История появления термина «экономика. Теоретические основы учебной дисциплины «Национальная экономика

Экономическая история

Одним из наиболее значимых разделов экономических знаний, распознающий уровень развития специалиста, именуется экономическая история . Изучение экономических проблем, затрагивающих ранние периоды существования человечества, и главных научных направлений экономической теории актуальных на данный момент предоставляет нам опыт необходимый для понимания фундаментальных процессов в экономической жизни общества. Так как экономическая мысль изначально не была отделена от иных форм мышления об обществе, то найти ответ на вопрос; когда впервые человек начал размышлять над экономическими явлениями и что принять за начало науки, считается затруднительным.

Различные историки, например, Д.И. Роэенберг в своей книге, вышедшей в 1940 г., начинал отсчет с древних греков. Для других авторов истоки экономической мысли обнаруживаются еще раньше: в древнеегипетских папирусах; в каменной клинописи законов царя Хаммурапи, в древнеиндийских "Ведах". Не одно экономическое наблюдение можно обнаружить в Библии . В ней описано толкование экономической жизни древних евреев и иных народов, проживающих в Палестине. Как правило, это толкование дано в форме заповедей, указаний о поведении людей. Американский историк экономических учений, профессор Дж.Ф. Белл посвящает Библии большую главу.

В поэмах Гомера можно найти описание древнегреческого общества, находившегося в состоянии глубокого распада первобытнообщинного строя и формального рабовладения. Самые различные экономические наблюдения малозаметно отражены в интересном рассказе об осаде Трои и странствиях Одиссея. Вышеназванные источники экономисту приходится рассматривать, прежде всего как источники сведений о хозяйственном быте древних народов. Воспринимать их как памятник экономической мысли в первую очередь нежелательно. Поэтому, например, Жумпетер, назвавший свою книгу историей экономического анализа, начал с доводов классических греческих мыслителей.

Аристотель и его вклад в развитие экономики

Можно заметить, что в произведениях Ксенофонта, Платона и особенно Аристотеля были осуществлены первые случаи теоретически осмыслить, экономическое положение греческого общества. Слово экономия (ойкономиа от слов "ойкос" - дом, хозяйство, и "номос" - правило, закон) является заглавием сочинения Ксенофонта, где в форме диалога рассматриваются разумные правила ведения домашнего хозяйства и земледелия. Такое значение (наука о хозяйстве, домоводство) это слово имело на протяжении всего существования. Греки присваивали ему ограниченный смысл, примерно как наше домоводство. Но если вспомнить, в древности дом влиятельного грека можно было сравнить с мини государством, так как процветало рабовладельческое хозяйство. Аристотель придавал термину "экономия" и производной от него "экономика" похожее значение. Он первым проанализировал взятые за основу экономические явления и закономерности развития древнегреческого государства. Достижением Аристотеля-экономиста является то, что он впервые обнаружил определенные категории политической экономии и отметил наличие взаимосвязи между ними. Аристотель выявил два вида товара : потребительскую и меновую стоимость и проанализировал время происхождения обмена. Им был поставлен вопрос, на который на протяжении всего существования политической экономии не был дан однозначный ответ: чем определяются соотношения обмена? Он видит в обмене уравнение товарных стоимостей и упорно ищет какую-то общую основу.

Замечание 1

В "Никомаховской этике" Аристотель пишет: «Действительно, не из двух врачей образуется общество, но из врача и земледельца, и вообще из людей неодинаковых и неравных; Но таких-то людей и должно приравнять. Поэтому все, что подвергается обмену должно быть как-то сравнимо... Итак, нужно, чтобы все измерялось чем-то одним... Итак, расплата будет иметь место, когда будет найдено уравнение, чтобы продукт сапожника относился к продукту земледельца, как относится к сапожнику».

Аристотель ввел понятие "хрематистика" (от слова "хрема" имущество, владение) - это искусство наживать состояние. Аристотель считал экономику естественной хозяйственной деятельностью, осуществляющейся в связи с производством жизненно необходимых средств. Границы производства также естественны - это разумное личное потребление человека. Античный метод производства Аристотель называл противоестественным потому, что в желании наживать состояние, никогда не бывает предела, так как целью-то оказывается беспредельное богатство и обладание деньгами. Все занимающиеся обменом, хотят увеличить свои капиталы до бесконечности.

Замечание 2

Интересное изменение трактовки хремастики как термина можно отметить в средние века, когда ученые-схоласты были противниками ростовщичества и воспринимали торговлю, как противоестественный способ обогащения. Но с развитием капитализма все способы обогащения стали восприниматься обществом как естественные, допускаемые "естественным правом". На этой основе в XVII-XVIII вв. В социально-экономической мысли возникла фигура homo oeconomicus - экономического человека , мотивы всех действий которого могут быть сведены к умению общаться.

Появление и развитие политической экономии

Замечание 3

Понимание термина "экономика" как домоводство просуществовало до XVII в. Человека, который впервые ввел асоциально-экономическую литературу термина "политическая экономия", звали Аннтуан Монкретьен де Ваттевиль. Небогатый французский дворянин написал одно из первых во Франции и в Европе сочинений, посвященное экономическим проблемам - "Трактат политической экономии" , который вышел в 1615. Основной его мыслью являлась попытка повлиять на правительство и убедить его в необходимости всестороннего покровительства французским промышленникам и купцам. Все помыслы Монкретъена были направлены именно на процветание хозяйства как государственной, национальной общности.

На протяжении 150 лет после Монкретьена политическая экономия зачастую воспринималась как наука о государственном хозяйстве, об экономике национальных государств, управляемыми, в основном, абсолютными монархами. Только при Адаме Смите, ее характер изменился, и она стала превращаться в науку о законах хозяйства вообще, в частности, об экономических отношениях классов. В последние десятилетия XIX века термин "политическая экономия" на западе стал заменяться термином "экономика". При этом, само понятие «экономика» - в смысле наука о законах развития хозяйства, приобрело два смысла: с одной стороны, все более выраженный теоретический уровень экономических исследований - стало предметом "Экономикс", с другой стороны, стал все более проступать практический характер экономических исследований.

Экономические науки стали охватывать все многообразные отрасли звания об экономических процессах: организацию производства, труда, сбыта продукции, финансирования на предприятиях и т. д., и выделились в отдельные страши экономических исследований. Такое разделение дало свои положительные результаты.

Оно дало возможность в экономической теории сместить акценты с социального содержания "политической экономки" на поиск общих принципов экономического использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимальных материальных потребностей человека. Социальная нейтральность политической экономии открыла новые возможности и направления развития экономической теории. В руках экономиста Англии Меягера и Виэера в Австрии, Вальраса в Швейцарии, Дж.Б. Кларка в США "старая" политическая экономия обогатилась субъективистскими подходами к рассмотрению с мощным математическим аппаратом. Современный американский историк экономической мысли Б. Селигмен писал, что Джевонс "успешно освободил политическую экономию от слова - математическая и превратил экономику в науку, изучающую поведение атомистических идей общества в целом".

Замечание 4

В своей важнейшей работе "Теория политической экономии", опубликованной в 1871 году, Джеванс писал: "Моя теория по своему характеру является чисто математической. Теория заключается в применении дифференциального исчисления к исследованию знакомых понятий богатства, полезности, стоимости, спроса, предложения капитала, процента, труда и всех количественно определенных понятий, относящихся к повседневной работе промышленности".

