Расходы на социальную помощь: структура и механизм. Расходы на обеспечение социальной политики

Социальная политика - сфера деятельности государства, связанная с решением проблем, относящихся к жизни людей и их отношениям в обществе. Социальная политика направлена на реализацию социальных функций государства. В Конституции Российской Федерации провозглашено: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39). На обеспечение социальной политики государство направляет средства за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов муниципальных образований, а также государственных внебюджетных фондов. Правовой основой социальной политики является Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и ряд других законов и законодательных актов. Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства .

В расходы бюджетов включаются следующие виды затрат:

  • 1. Содержание учреждений социального обеспечения и службы занятости;
  • 2. Содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов;
  • 3. Содержание учреждений по обучению инвалидов;
  • 4. Социальная помощь;
  • 5. Возмещение вреда инвалидам вследствие Чернобыльской и других радиационных катастроф;
  • 6. Программы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • 7. Средства, передаваемые Пенсионному фонду РФ на выплату пенсий и пособий военнослужащим в соответствии с законодательством РФ;
  • 8. Выплаты пособий и пенсий другим категориям граждан;
  • 9. Компенсационные выплаты женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций;
  • 10. Финансирование кампаний и мероприятий по организации оздоровления детей и подростков;
  • 11. Субсидии из федерального бюджета на выплату базовой части трудовой пенсии за счет средств единого социального налога;
  • 12. Выплаты пособий и компенсаций военнослужащим и членам их семей;
  • 13. Расходы на обеспечение инвалидов транспортными средствами;
  • 14. Расходы на санаторно-курортное лечение ветеранов и инвалидов;
  • 15. Расходы на оплату проезда ветеранов и инвалидов;
  • 16. Оплата на установки телефона ветеранам и инвалидам;
  • 17. прочие расходы.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации определен состав государственных внебюджетных фондов России.

Установлено, что государственными внебюджетными фондами РФ являются:

Все эти фонды называются внебюджетными социальными фондами, потому что они созданы в целях эффективной реализации социальных программ РФ. Они образуют самостоятельную финансово-правовую базу федеральных и местных внебюджетных средств .

Государственные внебюджетные социальные фонды имеют целевое назначение, их формирование, отпуск средств, определение объемов финансирования, т.е. исполнение их бюджетов находится под контролем финансовых органов. Министерство финансов РФ осуществляет финансовый контроль за рациональным и целевым расходованием средств внебюджетных фондов.

1. Пенсионный фонд - это государственный централизованный внебюджетный фонд пенсионного обеспечения населения, предназначенный, прежде всего, на выплату пенсий.

Трудовая пенсия - это гарантированная ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.

В России установлены следующие виды трудовых пенсий:

  • 1. Трудовая пенсия по старости (по возрасту);
  • 2. Трудовая пенсия по инвалидности;
  • 3. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоят из следующих частей:

  • 1. Базовой части;
  • 2. Страховой части;
  • 3. Накопительной части

Право на трудовую пенсию по старости имеют:

  • 1. Мужчины, достигшие возраста 60 лет;
  • 2. Женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Государственные пенсии назначаются и выплачиваются, в соответствии с Законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета . Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение, которой определяется федеральным законом.

Пенсии по государственному пенсионному обеспечению имеют такие виды: социальная защищенность бюджетный расход

  • 1. Пенсия за выслугу лет; пенсия по старости;
  • 2. Пенсия по инвалидности;
  • 3. Социальная пенсия.

Денежные средства Пенсионного фонда формируются за счет:

  • 1. Страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
  • 2. Страховых взносов иных категорий граждан;
  • 3. + ассигнований из федерального и республиканского бюджетов РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям, пособий на детей старше 1,5 лет;
  • 4. Добровольных взносов физических и юридических лиц.

Организации начисляют и уплачивают обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд в процентах от заработка со всех работников, включая работающих пенсионеров. Кроме страховых взносов, поступающих от организаций и физических лиц, в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим и приравненным к ним гражданам, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, пособий гражданам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы.

2. Вторым по величине социальным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования РФ. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 года. Его цель состоит в финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха.

Фонд государственного социального страхования Российской Федерации выполняет следующие функции:

  • 1. Концентрация денежных средств государства на социальное страхование;
  • 2. Обеспечение гарантированных государством пособий гражданам по временной нетрудоспособности, беременности и родам, и другим законным основаниям (по уходу за ребенком до достижения им полутора лет);
  • 3. Оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников;
  • 4. Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников и социального страхования;
  • 3. Медицина - область науки и лечебной практики, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней. Понятие медицины связано с понятием здравоохранения. Здравоохранение - система государственных и общественных мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней, продлению жизни человека.

Медицинское страхование является одной из форм социальной защиты населения в случае потери здоровья от любой причины.

Медицинское страхование ставит целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая (т.е. заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных государственных средств и финансирование профилактических мероприятий.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) - один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I.

Среди основных функций фонда:

  • 1. Выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования.
  • 2. Финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.
  • 3. Контроль за целевым использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.

Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения Российской Федерации. В соответствии с Законом РФ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в России созданы фонды обязательного медицинского страхования :

  • 1. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
  • 2. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Основной целью социальной политики государства является решение таких важных проблем государства, как:

Создание и обеспечение функционирования системы социального обслуживания населения;

Обеспечение государственной социальной поддержки ветеранов, инвалидов, семей с детьми;

Обеспечение деятельности государственной службы медико-социальной экспертизы;

Назначение и выплата пособий на детей в соответствии с действующим законодательством;

Обеспечение инвалидов реабилитационной техникой, протезно-ортопедическими изделиями;

Обеспечение санаторно-курортным лечением инвалидов и ветеранов;

Предоставление других услуг, предусмотренных законодательством.

