Риа рейтинг. Народный рейтинг страховых компаний

Эксперты проекта Общероссийского народного фронта «За права заемщиков» подготовили рэнкинг (ранжирование) 20 крупнейших страховщиков ОСАГО по итогам III квартала 2016 г. Несмотря на жалобы страховщиков об убыточности ОСАГО, эксперты ОНФ выявили, что большинство компаний остаются в прибыли, оказывая данную услугу автовладельцам. Расчеты экспертов Народного фронта основаны на публикуемых данных Банка России.

Как отмечают эксперты Народного фронта, задача рэнкинга – улучшить информированность автовладельцев о страховых компаниях, оказывающих услуги ОСАГО. В отличие от рейтинга это не зафиксированная методика расчета, а база данных, на которой строятся различные варианты ранжирования участников списка. Рэнкинг был подготовлен по нескольким показателям: объему страховых выплат, прибыльности/убыточности этого вида страхования для каждой компании, числу принятых заявлений о прямом возмещении убытков и доле отказов в нем. Также впервые были проанализированы административные взыскания в отношении страховщиков, наложенные за отказ от заключения договора ОСАГО или навязывание допуслуг.

«Проект «За права заемщиков» приступил к созданию линейки новых информационных продуктов для потребителей финансовых услуг. Рэнкинги и рейтинги участников финансового рынка, построенные на основе открытых данных, простые и понятные, помогут людям ориентироваться при выборе поставщика той или иной услуги. Рейтингование участников рынка на основании оценок потребителей – их обращений, жалоб, удовлетворенности претензионной работой – это хороший инструмент, успешно используемый в разных странах. Он не только помогает ориентироваться потребителю, но и оказывает серьезное репутационное давление на участников рынка, а значит, помогает корректировать их деятельность и качество услуг. В России такие инструменты тоже нужны. И рэнкинг по ОСАГО, который мы представляем, – первый шаг в этом направлении», – сказал руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов, сославшись при этом на то, что общедоступных данных по этой теме пока, к сожалению, очень мало.

На 20 компаний, вошедших в рэнкинг Народного фронта, приходится 89,8% всех собранных страховых премий по ОСАГО за девять месяцев 2016 г. Лидерство на рынке, как по объему премий, так и по выплатам, сохраняет «Росгосстрах», на долю которого пришлось 24,4% от всех собранных премий и 42,3% от всех компенсационных выплат.

За указанный период сегмент ОСАГО был убыточен для «Росгосстраха»: объем страховых выплат превысил объем собранных премий на 20,1%. Кроме того, выплаты превысили премии у страховых компаний «Уралсиб» и ЖАСО, что связано с ограничением действия лицензий на ОСАГО у обеих компаний. Минимальное отношение выплат к премиям наблюдалось у «Ингосстраха» (36%), а среднее значение составило 60% (без учета «Уралсиба» и ЖАСО).

Среднее значение выплат к премиям по топ-20 страховщикам составило 78,3%. Среднее значение выплат к премиям по всем страховым компаниям, информацию о которых раскрывает Банк России (по состоянию на III квартал 2016 г. таких компаний было 74), составило 69%.

Страховщики не раз заявляли о том, что уровень выплат не включает в себя резервы произошедших, но еще не урегулированных убытков, а также штрафы, пени и другие расходы, которые несут страховщики на основании судебных решений. Считается, что при уровне убыточности 80% общий результат по ОСАГО для страховщиков равен нулю, так как оставшиеся 20% уходят на расходы на ведение дел. Тем не менее у 59 из 74 страховщиков выплаты к премиям за девять месяцев 2016 г. были ниже 80%, следовательно, можно предположить, что сегмент ОСАГО не является убыточным для большинства страховщиков, даже с учетом расходов на ведение дел и отчислениями в страховые резервы (около 3% от объема собранных премий ОСАГО).