Новые подходы значительно обогатили науку и повысили значимость теоретического уровня экономических исследований. Начиная с XIX века, термин "политическая экономия" начал закрепляться за марксистской экономической теорией, которая все больший упор стала делать на социальном аспекте экономических закономерностей развития общества. Исследуя в первую очередь различия экономических систем, экономисты-марксисты сосредоточили внимание на идее неизбежности гибели капитализма и победы коммунизма, на преимуществах социализма. Узость политизированного подхода составляла главный недостаток на этом направлении развития экономической теории. Изменения в названии науки отражают эволюцию ее содержания. Ученые, занимавшиеся исследованиями в области экономической теории, всегда пытались ответить на вопросы, поставленные эпохой. Эволюция экономических теорий, школ отражает развитие самого человечества. Первой школой в истории экономической мысли считается, меркантилизм (от итальянского "мерханте" - купец). И меркантелюма главенствовал и в XV-XVII веках (в значительной мере в ХVIII веке). Меркантилизм делится на ранний - монетаризм , и поздний - протекционизм .

Сущность национальной экономики состоит втом, что она представляет собой сложившуюся систему национального и общественного воспроизводства государства, в которой между собой взаимосвязаны отрасли, виды и формы общественного труда, сложившиеся в результате длительного исторического эволюционного развития конкретной страны. Влияние на особенности национальной экономики оказывают исторические, культурные традиции, географическое положение государства, его роль в международном разделении труда и т.д.

В.В.Леонтьев определяет национальную экономику как систему, способную к саморегуляции, состоящую из различных видов деятельности. Структурный анализ национальной экономики, по словам его основоположника Р. Бара, позволяет провести более полный и всесторонний анализ экономических процессов. Исходит он из того, что структура является способом упорядочения различных единиц в экономике и формирования между ними органичного взаимодействия.

Существуют два вида структуры национальной экономики:

1) экономические структуры определяющие функционирование экономических единиц национальной экономики. Изучение характера взаимосвязей между ними представляет интерес, так как они определяют сущность национальной экономики;

2) неэкономические структуры, определяющие функционирование неэкономических единиц – культуру, образование и т. д. Их анализ представляет интерес только в той степени, в которой эти единицы и взаимосвязь между ними оказывают влияние на функционирование национальной экономики. Ф. Перу полагает, что структура национальной экономики отличается пропорциями и отношениями между ее составляющими частями. Пропорция – это значение подвергнутой анализу единицы национальной экономики по отношению к другим. Отношения – это относительно устойчивые связи между единицами национальной экономики, способные к изменению и сохранению.

Р.Тинбергенг считает важным проведение структурного анализа экономики, так как он позволяет определить ее сущность и сделать прогноз будущего состояния и развития, при этом исходит из следующих особенностей структурного анализа национальной экономики:

1) он позволяет более полно объяснить протекающие в национальной экономике процессы;

2) он дает возможность на основании данных, полученных в результате проведения структурного анализа, выработать более эффективную и результативную национальную экономическую политику, которая будет более гибкой, адаптированной и актуальной.

Структура национальной экономики

Структура национальной экономики – это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики. Выделяют следующие виды структуры национальной экономики: 1) домашнее хозяйство, подразумевающие рассмотрение структуры национальной экономики как взаимосвязи между домашними хозяйствами. Выделение этого вида структур связано с тем, что домашние хозяйства являются мощным экономическим субъектом, производящим значительную часть национального богатства, влияющим на характер других взаимосвязей; 2) социальная структура, исходящая из деления национальной экономики на определенные сектора, которые находятся между собой в органичной взаимосвязи. Деление производится по различным критериям, например группам населения, предприятий, видам труда. Обычно выделяют государственный и частный сектора экономики; 3) отраслевая структура, предполагающая выделение отраслей экономики и определение характера и сущности взаимосвязи между ними. Отрасль национальной экономики – это единицы национальной экономики, в процессе общественного производства выполняющие схожие функциональные задачи. Этот вид структурирования национальной экономики имеет большое значение, так как позволяет реализовать качественное прогнозирование экономического развития; 4) территориальная структура, предполагающая анализ географического распределения производительных сил в рамках национальной экономики – разделение национальной экономики на различные экономические районы; 5) инфраструктура национальной экономики, исходящая из определения рода и характера взаимодействия сфер экономики; 6) структура внешней торговли, предполагающая анализ характера соотношений различных товарных групп, их импорта и экспорта.

Структура определенной национальной экономики постоянно изменяется и трансформируется. Большое влияние на это оказывает научно-технический прогресс, который изменяет характер производства, способствует возникновению новых отраслей и сфер экономики. Изменение характера общественного производства, возникновение новых отраслей, оказывает влияние на характер взаимосвязей в национальной экономике. Поэтому структура национальной экономики постоянно изменяется, что вынуждает проводить постоянный структурный мониторинг, соизмерять реальную структуру с будущим ее развитием.

Структура конкретной национальной экономики формируется под влиянием множества факторов – географических, культурных, социальных, психологических и т. д. Она специфична применительно к каждой определенной стране и не может быть искусственно внедрена. Со стороны государства может быть осуществлено только опосредованное влияние на нее.

Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики

Существует неоднозначное определение инфраструктуры. Во-первых, под ней понимается совокупность системы обслуживания, основная задача которой заключается в обеспечении работы производства и предоставлении различных услуг населению. Во-вторых, под инфраструктурой понимается совокупность единиц, деятельность которых направлена на обеспечение нормального функционирования национальной экономики.

Инфраструктура как самостоятельная область национальной экономики прошла следующие этапы развития:

1) разделение сельского хозяйства и ремесленничества привело к росту городов и специализации труда;

2) разделение сельского хозяйства, ремесла и торговли привело к формированию специфической области национальной экономики – торговли, в результате чего роль инфраструктуры существенным образом повысилась.

Выделяются следующие основные виды инфраструктуры в национальной экономике.

1. Производственная инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, основной целью функционирования которых является обеспечение нормального функционирования производственного процесса. Например, грузоперевозки, тоннажные судоперевозки и т. д. Сущность производственной инфраструктуры двоякая. Во-первых, она направлена на обслуживание нормального функционирования процесса материального производства. Во-вторых, обеспечивает нормальную жизнедеятельность самого человека, воспроизводство трудовых ресурсов в национальной экономике.

2. Социальная инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых связано с обеспечением нормальной жизнедеятельности населения и человека. Ее роль в современной национальной экономике постоянно повышается, а основная задача заключается в обеспечении жизнедеятельности населения на все более высоком качественном уровне. Влияние социальной инфраструктуры на национальную экономику заключается в том, что она позволяет обеспечить воспроизводство трудовых ресурсов – основного ресурса экономики.

3. Рыночная инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых направлено на обеспечение нормальной деятельности рынка и его развитие. Она представлена совокупностью различных организаций и учреждений, обеспечивающих деятельность различных отраслей экономики.

Рыночная инфраструктура состоит из следующих элементов:

1) торговых организаций;

2) биржевой торговли;

3) банковской системы;

4) небанковских учреждений;

5) транспортной системы.

Отраслевая структура национальной экономики

Отраслевая структура национальной экономики заключается в группировке хозяйствующих субъектов в однородные по своему составу группы, связанные однородными функциональными характеристиками, – отрасли национальной экономики.

Отраслевая структура национальной экономики проходит следующие этапы своего развития:

1) первый связан с активным развитием и преобладанием первичных отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых;

2) второй связан с развитием и доминированием вторичных отраслей – производства, строительства;

3) третий связан с развитием и преобладанием третичных отраслей – сферы услуг.

Эти этапы развития отраслевой структуры национальной экономики сменяли друг друга, но для каждой отдельной страны имели свои специфические черты.

