Основные направления деятельности центрального банка рф. Задачи, функции и направления деятельности центрального банка рф

Правовой статус, принципы организации и деятельности ЦБ РФ (Банка России) определяются Конституцией РФ, Федеральным законом от 26 апреля 1995 г. «О Центральном банке Российской Федерации», а также Федеральным законом от 3 февраля 1996 г. «О банках и банковской деятельности».

Уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ принадлежат государству. Банк независим в своей деятельности от правительства. ЦБ РФ является юридическим лицом, не регистрируется в налоговых органах, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам банка. Банк России подотчетен Государственной Думе РФ, которая по представлению президента назначает сроком на четыре года председателя и членов Совета директоров. ЦБ РФ и правительство информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение. Банк России имеет двойственную правовую природу. Он является одновременно органом государственного управления (осуществляет управление денежно-кредитной системой) и юридическим лицом (может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, а также государством). Банк может предоставлять кредиты под обеспечение ценными бумагами и другими активами, покупать и продавать чеки и переводные векселя, государственные ценные бумаги и облигации на определенных законом условиях, выдавать гарантии и поручительства, производить другие коммерческие операции, предусмотренные законом.

Банк России является органом банковского регулирования и контроля за деятельностью коммерческих банков. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением банковского законодательства и установленных им нормативных актов. Главной целью банковского регулирования является поддержание стабильности банковской системы, зашита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков, за исключением случаев, предусмотренных законом. Банк устанавливает для коммерческих банков правила ведения банковских операций, бухгалтерского учета, составления и предоставления отчетности. Банк устанавливает также экономические нормативы: минимальный размер установленного капитала, минималь- ный размер обязательных резервов. На местах координирующие и контрольные функции осуществляют главные территориальные управления Банка России, являющиеся его филиалами. В случае нарушения предписаний ЦБ РФ коммерческие банки могут быть оштрафованы или ограничены в проведении банковских операций. В случае систематического нарушения банковских законов, нормативных актов ЦБ РФ может отозвать у коммерческих банков лицензию. Банк России консультирует другие банки по вопросам нормативного характера.

Целями деятельности Банка России как органа управления кредитно-денежной системы являются:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностранным валютам;
  • развитие и укрепление банковской системы РФ;
  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Так как доля наличных денег в обращении составляет около 40%, то эмиссионная функция ЦБ РФ особенно важна. Банк следит за показателями роста денежной массы таким образом, чтобы способствовать росту ВВП и сдерживанию инфляции. При неблагоприятном развитии ситуации в банковской системе он повышает норму обязательных резервов по вкладам в иностранной валюте, увеличивает ставку рефинансирования, ставки по ломбардным кредитам, осуществляет значительную продажу иностранной валюты, устанавливает пределы колебаний национальной валюты, регламентирует границы колебания курсов покупки и продажи по операциям ЦБ РФ на межбанковском рынке. Банк старается поддерживать валютные резервы на уровне минимальной достаточности (финансирование импорта на три месяца), обеспечивать высокую степень надежности, максимальной ликвидности и оптимальной доходности в размещении валютных резервов.

Банк России выполняет функции основного органа валютного регулирования и валютного контроля, проводит государственную валютную политику. Он определяет сферу обращения иностранной валюты и ценных бумаг в инвалюте, устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами РФ операций сданными ценностями, устанавливает порядок обязательного перевода и ввоза валюты, условия открытия резидентами счетов в инвалюте в банках за пределами Российской Федерации. Агентами валютного контроля на местах является Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю и уполномоченные банки. ЦБ РФ регулирует международные расчеты, платежный баланс (соотношение суммы платежей, произведенных за границей, и поступлений, полученных из-за границы за определенный период времени), контролирует движение валютных ценностей как внутри страны, так и за границей, участвует в подготовке международных соглашений, сотрудничаете центральными банками других стран. Банк открывает корреспондентские счета для коммерческих банков, депонирует обязательные резервы, принимает свободные денежные средства на депозит по фиксированным ставкам. Банк определяет лимиты денежных средств в рублях и валюте для коммерческих банков, устанавливает порядок формирования резервов для покрытия рисков, регламентирует экономические нормативы:

  • минимальный размер уставного капитала;
  • предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска;
  • показатели ликвидности банка в виде нормативного соотношения между активами и обязательствами банка с учетом срока их погашения, а также возможности реализации активов;
  • максимальный размер риска на одного заемщика в виде определенного процента от общей суммы капитала банка (при расчете максимального риска в понятие риска включается вся сумма требований банка к этому заемщику, а также выданные по его поручительству обязательства);
  • размеры валютного и курсового рисков;
  • нормативы использования собственных средств банков для приобретения акций юридических лиц.

