Оао балтийская трубопроводная система. Балтийский газопровод: суждено ли сбыться «польской мечте» об альтернативе «Газпрому»? Трубопроводная геополитика и роль Израиля

Балтийская трубопроводная система 1 и 2

Основное предназначение Балтийской трубопроводной системы II (БТС-2) - окончательное решение проблемы зависимости Российской Федерации от государств, предоставляющих услуги по транзиту нефти. Сеть магистральных трубопроводов общей протяженностью почти 1200 километров связывает нефтепровод “Дружба” и морские порты на российском побережье Балтийского моря. Трасса проходит по территориям пяти областей: Ленинградской, Брянской, Тверской, Смоленской и Новгородской.

В ходе реализации проекта были запущены участки от нефтеперекачивающей станции “Унеча” через НПС “Андреаполь” к нефтебазе “Усть-Луга” и построены шесть новых НПС. Итоговая мощность составила 50 млн тонн нефти в год. Таким образом, появился еще один экономически обоснованный экспортный маршрут для российской нефти: от Балтики до Роттердама - нефтяного центра Европы. Также появилась возможность оказывать услуги по перекачке нефти странам СНГ.

Участие ВЕЛЕССТРОЙ в проекте "Балтийская трубопроводная система-1 и 2".

ВЕЛЕССТРОЙ впервые участвовал в реализации проекта БТС – 1 в 2004 году, в расширении пропускной мощности и резервуарных хранилищ специализированного морского нефтепорта СМНП «Приморск», а также строительстве очистных сооружений для него. Первая очередь Балтийской трубопроводной системы позволила создать новое независимое российское экспортное направление по транспортировке нефти.

Несмотря на то, что СМНП «Приморск» является одним из крупнейших в России портов по отгрузке нефти на экспорт, независимые международные эксперты оценили его как самый чистый и экологически безопасный в мире нефтепорт.

Впоследствии ВЕЛЕССТРОЙ участвовал в реализации проекта нефтепровод БТС-2, являющийся стратегически важным объектом для развития российской экономики. Его реализация обеспечила России выгодные условия транспортировки нефти на европейские рынки по собственной территории, решив проблему транзита нефти через соседние государства. ВЕЛЕССТРОЙ гордится своим участием в таком серьезном и важном для российского государства проекте.

В рамках проекта БТС-2 ВЕЛЕССТРОЙ успешно осуществила комплекс строительно-монтажных работ по запуску НПС "Унеча", НПС №2 и конечного пункта магистрального нефтепровода БТС-2 - приемо-сдаточного пункта "Усть-Луга".

Строительство БТС-2 завершено в 2012 году.

Нефтебаза "Усть-Луга"

Приемо-сдаточный пункт «Усть-Луга» является конечной точкой Балтийской трубопроводной системы-2. Он предназначен для приема и накопления судовых партий сырой нефти, поступающей трубопроводным транспортом.
Участок строительства расположен в Кингисеппском районе Ленинградской области в районе строительства Морского торгового порта. На этом объекте ВЕЛЕССТРОЙ выполнил строительно-монтажные работы, в том числе монтаж пяти стальных вертикальных резервуаров с понтоном емкостью 50 тысяч куб.метров, комплекс зданий и сооружений, инженерные сети, наливную насосную станцию, узлы запорной арматуры, фильтры-грязеуловители, операторные, емкости для сбора утечек нефти и прочие работы.

СМНП Приморск

Порт в Приморске ориентирован на прием нефти и нефтепродуктов их магистральных нефтепроводов, их хранение и отгрузку в танкеры в интересах нефтяных компаний Российской Федерации. Терминал является крупнейшим среди портов Российского Северо-запада. Более того, он единственный отечественный порт на Бал­тике, способный принимать суда дедвейтом до 150 тыс. тонн. На территории порта находятся 18 резервуаров емкостью 50 000 куб.метров и 12 резервуаров емкостью 20 тыс. м3 каждый, три наливные насосные станции, очистные сооружения производительностью 2,5 тыс. м3/сутки, шесть грузовых причалов, общей протяженностью 2047 метров и прочее. На данном объекте ВЕЛЕССТРОЙ занимался строительством резервуаров и очистных сооружений.

 "Балтийская трубопроводная система" закрыта
В понедельник "Транснефть" приступила к ликвидации АО БТС, созданного для реализации самого амбициозного проекта госкомпании — строительства Балтийской трубопроводной системы (БТС). Однако после того, как АО прекратит свое существование, строить БТС не перестанут. Просто "Транснефть" чересчур буквально восприняла пожелание Владимира Путина, высказанное им месяц назад.
В Балтийскую трубопроводную систему войдет трубопровод, который свяжет Тимано-Печерскую нефтегазоносную провинцию с терминалом в порту Приморска (Ленинградская обл.). Протяженность трубопровода — 2,7 тыс. км. Первая очередь строительства (стоимость — $460,2 млн, мощность — 12 млн т в год) должна быть осуществлена в 2000-2001 годах.

