Развитие нефтяной и газовой промышленности в хмао. Полезные ископаемые хмао

Радиокомпас АРК-15М конструктивно выполнен в виде от­дельных блоков: приемник на установочной раме, пульт дистан­ционного управления, блок рамочной антенны, антенное согласу­ющее устройство, эквивалент рамочного кабеля, блок механиче­ский переходной и распределительная коробка.

Приемник предназначен для усиления и преобразования при­нятых сигналов, сигналов управления и обеспечения дистанци­онной настройки радиокомпаса. Он представляет собой блочно-модульную конструкцию. Каждый модуль является электричес­ки и функционально законченным узлом с разъемом для вклю­чения в общую схему приемника и механическим фиксатором для крепления к шасси приемника. На передней панели прием­ника установлен блок гониометра, клемма «Земля», высокочастотный разъем «Антенна», регулятор «Отзывчивость», штепсельный разъем. На задней панели - блок пита­ния.

Пульт дистанционного управления предназначен для управления радиоком­пасом, а также настройки на заданную частоту. С зад­ней стороны лицевой пане­ли установлена скоба, на ко­торой крепятся реле, врубной разъем, печатная плата с радиоэлементами и два ус­тройства для набора часто­ты. На лицевой панели ПДУ размещены следующие орга­ны управления (рис.):

Рис. Лицевая сторона пульта управления АРК-15М.

Переключатель режимов на четыре положения «Выкл», «Компас», «Антенна», «Рамка». В режиме «Компас» обеспечива­ется автоматическое определение КУР. В режиме «Антенна» - прослушивание сигналов радиостанций средневолнового диапазо­на волн. В режиме «Рамка» - ручное определение КУР;

Переключатель «Канал I - Канал II» обеспечивает под­ключение соответствующего канала. При установке переключа­теля в одно их двух положений на пульте загорается светосигнализатор, соответственно левый или правый;

Два наборных устройства и соответственно две шкалы наст­ройки частоты I и II каналов;

Переключатель «ТЛФ-ТЛГ» для работы соответственно с телефонными или телеграфными сигналами;

Ручка «Громкость» для регулировки уровня громкости прослушиваемых сигналов;

Кнопка «Рамка» для ручного вращения искательной ка­тушки. При нажатии кнопки «Рамка» во всех режимах иска­тельная катушка вращается по часовой стрелке;

Кнопка «Управление» не используется, так как на самоле­те установлены радиокомпасы однопультового варианта.

Рамочная антенна предназначена для направленного приема сигналов пеленгуемой радиостанции и представляет собой две взаимно перпендикулярные обмотки на плоском ферритовом сердечнике прямоугольной формы. Каждая из обмоток пред­ставляет собой отдельную рамку (см. рис. 6.2). Средние точки обмоток заземлены через экраны кабелей. На том же сердечни­ке под углом к обмоткам размещен контрольный виток для про­верки работоспособности АРК с помощью измерительного при­бора ИРК-3. Антенна помещена в экран из листовой стали. Для герметичности конструкции антенна залита радиопрозрачной теплостойкой массой, одновременно обладающей демпфирую­щими свойствами.

Эквивалент кабеля рамки конструктивно представляет собой блок. Шильдик на крышке блока указывает, какой длине кабе­ля соответствуют электрические характеристики эквивалента.

Антенное согласующее устройство выполнено в виде блока, внутри которого установлена печатная плата с элементами схе­мы составного эмиттерного повторителя на полевом транзисторе. Сверху блок закрыт крышкой с шильдиком, на котором вход блока обозначен словом «Антенна», а выход - «Ш6-2». Кроме этого, имеется на крышке обозначение действующей высоты ан-

Тенны и схема перепайки блока на различные действующие вы­соты антенны. АСУ предназначено для согласования парамет­ров ненаправленной антенны со входом приемника.

Блок механический переходной (БМП) предназначен для пе­редачи с выхода управляющей схемы сигнала КУР на индика­торы типа РМИ-2Б, которые используются также для индика­ции сигналов от систем Курс МП-70 и ТКС-П2. В связи с тем, что сигналы от указанных систем поступают на приборы РМИ-2Б от сельсинов, а радиокомпас АРК-15М имеет в качестве дат­чика КУР синусно-косинусный трансформатор, то для стыковки указанных элементов и служит БМП. Он представляет собой следующую систему, состоящую из бесконтактного синусно-косинусного трансформатора, усилителя, двигателя и редуктора, на оси которого расположен ротор сельсина датчика прибора РМИ-2Б.

Распределительная коробка (РК) представляет собой коробку с крышкой, внутри которой расположены расшивочные панели и реле. РК предназначена для коммутации цепей питания и свя­зи между блоками радиокомпасов, на ней имеется также разъем для подключения измерителя ИРК-3.

^ Аппаратура ближней навигации РСБН.

РСБН предназначена для определения азимута и наклонной дальности. Для этого используется как наземные так и бортовые средства.

К наземным отечественным РСБН относятся РСБН-4Н, к зарубежным относятся VOR/DME и TACAN.

Дальность действия этих систем до 500 км. Информация о дальности и азимуте на борту ВС используется для определения местоположения ВС. РСБН используется для захода на посадку.

К бортовым системам РСБН относятся РСБН-2СА,РСБН-Веер (ЯК-42 и ИЛ-86), РСБН-А-312 Радикал, А-331 РСБН-85 (Ту-204). Также системы КУРС-МП70 и КУРС-МП2,система КУРС-МП70 работает с системами VOR/DME и TACAN.

^ Принцип работы РСБН.

Азимутальный канал РСБН работает следующим образом:

Наземное оборудование состоит из ПРД П-200, который излучает сигнал и ПРД П-20А, который излучает опорный сигнал. Азимутальная антенна вращается со скоростью 100 обр.\мин. (1,66 Гц). На антенне установлены две пластины. На установлено 36 датчиков с магнитопроводами, на другом 35 датчиков П-20А излучает серию импульсов опорные 36 и 35, ДНА круговая. Антенна ориентирована таким образом, что в направлении на Север опорные импульсы 35 и 36 излучаются одновременно.

