Быстрее на дачу.

March 6th, 2018

Продолжение повествования о крупных инфраструктурных проектах на железных дорогах, законченных или заканчиваемых в 2017-2018 годах. речь шла о четырех проектах завершенных или практически завершенных в прошлом году. Во второй части речь пойдет о пяти проектах, планируемых к завершению в этом году. Как водится, часть из них скорее всего переползет в следующий год, но давайте не будем концентрироваться на точных сроках, а просто поговорим о проектах, близящихся к завершению.

5. Новые главные пути на Московском узле . Продолжается строительство новых главных путей на трех радиальных направлениях в Москве и на ветви в аэропорт Домодедово.

В частности, на протяжении многих лет шло строительство второго главного пути на участке Авиационная - Аэропорт Домодедово (карта). В преддверии ЧМ-2018, сей затянувшийся проект вроде бы буквально совсем недавно наконец был завершен. К июню также должен быть закончен и новый терминал для аэроэкспрессов в аэропорту вместо той минималистичной платформы с турникетосарайчиком, которая существовала там последние несколько лет.

На Белорусском направлении сооружаются третий и четвертый главные пути между Белорусским вокзалом и Одинцово (город и пригороды). Помимо пассажирских платформ на новых путях, в рамках этого проекта будет создана новая пересадка с Белорусского направления пригородных на станцию метро Славянский бульвар.

На Горьковском направлении строится четвертый главный путь между о.п. Карачарово и станцией Железнодорожная (город и пригороды). Точнее о.п. Карачарово будет перенесен на новое место, западнее, ближе к станции Московского Центрального Кольца (МЦК) и строящейся станции метро, и преобразован в станцию, и вот именно на этой вновь создаваемой станции и будет заканчиваться четвертый главный путь. Как часть этого проекта также сооружается и разноуровневая железнодорожная развязка с ответвлением на Балашиху возле станции Реутово, которое впоследствии будет одвупучено. По этой ссылке можно найти некоторое количество фотографий строящейся развязки, сделанных прошлым летом с коптера.

Согласно существующим планам, часть пригородных поездов Горьковского направления будет обрезана по вновь создаваемой станции Карачарово. Предполагается, что прибыв на эту станцию на электричке, пассажиры продолжат свою поездку по одной из трех линий скоростного рельсового транспорта, на которые здесь можно будет пересесть (существующее МЦК и будущие Кожуховская и Большая Кольцевая линии метро). На мой взгляд, идея совершенно порочная, поскольку ни одна из этих трех линий не будет вести в центр города, в пределы Садового кольца или хотя бы даже Кольцевой линии, и таким образом пассажиру потребуются как минимум две пересадки , чтобы попасть в центр. Нетрудно предсказать, что пригородные поезда, оборачиваемые по Карачарово, будут недо гружены, в то время как прямые поезда до вокзала - пере гружены. Чудес не бывает.

На Ярославском направлении строится пятый главный путь между Ярославским вокзалом и Мытищами и четвертый главный путь между Мытищами и Пушкиным (те же две карты, что и для Горьковского направления по ссылкам выше). Количество путей в существующей железнодорожной развязке главного хода с ответвлением на Подлипки-Дачные и Болшево севернее станции Мытищи также возрастет. Позднее планируется строительство и третьего главного пути на линии от Мытищ до Болшево.

Во всех случаях дополнительная пропускная способность обосновывается необходимостью большей интенсивности движения пригородных поездов и планами по существенному усилению скоростного движения на этих участках. Почти все это великолепие РЖД обещает закончить до конца этого года. Посмотрим, удастся ли осуществить эти замыслы. Реализация некоторых из этих проектов уже изрядно подзатянулась, и окончание неоднократно переносилось из года в год.