Что касается доли отказов страховщиков в прямом возмещении ущерба (ПВУ), в среднем их доля по предъявленным требованиям составила 4,9%. Минимальная доля отказов в ПВУ наблюдалась у «Ингосстраха» (1,2%), МСК «СТРАЖ» (1,2%) и СК «Армеец» (1,7%). Наиболее высокая доля отказов – у ЖАСО (13,9%), ВСК (10,6%) и АСКО (8,8%).

Безусловно, интерес для потребителя финансовых услуг представляет информация о том, как часто та или иная компания нарушает права потребителей. Поэтому эксперты «За права заемщиков» проанализировали статистику вынесенных и вступивших в силу постановлений по статье 15.34.1 КоАП РФ «Необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования», раскрытую на сайте Банка России.

За девять месяцев 2016 г. на сайте ЦБ раскрыта информации о 38 вступивших в силу постановлениях о наложении административных штрафов в отношении должностных лиц и агентов страховых компаний. Общая сумма штрафов составила 1,580 млн руб.

Согласно представленной на сайте ЦБ информации, чаще всего санкции применялись к должностным лицам и страховым агентам «Росгосстраха» (70% от общего объема штрафов), что отчасти можно объяснить его доминирующей долей на рынке ОСАГО. На втором месте с большим отрывом следует компания «НАСКО-Татарстан» (7% от общего объема штрафов). Остальным компаниям вынесено по одному штрафу с начала 2016 г. В региональном разрезе по «проштрафившимся» страховщикам лидируют Свердловская область, Республика Татарстан и Нижегородская область.

«Цифры рэнкинга говорят о многом. Как мы видим, соотношение страховых выплат к премиям показывает, что для большинства компаний ОСАГО было рентабельным в 2016 г., даже с учетом необходимости заложить 20% на операционные издержки. Это к вопросу об «острой необходимости» заменить денежные выплаты натуральным ремонтом. Конечно, очень странно выглядят 38 постановлений о наложенных административных штрафах, вступивших в законную силу, на фоне десятков тысяч обращений граждан по ОСАГО. Конечно существует объективная сложность – подтвердить факт такого нарушения. Однако это лишний раз подтверждает необходимость введения поведенческого превентивного надзора за работой страховых компаний», – прокомментировал итоги рэнкинга Климов.

Об этом свидетельствуют данные ЦБ РФ. За 2017 г. страховщики собрали по автокаско 162,5 млрд р., что на 4,8% ниже аналогичного периода прошлого года (170,7 млрд р.). В прошлом году страховщики заключили на 8,3% больше договоров каско (3,9 млн против 3,6 млн договоров годом ранее) и заплатили 31,4 млрд р. агентского вознаграждения (31,2 млрд р. в 2016 г.).

Выплаты по автокаско сократились на 14,5% – с 97,5 до 83,3 млрд р. Средняя выплата увеличилась на 7,9% и достигла 80 644 р. (74 764 р. в 2016 г. В прошлом году количество заявленных убытков по автокаско сократилось до 1,069 млн (1,259 млн годом ранее), а урегулировано было 1,033 млн убытков (против 1,304 годом ранее). Кроме того, за отчетный период страховщики 46,7 тыс. раз отказали в возмещении. Средняя доля отказов составила 4,27%.

О том, какие результаты по автокаско продемонстрировали страховщики в 2017 г. и каковы перспективы развития этого рынка в 2018 г., АСН рассказали представители страховых компаний.

Виталий Княгиничев, директор дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах»

Рынок страхования каско больше не зависит от продаж новых автомобилей. Его объем сокращается на фоне перехода на усеченные и франшизные продукты. Плюс к этому снижается аварийность, соответственно, и убыточность, и многие страховщики начинают играть на этом рынке достаточно агрессивно. Ценовая конкуренция оказывает давление на рынок, способствуя его сокращению.

В высшей точке объем рынка каско когда-то составлял 225 млрд р. По нашим оценкам, в 2018 г. по сравнению с прошлым годом рынок продолжит сжиматься и будет находиться на уровне 161 млрд р.