На борту ВС это воспринимается как начало отсчета. Антенна П-200 излучает узкую диаграмму направленности в виде двух лепестков, которые в момент совпадения излучения опорного 36 и 35 направлена на север.

Канал дальности РСБН работает следующим образом:

Для этого на Земле имеется НПУ и П-20Д. На борту в состав РСБН входит (ЗСД) – Запросчик самолетной дальности ЗСД вырабатывает импульс запроса, который передается в эфир и одновременно включает счетчик. Радиосигнал поступает на НПУ обрабатывается, декодируется и запускает передатчик П – 200Д, который излучает ответный сигнал дальности он принимается бортовым оборудованием и преобразуется им одновременно останавливая счетчик. Количество импульсов пересчитывается в наклонную дальность, один импульс равен 100м.

На самолетах Як-42 Ил-86 установлена РСБН Веер-М. В состав Веер-М входят:

Самолетный запросчик дальности СЗДР

Азимутально-дальномерный приемник АДПР

Блок изменения азимута и дальности БИАД – М

Индикатор дальности радиомаяка ИДР-1А.

ОТТД: Диапазон частоты для СЗД 726-812 МГц;

Для АДПР 873-1000 МГц;

Дальность действия по А=350 км;

По дальности 300 км.

^ Взаимодействие ближней навигации СПНК.

РСБН и VOR/DME выдает в ПНК сигнал азимута (А), сигналы наклонной дальности в режиме посадка СП-50 и ILS. Сигналы Е к и Е г, сигналы равносильных зон курса и глиссады.

Существуют дальномерный, угломерный и угломерно-дальномерный способы определения местоположения самолета.

1. Дальномерный способ

РСБН2

2.Угломерный-дальномерныйс способ.

3. Угломерный способ.

Аппаратура инструментальной системы посадки СП-50 и ILS.

Система посадки предназначена для привода ВС в район аэропорта, снижения ВС по заданным линиям курса, глиссады и посадки ВС на ВПП.

Различают системы посадки типа СП-50 и ILS.

Принципы действия системы СП-50. наземный маяк излучает трех лепестковую диаграмму направленности, состоящую из центрального лепестка модулирования сигналом постоянной фазы и двух центральных лепестков модулированных сигналом F=60 Гц. В противофазе.

Н
аземный маяк типа ILS излучает двух лепестковую диаграмму направленности промодулированную частотами 50 Гц и 90. КРМ работает на несущей частоте 108 МГц – 112 МГц.

ГРМ работает на частоте 329 – 335 МГц. Структурная схема курсового канала системы ILS изделие КУРС-МП 70.

ПУ

Ф150

А
БВЧК

АСС
КН Е к

Сигнал от КРМ принимается на борту антенной АКН-002, далее сигнал поступает в БВЧК, который с помощью ПУ настроенного на частоту КРМ. В БВЧК сигнал преобразуется, усиливается, детектируется и поступает на фильтры Ф-150 и Ф-90. если ВС снижается, по линии курса на выходе фильтра будут одинаковые амплитуды напряжения, в результате в АСС они скомпенсируют друг друга и на К планочку прибора напряжение поступать не будет. В случае отклона ВС от курса влево или вправо амплитуда сигналов с выхода фильтров будут разными. В результате на выходе АСС будет какой-то уровень напряжения, стрелочка прибора отклонится влево или вправо указывая пилоту в какую сторону нужно довернуть ВС, чтобы выйти на линию курса.

В комплект изделия КУРС-МП70 входит маркерный радио приемник, который работает на частоте 75 МГц и принимает сигналы от ДПРМ, слышен тон частотой 400 Гц в виде «тире» (четыре тире в секунду). При пролете среднего маркера слышен тон частотой 1300 Гц в виде «точек-тире». При пролете БПРМ слышен тон частотой 3000 Гц в виде «точек». Кроме этого сигналы Е к и Е г поступают в систему САУ.

^ Аппаратура дальней навигации.

Предназначена для определения местоположения ВС (широта и долгота) и самолетовождения по ППМ.

В мире существует несколько разновидностей РСДН, которые работают на длинных, средних и сверхдлинных волнах. По принципу работы они бывают дальномерные и разностно-дальномерные.

Бортовое оборудование в дальномерных системах зная точное местоположение наземных опорных станции определяющих дальность до них и с помощью вычислителя определяет местоположение.

В разностно-дальномерной системе бортовое оборудование определяет разность расстояний между ведущей опорной станцией и ведомыми. По принципу передаваемого сигнала. РСДН делится на фазовые ФРНС относятся система «Омега», к ИФРНС относится система «Loran-c». Система Омега имеет 8-мь наземных станции размещенных по всему земному шару, работает на волнах в диапазоне от 10 до 20 кГц. Р-сть 150 кВт; ток в антенне 500 А.

Система Loran-c работает на частоте 100 кГц; Р-сть 4МВт; U пит. =220 кВ. система Омега работает по определенному графику, то есть одновременно работают 3 опорные станции на разных несущих частотах, затем 3 других станции. Полный период работы 10 сек. К бортовому оборудованию относятся РСДН А-723 «Квиток».

Предназначена для непрерывной индикации местоположения ВС и навигационных параметров полета.

А-723 предусматривается ввод 9 ППМ.


  • Чувствительность для канала Омега- 5мкВ, Loran-c – 100мкВ;

  • Ошибка в определение местоположения ВС 300м-Омега, Loran-c – 23м.
На основном табло ПУ А-723-7  и , W и УС, время до выхода в очередной ППМ, расстояние до очередного ППМ и А до него. Напряжение питания 115В частота 400Гц, напряжение 27В.

1.А-723-6 Моноблок для крепления блоков.


  • А-723-2 блок обработки данных БОД;

  • А-723-3 приемник Loran-c;

  • А-723-4 приемник Омега;

  • А-723-5 приемник Марс-75;
2. А-723-9 рама.

