Постановление на взыскание денежных средств номер 10258. Постановление на взыскание денежных средств со счета -ов клиента

В случае неуплаты или неполной уплаты налога или штрафа в установленный срок обязанность по уплате налога или штрафа исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Взыскание налога или штрафа производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента (п. 1 ст. 46 Налогового кодекса РФ). Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее шести дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств (п. 3 ст. 46 Налогового кодекса РФ). Однако копия решения о взыскании, так же как и требование, обычно высылается на юридический адрес налогоплательщика, то есть последний опять не получает информации о том, что должен что-то уплатить в бюджет. Далее инкассовое поручение налогового органа на перечисление налога или штрафа исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов.

На деле происходит так: в один прекрасный день налогоплательщик от обслуживающего его банка узнает о том, что с его счета списана определенная сумма, основание - инкассовое поручение, выставленное налоговой инспекцией. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика в день получения банком поручения налогового органа на перечисление налога поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета (п. 6 ст. 46 Налогового кодекса РФ). То есть до тех пор, пока вся сумма доначисленного налога не будет снята со счета, все поступающие на счет средства будут автоматически списываться в счет погашения налоговой недоимки или штрафной санкции. Кроме того, налоговый орган в качестве обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов может применить в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 Налогового кодекса РФ, приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банках, а также такую серьезную меру, как арест имущества.

Правила и порядок наложения ареста на имущество налогоплательщика определены статьей 77 Налогового кодекса РФ и Методическими рекомендациями по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика в обеспечение обязанности по уплате налога, утвержденными Приказом МНС РФ N БГ-3-29/404.

Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.

Арестовать имущество налоговики могут только у той фирмы, которая вовремя не заплатит налог.

При этом должны быть выполнены такие условия:

Налогоплательщику направлено требование об уплате недоимки по налогам, но она не рассчиталась с бюджетом в установленный срок;
- денег на счете налогоплательщика в банке недостаточно, чтобы заплатить долг по налогам; - у налоговиков есть "достаточные основания" полагать, что налогоплательщик может скрыться, не погасив долг.

Порядок направления требования об уплате налога и списания со счета предприятия денежных средств прописан в Налоговом кодексе. А вот понятие "достаточные основания" для ареста имущества там не раскрыто, поэтому налоговики трактуют его по-своему в указанных выше Методических рекомендациях.

Основания для ареста имущества предприятия перечислены в пункте 3 Методических рекомендаций:

Стоимость движимого имущества предприятия (оборудование, сырье, продукция и т.д.) больше 25 процентов от суммы неуплаченного налога;
- у налогоплательщика есть должники, с которых он мог бы взыскать деньги, но не делает этого больше одного квартала;
- налогоплательщик должен бюджету больше, чем стоит половина его имущества;
- налоговая инспекция получила из прокуратуры, органов внутренних дел и других ведомств сведения о том, что имущество фирмы распродается, руководители хотят скрыться и т.д.;
- руководитель и главный бухгалтер систематически не приходят в налоговый орган по направленному им вызову;
- предприятие перечисляет деньги через посредников или его средства находятся на счетах других фирм;
- предприятие вовремя не погасило долги перед бюджетом, которые возникли после его проверки налоговым органом;
- имущество предприятия (здания, сооружения, автотранспорт и т.д.) находится не там, где оно зарегистрировано;
- предприятие не сдает отчетность в течение двух месяцев (кварталов), если при этом нельзя найти его руководителей по адресам из учредительных документов и т.д.

Фактически налоговый орган может арестовать имущество практически любого предприятия, которое вовремя не платит налоги, так как под тот или иной пункт Методических рекомендаций подпадает практически каждая организация.

Если налоговики пришли к вам арестовывать имущество, попросите их предъявить постановление. Оно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции или его заместителем.

Также проверьте, указаны ли в постановлении:

Название и адрес вашего предприятия;
- сумма долга по налогам и причины его возникновения;
- перечень имущества, которое должно быть арестовано;
- основания, по которым инспекция сделала вывод, что вы собираетесь скрыть свое имущество;
- вид ареста (полный или частичный).

Арест имущества бывает полным или частичным. В первом случае фирма может пользоваться арестованным имуществом, если это разрешит налоговая инспекция. Но она не может его продавать, передавать в аренду и т.д. При частичном аресте по разрешению налогового органа можно не только использовать имущество, но и продать его другим фирмам.

Если на имущество наложен частичный арест, то к постановлению есть дополнительное требование. В нем должно быть указано, как фирма может получить разрешение на распоряжение имуществом (продажу, передачу в аренду или залог и т.д.).

Обратите внимание: решения начальника налоговой инспекции для ареста имущества недостаточно. На это нужна санкция прокурора. Налоговики должны получить ее до того, как придут в фирму.

При аресте имущества должны присутствовать понятые.

Помните, что поиск понятых - это обязанность налоговиков. Если инспекторы требуют, чтобы вы сами сделали это, откажитесь.

Налоговики могут "назначить" понятыми сотрудников вашего предприятия. Расскажите сотрудникам, что соглашаться на это они не обязаны.

При аресте имущества инспекторы должны составить протокол. Проследите, чтобы в нем были указаны название имущества, которое арестовывают, его количество, характерные признаки и стоимость. Такая опись может включаться в протокол или быть отдельным приложением к нему. В последнем случае ее должны подписать все заинтересованные лица (налоговые инспекторы, сотрудники фирмы, понятые).

Проследите также, чтобы все поля протокола были заполнены, на свободных полях должны стоять прочерки. Это необходимо, чтобы исключить возможность дописать что-либо в протокол впоследствии без вашего участия.

Согласно пункту 11 Методических рекомендаций, налоговый орган не позднее дня, следующего за днем составления протокола, вручает его налогоплательщику под роспись либо направляет его по почте заказным письмом. Здесь в рекомендациях, по всей видимости, допущена неточность: скорее всего, должна быть вручена копия протокола, а не оригинал. Но в принципе можно потребовать и оригинал, сославшись на указанную норму.

