Под кризисным регионом понимается. Кризисные пояса России

Понятие местного самоуправления.

(ст. 12). Статья 130 Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций (Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года).

Согласно Европейской хартии о местном самоуправлении, под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Объектом местного самоуправления являются не только вопросы местного значения, под которыми подразумеваются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности муниципальных образований, отнесенные к таковым уставами муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством и законами субъектов РФ, но и территория муниципального образования, имущество муниципального образования и правовые акты.

Субъекты местного самоуправления , т.е. тех, кто наделен правами и обязанностями в сфере местного самоуправления, можно разделить на четыре группы:

    индивидуальные субъекты : общие (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства) и специальные (избиратели, депутаты представительных органов местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления, муниципальные служащие);

    коллективные (органы местного самоуправления, органы территориального общественного самоуправления, государственные органы);

    политико-территориальные (муниципальное образование, субъекты Российской федерации и Российская федерация в целом);

    социальные (население муниципального образования, население субъектов РФ и России).

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Вопросы местного значения межпоселенческого характера - часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с настоящим Федеральным законом и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно.

Принципы местного самоуправления получили свое правовое закрепление в европейской хартии о местном самоуправлении (принятой Советом Европы 15 октября 1985 года и ратифицированной Россией в 1998 году), которая является правовым фундаментом для муниципального законодательства стран-членов Совета Европы:

    принцип признания и гарантирования местного самоуправления - Российская Федерация в соответствии с требованиями Европейской хартии наделяет местное самоуправление высоким статусом одной их основ конституционного строя страны. Местное самоуправление рассматривается как форма осуществления народом своей власти;

    принцип самостоятельности местного самоуправления – реализуется посредством широкого набора специальных юридических норм, которые наделяют его собственной компетенцией, состоящей из предметов ведения (вопросов местного значения) и полномочий по их решению. Самостоятельность муниципальных органов допускается лишь в пределах полномочий местного самоуправления (ст. 12 Конституции РФ). Принцип самостоятельности опирается на права муниципальных образований по владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственности, формированию и исполнению местных бюджетов. Гарантией самостоятельности местного самоуправления является запрещение органам государственной власти вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления;

    принцип независимости органов местного самоуправления – согласно Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12);

    принцип ответственности местного самоуправления - реализуется в различных, предусмотренных законодательством формах: перед населением конкретного муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами. Ответственность местного самоуправления перед населением муниципального образования наступает в результате утраты его доверия. Однако возбуждение процедуры отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления требует обязательного установления в судебном порядке фактов конкретных правонарушений, допущенных депутатом, должностным лицом. Ответственность местного самоуправления перед государством установлена за нарушение Конституции РФ, федерального и регионального законодательства, устава муниципального образования, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение государственных полномочий. Меры ответственности перед государством: роспуск представительного органа местного самоуправления, отрешение от должности главы муниципального образования, признание недействующими в судебном порядке актов органов местного самоуправления. Ответственность местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами предусмотрена в порядке, установленном федеральными законами.

К принципам относят также многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления, законность, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, гласность .

Федеральным законом установлено, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской федерации в городских, сельских поселениях и иных территориях, т.е. в муниципальных образованиях.

Муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Существуют следующие виды муниципальных образований : городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Поселение - городское или сельское поселение. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Межселенная территория - территория, находящаяся вне границ поселений.

Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления:

Местный референдум – это форма непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления, представляющая собой голосование по наиболее важным вопросам местного значения.

Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.

В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют на местном референдуме непосредственно и на добровольной основе. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

Решение на референдуме считается принятым, если за него проголосовало более половины участников референдума.

Решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт.

Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Муниципальные выборы - выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении установленным законом избирательных прав граждан.

Собрание (сход) граждан – в муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ.

Народная правотворческая инициатива - население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения – официальному опубликованию (обнародованию).

Обращения граждан в органы местного самоуправления - граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.

Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

Публичные слушания – для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Опрос граждан – проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Основные модели организации власти в муниципальном образовании:

    Глава и представительный орган избираются населением, при этом Глава возглавляет Администрацию;

    Глава и представительный орган избираются населением. Глава возглавляет представительный орган;

    Глава избирается представительным органом;

    Представительный орган избирается населением, а Глава либо представительным органом, либо населением. При этом Глава возглавляет и Администрацию и представительный орган. При условии, что численность населения не превышает 1000 человек;

    полномочия представительного органа осуществляет сход граждан;

    представительный орган формируется в результате непрямых выборов. Эта модель предусмотрена для муниципальных районов. Представительный орган состоит из Глав поселений и депутатов поселений. Глава муниципального района входит в состав представительного органа и является его председателем.