ЦБ РФ осуществляет кредитование коммерческих банков рыночными методами: путем проведения кредитных аукционов, предоставления ломбардных кредитов под залог ценных бумаг, расчетных кредитов путем осуществления операций в пределах установленного лимита с корреспондентского счета банка в ЦБ РФ при отсутствии на нем денежных средств; управляет ликвидностью банковской системы путем покупки и продажи ценных бумаг. ЦБ РФ производит учет казначейских векселей — это главный инструмент краткосрочного кредитования государства для покрытия временных кассовых разрывов (т.е. временных разрывов между текущим поступлением доходов и осуществлением расходов госбюджета). Регистрирует эмиссию ценных бумаг банков, устанавливает правила проведения отдельных банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления отчетности, регистрирует и лицензирует деятельность коммерческих банков. Организует межбанковские расчеты, служит расчетным центром страны, устанавливает правила и формы безналичных расчетов, координирует, регулирует и лицензирует организацию расчетных (клиринговых) систем. На его счетах хранятся средства федератьного бюджета и бюджетов других уровней, средства внебюджетных фондов. Он может предоставлять кредиты правительству под залог ценных бумаг и других активов. Банк не может предоставлять пря- мые ссуды для финансирования бюджетного дефицита. ЦБ РФ осуществляет обслуживание государственного внутреннего долга.

Основными источниками ресурсов Банка России являются: эмиссия банкнот и монет (40% пассивов), обязательные резервы и средства коммерческих банков — 15%, средства бюджетов разных уровней — 7%, средства резервного фонда и фонда переоценки по валютным операциям — 11%.

Основные направления размещения источников ЦБ РФ: операции с золотом и иностранной валютой — около 50%, операции с ценными бумагами — около 40%, кредиты Министерству финансов РФ, банкам и иным клиентам — 2,5%, межгосударственные расчеты — 1,5%.

Банк России имеет право осуществлять следующие операции и сделки:

  • предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами;
  • покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке;
  • покупать n продавать облигации и депозитные сертификаты;
  • покупать и продавать иностранную валюту;
  • покупать, хранить, продавать драгоценные металлы;
  • проводить расчетные, кассовые, депозитные операции, принимать в управление ценные бумаги и другие активы;
  • выдавать поручительства и банковские гарантии;
  • осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управления финансовыми рисками;
  • открывать счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории РФ и иностранных государств;
  • выставлять чеки и векселя;
  • проводить другие банковские операции и сделки от своего имени на комиссионной основе.

В современных условиях Банк России выполняет следующие задачи:

  • принимает активное участие в разработке денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики;
  • сдерживает инфляцию;
  • сокращает бюджетный дефицит;
  • поддерживает стабильность денежного обращения;
  • обеспечивает устойчивость рубля;
  • обеспечивает государственные валютные резервы;
  • расширяет кредитование банков;
  • увеличивает возможности покрытия бюджетного дефицита неэмиссионными методами;
  • использует методы денежно-кредитного управления банковской системой.

В широком смысле действия Центрального банка РФ направлены на борьбу с инфляцией и безработицей, достижение стабильных темпов экономического развития путем регулирования денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок. Денежно-кредитное регулирование экономики осуществляется путем изменения нормы обязательных резервов, процентных ставок по кредитам и депозитам, проведения операций с ценными бумагами, установления экономических нормативов для банков. Для воздействия на ликвидность банковской системы ЦБ РФ рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов и принимая в депозит средства банков по фиксированной ставке.

Важное экономическое значение валютного курса предопределяет необходимость его государственного регулирования:

  • валютная интервенция (купля-продажа инвалюты на национальную, при этом установление валютного курса называется валютной котировкой. В России применяется прямая котировка, т.е. курс инвалюты выражается в рублях);
  • операции ЦБ РФ на открытом рынке (купля-продажа ценных бумаг);
  • изменение уровня процентных ставок и норм обязательных резервов.

Основными направлениями деятельности Центрального банка являются:

1. Эмиссионный центр государства. Центральный банк, как правило, на монопольных началах осуществляет эмиссию банкнот и монет (денежных знаков). Наличные, эмитируемые центральным банком, являются единственным законным платежным средством на территории страны, обязательным к принятию во всех видах платежей. Центральный банк регулирует наличный денежный оборот. Кроме того, изымает непригодные к обращению и неплатежные дензнаки и осуществляет их утилизацию.

Кроме наличной эмиссии, центральный банк осуществляют также безналичную эмиссию, в результате которой увеличивается объем резервов коммерческих банков, является базой для роста денежной массы. Основные инструменты (каналы) безналичной эмиссии центрального банка: операции с ценными бумагами на открытом рынке, рефинансирование коммерческих банков, проведение девизной политики.

2. Центральный банк обеспечивает кассовое, кредитное и расчетное обслуживание коммерческих банков.

В процессе кассового обслуживания коммерческих банков он обеспечивает их наличными в обмен на их резервы, хранящиеся на счетах в центральном банке.

В процессе кредитного обслуживания коммерческих банков центральный банк обеспечивает их дополнительными резервами с целью поддержания их ликвидности, следовательно, выступает в роли «кредитора последней инстанции». Кроме того, будучи проводником денежно-кредитной политики, центральный банк использует кредитования (рефинансирования) коммерческих банков как инструмент денежно-кредитной политики.

