Налогообложение определение. Налогообложение - это что? Объекты налогообложения

Властным субъектом (государственными или муниципальными органами) у подчиненного объекта. В истории нередки случаи насильственного изъятия имущества, но в наше время изъятие происходит обычно по добровольно-принудительному принципу. Налогообложение является основным источником финансирования государственных органов.

Принципы налогообложения.

  1. Принцип обязательности - уплата налогов обязательна и неотвратима.
  2. Принцип равенства - распределение налогов должно быть равным, то есть уплаченные налоги должны быть равными тем выгодам, которые налогоплательщики получают (или могут получить) от государства.
  3. Принцип определенности - правила уплаты налогов должны быть определены заранее, до срока уплаты.
  4. Принцип экономичности - издержки на налогообложение не должны превышать 7% от поступлений, иначе система налогообложения будет неэффективной.
  5. Принцип пропорциональности - определение лимита налогов по отношению к ВВП .
  6. Принцип подвижности - способность системы налогообложения оперативно расшириться в случае чрезвычайных, непредвиденных расходов государства.
  7. Принцип стабильности - нормальный интервал изменений в налогообложении в развитых странах - не чаще, чем раз в три-пять лет.
  8. Принцип оптимальности - оптимальный выбор источников и объектов налогообложения.
  9. Принцип единства - налоговое право едино для всех физических и юридических лиц на всей территории страны.
  10. Принцип справедливости - самый проблематичный принцип: во многих странах (в нашей в том числе) санкции за неуплату или несвоевременную уплату налогов не идут ни в какое сравнение с мизерной ответственностью налоговых органов в случае неправомерных штрафов или необоснованных сборов.
  11. Принцип удобства взимания налогов - уплата налогов не должна причинять неудобства налогоплательщикам по условиям места и времени уплаты.

Система налогообложения.

Система налогообложения - это комплекс всех налогов и сборов. Основы этой системы закреплены на государственном уровне в специальных налоговых кодексах либо других нормативно-правовых актах. В Российской Федерации существует 5 видов системы налогообложения :

  • общая система налогообложения;
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • патентная система налогообложения.

Основные понятия, связанные с налогообложением.

Налогоплательщик - это юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность платить налоги. По налоговому кодексу налогоплательщики имеют свои права и обязанности.

Налоговая база - совокупность объектов налогообложения за определенный период на определенной территории. Грубо говоря - список всех налогоплательщиков.

Налоговая политика (или фискальная политика ) - один из методов вмешательства государства в экономику с целью обеспечения стабильности экономики и наполнения государственного бюджета . Под влиянием экономической обстановки и текущего экономического цикла, государство может проводить разные виды налоговой политики - сдерживающую или стимулирующую, дискреционную или автоматическую (установление измененных налоговых ставок вручную или автоматически, в зависимости от изменения экономической ситуации).

Налоговое право - система правовых норм , регулирующая социальные отношения в сфере налогообложения. Источниками налогового права, как правило, являются: конституция страны, налоговый кодекс и прочие государственные нормативно-правовые акты. Не следует путать налоговое право с бюджетным правом.

Каждый субъект хозяйствования при осуществлении сталкивается с практикой налогообложения. Поэтому для успешного ведения бизнеса, не противоречащего действующему законодательству, необходимо четко понимать не только сущность этого понятия, но и вести грамотную планирования. В статье ниже мы поговорим об основах этой системы и о некоторых правилах, которых необходимо придерживаться грамотным предпринимателям.

Сущность налогообложения

Мало кому известно, что налогообложение - это древнейшее слово, которое ранее дословно означало жертвоприношение, рабский труд и даже военные трофеи. Испокон веков государственная казна пополнялась всевозможными способами, к слову, не всегда гуманными. Каждый дееспособный гражданин просто обязан был отдать должное правительству за то, что он может зарабатывать на хлеб себе и своей семье на этой территории.

Но со временем правосознание в обществе росло, и государство пришло к пониманию более гуманных и регулируемых способов пополнения собственной казны. Поэтому сегодня налоги - это не только дань и укрепление государственного бюджета, это осознанное обязательство субъектов хозяйственной деятельности. Поэтому практически каждый из нас понимает, для чего он платит деньги в казну.