Наконец, еще одним завершаемым проектом на Московском узле является доведение до ума пересадок с Московского Центрального Кольца на радиальные направления пригородных. В частности, до конца 2018 года планируется закончить перенос ряда платформ радиальных направлений ближе к кольцу: Ленинградской на Рижском направлении, Окружной на Савеловском, Северянина на Ярославском, и уже упомянутой Карачарово на Горьковском. Помимо этого ведется строительство двух новых остановочных пунктов там, где их никогда не было: Новохохловской на Курском направлении и Варшавской на Павелецком. Во всех случаях с новых платформ будут организованы пересадки на соответствующие станции МЦК. Плюс облагораживаются существующие пересадки на НАТИ (Ленинградское направление) и Фрезере (Казанское направление).

6. Линия в аэропорт Волгограда . Менее масштабным, но не менее интересным является проект строительства железнодорожной линии в аэропорт Гумрак города Волгограда. Однопутная тупиковая линия протяженностью чуть более 2 км пройдет от существующей станции Гумрак на главном ходу к новой платформе в аэропорту (карта). Естественно линия будет электрифицирована переменным током (25 кВ), как и главный ход. И линия, и платформа в аэропорту должны быть завершены в мае этого года, до мундиаля.

Таким образом, волгоградский аэропорт Гумрак станет девятым аэропортом в России с прямой пассажирской железнодорожной связью с центром города. Остальные восемь: Шереметьево, и в Москве, Кольцово в Екатеринбурге, в Самаре, Кневичи во Владивостоке, Казань и Сочи. В бывшем же СССР подобные линии есть еще в Вильнюсе и Тбилиси, т.е. в сумме таких связей теперь будет насчитываться 11 штук. Для сравнения, в Штатах таких прямых связей (т.е. напрямую к авиатерминалу, без участия автобуса-челнока) на данный момент 23 штуки, а всего в Северной Америке их 25. Практически все основные аэропорты соединены с соответствующими городами скоростным рельсовым транспортом. Полный список аэропортов можно найти . Не в пример российским, большинство из этих связей гораздо более частые, чем "несколько пар в сутки".

Отличительной особенностью движения пригородных поездов в волгоградский аэропорт станет то, что большинство маршрутов не будут заканчиваться на главном вокзале Волгоград-1, а продолжатся на юг через центр города и многочисленные районы вдоль Волги до станции Шпалопропитка в Красноармейском районе. Более того, предполагается, что поезда будут следовать со всеми остановками, делая тем самым аэропорт доступным практически из любой точки этого вытянутого города. Это является весьма положительным отходом от порочной российской традиции думать о железнодорожной связи аэропорта только с вокзалом, а не со всем городом в целом. Будем также надеяться, что частота движения поездов будет выше, чем в другие региональные аэропорты, что сделает эту линию более востребованной. Вытянутая география Волгограда весьма способствует успеху одной-единственной грамотно организованной железнодорожной линии для обслуживания всего города. Ключевое слово - "грамотно", т.е. часто и со всеми остановками, как на МЦК в Москве. В двух моих прошлых постах можно почитать о том, и организовывать подобные железнодорожные связи с аэропортами.

Помимо платформы в аэропорту, в рамках этого проекта осуществляется и реконструкция вокзала Волгоград-1, которая также должна завершиться до Чемпионата Мира. Также планируется строительство новой платформы Университетская между о.п. Обувная Фабрика и о.п. Горная Поляна. Ее тоже обещают сдать в этом году, хотя скорее всего и после "события года".

7. Третий главный путь в Свердловской области . Грузо- и пассажиронапряженный участок Баженово - Косулино к востоку от Екатеринбурга находится в завершающей стадии отрехпучивания (карта). В Косулино от Транссиба отходит грузовой обход Екатеринбурга, и на восточных подходах к этому разветвлению как раз и ведется строительство нового пути. От Баженово до Гагарского третий путь уже введен в строй, на оставшихся же 10 км от Гагарского до Косулино работы завершатся в этом году.

