Натуральное возмещение повысило убыточность осаго. Взносы по осаго

Как страховщики Татарстана решают проблемы убыточности ОСАГО, чем грозит тотальная зачистка рынка страхования в эфире радио «Эхо Москвы» в Казани «Реальное время» обсудило с вице-президентом ассоциации страховщиков РТ Рустемом Сабировым и директором филиала «Ингосстраха» в РТ Игорем Волчковым.

Проблемный ОСАГО

В Татарстане ОСАГО все еще убыточный вид страховых услуг. Но убыточность не надо путать с уровнем выплат, заявил Волчков:

Чтобы клиенты понимали, в чем разница. Уровень выплат - это сколько компания онлайн сейчас собирает денег и сколько она выплачивает. Убыточность - это сколько компания несет ответственность, какой объем ответственности несет. Если мы прекращаем продавать ОСАГО, получать страховые премии - мы еще целый год несем ответственность за полисы, которые проданы, мы еще целый год выплачиваем - это нужно понимать.

Убыточность по РТ в среднем около 120-130 процентов. Грубо говоря, на каждый рубль собранных денег страховая компания выплатит в различные фонды - вот на рубль, примерно, рубль тридцать, тридцать пять выплат, - пояснил Игорь Волчков (на фото на постере) .

По словам эксперта, если у компании в портфеле порядка 60-70 процентов занимает ОСАГО, компания ежегодно получает убытки, не имеет возможности создавать страховые резервы, чтобы производить выплаты, когда снизятся страховые премии. Строится такая пирамида. Примеры этих пирамид есть. Из последних - «АСКО », одна из старейших, которая была в РТ. Изменилась структура портфеля, ОСАГО стало преобладать, особенно суперубыточный регион в Татарстане - Набережные Челны. Итог - то, что случилось.

Чтобы выбрать компанию-страховщика, клиенту нужно смотреть на структуру бизнеса. Если компания работает только по ОСАГО - это однозначно пирамида:

У компании должны быть деньги, которые она может вырвать из бизнеса, чтобы закрыть дыры в ОСАГО, осуществлять выплаты. Почему крупные компании не отказываются от ОСАГО, несмотря на убытки? Есть долгосрочная стратегия развития у крупных компаний. Назову свою компанию, «Ингосстрах», и ряд других, которые понимают, что мы - компания для народа. Будет некрасиво и неправильно, если мы не будем брать ОСАГО, потому что это невыгодно. Мы считаем, что в течение года-двух-трех ситуация изменится, поэтому мы несем некие жертвы, чтобы автомобилистам во всех регионах страны было выгодно страховаться, - заметил Игорь Волчков.

Если компания работает только по ОСАГО - это однозначно пирамида, предостерегли радиослушателей эксперты

Исправить ситуацию, по мнению гостя эфира, может изменение системы в корне:

Нужно тариф отпустить и сделать его рыночным, и все становится на свои места. 95 процентов клиентов не попадают в ДТП. За ними будут бегать страховые компании и предлагать пониженный тариф, потому что им такие клиенты нужны. А для владельцев транспортных средств, которые злостные мошенники, страховая компания будет иметь право повысить тариф в 5-15 раз.

И тогда страховая компания, преследуя свои нормальные цели, избавляется от невыгодного бизнеса, меньше начинает платить и ей соответственно нужно собрать меньше денег для хорошего финансового результата с хороших автолюбителей. Если средний полис 6 000 рублей, для хорошего водителя он будет 4 000, для злостного нарушителя 50 000 рублей, - пояснил Волчков.

По его словам, постепенно вводить новые правила могут начать уже с лета 2018 года.

Натуральное ОСАГО

По оценкам гостей студии, 95 процентов автовладельцев порядочные клиенты. Им важно, чтобы страховая компания быстро и качественно отремонтировала поврежденную машину и взяла на себя все заботы.

Когда страховое сообщество предлагало это сделать - условия были одни. Центробанк ввел ряд ограничений, и все кардинально изменилось. Урегулирование методом ремонта, страховые компании считали, что они таким образом отсекут мошенников и выйдут на некую точку возможной безубыточности при урегулировании убытков. Что произошло? Были введены некоторые положения, которые позволяют тем же мошенникам уйти от возмещения методом ремонта, лазейки.

Рустем Сабиров (на фото - справа) отметил, что любой клиент может обратиться в суд по вопросу некачественного ремонта. В этом заинтересованы и хорошие страховые компании

Второй момент, когда утвердили, что ремонт должны проводить новыми запчастями. Приведу пример - не думайте, что я учу вас как надо поступать. Машине, например, 10-15-20 лет, она вся прогнила. Устраивают искусственное ДТП и страховая компания должна будет этот сгнивший автомобиль, неважно в каком он был состоянии, восстановить до нового Ferrari - в кавычках говорю. Вы же понимаете, эта ситуация ненормальная, провоцирует даже добросовестных клиентов заниматься такими вещами. Страховая компания имеет возможность также выплачивать деньгами, ситуация осталась та же - с учетом износа выплачиваются деньги. Добропорядочные клиенты - под 40 процентов - ремонтируют по ОСАГО, мы ремонтируем в ТТС, «Кан-Авто», «Барс-Авто», это не реклама, это наши партнеры. Мы не ищем ремонт «в гаражах» - мы несем ответственность, - говорит Волчков.