Сегодня объект налогообложения - это любое имущество, с части стоимости которого предприниматель или любое лицо, получающее прибыль, обязано уплатить государству. Несмотря на обязательность исполнения уплаты, в подавляющем большинстве случаев данная процедура носит добровольный характер, что говорит о высоком уровне правосознания современных граждан.

Принципы налогообложения

Налогообложение - это структурированная и регулируемая государством комплексная система, которая действует в рамках законодательства.

Так, в Российской Федерации функционирует ряд принципов, которым данный экономический институт соответствует:

  1. Всеобщность. Это значит, что казну обязаны пополнять все, как физические, так и юридические лица, соответствующие требованиям НК РФ. Никакого дискриминационного характера налогообложение не носит по определению.
  2. Равенство. распределяется в соответствии с возможностями каждого субъекта и регулируется путем льгот.
  3. Ясность. Трактуется законодательство непротиворечивым путем, поэтому каждый плательщик может найти необходимую для себя информацию в НК РФ.
  4. Законность. Государство предусматривает ряд оснований, исходя из которых, лицо обязано выплатить долю прибыли в казну.

Методы налогообложения

Налогообложение - это процесс, который регулируется государственной политикой одновременно по нескольким направлением. Одним из таких является методика начисления налогового бремени на субъектов хозяйствования. Последняя представляет собой динамику изменения фискальных ставок, которые могут колебаться в зависимости от изменения размеров бюджетной базы.

В данном аспекте налоги и налогообложение - это непрерывный процесс регулирования объемов казны. Итак, к фискальным методикам можно отнести следующие:

  • Равная. Это означает, что на каждого субъекта хозяйствования накладывается идентичное относительно прочих бремя. В данный момент практически не используется, поскольку является устаревшей.
  • Регрессивная. Характерна уменьшением в соответствии с ростом базы казны. Зачастую используется в том случае, если уровень бюджета зависит от четко установленной суммы, а не от уровня
  • Прогрессивная. Действует обратно от регрессивной, активно используется в РФ.
  • Пропорциональная. Характерна твердой ставкой и не колеблется в зависимости от динамики уровня дохода субъектов хозяйствования.

Разновидности налогов

Цель налогообложения - это регулируемое пополнение государственной казны, поэтому для организации данного процесса с развитием правосознания у общества возникали все новые виды фискальных сборов, которые в дальнейшем разделялись на подвиды.

Среди таких можно выделить следующие:

  1. По методу уплаты: прямые (пропорциональны уровню дохода) и косвенные (выражаются в качестве надбавки на стоимость товара, которую покрывают потребители). Также на практике используется упрощенная система налогообложения (это особый режим для субъектов малого предпринимательства).
  2. По специфике использования: общие (взимаются для финансирования общегосударственных целей), специальные (имеют узкую направленность покрытия - например, при выплате налога на ГСМ средства попадают в дорожные фонды).
  3. По месту распределения: государственные (выплачиваются в централизованный орган фискальной службы) и местные (предназначены для покрытия расходов внутригородского характера).

Функции налогообложения

Налогообложение - это непрерывно действующий механизм, который выполняет ряд функций:

  1. Фискальная деятельность. Является основной и заключается в процессе регулирования и формирования средств государственной казны для дальнейшего их грамотного и равномерного распределения относительно потребностей на местах.
  2. Распределительная деятельность. Называется также социальной, поскольку осуществляет уравнительную функцию между различными слоями населения. Иными словами, часть взносов субъектов хозяйствования в бюджет выделяется на покрытие расходов незащищенных категорий общества.
  3. Регулирующая деятельность. Поддерживает равновесие между экономическими процессами внутри государства, а также аккумулирует средства для заполнения финансовых прорех в той или иной государственной отрасли.

Сущность налоговой политики предприятия

Для предпринимателя объект налогообложения - это его собственная заработанная прибыль, а поэтому делиться ей, как правило, не особо хочется. Для того чтобы минимизировать расходы и исключить риски нарушения законодательства, субъекту хозяйствования важно выбрать грамотную налоговую политику. Данного комплекса мер необходимо придерживаться во время осуществления операционной деятельности.

