Государственные ценные бумаги это долговые обязательства эмитента. Государственное долговое обязательство

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:

По субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральным и территориальными органами власти;

По обращению на рынке – рыночные, которые свободно покупаются и продаются, и нерыночные, которые не могут менять своих владельцев;

По валюте заимствований - внутренние и внешние;

В зависимости от срока привлечения средств – краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше);

По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом;

По обеспеченности – закладные и беззакладные;

По характеру выплачиваемого дохода – выигрышные, процентные, беспроигрышные;

И др. признакам.

Внутренний государственный кредит может выступать в следующих формах: государственные займы, обращение части вкладов населения в государственные займы, заимствование средств общегосударственного ссудного фонда, казначейские ссуды, гарантированные займы.

Государственные займы как форма государственного кредита характеризуется тем, что временно свободные денежные средства насе ления, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Другим действующим в нашей стране видом государственных бу маг являются казначейские обязательства. Основное их отличие от облигаций заключается в целях выпуска, форме выплаты дохода и свободе обращения. Средства, поступающие от продажи облигаций, направляются на пополнение бюджетного фонда, внебюджетных фондов или специально оговоренные цели. Средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на пополнение бюджета. По облигациям государственных займов доход может выплачиваться в виде процентов, выигрышей или не выплачиваться вовсе (по целевым займам). Условиями выпуска казначейских обязатель ств пр едусмотрена выплата дохода только в виде процентов.

Облигации могут быть свободно обращающимися и с ограниченным кругом обращения, казначейские обязательства подлежат реализации только среди населения.

Государственные внутренние займы классифицируются по нескольким признакам.

По праву эмиссии они делятся на выпускаемые центральным правительством, республиканскими правительствами и местными органами власти.

По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые только среди населения и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.

В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на процентные, выигрышные, процентно-выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные (целевые). Владельцы долговых обязатель ств пр оцентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем начисления процентов к номиналу ценных бумаг (без ежегодных выплат).

По выигрышным займам весь доход держатели облигаций получа ют в форме выигрышей в момент погашения облигаций. Доход выплачивается не по всем облигациям, а только по тем, которые попали в тиражи выигрышей. Условиями выпуска процентно-выигрышных займов предусматривается выплата части дохода по купонам, а другой части - в форме выигрышей. Беспроигрышные выпуски займов гарантируют, что в течение срока действия займа выигрыш упадет на каждую облигацию. В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в нашей стране не выпускаются.

Беспроцентные (целевые) займы не предусматривают выплату доходов держателям облигаций, но гарантируют получение соот-ветствующего товара, спрос на который полностью пока не удов-летворяется. Примером беспроцентной государственной кредитной операции является государственный целевой заем 1990 г. Облигации выпущены каждая достоинством, равным цене соответствующего то-вара: легкового автомобиля, мотоцикла, мини-трактора, цветного те-левизора, видеомагнитофона, холодильника, микроволновой печи, швейной машины, персонального бытового компьютера. Местные ор-ганы власти могут проводить целевые займы на строительство дорог, осуществление работ по охране окружающей среды, финансирование других мероприятий, в которых заинтересовано население админист-ративно-территориальной единицы.

По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (срок погашения до года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 – 30 лет). В нашей стране предусмотрена возможность функционирования всех видов ценных бумаг государства.

По методам размещения займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Каждому методу размещения займов соответствует свой способ реализации. Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями. Принудительные займы в СССР распространялись среди кредиторов в силу постановления правительства, предусматривающего строгую ответственность за уклонение от покупки облигаций. Займы, размещаемые среди населения по подписке с рассрочкой платежа, формально являлись добровольными. Однако их реализация сопровождалась такой массово-политической кампанией давления, которая делала их по существу обязательными. Это было возможно в условиях тоталитарного режима. В настоящее время в нашей стране действуют только добровольные займы.

Уроки Forex - это отличная для тебя подготовиться к удачной работе на бирже Forex!

Наконец, государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В настоящее время безоблигационные займы используются на межправительственном уровне.

В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которой в СССР опосредовалось системой сберегательных учреждений (банков, касс и т.п.): обращение части вкладов населения в государственные займы, при которой в отличие от первой сберегательные учреждения предоставляли кредит государству за счет заемных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставление займа последними государству за счет заемных средств без ведома их реального владельца (населения) по-зволяют выделить эти отношения в качестве особой формы государст-венного кредита.

