Благодаря чему элита удерживается у власти? Как элита удерживает власть.

Вильфредо Парето (1848-1923)

Профессор экономики Лозаннского университета

Основное произведение - "Курс политической экономии" (1896)

Методология.

Парето осуществляет разделение экономической науки на две взаимосвязанные части: "чистую" и прикладную экономику. Чистая экономическая наука, в свою очередь, делится на статику и два вида динамики - один вид исследует последовательные состояния равновесия, а другой - движение экономического явления. Главная задача "чистой" экономической науки заключается в разработке синтетической концепции экономического равновесия, в которой, однако, существуют разногласия между теорией и конкретными явлениями. Исследованием данных отклонений должна заниматься прикладная экономическая наука.

Парето считает, что основным недостатком существующей теоретической экономики является, прежде всего, доминирование причинно-следственного анализа. Экономика же, по мнению автора, представляет собой настолько сложное и многофакторное явление, что без применения математических методов исследования познать ее невозможно. Вот почему наряду с анализом отдельных процессов, отдельных категорий стоит проблема связи всех этих элементов в единую систему и предоставление математической интерпретации основным ее количественным зависимостям. Другими словами, возникает необходимость разработки универсальной системы уравнений, которая бы смогла охватить хозяйственный процесс в целом, охарактеризовать данную экономическую систему и условия установления в ней равновесия. В дальнейшем, считает ученый, следует сосредоточиться на уточнении количественных соотношений, разработке таких математических формул, которые бы были максимально приближены к реальной действительности и могли объяснить отдельные категории. Все эти шаги к познанию экономических явлений Парето воплотил в разработанном им же логико-экспериментальном методе, сущность которого заключается в раскрытии внутренней логики модели общего равновесия, которая подошла бы к любой общественно-экономической системы, а также сочетании ее результатов с конкретными фактами, как можно большим количеством отклонений от абстрактной теоретической построения.

Теория предельной полезности.

Парето считает, что в реальной жизни существует взаимосвязана система потребления, в которой отдельные элементы влияют на общую полезность. Действительно, человек потребляет не один какой-то вид продукта (х), а целый комплекс благ (х, у, z,...ri), причем одно благо может замещать другое. Поэтому отделить функцию полезности одного блага от функции полезности другого блага довольно сложно, ведь все они вместе влияют на общую полезность. Исходя из этого, Парето определяет предельную полезность отдельного блага (по его терминологии "офелеміта елементаре") как первую производную общей полезности запаса благ, входящих в потребление данного индивида. Теперь вместо отдельных функций полезности определенных благ (MUx, MUy, MUz ... MUn) автор использует единую обобщенную функцию (MUxyzn), в которой между благами и их полезностями существует взаимозависимость субституційного или комплементарного характера.

Подобная интерпретация такой функции поставила под сомнение гипотезу о возможности измерения и сравнения потребителем предельной полезности различных благ. "Человек, - пишет Парето, - может знать, что третья стакан вина предоставит ей меньше наслаждения, чем вторая стакан, однако она никоим образом не может определить, какое количество вина она должна получить после второго стакана, чтобы получить наслаждение, равную от этого стакана вина. Отсюда сложность рассматривать полезность как величину".

Вот почему вместо рассмотрения непосредственно полезностей, Парето исходит из наблюдения эмпирических фактов преимущества потребителями одних товаров другим.

Кривые безразличия и теория спроса.

На основе изучения поведения потребителя Парето составляет таблицу различных оценок определенных товаров и приходит к выводу, что, изменяя количество товаров, можно получить бесконечное множество их комбинаций. Последние могут приобретать различные значения для потребителя, хотя некоторые из них будут равнозначными. То есть, с заменой одной комбинации благ на другую потребитель ничего не выигрывает и не проигрывает, а находится на том же уровне потребления, когда сокращение одного количества товара компенсируется равнозначным увеличением другого количества. Такие комбинации благ, нанесенные на график и объединены единой линией, Парето называет кривой безразличия.