Арест имущества должен производиться по следующим правилам:

Стоимость арестованного имущества не может быть больше долга по налогам;
- имущество можно арестовывать в определенном порядке: вначале непроизводственные активы, затем готовую продукцию и т.д.

Налоговое ведомство считает, что при определении цены арестовываемого имущества надо брать его балансовую стоимость, а это не всегда выгодно налогоплательщикам. Например, здание построено 10 - 15 лет назад, и с тех пор не переоценивалось. В такой ситуации его балансовая стоимость будет существенно меньше рыночной. А значит, налоговики смогут арестовать имущество, от продажи которого можно получить гораздо больше, чем сумма долга по налогам.

Если у вас сложилась такая ситуация, то оспорьте Методику налоговиков. В Налоговом кодексе сказано, что арестовать можно только ту часть имущества, которой достаточно для погашения долга перед бюджетом (ст. 77 Налогового кодекса РФ). Очевидно, что при этом нужно учитывать его рыночную стоимость.

Налоговики предусмотрели исключение из приведенного ими порядка. Использовать реальную цену имущества можно в том случае, когда нельзя определить его балансовую стоимость. Например, если уничтожены документы.

Реальную стоимость имущества может установить оценщик, который присутствует при аресте. Но налоговый орган не обязан привлекать его, поэтому пригласите его сами.

Надо сказать, что налоговые органы накладывают арест на имущество должников не очень часто, только в исключительных случаях. Связано это не с чрезмерным гуманизмом налоговиков, а с тем, что наложение ареста - процедура довольно-таки хлопотная и далеко не всегда приносящая определенные результаты. Поэтому самостоятельно налоговики обычно взыскивают денежные средства, находящиеся на счетах предприятий-должников. А обращать взыскание на имущество гораздо проще чужими руками.

Бывает так, что на счетах предприятия нет никаких средств либо налоговый орган направил инкассовые поручения не на те счета, которые активно используются предприятием (такое бывает, несмотря на то что налоговый орган обладает всей информацией обо всех счетах предприятия). В этом случае налоговый орган в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса РФ вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Это обстоятельство иногда вводит предпринимателей в замешательство: на предприятие приходят судебные приставы, в то время как суда не было и предприниматель в нем не участвовал. Но не нужно путать понятия: судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительные производства не только по исполнительным листам судов и судебным приказам, но и по другим документам, являющимся в соответствии с названным Законом "Об исполнительном производстве" исполнительными. В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 12 Закона N 229-ФЗ к ним относятся также "акты иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом".

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий. Но поскольку в решении налогового органа указан юридический, а не фактический адрес, то и пристав пошлет копию постановления о возбуждении исполнительного производства на юридический адрес, то есть налогоплательщик и его не получит. Поэтому и бывают случаи, когда приставы приходят на предприятие уже описывать имущество, а предприниматель даже представления не имеет о причинах, по которым на имущество накладывается арест.

Что делать в этих случаях, если вы считаете, что налог был доначислен необоснованно?

Необходимо незамедлительно получить копии решения о доначислении налога, требования об уплате налога и решения о взыскании налога за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика. После нужно сразу обжаловать решение, принятое по итогам камеральной проверки, в арбитражный суд и в вышестоящий налоговый орган. Последнее действие редко дает результат, но упускать возможность отменить несправедливое, на ваш взгляд, решение все же не стоит, ибо подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд (п. 1 ст. 138 Налогового кодекса РФ). Как показывает практика, вышестоящие налоговые органы крайне редко идут на то, чтобы признать допущенные нижестоящими органами ошибки, тем более что, как уже говорилось, эти ошибки являются частью политики, проводимой ФНС в целом.

Добрый день.
Уведомление о выдаче дубликата должно быть написано в кабинете и по месту совершения правонарушения. Подлинник исполнительного листа не должен быть нарушен порядок обращения в суд по месту своего жительства о переводе долга с должника о предоставлении отсрочки или рассрочки судебного решения.
Статья 115. Ответственность за неисполнение денежного обязательства
1. За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
2. Если убытки, причиненные кредитору неправомерным пользованием его денежными средствами, превышают сумму процентов, причитающуюся ему на основании пункта 1 настоящей статьи, он вправе требовать от должника возмещения убытков в части, превышающей эту сумму.
3. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов, а в случаях, предусмотренных договором, а в случае возникновения просрочки исполнения алиментных обязательств убытки в части, не покрытой неустойкой.
Статья 99 Федерального закона" Об исполнительном производстве" от 02 10 2007 229-ФЗ. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления 1. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов.
2. При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
3. Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 настоящей статьи, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов.
4. Ограничения размеров удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленные частями 1 - 3 настоящей статьи, не применяются при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодателем производится зачисление заработной платы, за исключением суммы последнего периодического платежа.
Статья 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Подача заявления об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) 1. Постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов. 3. Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 настоящего Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей. 4. Отказ в отводе судебного пристава-исполнителя может быть обжалован в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Поднятая мною тема не нова и уже достаточно продолжительное время обсуждается. Постановление пристава-исполнителя, являясь самим по себе исполнительным документом (далее - ИД), выносится в рамках возбужденного исполнительного производства. Основанием для возбуждения производства при этом также является ИД. Однако именно с помощью своего постановления о взыскании (списании) денежных средств, пристав-исполнитель пытается осуществить принудительное исполнение ИД, послужившего основанием для возбуждения производства. В дальнейшем при обнаружении денежных средств на счетах должника в банке пристав, соответственно, направляет свое постановление в этот банк. Все вроде достаточно просто и ясно. Однако это только на первый взгляд.

На практике относительно обязанности исполнения подобного документа существуют три разные точки зрения. Именно о них и пойдет речь дальше.

Итак, по порядку.

Любой взыскатель, имея исполнительный документ , в свою очередь, имеет право на его принудительное исполнение в соответствии с ФЗ от 21.07.1997г. №119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее, Закон), раздел VII АПК РФ, раздел VII ГПК РФ.