Для строительства трубопровода в прошлом году было создано ОАО БТС, 100% акций которого принадлежат компании "Верхневолжские магистральные нефтепроводы" (ВМН). В свою очередь, ВМН целиком принадлежит госкомпании "Транснефть". В понедельник совет директоров АО БТС принял решение о ликвидации компании — ее имущество будет включено в активы ВМН. В структуре ВМН выделено управление, которое на первых порах займется реализацией проекта.
Причина ликвидации компании проста. По словам вице-президента "Транснефти" Сергея Григорьева, 3 августа Владимир Путин посетил Валдай, где высказал пожелание о создании дочерней компании "Транснефти", которая осуществляла бы управление строительством балтийского трубопровода. Непонятно, чем Путина не устраивало АО БТС, которая по сути и является такой компанией, правда, не дочерней, а "внучатой" по отношению к "Транснефти".
Однако слово президента — закон для госкомпании. В конце августа "Транснефть" приняла решение о ликвидации ОАО БТС. И теперь госкомпания будет создавать новое дочернее предприятие, чтобы выполнить президентский наказ и передать этой компании все управляющие функции по строительству.
Впрочем, есть еще одна версия. После того как президент высказал свое пожелание, председатель комитета по экономической политике и инвестициям Ленинградской области Григорий Дваз заявил, что через АО БТС в проект стремятся проникнуть криминальные структуры. Возможно, ликвидацию АО власти сочли самым надежным способом решить эту проблему.
Не исключено, что в БТС действительно имели место нарушения закона. В конце прошлого года Минтопэнерго обвинило прежнего главу "Транснефти" Дмитрия Савельева в нерациональном использовании инвесттарифа на строительство трубопровода. Часть собираемых с нефтекомпаний денег оседала не в Сбербанке, как было определено министерством, а в Промышленно-строительном банке Санкт-Петербурга. Процентов с этой суммы "Транснефть" не получила. Минтоп посчитал, что упущенная прибыль государства составила $2 млн. И нынешние события вокруг АО БТС могут быть продолжением этой истории.
ПЕТР Ъ-САПОЖНИКОВ; РОМАН Ъ-ОВЧИННИКОВ, Санкт-Петербург

: Началось строительство нового нефтепроводного маршрута - второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). Его противники говорят о том, что проект, ориентированный на традиционный для России европейский рынок, дублирует уже работающую «Дружбу», не востребован потребителями, экономически неэффективен и попросту не нужен. Аргументы несостоятельны, поскольку самое главное, что получит Россия от реализации БТС-2, - независимость транспортировки нефти от соседних государств.

Исчезнет и необходимость трат на выплату транзитных платежей. Российские нефтяные компании получают более простые условия транспортировки нефти, в том числе с точки зрения логистики, а европейские потребители - надежные поставки сырья, которые не будут зависеть от воли третьих стран (в том числе - возглавляемых деятелями, склонными к экспромтам) и периодического ремонта устаревшей трубы.

БТС-2, строительство которой ведет «Транснефть», проходит только по территории российских регионов – Брянской, Смоленской, Тверской и Новгородской областям. Строительство нефтепровода протяженностью 1170 км, включая 172-километровое ответвление на Киришский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), должно качественно улучшить экономическую ситуацию в этих регионах. Будут задействованы мощности предприятий смежных отраслей, а местное население получит дополнительные рабочие места. Мощность нефтепровода к 2012 году, когда будет реализован первый этап проекта, должна составить 30 млн тонн нефти в год. К декабрю 2013 года мощность БТС-2 планируется довести до 50 млн тонн нефти в год.

Показательно: «Транснефть» планирует завершить проект к тому моменту, когда уже будет введена в эксплуатацию нефтепроводная система «Восточная Сибирь - Тихий океан», обеспечивающая выход российских углеводородов на принципиально новый рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Налицо комплексное наращивание отечественных трубопроводных мощностей, которое (в сочетании с модернизацией действующей системы) позволяет с наибольшей выгодой маневрировать экспортными потоками, не отказываясь от традиционных рынков сбыта.

Логика «большой игры»

Развитие российской нефтепроводной отрасли традиционно ориентировано на Запад. Основная часть европейского нефтеэкспорта приходится в настоящее время на систему магистральных нефтепроводов «Дружба» – крупнейшую в мире. Из 8900 км трассы 3900 км проходит по территории России – от Самары через Брянск до белорусского Мозыря. Далее трасса разделяется на две ветки. Северная проходит по территории Белоруссии, Польши, Германии, Латвии и Литвы, южная – Украины, Чехии, Словакии и Венгрии. По нефтепроводу в страны ближнего и дальнего зарубежья направляется почти половина экспортируемой российской нефти. В последние годы по основному, северному направлению «Дружбы» транспортируется более 70 млн тонн нефти в год, которая используется на НПЗ Белоруссии, Польши, Германии.

Однако всякая нефтепроводная система со временем устаревает – как в техническом и технологическом, так и в геополитическом отношении.

Нефтепровод, построенный более сорока лет назад, с каждым годом требует все большего внимания к техническому обслуживанию. Есть два принципиальных подхода к модернизации российской системы магистральных нефтепроводов: технологическая модернизация существующих мощностей методом «латания дыр» и принципиальная модернизация самой конфигурации экспортных направлений нефти с помощью создания новых маршрутов. Очевидно, российское правительство решило пойти по второму пути, ориентированному на длительную перспективу.

Такой выбор обязательно основывается в том числе и на прогнозе вероятной динамики международных отношений. Консенсус-прогноз очевиден: участники «большой игры» (да и «малых», региональных «игр») будут отстаивать свои интересы последовательнее и агрессивнее. БТС-2 встроен в новую концепцию организации экспорта нефти, основанную на диверсификации экспортных маршрутов. Ее «неавторизованное авторство» принадлежит премьер-министру РФ Владимиру Путину и вице-премьеру Игорю Сечину.

В энергетических взаимоотношениях с Европой Россия изначально была обречена на транзит. Однако если во времена СССР нефтепроводные маршруты проходили по преимуществу внутри страны, то с роспуском Организации Варшавского договора и последующим распадом Советского Союза транзитная зависимость России от других государств стала очевидной. То, что когда-то не вызывало даже технических вопросов, превратилось в комплекс геополитических проблем. «Партнеры-транзитеры» создают России существенные издержки – как материальные, так и репутационные. Помимо дополнительных расходов на транзитные выплаты, России необходимо постоянно обеспечивать комфортный режим транспортировки сырья по территории суверенных государств, который в настоящее время отсутствует. И это главная причина, которая вынуждает создавать иные, принципиально новые нефтепроводные маршруты. Объективная зависимость от третьих стран ограничивает возможности России не только как надежного поставщика энергоресурсов, но и как геополитического игрока. Поэтому проект БТС-2 отнюдь не случаен именно с точки зрения геополитики.

