Современные проблемы науки и образования. Деформации в российской экономике: сущность, причины, проявления, социально-экономические последствия

  • Матвиенко Валерия Дмитриевна , студент
  • Дальневосточный федеральный университет
  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  • РЕАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  • ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье раскрывается проблема экономической безопасности России. Представлены результаты исследования существующих реальных и потенциальных угроз экономической безопасности страны.

  • Основные аспекты обеспечения внешнеэкономической безопасности России
  • Вопросы сбалансированности как основной элемент стратегического управления и предотвращения рисков в сфере социально-экономического развития и экономической безопасности
  • Механизмы обеспечения экономической безопасности проектных организаций
  • Экономическая безопасность предприятия, угрозы экономической безопасности предпринимательства
  • Инновационный потенциал как основа для управления экономической безопасностью предприятия

В России с начала 90-х годов проблема экономической безопасности достаточно актуальна. Это естественно, так как процесс создания нового государства сопровождается развалом старых институтов и созданием новых. Как правило, этот процесс долгий и требующий больших затрат. Соответственно, в этом периоде страна находится в переходном состоянии и достаточно уязвима. К сожалению, до сих пор правительство Российской Федерации не может вывести страну на тот уровень, который помнят бывшие советские граждане.

В современном мире для многих государств изучение внутренних угроз экономической безопасности является актуальным, так как длительное сохранение внутренних угроз без проведения эффективной экономической политики делает страну недостаточно защищенной для внешних угроз, поэтому именно их изучению посвящена наша статья.

Под внутренними угрозами принято понимать, неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов.

Все перечисленные угрозы в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, являются внутренними. В них входят:

  1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности;
  2. Деформированность структуры российской экономики;
  3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов;
  4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности.

В данной статье нас интересует потенциальные и реальные угрозы экономической безопасности. Разделение внутренних угроз по такой классификации позволяет понять, что реальные угрозы требуют немедленных мер со стороны правительства, а потенциальные - мер по недопущению их развития в реальные.

При рассмотрении потенциальных угроз, мы видим, что они обусловлены долговременными факторами геополитического положения страны и существуют практически всегда. Соответственно, реальными (актуальными) они становятся в связи с общим кризисным состоянием внутренней среды, обострением внутренних и внешних противоречий.

В Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации все перечисленные угрозы являются потенциальными. Соответственно, основной задачей статьи является определение реальных угроз из перечня Государственной стратегии. Рассмотрим, на наш взгляд, самые острые угрозы, такие как увеличение имущественной дифференциации населения, повышение уровня бедности и деформированность структуры российской экономики.

Первая угроза определяется следующими факторами:

  • расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных;
  • увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней;
  • рост безработицы;
  • задержка выплат заработной платы, остановка предприятий.

Рассмотрим ее подробнее.

Численность малоимущих в России, как поясняют эксперты Росстата, "в значительной степени" обусловлена высокими темпами роста стоимости потребительской корзины. По их данным во втором квартале 2010 года стоимость потребительской корзины в России составляла 5625 рублей, а в этом году она увеличилась до 6505 рублей на человека в месяц.

В это же время по версии Российского Forbes, в 2011 году количество миллиардеров в России выросло в полтора раза. В число богатейших бизнесменов вошли 200 отечественных предпринимателей. Список богатейших россиян возглавляют владельцы крупных металлургических и нефтяных компаний. Однако в него также вошли 18 членов Федерального Собрания РФ - десять депутатов Госдумы и восемь сенаторов.

Рассматривая вопрос о бедности, стоит отметить, что она более вероятна среди сельского населения. Согласно оценкам, около 30,4 процента сельского населения живет в бедности, против 15,7 процента городского населения, живущего в бедности. Население небольших и удаленных городов подвержено большему риску бедности, чем население крупных городов.

Следующим фактором, не менее важным является уровень безработицы. На 2010 год из общего числа экономически активного населения (75439,92 тыс. человек) 5636,3 тыс. человек являются безработными.

По данным таблицы можно увидеть, что относительно 2009 года уровень безработицы понизился, а с 2005 г. по 2008 г. – вырос (см. таблицу 1).

Российская Федерация

Уровень безработицы населения в Российской Федерации, в среднем за год (%)(табл. 1).

