Организации в сфере городского хозяйства. Город, как объект управления

Принципы формирования оптимальной управленческой модели

1. Принцип целеполагания. Любая исполнительная структура власти выступает как инструмент реализации целей и задач, стоящих перед органом управления, а следовательно должна соответствовать этим задачам. Поэтому для определения оптимальной структуры необходимо определить функции и задачи стоящие перед органом власти.

2. Принцип соответствия объема и характера полномочий видам управленческих воздействий. Структура управления должна учитывать имеющиеся у нее методы управленческих воздействий особенно в таком сложно построенном государстве как Россия. Основные виды воздействия можно подразделить на непосредственные (по предметам ведения данного уровня или органа власти) и опосредованные осуществление которых ведется через регулирование отношений между другими субъектами деятельности (в частности через иные уровни власти или иных собственников).

3. Принцип соответствия форм и методов деятельности задачам и мотивациям.

Тема 4 Городское хозяйство

Термин городское хозяйство употребляется в трех различных значениях. Во-первых, под городским хозяйством нередко подразумевается совокупность частных хозяйств в городе. В этом смысле городское хозяйство (или городская промышленность), являясь одной из главных составных частей народного хозяйства, противополагается внегородскому, чаще всего сельскому хозяйству.

Во-вторых, городским хозяйством в его статическом значении, называют всю сумму имеющегося оборудования и учреждений, оборудования и учреждений, обслуживающих городское благоустройство.

В-третьих, городское хозяйство понимается как деятельность города в лице его городских публичных органов, направленная к удовлетворению известных коллективных потребностей городского населения. Именно в этом смысле названное хозяйство составляет предмет особой научной дисциплины.

Городское хозяйство как хозяйственная деятельность города играет решающую роль в развитии и благоустройстве города, а также в благосостоянии его населения, материальном и духовном. Поэтому ввиду многозначности термина «городское хозяйство» следовало бы применять специальный термин, приспособленный к этому пониманию. Таким термином является «муниципальное хозяйство».

Происхождение упомянутого термина относится к классической древности. Munis по-латыни значит тяжесть, тягота, бремя, а capio, recipio – беру, принимаю. Соответственно, городское управление, как бы берущее на себя, по уполномочию города и с разрешения правительства, бремя общественной власти, выполнения общественных задач и распоряжения хозяйственными средствами, называется муниципалитетом, а его деятельность – муниципальным хозяйством.



В настоящее время наиболее распространенным термином является «коммунальное хозяйство». Данный термин считался официальным в советское время.

В дальнейшем, при изложеннии курса мы будем пользоваться всеми тремя терминами, а именно: «городское хозяйство» (в его третьем значении), «муниципальное хозяйство» - как более определенным научным термином, и «коммунальное хозяйство» (в городах) как термином официальным.

У основоположников муниципальной науки Зомбарта, Дамашке, Линдемана, Ястрова и других можно встретить следующие определения: городское хозяйство есть хозяйственная деятельность «городской общины», или «городских публичных органов», или «городских общественных управлений», или «города, как самостоятельной коммунальной (муниципальной) единицы. Более полное определение мы встречаем у А.Рисса. Согласно его формуле, «муниципальное хозяйство означает совокупность всех тех мероприятий городского общественного управления, при посредстве которых оказывается влияние на производство, распределение и потребление благ, служащих для удовлетворения жизненных потребностей». Впрочем, едва ли можно назвать изложенное определение удовлетворительным. Во-первых, существует целый ряд факторов, оказывающих влияние на «производство, распределение и потребление благ», которые ничего общего с городским хозяйством не имеют. Оказывают такое влияние и технические изобретения, и общее государственное законодательство, и экономическая политика правительства.

Более детально отображается термин в работе академика Л.А. Велихова:

Городское или муниципальное хозяйство есть деятельность местных публичных органов или организованного представительства людей, живущих концентрировано на избранной территории и занимающихся преимущественно обрабатывающей промышленностью или торговлей, причем эта деятельность направлена к наивыгоднейшему использованию материальной среды с помощью установленных средств в целях благоустройства данной территориальной единицы и социального благосостояния (т.е. благоустройства в широком смысле) живущего на ней и принадлежащего к господствующему классу коллектива1. Соизмеряя данное определение с реалиями сегодняшнего дня можно сказать, что данное определение требует уточнения в двух моментах:

1. «…занимающихся преимущественно промышленностью или торговлей …» - в современном обществе значительно увеличилась доля работающих в сфере обслуживания, и в сфере образования. Поэтому здесь необходимо расширить сферу деятельности людей, данной в определении.

2. «…принадлежащего к господствующему классу коллектива» - использование подходов К.Маркса и Ф.Энгельса скорее всего было необходимо, т.к. книга была написана в 1928 году. Сегодня мы можем свободно заменить термин «господствующий класс» на термин «население в целом».

Для того, чтобы дать научное определение муниципального хозяйства, надо прежде всего установить родовое понятие “хозяйство”, чтобы затем на основе отличия данного вида хозяйства дать определение термина “муниципальное хозяйство”.

Как правило, под хозяйством понимают некую совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность.

Так, государственное хозяйство любой современной страны ограничено ее границами, а сами права государства при осуществлении хозяйственной деятельности напрямую зависят от формы собственности хозяйствующих на его территории субъектов.

С этой точки зрения государство имеет ряд особенностей при осуществлении хозяйственной деятельности, поскольку оно с одной стороны выступает как равноправный субъект хозяйственных отношений (собственник), с другой стороны - как субъект, выполняющий в силу своего особого статуса функцию регулирования хозяйственных отношений на своей территории. Местное самоуправление несет на себе как признаки государства, так и признаки хозяйствующего субъекта. В этой двойственности природы местного самоуправления и кроется корень долгих дискуссий по вопросу определения понятия муниципального хозяйства.

Первая группа исследователей данного вопроса рассматривает муниципальное хозяйство лишь как совокупность предприятий и учреждений, относящихся к муниципальной собственности (коммунальное хозяйство) и подходит к решению вопроса с позиции, кому принадлежит данная собственность. Подобный подход снимает с органов местного самоуправления заботу о создании условий для развития территории муниципального образования и значительно снижает их интерес в создании условий для инвестиционной и иной деятельности, направленной на создание благоприятных условий для хозяйствования на данной территории.

Вторая группа исследователей относит к муниципальному хозяйству всю совокупность хозяйств, расположенных на территории муниципального образования, поскольку властные полномочия органов местного самоуправления распространяются на все хозяйствующие на его территории субъекты. Подобный подход ставит местное самоуправление над другими хозяйствующими субъектами и предполагает известные монопольные права органов местного самоуправления, дает им необоснованные преимущества в конкуренции, прежде всего с частным сектором на территории муниципального образования.

Кроме того, при подобном походе происходит размывание понятия власти и подрыв ее авторитета, так как происходит подмена ориентиров, что в свою очередь приводит к недобросовестному исполнению местным самоуправлением той части общественных дел, исполнение которых возложено на нее законом.