Обращение части вкладов населения в государственные займы, предназначенные на нужды государства, осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформлением безоблигационных займов. В нашей стране это достигалось на основе покупки Сбербанком долговых обязательств государства.

Позаимствование средств общегосударственного ссудного фонда проявляется в том, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не опосредуя эти операции покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита функционировала в тоталитарном обществе и способствовала развитию инфляционных процессов, что особенно опасно в условиях отсутствия жесткого контроля за эмиссией денежных знаков. В современных условиях между государством и кредитной системой не должно существовать прямого позаимствования ссудных сре дств дл я покрытия бюджетного дефицита.

Казначейские ссуды выражают отношения оказания финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. В настоящее время в нашей стране эта форма государственного кредита активно не используется. Государство не может нести ответственность за финансовые результаты деятельности предприятий и организаций вместо их правомочных владельцев. Однако при необходимости государственные органы могут оказывать финансовую помощь хозяйственным единицам, в стабильной работе которых они заинтересованы, но на условиях возвратности, срочности и платности.

Казначейские ссуды выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента, они возможны в случае финансовых затруднений предприятий и организаций ввиду их особого положения на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране, не имеют коммерческой цели, а являются средством поддержки жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.

Международный государственный кредит представляет совокуп-ность отношений, в которых государство выступает на мировом фи-нансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов. Как и внутренние займы, они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный до лг стр аны. Странам, испытывающим значительные экономические и финансовые трудности, внешние займы могут предоставляться на льготных условиях.

Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов. Получателями займов могут быть центральные правительства, ре спубликанские и местные органы власти. Кредиторами могут выступать правительства, финансово-кредитные учреждения и другие юридические лица иностранных государств, частные лица, а также международные финансовые организации.

Основной целью государственных внешних займов является содействие укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, оказание продовольственной помощи.

Государственные внешние займы предоставляются в денежной или товарной форме. Как правило, они бывают среднесрочными или долгосрочными. Денежные займы выпускаются в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или валюте третьей страны. Погашение займов по соглашению сторон осуществляется товарными поставками или валютой. Погашение займов и выплата процентов по ним может производиться по истечении льготного периода, предоставляющего отсрочку погашения займа на 3-5 лет после его использования.

Основными кредиторами нашей страны выступают развитые капиталистические страны. Помощь оказывается в форме межправительственных займов и межбанковских кредитов. Обычно они предоставляются для финансирования товарных поставок по межправительственным соглашениям, компенсационных сделок и регулирования платежного баланса. В значительно меньших размерах государственные внешние займы предоставляются восточно-европейскими и некоторыми развивающимися странами. По мере оформления членства в международных финансовых организациях страна может получать займы и кредиты из Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития; Европейского банка реконструкции и развития для Восточной Европы и т.п.

До 40-х годов наша страна на международной арене выступала преимущественно заемщиком средств. Только Ирану, Турции и Афганистану были предоставлены небольшие займы. В послевоенный период наше государство стало и страной-кредитором. Оно предоставило значительные займы и кредиты для экономического и научно-технического развития восточно-европейским и развивающимся странам. К 1990 г. задолженность по ним достигла 88,2 млрд. руб. Чрезмерная идеологизация внешнеэкономических связей привела к изкой эффективности отношений по линии государственного кредита, что выражается, в частности, в регулярном списании долгов и отсрочке платежей стран-должников. Исправление положения возможно только на пути построения финансовых связей с другими странами на условиях мирового денежного рынка.

Государственное долговое представляют собой , подтверждающие факт заимствования правительством или иным органом государственного управления. Данные средства используются в подавляющем большинстве случаев для финансирования бюджетного дефицита. Общая сумма заимствований и составляет страны и может выражаться как в национальных денежных единицах, так и в иностранной валюте.

В законодательстве, в частности, в Бюджетном кодексе, имеется юридическое определение этого понятия как обязательства Российской Федерации перед частными или юридическими лицами, правительствами или иными органами иностранных государств, а также международными организациями или другими субъектами права. Заимствования делаются на определенный срок и подлежат погашению в установленном порядке.