Следующий фактор – это задержка выплат заработной платы. На 1 ноября 2011г., по сведениям организаций (не относящихся к субъектам малого предпринимательства), суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности составила 2427 млн.рублей и по сравнению с 1 октября 2011г. увеличилась на 38 млн.рублей (на 1,6%).

Просроченная задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств на 1 ноября 2011г. составила 2383 млн.рублей, или 98,2% общей суммы просроченной задолженности. По сравнению с 1 октября 2011г. она увеличилась на 13 млн.рублей (на 0,5%). Задолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней составила 44 млн.рублей и увеличилась по сравнению с 1 октября 2011г. на 25 млн.рублей (в 2,4 раза), в том числе задолженность из федерального бюджета составила 37 млн. рублей (увеличение на 24 млн.рублей, или в 2,9 раза), бюджетов субъектов Российской Федерации - 2 млн.рублей(снижение на 2 млн.рублей, или на 47,1%), местных бюджетов - 5 млн.рублей (увеличение на 3 млн.рублей, или в 2,5 раза) (см. рис.3).

В целом в 2011 году отмечена тенденция снижения уровня просроченной задолженности по заработной плате. По сравнению с показателем января 2010 года (4119 млн. рублей), уровень задолженности снизился на 1730 млн. рублей или на 42 %.

Вторая угроза - деформированность структуры российской экономики.

К данной угрозе отнесем такие факторы как:

  • усиление топливно-сырьевой направленности экономики;
  • отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;
  • низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;
  • свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности;
  • подрыв научно-технического потенциала России;
  • завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;
  • приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка;
  • рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

Кратко остановимся на некоторых из них.

Давно известно, что российская экономика носит ярко выраженный сырьевой характер. Почти половина экспорта составляют топливно-энергетические ресурсы. Для примера, скажем, доля машин и оборудования в российском экспорте составила в 2008 году 4,9%, а минеральные ресурсы - 69,7%.

Относительно второго фактора, мы видим, что проблема эффективного и рационального использования богатств недр остается актуальной и по сей день, в современных условиях она особо обострилась, что предопределяется прежде всего тем значением, которое придается вопросам поиска и разведки полезных ископаемых (нефти и газа), добычи и использования природных ресурсов.

Что касается конкурентоспособности, то наша страна в международных рейтингах занимает весьма низкие места. В рейтинге IMD (Международного института развития менеджмента, г. Лозанна, Швейцария) за 2008 г., включающем 55 стран, наша страна заняла 47-е место. В Индексе глобальной конкурентоспособности WEF (Всемирного экономического форума) за 2008 г., включающем 131 страну, Россия заняла 58-е место. Если рассматривать отдельные параметры, то Россия в международных рейтингах глобальной конкурентоспособности входит в десятку лидирующих стран лишь по двум показателям: 1-е место по запасам сырьевых ресурсов (30 трлн. долл. США) и 7-е место по средней продолжительности школьного образования (10,5 лет).

Список литературы

  1. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 [Электронный ресурс]-режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/23.html
  2. Доклад по оценке бедности от 28 июня 2004: Отдел по борьбе с бедностью и управлению экономикой Регион Европы и Центральной Азии[Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.credit-union.ru/files/materials/17/PAR_062304_Rus.pdf
  3. Доктрина развития российской науки (одобрена указом президента Российской Федерации от 13 июня 1996 Г. N 884):[Электронный ресурс] - режим доступа: http://infopravo.by.ru/fed1996/ch04/akt17487.shtm
  4. Индикаторы науки:2009; Статистический сборник. - М.:ГУ-ВШЭ, 2009 - 352с.
  5. Коржов Г.В. "Экономическая безопасность России: внешние связи". М.: «Информдинамо, 1996 г.; стр.9.
  6. Осипов Г.В. Академия наук под ударом // Независимая газета: [Электронный ресурс] - 2001-режим доступа: http://www.ng.ru/ideas/2001-02-23/8_ran.html
  7. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. N 1569 "О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений), одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 608": [Электронный ресурс] - режим доступа: http://base.garant.ru/135355/#1000
  8. Сайт Государственного комитета статистики: [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.gks.ru/
  9. Сорокин Д.Е. Проблемы конкурентоспособности России как национально-государственной целостности// Конкурентоспособность России в условиях глобализации. Под общ. ред. В.К.Егорова, С.В.Степашина. М.: Изд-во РАГС, 2006.
  10. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. - М.: Дело, 2005. - 896 с.

УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

Ключевыми угрозами российской экономики можно считать усиление структурной деформации экономики, снижение инвестиционной и инновационной активности и разрушение научно-технического потенциала, тенденция к превращению России в топливно-сырьевую периферию развитых стран, усиление импортной зависимости, утечка из страны валютных ресурсов, углубление имущественного расслоения общества, рост внешнего долга, чрезмерная открытость экономики, криминализация экономических отношений.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации подчеркивается: «В сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости» 1 .

Кроме того, в Концепции четко определены ключевые социальные последствия снижения уровня экономической безопасности - это, прежде всего, региональный сепаратизм и социальная поляризация населения: «Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем... Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества... способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации».

В Концепции четко разделены угрозы экономической безопасности и ее последствия. Существует еще более широкий подход, в соответствии с которым рассматриваются политические, военные, природные экологические, информационные, социальные и другие факторы. Влияние военных факторов многозначно. С одной стороны, милитаризация экономики влечет за собой неустойчивость всей системы национальной безопасности, что особенно ярко проявилось в истории развития СССР Сегодня Россия должна опасаться экспансии особого рода, но не военной, а экономической. Однако проблемы оборонной достаточности и конверсии по-прежнему являются актуальными. Их решение может как ослабить, так и усилить экономическую безопасность - все зависит от способа осуществления конверсии военного производства и науки.

При развале научного потенциала и невозможности создания в будущем конкурентоспособной военной техники в целях обеспечения оборонной достаточности, Россия будет вынуждена ее импортировать, что связано с непосильными для нее финансовыми затратами.

__________________________________________________________________

1 Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. у"1 1300) (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г Г 24). URL: http://www.scrf.govru/documents/1.htm1/

Природные факторы - это, прежде всего, наличие или отсутствие в стране природных ресурсов. В случае их недостатка государство, не разрабатывающее специальных мероприятий по долгосрочному обеспечению производства сырьем и энергией или каких-то способов их замены, рискует попасть в сложное положение.

Широкое распространение термина «экономическая безопасность», собственно, и связано с обострением для западных стран проблемы ресурсов, возникшей ввиду развала колониальной системы и нарушения традиционных связей с поставщиками. Нефтяные «шоки» 1973 и 1979 гг. убедительно показали, что и высокоразвитые страны находятся в зависимости от развивающихся и что эта зависимость может достигать угрожающих размеров. Россия пока почти полностью обеспечена природными ресурсами. Однако, как утверждают специалисты, ввиду интенсивного «проедания» своих природных богатств, в частности нефти, в перспективе наступит дефицит собственных запасов и России придется прибегнуть к импорту. Подобный удар, если он произойдет в краткосрочной перспективе, окажется для российской экономики гибельным.

Другие элементы природного фактора - это климатические условия, ландшафт, географическое положение страны и т.д. Порой они в большей мере влияют на состояние экономики, чем недостаток природных ресурсов. Так, спад в области международного туризма может нанести серьезный удар по экономике некоторых «курортных» государств.

Экологический фактор также оказывает существенное влияние на экономическую безопасность. Достаточно упомянуть чернобыльскую катастрофу, чтобы иметь представление о влиянии экологического фактора на экономику страны. При определенном непредсказуемом стечении обстоятельств (сила взрыва, направление ветра и т.д.) последствия для некоторых государств могли быть весьма плачевными.

Экономический кризис России обостряют проблемы экологии, создаются дополнительные предпосылки для техногенные х катастроф. Их вероятность увеличивается в связи с уменьшением инвестиционной активности, что ведет к лавинообразному старению основных фондов. Кроме того, снижение качества и надежности выпускаемых технических и строительных объектов, преобладание устаревшей технологии не способствуют ритмичной, безопасной работе. Так же как и обострение глобальных экологических проблем - уменьшение озонного слоя земли, изменение климата, последствия захоронения ядерных отходов и др.