Система гарантий местного самоуправления представляет собой совокупность условий и средств, обеспечивающих его реализацию и правовую защиту.

Выделяют два вида гарантий местного самоуправления :

Общие :

    экономические - многообразие и равная степень защищенности всех форм собственности, включая муниципальную, свобода экономической деятельности, уровень доходности местного бюджета;

    политические - степень демократичности политических институтов, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на осуществление местного самоуправления, четкое разграничение предметов ведения между органами государственной власти и органами местного самоуправления, самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий;

    идеологические – уровень культуры и правосознания населения.

Специальные:

    запрет на ограничение прав местного самоуправления (ст. 133 Конституции РФ);

    судебная защита прав местного самоуправления (ст. 133 Конституции РФ);

    право местного самоуправления на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ст. 133 Конституции РФ);

    обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления;

    обязательность рассмотрения обращений органов и должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти, государственными должностными лицами, предприятиями, учреждениями и организациями.

Анализ региональной динамики и пространственной структуры России позволяют сделать вывод о неоднородности экономического пространства и выделить полюса роста и проблемные регионы.

В качестве полюсов роста предлагаем рассматривать регионы, режим функционирования которых ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и взаимонеразрушающим воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов территорий.

Следует подчеркнуть также, что «устойчивость», «сбалансированность» и «социальная ориентация» - не умозрительные категории, а вполне осязаемые качественно и выражаемые количественно взаимосвязанные характеристики состояния региональных систем .

Устойчивость, выступая важнейшим признаком территориального развития, предполагает длительность сохранения условий воспроизводства потенциала территории (его социальной, природоресурсной, экологической, хозяйственной и т.п. составляющих) в режиме сбалансированности и социальной ориентации. Естественно, что последнее, как любой другой сложный процесс, не может проходить в строго линейной форме; здесь неизбежны спады и подъемы, периоды накопления и реализации накопленных резервов развития. В этой связи параметры устойчивости как позитивной (сохраняющей общее направление развития при допустимости временных отклонений) динамики выражаются соответствующими долгосрочными динамическими рядами фактических и прогнозных характеристик региональной системы.

То же относится и к требованию «сбалансированности», т.е. соблюдения особой для каждой региональной системы пропорции составляющих ее потенциала, обеспечивающих устойчивость и социальную ориентацию развития системы. В современных условиях наиболее уязвимыми являются экологическая, природоресурсная, а во многих регионах и социальная составляющие потенциала территориального развития. В тоже время, оно не предполагает искусственного поддержания уже имеющихся пропорций; наоборот, часто это развитие возможно при их корректировке.

Наиболее очевидный и до сих пор наименее учитываемый признак отнесения региона к полюсам роста - социальная ориентация, т.е. оценка влияния вектора и количественных параметров региональных ситуаций, прежде всего, на уровень и качество жизни населения. Динамика реального уровня потребления социальных благ, длительности жизни, параметров физического и духовного здоровья, образованности и других формирует главные результирующие показатели территориального развития. Естественно, что социальная его доминанта должна быть устойчиво сбалансированной с природными, экономическими и другими ресурсами территории.

Под проблемным регионом нами понимается территория, где по экономическим, социальным экологическим основаниям отсутствуют условия и стимулы самостоятельного территориального развития, т.е. соответствующие территории не могут рассчитывать на саморазрешение проблемных ситуаций, не в состоянии самостоятельно реализовать свой конкурентный потенциал и требуют активной поддержки со стороны государства. Трудно согласиться с отнесением к проблемным только тех регионов, в которых темпы спада производства, снижения уровня жизни и нарастания других негативных тенденций в экономике, социальной сфере и в экологии выше как общероссийских, так и макрорегиональных .

По нашему мнению, проблемными могут быть и те регионы, в которых никакого ухудшения социально-экономического положения не происходит (в случае, если все показатели социально-экономического развития находятся на стабильно низком, но не снижающемся уровне), и даже те регионы, в которых имеет место определенный рост ВРП, региональных доходов населения и т.д. Последняя ситуация складывается тогда, когда экономика региона с низкими социально-экономическими показателями растет темпами меньшими, чем экономика страны в целом. Нетрудно видеть, что отставание региона от среднестранового уровня экономического развития увеличивается, несмотря на внешние признаки подъема.

Часто в экономической литературе отождествляют понятия проблемный, депрессивный и кризисный регион . В частности, в правительственном документе «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)» проблемные территории (регионы) определяются как регионы, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, масштабных общественно-политических конфликтов, экстремальных спадов производства и уровня жизни населения, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительные размеры вынужденной эмиграции населения . В данной трактовке наблюдается отождествление понятий «проблемный» и «кризисный регион».