В компании не уточнили, о каких именно страховщиках идет речь

МОСКВА, 15 ноября. /ТАСС/. Комбинированный коэффициент убыточности-нетто, отражающий эффективность бизнеса (выше 100% — убыток), у четырех страховых компаний из 10 крупнейших по ОСАГО превысил 100%, что означает для них абсолютную убыточность по этому виду бизнеса. Об этом говорится в обзоре страхового рынка рейтингового агентства «Эксперт РА» за первое полугодие 2017 года.

«По итогам первого полугодия 2017 года у четырех компаний из топ-10 по ОСАГО комбинированный коэффициент убыточности-нетто по этому виду превысил отметку 100% (против двух компаний по итогам 2016 года), что говорит об абсолютной убыточности ОСАГО для этих страховщиков и необходимости компенсировать убытки от ОСАГО за счет доходов от других видов страхования, что негативно отражается на рентабельности страхового бизнеса», — говорится в обзоре.

Эти компании в «Эксперт РА» не назвали, пояснив, что оценка основана на непубличных данных.

Этот коэффициент за полугодие показал рост у семи крупнейших страховщиков ОСАГО из 10, но трем компаниям удалось добиться его снижения «исключительно за счет существенного снижения расходов на ведение дела», отмечается в документе.

По данным ЦБ РФ, в десятку крупнейших страховщиков ОСАГО по сборам по итогам полугодия входят «Росгосстрах», «РЕСО-Гарантия», «Ингосстрах», ВСК, «АльфаСтрахование», «Согаз», «Согласие», «Ренессанс страхование», «Югория», МАКС.

Как ранее сообщали в ЦБ, комбинированный коэффициент убыточности ОСАГО на рынке в целом по итогам второго квартала 2017 года вырос на 26,8 п.п. и достиг 118,5%.

Мнение Госдумы: убыточность ОСАГО вызвана самими страховщиками

Вчера мы рассказали об инициативах Госдумы по обеспечению дорожной безопасности, но отдельным пунктом в работе депутатов стало изучение убыточности ОСАГО из-за так называемых автоюристов, на которую постоянно жалуется Российский союз автостраховщиков (РСА). Действительно, можно ли считать аферистами людей или организации, помогающие потерпевшим участникам ДТП на законном основании получать со страховой компании сумму полного покрытия ущерба?

Появлению этой услуги способствовали сами страховщики, затягивающие со сроками рассмотрения заявлений о страховых случаях и занижающие выплаты. Для защиты своих интересов автомобилисты стали обращаться за помощью к юристам. Тем временем всевозможные зачистки рынка от «сомнительных» страховых компаний привели к массовому сокращению юридически подкованных специалистов, которые отчасти пополнили ряды автоюристов, взяв на вооружение несколько усовершенствованных механизмов посредничества.

Главный вопрос, который заинтересовал депутатов Госдумы, в том, насколько обоснованны жалобы на мошенников-автоюристов, из-за которых страховщики якобы несут колоссальные убытки. Думский комитет в лице заместителя председателя Вячеслава Лысакова даже направил обращение в МВД - копия официального документа с информацией от ведомства оказалась в распоряжении Авторевю.

Согласно проведенным проверкам и информации от Центрального банка РФ за 2016 год, по решению судов страховые компании выплатили по ОСАГО 26,3 млрд рублей, причем 90% убытков в данном секторе сосредоточено в компании Росгосстрах. Тем не менее убыточность здесь вызвана не пресловутыми аферистами, а стремительным сокращением количества проданных полисов автогражданки (на шесть миллионов штук!) и предельно высокими судебными выплатами (около 23 млрд рублей). В отчете МВД приводятся данные о превышении выплат по сравнению со страховыми премиями на 16 млрд рублей! Такие издержки и негативный опыт одной компании, по мнению самого ведомства, беспричинно объявляются Всероссийским союзом страховщиков (ВСС) ущербом для всего рынка ОСАГО. Тем временем ситуация с Росгосстрахом до сих пор остается достаточно темной, потому как решение МВД о проверке деятельности страховой компании до сих пор не одобрено Центробанком.

Интересен и факт, что, по данным ЦБ РФ, за тот же 2016 год в полицию поступило 2600 заявлений о возбуждении дел по уголовным статьям в области страхового мошенничества и подделки полисов. По грубым подсчетам при максимально возможных выплатах 400 тысяч рублей по всем заявленным случаям совокупная сумма выплат составила бы 1,04 млрд рублей. Это всего 0,6% от общей суммы выплат по ОСАГО! Такая ничтожная доля свидетельствует о том, что заявления РСА об убыточности всего рынка ОСАГО из-за автоюристов сильно преувеличены.