Логика комплексного развития

Именно в описанной логике возник проект второй ветки Балтийской трубопроводной системы. Как отмечал Сечин, проект БТС-2 позволит исключить риски, связанные с планами Украины по переводу нефтепровода «Одесса-Броды» в проектный (аверсный) режим работы, который мог повлечь за собой «закупоривание» сначала южной ветки «Дружбы», а впоследствии и северной. Реализация альтернативного маршрута транспортировки нефти – по БТС-2 – позволит укрепить позиции России на европейском рынке, на порядок снизив зависимость от Украины и Белоруссии, через которые транзитом проходят российские нефтепроводные маршруты.

Сама идея строительства БТС-2 возникла в начале 2007 года, когда Белоруссия попыталась ввести пошлину на российскую нефть, транспортируемую по «Дружбе» в Польшу и Германию, что поставило под угрозу поставки в принципе. 14 мая 2008 года премьер Путин принял окончательное решение о строительстве БТС-2. Являясь продолжением БТС-1, новый маршрут «Транснефти» гармонично вписывается в существующую «нефтяную геометрию», а также системно решает вопрос транспортировки нефти в направлении стран Прибалтики.

Балтийская трубопроводная система представляет собой систему магистральных нефтепроводов, которые связывают Тимано-Печорские, Западно-Сибирские и Урало-Поволжские месторождения нефти с российским портом в Финском заливе Приморском. К 2006 году пропускная мощность БТС была доведена до 74 млн тонн нефти. Если вспомнить историю проекта, то вокруг него так же, как и вокруг БТС-2, велись жаркие споры: обсуждался не только маршрут, но и вообще целесообразность строительства; одно из влиятельных ведомств предлагало сделать конечной точкой нефтепровода не российский Приморск (этот вариант все же победил), а финский Порвоо. Однако со временем стало очевидно, что БТС является одним из крупнейших экспортных путей за все постсоветское время.

Конечной точкой БТС-2 станет другой российский порт - Усть-Луга. Здесь планируется построить пункт сдачи-приема нефти, куда будет доставляться сырье. Затем оно будет перегружаться в танкеры и направляться на экспорт. Выход БТС-2 в эту точку стимулирует интерес компаний к созданию здесь новых объектов нефтяной отрасли. Естественные условия навигации в этой части Финского залива позволяют осуществлять практически круглогодичную эксплуатацию порта, а естественные глубины акватории Лужской губы позволяют заходить в порт крупнотоннажным морским судам.

Потенциальными противниками проекта, естественно, выступают страны-транзитеры российской нефти. Помимо доставшегося в наследство удобного рычага политического давления, Белоруссия, по оценкам экспертов, на транзите российской нефти зарабатывает порядка $600-700 млн в год. Белоруссия - стратегический партнер России. Однако это партнерство не предполагает, что российская сторона должна брать на себя экстремальные или вечные обязательства. Если транзит перестает быть выгодным нашей стране, – она находит другие варианты. Такие, как БТС-2. Не исключено, впрочем, что в будущем упущенная выгода Белоруссии от российского нефтяного транзита будет компенсирована на других направлениях сотрудничества с Россией.

Очевидно, что сегодня БТС-2 вряд ли можно рассматривать как самостоятельный проект - в том смысле, что он органически вписан в концепцию комплексного развития всей нефтепроводной системы России. Конъюнктурный подход отходит на второй план. Новые геополитические и экономические вызовы требуют новых – долгосрочных – решений.

Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), кандидат исторических наук

Алена Корпусова, ведущий аналитик АПЭК

Транспортный коридор ГУАМ

Правительства ГУАМ, представленные на саммите в Батуми, также одобрили дальнейшее развитие Транспортного коридора ГУАМ, который дополняет спорный трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Последний связывает Каспийское море с восточной частью Средиземного моря через Грузию и Турцию, полностью минуя российскую территорию. Нефтепровод БТД находится под контролем нефтяного консорциума во главе с “Бритиш Петролеум”.

И Транспортный коридор ГУАМи БТД охраняются в военном отношении ГУАМ и НАТО.

Транспортный коридор ГУАМ соединил бы азербайджанскую столицу Баку на Каспийском море с грузинскими портами Поти и Батуми на Черном море, который затем связывались бы с черноморским украинским портом Одесса. (И из Одессы, через морские и наземные пути к Западной и Северной Европе).

Карта № 2: Стратегическое трубопроводные маршруты. БТД, «Дружба», Балтийская трубопроводная система (БТС), КПК, АС


Карта № 3. Российский трубопровод «Дружба»

Карта № 4 Восточная Европа. Плоцк на Висле

Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД)

Открытый в 2006 году в разгар войны с Ливаном нефтепровод БТД, в котором доминирует “Бритиш Петролеум”, резко изменил геополитику в Восточном Средиземноморье, которое сейчас оказалось связано энергетическим коридором с бассейном Каспийского моря:

“[Нефтепровод БТД] значительно меняет статус региональных стран и цементирует новый про-западный альянс. Выводя этот трубопровод к Средиземноморью, Вашингтон практически создал новый блок с Азербайджаном, Грузией, Турцией и Израилем”. (КоммерсантЪ, Москва, 14 июля 2006)

Карта № 5. Трубопровод Баку-Тбилиси-Ceyan (БТД)

Трубопроводная геополитика и роль Израиля

Израиль в настоящее время является частью англо-американской военной оси, которая обслуживает интересы западных нефтяных гигантов на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Неудивительно, что Израиль имеет военные соглашения о сотрудничестве с Грузией и Азербайджаном.