  • 3. Орган банковского регулирования. Регулятивная деятельность центрального банка относительно коммерческих банков обусловлена??тем, что одним из его основных задач, определенных на законодательном уровне, является содействие эффективному развитию банковской системы и ее надежности. Как орган банковского регулирования, центральный банк определяет определенные правила и нормативы, регламентирующие деятельность коммерческих банков. Осуществляя кассовое, кредитное и расчетное обслуживание коммерческих банков и надзор за их деятельностью, центральный банк имеет возможность отслеживать соблюдение банками установленных регулятивных требований. Во многих странах в регулировании банковской деятельности, в частности в надзоре за деятельностью банков, участвуют не только центральные банки, но и созданные государством специальные регулятивно-надзорные органы.
  • 4. Банкир и финансовый агент правительства. Центральный банк осуществляет расчетно-кассовое обслуживание правительства, участвует в обеспечении кассового исполнения государственного бюджета, играет заметную роль в управлении государственным долгом, в частности в размещении государственных ценных бумаг и в их обслуживании по поручению правительства, выполняет функции советника, консультанта правительства по вопросам денежно - кредитной политики.
  • 5. Проводник денежно-кредитной политики. Проведение денежно-кредитной политики предполагает определение центральным банком ее стратегии и тактики. Стратегия политики предполагает выбор центральным банком монетарных целей, установление определенной их иерархии и определение параметров целей. Тактика денежно-кредитной политики заключается в выборе центральным банком монетарных инструментов, которые являются лучшими для достижения поставленных целей. Проведение денежно-кредитной политики - это важнейшее направление деятельности центрального банка, поскольку именно в этой деятельности наиболее полно реализуется назначения центрального банка, а именно: регулирование денежного оборота с целью обеспечения стабильности национальной денежной единицы и содействие, таким образом, стабильному экономическому развитию.
  • 6. Орган валютного регулирования и контроля. Центральный банк является главным органом проведения валютной политики, тесно связанной с денежно-кредитной политикой. Центральный банк регламентирует валютные отношения экономических субъектов и их деятельность на валютном рынке, проводит курсовую политику, направленную на поддержание обменного курса национальной валюты, управляет международными ликвидными резервами (золотовалютными резервами), обеспечивает валютную ликвидность государства, осуществляет контроль за соблюдением экономическими субъектами установленных государством законов, норм и правил проведения валютных операций.
  • 7. Информационно-статистический и аналитический центр денежной и банковской систем. Центральный банк с целью осуществления своей деятельности проводит анализ и прогнозирование состояния экономики страны, и прежде всего денежно-кредитных, валютных и ценовых отношений. Макроэкономический анализ и прогнозирование позволяют центральному банку увязать денежно-кредитную политику, которую он разрабатывает, с другими мерами общеэкономической политики государства: со структурной, фискальной, бюджетной, внешнеэкономической политикой и т.п. Макроэкономический анализ и прогнозирование невозможно осуществлять без статистической информации, поэтому центральные банки разрабатывают монетарную и банковскую статистику; публикуют статистические данные, аналитические и информационные материалы.

Центральный банк Российской Федерации (ЦБР) возглавляет банковскую систему государства, влияя на реализацию государственной экономической политики и обеспечение экономической безопасности страны в сфере кредитно-денежных отношений. Раскрытие сущности содержания деятельности Банка России в механизме регулирования экономики можно представить характеристикой его основных функций, которые, в свою очередь, невозможны без понимания их значения для субъекта, которому их выполнение необходимо. Поэтому остановимся на установлении субъектов и их потребностей, которым необходимо функционирование Банка России.

Из содержания ст. 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» «Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью» следует, что субъектом, которому необходима деятельность ЦБР, выступает государство. Оно осуществляет прямое управляющее воздействие на деятельность Банка России посредством создания Национального банковского совета, образованного из представителей трех ветвей власти: двух от членов «верхней палаты» Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (СФ ФС РФ), трех - от депутатов «нижней палаты» Государственной Думы (ГД РФ), трех - от Президента Российской Федерации, трех - от Правительства Российской Федерации и Председателя Банка России (п. (г) ст.83, п. (в) ст. 103 Конституции РФ, ст. 12 Закона о ЦБ РФ).

Сущность деятельности Банка России раскрывают цели создания его государством, сформулированные в ст. 3 Закона о ЦБ РФ: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России и, следовательно, в качестве основных целей не раскрывается.

Поскольку государство создало ЦБ РФ для своих нужд, то именно они и определяют сущность деятельности Банка России: удовлетворение потребностей государства, во-первых, в хранении принадлежащих ему средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов, и, во-вторых, в осуществлении с ними операций без взимания комиссионного вознаграждения, а кроме них со средствами бюджетов субъектов Российской Федерации, средствами местных бюджетов, а также при обслуживании государственного долга Российской Федерации и операций с золотовалютными резервами. Данная функция закреплена в ст. 4 п. 6-7 и ст. 23 Закона о ЦБ РФ, ее реализация проявляется в динамике изменения доли средств на счетах Банка России, принадлежащих государству. Надо отметить, что доля средств на счетах, принадлежащих государству, составляет большую часть всех средств, находящихся на счетах в Банке России, и сохраняет тенденцию роста.