Как следствие, заявления, сделанные ранее страховым сообществом об ущербе в 2016-2017 годах на 50-70 млрд рублей из-за действий автоюристов, объективного подтверждения не находят. Более того, изучение уголовных дел, по информации МВД, приводит к тому, что каждое четвертое злоупотребление в области ОСАГО, к сожалению, приходится на самих агентов или сотрудников страховых компаний. Интересен и тот факт, что при разработке мер по противодействию страховому мошенничеству страховое сообщество, по словам чиновников, ни разу не обратилось в МВД России.

Среди предлагаемых мер со стороны МВД для решения сложившейся непрозрачной ситуации на рынке ОСАГО значатся улучшение служб безопасности и юридических служб страховых компаний, поддержка идеи создания отдела страховых детективов и проведения проверок финансовой деятельности страховщика перед его санацией. В Государственной Думе и вовсе назревает решение обратиться к Центральному банку и в Генеральную прокуратру РФ с предложением об оценке правовой позиции РСА в вопросах определения ущерба компенсационному фонду РСА и проведения процедуры компенсационных выплат. Но какие инициативы увидят свет и будут реализованы в будущем, мы пока можем только догадываться.

KPMG: убыточность ОСАГО в 2017 году достигнет максимума за пять лет

Коэффициент убыточности в ОСАГО, по данным KPMG, в 2016 году превысил 80% и, по прогнозам, достигнет 84% в 2017-м, говорится в восьмом ежегодном обзоре страхового рынка в России, подготовленном специалистами по России и СНГ. ЦБ оценивает комбинированный коэффициент убыточности в ОСАГО по итогам 2016 года в 97,8% (без учета расходов на управление).

В обзоре KPMG указывается, что «коэффициент убыточности ОСАГО достиг своего максимального значения за последние пять лет, и дальнейшие прогнозы его динамики пессимистичны». Убыточность ОСАГО продолжают усугублять система продаж РСА «Единый агент», электронные полисы и натуральное возмещение, считают в KPMG. Введение натурального возмещения прибавит к коэффициенту убыточности ОСАГО 7,5%, указывают респонденты.

Убытки страховщиков ОСАГО в этом году могут сократиться до 60 млрд руб. по международным стандартам, заявил исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев. Такую оценку союз дал, опросив страховщиков, пояснил он.

Рост убыточности ОСАГО вынуждает игроков задуматься о том, чтобы сдать лицензии на данный вид страхования: опрошенные руководители страховых компаний предполагают, что в 2017 году этот рынок покинут еще две крупные компании. В 2016 году лидер рынка ОСАГО - компания «Росгосстрах» уже сократила продажи полисов на 20%. За год сдали лицензии на ОСАГО три страховщика: «ВТБ Страхование», «Уралсиб» и «Альянс». «РЕСО-Гарантия», на долю которой приходится около 15% продаж ОСАГО и которую участники рынка прочат в лидеры первого полугодия по продажам, также заявила, что в качестве крайней меры рассматривает уход с рынка ОСАГО.

Высокая рентабельность каско, указывается в обзоре, может привести к усилению конкуренции в данном сегменте. Средний коэффициент убыточности (КУ) по добровольному автострахованию (соотношение совокупного убытка к заработанной премии) составил 79%, его ожидаемая величина по итогам 2017 года - 66%. Данные ЦБ по 2016 году ниже: комбинированный КУ составил 63% (также без учета управленческих расходов страховщиков).

Возможный рост российского рынка страхования респонденты (топ-менеджеры страховых компаний) связывают с новыми технологиями - в это верят 90% опрошенных страховщиков. Опрошенные руководители страховых компаний отмечают потенциал для эффективного применения новых технологий во всех сферах бизнес-процесса: продажах, андеррайтинге и урегулировании убытков.

Минимизировать потери в сегменте автокаско страховщикам дает возможность индивидуальный подход к формированию тарифов в этом виде страхования. Автовладельцу такой подход позволит защитить машину на 7-9 тыс. рублей дешевле. А помогает и тем и другим «умное» страхование, или телематика.

Самые убыточные регионы по ОСАГО: 49 из 85

Две трети российских регионов убыточны по ОСАГО: на конец первого квартала 2017 г. бизнес по ОСАГО в 49 регионах Российской Федерации из 85 приносил убытки, свидетельствует статистика «АльфаСтрахование». Список регионов ниже.

«АльфаСтрахование» подсчитала коэффициент убыточности бизнеса по ОСАГО для регионов Российской Федерации. Коэффициент убыточности показывает, сколько рублей выплатила страховая компания на каждый рубль, заплаченный за полис ОСАГО.