Информационный фактор является одним из важнейших условий наличия экономической безопасности, которое достигается благодаря функционированию системы сохранения сведений, составляющих государственную тайну, и обеспечения государственных органов и населения достоверной, в том числе экономической, информацией. Социальный фактор - это многоаспектное понятие:

во-первых , это социальная напряженность, исходом которой могут быть мощные социальные взрывы, вплоть до гражданской войны, в результате которых экономика пострадает настолько, что разговоры о6 экономической безопасности станут излишними. Страна может быть отброшена далеко назад в своем развитии, а потребность в иностранной помощи станет перманентной. Здесь социологический мониторинг и прогнозирование степени социальной напряженности становятся весьма актуальной задачей;



во-вторых , это степень социальной неудовлетворенности населения, которая проявляется в таких явлениях, как преступность, наркомания, алкоголизм и т.д.;

в-третьих , это истощение интеллектуального потенциала страны. Последствия «утечки умов» могут оказаться, как уже отмечалось, катастрофическими для страны. К сожалению, эту опасность недооценивают те, от кого в значительной мере зависит национальная, в том числе экономическая, безопасность России. Принимаемые меры по спасению науки нельзя назвать ни радикальными, ни эффективными;

в-четвертых , это национальные проблемы и связанные с ними проблемы беженцев, деления национального богатства, языковых барьеров и т.д. В России уже сейчас они создают серьезную угрозу экономической безопасности, которая в дальнейшем может нарастать, обретая тотальный характер.

Для экономической безопасности России очень существенна, например, психологическая составляющая - в частности, готовность и возможность населения заниматься производительным трудом. Из-за нерешенности вопросов собственности, несовершенства налоговой политики, некоторых пережитков командно-административной системы и других негативных аспектов переходного периода ослабляется мотивация к созидательной деятельности. Спад промышленном и сельскохозяйственного производства в определенной мере обусловлен такой деформацией.

Перечень факторов экономической безопасности можно продолжить.

Структуризация понятия «экономическая безопасность» - это далеко не решенная проблема, в видении которой присутствуют два противоположных подхода: с одной стороны, существует явное стремление к расширительному толкованию этого понятия и включению в него не только компонентов экономической безопасности, но и факторов, а также условий, ее обеспечивающих; с другой стороны, существует точка зрения о необходимости определить предельно компактный перечень компонентов, характеризующих направления основных угроз экономической безопасности. Этот подход исходит из понимания безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов, в нашем случае - экономических.

Что касается второго подхода, то обоснованы четыре основных элемента, определяющие структуру понятия «экономическая без-опасность»: макроэкономические показатели, соответствующие средним параметрам экономического развития стран «Большой восьмерки»; защищенность реального производства и внутреннего рынка от внешней финансовой и экономической зависимости; низкая доля теневой, прежде всего, криминальной экономики, и, как следствие, снижение части не облагаемых налогами доходов предпринимателей и населения; соответствующие развитым странам дифференциация и уровень благосостояния населения, делающие невозможным возникновение значимых социальных конфликтов.

Вместе с тем диспропорции регионального развития, грозящие экономической и политической дезинтеграцией, в значительной мере являются производными от основных фундаментальных параметров экономической безопасности, поэтому присутствие проблем регионального развития как самостоятельного структурного элемента национальной экономической безопасности представляется нецелесообразным.

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации , на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

Расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей;

Увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений -наркомании, организованной преступности, проституции и т п.;

Рост безработицы, что может привести к социальным конфликтам; задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и тд.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная следующими факторами: усилением топливно-сырьевой направленности экономики; отставанием разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкой конкурентоспособностью продукции большинства отечественных предприятий; свертыванием производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; снижением результативности, разрушением технологического единства научных исследований и разработок, распадом сложившихся научных коллективов и на этой основе подрывом научно-технического потенциала России; завоеванием иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; приобретением иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка; ростом внешнего долга России и связанным с этим увеличением расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического раз-вития регионов. Важнейшими факторами этой угрозы являются объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей; нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России; увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лица-ми, не имеющими постоянного источника дохода; сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью и возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства, их проникновение в различные властные структуры; ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли. Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, охранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.

Предотвращение или смягчение последствий действия угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

Вместе с тем, анализируя микроуровень хозяйствования, под экономической безопасностью могут понимать и сочетание экономических, правовых и прочих условий, обеспечивающих устойчивое функционирование и развитие предприятия, и защищенность от негативного влияния дестабилизирующих факторов для того, чтобы была возможна реализация целей уставной деятельности и коммерческих интересов и т п.

Интересно, что большинство исследователей рассматривают экономическую безопасность как желаемое состояние предприятия - результат, а не процесс.