В связи с этим известный российский исследователь Л. Велихов указывает на особенность муниципального хозяйства, которая лежит, прежде всего, в его целях. По определению Велихова муниципальное хозяйство - это “деятельность города в лице его городских публичных органов, направленная к удовлетворению известных коллективных потребностей городского населения”. (Л. Велихов “Основы городского хозяйства” 1928г. стр. 217).

В данном определении присутствует тот критерий, по которому мы можем развести две предыдущие точки зрения, определив, что в понятие муниципального хозяйства включаются хозяйствующие субъекты как муниципальной, так и иных форм собственности, но лишь те, деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения муниципального образования.

Таким образом,муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.

Субъектами муниципального хозяйства являются местные публичные органы.

Объектом является среда деятельности и условия проживания человека.

Средствами муниципального хозяйства инфраструктура муниципалитета (производственные мощности предприятий жизнеобеспечения).

Целью муниципального хозяйства является благоустройство данной единицы территории и социального благосостояния населения.

Городское хозяйство

Городское хозяйство - комплекс расположенных на территории города (либо другого населенного пункта) предприятий, организаций, учреждений, обслуживающих материальные, культурные и бытовые потребности населения, проживающего в городе (населенном пункте). Кроме того, городским хозяйством называют отрасль экономики страны, выполняющую упомянутые функции. Городское хозяйство является основой экономики города, обеспечивая, прежде всего, социально-экономическую и экологическую стабильность населенного пункта.

Особенности городского хозяйства

Наиболее часто выделяются следующие особенности городского хозяйства, выделяющие его среди других отраслей:

  • местный характер деятельности : естественные условия расположения влияют на состав, размер, финансовые результаты предприятий городского хозяйства, обуславливают монопольный характер деятельности многих коммунальных предприятий;
  • комплексный характер развития : развитие отдельных областей городского хозяйства происходит зависимо и в определенном соотношении с другими областями городского хозяйства;
  • неравномерность потребления продукции коммунальных предприятий : связана с неравномерностью потребления, как правило, объясняющуюся суточными колебаниями (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и т.д.). Встречаются отрасли, подверженные сезонным колебаниям потребления (например, теплоснабжение в части отопления, отчасти городской электрический транспорт);
  • разнообразие видов деятельности : производство товарной и коммунальной продукции, предоставление коммунальных и бытовых услуг, выполнение работ по эксплуатации, ремонту и строительству;
  • однородность продукции отдельных предприятий : например, для водоснабжения, водоотведения, городского транспорта;
  • наличие постоянного контингента потребителей ;
  • специфическая связь процессов производства и потребления .

Специфика связи производства и потребления в городском хозяйстве

Структура городского хозяйства

Основные подсистемы: 1.Градообразующая:

Промышленность -транспорт -наука

2.Градообслуживающая

Отрасли нематериального производства города: -торговля -общественное питание -ЖКХ -системы здравоохранения, спорта, культуры материально-технического оснащения

3. социальная сфера

Профессионально-квалификационная структура: -наличие рабочих специалистов и уровень их квалификации -социально-демографическая структура

4. управленческая

Комплекс местных, государственных и общественных организаций

5. пространственная структура:

Жилье -производство -торговые места -коммунально-складские комплексы и др. -природные ресурсы

Литература

1. Економіка міського господарства: Навч. посібник / За ред. Т.П. Юр’євої. – Х.: ХДАМГ, 2002

2. Коссой Ю.М. Экономика и управление на городском электрическом транспорте: Учебник . – М.: Мастерство, 2002. - 352с.

3. Славута О.І. Економіка і організація діяльності підприємств міського господарства: Навч. посібник . - - Х.: ХНАМГ, 2009.- 284 с.

4. Титяев В.И., Кислощаев А.Г. Организация управления и планирования жилищно-коммунального хозяйства . -К.: Вища школа, 1981. – 183с.

5. Файнберг А.И. Экономика, организация и планирование городского электротранспорта . - М.: Стройиздат, 1987. - 263 с.

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Городское хозяйство" в других словарях:

    Комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, призванных удовлетворять повседневные коммунальные, бытовые и социально культурные нужды жителей городов и посёлков городского типа. К Г. х. относятся Жилищное хозяйство,… …

    Комплекс служб, пр тий, инж. сооружений и сетей (в т. ч. подземных), предназнач. для удовлетворения коммунальных, бытовых и социально культурных нужд жителей городов и посёлков гор. типа, а также нек рых производств. нужд пром. пр тий. К Г. х.… … Большой энциклопедический политехнический словарь

    хозяйство городское - Комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, предназначенных для удовлетворения коммунальных, бытовых и социально культурных нужд жителей города или посёлка городского типа [Терминологический словарь по строительству на 12 языках… … Справочник технического переводчика

    Комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, предназначенных для удовлетворения коммунальных, бытовых и социально культурных нужд жителей города или посёлка городского типа (Болгарский язык; Български) градско стопанство (Чешский… … Строительный словарь

    ГПО Минское городское жилищное хозяйство Республика Беларусь, 220004, Минск, пр т Победителей 5, каб. 301 Государственное производственное объединение Минское городское жилищное хозяйство объединение организаций жилищного хозяйства города Минска … Википедия

    Совокупность пр тий, служб, х в, обслуживающих как нас., так и пр тия и организации нас. пункта. Это сан. техн. и сан. гигиенич. пр тия (водопровод, канализация, бани, прачечные), гор. пасс. транспорт, энергетические пр тия (электрост., гор.… … Екатеринбург (энциклопедия)

    Совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл; в городах входит в состав городского хозяйства (См. Городское хозяйство). Во многих городах и поселках предприятия К. х. обслуживают также и… … Большая советская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Озерки. Посёлок Озерки Страна РоссияРоссия … Википедия

    КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО - возникло при органах т. н. местного самоуправления: городских управах в России, муниципалитетах во Франции и Англии, магистратах в Германии как результат выполнения этими органами обязанностей по благоустройству населенных мест. Эти обязанности… … Большая медицинская энциклопедия

    Городское поселение России (АЕ 3 го уровня) … Википедия

Книги

  • Городское хозяйство , . В учебном пособии в систематизированной форме изложены теоретико-методологические основы функционирования и развития города и комплекса городского хозяйства, позволяющие составить целостное…

Тема: Теоретические основы развития городского хозяйства

Тип: Контрольная работа | Размер: 25.67K | Скачано: 77 | Добавлен 25.09.13 в 23:32 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы

Вуз: Финансовый университет


Введение 3

1. Город, как социально-экономическая система 4

2. Город, как объект управления 13

3. Понятие «городское хозяйство и структура хозяйственного комплекса города 17

Заключение 21

Список использованной литературы 24

Введение

В числе проводимых в настоящее время в России реформ одно из первых по важности мест занимает реформа местного самоуправления. Местное самоуправление - это право населения самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения. Как и другие формы, функционирующие в социальных системах, местное самоуправление институционально оформлено. Многовариантность возможных схем построения данного института, рамки которого в общем виде определены российским законодательством, делает возможным выбор модели развития местного самоуправления, отвечающей потребностям общества и государства.