Согласно закону об ОСАГО, чтобы деятельность страховой компании по ОСАГО была безубыточной, коэффициент убыточности в рамках действующих тарифов не должен превышать 77%. Убыточность выше 100% говорит о несомненных убытках в ОСАГО, которые несет страховщик.

Больше года назад, на конец первого квартала 2016 г., в Российской Федерации было 36 регионов, где убыточность превышала 100%. То есть там, где страховая компания начала значительно больше выплачивать, чем собирала. На конец марта 2017 г. число таких регионов – уже 49.

Особенно примечательны Бурятия, где уровень убыточности достигает 653%, и на рубль сборов мы платим 6,5 руб. выплат, Еврейская автономная область, где выплаты достигают 3,2 руб. на каждый собранный рубль, Ингушетия, Ульяновская и Ивановская области, а также Северная Осетия-Алания и Хакасия, где платим от 2 до 3 руб. В этих регионах компания собрала 5,5 млрд руб. премии, а выплатила в них к концу первого квартала по убыткам 8,1 млрд руб. Стоит отметить, что еще год назад в «лидерской» Бурятии коэффициент убыточности достигал «лишь» 432,4%, а в Еврейской автономной области – 247,2%.

Кроме семи перечисленных, в Российской Федерации есть еще 42 региона, где убыточность ОСАГО превышает 100%. Год назад их было «всего» 36. Регионов, где убыточность ОСАГО находится в коридоре 77-100%, осталось всего 19. А еще год назад их было 23.

«Сейчас в полис ОСАГО закладывается огромный дисбаланс между стоимостью запчастей, выплатами серым автоюристам и деньгами, что получает страховая компания и на которые она должна не только создать резервы будущих выплат, но и сформировать зарплатный фонд, оплатить офис, интернет и обеспечить всю необходимую для работы ОСАГО и компании в целом инфраструктуру, — отмечает Денис Макаров, руководитель управления андеррайтинга обязательных видов «АльфаСтрахование». — Существует достаточно много токсичных регионов, где страховые компании несут огромные убытки долгие годы подряд. И сейчас мы понимаем, что остаемся заложниками не только автоюристов, но и инфляции цен на запчасти и стоимость работ, ведь, по признаниям самих автосервисов, многие запчасти за последние три года выросли в цене на десятки процентов, а тарифы остались неизменными — образца 2014-2015 гг. Если ситуация не изменится, вряд ли многим участникам рынка хватит запаса капитала, ликвидности и резервов продолжать подобную борьбу за ОСАГО».

Если брать в разрезе федеральных округов, то среди самых убыточных в 2017 г. — Дальневосточный, Приволжский и Северо-Кавказский (по восемь регионов), на втором месте Центральный и Сибирский (по семь регионов), на третьем месте Северо-Западный и Южный (по четыре региона) и замыкает рейтинг Уральский федеральный округ (три региона).

убыточность осаго

«Бедные» страховщики заработали 48 млрд сверхприбыли на ОСАГО

Компании продолжают получать сверхприбыль на фоне постоянного оттока клиентов - уже каждый девятый автомобилист России ездит без автостраховки.

Страховые компании за 2016-й получили 47,5 млрд рублей сверхприбыли от ОСАГО. Об этом свидетельствует статистика Центробанка России, с которой ознакомился Лайф. Страховщики при этом продолжают заявлять об убыточности ОСАГО, как вида деятельности, и это происходит на фоне оттока клиентов - только в 2016 году полисы отказались покупать 1,4 млн человек. Особо массово бегут автолюбители от лидера российского страхового рынка - «Росгосстраха».

Согласно статистике Центробанка, в 2016 году страховые компании собрали 234,4 млрд рублей, из них на выплаты ушло лишь 172,6 млрд рублей. За вычетом отчислений в фонд Российского союза страховщиков (РСА), расходов на ведение дел, агентских сборов и собственной прибыли страховщики получили в виде сверхприбыли 47,5 млрд рублей.

По закону ОСАГО, из этих денег страховые компании должны формировать резервные фонды на будущее, если ОСАГО вдруг действительно станет невыгодным бизнесом. Однако за всё время существования «автогражданки» (с 2003 года) страховщики так и не сформировали резервных фондов, оправдывая это якобы высокой убыточностью этого вида страхования.

Статистика ЦБ показывает, что в прошлом году особо выпукло очертился тренд, который может привести к тотальному краху «автогражданки» как института. Автомобилисты лавинообразно отказываются от обязательной страховки. Если только за 2016 год число застраховавшихся снизилось на 1,4 млн человек, то по ситуации на 1 января 2017 года в общей сложности на дорогах России уже 3,7 млн водителей без розовых и зелёных полисов. Если учесть 42-миллионный автопарк страны, то получается, что каждый девятый автомобилист России - без автостраховки.

