Когда открывается мост через каму. Как уберечь Сарапул? Мост к уголовным делам

Команда Бречалова верит, что выход моста у Камбарки на прибыль зависит от Башкортостана

Самая крупная стройка последних лет и лучший инвестиционный проект Удмуртии - так отзывались о строительстве мостов через реки Каму и Буй. Однако стройка обернулась скандалом с задержанием бывшего главы республики Александра Соловьева, а инвестпроект до сих пор приносит республике убытки. Какую пользу и проблемы приносит мост спустя ровно год после запуска платного движения - в материале «Реального времени».

Лучший инвестпроект

Год назад в Удмуртии официально ввели в эксплуатацию Камский мост - мостовые переходы через реки Каму и Буй в районе города Камбарки. Рабочее движение по нему стартовало в ноябре 2016 года, а с 26 августа 2017 года начали работать пункты взимания платы за проезд.

Сейчас проезд на легковом автомобиле по мосту через Каму обходится в 250 рублей, через Буй - в 180 рублей, сразу по двум мостам - в 430 рублей. Для большегрузов и автобусов трех и более осей - 1300, 800 и 2100 рублей соответственно.

Строительство моста через реку Каму в районе города Камбарки в Удмуртии задумывалось еще в советские годы. Он должен был связать находящийся на другом берегу Камы Камбарский район с остальной частью республики и открыть прямой путь на Уфу и Екатеринбург. Добираться до Камбарки тогда можно было на паромах летом и по ледовой переправе зимой. В межсезонье транспорту приходилось двигаться в объезд.

Реальностью проект стал при первом президенте республики Александре Волкове. Его представляли на экономических форумах, искали инвестора и в итоге добились желаемого.

Реальностью проект стал при первом президенте республики Александре Волкове. Фото day.org.ru

В октябре 2013 года было заключено концессионное соглашение между правительством Удмуртии, ООО «Региональная инвестиционная компания» (РИК) и банком ВТБ о строительстве платных мостов через реки Каму и Буй и подходов к ним. Общая стоимость проекта тогда составляла 14 млрд рублей, из которых 1,3 млрд - средства регионального бюджета, 2,5 миллиарда выделил Инвестиционный фонд РФ, еще 5 млрд рублей - банк ВТБ на 15 лет. Остальные средства должен был привлечь концессионер.

Инвестиционный проект, финансирование которого на 2/3 планировал осуществлять концессионер, называли лучшим в России. Соглашение о концессии заключили на 49 лет, проезд по мостам должен был стать платным, чтобы инвестор смог вернуть свои вложения с прибылью. При этом местное население уверили, что тарифы будут сопоставимы с платой за проезд на пароме.

В убытках

При расчетах предполагалось, что по мостам ежесуточно будут проезжать не менее 3000 транспортных средств, однако на деле в день здесь проезжает около 2000 автомобилей. А это, в свою очередь, прямым образом влияет на выручку концессионера. На сегодняшний день мост является убыточным, но эти убытки несет не концессионер, а республика. По условиям концессионного соглашения, все не полученные инвестором доходы компенсируются из бюджета Удмуртии. Ежегодно республика платит за мост 450 млн рублей. Как сказал министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Алексей Горбачев, такая сумма предусмотрена будет в бюджете и на 2019 год.

На сегодняшний день трафик увеличивается. У нас было 800 тысяч рублей в день выручки, сейчас доходит до 1,3 млн рублей. Это означает, что трафик растет, дела налаживаются. И рост выручки нельзя списать на повышение тарифов, так как они поднялись всего на 4%, - отметил Горбачев.

«На сегодняшний день трафик увеличивается. У нас было 800 тысяч рублей в день выручки, сейчас доходит до 1,3 млн рублей», - говорит Горбачев. Фото vk.com

Основным препятствием для роста трафика он называет плохое состояние дороги после мостов в сторону башкирского Нефтекамска. Это 13 км дороги, из них 6 км - грунтовой.

Получается, мы переезжаем через реку Буй, а там грунтовая дорога. Дальнобойщики, если погода плохая, предпочитают там не ездить, потому что боятся застрять. Переговоры с соседями мы ведем. Они обещают в этом году начать ремонт дороги за свой счет, - рассказал министр.