Динамичные изменения отраслевой структуры происходят циклично на временном отрезке от 10 до 20 лет. Для них характерны следующие черты:

1) повышение значения и объема отрасли услуг – интеллектуальной, информационной сферы;

2) снижение объемов добывающей отрасли по сравнению с прочими;

3) рост промышленного производства на фоне сельскохозяйственного сектора экономики.

Большое влияние на характер отраслевой структуры национальной экономики оказывает научно-технический прогресс. Он приводит к тому, что некоторые отрасли исчезают или же стагнируют, а другие, например атомная энергетика, активно развиваются. Отличительной особенностью является возникновение смежных отраслей экономики – нефтехимической, ракетно-космической и т.д.

Изменение отраслевой структуры идет по следующим основным направлениям:

1) принципиальное изменение технологий производства;

2) доминирование обрабатывающей отрасли по сравнению с добывающей;

3) развитие наукоемких отраслей национальной экономики;

4) смещение центра тяжести в сторону непроизводственных отраслей.

Современная отраслевая структура национальной экономики России характеризуется преобладанием топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Он является одной из наиболее капиталоемких отраслей, в связи с чем происходит отток капитала от других отраслей. Ориентация ТЭК на международный рынок делает Россию зависимой от мирового колебания цен. В результате чего более половины ВВП страны формируется от продажи ресурсов. Преобладание добывающих отраслей экономики негативным образом сказывается на общих темпах развития национальной экономики. Доминирование ТЭК препятствует развитию наукоемких отраслей экономики.

Теория «Межотраслевого баланса»

Теория «Межотраслевого баланса» была разработана в США В. В. Леонтьевым как действенный инструмент при анализе и прогнозировании структурных взаимосвязей в экономике. Она исходит из возможности достижения общего макроэкономического равновесия, для чего разработана модель этого состояния, включающая структурную взаимосвязь всех стадий производственного процесса – производства, распределения или обмена иконечного потребления. Суть этого метода заключается в двояком определении отрасли экономики – как потребителя и как производителя. Для определения степени и характера взаимосвязи спроса и предложения на благо применяется система технологических коэффициентов – показатель, отражающий объем средних затрат продукции определенной отрасли, необходимый для производства единицы блага.

В этой модели для анализа применятся схема межотраслевого баланса, состоящая из четырех основных квадрантов, отражающих определенные стадии производственного процесса:

1) объемы потребления на нужды производства – первый квандрант;

2) группирование продукта в зависимости от того, как он используется – второй квандрант;

3) включение добавленной стоимости товара, например оплаты труда сотрудников, налогов и иного – третий квандрант;

4) структура распределения национального дохода – четвертый квандрант.

Теория «Межотраслевого баланса» позволяет:

1) произвести анализ и прогнозирование развития основных отраслей национальной экономики на различных уровнях – региональном, внутриотраслевом, межпродуктовом;

2) произвести объективное и актуальное прогнозирование темпов и характера развития национальной экономики;

3) определить характеристику основных макроэкономических показателей, при которых наступит состояние равновесия национальной экономики. В результате воздействия на них приблизиться к равновесному состоянию;

5) определить ресурсоемкость всей национальной экономики и отдельных ее отраслей;

6) определить направления повышения эффективности и рационализации международного и регионального разделения труда.

Основания для отнесения единиц национальной экономики к определенной отрасли могут быть различными – схожесть технологического и производственного процесса, однородность необходимого сырья, характер производимой продукции.

Структура собственности в национальной экономике

Структура собственности имеет для национальной экономики большое значение, так как определяет характер и сущность протекающих в ней процессов – производства, потребления, распределения.

Выделяют следующее содержание собственности:

1) экономическая сущность собственности построена на отношениях между субъектом – собственником и объектом – собственностью. Как правило, собственностью является имущество, от которого зависит производственный процесс – экономические ресурсы, факторы производства;

2) юридическая сущность собственности предполагает общепринятые на законодательном уровне правила регулирования собственности.

Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды субъектов собственности (собственников):

1) органы государственного и муниципального управления.

2) юридическое лицо;

3) гражданин – физическое лицо.

Гражданский кодекс РФ выделяет следующие виды объектов собственности (собственность):

1) интеллектуальную собственность;

2) движимое имущество;

3) недвижимое имущество.

Структура собственности в национальной экономике отражает характер существующих взаимосвязей между объектами и субъектами собственности. Она специфична применительно к каждой определенной стране и формируется под влиянием совокупности исторических, культурных, психологических факторов.

Для современной структуры собственности России характерно:

1) преобладание теневых отношений собственности. Государство стремится урегулировать на законодательном уровне отношения владения, распоряжения и использования собственности. В случае теневой экономики эти отношения не регулируются государством, а протекают вне правового поля (это совокупность неурегулированных и неучтенных на законодательном уровне хозяйственных отношений);

2) процесс разгосударствления, т. е. приватизация собственности. Опыт развитых стран показывает, что активный экономический рост может быть реализован только в ситуации, когда субъекты хозяйственной деятельности имеют прямую заинтересованность в результатах своего труда. Для того чтобы повысить экономический интерес хозяйствующих субъектов, был начат процесс приватизации – передача физическим и юридическим лицам права собственности, которое принадлежало ранее государству. Этот процесс носил в России хаотический характер и мало способствовал экономическому росту;

3) неразвитость мелкого предпринимательства. В развитых странах основу экономики составляют малые предприятия с частной собственностью на средства производства. В России же по причине отсутствия необходимых для этого условий оно практически не развивается.

Совокупный экономический потенциал: понятие и виды

Совокупный экономический потенциал национальной экономики – это совокупная способность отраслей национальной экономики производить определенные блага, отличающиеся качест-венными и количественными характеристиками, на конкретном временном промежутке.

Основным составными элементами совокупного экономического потенциала являются:

1) человеческие ресурсы, а именно их количество и качество;

2) объем и структура производственного потенциала промышленности;

3) объем и структура потенциала сельского хозяйства;

4) протяженность, качество и структура транспортной системы страны;

5) научно-технический потенциал страны;

6) степень развития непроизводственной сферы экономики;

7) количество, качество и степень рациональности использования полезных ископаемых.

Совокупный экономический потенциал непосредственно зависит от совокупных производительных сил и объемов богатства национальной экономики. Он непосредственно отражает положение национальной экономики в системе мировой экономики.

Экономический потенциал зависит от совокупных производственных возможностей всех отраслей национальной экономики. Степень полноты его использования отличает степень развития национальной экономики, так как определение совокупного экономического потенциала производится при соотнесении объемов и структуры фактического производства благ и степени использования производственных мощностей – производственного потенциала.

Объем экономического потенциала свидетельствует об уровне экономической независимости национальной экономики, ее положении в мировом хозяйстве и качестве жизни населения. Основным составляющим элементом совокупного экономического потенциала являются человеческие ресурсы, а именно их профессиональная и квалификационная структура. В большинстве своем определяющее значение для него имеет уровень развития промышленности. Совокупный экономический потенциал следует анализировать со следующих двух позиций:

1) с позиции имеющихся в национальной экономике ресурсов, которые могут быть использованы;

2) с позиции способности с помощью имеющихся в национальной экономике ресурсов осуществлять конкретную хозяйственную деятельность по производству благ.

Экономические ресурсы не могут быть приравнены к экономическому потенциалу, так как для целей экономического роста необходимо совмещение экономических ресурсов и их эффективного использования. Это связано с тем, что реальный объем производства благ непосредственно зависит от использования совокупности ресурсов – природных, инвестиционных, научно-технических и человеческих.