Впервые этот звоночек прозвенел в 2014 году, когда страховщики добились двойного повышения тарифа ОСАГО. Но 200 тысяч человек, ушедших тогда, не идут ни в какое сравнение с ситуацией сегодняшнего дня. Люди бегут из «автогражданки», причём бегут от тех компаний, которые больше всего злоупотребляли своим положением на рынке. Так, «Росгосстрах», безоговорочно доминирующий на рынке автомобильного страхования и ОСАГО, впервые может уступить своё место более сильным игрокам.

Мало того что убыток страховщика (у единственного из ТОП-10) в сфере «автогражданки» по итогам года составил 15,6 млрд руб., так ещё и компания заключила на 6 млн (-38,4%) договоров меньше, чем в прошлом году. Доля рынка «Росгосстраха» снизилась на 11,7% и составила 23,5% по итогам года. У конкурентов из десятки крупнейших компаний прирост страхователей в этом году намного выше роста автопарка, что косвенно говорит - люди выбрали других игроков.

По большей части компания сама виновата в сложившейся ситуации. В 2014–2015 годах регионы сотрясали скандалы с участием местных отделений Федеральной антимонопольной службы (ФАС), представителей властей и автомобилистов с одной стороны и «Росгосстраха» - с другой. Компания не раз подвергалась штрафам, однако инциденты продолжались. Проблема вылечилась только после приостановки лицензии, кроме того, ЦБ пришлось специально внести поправку в ОСАГО, позволяющую вернуть деньги за навязанную страховку.

«Росгосстрах» не смог оперативно прокомментировать итоги года, но в Российском союзе автостраховщиков (РСА) колоссальный убыток лидера рынка списали на убыточность в регионах.

2016 год РСА оценивается как в целом убыточный для сегмента ОСАГО. Не только «Росгосстрах», но и другие страховые компании получают отрицательный финансовый результат по ОСАГО. Кроме того, «Росгосстрах» был представлен в большей степени в проблемных регионах, что и сказывается на финансовом результате, - рассказали в пресс-службе РСА.

В то же время статистика Центробанка опровергает слова РСА: девять из десяти крупнейших игроков рынка ОСАГО показали по итогу года внушительный прирост продаж полисов, особенно это было заметно по «Ингосстраху» (+88%) и «Югории» (+55%).

Эксперты рынка убеждены, что ОСАГО принесло страховщикам гораздо больше, нежели озвученные 47,5 млрд рублей, - статистику Центробанк сбивает из данных, добровольно предоставленных самими же страховщиками. К примеру, страховые включают в расходы ОСАГО затраты по другим сегментам своего бизнеса. Проверить это сможет только тщательный аудит - независимый от этих бизнесменов.

ОСАГО для страховщиков вовсе не убыточно, как они заявляют. Но они играют цифрами. Например, учитывают компенсации по суду, которые включают в общую сумму выплат. Они не имеют права так делать: выплаты по судебным решениям классифицируются как штрафы, неустойки и моральный вред, - объяснил руководитель общества защиты автострахователей «Главстрахконтроль» Николай Тюрников.

Помимо лоббирования очередной порции ужесточений ОСАГО, страховщики рассчитывают на новое увеличение тарифов, а также говорят о невыгодной для автомобилистов реформе скидочной системы «автогражданки». Всё это лишь увеличит побег автомобилистов из ОСАГО, убеждён Тюрников.

7 способов жить экономно в мегаполисе

Привет, Пикабу! Одно из преимуществ жизни в большом городе — это большой выбор развлечений: кино, музеи, выставки, уникальные бары и многое другое. Но знаете ли вы, что можно получать все это бесплатно?

1.Пейте бесплатно в кафе и барах

Наверняка хотя бы раз в неделю вы ходите поесть и весело провести время вне дома. Теперь это можно делать в несколько раз дешевле — с приложением iDrink вы можете получать бесплатные напитки почти в 500 заведениях Москвы и Питера. Условия очень простые — вы оплачиваете подписку, всего 99 рублей, выбираете кафе, бар или ресторан, делаете любой заказ и получаете к нему напиток в подарок или можете взять 2 напитка по цене 1. Напитки разные в каждом заведении, выбор достаточно большой (более 700 наименований). Кстати, после получения первого напитка активируется бесплатный тестовый период аж 30 дней. Если посчитать, например, что вы берете 1 чашку кофе в день по 100 рублей, то за месяц можно сэкономить целых 3000 рублей!

2.Бесплатно ездить на такси, делать маникюр, ужинать и ходить по врачам лучших клиник

Прибыль очень многих бизнесов зависит от качества их сервиса. И компании с несколькими филиалами или точками продаж вынуждены постоянно контролировать этот показатель, чтобы не потерять своих клиентов. Именно для этого когда-то придумали услугу тайного покупателя. Это специальный человек, который ходит по заранее оговоренным точкам и выполняет нехитрые задания — общается с продавцами под видом обычного клиента или узнает подробности об услуге, чтобы оценить уровень персонала. За такую работу платят не очень много, но зато можно получать какие-то ништяки в виде бесплатной еды или вещей (их оплачивает заказчик услуг). Сервис Bino, где компании публикуют задания для тайных покупателей — там можно зарегистрироваться и легко найти себе задание, которое не займет у вас много времени, но может принести и денег, и удовольствий.

