Антициклическая политика государства. Антициклическая политика государства в условиях смешанной системы

Циклическое развитие экономики вызывает колебания основных — , и др. Эти колебания неблагоприятно влияют прежде всего на население страны, которое выступает в роли потребителей, наемных работников или предпринимателей. Для того чтобы смягчить негативные последствия и сгладить циклические колебания государство проводит стабилизационную политику . Ее суть заключается в том, чтобы сдерживать экономику в фазе подъема, не допускать перегрева, а также поддерживать экономику на стадии спада и не давать ей "упасть" слишком глубоко.

Основными инструментами стабилизационной программы являются^

  • денежно-кредитная (или )
  • и бюджетно-налоговая (или фискальная) политики.

Монетарная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Следует отметить, что монетарная политика воздействует, прежде всего, на совокупный спрос, поскольку она оказывает влияние на решения индивидов о потреблении и сбережении и на решения фирм об инвестициях. Как указывалось в главе 2, изменение совокупного спроса влечет за собой изменение объема производства и уровня цен. Рост денежной массы увеличивает номинальные доходы населения, стимулирует совокупный спрос и может привести к инфляции. И наоборот, сокращение денежной массы снижает совокупный спрос и инфляцию.

Для уменьшения циклических колебаний следует сокращать денежную массу в период подъема (снижая совокупный спрос) и увеличивать ее в период спада (стимулируя совокупный спрос).

Фискальная политика

Фискальная политика предполагает воздействие на фазы с помощью изменения государственных расходов и налогов. Изменение государственных расходов также влияет на сдвиг кривой , изменение же налогов воздействует на . В фазе подъема следует проводить сдерживающую политику — сокращать государственные расходы и увеличивать налоги, в фазе спада стимулирующую — увеличивать госрасходы и снижать налоги.

Недостатками фискальной и монетарной политики является то, что их действие проявляется не мгновенно, а через некоторый период времени, называемый лагом . Временной лаг возникает из-за того, что для проведения стабилизационной политики необходимо определить фазу цикла, что не всегда легко, принять (четко сформулировать и законодательно оформить) соответствующее решение и найти средства для проведения решения. Например, если государство решит снизить налоги, то в законодательном органе необходимо утвердить новые налоговые ставки и найти источник денежных средств, который компенсирует сокращение доходов государства, вызванных уменьшением налогов.

Существование лагов может привести к тому, что проводимая государством стабилизационная политика только усилит колебания. Так, если правительство решит проводить сдерживающую политику, сократив госрасходы, повысив налоги или уменьшив денежную массу, то пока решение будет выполнено, экономическая ситуация может измениться и ограничительные меры наложатся на фазу спада, углубляя ее.

До сих пор под стабилизационной политикой предполагались активные меры государства, воздействующие на национальное производство, недостатками которых являлись временные лаги. Пассивная экономическая политика лишена этих недостатков.

Под пассивной политикой понимают наличие встроенных стабилизаторов в экономике. Они предполагают автоматическое изменение какого-либо элемента при изменении макроэкономической ситуации. К ним относятся и налог на прибыль (в фазе подъема налоговые поступления увеличиваются, что сдерживает рост, в фазе спада — сокращаются); пособия по безработице и другие социальные выплаты (увеличиваются в фазе спада); субсидии отдельным отраслям экономики (также возрастают в фазе спада).

Более детально инструменты монетарной и фискальной политики будут рассмотрены в соответствующих разделах курса.

Здесь применяются мероприятия, противоположные тем, которые используются во время подъема. Прежде всего, уменьшаются налоги, растут государственные инвестиции, через Центральный банк принимаются меры относительно уменьшения процентов по кредитам. Государство стимулирует таким способом кредитную экспансию и пытается усилить деловую активность, увеличивая совокупный спрос. Циклический характер развития экономики присущ любому обществу. Следствием всего этого стало то, что кризис, уже в независимой Украине, длительный, почти 10 лет (1991-1999 гг.). Хотя следует заметить, что в 1999 г. экономика практически дошла до «дна», то есть находилась в фазе депрессии. А уже в 2000 г. началось заметное оживление, которое было реализовано в росте ВВП на 5,9 % относительно предыдущего года. В последующем темпы роста были достаточно высокими (в 2003 г. — 9,3 %; в 2004 г. — 12 %).