Совокупный экономический потенциал является основой национальной экономики, от которого непосредственно зависят ее нормальное функционирование, а также темпы и масштабы экономического роста. По своей характеристике он неоднороден и существует в нескольких основных видах.

Основными видами совокупного экономического потенциала национальной экономики являются следующие. 1. Ресурсный природный потенциал – это общая совокупность природных ресурсов, которые используются в настоящее время или могут быть привлечены для хозяйственной деятельности.

По одной из классификаций выделяют традиционные ресурсы (минеральные, водные, биологические) и нетрадиционные (ветер, солнце). Также их делят на возобновляемые (биологические ресурсы, сила воды и энергия солнца) и невозобновляемые (минеральные ресурсы, почва, вода). Большое значение имеет и такой ресурс, как территория, место проживания населения и размещения производственных мощностей.

Ресурсный природный потенциал состоит из таких видов экономических ресурсов, как:

1) сельскохозяйственные;

2) непроизводственные;

3) промышленные.

В их составе выделяют целевые и нецелевые ресурсы. Одноцелевые ресурсы – это ресурсы, которые могут быть использованы исключительно только для хозяйственной деятельности. К ним относятся, например, минеральные ресурсы. Отличительной их особенностью является исключительная принадлежность к экономической деятельности. Нецелевые ресурсы – это ресурсы, которые могут быть использованы как для хозяйственной деятельности, так и для блага населения – обеспечения нормальных условий жизни. К ним относятся, например, водные и лесные ресурсы, которые могут быть использованы как для хозяйственной деятельности, так и для отдыха населения.

2. Человеческий потенциал является одним из основных видов совокупного экономического потенциала и отличается конкретными и качественными характеристиками. Необходимая численность населения отличается определенными качественными показателями (квалификационной и профессиональной структурой) и является необходимым ресурсом, без которого невозможно не только развитие национальной экономики, но и ее нормальное функционирование. Соответственно, чем больше степень обеспеченности человеческим потенциалом, тем больше потенциальная способность национальной экономики к росту.

3. Производственный потенциал – это реальная способность хозяйствующих субъектов производить общественные блага на все более высоком количественном и качественном уровне.

Кризисное состояние национальной экономики сказалось на резком снижении производственного потенциала. Вместе с тем на него оказывают влияние те же факторы, которые характерны для производственного потенциала мировой экономики, а именно научно-технический прогресс. Наблюдаются высокие темпы автоматизации и механизации производственного процесса, что существенным образом изменяет структуру производственного потенциала. Отличительной его особенностью является создание принципиально новых отраслей экономики в результате инновационных научных и технологических разработок.

Экономические ресурсы: их виды и свойства

Большое значение в национальной экономике имеют , которые определяют характер ее функционирования, темпы, структуру и маштабы развития. Они представляют собой базу для экономического роста. По сути, это такой вид благ, который может быть использован для производства других благ. Экономические ресурсы – это вид ресурсов, необходимых для производства благ – товаров и услуг. Существуют следующие виды экономических ресурсов:

1) предпринимательский потенциал. Это способность населения к организации производства благ в различных формах;

2) знания. Это конкретные научные и технические разработки, которые позволяют организовать производство и потребление благ на более высоком, чем предшествующий, уровне;

3) природные ресурсы. Это конкретные полезные ископаемые, например, земля, недра, а также климатическое и географическое положение страны;

4) человеческие ресурсы. Это конкретное количество населения страны, отличающееся определенными качественными показателями – образованием, культурой, профессионализмом. В совокупности человеческие ресурсы являются наиболее важным экономическим ресурсом, так как без него невозможно представить нормальное функционирование национальной экономики;

5) финансовые ресурсы. Это капитал, представленный конкретными денежными средствами, имеющимися в национальной экономике.

Природные ресурсы по своему составу достаточно многообразны и включают земельные, энергетические, водные, биологические, лесные, минеральные, рекреационные, климатические ресурсы. Их использование взаимосвязано между собой (например, для использования земельных ресурсов необход-ма техника, а для ее работы нужны минеральные ресурсы – топливо). Природные ресурсы разделяют на:

1) разведанные. Добыча их уже ведется;

2) достоверные. О существовании их достоверное известно, но по различным причинам их добыча не ведется;

3) прогнозные. Это полезные ископаемые, которые гипотетически должны существовать, но это достоверное неизвестно.

По оценкам специалистов при существующих темпах добычи полезных ископаемых их запасы будут исчерпаны примерно через 500 лет. Одновременно потребность в них экономик постоянно увеличивается в среднем на 10% ежегодно. Для повышения эффективности использования этого ресурсов постоянно ведется разработка и внедрение ресурсосберегающих технологий.

Человеческие ресурсы в нашей стране ограниченны. Несмотря на высокий уровень безработицы, существует нехватка человеческих ресурсов, отличающихся определенными качественными характеристиками – профессиональным и квалификационным уровнем. Ощущается острая нехватка сотрудников определенных квалификаций и профессий, что существенным образом затормаживает развитие национальной экономики.

Основным свойством экономических ресурсов является их ограниченность при безграничности потребности в них для производства благ – товаров и услуг. Изэтого свойства вытекает закономерная необходимость эффективного использования экономических ресурсов для максимально полного удовлетворения потребностей населения. В этом случае необходимо постоянно принимать решения о целесообразном распределении ресурсов, т. е. об их применении таким образом, чтобы получить от этого максимальный результат.

Другим свойством экономических ресурсов является их взаимодополняемость. Например, для рационализации использования природных ресурсов используются знания – экономический ресурс, который на основании научно-технических разработок позволяет сделать взаимодополняемость более эффективным и оптимальным образом. В свою очередь, знания составляют основу человеческих ресурсов и заключаются в конкретных знаниях, умениях, профессиональных навыках сотрудников.

Мобильность экономических ресурсов состоит в их способности перемещаться между отраслями, регионами, странами. Применительно к каждому экономическому ресурсу степень мобильности будет различна и будет зависеть от множества как объективных, так и субъективных факторов. Например, минимальная мобильность будет у экономического ресурса – земли, так как невозможно изменить ее географическое положение. Наибольшей мобильностью отличаются человеческие ресурсы, которые способны перемещаться между национальными экономиками. Важным свойством экономических ресурсов является их взаимозаменяемость, которая состоит в способности заменить один экономический ресурс на другой.

Например, для того чтобы увеличить эффективность производства, можно использовать как предпринимательский потенциал – изменить технологию производства, так и знания – обучить сотрудников, чтобы те более эффективно выполняли свои должностные обязанности. Способность к замене у экономических ресурсов ограниченна и не может быть произведена полностью и тотально. Например, капитал не может полностью заменить человеческие ресурсы. Первоначальная замена ресурсов может принести положительный результат, но в дальнейшем хозяйственная деятельность существенным образом усложняется, и может быть снижена ее эффективность.

Главная задача хозяйствующего субъекта заключается в постоянном повышении степени эффективности и рациональности использования экономических ресурсов, для чего привлекаются их свойства – взаимозаменяемость, взаимодополняемость, мобильность.

В рамках национальной экономики обращение экономических ресурсов происходит на соответствующих им рынках (например, рынок капитала, рынок труда). Внутри этих рынков также существует определенная сегментация (например, рынок труда состоит из сегмента менеджеров, экономистов, инженеров).

Национальное богатство – часть совокупного экономического потенциала национальной экономики

Основным составным элементом совокупного экономического потенциала национальной экономики является национальное богатство. Его объем во многом определяет масштабы и темпы экономического роста, что делает актуальной его оценку как одного из показателей функционирования национальной экономики.