Хотя в официальных докладах указывается, что трубопровод БТД будет “приносить нефть на западные рынки”, очень редко признается то, что часть нефти из Каспийского моря будет прямо отправляться в Израиль. Проектом подводного израильско-турецкого трубопровода было предусмотрено, что Джейхан окажется связан с израильским портом Ашкелон, а оттуда через израильскую основную трубопроводную систему, - с Красным морем.

Целью Израиля является не только приобретать нефть Каспийского моря для собственных нужд потребления, но и играть ключевую роль в ре-экспорте нефти Каспийского моря на азиатские рынки через порт Эйлат на Красном море. Стратегические последствия этого перенаправления каспийской нефти очень значительны.

Как предполагается, ожидается увязка нефтепровода БТД с транс-израильским трубопроводом Эйлат-Ашкелон, также известным как израильская Tipline , из Джейхана до израильского порта Ашкелона. (Более подробную информацию см. Chossudovsky, «Война с Ливаном и Битва за нефть», Global Research , 26 июля 2006)

Карта № 6. Трансизраильский трубопровод Эйлат-Ашкелон

Американская Стратегии Шелкового пути: Транс-евразийская система безопасности

Стратегия Шелкового пути (СШП) является важным элементом внешней политики США в период после “холодной войны”.

Она была сформулирована в законопроекте, представленном в Конгресс США в 1999 году. И призывала к созданию сети энергетических и транспортных коридоров, связывающей Западную Европу с Центральной Азией и, в конечном итоге, с Дальним Востоком.

Стратегия Шелкового пути определяется как “транс-евразийская система безопасности”. Она призывает к “милитаризации евразийского коридора” в качестве неотъемлемой части “Большой игры”. Заявленная цель, как это сформулировано в соответствии с предложенным в марте 1999 года Актом о Стратегии Шелкового пути, заключается в разработке американской бизнес-империи вдоль обширного географического коридора.

Хотя проект о СШП 1999 (HR 3196 ) был принят Палатой представителей, он так и не стал законом. Во времена администрации Буша Стратегия Шелкового пути стала основой интервенционизма США-НАТО, в основном, с целью интеграции бывших советских республик Закавказья и Средней Азии в сферу влияния США.

Успешное осуществление Стратегии Шелкового пути требует одновременной “милитаризации” всего евразийского коридора от Восточного Средиземноморья до Китая через Афганистан в качестве средства обеспечения контроля над обширными запасами нефти и газа, а также обеспечения “защиты” трубопроводных маршрутов и торговых коридоров. Вторжение в Афганистан в октябре 2001 года поддерживало эти американские стратегические цели в Центральной Азии, включая контроль трубопроводных коридоров. Афганистан сам является также стратегическим сухопутным мостом, связывающим обширные нефтяные богатства от Каспийского моря до Аравийского моря.

Милитаризация процесса в рамках Стратегии Шелкового пути в основном направлена против Китая, России и Ирана. СШП призвала:

“Создание сильных политических и экономических связей и безопасности между странами Южного Кавказа и Центральной Азии с Западом, [которые] будут способствовать стабильности в этом регионе, который уязвим для политического и экономического давления со юга, севера и востока страны. [имеется в виду Россия на севере, Ирак, Иран и Ближний Восток на юге и Китай на востоке]

Принятие неолиберальной политики в рамках консультаций с МВФ и Всемирного банка является неотъемлемой частью Стратегии Шелкового пути, которая стремится к развитию “открытых рыночных экономик, …, [которые] будут давать положительные стимулы для международных частных инвестиций, расширения торговли, и других форм коммерческого взаимодействия”. (Там же).

Стратегический доступ к нефти и газу Южного Кавказа и Центральной Азии является центральным элементом стратегии Шелкового пути:

“Регион Южного Кавказа и Центральной Азии может производить нефти и газа в достаточных количествах, чтобы снизить зависимость Соединенных Штатов от энергии из нестабильного Персидского залива”. (Там же)

Стратегия Шелкового пути также предполагает противодействие бывшим советским республикам в развитии их собственных экономических, политических и военных связей и сотрудничества, а также противодействие созданию широких связей между Китаем, Россией и Ираном. (См. Чоссудовский, Американская “война с терроризмом”, Global Research , Монреаль, 2005).

В этой связи формирование ГУАМ, которое было запущено в 1997 году, было призвано интегрировать бывшие советские республики соглашениями в области военного сотрудничества с США и НАТО, которые бы не допустили восстановление их связей с Российской Федерацией.

В соответствии с Законом от 1999 года о Стратегии Шелкового пути, термин “страны Южного Кавказа и Центральной Азии” означает Армению, Азербайджан, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Стратегия США в этом отношении не достигла заявленных целей: в то время как Украина, Азербайджан и Грузия стали де-факто протекторатами США, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Армения и Белоруссия с геополитической точки зрения объединились с Москвой.

Эта обширная евразийская сеть транспортных и энергетических коридоров была определена Вашингтоном как часть американской сферы влияния:

“В Каспийско-Черноморском регионе Европейский союз и Соединенные Штаты сконцентрировались на создании надежной логистической цепи для соединения Центральной Азии с Европой через Центральный Кавказ и Турцию/Украину. Эти маршруты формируют основу проектов INOGATE (интегрированной системы связи вдоль маршрутов, транспортирующих углеводородные ресурсы в Европу) и TRACECA (многоканального европейско-кавказско-азиатского коридора).

Транспортировка и коммуникация TRACECA выросла из идеи Великого Шелкового пути (традиционный евразийский коммуникационный канал древности). Она включает грузинские и турецкие черноморские порты (Поти, Батуми, и Джейхан), железные дороги Грузии и Азербайджана, трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, паромные линии, соединяющие Туркменистан и Казахстан с Азербайджаном через Каспийское море (Туркменбаши - Баку; Актау-Баку), железные и шоссейные дороги, которые в настоящее время строятся в Туркменистане, Узбекистане, Кыргызстане, Казахстане и Китае, а также китайские терминалы на Тихом океане как системно и стратегически важные части мега-коридора”. (См. ГУАМ и транскаспийский газотранспортный коридор: это политика или экономика?)

