Либерализация и протекционизм в международной торговле. Либерализация рынков включает в себя

Либерализация цен

Хронология

Социально-экономические реформы в России в 1990-х гᴦ., их цена и результаты

Экономические реформы в России (1990-е годы) - экономические реформы, реализованные в 1990-е годы в России. К ним, в частности, относятся либерализация цен, либерализация внешней торговли и приватизация.

В начале 1992 ᴦ. в стране начала проводиться радикальная экономическая реформа, в частности, 2 января 1992 ᴦ. вступил в силу Указ Президента РСФСР ʼʼО мерах по либерализации ценʼʼ. Уже в первые месяцы года рынок стал наполняться потребительскими товарами, но монетарная политика эмиссии денег (в том числе и в бывших союзных республиках) привела к гиперинфляции: резкому снижению реальных зарплат и пенсий, обесцениванию банковских накоплений, резкому падению уровня жизни.

По мнению академика РАН Н. П. Шмелёва, Егор Гайдар фактически ограбил страну тем, что не ввёл инфляционный коэффициент на вклады в сберегательных кассах.

Экономика, вышедшая из-под контроля правительства, страдала от финансовых спекуляций, падения курса рубля по отношению к твёрдой валюте. Кризис неплатежей и замена денежных расчётов бартером ухудшали общее состояние хозяйства страны. Результаты реформ стали очевидны к серединœе 1990-х годов. С одной стороны, в России начала формироваться многоукладная рыночная экономика, улучшились политические и экономические связи со странами Запада, была провозглашена в качестве приоритета государственной политики защита прав и свобод человека. Но в 1991-1995 гᴦ. ВВП и промышленное производство упали более чем на 20 %, уровень жизни большинства населœения резко снизился, инвестиции за 1991-1998 годы упали на 70 %.

В 1992 году одновременно с либерализацией внутренних цен была произведена либерализация внешней торговли. Она была осуществлена задолго до того, как внутренние цены пришли к равновесным значениям. Как следствие продажа некоторых сырьевых ресурсов (нефти, цветных металлов, топлива) в условиях низких экспортных тарифов, разницы внутренних и мировых цен, слабого контроля на таможне стала сверхприбыльной. Как писал академик РАН В. М. Полтерович, при такой доходности внешних операций с сырьём инвестиции в развитие производства потеряли смысл, а ʼʼцелью стало получение доступа к внешнеторговым операциямʼʼ. По мнению В. М. Полтеровича, ʼʼэто способствовало росту коррупции и преступности, росту неравенства, повышению внутренних цен и спаду производстваʼʼ. Другим следствием либерализации торговли стал поток дешёвых импортных потребительских товаров, устремившийся на российский рынок. Этот поток привёл к обрушению отечественной лёгкой промышленности, которая к 1998 году стала производить менее 10 % от уровня до начала реформ.

Государство активно участвует в развитии внешнеэкономической деятельности путем целенаправленного воздействия на определенные сферы и объекты этой деятельности Все меры государственного воздействия могут быть разделены в зависимости от направленности действия на экономические процессы на протекционистские и либерализационные.

  • 1) Протекционизм -- защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Он характеризуется введением высоких таможенных пошлин на импортные товары.
  • 2) Свободная торговля (либерализация) -- это свободный беспошлинный или облагаемый незначительными пошлинами ввоз товаров. Меры либерализации направлены на снятие, снижение ограничений во внешней торговле, что приводит к росту конкуренции со стороны иностранных компаний.

В зависимости от характера воздействия на экономические процессы меры могут быть разделены на административные и экономические.

Одним из направлений государственного регулирования внешнеторговой деятельности является антимонопольное регулирование, выступающее важнейшим средством защиты национальных интересов малого и среднего предпринимательства и обеспечивающее развитие конкурентной среды.

Важнейшим этапом либерализации внешней торговли в России явилось создание правовых основ в виде законов и нормативных актов.

Протекционизм -- политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства.

В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли - фритредерству, спор между этими двумя доктринами продолжается со времен Адама Смита. Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей.

