Производство основных видов продукции на душу населения. Уровень и качество жизни населения

Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации.

1. Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании. В частности, при определении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации и размеров дотаций в расчет принимаются объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных образований.

2. Важна роль показателей консолидированных бюджетов и при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны, т. е. суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему. Так, используя показатель консолидированного бюджета Российской Федерации, определяют степень централизации финансовых ресурсов, создаваемых в стране и отражаемых в сводном финансовом балансе государства.

3. Без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов. В доходной части баланса используются следующие бюджетные данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности, средства бюджетных целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества. Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели: затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, государственные дотации, расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы, расходы на науку из бюджета, расходы на оборону, расходы на содержание органов государственной власти, правоохранительных органов, судов прокуратуры, расходы по внешнеэкономической деятельности, образование резервных фондов и др.

4. Большую роль играют показатели консолидированных бюджетов в перспективном планировании в целом и перспективном финансовом планировании в частности. При разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе которых показатели консолидированных бюджетов.

Разработка экономико-математических моделей прогнозирования бюджетов также основана на данных консолидированных бюджетов. Для расчета финансовых ресурсов на перспективу исследуются корреляционные связи между объемами доходов консолидированных бюджетов и такими переменными, как ВВП, национальный доход, объем валовой продукции промышленности, сельского хозяйства.

5. Показатели консолидированных бюджетов используются также при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование и другие среднедушевые бюджетные доходы. В свою очередь среднебюджетные показатели являются критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий. Показатели консолидированного бюджета страны используются для сравнения с аналогичными показателями других государств.

Консолидированный бюджет, пропорциональность его деления на федеральный и территориальный бюджеты будут играть все более важную роль в бюджетном прогнозировании и бюджетном процессе как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, при регулировании бюджетных связей между областным (краевым, республиканским) и местным бюджетами. Роль и функции консолидированного бюджета и его пропорций целесообразно определить в законах о бюджетном процессе.

Консолидированный бюджет субъекта федерации выполняет функцию объединения бюджетных показателей территории. Именно в консолидированном бюджете субъекта федерации и находят своё отражение условия сбалансированности доходов и расходов в целом по бюджету субъекта Федерации, а также результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе.

2. Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации и бюджетный федерализм. Налоги в системе источников формирования доходов консолидированного бюджета региона

2.1 Особенности консолидированного бюджета субъекта федерации в системе бюджетного федерализма России

В России формально существует классическая трехуровневая бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (собственно региональных бюджетов) и местных (муниципальных) бюджетов. Однако эта «простая» схема требует существенной оговорки. Дело в том, что под бюджетами субъектов Российской федерации зачастую понимается (в том числе — в законодательных актах) консолидированный бюджет региона, включающий как собственной региональный (областной, краевой, республиканский), так и местные бюджеты. В такой трактовке бюджетная система России становится двухуровневой, что в принципе соответствует реальному положению дел: большинство муниципальных образований (за

исключением крупных городов) в настоящее время не имеет сколько-нибудь значимой финансовой самостоятельности и их бюджеты де-факто являются структурными частями единого (консолидированного) бюджета субъекта Федерации. Априорно подразумевается, что система бюджетных отношений между федеральным центром и субъектами Российской Федерации должна основываться на принципах бюджетного федерализма как в большинстве развитых федеративных государствах.

Прежде чем приступить к исследованию отношений бюджетного федерализма, обратимся к толкованию самого определения. Надо сказать, что здесь мы столкнулись с известным множеством трактовок, подчас взаимоисключающих. Дело в том, что в мировой и отечественной литературе до настоящего момента нет четкого определения понятия бюджетного федерализма как экономической категории. Однако очевидно, что имевшие место в начале века дискуссии о границах между общественным и частным, централизацией и децентрализацией, породившие формирование современной бюджетной политики, стали, соответственно, основой теоретических исследований бюджетного федерализма. Аргументы берут свое начало в различии традиционных экономических учений. В данном вопросе мы поддерживаем точку зрения экспертов проекта «Tacis», считающих, что отправной точкой для развития теоретических разработок вопросов бюджетного федерализма послужили исследования австрийца Хайека (Hayek), выделившего в 30-х годах двадцатого века «экономическое значение рыночного федерализма». Того же мнения придерживаются некоторые исследователи бюджетного федерализма в Оксфордском университете. При этом они отмечают, что практика развития модели бюджетного федерализма имеет большую историю, чем теория: бюджетные устройства таких стран, как Англии и США, уже к началу 19 века имели определенные признаки бюджетного федерализма.

В современном научном знании сложившаяся система взглядов позволяет, на наш взгляд, вывести два основных подхода к пониманию и определению «бюджетный федерализм»: правовой и экономический.

При правовом подходе сущность бюджетного федерализма состоит в нормативно-законодательном определении налоговых и бюджетных взаимоотношений бюджетов всех уровней при условии соблюдения принципа относительного равноправия нижестоящих бюджетов в отношениях с вышестоящими. Такое определение бюджетного федерализма можно найти, например, в современном справочнике по территориальному управлению экономикой. При этом считается, что наличие федеративного устройства государства с необходимостью влечет за собой применение системы бюджетного федерализма в финансовой сфере, а, соответственно, унитарное государство может иметь только унитарную бюджетную систему 4 .

Экономический подход сводит понимание бюджетного федерализма к принципу организации баланса экономических интересов властей трех уровней бюджетной системы по формированию и использованию финансовых ресурсов при возможности автономного функционирования бюджетов отдельных уровней 5 . При этом четкой взаимосвязи между типом государственного устройства и обусловленностью применения принципа бюджетного федерализма нет.

Последний подход представляется более конструктивным с той точки зрения, что тип государственного устройства не является критерием использования или неиспользования принципа бюджетного федерализма.

