Внеэкономическое принуждение к труду. Принуждения

(греч. Olbía)

античный рабовладельческое город-государство, находившийся на правом берегу Бугского лимана; другое название - Борисфен (от греческого наименования р. Днепр). Остатки О. расположены около современного села Парутино Очаковского района Николаевской области. О. была основана в начале 6 в. до н. э. выходцами из греческого г. Милета. Городу принадлежали земли на обоих берегах Бугского лимана со многими сельскими поселениями. Сама О. располагалась на двух речных террасах (Верхний и Нижний город) и в период расцвета (5-3 вв. до н. э.) занимала площадь около 50 га . Город был окружен каменной оборонительной стеной с башнями, в южной части находилось дополнительное укрепление - цитадель. О. была распланирована на прямоугольные кварталы прямыми улицами; в центре Верхнего города находилась агора - торговая площадь, служившая и общественным центром, и теменос - священный участок с храмами и алтарями; в Нижнем городе располагались ремесленные кварталы и порт. Были развиты металлообрабатывающие, керамическое, ювелирное и др. ремесла, обслуживавшие городской рынок и соседние скифские племена, находившиеся с О. в торговых отношениях. От них О. получала скот, хлеб, кожи и др. продукты, которые она вывозила в Грецию, а также рабов. Из греческого государств привозились вино, оливковое масло, керамические и металлические изделия, предметы искусства и роскоши. В О. выпускалась серебряная, медная, а иногда и золотая монета. Верховная власть принадлежела народному собранию и выборному совету, исполнительная власть осуществляли коллегии ежегодно сменяемых выборных чиновников - архонтов, стратегов и др. О. проводила самостоятельную внешнюю политику, имела со своей метрополией - Милетом специальный дружественный договор. В 331 до н. э. О. вместе с соседними скифами отразила нападение Зопириона - полководца Александра Македонского. Во 2-й половине 3-2 вв. до н. э. О. переживала глубокий кризис, связанный с общим кризисом полисной системы и с активизицией враждебности окружающих племён. Во 2 в. до н. э. попала в зависимость от царя крымских скифов Скилура. После разгрома скифского царства войсками Митридата VI Евпатора (См. Митридат VI Евпатор), царя Понта, в конце 2 в. до н. э. вошла в состав державы Митридата. В середине 1 в. до н. э. город был разрушен племенами гетов (См. Геты), руководимыми Беребистой. Восстановленная О. первых веков н. э. была гораздо меньше и не играла прежней роли. Во 2 в. н. э. в О. был поставлен римский гарнизон, а в начале 3 в. город был включен в состав римской провинции Нижняя Мёзия. Жизнь в О. прекратилась, видимо, в 4 в. н. э. Археологические исследования О. и окружающего её могильника эпизодически проводились в 19 в., систематически ведутся с 1901 (наиболее значительными были раскопки Б. В. Фармаковского в 1901-15 и 1924-1926). Территория древнего города объявлена заповедником.

Лит.: Латышев В. В., Исследования об истории и государственном строе города Ольвии, СПБ, 1887; Фармаковский Б., Ольвия, М., 1915; Славин Л. М., Древний город Ольвия, К., 1951; его же, Здесь был город Ольвия, К., 1967; Ольвия, т. 1-2, К., 1940-58; Ольвия, Теменос и агора, М. - Л., 1964.

Д. Б. Шелов.

  • - Olbĭa, Όλβία, 1. сильная крепость при Памфилийском заливе, недалеко от реки Катаракта. Strab. 14, 666; 2. милетская колония и богатый торговый город при слиянии Борисфена с Гипанисом, в 240 стадиях от устья...

    Реальный словарь классических древностей

  • - , милетская колония в районе устья Гипаниса и Борисфена, в 5 и 4 вв. до н. э. - процветающий центр торговли и рыболовства, имел связи со скифами. В 60 О. была завоевана дакским царем Буребистой...

    Словарь античности

  • - Борисфен, - древнегреч. город-государство на Бугском лимане. Осн. переселенцами из Милета и др. ионийских городов в 1-й пол. 6 в. до н. э. В эпоху своего расцвета - 5-3...

    Советская историческая энциклопедия

  • - колония ионийского города Милета. У греков, живших в собственной Греции и Мал. Азии, О. называлась Борисфеном, или городом и портом Борисфенитов. Плиний сообщает еще два имени О.: Olbiopolis и Miletopolis...
  • - древнегреческий город на правом берегу реки Буг, колония ионийского города Милета...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - античный рабовладельческое город-государство, находившийся на правом берегу Бугского лимана; другое название - Борисфен...

    Большая Советская энциклопедия

  • - античный город на берегу Днепровско-Бугского лимана; остатки у с. Парутино, к югу от г. Николаев...

    Большой энциклопедический словарь

  • - "...

    Русский орфографический словарь

"Ольвия" в книгах

Борисфен (Ольвия - Счастливая)

Из книги Русы Великой Скифии автора Петухов Юрий Дмитриевич

Борисфен (Ольвия - Счастливая) Ольвией («счастливой») греки называли крупный порт Северо-Западного Причерноморья, расположенный в устье Днепра; однако известно, что сами жители предпочитали называть город Борисфеном, как и реку Днепр. Название - местное, отнюдь не

«Счастливая» Ольвия

Из книги Затонувшие города. От Черного моря до Бермудского треугольника автора Белецкий Александр

«Счастливая» Ольвия Недалеко от современного Николаева лежат руины Ольвии, крупного и древнего города античного Северного Причерноморья. «Ольвия» в переводе означает «Счастливая». Древние греки так назвали поселение, построенное на берегах Днепровско-Бугского лимана

Всё ещё не открытая Ольвия

Из книги Века и воды автора

Всё ещё не открытая Ольвия НА ПРЕДЫДУЩЕЙ СТРАНИЦЕ ИЗОБРАЖЕНО: Находки, сделанные археологами при раскопках древней Ольвии. Ручка от сосуда для жидкостей с изображением головы бородатого мужчины. Монеты древней Ольвии. Особенно интересны монеты-дельфинчики. Их не

Ольвия на суше

Из книги Века и воды автора Кондратов Александр Михайлович

Ольвия на суше Неподалеку от современного Николаева лежат руины Ольвии, крупнейшего и древнейшего города античного Северного Причерноморья. «Ольвия» означает «Счастливая». Так назвали древние греки поселение, построенное на берегах Днепровско-Бугского лимана в начале

…и Ольвия под водой

Из книги Века и воды автора Кондратов Александр Михайлович

…и Ольвия под водой Место которое древние греки выбрали для постройки «Счастливой» Ольвии, самой природой четко делится на две части: верхнюю и нижнюю. Первая расположена на лессовом плато, а вторая - под береговым обрывом, у лимана. Исследователи Ольвии именовали

Ольвия

Из книги О чём молчат языки гор автора Кикнадзе Александр Васильевич

Ольвия Византийский историк Стефан называет десять Ольвий, известных древнему миру.Что подразумевалось под Ольвией?Для одних исследователей это «город», непохожий на другие поселения, выделяющийся размерами, числом жителей, фундаментальностью зданий. Для других

Глава 9 Скифы, македонцы, Ольвия

Из книги автора

Глава 9 Скифы, македонцы, Ольвия С конца V в. до н. э. во внутреннем положении Скифского царства дела обстояли не лучшим образом. Судя по всему, проходили процессы, свойственные большинству молодых монархий. Номархи прибирали к рукам власть на местах и старались

Ольвия

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОЛ) автора БСЭ

Ольвия Понтийская являлась одним из четырех наиболее крупных античных государств Северного Причерноморья и сыграла огромную роль в истории региона.

Она была основана греческими переселенцами из г. Милета (Малая Азия) во второй четверти 6 в. до н.э. на высоком правом берегу Бугского лимана, неподалеку от его соединения с Днепровским (соврем. с. Парутино Очаковского р-на, Николаевской обл.) и просуществовала около тысячи лет - до 70-х годов 4 в. н.э. В переводе с древнегреческого "Ольвия" значит "Счастливая". Это официальное название города, засвидетельствованное в изданных городом декретах, надписях на монетах, а также в большинстве литературных источников. В некоторых произведениях античных авторов город назван Борисфеном (греческое название реки Днепр), а его жители - борисфенитами, что может объясняться тем, что Ольвия располагалась поблизости от устья Днепра. На протяжении всей своей истории Ольвия была тесно связана с античным миром. В 5 в. до н.э. ее, вероятно, посетил "отец истории" Геродот, а в конце I в. н.э. - известный философ и оратор из г. Пруса Дион Хрисостом. Многие античные авторы упоминают Ольвию в своих описаниях Северного Причерноморья - Страбон, Плиний и др. Она входила в Афинский морской союз, подвергалась осаде войск Александра Македонского во главе с полководцем Зопирионом, входила в состав провинции Римской империи. Кроме того, Ольвия оказала большое культурное влияние на окружающий варварский мир - скифов, сарматов, носителей черняховской культуры. В период своего расцвета территория города составляла около 50-55 га (20-25 га затоплены водами лимана), а его некрополя - около 500 га, а по берегам Бугского, Днепровского, Березанского лиманов располагались полторы сотни сельских поселений, составлявших сельскую округу города. В истории Ольвии выделяется три основных периода - 1 - эллинский (от основания города во второй четверти 6 в. до н.э. - до середины 1 в. до н.э. - времени гетского нашествия); 2 - греко-римский (от момента восстановления Ольвии в конце 1 в. до н.э. - до второго готского нашествия в 269-270 гг.); 3 - позднеантичний (от времени возобновления жизни на месте Ольвии в последней четверти 3 в. - до ее полного прекращения в третьей четверти 4 в.). Расцвет полиса длился примерно до середины - последней четверти 3 в. до н.э., когда Ольвия вступает в полосу затяжного и тяжелого социально-экономического и военно-политического кризиса. Усиливается процесс нарастания имущественного неравенства и расслоения внутри общины ольвиополитов. Происходит обнищание средних слоев населения и скопление значительных богатств в руках отдельных граждан. В полисе происходят социальные волнения. Со второй четверти 3 в. расцвет Ольвии постепенно начинает угасать. В значительной степени это было связано с общей ситуацией в античном мире - Римскую империю потрясают социальные обострения, массовые вторжения варварских племен.

