. Создателем бюро является Российский союз автостраховщиков (РСА), который занимается поддержанием и финансированием проекта.

Главной целью создания БСИ является выявление мошенников, обманывающих страховые компании. Дело в том, что до введения единой базы многие клиенты скрывали наличие страховых случаев при оформлении договора страхования и получали таким образом скидку за безаварийный год.

РСА, являющийся основным оператором БСИ, не взимает плату за хранение и размещение информации в единой базе. В рамках существующего функционала страховые компании, Центральный банк и индивидуальные клиенты могут получить любую информацию из БСИ совершенно бесплатно.

Так, страховые компании, благодаря базе, могут самостоятельно проверить наличие и отсутствие страховых случаев и применить соответствующий коэффициент при расчете страховой премии. По договорам ОСАГО клиенты могут рассчитывать на скидку в размере 5% за каждый безаварийный год. По КАСКО скидка устанавливается индивидуально и находится в диапазоне от 5 до 20%.

Страхователи же и водители с введением базы получили возможность следить за страховой историей и не опасаться, что данные исчезнут при смене страховой компании. Так, в 2016 году многие страховые компании покинули рынок страховых услуг, но их клиенты не пострадали, в первую очередь благодаря хранению их данные в единой базе.

Преимущества и недостатки создания БСИ

Несомненным преимуществом создания электронной базы является возможность получения достоверных сведений о каждом клиенте, независимо от того, в какой компании он был застрахован. Согласно действующему закону страхователь может оформить только один полис ОСАГО на один автомобиль, а при наступлении страхового случая компенсация выплачивается единожды.

Однако ранее, до создания АИС БСИ, мошенники приобретали несколько договоров страхования от разных компаний на одно ТС и получали выплату сразу от всех компаний. В большинстве случаев аварии были подстроены намеренно с целью получения выплат. Однако с появлением единой базы страхования история ОСАГО стала общедоступной. Прежде чем оформить полис ОСАГО сотрудник страховой компании или независимый агент производит проверку на наличие действующих договоров по транспортному средству, которое подлежит обязательному страхованию, и при наличии уже оформленных полисов отказывает в оформлении нового документа, препятствуя тем самым мошенническим действиям.

Как и какую информацию можно узнать из БСИ?

С 2015 года каждый желающий может изучить страховую историю ОСАГО, сделав запрос в базу БСИ. С помощью этой базы можно получить следующие сведения.

  1. Проверить полис ОСАГО онлайн на действительность
  2. Проверить какая машина застрахована по полису онлайн
  3. Проверить по машине, какой полис на нее выписан


На сегодняшний день база страховщиков РСА позволяет проверить страховку разными способами: по номеру полиса, по номеру машины и т. д. Всего есть три варианта проверки:

1. Проверка статуса бланка ОСАГО по его номеру в базе РСА.

Проверить бумажный или электронный полис ОСАГО можно по базе данных РСА (Российского Союза Автостраховщиков) и узнать срок его действия можно ниже. Данная форма для проверкикак оригинальных полисов,так и электронных e-полисов серии ХХХ, приобретенных ОНЛАЙН! Электронный полис ОСАГО попадает в базу РСА сразу после оформления , однако время от времени из-из-за загруженности баз данных имеется возможность появиться через 1-3 дня. Верный статус для действующей страховки - «находится у страхователя» (однако ежели сразу после приобретения статус всё еще «находится у страховой компании », то это может быть - страховой агент не успеть внести в базу изменения , подождите пару дней и лишь позже бейте тревогу). Несомненно о фальшивом полисе разрешено заявить, как только он в статусе «утратил силу » «напечатан производителем » либо «потерян ». Статус «напечатан изготовителем » значит , что таковой бланк не был передан страховой компании .
Такая проверка никак не дает 100% убежденности ,что пред вами настоящий полис (так как мошенники имели возможность изготовить «дубликат» реального бланка ), однако есть возможность выявить очевидные фальшивки и похищенные бумаги . А вот чтоб исключить дубликаты полиса нужно проверить , какой номер машины зарегистрирован сообразно вашему полису…

2. Узнать какой номер автомобиля застрахован по определенному бланку.