Государственные долговые обязательства имеют разные формы в зависимости от способа привлечения средств. Ценные бумаги, выпущенные правительством страны, предполагают определенную доходность в соответствии с установленной процентной ставкой по ним. В каждом государстве существует система учета обязательств и порядок погашения долгов перед кредиторами.

Виды государственных долговых обязательств

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Государство заимствует денежные средства у населения, у различных по характеру деятельности организаций, а также у иностранных государств и международных финансово-кредитных организаций.

Государственный (или муниципальный) заем — это передача во временную собственность Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процентов на сумму займа.

Государственные займы подразделяются на внутренние (займы, осуществляемые в валюте РФ) и внешние (займы, осуществляемые в иностранной валюте).

Государственные займы классифицируются по ряду признаков:

  • по заемщикам (эмитентам);
  • по кредиторам (инвесторам);
  • по способу обращения на рынке;
  • по срокам погашения;
  • по технологии эмиссии;
  • по форме выплаты дохода;
  • по методам размещения;
  • по форме выплаты дохода;
  • по методу определения дохода;
  • по обеспеченности долговых обязательств;
  • по способу погашения задолженности.

В зависимости от заемщика (эмитента) займы делятся на федеральные, региональные и муниципальные, т.е. заимствуют органы власти всех уровней, но преобладающая часть государственных займов приходится на займы, осуществляемые от имени Российской Федерации (федеральные займы).

В зависимости от кредиторов (инвесторов) займы (а точнее, их финансовые инструменты) подразделяются:

  • на реализуемые только среди населения;
  • на реализуемые только среди юридических лиц;
  • на универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц;
  • на специальные, предназначенные к размещению в страховых и пенсионных фондах, правительственных учреждениях.

По способу обращения на рынке займы бывают рыночные и нерыночные. Рыночные займы (их финансовые инструменты) свободно продаются и покупаются. Они являются основными при финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные займы (удостоверяющие их документы) не могут свободно менять владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенные группы инвесторов, интересам которых и отвечают. Например, нерыночные государственные облигации выпускаются в нашей стране для привлечения средств пенсионных фондов, страховых компаний.

По срокам погашения государственные займы бывают:

  • краткосрочные — со сроком погашения до 1 года;
  • среднесрочные — со сроком погашения от 1 года до 5 лет;
  • долгосрочные — со сроком погашения свыше 5 лет (в России максимальный срок заимствований по федеральным и региональным займам 30 лет, по муниципальным — 10 лет).

По технологии эмиссии займы могут быть облигационными (т.е. сопровождаться эмиссией ценных бумаг, в основном облигаций) и безоблигационными (оформляемыми в виде записей на счетах, подписанием соглашений, договоров, а также путем записи в долговых книгах с выдачей особых свидетельств-сертификатов).

По методам размещения государственные займы подразделяются на добровольные и принудительные. В настоящее время государственные облигации размещаются на добровольной основе, свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями. Однако иногда государство может прибегать к принудительным займам, которые размещаются согласно постановлению правительства и предусматривают ответственность за уклонение от подписки. Такие займы практиковачись в СССР в период индустриализации страны, Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления народного хозяйства.

По форме выплаты дохода долговые государственные обязательства делятся на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном). Владельцы долговых обязательств процентного займа получают доход, начисляемый в виде процентов один, два или четыре раза в год, как правило, на основе купонов. По выигрышным займам выплата дохода осуществляется на основе результатов тиражей выигрышей (доход выплачивается только по выигравшим облигациям при их погашении). Все краткосрочные и некоторые долгосрочные заемные инструменты не имеют купонов. Они продаются по номиналу со скидкой (с дисконтом), а выкупаются по номиналу.

По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердыми или плавающими ставками. Это указывается в условиях выпуска займа. Если государство гарантирует не менять объявленный при выпуске займа размер дохода, — это означает твердый доход, а если в условиях выпуска займа потенциальных инвесторов уведомляют, что государство может изменить в одностороннем порядке размер дохода в будущих периодах — это означает плавающий доход.

По обеспеченности долговых обязательств государственные ценные бумаги бывают закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Их, как правило, выпускают местные органы власти. Беззакладные облигации выпускают органы федеральной власти. Обеспечением их считается все имущество государства.