3.Сдавайте вещи, чтобы купить новые

Сейчас очень популярно движение по переработке всего: бытового мусора, промышленных отходов и даже одежды. Крупные мировые бренды, торговые сети, поддерживают эту тенденцию и открывают в своих точках продаж пункты по переработке. Так что не спешите выкидывать свои старые футболки и штаны. Соберите их в пакет, смело приходите в международный сетевой магазин одежды типа Zara или H&M и обменивайте вещи на скидочные купоны.

4.Покупать еду в кулинарии после 20.00

Кулинарии с домашней едой сегодня можно встретить буквально на каждом шагу. Туда можно зайти, поесть за столиком или взять еду с собой. Но мало кто знает, что за несколько часов (как правило, 2-3) до закрытия эти кулинарии начинают делать скидки на всю продукцию. Обычно это от 20 до 50%. Так что, если вы вечером возвращаетесь домой и вас одолела лень, можете смело заходить в ближайшую кулинарию и брать там вкусный ужин за полцены.

5.Покупать и использовать проездные

Самый очевидный способ экономить деньги — это покупать проездные. Для сравнения, одна поездка на метро в Москве стоит 55 рублей. При покупке абонемента на 60 поездок стоимость одной сразу сокращается до 29 рублей. А если брать еще отдельно абонемент на наземный транспорт (его так же можно записать на Тройку) то при единовременной оплате 60 поездок стоимость одной будет всего 19 рублей!

6.Ходить в кино утром или поздно ночью

Даже самые экономные люди иногда не могут отказать себе в удовольствии посмотреть свежий фильм на большом экране. Но в последнее время цены на билеты в кино стали просто зашкаливать. Но и тут есть выход — большинство кинотеатров делает большие скидки на утренние и поздние сеансы. Билет на них можно купить даже за 80 рублей, правда придется пораньше встать (или попозже лечь), а может быть даже прогулять работу)

7. Ходить бесплатно в музеи

Во многих музеях Москвы есть дни, когда за вход платить не нужно. Например, каждое третье воскресенье месяца можно бесплатно сходить в некоторые городские музеи, например, Дарвиновский или МОММА, усадьбу Царицыно. В каждый третий вторник — бесплатный Мультимедиа Арт Музей. Каждую среду месяца можно бесплатно сходить в Третьяковку на Крымском валу. Ещё один лайфхак для молодых людей — поход в лучшие театры на свободные места. Перед каждым спектаклем «Мастерской Петра Фоменко», после того как все зрители с билетами заняли свои места, администраторы пропускают в зал студентов, которых рассаживают на свободные кресла. А ещё можно написать организатору любой выставки или представления, что вы ведёте свой блог и хотите написать о событии. В большинстве случаев вас пригласят на мероприятие и выдадут бейдж “пресса”.

  • Приказ Министерства экономического развития РФ от 23 апреля 2015 г. N 250 "Об утверждении требований к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, состава прилагаемых к нему документов, а также порядка и способов подачи […]
  • Командировочные расходы и проводки Обновление: 15 ноября 2016 г. Отражение командировочных расходов в учете организации производится на основании авансового отчета. Как правило, командировочные расходы отражаются проводками на счетах учета производственных затрат, так как командировка – […]
  • КБК налога на прибыль 2018 года Коды бюджетной классификации необходимо знать каждому бухгалтеру, сотруднику налоговой и иных контролирующих организаций. Это важный элемент регулярной уплаты налогов. Здесь мы рассмотрим, как изменился налог на прибыль, а также предложим вашему вниманию […]
  • Как рассчитать пособие по уходу за ребенком Как рассчитать пособие по уходу за ребенком Похожие публикации Пособие по уходу за детьми назначается женщине по завершении послеродового отпуска и выплачивается до полутора лет ребенка. Право взять «детский» отпуск и получать пособие также […]
  • Расчет больничных при стаже менее 6 месяцев Налоговая служба разместила на своем сайте первую партию сведений, которые раньше признавались налоговой тайной. Роструд подтвердил: при расчете оплаты за труд в выходные и праздничные дни должны учитываться компенсационные и стимулирующие […]
  • ПДД 2018 онлайн России Новые правила ПДД экзамена 2018 5 вопросов за ошибку Официальные экзаменационные билеты ПДД 2018 новые с 10 апреля 2018 категории ABM A1B1 Частные Автоинструкторы России Изменения в билетах ПДД 10 апреля 2018 Изменены 15 вопросов по Медицине. Изменения с 18 января […]
  • Обязательное страхование автогражданской ответственности перед третьими лицами (ОСАГО) было введено в России с 1 июля 2003 года. В начале двухтысячных разве что ленивый не говорил о подставах на дорогах, бандитских разборках, отъеме машин и квартир у виновников аварий агрессивными бандитами-подставщиками. Не раз даже слышал, что якобы сами страховые компании, чтобы склонить законодателей к введению ОСАГО, активно включились в этот процесс и оказывали поддержку группировкам автоподставщиков. Сейчас это проверить вряд ли удастся. Но, так или иначе, ОСАГО в России заработало и в целом должно было бы работать на благо водителей, чтобы те не страдали в результате аварий, особенно когда виновником аварии с «шестисотым мерсом» становился дедушка на «запоре».