Казахстано-китайский газопровод (KCP)

Всего через несколько дней после саммита ГУАМ в Батуми Китай и Казахстан объявили (9 июля 2008) о начале строительных работ над 1300 километровым газопроводом. Церемония открытия проходила близ столицы Казахстана Алматы.

Трубопровод, который будет построен в несколько этапов, как ожидается, начнется перекачку газа в 2010 году. (См. silkroadintelligencer.com, 9 июля 2008)

“Новый транзитный маршрут является частью крупного проекта по созданию двух параллельных трубопроводов, соединяющих Китай с огромными запасами природного газа Центральной Азии. Трубы протянутся более чем на 7000 километров от Туркменистана, пересекут Узбекистан и Казахстан и достигнут Китая в северо-западном Синьцзянском регионе. Узбекистан начал строительство своей части в этом месяце, хотя Туркменистан начал строительство своего сегмента уже в прошлом году”. (Там же)

Карта № 7. Газопровод Казахстан-Китай

Китайская национальная нефтяная корпорация, которая является ведущим оператором консорциума, “подписала соглашения с государственными нефтегазовыми компаниями Туркменистана, Узбекистана и Казахстана, которые дают им 50 процентов акций в соответствующих частях трубопровода”.

Трубопроводный проект Казахстан-Китай весьма неприятен для стратегических интересов США в Евразии. Он подрывает логику американской Стратегии Шелкового пути. Трубопровод Казахстан-Китай является частью евразийской конкурирующей транспортной и энергетической стратегией, где в значительной степени доминируют Россия, Иран и Китай.

Конкурирующая евразийская стратегия охраняется военным альянсом ШОС-ОДКБ

Конкурирующие евразийские коридоры защищены (от посягательств США и НАТО) с помощью двух региональных военных союзов: Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)

ШОС - военный альянс (прим.перев. - так в тексте автора ) между Россией и Китаем и рядом центральноазиатских бывших советских республик: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Иран имеет статус наблюдателя в ШОС.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), которая играет ключевую геополитическую роль в отношении транспортных и энергетических коридоров, работает в тесном контакте с ШОС. ОДКБ объединяет следующие государства-члены: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

Очень важно, что с 2006 года страны-члены ШОС и ОДКБ проводят совместные военные учения и активно сотрудничают с Ираном.

В октябре 2007 Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) подписали Меморандум о взаимопонимании, заложив фундамент для военного сотрудничества между двумя организациями. Это соглашение между ОДКБ и ШОС, которое едва упоминается в западных средствах массовой информации, предполагает создание полноценного военного союза между Китаем, Россией и государствами-членами ШОС / ОДКБ. Следует отметить, что ОДКБ и ШОС провели совместные военные учения в 2006 г., которые совпали по времени с учениями в Иране.

Оставаясь независимыми с организационной точки зрения, на практике эти два региональных военных союза (ШОС и ОДКБ) представляют собой единый военный блок, которой противостоит экспансии США и НАТО в Центральной Азии и на Кавказ.

Полный круг

Охраняемые США и НАТО евразийские транспортные и энергетические коридоры по плану должны были связывать Центральную Азию с Дальним Востоком, как об этом говорится в Стратегии Шелкового пути. В настоящее время идущие на восток коридоры, связывающие Центральную Азию с Китаем, охраняются в военном отношении ОДКБ и ШОС.

С точки зрения вашингтонской глобальной военно-стратегической повестки дня евразийские коридоры, рассматриваемые в рамках Стратегии Шелкового пути, неизбежно будут посягать на китайский территориальный суверенитет. Предлагаемые США, НАТО и ГУАМ трубопроводные и транспортные коридоры предназначены для подключения в будущем к преполагаемым транспортным и энергетическим коридорам в Западном полушарии, в том числе к предусмотренным в рамках Североамериканского Партнерства безопасности и процветания.

Партнерство безопасности и процветания дляСеверной Америки является тем, чем Стратегия Шелкового пути является для Кавказа и Центральной Азии. Оно имеет стратегическое значение для региональных конструкций американской бизнес-империи. Это элементы Нового Мирового Порядка.

Партнерство безопасности и процветания - результат аналогичного процесса стратегического планирования, милитаризации и свободной рыночной экономической интеграции, в значительной степени основанной на контроле над стратегическими ресурсами, в том числе над энергетикой и водными ресурсами, а также” защита” энергетических и транспортных коридоров (сухопутные и морские маршруты) от Аляски и Канады в Арктике до Центральной Америки и Карибского бассейна.

Примечание автора: Эта статья была сосредоточена только на вопросе ключевых трубопроводных коридоров с целью анализа широких геополитических и стратегических вопросов. Изучение общей газопроводной сети евразийских коридоров требует гораздо более подробного и всеобъемлющего представления.

© Перевод: Наталья Лаваль, специально для сайта “Война и Мир”.

Кстати

23 июня Александр Лукашенко поручил правительству Беларуси и Администрации президента до конца 3 квартала 2009 года проработать все проблемные технические вопросы поставок и переработки нефти в Беларуси, а также определиться со списком поставщиков нефти в нашу страну. Основной нефтяной поток в Беларусь поступает из России. 21,5 млн тонн нефти достаточно для полной загрузки производственных мощностей белорусских НПЗ. Однако, как сообщает пресс-служба президента, "в настоящее время некоторые российские компании - поставщики нефти не выбирают согласованные ранее квоты по поставкам этого сырья на белорусские НПЗ. В результате это бьет по доходам государства". Стоит отметить, что на совещании у президента 23 июня присутствовали представители российских компаний "ЛУКОЙЛ", "Газпромнефть", "Транснефть", "ТНК- BP" - крупнейших поставщиков нефти в Беларусь. Известно также, что на совещании обсуждался вопрос методики расчета субсидий поставщикам давальческой нефти из России. Как сказано в официальном коммюнике, "государство готово предоставлять более выгодные условия работы в Беларуси тем поставщикам, которые обеспечивают стабильные поставки нефти на белорусские НПЗ". Кроме того, глава государства обратил внимание на то, что необходимо искать более действенные варианты поставок в страну нефти и реализации нефтепродуктов .