Представляется целесообразным разделить понятия «бюджетный федерализм» и «межбюджетные отношения». Межбюджетные отношения — это часть финансовых отношений, характеризующая способы и пропорции разделения доходов и расходов, а также различные формы их взаимодействия; другими словами это органически составная часть каждой бюджетной системы, независимой от формы государственного устройства. Отношения бюджетного федерализма раскрывают сущность межбюджетных отношений и одновременно сложившийся характер взаимодействия властей.

Развивая данную идею, бюджетный федерализм можно определить как экономическое понятие, характеризующее взаимоотношения органов власти по поводу организации движения финансовых централизованных потоков в рамках бюджетного устройства на основе разграничения расходных полномочий и ответственности, подкрепленные соответствующими источниками финансирования. В заданной системе отношений целесообразно выделить восходящие денежные потоки, поступающие в виде платежей (отчислений) в федеральный бюджет из бюджетов субъектов федерации, и нисходящие денежные потоки, обеспечивающие финансирование предприятий и учреждений федеральной собственности, социальные программы, управление, оборону и т.п., а также направляемые в бюджеты субъектов Федерации для формирования их доходной базы.

Таким образом, данный аспект выступает в качестве материальной основы, создающей условия для реализации государственных задач (в том числе политических) в рамках бюджетного устройства. А из этого следует, что экономическая эффективность в рамках бюджетного федерализма — это создание стимулов для рационального использования централизованных потоков финансовых ресурсов властями разных уровней, социальная справедливость — обеспечение на всей территории страны определенного минимума социальных гарантий. Задача экономистов — определить приоритеты бюджетного федерализма сообразно сложившимся условиям хозяйствования на каждом этапе развития страны.

Целый ряд изменений, произошедших в характере отношений между бюджетами различных уровней в новой России, с начала процесса преобразований, выглядят довольно обнадеживающими на бумаге. Прежняя система, характеризовавшаяся практически полной централизацией налогово-бюджетной политики и полномочий, связанных с поступлениями и расходами, быстро превращается в систему, в рамках которой соотношения между федеральным и консолидированными региональными бюджетами все больше соответствуют аналогичным показателям, характерным для многих других развитых федераций. Гораздо более единообразные правила и условия в большинстве регионов приходят на смену хаотичным двусторонним соглашениям, характерным для первых лет переходного периода. В то время как в прошлом политика в отношении федеральных трансфертов характеризовалась недостаточной ясностью и прозрачностью, недавние реформы, проводимые с целью решения этих проблем, оказались по крайней мере частично успешными.

Тем не менее, несмотря на определенные успехи, достигнутые в процессе реформ, фактическое состояние бюджетных отношений в рамках Российской Федерации продолжает характеризоваться беспорядочностью и представлять собой основной фактор, препятствующий успешным экономическим преобразованиям. Несмотря на то что на бумаге бюджеты субнациональных органов выглядят довольно значительными, официальная система бюджетных отношений в рамках федерации остается в значительной степени централизованной, причем значительная доля поступлений и расходов региональных и местных органов регулируется законами и правилами, принимаемыми вышестоящими уровнями органов государственного управления. Четко прослеживается противоречие между этой высокой степенью централизации официальной системы и значительной фактической автономией, предоставленной субнациональным органам в течение периода реформ. Более того, в своей совокупности все эти законы и правила являются настолько обременительными, что применение их на практике часто не представляется возможным. Эти противоречия оборачиваются множеством издержек для российской экономики и процесса реформ. Во-первых, они создали такие условия, при которых должностные лица субнациональных органов государственной власти фактически могут самоустраниться от выполнения многих официальных обязанностей по управлению бюджетом. Во-вторых, такая ситуация заставляет субнациональные органы осуществлять свои фактические полномочия в процессе проведения налогово-бюджетной политики в основном с использованием средств, не предусмотренных официальной системой отношений между бюджетами разных уровней. В этой связи важными инструментами политики являются различные денежные суррогаты, внебюджетные фонды и счета, неплатежи, прямое участие в экономических организациях и накопление задолженности на уровне субнациональных органов. Кроме того, неофициальный характер таких мер политики в сочетании с низким уровнем заработной платы государственных служащих создает условия для коррупции. И наконец, при таком положении вещей нет достаточных стимулов, которые могли бы заинтересовать субнациональные органы в проведении экономической политики, в значительной степени стимулирующей предпринимательскую деятельность и инвестиции.

Страницы: ← предыдущаяследующая →

123Смотреть все

Главная Термины Статьи Курсы Опыт компаний Блог Советы Скачать Партнерам Контакты Акции

Статьи > Финансовая модель бюджетирования и управленческого учета > Консолидация бюджетов

Консолидация бюджетов

Александр Карпов, руководитель проекта bud-tech.ru, автор серии книг «100% практического бюджетирования» и книги «Постановка и автоматизация управленческого учета»

www.bud-tech.ru

Помимо полной и детальной модели бюджета доходов и расходов (БДР), неплохо иметь и упрощенную, которую можно было бы использовать еще до того, как будут консолидированы все бюджеты. После того, как будет подготовлен проект бюджет продаж, можно подсчитать маржу, используя при этом трансфертную цену, которую лучше заложить на уровне чуть выше переменной себестоимости.

Хотя, если уровень автоматизации позволяет делать быстрые расчеты переменной производственной себестоимости, можно и не использовать трансфертные цены. Рассчитав маржинальную прибыль, можно будет из выручки вычесть верхнее ограничение по постоянным расходам.

Исполнение консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Бурятии)

Маркетинговые затраты на продвижение продукции уже должны быть подготовлены, т.к. проект бюджета продаж должен рассматриваться вместе с бюджетом коммерческих расходов (см. Книгу 2 «Регламент системы бюджетирования»).

Поэтому из маржи можно вычесть верхнее ограничение по постоянным расходам и расходы на продвижение. Также необходимо еще вычесть налоги, которые к этому моменту тоже уже можно прикинуть. То есть грубый БДР можно построить в тот же день, когда будет подготовлен бюджет продаж, и сразу можно будет проверить, укладывается ли компания в нижнее ограничение по прибыли.