Для обеспечения реальной самостоятельности и ответственности органов местного самоуправления необходимы соответствующие правовые, экономические, организационные, социальные и финансовые условия. Меры, принимаемые для достижения этих целей, часто не дают должных результатов. Основной проблемой является то, что они осуществляются без достаточного научного обоснования, без серьезной концептуальной проработки и довольно часто методом проб и ошибок. Совершенствование форм самоуправления, поиск новых и наиболее эффективных такого рода социальных технологий - это постоянный процесс даже для стабильных государств. В России, переживающей сложный переходный период, поиск оптимальных форм управления, новых управленческих и самоуправленческих технологий, он является актуальным и приоритетным направлением. В силу очевидных исторических причин процесс формирования системы местного самоуправления в современной России отличался высокой степенью хаотичности и стихийности. Сегодня существуют муниципальные образования, созданные в самом различном масштабе, - и в городах с миллионным населением, и в деревнях с численностью жителей в несколько сотен или даже десятков человек.

1. Город, как социально-экономическая система

Целесообразность системного подхода к проблеме жизнеобеспечения крупных промышленных центров вытекает из огромного разнообразия и сложности факторов, элементов инфраструктуры, связей между ними, влияющих как на эффективность управления городами, так и на качество жизни населения.

Город — это относительно самостоятельная, юридически оформленная, сложная динамическая территориальная, экономическая и социальная система, в которой воспроизводятся экономические, социальные, политические, идеологические, управленческие, демографические, этнические, экологические, правовые, градостроительные, градообслуживающие и другие отношения жизнеобеспечения; система с особенностями своего формирования, развития и функционирования, многообразными связями с внешней средой.

Таким образом, город — это не только место совместного проживания людей. Он объединяет сообщество в систему, состоящую из различных элементов (экономика, культура, политика, экология), пронизанную социальными отношениями, функционирование которых направлено на достижение глобальной цели — рост качества жизни каждого человека.Все элементы представленной системы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Игнорирование хотя бы одного из них приводит к деградации всей системы, сопровождается тяжелыми экологическими, социальными, экономическими и политическими последствиями.

Объединение элементов и подсистем осуществляется на всех уровнях по единым принципам:

1. Функциональный принцип — подсистемы предназначены и обеспечивают своими целевыми функциями, т. е. интегральными направлениями деятельности и результатами, реализацию глобальной цели системы.
2. Организационный принцип — подсистемы связаны организационно и соподчинены так, чтобы наилучшим образом обеспечить реализацию главной цели.

3. Ресурсный принцип — подсистемы обеспечены всеми необходимыми ресурсами (материальными и нематериальными) для выполнения своих функций и связаны ресурсными потоками. 4. Технологический принцип — подсистемы имеют собственные технологии для функционально необходимого преобразования ресурсов; подсистемы связаны общесистемными технологическими преобразованиями ресурсов, необходимыми для реализации целей.

Таким образом, принципы объединения элементов (подсистем) формируют 4 основных типа структурных связей: функциональную, организационную, ресурсную и технологическую конфигурации связей. Содержание понятия «город» имеет много трактовок. Общефилософское его толкование связано с представлением о некоторых обобщенных принципах, направляющих познание сложных систем по пути изучения внутренних динамических характеристик и структур. Термин «город» используется также для обозначения одной из основных функций управления, которая реализуется при создании и совершенствовании системы, поддержании порядка в ее функционировании. Наконец, город отождествляется с социальной системой, что подтверждается встречающимися в литературе определениями типа «город — социальная общность, в которой существует функциональное разделение труда, направленное на достижение общей цели жизнеобеспечения населения». С этой точки зрения к социальной общности можно отнести политические, производственно-хозяйственные, творческие, учебные организации и др. Сформулируем признаки, отражающие сущность данного понятия.

Во-первых, социальная организация — это объединение людей с различными функциями и ролями.

Во-вторых, социальная организация создается и функционирует для достижения общей цели, объединяющей людей для реализации определенных социальных потребностей, в первую очередь, достижения социальной стабильности, справедливости и защищенности.

В-третьих, наличие организационной структуры позволяет осуществлять совместную деятельность для достижения общей цели. Взаимодействие позволяет интегрировать деятельность людей, способствует формированию организации как единого целого, имеющего качественно новые свойства, не сводимые к сумме свойств входящих в него частей. Таким образом, город как социальная система представляет собой относительно автономную группу людей с четко структурированной совместной деятельностью, функционирующую для реализации социальных интересов, обусловленных общей целью.

Среди элементов структуры города особо выделим роль экономики как сложной самостоятельной подсистемы, играющей ведущую роль в жизнеобеспечении населения.

Структура экономической системы дает представление о взаимосвязях ее элементов, кругообороте финансов, товаров и услуг, обеспечивающих жизнедеятельность населения.

Как экономическая система город также может характеризоваться рядом признаков.

Во-первых, он имеет определенные границы, позволяющие существовать автономно от других формирований подобного рода и не рассеиваться в окружающей среде. Границы определяются территорией, названием, организационной структурой и др.

Во-вторых, город характеризуется совокупностью применяемых ресурсов, их качеством, а также используемым потенциалом и общей целью объединения и функционирования всей совокупности ресурсов. Таким образом, город как экономическая система представляет собой объединение совокупности применяемых ресурсов для достижения единой цели, обусловленной общей глобальной целью развития страны.

Очевидно, что социальная и экономическая сущности города неразрывно связаны и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга. Невозможно достичь в обществе социальной стабильности, справедливости и защищенности без эффективно функционирующей экономики. И, наоборот, нельзя добиться стабильных экономических успехов без соответствующего уровня социальной безопасности и стабильности. Противостояние экономики и экологии — одна из узловых проблем жизнеобеспечения в городах. Высокая плотность населения, перегруженность промышленными предприятиями, транспортом крайне обостряют экологическую ситуацию, что явно сказывается на ухудшении здоровья населения, увеличении числа генетических нарушений, сокращении средней продолжительности жизни. В связи с этим возникла концепция несовместимости высоких темпов промышленного развития с охраной окружающей среды. Возникли системные противоречия между социумом, экономикой и природой. Без охраны окружающей среды может быть серьезно нарушен процесс производства и потребления человеком материальных благ. Поэтому для достижения глобальной цели существования и развития городов недостаточно только социального, экономического или экологического подходов. Современный промышленный город должен формироваться и управляться как единая система.

Следовательно, интеграцию сущности города как экологической и социальной систем с экономической системой назовем эколого-социально-экономической системой (ЭСЭС). Ее основные признаки, отражающие сущность данного понятия:

1. Создание ЭСЭС для достижения основной цели своей деятельности, согласованной с глобальной целью национального развития России.

2. ЭСЭС — определенная совокупность ресурсов, объединенных для осуществления деятельности для достижения поставленной цели.
3. Характерная особенность ЭСЭС — наличие определенных границ, позволяющих городу существовать относительно автономно. Границы определяются территорией, используемым потенциалом (мощностью) или общим результатом деятельности и др.

Любой город как социально-экономический комплекс является объектом управления со стороны управляющей системы, формирующей цели, виды и масштабы деятельности, формы собственности, совокупность применяемых ресурсов, формы и методы комплектации ими (ресурсами).