    В целом идея ОСАГО правильная и успешно существует во многих западных странах.

    Но с самого начала система ОСАГО стала давать сбои по одной простой причине - страховые компании посчитали, что они должны немедленно начать обогащаться за счет разницы между сборами и выплатами. И чем меньше страховые компании выплачивали клиентам, тем больше становилась их прибыль.

    К примеру, в первый год действия ОСАГО страховые компании собрали 25,3 млрд рублей, а заплатили лишь 1,1 млрд, в 2004 году страховые компании собрали 49,4 млрд рублей, а выплатили лишь 18,5 млрд. Т.е. в первый год действия ОСАГО страховые компании из 25 млрд рублей, полученных от клиентов, оставили на собственные нужды и прибыль 24 млрд, во второй год - уже более 30 млрд рублей. По действовавшему на тот момент курсу, это было более $1 млрд долларов США.

    И это только за полтора года действия системы ОСАГО. Дальше эта цифра пришла к среднему отношению выплат к сборам около 50%. К этому еще и общая сумма сборов все увеличивалась за счет прироста автопарка и вовлечения новых водителей в систему ОСАГО. Если в первом полном году действия ОСАГО (2004) было продано 26,3 млн полисов ОСАГО, то через 10 лет (в 2014) количество выданных полисов составило 42,6 млн.

    Плюс к этому за период действия ОСАГО цена полиса существенно увеличивалась четыре раза (2 раза серьезно были увеличены территориальные коэффициенты и 2 раза - базовая стоимость полиса).

    За счет всех этих манипуляций страхового лобби вместо 50 млрд рублей в 2004 году ОСАГО в 2015 году принесло страховым компаниям более 220 млрд рублей сборов.

    Но ключевая проблема рынка была заложена в самом начале ОСАГО - в 2003 и 2004 годах. В Законе об ОСАГО и в самой первой редакции, и сейчас, черным по белому указано, что «доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат, не может быть менее чем 80 процентов страховой премии» (п.1 ст.8 Закона). То есть страховщики взамен полученным миллиардам должны были не менее 80% сборов направлять на выплаты водителям и пострадавшим в ДТП пешеходам. Но вместо 80% направляли около 50%. При этом ни правительство, которое долгие годы отвечало за регулирование тарифов на ОСАГО, ни Банк России, который отвечает за тарифы на ОСАГО последние годы, не потребовали уменьшения тарифа на ОСАГО и не потребовали у страховых компаний вернуть излишки автовладельцам.

    В итоге за 13 лет действия ОСАГО страховые компании собрали с автовладельцев 1,25 трлн рублей, а выплатили автовладельцам и пешеходам только 670 млрд рублей вместо положенного по закону 1 триллиона рублей.

    Все это официальные легко проверяемые цифры. Достаточно посмотреть годовой отчет Российского союза автостраховщиков на официальном сайте. Причем закон сформулирован таким образом, что страховые компании заплатить более 80% могут - это не будет нарушением, а вот меньше 80% платить не имеют права - это уже будет нарушением закона. Таким образом, общая сумма незаконно недоплаченных водителям и пешеходам денег составила более 330 000 000 000 рублей.

    Как я написал, чем меньше страховые компании выплачивали клиентам, тем больше становилась их прибыль. И тут включились любые изощренные приемы, направленные на максимизацию прибыли страховых компаний и сокращение выплат:

    1) расчеты ущерба у собственных «карманных» экспертов. Такие эксперты нередко честно рассчитанную сумму компенсации перед выплатой клиенту умножали, к примеру, на коэффициент 0,3 - в итоге автовладелец получал от страховой компании только 30% от законной выплаты;

    2) отказ компенсировать утрату товарной стоимости;

    3) перенос центров урегулирования убытков в отдаленные места, чтобы клиенту было затруднительно заявить об убытке и получить выплату. Немало было случаев, когда клиенту предлагали проехать более 600 км в один конец, чтобы предоставить поврежденное авто на осмотр в страховую компанию.

    В последние 2-3 года к нарушениям закона, направленным на максимизацию прибыли страховых компаний в части тотальных недоплат добавились нарушения, направленные на повышение сборов любыми способами. Популярными стали растиражированные незаконные схемы:

    1) навязывание дополнительных услуг при заключении договора ОСАГО;

    2) отказ в заключении договора ОСАГО клиентам, которые отказываются купить допуслуги у страховой компании;

    3) Отказы в предоставлении законной скидки на ОСАГО (коэффициента бонус-малус, КБМ).