  • А-723-10 блок защиты питания;
3. А-723- блок опорного генератора на 5МГц;

4. А-723-7 ПУИ;

5. А-723-1 антенна;

6. А-723-14 АЦП устройство ввода аналоговых данных по курсу и скорости.

Перспективы развития РЭО летательных аппаратов РЭО

самолета Ту-204.

В состав КСЦПНО Ту-204 входят следующие виды РЭО:


  • ILS-85 Система посадки по ГРМ ILS и СП-50;

  • MLS – микроволновая СП;

  • А-331 (РСБН-85) Система ближней навигации;

  • VOR-85 Система РСБН по VOR;

  • DME- радиодальномер;

  • РВ-85- Радиовысотомер;

  • АРК-25-2 комплект;

  • СО-72 МЦ;

  • МНРЛС-85;

  • КПРТС-85-Комплексный пульт РТС;
В состав радиооборудования входят:

  • «Лайнер-85 СТ»- Аппаратура внутренней связи авиационная АВСА;

  • «Арлекин» - Д-Т - радиостанция КВ-диапозона;

  • «Арлекин» - А система автоматизированного обмена данными с землей;

  • «Орлан-85СТ»- радиостанция УКВ;

  • Р-855УМ - аварийная радиостанция;

  • АРБ-ПК - автоматически радиобуй;

  • Р-861«Актиния»- радиостанция КВ;

  • «Союз»- самолетный магнитофон развлечения;

  • «Алмаз-УП»- речевой информатор.

Напряжение питания всего оборудования 115В частотой 400Гц и 27В.

Комплекс радиооборудования самолета Ту-154М.

Радиоаппаратура связи:


  • КВ - радиостанция «Микрон»;

  • Р-861 «Актиния» аварийная радиостанция КВ;

  • «Баклан-20» УКВ – радиостанция;

  • Р-855 УМ аварийная радиостанция КВ;

Система внутрисамолетной связи и громкоговорящего вещания:


  • СГС-25;

  • Марс-БМ Система магнитофонной записи переговоров экипажа;

  • Электростатические разрядники, токосъемники и громоотводы;

Радиоаппаратура самолетовождения:


  • АРК-15М;

  • РСБН-2СА с АФС «Пион-НП-154»;

  • Курс-МП70;

  • СД-75 самолетный дальномер;

  • ДИСС-013;

  • Гроза М-154 РЛС;

  • РВ-5 М малых высот;

  • СО-72 М;

  • СРО-2 изделие 020;

  • 62.02

    РСБН Азимутально дальномерная радиосистема ближней навигации, работающая в дециметровом диапазоне волн, обеспечивающая получение информации о текущем значении географического азимута на борту подвижного объекта по принципу измерения интервала… … Справочник технического переводчика

    радиотехническая система ближней навигации - 13 радиотехническая система ближней навигации; РСБН: Азимутально дальномерная радиосистема ближней навигации, работающая в дециметровом диапазоне волн, обеспечивающая получение информации о текущем значении географического азимута на борту… …

    Радиотехническая система ближней навигации - 1. Азимутально дальномерная радиосистема ближней навигации, работающая в дециметровом диапазоне волн, обеспечивающая получение информации о текущем значении географического азимута на борту подвижного объекта по принципу измерения интервала… … Телекоммуникационный словарь

    ГОСТ Р 50907-96: Радиосистемы ближней навигации. Термины и определения - Терминология ГОСТ Р 50907 96: Радиосистемы ближней навигации. Термины и определения оригинал документа: 11 (географический) азимут: Двугранный угол между плоскостью меридиана данной точки и вертикальной плоскостью, проходящей в данном направленииСловарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Прибор командный пилотажный ПКП 77 и прибор навигационный плановый ПНП 72, приборная доска вертолёта … Википедия

    система - 4.48 система (system): Комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. Примечание 1 Система может рассматриваться как продукт или предоставляемые им услуги. Примечание 2 На практике… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Радиотехническая система ближней навигации (РСБН) советская/российская система навигационного обеспечения полётов авиации. Радиомаяки РСБН позволяют получить информацию об азимуте и наклонной дальности до перемещающегося объекта. Обладает большей … Википедия

    - … Википедия

    Энциклопедия «Авиация»

    пилотажно-навигационное оборудование - Контур пилотажно навигационного оборудования. пилотажно навигационное оборудование — обеспечивает решение задач навигации и управления летательным аппаратом. Объём задач, решаемых П. н. о. зависит от типа летательного аппарата, его… … Энциклопедия «Авиация»

Угломерно-дальномерными радионавигационными системами (УДРНС) называют такие системы, которые позволяют одновременно измерить два навигационных параметра – пеленг и дальность. С помощью УДРНС можно выполнять полет на или от РНТ, осуществлять контроль пути по направлению и дальности, определять место самолета.

Достоинством УДРНС является то, что одна и та же система дает сразу два параметра, что и необходимо для определения МС. Одной из линий положения является ЛРПС в форме ортодромии, а второй – ЛРР в виде окружности (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Определение МС с помощью УДРНС

При этом ЛРР на карте наносить нет необходимости. Ведь нужна не сама линия положения, а только точка ее пересечения с ЛРПС. Поэтому на практике ЛРР на карте не изображают, а просто откладывают вдоль ЛРПС измеренное значение дальности. Точность определения МС зависит от точности измерения пеленга и дальности, погрешностей графической работы на карте. Если точки, от которых отсчитываются пеленг и дальность совпадают, то угол пересечения этих двух линий положения всегда равен 90º, где бы ни находилось МС. Это обеспечивает наилучшую точность при прочих равных условиях.

К УДРНС можно отнести все системы, с помощью которых можно получить пеленг и дальность, например:

– радиотехническая система ближней навигации (РСБН);

– VOR/DME (радиомаяки VOR и DME, расположенные в одном месте);

– наземные радиолокационные станции кругового обзора.