Действительно, ранее руководитель управления дорожного хозяйства Башкортостана Денис Петраковский рассказывал журналистам, что на ремонт дороги из бюджета республики в этом году выделено 90 млн рублей, большую часть работ планируется выполнить в 2018 году и закончить их в 2019-м.

Между тем называть сроки, когда Камский мост перестанет приносить республике убытки в виде ежегодных компенсаций концессионеру, удмуртский чиновник отказался. Ранее говорилось о 2020 годе.

Кроме того, власти Удмуртии направили около 30 млн рублей на ремонт дорог в Камбарке, в том числе для того, чтобы сделать этот маршрут привлекательнее.

Власти Удмуртии направили около 30 млн рублей на ремонт дорог в Камбарке, в том числе для того, чтобы сделать этот маршрут привлекательнее. Фото udm-info.ru

Плата для местных

Платит за мост, конечно, не только бюджет, но и пользующиеся им жители республики, в первую очередь жители Камбарского района с численностью населения около 17 тысяч человек. Еще до запуска платного движения в городе проходили митинги, на которых местные жители требовали сделать для них проезд бесплатным или хотя бы ввести льготы. Однако на встрече с ними новый глава региона Александр Бречалов однозначно заявил, что исключений для камбаряков делать не будут.

Стоимость перевозок увеличилась, многие владельцы коммерческого транспорта оставляют его на противоположном берегу, чтобы лишний раз не платить, - рассказывает депутат совета депутатов Камбарского района Александр Аксянов. - Цены на продовольственные товары в магазинах выросли, связать это только со стоимостью проезда через мост, конечно, нельзя, но в том, что эти затраты лежат в торговой наценке, могу заявить с уверенностью.

После запуска моста паромные переправы перестали работать. По словам Аксянова, сейчас осталась только одна, но она перевозит только технологический автотранспорт одной из нефтяных компаний, жители услугами этой переправы воспользоваться не могут.

Для Камбарки платный мост через Каму при таких ценах - это большой минус, - считает бывший депутат районного совета Александр Новокрещенов. - Он убивает экономику района, местный бизнес. Причем если раньше платить приходилось за поездку в остальную часть Удмуртии - на пароме, то теперь платным для нас стал и выезд в сторону Нефтекамска. При этом многие госучреждения находятся на другом берегу Камы, в городе Сарапуле - роддом, различные надзорные органы, налоговая инспекция, военкомат. Соответственно, выросли и тарифы на проезд на пригородных автобусных маршрутах.

После запуска моста паромные переправы перестали работать. Сейчас осталась только одна, но она перевозит только технологический автотранспорт одной из нефтяных компаний. Фото day.org.ru

«Запуск моста пробудил повышенный интерес инвесторов к району»

В администрации Камбарского района пока затрудняются оценить эффект от запуска мостов для экономики района. Плюсом называют ставшую доступной в любое время года прямую дорогу в остальную часть Удмуртии.

Ранее перерыв в работе между паромной и ледовой переправами был не менее месяца весной и так же - осенью. В эти периоды оставался доступным путь до Ижевска через плотину Воткинской ГЭС, этот путь почти вдвое длиннее, чем по мосту, - говорит глава Камбарского района Александр Поддубский.

Кроме того, по телу моста проложен оптоволоконный кабель, по которому в Камбарский район пришел высокоскоростной интернет. Также в организации, осуществляющей сбор платы за проезд по мостовому переходу, трудоустроены более 50 жителей Камбарского района. Налоговые отчисления в бюджет района за 6 месяцев 2018 года составили более 300 тысяч рублей.

Пока каких-либо изменений в экономике района, напрямую связанных с запуском моста, нами не выявлено, - продолжает руководитель муниципалитета. - Постоянный мониторинг цен на продовольственные товары показывает, что цены на продукты питания не имеют существенных отклонений от цен на те же товары в Ижевске, Сарапуле и других близлежащих населенных пунктах, а по некоторым позициям цены даже несколько ниже. При этом запуск моста пробудил повышенный интерес инвесторов к Камбарскому району и стал поводом для рассмотрения возможностей размещения на территории района логистического центра с учетом схождения на территории Камбарского района автомобильной, железнодорожной и водной транспортных артерий, а также трубопроводного транспорта.