Критики протекционизма обычно указывают на то, что таможенные пошлины повышают стоимость импортных товаров внутри страны, от чего могут пострадать потребители. Кроме того, важным аргументом против протекционизма является угроза монополизации: защита от внешней конкуренции может помочь монополистам установить полный контроль над внутренним рынком. Примером может служить быстрая монополизация промышленности в Германии и России в конце XIX - начале XX вв., произошедшая в условиях проведения ими протекционистской политики.

Политика либерализации предполагает снятие всевозможных барьеров, препятствующих развитию международной торговли. Наряду с реализацией принципа сравнительных преимуществ, страны получают дополнительную выгоду от либерализации внешней торговли. Она заключается в том, что либерализация стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию внутри страны. Таким образом, либерализация внешней торговли - постепенная (постоянная или временная) отмена количественных ограничений во внешней торговле, установленных соответствующими государственными органами. В более широком смысле либерализацией внешней торговли понимают снятие или ослабление всяких ограничений в экономических отношениях между странами.

Для усиления внешнеторговой экспансии американских компаний правительство США добивалось от стран Западной Европы отмены количественных ограничений. В этих целях оно оказывало давление на Организацию европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), созданную в 1948 г. западноевропейскими странами. В ОЕЭС был принят "кодекс либерализации", в соответствии с которым участники взяли на себя обязательства постепенно либерализовать подавляющую часть импорта и экспорта. Однако либерализация внешней торговли более широко стала осуществляться странами Западной Европы, а также Японией со второй половины 50-х гг., когда в результате более высоких темпов экономического роста по сравнению с США, интенсивного процесса концентрации и централизации капитала, развития интеграционных процессов им удалось повысить конкурентоспособность национальных товаров.

Интеграционные процессы в Латинской Америке. МЕРКОСУР.

Активные центры интеграции в развивающемся мире - это Латинская Америка, Африка, Ближний Восток и страны Азии. Интеграция на этом уровне - это инструмент ослабления трудностей. Интеграция начала активно развиваться в 50-60-годы.

В 50-е годы в Латинской Америке возникла теория “периферийной экономики”: отсталая экономика эксплуатируется промышленно развитыми странами через механизм цен. Отсюда вытекает важнейший аспект политики развивающихся стран - добиться индустриализации, при этом индустриализация должна проводиться в первую очередь в отраслях, способных заменить импорт. Большая роль уделялась региональной интеграции. С ее помощью предполагалось добиться следующих результатов: - преодолеть узость национальных рынков и расширить рыночный простор до оптимальных размеров; - увеличить инвестиционные возможности индустрии за счет привлечения иностранного капитала; -расширение регионального рынка резко повысит заинтересованность ТНК в капиталовложениях в Л.Америку; -снижение напряженности платежного баланса и ослабление проблемы внешней задолженности и т.д. На основании этого широкое признание получил принцип договорной специализации, т.е. заключение межгосударственных соглашений о промышленном взаимозамещении и дополнении экономик стран. Что привело к ориентации на производственное сотрудничество + протекционизм. Все это привело в 60-70-х годах к созданию около 20 региональных объединений.

Сегодня существуют несколько крупных региональных группировок: Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ), в ее рамках образованы:Андская группа, Лаплатская группа, Амазонский пакт, Карибское сообщество (КАРИКОМ), Центрально-американский общий рынок, Латиноамериканская экономическая система (ЛАЭС), МЕРКОСУР (интеграция стран южного конуса).

МЕРКОСУР.

В 1980-х годах Аргентина и Бразилия подписали акт об интеграции, к которому позднее присоединились Парагвай и Уругвай. В марте 1991 года 4 страны подписали Асунсьонский договор, который легализировал МЕРКОСУР. МЕРКОСУР имеет определенную систему управления и координации интеграционными процессами. В нее входит Совет общего рынка в составе министров иностранных дел, Группа общего рынка --исполнительный орган и подчиняющиеся ему 10 технических комиссий. Деятельность МЕРКОСУР способствует стабилизации экономического развития входящих в него стран, в частности, сдерживанию инфляции и спада производства. Вместе с тем имеются и нерешенные проблемы: валютное регулирование, унификация налогообложения, трудового законодательства.