На функционирование и развитие комплекса как объекта управления оказывают воздействие внутренняя и внешняя среда. Внутренняя среда характеризуется потенциалом эколого-социально-экономического комплекса; используемым потенциалом (используемой мощностью) или общим результатом деятельности социально-экономического комплекса; количеством совокупности применяемых ресурсов; качеством применяемых ресурсов или эффективностью их функционирования; пропорциональностью использования ресурсов.

Влияние внешней среды может быть различным по характеру воздействия: прямым или косвенным, экономическим, организационным, правовым, социальным, политическим и др. Так, например, воздействие государственных и республиканских органов власти может иметь форму законов, указов, постановлений, касающихся форм собственности, налогов, банкротства, других различных социальных и экономических условий и ограничений деятельности. Качественное состояние внутренней и внешней среды объекта управления позволяет определять потенциальные возможности после достижения конечной цели его функционирования и развития.

В основе системного подхода лежит представление целостной системы. Целостные системы изобретены людьми для удовлетворения их специфических целей. Система, которую нам предстоит рассмотреть, предназначена для жизнеобеспечения населения крупных городов.

Каждая целостная система имеет вход (поток ресурсов) и выход (поток благ, материальных и духовных), удовлетворяющие потребность людей. Главная цель функционирования системы — уменьшить поток ресурсов на входе и увеличить поток благ на выходе. Естественно, эта цель может быть достигнута только тогда, когда отношение потока на выходе к потоку на входе, при условии приведения их к единой размерности. Эффективность системы обеспечивается не только за счет обогащения ее материального, энергетического и информационного потенциалов, но и в значительной степени за счет построения рациональной структуры, ее дальнейшего развития и совершенствования.

Основой для выявления структуры системы служит целостная модель, которая содержит перечень всех осуществляемых ею функций и операций. Эта модель может быть использована и для описания, и для перестройки системы. В первом случае это дескриптивное применение модели, когда речь идет о наблюдении ее поведения в будущем; во втором — нормативное применение модели, речь идет о том, что должно быть. Для проблемы жизнеобеспечения городов оба подхода имеют важное значение для вскрытия резервов развития и их использования в настоящем и будущем.

В целостной модели системы со структурным подходом неразрывно связан функциональный. Если структурный подход определяет, из чего состоит система, то функциональный — как она действует. Таким образом, системный подход к изучению проблем, в том числе и социально- экономического характера - универсальная методология, содержащая совокупность методов, путей, средств исследования, конструирования систем и управления системами для достижения целей в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами.

Анализ взаимосвязей между объектами систем жизнеобеспечения населения городов показывает, что они являются иерархическими системами.

Социально-экономическая сфера города имеет свою структуру, представляющую собой сложный комплекс различных отраслей, которые надо сгруппировать по признаку содержания (качества) удовлетворяемых личных (индивидуальных) потребностей населения.

К первой группе относятся те отрасли, где воспроизводится жизнедеятельность человека на уровне его простейших биологических и социальных потребностей. Согласно концепции «базовых нужд», или «основных потребностей», которая лежит в основе программ деятельности ряда международных организаций семейства ООН (типа МОТ) по отношению к «третьим странам», такой тип воспроизводства человека сводится к обязательному удовлетворению некоторых минимальных потребностей в пище, одежде, жилище и домашнем оборудовании, а также к улучшению общественных услуг в области обеспечения питьевой водой, санитарного состояния мест проживания, общественного транспорта и образования. Обязательное удовлетворение такого рода потребностей связывается с соблюдением прав человек.

На уровне города речь идет в первую очередь о таких отраслях преимущественно материальной инфраструктуры, как жилой фонд (включая общежития и «коммуналки»), его строительство и обслуживание, производство потребительских товаров и услуг, торговля, транспорт, медицинское обеспечение и санэпиднадзор, дошкольное воспитание, начальное образование, социальное обеспечение, охрана общественного порядка. Сюда же можно отнести ту часть институциональной инфраструктуры, которая включает деятельность учреждений государственного и муниципального аппаратов управления в названных отраслях и тех, что обеспечивают движение населения, связанное с использованием рабочей силы и миграцией (службы занятости, переселенцев, беженцев и др.).

Ко второй группе отнесем отрасли социально-экономической сферы города, в которых воспроизводится жизнедеятельность человека с такими его способностями, которые позволяют в данных технологических и экономических условиях безболезненно осуществить переход от формирования способностей к их творческому использованию, развитию и накоплению: учебе или науке, культуре или искусству, управлению или иным формам творческой деятельности. Это тот уровень, который соответствует социальному стандарту «нормальной жизни», воспринимается большинством как состояние комфорта, «блага», способствует созданию предпосылок не только для развития творческой деятельности, но и для политической и социальной стабильности в городе.

По сути, речь идет в основном о тех же отраслях, которые мы отнесли к первой группе, но с другим качественным содержанием. Если в первом случае функционирование отраслей служит удовлетворению примитивных потребностей, то здесь уже подразумевается в качестве цели удовлетворение «нормальных», или утилитарных потребностей. Например, в области жилищного обслуживания населения это не просто обеспечение людей жильем в соответствии с минимальными нормативами, а обеспечение возможности человеку самому сделать выбор жилища.

В торговле, например, это ориентация не на усредненные стоимостные показатели, обеспечивающие сбалансированность спроса и предложения, а доступность качественных продуктов питания, технически сложных товаров народного потребления для всех социальных групп. В первом случае сбалансированность достигается при таком уровне цен, который отсекает значительную (в современном городе большую часть населения от возможности удовлетворить утилитарные потребности; во втором случае имеется в виду социально сбалансированный рынок, когда все социальные группы населения получают доступ к товарам и услугам, удовлетворяющим эти потребности.

Санитария и простейшее медицинское обеспечение как отрасли, призванные создавать условия для физического существования людей на низшем уровне удовлетворения их потребностей, здесь перерастают в отрасль охраны здоровья, предполагающую возможность выбора большинством населения качества и количества лечебных и профилактических услуг в соответствии с величиной получаемых доходов. Аналогичную функцию на этом уровне социальной сферы выполняют и такие отрасли, как физкультура и спорт.

Ко второй группе отраслей относится также и культура в той ее части, которая формирует человека еще не как творца, а как потребителя духовных услуг. Она представлена телевидением, сетью театров и киноустановок, выставочных и концертных залов и прочих культурных учреждений. Кроме того, в качестве особой отрасли социальной сферы, на наш взгляд, следует выделить область социальной информатики, которая, обслуживая все другие отрасли социальной сферы, помогает населению определить свой выбор в потреблении материальных и духовных благ и услуг.

Наконец, третью группу отраслей социально-экономической сферы города представляют те из них, которые связаны с воспроизводством жизнедеятельности человека как творческой личности. Они призваны обеспечивать удовлетворение потребностей высшего порядка, в результате чего образуются и используются созидательные способности гармонически развитой личности.

Прогресс в этой сфере и есть та стратегическая установка, которая сформулирована выше в качестве высшей цели социально ориентированной рыночной экономики.