«Пока каких-либо изменений в экономике района, напрямую связанных с запуском моста, нами не выявлено», - говорит руководитель муниципалитета. Фото izvestiaur.ru

По этой же причине некоторые инвесторы продолжают рассматривать Камбарский район с точки зрения размещения своих производств, добавил Поддубский. Однако, похоже, пока конкретных действий они не предпринимают. Камбарский район остается одним из самых экономически слабых муниципалитетов республики с достаточно высоким уровнем безработицы, хотя и с большим потенциалом.

Мост к уголовным делам

До 2016 года Камский мост строился спокойно, без особых проблем, однако в марте появилась информация о больших долгах по зарплате перед работниками. Тогдашний министр транспорта и дорожного хозяйства Виктор Вахромеев назвал недовольство рабочих «верещанием» и пообещал решение проблемы в ближайшее время. Однако она возникала и в дальнейшем. Тогда сдать в эксплуатацию мост планировали в сентябре 2016 года, то есть раньше срока. Ради этого летом даже привлекли студенческие отряды. Но с ними вышел скандал из-за больших задержек зарплаты.

Однако кардинально в худшую сторону ситуация повернула осенью 2016 года, когда финансовые трудности возникли у концессионера - РИК лишилась денег, которые компания хранила в рухнувшем банке «Пересвет». Свои обязательства по финансированию строительства компания осуществлять попросту не могла. Спасать ситуацию пришлось ее кредитору - банку ВТБ, получившему контроль над РИК.

При этом многомиллиардная стройка привлекла к себе повышенное внимание правоохранительных органов, в результате в октябре 2016 года по обвинению в превышении полномочий был задержан заместитель министра транспорта Удмуртии Александр Соловьев - тезка и однофамилец главы республики. При этом зимой пошли слухи о том, что претензии могут возникнуть и к руководителю региона.

Александр Соловьев инспектирует строящийся мост через Каму. 2016 год. Фото day.org.ru

4 апреля 2017 года глава Удмуртии Александр Соловьев был задержан в Ижевске и этапирован в Москву, где ему предъявили обвинение в получении крупных взяток. По версии следствия, в 2014-2016 годах Александр Соловьев получил взятки от представителей организации, которая занималась строительством моста через реки Каму и Буй. Размер взятки - деньги на общую сумму 139 млн рублей, доли участия в коммерческой организации стоимостью 2,7 млн рублей и незаконное оказание ему кадастровых услуг имущественного характера. За это Александр Соловьев обеспечил внеочередную и незамедлительную оплату выполняемых работ из федерального и регионального бюджетов, выделение лицензий на пользование участком недр местного значения, а также общее покровительство и попустительство по службе в пользу взяткодателей.

В настоящее время бывший глава Удмуртии находится под домашним арестом в квартире дочери в Москве и знакомится с делом.

Михаил Красильников

В Удмуртии утвердили предельный тариф для проезда по мостам через реки Кама и Буй на 2017 год. Документ вступает в силу с 1 января 2017 года.

Всего ввели три тарифные зоны: для проезда через Каму, через реку Буй или для проезда по обоим мостам.

  • Легковые автомобили и мотоциклы за проезд по мосту через Каму заплатят 340 рублей, по мосту через Буй - 187 рублей, за оба моста - 509 рублей.
  • Фургоны, пикапы и минифургоны за проезд по мосту через Каму заплатят 679 рублей, за проезд через Буй - 357 рублей, за оба моста - 1019 рублей.
  • Автобусы, грузовые автомобили, туристические междугородние автобусы за проезд по мосту через Каму заплатят 1189 рублей, через реку Буй - 611 рублей, за оба моста - 1783 рубля.
  • Автобусы, грузовые автомобили, туристические междугородние автобусы с прицепом выше 2,6 м с числом осей 3 и более за проезд по мосту через Каму заплатят 1528 рублей, за проезд по мосту через реку Буй - 781 рубль, за оба моста - 2292 рубля.