Поскольку любая классификация - это процесс разделения всей совокупности объектов исследования на несколько классов, в соответствии с каким-либо общим признаком или признаками. Классификации нужны для того, чтобы было легче ориентироваться во множестве фактических данных. Наиболее известная классификация угроз экономической безопасности подразумевает их принадлежность либо к внешним, либо к внутренним источникам (действия бандитских группировок или вредительство со стороны собственны работников).

Еще одна простая классификация по моменту возникновения: актуальные и потенциальные угрозы. К примеру, наступивший экономический кризис и возможное появление на рынке новых игроков в следующем году Аналогичным образом возможно выделение реальных и мнимых угроз, постоянных и случайных, явных и скрытых, объективно существующих и субъективно воспринятых, активных и пассивных и т п.

Угрозы экономической безопасности классифицируются также по сфере их возникновения. Данная классификация может быть проанализирована отдельно от остальных или рассмотрена как продолжение классификации по расположению угроз относительно предприятия. В первом случае - классы, во втором - подклассы:

Правовой (например, изменения в законодательстве, имеющие негативные для предприятия последствия);

Военно-политический (ухудшение политической ситуации в месте или местах функционирования предприятия);

Экономический (неблагоприятная рыночная конъюнктура);

Эколого-климатический (стихийные бедствия);

Культурный (ксенофобия);

Социальный (неблагоприятное влияние человеческого фактора);

Научно-технический (невозможность или опоздание применения результатов научно-технического прогресса) и пр.

Следует подчеркнуть, что классификация угроз экономической безопасности по сфере их возникновения, во-первых, имеет лучшее на сегодняшний день теоретическое обоснование и, во-вторых, нашла наибольшее практическое применение (табл. 4.1).


Россия, длительное время являвшаяся лидером противоборствующих стран, в условиях формирования индустриального и военного потенциала и отсутствия рыночных механизмов значительно дольше сохраняла промышленную и военную ориентацию.
Усилившийся в связи с этим разрыв между промышленными, военными и гражданскими структурами обусловил актуальность, остроту и сложность решения этих проблем сегодня.
В результате длительной ориентации страны на преимущественное развитие средств производства и ВПК произошла глубокая деформация структуры национальной экономики - получили необычайно мощное развитие ВПК и обслуживающие его отрасли I подразделения и недостаточное - отрасли П подразделения.
За счет ВПК и развитого I подразделения страна превратилась в великую мировую державу, способную к военному противостоянию противнику.
За счет концентрации усилий страны к 80-м гг. удалось достичь определенных успехов. Официальная статистика констатировала опережение Советским Союзом Соединенных Штатов Америки по производству ряда важнейших стратегических средств производства - нефти, стали, цементу и т. д.
Вместе с тем, экономика приобрела однобокий характер - с одной стороны - мощный ВПК и базовые отрасли I подразделения; с другой - не получившие достаточного развития противоречиво развивающиеся "нестратегические" отрасли экономики, представляющие ее деформированную структуру в конце XX в.: крайне слабо развитые гражданские отрасли, не имеющие современной технической базы, соответствующей достижениям научно-технического прогресса; неразвитая система услуг; значительный спад производства в топливной и сырьевых отраслях; застойное состояние сельского хозяйства; замедленный рост производства предметов потребления и т. д.
Следствием явился глубокий и затяжной экономический кризис, развернувшийся в стране с начала 90-х годов.
Правительство начало" решать проблему выхода из кризиса в рамках общей программы антикризисного регулирования.
Основные термины и понятия
Совокупный общественный продукт (СОП) - совокупность материальных и нематериальных благ, созданных в стране в течение определенного периода времени (обычно за год) или совокупная товарная стоимость.
Военно-промышленный комплекс - специфическое объединение предприятий, представителей вооруженных сил и правительства, занятых производством военной продукции и поддержанием военного сектора экономики.
Структурные кризисы - частичные кризисы, затрагивающие какую-либо одну сферу или отрасль экономики.
Контрольные вопросы Представьте натурально вещественную и стоимостную структуры совокупного общественного продукта. Назовите условия реализации СОП при простом воспроизводстве. Назовите условия реализации СОП при расширенном воспроизводстве. Охарактеризуйте влияние НТР на развитие экономики. Охарактеризуйте место, роль ВПК в экономике. Что представляют собой структурные кризисы, в чем их специфика?
7. Назовите важнейшие диспропорции современного развития.
8. Назовите основные диспропорции современной российской экономики.
9. Определите необходимые, на ваш взгляд, меры правительства в связи с кризисным состоянием в угольной промышленности России.
10. На каком уровне, на ваш взгляд, должны решаться проблемы, связанные с энерго- продукто- обеспечением, например районов Крайнего Севера, какие меры для их решения должны быть приняты?