Следует заметить, что свои графические модели автор строит в трехмерном пространстве. Так, кривая безразличия на одной плоскости отражает те комбинации благ, которые дают потребителю одинаковую полезность. Те же комбинации, которым потребитель отдает предпочтение, поскольку они значат для него больше удовольствия, лежат в более высокой плоскости, расположенных выше кривых безразличия. Третье измерение, высота, нуждался бы нарисовать на диаграмме третью вертикальную ось. Эту проблему графического изображения решает картография.

Как изогипс объединяют на карте места одинаковой высоты, так кривые безразличия сочетают точки одинакового удовлетворение, которое получает потребитель от различных комбинаций двух или больше благ. Поэтому для простоты изложения необходимо использовать картографическую технику и подавать модели в традиционной системе координат.

По Парето, кривые безразличия могут иметь различную форму. Если из благ А и В, которыми владеет потребитель, только одно благо А желаемое и полезное, а остальное не представляет никакой самостоятельной полезности, то кривые безразличия превратятся в прямые, параллельные оси ординат. Если блага А и В является строго комплементарными, так, что всякому увеличению (уменьшению) одного блага должно соответствовать определенное увеличение (уменьшение) другого блага, то кривые безразличия имеют форму прямых, которые пересекаются под прямым углом. Наконец, Парето рассматривает еще один достаточно важный случай, когда одно благо может всегда в определенной пропорции замещать другое благо, например, когда 4А всегда равнозначны 3В. Тогда кривые безразличия будут изображаться в виде прямых под определенным углом.

Несмотря на разнообразие форм кривых безразличия, все они имеют одну общую черту: они не могут быть выпуклыми, угол наклона прямых или касательных к кривым не может быть тупым, т.е. больше прямого. Это связано с тем, что нужно увеличивать количество одних товаров, для того чтобы компенсировать уменьшение количества других.

Система различных кривых безразличия дает представление о полезности различных комбинаций двух данных благ. Если экономический субъект обладает определенной, определенной комбинацией двух благ, и если у него появляется желание поменять эту комбинацию на другую, более полезную, то возникает стимул к обмену. Для изучения последнего Парето привлекает кривые преимуществ, или, как он их называет, "sentiers" (буквально - "дорожки", "тропы"). Эти кривые соединяют точки кривых безразличия, отражающих различные полезности, одинаковые для потребителя.

Если экономический субъект пытается получить максимальную полезность путем обмена, то он остановится на той кривой безразличия, которая будет занимать наиболее высокое положение в ранга его преимуществ. То есть, это будет и кривая безразличия, по отношению к которой прямая преимуществ окажется касательной, а не секущей. Эту точку Парето называет точкой соприкосновения (см. рис. 5.8).

Рис. 5.8. в

Она отражает ту комбинацию данных двух благ, которая образуется в результате обмена. Вместе с этим эта точка является одновременно и точкой равновесия, потому что она соответствует тому состоянию, когда экономический субъект прекратит поиски более выгодных комбинаций и удовлетворится данным набором благ.

Каждая кривая преимуществ может иметь свою точку обмена или равновесия. Очевидно, если предположить существование целой системы таких кривых или прямых, получим некоторое множество точек обмена, которые будут отражать то, сколько товаров обменял бы экономический субъект при наличии разных цен или меновых пропорций. Если объединить эти точки, то можно получить кривую обмена. На рис. 5.9 она изображена в виде кривой (ЄЄ.-.

Такая кривая отражает различные комбинации двух благ, которые получает экономический субъект при различных условиях обмена, то есть при разных ценах. Следовательно, кривая обмена является кривой спроса и может быть выведенной из кривых безразличия, не требующие количественного измерения значений предельной полезности.

Таким образом, Парето удалось с помощью обобщения эмпирических фактов и применение математических методов исследования разработать аппарат кривых безразличия, которые не требуют измерения полезности, и, благодаря этому, прийти к выводу, что теория полезности не является необходимой при конструировании модели общего рыночного равновесия.