Платным проезд станет в июле 2017 года, когда мосты будут официально открыты.

Движение по мостам было начато в ноябре 2016 года, сейчас плата не взимается. Мосты обеспечивают круглогодичный проезд и позволяют оптимизировать транспортные потоки между Уфой, Ижевском, Набережными Челнами, Пермью и Екатеринбургом.

Министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Виктор Вахромеев сообщил, что в будущем ценник может измениться в сторону уменьшения из-за конкуренции между мостами и паромной переправой. Но учитывая, что пути всего два, рассчитывать на «спасительную» силу конкуренции не приходится.

Платным мост станет потому, что построен по концессионному соглашению (форма государственно-частного партнерства). Договор на строительство мостов между правительством Удмуртии, банком «ВТБ» и ООО «Региональная инвестиционная компания» был подписан в 2013 году. Общая стоимость строительства оценивается в 14 миллиардов рублей. Из них 10 миллиардов рублей вложили инвесторы - Банк ВТБ и «Региональная инвестиционная компания». После сдачи моста в эксплуатацию он будет передан в концессию на 49 лет.

« Поездка в больницу обойдется в тысячу рублей »

В мае 2016 года жители Камбарска - района, отделенного Камой от остальной территории Удмуртии, провели митинг, требуя от власти отменить для них плату за проезд по мосту. Обсуждаемые расценки для местных жителей просто неподъемны. Однако в ответ на недовольство людей глава Удмуртии единоросс Александр Соловьев ответил людям, что «надо жить в реальном мире, иначе так и Сарапул тоже захочет ездить бесплатно».

Те, кто поедут транзитом из Москвы в Ебург, это их дело, пусть выбирают: или делать крюк или платить бабки. Дело в свинском отношении властей и инвесторов к местным, а конкретно к жителям Камбарского района, - пишут местные жители в интернете. - Это единственный район Удмуртии, расположенный на левом берегу Камы. Район небольшой, дотационный, население в основном пенсионеры и безработные (Камбарка вместе с районом около 20 тысяч жителей).

Местный житель поясняет, что в последние годы многие федеральные службы перевели из Камбарки в Сарапул (налоговую службу, Пенсионный фонд, Роспотребнадзор и другие ведомства). В районной больнице закрыли некоторые отделения, например, родильное. И при этом власти предлагают ездить на прием к специалистам в Сарапул или Ижевск. При такой стоимости проезда через Каму все это будет для многих практически невозможно.

Вопрос простой: что нельзя правительству УР дотировать поездки камбаряков через этот мост? Хотя бы на 50 %? Или проще бросить на произвол судьбы всех, пусть загибаются, не велика потеря, - сетует местный житель.

Другие комментаторы констатируют, что при столь высоких тарифах проезда по мосту еще долгое время актуальной будет оставаться ледовая переправа. Сейчас ее стоимость составляет 150-200 рублей, а для газелей - 300 рублей.

Как быть жителям Камбарского района, которые обслуживаются в больницах Сарапула? Минимальная стоимость одного посещения больницы составит 1000 руб. включая плату за проезд через мост, плюс бензин, - жалуются люди.

Но проблема не только в стоимости. Если трафик по мосту через Каму будет низким, то Удмуртия должна будет выплачивать неустойку. Такое условие прописано в концессионном соглашении по строительству объекта. Необходимая сумма будет взиматься из Дорожного фонда республики. Речь идет о 450 млн рублей в год. Чтобы избежать выплаты неустойки, трафик должен составлять 1700 автомобилей в сутки.

Почему Президент России так и не приехал открывать мост через Каму?

Владимир Путин на заседании Военно-промышленной комиссии в Ижевске | фото пресс-службы Кремля

Во время недавнего визита Владимира Путина в Удмуртию он так и не поехал на открытие моста через Каму, сосредоточившись на посещении «Концерна «Калашников». Хотя, по утверждению главы региона Александра Соловьева, для открытия моста все было готово и президента туда приглашали. Почему же руководитель государства не стал участвовать в открытии моста?