Боспорское царство.1 . Возникновение Боспорского царства. Боспорское царство возникло в 480 г. до н.э. в результате объединения городов, расположенных по обе стороны Боспора Киммерийского (так тогда называли Керченский залив) на территории Керченского и Таманского полуостровов. Во времена подъема (IV век до н.э.) в состав царства вошли Восточное Приазовья, низовья Кубани и дельта Дона. Столицей царства был город Пантикапей (ныне - Керчь). Кроме греков, в Боспоре проживали местные племена скифов, синди, меотов и другие, которые признавали власть царя и платили ему дань. Формой государственного управления была монархия. Цари выступали верховными правителями, распоряжались землями, руководили вооруженными силами.

  • 2. Развитие экономики. Экономическую основу Боспорского царства составляло развитое земледелие, продуктами которого обеспечивалось населения царства, а их экспорт приносил большую материальную выгоду. Особенно важное значение в экономическом прогрессе царства имело виноградарство, которое способствовало развитию виноделия и превращению его продукции в доходную статью экспорта.3 IV века: до н.э. Боспор становится основным поставщиком античных товаров в северо-черноморские степи; разворачивается торговля с местными племенами, формируется прослойка богатых людей, которые занимаются торговлей и работорговлей.
  • 3. Социальные отношения. В обществе господствовало рабовладение. Рабский труд широко использовался в ремесленном производстве и сельском хозяйстве. Рабами становились пленные, захваченные во время стычек с местными племенами; рабов покупали и у вождей племен.
  • 4. Упадок экономической жизни.3 III в. до н.э. в Боспорском царстве начала приходить в упадок экономическая жизнь. Усиление социальных противоречий привело в 107 г. до н.э. к восстанию части обездоленного и угнетенного населения под руководством раба Савмака. Восставшие овладели Пантикапеем, Феодосией и другими городами, а своего предводителя возвели на трон правителя Боспора. Но его триумф оказался кратковременным, так как восстание было подавлено войском правителя Понтийского царства, расположенного в северо-восточной части Малой Азии.
  • 5. Римский период. В этот период (с I века до н.э.) Боспорское царство оказалось в вассальной зависимости от Рима. При вступлении на престол боспорский царь обязательно утверждался римским императором, от которого получал символ царской власти - скипетр. Римские правители занимались Боспором, держали здесь свои гарнизоны. Известно, что в первых столетиях новой эры Рим ежегодно давал деньги боспорским правителям на содержание войска, состоявшее в основном из наемников - греков и фракийцев. В этом войске римляне видели надежную защиту всего рабовладельческого мира от "варварских племен" на крайнем северо-востоке черноморских степей. В IV в. н.э. территория Боспорского царства была опустошена племенами гуннов.

Херсонес Таврический. Херсонес Таврический - один из центров античной цивилизации Северного Причерноморья. Основан в 422-421 г. г. до н.э. выходцами из Гераклеи Понтийской, находившейся на малоазиатском побережье Черного моря. Экономической основой Херсонеса было собственное развитое, многоотраслевое сельское хозяйство, в первую очередь виноградарство и производство хлеба. Херсонес был также важным рыбопромысловым центром. В лиманах и озерах добывалась соль. В городе развивались ремесла: керамическое, ткацкое, металлообрабатывающее. Оживленная торговля велась с городами южного берега Черного моря, восточного Средиземноморья, Афинами, Ольвией. Предметами ввоза являлись различное сырье, цветные и драгоценные металлы, оливковое масло, мрамор, ткани, краснолаковая керамика, стеклянная посуда, украшения. Предметами вывоза - сельскохозяйственные продукты, соленая рыба, рыбные соусы. Херсонес вел также широкую посредническую торговлю. В обмен на вино, рыбу, изделия ремесленников жители Херсонеса получали от скифов и других племен хлеб, скот, кожи, рабов, которые в значительной степени направлялись в другие древнегреческие города. Большое развитие в Херсонесе получили наука, искусство, архитектура, военное дело. Просуществовав более 17 веков, в 1299 г. в период монголо-татарского нашествия город был разрушен и со второй половины XV в. прекратил свое существование.

«Достойный похвалы Еврисивий, сын Сириска, воздвиг меня Зевсу Освободителю, царю богов, укрепляя отеческую землю и по справедливости почитая славное всевладычество Зевса Освободителя».

Надпись в Ольвии

Древняя Греция, греческие колонии Северного Причерноморья... Кажется, что это где-то очень далеко во времени и пространстве, что всё это осталось в далёкой античной Греции... Но когда оказываешься в месте, где когда-то кипела жизнь большого древнегреческого полиса, вдруг понимаешь, что географически это совсем недалеко, по времени только, может, чуть дальше... Вот она, эта самая земля, вот здесь стоял храм Зевса, вот здесь храм Аполлона, здесь, наверное, театр, здесь торговали, здесь жили люди...

Ольвия - один из четырёх крупнейших древнегреческих городов-колоний Северного Причерноморья - просуществовала больше 1000 лет. На древнегреческом ΟλβІα - счастливая. Некоторые греческие авторы называют Ольвию Борисфеном, а жителей города - борисфенитами по наименованию реки Борисфен (так греки называли Днепр). Ольвия была основана греческими переселенцами из Малой Азии из города Милета в VI в. до н.э. В это время греки активно осваивали большие пространства вдоль берегов Средиземного, Чёрного и Азовского морей. «Греки расселись по берегам нашего моря, как лягушки вокруг болота», - в шутку писал Платон.

Греческим переселенцам понравилось место на высоком берегу Бугского лимана недалеко от его впадения в Днепровский лиман. Это не самый берег Чёрного моря, до моря отсюда около 40 километров. От Понта Эвксинского (Чёрного моря) сначала нужно подняться вверх по Борисфену (Днепру), а затем немного уйти влево вверх по Гипанису (Южному Бугу). Но сам Бугско-Днепровский лиман с его просторами и далёкой линией другого берега вполне смотрится как морской залив. А другой берег Днепровского лимана и в хороший день смотрится тонкой ниткой на горизонте, при не очень же хорошей видимости его и совсем не видно.

Сейчас это окрестности села Парутино Очаковского района Николаевской области Украины. До Очакова километров 30 (там как раз лиман впадает в Чёрное море), до Николаева около 40 и до Одессы порядка 100 километров.


Греческие города-колонии в Северном Причерноморье
в античную эпоху

Северное Причерноморье в те времена - владения скифов. Переселенцам с ними нужно было или воевать, или договариваться. Воевать со скифами было бесполезно. Предание говорит, что когда греки высадились на берег, то сразу же встретили скифов, которых напоили вином. Скифам вино очень понравилось и они позволили грекам здесь поселиться.

А позже, «когда милетяне обратились к оракулу с просьбой одобрить вывод нового поселения в этот район, его природные богатства были уже хорошо известны. Поэтому оракул без труда предрёк счастливую участь основателям полиса и их потомкам, назвав их колонию Счастливым городом Oλβνη πολις. <…>

С течением времени Счастливый город стали называть одним прилагательным, и он превратился в Ольвию. Однако наименование граждан - ольвиополиты - по-прежнему производилось от полного названия. Ольвия не была оригинальным наименованием колонии, так как в греческой ойкумене насчитывалось около десятка Ольвий.» Из-за неоднозначности названия «Ольвия» для географической определённости Ольвию на Гипанисе часто называли Борисфеном, а ольвиополитов - борисфенитами, и это делали даже сами ольвиополиты, хотя Ольвия и Борисфен - близкие, но всё таки разные поселения.

Геродот, посетивший Ольвию в V в д.н.э, писал в своей «Истории»: «Ближе всего от торговой гавани борисфенитов [Ольвии] (а она лежит приблизительно в середине всей припонтийской земли скифов) обитают каллипиды - эллинские скифы; за ними идёт другое племя под названием ализоны. Они наряду с каллипидами ведут одинаковый образ жизни с остальными скифами, однако, сеют и питаются хлебом, луком, чесноком, чечевицей и просом. Севернее ализонов живут скифы-земледельцы. Они сеют зерно не для собственного пропитания, а на продажу. Наконец, ещё выше их живут невры, а севернее невров, насколько я знаю, идёт уже безлюдная пустыня. Это - племена по реке Гипанису к западу от Борисфена.