В пункте1 статьи 7 Закона содержится перечень исполнительных документов. Особое значение для нас среди всех ИД имеют исполнительные листы , выдаваемые судами на основании принимаемых ими судебных актов (пп.1) и постановления судебного пристава-исполнителя (пп.7). Указанные исполнительные документы могут быть предъявлены в уполномоченные органы принудительного исполнения. Согласно ст.3, 5 Закона к ним относятся служба судебных приставов , службы судебных приставов субъектов РФ, налоговые органы, банки и иные кредитные организации .

В силу ст.6 Закона ИД, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию , если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств, либо судебному приставу-исполнителю , если такими сведениями он не располагает.

В нашей гипотетической ситуации взыскатель не располагает информацией об имеющихся у должника счетах и, следовательно, обращается к приставу-исполнителю, предъявляя соответствующий ИД. Если срок предъявления ИД не истек, а сам документ соответствует требованиям, предусмотренным ст.8 Закона, то пристав обязан возбудить исполнительное производство на основании предъявленного ИД и вынести соответствующее постановление (ст.9 Закона). В рамках исполнительного производства при условии соблюдения ст.44 Закона, пристав-исполнитель предпринимает все действия, необходимые для исполнения ИД. Так, в частности, им может быть запрошена и получена информация из налоговых органов, банков об имеющихся банковских счетах должника. В силу п.2 ст.46 Закона, взыскание по ИД в первую очередь должно быть обращено на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся в банках.

Таким образом, остается вопрос технического характера. А именно: каким образом, пристав-исполнитель должен взыскать находящиеся на счете должника в банке денежные средства.

В настоящее время сформировались три точки зрения.

1. Пристав-исполнитель в рамках возбужденного исполнительного производства на основании исполнительного листа (в качестве примера) выносит постановление о взыскании (списании) денежных средств. Именно указанное постановление, исполнительный документ , и направляется в банк, где находится банковский счет должника.

2. Пристав-исполнитель в рамках возбужденного исполнительного производства на основании исполнительного листа (в качестве примера) выносит постановление о взыскании (списании) денежных средств. Но в банк, где находится банковский счет должника, направляется не указанное постановление, а исполнительный лист , на основании которого и было возбуждено само исполнительное производство.

3. Пристав-исполнитель в рамках возбужденного исполнительного производства на основании исполнительного листа (в качестве примера) выносит сначала постановление об аресте денежных средств, а уже потом постановление об их взыскании (списании). Также допускается вариант, когда в одном постановлении соединены требования об аресте и списании.

Однако независимо от того, какой из точек зрения будет придерживаться судебный пристав-исполнитель, в банк, осуществляющий обслуживание счетов должника, будет направлен ИД. Получив ИД (либо постановление о взыскании денежных средств, либо исполнительный лист), банк в трехдневный срок со дня получения ИД от судебного пристава-исполнителя исполняет содержащиеся в нем требования о взыскании денежных средств либо делает отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя (п.2 ст.6 Закона). За неисполнение данных требований на банк может быть наложен штраф в размере 50% от суммы, подлежащей взысканию (п.3 ст.6, ст.86 Закона). В случае необоснованного, неправомерного списания денежных средств со счета банк в силу ст.856 ГК РФ обязан уплатить владельцу счета (должнику) проценты на эту сумму в порядке и в размере, предусмотренном ст.395 ГК РФ. К тому же, требование о возмещении причиненных убытков также может быть заявлено (ст.15, 393 ГК РФ).

Таким образом, ошибка в принятии и исполнении исполнительного документа (либо постановления о взыскании денежных средств, либо исполнительного листа) может дорого стоить банку.

Следовательно, нам нужно определить, в каком случае полученный банком ИД является основанием для списания денежных средств. Какой из полученных документов является исполнительным? Всякий ли полученный документ должен быть исполнен?

Скажу сразу, что из озвученных ранее точек зрения я придерживаюсь одновременно второй и третьей. А именно в банк, где находится банковский счет должника, должно направляться не постановление пристава-исполнителя о взыскании (списании) денежных средств, а исполнительный лист, послуживший основанием для возбуждения исполнительного производства. Либо пристав-исполнитель выносит постановление об аресте денежных средств, а затем об их взыскании (списании).

Первая точка зрения.

Согласно ей, судебный пристав-исполнитель направляет в банк только свое постановление о взыскании (списании) денежных средств. Данное постановление, будучи ИД, в силу прямого указания законом (пп.7 п.1 ст.8 Закона) должно соответствовать требованиям, предъявляемым к ним. Такие требования в отношении постановления пристава-исполнителя содержаться и в п.2 ст.88 Закона. Указанная норма является специальной в отношении указанного вида документов и, соответственно, подлежит приоритетному применению. Использование же общей нормы возможно только по тем вопросам, которые прямо не урегулированы специальной и не противоречат сущности затрагиваемых отношений (например, наименование и адрес взыскателя и должника). Но при этом в постановлении пристава-исполнителя не должен содержаться, например, срок предъявления его к исполнению в силу отсутствия в действующем законодательстве соответствующего указания об этом, т.е. постановление обладает неограниченным сроком предъявления к исполнению (Постановление ФАС СЗО от 22.05.2001г. по делу №А56-9723/98 - Для выносимого на основании Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора данным законом сроки предъявления к исполнению не предусмотрены ). Однако, несмотря на это, в практике иногда встречается ситуации, когда направленные приставом-исполнителем постановления о взыскании (списании) денежных средств содержат указание на 3х месячный срок для предъявления к исполнению. В подобных случаях такие «исполнительные документы» должны быть возвращены банком без исполнения по причине нарушения норм действующего законодательства.

Если же постановление пристава-исполнителя содержит только те реквизиты, которые определены ст.8, 88 Закона, то после его предъявления банк обязан исполнить сей исполнительный документ.

