К категории безработных будет относиться металлург. Основные категории населения

Основные категории населения

Важным явлением, характеризующим макроэкономическую нестабильность и имеющим циклический характер развития, выступает безработица. Чтобы определить, кто такие безработные, следует рассмотреть основные категории населения страны.

Население (population – POP) страны с макроэкономической точки зрения делится на две группы: включаемые в численность рабочей силы (labour force - L) и не включаемые в численность рабочей силы (non-labour force - NL): POP = L + NL.

К категории «non-labour force» относят людей, не занятых в общественном производстве и не стремящихся получить работу. В эту категорию автоматически включаются следующие группы населения: дети до 16 лет; лица, отбывающие срок заключения в тюрьмах; люди, находящиеся в психиатрических лечебницах и инвалиды. (Эти категории людей называют «институциональным населением», поскольку они находятся на содержании государственных институтов.) Кроме того, к категории не включаемых в численность рабочей силы относятся люди, которые в принципе могли бы трудиться, но не делают этого в силу разных причин, т.е. которые не хотят или не могут работать и работу не ищут: студенты дневного отделения (поскольку должны учиться); вышедшие на пенсию (поскольку уже отработали свое); домохозяйки (поскольку хотя и трудятся полный рабочий день, но не в общественном производстве и не получают плату за свой труд); бродяги (поскольку просто не хотят работать); люди, прекратившие поиск работы (искавшие работу, но отчаявшиеся ее найти и поэтому выбывшие из состава рабочей силы).

К категории «labour force» относят людей, которые работать могут, работать хотят и работу активно ищут. Т.е. это люди, либо уже занятые в общественном производстве, либо не имеющие места работы, но предпринимающие специальные усилия по ее поиску. Таким образом, общая численность рабочей силы делится на две части:

  • занятые (employed - E) - т.е. имеющие работу, причем неважно, занят человек полный рабочий день или неполный, полную рабочую неделю или неполную. Человек также считается заня-тым, если он не работает по следующим причинам: а) находится в отпуске; б) болеет; в) бастует и г) из-за плохой погоды;
  • безработные (unemployed - U) - т.е. не имеющие работу, но активно ее ищущие. Поиск работы является главным критерием, отличающим безработных от людей, не включаемых в рабочую силу.

Таким образом, общая численность рабочей силы равна: L = E + U.

(При этом военнослужащие, находящиеся на действительной воинской службе, хотя формально и относятся к занятым, как правило, при подсчете показателя уровня безработицы не учитываются в общей численности рабочей силы. Этот показатель обычно (если это не оговаривается специально) рассчитывается только для гражданского сектора экономики.)

Показатели количества занятых и безработных, численности рабочей силы и численности не включаемых в рабочую силу являются показателями потоков. Между категориями «занятых», «безработных» и «не включаемых в рабочую силу» постоянно происходят перемещения (рис.1.). Часть занятых теряет место работы, превращаясь в безработных. Некоторая доля безработных находит работу, становясь занятыми. Часть занятых увольняется с работы и покидает общественный сектор экономики (например, выходя на пенсию или становясь домохозяйкой), а часть безработных, отчаявшись, прекращает поиски работы, что увеличивает численность не включаемых в рабочую силу. При этом часть людей, не занятых в общественном производстве, начинает активный поиск работы (неработающие женщины; закончившие высшие учебные заведения студенты; одумавшиеся бродяги). Как правило, в условиях стабильной экономики, количество людей, теряющих работу, равно числу людей, активно ее ищущих.

Основным показателем безработицы является показатель уровня безработицы. Уровень безработицы (rate of unemployment - u) представляет собой отношение численности безработных к общей численности рабочей силы (сумме количества занятых и безработных), выраженное в процентах: u = U/L*100% или u = U/(E+U)*100%.

Еще одним важным показателем статистики труда выступает показатель уровня участия в рабочей силе (labour force participation rate), который представляет собой отношение численности рабочей силы к общей численности взрослого населения, выраженное в процентах:

уровень участия в рабочей силе = рабочая сила / численность взрослого населения

Причины и виды безработицы

Выделяют три основные причины безработицы:

  1. потеря работы (увольнение);
  2. добровольный уход с работы;
  3. первое появление на рынке труда.

Различают три типа безработицы: фрикционную, структурную и циклическую.

Фрикционная безработица (от слова «фрикция» - трение) связана с поиском работы. Очевидно, что поиск работы требует времени и усилий, поэтому человек, ожидающий или ищущий работу, некоторое время находится в безработном состоянии. Особенностью фрикционной безработицы является то, что работу ищут уже готовые специалисты с определенным уровнем профессиональной подготовки и квалификации. Поэтому основной причиной этого типа безработицы является несовершенство информации (сведений о наличии свободных рабочих мест). Человек, потерявший работу сегодня, обычно не может найти другую работу уже завтра.

К фрикционным безработным относятся:

  1. уволенные с работы по приказу администрации;
  2. уволившиеся по собственному желанию;
  3. ожидающие восстановления на прежней работе;
  4. нашедшие работу, но еще не приступившие к ней;
  5. сезонные рабочие (не в сезон);
  6. люди, впервые появившиеся на рынке труда и имеющие требующийся в экономике уровень профессиональной подготовки и квалификации.

Фрикционная безработица представляет собой явление не только неизбежное, поскольку связана с естественными тенденциями в движении рабочей силы (люди всегда будут менять место работы, стремясь найти работу, в наибольшей степени соответствующую их предпочтениям и квалификации), но и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности (любимая работа всегда более производительная и творческая, чем та, которую человек заставляет себя выполнять).

Уровень фрикционной безработицы равен выраженному в процентах отношению количества фрикционных безработных к общей численности рабочей силы: u фрикц = U фрикц /L*100%.

Структурная безработица обусловлена структурными изменениями в экономике, которые связаны а) с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей и б) с изменением отраслевой структуры экономики, причиной которого является научно-технический прогресс. Структура спроса постоянно меняется. Спрос на продукцию одних отраслей увеличивается, что ведет к росту спроса на рабочую силу, в то время как спрос на продукцию других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнениям рабочих и росту безработицы. Со временем меняется и отраслевая структура производства: одни отрасли устаревают и исчезают, такие как производство паровозов, карет, керосиновых ламп и черно-белых телевизоров, а появляются другие как, например, производство персональных компьютеров, видеомагнитофонов, пейджеров и мобильных телефонов. Меняется набор профессий, требующихся в экономике. Исчезли профессии трубочиста, стеклодува, фонарщика, ямщика, коммивояжера, но появились профессии программиста, имиджмейкера, диск-жокея, дизайнера.