Национальное богатство – это совокупный объем экономических ресурсов и материальных ценностей, необходимых для нормального производства благ – товаров и услуг.

Национальное богатство состоит из следующих основных элементов:

1) невоспроизводственного элемента. Это совокупность ресурсов, которые не могут быть воспроизведены и являются исчерпаемыми, например полезные ископаемые, памятники культуры и искусства;

2) воспроизводственного элемента. Это совокупность ресурсов, объем которых может быть увеличен в процессе хозяйственной деятельности, например непроизводственные и производственные активы;

3) нематериального элемента. Это ресурсы, которые не имеют вещественного проявления, например, интеллектуальный потенциал страны, качество жизни населения, научно-технический потенциал;

4) объема имущественных обязательств перед другими странами.

Объем национального богатства позволяет:

1) определить объем благ – товаров и услуг, находящихся в национальной экономике на определенном временном промежутке;

2) определить совокупную стоимость ресурсного природного потенциала, так как от него непосредственно зависят темпы экономического роста;

3) осуществить комплексный учет нематериальных ресурсов национальной экономики.

При оценке реального объема национального богатства производится учет только тех его составных частей, стоимость которых может быть определена достоверно – исходя из конкретной хозяйственной практики. Поэтому тотальная оценка реального объема национального богатства не распространена в хозяйственной практике стран мира, так как это связано со значительными затратами.

В отечественной практике экономического анализа оценка национального богатства на уровне государства не производилась. Связанные с ним данные представлены только в части оценок нефинансовых и производственных активов, имущества домашних хозяйств. По причине отсутствия общепринятой методики оценки национального богатства элементы национального богатства России Государственным комитетом по статистике не рассчитывались.

На практике для подсчета национального богатства используются элементы системы национальных счетов (СНС). Это позволяет определить его примерный объем, но при этом не требует серьезных материальных и финансовых затрат. Для этого используется такая составляющая СНС, как совокупность институциональных единиц по секторам.

Типы и сущность хозяйственных систем

Экономическая система представляет собой совокупность экономических процессов, протекающих в ней, доминирующих форм собственности и способов ее организации. Экономическая система оказывает непосредственное влияние на особенности хозяйственной деятельности экономических субъектов.

Хозяйственная система национальной экономики состоит из следующих основных элементов:

1) социально-экономических, определяющих специфику отношений между хозяйствующими субъектами по поводу собственности, порядка владения и распределения основных экономических ресурсов и результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов;

2) форм организации деятельности хозяйствующих субъектов;

3) форм и методологии государственного регулирования;

4) экономических связей между субъектами хозяйственной деятельности.

В мировой экономике существуют различные хозяйственные системы национальных экономик. Их формирование и функционирование определяются конкретными историческими, культурными, климатическими и природными условиями стран.

Основными моделями хозяйственных систем национальной экономики являются:

1) американская, исходящая из поощрения и развития предпринимательской активности. В ее структуре существует четкая диспропорция между наиболее богатой и бедной частью населения. Уравнение уровня доходов не ставится главной целью государства, а ставка делается на личную экономическую активность хозяйствующих субъектов;

2) японская, исходящая из большого различия между ростом производительности труда и уровнем оплаты труда. Это позволяет сделать товары, производимые в национальной экономике, конкурентоспособными на мировом рынке за счет низкой цены. Она возможна только при специфических культурных, религиозных и психологических особенностях населения, которые имеются, например, в Японии;

3) шведская, исходящая из активной социальной политики, проводимой государством, целью которой является снижение разницы в уровне жизни населения. Для этого используется налоговая система, позволяющая эффективно перераспределять ресурсы внутри экономики.

4) немецкая, исходящая из достижения устойчивого экономического развития за счет совмещения всех форм хозяйственной деятельности. Государство проводит активную социальную политику, а акцент делается на развитии мелкого предпринимательства.

Россия находится в промежуточном состоянии, которое не позволяет отнести ее ни к одному типу хозяйственной системы. Одновременное совмещение элементов всех типов делает ее экономику переходной, находящейся в стадии становления.

Источник - Кошелев А.Н. Национальная экономика. Конспект лекций, Москва, Эксмо, 2008

Что же понимается под термином «национальная экономика»? Прежде чем дать ответ на этот вопрос, необходимо уяснить понятия «национальная» и «экономика» национальный экономический отраслевой

Понятие «нация» происходит от лат. natio - народ. При этом в толковом словаре дается два определения нации:

  • - исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры;
  • - страна, государство.

Таким образом, нация представляет собой составную часть мира, обладающую специфическими свойствами географического, экономического и духовного характера, отличающими ее от других наций и вызывающими необходимость взаимодействия с ними .

Понятие «экономика» происходит от греч. oikonomike - искусство управления домашним хозяйством. Толковый словарь дает три трактовки понятия «экономика»:

  • - совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества; господствующий способ производства в обществе;
  • - организация, структура и состояние хозяйственной жизни или какой-нибудь отрасли хозяйственной деятельности (промышленности сельского хозяйства и др.);
  • - научная дисциплина, изучающая какую-нибудь отрасль производственной, хозяйственной деятельности.

Таким образом, национальную экономику следует рассматривать:

  • - как хозяйство страны с его составом, структурой и взаимосвязями отдельных элементов;
  • - как единый комплекс с различными секторами экономики и дополняющими их видами производств;
  • - как организующее начало, где экономическая деятельность индивидов, семей, предприятий, государства характеризуется определенной интеграцией и взаимозависимостью.

Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:

  • - Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.
  • - Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.

Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль. В национальной экономике каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион или государство, включаясь в экономическое пространство преследует свой интерес. Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами: каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствует достижению наибольшего блага для всех. Национальная экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через обеспечение:

  • - Стабильного роста национального объема производства;
  • - Высокого и стабильного уровня занятости;
  • - Стабильного уровня цен;

Поддержание равновесного внешнего баланса.

Характеристика национальной экономики по функциональному принципу включает совокупность трех экономических ресурсов, которыми располагает данное государство, а именно: человек, природа, капитал. Национальная экономика включает в себя две группы отраслей: отрасли материального производства и отрасли социальной сферы. Это обстоятельство легло в основу деления национальной экономики по отраслевому принципу. К отраслям материального производства относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, транспорт, связь, строительство, транспорт, торговля, общественное питание.

Отрасли социальной сферы включают образование, фундаментальную науку, здравоохранение, культуру, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, спорт, туризм. Национальная экономика представляет собой совокупность экономических субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на определенной территории страны. Это обстоятельство легло в основу деления национальной экономики по территориальному принципу .

Российская Федерация территориально состоит из областей и республик. Объектами региональной экономики также могут быть экономические районы, административные округа, территориально-производственные комплексы. В качестве примеров можно рассматривать Волго-Вятский экономический район, Северо-Западный административный округ и Западносибирский нефтегазовый комплекс.

Исходя из вышеизложенного национальную экономику в общем виде можно определить как часть мирового хозяйства, функционирующую в рамках национальных границ, со свойственными ей специфическими производительными силами и производственными отношениями. В более детальном плане под национальной экономикой понимают исторически сложившуюся систему общественного воспроизводства страны, взаимосвязанную систему отраслей, видов производств и территориальных комплексов, охватывающую все формы общественного труда .