За Борисфеном же со стороны моря сначала простирается Гилея, а на север от неё живут скифы-земледельцы. Их эллины, живущие на реке Гипанис, называют борисфенитами, а сами себя эти эллины зовут ольвиополитами. Эти земледельцы-скифы занимают область на три дня пути к востоку до реки Пантикапа, а к северу - на одиннадцать дней плавания вверх по Борисфену. Выше их далеко тянется пустыня. За пустыней живут андрофаги - особое, но отнюдь не скифское племя. А к северу простирается настоящая пустыня, и никаких людей там, насколько мне известно, больше нет.»

Страбон тоже упоминает Ольвию: «Далее следует река Борисфен, судоходная на 600 стадий; поблизости течёт другая река - Гипанис и лежит остров перед устьем Борисфена с гаванью. Если проплыть вверх по Борисфену 200 стадий, то будет одноимённый с рекой город; этот город называется также Ольбией, является большим портом и основан милетцами.»

Упоминает Ольвию и Плиний Старший в «Естественной истории»: «В 120000 шагах от Тираса протекает река Борисфен и дальше следует озеро, племя того же имени и город, удалённый от моря на 15000 шагов, с древними наименованиями Ольвиополь и Милетополь.»

Н.М.Карамзин: «Веков за пять или более до Рождества Христова греки завели селения на берегах Черноморских. Ольвия, в 40 верстах от устья днепровского, построена выходцами Милетскими ещё в славные времена Мидийской Империи, называлась счастливою от своего богатства и существовала до падения Рима; в благословенный век Траянов образованные граждане её любили читать Платона и, зная наизусть Илиаду, пели в битвах стихи Гомеровы.»

Подробнее упоминает об Ольвии С.М.Соловьёв: «Мы упоминали уже о греческих колониях на северном берегу Понта. Самою значительною из них была здесь Ольвия (Борисфен, Милетополис), основанная милезийцами за 655 лет до Р.Х. при устье Гипаниса, или Буга. Старый город был разрушен гетами в половине последнего века до Р.Х., потом при участии скифов Ольвия была восстановлена, но не достигла прежнего богатства и великолепия; старый город, по Геродоту, имел предместие, рынок, дворец скифского царя Скюлеса; по надписям видно, что в нём был гимназиум, хлебный складочный магазин, базар, рыбный рынок, корабельные верфи. Скифы производили здесь торговлю посредством семи толмачей; Ольвия имела обширные торговые связи с греческими городами до самой Сицилии. Главным храмом считался храм Юпитера Ольвиоса, где граждане собирались для совещаний, но из божеств особенным уважением пользовался Ахиллес, певцу которого, Гомеру, также воздавались божеские почести. В стране варварской жители Ольвии не могли сохранить в чистоте греческого языка, они переняли также и скифскую одежду, в которой преобладал чёрный цвет. Верную картину быта греческих колонистов можно видеть в рассказе Диона Хрисостома, который в Ольвии искал убежища от преследований Домициана. Когда жители Ольвии увидали заморского оратора, то с греческой жадностию бросились послушать его речей: старики, начальники уселись на ступенях Юпитерова храма, толпа стояла с напряженным вниманием; Дион восхищался античным видом своих слушателей, которые все, подобно грекам Гомера, были с длинными волосами и с длинными бородами, но все они были также вооружены: накануне толпа варваров показалась перед городом, и в то время, когда Дион произносил свою речь, городские ворота были заперты, и на укреплениях развевалось военное знамя; когда же нужно было выступать против варваров, то в рядах колонистов раздавались стихи Илиады, которую почти все ольвиополиты знали наизусть. Время падения новой Ольвии трудно определить.»

На протяжении всей своей истории Ольвия была тесно связана с митрополией и с другими греческими колониями. Она торговала с Грецией, входила в Афинский морской союз. Ольвию осаждали войска одного из полководцев Александра Македонского, позже она была провинцией Римской империи. Ольвия оказала большое культурное влияние на окружающий её мир скифов, сарматов и других народов Северного Причерноморья.

В период своего расцвета территория города составляла около 50-55 га (сейчас почти третья часть древнего города затоплена водами Бугского лимана), а его некрополя - около 500 га, в Ольвии было больше 20 000 жителей. По берегам Бугского, Днепровского и Березанского лиманов располагались сотни сельских поселений, составлявших сельскую округу города - хору (хорой называлась сельскохозяйственная округа древнегреческого полиса).

Место, выбранное для города, было очень удачным, так как оно имело естественные природные оборонительные линии. Высокое треугольное плато с двух сторон было окружено глубокими оврагами, здесь располагался Верхний город. Склоны плато окружал амфитеатром Нижний город, защищённый с третьей стороны лиманом.

В истории Ольвии выделяют три основных периода - 1) - эллинский (от основания города во второй четверти VI в. до н.э. - до середины I в. до н.э. - времени гетского нашествия); 2) - греко-римский (от момента восстановления Ольвии в конце I в. до н.э. - до второго готского нашествия в 269-270 гг.); 3 - позднеантичный (от времени возобновления жизни на месте Ольвии в последней четверти III в. - до её полного прекращения в третьей четверти 4 в.). Во время первого, наиболее продолжительного периода, государство достигло максимального за всю историю своего существования расцвета экономики и культуры. Второй период характеризуется уменьшением экономического потенциала государства, сокращением территории города, проникновением римских влияний, усилением контактов с варварскими племенами. Третий период является временем окончательного упадка Ольвии.

В первый период возникает наиболее древний в Ольвии культовый участок - теменос, где поклонялись Аполлону Врачу. Со временем появляется ещё один теменос - с культом Аполлона Дельфиния, и возникает агора - площадь, имевшая торгово-административные и общественные функции. На теменосе Аполлона Врача возводится небольшой храм, а на теменосе Аполлона Дельфиния появляется священная роща. На обоих участках строятся алтари. Появление этих двух теменосов, а главное - агоры, и начало выпуска собственной, сугубо местной бронзовой монеты в форме дельфинов позволяет говорить о возникновении государства в конце третьей четверти VI в. до н.э.

Вокруг Ольвии во второй половине VI в. до н.э. формируется её хора. Возникает множество небольших сельских поселений, население которых занималось земледелием, животноводством, охотой и рыболовством, в небольшой степени ремеслом.

Ольвийское государство было классическим греческим полисом. Культурно-политическим и торгово-ремесленным центром был город, сельскохозяйственные поселения входили в сферу его влияния. Это была демократическая рабовладельческая республика. Прав гражданства не имели женщины, иностранцы, полусвободные группы населения и рабы.

В конце IV - первой половине III вв. до н.э. Ольвия достигает наибольшего за всю свою историю расцвета. Она окружена мощными каменными стенами с большими Западными и Северными въездными воротами. Численность населения составляет не менее 20-25 тысяч человек.

Главными статьями импорта были вино, оливковое масло, парадная посуда, ткани, украшения, предметы искусства.

Высоко была развита духовная культура жителей Ольвии. Боги, которым особенно поклонялись, имели свои храмы и святилища - Аполлон, Зевс, Афина, Кибела, Гермес. Кроме того, здесь были распространены культы Деметры и Коры-Персефоны, Плутона, Диониса, Артемиды, Ахилла, Геракла, Диоскуров, Гекаты и др. Широко почитались сатиры, силены, кабиры, демоны, менады, музы и другие менее значимые божества.

В Ольвии были свои философы, учёные, поэты, музыканты. Некоторые из них называются в письменных источниках - философ Бион Борисфенит, философ - стоик Сфер, философ и историк Посидоний. В городе был театр. Ольвиополиты активно занимались спортом.

В середине I в. до н.э. Ольвия была разгромлена войсками гето-даков во главе с Буребистой. Оставшиеся в живых жители покидают город, и жизнь здесь прекращается на несколько десятилетий. Город никогда уже не достигает уровня прежнего расцвета.

Жизнь на месте Ольвии возрождается не ранее конца I в. до н.э., по прошествии нескольких десятилетий после готского разгрома.

Со второй четверти III в. расцвет Ольвии постепенно начинает угасать. Вследствие вторжения готов и союзных им племён в различное время были захвачены и сожжены Тира и Ольвия. Ольвия пострадала даже дважды - во время первых «скифских» или «готских» походов в 232 - 238 гг. и во время их последнего массового похода 269 - 270 гг.

Первая катастрофа была кратковременной. Вторая катастрофа оказалась более серьёзной. Ольвия была полностью разрушена и оставлена на какое-то время жителями.

Последнее восстановление Ольвии происходит не ранее конца 80-х гг. III в. Но это было не более, чем на 100 лет, когда жители навсегда покинули Ольвию. (По материалам сайта «Официальный сервер Ольвийской Экспедиции» .)

Географическое местоположение покинутой людьми и затерявшейся во времени Ольвии было забыто миром на много столетий. Оно было установлено русскими учёными в конце XVIII века на окраине села Парутино недалеко от Николаева. Говорят, что название села «Парутино» происходит от слова «порушенный». Село на порушенном. Но люди селились рядом с древними развалинами, на месте Ольвии никто не селился, там был разрушенный город.

Сейчас Ольвия - это Национальный Государственный историко-археологический музей-заповедник Украины.

Подъезжая к Парутино, видишь уходящие к горизонту поля пшеницы, ячменя, подсолнухов. Наверное, что-то похожее было и в те времена, когда в сельскохозяйственной округе Ольвии - хоре - кипела жизнь. Основным продуктом экспорта из Северного Причерноморья в митрополию у греков всегда было зерно.