Социальное обеспечение населения представляет собой деятельность по оказанию нуждающимся гражданам различных видов услуг на дому и в учреждениях социального назначения бесплатно или на льготных условиях. Социальные услуги - это уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи; помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга; содействие в организации ритуальных услуг и др.

Во всех странах для решения социальных проблем формируются фонды общественного потребления. Одним из направлений использования общественных фондов потребления бюджетных средств является содержание нетрудоспособных и престарелых граждан, оказание материальной помощи отдельным группам населения.

Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, находится в зависимости от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, является национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды. Мобилизируемые в бюджет и внебюджетные фонды, денежные средства позволяют государству осуществлять социальную политику.

Для осуществления социальной политики создана система автономных, не входящих в бюджет государственных целевых внебюджетных фондов. Средства этих фондов являются финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения.

Пенсионный фонд Российской Федерации. Цель его - государственное управление пенсионным обеспечением граждан. Концентрируемые в Пенсионном фонде средства используются для выплаты государственных трудовых пенсий, пенсий инвалидам, пособий для детей в возрасте от полутора до шести лет, компенсаций пенсионерам и др.

Фонд социального страхования Российской Федерации. Цель его - финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др.

Бюджетные ассигнования - один из важных источников этих социальных фондов. Бюджетные средства поступают в эти фонды главным образом в виде взносов бюджетных учреждений за работающих в них граждан. Во внебюджетные фонды могут также направляться бюджетные дотации.

Наибольший объем средств территориальных бюджетов, направляемых на осуществление социальной политики, ассигнуется на содержание учреждений социального обеспечения и на социальную помощь населению. Эти средства используются на следующие цели:

1. социальная поддержка семей с несовершеннолетними детьми. В том числе на выплату пособий, доплат и компенсаций, на оказание натуральной помощи, организацию отдыха и досуга детей, на льготы, предоставляемые семьям с детьми;

2. социальная поддержка пожилых граждан. В том числе материальная поддержка, оказание социальной помощи, натуральная помощь;

3. социальная поддержка инвалидов (материальная помощь, предоставление льгот);

4. социальная поддержка молодежи. В том числе на укрепление здоровья, материальную помощь, мероприятия по молодежной политике, содействие занятости трудоустройству.

Планирование бюджетных ассигнований ведется финансовыми органами по видам мероприятий. Расходы на пенсии, пособия планируются по видам пенсий, пособий, исходя из среднегодового числа получателей и среднего расхода на одного получателя. При этом используются статистические данные органов Министерства здравоохранения и социального развития РФ, демографические расчеты и утвержденные размеры пенсий и пособий. Расходы на содержание домов-интернатов планируются по числу мест в них, среднегодового расхода на одного человека. Расходы на заработную плату работников социальных учреждений рассчитываются по штатному расписанию этих учреждений и ставкам заработной платы, установленным для бюджетных учреждений.

Таким образом, в стране функционирует разветвленная система социaльной защиты населения. Вместе c тем, необходимо отметить, что не всегда социальные обязательства в полной мере обеспечены финансовыми ресурсами. Поэтому вопрос об эффективности управления финансами в области социальной поддержки населения является весьма актуальным при формировании направлений бюджетной реформы. Кроме тот, среди недостатков можно отметить то, что распределение общей суммы денежных средств, получаемых населением по направлениям социальной защиты, осуществляется бeз учета соответствия уровня дохода получателей льгот прожиточному минимуму домохозяйств, что приводит к распылению бюджетных средств. Предоставление льгот домохозяйствам со средним доходом выше прожиточного минимума ставит их в один ряд c действительно нуждающимися, что снижает эффективность помощи.

11.1. Социальная защита населения, ее сущность и финансовый механизм

Сущность социальной защиты населения заключается в принятии системы мер по укреплению статуса экономически и социально слабых граждан, ориентированных на соблюдение принципа равноправия. Важнейшим приоритетом системы социальной защиты является поддержка в первую очередь нетрудоспособных граждан. С этой целью формируются и используются специальные денежные фонды.

Содержание понятия социальной защиты зависит от исторических и национальных условий формирования социально-экономической политики конкретного государства, поэтому его трактовка в международной теории и практике неоднозначна. В одних странах это понятие достаточно широкоаспектно и охватывает все меры, связанные с созданием и функционированием социальной сферы в целом, в других – соотносится с помощью больным, инвалидам и пенсионерам, в третьих – подразумевает обеспечение неработающих и т. д.

Исходя из уровня социальных услуг, предоставляемых в той или иной стране населению, комиссия Европейского сообщества условно разбила системы социальной защиты на две группы: систему Бисмарка (ее основоположник – немецкий канцлер О. Бисмарк) и систему Бевериджа (У. Г. Беверидж – английский экономист, государственный деятель).

По системе Бисмарка степень участия в общественном производстве (качество и длительность профессиональной деятельности гражданина) определяет уровень его социальной защиты. Это значит, что размер социальных выплат прямо пропорционален страховым взносам, которые человек уплачивал на протяжении своей активной жизни. Такой принцип социальной защиты носит накопительный характер. Но в системе Бисмарка действует и защита солидарного характера, означающая, что работающие содержат неработающих. Она распространяется на семьи с недостаточным уровнем трудового участия в производственной деятельности и реализуется в виде помощи, оказываемой через социальные муниципальные службы.

Социальная защита по системе Бевериджа дает право на минимальную защищенность любому человеку, по ряду причин потерявшему свой доход. При этом для оказания помощи в случае болезни установлено обязательное страхование, а всем престарелым выплачиваются социальные пенсии (уровень отчислений от заработной платы в рамках минимального дохода в данном случае роли не играет). Данная система основана на концепции социальной справедливости и принципе солидарности .

К сфере социальной защиты населения относятся понятия социального обеспечения, социального страхования, социальной помощи, попечительства и социального обслуживания. В литературе не сложилось однозначной их трактовки, а отдельные авторы ставят между ними знак тождества, однако каждое из понятий несет специфическую смысловую нагрузку.

Под социальным обеспечением следует понимать установленную государством систему материальной поддержки граждан, оказавшихся в трудном положении (старость, полная или частичная утрата трудоспособности, потеря кормильца, многодетность и т. д.). Социальное обеспечение – это часть финансов, используемых государством как экономический инструмент распределения средств для содержания и обслуживания нетрудоспособных членов общества. Оно осуществляется в формах социального страхования, социальной помощи, попечительства и социального обслуживания.

Таким образом, социальное обеспечение представляет собой процесс социальной защиты, а социальное страхование, социальная помощь, попечительство и социальное обслуживание – его формы.

Сущность социального страхования заключается в том, что финансирование социальных выплат осуществляется за счет аккумулируемых в специальном фонде взносов из фонда оплаты труда работодателей и из заработной платы работающих. причем в одних странах страхование носит накопительный , в других – солидарный , в третьих – смешанный характер. в первом случае при утрате заработка страхуемые получают компенсацию, размер которой соотносится с величиной их прежней заработной платы с учетом уплаты предварительных взносов. Такой принцип построения системы социального обеспечения считается справедливым во многих странах. При солидарном характере страхования работающие содержат нетрудоспособных.

Социальная помощь оказывается тем, кто не может зарабатывать сам, является нетрудоспособным или имеет на иждивении детей. Она реализуется в виде пособий адресного характера, финансируемых за счет налогов независимо от сделанных ранее взносов. При этом выплата пособий сопряжена с выявлением малообеспеченных (бедных) граждан на основе бюджета прожиточного минимума и определением размера пособий по нуждаемости.

Под бедностью обычно понимают постоянное отсутствие средств, необходимых для обеспечения удовлетворительного образа жизни, приемлемого в данном обществе на определенном историческом этапе. Всемирный банк рассматривает бедность в двух аспектах: как производную от недостаточности доходов; как отсутствие ряда основных возможностей (хорошо питаться и быть здоровым, вести здоровую репродуктивную жизнь, получать образование и знания).

Для каждой страны специфичны показатели бедности по доходам и бедности по возможностям. Нет и единой методологии определения бедности. В мировой практике наиболее известны и применяемы следующие методы:

нормативный (учитываются нормы питания или минимальная потребительская корзина);

статистический (бедными считаются 10–15% граждан, находящихся на первой ступени по размерам получаемых душевых доходов);

стратификационный (к бедным относят людей, априори ограниченных в возможностях самообеспечения);

эвристический (исходя из общественного мнения или с позиции самого респондента определяется недостаточность управления жизнью);

Попечительство , в отличие от социальной помощи, ориентировано на индивидуальную нуждаемость. Оно осуществляется органами опеки за счет бюджетных ассигнований, пожертвований и спонсорской помощи.

Социальное обслуживание – это деятельность юридических лиц по оказанию социальной поддержки и материальной помощи; предоставлению бытовых, медицинских, психолого-педагогических и правовых услуг; созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, оказавшихся в трудной ситуации. Оно основано на принципах адресности, гуманизма, социальной справедливости и равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности.

В систему социального обслуживания входят государственные органы, осуществляющие управление в данной области; центры социального обслуживания различных категорий населения (семей, детей, молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и т. п.); социально-реабилитационные центры и приюты; специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы); центры психолого-педиатрической помощи, социальной помощи на дому, а также временного пребывания и патронажа; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты и др.); геронтологические центры; организации, изготавливающие средства реабилитации; реабилитационно-трудовые мастерские; физические и юридические лица, предоставляющие социальные услуги в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством.

Социальное обслуживание осуществляется на безвозмездной и возмездной договорной и недоговорной основе за счет средств бюджетов; специальных фондов; средств, получаемых от платы за предоставление социальных услуг; благотворительных взносов и спонсорства юридических и физических лиц.

Схематично финансовый механизм социальной защиты населения показан на рисунке 11.1

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ

Финансовый аспект социальной защиты

Социальное обеспечение

Характер

Государственное

Солидарный

Либеральная

Система Бисмарка

Социальное страхование

Система Бевериджа

Социально-демократическая

Медицинское страхование

Социальное обслуживание

Попечительство

Социальная помощь

Накопительный

Негосударственное

Консервативная

Рисунок 11.1 – Организация социальной защиты населения

11.2. Государственное социальное страхование

В экономическом аспекте страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для возмещения ущерба, оказания помощи или для социального содержания в связи с наступлением определенных событий. Оно выступает в двух обособленных формах – социального страхования и страхования определенных объектов в связи с непредвиденными и чрезвычайными событиями. В Республике Беларусь страхование регламентировано законами «Об основах государственного социального страхования» и «О страховании» (1993 г.).