Между тем, доля средств кредитных организаций-резидентов в последние годы уменьшается, что указывает на усиление функции хранения Банком России средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов. Это подчеркивает значимость возложенной на Банк России основной функции хранения средств государства и осуществления с ними операций, причем без взимания комиссионного вознаграждения.

Основными определяющими функциями деятельности ЦБР являются вмененные ему п.п. 1 и 2 ст. 75 Конституции РФ: денежная эмиссия рубля, защита и обеспечение его устойчивости. Они также закреплены в ст. 3 Закона о ЦБ РФ. Цель выпуска наличных денег Банк России объясняет необходимостью обеспечения своевременного и полного удовлетворения потребности населения и хозяйствующих субъектов в наличных деньгах. В этом он видит реализацию функции по поддержанию устойчивости национальной валюты и бесперебойном обеспечении платежного оборота банкнотами и монетой.

Критерием устойчивости налично-денежной компоненты национальной валюты ЦБР считает показатель ее достаточности для бесперебойного платежного оборота населения и хозяйствующих субъектов в спонтанно происходящих актах платежей, которые неэффективно организовывать на безналичной основе. Вместе с тем, просматривается политика ЦБР к сокращению потребности участников платежного оборота в наличных деньгах. Анализируя выполнение функции по денежной эмиссии рубля, следует учитывать, что наличная денежная эмиссия вторична от безналичной эмиссии денег, которую также регулирует Банк России.

Следующая важнейшая функция Банка России - защита рубля. Банк России осуществляет в процессе своей деятельности постоянную борьбу с подделкой денежных знаков посредством проведения экспертиз. Так, например, в 2008 г. им было проведено 1,24 млн. экспертиз денежных знаков Банка России, в которых выявлено 60,8% из 133864 поддельных банкнот и монет. Это указывает на определяющую роль Банка России в деятельности защиты рубля.

К числу основных функций Банка России относятся также те, по которым его отчет, согласно ст. 25 Закона о ЦБ РФ, рассматривают ветви власти: Государственная Дума, Президент Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации. Ключевыми из них являются:

Отчет по реализации мероприятий единой государственной денежно-кредитной политики, проведенных Банком России с анализом выполнения основных параметров единой государственной денежно-кредитной политики;

Годовая финансовая отчетность Банка России.

Для организации деятельности по реализации единой государственной денежно-кредитной политики в соответствии со ст. 45 Закона о ЦБ РФ Банк России, в лице его Совета директоров и во взаимодействии с Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 18 Закона о ЦБ РФ), разрабатывает проект «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий период». Подготовленный проект, согласно ст. 13, представляется на рассмотрение Национальному банковскому совету. В случае одобрения проекта, он, в соответствии со ст. 18 и 45, представляется в Государственную Думу, где профильный комитет готовит на него заключение. В случае возникновения замечаний и рекомендаций, заключение может быть возвращено для доработки к заданному сроку. При положительном заключении, на основании ст. 5 Закона о ЦБ РФ проект рассматривается на заседании Государственной Думы, где выносится решение: «принять к сведению».

До принятия решения Государственной Думы, могут проводиться экспертизы разными негосударственными организациями по поручению Ассоциации российских банков о целесообразности принятия проекта.

Полученный годовой отчет Банка России, Государственная Дума РФ, согласно ст. 25 Закона о ЦБ РФ, направляет Президенту Российской Федерации, а также на заключение в Правительство Российской Федерации.

Годовая финансовая отчетность Банка России включает разделы: общехозяйственных результатов (счет прибылей и убытков, отчет о полученной прибыли; отчет об управлении Банком России ценными бумагами и долями участия в капиталах организаций, входящими в состав имущества Банка России; отчет о расходах на содержание служащих Банка России; отчет об исполнении сметы капитальных вложений). Кроме того, в отчете размещается информация о распределении полученной прибыли и включается отдельный отчет о формировании и об использовании резервов и фондов Банка России.

Надо отметить, что из отдельных функций общехозяйственной деятельности Банка России возникают его отношения с налоговой системой РФ. К таким функциям относят: определение результатов деятельности по счету прибыли, управление имуществом, функции налогового агента по обложению НДФЛ служащих банка и некоторые другие.

Следующей важнейшей основной функцией Банка России является функция поддержания единства экономического пространства конституционного строя Российской Федерации в части свободного перемещения финансовых средств, которая предусмотрена п. 1 ст. 8 Конституция ФР. Она реализуется им посредством монопольного осуществления эмиссии наличных денег с организацией наличного денежного обращения, а также права быть кредитором последней инстанции; разработкой и проведением во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единой государственной денежно-кредитной политики; выполнением полномочия устанавливать правила осуществления расчетов и проведения банковских операций в РФ; осуществлением обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, бесперебойным функционированием платежной системы (ст. 3, п.п. 1-6 ст. 4 Закона о ЦБ РФ), выполнением банковского регулирования и банковского надзора (ст. 56, 57, 59, 60, 62, 63, 73, 74 Закона о ЦБ РФ).

