Исполнение налоговой обязанности. Налоговое обязательство - это что такое? Учет и возникновение налогового обязательства

Налоговое обязательство.

Термин ʼʼналоговое обязательствоʼʼ (ʼʼобязательство по уплате налогаʼʼ) встречается в российском законодательстве лишь эпизодически. Вместе с тем это понятие становится всœе более используемым и в большей степени в практике отечественных судов.

НК РФ не дает определœения налогового обязательства. Трансформируя определœение ГК РФ (ст. 307), можно утверждать, что в силу налогового обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определœенное действие по уплате денег, а кредитор вправе требовать от должника исполнения его обязанности. Налоговые обязательства возникают исключительно из оснований, указанных в налоговом законе (НК РФ).

Вместе с тем данного общего определœения, построенного по образцу определœения гражданско-правового обязательства, недостаточно для точного выявления сущности налогового обязательства. С позиции финансового права налоговое обязательство - это правовая форма присвоения публично-территориальными образованиями налоговых доходов бюджетов. В случае если попытаться дать точное определœение налогового обязательственного отношения, то можно прийти к выводу о том, что это урегулированная нормами налогового права правовая связь, в силу которой публично­территориальное образование (налоговый кредитор) правомочно требовать от субъекта частного права (налогового должника) денежного предоставления, а субъект частного права обязан осуществить это предоставление.

Налоговое обязательство - это налоговое правоотношение, для которого характерны всœе типичные свойства последнего: оно выступает как основной канал реализации норм налогового права; закрепляет модель поведения участников налоговых отношений. Налоговому обязательству присуще строение, свойственное любому правоотношению. В качестве его элементов выступают:

участники обязательства;

объект обязательства;

Цель налогового обязательства - безусловная и безвозмездная передача определœенных денежных средств от налогового должника налоговому кредитору для формирования публичной собственности, предназначенной на покрытие публичных расходов.

Участники налогового обязательства. Как известно, состояние лиц, вступивших в обязательство, обозначается выражениями: кредитор и должник. Эти термины считаются общеупотребительными, без различия происхождения обязательства и применимы к налоговым обязательствам. Наименования ʼʼналоговый кредиторʼʼ, ʼʼналоговый должникʼʼ выражают определœенное правовое положение субъекта в правоотношении. На стороне налогового кредитора всœегда правомочие требовать от должника предоставления денежных средств в известном объёме, на стороне должника обязанность предоставить их кредитору.

Исходя из системы организации публичной власти, правомочия налогового кредитора могут принадлежать самой Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям. Право требования налогового кредитора основано на его положении как публичного института͵ наделœенного правом присвоения сумм, поступающих в качестве налогов или сборов. Чтобы выступать в качестве налогового кредитора в налоговом обязательстве субъект должен обладать конституционными основаниями на обладание публичной собственностью, основные источники формирования которой - налоги и сборы. Налоговый кредитор не тождествен органу, наделœенному правомочиями на взимание налогов. Последний реализует от имени налогового кредитора те или иные правомочия на взимание денежного предоставления в рамках налогового обязательства. При этом он не наделœен правом на присвоение исполненного по налоговому обязательства исполнение всœегда адресовано непосредственно налоговому кредитору.

Налоговый должник - это лицо, обязанное в силу определœенных экономических оснований и прямого указания налогового закона произвести денежное предоставление в известном размере в пользу налогового кредитора (налоговых кредиторов). Можно выделить следующие виды налоговых должников: налогоплательщики, плательщики сбора; налоговые агенты; банки или иные кредитные организации, осуществляющие перечисление сумм налогов или сборов в бюджет; производные должники.

Налогоплательщики и плательщики сборов - это организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. При этом филиалы и иные обособленные подразделœения российских организаций не признаются самостоятельными налогоплательщиками, но исполняют в случаях, установленных НК РФ, обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения.

Налоговыми агентами согласно ст. 24 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. К примеру, функциями налогового агента наделяется организация - работодатель при удержании сумм налога на доходы физических лиц с сумм заработной платы, выплачиваемых физическому лицу - работнику. Налоговый агент в отличие от налогоплательщика исполняет налоговую обязанность не за счёт собственных средств, а за счёт средств, выплачиваемых им налогоплательщику.

Под банками, обязанными перечислять суммы налогов и сборов в бюджет, принято понимать банки, обязанные в силу общего указания ст. 60 НК РФ исполнять поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды), а также решение налогового органа о взыскании налога за счёт денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством.

Производные должники. Под ними принято понимать лица, обязанные произвести предоставление в пользу налогового кредитора вместо или наряду с основным налоговым должником. К таковым бывают отнесены, в частности, поручитель или залогодатель по отсроченному налоговому долгу (гл. 9, 10 НК РФ), лица, обязанные в установленных случаях нести субсидиарную или солидарную ответственность по налоговому долгу (ст. 49, 50 и др.
Размещено на реф.рф
НК РФ) и т.п.

Объект налогового обязательства - это то материальное благо, на ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ направлено притязание налогового кредитора и по поводу которого возникает обязанность налогового должника. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, типичный объект налогового обязательства - денежные средства в определœенной сумме.

Объектом налогового обязательства бывают деньги как наличные, так и безналичные. В последнем случае объектом налогового обязательственного правоотношения становится не вещь, а имущественное право - право требования к соответствующей кредитной организации. Налоговое обязательство основано на принципе номинализма, его материальный объект, по общему правилу, не изменяется в связи с происходящими инфляционными процессами. Вместе с тем следует учитывать, что при расчете налога может использоваться так называемый метод индексации, ᴛ.ᴇ. , к примеру, база расчета налога может определяться на базе величины минимального размера оплаты труда, который периодически индексируется.

Содержание налоговых обязательств составляют права и обязанности его участников. Остановимся на перечне базовых прав и обязанностей наиболее типичных участников налоговых обязательственных отношений. Налогоплательщик. Действующее законодательство о налогах и сборах закрепляет следующие основные права и обязанности этого участника налоговых обязательственных отношений:

право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

право получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;

право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

обязанность уплачивать законно установленные налоги;

обязанность вести в установленном порядке учет своих доходов

(расходов) и объектов налогообложения;

представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для расчёта и уплаты налогов.