"Понятия кривых безразличия и кривых преимуществ, - пишет ученый, - были введены профессором Ф. С. Еджуортом. Он говорил о понятии полезности, которую считал величиной известной, и уже из нее выводил определения этих кривых. Мы перевернули проблему. Мы показали, что, исходя из кривых безразличия, понятие непосредственно данного в опыте, можно прийти к определению экономического равновесия, и, далее, до известных функций, отражающих полезность, если она существует".

Рис. 5.9. в

Теория общего рыночного равновесия.

"Вся теория экономического равновесия, - пишет Парето, - не зависит от понятий полезности, благосостояния" . Поэтому ученый пытается найти такой критерий оптимального состояния экономической системы, который бы не требовал сравнений индивидуальных сумм удовольствие. Парето строит модель равновесия, основываясь на информации только о непосредственных акты выбора экономических субъектов.

обмене оптимум достигается тогда, когда при данных ресурсах, при данном распределении дохода, при данных ценах и предпочтениях потребителей наблюдается такое состояние распределения благ, когда никто не может улучшить свое положение без одновременного ухудшения положения другого участника обмена. С точки зрения потребления этому критерию соответствует такое состояние, когда соотношение предельных полезностей всех потребителей равна соотношению цен благ.

производстве определенная его структура при данных ресурсах и технике является оптимальной тогда, когда увеличение производства одного блага не может произойти без одновременного снижения производства другого блага. Эта оптимальная ситуация возникает тогда, когда предельные производительности факторов производства во всех вариантах применения уровне. Таким образом достигается совпадение оптимумів потребления и производства. Итак, выбор, который необходимо совершить обществу для эффективного размещения ресурсов, должно соответствовать условию эффективности в производстве благ при фиксированных запасах ресурсов и условии эффективности в обмене для потребителей благ при их фиксированных запасах.

Эссе на тему:

«Социология Вильфредо Парето»

Василишин В.В.

204 группа

Вильфредо Парето (1848 - 1923), известный итальянский социолог, родился в Париже в знатной семье. С детства, свободно разговаривал на обоих языках, но при этом все же ощущал себя гораздо больше итальянцем, чем французом. Парето получает классическое среднее образование, как гуманитарное, так и техническое. Учится в Политехническом университете в Турине и получает диплом инженера. В 1869 г. Защищает диссертацию на тему «Основные принципы равновесия твердых тел». Впоследствии понятие равновесия станет одним из центральных в его социологических и экономических работах. В 1889г. Парето женится на Александре Бакуниной, русской по происхождению. Но в 1901г. жена оставляет его и уезжает в Россию. В 1902г. он связывает свою личную жизнь с Жанной Режи. Именно ей Парето посвятил главный труд своей жизни – «Трактат по общей социологии». В 1897г. Парето начал читать курс социологии в Лозаннском университете параллельно с преподаванием политэкономии. В 1902г. в Париже была издана книга «Социалистические системы». В начале 1920-х годов социолог публикует несколько важных и интересных работ. Одна из них – «Трансформация демократии». В некоторых трудах социолог сочувствует итальянскому фашизму и выражает ему идеологическую поддержку. Как известно итальянский ученый достаточно поздно, будучи уже совсем взрослым и широко известным специалистом в области политэкономии, обратился к социологии. Он проявляет интерес к новой модели человека и новым объяснениям социальных процессов. Этот интерес оказался реализованным в полной мере в «Трактате по общей социологии». На его социологические взгляды большое воздействие оказали идея Н. Макиавелли, Г. Лебона, Г. Тарда, французского социолога Ж. Сореля и итальянского политического мыслителя Г. Моски. Также следует учитывать эволюцию взглядов самого итальянского социолога – от демократических, либеральных, гуманистических убеждений молодости и начального периода периода зрелости до разочарования в прежних идеалах. Пессимизм и цинизм прочно входят в мировоззрения мыслителя, усиливая негативистский настрой и желание разоблачать все и вся. Социология превращается у Парето в средство именно такой деятельности. Как полагает Парето, человек сначала совершает действия, а затем объясняет их, стремясь к правдоподобности и обоснованности собственных интерпретаций. Собственно говоря, на этом базируется одна из основных концепций Парето – теория нелогического действия. Он стремится усилить рационализм за счет «ультрарационализма», включая в дискурс, в систему рассуждений не только логику, но и эксперимент и наблюдение для того, чтобы разоблачать иллюзии, с помощью которых люди обманывают себя и других, скрывая действительные мотивы своих действий и поступков. Это дает основания считать Парето сторонником позитивизма, хотя и непоследовательным, поскольку у него связан с волюнтаризмом, отрицающим объективный характер законов общественного развития.