Об успешном исполнении Банком России функции поддержания единства экономического пространства свидетельствует доля ЦБР в общем объеме и количестве платежей в денежно-кредитной сфере, которая превышает более половины.

Банк России, как единое юридическое лицо, превосходит любую из кредитных организаций более, чем в 1000 раз и тем самым его деятельность является определяющей на всей территории России. Через свои подразделения полевых банков (ст. 86 Закона о ЦБ РФ) он осуществляет функционирование денежно-кредитных операций на тех территориях России, где отсутствуют экономические условия для деятельности коммерческих кредитных организаций. Это способствует поддержанию единства экономического пространства в части свободного перемещения финансовых средств.

Таким образом, основные сущностные функции Банка России в регулировании денежно-кредитного механизма экономики выступают целью к организации его деятельности. Их источником служат потребности субъекта, создавшего Банк России, - государства.

Причиной возникновения (инициации) сущностных функций являются полномочия, которыми обладает субъект - государство, исходя из своего суверенитета по Конституции. Законом связи, причины и следствия сущностных функций деятельности служат правовые основания взаимодействия Банка России с органами государства и собственные конституционные полномочия. Схема механизма возникновения сущностных функций деятельности Банка России в регулировании экономики представлена в Приложении 4. Место Центрального Банка России в механизме регулирования экономики демонстрирует Приложение 5.

Центральным звеном механизма регулирования экономики служит денежно-кредитная сфера. Ключевым объектом этой сферы, на который направлены регулирующие воздействия Банка России, выступает платежная система.

Платежная система Российской Федерации образована платежной системой Банка России, в которой участвуют зарегистрированные им кредитные организации, а также частными платежными системами.

Как следует из таблицы, платежная система ЦБР охватывает 1/3 платежных операций и более половины сумм платежей денежно-кредитной сферы.

Важнейшими участниками платежной системы выступают зарегистрированные Банком России кредитные организации. Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации (ст. 48 Закона о ЦБ РФ).

Регулирующие воздействия на денежно-кредитную сферу Банк России осуществляет различными методами и инструментами. Среди них денежная эмиссия, учетные ставки, тагетирование, обязательные резервы, золотовалютные резервы, банковские продукты ЦБР.

Платежная система ЦБР регулируется нормативными актами Банка России, реализующими денежно-кредитную политику посредством направления в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации (ст. 7 Закона о ЦБ РФ).

Платежная система Российской Федерации находится под воздействием бюджетно-налоговой, таможенно-тарифной, социальной и экономической политики Правительства РФ и его уполномоченных органов, а также денежно-кредитной активности учреждений, коммерческих и общественных организаций, домохозяйств.

Состояние денежно-кредитной сферы во многом определяется влиянием внешних и внутренних факторов. Поэтому на характер деятельности ЦБР существенное воздействие оказывают состояния следующих сфер и факторов: социальной сферы, рынка товаров производственно-технического назначения, рынка потребительских товаров и услуг, рынка недвижимости и собственности, рынка банковских продуктов, рынка экспортных ресурсов, международного финансового рынка, бюджетов различных уровней власти, платежного баланса Российской Федерации, государственного долга, текущие доходы и расходы государственного бюджета, производство ВВП.

Таким образом, в показанном характере участия Банка России в механизме регулирования денежно-кредитной сферы раскрывается сущность его экономической деятельности.

Относительно роли Банка России в российской экономике в публикациях можно встретить два противоположных мнения. Первое заключается в том, что статус Центрального банка предполагает его более широкую целевую ориентацию, направленную на содействие посредством денежно-кредитных инструментов развитию производства.

Второе мнение - Центральный банк не должен напрямую вмешиваться в развитие реального сектора экономики, например, путем кредитования предприятий. Это может повлечь рост инфляции, негативные изменения или даже стагнацию на рынке банковских услуг. Кроме того, в этом случае Банк России рискует подвергнуться давлению со стороны крупных промышленных компаний, лоббирующих групп и даже государственных структур. Роль ЦБ в развитии экономики может быть опосредованной и при этом достаточно эффективной. Скажем, с помощью денежно-кредитного регулирования можно способствовать удешевлению кредитных ресурсов и т.п.

Отчасти подобное «вмешательство» в экономику происходит, что называется автоматически. Действия Банка России выходят за рамки денежно-кредитной политики и имеют последствия для всей экономики в целом и для реального сектора в частности.

Несмотря на свою специфику как эмиссионного центра, Банк России остается банком, у которого есть свои клиенты, - не предприятия и физические лица, а главным образом различные типы кредитных учреждений, и обслуживание их потребностей составляет его важнейшую задачу. По мнению специалистов, центром взаимодействия эмиссионного института с кредитными организациями должен стать не надзор за деятельностью коммерческих банков, о чем все чаще приходится слышать, а создание в экономической среде, в том числе в денежно-кредитной сфере, предпосылок, необходимых для развития предпринимательства, обеспечения устойчивости кредитных институтов.