По способу погашения задолженности различают займы, погашаемые единовременно, и займы, погашаемые частями. Если заем погашается частями, возможны три варианта: 1) заем погашается равными частями в течение определенного срока; 2) заем погашается возрастающими долями; 3) заем погашается снижающимися долями.

В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты подразделяются на обязательства с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения. Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным, если на финансовом рынке происходит существенное снижение процентных ставок. В этом случае, если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, их эмитент (заемщик) может уменьшить свои расходы, досрочно погасив старый и выпустив новый заем.

Инструменты государственной задолженности в РФ

Инструментарий государственной задолженности включает государственные ценные бумаги, кредиты от кредитных и международных финансовых организаций, бюджетные кредиты и ссуды, а также государственные гарантии и поручительства.

Государственные ценные бумаги занимают важное место среди инструментов рынка ценных бумаг. Выпуск государственных ценных бумаг — наиболее экономически целесообразный метод финансирования бюджетного дефицита посравнениюс практикой заимствования средств в Центральном банке России или получением доходов от эмиссии денег. Необходимость выпуска государственных долговых обязательств может появиться и в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов, даже при бездефицитности бюджета текущего года.

Другой причиной выпуска государственных ценных бумаг может послужить то, что в течение года у государства могут возникать относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Эти разрывы появляются из-за того, что имеет место несоответствие между поступлениями платежей в бюджет в определенные даты и более равномерным по времени осуществлением расходов. Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Особенность обращения таких обязательств заключается в том, что их владельцы могут через определенный срок возвратить эти обязательства правительства обратно либо использовать их при уплате налогов.

В ряде стран краткосрочные государственные ценные бумаги используются в целях обеспечения коммерческих банков ликвидными активами. Коммерческие банки размещают в выпускаемых правительством ценных бумагах часть своих средств, главным образом резервных фондов, которые благодаря этому не отвлекаются из оборота, более того, эти средства приносят доход.

Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования целевых программ и проектов. В таких случаях государство может не только выпускать ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые, по его мнению, заслуживают государственной поддержки. Такие долговые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.

Хотя по своей природе все виды государственных ценных бумаг по сути долговые ценные бумаги, на практике каждая ценная бумага получает свое собственное название, позволяющее отличать ее от других видов. Обычно кроме термина «облигация» используются термины «казначейский вексель», «сертификат», «заем» и др. Каждая страна использует свою терминологию для выпускаемых государственных ценных бумаг.

Ценные бумаги государства имеют, как правило, два очень крупных преимущества перед любы ми другими ценными бумагами и активами. Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и, соответственно, минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала.

В Российской Федерации известны следующие инструменты государственной задолженности: ГКО — государственные краткосрочные облигации (1993-1997), ОФЗ — облигации федеральных займов (с 1995 г.), ОГСЗ — облигации государственного сберегательного займа (1995 г.), ГДО — облигации государственного республ и капского займа РСФСР (1991 г.), золотые сертификаты (1993-1994), казначейские обязательства (1994-1996), ОВВЗ — облигации внутреннего валютного займа, государственные сберегательные облигации, муниципальные облигации, еврооблигации, жилищные сертификаты, приватизационные чеки (ваучеры), бюджетные ссуды и кредиты, внешние кредиты. Более подробно особенности каждого из этих инструментов государственной задолженности будут рассмотрены в соответствующих темах настоящего учебного пособия.

Порядок возникновения долговых обязательств, процедура эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг и особенности их обращения, порядок раскрытия информации устанавливаются Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 1 Зб-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Так, должны быть установлены следующие условия эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг: вид ценных бумаг; минимальный и максимальный сроки обращения; номинальная стоимость; порядок размещения; порядок осуществления прав, удостоверенных ценными бумагами; размер дохода или порядок его расчета; иные существенные условия эмиссии, имеющие значение для возникновения, исполнения или прекращения обязательств по государственным или муниципальным ценным бумагам.

Давая общую оценку значения государственных ценных бумаг в экономике, можно выделить следующие моменты: ценные бумаги — гибкий инструмент инвестирования свободных денежных средств юридических и физических лиц; их размещение — эффективный способ мобилизации ресурсов для развития производства и удовлетворения других общественных потребностей; ценные бумаги активно участвуют в обслуживании товарного и денежного обращения; колебания курсов государственных ценных бумаг — барометр любых изменений в экономической и политической жизни той или иной страны. С использованием государственных ценных бумаг в качестве инструмента тесно связано понятие ликвидности и диверсификации государственного долга.