Основные концепции В. Парето, касающиеся его трактовки общества, понимания предмета социологии как науки, теорий нелогического действия и элиты. Для итальянского социолога общество – это социальная система, находящаяся в состоянии динамического равновесия. «Общественный порядок – он писал, - никогда не бывает совсем неподвижным: он находится в непрерывном движении. Но превращения могут происходить с разной скоростью».

Применяя понятие системы к обществу, Парето рассматривает последнее скорее как механизм, чем организм. Основными факторами, влияющими на состояние системы общества той или иной конкретный период его существования, итальянский социолог считал внешние природные условия, внешние социальные условия, внутрисистемные социальные условия. Все элементы социальной системы у Парето взаимосвязаны и взаимозависимы на основе действия многофакторных влияний, что обеспечивает достижение равновесия в обществе. Эта идея была заимствована Парето из экономической теории Л. Вальраса, а также из химии и механики, которыми социолог много занимался в молодом возрасте. Равновесие, о котором пишет социолог, - не статистическое, а динамическое, поскольку общество постоянно эволюционирует. Кроме того, динамизм равновесия определялся, согласно его позиции, тем, что изменения, приходящие в одной части системы, передаются немедленно другой ее части. Идеи Парето о системном подходе к обществу находились в русле тех социологических традиций, в соответствии с которыми главной задачей социального организма было обеспечение стабильности социальной системы и порядка в ней. Наиболее подробно и детально итальянский социолог проанализировал такую подсистему общества, как экономика. Это и понятно: ведь Парето был профессиональным экономистом, прошедшим серьезную школу итальянской политэкономии и оставившим свой след в этой области знания, причем именно в теории равновесия экономической жизни. По мнению Парето, экономическая подсистема общества включает в себя в качестве основных элементов индивидов, ставящих конкретные экономические цели и действующих на основании экономических потребностей и интересов, в основе которых лежат определенные чувства людей.

Общество для Парето – это не просто социальная система, включающая соотносимые и взаимодействующие части. Это прежде всего система взаимодействия людей. Каждый индивид осуществляет действие наблюдаемое извне. Общественной основной этого действия Парето считает психическое состояние человека, поскольку оно дано человеку изначально независимо от его желаний, чувств, эмоций, стремлений, и т.д. Парето критиковал своих предшественников, в первую очередь О. Конта и Г. Спенсера, за то, что они совершенно не учитывали психическое состояние индивидов как объективную базу их деятельности, а тем самым и функционирования общества в целом. Социолог, считает Парето, не в состоянии раскрыть и проанализировать сущностный, необходимый характер связей между социальными фактами, поскольку это ему не дано в тех методах, которые он использует. Будучи сторонником позитивизма, итальянский ученый критиковал априорные суждения и понятия в социологии, которыми увлекались многие его предшественники и современники. Социология, считал он, должна давать эмпирически обоснованное знание. Главное в этой науке – описание социальных фактов, поскольку именно оно дает знание об обществе. Что касается законов социологии, то их задача – усиливать функциональные зависимости между фактами. По мнению Парето, подлинное социологическое исследование должно быть связано с выявлением и изучением психических установок и психического склада людей, определяющих подавляющее большинство их действий и взаимодействий. Поскольку общество представляет собой, сточки зрения Парето, систему взаимодействия индивидов, а для последних типичными и характерными являются нелогические действия, поскольку социология выступает наукой, прежде всего об этих действиях. Само же социальное действие трактуется социологом преимущественно на психологическом уровне и уровне чувств. Именно чувства являются движущими силами человеческой истории, основным механизмом ее изменения. Социолог писал: «Выражение чувств и интересов могут быть различны, как различаются их логические последствия. Эти выражения и последствия обычно служат предметом изучения для историков. Среди современных отраслей истории те, которые занимаются происхождением государственных и общественных структур, очень высоко ценятся» . И далее «…история в действительности никогда не повторяется. Бесконечное число сочетаний может рождаться из составляющих их человеческих поступков, а история ведет не только хронику этих сочетаний»