Город Ольвия был окружён стенами и представлял собой крепость в виде неправильного треугольника. Такую форму диктовал рельеф местности, на которой располагался город: с двух сторон овраги, с третьей - лиман. Ольвия делилась на Верхний город, Среднюю часть (склон холма к лиману) и Нижний город. Часть Нижнего города сейчас находится под водой поднявшегося с античных времён Бугско-Днепровского лимана.


Схема Ольвии

Сейчас Ольвия - это большое плато с частично раскопанными улицами с основаниями домом и других строений. Раскопки продолжаются, здесь постоянно работает Ольвийская Экспедиция. По оценкам археологов в настоящее время раскопано не более 1/80 территории, т.е., практически вся Ольвия ещё лежит под землёй и под водой лимана и ждёт своего часа. Для посетителей доступна примерно половина территории раскопок, та, где сейчас раскопки законсервированы. Места ведущихся в настоящее время раскопок закрыты для посещения. Территория охраняется серьёзно вооружённой охраной. Это обусловлено проблемой «чёрных археологов».

«Чёрные археологи» - реальная проблема не только для Ольвии, но и для всех значимых археологических памятников. Под землёй лежит неисчислимое даже в денежном счёте (что говорить о культурном) богатство, которое, в общем-то, вполне доступно чуть ли не любому желающему.

«Чёрные археологи», естественно, имеют совсем не научные цели раскопок и чаще всего просто уничтожают археологические памятники, а находки оседают или в частных коллекциях, или уходят из страны.

Археолог Андрей Ганжа, не один десяток лет принимавший участие в раскопках Ольвии, пишет: «Несколько лет назад какой-то высокий чин, в погонах таможенника, с экрана телевизора сказал, что в год из Украины вывозится археологических предметов на два миллиона долларов. Наивный!

В 2000-2001 году, в той же Ольвии было грабительски вскрыто более 500 древнегреческих погребений. А что оно есть, такое погребение? Это одна-две расписные лакированные вазы, до десятка других сосудов, обязательно - монета во рту или ладони покойника (таков обряд), почти всегда - украшения, часто оружие, десятки амфор. В общем, целый мир, окружавший человека, ушедшего в Вечность. Но это лирика, а реальность - $46,5 миллиона. Это экспертная оценка разграбленного материала! За два года!

А когда я назвал цифру в 2 миллиона своим знакомым «чёрным археологам», они, совсем не глупые ребята, снисходительно ухмыльнулись, и порекомендовали добавить три ноля. Профессионалы порекомендовали сделать то же, только улыбка была совсем другая, оскальная. 2 000 000 000!!! »

И как крик с болью о судьбе Ольвии:

«На Ольвию и Березань «облизывались» многие. Как учёные, так и грабители, живущие «чёрной археологией». Но в течение десятилетий Ольвийский заповедник (с 2002 года - Национальный) привечал первых и отбивался от вторых. Но больше не сможет. Пережив века и нашествия, пережив германо-румынскую оккупацию и не менее лихое советское время, Ольвия и Березань, как памятники общечеловеческого исторического наследия, погибнут именно в наше время, время украинской государственной независимости. Похоже, «чёрные» победили.»

Приезжая в Ольвию, лучше быть хотя бы немного подготовленным, иначе можно увидеть здесь только заросшие травой холмики и законсервированные раскопки, остовы домов, служебных построек и храмов, которые мало что расскажут о себе. Конечно, на территории заповедника есть указатели рекомендуемых маршрутов осмотра, есть схемы города, есть художественные реконструкции-рисунки зданий, непосредственно на местах раскопок есть пояснения, что именно перед вами. Но без предварительной подготовки это может не дать целостной картины большого античного полиса. Хорошо походить по Ольвии с экскурсоводом, но это не всегда получается. Примечательно, что охранники музея-заповедника, постоянно обходящие и контролирующие его территорию, вполне могут очень интересно и обстоятельно ответить на любой вопрос. А предварительная небольшая подготовка позволит мысленно увидеть живую жизнь Счастливого города, поднимутся храмы, зашумит священная роща, закричит торговая площадь, по улицам неспешно пройдут граждане...

На территории два музея. В одном собраны каменные экспонаты - в том или ином виде сохранившиеся колонны, статуи, барельефы, надгробия... Подобные экспонаты лежат также и под открытым небом. Во втором музее собраны предметы искусства и быта, каменные надписи и др. Смотрители музея очень доброжелательны и с удовольствием проведут по музею небольшую интересную экскурсию.

Раскопанные подвалы и фундаменты домов под открытым небом сейчас специально укреплены, чтобы, выведенные из-под земли, они не разрушались под действием погодных условий.




Панорама части Верхнего города

В первое время переселенцы, для которых берега Гипаниса и Борисфена стали новым отечеством, жили в землянках, поскольку в ближайших окрестностях Ольвии нет залежей камня, который можно было бы использовать в строительстве (как, скажем, в Николаеве или в Одессе). Позже в городе стали строить дома, как в Греции. Но в Северном Причерноморье климат суровее, нежели в Греции и Малой Азии. Поэтому здесь дома имели подвалы, в которых зимой лучше сохранялось тепло. Несмотря на то, что это берега Чёрного моря, с ноября по апрель здесь совсем не жарко. Зимой обыкновенно температура чуть выше нуля, сыро, пасмурно, ветрено и дождливо. Но иногда зимы бывают очень холодными. Ярким тому примером была зима 2009 - 2010. В эту зиму снег временами доходил по полуметра, на лиманах стоял лёд, даже Одесский порт какое-то время был подо льдом, в крае было объявлено чрезвычайное положение. По рассказам одесситов зимою 2007 - 2008 море замерзало на 100 метров от берега. И в античное время подобное тоже нередко случалось. «...в античности регулярно замерзали не только реки Северного Причерноморья, но и Керченский пролив; по нему скифы перегоняли скот с Крымского на Таманский полуостров и обратно» . Поэтому задача максимального сохранения тепла зимою была весьма актуальной.

Когда греки обжились на новом месте, они стали строить дома по классической греческой схеме: все помещения располагались по двум, трём или четырём сторонам внутреннего прямоугольного двора. В богатых домах внутренний двор окружал портик с каменными колоннами, в более скромных портик строился не со всех сторон, и колонны были деревянными, в бедных домах портиков не было вообще.

Окна и двери комнат выходили во внутренний дворик, на улицу смотрели только глухие стены и заборы. Дома, тесно примыкая друг к другу, образовывали кварталы из нескольких домов.

Улицы жилых кварталов Ольвии были очень узкими, буквально 2-3 метра, городские власти смотрели даже за тем, чтобы уличные двери открывались внутрь дома, а не наружу, чтобы они не загораживали проход и проезд по улице.

Во всех частях города была развитая система канализации, фрагменты которой можно увидеть.

Раскопки жилого дома Верхнего города Раскопки жилого дома Лестница Раскопки жилого дома
Раскопки жилого дома Раскопки жилого дома Подвал дома V-IV в. до н.э. Античная канализация

Порт связывал Ольвию с внешним миром, прежде всего, с другими греческими городами и с митрополией. Известно, что сухопутные торговые связи Ольвии достигали Волги и Урала, а по Днепру ольвиополиты поднимались до широты Киева. Но главным путём был всё-таки морской путь. Корабли из митрополии и других греческих городов и колоний поднимались по Борисфену и Гипанису. Перед ними открывался впечатляющий вид окружённой стенами Ольвии, Счастливого города. Порт по античным правилам был разделён на две гавани - для торговых и военных кораблей. В торговой гавани находились склады для товаров, оптовый и рыбный рынки, от неё поднимались улицы Нижнего города, которые шли на Террасный (Средний) город. Но даже с лимана за высокой каменной стеной с башнями хорошо были видны храмы и главные здания города. Всё это своей красотой и мощью производило неизгладимое впечатление на путешественника. В древности понимали толк в соединении ландшафта и архитектуры (точнее, архитектуру целенаправленно вписывали в окружающий ландшафт), поэтому все древние памятники архитектуры так гармонично смотрятся на окружающем фоне. И странники, приплывающие в Ольвию, были уже очарованы ею прежде, чем они сходили на берег.

Не менее замечательный вид открывался со стен города на просторы лимана. И сейчас, глядя с ольвийского берега вдаль... на горизонт... поражаешься, как же умели древние выбирать места для поселений, как же они чувствовали красоту! Чувство красоты было у них в крови. Они не могли поселиться в другом месте, не таком красивом. Стоя на высоком берегу лимана так и хочется ощутить себя птицей и, взмахнув крыльями, полететь. Похожее чувство возникает в горах, когда стоишь на вершине, а под тобой уходит вдаль глубокая долина...

Вид на нижний город и лиман

Навигация и активная жизнь порта длились в тёплое время около полугода. Зимой греки старались без особой нужды не выходить в море, поскольку их корабли плохо переносили штормы, которые зимой нередки на Чёрном море. К тому же временами зимой на лимане становился лёд и жизнь в порту замирала. Зато летом порт был оживлённым местом, поскольку жизнь греков всегда была очень тесня связана с лиманом и морем, а каждый приход корабля из заморских земель в этот край ойкумены был заметным событием. Кроме товаров, вновь прибывшие привозили с собой новости внешнего мира, рассказы о делах и событиях. Аристотель отмечал, что в Афинах "народные ораторы проводят целый день... в болтовне с приезжающими с Фасиса или Борисфена..." . Если уж в Афинах так интересовались прибывшими издалека, то, тем более, подобное событие было значимым для далёкой Ольвии. В какой-то степени морские порты были аналогом караван-сараев караванной Азии, где узнавались новости из всех стран.