Еще по теме Структурные деформации российской экономики:

  1. Преодоление деформаций в банковской системе и роль кредита в развитии экономики страны
  2. структурная единица 1.5 Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации
  3. Структурная единица 4.2 Бюджетное устройство Российской Федерации
  4. Блок 2. Государственные внеоюожетные фонды Российской Федерации Структурная единица
  5. Структурная единица 2.3 Фонд социального страхования Российской Федерации
  6. Структурная единица 2.4 Фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации
  7. Структурная единица 2.1 Государственный долг Российской Федерации: понятие, структура, виды, срочность долговых обязательств
  8. структурная единица 2.2 Государственный долг субъекта Российской Федерации: понятие, структура, виды, срочность долговых обязательств

Россия, длительное время являвшаяся лидером противоборствующих стран, в условиях формирования индустриального и военного потенциала и отсутствия рыночных механизмов значительно дольше сохраняла промышленную и военную ориентацию.
Усилившийся в связи с этим разрыв между промышленными, военными и гражданскими структурами обусловил актуальность, остроту и сложность решения этих проблем сегодня.
В результате длительной ориентации страны на преимущественное развитие средств производства и ВПК произошла глубокая деформация структуры национальной экономики - получили необычайно мощное развитие ВПК и обслуживающие его отрасли I подразделения и недостаточное - отрасли П подразделения.
За счет ВПК и развитого I подразделения страна превратилась в великую мировую державу, способную к военному противостоянию противнику.
За счет концентрации усилий страны к 80-м гг. удалось достичь определенных успехов. Официальная статистика констатировала опережение Советским Союзом Соединенных Штатов Америки по производству ряда важнейших стратегических средств производства - нефти, стали, цементу и т. д.
Вместе с тем, экономика приобрела однобокий характер - с одной стороны - мощный ВПК и базовые отрасли I подразделения; с другой - не получившие достаточного развития противоречиво развивающиеся "нестратегические" отрасли экономики, представляющие ее деформированную структуру в конце XX в.:
крайне слабо развитые гражданские отрасли, не имеющие современной технической базы, соответствующей достижениям научно-технического прогресса;
неразвитая система услуг;
значительный спад производства в топливной и сырьевых отраслях;
застойное состояние сельского хозяйства;
замедленный рост производства предметов потребления и т. д.
Следствием явился глубокий и затяжной экономический кризис, развер-нувшийся в стране с начала 90-х годов.
Правительство начало" решать проблему выхода из кризиса в рамках общей программы антикризисного регулирования.
Основные термины и понятия
Совокупный общественный продукт (СОП) - совокупность материальных и нематериальных благ, созданных в стране в течение определенного периода времени (обычно за год) или совокупная товарная стоимость.
Военно-промышленный комплекс - специфическое объединение предпри-ятий, представителей вооруженных сил и правительства, занятых производством военной продукции и поддержанием военного сектора экономики.
Структурные кризисы - частичные кризисы, затрагивающие какую-либо одну сферу или отрасль экономики.
Контрольные вопросы
1. Представьте натурально вещественную и стоимостную структуры сово-купного общественного продукта.
2. Назовите условия реализации СОП при простом воспроизводстве.
3. Назовите условия реализации СОП при расширенном воспроизводстве.
4. Охарактеризуйте влияние НТР на развитие экономики.
5. Охарактеризуйте место, роль ВПК в экономике.
6. Что представляют собой структурные кризисы, в чем их специфика?
7. Назовите важнейшие диспропорции современного развития.
8. Назовите основные диспропорции современной российской экономи-ки.
9. Определите необходимые, на ваш взгляд, меры правительства в связи с кризисным состоянием в угольной промышленности России.
10. На каком уровне, на ваш взгляд, должны решаться проблемы, связанные с энерго- продукто- обеспечением, например районов Крайнего Севера, какие меры для их решения должны быть приняты?

Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска: