Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается. Рассмотрение дел об оспаривании нормативных актов

АПК РФ, Статья 194. Судебное разбирательство по делу об оспаривании нормативного правового акта

(см. текст в предыдущей редакции )

1. Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

2. Суд по интеллектуальным правам извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, а также иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

3. Суд по интеллектуальным правам может признать обязательной явку в судебное заседание представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений.

Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса.

4. При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов Суд по интеллектуальным правам в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

5. Суд по интеллектуальным правам не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

6. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт.

7. В случае, если имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда или суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям соответствие оспариваемого нормативного правового акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, Суд по интеллектуальным правам прекращает производство по делу.

8. Отказ заинтересованного лица, обратившегося в Суд по интеллектуальным правам с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению Судом по интеллектуальным правам дела по существу.

Нормативно-правовой акт – документ официального типа законодательного уровня. Часто он является предметом споров в суде по поводу юридической силы документа. Каким образом можно обжаловать нормотворческий акт?

Что такое нормотворческий акт?

Нормативный акт – документ, который принимается субъектом правотворчества, и в котором содержатся нормы права. Документ должен издаваться в пределах осведомленности соответствующего органа, иметь письменную форму и отвечать требованиям Конституции и прочих актов, обязательно должен публиковаться.

К нормативным правовым актам выдвигают требования:

  • Качество. Чтобы обладать юридической силой, акт должен быть составлен качественно. Это возможно при отражении объективной реальности в документе, без выдумок. Если нормы акта не будут объективными, его положения не будут действовать и применяться на практике.
  • Структура . Нормативный акт должен состоять из вводной части, содержащей цели и задачи. В первых статьях высветлить терминологию.
  • Доступность для понимания . Изложение должно вестись простым языком, должны отсутствовать сложные юридические термины.

Нормотворческими актами являются законы, указы, постановления, приказы и уставы.

Можно ли оспорить?


Текст нормотворческого акта не всегда отвечает интересам граждан. При наличии оснований лица могут начать оспаривание.

46 статья Конституции дает право гражданам оспаривать решения органов власти в суде, если их права нарушены.

Суд – орган государства, который осуществляет контроль за законностью решений. Он ни от кого не зависит и не заинтересован в итогах разрешения дела.

В какой суд можно обращаться?

Структуру судов определяет Конституция. Состоит система из суда федеративного уровня, конституционного и мирового. В систему Арбитражного суда входит – Высший Арбитражный суд, федеральный, апелляционный.

При выборе суда играет роль тип оспариваемого нормативного акта и тип документа, которому этот акт перечит. Лишить документ законной силы вправе только Конституционный суд, рассматривать дело об обжаловании – арбитражный.

Рассмотрение дела об оспаривании нормативных правовых актов в арбитражном суде

Инстанция государственной власти, которая осуществлял регистрацию нормотворческого акта, принимает участие при рассмотрении дела как заинтересованное лицо. Арбитражный суд привлекает этот орган к участию и оповещает его об этом. Как только заявитель подаст иск, суд не наделен правом приостановления действия обжалуемого акта.

В ходе рассмотрения дела об обжаловании документа суд должен исследовать компетенцию лица, которое приняло этот правовой акт. Если суд вынесет решение, что полномочия незаконны или были нарушены, акт признается недействительным. Судебное разбирательство не продолжается, содержание оспариваемого правового акта не изучается.

Если лицо, выдвигаемое требования, откажется от своего искового заявления, арбитражный суд продолжает изучать дело . Если оспариваемый нормотворческий акт был отменен или признан недействительным в процессе разбирательства, дело продолжает рассматриваться в том случае, если нормативный акт затронул права заявителя или прочих граждан. Рассмотрение дела останавливается, если оспариванием занимается Конституционный суд.

Кто вправе обжаловать документ?


Чтобы проверить законность документа или признать его недействительным, в суд могут обращаться физические и юридические лица, а также прочие граждане, считающие незаконным нормативно-правовой акт или отдельный его пункт.

Подавать иск административного характера имеют право следующие категории лиц:

  • субъект Российской Федерации, на которых оказывает влияние потенциально ошибочный документ;
  • прокурор, Президент;
  • общественные объединения, независимо от статуса предприятия;
  • Центральные избирательные комиссии, если содержание нормативного акта влияет на проведение выборов.

Если в ходе предварительной проверки нарушений в содержании акта не обнаружено, обращаться в суд не разрешено. Исключением является наличие доказательств о неправильном проведении исследований.

Могут ли отказать?


Бывают ситуации, при которых в принятии заявления могут отказать.

К таким случаям относится:

  • права или интересы истца не были затронуты;
  • заявитель не имеет право на обращение в суд по этому вопросу;
  • документ не является нормативно-правовым;
  • нормотворческий акт уже рассматривался, и имеется решение суда;
  • оспаривается недействующий НПА или его положение.

В перечисленных случаях суд вправе не принимать исковое заявление.

Основания

Цель суда – проверить законность оспариваемого акта. Основания для судебной проверки должны регламентироваться процессуальным законом. В действующем законодательстве не предусмотрен полный список оснований для проверки акта судом.

Главных оснований 2 – проверка на соответствие НПА большей законной силы и проверка компетенции органа, принявшего этот акт.

Заявление


Оно должно отвечать требованиям, которые описаны в 125 статье Арбитражного процессуального кодекса.

В заявлении высветить:

  • название государственной инстанции или должностного лица, которые принимали нормотворческий акт;
  • данные о документе – когда был принят, его название и номер;
  • права истца, которые нарушены нормативным актом;
  • название акта, который обладает большей законной силой, и на соответствие которому следует проверить оспариваемый акт;
  • список требований;
  • перечень прилагаемой документации.

К заявлению приложить текст акта, который оспаривается. При подаче иска действие оспариваемого нормативного документа не останавливается.

Правила подачи


К подаче заявления следует подходить ответственно и знать основные условия:

  • правом подавать иск обладают все без исключения – физлица, юридические лица, прокуроры, органы власти;
  • нормативный правовой акт должен быть принятым и опубликованным;
  • акт должен нарушать права или интересы;
  • должен нарушать закон или не соответствовать акту с большей юридической силой.

Решение принять или отклонить иск принимает судья. Сделать это он должен в течение 5 дней.

Документы


Кроме заявления суду необходимо предоставить пакет документации.

Он включает в себя:

  • доказательства того, что остальным участникам заседания отправлены копии заявления;
  • справку, подтверждающую уплату пошлины государству;
  • копию регистрационного свидетельства юридического лица или частного предпринимателя;
  • документы о подтверждении полномочий лица, которое подписывало заявление;
  • справки о подтверждении обстоятельств, на основании которых заявитель излагает свои требования.

Документы должны быть действительными, не содержать ложных сведений.

Сроки

Сроков исковой давности для обжалования нормативных правовых актов нет. Эти документы не ограничены во времени и могут оспариваться в любой момент.

Судебное разбирательство

Разбирательство в суде имеет особенности.

Особенного внимания заслуживают такие аспекты:

  • дело рассматривает коллегиальный состав судей;
  • сроки – не более 2 месяцев с момента подачи иска;
  • участников необходимо оповещать о проведении заседания суда;
  • участники, пропустившие заседание без уважительной причины, выплачивают штраф;
  • заявитель вправе отозвать исковое заявление;
  • если ранее оспариваемый акт рассматривался судом, заседание отменяется.

По результатам суд выносит решение. Арбитражный суд не занимается рассмотрением актов, проверку которых проводит Конституционный суд.

Участники заседания


При разбирательстве разрешено привлекать посторонних лиц или представителей предприятий. Таким правом обладают и ответчик, и заявитель, и суд. Такой шаг дает возможность выяснить подробности принятия акта и его содержание.

Привлекать разрешено следующих граждан:

  • руководящих лиц или председателей собрания, на котором принимался нормативный правовой акт;
  • ответственных лиц, которые обнародовали документ или дали согласие на его публикацию;
  • независимых или штатных экспертов.

Законом предусмотрена ответственность за отказ в даче показаний суду. Это может быть наложение штрафа или административные меры.

Решение

По итогам рассматриваемого дела суд может вынести несколько решений:

  • признать оспариваемый акт (или его положение) соответствующим другому нормативному акту с большей юридической силой;
  • признать документ не соответствующим нормативному акту (недействительным).

Сразу после принятия решения оно вступает в силу. Копию решения необходимо в течение 10 дней отправить всем участникам заседания, Арбитражному и Конституционному суду. Результат решения публикуется в «Вестнике», по необходимости – в других изданиях. Решение суда может быть обжаловано в кассационной инстанции в течение месяца.

В заключительной части решения должны содержаться такие сведения:

  • название органа, который принял оспариваемый акт;
  • наименование нормативного акта, которому не соответствует оспариваемый документ;
  • указание на соответствие акту и отказ в удовлетворении искового заявления.

Последствия оспаривания


В случае положительного решения суда истец обязан знать, когда и как это решение будет подтверждено.

Последствия следующие:

  • признание акта недействительным с момента вынесения судебного решения;
  • аннулирование законности документа с даты его принятия;
  • аннулирование законности с момента публикации нормативного правового акта.

Отказ истца от своих претензий не останавливает судебный процесс.

Нюансы

Подаваемый иск восстановит права заявителя, если они были нарушены нормативным правовым актом.

При этом стоит помнить следующее:

  • чтобы суд одобрил заявление, оно должно отвечать требованиям законодательства;
  • иск подается в Арбитражный суд;
  • лицо вправе обращаться в суд, если является субъектом правоотношений. Этот факт необходимо подтвердить документом – соглашением, решением суда или другим;
  • существуют акты, проверкой которых занимается исключительно Конституционный суд;
  • заявитель вправе требовать приостановления действия акта, если он нарушает права в арбитражном процессе рассмотрения дела.

Таким образом, обжалование нормативного правового акта – дело сложное. При обращении в Арбитражный суд необходимо иметь доказательства нарушения прав конкретным актом. Суду подается заявление и пакет документации. По итогам рассмотрения дела выносится решение.

Рассмотрение таких дел осуществляется по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в АПК.
Производство по делам об оспаривании НПА возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц.
Граждане, организации и иные лица, а также прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в АС с заявлением о признании недействующим НПА при соблюдении одновременно двух условий:
1) оспариваемый НПА или отдельные его положения не соответствуют закону или иному НПА, имеющим большую юридическую силу;
2) оспариваемый акт или отдельные его положения нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявление о признании НПА недействующим должно соответствовать требованиям, предусмотренным АПК для искового заявления. Кроме того, в заявлении должны быть также указаны:
1) наименование органа, должностного лица, принявших оспариваемый НПА;
2) название, №, дата принятия и иные данные об оспариваемом НПА;
3) права и законные интересы заявителя, которые, по его мнению, нарушаются этим оспариваемым актом или его отдельными положениями;
4) название НПА, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения;
5) требование заявителя о признании оспариваемого акта недействующим;
6) перечень прилагаемых документов.
К заявлению прилагаются документы, указанные АПК как обязательные приложения к исковому заявлению, а также текст оспариваемого НПА. Подача заявления в АС не приостанавливает автоматически действие оспариваемого НПА.
Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей. Срок рассмотрения таких дел не может превышать двух месяцев со дня поступления заявления в суд.
АС извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, орган, принявший оспариваемый НПА, а также иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Арбитражный суд в делах об оспаривании НПА не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Бремя доказывания законности принятого акта лежит на участвующем в деле государственно-властном органе или должностном лице которые приняли акт.
Отказ заинтересованного лица от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу.
По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает одно из решений:
1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному НПА, имеющему большую юридическую силу;
2) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений не соответствующими иному НПА, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
Решение АС по делу об оспаривании НПА вступает в законную силу немедленно после его принятия.


  • Рассмотрение дел об оспаривании нормативных актов . Рассмотрение таких дел осуществляется по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в АПК.


  • Следующий вопрос ». Рассмотрение дел об оспаривании нормативных актов .
    Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и...


  • Рассмотрение дел об оспаривании нормативных актов . Рассмотрение таких дел осуществляется по общим правилам искового производства с особенностями, устан. Загрузка.


  • Производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части.
    Подача заявления об оспаривании нормативного акта не приостанавливает действие нормативного акта , который оспаривается.


  • Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает следующие категории дел , возникающих из публичных правоотношений: 1) по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих...


  • Общее правило подведомственности дел об оспаривании нормативных актов остается прежним
    уклонении от государственной регистрации организаций, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению АС.


  • Особенности участия прокурора в рассмотрении дел арбитражным судом.
    судопроизводстве путем предъявления в арбитражные суды: 1) заявлений об оспаривании нормативных правовых актов , ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов...


  • Основанием для возбуждения производства по делам о признании недействующими нормативных
    Гражданским процессуальным кодексом РФ также установлены специальные сроки рассмотрения и разрешения дел об оспаривании решений, действий...


  • ...в арбитражные суды: 1) заявлений об оспаривании нормативных правовых актов , ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ
    обжалование решений, определений и постановлений по этим делам ; участие в их рассмотрении в апелляционной и...


  • Рассмотрение дел об оспаривании нормативных актов . Рассмотрение таких дел осуществляется по общим правилам искового производства с особенностями, устан... подробнее ».
    Виды: 1. третейские суды для рассмотре ... подробнее ».

Найдено похожих страниц:10


Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК РФ) Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений Глава 23. Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов Статья 194 АПК РФ. Судебное разбирательство по делам об оспаривании нормативных правовых актов

1. Дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается коллегиальным составом судей в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления в суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

2. Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, а также иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

3. Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, и вызвать их в судебное заседание для дачи объяснений.

Неявка указанных лиц, вызванных в судебное заседание, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в главе 11 настоящего Кодекса.

4. При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

5. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.

6. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

7. В случае, если имеется вступившее в законную силу решение суда по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, арбитражный суд прекращает производство по делу.

8. Отказ заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта, от своего требования, признание требования органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, не препятствуют рассмотрению арбитражным судом дела по существу.