Если прибыль превышает ограничение, то можно продолжить все остальные расчеты. Если же прибыль получается ниже ограничения, то это значит, что нужно менять бюджет продаж и бюджет затрат на продвижение. Таким образом, исправить ситуацию можно только за счет увеличения плана продаж, т.к. к этому моменту финансовая дирекция уже должна проверить и согласовать заявки подразделений на постоянные расходы, то есть подразделения должны уложиться в ограничения по затратам.

Таким образом, при разработке финансовой модели нужно помнить о важности БДР, поскольку при консолидации сводных бюджетов по компании в целом именно этот финансовый бюджет должен анализироваться в первую очередь. Если показатели БДР не соответствуют минимальным требованиям собственников, то дальнейшую консолидацию финансовых бюджетов нужно прекратить до тех пор, пока не будет ясности в отношении того, как можно исправить ситуацию. А для этого нужно будет опуститься на уровень операционных бюджетов, чтобы понять, за счет чего конкретно можно будет привести показатели БДР к требуемым значениям.

Кстати, поэтому некоторые компании прежде чем рассчитывать детальные бюджеты, сначала делают прикидочные расчеты с использованием простой финансовой модели бюджетирования. Пример такой простой модели достаточно подробно рассмотрен в Книге 3 «Финансовая модель бюджетирования». Так вот, после того, как получены прогнозные расчеты финансовых бюджетов, можно приступать к более точному планированию с использованием детальной финансовой модели, содержащей в себе, помимо финансовых бюджетов, бюджеты, составленные по объектам нижнего уровня (бизнес-процессы, проекты, ЦФО).

Если прикидочные расчеты показывают, что стратегические показатели, содержащиеся в финансовых бюджетах, более-менее соответствуют граничным значения, то можно переходить к более детальным расчетам. Если же оценочные данные показывают, что нужные значения стратегических показателей далеки от требуемого диапозона, то компания должна серьезно задуматься над тем, как она сможет достичь поставленных целей.

Например, если будет рассматриваться вариант существенного роста выручки от реализации (скажем, несколько десятков процентов в год), то это может потребовать существенного финансирования. Правда, это уже можно будет понять, построив бюджет по балансовому листу (ББЛ), но тем не менее расчеты будут начинаться именно с БДР. Привлечение внешнего финансирования может привести к увеличению затрат по процентам за кредит, а это в свою очередь отразится на показателях БДР.

Естественно, что финансовое моделирования БДР, да и других финансовых бюджетов, – это всего лишь техника. То есть можно построить достаточно сбалансированную модель бюджетов, но, например, рынок при этом может накладывать существенные ограничения, которые просто не позволят так увеличить выручку, как это заложено в БДР. Да, такое может быть. Так изучение рынка как раз и является одной из основных задач отдела маркетинга. Сейчас же речь идет о финансовом моделировании. У компании должна быть качественная финансовая модель бюджетирования, позволяющая ей производить необходимые расчеты. Иными словами, компания должна уметь правильно считать. И это особенно важно при консолидации сводных финансовых бюджетов, поскольку именно на их основе принимается окончательное решение на плановый период.

Управление финансовым результатом складывается из управления его отдельными элементами. Речь идет о выручке от реализации, производственных, коммерческих и административно-управленческих расходах.

Управление этими показателями осуществляется на уровне функциональных бюджетов. То есть БДР – это, по сути, консолидированное представление итоговых данных о доходах и расходах.

Примечание : более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме «Бюджетное управление предприятием» , который проводит автор данной статьи — Александр Карпов.

Консолидированный бюджет субъекта РФ — Словарь финансовых и юридических терминов

Понятие консолидированного бюджета РФ

С упразднением государственного бюджета РФ , в который входили все уровни бюджетной системы России , Законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» было введено понятие «консолидированный бюджет ».

При введении данного понятия исходили не только из того, что единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, единством бюджетной классификации и документации, но и предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации для составления консолидированных бюджетов .

Консолидированный бюджет РФ представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, включающей федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ, которые, в свою очередь, состоят из региональных бюджетов (бюджетов субъектов РФ) и местных бюджетов .

Свод Федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ составляет консолидированный бюджет РФ (рис. 2).

Рис. 2. Структура консолидированного бюджета РФ

Консолидированный бюджет РФ и консолидированные бюджеты субъектов РФ не рассматриваются и не утверждаются законодательными и представительными органами власти.

Характеристика консолидированного бюджета РФ

Консолидированные бюджеты являются чисто статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующих данное государство или территориальные образования по доходам денежных ресурсов в бюджет соответствующего уровня.

Статистические консолидированные показатели используются:

При бюджетном планировании;

При анализе формирования и использования финансового фонда государства;

При разработке прогнозов экономического и социального развития государства;

При расчетах, характеризующих различные сферы обеспечения экономики общества, отдельные территориальные образования и т. д.

При бюджетном планировании показатели консолидированных бюджетов используются, например, при определении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ и при определении размеров дотаций.

В частности, при определении отчислений и размеров дотаций в расчете принимаются объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных образований.

Без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование , так как показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов базируются на консолидированных бюджетах.

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории. Феде­ральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ. Совокупность бюд­жетов субъектов РФ и местных бюджетов представляют собой консолидированные бюджеты субъектов РФ. Схема образования консолидированного бюджета РФ представлена на рис.

2.1.5 Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Составление консолидированных бюджетов возложено на со­ответствующие органы исполнительной власти. В отличие от самостоятельных бюджетов они не подлежат утверждению и не являются правовыми актами.

Рис. 1.Формирование консолидированного бюджета РФ

Доходная часть территориальных бюджетов .

В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюдже­тов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.

Закрепленные доходы - это доходы, поступающие полностью в соответствующие бюджеты. Например, по действующему законодательству за бюджетами субъектов Федерации закреплен на­лог на имущество предприятий, за местными бюджетами - на­лог на имущество физических лиц.