Мероприятия, которые государство осуществляет в фазе спада экономики

Но и в этом случае политика «дорогих денег» может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы. В целом политику, которую должно проводить государство в целях сглаживания амплитуды циклических колебаний, можно охарактеризовать как политику противодействия, т.е.


мероприятия, направленные на смягчение циклических явлений, должны идти в направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры.

В период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период “перегрева” экономики — стремится сдерживать деловую активность (рис. 5). Рис. 5. Воздействие государства: — политика экспансии; — политика сдерживания.


График на рис.

Экономические циклы

Наиболее распространенным объяснением причины этих циклов является колебание цен и ставок банковских процентов, которые, в свою очередь, изменяют инвестиционный спрос, что, в конце концов, влечет изменения в масштабах общественного производства и в занятости. Выделяет также длинные циклы они продолжаются от 50 до 60 лет.
В этих циклах есть две фазы: подъем и спад. Подъем связан с широким внедрением в производство новых достижений науки и техники, которое в свою очередь ведет к нарастанию инвестиционного спроса. А когда влияние революционных изменений в технике и технологии заметно ослабляется, производство еще определенное время двигается по инерции, но в конечном итоге наступает спад.
Проблема цикличности развития экономики является чрезвычайно актуальной, и каждая развитая страна пытается спрогнозировать возможные сроки цикла, глубину его фаз, социально-экономические последствия и т.п.

Voud makro

Если реализация товаров осложняется, то цены начинают снижаться, но это явление не является обязательным. Часто цены на товары и услуги растут. Такое явление особенно присуще странам с переходной экономикой.

Внимание

Фаза депрессии — это фаза застоя. Она начинается тогда, когда экономика достигает критических точек падения, спускается на «дно». Производство не растет, но уже и не уменьшается в своих объемах.


Именно в этой фазе достигается наибольшая незагруженность производства, а безработица достигает своего максимума. Наибольшего уровня достигает количество банкротств. На этой фазе общественного производства происходит обновление основного капитала.
Предприниматели пытаются приспособиться к низким ценам и сокращенному спросу, ищут возможности осуществлять производство и при таких условиях получать прибыль.

Какое из перечисленных ниже мероприятий государство осуществляет в фазе спада

Почему экономический цикл оказывает более сильное влияние на производство и занятость в отраслях, выпускающих товары длительного пользования, чем в отраслях, производящих товары кратковременного пользования? 3. Решите задачу. Реальный ВНП составил 800 млрд. денежных единиц в прошлом году и 840 млрд. Экономическим циклом называется промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономики. Выделяют четыре фазы цикла: пик (высшая точка экономической активности), спад (рецессия), низшая точка активности (депрессия), подъем (экспансия). Первая фаза – пик цикла. Ей соответствует высокая занятость, полная загрузка производственных мощностей, наивысший уровень деловой активности. 2.

Государственное регулирование в фазе спада

Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.). Трансфертные платежи — это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д. Нужно заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров.

Государственное антициклическое регулирование

Важно

Экономическая теория 5. В небольшой стране землетрясение уничтожило значительную часть запасов капитала. В контексте модели Солоу опишите, как будет происходить процесс восстановления экономики, каковы будут краткосрочные и долгосрочные последствия.


6. Предположим, что две страны имеют одинаковые нормы сбережений, темпы роста населения и технологического прогресса, но одна имеет высокообразованную, а другая менее образованную рабочую силу. Какое из сочетаний видов инфляции в экономике любой страны наиболее предпочтительно (благоприятно) 3.Уровень безработицы составил в текущем году 5,5%.
Естественный уровень безработицы был равен 5%. Рассчитайте реальный ВНП (при коэффициенте Оукена 2,5), если потенциальный ВНП равнялся 845,2 млрд. долл.