Цели МЕРКОСУР:

  • · свободное движение четырех факторов производства;
  • · единая таможенная политика по отношению к третьим странам;
  • · обеспечение координации макроэкономической политики, политики в области с/х, налоговой и денежной системах;
  • · проведение координации и доведение до сопоставимости законодательства в отношении экономической политики;
  • · резко увеличить конкурентоспособность стран-участниц.

Недостатки МЕРКОСУР : разнородная политическая структура стран-участниц, смена политических режимов, в странах идут реформы - все это вместе мешает нормальному ходу процесса интеграции.

Либерализация внешней торговли

Политика либерализации предполагает снятие всевозможных барьеров, препятствующих развитию международной торговли. Наряду с реализацией принципа сравнительных преимуществ, страны получают дополнительную выгоду от либерализации внешней торговли. Она заключается в том, что либерализация стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию внутристраны. Действительно, свободная торговля способствует конкуренции на внутренних рынках, заставляет предприятиям страны новшества, обеспечивая более широкий выбор товаров для потребителей, и дает возможность фирмам полностью использовать сравнительные преимущества и добиваться экономии, обусловленной ростом масштабов производства.
Если проводится протекционистская политика, то выгоды от специализации уменьшаются, или даже сводятся на нет. Если страны не могут свободно торговать, они должны перебрасывать ресурсы (или их часть) с эффективного их использования (из отраслей с низкими относительными издержками) на неэффективное для удовлетворения разнообразных потребностей (которые могли бы удовлетворяться поставками импортной продукции).
Таким образом, либерализация внешней торговли - постепенная (постоянная или временная) отмена количественных ограничений во внешней торговле, установленных соответствующими государственными органами. В более широком смысле либерализацией внешней торговли понимают снятие или ослабление всяких ограничений в экономических отношениях между странами.

В торговой политике большинства стран до середины минувшего века доминировал протекционизм, чему в немалой степени способствовали две мировые войны и разразившаяся Великая депрессия, вызвавшие усиление тарифной защиты национальных рынков и массовое применение количественных ограничений импорта. Во второй половине прошлого столетия ситуация коренным образом изменилась. В мировой экономике воз- никла и продолжает неуклонно укрепляться тенденция ко все большей либерализации обмена товарами и открытию национальных рынков, причем продвижение к свободе торговли связано уже не столько с выбором национальных правительств отдельно взятых стран, сколько с согласованными на многостороннем уровне решениями участников международной торговли.

Первоначальный импульс этому процессу положило подписание в 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), в котором были зафиксированы принципы и правила регулирования международной торговли товарами. 1 Участниками Соглашения стали 23 страны, выступавшие за проведение открытой и либеральной торговой политики, в основу которой были бы положены режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. В связи с тем, что подавляющая часть мировой торговли в тот период приходилась на сырьевые товары, ГАТТ в своем первоначальном виде было чисто тарифным соглашением, в которое был включен ряд положений, касающихся других форм регулирования торговли – количественных ограничений, субсидий, мер противодействия демпингу. В дальнейшем текст соглашения дополнялся новыми договоренностями, выходившими за рамки таможенно-тарифной политики и существенно менявшими содержание ряда статей ГАТТ. Особо следует отметить включение в текст ГАТТ в 1964 г. части IV «Торговля и развитие», которая при- знавала за развивающимися странами право предоставлять друг другу уступки, не распространяя их на развитые страны, а также в ряде случаев, получая уступки от развитых стран, не отвечать на них эквивалентными уступками («принцип невзаимности»). Приняв часть IV, ГАТТ конституировало и ввело в действие дифференцированный и более льготный режим в отношении развивающихся стран.