Радиотехническая система ближней навигации (РСБН) является угломерно-дальномерной радионавигационной системой, разработанной в СССР во Всесоюзном научно-исследовательском институте радиоаппаратуры в 50-е годы ХХ века.

В СССР было установлено более ста радиомаяков этой системы и большинство типов отечественных ВС было оснащено соответствующим бортовым оборудованием. В настоящее время в гражданской авиации большинство радиомаяков снято с эксплуатации, хотя кое-где они еще остаются на военных аэродромах. Причинами снятия системы с эксплуатации являются не только ее моральное устаревание (в принципе разработаны современные ее модификации), но и другие факторы. Оказалось, что система работает в таком диапазоне радиоволн, который официально выделен для систем неавиационного назначения, в частности, для сотовой телефонной связи. Кроме того, она не может быть использована на ВС иностранного производства, поскольку они не имеют соответствующего бортового оборудования. Ведь система отечественная. Поэтому в настоящее время не планируется замена РСБН более современным оборудованием аналогичного принципа действия, а вместо нее устанавливаются радиомаяки типа VOR и DME. Это вызывает определенное сожаление, поскольку до появления спутниковых навигационных систем РСБН была самой точной навигационной системой не только в стране, но, пожалуй, и в мире.


Разумеется, существует много систем, которые можно отнести к системам ближней навигации. Это те же VOR, DME, АРП и т.д. Поэтому название «РСБН» следует рассматривать как имя собственное, присвоенное конкретной разновидности навигационных систем ее разработчиками.

Система включает в себя наземный радиомаяк и бортовое оборудование. Маяки обозначают буквой «Н» от слова «наземное», например РСБН-2Н, РСБН-4Н, РСБН-6Н. Бортовое оборудование вначале обозначалось буквой «С» (самолетное), например, РСБН-2С. Затем стали использоваться и другие обозначения (РСБН-85, «Радикал», «Веер-М» и т.п.).

Рис. 7.5. Радиомаяк РСБН-6Н в аэропорту Ставрополь

Система работает в диапазоне частот 770-970 МГц, в котором выделены фиксированные частоты, названные каналами. Каналы пронумерованы от 1 до 40, поэтому для настройки оборудования на конкретный радиомаяк не нужно знать частоту, достаточно на щитке штурмана (рис. 7.6) установить номер канала – его десятки и единицы.

Рис. 7.6. Органы управления бортовым оборудованием РСБН-2С

На отечественных маршрутных картах радиомаяки РСБН обозначают теми же символами, что и VOR и DME (соответственно, небольшой азимутальный кружок и прямоугольник) – ведь в этих системах, как и в РСБН, измеряется пеленг и дальность. Отличить на карте РСБН от этих систем можно по надписи в боксе, поскольку для РСБН указывается не частота (как для VOR), а номер канала. Например, «33-й» (рис. 7.7).

Рис. 7.7. Обозначение РСБН на радионавигационных картах

Измеряемыми навигационными параметрами являются наклонная дальность от самолета до радиомаяка и истинный пеленг самолета от меридиана радиомаяка (ИПС). Применительно к РСБН этот ИПС принято называть «азимут», потому что именно такие надписи сделали разработчики системы на органах управления.

В соответствии с паспортными данными системы погрешность измерения азимута ±0,25º, а дальности ±0,2 км. Эти значения соответствуют вероятности 0,95, то есть представляют собой удвоенные СКП. Можно видеть, что дальность измеряется несколько точнее, чем у DME, а азимут как минимум в десять раз точнее, чем у VOR.

Принцип измерения дальности до радиомаяка аналогичен принципу работы DME и основан на измерении времени между излучением запросного импульса с ВС и получением ответного импульса от радиомаяка.

Принцип измерения азимута отличается от того, как работает VOR. Радиомаяк излучает радиоволны через антенну, имеющую диаграмму направленности в виде двух узких рядом лежащих лепестков. Антенна вращается, совершая 100 оборотов в минуту, то есть период вращения составляет 0,6 с. Когда ось диаграммы (линия между лепестками) проходит через ВС, на борту принимается так называемый азимутальный импульс. Азимут самолета определяется по времени между прохождением оси диаграммы направления на север и прохождением ее через ВС (получением азимутального импульса).

Но каким образом бортовое оборудование узнает момент, когда диаграмма была направлена на север? Для этого другой передатчик радиомаяка на той же частоте излучает во все стороны (по ненаправленной антенне) две серии импульсов. В одной серии за один оборот антенны излучается 35 импульсов, а во второй – 36 импульсов. Естественно, моменты излучения этих импульсов «расходятся». Но в момент, когда направленная антенна проходит через направление на север, импульсы обеих серий совпадают, то есть излучаются одновременно.

На борту ВС принимаются все эти импульсы и в момент, когда совпали импульсы серий «35» и «36» (это момент прохождения антенной нулевого азимута), начинается отсчет времени до получения азимутального импульса от направленной антенны. Например, если это время составило 0,2 с, то, следовательно, азимут равен 120 (360*0,2 с/0,6 с).

РСБН может работать не только как угломерно-дальномерная система, но и как система захода на посадку по приборам. Для этого на аэродроме должны быть установлены дополнительные радиомаяки – ПРМГ, посадочные радиомаячные группы (рис.7.8). Эти радиомаяки создают в пространстве вертикальную плоскость курса, совпадающую с направлением ВПП, и плоскость глиссады (траектории снижения при заходе на посадку). Пилот выдерживает заданную траекторию захода по вертикальной и горизонтальной планкам индикатора типа КППМ (или другого аналогичного прибора), подобно тому, как это делается при заходе по ILS (рис.7.9).

Рис.7.8. Посадочная радиомаячная группа ПРМГ-76

Рис. 7.9. Комбинированный пилотажный прибор (КППМ).

Точность и надежность такого захода, конечно, хуже чем при заходе по ILS, к которой предъявляются очень жесткие требования. Но зато ПРМГ устанавливаются на автомобилях и могут быть быстро перебазированы на любой полевой аэродром.