Налоговые агенты. Как отмечалось выше, налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. По общему правилу, налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. При этом перечень их обязанностей несколько отличен. Среди них особо крайне важно выделить следующие:

правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в т.ч. персонально по каждому налогоплательщику.

Налоговые органы. Налоговый орган является основным субъектом,

уполномоченным представлять налогового кредитора в налоговом обязательственном отношении. К числу его базовых прав в сфере налоговых обязательств относятся следующие:

требовать от налогоплательщика или налогового агента документы, служащие основаниями для расчёта и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность расчёта и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков

сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество

налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;

определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в установленных законом случаях;

взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном НК РФ;

осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и пеней в порядке, предусмотренном НК РФ;

направлять налогоплательщику или налоговому агенту в случаях,

предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Учитывая зависимость отсубъектного состава выделить три базовых структурных типа налоговых обязательств:

обязательство ʼʼналогоплательщик (плательщик сбора) - публично­

обязательство ʼʼналогоплательщик - налоговый агент - публично­

территориальное образованиеʼʼ;

обязательство ʼʼбанк (осуществляющий перечисление налога, сбора) -

публично-территориальное образованиеʼʼ.

Первый и наиболее простой структурный тип налоговых обязательств в полной мере соответствует базовому определœению налогового обязательства. Более сложными являются налоговые обязательственные отношения с участием налоговых агентов. В рамках этих отношений налогоплательщик (налоговый должник) обязан уплатить

определœенную в установленном порядке сумму налога в бюджет, налоговый агент (должник-посредник) управомочен ее удержать и перечислить, а публично­территориальное образование (налоговый кредитор) управомочено требовать сумму налога с налогоплательщика (налогового должника) при ее неудержании или с налогового агента (должника-посредника) при ее удержании и не перечислении в бюджет. Данное обязательство можно представить в виде цепочки двух взаимосвязанных более простых обязательственных отношений.

Налоговые обязательства с участием банков, осуществляющих перечисление сумм налогов и сборов в бюджет, обладают иной структурой. Банки, в отличие от налоговых агентов, не выполняют функции посредника, в сложном правоотношении. В момент, когда налогоплательщик, плательщик сбора или налоговый агент отдает распоряжение банку о перечислении денежных средств в счёт уплаты налога (сбора), его налоговое обязательство перед публично-территориальным образованием, по общему правилу, прекращается исполнением (п. 2 СТ. 45 НК РФ). Принятие указанных средств и исполнение банком поручения упомянутых лиц основаны на гражданско-правовых отношениях этого банка с названными лицами (к примеру, отношения из договора банковского счета). Но одновременно соответствующие действия порождают и самостоятельное налоговое обязательство между данной кредитной организацией и- публично-территориальным образованием. Это новое обязательство юридически независимо от налогового обязательства налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента͵ надлежащее исполнение которого его (это новое обязательство) и породило. Необходимо обратить внимание на то, что налогоплательщик, плательщик сбора; налоговым агент вправе уплатить сумму налога или сбора, воспользовавшись услугами практически любого банка, расположенного на территории РФ.

Налоговое обязательство. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Налоговое обязательство." 2017, 2018.

Мы уже неоднократно подчеркивали, что только представительный орган власти может устанавливать налоги. Однако пока не было сказано, что значит установить налог. Вероятно, было бы недостаточным просто провозгласить: «В Российской Федерации устанавливается налог на рождение первенца». Наверное, для того чтобы налог действительно можно было взыскать, закон должен содержать некоторый набор информации, который сделает налог определенным, такой информации, которая позволяет установить: лицо, обязанное уплачивать налоги; условия возникновения этой обязанности; размер налогового обязательства; порядок его исполнения и т. п. Эта информация называется элементами налога. Система этих элементов составляет налоговую формулу, как бы каркас налогового обязательства. Конкретное же содержание элементов определяет своеобразие каждого отдельно взятого налога.

Таким образом, установление налога означает определение всех существенных элементов налогового обязательства. Только целостная система элементов позволяет сказать, что у налогоплательщика появилась обязанность уплатить налог. В противном случае налог не может считаться установленным. Это вытекает из требования о законодательном оформлении налогов, согласно которому различные органы исполнительной власти (например, Министерство финансов РФ) не могут устанавливать налоги, а значит, и восполнять пробелы в системе элементов налогового обязательства.

К чему приводит неполное установление и определение элементов налога? С одной стороны, это обусловливает существование возможности законного уклонения от уплаты налогов, хотя об уклонении здесь можно говорить лишь с большой долей условности, ведь обязанность уплатить налог остается неустановленной. Так, в 1990-е гг. в числе плательщиков налога на добавленную стоимость были указаны иностранные фирмы, осуществляющие деятельность на территории России, но не имеющие постоянного представительства. Однако в отношении их не был определен порядок уплаты налога, в результате чего эти юридические лица вполне законно налог на добавленную стоимость не уплачивали. С другой стороны, неполное установление и определение элементов налога приводят к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, которые пытаются самостоятельно установить налоги, расширительно толковать положения законодательства о налогах и сборах.

Элементы любого налога можно подразделить на существенные и факультативные. Существенными элементами считаются такие, без полного установления и определения которых налог не может считаться установленным. К факультативным относят такие элементы, которые хотя и не влияют на наличие обязанности уплачивать налог, однако повышают гарантии его уплаты, делают закон более гибким по отношению к различным категориям налогоплательщиков.

К существенным элементам налогового обязательства в соответствии со ст. 17 НК РФ относятся следующие: 1)

субъект налога (налогоплательщик); , . , 2)

объект налогообложения; н - і г 3)

налоговая база; 4)

налоговый период; 5)

налоговая ставка; , * ..:„

" " І "Iі ..... .І 6)

порядок исчисления налога;) 7)

порядок и сроки уплаты налога.

Наука финансового права существенными элементами такг

же называет: > 8)

источник налогообложения, 9)

предмет налога; 10)

масштаб налога; 11)

способы уплаты налога; 12)

единицу налогообложения.

К факультативным элементам состава налога относятся: 1)

порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога; 2)

ответственность за налоговые правонарушения; 3)

налоговые льготы.

Перейдем к рассмотрению основных элементов налогового обязательства.