8. Второй главный путь в Тюменской области . На протяжении последних нескольких лет осуществляется одвупучивание протяженного участка Тобольск - Сургут (карта). В прошлом году этот проект был практически завершен, и примерно 450 км из 476 км этой линии на данный момент уже двупутны. Осталось ввести в строй второй путь только на участках 504 км - Салым, Юнг-Ях - Ай-Ягун и Островная - Обский (суммарно менее 27 км). В этом году все работы должны быть завершены. Неясно только, будет ли второй мост через Обь на участке Островная - Обский или нет. На аэрофотосъемке июля 2017 года никакие работы по новому мосту не просматриваются.

Вся линия южнее Тобольска уже давно двупутна вплоть до самой станции Войновка в Тюмени. Электрификация линии Войновка - Тобольск - Сургут пока не планируется.

9. Электрификация и второй главный путь в Забайкалье . Еще один многолетний проект призван электрифицировать и одвупутить основной выход из России в Китай: 350-километровую линию Тарская - Забайкальск (карта). На данный момент линия уже полностью двупутна. Электрификация от Тарской до Оловянной (137 км) была введена в строй еще в 2011 году, а в 2012 году под напряжение была поставлена вторая часть трассы - от Оловянной до Борзи (99 км). Электрификация последнего участка, от Борзи до Забайкальска (118 км), должна быть завершена в 2019 году, т.е. несмотря на задержки, и этот проект подходит к концу. Электрификация этой линии, как и по всей Восточной и Центральной Сибири и в Китае, производится переменным током (25 кВ). С китайской стороны все уже давно закончено и электрифицировано.

Помимо этих девяти крупных проектов, на сети колеи 1520 мм идут и другие. Например, продолжается одвупучивание громадного по протяженности (642 км) участка Им. Максима Горького - Котельниково - Тихорецкая - Кореновск - Тимашевская - Крымская, которое идет уже более десяти лет, с 2007 года. Продолжается строительство и пресловутого моста в Крым, равно как и одвупучивание и электрификация подходов к нему со стороны Краснодарского края. Начаты работы по перешивке всей железнодорожной сети Сахалина с узкой колеи на общесетевой стандарт 1520 мм. Поставлены в планы на электрификацию участки Ожерелье - Елец (305 км) и Кочетовка/Мичуринск - Ртищево (265 км) в Центральной России со сроками окончания в 2022-2023 годах. Наконец, в ближайшие несколько лет должны быть реализованы и инфраструктурные планы по двум Московским Центральным Диаметрам: Лобня - Одинцово и Нахабино - Подольск. Но все эти проекты еще далеки от завершения. О них я напишу как-нибудь в другой раз.

P.S. Все железнодорожные карты, приведенные в этом посте (а также многие другие), доступны на этой странице . Условные обозначения для карт России можно посмотреть например .

Update от 10.03.2018 : В комментариях ниже написали, что в этом году также вроде бы грозятся открыть пассажирское движение по Амуро-Якутской Магистрали до Нижнего Бестяха. Нижний Бестях находится на противоположном от Якутска берегу реки Лена. Это абсолютно новая линия протяженностью 443 км, однопутная и неэлектрифицированная, построена в тяжелейших условиях вечной мерзлоты. Строительство велось на протяжении более чем 30 лет (формально - с 1985 года), с многочисленными остановками финансирования и работ. Посмотрим, завершится ли эта эпопея, как обещано.

Update от 20.05.2018 : 18 мая запущено движение городских электропоездов в волгоградский аэропорт Гумрак. Одновременно открыта платформа Университетская. Подробнее читаем .

В сентябре следующего года на трех направлениях Московской железной дороги − Ярославском, Горьковском, Курском − построят дополнительный главный путь. Новые рельсы позволят увеличить количество поездов на самых напряженных направлениях на 100 пар в сутки, или на 200 поездов в одну и в другую сторону.