Разработчиками РСБН предусмотрен также режим «Пробивания облачности» для снижения с эшелона перед заходом на посадку. Включив этот режим и установив на отдельном датчике ДВ-47 давление аэродрома, пилот мог выдерживать траекторию снижения (с углом наклона 6º) по горизонтальной планке прибора КППМ. На удалении 15 км система могла автоматически перейти в режим посадки. В гражданской авиации режим пробивания облачности на практике не использовался.

С помощью РСБН определить МС можно не только на борту, но и на земле. В наземное оборудование входит индикатор кругового обзора (ИКО), на котором диспетчер может наблюдать отметки самолетов, выполняющих полет в зоне действия радиомаяка. Правда, в отличие от наземной радиолокационной станции, на ИКО видны отметки не всех ВС, а только тех, на которых установлено бортовое оборудование РСБН.

Органы управления и индикации рассмотрим на примере одного из первых вариантов бортового оборудования (РСБН-2С).

Как уже отмечалось, для настройки на конкретный радиомаяк необходимо на щитке управления штурмана (см. рис. 7.6) установить номер канала. Пока сигнал радиомаяка «не пойман» будут гореть лампочки «Отказ азимута» и «Отказ дальности», расположенные отдельно на приборной доске. В это время показания индикаторов могут быстро меняться и будут недостоверными.

На обоих индикаторах наклонная дальность отображается цифрами в окошке с точностью до 0,1 км. Азимут на ППДАШ отображается двумя стрелками аналогично стрелочным часам: широкая стрелка по наружной шкале показывает десятки градусов, а узкая по внутренней шкале – единицы и десятые доли градуса. Так, на рис. 7.10 наклонная дальность 474,9 км, а азимут 72,7º.

ППДАП отличается от ППДАШ лишь тем, что у него только одна азимутальная шкала и одна стрелка. Следовательно, азимут можно отсчитать не точнее, чем до 1º. Видимо, разработчики считали, что для пилота, в отличие от штурмана, такая точность вполне достаточна.

После того, как сигнал от радиомаяка принят, необходимо выполнить калибровку каналов азимута и дальности с помощью кремальер в верхнем правом углу щитка штурмана. Если ее не выполнить, требуемая точность не будет обеспечена, а азимут может оказаться с ошибкой ровно на 10º.

После этого можно пользоваться показаниями ППДАШ и ППДАП для навигации.

Рис. 7.10. Прямопоказывающий прибор дальности и азимута штурмана (ППДАШ)

Необходимо только помнить, что азимут – это всегда истинный пеленг самолета, причем отсчитанный от меридиана радиомаяка.

Также и при контроле пути по направлению (при полете на или от радиомаяка) нужно помнить, что азимут истинный, следовательно, и сравнивать его нужно с истинным заданным путевым углом, причем отсчитанным от меридиана радиомаяка.

С помощью РСБН также как и с помощью VOR можно выполнять автоматизированный полет по ЛЗП, определяя уклонение от нее с помощью вертикальной планки КППМ (или другого индикатора аналогичного назначения). Но если с помощью VOR и CDI можно выполнять полет только строго от радиомаяка или на него, то РСБН предоставляет гораздо более богатые возможности.

Для этого на щитке управления необходимо установить один из режимов в зависимости от того, по какой ЛЗП планируется полет. Кратко рассмотрим эти режимы.

«Азимут-ОТ» и «Азимут-НА» . Эти режимы используются для полета по ЛЗП, проходящей через радиомаяк (соответственно от него или на него).

Это похоже на режим OBS, но имеются отличия. При использовании VOR в любом случае устанавливается ЗМПУ, независимо от того, выполняется полет «от» или «на». А в режимах «Азимут» в любом случае устанавливается заданное значение азимута (ИПС), то есть то значение, которое должно быть при нахождении ВС точно на ЛЗП. При полете от радиомаяка этот заданный азимут совпадает с ЗИПУ, а при полете на радиомаяк отличается от него на 180º. В обоих случаях речь идет о ЗИПУ относительно меридиана радиомаяка.

Значение заданного азимута устанавливается на щитке штурмана ручкой с надписью «Азимут» в окошке над ней. После этого вертикальная планка будет показывать сторону и величину уклонения ВС от ЛЗП на основе сравнения фактического (измеренного) и установленного (заданного) азимутов.

В этом режиме можно проконтролировать пролет любой точки (ППМ, ПОД), расположенной на ЛЗП. Для этого рукояткой «Дальность» на щитке штурмана необходимо установить удаление этой точки от радиомаяка. При приближении ВС к этой точке, когда фактическая дальность приближается к установленной, на приборной доске загорится лампочка «Подлет», а когда ВС будет пролетать эту точку – загорится лампочка «Пункт».

«Орбита» . Этот режим применяется для полета по ЛЗП, имеющей форму дуги окружности с центром в точке расположения радиомаяка. На воздушных трассах ЛЗП такой формы, конечно, не используются, но они широко применяются для полета по аэродромным схемам.

Для использования этого режима необходимо поставить переключатель в положение «Орбита-лев.» или «Орбита-прав.» в зависимости от желаемого направления полета по окружности (по или против часовой стрелки) и рукояткой «Дальность» установить радиус окружности. Бортовое оборудование будет непрерывно сравнивать фактическое удаление до радиомаяка с заданным, и вертикальная планка КППМ, как обычно, будет показывать в какой стороне от самолета находится ЛЗП.

«СРП» . СРП (счетно-решающий прибор) – это небольшой электромеханический вычислитель. В данном режиме можно выполнять полет по любой прямолинейной ЛЗП, не проходящей через радиомаяк. С применением VOR и DME такой полет невозможен.

В режимах «Азимут» или «Орбита» для задания ЛЗП достаточно было установить всего одну величину (заданный азимут или заданную дальность). Для использования режима «СРП» этого недостаточно. Ведь ЛЗП может проходить в любом месте в пределах зоны действия радиомаяка и в любом направлении. Для того, чтобы задать ЛЗП необходимо сделать следующее.