Следуя традиции, в число отраслей данного уровня социальной сферы следует включить науку, культуру, искусство, образование, воспитание, спорт, с той лишь оговоркой, что главным субъектом отношений здесь выступает не человек-потребитель, а человек-созидатель. Результат деятельности творческого труда всегда оригинален и качественно отличается от продукта «обычного» труда в материальном производстве.

Названные отрасли способны активно и ускоренно сформировать важнейшее слагаемое общественного богатства — способность к творческому труду современного работника и должны стать основой экономической политики городских властей при подготовке к условиям жизни в постиндустриальном обществе будущего.

2. Город, как объект управления

Муниципальные образования, в настоящее время, являются основной формой организации совместного проживания множества людей. Современная фаза развития городов характеризуется их укрупнением, усложнением инфраструктуры, усилением их социально-экономической значимости. Вполне естественно, что, при подобных изменениях, муниципалитет сталкивается с проблемой снижения управляемости городом, причём как на оперативном уровне решения текущих задач, так и на уровне стратегического планирования его развития. Возможный вариант решения этой проблемы - внедрение интеллектуальной информационно-управляющей системы. Ядром подобной системы является адекватная, комплексная модель динамики функционирования муниципального образования.

Проведённое исследование показало, что город - как объект управления, характеризуется рядом ключевых характеристик.

Объект управления (ОУ) - муниципальное образование - является открытойсоциально-экономической системой, пространственно распределённой на плоскости. Поэтому он характеризуется пространственно распределёнными потоками ресурсов и информации. Объект управления включает в себя три базовые составляющие:

 природно-климатическую;

 техногенно-инфраструктурную;

 социальную.

Единичным активным элементом ОУ является человек.

Управляющими воздействиями для города являются решения администрации местного самоуправления. Помимо этого, ОУ подвержен влиянию возмущающих факторов внешней среды и задающим воздействиям внешних управляющих структур.

Функционирование ОУ определяется двумя классами целей:

 внутренние цели - это задачи поддержания удовлетворённости населения города на оптимальном уровне;

 внешние цели - это выполнение городом определённых возложенных на него геополитических и социально-экономических задач.

На коротких интервалах времени, город возможно рассматривать как систему без внешних целей, либо определять внешние цели как константу. Задача управления характеризуется на коротких интервалах времени как задача стабилизации, а на длинных, как задача слежения.

Обобщённая структура ядра модели динамики города включает в себя:

A - «модель запросов». На вход модели подаётся вектор переменных состояния города, вектор описывающий жителей города и вектор внешней мотивации, а модель формируетвектор запросов жителей.

B - «модель инфраструктуры». На вход модели подаётся вектор запросов жителей города, вектор описывающий жителей города и вектор переменных состояния внешней экономической среды, а модель формирует вектор переменных состояния города.

C - «модель демографии». На вход модели подаётся вектор переменных состояния города, вектор внешней демографической ситуации и вектор запросов жителя в шкале удовлетворённости, а модель формирует вектор описывающий жителей города.

Городские образования достаточно широко и многообразно классифицируются по ряду внутренних и внешних критериев и признаков, определяемых их статусом и содержанием.

В 1965 году Б.С. Хорев разработал и предложил типологию городов, в которой функциональный тип муниципального образования определялся соотношением удельного веса населения, занятого в сфере промышленного производства и транспорта, к общему количеству всего занятого населения, в сравнении со средне государственными величинами.

На этой критериальной основе было выделено восемь типов городов:

Многофункциональные города - республиканские, областные центры;

Города с преимущественным значением индустриальных центров;

Города с преимущественным значением транспортных центров;

Города переходного типа между промышленными, транспортными и непромышленными центрами;

Промышленные города без ярко выраженной функциональной доминанты;

Промышленные города-новостройки;

Города с преимущественным значением оздоровительных центров;

Территорию Российской Федерации составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации. Территориальное устройство субъектов РФ определено Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данным законом установлены следующие типы муниципальных образований, входящих в состав субъектов федерации:

  • сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
  • городское поселение - город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
  • муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий (находящихся вне границ поселений), объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;
  • городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района, и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных законом вопросов;
  • внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований, введенный в действие 01.01.2006г., подразделяет муниципалитеты на группировки, располагаемые на трех ступенях классификации.

Первая ступень включает группировки муниципальных образований субъектов Российской Федерации.

Ко второй ступени относятся:

  • муниципальные районы;
  • городские округа;
  • внутригородские территории городов федерального значения.

Третья ступень классификации включает:

  • городские поселения;
  • сельские поселения.

Неофициально в России обычно подразделяют городские округа на города-столицы, областные (краевые) центры, города районного (областного) подчинения, а также малые города (с численностью населения до 100 000 чел.).

3. Понятие «городское хозяйство» и структура хозяйственного комплекса города

Городское хозяйство — хозяйственная деятельность городского округа в целях удовлетворения коллективных, общественных и духовных потребностей населения. Приведем некоторые термины и понятия Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые раскрывают основные цели муниципального (городского) хозяйства: городской округ (городское поселение) — город, в котором осуществляется местное самоуправление населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой осуществляются решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; внутригородская территория города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; муниципальное образование — городское или сельское поселение, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения; вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; органы местного самоуправления — избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; муниципальная собственность — собственность муниципального образования. Первым шагом при изучении любой научной дисциплины является определение ее объекта (предмета).

Изучив различную литературу по городскому хозяйству, я пришла к выводу что: Городское хозяйство — комплекс расположенных на территории города (либо другого населенного пункта) предприятий, организаций, учреждений, обслуживающих материальные, культурные и бытовые потребности населения, проживающего в городе (населенном пункте). Кроме того, городским хозяйством называют отрасль экономики страны, выполняющую упомянутые функции. Городское хозяйство является основой экономики города, обеспечивая, прежде всего, социально-экономическую и экологическую стабильность населенного пункта.

Особенности городского хозяйства

Наиболее часто выделяются следующие особенности городского хозяйства, выделяющие его среди других отраслей:

Местный характер деятельности: естественные условия расположения влияют на состав, размер, финансовые результаты предприятий городского хозяйства, обуславливают монопольный характер деятельности многих коммунальных предприятий;

Комплексный характер развития: развитие отдельных областей городского хозяйства происходит зависимо и в определенном соотношении с другими областями городского хозяйства;

Неравномерность потребления продукции коммунальных предприятий: связана с неравномерностью потребления, как правило, объясняющуюся суточными колебаниями (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и т.д.). Встречаются отрасли, подверженные сезонным колебаниям потребления (например, теплоснабжение в части отопления, отчасти городской электрический транспорт);

Разнообразие видов деятельности: производство товарной и коммунальной продукции, предоставление коммунальных и бытовых услуг, выполнение работ по эксплуатации, ремонту и строительству;

Однородность продукции отдельных предприятий: например, для водоснабжения, водоотведения, городского транспорта;

Наличие постоянного контингента потребителей;

Специфическая связь процессов производства и потребления.