Павел Бородин, заместитель руководителя департамента автострахования ПАО СК «Росгосстрах»

В 2017 г. увеличилось проникновение добровольного автострахования на 8,3%. Продолжает увеличиваться количество договоров с сокращенным страховым покрытием, отличающимся от классического полного каско, значительно увеличилось количество договоров с франшизами, а тарифы по классическому каско имеют тенденцию к снижению. Эти выводы подтверждают действующие брендированные программы, реализуемые при поддержке автопроизводителей и банков, а также мониторинг и анализ тарифов как в стране в целом, так и на региональных рынках.

Сокращение выплат по добровольному страхованию объясняется двумя основными факторами. Ущерб, полученный в результате ДТП, перетек в сферу ОСАГО. По договорам с сокращенным покрытием заявляется незначительное количество убытков. В 2018 г. и далее будет продолжаться проникновение добровольного автострахования за счет выявления новых клиентских сегментов и формирования более точных предложений, активизации продаж.

Василий Бусаров, заместитель генерального директора ВСК

Причины сокращения рынка каско вполне понятны: снижение покупательской способности населения, сокращение базы страхуемых автомобилей относительно докризисных лет, высокие ставки по кредитам, увеличение срока владения автомобилем. Страховщики, получив серьезные убытки в 2014-2015 годы, в том числе связанные со значительным увеличением стоимости ремонта, все больше используют для сохранения рентабельности каско продукты с урезанным покрытием, увеличивают долю франшизных договоров, тщательно сегментируют клиентов. Много компании стремятся переманить к себе безубыточных клиентов из других компаний, предлагая дополнительные скидки. Кроме того, важно отметить, что сокращение рынка привело к ужесточению конкуренции и, как следствие, демпингу ряда игроков. Все это не могло не отразиться на средней премии по каско в сторону ее снижения.

Мы ожидаем, что в 2018 году рынок каско будет расти за счет стабилизации экономики, уменьшения кредитной ставки, внедрения новых продуктов, совершенствования политики по андеррайтингу, а также оптимизации расходов. Однако, в среднем по рынку, рост сборов по этому виду страхования вряд ли будет значительным.

Андрей Ковалев, заместитель директора департамента андеррайтинга и управления продуктами СК «Согласие»

В 2017 г. наблюдалось снижение премии и количества заявленных убытков на фоне роста количества договоров и величины среднего убытка. На наш взгляд, это отражает факт роста доли франшизных полисов – они и привели к снижению средней премии и количества убытков. В 2018 г. ожидается рост продаж новых автомобилей, что должно привести к определенному росту количества полисов каско. При этом, вероятно, продолжится, хоть и меньшими, чем ранее, темпами, рост доли франшизных полисов.

Евгений Попков, начальник отдела маркетинговых исследований СК «МАКС»

Затянувшееся падение рынка добровольного автострахования объясняется двумя основными факторами. Первый фактор количественный и связан с динамикой автомобильного рынка страны. Начиная с 2012 г. продажи новых автомобилей в России только падали. А так как каско во многом является производной от авторынка, то падение числа купленных машин логично провоцирует падение числа страховок. Слом негативного тренда в продажах авто произошел только в 2017 г., когда спрос вырос на 11%. Но положительный эффект на каско это окажет не раньше через 12 месяцев. Второй фактор ценовой. Структура спроса на автомобили в силу экономических причин сместилась в сегмент бюджетных моделей. В топ-10 самых популярных автомобилей в России девять модели стоят менее одного миллиона рублей. Удешевление автопарка ожидаемо ведет к тому, что средняя стоимость полиса каско уменьшается. Сюда же можно отнести растущую популярность франшиз. Клиенты страховых компаний, в обмен на скидку, всё чаще соглашаются на то, чтобы взять на себя часть бремени по выплатам. Что в свою очередь еще больше толкает сборы по каско вниз. В 2018 г. мы вряд ли увидим выход сегмента автокаско в зону роста. Несмотря на положительные тенденции в продажах новых автомобилей и растущем спросе на автокредиты, сборы страховой премии по полисам каско в лучшем случае сохранятся на уровне прошлого года.

Рэнкинг страховщиков автокаско за 2017 г.

Компания Сборы, тыс.р. Кол-во дог-в ");