Регулирующие доходы - средства, передаваемые из выше­стоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов; зачис­ляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров про­центных отчислений, устанавливаемых при утверждении выше­стоящего бюджета.

Основная часть налоговых доходов субъектов Федерации и местных бюджетов в настоящее время формируется за счет регу­лирующих доходов

Дотации - средства, передаваемые из вышестоящего бюдже­та в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.

Субвенции - средства, передаваемые из вышестоящего бюд­жета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целе­вых мероприятий.

Субсидии бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;

⇐ Предыдущая29303132333435363738Следующая ⇒

Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 262 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Он используется для расчетов и анализа финансовых ресурсов, аккумулируемых в рамках данной территории через действующие там бюджеты. Это имеет значение для прогнозирования социально-экономического развития страны в целом и ее территориальных подразделений, а также для формирования взаимоотношений с выше– и нижестоящими органами власти (межбюджетных отношений).

Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) представляют собой форму образования и расходования финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения задач и функций, которые отнесены к предметам ведения местного самоуправления.

Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Органы местного самоуправления самостоятельно:

– управляют муниципальной собственностью;

– формируют, утверждают и исполняют местный бюджет;

– устанавливают местные налоги и сборы;

– осуществляют охрану общественного порядка;

– решают иные вопросы местного значения.

Законодатель определяет бюджет субъекта РФ, исходя из общего определения бюджета как формы образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Таким образом, бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения задач и функций, отнесенных к ведению субъекта РФ.

Конституция РФ не перечисляет полномочий субъектов РФ. Задачи и функции, отнесенные к ведению субъекта РФ, настолько разнообразны, что поместить их в закрытый список было бы практически невозможно.

Конституция РФ определяет предметы ведения РФ и предоставляет федеральным властям право определять свои полномочия по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, закрепляя при этом за субъектами РФ право реализовывать свои полномочия в области совместного ведения.

Определить полномочия отдельно взятого субъекта РФ можно, воспользовавшись ст. 73 Конституции РФ, в соответствии с которой субъект РФ обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Консолидированный бюджет субъекта РФ (региона) включает региональный бюджет и все бюджеты муниципальных образований, находящихся на территории данного субъекта РФ.

Консолидированный бюджет субъекта РФ не утверждается законодательным органом данного субъекта РФ. Он представляет собой статистический свод бюджетных показателей, отражающих обобщенные данные по расходам и доходам, источникам поступления финансовых средств и направлениям их использования на территории конкретного субъекта РФ. Для управления государственными делами на региональном уровне необходимо знать, какие финансовые средства аккумулируются в границах данной территории. Формируемые на территории субъекта РФ бюджеты – региональный и местные – представляют собой обособленные, самостоятельные денежные фонды. Поэтому для достижения вышеназванной цели и формируется консолидированный бюджет региона, в котором можно было бы учесть все бюджеты, действующие на территории конкретного субъекта РФ.

Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории . Он используется для расчетов и анализа финансовых ресурсов, аккумулируемых в рамках данной территории через действующие там бюджеты. Это имеет значение для прогнозирования социально-экономического развития страны в целом и ее территориальных подразделений, а также для формирования взаимоотношений с выше– и нижестоящими органами власти (межбюджетных отношений).

Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) представляют собой форму образования и расходования финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения задач и функций, которые отнесены к предметам ведения местного самоуправления .

Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью . Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Органы местного самоуправления самостоятельно:

  • управляют муниципальной собственностью ;
  • формируют, утверждают и исполняют местный бюджет ;
  • устанавливают местные налоги и сборы;
  • осуществляют охрану общественного порядка;
  • решают иные вопросы местного значения.

Законодатель определяет бюджет субъекта РФ , исходя из общего определения бюджета как формы образования и расходования фонда денежных средств , предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Таким образом, бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения задач и функций, отнесенных к ведению субъекта РФ.

Конституция РФ не перечисляет полномочий субъектов РФ. Задачи и функции, отнесенные к ведению субъекта РФ, настолько разнообразны, что поместить их в закрытый список было бы практически невозможно.

Конституция РФ определяет предметы ведения РФ и предоставляет федеральным властям право определять свои полномочия по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, закрепляя при этом за субъектами РФ право реализовывать свои полномочия в области совместного ведения.

Определить полномочия отдельно взятого субъекта РФ можно, воспользовавшись ст. 73 Конституции РФ , в соответствии с которой субъект РФ обладает всей полнотой государственной власти вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Консолидированный бюджет субъекта РФ (региона) включает региональный бюджет и все бюджеты муниципальных образований , находящихся на территории данного субъекта РФ.

Консолидированный бюджет субъекта РФ не утверждается законодательным органом данного субъекта РФ. Он представляет собой статистический свод бюджетных показателей, отражающих обобщенные данные по расходам и доходам , источникам поступления финансовых средств и направлениям их использования на территории конкретного субъекта РФ. Для управления государственными делами на региональном уровне необходимо знать, какие финансовые средства аккумулируются в границах данной территории. Формируемые на территории субъекта РФ бюджеты – региональный и местные – представляют собой обособленные, самостоятельные денежные фонды. Поэтому для достижения вышеназванной цели и формируется консолидированный бюджет региона, в котором можно было бы учесть все бюджеты, действующие на территории конкретного субъекта РФ.

* Данные за 1997 г. ** Данные за 1998 г.

ти ряда стран вещественными условиями производства можно судить по данным табл. 1.2.

Если же посмотреть в статистическом сборнике данные о раз­витии какого-либо процветающего хозяйства за длительный пе­риод, то мы увидим последовательный ряд возрастающих цифр стоимости продуктов. Может показаться, что национальное хо­зяйство поднимается вверх по прямой линии. Но если вниматель­но проследить действительное движение продукции в ее нату­ральном виде, то мы столкнемся с парадоксом. Дело в том, что


Экономические блага совершают движение по такому кругу: производство - распреде­ление - обмен - потребление. Эта после­довательность представлена на рис. 1.1.