а) Выбрать на ЛЗП или ее продолжении любую точку. В надписях на блоке СРП эта точка названа «целью», но можно использовать и более мирное название – опорная точка. В частности, в ее качестве можно выбрать ППМ, а еще лучше – точку траверза радиомаяка. Тогда будет наилучшая точность.

б) Установить значения азимута и дальности этой точки от радиомаяка рукоятками на блоке СРП (соответственно рукоятками «угол цели» и «расстояние до цели»).

г) Установить режим «СРП».

После выполнения данных операций счетно-решающий прибор будет решать прямоугольные треугольники, образованные самолетом, радиомаяком и его траверзом, рассчитывая отклонение ВС от ЛЗП и индицируя его на КППМ в виде отклонения планки. По сути блок СРП будет рассчитывать ЛБУ таким же способом, который описан в п.7.2.

Таким образом, для пилота во всех режимах полета («Азимут», «Орбита», «СРП») все выглядит одинаково и для выдерживания ЛЗП необходимо удерживать планку в центре прибора.

С использованием блока СРП можно решать и другие навигационные задачи:

– полет по ЛЗП, параллельной заданной;

– определение численного значения ЛБУ;

– определение заданного путевого угла для полета в любую точку (без карты и измерения транспортиром) и автоматизированный полет на нее.

Правда, после РСБН-2С последующие виды бортового оборудования уже не имели в своем составе блока СРП. Да и сами органы управления и индикации существенно изменили свой вид. Для примера на рис. 7.11 представлены индикатор самолетный дальности (ИСД) и индикатор самолетный азимута (ИСА), которые вместо ППДАШ индицировали пеленг и дальность, в частности, на самолете Ил-86.

Рис. 7.11. Индикаторы дальности и азимута

Радиотехническая система ближней навигации (сокр. РСБН) - до последнего времени являлась основным средством ближней навигации военной и гражданской авиации России и СНГ. РСБН представляет собой комплекс наземного и бортового оборудования (РСБН-2,4,6,7 и др.), обеспечивающий (в различных комплектах и модификациях):

  • определение места самолёта (МС) в режиме "Навигация" по непрерывно измеряемым азимуту и наклонной дальности;
  • обеспечение полёта по заданному маршруту;
  • вывод ВС в любую заданную точку в пределах дальности действия радиоканала;
  • определение условных отклонений на посадке в режиме “Посадка” и выдачу на навигационно-пилотажные и командно-пилотажные приборы;
  • режим межсамолётной навигации («Встреча»);
  • индикацию и опознавание самолета на экране наземной РЛС из состава РСБН;
  • опознавание радиомаяков на борту самолета.

Для каждой стационарной (для военной авиации могут применяться передвижные комплексы) наземной станции РСБН фиксируются географические координаты и номер канала. В отличии от зарубежных систем ближней навигации VOR /DME , ориентированных по магнитному меридиану, РСБН выдают значение азимута ЛА от истинного севера. Не смотря на большую точность и наличие дополнительных функциональных возможностей по сравнению с VOR , после прекращения существования СССР, РСБН дальнейшего распространения в ГА не получила.

Диапазоны частот :

  • канал азимута 873.6-812.8мГц,
  • канал дальности:
    • запрос 772-812.8Мгц,
    • ответ 939.6-1000.5Мгц

Количество каналов

  • “Навигация” - 88,
  • “Посадка” - 40;
  • точность по А=0,25° по Д=±200 м;
  • время готовности 1,5 мин.

Дальность действия

  • 380км при высоте полёта ВС 10км;

Модели для FS2004

  • Для моделей Ил-18Д и Ан-24РВ Samdim , наземные станции создаются в отдельным файле, с раширением.bgl

Пример шаблона:

"http://www.w3.org/2001/XMLSchema-instance" xsi:noNamespaceSchemaLocation= "bglcomp.xsd" >

Компиляция выполняется утилитой BGLcomp

Существует и готовый "Сценарий РСБН для FS2004" от Андрея Прядко с сайта Золотая эра русской авиации в разделе Ил-18 . Ссылка находится в нижней части страницы. В сценарии два варианта, для временного периода СНГ и СССР. Второй комплект более полный. Списки станций идут в комплекте сценария в файлах MS Word. После установки сценария можно увидеть наземные станции РСБН во встроенной карте симулятора. Они выглядят как станции VOR /DME .

  • Для SCS Ту-134 , ПТ Ту-154 и Ил-62М - наземные станции прописываются в текстовом файле Папка симулятора\Gauges\STT_RSBN_CFG\RSBN_DAT.cfg Добавлять новые станции можно прямо в этом файле, открыв его обычным блокнотом Windows. Во встроенной карте симулятора эти станции не видны.

Известны случаи, когда не работает РСБН из-за вида разделителя числа в Windows. Для XP замена разделителя выглядит так: Панель управления -> Язык и региональные настройки -> Вкладка региональные параметры -> Кнопка Настройка -> Вкладка Числа -> Разделитель целой и дробной части поставить "."

Внимание! Базы калькуляторов/расчётчиков для РСБН могут не соответствовать сценарию или файлу RSBN_DAT.cfg. За этим нужно следить. Обычно все расчётчики позволяют пополнять свои базы вручную. Точно так же, в расчётчике могут оказаться станции РСБН, не существующие в сценарии (для Ан-24РВ Samdim и др.) или файле RSBN_DAT.cfg (для ПТ Ту-154 и др.)

Первый вариант реализации РСБН в Ан-24РВ Samdim (со сценарием А.Прядко) не учитывает, что в MSFS радиоволны "распространяются" по локсодромии , поэтому при использовании РСБН в высоких широтах возникает погрешность (подробнее об этом см. в Ан-24 FAQ). В модели Ил-18Д эта погрешность устранена. Второй вариант реализации (с базой данных идущей с моделью самолёта, как например в ПТ) этой погрешности также не имеет.

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

(наименование кафедры)

(фамилия, имя, отчество студента)

Институт

РЕФЕРАТ

По дисциплине

Природные условия освоения нефтегазовых месторождений Арктики

Природные условия освоение нефтегазовых

(наименование темы)

месторождений Ханты-Мансийского автономного округа и характеристика

основных месторождений.