Будучи по замыслу только многосторонним торговым соглашением, ГАТТ по- степенно превратилось в de facto международную организацию, ведающую вопросами регулирования мировой торговли. До начала 60-х годов прошлого века деятельность ГАТТ как организации была направлена главным образом на регулярное проведение многосторонних переговоров о согласованном снижении таможенных барьеров. И это не случайно: в первые послевоенные годы средний уровень таможенного обложения импорта в странах-лидерах мировой торговли составлял от 20 до 30%.2 К началу 70-х гг. минувшего века под эгидой ГАТТ прошло шесть туров много- сторонних торговых переговоров, 3 в результате которых средний уровень таможенного обложения в странах-членах этой de facto организации был снижен до 7%.4 В дальнейшем, не отказываясь от тарифной проблематики и продолжая тарифное разоружение, страны-члены ГАТТ постепенно стали переносить акцент на разработку соглашений, устанавливающих нормы и правила регулирования торговли, которыми должны были бы руководствоваться правительства стран-участниц в своей внешнеторговой политике. Первые такие соглашения (Антидемпинговый кодекс и Кодекс о таможенной стоимости), уточняющие и конкретизирующие отдельные статьи ГАТТ, были приняты в ходе Кеннеди-раунда (1963–1967 гг.). Переговоры Токийского раунда (1973–1979 гг.) привели к появлению 12 подобных соглашений. Очевидным успехом этого тура переговоров, в котором приняли участие 99 стран и территорий, 26 из которых не являлись членами ГАТТ, стало дальнейшее снижение тарифных барьеров. Была достигнута договоренность об уменьшении на 1/3 ставок импортных пошлин в течение пяти лет. После реализации данной договоренности их средняя величина составила 4,7%.5 В итоге Уругвайского раунда (1986–1994 гг.), последнего тура торговых пере- говоров в рамках ГАТТ, 125 участвовавших в нем стран и территорий приняли 56 соглашений, договоренностей и решений, относящихся к широкому кругу мер регулирования внешней торговли, в том числе к правилам и процедурам урегулирования споров и функционированию международного механизма обзора торговой политики. Важнейшим из документов раунда стало соглашение об учреждении нового международного экономического института – Всемирной торговой организации (ВТО), ставшей преемницей ГАТТ. В принятых раундом документах предусматривалось, что их положения будут без каких-либо изъятий и исключений отражены в национальных законодательствах стран-членов. Участники переговоров, кроме того, договорились, что в течение пяти лет развитые страны снизят средний уровень таможенных пошлин на промышленные товары на 40%, а развивающиеся – на 2/3 от этого уровня. Они также взяли на себя обязательства «связать» подавляющую часть импортных пошлин, то есть не повышать их в будущем в одностороннем порядке. Развитым странам предстояло довести долю «связанных» пошлин в общем их количестве до 97%, а развивающимся – до 91%. Кроме того, США, Япония, ЕС и Канада обязались ликвидировать пошлины на лекарственные препараты, медицинские инструменты, строительное оборудование, сельскохозяйственную технику, черные металлы, мебель, бумагу, пиво, крепкие алкогольные напитки и игрушки. 6 С тех пор обязательства по снижению пошлин принимали на себя только страны, присоединявшиеся к ВТО после ее создания. В результате выполнения договоренностей Уругвайского раунда уровень таможенного обложения импорта в отдельных странах, играющих заметную роль в международной торговле, существенно уменьшился Уругвайский раунд стал своеобразным качественным скачком в развитии международной торговой системы, благодаря которому накапливавшиеся по мере роста масштабов мировой торговли сложные проблемы ее регулирования нашли относительно сбалансированные решения, отвечающие в целом интересам раз- личных групп стран и отдельных государств. Важное достижение этого тура многосторонних переговоров состояло в том, что принятые правовые документы охватили уже не только сферу торговли товара- ми, но и торговлю услугами, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности и инвестиционных мер. Положения, содержащиеся в ГАТТ, были дополнены отдельными соглашениями, регламентирующими торговлю сельскохозяйственной продукцией, текстилем и одеждой, применение санитарных и фитосанитарных мер, правила определения страны происхождения товара, проведение предотгрузочных инспекций и т.д. Правовой пакет ВТО, на котором и базируется международная торговая система в настоящее время, играет роль своеобразного кодекса поведения правительств в сфере регулирования внешней торговли, единого коллективного многосторонне- го торгового договора, служащего основой во многом унифицированного правового пространства.