На наш взгляд, эти понятия не являются тождественными. В этой связи представляется целесообразным обратить внимание на точку зрения о типологии регионов А.Г. Гранберга, который справедливо полагает, что в структуре проблемных регионов необходимо разграничивать отсталые, депрессивные и кризисные регионы .

Понятие отсталости (слаборазвитости) региона является относительным. Оно имеет смысл только в контексте общей социально-экономической ситуации в стране. К данному типу проблемных регионов принято относить регионы, имеющие традиционно низкий уровень жизни по сравнению с основной массой регионов страны. Значительная часть регионов данной группы находится в состоянии длительного застоя. Экономически слаборазвитые регионы, как правило, имеют очень незначительные внутренние резервы экономического роста, а реализация имеющихся конкурентных преимуществ требует крупномасштабной экономической помощи со стороны государства.

Ключевыми признаками отсталых регионов являются:

Низкая интенсивность хозяйственной деятельности;

Малодиверсифицированная отраслевая структура промышленности;

Значительное отставание от большинства регионов страны по уровню накопленного производственного потенциала;

Слабый научно-технический потенциал;

Относительно слабая инфраструктурная (в том числе транспортная) освоенность территории;

Малоразвитая социальная сфера.

Следовательно, к группе экономически слаборазвитых регионов могут быть отнесены территории с наиболее низкими удельными характеристиками масштабов общественного производства, узкоспециализированной экономикой преимущественно сырьевой или аграрной ориентации, максимальной степенью неразвитости всех основных компонентов современной экономической системы, включая накопленный производственный потенциал, региональную инфраструктуру и социальную сферу.

В литературе очень широко используется термин «депрессивный регион». В соответствии с общепринятым, но довольно расплывчатым определением, депрессивным считается такой регион, где экономические условия существенно хуже, чем в среднем по стране. Однако, с точки зрения классического подхода, депрессия - это одна из фаз экономического цикла. Впервые термин «депрессивный регион» появился в Великобритании для характеристики ряда регионов страны, в наибольшей степени пострадавших во время кризиса 1929 года. Нетрудно видеть, что корни этой терминологии имеют аналоговый характер, поскольку тот период времени вошел в мировую экономическую историю, как период «великой депрессии». Характерно, что в Великобритании к депрессивным были отнесены, в основном старопромышленные регионы (Северо-Восток и Северо-Запад страны, Уэльс, Шотландия), где имела место деградация традиционных отраслей экономики (угледобыча, металлургия, текстильная промышленность) и отмечался высокий уровень безработицы.

На основе анализа зарубежного опыта в табл. 2.1 представлены агрегированные данные о хозяйственной структуре депрессивных регионов.

Следует отметить, что специфика современного этапа развития российской экономики такова, что прямое заимствование традиционных для промышленно развитых стран подходов к раскрытию экономического содержания понятия «депрессивный регион» невозможно. В частности, такие признаки депрессивных регионов, как несбалансированность в развитии различных секторов экономики и малая степень диверсификации производства, в России срабатывают далеко не всегда.

Таблица 2.1

Хозяйственная структура депрессивных регионов

Признаки хозяйственной структуры депрессивных регионов

Депрессивные регионы

Центральная
Шотландия

Аппалачи (США)

Питсбург (США)

Инерционность развития

Несбалансированность в развитии различных секторов экономики

Специализация на отраслях тяжелой индустрии

Историко-культурная обособленность

Географическая изолированность

Экономическая периферийность

Наличие месторождений полезных ископаемых

Наличие транспортных условий

Интенсивная эксплуатация природных ресурсов

Технологическая взаимосвязь отраслей

Невосприимчивость НТП

Малая степень диверсификации производства

Подчиненность обслуживанию национального рынка

Зависимость от традиционных отраслей

Зависимость от внешней конъюнктуры спроса

Ориентация на вывоз ресурсов из региона

Дисперсная модель урбанизации

Негативное воздействие на окружающую среду

Например, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа занимают первые места и рассматриваются как регионы с достаточно высоким уровнем развития (по российским меркам) практически во всех известных рейтингах российских регионов. Но для них характерна моноотраслевая структура экономики (соответственно, газодобывающая и нефтедобывающая промышленность), которая с учетом проанализированного зарубежного опыта присуща депрессивным регионам. Для этих же регионов свойственны и такие приведенные в табл. 2.1 «универсальные» признаки депрессивности, как интенсивная эксплуатация природных ресурсов, зависимость от внешней конъюнктуры, негативное воздействие на окружающую среду и т.д.