Причина структурной безработицы – несоответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест. Это означает, что люди, имеющие профессии и уровень квалификации, не соответствующие современным требованиям и современной отраслевой структуре, будучи уволенными, не могут найти себе работу. Кроме того, к структурным безработным относятся люди, впервые появившиеся на рынке труда, в том числе выпускники высших и средних специальных учебных заведений, чья профессия уже не требуется в экономике. К структурным безработным относятся также люди, потерявшие работу в связи с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей. В разные периоды времени спрос на продукцию одних отраслей растет, поэтому производство расширяется и требуются дополнительные рабочие, а спрос на продукцию других отраслей падает, производство сокращается, и рабочих увольняют.

Уровень структурной безработицы рассчитывается как отношение количества структурных безработных к общей численности рабочей силы, выраженное в процентах: u структ = U структ /L*100%.

Поскольку и фрикционная, и структурная безработица связаны с поисками работы, то эти типы безработицы относятся к категории «search unemployment».

Структурная безработица более продолжительна и дорогостояща, чем фрикционная безработица, поскольку найти работу в новых отраслях без специальной переподготовки и переквалификации практически невозможно. Однако, как и фрикционная, структурная безработица представляет собой явление неизбежное и естественное (т.е. связанное с естественными процессами в развитии и движении рабочей силы) даже в высокоразвитых экономиках, поскольку постоянно меняется структура спроса на продукцию разных отраслей и постоянно меняется отраслевая структура экономики в связи с научно-техническим прогрессом, а поэтому в экономике постоянно происходят и будут всегда происходить структурные сдвиги, провоцируя структурную безработицу. Поэтому, если в экономике существует только фрикционная и структурная безработица, то это соответствует состоянию полной занятости рабочей силы, а фактический объем выпуска в этом случае равен потенциальному.

Последствия безработицы

Наличие циклической безработицы представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, служит проявлением макроэкономической нестабильности, свидетельством неполной занятости ресурсов.

Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне.

Неэкономические последствия безработицы - это психологические и социальные и политические последствия потери работы. На индивидуальном уровне неэкономические последствия безработицы состоят в том, что если человек в течение продолжительного времени не может найти работу, то это часто приводит к психологическим стрессам, отчаянию, нервным (вплоть до самоубийства) и сердечно-сосудистым заболеваниям, развалу семьи. Потеря стабильного источника дохода может толкнуть человека на преступление (кражу и даже убийство), асоциальное поведение.

На уровне общества это, в первую очередь, означает рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов. Не случайно американский президент Франклин Делано Рузвельт, объясняя причину разработки и проведения им политики «Нового курса» для выхода из Великой Депрессии, главной проблемой которой была огромная безработица (в США в этот период безработным был каждый четвертый), писал, что тем самым он хотел «предотвратить революцию отчаяния». Действительно, военные перевороты и революции связаны именно с высоким уровнем социальной и экономической нестабильности. Кроме того, социальными последствиями безработицы являются рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также рост уровня преступности. К издержкам безработицы следует отнести и те потери, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить.

Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов).

Экономические последствия безработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы (когда фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень) означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов). Отставание (разрыв) фактического ВВП от потенциального ВВП (GDP gap) рассчитывается как процентное отношение разницы между фактическим и потенциальным ВВП к величине потенциального ВВП:

GDP gap = (Y - Y*)/Y* * 100%,

Где Y – фактический ВНП, а Y* - потенциальный ВВП.

Зависимость между отставанием объема выпуска (в то время ВНП) и уровнем циклической безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий, вывел экономический советник президента Дж.Кеннеди, американский экономист Артур Оукен (A.Okun). В начале 60-х годов он предложил формулу, которая показывала связь между отставанием фактического объема выпуска от потенциального и уровнем циклической безработицы. Эта зависимость получила название «закона Оукена».

В левой части уравнения записана формула разрыва ВВП. В правой части u – это фактический уровень безработицы, u* - естественный уровень безработицы, поэтому (u - u*) – уровень циклической безработицы, ??- коэффициент Оукена (??> 0). Этот коэффициент показывает, на сколько процентов сокращается фактический объем выпуска по сравнению с потенциальным (т.е. на сколько процентов увеличивается отставание), если фактический уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, т.е. это коэффициент чувствительности отставания ВВП к изменению уровня циклической безработицы. Для экономики США в те годы, по расчетам Оукена, он составлял 2.5%. Для других стран и других времен он может быть численно иным. Знак «минус» перед выражением, стоящим в правой части уравнения, означает, что зависимость между фактическим ВВП и уровнем циклической безработицы обратная (чем выше уровень безработицы, чем меньше величина фактического ВВП по сравнению с потенциальным).

Отставание фактического ВВП любого года можно подсчитать не только по отношению к потенциальному объему выпуска, но и по отношению к фактическому ВВП предыдущего года. Формулу для такого расчета также предложил A.Оукен:

где Yt – фактический ВВП данного года, Yt - 1 – фактический ВВП предыдущего года, т.е. в левой части уравнения записана формула отставания ВВП по годам, u t – фактический уровень безработицы данного года, u t – 1 - фактический уровень безработицы предыдущего года, 3% - темп роста потенциального ВНП, обусловленный:

а) ростом численности населения, б) ростом капиталовооруженности и в) научно-техническим прогрессом; 2 – это коэффициент, показывающий на сколько процентов сокращается фактический ВВП при росте уровня безработицы на 1 процентный пункт (это означает, что если уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт, фактический ВВП сокращается на 2%). Этот коэффициент был рассчитан Оукеном на основе анализа эмпирических (статистических) данных для американской экономики, поэтому для других стран он может быть иным.