Руководствуясь представленным в Приложении 4 механизмом возникновения сущностных функций деятельности Банка России, а также его местом в механизме регулирования экономики, систематизируем выделенные сущностные функции в Приложении 6.

Из проведенного исследования и анализа систематизации сущностных функций таблицы следует, что сущность деятельности Центрального Банка России в механизме регулирования экономики представляет обеспечение единства экономического пространства конституционного строя Российской Федерации в части свободного перемещения финансовых средств.

Разработка и реализация «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» служит начальной фазой обеспечения единства экономического пространства, а удовлетворение потребности государства в обслуживании его средств - завершающей фазой.

Центральный банк — это государственное учреждение, которое регулирует кредитно-банковскую систему страны. Он является главным звеном системы, а также занимается обеспечением устойчивости покупательной способности национальной валюты.

Правовой статус

Центральный банк России является юридическим лицом. Надо отметить, что он не входит в структуру органов госвласти. При этом, однако, его имущество и капитал являются федеральной собственностью. Центральный банк, Сбербанк России являются государственными учреждениями. Но это два совершенно разных учреждения. Разница заключается в том, что первый выполняет функции регулятора на рынке, а Сбербанк является самым крупным финансовым учреждением страны. Более того, у Сбербанка есть филиал - Центрально-Черноземный банк России. Это учреждение было основано в 2001 году в результате слияния Воронежского, Белгородского, Курского, Липецкого и Орловского филиалов Сбербанка.

Регулятор имеет исключительное право на эмиссию денежных средств. Деятельность учреждения не регулируется Федеральной налоговой службой. Свои расходы оно финансирует за счет собственных средств, иными словами, Банк России по обязательствам государства не отвечает.

Центральный банк России не может участвовать в капиталах других банков, если иное не предусмотрено законом. Также ЦБ не может быть членом любой организации, если только ее деятельность не связана с обеспечением деятельности регулятора. При этом финансовое учреждение может участвовать в капиталах международных организаций, занимающихся развитием сотрудничества в кредитной, банковской, валютной сферах.

Цели

Деятельность Центрального банка России направлена на достижение таких целей:

  • обеспечение устойчивости нацвалюты;
  • развитие банковской системы;
  • обеспечение функционирования платежной системы.

Задачи

Единственным учреждением страны, которое имеет право эмитировать банкноты, является Центральный банк РФ. Основные задачи и функции направлены на выполнение этой цели:

  • Осуществление валютного контроля путем формирования обязательных резервов в ЦБ, установки процентных ставок, контролированием роста денежной массы.
  • Регулятор выполняет функции банкира правительства, то есть хранит на счетах средства госбюджетов и госзаймов и выполняет их кассовое обслуживание.
  • Банк России работает не с физическими и юридическими лицами, а с коммерческими банками и другими профильными финансовыми институтами. Он контролирует всю финансовую систему страны, устанавливает нормы обязательных резервов и выступает кредитором последней инстанции.
  • Центральный банк хранит валютный запас страны.

Для выполнения данных задач ЦБ использует такие методы регулирования экономики:

  • корректировку норм резервов;
  • операции с иностранной валютой на рынке;
  • рефинансирование кредитной системы.

Функции Центрального банка

  • Обеспечение устойчивости нацвалюты.
  • Выпуск денежных знаков.
  • Разработка правил ведения расчетов.
  • Хранение резервов.
  • Кредитование банков.
  • Разработка денежно-кредитной политики.
  • Ведение счетов бюджетов всех уровней.
  • Выдача лицензии всем финансовым организациям, контроль над соблюдением условий ее использования.
  • Осуществление всех видов банковских операций по поручению Правительства.
  • Осуществление валютного регулирования (установка курсов валют, регулирование денежной массы и т. д.).
  • Определение порядка осуществления расчетов между странами, юридическими и физическими лицами.
  • Разработка правил ведения учета и отчетности.
  • Разработка прогнозного платежного баланса страны.
  • Проведение анализа и формирование прогноза развития экономики страны в целом и по регионам.

Отзыв лицензий в 2016 году

В прошлом году Центральный банк России в очередной раз побил рекорд, отозвав лицензии у 97 банков. Политика очистки рынка от недобросовестных игроков ведется с момента назначения нового председателя в 2013 году. За первые шесть месяцев разрешения на осуществление деятельности лишилось тридцать два учреждения, на следующий год - восемьдесят шесть учреждений, в 2015 году - девяносто три банка.

Во время работы предыдущего председателя массовый отзыв лицензий (59 штук) наблюдался лишь в 2006 году. Всего с 2002 по 2012 годы было отозвано 362 лицензии, а за предыдущие четыре года - 306 лицензий.