Отметка о зачёте

Руководитель

(должность)

(подпись)

(инициалы, фамилия)

Архангельск 2016

ЛИСТ ДЛЯ ЗАМЕЧАНИЙ

Введение…………………………………….……………………………………4

Природные условия, флора и фауна………………………………………..…..5

Основные месторождения и их характеристика……………………………….7

Заключение………………………………………………………………………10

Список использованных источников……………………………………….….11

ВВЕДЕНИЕ

Ха́нты-Манси́йский автоно́мный о́круг - Югра́ - субъект Российской Федерации. Согласно уставу Тюменской области, Югра входит в состав Тюменской области, но при этом является равноправным субъектом Российской Федерации. Находится в Уральском федеральном округе. Образован 10 декабря 1930 года. Округ является экономически самодостаточным регионом-донором. В Югре добывается 60 %(примерно от 8-9 млрд тон нефти) российской нефти. Занимает 3-е место в «рейтинге социально-экономического положения регионов России», а также 2-е место по масштабу экономики в России (уступая лишь Москве).

Административный центр - город Ханты-Мансийск. Крупнейшие города - Сургут (348 643 чел.), Нижневартовск (270 846 чел.), Нефтеюганск (125 368чел.). Граничит с Ямало-Ненецким автономным округом, Красноярским краем, Томской областью, Тюменской областью, Свердловской областью и Республикой Коми. Этнохороним - югорчане, югорчанин, югорчанка. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра расположен в средней части России и занимает центральную часть Западно-Сибирской равнины.

ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ, ФЛОРА И ФАУНА

Территория Ханты-Мансийского автономного округа - Югры приравнена к районам Крайнего Севера. Климат округа умеренный континентальный, характеризуется быстрой сменой погодных условий особенно в переходные периоды - от осени к зиме и от весны к лету. На формирование климата существенное влияние оказывают защищенность территории с запада Уральским хребтом и открытость территории с севера, способствующая проникновению холодных арктических масс, а также равнинный характер местности с большим количеством рек, озёр и болот.

Флора Югры насчитывает свыше 800 видов высших растений. Территорию Югры относят к двум ботанико-географическим областям: Уральской горной и Западно-Сибирской равнинной. Основная часть расположена в пределах Западно-Сибирской равнинной ботанико-географической области, для которой характерно отчётливое зональное деление растительности. В пределах округа выделяются подзоны северной, средней и южной тайги, но практически вся территория округа расположена в пределах одной природной зоны - таёжных лесов. Большую часть территории занимает сильно заболоченная тайга. В северных районах на состав растительности большое влияние оказывает вечная мерзлота. «Вечная мерзлота» (многолетняя криолитозона, многолетняя мерзлота) - часть криолитозоны, характеризующаяся отсутствием периодического протаивания. Районы многолетней мерзлоты - верхняя часть земной коры, температура которой долгое время (от 2-3 лет до тысячелетий) не поднимается выше 0 °C. В зоне многолетней мерзлоты грунтовые воды находятся в виде льда, её глубина иногда превышает 1 000 метров.

Растительность представлена сообществами лесов, болот, лугов, водоёмов, горных тундр. Лесистость территории округа составляет 52,1 %. Доминирует зона средней тайги. Она представлена темнохвойными, светлохвойными, мелколиственными и смешанными лесами. В них произрастают ель, кедр, лиственница, пихта, сосна. Сосновые леса сменяют темнохвойные при усилении заболачивания и на песчаных речных террасах, гривах и увалах, где образуют боры-беломошники. Сосняки-брусничники часто представляют собой вторичные леса на месте сгоревшей темнохвойной тайги. К поймам рек, низинам приурочена луговая растительность. В северных районах распространены лишайниковые сообщества, используемые в качестве оленьих пастбищ. Леса и болота богаты плодово-пищевыми видами растительности: клюквой, брусникой, черникой, голубикой, смородиной, морошкой, малиной, шиповником, черёмухой, рябиной.

Фауна млекопитающих Югры довольно богата и представляет собой типичный таёжный комплекс, включающий примерно 50 видов, относящихся к шести отрядам.Фауна позвоночных насчитывает 369 видов. Млекопитающие представлены 60-ю видами, 28 из которых являются промысловыми. Наиболее распространёнными и ценными в хозяйственном отношении являются: лисица, песец, белка, соболь, куницы, горностай, колонок, хорь, ласка, выдра, заяц, дикий северный олень, лось и др. В Красную книгу России занесены европейская норка, росомаха и западносибирский речной бобр.

Орнитофауна округа представлена 256-ю видами птиц, включая 206 оседлых и гнездящихся видов. Наиболее многочисленны отряды воробинообразных, ржанкообразных и гусеобразных. Основу охотничьей фауны (48 видов) формируют гуси, глухари, тетерева, рябчики, куропатки, утки, кулики. Из хищников особо следует отметить ястреба-тетеревятника, болотного луня, ушастую сову.

В реках и озёрах водится 42 вида рыб. Промысловыми из них являются только 19 - это стерлядь, нельма, муксун,пелядь (сырок), чир (щокур), сиг (пыжьян), сосьвинская сельдь (тугун), налим, щука, язь, плотва, лещ, елец, окунь, ёрш, золотой и серебряный карась. Видом, занесённым в Красную книгу, является осётр.

Гидрография: Основные реки - Обь и её приток Иртыш. Значительными реками округа являются притоки Оби - правые: Вах, Аган, Тромъёган, Лямин, Пим, Назым, Казым; левые: Большой Юган, Большой Салым, Северная Сосьва, а также притоки Иртыша - реки Конда, Согом.

ОСНОВНЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Залежи, присутствующие в бассейне, относятся к отложениям мелового и юрского периодов. Большая часть ресурсов располагается на глубине 2-3 тыс. м. Нефть, извлекаемая из недр, отличается низким содержанием парафина (до 0.5%) и серы (до 1.1%). В сырье отмечается высокий процент бензиновых фракций (40-60%), летучих веществ. Своеобразным ядром региона выступает Тюменская область. Она обеспечивает более 70% сырья от объема, который дает Западно-Сибирская нефтяная база. Добыча осуществляется фонтанным или насосным способом. При этом объем извлекаемых запасов вторым методом в расчете на всю территорию региона на порядок выше, чем первым. На территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры открыто 461 месторождение.

Самотлорское

Самое крупное месторождение нефти в России находится на 6-м месте в мировом списке. Долгое время его местоположение считалось государственной тайной. В настоящий момент эта информация больше не является секретной. Разработки на нём ведутся уже более 45 лет, его использование продлится до конца ХХ1 века. Разведано в 1965 году. Экспедицией руководил В.А. Абазаров.

Начало эксплуатации: 1969 г.

Местоположение: Нижневартовский район Ханты-Манскийского АО.

Геологические запасы: около 7 100 000 000 тонн.

Извлекаемые запасы: около 2 700 000 000 тонн.

Способ добычи: буровые вышки на искусственно созданных островах, кустовое бурение.

За годы эксплуатации было добыто более 2 300 000 000 тонн углеводородов. В настоящий момент на месторождении проводятся работы по интенсификации добычи. Планируется построить более 570 новых скважин. Основная часть разработок принадлежит НК «Роснефть».

Приобское

Многопластовое низкопродуктивное месторождение. Обладает большим потенциалом, но для его реализации требуются значительные финансовые вложения. Разработку осложняет заболоченность территории, затопляемость, близкое расположение мест нереста рыб.

Разведано в 1982 году.

Начало эксплуатации: 1988 год.

Местоположение: Ханты-Мансийский АО, г. Ханты-Мансийск.

Геологические запасы: 5 000 000 000 тонн.

Извлекаемые запасы: 2 400 000 000 тонн.

Способ добычи: технологии гидравлического разрыва пластов, бурение на воде.

Месторождение относится к Западно-Сибирскому нефтегазоносному бассейну. Более 80% его находится в пойме реки Обь. Уже извлечено около 1 350 000 000 тонн углеводородов. Разработку ведут компании «Роснефть» и «Газпром нефть».Лянторское Считается одним из самых сложных для разработки российских месторождений. Относится к Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции.

Разведано в 1965 году.

Начало эксплуатации: 1978 год.

Местоположение: Ханты-Мансийский АО, Сургутский район, г. Лянтор - -Геологические запасы: 2 000 000 000 тонн

Извлекаемые запасы: 380 000 000 тонн.

Способ добычи: девятиточечная обращённая система разработки, фонтанный способ эксплуатации скважин.

Основной оператор месторождения – ОАО «Сургутнефтегаз».

Фёдоровское

Относится к Сургутскому своду, юго-восточная часть Чернореченского поднятия. Входит в класс гигантских месторождений.

Открытие: 1971 год.

Начало эксплуатации: 1971 год

Местоположение: Ханты-Мансийский АО, г. Сургут.

Геологические запасы: 2 000 000 000 тонн.

Извлекаемые запасы: 189 900 000 тонн.

Способ добычи: горизонтальное бурение, ГРП, физико-химический метод обработки призабойной зоны, и т.д.

Является основой ресурсной базы «Сургутнефтегаза». С момента ввода в эксплуатацию на месторождении добыто более 571 000 000 тонн нефти.

Мамонтовское

Относится к классу крупных. Залежи углеводородов находятся на глубине примерно 2 – 2,5 км.

Разведано в 1965 году. Руководитель экспедиции – И.Г. Шаповалов. - -Начало эксплуатации: 1970 год.

Местоположение: Ханты-Мансийский АО, г. Пыть-Ях.

Геологические запасы: 1 400 000 000 тонн.

Извлекаемые запасы: 93 400 000 тонн.

По своему геологическому строению месторождение является сложным. С начала эксплуатации выкачано 561 000 000 тонн нефти. Разработка в данный момент ведётся компанией «Роснефть».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В 2015 году добыча нефти велась на 273 месторождениях Ханты-Мансийского автономного округа, что было обеспечено поисково-разведочными работами на нефть и газ, проводимыми на этой территории на протяжении не менее шести десятилетий. С начала разработки месторождений (с 1964 года) из недр округа на 1.01.2016 г. было извлечено 10949 млн т нефти, или 59,7% начальных извлекаемых запасов промышленных категорий. На рис. 1 представлена структура извлекаемых запасов распределенного фонда недр округа на 1.01.2016 г. В 2015 году началась добыча на 6 новых месторождениях и было добыто 243,1 млн т нефти. В недрах округа содержалось 3890 млн т разведанных разбуренных текущих запасов, 3505 млн т разведанных неразбуренных запасов. Кроме того, имелось 3200 млн т предварительно оцененных неразбуренных извлекаемых запасов. Кратность текущих промышленных разведанных запасов округа на 1.01.2016 г. годовой добыче 2015 г. составила 31 год, что свидетельствует о надежной сырьевой базе округа для того, чтобы быть и в дальнейшем основным нефтедобывающим регионом России, хотя качество текущих запасов с течением времени ухудшается.Как было сказано, годовая добыча нефти по округу в 2015 г. составила 243,1 млн т, что на 7 млн т меньше, чем в 2014 г., и на 8,2 млн т меньше предусмотренной проектными документами. Выполнение составило 96,7%. Учитывая, что месторождения региона разрабатываются уже более 50 лет, плавное снижение годовой добычи на 5-7 млн т не является катастрофическим, хотя происходит снижение качества запасов со временем, рост обводненности продукции и уменьшение производительности скважин, а также допущенные в прошлом форсированные отборы продукции и сверхпроектная закачка воды в продуктивные пласты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Шесть месторождений нефти в России, поддерживающие экономику страны и что ждет нас дальше[Электронный ресурс]: http://greenologia.ru(дата обращения 26.11.2016)