Началом здесь является непосредственное производство - со­зидание полезных продуктов. В это время работники приспосаб­ливают вещество и силы природы к удовлетворению человече­ских потребностей (скажем, из древесины изготавливают мебель).

Производство является основой для всей хозяйственной дея­тельности. Если не создан продукт, то и нечего распределять, об­менивать и потреблять.

Распределение - такой отрезок кругооборота, который начи­нается в производстве. Чтобы создавать все многообразие полез­ных вещей, требуется разместить работников и орудия труда по разным видам хозяйственной деятельности. Такое разделение труда со временем все более углубляется и расширяется. Когда распределяется доход, полученный в процессе созидательной де­ятельности, то определяется доля каждого человека в произведен­ном богатстве. Она зависит от количества изготовленных благ.

Глава 1. Хозяйственная деятельность: ее назначение и роль...


1.1. Потребности общества и экономическая деятельность

Обмен прежде всего глубоко вторгается в производство. Ведь разделение труда вынуждает работников совершенствовать свои способности в разных направлениях. Из-за этого возникает необ­ходимость обмениваться знаниями и деятельностью в целях по­лучения общего хозяйственного результата. Такое сотрудничество можно наблюдать, например, на автомобильном заводе, продукция которого - плод совместного труда конструкторов, инженеров, технологов, рабочих разных профессий и многих других людей, включая управленческий персонал. Доставшиеся от распределе­ния блага зачастую не нужны людям для личного потребления. Но в то же время они нуждаются в совершенно других вещах. Тогда происходит обмен продуктами труда.

Потребление также непосредственно связано с производ­ством. На предприятиях расходуются жизненные силы и способ­ности работников, используются сырье, топливо, машины и дру­гие вещественные условия выпуска продукции, т.е. совершается производительное потребление. Вместе с тем потребление со­ставляет особый - заключительный этап движения продукта, когда он идет на удовлетворение личных нужд людей. В это вре­мя полезные вещи известным образом исчезают в процессе не­производительного потребления, после чего их необходимо зано­во создавать.

Эту непреложную истину особенно остро ощущает население стран с низким уровнем национального хозяйства. Здесь невоз­можно решительно поднять благосостояние народа. Убедитель­ной иллюстрацией служат данные о производстве валового внут­реннего продукта (суммы стоимости товаров и услуг, созданных в стране) в расчете на душу населения. Если валовой внутренний продукт в расчете на душу населения, произведенный в США в 1999 г., принять за 100%, то в Германии этот показатель составил 73, Японии - 74, Канаде - 78, в то время как в самых бедных странах Африки - менее 2%.

Чтобы лучше разобраться во взаимодействии этапов движения продукта труда, еще раз обратимся к рис. 1.1. Можно ли утверж­дать, что движение изготавливаемого и потребляемого продукта идет по замкнутому кругу, словно топчется на месте? Экономи­ческая статистика говорит об обратном: в мировой экономике в целом наблюдается тенденция к росту выпуска материальных благ. Например, в 1981-1990 гг. темпы роста мирового хозяйства в среднем составили 2,8% в год, а в 1990-х гг. достигали 3%. Ста­ло быть, в рассмотренной схеме кругооборота явно недостает


очень важного звена. Оно не только соединяет потребление с про­изводством, но и как бы переводит последнее на более высокую орбиту. Что же это за звено? Речь идет о потребностях.

Роль Потребность вообще - это особое психоло-

потребностей гическое состояние человека, ощущаемое или осознаваемое им как «неудовлетворенность», несоответствие между внутренними и внешними условиями жиз­недеятельности. Поэтому потребность побуждает активность, на­правленную на устранение возникшего несоответствия.

Человеческие потребности весьма многообразны. В частности, по субъектам (носителям) различаются индивидуальные, группо­вые, коллективные и общественные потребности. По объекту (предмету, на который они направлены) запросы людей подразде­ляются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сфе­рам деятельности выделяются потребности труда, общения, рек­реации (отдыха, восстановления работоспособности) и экономи­ческие.

Рассмотрим подробнее последний вид потребностей. Экономи­ческие потребности - это часть человеческих нужд, для удовлет­ворения которых необходимы производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг. Именно эти потребности участвуют в активном взаимодействии между производством и неудовлетво­ренными запросами людей. Каково же это взаимодействие?

Производство прямо влияет на потребности по нескольким на­правлениям. Во-первых, оно создает конкретные блага и тем са­мым способствует удовлетворению определенных человеческих запросов. Удовлетворение этих нужд и уже потребляемая полез­ная вещь в свою очередь ведут к появлению новых потребностей. Например, человек стремился приобрести автомобиль. После его покупки у человека возникает масса новых нужд: машину надо застраховать, найти для нее подходящую стоянку или гараж, при­обрести горючее, запасные части и др.

Во-вторых, ускорение научно-технического прогресса корен­ным образом обновляет мир и уклад жизни, порождает качествен­но новые потребности. Скажем, выпуск и поступление в продажу видеомагнитофонов вызывают желание их приобрести.

В-третьих, производство во многом влияет на способы приме­нения полезных вещей и тем самым формирует определенную бы­товую культуру. Например, первобытный человек вполне доволь-



16 Глава 1. Хозяйственная деятельность: ее назначение и роль...

Ствовался куском мяса, обугленным на костре. Нашему современ­нику для приготовления того же куска мяса требуется газовая пли­та или гриль.

В свою очередь экономические потребности оказывают обрат­ное воздействие на производство. Во-первых, они являются внут­ренней побудительной причиной и конкретным ориентиром со­зидательной деятельности.

Во-вторых, запросам людей присуще свойство быстро изме­няться в количественном и качественном отношениях. В силу это­го экономические потребности часто обгоняют производство.

В-третьих, ведущая роль потребностей проявляется в том, что они вызывают движение хозяйственной деятельности - от низ­шей ступени ко все более высоким.