Субъект налога (налогоплательщик). Им является лицо, обязанное уплатить налог. Однако данное определение является неполным и неточным. Существует такое понятие, как носитель налога (фактический налогоплательщик), под которым понимается лицо, фактически принимающее на себя бремя налога. Такое фактическое переложение тяжести налогообложения характерно для косвенных налогов, где юридический и фактический налогоплательщики не совпадают в одном лице (например, налог на добавленную стоимость уплачивается производителем, но затем включается в цену товара). Поэтому необходимо понимать, что когда мы говорим о субъекте налога, то имеем в виду только юридического налогоплательщика.

Таким образом, налогоплательщик - это лицо, которое обязано уплатить налог в соответствии с законом. Однако и данное определение требует уточнения.

Существует такое явление, как налоговые оговорки, т. е. соглашение, в соответствии с которым одно лицо перекладывает уплату налогового бремени на другое лицо. Законодательство большинства стран признает такие оговорки незаконными, поскольку практика налоговых оговорок снижает уровень налоговых доходов государства, вносит путаницу в налоговые отношения. Таким образом, по общему правилу налогоплательщик должен уплачивать налоги из собственных средств.

Налогоплательщик (субъект налога) - это лицо, которое в соответствии с законом обязано уплатить налог за собственный счет.

удерживается лицом, производящим выплату, за счет средств того, кому причитается указанная выплата, т. е. за счет налогоплательщика, и налогоплательщик фактически получает выплаты за исключением сумм налога. Лицо, которое в соответствии с законом обязано удерживать налог и перечислять его в бюджет, называется налоговым агентом. Уплата налога у источника дохода применяется, например, при удержании налога на доходы физических лиц бухгалтерией организации, выплачивающей заработную плату своему работнику.

Законодательство устанавливает права и обязанности налогоплательщика.

Налогоплательщики имеют право: 1)

получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах; 2)

получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах; 3)

использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах; 4)

получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ; 5)

требовать своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; 6)

представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя; 7)

представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок; 8)

присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; 9)

получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов; 10)

не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц; 11)

обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц; 12)

требовать соблюдения и сохранения налоговой тайны;

13) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц и др.

Налогоплательщики обязаны: 1)

своевременно и в полном размере уплачивать законно установленные налоги; 2)

встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ; 3)

вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; 4)

представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; 5)

выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; 6)

представлять в налоговые органы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, и др.

Налогоплательщики-организации и индивидуальные предприниматели также обязаны письменно сообщать в налоговый орган: 1)

об открытии или о закрытии счетов - в семидневный срок; 2)

обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия; 3)

обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания или ликвидации; 4)

о реорганизации или ликвидации организации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.

Виды налогоплательщиков. Наиболее важным основанием классификации субъектов налога является постоянство местопребывания (резидентство).

Физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства) считается резидентом, если оно фактически находится на территории Россий- ской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Другими словами, признак постоянного местопребывания в России устанавливается ежегодно. В том случае, если возникает двойное резидентство, используются следующие критерии: і 1)

место постоянного жительства 2)

центр жизненных интересов; 3)

место преимущественного проживания; 4)

гражданство.

Для юридических лиц в целях определения постоянного местопребывания в Российской Федерации в основном используется критерий места инкорпорации. Все юридические лица, зарегистрированные в Российской Федерации, являются ее резидентами. За рубежом резидентство также определяется по юридическому адресу юридического лица, по месту осуществления центрального управления компанией, текущего управления компанией, по месту совершения основного объема операций юридического лица.

Практическое значение определения места постоянного пребывания налогоплательщика заключается в следующем: у резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, в то время как у нерезидентов налогообложению подлежат доходы, полученные из источников, находящихся только в Российской Федерации.

Объект, предмет налогообложения, масштаб налога, единица налогообложения и налоговая база. Законодательство Российской Федерации, экономическая наука восприняли традиционную точку зрения, согласно которой под объектом налогообложения понимаются материальный предмет либо его характеристика (стоимостная, количественная или физическая), а также операции (юридические действия) с данными предметами, с наличием (совершением) которых законодательство связывает возникновение налоговой обязанности. Соответственно объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Таким образом, данное определение вобрало в себя признаки как фактического, так и юридического характера.

Под предметом налогообложения понимаются признаки фактического характера, обосновывающие взимание соответствующего налога, например факт получения прибыли.

Бывают ситуации, когда к предмету налогообложения можно непосредственно применить меру исчисления (например, когда предметом налогообложения является доход (прибыль), выраженный в денежной форме). В других случаях такое исчисление затруднительно (например, когда предметом налогообложения является автомобиль).

В этом случае для измерения предмета необходимо выбрать какой-либо параметр, который называется масштабом налога. Применительно к автомобилям это может быть объем рабочих цилиндров, вес автомобиля, мощность двигателя.

Для количественного измерения предмета необходимо определить единицу масштаба налогообложения, которая получила название «единица налогообложения». Так, если в качестве масштаба налогообложения принята мощность двигателя, то единицей налогообложения будет являться киловатт или лошадиная сила, если будет избран объем рабочих цилиндров, то единицей считается кубический сантиметр или метр.

Предмет налогообложения, выраженный количественно в единицах налогообложения, образует налоговую базу. К примеру, с владельцев автомобиля ЗАЗ-1102 «Таврия» налог на транспортное средство берется исходя из налоговой базы в 53 л. с. Таким образом, налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику предмета налогообложения.

Необходимо отметить, что в российском законодательстве очень часто допускается путаница при употреблении этих терминов, что порождает затруднения в правоприменительной деятельности и споры среди ученых.

Ставка налога - это размер денежных отчислений, или размер налога на единицу налогообложения.

Ставки налога по методу установления подразделяют на твердые и процентные. Твердые ставки выражаются в определенной сумме на единицу налогообложения (например, 25 руб. за 1 л. е.). Процентные ставки устанавливаются в процентах от единицы налогообложения и характерны для налогов, где в качестве единицы налогообложения используется денежная единица (например, 25% от суммы реализации горюче-смазочных материалов). .,„ .<..>По содержанию выделяют маржинальные, фактические и экономические ставки. Ставка, указанная в законе, называется маржинальной. Отношение фактически уплаченного налога к налогооблагаемой базе считается фактической ставкой. С учетом предоставленных налоговых льгот фактическая ставка может отличаться от маржинальной. Отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу называется экономической ставкой, которая также может отличаться от маржинальной, так как не все доходы могут включаться в налоговую базу.