Также возможность появления подобного документа сторонниками этой точки зрения обосновывается и п.1 ст.88 Закона, в соответствии с которым постановление выносится в случае, если решения судебного пристава-исполнителя, принимаемые при совершении исполнительных действий (возбуждение исполнительного производства, взыскание исполнительского сбора, наложение штрафа и другие ), затрагивают интересы сторон и иных лиц.

Следовательно, напрашивается вывод, что в связи с тем, что законодатель в указанной норме закрепил открытый перечень актов, принимаемых приставами, то последние в рамках возбужденного исполнительного производства вправе выносить любые документы, которые им потребуются для оформления принимаемых решений. К тому же закон не содержит исчерпывающий перечень самих исполнительных действий.

Вторая точка зрения.

Постановление о взыскании (списании) денежных средств не может являться исполнительным документом, если ранее не было ареста денежных средств, находящихся на банковском счете должника. Данный тезис подтверждается следующими обстоятельствами.

Постановление о взыскании (списании) денежных средств принимается в рамках возбужденного исполнительного производства на основании одного из документов указанных в ст.7 Закона. В связи с тем, что в этом перечне указано и постановление самого пристава-исполнителя, теоретически пристав-исполнитель может возбудить исполнительное производство на основании своего же постановления о взыскании (списании) денежных средств. Однако это обстоятельство вызывает сомнения в законности подобных действий. Т.к. вынесенное постановление будет, по сути, подменять акт, послуживший основанием для возбуждения исполнительного производства.

Данное обстоятельство подтверждается следующим. В частности п.6 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001г. №13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области,Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский» закреплено, что постановление судебного пристава-исполнителя является исполнительным документом. Оно выносится в процессе исполнительного производства по делам, разрешаемым судами и иными уполномоченными органами. В этой связи оно носит производный (вторичный) характер , поскольку принимается только в процессе принудительного исполнения актов судов и иных органов на основании выданных ими исполнительных документов и, следовательно, не может их подменять и служить юридическим основанием для нового, самостоятельного исполнительного производства по тем же требованиям, которые содержатся в исполнительном документе суда или иного органа .

Соответственно, постановление пристава-исполнителя о взыскании (списании) денежных средств не должно подменять собой первичный исполнительный документ и, следовательно, не должно предъявляться в банк . В связи с тем, что данное постановление является вторичным документом, то какое-либо принудительное его исполнение не должно осуществляться.

Однако не всегда указанное постановление пристава-исполнителя является вторичным исполнительным документом, т.к. законом прямо предусмотрены ДВА акта, которые подлежат непосредственному принудительному исполнению (в соответствии со ст.1, 88 Закона). Это постановление о взыскании исполнительного сбора и постановление о взыскании расходов на совершение исполнительных действий. Данный вывод подтверждается и судебной практикой.

Так, в Постановлении ФАС МО от 10 октября 2001г. по делу № КГ-А40/50-35-01 было определено следующее:

В соответствии со ст. ст. 81, 82, 84 ФЗ РФ "Об исполнительном производстве" постановление судебного пристава - исполнителя может быть предъявлено к исполнению на взыскание денежных средств как исполнительный документ лишь только в двух случаях : при взыскании исполнительского сбора и при взыскании расходов по совершению исполнительных действий. В данном же случае основанием возбуждения исполнительного производства судебным приставом - исполнителем явился факт поступления к нему исполнительного листа, выданного на основании определения Арбитражного суда г. Москвы от 9 декабря 1999 года, которым было утверждено мировое соглашение между сторонами по настоящему делу. Следовательно, учитывая, что у должника обязанность по выплате денежных средств возникла на основании вступившего в законную силу определения арбитражного суда , то кассационная инстанция считает, что исполнительным документом, в соответствии с которым будут обязаны действовать лица, исполняющие в данном случае определение суда, будет только исполнительный лист суда, а не постановление судебного пристава - исполнителя о списании денежных средств со счета , на которые последним ранее был наложен арест, как это и имело место в действительности, т.е. в нашем конкретном случае спорное по делу постановление судебного пристава - исполнителя не может являться исполнительным документом, хотя об обратном было указано в обжалуемом определении суда.

Подобная позиция отражена и в Постановлении ФАС ВСО от 18.07.2001г. по делу № А58-533/2001-Ф02-1626/01-С2 – Судом установлено, что обязанность выплатить денежные средства в пользу взыскателей возникла у Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (должника – прим. авт.) в силу вступивших в законную силу решений и постановления суда . Банком исполнено постановление судебного пристава-исполнителя без предъявления исполнительного листа.Хотя принудительное взыскание должно в таком случае производиться на основании инкассового поручения, содержащего реквизиты исполнительных документов с приложением исполнительного листа.

Дополнительное подтверждение отражено, хоть и в отношении иностранной валюты, и в п.6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 04.11.2002г. №70 «О применении арбитражными судами статей 140 и 317 Гражданского кодекса Российской Федерации» при рассмотрении жалоб на действия судебных приставов-исполнителей арбитражным судам следует учитывать, что исполнительный лист о взыскании денежных сумм в иностранной валюте, выданный на основании вступившего в законную силу решения арбитражного суда, может быть направлен взыскателем в банк или иное кредитное учреждение, где должник имеет счет в указанной иностранной валюте, либо передан взыскателем судебному приставу-исполнителю для направления в такой банк (кредитное учреждение) . Следовательно, именно ИД, содержащий требование о взыскании денежных средств даже после поступления его к приставу-исполнителю должен быть направлен в банк для исполнения, а не какой-нибудь иной документ.

Таким образом, однозначно можно сделать вывод, что в случае вынесения приставом-исполнителем постановления о взыскании (списании) денежных средств без предварительного ареста и не по вопросу взыскания исполнительного сбора или расходов на совершение исполнительных действий, оно является незаконным, недействительным и имеются все основания для его обжалования в силу ст.90 Закона. К тому же не стоит забывать, что обратиться с подобным требованием можно только в течение 10 дней со дня совершения действия. Срок начинает течь для лица, не извещенного о времени и месте совершения исполнительного действия, со дня, когда указанному лицу стало об этом известно. Заметим, что с жалобой может обратиться не только должник, но и банк, в который будет предъявлено подобное постановление.