Нормативные акты

Федеральный закон «О Центральном банке России» от десятого июля 2002 и ФЗ о БиБД («О банках и банковской деятельности») регулируют деятельность данного финансового института. В свою очередь, ЦБ имеет право разрабатывать нормативные акты по вопросам денежного обращения. Практически все эти законы подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции. Исключения составляют акты, устанавливающие:

  • курсы валют;
  • изменение ставки рефинансирования;
  • размер нормативов;
  • любые количественные ограничения;
  • порядок функционирования системы ЦБ.

Зарегистрированные акты направляются во все кредитные организации страны.

Закон «О Центральном банке России» предусматривает, что прибыль организации определяется как разница между доходами от банковских операций, участия в капиталах других финансовых организаций и расходами, связанными с выполнением функций.

Организация Центрального банка России заключается в том, что управлением данной структурой занимается коллегиальный орган - Национальный совет. Возглавляет его председатель, который избирается большинством голосов. Всего в совет входит двенадцать человек:

  • из Совета Федерального собрания направляется двое членов;
  • из Государственной думы - трое членов;
  • Президент РФ и Правительство РФ назначают по трое представителей Совета.

Члены Совета назначаются на должность на четыре года. Решения принимаются большинством голосов при кворуме из семи человек и обязательном присутствии представителя. При этом мнения членов Совета, оказавшихся в меньшинстве, заносятся в протокол собрания.

Национальный совет решает такие вопросы:

  • анализ годового отчета;
  • вопросы развития банковской системы;
  • направления развития денежно-кредитной политики;
  • участие БР в капиталах других организаций;
  • назначение аудитора БР;
  • банковское регулирование;
  • реализация политики валютного контроля;
  • организации системы взаиморасчетов;
  • выполнение сметы расходов;
  • подготовка проектов в области банковского дела;
  • внесение предложений о проведении проверок Счетной палатой.

Председатель Банка

Кандидата на данную должность представляет Президент РФ минимум за три месяца до истечения полномочий Председателя. Конкретный человек выбирается большинством голосов Госдумы на срок четыре года. Одно и то же лицо не может занимать данную должность больше трех сроков подряд.

Председатель:

  • действует от имени Центрального банка, представляет его интересы без доверенности;
  • присутствует на заседаниях Совета и в случае равенства голосов принимает окончательное решение;
  • подписывает нормативные акты, решения, протоколы заседаний, соглашения;
  • несет полную ответственность за деятельность ЦБ.

Центральный банк России вместе с Центральным аппаратом, территориальными учреждениями, расчетно-кассовыми, вычислительными центрами, учебными заведениями, участвующими в деятельности ЦБ, образует вертикальную структуру управления.

Результаты работы банковского сектора

Прибыль всех кредитных учреждений страны в 2016 году выросла в пять раз: со 192 млрд руб до 929 млрд руб. Остаток резервов увеличился на трис половиной процента за год (до 1352 млрд руб.). Объем заимствований у ЦБ сократился в два раза, объем депозитов казначейства сократился в полтора раза, удельный вес привлеченных от ЦБ средств в пассивах сократился до 3,4 процента, а от казначейства - до 0,4 %.

В декабре 2016 года банки РФ получили прибыль в сумме 141 млрд руб. (в декабре 2015 года был отмечен убыток 72 млрд руб.). Остаток резервов на потери сократился на 4,7 %, в то время как в 2015 году наблюдался прирост резервов на четыре с половиной процента. Просроченная задолженность по корпоративным займам сократилась на 8,9 %, а по розничным - на 0,7 %. В 2015 году просроченная задолженность по корпоративным кредитам за год не изменилась (6,3 %), а по розничным - сократилась до 7,9 %. Чтобы получить более достоверную информацию о финансовом состоянии заемщиков, к концу 2017 года ЦБ планирует создать реестр залогов по кредитам. Это позволит отслеживать и предотвращать появление основной проблемы банковской системы - выдачу кредитов заемщикам, которые не могут предоставить качесвенный залог.

Статистика по ключевой ставке ЦБ

ФЗ «О Центральном банке России» предусмотрено, что регулятор с целью обеспечения устойчивости рубля может изменять ключевую ставку. Она была введена ЦБ еще в 2013 году как мера для перехода к режиму таргетирования инфляции. Также ЦБ формирует коридор процентных ставок, регулируя ликвидность банковского сектора.

С 01.01.13 ставка рефинансирования была приравнена к ключевой. Впервые значение этих двух показателей Центральный банк РФ (Банк России) изменил 13.09.13 г. Значение ключевой ставки для целей предоставления и абсорбирования ликвидности составило пять с половиной процентов. Уже через пять месяцев с целью ужесточения денежно‑кредитной политики ключевая ставка была увеличена до семи процентов годовых. Это позволило предотвратить сильный рост инфляции на фоне повышения волатильности рынка.

Следующее повышение состоялось уже 25.04.14 г. В связи с ростом инфляционных рисков ставка увеличилась до 7,5 %. В последующие полгода было еще два повышения ставки: до 8 % (25.07.14 г.) и 10,5 % (12.12.14 г.).