Метод налогообложения. Под методом налогообложения понимается порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Метод налогообложения близко связан со ставкой налога. Существует три метода налогообложения: равное, пропорциональное и прогрессивное.

При равном налогообложении устанавливается одинаковая сумма налога для каждого налогоплательщика без учета налогооблагаемой базы, имущественного положения налогоплательщика и т. п. Данный метод широко применялся в прошлом, когда, например, устанавливалась одинаковая сумма сбора для всего населения государства при необходимости выкупа короля из плена.

Пропорциональное налогообложение характеризуется одинаковой налоговой ставкой для каждого налогоплательщика, и размер ее не зависит от роста или уменьшения налоговой базы, чего нельзя сказать о сумме налога, которая соответственно изменению налоговой базы возрастает или уменьшается. Сегодня метод пропорционального налогообложения применяется в отношении доходов физических лиц: вне зависимости от размера дохода подоходный налог взимается по ставке 13%.

Существование прогрессивного налогообложения обусловлено существенной несправедливостью предыдущего, пропорционального метода по отношению к низкообеспеченным слоям населения по сравнению с лицами, имеющими более высокий доход. Дело в том, что доля дохода, употребляемого на удовлетворение первоочередных потребностей, у этих двух категорий существенно отличается. Так, лица с низкими доходами зачастую всю заработную плату пускают на приобретение продуктов питания, в то время как более обеспеченные слои затрачивают на эти цели не более 5% дохода. Поэтому уплата налога с одинаковой налоговой ставкой более обременительна для первых, чем для последних. В целях устранения этой несправедливости применяется прогрессивный метод налогообло- жения, суть которого заключается в увеличении ставки налога с ростом налоговой базы. Существуют несколько видов прогрессивного налогообложения:

а) простая поразрядная прогрессия. В данном случае налогооблагаемая база (например, 100 тыс. руб.) подразделяется на разряды и для каждого разряда устанавливается твердая сумма налога (оклад в абсолютной сумме).

Для получения суммы налога необходимо правильно определить разряд. Неудобство данного метода заключается в неравномерности обложения лиц, получающих доходы, близкие к границам разряда. Например, суммы в 49 тыс. и 51 тыс. руб. будут облагаться соответственно 10 тыс. и 20 тыс. руб. налога: 100 000 руб.

Налогооблагаемая база,65 000 Ставка налога

Сумма налога (итог) при налогооблагаемой базе, равной 65 000 руб. б) простая относительная прогрессия. Налогооблагаемая база в данном случае также делится на разряды, но эта дифференциация используется лишь для определения ставки налога, которая затем применяется ко всей сумме: 100 000 руб.

Налогооблагаемая база - 65 000 1 -ГІ-. 100 000: :

і : і . і , і ~ 0 руб. I 25 000 I 50 000 I 75 000 I 24%

Ставка налога 65 000 руб. X 12 % = 7800 руб.

Итоговая сумма налога для 65 000 руб. в) сложная прогрессия. Налогооблагаемая база делится на разряды, для каждого из них устанавливается отдельная ставка. Однако в отличие от других видов прогрессивного налогообло- жения здесь каждый разряд существует самостоятельно, облагается по своей ставке. Суммы налога, определенные для каждого разряда, затем складываются, и таким образом определяется итоговая сумма налога. Сложная прогрессия на сегодняшний день в мире применяется наиболее широко, что обусловлено повышенной плавностью налогообложения:

Налогооблагаемая база 100 000 руб. -65 000

| 25 000 | 50 000 | 75 000 j

" 1-, 0 Ставка налога

25 000 руб. х 3% + 25 000 руб. х 6% + 15 000 руб. х 12% = = 4050 руб.

Итоговая сумма налога для 65 000 руб.

г) скрытые системы прогрессии. Эффект прогрессии в данном случае достигается не путем манипуляции со ставками, а иными методами, например посредством предоставления неодинаковых налоговых льгот.

Порядок исчисления налога. В законодательстве Российской Федерации применительно к различным видам налогов по-раз- ному определены лица, на которых лежит обязанность по их исчислению.

Во-первых, эта обязанность может лежать на самом налогоплательщике. Данный способ исчисления налогов должен в большей мере, чем другие, быть обеспечен гарантиями от злоупотреблений со стороны налогоплательщиков. Такими гарантиями могут быть одновременная подача декларации о доходах, установление юридической ответственности за неправильное исчисление, проверка налоговых органов и т. п.

Во-вторых, обязанность исчисления налогов может быть возложена на налоговые органы. В этом случае налогоплательщик должен быть поставлен в более выгодное положение - он должен быть гарантирован от произвола налоговых органов.

В-третьих, обязанность исчисления налогов может быть возложена на налогового агента. При этом ответственность за правильное исчисление налогов возлагается на это лицо - налогоплательщик должен быть защищен от ошибки налогового агента. <. .="">Способы уплаты налога. На сегодняшний день в Российской Федерации существует три основных способа уплаты налога: уплата налога по декларации, уплата налога налоговым агентом и кадастровый способ уплаты налога. 1.

Уплата налога по декларации. На налогоплательщика возлагается обязанность представить в налоговую инспекцию в установленный срок официальное заявление о своих доходах (декларацию о доходах).

Декларация о доходах может:

а) служить основанием для исчисления налога налоговыми органами. В этом случае обязанность уплатить налог возникает при вручении налогоплательщику налогового извещения;

б) являться всего лишь отчетным действием. Такая ситуация возникает, когда налогоплательщик самостоятельно начисляет и уплачивает налог, а роль декларации сводится к фиксации размера уплаченного налога. В дальнейшем возможна проверка соответствия действительности сведений, указанных в декларации.

В Российской Федерации обязанность уплаты налога по декларации установлена, например, для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в отношении налога на доходы физических лиц. 2.

Уплата налога налоговым агентом. В данном случае уплата налога предшествует выплате денежной суммы. Налогоплательщик получает часть дохода за вычетом суммы налога, исчисленного и удержанного налоговым агентом. Таким образом налогоплательщик как бы авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получил доход. 3.

Кадастровый способ уплаты налога. Кадастр - это реестр объектов (земли, сооружений и т. д.), определенным способом классифицированных, который устанавливает среднюю доходность каждой категории объектов. При уплате налогов на основе кадастра размер налогов исчисляется исходя из средней доходности объектов, а момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода от объекта. Такой способ уплаты налогов чаще всего применяется при налогообложении объектов, доход от которых с трудом поддается учету.