Обязательства государства , обусловленные необходимостью оплаты государственных заказов и закупок, выплаты социальных пособий, выкупа облигаций, денежных сертификатов и оплаты процентов по ним, возврата полученных кредитов. ...

Казначейские обязательства государства - вид размещаемых на добровольной основе среди населения государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами. Казначейские обязательства государства бывают: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные. Долгосрочные казначейские обязательства выпускаются на срок от 5 до 25 лет. Доход по ним выплачивается в году, следующем после года их приобретения. Выплата доходов осуществляется ежегодно по купонам или при погашении обязательств путем начисления процентов к номиналу без ежегодных выплат. Среднесрочные казначейские обязательства выпускаются на срок от 1 до 5 лет, краткосрочные - на срок 3, 6 и 12 месяцев. Среднесрочные и краткосрочные обязательства не имеют купонов. ...

Денежные обязательства , возникающие при совершении рассматриваемых сделок, выражаются и оплачиваются в валюте Российской Федерации. ...

Договорные обязательства могут быть прямыми или подразумеваемыми. ...

Долговые обязательства с фиксированной процентной ставкой становятся непопулярными в периоды высокой инфляции. Когда варранты выпускаются подобным способом, то они обычно свободно торгуются на фондовом рынке отдельно от самих облигаций. Определение теоретической стоимости варранта относительно цены обыкновенных акций является технически довольно сложным процессом, и лучше всего оставить его экспертам. Фактическая стоимость в данный момент времени определяется соотношением покупателей и продавцов на рынке, как и в случае с акциями. ...

Долгосрочные долговые обязательства на 31 декабря 1991 г. и 1990 г. включали следующее (тыс. долл. ...

Краткосрочные долговые обязательства , выпускаемые казначействами, муниципалитетами или частными фирмами в качестве покупательного и платежного средства (выполняют роль суррогатов различных монет); обращаются и котируются на фондовой бирже. Бумажные деньги, вышедшие из употребления и ставшие предметом коллекционирования. Бумажно-денежные знаки мелкого достоинства, выпускаемые временно в оборот в качестве разменных денег. ...

Необеспеченное долговое обязательство (debenture) - не гарантированный никаким имуществом долгосрочный долговой инструмент. ...

Целевые долговые обязательства конвертируются в рубли в соответствии с долговой стоимостью на момент их обращения и условиями договора по конкретным видам таких обязательств. ...

Долгосрочные обязательства - задолженность предприятия, которая должна быть погашена в течение периода, превышающего один год, включают в себя долгосрочные кредиты и займы. ...

Дополнительные обязательства принимаются и по другим видам сельскохозяйственной продукции. ...

Обязательства заказчика по отношению к подрядной организации предусматриваются тем же подрядным договором. Заказчик должен оформлять отвод земельного участка под строительство, передать подрядчику в установленные сроки утвержденные титульные списки, планы финансирования строительно-монтажных работ и проектно-сметную документацию. ...

Обязательства инвестора по возврату неиспользуемых лицензионных участков. ...

Иные обязательства , чем актуарная дисконтированная стоимость причитающихся пенсий. ...

Казначейские обязательства относятся к внеоборотным активам, приобретение которых должно осуществляться за счет собственных средств предприятий. Поэтому проценты, уплаченные по кредиту, взятому на приобретение казначейских обязательств, относятся на прибыль после налогообложения. ...

Государственные казначейские обязательства выпускаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 906 от 9 августа 1994 г. и Положением о порядке размещения, обращения и погашения казначейских обязательств (КО), утвержденным Минфином РФ № 140 от 21 октября 1994 года. ...

Долгосрочные казначейские обязательства - со сроком погашения до десяти лет и более; по ним оплачиваются купонные проценты. По истечении срока обладатели таких государственных ценных бумаг имеют право получить их стоимость наличными или рефинансировать в другие ценные бумаги. ...

Обязательства Казначейства США образуют самый большой сегмент финансового рынка. К основным видам государственных ценных бумаг относятся: векселя, налоговые векселя, банкноты и облигации. Векселя Казначейства со сроками погашения 91 и 182 дня Казначейство продает с аукциона еженедельно. Кроме того, каждый месяц продаются 9-месячные и годовые векселя. Все свои ценные бумаги Казначейство продает с аукциона. Менее крупные инвесторы могут участвовать в неконкурентных торгах, которые проводятся на основе средних цен уже состоявшихся аукционных сделок. Векселя Казначейства не имеют купонов и продаются со скидкой. Номиналы варьируются от 10 000 дол. Эти ценные бумаги популярны среди некоторых компаний как объект краткосрочных инвестиций, частично из-за больших объемов эмиссии. Вторичный рынок очень активен и трансакционные издержки, связанные с продажей на нем казначейских векселей, невелики. ...

Обязательства колхозов по страхованию оформляются страховым свидетельством, вручаемым колхозу органами Госстраха. ...

Обязательства компании по выплатам премиальных и вознаграждения в виде участия в прибыли начисляются в учете как расходы данного периода, а не как распределение чистой прибыли. ...

Текущие обязательства компании - это ее задолженность, которая подлежит погашению в течение года. Наибольший интерес для спекулянтов, играющих на понижение, представляет кредиторская задолженность компании. ...

Государственный внутренний долг - долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами обеспеченные активами, находящимися в распоряжении РФ, в форме кредитов или займов через ценные бумаги (Закон Российской Федерации "О государственном внутреннем долге Российской Федерации").

Сроки: до 1 года - краткосрочные;

от 1 до 5 лет - среднесрочные;

от 5 до 30 лет - долгосрочные(максимальный срок 30 лет).

К государственным ценным бумагам относят: государственные краткосрочные обязательства, Облигации федерального займа, Облигации государственного сберегательного займа, казначейские обязательства, Облигации внутреннего валютного займа, государственные долгосрочные облигации (срок погашения 30 лет), золотые сертификаты МинФина РФ, государственные гарантии облигации РАО «Высокоскоростные магистрали».

Государственные краткосрочные обязательства ГКО- именная безкупонная (дисконтная) государственная ценная бумага. Доходом по ГКО является разница между ценой реализации (номиналом) и ценой покупки (на вторичном рынке или на аукционе).

ГКО выпускаются в бездокументарной форме. Выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящемся в Банке России. Право собственности на ГКО учитывается в депозитарии или субдепозитариях.

Эмитентом ГКО является МинФин РФ. Эмиссия ГКО осуществляется периодически в форме отдельных выпусков. Выпуски производятся 2-3 раза в месяц на срок 3, 6 или 12 месяцев. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков ГКО является Банк России, в функции которого помимо прочего входит гарантирование их своевременного погашения. В тоже время Банк России - активный участник ГКО, выступающий в качестве дилера. Операции Банка России на открытом рынке ГКО являются средством проведения его денежно-кредитной политики. Кроме того, Банк России выполняет функции контрольного органа. Таким образом, ключевая фигура на рынке ГКО - Банк России, выполняющий

одновременно три функции на этом рынке.

Любое юридическое лицо, являющееся профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с действующим законодательством и заключившим договор с Банком России на выполнение функций по обслуживанию операций с облигациями, называется дилером. Дилер может заключать сделки с облигациями от своего имени и за свой счет. Дилер может выполнять функции брокера при заключении сделок с облигациями от своего имени, за счет и по поручению инвестора.

Инвесторы - юридические или физические лица, не являющиеся дилерами, приобретающие государственные ценные бумаги на праве собственности или иной вещном праве, имеющие право на владение государственными ценными бумагами в соответствии с действующим законодательством.


Казначейские обязательства являются государственными ценными бумагами (Положение МФ РФ №140 от 21.10.94 г.) КО могут приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставленные услуги без ограничений, а также быть предметом залога.

Документом, подтверждающим право собственности на Казначейские обязательства, принадлежащие тому или иному держателю счета депо (юридическому лицу, которое по законодательству Российской Федерации является резидентом), является выписка со счета депо в уполномоченном Минфином России депозитарии.

Казначейские обязательства могут обмениваться на налоговые освобождения, выдаваемые Министерством финансов Российской Федерации в сроки, оговоренные в глобальном сертификате.

Облигации государственного сберегательного займа (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 1997 г. N 73 "О выпуске и обращении облигаций государственных сберегательных займов Российской Федерации").

выпущены в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" в целях активного привлечения средств населения для финансовой стабилизации российской экономики и обеспечения гарантий сохранности сбережений населения.