Национальная экономическая деятельность осуществляется большими массами людей, преследующих различные противоречивые, а подчас и антагонистические цели. Мотивы их деятельности обусловлены, с одной стороны, разнообразием интересов и потребностей, с другой - многообразием средств и методов, с помощью которых они эти интересы и потребности реализуют, а также различием возможностей доступа к необходимым для их реализации ресурсам .

Технико-производственный комплекс. По линии производительных сил национальная экономика выступает как взаимосвязанная система отраслей и видов производств.

С таких позиций национальная экономика обнаруживается как единый технико-производственный комплекс, выступающий результатом общественного разделения труда. Такой комплекс, или технико-производственная подсистема, возникает на основе устойчивых взаимосвязей между отдельными видами производств в рамках конкретной страны.

Технико-производственная подсистема отражает достигнутый уровень развития производительных сил. В ее границах непосредственно реализуются технологические, организационные и другие факторы развития. Кроме того, данная подсистема испытывает непосредственное воздействие со стороны таких внешних факторов развития, как природно-климатический, геополитический, интеграционный, географический и т. д. .

Чем выше степень общественного разделения труда и чем больше видов хозяйственной деятельности и заводских труб, мостов и т. п., тем сложнее выглядит национальная экономика.

Экономическая среда обитания. По линии экономических отношений национальная экономика выступает как способ хозяйствования, как культивируемая экономическая среда обитания.

При таком подходе нам приходится иметь дело, прежде всего с национальной экономической системой.

Экономическая система выступает как упорядоченные общие условия хозяйствования или реально существующий экономический порядок, обязательный для выполнения каждым хозяйствующим субъектом.

  • - экономическую конституцию;
  • - институты и организации, поддерживающие упорядоченность экономических отношений (институциональная структура);
  • - экономический строй или способ функционирования экономики;
  • - способ ведения хозяйства, воспроизводящий методы хозяйствования;
  • - механизм координации, выступающий как порядок выработки решений и согласования интересов, как совокупность принципов мобилизации и перераспределения ограниченных экономических ресурсов страны .

Национальная экономическая система есть экономический порядок, складывающийся в конкретной стране и отражающий принятую концепцию экономического развития.

Национальная экономическая система в первую очередь выражает существующий экономический строй, принятый механизм координации, структуру отношений распределения, перераспределения и присвоения созданного продукта, во многом и степень открытости национальной экономики по отношению к внешнему миру. При этом сам экономический строй выражает закрепившееся в обществе понимание социальной и экономической справедливости, приоритеты экономической политики и т. д.

Среди требований, которые предъявляются к национальной экономической системе, необходимо выделить:

  • - обеспечение эффективного использования национальных факторов производства;
  • - максимальную адаптацию к влиянию природно-климатических и внешних условий хозяйствования;
  • - полный учет сложившихся национальных обычаев и традиций, максимальное использование национальных факторов развития;
  • - активное участие в интеграционных процессах, позволяющих стране занять достойное место в системе международного разделения труда.

Вывод: национальная экономическая система современного типа предполагает существование широкого выбора форм экономического движения, развитую сеть институтов демократии, наличие различных форм внерыночного регулирования экономических процессов.

Национальная экономика имеет форму и содержание. Форма определяется линией (совокупностью) экономических отношений, а содержание - линией производительных сил (технико-организационные отношения)

Таким образом, если выделять только форму национальной экономики, то в таком случае под последней следует понимать национальную экономическую систему.

Если приниматься за содержание национальной экономики, то следует обратить внимание на существующий технико-производственный комплекс. Поэтому с некоторой долей упрощения есть основание считать:

Национальная экономика = Технико-производственный комплекс +Национальная экономическая система (1.2)

Всеобщий экономический закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил ориентирует на то, что единство формы и содержания автоматически не достигается. Тем более не является вечной достигнутая степень единства формы и содержания. Истинность данного суждения подтверждают те проблемы, которые регулярно возникают в ходе научно-технического и социального прогресса. Но ориентация на достижение такого единства позволяет в качестве интегрального определения использовать трактовку национальной экономики как национальной экономической системы хозяйствования, под которой понимается пространственно определенное, национально специфическое упорядочение экономической жизни общества .

Прогнозирование и планирование наряду с координацией и контролем являются важными элементами формирования целостной системы управления экономикой. Реальная экономическая политика государства в общих чертах выражается в определении степени и методов воздействия на все субъекты экономических отношений. Особенно важно для государства иметь возможность снизить (или ликвидировать) влияние негативных факторов на социально-экономические процессы и стимулировать воздействие позитивных факторов. Именно прогнозирование может обеспечить выявление таких взаимосвязей .

Ещё одним важнейшим понятием в национальной экономике является -система национальных счетов (СНС) - балансовый метод взаимосвязанной комплексной характеристики экономических процессов и их результатов. Единство методологии обеспечивает сводимость, сопоставимость показателей всех счетов, информация которых дополняет друг друга, создавая в совокупности сводную картину функционирования экономики. Система национальных счетов может быть определена и как система взаимосвязанных статистических показателей и классификаций, представленная в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты макроэкономической деятельности .

Таким образом, национальная экономика - экономика определенной страны, конкретного государства, рассматриваемая как целостная система взаимосвязей между хозяйствующими субъектами по поводу производства, распределения и использования национального продукта в целях повышения благосостояния нации. Основные сферы национальной экономики - материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера.

Национальная экономика - исторически сложившаяся в определенных территориальных границах система общественного воспроизводства. Материальной основой национальной экономики является совокупность производительных сил, объединенных в отрасли. В составе комплексных отраслей промышленности выделяют специализированные отрасли. Характерной чертой национальной экономики Беларуси является углубление взаимосвязи и взаимообусловленности развития отраслей и производств, развитие интеграционных межотраслевых процессов. Межотраслевой комплекс (МК) представляет собой систему производств и предприятий в разных отраслях, объединенных одной программой и целью развития.

Территориальная структура национальной экономики отражает распределение производительных сил в территориальном разрезе. Размещение производительных сил - это распределение в пространстве их отдельных элементов. При оценке воспроизводственных возможностей национальной экономики следует учитывать и распространение новых технологий (технологических укладов).

Тема 1. Национальная экономика как система

  1. Понятие национальной экономики

  2. Субъекты национальной экономики и их отношения

  3. Этапы развития национальной экономики России

  1. Понятие национальной экономики
Национальная экономика - народное хозяйство определенной страны.

Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями.

Термин «национальная экономика» имеет несколько значений


  1. Национальная экономика – это система общественного хозяйства, сложившаяся на территории определенного государства .

  2. Национальная экономика – это отрасль экономической науки, изучающая закономерности формирования, функционирования и развития хозяйства страны.
Как отрасль науки национальная экономика исследует:

  • эк потенциал страны, его размещение, нац рынок, место страны в мировой экономике

  • специфику проявления универсальных экономических причинно-следственных связей, таких как рост производительности и снижение трудоемкости изделий; повышение доли сбережений по мере роста доходов; различное воздействие экспорта и импорта на эк рост.

  • степень гос вмешательства в экономику

  • традиции и нац психологию, ответственные за поведенческие реакции членов общества.
Национальная экономика представляет собой взаимосвязь условий производства и его результатов и формируется как единый хозяйственный организм с взаимосвязанными внутренними процессами, как единая экономическая система страны. Однако такое единство сформировалось не сразу. Национальная экономика как единая система сложилась на определенном уровне развития производительных сил, при достаточной глубине разделения труда и соответственно обмене продуктами труда между отдельными участниками процесса производства, распределения, обмена и потребления. Именно эти процессы превращают экономику страны в единую хозяйственную систему, которая и является предметом национальной экономики.