Сроки уплаты налога и налоговый период. Налоговый период - это срок, по окончании которого определяется налоговая база, окончательно определяется размер налогового обязательства. Так, налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год, а именно за период с 1 января по 31 декабря, за который и определяется доход, подле- жащий налогообложению. Практическая ценность данной категории финансового права заключается в том, что один и тот же объект налогообложения за определенный законом налоговый период может облагаться налогом одного вида только один раз.

Возникновение налогового обязательства регламентируется НК. В соответствии с Кодексом, каждый плательщик должен осуществлять перечисления того или иного вида сумм в бюджет. Между тем на практике далеко не все субъекты надлежащим образом исполняют свое налоговое обязательство. Происходит это по разным причинам. Кто-то делает это умышленно, а кто-то просто не знает закона. Рассмотрим далее, что такое налоговое обязательство.

Общая характеристика

Налоговые обязательства возникают в силу закона. В соответствии с НК, плательщик должен:

  1. Зарегистрироваться в ФНС.
  2. Определить объекты обложения.
  3. Исчислить и уплатить установленные суммы в бюджет.
  4. Составить и предоставить отчетность.

В качестве плательщиков выступают юридические и физлица.

Элементы

В качестве объекта обложения выступает имущество или действия, наличием или совершением которых обуславливается возникновение налогового обязательства. При исчислении сумм, подлежащих уплате в бюджет, определяется база. В качестве нее выступает физическая, стоимостная или иная характеристика объекта обложения. В НК для каждого налога установлена ставка. Она определяется в абсолютной сумме либо в процентах на единицу измерения базы или объекта обложения.

Исполнение

Налоговое обязательство погашается плательщиком самостоятельно, если иное не предусматривается Кодексом. Для исполнения субъект:

  1. Регистрируется в ФНС.
  2. Фиксирует и обобщает сведения об объектах обложения, ведет учет налоговых обязательств.
  3. Исчисляет суммы бюджетных отчислений. Расчет налогового обязательства осуществляется исходя из объектов, базы и ставок.
  4. Формирует и представляет в контрольные органы документацию (отчетность) в установленные сроки и по закрепленным НК правилам. В ФНС не сдаются налоговые регистры.
  5. Производит отчисления в бюджет.

По общему правилу, налоговое обязательство должно исполняться в порядке и в сроки, закрепленные в НК. Однако субъект может погасить его досрочно. Закон допускает несколько вариантов обложения. Изменение налогового обязательства представляет собой переход из одной системы в другую. К примеру, при наличии оснований субъект может сменить ОСНО на УСН или ЕНВД.

Сроки

Течение периода исполнения обязательства перед бюджетом начинается со следующего дня после совершения юридического действия или фактического события, в связи с которым субъект должен произвести перечисление в бюджет. Окончание срока наступает в конце последних суток временного отрезка, установленного Кодексом. Если он приходится на выходной или праздник, истечение периода происходит в конце ближайшего рабочего дня. При возникновении задолженности субъект погашает ее в следующем порядке:

  1. Начисленные пени.
  2. Недоимка.
  3. Штраф.

Исковая давность

Она представляет собой период, в течение которого:

  1. Плательщик/агент может требовать возврат/зачет бюджетных сумм, пеней и проч.
  2. Контрольный орган может начислить либо пересмотреть ранее исчисленную сумму налога или иного обязательного бюджетного платежа.
  3. Плательщик/агент предоставляет отчетность, вправе вносить корректировки и дополнения в декларацию или отзывать ее.
  4. Контрольный орган должен осуществить возврат/зачет бюджетных сумм, пеней и проч.

Давностный срок по обязательству и требованию - 3 года. Начало периода совпадает с датой завершения соответствующего отчетного периода, за исключением случаев, закрепленных в НК.

Перенос сроков

Действующее законодательство допускает изменение периода исполнения обязательства. Для этого плательщику необходимо направить в ФНС соответствующее заявление. Изменение сроков не допускается для исполнения обязательств по налогам, удерживаемым у источника выплаты, акцизов, а также НДС на импортируемую продукцию. Перенос периода может осуществляться не больше чем на год (календарный). В заявлении заинтересованное лицо должно указать обстоятельства, обуславливающие необходимость корректировки срока. Закон не допускает переуступку права на исполнение обязательств по измененным периодам. Перенос срока производится под залог материальных ценностей плательщика либо третьего лица или под банковскую гарантию по правилам, установленным НК.

Дополнительные возможности

Условия отчисления сумм в бюджет устанавливаются НК. Соответственно, плательщики/агенты не могут произвольно определять правила по своему усмотрению. Между тем Кодекс допускает изменение порядка погашения обязательства. Оно осуществляется путем предоставления:

  1. Отсрочки.
  2. Рассрочки.
  3. Налогового/инвестиционного кредита.

Отсрочка/рассрочка погашения обязательства допускается при наличии оснований, закрепленных 64 статьей Кодекса. Она может предоставляться на 1-6 мес. с поэтапной либо единовременной уплатой задолженности.

Основания отсрочки/рассрочки

В качестве них выступают:

  1. Возникновение вреда у плательщика вследствие техногенной катастрофы, стихийного бедствия, иных непреодолимых обстоятельств.
  2. Задержка бюджетного финансирования или оплаты выполненного госзаказа.
  3. Риск утраты платежеспособности при единовременном погашении задолженности.
  4. Сезонный характер производства работ, предоставления услуг, выпуска продукции.
  5. Невозможность осуществить единовременный платеж ввиду своего имущественного положения.

Исходя из основания, на сумму задолженности осуществляется начисление процентов. В расчет при этом принимается 1/2 ставки рефинансирования, установленной Центробанком на период рассрочки/отсрочки. Если применяются первые 2 основания, то проценты не начисляют.

Кредит

Он предусмотрен 65-й статьей НК. Налоговый кредит - изменение срока отчисления платежа в бюджет на 1-12 мес. Он предоставляется субъекту по заявлению. При этом должно иметь место хотя бы одно из указанных выше оснований. При предоставлении кредита оформляется договор между контрольным органом и плательщиком. Если перенос срока обуславливается причинением вреда вследствие катастрофы, стихийного бедствия и прочих аналогичных явлений, а также в связи с задержкой бюджетного финансирования либо оплаты контрагентом, проценты на сумму задолженности не начисляют.