Социальному страхованию присущи следующие признаки:

– страховые взносы являются централизованными доходами государства (бюджетные фонды относятся к государственной форме собственности, порядок установления и уплаты взносов регламентирован государством) или доходами негосударственных специализированных фондов;

– страховые взносы представляют собой обязательные платежи: из фонда оплаты труда работодателей, заработной платы работников; суммы сокрытых, заниженных или не внесенных в установленный срок платежей (взыскиваются в принудительном порядке);

– страховые взносы, аккумулируемые в специальных фондах, используются целенаправленно;

– страховым взносам присущ возвратный характер, при этом возвратность может быть адекватна или не адекватна уплаченным суммам (в зависимости от существующей в государстве модели социальной защиты);

– привлекаемые страховые взносы могут быть обезличены либо персонифицированы;

– временно свободные средства могут инвестировать для получения дополнительных доходов.

Организация социального страхования базируется на принципах всеобщности, универсальности, комплексности, самоуправления, гарантированности пособий, пенсий и других выплат в соответствии с законодательством, равенства граждан в праве на социальное страхование, дифференциации условий и размеров пенсий, пособий и др. В странах с рыночной экономикой к ним добавляется принцип самоокупаемости.

Система социального страхования может быть как государственной, так и негосударственной, но в обоих случаях она предназначена для обеспечения, восстановления и сохранения трудоспособности работников, а также обеспечения нетрудоспособных лиц. Материальной основой при этом выступают специализированные фонды денежных средств. В Республике Беларусь система социального страхования в настоящее время представлена двумя фондами: Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и государственным фондом содействия занятости.

Фонд социальной защиты населения (ФСЗН ) был образован в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10 июня 1993 г. № 2367-XII на базе пенсионного фонда и фонда социального страхования. Он функционирует с 1 июля 1993 г., являясь самостоятельной финансово-кредитной организацией при Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь. До 2003 г. (включительно) ФСЗН оставался внебюджетным фондом, а с 1 апреля 2004 г. его денежные средства вошли в состав бюджета, с 1 января 2010 г. ФСЗН является внебюджетным фондом.

В своей деятельности ФСЗН опирается на Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», вступивший в силу с 1 апреля 1995 г.

Главными задачами фонда являются:

– финансирование расходов на пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

– сбор страховых взносов;

– расширенное воспроизводство средств фонда на принципах самофинансирования;

– международное сотрудничество в области социального страхования.

Функциями ФСЗН являются:

– методическая и организационная работа по установлению порядка платежей и размеров страховых взносов;

– контроль за поступлением и расходованием средств, деятельностью структурных подразделений фонда;

– координация работы структурных подразделений и методическая помощь им;

– обеспечение капитализации средств фонда и привлечение добровольных и благотворительных взносов;

– совершенствование государственного социального страхования;

– организация получения информации по всем категориям плательщиков;

– ведение бухгалтерской и статистической отчетности и ответственность за ее достоверность;

– определение совместно со всеми структурами, деятельность которых связана с социальной защитой населения, направлений расходования дополнительных средств, поступающих в фонд.

Средства ФСЗН складываются из обязательных взносов работодателей и граждан, доходов от коммерческой деятельности (в основном от капитализации денежных средств), добровольных пожертвований, поступлений по регрессным искам. Размер обязательных страховых взносов нанимателей и граждан устанавливается в зависимости от фонда заработной платы. Тариф страхового взноса, составляющий 34%, включает 28% обязательных взносов на пенсионное страхование и 6% – на социальное. Такое деление обусловлено динамической тенденцией в расходовании средств ФСЗН на выплату пенсий и пособий. Уплата названных взносов производится единым платежом в размере 34% плюс 1% с работающих граждан на пенсионное страхование.

Индивидуальные предприниматели вошли в состав обязательных плательщиков в ФСЗН с 1 августа 2002 г. в соответствии с Декретом президента Республики Беларусь от 25 июля 2002 г. № 18 и Указом Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 497. Они должны уплачивать не мене 35% величины утверждаемой в установленном порядке величины минимальной заработной платы.

Средства из ФСЗН расходуются на следующие цели:

– выплату пенсий по возрасту, инвалидности, за выслугу лет, по потере кормильца, социальных пенсий;

– выплату пособий по беременности, рождению ребенка и уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, по болезни и временной нетрудоспособности, на погребение, по уходу за инвалидом первой группы и ребенком-инвалидом до 18 лет, на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных или больных СПИДом.

Помимо этого, в соответствии с международными договорами из ФСЗН выплачиваются пенсии гражданам, выезжающим за пределы республики, а также финансируются расходы:

– на оздоровление трудящихся;

– на повышение социальных пенсий в связи с изменением индекса стоимости жизни и ростом заработной платы;

– на оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

– на обеспечение текущей деятельности фонда и возмещение расходов по оформлению регрессных исков.

11.3. Основные направления расходования средств на социальное обеспечение и

источники их финансирования

Основная доля расходов на социальное обеспечение финансируется за счет средств государственного бюджета и Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Бюджетные средства расходуются следующим образом:

– на социальную помощь особо нуждающимся гражданам (оплату протезно-ортопедических изделий, средств передвижения для инвалидов; пособия семьям погибших военнослужащих);

– на пенсии и пособия работникам органов госбезопасности, прокуратуры, судов, правоохранительных органов и военнослужащим;

– на специальные социальные программы и мероприятия;

– на пособия гражданам и семьям, воспитывающим детей (в возрасте от 3 до 18 лет), приобретение комплекса вещей первой необходимости при рождении близнецов;

– на прочие мероприятия (создание информационной системы по социальному обеспечению, расходы на оплату бланков документации для выплаты пенсий и пособий).