10 июня Россия объявила о запуске проекта "Балтийская трубопроводная система-2", который по сути является альтернативой белорусской нефтяной трубе "Дружба". Если учесть, что восточные соседи активно лоббируют строительство газопровода "Северный поток", который может составить существенную конкуренцию "белорусской" ветке "Ямал - Европа", то становится очевидной озабоченность официального Минска в поиске альтернативных источников поступления углеводородного сырья.

Первая очередь БТС была введена в эксплуатацию в 2001 году и предназначена для перекачки нефти из Тимано-Печорской и Западно-Сибирской нефтегазоносных провинций, а также из Казахстана. К настоящему моменту мощность БТС-1 составляет около 76 млн тонн нефти.

Напомним, что проект строительства БТС-2 возник во время нефтяного конфликта России и Беларуси в начале января 2007 года. Так, Россия в течение нескольких дней не поставляла нефть в Европу по нефтепроводу "Дружба" из-за отказа Беларуси пропускать транзитные потоки без уплаты российской стороной пошлины за транзит сырья по белорусской территории. После подписания соответствующего российско-белорусского межправительственного соглашения поставки возобновились в полном объеме. Однако, как говорится, осадок остался.

Впрочем, от самой идеи БТС-2 до реализации прошло более 2 лет. Дело в том, что БТС-2 в первую очередь политический проект, так как экономическая целесообразность видится довольно туманной. "На фоне падения экспорта и избытка трубопроводных мощностей прокладка новых маршрутов представляется экономически неоправданной и мотивированной исключительно политическими соображениями", - говорит партнер и аналитик консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин. По подсчетам аналитиков ФК "Открытие", "общий объем инвестиций в строительство БТС-2 может достичь 3,8-4 млрд долларов. Поскольку этот проект может привести к увеличению объема заемных средств, то раздутая инвестиционная программа Транснефти может привести к отрицательной величине денежных потоков; эта угроза может реализоваться до 2012 года".

Однако 10 июня российская нефтяная компания "Транснефть" начала возведение второй очереди Балтийской трубопроводной системы. БТС-2 пройдет от Унечи в Брянской области до Усть-Луги в Ленинградской области с дополнительной веткой к Киришскому нефтеперерабатывающему заводу. Предполагается, что ежегодно по БТС-2 будет перекачиваться до 50 миллионов тонн нефти. Общая протяженность нефтепровода составит около 1200 километров. Завершение строительства, которое будет вестись в два этапа, намечено на середину 2012 года.

Однако у БТС-2 есть ряд существенных недостатков .

Во-первых, у Транснефти могут возникнуть проблемы с финансированием строительства БТС-2. Ведь не следует забывать, что Россия активно пытается построить еще один нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан", а привлечь кредитные ресурсы в условиях кризиса довольно трудно.

Кроме того, открытым остается вопрос о том, какой нефтью будет заполняться трубопровод мощностью 50 млн тонн. В интервью "Коммерсанту " глава Минпромэнерго Виктор Христенко говорил, что из "Дружбы" объемы для БТС-2 забираться не будут, чтобы не создавать угрозу для деятельности европейских заводов. Со своей стороны премьер РФ Владимир Путин указывал на то, что объемы БТС-2 будут заполняться за счет увеличения добычи российскими нефтяными компаниями. Но Константин Черепанов из "КИТ Финанс" считает, что при стагнирующей добыче в России и увеличении доли нефти, идущей на переработку внутри России, часть объемов из "Дружбы" неизбежно придется забрать. В значительной мере российские власти в заполнении БТС-2 полагаются на Казахстан. Однако Казахстан вряд ли сможет предоставить больше 10-15 млн тонн, говорит Михаил Крутихин.

Строительство БТС-2 чревато ощутимыми экономическими потерями для Беларуси.

С пуском нового трубопровода в эксплуатацию Минск лишается доходов от транзита российской нефти в направлении Польши и Германии. По словам аналитика Михаила Крутихина, ущерб может составить около 600-700 млн долларов в год. Потери можно ожидать, ежели российские нефтяные компании перестанут перерабатывать нефть на белорусских НПЗ. Дело в том, что Россия собирается в конечной точке БТС-2 построить НПЗ, который может заменить белорусский "Нафтан".

Сейчас доходная часть бюджета Беларуси оценивается в 6 млрд долларов.

Впрочем, отмечают эксперты, задумывая проект БТС-2, Россия рассчитывала на увеличение объемов добычи нефти и, соответственно, объемов ее транзита. Однако при этом должна быть "железная гарантия" от стран-транзитеров. В интервью БелаПАН экономический обозреватель Татьяна Манёнок напомнила, что в конце 2008 года Беларусь и Россия на уровне вице-премьеров Владимира Семашко и Игоря Сечина договорились о создании совместного нефтяного холдинга. А российский посол Александр Суриков дал понять, что если это решение будет успешно реализовываться, то российская сторона может отодвинуть проект БТС-2. Аналитик Михаил Крутихин в интервью TUT.BY не исключил вероятности того, что БТС-2 может быть задействован по минимуму. "Путин может выделить своим друзьям в Усть-Луге только 12-15 млн тонн и не задействовать имеющуюся мощность в 50 млн тонн. А остальное отдать Минску. Но это может произойти только в том случае, если Беларусь и Россия договорятся по каким-то важным политическими вопросам", - отметил эксперт.