Государственная политика борьбы с безработицей

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

  • выплата пособий по безработице;
  • создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

  • усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);
  • создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

  • создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;
  • помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

  • проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;
  • создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

1.1 Понятие безработицы, кто является безработным

Безработица возникает из-за несовершенства работы рыночного механизма. Она обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу (предложение рабочей силы), над числом имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти рабочие места (спрос на рабочую силу).

Таким образом, безработица 1 – это превышение предложения труда над спросом на труд. Взаимодействие спроса на труд с его предложением определяет уровень занятости.

Согласно определению Международной организации труда (МОТ) безработный 2 – это человек, который хочет и может, но не имеет рабочего места, при этом занимается активным поиском работы и готов приступить к ее выполнению. По российскому законодательству безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.

Безработные вместе с занятыми людьми формируют рабочую силу страны. Следовательно, рабочая сила представлена двумя группами населения: одна принимает участие в создании благ, а другая не работает:

Рабочая сила = Занятые + Безработные (1.1)

Рабочую силу страны еще принято называть экономически активным населением.

Чтобы узнать количество безработных в каждой стране, надо подразделить все население на группы по степени его трудовой активности. Для этого воспользуемся новой классификацией рабочей силы, введенной с 1993 года в российскую статистику (в ней утрачены рекомендации МОТ).

Сначала все лица подразделяются на две группы.

1. Экономически неактивное население 3 – жители страны, которые не входят в состав рабочей силы. Сюда включают:

а) учащиеся дневных учебных заведений;

б) пенсионеры (по старости и другим основаниям);

в) лица, ведущие домашнее хозяйство (в т. ч. осуществляющие уход за детьми, больными и т. п.);

г) отчаявшиеся найти работу;

д) лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника их дохода).

2. Экономически активное население 4 – часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства благ (товаров и услуг).

Исходя из такой структуры, определяется уровень экономической активности населения – доля численности экономически активных людей в общей численности населения. Такой уровень подсчитывается по формуле:

У а = Э а /Н*100, (1.2)

где У а – уровень экономически активного населения;

Н – численность населения;

Э а – численность экономически активного населения.

В свою очередь, экономически активное население делится на две качественно неодинаковые группы:

1) занятые 5 – лица в возрасте 16 лет и старше (а также лица младших возрастов), которые:

а) работают по найму за вознаграждение (на условиях полного или неполного рабочего времени);

б) трудятся без оплаты на семейных предприятиях;

2) безработные 6 – лица 16 лет и старше, которые:

а) не имеют работы (доходного занятия);

б) занимаются поиском работы (обращались в службы занятости и т. п.);

в) готовы приступить к работе;

г) обучаются по направлению государственной службы занятости.

На основании данных о занятости и безработице определяется уровень безработицы. Уровень безработицы 7 – удельный вес численности безработных в составе экономически активного населения, определяется по формуле:

У б = (Э а -З)/Э а *100, (1.3)

где У б – уровень безработицы

Э а – численность экономически активного населения;

З – занятость.

В СССР с конца 1930-х гг. официально было признано отсутствие безработицы. Однако на самом деле, с одной стороны, имели место различные формы принудительного трудоустройства (не только в военное, но и в мирное время), что мотивировалось необходимостью борьбы против тунеядства. С другой стороны, типичным был особый вид скрытой безработицы (содержание на предприятиях излишнего числа рабочей силы), уровень которой доходил до 15% от общей численности работников. Предприятия были вынуждены содержать дополнительный персонал, поскольку их регулярно обязывали посылать работников на уборку урожая, создавать сельскохозяйственные предприятия при заводах и т. п.

Официально безработица в нашей стране была признана только в конце 1980-х гг.


1.2 Причины, виды и последствия безработицы. Закон Оукена. Кривая Филипса

Причины (и соответствующие виды) безработицы существенно различаются на разных этапах развития производства.

Промышленная революция на начальной фазе развития капитализма породила такие формы безработицы, как: а) текучая (временная потеря работы, например в период кризисов); б) скрытая (незанятая часть сельских работников); в) застойная (случайная занятость).

Современный этап развития производства породил причины безработицы, которые имеют макроэкономические масштабы и непосредственно связаны с научно-технической революцией.

К формам сокращения занятости рабочей силы относится одна из главных форм безработицы – циклическая 8 , вызываемая сменой фаз в промышленном цикле, т. е. зависит от экономических циклов. Это безработица, связанная с невозможностью найти работу по любой специальности в связи с общим низким совокупным спросом на труд. Именно она вызывается кризисными спадами производства. Циклическая форма безработицы характерна для фаз депрессии (застоя) и спада экономического цикла, т. е. для периодов спада деловой активности. С переходом к оживлению и подъему число безработных становится меньше. Она же – самый «неприятный» вид безработицы, часто массовый и болезненный.

Масштабы и продолжительность циклической формы безработицы достигают пика при спаде экономики, и минимума – при подъеме. По оценкам западных специалистов, в периоды экономических подъемов и спадов величина циклической безработицы может колебаться от 0 до 10% и более.

Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости, финансируемых государством.

Далее, в современных социально защищенных обществах неизбежна институциональная безработица 9 , возникает в результате недостаточно эффективной организации рынка труда. Она названа так потому, что порождается действиями тех или иных общественных институтов. К примеру, государством, когда оно выплачивает щедрые социальные пособия, побуждая часть людей жить не работая. Или взять профсоюзы: настойчиво добиваясь повышения оплаты труда, они делают рабочую силу все дороже, вынуждая нанимателей сокращать свой спрос на рынке труда.

Сезонная безработица 10 вызывается сезонным характером некоторых работ. Например, к ним относятся сельхоз. работы, переработка овощей и фруктов, сплав леса, отдельные виды рыболовства и охоты, строительство и т.д. Отличительной особенностью сезонной безработицы является ее сравнительно легкая прогнозируемость.

Одна из новейших форм сокращения занятости рабочей силы –технологическая безработица 11 , связанная с внедрением малолюдной и безлюдной технологии, основанной на электронной технике, то есть машина заменяет человека полностью, тем самым, выталкивая его с производства.

С 1970-х гг. западные экономисты говорят о неизбежности двух видов безработицы – структурной и фрикционной.