Либерализация внешней торговли играет стратегически важную роль в переходной экономике, стимулируя развитие рыночных отношений.

С этой точки зрения можно выделить важнейшие цели либерализации внешней торговли:

Включение отечественных производителей в конкурентную борьбу на внешнем рынке и повышение международной конкурентоспособности национального производства;

Укрепление частного сектора в экономике и наделение всех экономических агентов правом осуществлять внешнеторговые операции;

Установление связи между внутренними и мировыми ценами, как бы «импортируя» мировую структуру цен;

Через принятие жестких условий конкурентной борьбы на мировых рынках заставить отечественные предприятия снижать издержки, совершенствовать технологии, повышать качество продукции, содействуя повышению эффективности всей национальной экономики;

Открытие для национальных производителей новых рынков сбыта (маркетинг);

«импорт» навыков управления в национальную экономику.

На практике либерализация внешней торговли на начальном этапе осуществления экономических реформ становится во многих случаях вынужденным шагом, поскольку позволяет снизить остроту кризиса в экономике и ускорить достижение макроэкономической стабилизации, без которой невозможно начало структурных преобразований.

Рыночная экономика предполагает свободный выход на внешний рынок каждого субъекта хозяйственной деятельности. При этом должны быть отменены все или почти все лицензии (разрешения на право заниматься внешнеторговой деятельностью) и квоты (лимиты на общие объемы ввозимой или вывозимой продукции). Их применение порождает бюрократизм и коррупцию, которые ставят преграды развитию рыночных отношений. Если по каким-то политическим причинам оказывается невозможным отменить все квоты и лицензии, то предпочтительно продавать их с аукциона, а не решать эти проблемы с помощью административного регулирования. Либерализация режима внешнеэкономической деятельности предполагает и изменение таможенной системы. Почти каждая страна использует разнообразные импортные и экспортные пошлины. Собираемые суммы направляются в государственный бюджет.

Что касается импорта, то считается, что в условиях переходной экономики появление дешевой импортной продукции попросту «задушит» отечественного производителя. Поэтому на первых этапах трансформации экономики необходимы высокие импортные пошлины, которые со временем могли бы уменьшиться.

Что касается экспорта, то считается, что в условиях переходной экономики экспортные пошлины следует устанавливать на те товары, которые на внутреннем рынке продаются по ценам ниже мировых. Тем самым возможно сохранение более низких внутренних цен, например, на энергоносители, без использования системы контроля над ценами. Проблема здесь состоит в росте коррупции, буквально процветающей в странах с переходной экономикой. Возникает реальная опасность, что ценные товары, дешевые на внутреннем рынке, будут контрабандой переправляться за границу вообще без уплаты каких-либо пошлин или налогов.

В первые годы либерализации внешней торговли в России произошли заметные сдвиги во внешнеторговых потоках: а) переориентация торговли на дальнее зарубежье; б) сокращение размеров торговли со странами Восточной Европы и с некоторыми традиционными партнерами среди развивающихся стран (например, с Индией).

В товарной структуре российского импорта сохраняется перекос в потребительскую сферу. Отличительной чертой современного периода является лишь определенная переориентация с ввоза сырья для легкой и пищевой промышленности (зерна, тканей, хлопка-сырца) на импорт готовых потребительских товаров, имеющих высокий уровень доходности (прежде всего продуктов питания). Такая высокая степень зависимости от импорта продовольствия, с одной стороны, создает потенциальную угрозу для экономической безопасности страны. С другой стороны, нельзя не видеть, что в результате непродуманной внешнеторговой политики западные производители зачастую сбрасывают на внутренние рынки России продукцию достаточно дешевую, но нередко уступающую по качеству отечественной.

В товарной структуре российского экспорта преобладают топливно-сырьевые ресурсы.