Договориться не получилось

В начале июля НММ уже писал, что возведение моста через Каму, чье открытие планировалось на 19-20 сентября, обрастает разного рода скандальными подробностями.

В июле мы предположили, что отказ Путина принимать участие в открытии моста будет косвенно свидетельствовать о неблагополучии всего проекта, подаваемого Александром Соловьевым в качестве «стройки века».

Уже тогда было очевидно, что у объекта есть серьезные проблемы с прохождением официальной экспертизы. Еще два месяца назад, когда мост был уже построен, и по нему началось, так называемое, техническое движение, выяснилось, что проект мостового перехода до сих пор не прошел государственную экспертизу в ФАУ «Главгосэкспертиза».

Очевидно, что и в случае с мостом, руководство республики решило прибегнуть к старому проверенному способу, довольно часто используемым, например, дорожниками – «сначала построим объект (дорогу, мост и т.д.), а затем как-нибудь договоримся с экспертизой». В этот раз «как-нибудь договориться» не получилось.

При этом Глава Удмуртии (мы же помним, что этот проект находится под его личным контролем, а значит, все серьезные решения принимаются по согласованию с ним), не имея на руках заключения государственной экспертизы, отдавал распоряжения на выделении бюджетного финансирования (доля вложений республики в 14-миллиардном проекте моста оценивается примерно в 2 миллиарда) на строительство этого объекта. А это уже уголовная статья.

Кроме того, первоначально мост должен был состоять из железобетонных конструкций. Именно в таком виде проект был презентован Владимиру Путину еще в 2010 году. Но с тех пор про железобетонный конструктив сооружения уже никто не вспоминал, а сам мост построили исключительно из железных и металлических конструкций.

По самым скромным подсчетам, такой мост должен был «подешеветь» примерно на 1 миллиард рублей. Но про экономию средств в ходе строительства никто не говорит, поэтому возникает вопрос – куда делся миллиард? Был ли это «откат» со стороны подрядчика нужным людям за получение контракта на строительства моста или его банально разворовали – предстоит выяснить следствию.

Спешные попытки «порешать вопрос» с «Главгосэкспертизой» ни к чему не привел, и руководство республики сделало ставку на главный козырь – приезд на открытие моста Владимира Путина. Зазывать главу государства Александр Соловьев начал в тот момент, когда мост не был достроен, но уже были очевидны проблемы с госэкспертизой. Расчет был прост: уж если первое лицо откроет объект, то ни один чиновник в России не сможет отказать в согласительной документации.

В более узком кругу глава региона, понимая, что до открытия моста, экспертного решения не будет, давал понять, что «нас спасет только приезд Путина, тогда нам все подпишут».

Глупость и непрофессионализм

Путин в Удмуртию приехал, даже в эти дни, когда его ждал Соловьев. Но мост открывать не стал. И ведь даже нельзя сказать, что открытие мостов – не президентское дело. За последние несколько лет Владимир Путин почтил своим присутствием церемонии открытия мостовых переходов в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Красноярске и других российских городах. И это не говоря о том, что главный мост страны – Керченский, строится под личным контролем президента. А вот Камский мост, если и будет открыт, то уже без участия президента.

Камский мост, сентябрь 2016 года

Аппарат главы государства и соответствующие службы, готовящие любой визит президента, тщательно отрабатывают все нюансы предстоящей поездки, вплоть до мониторинга СМИ и общественных настроений. Ну а уж такой во всех смыслах «выдающийся» момент, как отсутствие государственной экспертизы на объект, который предлагают открыть первому лицу страны, уж точно не скрылся от пытливого взора аппаратчиков.

В этой связи совершенно непонятно на что надеялись власти республики, пытаясь затащить президента на «липовый» объект. Надеяться на то, что соответствующие структуры не разглядят отсутствие экспертизы – непрофессионально, а рассчитывать, что Владимир Путин очаруется красотами камских берегов и закроет глаза на все прегрешения регионалов – просто глупо.