Широко развивается структурная безработица 12 , которая возникает из-за несоответствия структуры спроса и предложения на рабочую силу, она обусловлена перемещением производства из одного региона в другой, упадком старых отраслей промышленности и появлением новых. Работники в этом случае теряют не только занятость, но и профессию. Другими словами структурная безработица 13 – результат несовпадения спроса на труд и предложения его в различных фирмах, отраслях, по разным профессиям. Подобное несовпадение может возникнуть из-за того, что спрос на один вид работников растет, а на другой, наоборот, сокращается, а предложение немедленно приспосабливается к таким изменениям. Этот вид безработицы связан с переобучением и сменой квалификации.

Фрикционная (лат. frictio – трение) безработица 14 отражает текучесть кадров, связанная с временными затруднениями в трудоустройстве – ожиданием работы людьми, которые стремятся сменить место работы, профессию, квалификацию или место жительства, а так же связанная с выходом из декретного отпуска, переходом с низкооплачиваемой работы на более высокооплачиваемую или интересную. К ним относятся, по-видимому, те, кто добровольно оставляет прежнее место труда и ищет другое; кто временно теряет сезонную работу; молодежь, выбирающая место, где можно больше заработать. Таким людям нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места, приобрести квалификацию или переехать в другое место.

Поскольку часть работников увольняется по собственному желанию, то фрикционная безработица считается неизбежной и, как утверждают некоторые экономисты, желательной. Фрикционная безработица имеет преимущественно добровольный характер. Ее результатом является повышение благосостояния граждан и более рациональное распределение трудовых ресурсов.

Как правило, фрикционной безработицей охвачено 2-3% экономически активного населения 15 .

Совокупность фрикционной и структурной безработицы, по мнению некоторых экономистов, образует уровень естественной безработицы 16 , соответствующий потенциальному объему ВНП или ситуации макро-экономического равновесия. Так определяется доля естественной безработицы в составе всей рабочей силы. Данный показатель время от времени уточняется с учетом изменений состава трудящихся. При этом число свободных рабочих мест в целом примерно равно числу людей, ищущих работу.

Полная занятость 17 не означает абсолютного отсутствия безработицы. Экономисты считают, что фрикционная и структурная безработицы совершенно неизбежны. Поэтому “Полная занятость” определяется при отсутствии циклической безработицы.

В 60-е годы XX в. М. Фридмен и Э. Фелпс выдвинули теорию “полной занятости” и “естественного уровня безработицы”.

“Полная занятость” – это поддержание доли незанятых в размере 5,5-6,5% от общей численности рабочей силы. Эти показатели, конечно, могут колебаться по разным странам.

Норма (уровень) безработицы = Число безработных *100% (1.4)

Численность рабочей силы

С позиции «экономикс» возможность ликвидировать безработицу фактически отрицается. Более того, неполную занятость многие авторы оправдывают необходимостью обеспечения гибкости экономики (для быстрого ее роста за счет резервов незанятых работников). Высказывается также мнение о пользе безработицы для подержания строгой трудовой дисциплины.

Неполная занятость человеческого фактора экономики наносит ущерб производственному потенциалу страны. Впрочем, он теперь подсчитывается несколько иначе по сравнению с определением: производственный потенциал – это реальный объем валового национального продукта, который можно произвести при относительно полном использовании ресурсов (с учетом естественного уровня безработицы).

По характеру проявления различают открытую, в том числе зарегистрированную, и скрытую 18 .

Открытая безработица не требует особых комментариев, она не скрывается, не маскируется, люди публично заявляют о своем желании работать и активно занимаются ее поиском. Зарегистрированная безработица – это часть открытой, которая зарегистрирована в органах службы занятости населения путем обращения туда граждан, ищущих работу.

Скрытая безработица характеризует состояние людей, которые работают по найму, но:

а) неудовлетворенны работой и подыскивают другое место основной или дополнительной работы;

б) имеют большую вероятность потерять работу из-за претензий работодателя, неудовлетворенного ее качеством или другими обстоятельствами, и поэтому ищущие другую работу;

в) заняты неполный рабочий день или отправлены в административный отпуск без соответствующей его оплаты, ищут и готовы перейти на другую работу.

По продолжительности безработица подразделяется на кратковременную, умеренную, длительную и застойную.

Кратковременная безработица продолжительностью один – два месяца характерна для фрикционной ее разновидности. Умеренная имеет продолжительность до 12 месяцев. Длительная – от 12 до 18 месяцев. Застойная – свыше 18 месяцев 19 .

Нельзя не отметить и такие специфические разновидности безработицы, как женская и молодежная, безработица инвалидов и военнослужащих, отправленных в запас и ушедших в отставку 20 .

Отличительной чертой женской безработицы является ее более продолжительный период, чем у безработных мужчин. Для молодежной характерно отсутствие у молодых людей, впервые желающих приступить к работе, производственного опыта при достаточно высоких требованиях к уровню оплаты своего труда.

Известный исследователь макроэкономики, американский экономист, математик Артур Оукен (США) выразил отношение между уровнем безработицы и так называемым отставанием – невыпущенной или безвозвратно потерянной продукцией. Такое отношение, получившее название закона Оукена, показывает: если фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1%, то потеря объема валового национального продукта (ВНП) составляет 2,5%. 21

Так, например, при естественной безработице в 6% и фактической – 9% потеря ВНП составит 7,5% [(9-6)*2,5]. Можно встретить и другой вариант закона Оукена, показывающий обратное воздействие: каждый процент снижения безработицы обеспечивает 3-процентный прирост ВНП. 22

Экономическая наука, изучая проблему безработицы, питается выяснить ее причины 23:

1. Французский экономист Ж.Б. Сэй рассматривая рынок труда, с учетом взаимодействия спроса и предложения на труд делает вывод, что причина безработицы – чрезмерно высокий уровень заработной платы. Одновременно следует отметить, что это утверждение весьма спорно, которое уже полтора века подвергается полемике.

2. Английский экономист, священник Том Мальтус (1766-1834 гг.) утверждал, что и капитал и население в течение значительного периода могут быть избыточными по отношению к спросу на продукцию. Причиной падения спроса является сокращение личных доходов, а их уменьшение в свою очередь вызывается демографическим фактором: темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Следовательно, причину безработицы надо искать в чрезмерно быстром росте населения.