Инвестиционный кредит

В системе форм изменения периодов исполнения обязательств он занимает особое место. Следует обратить внимание на довольно важную его особенность. Налоговый инвестиционный кредит предоставляется исключительно организациям. Он предусматривается в отношении отчислений с прибыли и сумм, подлежащих уплате в региональный и местный бюджеты. Как указывает 66 статья НК (ч. 1), налоговый инвестиционный кредит предполагает такое изменение периода погашения обязательств, при котором юрлицо при наличии соответствующих обстоятельств получает возможность на протяжении определенного временного отрезка и в установленных пределах уменьшать суммы с последующим поэтапным перечислением кредита и процентов по нему.

Важные моменты

Налоговый инвестиционный кредит обладает несколькими отличительными чертами, которые следует принимать во внимание плательщикам:


Условия прекращения

В НК предусмотрены основания для снятия бремени обложения с гражданина. В качестве них выступает смерть плательщика либо объявление его умершим, в соответствии с судебным решением, вступившим в действие. Если физлицо имеет статус ИП, то бремя обложения снимается при прекращении им деятельности в качестве предпринимателя. Налоговые обязательства организаций прекращаются в связи с:

  1. Ликвидацией предприятия.
  2. Реорганизацией фирмы путем разделения, слияния и присоединения. В последнем случае прекращение обложения предусмотрено для присоединившегося лица.

Налоговые активы и обязательства

Суммы отчислений с прибыли определяются в бухгалтерской и финансовой отчетности по-разному. В результате формируется разница. Для ее отражения используется такой показатель, как ОНО (отложенные налоговые обязательства). В балансе это та часть отчисления с прибыли, которая приводит к увеличению суммы, подлежащей уплате в периоде, следующем за отчетным. Кроме ОНО, для отображения разницы используется показатель ОНА (отложенные налоговые активы). Он выражается в сумме отчисления с прибыли, поступающего в бюджет в следующем периоде.

Специфика формирования ОНА

На любом предприятии может случиться так, что прибыль по налоговому (НУ) и бухгалтерскому учету не совпадает. Объясняется такая ситуация различием в методике исчисления. Сумма ОНА может являться постоянной или временной, вычитаемой либо облагаемой. На предприятии активы признаются отложенными, если расходы на приобретение ОС по бухучету (БУ) превышают затраты, отраженные в налоговых регистрах. Разница может появиться при несовпадении сумм доходов по НУ и БУ. То есть компания рассчитывала реализовать определенное число активов, но по факту план не выполнила. Появившаяся разница относится на ОНА.

Назначение

Временная разница выступает в качестве основания для уменьшения сумм отчисления с прибыли в будущем. ОНА определяется умножением ставки на ВР. Показатель отражается по сч. 09. Аналитический учет налоговых обязательств и ОНА осуществляется по каждому виду в отдельности. В законодательстве могут предусматриваться разные ставки для отчисления с прибыли. В таких случаях при определении ОНА необходимо использовать ту, которая соответствует совершенной операции. Учет ОНА осуществляется записями:

  • Д-т сч. 09 К-т сч. 99 - приход.
  • Д-т сч. 99 К-т сч. 09 - списание.

При отсутствии прибыли на конкретный период ОНА отражаются по стр. 145 в составе внеоборотных активов. Их показатели сохраняются до получения облагаемого дохода. При выбытии объекта ОС, по которому производилось начисление отложенного актива, остаток переносится на сч. 99. ОНА отражаются при появлении облагаемых разниц либо при наличии высокой вероятности извлечения прибыли в последующих периодах, которая может корректироваться на временную разницу.

Особенности ОНО

Налоговые обязательства в балансе появляются в результате:

  1. Использования различных способов начисления износа.
  2. Применения разных методов признания процентной прибыли и доходов от реализации.
  3. Использования различного порядка отражения % по кредитам.

На практике могут иметь место и иные причины. Выбытие ОНО обуславливается погашением или уменьшением временных разниц, списанием обязательств или активов, по которым они просчитывались. Как отражается ОНО? Чтобы показать налоговые обязательства, проводки составляются следующим образом:

  • Д-т сч. 99 К-т сч. 65 - начисление.
  • Д-т сч. 65 К-т сч. 99 - поагашение/уменьшение.

Анализ

Отложенные обязательства могут использоваться при изучении деятельности компании. ОНО рассматриваются как вид дебиторской задолженности. Анализу подвергается объем, динамика, состав активов на начало и конец отчетного периода. Возникновение ОНА указывает на инвестиционную деятельность, поступление и выбытие внеоборотных средств. Движение ОНО связано с финансовыми операциями. В идеале ОНА должны изменяться прямо пропорционально обязательствам. Приемлемой считается ситуация, когда ОНО выше ОНА. В этом случае имеется пассивное сальдо. В таких ситуациях у предприятия появляется еще один источник финансирования. Его срок использования соответствует периоду погашения обязательств. Если же ОНА выше ОНО, то сальдо расценивается как дополнительное отвлечение средств из оборота.

Особенности предоставления сведений

ОНА в балансе - часть отчисления с прибыли, которая может обусловить уменьшение суммы, поступающей в бюджет. Соответственно, сведения о них отражаются не только в ф. № 1, но и в отчете о финансовых результатах работы предприятия. ОНО и ОНА не дисконтируются. Фирма может провести взаимозачет при соблюдении следующих условий:

  1. Компания имеет на это право по закону.
  2. Взыскание ОНО и ОНА производится с одного юрлица.

Суммы по возмещенному бюджетному отчислению отражаются в отчетности о совокупном доходе.

Заключение

Практически каждый гражданин в стране выступает в качестве плательщика налогов. При приобретении имущества, устройстве на работу, открытии собственного дела субъект становится должником перед государством. Налоговое обязательство должно исполняться в установленные НК сроки. В случае уклонения от осуществления платежей, сокрытия доходов законодательство предусматривает несколько видов ответственности. В случае причинения крупного ущерба бюджету государства субъекту, признанному виновным, может вменяться и уголовное наказание.

Налоговое обязательство: понятие, экономическая функция, юридическое содержание.

Существенные признаки налогового обязательства.

Разновидности налогового обязательства.

Основания возникновения, изменения и прекращения налогового обязательства.

Исполнение налогового обязательства.