Соответственно, если постановление пристава-исполнителя о взыскании (списании) денежных средств является незаконным, то единственно возможным способом произвести исполнение самого требования есть непосредственное предъявление исполнительного документа, послужившего основанием для возбуждения исполнительного производства, в банк. В этом случае действует ст.6 Закона, в соответствии с которой банк обязан исполнить требование о взыскании денежных средств.

При этом само направление исполнительного документа приставом-исполнителем в банк не нарушает положения Инструкции по организации работы с документами (по делопроизводству) при ведении исполнительных производств в подразделениях служб судебных приставов органов юстиции в субъектах Российской Федерации (утв. Приказом Минюста РФ от 03.08.1999г. №225).

В случае если полученный банком ИД исполнен полностью, то в соответствии с п.12.12 Положения ЦБ РФ от 03.10.2002г. №2-П «О безналичных расчетах» этот исполнительный документ возвращается исполняющим банком заказной почтой с уведомлением в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ. Помимо этого, банк может уведомить пристава-исполнителя о произведенном исполнении и о направлении исполнительного документа в орган, выдавший его. После получения письма из банка пристав-исполнитель может вынести постановление об окончании исполнительного производства по пп.1 п.1 ст.27 Закона.

Третья точка зрения.

Теперь о случае, когда предъявленное постановление пристава о взыскании (списании) денежных средств является ИД, подлежащим непременному исполнению банком как вынесенное при строгом и неуклонном соблюдении закона. В соответствии со ст.44, 45 Закона пристав вправе применить в отношении должника меры принудительного исполнения в виде обращения взыскания на его денежные средства. Согласно п.2 ст.46 указанного Закона, взыскание по ИД обращается в первую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и иных кредитных организациях. Благодаря п.1 этой же статьи, под обращением взыскания на имущество должника понимается его арест (опись), изъятие и принудительная реализация. Следовательно, для того, чтобы пристав мог своим постановлением произвести взыскание денежных средств, находящихся на счетах должника в банке, необходимо сначала арестовать эти самые денежные средства . Данный вывод также подтверждается и п.3 ст.46, согласно которому при наличии сведений об имеющихся у должника денежных средствах и иных ценностях, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, на них налагается арест .

Но при этом стоит обратить внимание, что пристав-исполнитель не обязан производить арест денежных средств, находящихся на счете должника. Не обязан. Но он не может своим постановлением взыскать денежные средства, не арестовав предварительно их.

В соответствии с п.2 ст.51 Закона арест имущества должника состоит из описи имущества, объявления запрета распоряжаться им, его изъятия или передачи на хранение.

При этом, согласно ст.27 Закона РСФСР от 02.12.1990г. №395- I «О банках и банковской деятельности», при наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах, кредитная организация незамедлительно по получении решения о наложении ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пределах средств, на которые наложен арест (подобные последствия применены при аналогии и в отношении ареста, осуществляемого приставом-исполнителем).

Помимо общих положений, изложенных в отношении ареста выше, существуют и особые правила в отношении должника-организации, которые указаны в главе 5 Закона. Согласно п.3 ст.57 Закона судебный пристав-исполнитель принимает меры по наложению ареста на денежные средства должника-организации, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, предусмотренны е статьей 46 Закона. В силу ст.59 Закона арест и реализация имущества должника в первую очередь осуществляется в отношенииимущества, непосредственно не участвующего в производстве (ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника , валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и иное).

Следовательно, обращение взыскания на денежные средства должника находящиеся на счетах должно осуществляться путем обязательно ареста и реализации имущества.

Конечно же, реализация имущества (денежных средств, находящихся на счете должника) не осуществляется, как это предусмотрено в ст.46, 54 Закона, в виде отдельного, самостоятельного этапа. Для взыскания денежных средств достаточно наложить арест и перечислить их на отдельный счет (либо на счет взыскателя, либо на депозитный счет службы судебных приставов-исполнителей).

Особо хочу акцентировать внимание на том факте, что наличие ареста, т.е. запрет совершения каких-либо расходных операций по счету, не означает невозможность взыскания (списания) денежных средств, хотя последнее, по сути, является их изъятием. Часто встречается мнение о том, что до снятия ареста самим приставом-исполнителем последний не может их списать, т.к. требование о запрете совершения расходных операции распространяется в отношении всех лиц. Считаю, что это мнение не соответствует нормам действующего законодательства, в первую очередь, статье 46 Закона, согласно которой обращение взыскания состоит из ареста, изъятия и принудительной реализации.

Таким образом, поступившее после ареста пристава-исполнителя требование о списании средств необходимо расценивать в совокупности, как один из этаповпроцедуры принудительного исполнения, и соответственно, подлежащее исполнению.

Теперь немного практики.

Довод о том, что исполнительные действия пристава-исполнителя по взысканию денежных средств являются правомерными только при аресте и последующим изъятием (перечислению), нашел подтверждение и в судебной практике .

Так, Постановлением ФАС ПО от 16.03.2001г. по делу № А 12-288/00(5304/00-С4)ИСП22 , Постановлением ФАС ВСО от 19.05.2003г. по делу N А58-6797/02-Ф02-1393/03-С2 установлено, что исполнительные действия судебного пристава-исполнителя в виде ареста денежных средств и взыскания их со счета должника являются законными .
Сами же постановления пристава-исполнителя об аресте и списании денежных средств со счета должника являются ИД (Постановление ФАС УО от 17.03.2004г. по делу №Ф-09-644/04-ГК).

В Постановлении ВСО от 02.07.2001г. по делу № А78-150/00-С1-3/45-5и-Ф02-1433/01-С2 суд пришел к выводу, что действия пристава-исполнителя являются законными и обоснованными, т.к. перед непосредственным взысканием (списанием) денежных средств со счета должника пристав-исполнитель предварительно наложил арест на них .