Структура городского хозяйства

Основные подсистемы:

1.Градообразующая:

Промышленность

Транспорт

2.Градообслуживающая

Отрасли не материального производства города:

Торговля

Общественное питание

Системы здравоохранения, спорта, культуры материально-технического оснащения

3. социальная сфера

Профессионально-квалификационная структура:

Наличие рабочих специалистов и уровень их квалификации

Социально-демографическая структура

4.управленческая

Комплекс местных, государственных и общественных организаций

5 пространственная структура:

Производство

Торговые места

Коммунально-складские комплексы и др.

Природные ресурсы

Заключение

Города, оставаясь основными местами концентрации промышленного производства, центрами разнообразных экономических связей, играют руководящую и организующую роль. Это узловые пункты во всей сети расселения.

Для обеспечения научно обоснованного проектирования и функционирования осуществляется классификация городских поселений по признакам: численность населения, характер выполняемых функций, административно - политическому значению, форме расселения и характеру расселения, местным естественным и историческим условиям.

Городское хозяйство современного большого города - это сложный комплекс, включающий в себя службы, предприятия, объекты, сети жилищного хозяйства, коммунальной инфраструктуры, бытового обслуживания населения, торговли и общественного питания, транспорта, связи.

Городское хозяйство - хозяйственная деятельность городского округа, в целях удовлетворения коллективных, общественных и духовных потребностей населения.

Осуществляет деятельность муниципальное образование (городской округ) в лице его органов самоуправления.

От уровня развития городского хозяйства зависят условия труда, быта и отдыха населения, комфортность проживания в городе.

Тесты:

1. Основные свойства города как системы - это:

а) открытость

б) устойчивость

в) управляемость

г) коммуникативность.

Ответ: Б,В,Г

2. Установите соответствие подсистем и элементов социально- экономической системы города:

3. Объектом изучения дисциплины «Городское хозяйство» явля-ются:

а) общественные отношения, складывающиеся в градообслужи-вающей сфере между определенными субъектами хозяйствования

б) отдельные территории города

4. К задачам науки «Городское хозяйство» относится:

а) исследование методов управленческого воздействия в условиях рыночных отношений

б) установление полномочий городских властей

в) исследование методов градорегулирования

г) исследование методов реформирования отраслей городского хозяйства.

Ответ: А,Г

5. Монофункциональные города:

а) Транспортные узлы

б) Курортные города

в) Наукограды

г) Промышленные центры

Список использованной литературы

1. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 3.

2. Архипов А. И. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы достижения // Вопросы экономики. 1994. 12. С. 39.

3. Блауберг И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход в системной науке, проблемы методологии системного исследования. М.: Мысль, 1970.

4. Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.:Наука, 1973.

5. Бухвальд Е., Гловацкая Н., Лазуренко С. Макроаспекты экономической безопасности: факторы, критерии и показатели // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 27.

6. Волкова В. Н., Денисов А. А. Основы теории системного анализа / СПбГТУ. СПб., 1997.

7. Гимбельсон В., Линнольдт Д. Реконструирование занятости на российских предприятиях // МЭиМО. 1997. № 7.

8. Гузев М. Экономические проблемы и механизмы экономически устойчивого развития. Волгоград, 1997.

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно , а нам приятно ).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.


1. Экономика города


Слово-«экономика» происходит от древнегреческого слова «ойкос», что означает хозяйство. Если руководствоваться этим подходом, то экономика города - это городское хозяйство. В таком случае экономику города следует, рассматривать с точки зре­ния состояния производительных сил и производственных отношений. В первом случае речь идет о материально-технической базе городского хозяйства, а если говорить конкретно о системе средств производства (средств труда и предметах труда), технологиях, с помощью которой производятся материальные блага и услуги.

Городское хозяйство - хозяйственная деятельность городского округа в целях удовлетворения коллективных, общественных и духовных потребностей населения.

В настоящее время существует тенденция преобразования крупных городов из промышленных центров, в центры оказания работ и услуг.

Существует классификация городов:

Классификация городских поселений по численности населения, тыс. чел. в Градостроительном кодексе РФ

Группы

Города, тыс. чел.

Поселки, чел.

Сверхкрупные

Свыше 3000

Крупнейшие

Свыше 1000 до 3000

Крупные

Свыше 250 до 1000

Свыше 5000

Большие

Свыше 100 до 250

От 1000 до 5000

Средние

Свыше 50 до 100

Свыше 200 до 1000

Малые

Менее 50

Менее 200

В Красноярске на сегодняшний день численность населения составляет 921 тыс.чел.

По характеру функций могут быть выделены населенные пункты, специализирующиеся на промышленном производстве, строительстве и транспорте.

По административно-политическому, значению выделяют столичные города, центры краев и областей, автономный республик, центры низовых административных районов.

Три указанных признака лежат в основе функциональной типологии городов. По совокупности, этих признаков можно выделить:

Многофункциональные столичные города (Москва, Санкт-Петербург); Такие города обычно относятся к крупным или крупнейшим. Наряду с развитием промышленности, транспорта и других сфер для этих городов характерна высокая степень развития административно-политических и культурно-просветительных функций

Многофункциональные центры автономных республик и областные центры . Как правило это большие и средние города.

Индустриальные центры. Они относятся преимущественно к большим и средним городам. Индустриальным центрам, присущ наибольший удельный вес занятых в промышленности, строительстве и на транспорте.

Малые города. Для них Характерно преимущественное развитие организационно - хозяйственных; торгово - распределительных, административно - культурных функций. Промышленность и транспорт здесь, как правило, имеют местное значение.

Транспортные города. Это преимущественно малые и средние города.

Города - оздоровительные центры , где высокий удельный вес занятых в здравоохранении.

Города - научно-экспериментальные центры. Ведущей функцией является научное обслуживание. По численности населения они относятся к группе средних и малых.

Наряду с перечисленными функциональными типами городов возможно выделение и других - промежуточных типов по отношению к перечисленным и новых (например, города-спутники, выполняющие функции «жилых филиалов» близлежащего крупного города, агрогорода, города - центры туризма).

В Градостроительной практике наряду с централизованным расселением большее развитие получают групповые системы населенных мест.

Групповая система расселения - это совокупность городских и сельских поселений различной величины и народнохозяйственного профиля, объединенных развитыми территориально-производственными связями, общей инженерной инфраструктурой, единой сетью центров социально-культурного обслуживания и мест отдыха населения.

При использовании экономических критериев существует другая группировка населенных пунктов.

В этом случае в первую группу входят города с относительно развитой и крупной экономической системой. Промышленные и промышленно-транспортные города составляют в этой группе около 90%, а транспортные и транспортно-промышленные центры в основном сосредоточены в Северном, Дальневосточном, Северо-Кавказском, Центрально-Черноземном и Поволжском экономических районах.

Вторую группу составляют города с относительно небольшой экономической базой. Так называемые экономические центры. Среди них города:

С относительно развитыми промышленными, промышленно-транспортным и функциями

С преобладанием функций по организационно-хозяйственному и социально-культурному обслуживанию прилегающих территорий;

С выраженными сельскохозяйственными функциями;

С невыраженными функциями (2%).

В третью группу объединены города, всех других функциональных типов. Это города-новостройки, центры науки и научного обслуживания,- рекреационные центры, прочие города.


2. Состав городского хозяйства.