За счет средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь оплачиваются различные виды пенсий, пособий по временной нетрудоспособности; пособия семьям, воспитывающим детей, и другие виды пособий и компенсаций.

Более 78% расходов ФСЗН приходится на выплату пенсий.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» гражданам могут назначаться приведенные ниже виды пенсий.

Трудовые пенсии назначаются по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед Республикой Беларусь.

Социальные пенсии назначаются нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию.

Право на пенсию по возрасту имеют мужчины по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

На размер пенсии влияют два фактора: величина средней заработной платы рабочих и служащих в республике и индивидуальный коэффициент осовременивания заработка пенсионеров.

Индивидуальный коэффициент заработка рассчитывается в виде соотношения ежемесячного фактического заработка пенсионера за любые 9 лет из последних 19 лет работы и средней заработной платы рабочих и служащих в республике в тех же месяцах.

Для исчисления пенсии принимается откорректированный заработок в размере, не превышающем 130% средней заработной платы рабочих и служащих в республике. При этом необходимо его ограничить следующим образом: первые 10% от указанной величины (т. е. от 130% средней заработной платы рабочих и служащих) защитываются полностью в размере 100%, а каждые последующие 10% – соответственно в размерах 90, 80, 70, 60, 50, 40, 30, 20 и 10%.

Пенсии по возрасту назначают в размере 55% заработка для исчисления пенсии. Основной размер пенсии по возрасту повышается за счет надбавки в размере 1% за каждый полный год работы сверх 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, но не более чем на 20%.

В связи с ростом средней заработной платы рабочих в республике осуществляется перерасчет пенсий. Однако перерасчет производится только в том случае, если средняя заработная плата рабочих и служащих возросла более чем на 15% по сравнению с ее величиной, примененной при предыдущей корректировке.

Пенсии по инвалидности назначают в случаях трудового увечья, профессионального заболевания, общего заболевания, приведших к инвалидности. пенсии по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания назначают независимо от стажа работы. Пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания назначают при наличии стажа работы на момент наступления инвалидности (таблица 11.1).

Таблица 11.1 – Данные для расчета пенсии по инвалидности

Стаж работы, лет

От 32 лет до 31 года

От 26 до 36 лет

От 31 года до 36 лет

От 36 лет до 41 года

От 41 до 51 года

От 46 лет до 51 года

От 51 года до 56 лет

От 56 лет до 61 года

От 61 года и старше

Пении по инвалидности назначаются в следующем размерах: инвалидам I группы – 75%, инвалидам II группы – 65%, инвалидам III группы – 40% заработка для исчисления пенсии.

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении. Пенсии назначают на каждого нетрудоспособного члена семьи в размере 30% заработка для исчисления пенсии.

Пенсии за выслугу лет устанавливают отдельным категориям граждан, занятым на работах, выполнение которых ведет к утрате профессиональной трудоспособности. Пенсии за выслугу лет назначают работникам авиации и летно-испытательного состава, отдельным категориям медицинских и педагогических работников, артистам, спортсменам, работникам следственного аппарата прокуратуры.

Пенсии за особые заслуги перед республикой устанавливаются специальной правительственной комиссией лицам, удостоенным почетных званий, наград; лауреатам Государственных премий Республики Беларусь; выдающимся спортсменам; народным депутатам; членам Правительства Республики Беларусь.

Значительные средства Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь расходуются на выплату пособий по временной нетрудоспособности.

Пособия по временной нетрудоспособности выплачивают в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, беременности и родов, ухода за больным членом семьи, санаторно-курортного лечения, карантина.

Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный и оформленный в установленном порядке.

Пособия по временной нетрудоспособности выплачивают в размере 80% среднего заработка за первые 6 рабочих дней и в размере 100% среднего заработка за последующие дни нетрудоспособности.

Пособия по временной нетрудоспособности выплачивают с первого дня утраты трудоспособности в размере 100% среднего заработка следующим категориям:

– инвалидам войны и другим инвалидам, приравненным к ним по льготам;

– участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и лицам, проживающим в зоне эвакуации, первоочередного и последующего отселения;

– воинам-интернационалистам;

– лицам, имеющим на иждивении 3 или более детей до 18 лет.

Пособия по временной нетрудоспособности исчисляется из среднего заработка за последние 2 месяца, предшествующих месяцу, в котором наступила нетрудоспособность. В заработок для исчисления пособия включаются выплаты, на которые начисляются взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Для ограничения пособия по временной нетрудоспособности применяется сумма 2 средних заработных плат рабочих и служащих в республике в месяце, предшествующем месяцу начала нетрудоспособности.

В соответствии с законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» выплачивают следующие основные виды пособий:

– в связи с рождением ребенка;

– по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;

– на детей в возрасте от 3 до 18 лет (учащихся до 18 лет);

– одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 1,5 лет;

– по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и др.

Часть социальной политики, обращенная к нуждающемуся насе­лению, выступает в форме социальной защиты или помощи. Меха­низм социальной защиты складывается из следующих элементов.

1. Определение критерия бедности в потреблении людей.