Мероприятия которые государство осуществляет в фазе спада экономики

В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы (например в США около 30 процентов всей стоимости производимых товаров и услуг). Одна из основных проблем — справедливость распределения налогового бремени.
Существует три основные системы, основанные на понятии прогрессивности налогообложения — отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода. — пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника); — регрессивный налогпроцентном отношении налог взимается тем ниже, чем выше доход работника); — прогрессивный налог (в процентном отношении чем выше доход, тем выше налог). На сегодняшний день в России прогрессивный налог заменен пропорциональным, что должно стимулировать сокращение «теневой» части экономики.

Мероприятия которые государство осуществляет в фазе подъема экономики

Главные цели макроэкономического развития: (*ответ*) устойчивый экономический рост (*ответ*) стабильный уровень цен (*ответ*) высокий уровень занятости (*ответ*) сбалансированный внешнеторговый баланс политическая стабильность формирование факторных рынковГлавные этапы постсоциалистической трансформации: (*ответ*) макроэкономическая стабилизация (*ответ*) переход к экономическому росту (*ответ*) завершение постсоциалистических реформ интеграция страны в мировую экономическую систему повышение качества и уровня жизниГлавный метод ведения предпринимательской деятельности – это расчет (*ответ*) коммерческий хозяйственный экономический маржинальныйГлавным вознаграждением за предпринимательские способности является _.
Однако налоги с продаж и акцизные налоги являются фактически регрессивными, так как они в большинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходе которых одна и та же сумма занимает различную долю. Задача государства — собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе в России происходит именно такая ситуация.

Государству не хватает средств, оно повышает налоги, предприниматели все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в бюджет идет все меньше средств. Государство опять повышает налоги. Получается замкнутый круг.

Я считаю, что в данной ситуации государство резонно пошло на снижение налогов, однако в связке с этим должно идти одновременное повышение ответственности за уклонение от их уплаты.

Понятно, что чем выше будет темп развития экономики на фазе подъема, тем большие будут проявления кризисных явлений. Потому государство прибегает к таким мероприятиям, которые должны определенным образом затормозить темпы расширенного воссоздания.

К наиболее распространенным мероприятиям, которые государство применяет в этом случае, есть мероприятия в налоговой сфере. Государство пытается через финансовые инструменты уменьшить деловую активность в обществе.

Увеличиваются налоги, сокращаются расходы из бюджета. Все это приводит к ограничению совокупного спроса и влечет, в конечном итоге, сокращение производства.

Впрочем, достижение этой цели может сопровождаться и нежелательными последствиями вроде роста безработицы и заострения социального напряжения в обществе. Для того, чтобы предотвратить спад в экономике, государство осуществляет политику, направленную на расширение совокупного спроса.
Понятно, что эти прогнозы разработать тяжело, потому что цикличность, хотя и является объективным явлением, но ее проявление зависит от очень многих факторов. Более-менее реалистичной становится антициклическая регуляция со стороны государства. Именно она своими действиями, хотя и не способная предотвратить цикл и его основные проявления, но может существенно повлиять на сам ход цикла, уменьшая его негативные последствия. В антициклической регуляции государства выделяют два основных направления: сдерживание развития экономики и, напротив, усиление ее развития. К первому направлению удаются тогда, когда экономика находится в фазе подъема и характеризуется мощным наращиванием спроса и высокими темпами роста ВВП. Это неминуемо, в конце концов, приведет к кризису, а следовательно, и ко всем негативным ее последствиям.

Антициклическая политика государства

Негативные последствия неравномерности развития, особенно отрицательное, часто разрушительное, воздействие экономических кризисов, вынуждаю правительства проводить мероприятия, направленные на предотвращение резких колебаний в развитии производства.

Главной задачей антициклического регулирования является уменьшение разрушительною воздействия кризисов, сглаживание глубины экономического цикла.