Общественная и торговая жизнь Ольвии проходила на агоре. Слово «агора» в Греции сначала означало «народное собрание», со временем так стали называть то место города, где проводилось народное собрание. Обычно это была торговая площадь или рынок. Т.е. агора - это торгово-административный центр города. Агора возникла в Ольвии практически сразу после основания города. Самые широкие улицы города соединяли агору с воротами. Здесь находились торговые ряды, административные и другие здания.

Одну из сторон ольвийской агоры занимала стоя. Стоя в античной архитектуре - это крытая галерея с колоннадой, обычно с одним-двумя рядами колонн и длинной сплошной стеной. В Ольвии стоя на агоре имела два ряда колонн. Как правило, стоя была обязательным элементом каждого греческого города, а посещение стои было обязательным в греческом образе жизни. В стое проводились различные встречи и собрания, обсуждались новости. Поэты здесь читали стихи, ораторы выступи с речам, а философы учили своих учеников. От слова «стоя» произошло название стоической философии или стоицизма, поскольку его основатель Зенон встречался со своими учениками в Афинской стое. Кстати, стоики были довольно популярны в Северном Причерноморье, вообще, и в Ольвии, в частности, поскольку их философия была близка жизненной философии местных греков, старающихся жить, по возможности, в гармонии с природой и в добром соседстве с окружающими варварскими племенами. Поскольку, согласно стоической философии, ход мировых событий и, тем более, жизни каждого человека предустановлен заранее, то единственный способ жить правильно - это жить в согласии, в гармонии с природой. «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит», - говорил стоик Сенека.

У южной стороны агоры располагался гимнасий. Греческий гимнасий - это, в первую очередь, место для тренировок и состязаний атлетов. Обычно это было открытое место с крытыми помещениями для случая непогоды и всевозможными вспомогательными комнатами - для переодевания, натирания маслом, посыпания песком, комнатами для умывания и банями. Гимнасий обязательно был в каждом греческом городе, а в больших городах их было несколько. В гимнасий допускались только мужчины и только полноправные граждане города. Ольвия имела гимнасий, начиная с V в. до н.э., который потом несколько раз перестраивался. При раскопках гимнасия в Ольвии археологи нашли хорошо сохранившийся античный водопровод, который подводил воду к бассейну. Это чуть ли не единственный сохранившийся практически полностью античный водопровод, дошедший до нашего времени.

Со временем в гимнасиях также стали преподавать различные науки, начиная с обучения чтению и письму и продолжая занятиями философией, риторикой, поэзией. При гимнасиях создавались библиотеки. Гимнасии хорошо отвечали идеалу древних греков в стремлении достичь совершенства одновременно в сферах физической и духовной культуры. Из афинского гимнасия, стоящего в роще героя Академа, выросла Академия Платона. А из афинского гимнасия, находившегося близ рощи Аполлона Ликейского, - Ликей (Лицей) Аристотеля.

Традиционными покровителями гимнасиев считались Гермес и Геракл. Гермес, видимо, покровительствовал бегу, как самый искусный в этом деле, а Геракл - борьбе, как сильнейший из сильнейший. В Ольвии при раскопках гимнасия был найден каменный постамент с посвящением Гермесу и Гераклу.

Геракл был близок ольвиополитам ещё и тем, что, согласно греческой мифологии, совершая свой десятый подвиг, он лично побывал в низовьях Борисфена, т.е., можно предположить, заходил в окрестности самой Ольвии. Геродот, рассказывая о происхождении скифов, пишет:

«Эллины же, что живут на Понте, передают иначе. Геракл, гоня быков Гериона, прибыл в эту тогда ещё необитаемую страну (теперь её занимают скифы). <...> Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли.

Пробудившись, Геракл исходил всю страну в поисках коней и, наконец, прибыл в землю по имени Гилея. [А мы хорошо помним, что сам Геродот говорит, что «За Борисфеном же со стороны моря сначала простирается Гилея, а на север от неё живут скифы-земледельцы. Их эллины, живущие на реке Гипанис, называют борисфенитами, а сами себя эти эллины зовут ольвиополитами.», - С.М. ] Там в пещере он нашёл некое существо смешанной природы - полудеву, полузмею. Верхняя часть туловища от ягодиц у неё была женской, а нижняя - змеиной. Увидев её, Геракл с удивлением спросил, не видала ли она где-нибудь его заблудившихся коней. В ответ женщина-змея сказала, что кони у неё, но она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь. <...> Наконец женщина отдала коней со словами: «Коней этих, пришедших ко мне, я сохранила для тебя; ты отдал теперь за них выкуп. Ведь у меня трое сыновей от тебя. Скажи же, что мне с ними делать, когда они подрастут? Оставить ли их здесь (ведь я одна владею этой страной) или же отослать к тебе?». Так она спрашивала. Геракл же ответил на это: «Когда увидишь, что сыновья возмужали, то лучше всего тебе поступить так: посмотри, кто из них сможет вот так натянуть мой лук и опоясаться этим поясом, как я тебе указываю, того оставь жить здесь. Того же, кто не выполнит моих указаний, отошли на чужбину. Если ты так поступишь, то и сама останешься довольна и выполнишь мое желание».

С этими словами Геракл натянул один из своих луков (до тех пор ведь Геракл носил два лука). Затем, показав, как опоясываться, он передал лук и пояс (на конце застежки пояса висела золотая чаша) и уехал. Когда дети выросли, мать дала им имена. Одного назвала Агафирсом, другого Гелоном, а младшего Скифом. Затем, помня совет Геракла, она поступила, как велел Геракл. Двое сыновей - Агафирс и Гелон не могли справиться с задачей, и мать изгнала их из страны. Младшему же, Скифу, удалось выполнить задачу, и он остался в стране. От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари. И в память о той золотой чаше ещё и до сего дня скифы носят чаши на поясе...»


Раскопки гимнасия

У северной стороны агоры находился Центральный теменос города - священное место Ольвии. Теменос - греческое слово, означающее священное, оберегаемое место. В античной Греции обычно это была территория храма или место, где стоял храм (или несколько храмов), в пределах которой можно было ощутить и пережить присутствие божественного. Поэтому такое место почиталось особо.

Центральный ольвийский теменос представляет собой площадь, в середине которой находился алтарь. В южной части теменоса задняя глухая стена стои отделяла его от агоры. В северной части находились главные храмы города - храмы Зевса и Аполлона Дельфиния. С запада и востока теменос ограждали каменные стены с двумя входами. Храмы Зевсу и Аполлонию Дельфинию несколько раз перестраивались. Храмы украшали расписные детали, пилястры и колонны. Вокруг росла священная роща, стояли статуи богов.

Зевс был главным богом древних греков, поэтому естественно, что в Ольвии стоял храм Зевсу, Зевсу Освободителю. Культ Зевсу Освободителю возник в Ольвии в IV в. д.н.э.

Ещё в Ольвии изначально существовал культ Аполлона-Врача, который впоследствии сменился культом Аполлона-Дельфиния. Скорее всего, это было связано с тем, что жизнь Ольвии была тесно вязана с морем, а Аполлон был покровителем мореплавания. Как покровитель мореплавания Аполлон-Дельфиний представлялся в образе дельфина, поэтому дельфины были у греков священными животными, связанными с морскими божествами и представлениями о счастье.

«Так как впервые из моря туманного в виде дельфина

Близ корабля быстроходного я поднялся перед вами,

То и молитесь мне впредь как Дельфинию...»

Гомеровский гимн «К Аполлону Пифийскому»

В Ольвии даже чеканили монеты в виде дельфина. Причём это уникальный случай в античной нумизматике, только в Ольвии были монеты-дельфины.

Аполлон-Дельфиний стал главным богом Ольвии. Ему - как верховному божеству - посвящался особый праздник.

«Верховному божеству города обычно посвящался один из главных религиозных праздников <…>. В Ольвии таким было празднество, посвящённое Аполлону-Дельфинию. Как и прочие празднества, оно сопровождалось жертвоприношением, вероятно, особенно богатым. Жертвы приносили на алтарях, стоявших перед храмом. Вообще, все празднества совершались у греков вне храмов; они считались жилищем бога, и туда допускался далеко не каждый. <…>

Греческие алтари разделялись на два типа: "εσχ?ρα - для сжигания жертв и βωμ?ς - для различных возлияний. И те, и другие найдены перед ольвийским храмом Аполлона-Дельфиния. Сложенный из камня и сырцового кирпича жертвенник для сжигания стоял между деревьями священной рощи Аполлона до середины IV в., а на свободном месте напротив храма высился самый большой главный алтарь Ольвии.

На этом алтаре совершались возлияния не только Аполлону-Дельфинию, но также Зевсу и Афине. Ведь храм Зевса находился рядом, а обнаруженные на его месте посвящения Зевсу и Афине дают основания думать, что там почитались оба божества. <…> Три чашеобразных углубления на алтаре V в., по-видимому, указывают на то, что Аполлон, Зевс и Афина имели на главном алтаре свои отдельные чаши для возлияний.