В Постановлении ФАС МО от 06.09.2001г. по делу №КГ-А41/4730-01 определено:

Согласно требованиям ч. 2 ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" банк, обслуживающий счет должника, при обеспечении исполнительного действия судебного пристава - исполнителя по обращению взыскания на имущество должника в предусмотренном ст. 46 упомянутого Закона порядке вправе исполнить содержащееся в исполнительном документе, к которому в силу п. 7 ч. 1 ст. 7 того же Закона относится постановление судебного пристава, требование об аресте и изъятии путем взыскания поступающих на счет денежных средств.

При этом наличия каких-либо иных документов для совершения банком операции по списанию закон не устанавливает.

Согласен, что практика не является показателем. К тому же последнее постановление содержит противоречия как к самому закону, так и к сформировавшейся практике. К ним, в частности, относятся: упоминание о праве банка исполнить поступивший исполнительный документ; возможность ареста и изъятия поступающих средств.

Однако, стоит все же увидеть в существующей практике и то, что суд применяет нормы Закона В СОВОКУПНОСТИ. Тем самым обеспечивая правильное его применение.

Таким образом, подытоживая все вышеизложенное, хотим обратить внимание на то, что такой простой вопрос как взыскание денежных средств со счетов должников постановлением пристава-исполнителя может быть осуществлен только двумя путями:

1.непосредственным предъявлением в банк исполнительного документа, послужившего основанием для возбуждения исполнительного производства;

2.либо только после предварительного ареста денежных средств со счета должника.

В соответствии со ст.70 ФЗ «Об исполнительном производстве» наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, обнаруженные у должников, в том числе хранящихся в сейфах кассы должника - организации, находящиеся в изолированном помещении этой кассы или иных помещениях должника - организации либо хранящихся в банках и иных кредитных организациях изымаются и арестовываются.
Судебный пристав - исполнитель в ходе совершения исполнительных действий может вынести для обращения взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке следующие постановления:
. Постановление о розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации.
. Постановление о наложении ареста на денежные средства, находящиеся в банке или иной кредитной организации.
. Постановление о снятии ареста и списании денежных средств, находящихся в банке или иной кредитной организации.
На практике данные процессуальные документы успешно применяются территориальными отделами УФССП России по Оренбургской области, например постановление «О розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации» применяется в случае отсутствия сведений о счете должника или вероятности наличия нескольких счетов.
Норма ч.4 ст. 80 ФЗ «Об исполнительном производстве» определяет, что вид, объем и срок ограничений права пользования имуществом определяются судебным приставом-исполнителем в каждом случае с учетом свойств имущества, его значимости для собственника или владельца, характера использования других факторов.
Поэтому в постановлениях «О наложении ареста на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации», «О розыске счетов должника и наложении ареста на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации» имеется пункт о том, что банк или иная кредитная организация обязан осуществлять арест денежных средств по мере поступления на счет должника, до полного исполнения постановления о наложении ареста в пределах суммы исполнительного производства.
После сообщения банка об арестованной сумме, судебный пристав-исполнитель выносит постановление «О снятии ареста и списании денежных средств, находящихся в банке или иной кредитной организации».
Если судебному приставу-исполнителю известно о том, в какой кредитной организации открыт счет у должника, то уместен применению на практике положительный опыт ряда отделов судебных приставов по вынесению постановления «Об обращении взыскания на денежные средства», Вынесение отдельного постановления «О снятии ареста и списании денежных средств, находящихся в банке или иной кредитной организации» при применении указанного порядка не требуется.
Отмену, возврат вынесенных постановлений судебный пристав-исполнитель вправе осуществлять лишь путем вынесения постановления об отмене мер принудительного исполнения, либо постановления об отзыве ранее вынесенного постановления. Осуществлять отмену мер принудительного исполнения путем направления писем об этом органу, исполняющему постановление об установлении для должника ограничений не допускается.

Нередко бухгалтер сталкивается с необходимостью удерживать из доходов работника сумму его долга или иных платежей в пользу третьих лиц. На практике наиболее распространены удержания по исполнительным листам. Рассмотрим особенности оформления и учета удержаний по исполнительному листу.

Удержания по исполнительному листу (форма и образцы бланков утв. ; приказ Минфина России от 17.06.2009 № 237) регулируют следующие нормативные акты:

  • закон " " ( (далее - Закон № 229-ФЗ));
  • Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов ( (далее - Методические рекомендации)).

Исполнительный лист может поступить в организацию как от самого взыскателя, в пользу которого должны производиться удержания, так и от судебного пристава-исполнителя.

Так, взыскатель направляет документ о взыскании:

  • периодических платежей (например, в целях возмещения вреда здоровью);
  • денежных средств, не превышающих в сумме 25 000 рублей ().

При этом одновременно с исполнительным документом взыскатель должен представить заявление () с указанием сведений (в частности, банковских реквизитов), без которых работодатель не может производить удержания.

Судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на зарплату и иные доходы работника-должника:

  • по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании периодических платежей (например, алиментов);
  • при взыскании суммы, не превышающей 10 000 рублей;
  • при отсутствии или недостаточности у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме ().

ВАЖНО

Без обязательных реквизитов, предусмотренных законодательством (), исполнительный лист недействителен. Бухгалтер не имеет права осуществлять удержания по нему.

Рассмотрим порядок удержания по исполнительным листам, направляемым в организации судебными приставами-исполнителями, так как это наиболее распространенный на практике случай.

Когда получен исполнительный лист

Компания узнает об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы своего работника, получив постановление по форме, утвержденной ФССП России ( к ) (далее - Постановление). К нему также прилагают:

  • копию исполнительного листа;
  • постановление о взыскании исполнительного сбора;
  • банковские реквизиты для перечисления удержанных сумм.

Отметим, если исполнительный лист поступил в организацию ошибочно (например, указанное в нем лицо никогда не числилось в ее штате), то, по мнению автора, документ необходимо вернуть отправителю в кратчайший срок. Хотя законодательно требование о возврате "чужого" исполнительного листа не установлено, предусматривает обязанность незамедлительного возврата документа в отношении, например, уволенного работника ().