Антициклическая политика государства – это совокупность мероприятий, осуществляемых государством в целях сглаживания колебаний экономической активности и направленных на борьбу как с кризисными состояниями экономики, так и бума.

Государство воздействует на экономическую систему в противоположном направлении относительно данной фазы цикла. Если производство падает, государство проводит стимулирующую политику, если назревает «перегрев» конъюнктуры, то государство проводит сдерживающую политику.

Для этого у государства имеются средства и инструменты денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.

В период подъема, чтобы не допустить «перегрева» экономики, правительство с определенного момента начинает препятствовать высоким темпам роста. Повышение ставки рефинансирования и нормы обязательных банковских резервов делают деньги дороже и уменьшают поток инвестиций в экономику. Сокращение государственных расходов уменьшает совокупный спрос и снижает деловую активность. Этому служат, также, увеличение размеров налогов, отмена налоговых льгот на инвестиции и ускоренную амортизацию. В некоторых случаях, чтобы избежать глубокого кризиса, правительство может спровоцировать его наступление раньше времени. Такой «искусственный» кризис бывает, обычно, менее глубоким и менее продолжительным.

В период кризиса или депрессии для того, чтобы стимулировать производство, государство увеличивает свои расходы, снижает налоги и предоставляет фирмам налоговые льготы, принимает меры, направленные на удешевление кредитов и на сокращение резервных отчислений. В некоторых случаях государство прибегает к политике протекционизма, стимулируя национальных производителей и защищая внутренний рынок от иностранных конкурентов с помощью таможенных пошлин и ограничений на импорт товаров. Стимулирующую роль играет также изменение валютных курсов, повышающее эффективность экспорта и ограничивающее импорт.

Следует также отметить, что в применении инструментов макроэкономической политики правительство имеет определенные ограничения. Они связаны, главным образом, с тем, что предотвращение спада промышленного производства и увеличения безработицы может в качестве ответной реакции иметь рост инфляции в экономике, что не отвечает целям проводимой политики.

Следствием антициклической политики государства может стать деформация цикла: учащение кризисов при сокращении их продолжительности и глубины падения производства; удлинение фазы подъема; выпадение или значительное сокращение продолжительности фазы депрессии; происходит синхронизация цикла в разных странах, что затрудняет выход экономик из кризисного состояния за счет расширения экспорта.

Мероприятия антициклической политики государства представлены ниже:

Наряду с циклическими кризисами в современных условиях появился новый вид кризисов – трансформационный кризис, связанный с изменением, реформированием экономической системы, переходом от плановой к рыночной (смешанной) экономике. Проблеме трансформационных кризисов посвящена следующая тема.

Различие взглядов на причины циклических колебаний в экономике влечет за собой и различные подходы к проблеме их регулирования. В целом все подходы тяготеют к двум направлениям регулирования:

1) Неокейнсианскому.

2) Неоконсервативному, основанному на базе классической школы.

Первое направление ориентируется на регулирование совокупного спроса, а второе - на регулирование совокупного предложения. В приведенной ниже таблице дана их сводная характеристика.

В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которые можно использовать для этих целей.

Например, сторонники неокейнсианских рецептов наибольшее внимание уделяют:

1) бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства);

2) налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).

Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют наибольшее внимание проблеме денег и кредита. Поэтому в последние годы неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, которые во главу угла ставят объем денежной массы и его регулирование.

Несмотря на различия указанных двух направлений регулирования экономики, есть общее понимание, что,

во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания и,

во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом политика государства, направленная на сглаживание амплитуды циклических колебаний.

Государственное регулирование в фазе спада

В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает:

1) снижение ставок налога;

2) предоставление налоговых льгот на новые инвестиции;

3) проведение политики ускоренной амортизации.

При этом сторонники неокейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете - и производства.

На рисунке 3 представлена графическая иллюстрация воздействия государства на совокупный спрос.

Рис. 3.