Вместе с тем в Беларуси рассматривают возможность альтернативного использования своих нефтепроводов.

Хотя, по данным экспертов, пока экономической целесообразности поставки нефти, альтернативной российской, нет. В частности, рассматривается вариант поставки нефти через новополоцкую трубу "Дружба" для ОАО "Нафтан" через литовский порт Бутинге. Напомним, что до 2003 года по системе белорусских нефтепроводов осуществлялся транзит российской нефти в направлении Вентспилса (Латвия), до 2006 года - на Мажейкяйский НПЗ и порт Бутинге. Нынешний проект с заполнением новополоцкой трубы рассматривается в рамках программы ЕС "Восточное партнерство". Однако какую нефть Беларусь планирует завозить в прибалтийский порт, пока не ясно. Неужели из Венесуэлы и Ирана, где белорусы уже осваивают местные нефтяные скважины?

Что до гомельской части "Дружбы", то ее можно соединить с нефтепроводом "Одесса - Броды", который был построен Украиной для обеспечения поставок каспийской нефти в Европу в обход России, и проложить участок трубы в направлении Прибалтики. Впрочем, один нюанс состоит в том, что надо будет договариваться с прикаспийскими государствами. Но, как полагает Михаил Крутихин, "у них нет большого желания перенаправлять нефть в этом направлении. Кроме того, есть такой фактор, как качество нефти. НПЗ в Польше и Германии используют для переработки российскую нефть Urals". Наверное, уже очевидно, почему встречи руководителей Украины и Беларуси стали происходить с довольно высокой периодичностью, хотя еще совсем недавно наши отношения на высшем политическом уровне были практически заморожены. Кроме того, энергетические вопросы обсуждаются и с Азербайджаном, и с Туркменистаном.

Nord Stream

Однако кроме БТС-2 есть еще один энергетический проект, реализация которого сильно нервирует руководство Беларуси. Речь о газопроводе Nord Stream ("Северный поток"), который соединит Россию с Евросоюзом через Балтийское море. Очевидно, что этот проект также является альтернативным Беларуси, поскольку идет в обход страны. Компания Nord Stream - это совместный проект четырех крупнейших компаний: OAO "Газпром", Wintershall Holding AG, E.ON Ruhrgas AG и N.V. Nederlandse Gasunie. Если говорить менее дипломатичным языком, то это проект бывшего президента России Владимира Путина и бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера. Планируется, что Nord Stream будет доставлять до 55 млрд кубометров газа в год.

Президент Беларуси в январе 2007 года назвал строительство Nord Stream "самым дурацким проектом России ". "Неизвестно, что может произойти с этим газопроводом, который лежит на куче боеприпасов", - заявил А. Лукашенко. Комментируя выступление президента Беларуси, источник в Кремле заявил РИА "Новости ": "Эти слова являются еще одним хорошим подтверждением необходимости строительства такого трубопровода".

В отличие от нефти альтернативных поставок газа у Беларуси практически нет. Поэтому официальный Минск упорно предлагает Москве построить вторую ветку действующего газопровода "Ямал - Европа". Глава Белтрансгаза Владимир Майоров недавно заявил в интервью корпоративному журналу Газпрома о том, что экономическая эффективность проекта "Ямал - Европа-2" не вызывает сомнений и отвечает интересам всех заинтересованных сторон. На вторую нить понадобится меньше инвестиций, поскольку возможность ее строительства была заложена при строительстве первой трубы. Отсюда соответственно вытекает снижение сроков строительства и окупаемости проекта "Ямал - Европа-2".

По замыслам белорусской стороны, проект состоит из двух этапов. Первый - это сооружение трубы от Несвижа до польско-германской границы. Он обошелся бы в 2,5 млрд долларов (в 5 раз меньше, чем North Stream) и позволил бы дополнительно прокачивать в Европу 23,5 млрд куб. метров газа. На втором этапе - при продлении трубы от Несвижа до Торжка - мощности увеличились бы до 33 млрд куб. метров. И соответственно по двум трубам объем транзита вырос бы до 66 млрд куб. метров газа в год. Россия пока настаивает на том, что она развивает поставки углеводородного сырья по маршрутам, не связанным с традиционными транзитными странами.

Впрочем, на днях посол России в Беларуси Александр Суриков призвал не беспокоиться по поводу ввода в строй первой очереди газопровода Nord Stream. Мол, объемы транзита российского газа по территории Беларуси из-за "Северного потока" не уменьшатся . "Как было 30 млрд кубометров по газопроводу "Ямал - Европа", так и будет, как было 14 млрд кубометров по системе Белтрансгаза, так и будет. Однако, как видим, мощности позволяют увеличить потенциал сотрудничества. Вместе нам надо объединить усилия и добавить 16 млрд кубометров транзита, получив таким образом прибыль совместного предприятия, и за счет налогов пополнить бюджеты двух стран", - отметил посол.

Справедливости ради стоит отметить, что неопределенность от реализации проекта Nord Stream пока в меньшей степени волнует Беларусь. Дело в том, что против проекта "Северный поток" выступают ряд скандинавских и прибалтийских стран, которые видят в NS причину экологической катастрофы. Поэтому сейчас проводятся разные экологические экспертизы на сей счет. Аналитик консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин в интервью TUT.BY подтвердил существующие разногласия между странами. "Я недавно разговаривал со шведскими и польскими дипломатами и понял, что сопротивление со стороны их стран очень велико. Преодолеть его будет очень сложно. Впрочем, я не могу утверждать, что "Северный поток" не будет построен. Никогда не говори никогда. Я уже раз прокололся, когда утверждал, что Джейхан (Нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан - трубопровод для транспортировки каспийской нефти к турецкому порту Джейхан, расположенному на берегу Средиземного моря. - Ред .) не будет

Столкновение Европейской комиссии и Газпрома, вне всяких сомнений, было основным событием последних трех лет на европейском газовом рынке. Якобы имевшее место злоупотребление статусом монополиста, строительство «Северного потока-2» и, возможно, продление «Турецкого потока» до Болгарии – все эти темы не перестают находиться в центре внимания. Польша принимала активное участие в каждом из вышеупомянутых вопросов, традиционно выступая против российских интересов на всех возможных площадках. А тем временем официальная Варшава сумела в относительной тишине довольно значительно продвинуться в реализации Балтийского газопровода (Baltic Pipe).