От Москвы до Пушкино и от Мытищ до Болшево

На одном из самых напряженных направлений Московской железной дороги, Ярославском, дополнительный главный путь сейчас строится от Мытищ до Пушкино и от Москвы до Мытищ. Рельсы четвертого главного пути практически уложены между двумя подмосковными городами − Мытищи и Пушкино. От Москвы до Мытищ насыпь под пятый путь почти готова. Кстати, четвертый путь здесь уложили 55 лет назад, в 1962 году. За эти годы население Москвы и ближнего Подмосковья значительно увеличилось. Сейчас ежедневно пригородными поездами, курсирующими между Ярославским вокзалом и Мытищами, пользуется 450 тысяч человек.

Фото: портал Москва 24/Лидия Широнина

Станцией Москва−Ярославская-Пассажирская пользуется почти 100 тысяч человек в сутки . На втором месте по загруженности − станция Мытищи: через турникеты проходит около 39 тысяч пассажиров . Третье место по загруженности − у станции Пушкино. Ее пассажиропоток − 23 тысячи человек каждый день. Немного меньше пассажиропоток на станции Болшево (Королев) – 21,5 тысячи . На соседней станции от Болшево – Подлипках-Дачных (Королев) − входит и выходит ежедневно около 18 тысяч человек .

В утренние и вечерние часы пик электропоезда в Москву и из Москвы идут переполненными. При этом каждый год пассажиров становится больше, так как ближнее Подмосковье интенсивно застраивается. На главные железнодорожные пути на участке от Москвы до Мытищ нагрузка запредельная: поезда курсируют каждые три-четыре минуты.

Новый главный путь разгрузит электропоезда. Всего до Пушкино и до Болшево добавится 34 пары электропоездов, или 68 поездов в одну и другую сторону. В результате количество поездов на Ярославском направлении увеличится с 217 до 251 пары. Между Ярославским вокзалом, Пушкино и Болшево будет курсировать более 500 пригородных поездов. При этом один из главных путей планируется выделить под скоростное пригородное движение. Дорога на работу и домой станет быстрее и комфортнее.

От Курского вокзала до Железнодорожного

Горьковское направление по загруженности занимает второе место в Московском транспортном узле. Общий пассажиропоток на станциях этого направления − 186 тысяч человек в сутки . Две самые загруженные станции − Курский вокзал и Железнодорожная. Ежедневно в горьковские тупики Курского вокзала прибывает и оттуда отправляется более 50 тысяч человек. Станцией Железнодорожная пользуется 35 тысяч пассажиров в сутки.

Дополнительный главный путь от Москвы−Пассажирской-Курской до Железнодорожного разгрузит переполненные электропоезда. Протяженность четвертого главного пути составит 27,5 километра. Построить его должны в сентябре следующего года. После этого количество электропоездов увеличится на 27 пар, со 133 до 160.
В этом же году построят путепроводную развязку от Реутова на Балашиху. А вот прокладывать второй главный путь в Балашиху начнут позже − скорее всего, после 2018 года, так как окончание строительства запланировано на 2020 год. Новый путь позволит добавить семь поездов из Балашихи в сторону Москвы и семь поездов из Москвы в Балашиху.

На этом направлении также обновят инженерные коммуникации, построят новые платформы на остановочных пунктах Чухлинка, Реутово, Никольская, Салтыковская. Реконструируют и построят кассовые павильоны, пешеходные переходы, мосты и путепроводы. На всем участке установят шумозащитные экраны.

Фото: портал Москва 24/ Александр Авилов

Горьковское направление в 2018 году более плотно свяжут с Московским центральным кольцом (МЦК): станцию Карачарово перенесут на полкилометра к станции МЦК "Нижегородская". Пересадка с пригородных поездов на "Ласточки" будет занимать всего несколько минут, при этом пассажирам не потребуется выходить на улицу.

Новую станцию для некоторых пригородных поездов сделают начальной и конечной, а платформы построят удлиненными под составы, чтобы смогли останавливаться 14-вагонные электрички. Помимо электропоездов здесь будут останавливаться поезда дальнего следования перед Курским вокзалом. Возможно, Карачарово станет .