При своем формировании налоговая политика предприятия касается следующих направлений деятельности субъекта хозяйствования:

  • для начала необходимо определиться с посильной нагрузкой фискального бремени, а далее - с видом осуществляемой деятельности;
  • после следует определиться с графиком и сроком уплаты обязательств в бюджет, которые станут максимально комфортными для своевременного исполнения в рамках действующего законодательства;
  • в последнюю очередь стоит обдумывать вопросы инвестирования, а также методику распределения чистой прибыли предприятия (не стоит путать с таким термином, как прибыль до налогообложения - это несколько иное понятие, но об этом ниже).

Налоговая нагрузка предприятия

Налоговая нагрузка, или бремя, как ее еще принято называть, представляет собой соотношение выплаченных в казну предприятия средств субъектом хозяйствования к общей массе полученной выручки за Это, наверное, самый щепетильный вопрос среди предпринимателей, поскольку не волнует он только ИП, получивших право на упрощенную (патентную) систему выплаты фискальных обязательств. Патентное налогообложение - это особая система, которая заменяет ряд налогов (НДФЛ, НДС, обязательство на имущество) и значительно упрощает операционную деятельность предпринимателя.

Что же касается прочих субъектов хозяйствования, то они должны постоянно следить за коэффициентом налогового бремени относительно выручки, себестоимости реализованной продукции и общей ценности задействованных в производстве активов. В случае значительной доли на выходе стоит обратиться к внедрению более эффективной налоговой политики на предприятии.

Как создать эффективную налоговую стратегию

Не каждое предприятие нуждается в мерах по улучшению налоговой стратегии. Зачастую данная процедура касается только тех субъектов хозяйствования, которые уплачивают в государственную казну более чем треть от суммы добавленной стоимости на выпускаемую продукцию. Поскольку в этом случае они не только лишаются немалой доли но и ежемесячно тратят ресурсы устаревших фондов. Ведь прибыль до налогообложения - это не безразмерная величина, и даже ей свойственно заканчиваться в самый неожиданный момент, особенно при неграмотной фискальной политике на предприятии.

Поэтому важно объективно оценить политику, проводимую на предприятии. А это значит, что необходимо определить сбалансированность вовлечения в производство собственных средств, оценить риски, которые заключаются в противоречиях действующему законодательству, а также дать качественную оценку реализации стратегии на практике, ведь зачастую не все ее пункты соблюдаются.

Налогообложение

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

(taxation) Сбор, взимаемый центральным правительством или местными органами власти с физических лиц и корпоративных организаций для финансирования расходов государства, а также в качестве средства проведения фискальной/бюджетной политики. Платежи за особые услуги, оказанные плательщику или для плательщика, как налогообложение не рассматриваются. В Великобритании доход физических лиц облагается подоходным налогом (income tax) (См. также: PAYE), тогда как корпорации платят корпорационный налог (corporation tax). Увеличение богатства физических лиц облагается налогом на реализованный прирост рыночной стоимости капитала (capital-gains tax), тогда как прижизненные дары и наследства облагаются налогом на наследства (inheritance tax). См. также: муниципальный налог (council tax); прямое налогообложение (direct taxation); косвенное налогообложение (indirect taxation); подушный налог (poll tax); НДС (VAT).


Финансы. Толковый словарь. 2-е изд. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Брайен Батлер, Брайен Джонсон, Грэм Сидуэл и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .

Налогообложение

Налогообложение - процесс установления и взимания налогов в стране. Налогообложение включает определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.

См. также: Налоговые системы

Финансовый словарь Финам .