Приоритет, отданный чувствам и иррациональной индивидуальной деятельности, - такова одна из основных особенностей социологии Парето. Не случайно именно в этом подходе итальянского социолога к трактовке социальной системы и источников ее движения многие его исследователи и критики усматривали психологический и даже биологический редукционизм.

Специфика понимания социологии как науки, ее характеристика изложены В.Парето в теории нелогического действия. Под социологией он понимал науку, дающую и обеспечиваю эмпирически обоснованное знание об обществе. Ее задача – описывать факты и формулировать законы, характеризующие функциональные зависимости между этими фактами. В качестве основных фактов, описываемых социологией, выступают действия, поступки людей, отражающие их социальное поведение. Эти действия имеют как логический, так и не логический характер. Большинство имеет нелогический характер, они – то и выступают предметом и содержание социологической науки. Главная концепция Парето получила название теории нелогического действия. Нелогическими являются такие действия, которые основаны не на научном методе и принципах рационального мышления, а на чувствах. Итальянский социолог писал: «Чувства и интересы постояннее всего, и потому они – самые важные составляющие сущности явлений» В нелогических действиях людей есть тоже своя логика – логика чувств. Эту логику и сами нелогические действия изучает социология.

Чтобы преодолевать домыслы и предубеждения людей, она должна стать логико-экспериментальной наукой. Парето пишет: «Люди смотрят на факты сквозь собственные предубеждения. …Больше того, для них естественно высказывать домыслы о том, почему и как что-то происходит. Логическая экспериментальная наука позволяет нам отвечать на вопросы в определенных рамках. Но люди презирают случайности и отказываются принимать такие рамки. С тех пор как люди стали редко изучать общества экспериментальным путем, настоящую науку заменяет псевдонаука в поисках абсолютных ответов, которых страстно желают люди. Толкование фактов определяется чувствами, желаниями, предрассудками и интересами, которые очень часто незаметно для человека мотивируют его действия»

В 21 веке акценты мировой общественности сместились с научно-технического прогресса в сторону качества конкретной личности. И это не случайно.

Возможно, кто-то усомнится в точности установленного соотношения: восемьдесят на двадцать. Но эти числа, безусловно, нельзя считать аксиомой. Скорее это ориентир.

Хотя для своего времени ученый достаточно точно определил, что восемьдесят процентов итальянских доходов сосредоточено в руках двадцати процентов семей.

Закон Парето отражает неравномерность распределения причин и следствий в природе, и его можно наблюдать практически в любой сфере.

Например, 20% людей обладают 80% капитала, пятая часть постоянных клиентов приносит большую часть прибыли, и т.п.

При этом следует понимать, что числовые значения не являются сущностными. Важен сам факт колоссального различия между этими показателями.

Недостаток принципа Парето

Однако принцип Парето имеет и свои недостатки. При всем том, что он вполне обоснован, буквально ему следовать в реальной жизни не представляется возможным.