В такие чаши наливали обычно неразбавленное вино и другие жидкости из сосудов различных форм. <…>

Археологи выявили несколько этапов существования главного ольвийского алтаря. Самый ранний каменный был поставлен в VI в. вскоре после основания полиса. В V в. его заменили новым несколько больших размеров, а цоколь прежнего алтаря использовали в качестве площадки, на которой стоял жрец во время жертвоприношения. На краю алтаря высилась статуя, вероятно, Аполлона. Сложенный из прекрасно обработанных известняковых плит этот алтарь почти полностью сохранился до наших дней <…>»

Ещё одна уникальность Ольвии - это то, теменос города дошёл до нас в его первоначальном виде. Нигде, ни в одном древнегреческом городе первоначальный теменос не сохранился; в лучшем случае его перестраивали, в других случаях его просто разрушали враги. В Ольвии, когда решили построить новый теменос, старый ни разрушать, ни перестраивать не стали, просто взяли и засыпали землёй алтари и основания храмов. А уже сверху построили новые алтари и храмы. И первоначальный теменос веками стал ждать археологов.

Центральный теменос. Рисунок в музее Ольвии Центральный теменос, вид с востока: в середине алтарь, справа основание храма Зевса, в верхнем правом углу основание храма Аполлона-Дельфиния, слева основание сплошной стены стои Центральный теменос, вид с запада: за стелой основание храма Аполлона-Дельфиния, дальше основание храма Зевса, в середине алтарь, справа основание сплошной стены стои. Фото М.Иванова
Основание храма Аполлона-Дельфиния Центральный алтарь, вид с востока Центральный алтарь, вид с запада
Главная улица - слева здание суда, справа - вход на центральный теменос. Реконструкция С.Д.Крыжицкого Основание здания суда, через дорогу виден центральный теменос Монета-дельфин, Британский Музей

Вместе с Центральным теменосом в Ольвии был второй теменос, возникший практически при основании города. По местоположению относительно Центрального уже в наше время его условно назвали Западным. На Западном теменосе находились алтари и культовые участки Аполлона-Врача, Матери богов, Диоскуров, Афродиты и Гермеса. Храм Аполлона-Врача был построен здесь в VI в. до н.э. Какое-то время после основания города Аполлон-Врач был главным божеством Ольвии. Возможно, это было связано с тем, что в Милете, откуда были родом переселенцы, Аполлон почитался как врач и целитель.

Удивляет компактность храмов, их небольшие размеры. Почему-то мысленно представлялось, что греческие храмы должны быть большими по площади и по размерам. Но, судя по их фундаментам, они были невелики.

«Живя вдалеке от Эллады, греки не отрывались от её культуры, следили за новинками литературы, интересовались философией, научными достижениями, старались не отставать от моды. Любили Гомера, стихи и прозу на сюжеты мифов о Северном Причерноморье, на сценах театров ставили пьесы афинских драматургов, площади и улицы городов, храмы и другие общественные постройки, свои жилища украшали произведениями искусства, привезёнными из Эллады. Из "Анабасиса" Ксенофонта мы знаем, что Афины и другие культурные центры отправляли свою книжную продукцию в понтийские колонии <…>. Судя по тому, с каким энтузиазмом горожане Северного Причерноморья воспринимали заезжих мудрецов и людей искусства, вступали с ними в споры, отстаивали собственные убеждения, можно с уверенностью сказать, что здесь с полной отдачей работали учителя, обучая детей в младшей школе, а затем в гимнасиях. Взрослые люди, продолжая развивать свой интеллект самостоятельно, были готовы к восприятию сложных философских и научных проблем, мастерства деятелей искусства.»

Дион Хрисостом, древнеримский (греческого происхождения) оратор, писатель, философ и историк во время своего политического изгнания из Рима в I в. н.э. посетил Ольвию. Это было уже время заката Счастливого города, Дион рисует яркую и, вместе с тем, печальную картину, представшую перед его глазами:

«Город борисфенитов по своей величине уже не соответствует своей былой славе, чему виной постоянные войны и разрушения. Ведь этот город, построенный очень давно, в самой гуще варварских племён и притом, пожалуй, наиболее воинственных, постоянно подвергается нападениям и не раз бывал захвачен врагами. Последнее и наиболее страшное разрушение он претерпел около ста пятидесяти лет тому назад. В ту пору геты захватили и этот город, и многие другие по левому берегу Понта до самой Аполлонии. Поэтому положение греков, живших в этом краю, стало очень тяжким: некоторые города вовсе не были заселены заново, другие - едва-едва, причём по большей части в них поселились варвары. Немало городов в разных областях подвергалось захвату и разрушению, так как греческие поселения рассеяны повсюду.

Однако борисфениты после разрушения своего города снова, собравшись вместе, заселили его, по-видимому, согласно желанию скифов, которые хотели вести торговлю с греками, приезжавшими в эту гавань; когда город стал необитаем, греки перестали заезжать в него, так как у них не находилось земляков, у которых они могли бы остановиться; а сами скифы не сочли нужным, да и не сумели построить торговую пристань по греческому образцу.

О том, что город пришлось восстанавливать после разрушения, свидетельствует плохая постройка зданий, а также и то, что весь город теснится на небольшом пространстве. Он пристроен к части старой городской стены, на которой уцелело ещё несколько башен, но ни величия, ни мощи они городу не придают. Весь участок между башнями заполнен домами, так плотно притиснутыми друг к другу, что между ними даже проходов не остаётся. Их окружает невысокая стена, ненадёжная и непрочная.

Ещё несколько башен стоят очень далеко от нынешнего поселения, так что даже трудно представить себе, что они принадлежали к этому же городу. Таковы явные следы разрушений, а также и то, что в храмах нет ни одной статуи богов, сохранившейся в целости, - все они повреждены, как и изображения на надгробиях.»

Несмотря на тяжёлые условия жизни, Дион отмечает что ольвиополиты хорошо образованы, интересуются науками, философией и поэзией и что у них Гомер чтится наравне с богами:

«Зная, что Каллистрат [ольвиополит, собеседник Диона, - С.М. ] очень любит Гомера, я завёл с ним беседу об этом поэте. Правда, все борисфениты питают к нему особое пристрастие, вероятно потому, что они сами и в наше время воинственны, а может быть, и вследствие их преклонения перед Ахиллом; они почитают его чрезвычайно и воздвигли ему храмы - один на острове, названном его именем, другой в городе. Поэтому они ни о ком другом, кроме Гомера, ничего и слышать не хотят. И хотя сами они говорят по-гречески не совсем правильно, поскольку они живут среди варваров, но «Илиаду» почти все знают наизусть.

И вот я в шутку спросил Каллистрата: - Какой поэт по-твоему лучше, Гомер или Фокилид? - Он ответил со смехом: - Этого второго поэта я не знаю даже и по имени, да и никто из здешних жителей, я думаю, о нём ничего не знает. Никого другого, кроме Гомера, мы и за поэта не считаем; но уж зато нет здесь человека, который бы его не знал. О нём одном упоминают наши поэты в своих произведениях, они произносят его стихи по любому случаю и всегда, когда мы готовимся к бою, вдохновляют ими войска; говорят, в этих случаях в Лакедемоне пелись песни Тиртея. Все эти певцы слепы и, по их мнению, невозможно стать поэтом, не будучи слепым. <…>

Каллистрат остался недоволен моими словами и возразил: - Чужестранец, мы любим тебя и очень уважаем; иначе ни один борисфенит не стерпел бы того, что ты так отозвался о Гомере и Ахилле: Ахилл - для нас бог, как ты сам видишь, а Гомера “мы чтим почти наравне с богами”.»

У ольвиополитов были особые основания для почитания Ахилла как бога. Рассказывают, что после гибели Ахилла под стенами Трои его мать богиня Фетида, дочь бога морских глубин Нерея, перенесла душу героя на остров Левка (современное название - Змеиный) в Чёрном море, расположенный напротив устья Истра (Дуная). Этот остров был специально поднят богиней Фетидой для своего сына с морского дна. Остров Левка находился под протекторатом Ольвии. Ольвиополитами на острове был построен храм Ахилла, где он почитался как властитель Понта Эвксинского (Чёрного моря) и покровитель моряков. Проплывая мимо, все мореплаватели обязательно заходили на остров и совершали жертвоприношения в храме Ахилла.

Максим Тирский, античный ритор и философ-платоник II в., пишет, что, по рассказам моряков, бывавших на этом острове: «Ахилл живёт на острове, лежащем против Истра в Понтийском море; там есть храм и алтари Ахилла; добровольно туда никто не приближается, иначе как для жертвоприношения, и по совершении его возвращается на корабль. Моряки часто видели юного мужа с белокурыми волосами, прыгающего в доспехах; а доспехи, говорят они, золотые; другие же не видели, но слыхали, как он распевал пэаны; третьи, наконец, и видали и слыхали. Случалось также некоторым невольно засыпать на острове; такого Ахилл поднимет, ведёт в палатку и угощает; при этом Патрокл разливал вино, сам Ахилл играл на кифаре, присутствовали также, говорят, и Фетида, и хор других божеств».

На острове Березань, расположенном в устье Днепровского лимана в непосредственной близости от Ольвии, также находился храм Ахилла, почитаемый ольвиополитами.

Недалеко от Березани находился Ахиллов Дром (современная Тендровская коса), где по мифологическому преданию Ахилл преследовал свою невесту Ифигению. По другой версии название Ахиллов Дром было связано с одной из побед Ахилла на Эвксинском Понте, после которой герой устроил в честь этой победы состязания на острове, который в память об этом получил своё название.