3. Принципиально иное объяснение причины этого социального явления дал К. Макс. По его мнению, причиной безработицы является не рост заработной платы, не быстрые темпы роста народонаселения, а накопление капитала в условиях роста технического строения промышленного производства. Переменный капитал, выделяемый на покупку рабочей силы, растет более медленными темпами по сравнению с постоянным капиталом, инвестируемым на покупку средств производства. В этих условиях спрос на труд отстает от темпов роста спроса на средства производства. Другая причина безработицы – банкротство предприятий в условиях рынка. Факторами, усиливающими безработицу, являются кризисы и спады, миграция сельского населения в город.

4. Через 100 лет после закона рынка труда Ж.Б. Сэя концепция автоматического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения на рынке труда была подвергнута критике Дж.М. Кейнсом. Он утверждал, что при капитализме не существует механизма, гарантирующего полную занятость, которая скорее случайна, чем закономерна. Причины безработицы кроются в отсутствии синхронности потребления, сбережений и инвестиций. Субъекты сбережений и инвесторы – это различные социальные группы. Чтобы превратить сбережения в инвестиции, необходимо иметь эффективный спрос – как потребительский, так и инвестиционный. Падение стимулов к инвестированию приводит к безработице.

5. Английский экономист Артур Пигу (1877-1959 гг.) причину безработицы видел в несовершенной конкуренции, которая действует на рынке труда и ведет к повышению заработной платы. Он пытался утверждать мысль, что всеобщее сокращение денежной заработной платы стимулирует занятость.

6. Принципиально новый подход к данной проблеме был представлен английским экономистом Албаном Филипсом (1914-1975 гг.). Он построил кривую, характеризующую взаимосвязь между среднегодовым ростом заработной платы и безработицей.


W – темпы прироста номинальной зарплаты.

Р – уровень цен (инфляции).

U – уровень безработицы, %.

Кривая Филипса показывает, что между безработицей и инфляцией существует стабильная и предсказуемая, обратная связь. Это подтверждает и кейнсианский тезис о том, что инфляция может быть высокой только при незначительном уровне безработицы и наоборот. В экономике существует уровень занятости при котором цены практически не растут.

В целях практического сокращения могут быть использованы различные методы.

1. Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

Улучшения информационного обеспечения рынка труда. Это сбор информации у работодателей о существовании вакансий;

Устранения факторов снижающих мобильность рабочей силы. Это развитие рынка жилья; увеличения масштабов жилищного строительства; устранение административных преград и т.д.

2. Создания условия для роста спроса на товары. Занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Более разумными способами увеличения спроса являются:

Стимулирование роста экспорта;

Поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий с целью повышения конкурентоспособности продукции;

Поощрение иностранных инвестиций в экономику России. Результатом таких инвестиций становится либо создание новых производств, либо реконструкция действующих.

3. Создание условий для сокращения предложения труда. Это снижение импорта товара, досрочный уход на пенсию.

4. Создание условий для роста самозанятости. Это возможности открывать собственное дело, поощрение и содействие малому бизнесу.

5. Реализация программ поддержки молодых работников. Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:

Экономическое стимулирование молодежной занятости – это налоговые льготы фирмам, привлекающие для работы молодых людей;

Создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи;

Создание центров обучения молодых людей тем профессиям, которые более востребованы.

Безработица несет ряд негативных последствий:

1. Потеря и недоиспользование экономического потенциала общества и в первую очередь недовыпуск продукции.

2. При длительной безработице работники теряют квалификацию, навыки к работе.

3. Безработица ведет к прямому падению уровня жизни населения, так как пособия по безработице ниже зарплаты.

4. Безработица приводит к политической нестабильности общества, недовольство правительством, росту преступности и т.д.

5. Росту психологической напряженности населения, неуверенность в завтрашнем дне, болезням, преждевременной смерти, самоубийства и т.д.

В целях борьбы с безработицей должна быть разработана программа по активизации экономики страны с конкретными мероприятиями.

По признанию западных экономистов, безработица сегодня – центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией. К тому же потеря работы – это психологическое напряжение, уступающее только смерти ближайшего родственника или заключению в тюрьму. Американские исследователи установили, что 1 год безработицы отнимает у человека 5 лет жизни. Известны и тяжелые социальные последствия безработицы: рост наркомании, преступности, увеличение количества самоубийств 24 .

Населения, позволяя избежать социально-политических катаклизмов. Таким образом, рассмотрев основные теоретические положения безработицы, перейдем к анализу текущей ситуации с безработицей в РФ и субъектах. 2. Занятость и безработица в РФ, анализ ситуации по федеральным округам 2.1 Анализ занятости в Российской Федерации Для начала проанализируем динамику занятости в РФ за период с начала...

Есть отношение уровня безработицы к отставанию объема ВНП, позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы. Глава 2 Состояние рынка труда и государственное регулирование занятости в России 2.1 Проблемы занятости в российской экономике В общем случае все регионы Российской Федерации по остроте зарегистрированной безработицы можно разделить на несколько...

Квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня, следовательно, стимулируют работника к повышению квалификации. Социальные последствия безработицы заключаются в уничтожении уверенности человека во всеобщей занятости населения, в обязательном трудоустройстве. Безработица снижает доходы семей, усиливает дифференциацию населения, подавляет нравственное начало его поведения, приводит к...

К занятым в экономике относятся лица, которые в отчетном периоде выполняли работу по найму за вознаграждение, а также приносящую доход работу не по найму, работу на семейном предприятии без оплаты, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации, для которых эта работа является основной. Сюда относятся также лица, которые временно отсутствовали на работе по разным причинам (ежегодный отпуск, учебный отпуск, болезнь, выходные и праздничные дни, отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации и др.).

Занятые лица включают:

наемных работников в трудоспособном возрасте.

лиц, работающих на себя

работников семейных предприятий (включая работу без оплаты)

работодателей

членов кооперативов

колхозников и лиц занятых в домашнем хозяйстве

наемных работников пенсионного возраста

работающих лиц младше трудоспособного возраста

Безработные. К безработным относятся лица в возрасте экономически активного населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно трем критериям:

не имели работы (другого доходного занятия);

занимались поиском работы в любой форме;

были готовы приступить к работе.