Скажем иначе. Даже при полном осознании того факта, что лишь пятая часть усилий дает львиную долю результата, остальные 80% усилий все равно приходится затрачивать. По-другому организовать деятельность просто невозможно.

Например, заказчик регулярно использует всего лишь 20% производимой вами продукции. Но его не устраивает, если вы будете производить только этот процент. Ему нужны все 100%, чтобы он имел «ассортиментный ряд» и «было из чего выбирать». Такова общая всех процессов.

Интересен факт, что науке давно известен этот недостаток. Более того, он закреплен в следующем утверждении: «20% ученых совершают 80% открытий, но это было бы невозможно, если бы не было оставшихся 80% ученых».

Надеемся, что закономерность вы уловили.


Принцип Парето

Теперь приведем важнейшие следствия закона Парето.

  • Ключевых факторов мало, а малозначащих – множество, поэтому только немногие действия могут принести главный успех.
  • Подавляющее большинство усилий не приносит нужного результата.
  • Скрытые факторы есть всегда – об этом не следует забывать.
  • Как правило, мы получаем результаты отличные от того, что планировали (действуют скрытые силы).
  • Бо́льшая часть неприятностей происходит по причине действия небольшого числа высокодеструктивных сил.
  • Бо́льшая часть действий (групповых или индивидуальных) – это пустая трата времени, так как ничего не делает для достижения требуемого результата.

При желании можно легко заметить, что во всех выше перечисленных следствиях закона Парето используется один и тот же принцип. Следовательно, вы можете активно применять его в любой сфере жизни: как дома, так и на работе.

Это покажется удивительным, но в Библии упоминается описанный принцип, выявленный итальянским ученым.

Иосиф, будучи наместником фараона и зная, что скоро в Египте наступит 7 лет голода, издал указ, согласно которому все поданные фараона должны были приносить пятую часть (20%) своего урожая в житницы фараона.

Этого расхода от общих доходов египтяне почти не заметили, а вот Иосиф смог собрать такие государственные запасы зерна, что в семилетнем голоде страна выжила.

Если вам нравятся интересные факты, и вы любите – обязательно подписывайтесь на . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

  • Суть благодарности: что должен знать каждый
  • Зона комфорта, или как достигать любых целей
  • Как использовать латеральное мышление
  • Матрица Эйзенхауэра

Парето Вильфредо

Pareto Vilfredo (1848 - 1923)

Вильфредо Парето сменил Вальраса на должности главы кафедры в Университете Лозанны в 1893 году и долгое время считал себя учеником Вальраса. Но Вальраса не всегда радовали социальные и политические идеи молодого человека, а Парето становился все более и более разочарованным не только в теории общего равновесия, но и в экономике вообще. Вместо этого он предпочел работать в рамках более широкой структуры политической социологии. Его поистине обширное знание математики и первое образование инженера проявлялись во всех его главных экономических трудах: «Курсе политической экономии» (Corns d"economie politique, 1896-97), «Руководстве по политической экономии» (Manual of Political Economy, 1906) и важной статье о «Математической экономике» СMathematical Economics, 1911) для «Энциклопедии математических наук» (Encyclopidie des sciences mathematiques). Он интересовался Марксом уже в 1890-е годы и опубликовал яркий нематематический критический анализ социализма, включая марксизм, в своем трехтомном труде «Учения социалистов» (Les systemes socialist es, 1902-03). Массивная работа в четырех томах «Разум и общество: трактат по общей социологии» (The Mind and Society: A Treatise on General Sociology, 1916) увенчала последнее десятилетие его активной жизни.