В честь Ахилла Ольвия здесь проводила спортивные игры - Ольвийские агоны. «Они проходили на Ахилловом Дроме (буквально «бег Ахилла»), совр. Тендровской косе, которая в древности была островом. Празднество сопровождалось спортивными играми, включавшими атлетические состязания и бег колесниц <…>.

В греческом мире хорошо знали об Ольвийских агонах уже в V в. Недаром в трагедии Еврипида «Ифигения в Тавриде» упомянуты прекрасно размеченные стадии для бега людей и колесниц на Ахилловом Дроме.

Агоны на Ахилловом Дроме, единственный известный нам в Северном Причерноморье панэллинский праздник, учредили в V в.; сам бог Аполлон благословил его устами своей пророчицы Пифии в Дельфах.»

Заметим, что и Одиссей именно на берегах Понта Эвксинского в стране киммерийцев вызывал души Ахилла и других умерших и именно отсюда он пошёл за душами умерших в Аид:

«Там киммериян печальная область, покрытая вечно

Влажным туманом и мглой облаков; никогда не являет

Оку людей там лица лучезарного Гелиос, землю ль

Он покидает, всходя на звёздами обильное небо,

С неба ль, звёздами обильного, сходит, к земле обращаясь;

Ночь безотрадная там искони окружает живущих.»

Гомер «Одиссея»

Возвращаясь к борисфенитской речи Диона Хрисостома, стоит отметить, что ольвиополиты были знакомы не только с Гомером, но и с Платоном. В разговоре с Дионом старец Гиеросан, замечает: «Что касается глубокого знания философии, то мы, конечно, им не обладаем, но, как ты знаешь, мы - любители Гомера, а кое-кто из нас - правда, немногие - и Платона; к ним можешь причислить и меня: я часто читаю его сочинения, насколько это мне доступно. Правда, тебе может показаться нелепым, что именно тот, кто больше всех граждан своей речью напоминает варвара, восхищается этим писателем, подлинно греческим, самым мудрым из всех, и старается его изучать, - как если бы полуслепой человек, отворачиваясь от любого другого источника света, смотрел прямо на солнце.

<…> отложи свою речь об обществе смертных людей, <…> поговори теперь с нами о божественном государстве, или о его строе - назови это как тебе угодно. Расскажи нам, где оно, каково оно, и при этом, насколько можешь, постарайся приблизиться к благородной свободе платоновской речи, что тебе, как нам показалось, только что удалось сделать.»

Как уже отмечалось выше, в Ольвии был Геродот, который записал здесь основные сведения о Скифии, вошедшие позже в его «Историю». Предание говорит, что был в Ольвии и Гиппократ. Из античных источников узнаём об историке Посидонии из Ольвии. Были и другие поэты, историки, путешественники, философы, ставшие известными далеко за пределами Ольвийского полиса.

Одним из самых знаменитых ольвиополитов стал философ-киник Бион Борисфенит (IV-III в. до.н.э.), родившийся и проведший юность в Ольвии, а затем в Афинах начавший изучение философии в Академии Платона у Ксенократа. Рассказ о Бионе вошёл в книгу Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов»:

«...Бион был мастером на все руки, а также искусным софистом и оказал немалую помощь тем, кто хотел ниспровергать философские учения. При этом он любил пышность и не был чужд заносчивости. Он оставил много сочинений о достопамятных вещах, а также полезные и дельные изречения. <…>

Он говорил: "Великое несчастье - неумение переносить несчастье". Людей он презирал за то, что они сжигают мёртвых, словно те ничего не чувствуют, а взывают к ним, словно те все чувствуют. <…>

Самомнение, говорил он, - помеха успеху. Про богатого скупца он сказал: "Не он владеет богатством, а оно им". Он говорил, что скупцы так много заботятся о богатстве, словно оно их собственное, но так мало им пользуются, словно оно чужое. <…>

Увидев завистника мрачным, он сказал ему: "Не знаю, то ли с тобой случилось что-нибудь плохое, то ли с другим хорошее". Безрадостность он считал плохой подругой свободоречию: “Оно и смельчака порабощает”. <…>

Сначала он принадлежал к Академии, хотя в это же время был слушателем Кратета. Затем он обратился к киническому образу жизни, надел плащ и взял посох: в самом деле, как было иначе достигнуть бесстрастия? Затем, послушав софистические речи Феодора Безбожника на всевозможные темы, он принял его учение. После этого он учился у перипатетика Феофраста. Он умел производить впечатление на зрителей и поднять на смех что угодно, не жалея грубых слов. За то, что речь его была смешана из выражений разного стиля, Эратосфен, по преданию, сказал, что Бион первый нарядил философию в пёстрое одеяние. <…>

В своих беседах с близкими ему людьми он высказывал много безбожных мыслей, заимствованных у Феодора. Однако потом, когда он заболел, - так рассказывают жители Халкиды, где он умер, - он дал надеть на себя амулеты и покаялся во всём, чем грешил перед богами.»

Систематические раскопки Ольвии начались в начале ХХ века. Предметы быта, произведения искусства, монеты, украшения и многое другое сейчас входят в коллекции музеев разных стран и частных собраний. Ольвийские коллекции представлены в Музее Ольвии (с.Парутино), в Одесском археологическом музее, в Одесском музее нумизматики, в Археологическом музее ИА НАН Украины в Киеве, в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, в Государственном Историческом Музее в Москве, в Национальном музее в Варшаве, в Британском Музее в Лондоне и др.

На найденном в Ольвии аттическом кувшине VI в. до н.э. изображён воин со щитом, на котором виден знак Знамени Мира. Об этом рассказывает Е.П.Маточкин: «Знамя Мира было освящено в 1931 году в Брюгге, где сама ратуша декорирована готическим трилистником. В том же году Рерих создаёт серию произведений, отражающих смысл и назначение охранительного полотнища. Это известные его картины - плакаты "Зарево" и "Знамя Мира. Pax cultura". В триптихе "Fiat Rex!" знак нарисован дважды: на рукоятке меча и на щите воина. По-видимому, это крестоносец. (Вспомним рериховское замечание о знаках на щитах крестоносцев). Это явно не античный воин, хотя в то время также на щитах бывал знак Знамени Мира. Его мы видим на чёрно-фигурном аттическом кувшине из Ольвии VI в. до н.э.»


Чёрнофигурная аттическая керамика,
кувшин, Ольвия, VI в. до н.э.

Литература:

2. Скржинская М.В. Скифия глазами эллинов. СПб.: Алетейя, 2001. http://www.sno.pro1.ru/lib/skrzhinskaya2/skrzhinskaja.pdf

3. Геродот. История в девяти книгах. М.: Ладомир, 1993.

4. Страбон. География. М.: Ладомир, 1994, с.280.

5. Плиний Старший. Естественная история (фрагменты): http://hbar.phys.msu.ru/gorm/ahist/pliny.htm

6. Карамзин Н.М. Полное собрание сочинений: В 18 т. Т. I: История государства Российского. М.: ТЕРРА, 1998, с.146.

7. Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. Кн. I. Т. 1-2. М.: Мысль, 1988, с.82-83.

8. Официальный сервер Ольвийской экспедиции: http://www.olbio.org/

9. Скржинская М.В. Будни и праздники Ольвии в VI - I вв. до н.э. СПб.: Алетейя, 2000. http://www.sno.pro1.ru/lib/skrzhinskaya/index.htm

10. Андрей Ганжа. SOS! Взывает античная археология!!! Официальный сервер Ольвийской экспедиции: http://www.olbio.org/frames.php?page=arch

11. Петрова Э.Б. Историческая традиция в античных городах Северного Причерноморья и ее истоки // Культура народов Причерноморья. - Симферополь, 1998. - № 4. - С.108 - 123. http://www.nbuv.gov.ua/Articles/kultnar/knp19984/knp4_20a.doc

12. Эллинские поэты. Перевод В.В.Вересаева. http://ancientrome.ru/antlitr/homer/hymn/pyth.htm

14. Осташко А.В. «Сломанный меч» Александра Великого // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.15719, 27.12.2009, http://www.trinitas.ru

15. Дион Хрисостом. Борисфенитская речь, произнесённая Дионом на его родине. Библиотека античных и византийских текстов, http://myriobiblion.byzantion.ru

16. Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе, http://ossnet.info

17. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: «Танаис», 1995, с.198-202, http://psylib.org.ua/books/diogenl/

18. «Майские» на юге Украины. Ольвия (поселок Парутино): http://agritura.livejournal.com/27679.html

19. Маточкин Е.П. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха. Мир Огненный, №15, 1997, http://www.centre.smr.ru/win/books/matoch_01.htm

20. Археология СССР. Античные государства Северного Причерноморья. - С. 333, - Табл. 142.