Пенсионеры, студенты, учащиеся и инвалиды относятся к безработным, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к работе. Понятие безработного соответствует стандартам Международной организации труда (МОТ).Статистика определяет численность безработных по полу, возрасту, семейному положению, в городской и сельской местности, по уровню образования, по наличию опыта трудовой деятельности (имеет опыт трудовой деятельности или не имеет), по причине потери работы (ликвидация предприятия, окончание срока временной или сезонной работы, по собственному желанию, другим причинам).В общей численности безработных отдельно учитывается численность безработных, зарегистрированных в государственных органах службы занятости по данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации. На конец ноября 2000 г. из общей численности безработных только 1037 тыс. чел. (что составляет 14,8%) было зарегистрировано в органах службы занятости. Органы государственной службы занятости ведут статистику обратившихся по вопросу трудоустройства и численности трудоустроенных. Статистика о численности и составе безработных необходима для разработки социальных программ по повышению занятости экономически активного населения, улучшению и стабилизации состояния на российском рынке труда.Информационной базой для исчисления показателей занятости и безработицы являются текущая (месячная, квартальная, годовая) статистическая отчетность по труду организаций, данные отчетов малых предприятий, материалы выборочных обследований населения по проблемам занятости, отчетность служб занятости о численности и составе безработных и другая информация.



17. Естественная безработица, ее нормы и виды

Естественная безработица - процент (удельный вес)общего количества безработных в численности рабочей силы в период экономической стабильности. Норма безработицы непостоянная, она все время изменяется под воздействием технического прогресса и циклического характера роста и спада производства. Влияние технического прогресса на безработицу объясняется повышением требований к квалификации персонала. При экономическом спаде безработица растет, а при подъеме, наоборот, падает.

§ Добровольная - связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; её масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения.

§ Вынужденная (безработица ожидания )

§ циклическая

§ сезонная

§ технологическая

§ Зарегистрированная - незанятое население, занимающееся поиском работы и официально взятое на учёт.

§ Маргинальная - безработица слабо защищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов.

§ Неустойчивая - вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).

§ Структурная - обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий, причём существует 2 типа структурной безработицы: стимулирующая и деструктивная.

§ Институциональная - безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.

§ Фрикционная - время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.

§ Скрытая :

§ формально занятые, но фактически безработные лица; в результате спада производства рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется.

§ наличие лиц, желающих работать, но не зарегистрированных в качестве безработных. Отчасти скрытая безработица представлена людьми, переставшими искать работу.

18. Виды вынужденной безработицы

Вынужденная (безработица ожидания) - возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Причиной является нарушение равновесия на рынке труда из-за негибкости заработной платы (вследствие законов о минимуме заработной платы, работы профсоюзов, поднятие заработной платы для улучшения качества труда и т. п.). Когда реальная зарплата находится выше уровня, соответствующего равновесию спроса и предложения, предложение на рынке труда превышает спрос на него. Количество претендентов на ограниченное число рабочих мест увеличивается, а вероятность реального трудоустройства уменьшается, что повышает уровень безработицы. Разновидности вынужденной безработицы:

    • циклическая - вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе. Представляет собой разницу между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. Для разных стран естественным признаётся разный уровень безработицы.
    • сезонная - зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики.
    • технологическая - безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации.

Занятость населения сегодня относится к важнейшим социально-экономическим категориям. Она связана в первую очередь с осуществлением права человека на свободное распоряжение собственными способностями к труду и выбор рода деятельности, а следовательно, профессии. Однако не все люди имеют возможность реализовать данное право. Кто считается безработным по закону Российской Федерации? Столь интересному вопросу и посвящена данная статья. Первоначально, конечно же, следует выяснить, кого можно включить в число безработных.

Понятие безработного

В соответствии с пунктом первым статьи третьей Закона «О занятости населения в РФ», люди считаются безработными, если они трудоспособны, однако не занимаются некоторой трудовой деятельностью и, соответственно, не получают заработной платы. Тем не менее они целенаправленно подыскивают работу для себя и как можно скорее желают приступить к ней. Именно данный факт служит причиной их регистрации в органах службы занятости. Таким образом, , которые не являются занятыми. Поэтому признание того или иного лица занятым полностью лишает его возможности иметь статус безработного. Если опираться на приведенное выше понятие и его особенности, можно выделить некоторые обстоятельства, доказанное наличие которых ведет к возникновению права на признание человека безработным.

Трудоспособность как весомый аргумент

Представитель какой категории населения может считаться безработным ? Во-первых, так или иначе, он должен быть трудоспособным. В соответствии с пунктом третьим статьи третьей Закона «О занятости населения в РФ», наличие у индивида трудоспособности появляется по достижении им шестнадцатилетнего возраста. Таким образом, после шестнадцати лет гражданин относится к числу трудоспособного населения по причине законодательства в отношении вопроса занятости.

Кстати, именно поэтому на него, как правило, возлагается обязанность, в соответствии с которой ему следует доказать собственную трудоспособность. Большинству известно, что в статье 63 российского Трудового Кодекса установлена такая общая возрастная категория для осуществления трудовой деятельности, как шестнадцать лет. Стоит дополнить, что для отдельных групп лиц возраст непосредственно для поступления на работу в соответствии с приведенной статьей снижен до пятнадцати или четырнадцати лет. Кроме того, некоторые категории могут привлекаться к определенным видам занятости творческого характера и до четырнадцатилетнего возраста.

Таким образом, в отдельных ситуациях законодательством признаются трудоспособными лица, которые достигли пятнадцати или четырнадцати лет, а иногда и не достигли четырнадцатилетнего возраста. Именно в отношении этих лиц Закон «О занятости населения в РФ» в той части, где трудоспособными признаются исключительно индивиды, достигшие шестнадцатилетнего возраста, противоречит статье 63 российского Трудового Кодекса, допускающей определенные обстоятельства для признания трудоспособными пятнадцатилетних и четырнадцатилетних подростков, а иногда и тех, кто еще не достиг четырнадцати лет. Столь яркое противоречие разрешается посредством обращения к статье 63 Трудового Кодекса, который в соответствии с требованиями статьи пятой наделен абсолютным приоритетом перед иными федеральными законами в области труда (даже перед Законом «О занятости населения в РФ»).