Он родился в 1848 году в Париже. Его отец был итальянским эмигрантом, высланным по политическим мотивам. Парето начал свое образование во Франции и продолжил его в Италии, специализируясь в математике и классической литературе. Он закончил Политехнический институт в Турине в 1869 году, затем более 20 лет работал инженером и директором двух итальянских железнодорожных компаний. Он начал изучать экономику в 1890 году, когда ему исполнилось 42. Он преподавал экономику в Лозанне только семь лет, уйдя в отставку в 1900 году после получения большого наследства. Оставшуюся часть своей жизни он провел в Швейцарии, полностью посвятив себя научным исследованиям и написанию своих работ. Незадолго до своей смерти в 1923 году он был назначен членом итальянского Сената новым правительством Муссолини.

И «Курс», и первые две главы «Руководства» содержат выдающееся обсуждение методологии экономики, которое показывает, что Парето знал тогдашнюю признанную литературу по философии науки лучше, чем любой другой экономист того периода. Шероховатый и плохо организованный «Курс» среди многих исторических и статистических иллюстраций содержал так называемый закон Парето распределения дохода, согласно которому наклон линии, соотносящей долю дохода, полученного выше некоторого уровня, и долю соответствующих получателей дохода, является постоянным. Таким образом, он продемонстрировал, что распределение дохода во всех странах и во все эпохи неизменно. «Руководство» знаменито благодаря по крайней мере трем идеям.

Это, во-первых, неудачная попытка избавиться от термина полезность и заменить его словом ophelimity, придуманным Парето для обозначения способности товаров к удовлетворению потребностей.

Во-вторых, четкое разделение между кардинальной и ординальной полезностью и демонстрация, с использованием кривых безразличия Эджуорта, что ординальная полезность или простое ранжирование предпочтений достаточна, чтобы вывести все важные утверждения теории спроса.

И, наконец, в-третьих, нарочито невинное, непротиворечивое определение экономического оптимума как такой конфигурации цен, которая получает единодушное одобрение - любая другая конфигурация могла бы «улучшить» чье-либо положение, но только за счет «ухудшения» положения хотя бы одного члена общества - известная концепция оптимальности Парето, сопровожденная не вполне успешной попыткой показать, что экономика совершенной конкуренции фактически достигает оптимума по Парето, и наоборот.

Несмотря на запугивающее применение довольно сложной математики, сомнительно, что предложенная Парето теория потребительского поведения была значительным шагом вперед по сравнению с «Математической психологией» (Mathematical Psychics, 1888) Эджуорта и «Математическим исследованием теории ценности и цен» (Mathematical Investigations in the Theory of Value and Prices, 1892) Фишера. Даже концепция парето-оптимальности встречается уже у Эджуорта, хотя, следует признать, не в таком виде, чтобы ее можно было заметить, не зная о ней из работ Парето. «Руководство» также содержало в значительной мере неправильно истолкованный читателями раздел по теории производства, который, казалось, отрицал предельную теорию производительности как ошибочную, но фактически просто придавал большее значение комплиментарности факторов производства, чем их взаимозаменяемости.

Парето - трудный автор для чтения: слишком много его кратко изложенных идей «сваливаются в кучу» на одной странице, многие мысли оставлены незаконченными, чтобы позднее быть снова подхваченными и продолженными, а его математические примечания часто противоречивы. Признание приходило к Парето очень медленно, и только в конце 1930-х годов он вступил в англоговорящую экономику, отчасти потому, что даже к тому времени ни одна его книга не была переведена на английский язык. («Руководство» появилось на английском только в 1971 году, а «Разум и общество» - в 1963 году.) Даже теперь трудно ухватить смысл всех его сочинений, и особенно его поздних социологических работ, с их пессимистической картиной человека, которым управляют иррациональные чувства, тонко замаскированные остатками рациональных рассуждений, запертого в бесконечной социальной борьбе и удерживаемого в безвыходном положении сменяющими друг друга общественными элитами.

Литература

J.A. Schumpeter, Ten Great Economists from Marx to Keynes (Oxford University Press, 1951); M. Allais, Pareto, Vilfredo, International Encyclopedia of the Social Sciences, vol. 11, ed. D.L. Sills (Macmillan Free Press, 1968).