16 декабря 2014 года Банк России повысил ключевую ставку до 17 % годовых. Дополнительно были введены плавающие 1,75 п. п., предусмотренные для кредитов под нерыночные активы. Такие займы ранее обслуживались по фиксированной ставке.

Учитывая ускоренный рост потребительских цен, регулятор 30.01.15 г. снизил ставку до 15 %. Данные изменения не совпали с прогнозами аналитиков, которые полагали, что ЦБ не изменит ставку. Инфляция в РФ оставалась высокой, а рубль - слабым. Предпосылок для снижения ставки не было. По этой же причине ключевая ставка была снижена еще четыре раза: до 14 % (13.03.15 г.) и до 12,5 % (20.04.15 г.), 11,5 % (16.06.15 г.) и до 11 % (31.07.15 г.).

Золотовалютные резервы

Международные золотовалютные резервы - это высоколиквидные финансовые активы, которые находятся в распоряжении Банка России и Правительства. Они включают в себя активы в валюте, монетарное золото, специальные права заимствования и прочие резервные активы. Золотовалютные резервы являются одним из инструментов регулирования денежно-кредитной политики.

В декабре 2016 года регулятор приостановил закупки золота. На начало 2017 года объем золотовалютных запасов страны составил 51,9 млн унций. Этот показатель за декабрь месяц не менялся. При этом стоимость резервов за счет колебания цен сократилась на 2,4 %. Это повлекло за собой сокращение общего объема резервов на 15,9 %.

За 2016 год ЦБ закупил 200 тонн золота, что на 9 тонн меньше в сравнении с 2015 годом. В результате увеличился объем запасов золота на 14,1 %, а их денежная оценка увеличилась на 24 %. За последние пять лет самые активные закупки золота наблюдались в 2014 году, когда ЦБ приобрел 5,5 млн тройских унций золота.

Центральный банк РФ представляет собой основное звено кредитной и банковской системы страны функционирующей на основе отдельного закона монопольно осуществляющий эмиссию денежных знаков наделенный правом контроля за функционированием коммерческих банков и выполняющий иные задачи в интересах реализации экономической, финансовой и денежно-кредитной политике.

Функции ЦБ РФ:

    Во взаимодействии с правительством разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику.

    Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег.

    Является кредитором последней инстанции (кредитует коммерческие банки)

    Устанавливает правила ведения расчетов РФ.

    Устанавливает правила проведения банковских операций.

    Устанавливает правила проведения бухучета и отчетности.

    Хранение и управление золотовалютных резервов РФ.

    Принимает решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдает им лицензию.

    Приостанавливает их действия и действие лицензии.

    Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций.

    Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитных организаций.

    Организует валютные регулирования и валютный контроль.

    устанавливает официальный курс иностранных валют к рублю.

    Принимает участие в разработке платежного баланса РФ и организует его составление.

    Проводит анализ и прогнозирование развития экономики РФ.

    Осуществляет выплаты по вкладам физических лиц признанных банкнот банков не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ в случае и порядке установленным федеральным законом.

38 Вопрос. Сущность денежно-кредитной политики цб рф, ее методы и инструменты.

В соответствии с законом о ЦБ денежно-кредитная политика представляет собой совокупность официальных взглядов правительства и ЦБ, а также практических мероприятий по использованию денег кредита для содействия решению задач установленных экономической политикой, финансовой политикой и социальной политикой страны на перспективу и на ближайшие 3 года. Методами реализации денежно-кредитной политике в соответствии с главой 7 закона о ЦБ является: 1) Учетная политика ЦБ – процентные ставки рефинансирования; 2) Политика обязательных резервов депонируемых, откладываемых коммерческом банком в ЦБ. 3) Операции ЦБ на открытом рынке – это операции ЦБ с государственными ценными бумагами и собственными облигациями ценными бумагами ЦБ. 4) Депозитная политика. 5) Валютная политика это использование валюты. 6) Прямые количественные ограничения (количество наличных денег в обращении). 7) Установление процентных ставок по операциям центрального банка (может устанавливать 1 или несколько процентных ставок по различным видам операций на воздействие рыночных процентных ставок).

39 Вопрос. Объекты и субъекты денежно-кредитной политике рф.

В соответствии с законом о ЦБ денежно-кредитная политика представляет собой совокупность официальных взглядов правительства и ЦБ, а также практических мероприятий по использованию денег кредита для содействия решению задач установленных экономической политикой, финансовой политикой и социальной политикой страны на перспективу и на ближайшие 3 года.

Субъектами денежно-кредитной политики РФ являются: Правительство РФ, ЦБ и его структурные подразделения и коммерческие банки.

Объектом денежно-кредитной политики является предложение денежных средств на финансовом рынке включаемый объем выпуска наличных денег предложение кредита со стороны ЦБ и ограничение кредитов в целом коммерческих банков. 3) Скорость обращения денег. 4) Использование кредитной поддержки экономики и целевых программ национального масштаба, льготные кредиты.

Объекты денежно-кредитной политики: -валютный курс рубля; объем и состав золотовалютных резервов.