Эмитентом облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации выступает от имени Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации.

Облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации выпускаются в документарной форме, являются государственными ценными бумагами на предъявителя, предоставляют их владельцам право на получение в соответствии с условиями выпуска каждой серии процентного дохода, начисляемого к номинальной стоимости облигации.

Владельцами облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации могут быть юридические и физические лица, которые по законодательству Российской Федерации являются резидентами и нерезидентами, если иное не предусмотрено условиями выпуска отдельных серий займа.

Процентный доход по купону определяется Эмитентом на каждый купонный период и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ) за аналогичный по продолжительности купонный период. Процентный доход объявляется за десять дней до начала первого купонного периода, по остальным - за неделю до начала купонного периода. Размер процентного дохода по каждой облигации выплачивается в валюте Российской Федерации исходя из номинальной стоимости облигации.

Облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) выпускаются в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. N 458 "О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федеральных займов".

Эмитентом облигаций является Министерство финансов Российской Федерации.

Облигации являются именными купонными государственными ценными бумагами и предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости Облигаций, выплачиваемого в порядке, установленном настоящими условиями.

Номинальная стоимость Облигаций выражается в валюте Российской Федерации

Величина купонного дохода является фиксированной на каждый купонный период.

Банк России, являясь генеральным агентом Эмитента по обслуживанию обращения Облигаций, по согласованию с последним регламентирует вопросы размещения и обращения Облигаций, не определенные настоящими условиями, а также осуществляет выплату купонного дохода и погашение Облигаций за счет средств Эмитента.

Все операции по размещению и обращению Облигаций на рынке ценных бумаг, включая расчеты и учет прав на Облигации, осуществляются через учреждения Банка России или уполномоченные им организации.

Облигаций федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК). выпускаются с 14 июня 1995 года. Эмитентом ОФЗ-ПК является Министерство финансов РФ. Эмиссия ОФЗ-ПК осуществляется периодически (1-2 раза в месяц) в форме отдельных выпусков. Выпуски производятся на срок свыше 1 года.

ОФЗ-ПК - именная купонная среднесрочная государственная ценная бумага. ОФЗ-ПК выпускается в бездокументарной форме. Выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящемся в Банке России. Владельцем ОФЗ-ПК могут быть юридические и физические лица, включая нерезидентов. Право собственности на ОФЗ-ПК учитывается в депозитарии ММВБ или субдепозетарии дилера.

Величина купонного дохода не является фиксированной и рассчитывается отдельно для каждого периода выплаты купонного дохода. Базой расчета величины купонного дохода по ОФЗ-ПК является доходность по ГКО на вторичных торгах. Помимо купонного дохода доход для инвестора включает положительную разницу между ценой приобретения и ценой реализации (погашения (ОФЗ-ПК).

Иные ценные бумаги Жилищные сертификаты (Указ Президента РФ №1182 от 10.06.94 г. в редакции от 02.04.97 г. №277) - особый вид облигаций с индексируемой номинальной стоимостью, удостоверяющих право их собственника на приобретение собственником квартиры (квартир) при условии приобретения пакета жилищных сертификатов.

Номинал жилищного сертификата устанавливается в единицах общей площади жилья, а также в его денежном эквиваленте. При этом минимальный номинал жилищного сертификата, выраженный в единицах общей площади жилья, не может быть установлен менее 0,1 кв. метра.

В качестве эмитентов жилищных сертификатов могут выступать юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации, имеющие права заказчика на строительство жилья. Эмитентами жилищных сертификатов не могут выступать банки, кредитные учреждения, товарные и фондовые биржи.

Объем эмиссии жилищных сертификатов (выраженный в единицах общей жилой площади) не может превышать размера общей площади строящегося эмитентом жилья, являющегося объектом привлечения средств.

Собственник жилищных сертификатов, соответствующих не менее 30 процентам общей площади квартиры определенного типа, имеет право на заключение с эмитентом договора купли - продажи на приобретение при условии оплаты в любой форме оставшейся стоимости квартиры.

В случае, если погашение жилищных сертификатов не может осуществить непосредственно эмитент, то погашение на тех же условиях в установленном договором купли - продажи обязан произвести гарант. Поручителем (гарантом) может выступать банк, страховая компания.