Что же касается флагманов отечественной промышленности, к которым можно отнести Челябинскую и Свердловскую области, то они «располагают» другим набором признаков депрессивности, присущим всем регионам промышленно развитых стран, приведенных в табл. 2.1. в их числе - специализация на отраслях тяжелой индустрии, зависимость от традиционных отраслей
данном случае - металлургии) и негативное воздействие на окружающую природную среду. Но в и этом случае отмеченные старопромышленные регионы трудно отнести к депрессивным; имея ввиду оценку уровня их экономического развития по сравнению со многими другими субъектами федерации.

В этой связи необходимо более обстоятельно исследовать экономическое содержание понятия «депрессивный регион» с учетом российских условий.

В основе депрессивного состояния лежат преимущественно экономические причины: падения спроса на основную продукцию или снижения ее конкурентоспособности, истощения минеральных ресурсов или ухудшения геологических условий и т.п. Поэтому, мы считаем, что депрессивные регионы принципиально отличаются от отсталых тем, что при более низких, чем в среднем по стране, современных социально-экономических показателях, в прошлом эти регионы были развитыми, а по некоторым производствам занимали ведущие места в России. Как правило, эти регионы имеют достаточно высокий уровень накопленного производственно-технического потенциала, значительную долю промышленного производства в структуре хозяйства, имеется развитая промышленная инфраструктура, квалифицированная рабочая сила, сеть внутрирегиональных и межрегиональных связей. Однако, отсутствие механизма саморегуляции регионального развития, на данных территориях приводит к нарушению соразмерности воспроизводственных связей в системе «производство - потребление», к несоответствию между хозяйственными потребностями и имеющимися ресурсами, а также между отдельными частями хозяйственного комплекса, что создает потенциальную возможность возникновения депрессивного синдрома.

С точки зрения продолжительности депрессивного состояния целесообразно различать две группы регионов:

Дореформенные депрессивные регионы, регресс которых начался в дореформенный период, а в процессе реформ их положение еще более ухудшилось;

Новые депрессивные регионы, которые в дореформенный период поддерживали относительно высокий уровень развития, но в последние годы попали в состояние кризиса и не имеют необходимых условий для выхода из него.

Продолжительность и глубина региональной депрессии определяются в значительной мере составом отраслей производства, кризис в которых стал основной причиной распространения депрессии на всю экономику региона. По этому признаку депрессивные регионы делятся на старопромышленные, аграрно-промышленные и добывающие.

Выход из депрессивного состояния возможен с помощью механизма рыночного саморегулирования. Переход к устойчивому экономическому росту и связанные с ним структурные сдвиги оказывают благоприятное воздействие на депрессивные регионы. Главный фактор - это увеличение инвестиционного и потребительского спроса и соответственно преимущественное развитие отраслей, составляющих основу ныне депрессивных регионов.

Тяжелое положение ряда регионов России связано не только с резкими изменениями в системе экономических отношений (хотя их базовость и фундаментальность не вызывает сомнения). Существенное и повсеместное ослабление государства привело к появлению кризисных регионов. К кризисным регионам правомерно относить территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных и техногенных катастроф, регионы широкомасштабных общественно-политических конфликтов, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительные размеры вынужденной эмиграции населения, регионы, в которых глубина экономического кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации. Классическим примером кризисного региона является Республика Ингушетия. После раздела с Чечней она унаследовала менее 10 % основных производственных фондов. Республика оказалась без необходимой производственной и социальной инфраструктуры. По основным показателям жизнеобеспечения Ингушетия оказалась на последнем месте среди субъектов РФ. Республиканский бюджет на 90 % формировался за счет средств федерального бюджета. Военные действия в Чечне привели к тому, что на территории Ингушетии оказалось огромное количество беженцев.

Улучшение ситуации в кризисных регионах возможно лишь при решении в комплексе не только экономических, но и политических вопросов.

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Невозможно найти регион, в котором отсутствуют проблемы социально-экономического развития, однако, в проблемных регионах они проявляются особенно ярко. Итак, какие же регионы относятся к проблемным?

Можно выделить следующие качественные признаки проблемных регионов:

1. Особая кризисность проявления крупных проблем, создающих угрозу социально-экономической стабильности

2. Наличие ресурсного потенциала, особенно важного для национальной экономики

3. Особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для реализации стратегических интересов страны

4. Недостаток собственных ресурсов для самостоятельного решения проблем.