Здесь рост спроса на величину D1D2 вызывает рост национального дохода от уровня N1 до N2. Стрелкой на оси ординат показан сдвиг вверх линии совокупного спроса, на оси абсцисс - увеличение национального дохода.

Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике.

Кредитно-денежная политика в этот период (фаза спада) преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика и предполагает проведение политики увеличения кредитов. Ее цель- оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика "дешевых денег". Это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в перспективе ведет к усилению инфляции.

Государственное регулирование в фазе подъема

Что же происходит в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения "перегрева экономики” проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями при проведении амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики неокейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит и спроса, что ведет, в конечном счете, к некоторому спаду экономической активности (рис.4).


Рис. 4.

Из рисунка видно, что снижение спроса на величину D1D2 вызывает сокращение национального дохода с N1 до N2.

В кредитно-денежной политике начинает проводиться политика "дорогих денег", что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но и в этом случае политика "дорогих денег" может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы.

В целом политику, которую должно проводить государство в целях сглаживания амплитуды циклических колебаний, можно охарактеризовать как политику противодействия, т.е. мероприятия, направленные на смягчение циклических явлений, должны идти в направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. В период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период “перегрева” экономики - стремится сдерживать деловую активность (рис. 5).


Рис. 5. Воздействие государства: - политика экспансии; - политика сдерживания.

График на рис. 5, с точки зрения неокейнсианской модели, свидетельствует о том, что, безработицу можно смягчить, во-первых, путем снижения налогов в период спада и увеличения расходов, а инфляцию - снижением расходов и повышением налогов в период подъема.

Вместе с тем, приведенный выше график характеризует и мероприятия сторонников консерватизма: меняются методы проведения политики экспансии или сдерживания, а сама система (направление воздействия политики) остается без изменений.

Читайте также:
  1. D) иностранцы, являются гражданами иностранного государства, а лица без гражданства не являются гражданами никакого государства
  2. I. Возникновение в обществе социального государства является закономерным результатом
  3. I. Истоки, развитие и расцвет Акаданского Джайхата, государства, предшествующего Абиссланду
  4. II Национальные акты, определяющие режим допуска и осуществления инвестиций на территории данного государства.
  5. III. Внутрисоюзная политика Делосской симмахии. Политика по отношению к нейтральным государствам. Борьба политических сил внутри Афин

Вобласти налоговой политики (кейнсианцы) это означает снижение ставок, предоставлении налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации; также рост государственных расходов.

Кредитно-денежная политика в этот период преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика, и предполагает проведение кредитной экспансии. Ее цель - оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика «дешевых денег». На практике это означает, что снижаются процентные ставки на выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков , что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия,так как в длительной перспективе ведет к усилению инфляционных тенденций.

Что же происходит в обратном случае, то есть в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения «перегрева» экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово- бюджетной и кредитно-денежной политики. Бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политик и. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит, и спроса, что ведет в конечном счете некоторому спаду экономической активности.

В кредитно-денежной политике начинают преобладать элементы кредитной рестрикции, то есть проводится политика «дорогих денег» , что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков .

ТЕМА. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ

Инфляция (inflation - надувание, вздутие) - обесценение денег, происходящее из-за того, что в экономике их становится больше, чем нужно; устойчивая тенденция к повышению среднего (общего) уровня цен.

Дефляция – устойчивая тенденция к снижению среднего (общего) уровня цен

Инфляция измеряется с помощью индекса цен.

ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ

Во-первых,из-за неправильной денежной политики центрального банка в обращении появляется избыточная, не обеспеченная товарами масса денег.

Во-вторых,бюджетный дефицит неминуемо ведет к инфляции. Однако ее темпы зависят от организации покрытия бюджетного дефицита. Перечислим по мере снижения темпов: эмиссия денег, займы в ЦБ, займы у всех участников процесса. Практика развитых стран показывает, что предпочтение отдается третьему способу, ибо первые два рано или поздно погружают экономику в состояние неуправляемой инфляции.