Негативный фон

Последняя надежда на то, что Путин будет спасать Соловьева в истории с мостом, рухнула, видимо, накануне визита. По сведениям из информированных источников, вечером 19 сентября председатель правительства республики Виктор Савельев на совещании в узком кругу заявил, что Путин на мост не поедет, потому что до сих пор нет заключения экспертизы. Очевидно, что авральные усилия, которая республика предпринимала на протяжении всех летних месяцев, для того, чтобы согласовать проект уже построенного моста, не увенчались успехом.

Кроме того, все последние месяцы вокруг строительства моста сохранялся негативный информационный фон. Сначала задерживали зарплату подрядным организациям, занятым на строительстве моста. Что позволило министру дорожного хозяйства республики и одному из приближенных к Александру Соловьеву чиновников Виктору Вахромееву по-хамски назвать «верещанием» .

Затем с той же проблемой столкнулись представители студенческих строительных отрядов, которых на лето тоже привлекли к работам на мосту. Но быстро выяснилось, что погнавшимся за романтикой студентам никто не планировал в срок выдавать зарплату. Долги им погасили буквально за три дня до приезда в Удмуртию Владимира Путина.

Говорят, что крайне нелестных оценок заслужили региональные власти от московских структур и за тарифную политику при пользовании мостом. В частности, больше всего возмутила даже не стоимость проезда, а то, что жители республики не будут иметь льготных условий для перемещений по мосту.

Транзитный транспорт один раз проехал по мосту и все, а, например, камбарякам, которым часто приходится ездить на «материковую» Удмуртию, как быть? И для чего, спрашивается, потратили из бюджета региона 2 миллиарда рублей, при этом, как минимум, не улучшив транспортную доступность жителей отдаленного Камбарского района? Поэтому позиция федералов о том, что «Путин откроет мост, а потом местные из-за дороговизны не будут по нему ездить и ругать президента» тоже имеет право на существование.

Глава Удмуртии - о строительстве моста через Каму

май 2016 года

Наконец, по последним пока неподтвержденным данным, при отсыпке грунта на подъездных путях на правом берегу Камы использовалась земля, в том числе привезенная с территорий скотомогильников Сарапульского и Каракулинского районов. Делалось это в спешке, без отбора проб, или имеют место сознательные преступные действия, будут разбираться правоохранительные органы. У которых этот вопрос, якобы уже тоже на контроле.

Нельзя не отметить и еще один факт – Владимир Путин не удостоил Александра Соловьева личным общением на протяжении всего визита.

Как сообщает пресс-служба главы и правительства Удмуртии, такое заявление руководитель региона сделал во время 9-го Ежегодного инвестиционного форума ВТБ Капитал «Россия зовёт!», который проходит в Москве.

Форум нацелен на привлечение инвестиций в российскую экономику, взаимодействие российского бизнеса и международных инвесторов. В его работе принимает участие президент России Владимир Путин.

В рамках форума, в частности, обсуждались проблемы и перспективы практики государственно-частного партнёрства, в том числе в российских регионах.

Глава Удмуртии Александр Бречалов прокомментировал реализацию одного из крупных проектов ГЧП в Удмуртии – мосты через Каму и Буй. Он пояснил, что в краткосрочной перспективе мосты станут дополнительной нагрузкой для бюджета региона, поскольку прогнозный трафик был просчитан с ошибками (сумма, которую собирают после ввода платного проезда, оказалась ниже, чем предполагалось – прим. ред. ).

В то же время, по словам А. Бречалова, при учёте возможностей новых мостов в системе глобальных транспортных потоков в ближайшем будущем можно значительно повысить транзитный потенциал Удмуртии.

«Реально сократить текущие маршруты на перспективных направлениях «Москва – Уфа – Екатеринбург», «Москва – Елабуга – Ижевск – Екатеринбург» и «Киров – Ижевск – Уфа» на 250 км, 180 км и 150 км соответственно. На мой взгляд, повышение скорости обмена информацией, скорости и ёмкости грузопотока, мобильности граждан – это и есть основная цель таких концессионных проектов», - сказал Александр Бречалов.