Необходимо отметить, что проблемы регионов могут быть связаны как с ухудшением показателей социально-экономической динамики, так и, напротив, со слишком быстрыми темпами развития. В этом случае слишком быстрое развитие является проблемой, так как не все элементы социально-экономической системы региона могут развиваться с одинаковой скоростью. Как правило, наиболее активно развиваются отрасли хозяйственной специализации регионов, а отрасли нематериального производства, социальной сферы, связанные с удовлетворением потребностей, проживающих на данной территории, напротив, отстают.

В советский период это было связано с остаточным принципом финансирования социальной сферы и нематериального производства. В современных условиях - частные хозяйствующие субъекты, действующие на территории региона, в первую очередь ориентированы на извлечение прибыли, а территориальные органы управления не обладают достаточными ресурсами для реализации политики интеграции интересов населения, власти и бизнеса. С подобными проблемами обычно сталкиваются так называемые проблемные регионы авангардного типа (регионы нового освоения, свободные экономические зоны и т.п.).

Сегодня существует два подхода к выделению проблемных регионов: на основе количественных и качественных критериев. Подход на основе количественных критериев предполагает выделение проблемных регионов путем оценки степени остроты (кризисности) важнейших проблем на основе системы индикаторов. Подход на основе качественных критериев предполагает классификацию путем выделения основных проблем социально-экономического развития конкретного региона. Данный подход целесообразно применять в случае необходимости разработки политики оздоровления экономики региона.

Территориальное проблемное районирование не носит сплошного характера. В качестве проблемных регионов могут рассматриваться следующие типы территорий:

1. Субъекты федерации

2. Части субъектов федерации

3. Несколько субъектов Федерации

4. Сопредельные части субъектов Федерации.

Кризисные регионы

Выделение кризисных регионов осуществляется на основе первого подхода, т.е. на основе количественных критериев. В этом случае проводится сопоставление регионов по основным показателям социально-экономического развития, и выделяются территории, где эти значения существенно отклоняются в худшую сторону от средненациональных или эталонных значений. Таким образом, к категории кризисных относятся регионы, в которых значения основных социально-экономических показателей существенно хуже, чем в среднем по стране.

Кризисные регионы, расположенные в непосредственной территориальной близости, образуют так называемые кризисные пояса. На территории России сегодня выделяются следующие кризисные пояса:

1. Центральный пояс

2. Южный пояс

3. Уральский пояс

4. Восточный пояс.

Наиболее крупным является Центральный кризисный пояс. В его состав входят части Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, Центрально-Черноземного и Поволжского экономических районов.

Основными проблемами Центрального кризисного пояса являются: спад производства; высокая безработица; низкий уровень жизни; низкая бюджетная обеспеченность; высокий уровень депопуляции населения.

В состав Южного кризисного пояса входят сопредельные регионы Северного Кавказа и южная часть Поволжья. Основными проблемами Южного кризисного пояса являются:

o Спад производства

o Хронически трудоизбыточная конъюнктура рынка труда в сочетании с высокой рождаемостью

o Низкий уровень жизни

o Низкая бюджетная обеспеченность

o Межэтнические военные конфликты

o Высокая численность вынужденных переселенцев и беженцев.

Таким образом, в Южном кризисном поясе свертывание экономической активности протекает на фоне сохранения положительного естественного прироста населения и хронического наличия значительного количества избыточной рабочей силы.

Уральский кризисный пояс, на первый взгляд, включает территории, развивающиеся сравнительно благополучно. В его состав входят территории Уральского и Западно-Сибирского экономических районов. Вместе с тем, особенности отраслевой структуры региональной экономики, а именно: высокая концентрация производств, существенно загрязняющих окружающую среду (черная, цветная металлургия, химическая промышленность); значительная доля предприятий добывающей промышленности с истощающейся сырьевой базой, предприятий ВПК, потерявших госзаказ и рынки сбыта, обуславливают появление таких проблем регионального развития как:

· Локальный спад производства

· Высокая техногенная нагрузка и экологические риски хозяйственной деятельности.

Восточный (Южно-Сибирско-Дальневосточный) кризисный пояс пока находится в стадии формирования. В его состав входят республики Алтай, Тыва, Бурятия, Алтайский край, Читинская и Амурская области.

Основными проблемами данного пояса являются:

o Спад производства и высокая безработица

o Низкая бюджетная обеспеченность и низкий уровень доходов населения

o Слабая транспортная доступность

o Низкая плотность населения и отсутствие сформировавшихся систем расселения

o Низкий уровень развития отраслей региональной специализации.

Анализ проблем кризисных поясов России свидетельствует о недостаточности классификации на основе только количественных критериев. Так, во всех кризисных поясах наблюдается спад производства, высокая безработица, низкая бюджетная обеспеченность, однако причины, обусловившие кризисное состояние существенно отличаются.