Порядок и условия изменения срока исполнения налогового обязательства.

Отсрочка, рассрочка уплаты налогов, инвестиционный налоговый кредит.

Требование об уплате налогов, сборов, пеней.

9.Принудительная процедура исполнения налогового обязательства.

    Способы обеспечения исполнения налогового обязательства.

    Зачет и возврат излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней.

Семинарское занятие проводится в интерактивной форме: в основе занятия – обсуждение основных вопросов по исследуемой теме и решение задач с последующим разбором, по исходным данным, предложенным преподавателем.

Тестовые задания для самопроверки

1. Налоговая обязанность налогоплательщика - организации считается исполненной:

а) в день поступления его денежных средств на расчетный счет

инспекции УФНС РФ;

б) в день списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика в кредитном учреждении при наличии достаточного остатка на день списания;

в) в день, когда налогоплательщик поставил инспекцию УФНС РФ в известность о выполнении обязанности по уплате налога;

г) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика со счета в банке при наличии достаточного остатка на день платежа;

2. Правопреемство физических лиц возникает:

а) только по налогу на имущество физического лица;

б) по всем налогам и сборам, но только в пределах стоимости наследственного имущества;

в) по поимущественным налогам, но только в пределах стоимости наследственного имущества.

3. В каком случае взыскание налога с организаций и индивидуального предпринимателя осуществляется только в судебном порядке:

а) в случае неуплаты или неполной уплаты в срок;

б) в случае невозможности вручения решения о взыскании;

в) в случае изменения налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной налогоплательщиком;

г) в случае взыскания налога с валютных счетов налогоплательщика.

4. Требование об уплате налога должно направляться налогоплательщику со дня выявления недоимки не позднее:

а) 10-ти дней;

б) 1 месяца;

в) 3-х месяцев;

г) 6-ти месяцев.

5. Налоговая декларация – это:

а) письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, о налоговой базе, о налоговых льготах, об исчислении сумм налога и другие данные;

б) письменное заявление налогоплательщика об источниках доходов, об обстоятельствах

6. Решение налогового органа о взыскании налога, сбора за счет денежных средств на счетах налогоплательщика принимается:

а) не позднее 1 месяца с момента истечения срока уплаты налога и сбора;

б) не позднее 3-х месяцев с момента выставления требования об уплате налога;

в) не позднее 2-х месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

7. В течение, какого срока подается заявление о возврате сумм излишне уплаченного налога налогоплательщиком в налоговый орган:

а) 3-х лет;

б) 2-х месяцев;

в) 1 месяца.

8.Срок исполнения уведомления по уплате налога:

а) 10 дней;

б) 1 месяц;

в) 2 месяца;

г) 15 дней.

Срок исполнения требования об уплате налога:

а) 1 месяц;

б) 3 месяца;

в) 10 дней;

г) 20 дней.

Срок исполнения поручения на перечисление налога обособленным подразделением банка, не имеющего корреспондентского счета:

а) 1 операционный день;

б) 2 операционного дня;

в) 5 операционных дней.

11. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований на срок:

а) до 6 месяцев;

б) от 1 года до 3 лет;

в) до 3 лет;

г) до 1 года.

12. Инвестиционный налоговый кредит это:

а) изменение срока уплаты сроком от 3-х месяцев до 1 года;

б) изменение срока уплаты сроком от 1 до 6 месяцев;

в) изменение срока уплаты сроком от 1 года до 5 лет;

г) изменение срока уплаты сроком от 1 года до 3 лет.

13. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется налогоплательщику при наличии следующего основания:

а) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

б) если производство и реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер;

в) выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;

г) если имущественное положение лица исключает возможность единовременной уплаты налога.

14. Укажите обстоятельство, исключающее изменение срока уплаты налога:

а) причинение лицу ущерба в результате стихийного бедствия;

б) угроза банкротства;

в) производство по делу о налоговом правонарушении;

г) тяжелое материальное положение налогоплательщика.

15. Залог и поручительство применяется в случае:

а) неисполнения налогового обязательства в установленный срок;

б) изменения срок уплаты налога;

в) неуплаты пени, штрафа.

16. Приостановка операций по счетам в банке применяется для обеспечения:

а) исполнения решения о взыскании налога или сбора;

б) исполнения договора об инвестиционном налоговом кредите;

в) исполнения обязательства о подаче налоговой декларации в установленный законодательством срок;

17. Пеня не начисляется:

а) в случае подачи заявления о предоставлении отсрочки и инвестиционного налогового кредита;

б) в случае взыскании недоимки за счет имущества налогоплательщика;

в) в случае приостановки операций по счетам в банке и ареста имущества

Основная

Финансовое право: учебник / отв. ред. и авт. предисл. – проф. С. В. Запольский. – 2-е изд., испр. И доп. - М.: Юридическая фирма «Контракт»: Волтерс Клувер, 2011

Налоговое право: Учебник / И.А. Цинделиани, В.Е. Кирилина; Е.Г. Костикова, Е.Г. Мамилова, Н.Л. Шарандина. – М.: РАП, Эксмо, 2008.

Налоговое право России: Учебник / Под ред. Ю. А. Крохиной – М., 2010.

Налоговое право: Учебник / Под. ред. С. Г. Пепеляев - М.: Юристъ, 2004

Дополнительная

Винницкий Д.В. Налоговое обязательство и система налогового обязательственного права // Законодательство. 2003. № 7.

Викторова Н.Г. Налоговое право / Н. Г. Викторова, Г. П. Харченко. – М.: Питер, 2006.

Крохина Ю.А. Новые субъекты и особенности сроков исполнения налоговой обязанности // Финансовое право. 2011. N 9. С. 24 - 28.

Порохов Е.В. Теория налоговых обязательств. - Алматы, 2001.

Сащихина Т.Ю. Налоговая обязанность как правовая категория // Финансовое право. 2006. № 12.

Цинделиани И.А. Налоговое обязательство в системе налогового права России// Финансовое право. 2005. № 9.


Автономная некоммерческая организация

Владимирский институт бизнеса

Контрольная работа

по дисциплине «Правоведенье»

на тему «Налоговые обязательства»

Выполнил:

Студент группы ЗАО-138

Аладышева Т.В.

Проверила:

Гроза Ю.А.

Владимир 2011

Введение………………………………………………………………………

1.понятие налога………………………………………………………….