Либерализация внешней торговли играет стратегически важную роль в переходной экономике, стимулируя развитие рыночных отношений.
С этой точки зрения можно выделить важнейшие цели либерализации внешней торговли:
включение отечественных производителей в конкурентную борьбу на внешнем рынке и повышение международной конкурентоспособности национального производства;
укрепление частного сектора в экономике и наделение всех экономических агентов правом осуществлять внешнеторговые операции;
установление связи между внутренними и мировыми ценами, как бы «импортируя» мировую структуру цен;
через принятие жестких условий конкурентной борьбы на мировых рынках заставить отечественные предприятия снижать издержки, совершенствовать технологии, повышать качество продукции, содействуя повышению эффективности всей национальной экономики;
открытие для национальных производителей новых рынков сбыта (маркетинг);
«импорт» навыков управления в национальную экономику.
На практике либерализация внешней торговли на начальном этапе осуществления экономических реформ становится во многих случаях вынужденным шагом, поскольку позволяет снизить остроту кризиса в экономике и ускорить достижение макроэкономической стабилизации, без которой невозможно начало структурных преобразований.
Рыночная экономика предполагает свободный выход на внешний рынок каждого субъекта хозяйственной деятельности. При этом должны быть отменены все или почти все лицензии (разрешения на право заниматься внешнеторговой деятельностью) и квоты (лимиты на общие объемы ввозимой или вывозимой продукции). Их применение порождает бюрократизм и коррупцию, которые ставят преграды развитию рыночных отношений. Если по каким-то политическим причинам оказывается невозможным отменить все квоты и лицензии, то предпочтительно продавать их с аукциона, а не решать эти проблемы с помощью административного регулирования. Либерализация режима внешнеэкономической деятельности предполагает и изменение таможенной системы. Почти каждая страна использует разнообразные импортные и экспортные пошлины. Собираемые суммы направляются в государственный бюджет.
Что касается импорта, то считается, что в условиях переходной экономики появление дешевой импортной продукции попросту «задушит» отечественного производителя. Поэтому на первых этапах трансформации экономики необходимы высокие импортные пошлины, которые со временем могли бы уменьшиться.
Что касается экспорта, то считается, что в условиях переходной экономики экспортные пошлины следует устанавливать на те товары, которые на внутреннем рынке продаются по ценам ниже мировых. Тем самым возможно сохранение более низких внутренних цен, например, на энергоносители, без использования системы контроля над ценами. Проблема здесь состоит в росте коррупции, буквально процветающей в странах с переходной экономикой. Возникает реальная опасность, что ценные товары, дешевые на внутреннем рынке, будут контрабандой переправляться за границу вообще без уплаты каких-либо пошлин или налогов.
В первые годы либерализации внешней торговли в России произошли заметные сдвиги во внешнеторговых потоках: а) переориентация торговли на дальнее зарубежье; б) сокращение размеров торговли со странами Восточной Европы и с некоторыми традиционными партнерами среди развивающихся стран (например, с Индией).
В товарной структуре российского импорта сохраняется перекос в потребительскую сферу. Отличительной чертой современного периода является лишь определенная переориентация с ввоза сырья для легкой и пищевой промышленности (зерна, тканей, хлопка-сырца) на импорт готовых потребительских товаров, имеющих высокий уровень доходности (прежде всего продуктов питания). Такая высокая степень зависимости от импорта продовольствия, с одной стороны, создает потенциальную угрозу для экономической безопасности страны. С другой стороны, нельзя не видеть, что в результате непродуманной внешнеторговой политики западные производители зачастую сбрасывают на внутренние рынки России продукцию достаточно дешевую, но нередко уступающую по качеству отечественной.
В товарной структуре российского экспорта преобладают топливно-сырьевые ресурсы.
Рекомендация:
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

Вы также можете найти интересующую информацию в электронной библиотеке Sci.House. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 44.1. ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ:

  1. 16. Современные особенности процесса либерализации мировой торговли
  2. ККоровин А.А.. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ, ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ, ВНЕШНЕЭКОНОМИЧКСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕСПУБЛКИ БЕЛАРУСЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕШНЕЙ ТОРВГОВЛИ ТОВАРАМИ, 2014