Какие граждане считаются безработными ? По причине изложенной в данной главе информации трудоспособные лица, которые не достигли шестнадцатилетнего возраста, могут изъявить требование признать их безработными в случае доказанности иных обстоятельств, отличающих столь обширное правовое понятие.

Отсутствие трудовой деятельности

По российскому законодательству безработным может считаться человек, у которого отсутствует работа и, соответственно, заработок. Иными словами, безработный индивид не имеет возможности быть занятым. Признание же человека занятым говорит об осуществлении им трудовой деятельности и, конечно же, наличии заработной платы, что полностью исключает возможность отнесения его к числу безработных. Так, безработными считаются граждане , в трудовой книжке которых отсутствует запись непосредственно о приеме на работу. Кроме того, в роли доказательства, подтверждающего анализируемое обстоятельство, может выступать справка из Пенсионного фонда РФ о том, что взносы, которые выплачиваются непосредственно за занятых граждан, отсутствуют.

Регистрация в соответствующих органах

Какой человек считается безработным ? Помимо приведенных выше условий, немаловажным является еще одно. Так, к числу тех обстоятельств, которые характеризуют правовой термин безработного гражданина, относится и регистрация в соответствующих органах. Безработным считается любой человек, зарегистрированный в службе занятости для того, чтобы найти подходящую для него трудовую деятельность и в последующем ей заниматься.

Здесь важно отметить, что порядок регистрации в отношении безработного населения утвержден посредством Постановления российского Правительства от 22.04.1997. Он предусматривает две разновидности регистрации. Первой является первичная регистрация индивидов, оставшихся без работы. Второй служит регистрация непосредственно в качестве безработных. Сложно не заметить, что из правового термина безработного лица вытекает весьма интересная информация: одна из разновидностей регистрации в государственной службе занятости населения - не что иное, как регистрация в целях поиска трудоустройства.

Кто считается безработным ? Изложенные в данной главе сведения позволяют сформировать вывод о том, что наличие регистрации в отношении безработного населения, носящей первичный характер, так или иначе, вступает в некоторое противоречие с пунктом первым статьи третьей Закона «О занятости населения в РФ», где четко определен термин безработного гражданина. Более того, из определения «регистрация безработных индивидов первичного характера» можно сделать вывод о том, что гражданин является безработным. Это именно тот случай, когда ранее и стремящиеся делать это в данным момент. Важно отметить, что анализируемое противоречие, так или иначе, разрешается в пользу использования пункта первого статьи третьей Закона «О занятости населения Российской Федерации». Почему? Дело в том, что он наделен весомой юридической силой по сравнению с Постановлением российского Правительства, которое является нормативным правовым актом подзаконной природы.

Дополнительные сведения

Кто считается безработным ? В силу требований указанного в предыдущей главе Закона «О занятости населения в РФ» службы занятости обязуются производить регистрацию безработных индивидов для того, чтобы у вторых появилась возможность найти подходящую работу. В пункте седьмом Порядка регистрации безработного населения перечисляется документация, необходимая для процедуры регистрации безработным граждан, у которых основная цель операции - поиск трудоустройства. Ниже приведены непосредственно документы:

  • Справка, отражающая средний заработок гражданина (справка о доходе или же о денежном довольствии) за трехмесячный период со дня подачи заявления.
  • Документ, который служит удостоверением личности (как правило, это паспорт).
  • Документация, подтверждающая трудовой стаж гражданина (обычно в роли ее выступает трудовая книжка).
  • Бумаги, служащие удостоверением в отношении профессиональной квалификации.

Если исключается тот факт, что безработные считаются работавшими ранее (то есть, они не имеют специальности (профессии)), то таким гражданам в органах службы занятости необходимо предъявить документ, который удостоверяет личность (как правило, в роли его выступает паспорт), а также документацию об образовании. Так, по предоставлению перечисленных бумаг у ранее не работавшего индивида появляется абсолютное право, связанное с регистрацией в государственных органах службы занятости для того, чтобы в последующем подыскать подходящую для себя работу. Важно отметить, что у данного государственного органа, так или иначе, возникает обязанность, которая корреспондирует представленному праву, по обязательной необходимости в проведении такой регистрации.

Готовность работать

Какое лицо считается безработным ? Четвертым обстоятельством, характеризующим правовой термин безработного, является готовность индивида приступить к работе, подходящей для него. В свою очередь, отказ человека от реализации возможности, связанной с трудоустройством, служит веским основанием для его лишения статуса безработного. Однако существует исключение. Люди считаются безработными, если они хотят работать, но варианты трудоустройства, которые предлагает им государственная служба занятости населения, не являются для них подходящими. Так, наделение гражданина обязанностями по подходящему трудоустройству в качестве условия для его признания безработным ни в коем случае не может рассматриваться как нарушение принципа, аргументирующего свободное распоряжение собственными способностями к трудовой деятельности. Данное положение закреплено непосредственно в статье 37 Конституции РФ.

Кто считается безработным и может встать в центр занятости ? Индивид наделяется статусом безработного тогда, когда соответствующие государственные органы не могут предложить ему подходящую работу. Именно по этой причине он лишается возможности получения денежных средств для существования. Важно дополнить, что отказ человека от трудоустройства непосредственно на подходящем месте говорит об исполнении со стороны органов службы занятости собственной обязанности, связанной с предоставлением индивиду подходящего трудоустройства. Тем не менее каждый человек наделен правом отказаться от абсолютно любого места работы, предлагаемого соответствующими государственными органами, другими словами, свободным образом распорядиться собственными способностями к осуществлению трудовой деятельности.

Дополнительная информация

Кто считается безработным ? В процессе ответа на данный вопрос следует помнить, что отказ от осуществления права, связанного с трудоустройством, не может послужить причиной возникновению обязанности, корреспондирующей этому праву. К примеру, обязанности, которая закреплена в статье 37 Конституции РФ, непосредственно по выплате зарплаты. Кроме того, корреспондирующей праву, связанному с трудоустройством гражданина на подходящем месте работы, служит и обязанность регистрации индивида с целью подбора подходящего трудоустройства со стороны государственных органов службы занятости. Логично, что отказ от осуществления этого права влечет за собой абсолютное отсутствие обязанности непосредственно у службы занятости производить указанную регистрацию.