Что касается организации документооборота исполнительных листов, то четких законодательных норм в отношении их учета и хранения не установлено. Однако за утерю исполнительного листа или за его несвоевременное отправление (например, при увольнении работника), а также за неисполнение требований по нему компания и ее должностные лица могут быть оштрафованы на суммы от 50 000 до 100 000 рублей и от 15 000 до 20 000 рублей соответственно ().

Контроль за правильностью удержаний по исполнительным листам, направленным по месту работы должника, осуществляется судебным приставом-исполнителем посредством проведения проверок организаций ().

Таким образом, для снижения риска претензий со стороны ФССП России следует правильно организовать учет и хранение исполнительных листов и назначить лиц, ответственных за их регистрацию, хранение и исполнение. В этом может помочь памятка, утвержденная в (далее - Памятка).

Еще до получения первого исполнительного документа компании следует:

  • назначить сотрудника, ответственного за получение, обработку и хранение исполнительных документов;
  • разработать и утвердить формы журналов регистрации входящей корреспонденции и исполнительных листов;
  • утвердить порядок документооборота исполнительных листов, формы документов.

При получении Постановления необходимо проделать следующее.

Зарегистрировать его в специальном журнале (форма журнала сейчас не утверждена, поэтому компания вправе разработать ее самостоятельно ()). В качестве примера можно воспользоваться старой формой журнала регистрации исполнительных листов (утв. ).

Заполнить и направить судебному приставу-исполнителю, указанному в Постановлении, отрывной корешок (уведомление к исполнительному производству), подтвердив таким образом, что исполнительный лист получен и принят к исполнению. Обратите внимание, срок возврата уведомления законодательно не установлен. В то же время в Памятке указано, что оно должно быть возвращено в день вручения. В уведомлении делают отметку о получении исполнительного листа (входящий номер и дата), указывают телефон. Также свою подпись ставит главный бухгалтер. Документ заверяют печатью организации.

Ознакомить работника-должника с содержанием исполнительного листа под подпись ( ; ).

Передать под подпись зарегистрированное Постановление бухгалтеру, ответственному за расчет заработной платы.

Хранить Постановление как документ строгой отчетности (в сейфе) ().

Как было отмечено выше, при увольнении работника-должника следует "незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях" ().

Понятие "незамедлительно" не расшифровывается ни в одном нормативном акте. В то же время положения указывают, что работодатель обязан сделать это в трехдневный срок (при взыскании алиментов) ( , ). Автор полагает, что того же срока следует придерживаться при возврате и иных исполнительных документов.

При этом в исполнительном листе должна стоять отметка о произведенных удержаниях (ее заверяют печатью организации и подписью должностного лица, на которого приказом возложена ответственность по оформлению исполнительных листов), содержащая следующие данные ():

  • сумму удержанных денежных средств;
  • номер платежного поручения (квитанции);
  • дату перечисления;
  • остаток задолженности.

Исполнительный лист направляют в территориальный отдел судебных приставов ФССП России с сопроводительным письмом заказной корреспонденцией. О движении исполнительного документа одновременно извещают взыскателя. Порядок оповещения взыскателя не утвержден, однако при направлении ему письма с уведомлением о получении у компании остается доказательство извещения.

Общий порядок удержания по исполнительному листу

Удержание денежных средств из зарплаты и иных доходов работника-должника начинается с даты получения Постановления ().

Компании следует своевременно передавать исполнительный лист бухгалтеру - до начисления зарплаты и осуществления выплат. Если Постановление получено после очередной выплаты за период, в котором должны производиться удержания, то их делают из выплат следующего периода.

Вместе с Постановлением о взыскании алиментов может поступить постановление о взыскании задолженности по ним (при ее наличии) (). То есть суммы, которые не были удержаны до получения исполнительного листа, удерживают из заработной платы сотрудника на основании этого отдельного исполнительного документа. В нем приводят расчет суммы долга.

ПРИМЕР

В компанию 27.04.2017 поступил исполнительный документ - постановление судебного пристава-исполнителя на взыскание алиментов. В постановлении указано, что алименты должны удерживаться с апреля 2017 г. Заработная плата за первую половину апреля уже выплачена должнику.
В данной ситуации работодатель обязан удерживать алименты начиная с заработной платы работника за вторую половину апреля и только в том размере, который указан в исполнительном документе.

Удержания производят при каждой выплате дохода работнику с учетом требований, приведенных ниже.


Расчет удержания по исполнительному листу

По общему правилу удержания из зарплаты, производимые работодателем в силу предоставленных ему прав, не могут превышать 20 процентов ().

Однако при удержаниях по исполнительным листам с работника не может быть удержано более 50 процентов от заработной платы и иных доходов до полного погашения взыскиваемых сумм ( ; ; ).

При взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением, удержание не может превышать 70 процентов ( ; ).

Размер удержания рассчитывают из чистого дохода, то есть после обложения НДФЛ ().

При исчислении НДФЛ нужно учитывать, что работник, уплачивающий алименты на ребенка, имеет право на предоставление ему стандартного налогового вычета ( ; ).

При определении базы для исчисления алиментов доходы, из которых они удерживаются, уменьшают только на ту сумму НДФЛ, которая является частью этих доходов.

ПРИМЕР

В компанию поступили два постановления службы судебных приставов на одного работника: первое - о взыскании алиментов на ребенка в размере 25% зарплаты, второе - о взыскании налоговых санкций в размере 50% зарплаты. Компания является основным местом работы сотрудника. Задолженность по имущественным налогам составляет 10 200 руб.

За апрель 2017 г. работнику начислена зарплата в размере 12 000 руб. Сумма НДФЛ, подлежащая удержанию, равна:

12 000 руб. х 13% = 1560 руб.

Сумма удержания по первому исполнительному листу составила:

(12 000 руб. - 1560 руб.) х 25% = 2610 руб.