Кроме государственного номера , ВИН-кода либо номера кузова, в результатах разрешено выяснить наиболее доскональный статус бланка , к примеру , отчего конкретно страховка не действует (могли преждевременно прекратить договор либо полис мог быть потерян страховой):

3. Узнать номер полиса по VIN или номеру кузова + проверить, сколько человек вписано в страховку

Это таже проверка как и предшествующая только напротив , тут сообразно данным автомобиля вы спрашиваете в какой страховой компании Вы застрахованы, номер полиса и его вид (с ограничением либо неограниченая). Проверка по ВИН - исключительно доскональная . По госномеру ищется лишь какие данные сведения передала страховая компания (они не всегда это делают вовремя ).

У любого водителя, который больше одного раза покупал автогражданку, уже существует свою страховая история ОСАГО. У кого-то эта история - безаварийная на протяжении всех лет страхования, в этом случае при расчете страховой премии используется очень приятный коэффициент 0,5 (дать большую скидку просто невозможно), означающий уменьшение цены полиса в два раза. Но к тем, кто совершал аварии, правила ОСАГО подходят достаточно сурово - в самом "пиковом" случае придется платить почти в два с половиной раза больше.

Понятно, что чем более безаварийно ты ездишь, тем большую скидку получаешь. Причем размер этой скидки стандартен каждый год и составляет 5%. Для аварийных же водителей все немного сложнее - итоговый коэффициент будет зависеть от того, с каким именно бонус-малусом вы стали виновником ДТП. Так, безаварийные на протяжении 5-6 лет водители даже после аварии получат скидку, а вот относительные новички обязаны будут платить больше.

Но это - только теория. Как известно, в России законы всегда выполняются достаточно своеобразно. Это коснулось и автогражданки. Удивительно, но страховая история ОСАГО, которая и отражается в бонус-малусе конкретного водителя, очень часто оказывается неверна. Реже это случается с действительно грамотными водителями - иногда они просто не могут доказать свою скидку в новой компании, поэтому начинают свою страховую историю с самого старта, то есть с третьего класса.

Коэффициент Кбм и класс страхования

Класс на начало годового срока страхования Коэффициент бонус-малус Класс по окончании годового срока страхования с учетом выплат
0 страховых выплат 1 страховая выплата 2 страховые выплаты 3 страховые выплаты 4 и более четырех страховых выплат
M 2,45 0 M M M M
0 2,3 1 M M M M
1 1,55 2 M M M M
2 1,4 3 1 M M M
3 1 4 1 M M M
4 0,95 5 2 1 M M
5 0,9 6 3 1 M M
6 0,85 7 4 2 M M
7 0,8 8 4 2 M M
8 0,75 9 5 2 M M
9 0,7 10 5 2 1 M
10 0,65 11 6 3 1 M
11 0,6 12 6 3 1 M
12 0,55 13 6 3 1 M
13 0,5 13 7 3 1 M

Но гораздо чаще пробелами в системе "бонус-малус" пользовались автомобилисты, которые не желали платить за ОСАГО лишние тысячи после того, как их признали виновниками дорожно-транспортного происшествия. Дырка для этого действительно была - нужно было просто уйти из своей страховой компании и приобрести полис в другой - с очень высокой степенью вероятности там не стали бы заморачиваться с тщательной проверкой слов нового клиента (дело решал звонок к прежнему страховщику, который вполне мог и не предоставить такие сведения или предоставил бы через некоторое время, за которое клиент вполне мог сбежать в другую компанию).

Теперь таким "меняльщикам" продолжать свою деятельность станет затруднительнее - их слова "да не было у меня аварий" будут проверять по единой базе ОСАГО, где будут собраны данные со всех страховых компаний.