Таким образом, обстоятельство, подтверждающее готовность индивида приступить к работе, подходящей для него, в качестве атрибута для признания этого гражданина безработным не может являться ограничением его права на свободное распоряжение непосредственно собственными способностями к осуществлению трудовой деятельности. Так, безработными считаются лица , чей отказ от трудоустройства на подходящем месте не несет для них последствий неблагоприятного характера. Значит, трудоустройство, так или иначе, является правом, а не обязанностью. Тем не менее стоит помнить, что отказ от его осуществления не повлечет за собой возникновения обязанностей, которые корреспондируют этому праву.

Отсутствие препятствий

Кто считается безработным ? Пятым обстоятельством, которое характеризует правовое понятие безработного индивида, служит абсолютная пустота в плане препятствий непосредственно для того, чтобы признать его безработным. Так, в пункте третьем статье третьей Закона «О занятости в РФ» представлен исчерпывающий список условий, наличие доказанности которых может служить причиной для признания индивида безработным.

В соответствии с указанной нормой гражданин не может быть признан безработным, если он не достиг шестнадцатилетнего возраста. Как отмечалось выше, по статье 63 российского Трудового Кодекса существуют случаи признания трудоспособными некоторых категорий лиц, которые не достигли приведенного возраста. Важно дополнить, что это является веской причиной для наделения их статусом безработных в случае необходимости.

Безработными не могут считаться индивиды, которые получают пенсионные выплаты по старости в соответствии с российским пенсионным законодательством. Кстати, совершенно не имеет значения, пенсии предоставляются по возрасту или же за выслугу лет. Пусть даже данные лица не занимаются трудовой деятельностью, они получают денежные средства со стороны государства в виде пенсионных выплат. Так, представленное обстоятельство не относится к перечню условий, которые характеризуют правовой термин безработного гражданина.

Важно знать!

Следует отметить, что веской причиной для отказа в наделении гражданина статусом безработного служит, конечно же, начисление ему пенсионных выплат по федеральному законодательству. Интересно то, что получение пенсий по региональному законодательству не является значимым обстоятельством для отказа в процедуре регистрации человека как безработного. Основанием же для подобного отказа в соответствии с пунктом третьим статьи третьей приведенного выше Закона служит непосредственно отказ индивида на протяжении десяти дней с момента регистрации в соответствующих государственных органах для поиска подходящего места работы от двух вариантов подходящего трудоустройства (в том числе и в отношении работ временного характера). Важно дополнить, что в случае людей, которые впервые ищут работу и ранее не осуществляли трудовой деятельности ранее, актуален отказ от получения подготовки профессиональной направленности или же от предложенной государством оплачиваемой работы (сюда же относится и работа временного характера). Необходимым условием является то, что индивиду запрещено предлагать одну и ту же работу либо профессиональную подготовку, соответствующую одной и той же профессии, дважды.

Перечисленные выше разновидности отказа человека говорят также об исключении его желания воспользоваться правом трудоустройства или обучения. Таким образом, не возникает и корреспондирующей по этому праву обязанности в плане признания индивида безработным. В ряд оснований для отказа в наделении гражданина статусом безработного необходимо отнести и неявку в государственные органы службы занятости без уважительной на то причины в течение десяти дней непосредственно с момента регистрации для того, чтобы государство могло предложить данному человеку подходящее место работы. Кроме того, сюда же следует отнести и неявку в установленный соответствующими государственными органами срок для произведения процедуры регистрации индивида как безработного.

Сложно не заметить, что отказ того или иного лица от явки в государственные органы по занятости населения без уважительной причины в случае наличия двух вариантов в отношении подходящего места работы приравнивается к абсолютному отсутствию желания с его стороны осуществлять право непосредственно на трудоустройство. Именно поэтому применение данной причины для отказа в наделении гражданина статусом безработного ни в коем случае не противоречит соответствующему правовому термину, хоть и неявка на процедуру регистрации гражданина как безработного в случае отсутствия вариантов в плане подходящего места работы не вытекает из правового термина безработного индивида как причина для отказа в наделении его соответствующим статусом. Важно дополнить, что права и свободы личности, в том числе касательно области занятости, не ограничиваются посредством процессуального законодательства исключительно по формальным соображениям.

Студент считается безработным?

Заключительным вопросом, который будет целесообразным рассмотреть в данной статье, является причисление студентов и учащихся к безработному населению. Так, в соответствии с Законом от 19.04.1991 «О занятости населения в РФ» индивиды, которые проходят дневной курс обучения в государственных либо частных учреждениях общего образования, а также в учреждениях профессионального начального, среднего или высшего образования, включая обучение непосредственно по направлению службы занятости населения государственной направленности, не являются безработными.

человек в трудоспособном возрасте, умеющий и желающий работать, но не имеющий работы и трудового дохода по независящим от него причинам. В соответствии с Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г Б. - это трудоспособный гражданин, который не имеет работы и заработка, зарегистрирован в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готов приступить к ней.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БЕЗРАБОТНЫЕ

трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Согласно Закону РФ "О занятости населения в Российской Федерации" подходящей считается такая работа (в том числе работа временного характера), которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. При этом максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. Любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера, требующая или не требующая предварительной подготовки, считается подходящей для граждан: впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии, отказавшихся повысить или восстановить квалификацию по имеющейся профессии, получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального, 12-месячного периода безработицы; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших; обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ. Подходящей не может считаться работа, если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Однако последнее условие не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал уровень средней заработной платы в данном субъекте Российской Федерации. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже уровня средней заработной платы в данном субъекте Федерации. Государство гарантирует безработным гражданам: бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости; обеспечение социальной поддержки; компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости; бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение; возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан. Для содержания безработных выделяются специальные средства внебюджетного Государственного фонда занятости населения, образуемого за счет отчислений всех предприятий и других источников. Средства Фонда являются государственной собственностью. Они направляются не только для выплат пособий по безработице, но также на мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных, на организацию общественных работ, содержание органов службы занятости и на другие цели, касающиеся содержания и трудоустройства безработных.