Сейчас Удмуртия планирует, по его словам, устранить последствия неточного прогнозирования социально-экономического эффекта от проекта и оптимизировать трафик, проходящий через мосты.

Напомним , планировалось, что строительство крупнейшего в регионе инфраструктурного проекта стоимостью в 14 млрд руб. – мостовых переходов через реки Кама и Буй в районе Камбарки – позволит обеспечить связь транспортных потоков Татарстана, Башкирии, Удмуртии, регионов Предуралья, ряда областей Урала.1 октября 2013 г. было подписано соглашение с концессионером. Начало эксплуатации мостов планировалось на 1 октября 2016 года. Сдача объектов неоднократно откладывалась. В начале ноября 2016 года по мосту было запущено бесплатное рабочее движение. После официального ввода объекта, которое состоялось лишь в конце августа текущего года, с водителей, желающих проехать по мосту, начали взимать плату. По словам А. Бречалова, система при этом работала в тестовом режиме, необходимо было посмотреть экономическую сторону вопроса. Не исключалось, что в систему взимания платы будут внесены изменения. Жители Камбарки при этом рассчитывали на изменение системы ценообразования и некие послабления для себя. Между тем,

0

Рабочая встреча Владимира Путина с и. о. главы Удмуртии | фото пресс-службы Кремля

Строительство моста через Каму, которое подается как главная заслуга двух лет руководства республикой Александром Соловьевым, может стать его личной проблемой. Дело в том, что у компетентных органов могут появиться серьезные вопросы к проекту самого моста, а также они могут дать свою оценку законности действий удмуртских чиновников в реализации этого проекта. Глава Удмуртии, чувствуя надвигающиеся проблемы, пытается искать защиту за широкой спиной первого лица государства.

Мост стоит, экспертизы нет

Мы уже писали, насколько тернист был путь к началу реального строительства мостового перехода. От обсуждений первых проектов и планов до первых забитых свай прошло не меньше десяти лет. Дело сдвинулось с мертвой точки только тогда, когда банк «ВТБ» выделил кредитную линию ООО «Региональная инвестиционная компания», победившей в конкурсе на строительство моста.

Общая стоимость строительства на сегодняшний день оценивается почти в 14 млрд рублей, 10 из которых должен вложить инвестор, тот самый «РИК» - структура влиятельного бизнесмена, гражданина Израиля Александра Забарского, чьи бенефициары – кипрские и лихтенштейнские оффшорные компании. Остальные, почти 4 млрд рублей должны были инвестировать в проект республиканский и федеральный бюджеты.

Напомним, что компания Забарского , превышающую 100 миллионов рублей мост на проезде Дерябина в Ижевске. При этом НММ уже писал о том, что как проектирование реконструкции моста, так и его ремонт велись с нарушением федерального законодательства в части конкурсной документации.

Материалы о нарушениях в действиях чиновников и подчиненных Забарского представители Удмуртского УФАС передали в суд, который встал на сторону антимонопольщиков, наказав, пусть и символически, подрядчика. Личная роль в этих процессах Александра Соловьева не подвергается сомнению – он несколько раз инспектировал ход ремонта моста и под камеры в присутствии СМИ в высшей степени комплиментарно высказывался в отношении подрядчика.

Впрочем, вернемся к другому мосту – Камскому. Несколько недель назад Глава Удмуртии Александр Соловьев посетил строящийся объект и даже прошелся по мосту с правого берега Камы на левый.

Глава Удмуртии - о строительстве моста через Каму

май 2016 года

Он заявил, что окончательная сдача моста состоится 19 сентября этого года и, что на это историческое событие приглашен Президент России Владимир Путин.

Об одном только не упомянул Александр Васильевич – о проблемах с проектом, по которому строится этот мост. А проблемы выглядят серьезными.

Дело в том, что первоначальный проект моста, который презентовал бывший президент Удмуртии Александр Волков Владимиру Путину еще в 2010 году, предусматривал строительство моста из железобетонных конструкций. Тот мост, который начал строить Александр Забарский под пристальным вниманием Александра Соловьева, практически целиком состоит из железных и металлических конструкций. В этом может убедиться любой, кто например, отслеживает ход строительства моста, например, по сообщениям официального сайта Главы Удмуртии.