Ольвия (греч. Olbía)

античный рабовладельческое город-государство, находившийся на правом берегу Бугского лимана; другое название - Борисфен (от греческого наименования р. Днепр). Остатки О. расположены около современного села Парутино Очаковского района Николаевской области. О. была основана в начале 6 в. до н. э. выходцами из греческого г. Милета. Городу принадлежали земли на обоих берегах Бугского лимана со многими сельскими поселениями. Сама О. располагалась на двух речных террасах (Верхний и Нижний город) и в период расцвета (5-3 вв. до н. э.) занимала площадь около 50 га . Город был окружен каменной оборонительной стеной с башнями, в южной части находилось дополнительное укрепление - цитадель. О. была распланирована на прямоугольные кварталы прямыми улицами; в центре Верхнего города находилась агора - торговая площадь, служившая и общественным центром, и теменос - священный участок с храмами и алтарями; в Нижнем городе располагались ремесленные кварталы и порт. Были развиты металлообрабатывающие, керамическое, ювелирное и др. ремесла, обслуживавшие городской рынок и соседние скифские племена, находившиеся с О. в торговых отношениях. От них О. получала скот, хлеб, кожи и др. продукты, которые она вывозила в Грецию, а также рабов. Из греческого государств привозились вино, оливковое масло, керамические и металлические изделия, предметы искусства и роскоши. В О. выпускалась серебряная, медная, а иногда и золотая монета. Верховная власть принадлежела народному собранию и выборному совету, исполнительная власть осуществляли коллегии ежегодно сменяемых выборных чиновников - архонтов, стратегов и др. О. проводила самостоятельную внешнюю политику, имела со своей метрополией - Милетом специальный дружественный договор. В 331 до н. э. О. вместе с соседними скифами отразила нападение Зопириона - полководца Александра Македонского. Во 2-й половине 3-2 вв. до н. э. О. переживала глубокий кризис, связанный с общим кризисом полисной системы и с активизицией враждебности окружающих племён. Во 2 в. до н. э. попала в зависимость от царя крымских скифов Скилур а. После разгрома скифского царства войсками Митридата VI Евпатора (См. Митридат VI Евпатор), царя Понта, в конце 2 в. до н. э. вошла в состав державы Митридата. В середине 1 в. до н. э. город был разрушен племенами гетов (См. Геты), руководимыми Беребистой. Восстановленная О. первых веков н. э. была гораздо меньше и не играла прежней роли. Во 2 в. н. э. в О. был поставлен римский гарнизон, а в начале 3 в. город был включен в состав римской провинции Нижняя Мёзия. Жизнь в О. прекратилась, видимо, в 4 в. н. э. Археологические исследования О. и окружающего её могильника эпизодически проводились в 19 в., систематически ведутся с 1901 (наиболее значительными были раскопки Б. В. Фармаковского в 1901-15 и 1924-1926). Территория древнего города объявлена заповедником.

Лит.: Латышев В. В., Исследования об истории и государственном строе города Ольвии, СПБ, 1887; Фармаковский Б., Ольвия, М., 1915; Славин Л. М., Древний город Ольвия, К., 1951; его же, Здесь был город Ольвия, К., 1967; Ольвия, т. 1-2, К., 1940-58; Ольвия, Теменос и агора, М. - Л., 1964.

Д. Б. Шелов.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Ольвия" в других словарях:

    Ольвия - ольвия … Русский орфографический словарь

    Ольвия - (Затока,Украина) Категория отеля: Адрес: Приморская улица 6а, Затока, 67773, Украина … Каталог отелей

    Ольвия - Ольвия. Раскопки в Верхнем городе. ОЛЬВИЯ (Борисфен), античный город (6 в. до нашей эры 4 в. нашей эры) на берегу Днепро Бугского лимана; остатки у села Парутино, к югу от города Николаев. Укрепление, городские кварталы, агора, храмы, мастерские … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (Борисфен) античный город (6 в. до н. э. 4 в. н. э.) на берегу Днепровско Бугского лимана; остатки у с. Парутино, к югу от г. Николаев (Украина). Укрепления, городские кварталы, агора, священный участок, храмы, мастерские, надписи, погребения и… … Большой Энциклопедический словарь

    См. Первомайск Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

    Координаты: 46°41′ с. ш. 31°54′ в. д. / 46.683333° с. ш. 31.9° в. д. … Википедия

    Борисфен (греч. Olbia, Borystenns), древнегреч. город государство на Бугском лимане (остатки городища и могильника теперь близ с. Парутино Очаковского р на Николаевской обл.). Осн. переселенцами из Милета и др. ионийских городов в 1 й пол. 6 в.… … Советская историческая энциклопедия

    Ольвия - (греч. Olbia) античная колония в Сев. Причерноморье, недалеко от устьев Днепра (Борисфена) и Южн. Буга (Гипаниса), основана выходцами из Милета (другое название О. Борисфен). О. сформировалась как демократический полис; ее расцвет приходится… … Античный мир. Словарь-справочник.

    - (Борисфен), античный город (VI в. до н. э. IV в. н. э.) на берегу Днепровско Бугского лимана; остатки у села Парутино, к югу от г. Николаев (Украина). Укрепления, городские кварталы, агора, священный участок, храмы, мастерские, надписи,… … Энциклопедический словарь

    - (Όλβίη или Όλβία счастливая) древнегреческий город на правом берегу реки Буг (древн. Гипанида), колония ионийского города Милета. У греков, живших в собственной Греции и Малой Азии, О. называлась Борисфеном, или городом и портом Борисфенитов.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Античные государства Северного Причерноморья , . Том посвящен античным государствам Северного Причерноморья, существовавшим в период между VII в. до н. э. и IV в. н. э. На основе археологических раскопок, историческихисточников…

В переводе с древнегреческого Ольвия переводится как «счастливая, богатая». Население древнегреческого города составляло 15 тысяч человек. Ольвия была одним из четырех крупных античных полисов Северного Причерноморья. Она просуществовала с 6 века до нашей эры по 4 век нашей эры. Ольвия была основана переселенцами из Милета - сейчас этот город находится на территории Турции. До греков здесь жили скифы, и против такого соседства последние возражать не стали. Легенда гласит, что им очень понравилось вино, которое привезли с собой переселенцы.

Через некоторое время после высадки милетяне обратились к оракулу, который и выбрал такое название городу, назвав его счастливым городом. Правда, в это время уже были известны природные богатства выбранного для колонии края, и оракул знал, о чем говорил.
В 1 веке нашей эры Ольвия стала римским городом, который был уничтожен гуннами. Оставшиеся в живых покинули эти места. Город несколько раз восстанавливался, но прежнего расцвета больше не достигал. Ольвия упоминалась в трудах Геродота, Страбона, Плиния старшего. Она торговала с Грецией, входила в Афинский союз. Население занималось ремеслами, рыбалкой и земледелием. Ольвия была центром поставок вина, оливкового масла, тканей, украшений, посуды и предметов роскоши.
В 1926 году Ольвию объявили государственным заповедником. На территории по сей день проводятся раскопки. Сохранился главный алтарь, центральная площадь, фундаменты храмов и жилых домов, остатки рынка, склепы, элементы оборонительных сооружений, дорог и многое другое. Продолжаются поиски театра, но он может быть затоплен лиманом, как и около трети территории древнегреческого города. По словам археологов, раскопано не больше 1/80 Ольвии.

На территории заповедника работает музей, который находится внебольшом здании старого маяка. Можно посмотреть на находки времен существования Ольвии - амфоры, детские захоронения в амфорах, терракоты и многое другое.













Остатки жилого квартала. После того, как греки освоились на новом месте, они начали строить дома по классической греческой схеме. Все внутренние помещения находились по двум, трем или четырем сторонам прямоугольного или квадратного внутреннего двора. В богатых домах присутствовали портики с колоннами, жители с более скромным доходом делали колонны из дерева, а дома бедных не имели колонн и портиков.
Окна и двери выходили только во внутренний двор, кроме одной входной двери. На улицах жилых кварталов можно было увидеть только глухие стены и заборы. Дома тесно примыкали друг к другу, улицы были тесными - около 2-3 м. Городские власти следили за тем, чтобы входные двери домов открывались только внутрь, чтобы не мешать проходу или проезду по тесным улочкам жилых кварталов.







Виды на лиман и ту часть заповедника, в которой сейчас идут раскопки.

Остатки оборонных сооружений

Курган Зевса. В склепе под ним были похоронены знатные жители Ольвии.

Храмы Зевса и Аполлона

Алтарь в священном месте Теменос. Теменос - участок, который отводится для служения божеству. Считалось, что находясь в таком месте, человек может ощутить присутствие божества.

Водопровод. Канализация тоже была во всем городе.

Гимнасий. Здесь обучали наукам и искусствам, а также занимались физической подготовкой учеников и проводили соревнования. Воспитательно-образовательное учреждение из Древней Греции. Кстати, с греческого слово gymnos переводится как "обнаженный" - физическими упражнениями здесь занимались без одежды. Для взрослых жителей гимнасий был чем-то вроде клуба, где можно было послушать выступления философов, обменяться новостями и т.д. В гимнасии был бассейн, комнаты для натирания маслом, умывания и т.п.
Покровителями гимнасиев считали Геракла и Гермеса. Кстати, если верить греческой мифологии, Геракл был в низовьях Борисфена, возможно, побывал и в Ольвии.

Агора - рыночная площадь, центр деловой и общественной жизни города. Она имела и торговые функции, и административные. Кстати, практически везде, куда ни глянь, на земле лежат черепки. Практически в любых кустах лежат куски древнегреческих амфор, и возле агоры их больше всего. Нам посчастливилось найти верхнюю и нижнюю часть амфор, и до этого впечатляющего события мы еще сомневались - ну не могут же старинные черепки вот так валяться прямо на тропинках. Оказалось, что могут, и такие находки можно брать на память - столько негодных осколков музею не нужно, на выходе даже подарили еще несколько осколков с остатками рисунков.






Землянка самых первых поселенцев Ольвии

Курган Еврисии и Ареты, под ним тоже находится склеп.


Игра света в правом нижнем углу очень похожа на привидение)