Если вновь обратиться к рис. 1.1, то станет ясно, что недоста­ющим звеном в схеме кругооборота экономических благ является фаза «потребности», соединяющая «потребление» и «производство».

Всю историю экономики в определенном смысле можно рас­сматривать как историю формирования все более высокого уров­ня потребностей. Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной и духовной культуры общества) знает не­сколько уровней потребностей:

физиологические (в пище, воде, одежде, жилье, воспроизвод­
стве рода);

В безопасности (защите от внешних врагов и преступников,
помощи при болезни, защите от нищеты);

В социальных контактах (общении с людьми, имеющими те
же интересы; в дружбе и любви);

В уважении (признании со стороны других людей, самоуваже­
нии, в приобретении определенного общественного положения);

В саморазвитии (совершенствовании всех возможностей и
способностей человека).

Перечисленные формы человеческих потребностей можно изобразить в виде пирамиды (рис. 1.2).

Прогресс общества ярко проявляется в действии закона возвы­шения потребностей. Этот закон выражает объективную (неза­висимую от воли и желания людей) необходимость роста и совер­шенствования человеческих нужд по мере развития производства и культуры.

Некоторые ученые утверждают без всяких оговорок, что по­требности людей растут безгранично. Однако на деле повышение потребностей не состоит в простом пропорциональном росте всех


их видов. Быстрее всего насыщаются и имеют определенный пре­дел увеличения нужды низшего порядка. Напротив, запросы выс­шего порядка - социальные и интеллектуальные - по существу безграничны.

Вполне очевидно, что для правильной ориентации в практи­ческой хозяйственной деятельности важно знать, какие сдвиги происходят в структуре покупок населения каждой страны за оп­ределенный период. На основании этого руководители предприя­тий могут определить, когда наступает предел насыщения потреб­ностей населения в отношении определенных благ. Тогда можно своевременно переключиться на выпуск новых и более высоко­качественных продуктов, искать пути их продвижения на внут­реннем и международном рынках.

И с теоретической, и с практической точек зрения несомнен­ный интерес представляет вопрос: каковы варианты соотношения между потребностями, потреблением и производством в сегод­няшней мировой экономике?

Современные В масштабе всей современной мировой эконо-
тенденции мики складываются три основные тенденции в

изменении количественных пропорций (соот­ношений) между производством, с одной стороны, и потребнос­тями и потреблением населения - с другой.


18 Глава 1. Хозяйственная деятельность: ее назначение и роль...

Первая тенденция возникает в тех странах и регионах, где дли­тельный упадок хозяйства ведет к уменьшению как потребления, так и потребностей. Этот процесс можно уподобить спиралевид­ному движению с уменьшающимися кругами, какие мы наблюда­ем, скажем, в воронке водоворота. Такое бедственное положение сейчас можно видеть, в частности, в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки, где в 1980-1990-х гг. произошло сокра­щение дохода общества в расчете на душу населения.

Вторая тенденция выражается в том, что выпуск сравнительно ограниченного набора продуктов растет крайне медленно. В этом случае потребности являются устойчиво традиционными и лишь понемногу расширяются. Движение по колее «производство - распределение - обмен - потребление - потребности» напо­минает замкнутый круг. Отсюда вытекает длительность общего застоя в экономике, который к тому же зачастую усугубляется сло­жившимися в народе примитивными обычаями, традициями. В наши дни подобное положение можно наблюдать в отдельных странах и регионах Азии и Африки.

Первая и вторая тенденции выражают ненормальные соотно­шения в динамике производства и потребления.

Чем объяснить неблагоприятное развитие в данных двух слу­чаях? Они показывают, что во многих странах возвышению по­требностей противодействует ряд факторов, сдерживающих со­циально-экономический прогресс. К ним, в частности, относятся:

S низкий уровень материальной и духовной культуры обще­ства, ограничивающий круг человеческих нужд их видами низ­шего порядка, который изменяется медленнее всего;

■S очень слабо развитое разделение труда, что не позволяет уве­личить разнообразие материальных благ и повысить уровень по­требления и потребностей;

S низкие денежные доходы массы людей и высокий уровень цен, которые препятствуют удовлетворению их даже самых эле­ментарных запросов;

S во многих случаях более высокие темпы увеличения чис­ленности населения стран по сравнению с темпами расширения материальных условий его существования.

Третья тенденция - нормальная. В данном случае производ­ство количественно растет и качественно совершенствуется, по­вышаются уровни потребления и потребностей. Все это можно уподобить движению вверх по спирали с расширяющимися обо­ротами.


1.2. Производство и его современная структура

Примечательно, что в Организации экономического сотрудни­чества и развития (ОЭСР), куда входят 29 стран - США, Япония, Великобритания, Германия, Франция и др., - среднегодовые тем­пы роста валового национального продукта (стоимости конечных результатов деятельности материального и нематериального производства) составили в 1971-1980 гг. 3,3%,в 1981-1990 гг.- 2,9%. Личное потребление населения в среднем повышалось за год примерно на 3%. Такая же тенденция сохранилась и в 1990-х гг.

Сегодня в богатых странах проживает 1 млрд человек - так называемый «золотой миллиард». Здесь поступательный рост производства и потребления опирается в первую очередь на са­мую передовую технику и технологию, высокую культуру произ­водства.

Между тем успехи наиболее развитых стран имеют свой «сек­рет»: большинство из них по основным видам минерального сы­рья на 70% зависит от его поставок из слаборазвитых стран. По оценке специалистов, каждый человек из «золотого миллиарда» потребляет за свою жизнь в 20-30 раз больше ресурсов планеты, чем житель более бедной страны.

Все рассмотренные нами тенденции в той или иной мере вы­ражают противоречие между потребностями и производством: несоответствие между тем, что люди хотели бы иметь, и тем, что в действительности может дать им хозяйственная деятельность. Чтобы понять суть этого противоречия, выясним факторы и воз­можности, которыми располагает созидательная деятельность общества.