Синонимы :

Смотреть что такое "Налогообложение" в других словарях:

    Налогообложение … Орфографический словарь-справочник

    - (taxation) Сбор, взимаемый центральным правительством или местными органами власти с физических лиц и корпоративных организаций для финансирования расходов государства, а также в качестве средства проведения фискальной политики. Платежи за особые … Словарь бизнес-терминов

    Обложение налогами; заминдари, дегрессия Словарь русских синонимов. налогообложение сущ., кол во синонимов: 3 дегрессия (4) … Словарь синонимов

    - (taxation) См.: налог (tax). Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов и… … Экономический словарь

    Налогообложение - (англ. taxation) предусмотренная национальным законодательством налоговая система, формы, способы расчета и уплаты налогов. В РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, общие принципыЭнциклопедия права

    Система расчета налогов и формы их выплаты. Согласно Налоговому кодексу РФ элементами Н. являются: а) объект налогообложения; б) налоговая база; в) налоговый период; г) налоговая ставка; д) порядок исчисления налога; е) порядок и сроки уплаты… … Юридический словарь

    налогообложение - — EN taxation The act or result of a government requiring money for its support or for specific facilities or services. (Source: RHW)… … Справочник технического переводчика

    Налогообложение система изъятия имущества, основанная на властном подчинении. В системе налогообложения властный субъект изымает часть имущества у подчиненного ему субъекта. Такое изъятие может иметь различные формы (дань, подать, и даже… … Википедия

    налогообложение - система расчета налогов и формы их выплаты. Согласно Налоговому кодексу РФ элементами Н. являются: а) объект налогообложения; б) налоговая база; в) налоговый период; г) налоговая ставка; д) порядок исчисления налога; е) порядок и … Большой юридический словарь

    Налогообложение - TAXATION Система обязательных сборов, взимаемых государством с физических и юридических лиц. Налогами облагаются доходы, имущество, прирост капитала, потребление товаров и услуг (см. Tax). Государство использует средства от налоговых поступлений… … Словарь-справочник по экономике

Книги

  • Налогообложение участников...: Уч. пос./ Л. В. Полежарова и др.-М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015.-416 с. , Полежарова Л. В., Артемьев А. А., Гончаренко Л. И.. Налогообложение участников...: Уч. пос./ Л. В. Полежарова и др.-М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015.-416 с…
  • Налогообложение организаций и физических лиц. Учебное пособие , . Книга позволяет усвоить основы теории налогообложения, правовое обеспечение. В ней систематизированно изложен порядок исчисления и уплаты федеральных, региональных и местных налогов

Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Общая характеристика налоговой системы России

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных .

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития .

Принципы построения налоговой системы

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены и . В России действует трехуровневая налоговая система , состоящая из , и , что соответствует мировому опыту федеративных государств.

На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации , состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.

Принципы налогообложения

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи , сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения :

  • принцип справедливости , который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • принцип определенности , заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии , который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I , третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:
  • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
  • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
  • При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Критерии качества налоговой системы:
  • сбалансированность . Данный критерий качества налоговой системы подразумевает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;
  • эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;
  • стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен и предотвращения эффекта инфляционного ожидания;
  • эффективность социальной политики, обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;
  • полнота и своевременность уплаты налогов может быть обеспечена за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.
Основные тенденции развития налоговой системы:
  • общее снижение налогового бремени для товаропроизводителей, в том числе за счет уменьшения ставок по некоторым видам налогов, повышения роли целевых налоговых льгот;
  • устранение противоречий в действующем законодательстве, регулирующем налоговые отношения, его упрощение;
  • поэтапный перенос налогового бремени с предприятий на ренту от использования природных ресурсов;
  • повышение удельного веса прямых налогов при одновременном уменьшении доли косвенных налогов в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
  • развитие налогового федерализма, учет фискальных интересов регионов и муниципальных образований, повышение доли собственных доходов в доходной части их бюджетов;
  • совершенствование и строгое соблюдение организационных принципов построения налоговой системы, а также принципов налогообложения;
  • повышение политической ответственности, которое должно заключаться в проведении такой налоговой политики, которая зависела бы от объективных экономических условий;
  • гибкое реагирование системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры;
  • усиление налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков;
  • выравнивание условий налогообложения за счет сокращения и упорядочивания налоговых льгот;
  • совершенствование системы налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Критерии оценки налоговых систем

Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов . Зачастую эти цели противоречат друг другу.

Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.

Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности . Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.

Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.

Критерии оценки налоговых систем:

1. Равенство обязательств . Данный критерий основывается на принятом в обществе пониманиисправедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.

  • Вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования. Например, люди с низкими доходами платят меньший налог.
  • Горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства (т.е. нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог).

2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.

Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.

3. Организационная (или административная) простота связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.

Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.

4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.

Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.

5. Прозрачность — предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.

Принципы налогообложения в РФ

Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость их классификации. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его суть и содержание. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

Налоги подразделяются на следующие виды:

Закрытый список региональных и местных налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток местных органов власти пополнить доходы соответствующих бюджетов путем введения дополнительных взносов.

Налоговым кодексом устанавливаются также , определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13-15 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса к специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налоговый федерализм

Классификация налогов по принадлежности к уровням управления и власти в связи с федеративным устройством Российской Федерации подразумевает введение понятия налогового федерализма — законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.

Налоговый федерализм — это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, т. е. это совокупность отношений в налоговой сфере между РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции полномочий.

Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы.

В основу налогового федерализма положены следующие принципы:
  • Зависимость поступлений по налогам от результатов деятельности органов власти и управления. Означает, что на региональные и местные органы власти возлагается функция по осуществлению контроля за поступлением налогов.
  • Степень мобильности облагаемой базы. Высокой степенью мобильности обладают труд и капитал в денежной форме, а более низкой — имущество и природные ресурсы, поэтому налоги на труд и капитал в основном закрепляются за федеральным бюджетом, а налоги на имущество и природные ресурсы — на региональном и местном уровне.
  • Экономическая эффективность отдельных видов объектов обложения. Издержки по взиманию налогов не могут превышать размера собранных налогов.
  • Регулирование процессов на макроэкономическом уровне. Означает, что за федеральным бюджетом закрепляются основные налоги, через которые осуществляется регулирование процесса воспроизводства на уровне всей страны.

Существуют несколько подходов к решению проблемы налогового федерализма:

  • Кумулятивный — соединение в одной ставке налога ставок каждого уровня власти. Региональные и местные органы власти вправе взимать в дополнение к общефедеральным налогам одноименные налоги, размеры которых установлены верхним пределом. При этом федеральная ставка едина на всей территории страны, а региональная и местная — устанавливаются в пределах лимита (например, налог на прибыль: на федеральном уровне — 2%, на региональном — до 18%, но не ниже 13,5%).
  • Нормативный — устанавливаются нормативы, т. е. проценты, в пределах которых происходит распределение дохода от налогов между уровнями бюджетной системы (не ниже установленного процента).
  • Дистрибутивный — концентрация налоговых поступлений первоначально на едином счете, а в дальнейшем их перераспределение между звеньями бюджетной системы.
  • Фиксированный — разграничение и закрепление соответствующих налогов между разными уровнями управления в соответствии с принципами налогового федерализма. Способы разграничения и распределения налогов различны.
Распределение налогов между уровнями бюджетной системы Таблица 3

Вид налога

Определение

управление

Комментарии

Налоговой базы

Налоговой ставки

Налог на прибыль

Мобильная налоговая база, стабилизационный инструмент

Налог на доход физических лиц

Перераспределительный, стабилизационный инструмент, мобильная налоговая база

Многоуровневый налог с продаж (НДС)

Децентрализированное управление трудноосуществимо, если ставки и базы различаются в регионах

Налогообложение по месту производства предотвращает экспорт налогов

Налог на недвижимость

Иммобильная налоговая база, оплата по принципу получаемых выгод

Распределение налогов между уровнями бюджетной системы в РФ в 2008 году Таблица 4

По объекту налогообложения налоги делятся на:

  • налоги на доходы;
  • налоги на имущество;
  • налоги на потребление;
  • налоги на капитал.

По субъекту-налогоплательщику можно выделить следующие виды налогов:

  • налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);
  • налоги с организаций (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и т. д.).
Следующая классификация налогов — по способу изъятия. В данном случае налоги подразделяются на прямые и косвенные. Это деление осуществляется по трем признакам:
  • по способу уплаты;
  • по способу взимания;
  • по экономическому признаку.