Экономика всякого города представляет собой определенное единство градообразующих и градообслуживающих предприятий.

Градообразующие объекты являются первоосновой его возникновения и развития. Градообразующая база представляет собой совокупность отраслей, предприятий, учреждений и организаций, результаты деятельности которых в основном направлены на выполнение функций, выходящих за пределы данного города, а также функций по обеспечению занятости, производства, товаров для населения.

Градообслуживающие объекты в основной своей части относятся к непроизводственной сфере. Составной частью является городское хозяйство. Оно включает предприятия жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения, пассажирский транспорт, учреждения здравоохранения и социального обеспечения, просвещения, культуры и искусства. Градообслуживающие объекты выполняют внутренние функции, связанные с производством продукции (услуг) для удовлетворения потребностей населения.

Город развивается в процессе взаимосвязей градообразующих и градообслуживающих отраслей. Градообразующие и градообслуживающие предприятия должны дополнять друг друга, так как конечные результаты их деятельности зависят друг от друга. В противном случае город будет страдать в экономическом и социальном отношении.

В состав городского хозяйства входят следующие отрасли и комплексы:

  • жилищное хозяйство, включая систему технического и санитарного содержанияжилищногофонда, текущего и капитального ремонта жилых зданий;

водоснабжение и канализация жилого и нежилого фонда города;

коммунальная энергетика, включая тепло-, газо-, электроснабжение;

благоустройство городской территории, включая дорожное хозяйство, санитарную очистку, уборку и утилизацию бытовых отходов и мусора, садово-парковое хозяйство, содержание малых архитектурных форм, водоемов, пляжей и других городских объектов;

городской пассажирский транспорт и организация транспортных потоков;

градостроительное регулирование и землеустройство;

управление городским имуществом;

городские информационные системы и пр.

Кроме этих базовых видов деятельности в состав городского хозяйства входят и внешние функции по содержанию и коммунальному обеспечению ряда городских объектов, не входящих в состав городского хозяйства:

техническое содержание и коммунальное обеспечение объектов социально-культурной сферы города - школ, поликлиник, больниц, библиотек, спортивных объектов и т.п.;

коммунальное обеспечение энергией, водой и отведением канализационных стоков, услугами по благоустройству городской территории предприятий торговли и общественного питания, правоохранительных и военных организаций, промышленных предприятий, коммерческих организаций различного профиля и прочих объектов, находящихся на территории города.

Как следует из этой группировки, к городскому хозяйству относятся объекты и виды деятельности двух типов: непосредственно обеспечивающие жизненно-важные функции города, а также предоставляющие услуги

Городское хозяйство имеет ряд особенностей. Во-первых, многоотраслевой характер (жилищное и коммунальное хозяйство, энергетика, просвещение, здравоохранение и др.); наиболее крупной частью является жилищное и коммунальное хозяйства, которые представляют самостоятельную отрасль.

Во-вторых, местный характер (деятельность предприятий направлена на удовлетворение потребностей, как правило, местного населения). Состав городского хозяйства и стоимость его элементов определяются размером города, численностью населения, особенностями городской планировки, природными условиями.

В-третьих, тесная связь с промышленностью. Его размеры определяются численностью населения, зависящей главным образом от размеров промышленности, развивающейся в данном городе. Промышленность снабжает городское хозяйство материалами и оборудованием. Городское хозяйство обеспечивает нормальную работу промышленных предприятий, снабжая их водой, газом, обслуживая канализацией, транспортом и др. Исключение составляют курортные, административные и научные города, развивающиеся благодаря иным градообразующим факторам.

В-четвертых, совокупность взаимосвязанных отраслей и предприятий, что вызывает необходимость пропорционального их развития. Какая-либо отрасль не может развиваться в отрыве от других. Например, развитие городского транспорта требует одновременного благоустройства улиц и дорог; объем работы канализации зависит от мощности городского водопровода и т.д.

В-пятых, особенности процессов производства и потребления продукции большинством предприятий городского жилищно-коммунального хозяйства – они либо совпадают по времени (услуги пассажирского транспорта, бань и т.п.), либо непосредственно следуют друг за другом (электроснабжение, водопровод и т.д.). В связи с этим большинство предприятий не может накапливать продукцию и должно производить ее столько, сколько требуется в данное время. Это приводит к неравномерности производства в течение суток (часы пик) и года (летом, зимой).

3. Муниципальная собственность. Экономика города это сложная система социально-экономических, организационно-экономических и управленческих отношений. Говоря о социально-экономических отношениях, прежде всего, следует иметь в виду основополагающее значение форм собственности. В современном городе представлены все формы собственности - государственная, частная и муниципальная.

Особо следует остановиться на муниципальной форме собственности, так как ее объекты напрямую влияют на развитие города.

Перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности:

1. Объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Советов народных депутатов (местной администрации):

Жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местной власти Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счёт 5-7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;

Жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты;

Объекты инженерной инфраструктуры города (за исключением входящих в состав имущества предприятия), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;

Другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).

2. Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов:

Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

Оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий;

Учреждения и объекты-здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.

3. Предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

4. Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий (кроме закрытой сети).

Муниципальная собственность связана с развитием не только текущих, но и долговременных интересов населения территории, объем и структура которых не идет в сравнение с интересами частных собственников.

Муниципальная собственность определяет содержание всего комплекса экономических отношений, которые возникают в сфере производства, распределения, обмена, потребления, которые возникают по поводу производства товаров и услуг. Она определяет объемы, направление, скорость движения товарных и денежных, потоков. Муниципальная собственность является основой всей финансовой системы территории. Все это в совокупности позволяет считать, что администрации городов, опираясь на такую свою основу, как муниципальная собственность, правомочны разрабатывать и приводить в жизнь свою социально-экономическую политику.

Экономика города - это также система организационно-экономических отношений, которые выражаются в специализации производства, типичных формах кооперации труда, комбинировании производства.

Многообразна и система управленческих отношений. Это отношения между федеральным центром, субъектом Федерации и муниципалитетом, а также между последним и субъектами - физическими и юридическими лицами; внутри территории.

4. Предмет «Экономика и планирование городского хозяйства».

Предметом экономики и планирования городского хозяйства является выявление содержания и динамики системы взаимодействия экономических отношений, которые обеспечивают развитие градостроительного процесса. В конечном итоге научные исследования в этой области должны дать ответы на вопросы:

Что строить?

В каких объемах?

За счет каких средств?

Как повлияет развитие строительства на экономику города?

Каждый из этих вопросов требует конкретизации. Так, при ответе на первый следует продумать возможное соотношение высотного и малоэтажного строительства. Каковы должны быть приоритетыотношений одного и другого исходя из реальных условий? Каково должно быть соотношение различных видов строительства панельного домостроя и кирпичного. Такого же уточнения требуют и другие вопросы.

Если говорить более конкретно о содержании предмета «экономика и планирование городского хозяйства», то он включает в себя:

  • Выяснение условий возникновения городских поселений и факторов, влияющих на их развитие
  • Определение научных и методологических основ градостроительного проектирования
  • Обоснование размещения градостроительных объектов производственной и непроизводственной сферы в процессе районной планировки.
  • Нахождение научного обоснования подходов к управлению процессом застройки городов и их реконструкции
  • Выяснение принципов территориального развития городов.