Для этого рассчитывается минимальный прожиточный уровень в разрезе отдельных категорий населения и территорий страны: детей, взрос­лых, пожилых, севера, юга и т.д. В основу расчета берется минимальная потребительская корзина, включающая стоимость набора продуктов питания, непродовольственных товаров, услуг и расходов по обязательным платежам. Так, средний минимальный прожиточный уровень гражданина РФ за IV квартал 2002 г. составлял 1893 руб. в месяц, в том числе: трудоспособного человека - 2065 руб., пенсионера - 1432 руб. и детей - 1880 руб.

2. Определение денежных и натуральных доходов населения на ОС­новании различных обследований и персонального учета матери­ального положения граждан в соответствующих структурах. Это не­простая задача, так как нет однозначного мнения и четкого меха­низма расчета заработной платы.

В России применяется несколько методик определения заработ­ной штаты: для начисления пенсии, для публичного объявления и международного сравнения. При этом заработная плата устанавлива­ется различными министерствами и ведомствами; Государственным комитетом по статистике, Министерством труда и социального развития РФ, Пенсионным фондом РФ и др. Какие из них достоверные - ска­зать трудно. Так, в октябре 2002 г. начисленная средняя заработная плата в России определена в 4646 руб. Для большинства занятого населения периферийных регионов эта «непонятная» сумма состав­ляет предел мечтаний. Более известна среднемесячная заработная плата страны для исчисления государственных пенсий в размере 1671 руб. (III-IV кварталы 2001 г.). С 1 мая 2002 г. в стране дейст­вуют минимальный размер оплаты труда в 450 руб. и расчетная став­ка первого разряда в 300 руб., что соответственно в 10 и 15 раз меньше средней заработной платы. С каждым месяцем разрыв неук­лонно возрастает. Еще сложнее определить натуральные доходы.

3. Выявление категорий бедного и неимущего населения путем со­поставления их реальных доходов (имущества) с минимальным прожиточным уровнем. Граждане с доходами ниже прожиточного уровня считаются необеспеченными, а поэтому выступают объек­том социальной помощи. По данным Госкомстата, во II квартале 2002 г. в России доля неимущего и бедного населения составляла 42,2 млн человек, или 32%.

По оценкам экспертов, в стране насчитываются миллионы пересе­ленцев, беженцев, бомжей и детей-беспризорников, которые, как ни­кто другой, нуждаются в государственном социальном обеспечении.

4. Разработка технологии социальной помощи, выбор источников, методов, способов дотирования бюджетов малообеспеченных граждан.

5. Финансирование бедного и неимущего населения.

6. Мониторинг механизма и эффективности социальной помощи гражданам.

Ассигнования на социальную помощь осуществляются го федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также государст­венных социальных внебюджетных фондов и прежде всего Фонда социаль­ного страхования. Структура федеральных расходов отражена в табл. 19.4.

Таблица 19.4

Расходыфедеральногобюджетана социальную помощь в 2002-2003 гг, млн руб.

Показатель 2002 2003
% Сумма %
Сумма
Социальная помощь, всего 34 256 100 41 322 100
В том числе
Учреждения социального обеспечения и
службы занятости, из них: 3892 11,4 4293 10,4
территориальные органы 3727 10,9 4068 9,8
Возмещение вреда инвалидам вследствие
Чернобыльской и других радиационных
аварий 1779 5,2 1812 4,4
Программы ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций 6954 20,3 7050 16,9
Прочие ведомственные расходы в
социальной политике 902 2,6 1212 2,9
Ведомственные расходы в социальном
обеспечении 7120 20,8 7891 19,1
Выплаты пособий по безработице, сти-
пендий и прочие выплаты безработным
гражданам 10 627 31,0 14 826 35,9
Мероприятия по содействию трудоуст-
ройству населения 816 2,4 1313 3,2
Профессиональное обучение и профессио-
нальная ориентация безработных граждан ФЦП «Старшее поколение» 960 2,8 1135 2,7
ФЦП «Социальная поддержка инвалидов» ФЦП «Дети России»
387 1,1 327 0,8

Расходы федерального бюджета на социальную помощь делятся на три категории: 1) затраты по занятости населения (пособия по безра­ботице, трудоустройство и профессиональное обучение); 2) расходы на ликвидацию последствий радиационных аварий (Чернобыльской и др.); 3) затраты на содержание учреждений социальной сферы.

Социальная помощь гражданам регулируется положениями за­конодательных актов различных уровней власти, в том числе феде­ральными законами «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»’ и др.

Расходы бюджетов субъектов РФ на социальную политику не решают задач пенсионного страхования и миграционной политики и, по существу, сводятся к социальной помощи. Рассмотрим их структу­ру и динамику на примере Нижегородской области (табл. 19.5). За три года сумма расходов на социальную политику увеличилась в 3,3 раза, что обусловило повышение их доли в областном бюджете с 9,9 до 12%. Соответственно возросли затраты на социальные мероприятия и изменилась их структура. Если в 2000 г. основная часть средств областного бюджета направлялась на государственные пособия граж­данам, имеющим детей (69%), и на содержание учреждений соци­ального обеспечения (29%), то в 2003 г. на них ассигнуется лишь 20% и 10,6% соответственно. Большая часть средств отводится на реали­зацию льгот, установленных федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в РФ», по бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований.

Таблица 19.5

Расходы областного бюджета Нижегородской области на социальную политику в2№0~2003 гг., млнруб.

Показатель 2000 2002 2003
Социальная политика, всего 616,6 2108 2074
В % к расходам бюджета 9,9 15,5 12
В том числе
177,9 226 221
Социальная помощь 11,2 62 22
Молодежная политика 0,4 - -
имеющим детей 427,1 577 423
Прочие мероприятия в области соци­
альной политики - 1243 1393

Столь значительное преобразование структуры ассигнований на социальную политику обусловлено изменением правил бюджетной

«игры», состоящем в перераспределении отдельных расходов между федеральным, субъектными и местными бюджетами.