В-третьих,милитаризация экономики способствует возникновению инфляционных эффектов. Например, чрезмерное развитие военно-промышленного комплекса создает постоянное напряжение в расходной части государственного бюджета. Возрастает дефицит, а вслед за ним и инфляционное давление.

По темпам роста цен выделяют:

а) умеренную инфляцию – цены растут менее 10% в год. Стоимость денег сокращается. Отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах.

б) галопирующая: рост 20-200% в год. Контракты привязываются к реальным ценам, т.е. учитывается предстоящий прогнозируемый индекс инфляции. Деньги ускоренно материализуются в товары.

В) гиперинфляция: расхождение между ростом цен и ростом з/п катастрофично. Разрушается благосостояние даже обеспеченных слоев общества.

По степени расхождения цен по разным товарным группам выделяют сбалансированную и несбалансированную (цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу).

С точки зрения ожидаемости (предстаказуемости): ожидаемая (прогнозируемая и предсказуемая заранее) и неожидаемая (наоборот).

Наилучшей из всех комбинаций считается сбалансированная и ожидаемая. Она не дает резкого падения эфф-ти пр-ва и не ведет и не ведет к глубокому перераспределению доходов.

Безработица – это социально-экономическое явление, когда часть активного населения не может применить свою рабочую силу. В рыночной экономике всегда существует множество людей, не имеющих работу. Однако не всякий неработающий человек является безработным. Дети, престарелые не относятся к трудоспособному населению; люди, обладающие доходом (например, живущие на ренту) или просто не желающие работать не считаются безработными.

Таким образом, безработный - человек в трудоспособном возрасте (16-60 лет), который не имеет работы, находящийся в поиске работы и готовый приступить к ней.

Люди, имеющие работу, а также все занятые неполный рабочий день или неделю, относятся к категории занятых

Рабочая сила люди в трудоспособном возрасте, способные к трудовой деятельности или совокупность занятых и безработных

Лица, не имеющие работы и активно ее не ищущие, считаются выбывшими из состава рабочей силы.

Основными формами безработицы являются:

Фрикционная – охватывает работников, для которых поиск места работы, соответствующего их квалификации и индивидуальным предпочтениям, требует определенного времени. Она приходится на период между увольнением с одного места работы и поступлением на другое или возвращением на прежнее место . Основу такой безработицы составляет естественное перемещение рабочей силы между предприятиями, регионами и отраслями.

Структурная – вызвана действием НТП. Она связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. Это безработица среди лиц, профессии которых оказались «устаревшими» или менее необходимыми экономике вследствие научно-технического прогресса . Структурная безработица имеет преимущественно вынужденный и более долговременный характер, так как у этой категории безработных нет «готовых» к продаже навыков работы и получение рабочих мест для них связано с профессиональной переподготовкой, нередко сопровождающейся сменой места жительства.

Сочетание фрикционной и структурной безработицы образует естественный уровень безработицы (или уровень безработицы при полной занятости), соответствующий потенциальному ВВП. Ряд экономистов считают неприемлемым использование термина «естественный» по отношению к безработице, вызванной структурными сдвигами.

Циклическая безработица представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. В период циклического спада циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную; в периоды циклического подъема циклическая безработица отсутствует.

Сезонная безработица возникает в результате изменения спроса на рабочую силу в зависимости от времени года (с/х, рыболовство и т.д.)

Безработица оказывает отрицательно е влияние на экономическую и социальную обстановку в стране: увеличивает нагрузку на занятых, замедляет темпы эк.роста, создает соц. напряженность. Для характеристики безработицы используются разные показатели: доля безработных в совокупной рабочей силе, средняя продолжительность безработицы и т.д. Чаще обращаются к показателю уровня безработицы - это доля безработной части трудовых ресурсов общества

Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной: следовательно, «полная занятость» определяется как занятость, составляющая менее 100% рабочей силы.

Естественный уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю.


| 2 |