См. также ОПТИМАЛЬНОСТЬ ПО ПАРЕТО (Pareto optimality )

10.Оптимальность по Парето (50 тем и литература для докладов)

Литература

: (см. Вильфредо Парето)

(см. Вильфредо Парето)

Литература:

Что экономисты понимают под эффективностью? (лекц.42.1, ЭШ)

социология парето элита власть

Наиболее видным социальным теоретиком в начале XX века был итальянский социолог и экономист Вильфредо Парето (1848-1923). Теория элиты была впервые обстоятельно изложена В.Парето в его «Трактате общей социологии», в котором социологическая тематика сочеталась с исторической, политико-идеологической и социально-философской. Парето был по образованию инженером, но впоследствии глубоко и основательно заинтересовался политэкономией и социологией. Хотя большая часть жизни Вильфредо Парето приходится на XIX век, в качестве социолога и политического мыслителя он заявил о себе в самом начале ХХ столетия. Именно в этом столетии им были созданы фундаментальные труды, предпринята попытка построения грандиозной системы, которая охватила бы все наиболее принципиальные отношения между человеком и обществом. Этим замыслом Парето напоминает классических мыслителей прошлого, но его образ мыслей, используемый им инструментарий больше соответствуют ХХ веку.

Родился он 15 июля 1848 года. Семейство Парето во многих поколениях принадлежало к торговой буржуазии и было занесено в «Золотую книгу» генуэзской республики. За сотрудничество с французами дед Парето удостоился от Наполеона аристократического титула. Его унаследовал и внук. В 1864-1867 годах Вильфредо изучал в Туринском университете математику и физику. Затем он получил еще и инженерное образование. Вскоре им была защищена диссертация по физико-математическим наукам. Но уже тогда он интересуется биологией, экономикой, читает произведения социальных мыслителей. Двадцать лет (1870-1890) он работает в индустриальной сфере: сначала в акционерной компании «Железные дороги Эмилии и Романьи», потом в акционерном обществе «Металлургические заводы Валь Д"Арно». Причем становится его генеральным директором. Как и Гаэтано Моска, он не избежал соблазна политики. В 1882 году он боролся за место в парламенте, но потерпел неудачу. Однако отступать было не в правилах Парето, это противоречило его бойцовскому темпераменту. Еще трижды он выступал в схватку в качестве кандидата от леволиберальной партии радикалов и все три раза неудачно. Наконец, он принимает решение сойти с дистанции. Разочарование было тем более горьким, что Парето ощущал свой потенциал. Не помогли ни ораторские дарования, ни убедительная логика аргументов. В политической борьбе более весомыми оказались иные факторы. Его ближайший друг, известный экономист Маффео Панталеони, говорил, что в политике «... шарлатаны и софисты ценились выше, чем достойные люди». В начале 90-х годов Парето резко меняет свою жизнь. Уйдя в отставку с поста генерального директора металлургической компании, он перебирается в Швейцарию. Там он в 1894 году стал профессором кафедры политической экономии Лозаннского университета. Но его неудержимо влекла к себе социология. У него возникает замысел капитального труда, в котором могла бы проявиться его колоссальная эрудиция. После того как в 1898 году Парето получил солидное наследство, он купил виллу неподалеку от Лозанны, в Селиньи, и полностью погрузился в работу. Его так и прозвали «отшельником из Селиньи». Первая мировая война застала Парето за корректурой. Наконец, в 1916 году огромный «Трактат по общей социологии» вышел в свет. Он состоял из более чем 2600 параграфов, каждый из которых, будучи элементом системы, нес и самостоятельную смысловую нагрузку. Все текущие события и процессы Парето склонен рассматривать сквозь призму собственных теорий. Исходя из них, он полагал, что в Италии, да и во всей Европе, после первой мировой войны наступил период, напоминавший времена падения Римской республики. Тогда «римское общество было спасено от развала легионами Цезаря, а затем Октавиана». И теперь Италии нужен новый Цезарь.