Разнообразное сочетание факторов производства и условий развития различных стран не позволяет оценивать уровень экономического развития с какой-то одной точки зрения. Для этого используют целый ряд основных показателей.

Показатели уровня экономического развития страны:

1. ВВП/ВНП на душу населения.

Это ведущий показатель при анализе уровня экономического развития. Он положен в основу международных классификаций, подразделяющих страны на развитые и развивающиеся. В некоторых развивающихся странах (например, в Саудовской Аравии) показатель ВВП на душу населения находится на высоком уровне, соответствующем развитым индустриальным странам, однако по совокупности других показателей (отраслевая структура экономики, производство основных видов продукции надушу селения и др.) такие страны не могут быть отнесены к категории развитых.

В группе развитых стран этот показатель составляет в среднем 25000 долл., для развивающихся стран и стран с переходной экономикой равнялась 1250 долл. (в т.ч. Россия – 4 тыс. долл.).

2. Отраслевая структура национальной экономики.

Ее анализ проводится на основе показателя ВВП, подсчитанного по отраслям. Прежде всего, учитывается соотношение между крупными народнохозяйственными отраслями материального и нематериального производства. В развитых странах преобладает сфера услуг, на которую приходится более 60% ВВП. В развивающихся государствах наибольший удельный вес занимают сельское хозяйство и добывающая промышленность. В переходных экономиках растет доля сферы услуг и снижается доля промышленности и сельского хозяйства.

Важное значение имеет и исследование структуры отдельных отраслей. Так, отраслевой анализ обрабатывающей промышленности показывает, какой удельный вес в ней занимают машиностроение и химия, т.е. отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс. Велика диверсификация ведущих отраслей. Например, количество машиностроительных отраслей и производств индустриально развитых странах мира достигает 150-200 и более, и лишь 10-15 - в странах с относительно низким уровнем экономического развития.

3. Производство основных видов продукции на душу населения (уровень развития отдельных отраслей).

Рассматриваются показатели производства некоторых основных видов продукции, являющихся базисными для развития национальной экономики; они позволяют судить о возможностях удовлетворения потребностей страны в этих основных видах продукции.

· Производство электроэнергии на душу населения.

Электроэнергетика лежит в основе развития всех видов производств, и, следовательно, за этим показателем скрываются и возможности технического прогресса, и достигнутый уровень производства, и качества товаров, и уровень услуг и т.п. Соотношение по этому показателю в настоящее время между развитыми странами и наименее развитыми составляет 500:1, а иногда и более.



· Выплавку стали и производство проката, металлорежущих станков, автомобилей, минеральных удобрений, химических волокон, бумаги и ряда иных товаров.

Выплавка стали в России составляет 408 кг на душу населения (в США – 366 кг; в Японии – 839 кг; в Германии – 566 кг; в Польше – 272 кг), производство химических волокон – 1,1 кг (в США – 17,1 кг; в Японии – 14,3 кг; в Германии – 13 кг; Польше – 2,5 кг), производство автомобилей на 1000 человек составляет – 7,1 шт. (в США – 20,7 шт.; в Японии – 65,9 шт.; в Германии – 66,7 шт.; в Польше – 13,8 шт.). По выплавке стали и чугуна Россия занимает 4 место в мире, по производству автомобилей – 11, бумаги и картона – 14.

· Производство в стране на душу населения основных видов продуктов питания: зерна, молока, мяса, сахара, картофеля и др.

Сопоставление этого показателя, например, с рациональными нормами потребления этих продуктов питания, разработанными продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН - ФАО или национальными институтами, позволяет судить о степени удовлетворения потребностей населения в продуктах питания собственного производства, о качестве пищевого рациона и т.п.

Производство зерна на душу населения составляет в России – 590 кг (в США – 1254 кг; в Японии – 102 кг; в Германии – 559 кг; Польше – 586 кг), картофеля – 242 кг (в США – 163 кг; в Японии – 23 кг; в Германии – 161 кг; Польше – 627 кг), мяса – 31 кг (в США – 113 кг; в Японии – 24 кг; в Германии – 74 кг; Польше – 77 кг). По производству зерна Россия занимает 5 место в мире, мяса – 8, картофеля – 2.

· Производство на душу населения непродовольственных товаров: тканей, одежды, обуви, трикотажа и др.

Производство обуви на душу населения в нашей стране составляет 0,3 пары (в США – 0,4 пары; в Японии – 0,3 пары; в Германии – 0,4 пары; в Польше – 1,3 пары), производство шерстяных тканей – 0,4 м 2 , хлопчатобумажных – 14,5 м 2 (в США – 0,2 и 13,5 м 2 ; в Японии – 1,6 и 6,1 м 2 ; в Германии – 1,0 и 5,8 м 2 ; в Польше – 0,8 и 5,1 м 2).

· Производство в стране на 1000 человек населения или на среднестатистическую семью ряда товаров длительного пользования: (холодильников, стиральных машин, телевизоров, легковых автомобилей, видеоаппаратуры, персональных компьютеров и др.).

Россия значительно уступает по этим показателям развитым государствам. Например, по числу телевизоров на 100 семей (отставание от США в 1,7 раза, от ФРГ – в 1,2 раза). В России на 100 семей приходится 126 телевизоров (в США – 240, Японии – 222, Германии – 140, Польше – 133), 113 холодильников (в США – 124, Японии – 127, Германии – 130, Польше – 124), 27 легковых автомобилей (в США – 85, Японии – 130, Германии – 97, Польше – 33).

4. Уровень и качество жизни населения.

Уровень жизни населения страны в значительной степени характеризуется следующими показателями:

· Структура ВВП по использованию.

Особенно важен анализ структуры частного конечного потребления (личных потребительских расходов). Большая доля в потреблении товаров длительного пользования и услуг свидетельствует о более высоком уровне жизни населения и, следовательно, более высоком общем уровне экономического развития страны. По оценкам 60% россиян тратят на питание более 50% денежных доходов. Для сравнения население Японии расходует на питание в среднем 15,5%, Германии – 12,4%, Швеции – 11,8%, США – 8,7%.