2.виды налогов…………………………………………………………….

3.ответственность за неисполнение налоговых обязательств……………

Заключение…………………………………………………………………….

Список используемой литературы………………………………………….

Введение.

На современном этапе развития России экономические преобразования повлекли существенные изменения в правовой системе. Законодательные реформы коснулись всех отраслей права. При правовом регулировании финансовых отношений законодателем активнее стал использоваться диспозитивный метод. Были заимствованы некоторые правовые категории, технико-юридические приемы, разработанные цивилистической наукой и используемые до этого только в гражданском праве. Так, для правового регулирования финансовых отношений начала использоваться категория обязательства, выделено налоговое обязательство как разновидность финансового правоотношения.
В обязательственном правоотношении обязательство и обязанность соотносятся как целое и его часть. Основанием для отнесения того или иного правоотношения к обязательству служит наличие определенных характерных черт обязательства как межотраслевой категории. Обязательство - это всегда имущественное правоотношение относительного характера, в рамках которого должник обязан совершить определенные действия в пользу кредитора, а последний имеет право требовать исполнения этих обязанностей должником. Обязательство всегда гарантировано мерами государственного принуждения. Для правового регулирования обязательства используются определенные технико-юридические приемы, связанные с порядком исполнения, обеспечения обязательства и его прекращением.
Признаки обязательства свойственны и определенным видам налоговых правоотношений, прежде всего основному, в рамках которого публично-территориальное образование реализует свое право на получение суммы налога. Обязательственный характер имеют следующие производные налоговые правоотношения: обеспечительные - правоотношение, в рамках которого уплачиваются пени, проценты за несвоевременный возврат излишне полученных налоговых платежей, и правоотношение, основанное на заключении договоров залога или поручительства; возникающие в связи с излишним получением публично-территориальным образованием сумм налогов, пеней, штрафов.
Обязанность по уплате налога, на которой построен Налоговый кодекс РФ, касается только одной стороны налогового правоотношения - налогового должника. Государство, используя термин «налоговая обязанность», регулирует налоговые обязательственные отношения односторонне, определяя только обязанности налогоплательщика и иных лиц, оставляя, однако, в правовом вакууме другую сторону - само государство.
Важнейшим признаком гражданско-правового обязательства является его имущественный характер. В рамках налогового обязательства частная собственность должника передается кредитору в виде предмета налогового платежа - налога, пеней, а также ему возвращаются излишне выплаченные денежные средства в счет уплаты налога, пеней, штрафа. Налоговое обязательство связано с движением денежных средств, которое происходит между налогоплательщиком, налоговым агентом, с одной стороны, и публично-территориальным образованием - с другой. Налоговое обязательство имеет имущественный характер. Цель налогового обязательства - удовлетворить требования имущественного характера налогового кредитора.

Понятие налога.

Налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Также можно отметить, что установление налогообложения является неотъемлемым признаком государства и средством обеспечения функционирования государства.

Таким образом, налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации (статья 45 НК РФ), но в случаях отсутствия денежных средств на счетах плательщика (или налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьями 46, 47 НК РФ.

В соответствии с действующим налоговым законодательством Российской Федерации налоги и сборы подразделяются на:

    федеральные; региональные; местные;

Виды налогов.

Федеральные
Согласно статье 12 Налогового Кодекса РФ, федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
1. Налог на прибыль организаций (глава 25 НК РФ)
Налогоплательщиками налога на прибыль организаций являются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью следует рассматривать: для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации.
При определении доходов и расходов налогоплательщик вправе использовать метод начисления или кассовый метод.
Основная налоговая ставка по налогу на прибыль установлена в размере 24 процентов.
Законами субъектов Российской Федерации ставка налога может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом указанная ставка не может быть ниже 13,5 процентов.

Налоговые ставки на доходы иностранных организаций и доходы, полученные в виде дивидендов, различны.
2. Налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ)
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) являются: организации индивидуальные предприниматели лица, признаваемые плательщиками НДС, в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ
Не являются плательщиками налога (в соответствии с положениями главы 26.2 и 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения или на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих налогоплательщиков без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила в совокупности 1 млн. рублей.
Переход на упрощенную систему налогообложения, уплату единого налога на вмененный доход, а также освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, не освобождают организаций и индивидуальных предпринимателей от обязанностей налогового агента по НДС, т.е. удержание налога у источника выплаты и уплаты его в бюджет.

3. Акцизы (глава 22 НК РФ)

Налогоплательщики: организации индивидуальные предприниматели лица, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Организации и индивидуальные предприниматели признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению акцизами в соответствии с НК РФ.
Подакцизные товары: спирт этиловый из всех видов сырья кроме спирта коньячного; спиртосодержащая продукции с объемной долей этилового спирта более 9 %. алкогольная продукция пиво табачная продукция автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) автомобильный бензин дизельное топливо моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных инжекторных двигателей, прямогонный бензин. Перечень операций, признаваемых объектом налогообложения акцизом, приведен в статье 182 НК РФ. Налоговая база и ставки акциза определяются отдельно по каждому виду подакцизного товара.
4. Налог на доходы физических лиц (глава 23 НК РФ)
Налогоплательщики: физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ; физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Объектом налогообложения признается доход, полученный:
1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
При определении налоговой базы учитываются все виды доходов, полученные в денежной, натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. Налогоплательщик вправе уменьшить размер налоговой базы на суммы стандартных, социальных, имущественных и профессиональных вычетов.
5. Единый социальный налог (глава 24 НК РФ)
Единый социальный налог зачисляется в в Федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации.
Порядок исчисления и уплаты единого социального налога регламентируется Главой 24 Налогового кодекса РФ.
Приказом МНС от 09.10.2002 № БГ-3-05/550 «Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам: организаций; индивидуальных предпринимателей;
физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, и инструкции по ее заполнению» утверждена форму налоговой декларации по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам:
организаций;
индивидуальных предпринимателей;
физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями (приложение N 1) и Инструкция по ее заполнению (приложение N 2).
6. Налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК РФ)
Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объектом налогообложения являются:
1) полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование;
2) полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством о недрах;
3) полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.
Ставки налога установлены в статье 342 НК РФ.
7. Государственная пошлина (Глава 25.3 НК РФ)
Государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.