От Курского вокзала до Подольска

Чаще станут ходить электропоезда до подмосковного Подольска. Завершение строительства дополнительного главного пути от Курского вокзала до Люблино и от Люблино до Подольска запланировано на осень 2018 года.

Курским направлением пользуется 134 тысячи человек в сутки . Основной пассажиропоток приходится на Курский вокзал. Через его турникеты ежесуточно проходит около 28 тысяч пассажиров. Платформой Царицыно пользуется 21 тысяча человек, а станцией Подольск ─ 18 тысяч. Здесь предусмотрено строительство двух главных путей от Курского вокзала до станции Люблино, а также реконструкция участка Люблино – Подольск. После окончания всех работ из столицы до Подольска и обратно добавят не менее 19 пар поездов. Общее количество пар вырастет до 110 в сутки.

Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

Интеграция с МЦК на этом направлении также станет более тесной. Вблизи станции МЦК "Новохохловская" возведут одноименную железнодорожную платформу. Построить ее планируют в течение года.

А на станции Царицыно в ближайшем будущем смогут пересаживаться на метро и пригородные электропоезда пассажиры поездов дальнего следования. Нагрузка на Курский вокзал после создания на станции Царицыно и Карачарово существенно снизится.

От Киевского вокзала до Апрелевки

После 2018 года обновится Киевское направление. Здесь построят еще один главный путь, три новых станции: Минская – для пересадки на одноименную станцию Калининско-Солнцевской линии метро, Аминьевская – для пересадки на строящуюся станцию "Аминьевское шоссе" Третьего пересадочного контура метро и Санино – между платформами Кокошкино и Крекшино.

Поезда смогут ходить с интервалом до трех минут. Проект планировки участка от Киевского вокзала до Апрелевки подготовят в следующем году, причем за счет бюджета Москвы. Задача московского правительства − сделать районы Новой Москвы доступнее.

Железнодорожники в этом году приготовили пассажирам много хороших новостей. Прежде всего запланировано окончание нескольких строительных проектов, благодаря которым сразу на нескольких направлениях электрички станут ходить гораздо чаще, а на Московское центральное кольцо можно будет пересесть за несколько минут. Что это за проекты и как лучше ими пользоваться? Чтобы нагляднее показать, "РГ" собрала их в одной схеме.

О строительстве дополнительных главных путей столичные власти вместе с РЖД объявили еще несколько лет назад. Их появление позволит пустить чаще пригородные электрички и поможет в перспективе запуску Московских центральных диаметров с тактовым движением, как на МЦК. По всем направлениям железных дорог ходят не только пригородные электрички, но и поезда дальнего следования, и грузовые составы. И всем им надо умудриться не мешать друг другу на рельсах. Примером того, как дополнительные пути помогают в улучшении транспортного обслуживания в столичном регионе, может служить Ленинградское направление железной дороги. Там их появление позволило запустить скоростные "Ласточки" до Твери и начать перевозить с комфортом жителей самого отдаленного округа столицы - города Зеленограда, несмотря на плотное движение "Сапсанов".

В будущем году дополнительные главные пути появятся на Курском направлении, на котором третий и четвертый путь пойдут до Подольска (до него как раз протянется и второй Московский центральный диаметр). А также Горьковское направление с 4-м главным путем до Железнодорожного, Белорусское - до Одинцова и на ответвлении к Усово. А главное, дополнительные главные пути появятся на Ярославском направлении - самом загруженном во всем московском пригороде. Для сравнения, пассажиропоток здесь почти втрое превышает остальные ветки - более 300 тысяч человек в день. На остальных направлениях, по данным ЦППК, пассажиропоток составляет 100-150 тысяч пассажиров. Запуск дополнительных путей позволит добавить по несколько десятков пар электричек на каждом направлении и сократить интервалы между поездами.