· Состояние трудовых ресурсов: средняя продолжительность жизни, уровень образования населения, потребление на душу населения основных продуктов питания, уровень квалификации трудовых ресурсов, доля расходов на образование в ВВП и пр.

Ожидаемая продолжительность жизни россиян достигла своего наименьшего значения в 1994 г. – 64 года, в 1997 г. она увеличилась до 66,9 года, в 2001 – снизилась до 65 лет. В странах третьего мира этот показатель–62 года, в развитых–75 лет. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин в России на 12 лет ниже, чем продолжительность жизни женщин. По данным ООН, такой большой разницы нет ни в одной из развитых стран (в Японии она составляет 6 лет, в США и Испании – 7, в Великобритании, Швеции, Греции – всего 5 лет).

Уровень грамотности среди взрослого населения в России составляет 99,6% и является самым высоким в мире, среднее образование имеет 95% населения. Для сравнения: данный показатель в Германии – стране с самым высоким уровнем образования в ЕС – 78%, в Великобритании – 76%, в Испании – 30%, в Португалии – меньше 20%. Обобщающим индикатором уровня культуры в мировом сообществе принято считать среднее число лет обучения населения. В Северной Америке и Западной Европе этот показатель превышает 11-12 лет, т.е. примерно на 1/3 выше чем в РФ.

Потребление основных продуктов питания на душу населения также является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни населения. Например, потребления мяса и мясопродуктов в России составляет 43 кг в год на душу населения (США – 120 кг, Япония – 44 кг, Германия – 88 кг, Польша – 61 кг); рыбы и рыбопродуктов – 11 кг (США – 11 кг, Япония – 58 кг, Германия – 14 кг, Польша – 10 кг); фруктов и ягод – 37 кг (США – 106 кг, Япония – 60 кг, Германия – 79 кг, Польша – 119 кг); картофеля – 122 кг (США – 59 кг, Япония – 102 кг, Германия – 73 кг, Польша – 132 кг).

· Развитие сферы услуг: численность населения на 1 врача; численность населения на 1 больничную койку; обеспеченность населения жильем, бытовыми приборами и пр.

В России на 1 врача приходится 212 чел. (в США – 382 чел., Японии – 530 чел., Германии – 286 чел., Польше – 442 чел.); на 1 больничную койку – 87 чел. (в США – 278 чел., Японии – 68 чел., Германии – 120 чел., Польше – 195 чел.).

· Комбинированные индексы.

Комбинированные индексы позволяют представить уровень качества жизни в виде обобщающего показателя. В целях международных сопоставлений используют так называемый индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), или сокращенно - индекс человеческого развития (ИЧР) индекс развития человеческого потенциала содержит четыре проблемы и измеряется тремя показателями. Среди основных показателей, определяющих индекс развития человеческого потенциала выделяют ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования, реальный валовой национальный продукт на душу населения. Значение индекса колеблется в пределах от 0 до 1. Считается, что страны с ИЧР ниже 0,5 имеют низкий уровень человеческого развития, если показатель колеблется между 0,5 и 0,8 – средний уровень, если превышает 0,8 – высокий уровень.

В Докладе о развитии человека, изданном ПРООН в 2002 г. приводятся индексы развития человеческого потенциала в 173 странах мира, рассчитанные за 2000 г. Лидирующую позицию занимает Норвегия (ИРЧП составляет 0,942), второе место в рейтинге принадлежит Швеции (0,941), третье – Канаде (0,940); на шестом месте находится США (0,939). Самый низкий показатель ИРЧП имеет Сьерра-Лионе (0,275). Россия, согласно данным ПРООН, находилась в 2000 г. в группе стран со средним ИРЧП и занимала 60-е место в списке (0,781). По данному показателю нашу страну опережают Панама (0,787), Белоруссия (0,788), Мексика (0,796), Уругвай (0,831)

5. Показатели экономической эффективности.

Эта группа показателей в наибольшей степени характеризует уровень экономического развития, так как показывает – прямо или косвенно – качество, состояние и уровень использования капитала страны, трудовых ресурсов.

Основными показателями экономической эффективности являются:

· Производительность труда (в целом, по промышленности и сельскому хозяйству, по отдельным отраслям и видам производства).

Производительность труда показывает выработку продукции (ВВП) одного работника и рассчитывается как отношение совокупного продукта (ВВП) и количества занятых. Часовая производительность труда в России ниже, чем в Италии в 4 раза, Франции – в 3,8 раза, США – в 3,6 раза, Японии и Германии – в 2,8 раза.

· Капиталоемкость единицы ВВП или конкретного вида продукции.

Капиталоемкость показывает, сколько капитальных ресурсов затрачивается на 1 ден. ед. конечной продукции и рассчитывается как отношение величины, затраченного капитала, к совокупному продукту (ВВП).

· Фондоотдача единицы основных фондов.

Фондоотдача показывает, сколько рублей продукции получено с 1 ден. ед. основных фондов и рассчитывается как отношение стоимости произведенной за год продукции (ВВП) к стоимости основных производственных фондов.

· Материалоемкость единицы ВВП или конкретных видов продукции.

Материалоемкость показывает, сколько сырья и материалов затрачивается на 1 ден. ед. конечной продукции и рассчитывается как отношение затрат сырья и материалов к совокупному продукту (ВВП).

Следует подчеркнуть, что уровень экономического развития страны - это понятие историческое. Каждый этап развития национальной экономики и всего мирового сообщества в целом вносит те или иные изменения в состав его основных показателей. Несмотря на все попытки сформулировать агрегатный показатель эффективности функционирования национальной экономики, который отражал бы и уровень экономического развития страны, такой показатель не создан в связи с многочисленными трудностями сведения воедино стоимостных и натуральных величин, затрат квалифицированного и неквалифицированного труда и пр.