В течение последних 15 лет были рассмотрены несколько вариантов трубопроводных поставок норвежского газа в Польшу. Первая попытка датской компании DONG в 2001 г. была приостановлена из-за экономической нецелесообразности, вторая была быстро свернута в 2009 г. на фоне разрастающегося финансового кризиса.

Начало текущего периода активности датируется 2014-2015 гг. параллельно с возникновением реального спроса на альтернативные от России маршруты импорта газа в Украине и прибалтийских государствах.

К сентябрю 2017 г. Дания и Польша договорились о деталях строительства – пропускная способность предполагается на уровне 10 млрд куб. м в год, причем стороны делят все издержки по датско-польскому подводному участку длиной в 260 км.

Один из значимых вопросов, требующих детального рассмотрения – источник природного газа, Норвегия. Предполагается, что от действующего подводного газопровода Europipe II (пропускная мощность 25 млрд куб. м в год), проложенного от норвежского города Ставангер до северогерманского Дорнума на североморском побережье, будет построено ответвление в сторону Дании. Дальше на территории Дании компании-акционеру Energinet следует расширить мощности имеющейся газораспределительной сети на 10 млрд куб. м в год, чтобы она смогла принять дополнительные объемы газа. Данию с Польшей свяжет подводный интерконнектор, проходящий через исключительную экономическую зону Швеции (через ИЭЗ Германии было бы короче, однако путь более извилист).

На первый взгляд, все кажется логичным и правильно выстроенным, однако невольно возникает ряд вопросов.

В течение последних лет газопровод Europipe II загружен на 86-87% мощностей (20-21 млрд куб. м в год) – соответственно, для обеспечения экспорта дополнительных 10 млрд куб. м в год требуется расширение мощностей.

Если этого не произойдет ввиду отсутствия желания у акционеров газопровода, Польша может рассчитывать только на 4-5 млрд куб. м в год. Следует отдельно отметить, что добыча газа в Норвегии на данный момент находится на пиковом плато порядка 120 млрд куб. м в год , и как раз после 2022 г. (когда Варшава предполагает ввести «Балтийский газопровод» в эксплуатацию) предполагается постепенное снижение объемов выработки. Вопросы добычи газа и экспортные предпочтения норвежских компаний не учитывались в ходе оценки целесообразности проекта, хотя это один из самых проблемных факторов «Балтийского газопровода».

Что касается взаимодействия польской и датской сторон, почти все вопросы упираются в финансирование, например, предмет горячего спора заключается в распределении финансовых издержек на строительство интерконнектора (датская сторона настаивает на принципе 50% на 50%).

Принимая во внимание совокупную стоимость проекта порядка €3 млрд, нежелание (или неспособность) польской стороны вкладываться в надлежащей мере может преподнести еще не один сюрприз.

Согласно договоренности между Копенгагеном и Варшавой, датская Energinet ответственна за строительство ответвления до датского побережья и инфраструктуры на датской территории, в то время как польская Gaz-System отвечает за все остальное.

Примечательно, что предыдущие три попытки Варшавы организовать аналогичный проект были сведены на нет после того, как экономическая оценка целесообразности проекта (ЭОЦ) оказалась отрицательной. На этот раз проекту был дан зеленый свет, так как он якобы представляет коммерческий интерес для заинтересованных сторон.

В то же время выявленные в ходе оценки положительные факторы проекта практически не касаются вопросов коммерческой рентабельности.

А аргументируется это тем, что основные преимущества проекта заключаются в обеспечении безопасности поставок, укреплении энергетической солидарности между членами ЕС, появлении новых маршрутов, укреплении Дании в качестве государства-транзитера и укреплении переговорных позиций Польши в отношении России.

В последнем заявлении кроется один из самых удивительных парадоксов «Балтийского газопровода». Согласно заявлениям польских властей, начиная с 2022 г., т.е. после истечения срока поставочного контракта с «Газпром Экспорт», потребляющая порядка 16-17 млрд куб. м газа в год Польша будет обеспечивать себя за счет трех источников – «Балтийского газопровода» (10 млрд куб. м), СПГ-терминала в Свиноуйсьце () и собственной добычи (3,8 млрд куб. м). Если это так, то зачем Варшаве ключевое для Польши преимущество проекта – усиление своих переговорных позиций в отношении Москвы? К тому же, в случае отказа от российского газа у Польши останется такое же количество источников природного газа, как и сейчас – три.

По вполне объяснимым причинам, проект пользуется поддержкой Европейской комиссии – Балтийский газопровод каждый раз фигурирует в списке приоритетных инфраструктурных проектов ЕС (Projects of Common Interest). Поддержка Брюсселя имеет и материальное отражение, например, экономическая оценка целесообразности строительства газопровода была осуществлена в 2017 г. благодаря финансовой помощи ЕС. Однако до сих пор остается нерешенным ключевой вопрос – сможет и захочет ли Брюссель финансировать строительство газопровода, учитывая вышеупомянутые сложности. Отказ может привести к повторному, уже четвертому, сворачиванию амбициозного проекта.

Виктор Катона, экономист, специалист по закупкам нефти MOL Group (Венгрия)