Так в 2014 году заместитель генерального директора ООО «Мостовик-12» Александр Клещевник рапортовал, что «для возведения пролетов моста на строительную площадку уже завезено около девяти тысяч тонн металлических конструкций».

Александр Соловьев и Александр Забарский инспектируют строительство моста через Каму, февраль 2015-го | фото пресс-службы главы Удумртии

Где миллиард?

Кто и на каком этапе внес изменения в проектную документацию – неизвестно. Зато понятно, зачем это было сделано. Замена железобетонных конструкций на металлические, как минимум, должна была сказаться на удешевлении строительства моста, но никто пока не слышал заявлений о том, что строителям удалось сэкономить какую-то часть общей сметы.

По оценкам экспертов, разница в стоимости между двумя конструктивами сооружений может оцениваться в сумму порядка 1 миллиарда рублей. Где сейчас этот миллиард?

Но «условная экономия» - это еще полбеды. Есть информация о том, что проект моста (в его нынешнем «металлическом» обличье) до сих пор не прошел государственную экспертизу в ФАУ «Главгосэкспертиза». Вот как бывает – мост уже почти построен, на его открытие ждут президента, а документов на его строительство попросту нет!

При этом НММ располагает сведениями о том, что Глава Удмуртии дал команду оплачивать бюджетную часть вложений по строительству моста (не дожидаясь получения документов на строительство и получения заключения Госэкспертизы) за фактически не выполненные объемы работ.

Вместе с тем, желание заплатить бюджетные средства строителям моста, на который еще нет заключения экспертизы, выглядит, по меньшей мере, странно. Нет ли здесь взаимосвязи с растворившимся в воздухе «сэкономленным» миллиардом? Не является ли он своеобразным «откатом» республиканским чиновникам со стороны застройщика за то, чтобы те «закрыли глаза» на все проблемы этого проекта?

Мы не можем утверждать, куда пошла разница в 1 миллиард рублей, но то, что сегодня Александр Соловьев сделал многое для нарушения далеко не одного нормативного акта и целого ряда федеральных законов, это очевидно. За нарушение каждого из них предусмотрена уголовная ответственность. Надеемся, это не останется без внимания правоохранительных органов.

Александр Забарский (в центре и Александр Соловьев инспектируют строительство моста через Каму, февраль 2015 года | фото пресс-службы главы Удумртии

Следует заметить, что подрядчик строительства моста ООО «Мостовик-12» Александра Забарского уже не в первый раз рискует быть пойманным за руку за «отклонение от проекта». «Мостострой-12» ранее уже было уличено в «не совсем законных» манипуляциях при строительстве моста через реку Надым, которое проводилось по инициативе государственного ОАО «Корпорация Развития». В ходе проверки выяснилось, что на объекте было допущено превышение объемов работ на сумму более 2 млрд рублей.

По мнению экспертов, именно из-за этого «отклонения», допущенного компанией Забарского, смету могло «раздуть» на 2 млрд рублей. Эти «фокусы» лишили «Мостострой-12» права завершить выполнение «надымского проекта»!

«Нас спасет приезд Путина»

Горячее желание Александра Соловьева «завлечь» всеми способами на открытие моста Владимира Путина легко объяснимо. В случае появления на объекте первого лица государства, ни у одного, даже самого принципиального чиновника, не дрогнет рука подписать все, даже самые сомнительные документы.

С другой стороны, аппарат российского президента и соответствующие службы очень четко отслеживает «историю» возведения различных технических объектов. А после недавнего ЧП на космодроме Восточный, когда в присутствии Путина не смог стартовать ракетоноситель, требования к технической стороне вопроса объектов, на которые приезжает президент, еще больше ужесточились. И теперь вряд ли президент поедет туда, где в чистоте документов есть хоть какие-то сомнения.

Отсутствие Президента России на открытии моста через Каму будет косвенно свидетельствовать, что с этим объектом есть проблемы. Этот же факт может стать сигналом и для силовиков, которые начнут раскручивать «дело камского моста» на самых высоких уровнях.