^ Основа национальной экономики - социально-экономическая система, которая характеризуется соотношением экономических и внеэкономических методов управления национальным хозяйством. Определяющую роль среди экономических методов играют частная собственность и конкуренция, а в системе внеэкономических отношений - властные функции государства.

^ Признаками национальной экономики как целостного организма являются:

1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.

2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.

3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.

Национальной экономике как системе присущ ряд свойств. К общесистемным свойствам национальной экономики можно отнести целостность, иерархичность и интегративность.

Целостность национальной экономики проявляется в том, что изменение структуры, связей и поведения любого экономического субъекта оказывает воздействие на все другие экономические субъекты и изменяет систему в целом. Верно и обратное: любое изменение национальной экономики вызывает преобразование структуры, связей и поведения экономических субъектов.

Иерархичность национальной экономики означает, что она включена подсистемой в систему более высокого порядка - мировую экономику, а каждый ее компонент также является системой.

Интегративность национальной экономики представляет собой обладание свойствами, отсутствующими у ее компонентов.

Исследование национальной экономики как системы требует также изучения ее среды, которая играет немаловажную роль в ее развитии. Среда национальной экономики неоднородна и сложна. Можно выделить следующие типы сред национальной экономики:

^ Типы среды национальной экономики:

Внешняя экономическая среда – национальные экономики других стран.

Внешняя общественная среда – государство, политика, идеология, образование, культура, право, религия, обычаи, нравы, ценности, нормы других стран.

Внешняя природная среда – состояние природной среды других стран.

Государство данной страны.

Внутренняя социальная среда.

Внутренняя природная среда страны.

В последнее время влиятельным компонентом внешней среды стала мировая экономика в целом, которая характеризуется возрастающим ускорением темпов глобализации, расширением и ускорением интеграционных процессов. Все более прозрачными становятся границы и сужаются возможности государства по защите отечественных производителей и потребителей на внутреннем и внешнем рынках.

Внешняя экономическая среда может составить серьезную конкуренцию отечественным производителям, в результате чего национальная экономика будет терять средства в виде не поступивших налогов, производители – в виде неполученной прибыли, работники – зарплаты.

^ Факторы, которые оказывают наибольшее влияние на национальную экономику можно также поделить на:

Внутренние : экономические субъекты национальной экономики, типы экономической системы, формы ведения хозяйства.

Внешние : экономические факторы мирового сообщества, политические, демографические и культурные факторы в мировом сообществе.

Поскольку экономические субъекты оказывают значительное влияние на функционирование национальной экономики, следующий вопрос посвящен их рассмотрению.
^ 2. Субъекты национальной экономики и их отношения

В условиях рыночной экономики производство сосредоточено в рамках самостоятельных субъектов экономики, которые обособлены отношениями собственности. Субъекты национальной экономики иерархичны, т.е. субъекты более низкого уровня входят в состав субъектов более высокого уровня. Субъект более высокого уровня включает в свой состав не только субъектов более низкого уровня, но и совокупность взаимосвязей между ними. Например, предприятие состоит из совокупности индивидов, связанных друг с другом производственными отношениями.

В экономической науке выделяют три группы субъектов – домашние хозяйства, фирма и государство.

^ Домашнее хозяйство охватывает индивидов или группу лиц, являющихся резидентами, живущих вместе, имеющих общий бюджет, коллективно потребляющие товары и услуги.

В методологическом плане представляется важным выделить первоэлемент национальной экономики. Наиболее распространенные точки зрения называют в качестве такого элемента либо семью или домашнее хозяйство, либо индивида с его потребностями. Однако многие отмечают, что всем необходимым требованиям, предъявляемым к элементу национальной экономики, удовлетворяет лишь индивид, но не сам по себе, а во всей совокупности своих социальных связей и отношений, как социально обусловленное существо.

Человек как субъект хозяйствования выполняет функции работника, производителя, потребителя, собственника, формирует комплекс интересов и предпочтений. Среди важнейших функций выделяют функцию целеполагания, т.к. индивид задает цели субъектам хозяйствования, в которые входит составной частью, а также функцию - удовлетворение конкретных потребностей, которую он, в качестве носителя общественных потребностей, объективно задает каждому элементу национальной экономики.

^ Фирма - самостоятельный субъект хозяйствования, реализующий собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства.

В новой институциональной теории фирма рассматривается как совокупность индивидов, объединенных для достижения определенной цели, но имеющих собственную функцию полезности, максимизация которой оказывает влияние на их поведение.

Роль фирмы в национальной экономике связана с ее функцией. Функция фирмы определяется общественным разделением труда и состоит в удовлетворении общественных потребностей в каком-либо товаре или услуге.

Наиболее значимыми целями, которые преследуют современные фирмы, являются:

Максимизация прибыли;

Завоевание большей доли отраслевого рынка;

Рост фирмы как в пределах отрасли, так и за ее пределами;

Достижение определенного объема производства и уровня продаж;

Достижение власти над рынком.

Государство как особая общественная подсистема возникло для выполнения определенных функций. На определенном этапе эволюции и развития общества выделился и укрепился институт государства с соответствующим аппаратом принуждения, поскольку он создавал наиболее благоприятные условия жизнедеятельности. Государство не только обеспечивало внутренний порядок, но и защищало внешние границы экономической системы.

В целом без государства национальной экономики не было бы в принципе, так как национальная экономика - это относительно самостоятельное территориально-обособленное хозяйственное образование. На уровне национальной экономики государство – главный субъект, который реализует общенациональный интерес.

^ Общенациональный интерес – это достижение оптимального и устойчивого роста национальной экономики как целостной системы. Он предполагает устойчивый рост благосостояния нации, максимальный прирост научно-технического потенциала, достижение экономической безопасности.

В национальной экономике государство выполняет пять основных функций.

^ Функциями являются:


  1. поддержка целостности национальной экономики, через установление государственных границ и охраны их с помощью военной силы, таможенных пошлин и квот

  2. обеспечение баланса интересов социальных групп. Государство призвано выступать представителем коллективного интереса нации в целом и тех членов общества, реализация интересов которых рынком в силу разных причин затруднена или невозможна (безработные , нетрудоспособные и т. д.)

  3. создание «правил игры» в сфере социальных и экономических отношений, включает гражданское, уголовное право, налоговое, антимонопольное законодательство, о защите прав потребителей

  4. осуществление надзора и контроля над соблюдением «правил игры» и взаимных обязательств, взятых на себя участниками кооперации;

  5. минимизация трансакционных издержек (эта функция тесно связана с двумя предыдущими)
При реализации своих функций государство должно «запустить» механизмы самоорганизации национальной экономики и корректировать возникающие в этом механизме сбои, но не подменять его административным регулированием, поскольку результатом этой подмены нередко выступают тоталитаризм и падение эффективности экономики.

В национальной экономике государство выступает не только в качестве субъекта, ее составным компонентом, но и частью среды.

В той мере, в какой государство осуществляет законодательное оформление экономической жизни общества, административное регулирование, воплощает на практике принципы социальной справедливости, обеспечивает социальный контроль, оно является частью среды национальной экономики. С другой стороны, государство является компонентом национальной экономики, выступая в роли собственника, предпринимателя или партнера частного бизнеса.

Следующим неотъемлемым элементом национальной экономики являются институты
^ Социально – экономические институты национальной экономки.

Преследуя свои собственные интересы, индивиды сталкиваются между собой. Для устранения или уменьшения отрицательных последствий человеческого взаимодействия создаются институты - созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимодействие между людьми.