Основу городского хозяйства составляет комплекс базовых отраслей, включающий:

· жилищно-коммунальное хозяйство (комплекс), которое, в свою очередь, состоит из ряда подотраслей и хозяйств. Прежде это жилищное хозяйство, которое включает с одной стороны жилищный фонд муниципального образования, а с другой предприятия, созданные для его обслуживания, содержания, эксплуатации и ремонта, а также организации, необходимые для управления этой деятельностью (управляющие компании). Кроме жилищного хозяйства в состав комплекса входят коммунальные предприятия инженерного обеспечения (ресурсоснабжения) города. Это предприятия водоснабжения и водоотведения, коммунальной энергетики (тепло и электроснабжения), газоснабжения, а так же предприятия и организации, обеспечивающие внешнее благоустройство и содержание территории города: санитарная очистка, дорожно-мостовое хозяйство, зеленое хозяйство и т.п.

· городской пассажирский транспорт массового пользования, включая трамвай, троллейбус, автобус;

· комплекс потребительского рынка, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города;

· учреждения образования, здравоохранения, культуры и социальной сферы;

· службы общественной безопасности, включая экологическую безопасность муниципального образования.

Преобладающая часть текущих вопросов по обеспечению нормального функционирования и финансированию системы этих отраслей относится к компетенции муниципальных властей. При этом предприятия и учреждения сферы муниципального хозяйства выступают объектом управления со стороны местных властей в определённых законом формах.

Особенности городского хозяйства

Городское хозяйство как объект управления имеет ряд особенностей:

1 Местный характер производства, оказания и потребления услуг (продукции); эти процессы, как правило, протекают в границах территории муниципального образования или городских территорий.

2 Индивидуальность (незаменяемость) услуг и продукции предприятий муниципального хозяйства; предоставляемые каждым из этих предприятий услуги являются уникальными и не могут быть заменены на другие.

3 Специфичность связей производства и потребления продукции (услуг), которые либо следуют одно за другим либо совпадают во времени.

4 Тесная взаимосвязь развития и состояния муниципального хозяйства с предприятиями градообразующей сферы, с тем видом деятельности, который оправдывает появление территориально-административного образования, его существование, развитие и обеспечивает для этого необходимые ресурсы.

Территориально-административное образование на основе города может выполнять одну или несколько основных функций. По функциональному назначению можно выделить следующие группы городов:

Города как административно-территориальные центры и столицы. В случае развитие города и его муниципального хозяйства будет определяться не только экономическими, но и социально- политическими требованиями.

Город как регионально-многоотраслевой центр. В градообразующей базе этих городов преобладают предприятия различных отраслей, являясь наиболее крупными в своей отрасли. Система управления городом и муниципальным хозяйством при этом должна строиться с учетом гармоничного сочетания территориальных и отраслевых принципов и приоритетов управления.

Многоотраслевые города. Для них характерными чертами является наличие в городе предприятий различных отраслей самых разнообразных размеров. При этом задачей стратегического управления муниципальным хозяйством городом является создание и развитие такой городской инфраструктуры, при которой работники всех предприятий как равноправные жители города должны иметь одинаковый уровень обеспеченности всеми видами коммунальных услуг и социальных благ.

· одноотраслевые (однопрофильные) города. Основа появления или существования этих городов связана с наличием одного или нескольких однородных предприятий, на которых работает большинство трудоспособного населения. Социально-экономический уровень развития города и муниципального хозяйства обуславливается финансовым состоянием основного предприятия и перспективами его развития.

· особую категорию одноотраслевых городов составляют наукограды, в которых ярко выраженной градообразующей базой является наука. Только на территории Подмосковья таких городов более 28. Состояние муниципального хозяйства этих городов напрямую зависит от объемов бюджетных средств, направленных на финансирование научных исследований. муниципальный образование городской хозяйство

· специфические города. Появление этой категории городов связано со специфическими особенностями, характерными только для данного региона. Такими особенностями могут выступать природно-климатические и экономико-географические условия. Например Кисловодск, Сочи, Анапа - центры отдыха; Суздаль, Кижи - туристические центры. Здесь стратегическое управление муниципальным хозяйством обуславливается необходимостью развития города в соответствии с требованиями наилучшего использования специфических особенностей в сочетании с развитием научно-технического и социально-экономического прогресса.

5 Комплексность и пропорциональность развития подотраслей сферы муниципального хозяйства. Очевидно, что отсутствие каких-либо жизненно важных коммунальных услуг способно резко снизить качество и удобство жизни населения города. Строительство жилых домов необходимо вести одновременно со строительством дорог, благоустройством, формированием транспортной, социальной, торговой инфраструктуры, то есть осуществлять комплексную застройку территорий.

6 Зависимость размера предприятий муниципального хозяйства и их размещения от местных условий. Планировка городов и их размер непосредственно влияет на уровень развития муниципального хозяйства и определяет наличие или отсутствие тех или иных видов услуг. Например, в компактно расположенном городе с небольшой территорией может отсутствовать внутригородской пассажирский транспорт, что не оказывает существенного влияния на нормальное функционирование комплекса городского хозяйства.

Предприятия и организации муниципального хозяйства имеют специфические черты своей производственной деятельности, которые определяют особенности организации производственной структуры и управления:

Продукция предприятий как правило не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например, услуги теплоснабжения заключаются в нагреве воды для целей отопления, городского транспорта - в предоставлении услуг по перевозке пассажиров и т. д.

Целью деятельности предприятий муниципального хозяйства является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг, и, в отличие от коммерческих предприятий, извлечение прибыли (дохода) не должно являться основной задачей и главным критерием эффективности их деятельности.

Переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий муниципального хозяйства имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы с максимальными «пиковыми» нагрузками), и предоставление этих услуг должно быть согласовано с режимами потребления.

Наличие на предприятиях муниципального хозяйства достаточно значительных резервных мощностей (до 30% оборудования), необходимых для покрытия максимальных сезонных и пиковых нагрузок. Последствием этого является снижение коэффициента полезного действия и других показателей использования оборудования и повышение себестоимости услуг.

Невозможность компенсировать невыполнение производственной программы муниципального предприятия без ущерба для потребителей ни ее последующим перевыполнением ни предоставлением других видов услуг.

Отсутствие прямой зависимости между численностью работников предприятия муниципального хозяйства и объемом оказываемых услуг. На предприятиях широко применяются нормы обслуживания, нормативы трудоемкости работ и численности персонала, распространена повременная система оплаты труда.

Большинство предприятий муниципального хозяйства производят однородную продукцию, то есть предоставляют один вид услуг, который на территории города как правило является уникальным.

Значительная часть предприятий на территории муниципального образования является естественными локальными монополистами в производстве и предоставлении услуг (предприятия коммунальной энергетики, водоснабжения и отведения и т.д.), или занимают олигопольное положение (организации жилищной сферы, дорожно-мостового хозяйства и т.д.), что затрудняет развитие конкурентных отношений в сфере муниципального хозяйства.