Исходя из первого признака, к прямым налогам относятся налоги, которые вносятся в бюджет действительными плательщиками налогов, а косвенные налоги вносятся в бюджет третьими лицами и ими перелагаются на конечных потребителей товаров, работ, услуг. Исходя из второго признака к прямым налогам относятся налоги, взимаемые по окладным листам, кадастрам; а к косвенным налогам — налоги, взимаемые по тарифам. В соответствии с экономическим признаком к прямым налогам относятся налоги, взимаемые с производства (доходов, имущества), а к косвенным — налоги, взимаемые с потребления (расходов, пользования имуществом). К прямым налогам можно отнести налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, а к косвенным налогам — налог на добавленную стоимость, акцизы.

Налоговый предел — это предельный уровень налогообложения, превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений и при котором достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового внутреннего продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Налоговый предел выражается в принципе соразмерности. Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лаффера. Кривая показывает, что при повышении ставки налога до налогового предела налоговые доходы бюджета возрастают.

Однако при превышении уровня налогового предела уплата налога приводит к тому, что у налогоплательщика чистого дохода практически не остается. Начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер. Происходит искусственное занижение налоговой базы, перемещение валового внутреннего продукта в сферу теневой экономики и, как следствие, сокращение налоговых доходов бюджета.

При определении влияния налогов на экономический рост необходимо учитывать связь между уровнем налогообложения и объемом налоговых поступлений в бюджет. Для характеристики изменений налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (валового внутреннего продукта, доходов населения, уровня розничных цен и т. д.) в макроэкономике применяется коэффициент эластичности налогов.

Коэффициент эластичности налогов рассчитывается по формуле:
  • Э — коэффициент эластичности;
  • X — начальный уровень налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
  • X 1 — прирост налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
  • Y — начальный уровень определяющего фактора (например, ВВП и др.);
  • Y 1 — прирост анализируемого фактора.

Коэффициент эластичности налогов показывает, насколько процентов изменяются налоговые поступления при изменении определяющего фактора на 1%. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в остается стабильной. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВВП, и удельный вес налоговых доходов в ВВП возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в ВВП снижается.

Основные термины налогообложения

Согласно ст. 17 Налогового кодекса России, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

  • объект налогообложения (ст.38 НК РФ);
  • налоговая база (ст. 53 НК РФ);
  • налоговый период (ст. 55 НК РФ);
  • налоговая ставка (ст. 53 НК РФ);
  • порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ);
  • порядок и сроки уплаты налога (ст. 57 НК РФ).

Налогоплательщики — организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.

Права налогоплательщиков (ст. 21 НК РФ). Налогоплательщики имеют право:

  • пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  • предоставлять налоговым органам документы, подтверждающие права на льготы по налогам;
  • знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
  • предоставлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов по актам проверок;
  • в установленном порядке обжаловать решение налоговых органов и действие их должностных лиц;
  • другие права.

Обязанности налогоплательщиков (ст. 23 НК РФ). Обязанности у налогоплательщика возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Налогоплательщики в соответствии с налоговым законодательством должны:

  • уплачивать законно установленные налоги;
  • вести бухгалтерский учет;
  • составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность в течение трех лет;
  • предоставлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
  • вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;
  • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
  • известить о прекращении своей деятельности, несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
  • предупредить об изменении своего места нахождения не позднее 10 дней со дня принятия такого решения;
  • выполнять другие обязанности.

Налоговый агент — лицо, на которое в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов (например, налоговый агент по налогу на доходы физических лиц — организация-работодатель.)

Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период календарный год или иной период времени (месяц, квартал) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) или в долях к объекту налогообложения (процентные ставки). Процентные ставки, в свою очередь, подразделяются на пропорциональные, регрессивные и прогрессивные (причем прогрессия может быть как простой — применяется ко всему объекту, так и сложной — повышенная ставка применяется к части объекта налогообложения).

Порядок исчисления налога — в соответствии со ст. 52 Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Порядок и сроки уплаты налогов — уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном законодательством, в или . Конкретный порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом применительно к каждому налогу. При нарушении срока уплаты налога налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Налоговые льготы в соответствии с Налоговым кодексом льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.