Аналогичные изменения произошли в динамике и структуре расходов на социальную политику местных бюджетов. Темпы роста социальных расходов городского бюджета г. Нижнего Новгорода значительно уступают темпам изменения областного и федерального бюджетов (табл. 19.6). Общий прирост за три года составил 380%, что привело к повышению их доли с 2,4 до 7,4%. При этом затраты на учреждения социального обеспечения и социальную помощь увеличились в 2 раза. Большая часть социальных расходов в 2003 г. используется на прочие расходы (дотации ЖКХ).

Таблица 19.6

Расходы на социальную политику городского бюджета г. НижнегоНовгородав2000-2003 гг.,млнруб.

Показатель 2000 2002 2003
Социальная политика, всего 105,3 135,5 504
В % к расходам бюджета 2,4 2,3 7,4
В том числе
Учреждения социального обеспечения 42,9 87,6 90
Социальная помощь 24,1 46,3 47
Молодежная политика 0,5 1,6 0,3
Государственные пособия гражданам,
имеющим детей 37,7 - -
Прочие расход^! (дотации ЖКХ) - - 366

Сдвиги в структуре расходов на социальную политику произошли вследствие изменения порядка движения бюджетных потоков: перевода выплат государственных пособий гражданам, имеющим детей, в вышестоящие бюджеты, а затрат на молодежную политику - в местные бюджеты.

В условиях становления рыночной экономики государство ис­пользует новые социальные институты, адекватные формирующим­ся условиям жизнедеятельности населения. Важнейший из них - система социального обслуживания населения - это деятельность по оказанию различных видов социальных услуг престарелым, инвали­дам, многодетным, неполным и молодым семьям, другим категори­ям малообеспеченных граждан. Основу государственной деятельно­сти составляет сеть стационарных учреждений защиты населения (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома-интернаты для малолетних инвалидов, центры социальной помощи населению, отделения социальной помощи на дому), а также принципиально новые, нестационарные формы социального обслуживания (терри-

ториальные социальные центры, центры социальной помощи семье и детям, службы срочной социальной помощи и др.).

Государство применяет различные методы бюджетного финан­сирования социальной политики: 1) сметный порядок финансиро­вания учреждений; 2) программно-целевой метод решения наиболее важных и приоритетных задач; 3) адресная социальная помощь пу­тем выплаты пособий тем категориям населения, которые в этом реально нуждаются.

При сметном методе финансирование учреждений строится на основании индивидуальных смет. Каждое учреждение социального обслуживания составляет смету расходов с обязательными прило­жениями расчетов по каждой статье затрат, осуществляемых в соот­ветствии со следующими оперативно-сетевыми показателями: ко­личеством мест, количеством обслуживаемых, числом дней функ­ционирования, количеством койкодней, количеством штатных еди­ниц на начало, конец года и в среднем за год (месяц) и др.

Смета социального учреждения складывается из текущих и ка­питальных затрат и включает следующие основные расходы:

Рассмотрим порядок составления сметы на примере городского дома-интерната для инвалидов.

Затраты на оплату труда определяются на основе действующих законодательных и нормативных актов по оплате труда. Размеры должностных окладов медицинских работников, хозяйственно­обслуживающего персонала и служащих устанавливаются в соответ­ствии с тарификационными разрядами и тарифным коэффициен­том, а также с учетом размеров различных надбавок за особые ус­ловия труда. Затем делением месячного фонда заработной платы на количество должностей рассчитывается среднемесячная ставка за­работной платы по группам персонала. Годовой фонд оплаты труда исчисляется на основе среднегодового числа штатных единиц. Пла­нируются дополнительные затраты на оплату работы в праздничные дни, ночное время, привлеченных консультантов.

Начисления на оплату труда планируются в виде единого соци­ального налога.

Значительную долю в смете занимают затраты на предметы снаб­жения и расходные материалы, включающие канцелярские и почтовые расходы, расходы на приобретение литературы, содержание транспор­та текущий ремонт здания, прочие хозяйственные расходы. Расходы на коммунальные транспортные и другие услуги планируются в сумме заключенных договоров с учетом фактических затрат в предыдущие годы.

В связи со спецификой социальных учреждений планируются расходы на питание, медикаменты и медицинский инструментарий. Средства на питание определяются на основании утвержденных норм на одного обслуживаемого в день и количества койкодней.

Необходимые средства планируются на приобретение одежды, белья, обуви, спецодежды для работников (медработников, поваров, подсобных рабочих и др.). Их расчет ведется на основе норм расхо­дов на койку в год, с учетом фактического использования и переч­ня списываемого мягкого инвентаря.

В командировочные и служебные расходы входит оплата проез­да сотрудников по служебным делам. Эти расходы устанавливаются не выше фактических расходов за предыдущий год с учетом инфля­ции и изменения тарифов на соответствующие услуги.

Средства для текущего ремонта оборудования и инвентаря используются на приобретение мебели, медицинского и кухонного оборудования, хозяйственного инвентаря.

Итог перечисленных расходов составляет сумму текущих расхо­дов организации. Затем планируются возможные трансферты и не­обходимые капитальные вложения. Общая смета проверяется, кор­ректируется и утверждается соответствующим органом управления и принимается к исполнению.