Дополнительные главные пути позволят пригородным электричкам ходить чаще

Кардинально улучшат жизнь пассажиров пригородных электричек и новые пересадки на Московское центральное кольцо. Формально они есть и сейчас, но очень неудобные, их и пересадками-то можно назвать с трудом. Например, по идее пересесть можно с "Ленинградской" Рижского направления на Стрешнево МЦК. На самом деле, несмотря на то что станции расположены относительно рядом, прямых подходов друг к другу нет. После строительства перехода "Ленинградская" "переедет" на 200 метров в сторону области, а с нее перекинутся два моста, по которым до МЦК будет всего несколько десятков метров. Похожая история с "Окружной" Савеловского направления, на Павелецком ходу появится новая остановка "Варшавская" для пересадки на Нижние Котлы, на Ярославском на 300 метров переедет к "Ростокино" МЦК платформа Северянин. Пересадки на МЦК в 2018 году появятся на семи из десяти пригородных направлений. Это перераспределит пассажиропоток, отчасти разгрузит вокзалы, а также станции метро, прилегающие к железной дороге.

Строительство ведётся в рамках программы развития Московского железнодорожного узла и соглашения о сотрудничестве в области развития железнодорожной инфраструктуры между ОАО «РЖД» и правительством Москвы. Цель намеченной программы – увеличение пропускной способности Московского железнодорожного узла.

Ежедневно он пропускает более 1,5 млн человек, приезжающих из соседних регионов. Ряд направлений уже перегружен. Ситуация ещё более осложнилась с пуском скоростных и высокоскоростных поездов. Поэтому и возникла необходимость в строительстве дополнительных путей. Это позволит увеличить размеры пригородного движения минимум на 100 пар электричек в сутки.

По данным пресс-службы Московской дороги, на ярославском направлении прокладывается пятый главный путь от Москвы до Мытищ, четвёртый главный путь от Мытищ до Пушкина и третий главный путь от Мытищ до Болшева (Королёв). Это позволит увеличить количество поездов на 34 пары в сутки. Ещё больший эффект ожидается на горьковском направлении. Здесь после окончания укладки двух новых главных путей на участках Москва – Железнодорожная и Реутово – Балашиха количество поездов может увеличиться до 45 пар в сутки.

На участке Москва-Пассажирсая-Курская-Железнодорожная не только укладывается дополнительный 4-й главный путь, но и выполняются переустройство инженерных коммуникаций, строительство платформ на остановочных пунктах Чухлинка, Реутово, Никольское, Салтыковская. Будут также реконструированы и построены кассовые павильоны, пешеходные переходы, мосты и путепроводы. На всём протяжении этого участка пути установят шумозащитные экраны. Станет комфортнее и пассажирам курского направления. Здесь предусмотрено строительство двух главных путей от Курского вокзала до станции Люблино, а также реконструкция участка Люблино – Подольск. После окончания всех работ из столицы до Подольска и обратно пустят дополнительно не менее 19 пар поездов.

Планируется к сентябрю будущего года завершить строительство главных путей на ярославском направлении в полном объёме. В результате количество поездов там увеличится с 217 до 251 пары. На горьковском направлении в это же время будет окончено строительство главного пути на участке Карачарово – Железнодорожная и путепроводной развязки Реутово – Балашиха. Это позволит увеличить количество электричек с 133 до 160 пар, в том числе с 13 до 20 пар на Балашиху. На курском направлении планируется завершить раньше срока реконструкцию участка Царицыно – Подольск. Размеры движения между этими городами вырастут с 74 до 110 пар поездов в сутки.

Как рассказал и.о. начальника инвестиционной службы Московской магистрали Кирилл Ясненко, общий объём инвестиций в 2012–2020 годах в развитие инфраструктуры Московского транспортного узла составит почти 250 млрд руб. Финансирование программы осуществляется за счёт средств федерального бюджета, ОАО «РЖД» и правительства Москвы.