Институты позволяют предсказать результаты определенной совокупности действий и тем самым облегчают проблему экономического выбора и привносят в экономическую действительность более высокую степень устойчивости.

Институциональный аспект позволяет рассматривать национальную экономику и ее компоненты в их целостности с системных позиций. Вне экономических институтов национальную экономику представить невозможно. Любая экономическая деятельность возможна только в соответствующих институциональных рамках, в соответствии с определенными нормами и правилами, принятыми в стране и мировом сообществе.

Социально – экономические институты национальной экономки -

Национальная Экономика- это сложная взаимосвязанная система, охватывающая весь социально- экономический комплекс страны на региональном и национальном уровнях. Для характеристики национальной экономики используется функциональные, территориальные я и отраслевые признаки.

Характеристика национальной экономики по функциональному принципу включает совокупность трех экономических ресурсов, которым располагает данное государство: человек, природа, капитал.

Национальная Экономика включает в себя две группы отраслей:

    Материального производства – относится к промышленности, сельскому и лесному хозяйству, к транспорту, связи, строительству, торговле, и общественному питанию

    Социальной сферы – относится к образованию, фундаментальной науке, здравоохранения, культуре, желищно-коммуникальному хозяйству, бытовому обслуживанию, спорту, туризму.

Это легло в основу деления н.э. по отраслевому признаку.

Национальная Экономика представляет собой совокупность экономических субъектов, осуществляющих сельскую хозяйственную деятельность на определенной территории страны – это легло в основу деления национальной экономике по территореальному принципу. РФ территориальность состоит из областей и республик. Объектами региональной экономики могут быть экономические районы, административные округа, территориально-производственные комплексы.

Основная цель национального развития - обеспечение максимальной возможности для создания благоприятных условий жизнедеятельности населения страны на основе экономического роста (повышение заработной платы, выработка мер антиинфляционной политики, понижение уровня безработицы и т.д.)

Для достижения основной цели макроэкономического развития государство разработала систему мер, инструментов и способов, в совокупности представляющую экономическую политику.

К числу основных инструментов экономической политики относятся бюджетная, налоговая, денежно-кредитная и валютная система.

Экономическая политика может быть реализована при помощи перечисленных инструментами различными способами в зависимости от выбранной в стране модели экономического развития. В условия рыночной экономике используются монетарные и фискальные виды экономической политики.

Монетарный подход связан с достижением представлен в макроэкономических целей за счет использования инструментов денежно-кредитной и валютной системы.

Фискальный подход осуществляется путем манипуляций в области налогов и бюджетной системы.

Сущность, основные черты макроэкономики.

Выделяется два уровня развития национального хозяйства:

    микроэкомика

    макроэкономика

Микроэкономика – сориентирована на проблемы обособленных экономических единиц, самостоятельно принимающих решения и действующих исходя из собственных интересов и ситуаций, определяемых совокупностью внешних и внутренних факторов.

Макроэкономика – это целостная экономическая система, представлена совокупностью домашних хозяйств, бизнеса, государства, функционирующих во взаимодействии и ориентирующихся на общие механизмы, обеспечивающие их устойчивое взаимодействие.

Для макроэкономике характерна экономическая целостность, базирующаяся на общем(национальном) разделение труда, делающем взаимозависимыми сферы, отрасли производства и регионы.

В рамках целостности экономические агенты связаны между собой то ли рынком, то ли общей экономической программой, объединяющий участников экономического процесса.

Национальной экономике присущ качественно новый тип управления. Государство располагает достаточно широким арсеналом средств воздействия на контрагентов экономики.

Можно выделить две важнейшие группы методов воздействия на хозяйственных субъектов:

    прямого или косвенного регулирования

    экономического или внеэкономического «воздействия» на частников экономического процесса.

Методы прямого регулирована предполагают непосредственное управление прежде всего объектами государственной собственности или другими структурами национальной экономики, по отношению к которым государство может выносить «обязующие» решения.

Методы косвенного регулирования, как правило, связаны с денежно-кредитной, финансовой, ценовой политикой, чаще всего «взаимодействуют» с заинтересованностью экономических субъектов в конкретных действиях.

Методы экономического «воздействия» - прежде всего стимулирующие методы, как правило, связаны с заинтересованностью экономических субъектов в предпринимательской деятельности, направляемая зависит от уровня получаемых доходов и выплачевыемых налогов.

Чем больше материальной заинтересованности, тем больше « устремленность» в предпринимательскую сферу, эффективнее ее результаты.

Внеэкономические методы – это директивные, обязательные, так называемые «административные» методы, основанные на « директивных сверху», имеют широкое распространение в условиях централизовано управляемой экономики, вместе с тем в известных пределах могут в каждой экономической системе.

Существуют различные подходы к оценке и определение роли макроэкономики в экономическом процессе.

Важнейшая – обеспечение эффективного функционирования экономики.

На ряду с общей можно выделить систему основных ориентиров:

    определение объективного обособленных особенностей макроэкономической конъюнктуры

    разработка политики механизмов и инструментария, обеспечивающих эффективное функционирования экономики

    по мере необходимости – определение не посредственных участников процесса.

Вместе с тем необходимо определение ряда других параметров, которые не могут быть решены на макроуровне.

В частности, исследователи выделяют три важнейших проблемы, требующих решение на макроэкономическом уровне:

1. обеспечение устойчивого экономического роста

2. полной занятости ресурсов

3. минимизации инфляций.

На макроуровне формируется кредитно денежная, финансовая политика, в значительной мере – социальная политика, играющие важнейшую роль в экономике, во многом обеспечивающие ее эффективность.

Например, макроэкономические факторы – инфляция, налоговая, инвестиционная политика и др., оказывают влияние на макроэкономические решения хозяйственных структур, связанны с их потребительскими расходами или сбережениями, инвестициями и т.д.

Таким образом, микро- и макропроцессы тесно взаимосвязаны, переплетающимся в воспроизведенном процессе, взаимодействуют как части и целое.

Кругооборот доходов и расходов в национальном хозяйстве .

В рыночной экономике производится огромное количество разнообразных товаров и услуг. В процессе их создания участвуют различные факторы производства, собственником которые являются известные нам основные субъекты рыночной экономики. Владельцы факторов получают доходы, величина которых в конкурентной экономике соответствует приделу продукта данного фактора в денежном выражении (MRP). Но доходы одних субъектов, являются расходами других, поэтому в макроэкономической теории принято говорить о кругообороте в масштабах национальной

Экономике.

Денежные потоки

Реальные потоки

На схеме видно что по часовой стрелки от дом. хозяйства через рынок факторов фирмам поступают услуги факторов производства (усл.труда, капитала, земли, предпринимательства) В свою очередь, через ранок благ от фирм к домашнему хозяйству, поступают различные материальные и нематериальные блага: продовольствие; автомобили, различные виды сервисного обслуживания и т.д. Этот процесс также происходит на нашей схеме по часовой стрелке. Но движение всех этих реальных потоков ресурсов и конечно продукции оплаченных денежными потоками. Поэтому против часов стрелки пунктирными линией показано встречными движении денежных средств. Для дом. хозяйства – это доходы, а для фирм эти платежи эти платежи за конечные товары и услуги. Для дом.хоз. эти денежные суммы представляют собой расходы, но для фирм они являются доходами. Таким образом, здесь показано циркуляция реальных благ и денежных потоков в закрытой экономике. Если же помимо фирм и дом. Хозяйств вести государство, то оно взимает налоги с фирм и дом. Хоз., представляя вместе с эти транссферы и субсидии. Кроме того, государство закупает на рынке благ - производственные фирмы.