Исполнение смет ведомственных учреждений социальной по­мощи осуществляется весьма напряженно. В полном объеме, хотя и не регулярно, финансируется лишь оплата труда. Другие статьи обеспечиваются ресурсами частично. В этой связи многие социаль­ные учреждения вынуждены заниматься частичным самофинанси­рованием за счет формирования внебюджетных средств.

В современных условиях широкое распространение получил программно-целевой метод финансирования социальной политики. Его использование на федеральном и региональном уровнях позво­ляет рационально решать важнейшие проблемы социальной помо­щи населению. Однако на практике о нем сложилось двойственное мнение, особенно в отношении федеральных целевых программ регионального развития. Высказываются мнения, с одной стороны, о необходимости их ликвидации, а с другой - о максимальном ис­пользовании. В качестве недостатков указываются: расплывчатость целей, слабое финансирование, большое количество программ, дифференцированность распределения ресурсов между субъектами,

низкая эффективность бюджетного контроля за средствами и др. В результате при формировании бюджета на 2002 г. по инициативе Правительства РФ были отменены все ранее действующие феде­ральные целевые программы регионального развития и утверждены шесть новых, в том числе «Сокращение различий в социально­экономическом развитии регионов РФ на 2002-2010 гг. и до 2015 г.», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг.».

На федеральном уровне программно-целевой метод реализуется в таких федеральных целевых программах, как «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 г.», «Старшее поколение на 2002-2004 гг.», «Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 гг.», «Дети России» (2002-2004 гг.), «Развитие социально-экономической базы возрождения российских немцев на 1997-2006 гг.» и др.

Адресный метод состоит в ассигновании средств конкретным ка­тегориям лиц в виде пенсий, пособий, компенсаций, например: ком­пенсационные выплаты женщинам, имеющим детей, выплаты посо­бий по безработице, стипендий и прочих пособий безработным гра­жданам; расходы на перевозку несовершеннолетних, самостоятельно ушедших из семей, детских домов, интернатов. Это наиболее эффек­тивный способ решения конкретных социальных проблем.

Реорганизация внебюджетного фонда занятости вызвала значи­тельное изменение структуры расходов федерального бюджета на социальную помощь. В 2002 г. около 40% затрат на социальную помощь планировалось для финансирования мероприятий по заня­тости населения. Основными из них являются:

1) выплаты пособий по безработице, стипендий и прочие вы­платы безработным гражданам;

2) мероприятия по содействию трудоустройству населения, в том числе:

Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда;

Организация общественных работ;

Организация временного трудоустройства безработных граждан;

Социальная адаптация безработных на рынке труда;

Содействие самозанятости населения;

3) профессиональное обучение безработных граждан;

4) профессиональная ориентация безработных граждан;

Наибольшие расходы производятся на выплату пособий по без­работице, профессиональное обучение и содержание органов служ­бы занятости.

Пособие по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца, если граж­дане в течение года до безработицы имели оплачиваемую работу не ме­нее 26 календарных недель. В других случаях пособие выплачивается в размере 20% прожиточного минимума, но не ниже 100 руб. Продолжи­тельность выплаты пособия не должна превышать 12 месяцев в суммар­ном исчислении в течение 18 месяцев.

Стипендия в период профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки устанавливается в размере 75% среднего заработка за последние три месяца работы, но не выше прожиточного минимума субъекта РФ и не ниже 20% минимума. Минимальный размер стипендии не должен быть ниже 100 руб.

Все виды пособий и выплат безработным гражданам подлежат индексации в установленном порядке.

Значительная часть расходов на социальную помощь федераль­ного бюджета и большая доля территориальных бюджетов распре­деляются через систему адресных выплат пособий особо нуждаю­щимся категориям населения: инвалидам, ветеранам военных кон­фликтов и детям. Порядок оказания им финансовой помощи опре­делен соответствующими федеральными законами «О государствен­ных пособиях гражданам, имеющим детей», «О ветеранах», «О со­циальной защите инвалидов в РФ» и др.

Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляется за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Из федерального бюджета в установленном порядке для граж­дан, занятых на контрактной военной службе в федеральных мини­стерствах и других федеральных органах исполнительной власти, финансируются: пособие по беременности и родам; единовремен­ное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учрежде­ниях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по ухо­ду за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесяч­ное пособие на ребенка.

Из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ гражданам, обучающимся с отрывом от производства в образова­тельных учреждениях, предоставляются: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.

Из бюджетов субъектов РФ выплачивается ежемесячное посо­бие на ребенка.

Пособие по беременности и родам назначается за период в 70 дней до родов и 70 (при осложненных родах - 86, рождении двух или более детей - 110) после родов в размерах:

Среднего заработка женщинам, занятым в государственных структурах;

Минимального размера оплаты труда (300 руб. с 1 января 2002 г.) - женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организа­ций в течение 12 месяцев, предшествующих дню признания их без­работными;

Стипендии - женщинам, обучающимся с отрывом от про­изводства;

Денежного довольствия - женщинам, проходящим военную службу по контракту.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в меди­цинских учреждениях в ранние сроки беременности, устанавливает­ся в размере 300 руб.

Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в размере десятикратного минимального размера оплаты труда.

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается в размере мини­мального размера оплаты труда, а уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до полутора лет в связи с ликвидацией организации - в размере 500 руб.

Ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет (на учащегося обще­образовательного учреждения до 18 лет) выплачивается в размере 70% минимального размера оплаты труда. На детей одиноких мате­рей пособие увеличивается на 50%.