Размер взыскания по второму исполнительному листу составляет 50%:

(12 000 руб. - 1560 руб.) х 50% = 5220 руб.

Это максимально возможный размер удержаний по данному виду требований. Однако, учитывая, что 25% зарплаты должно быть удержано в качестве алиментов, в целях погашения задолженности по налогам следует удержать не более:

(12 000 руб. - 1560 руб.) х 50% - 2610 руб. = 2610 руб.

Оставшуюся часть задолженности по второму листу в размере 2610 руб. (5220 - 2610) нужно удержать в следующих месяцах после удержания алиментов.


Ограничения на удержания по исполнительному листу

Удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производят со всех видов заработной платы (денежного вознаграждения, содержания) и дополнительного вознаграждения, которые получают родители в денежной (рублях или иностранной валюте) и натуральной форме (Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утв. ).

Однако взыскание не может быть обращено на закрытый перечень видов доходов должника (), в частности:

  • на денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причиненного здоровью;
  • денежные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда в связи со смертью кормильца;
  • компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ о труде (в связи со служебной командировкой, с переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; денежные суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака и др.);
  • страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пособия по временной нетрудоспособности;
  • пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
  • средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" ();
  • суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, внебюджетных фондов, иных источников;
  • суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок (за исключением туристических) выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в организации, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения.

Кроме того, удержания не производят:

  • с сумм с доходов, которые рассчитывают исключительно для целей исчисления НДФЛ (например, несмотря на то, что материальная выгода является видом дохода (), в базу для удержания взысканий она не включается; это следует из самого определения материальной выгоды, признаваемой доходом исключительно для целей );
  • с доходов, полученных гражданином вне связи с осуществлением им экономической деятельности, в частности, при разовых сделках по продаже недвижимости (квартиры, земельного участка, садового домика и др.) ().

ВАЖНО

Расходы на перечисление денег по исполнительным листам (комиссии банка, плата за почтовый перевод) должны производиться за счет работника ( ; ). При этом рассмотренные выше ограничения по размеру удержаний из заработной платы не применяются.


Очередность удержаний по исполнительному листу

При удержании средств по нескольким исполнительным листам, пришедшим на одного сотрудника, необходимо соблюдать очередность удовлетворения требований взыскателей ():

  • в первую очередь удовлетворяют требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда;
  • во вторую - требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • в третью - требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

Все прочие требования удовлетворяют в последнюю очередь.

При этом требования каждой последующей очереди удовлетворяют после погашения задолженности перед предыдущей очередью в полном объеме. При наличии нескольких исполнительных листов от разных взыскателей удержания одной очереди в пределах максимального размера удержания распределяют между всеми взыскателями этой очереди пропорционально причитающимся им суммам ().

Индексация удержаний по исполнительному листу

Периодические платежи, установленные в твердом размере (не в процентах от заработной платы), подлежат индексации. Так, индексируются установленные периодические платежи, выплачиваемые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и др., в порядке, установленном законодательством РФ. О такой индексации организации следует издавать приказ (распоряжение), на основании которого бухгалтерия будет осуществлять индексацию ().

Кроме того, индексируются алименты, определенные в твердой денежной сумме ( ; ). В случае если они уплачиваются по соглашению об их уплате, то индексацию производят в соответствии с этим соглашением ().

Если алименты взыскивают по решению суда в твердой сумме, то индексация производится пропорционально увеличению установленного законом прожиточного минимума для конкретного региона, в котором проживает взыскатель. Индексация производится пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте РФ по месту жительства взыскателя. При отсутствии в субъекте РФ установленного прожиточного минимума необходимо брать данные о нем в целом по РФ ().

ВАЖНО

Работодатель обязан индексировать удерживаемые с работника суммы, установленные в твердой денежной сумме, даже при отсутствии специального указания на это в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя ( ; ).

Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, обязаны в трехдневный срок со дня выплаты переводить удержанные денежные средства взыскателю. При этом с перечисляемых сумм никакие налоги удерживать не нужно.

Таким образом, компания, получившая Постановление, должна:

  • ежемесячно начиная с даты получения Постановления удерживать суммы из заработной платы и (или) иного дохода должника;
  • производить выплаты взыскателю не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы и (или) дохода;
  • перечислять (переводить) их за счет должника;
  • в трехдневный срок сообщить судебному приставу-исполнителю и взыскателю об увольнении должника, о новом месте его работы или жительства, если оно известно, а также возвратить в отдел судебных приставов исполнительный документ с отметкой о произведенных удержаниях;
  • при взыскании алиментов по решению суда в твердой денежной сумме производить индексацию алиментов пропорционально увеличению установленного для конкретного региона МРОТ.

ПРИМЕР

В компанию поступили два исполнительных листа на одного сотрудника:
- первый - на удержание алиментов на несовершеннолетнего ребенка в размере 25% от дохода;
- второй - на содержание супруги до достижения ребенком трехлетнего возраста - в размере прожиточного минимума по субъекту РФ, в котором она проживает.

В сумме удержания по этим двум исполнительным документам будут составлять более 50% от дохода должника после удержания НДФЛ.

Так, за апрель 2017 г. работнику начислена заработная плата в размере 24 000 руб.

Сумма дохода после удержания НДФЛ:

24 000 руб. - 24 000 руб. х 13% = 20 880 руб.

Сумма удержаний по первому исполнительному листу составляет:

20 880 руб. х 25% = 5220 руб.

Предположим, что величина прожиточного минимума для трудоспособного населения на апрель 2017 г. составляет 9962 руб.

Размер удержаний по обоим исполнительным листам будет равен:

9962 + 5220 = 15 182 руб.,

то есть более половины дохода должника (более 10 440 руб.). Так как оба требования удовлетворяются в первую очередь, каждое из них должно быть удовлетворено частично.

По первому исполнительному листу:

(5220: 15 182 х 10 440) = 3589,57 руб.,

по второму:

(9962: 15 182 х 10 440) = 6850,43 руб.

Ольга Ткач , эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