    В целом разного рода ухищрений, как собрать побольше и выплатить поменьше, большое разнообразие. Выше лишь наиболее популярные из них, с которыми столкнулись десятки миллионов автовладельцев только за последние годы.

    Чтобы повысить привлекательность системы ОСАГО для автовладельцев, надо контролировать исполнение страховыми компаниями указанного в законе норматива, то есть страховые компании должны выплачивать автовладельцам более 80% от сборов по ОСАГО.

    Хотя более цивилизованный показатель даже не 80%, а 90 или 95% . Только тогда система ОСАГО может стать привлекательной для автовладельцев. Ситуация, когда значительная доля сборов (более 40%) остается в распоряжении страховых компаний, приведет к краху системы. Даже не с точки зрения отмены государством обязательного страхования автогражданки, а из-за массового отказа от покупки полисов ОСАГО автовладельцев.

    Повышение тарифов ОСАГО спасло рынок от неконтролируемого распада, признаки которого были заметны уже в 2014 году. Вслед за ростом реальной убыточности (до 103-105% по итогам 2014 года), надежные игроки сворачивали продажи полисов страхования автогражданской ответственности. Повышение тарифов позволит рынку избежать ухудшающего отбора - убыточность, учитывающая расходы на ведение дела, отчисления в РСА, изменения резервов убытков и выплаты по суду, в 2015 году составит 101%, убытки страховщиков от операций по ОСАГО будут минимальны. При этом заметно улучшится качество урегулирования убытков, вырастут выплаты потерпевшим, сократится переплата за полис ОСАГО по причине навязывания страховщиками дополнительных страховых продуктов. Для долгосрочной стабилизации ситуации на рынке ОСАГО необходимо проводить ежегодный мониторинг достаточности тарифов и своевременно их корректировать в зависимости от изменения средней стоимости автозапчастей, практики принятия судебных решений и параметров убыточности. При этом крайне важно не допустить рост мошенничества при введении электронного ОСАГО.

    В 2014 году ситуация в сегменте ОСАГО была критической - убыточность превысила 100%-ый уровень, крупнейшие страховщики сокращали свое присутствие на рынке. Скорректированный комбинированный коэффициент убыточности-нетто, учитывающий расходы на ведение дела, отчисления в РСА, изменения резервов убытков и выплаты по суду, составил 103-105%. В 2014 году отрицательную динамику взносов по ОСАГО показала половина из топ-20 компаний сегмента: Страховая группа МСК, «Альянс», Цюрих, АльфаСтрахование, Ингосстрах, Согласие, Группа Ренессанс Страхование, МАКС, ВСК и Энергогарант. В 2013 году лишь 3 компании из топ-20 продемонстрирвали сокращение взносов в ОСАГО - Ингосстрах, Югория и Росгосстрах.

    С учетом повышения тарифов и изменения территориальных коэффициентов в 2015 году ситуация на рынке ОСАГО стабилизируется, убытки страховщиков будут минимальны. Реальная убыточность страховщиков, учитывающая расходы на ведение дела, отчисления в РСА, изменения резервов убытков и выплаты по суду, в 2015 году составит 101% (в случае, если бы тарифы не были повышены вслед за увеличением лимитов, значение показателя превысило бы 140%, последовал бы неконтролируемый распад рынка). Заметно улучшится и ситуация на региональных рынках ОСАГО - трудности с приобретением полисов и получением выплат по обязательному страхованию автогражданской ответственности сократятся. В 2016 году в условиях стабилизации экономической ситуации с учетом возможной актуализации справочника средней стоимости запчастей, материалов и ремонта, реальная убыточность страховщиков вырастет (значение показателя будет равно 102%), страховые компании вновь начнут получать убытки по ОСАГО. В случае реализации негативного прогноза, при значительном спаде продаж автомобилей, реальная убыточность по ОСАГО вырастет еще сильнее - на рынке вновь начнется кризис. Кроме того, повышение лимитов по ОСАГО окажет негативное влияние на темпы прироста ДСАГО и страхование автокаско.

    Изменение функционирования рынка ОСАГО в результате принятых поправок будет иметь положительные последствия для граждан . Выплаты потерпевшим в результате ДТП вырастут, люди смогут восстановить поврежденное имущество и здоровье. Ожидается также, что выплаты по ОСАГО будут производиться в большинстве случаев своевременно. Заметно сократятся проблемы с урегулированием убытков в виду возобновления работы закрытых ранее пунктов урегулирования убытков. Потребители будут иметь возможность приобрести полис ОСАГО в любом офисе продаж. Сократится переплата за полис ОСАГО по причине навязывания страховщиками дополнительных страховых продуктов. Кроме того повысится финансовая устойчивость рынка за счет увеличения присутствия надежных компаний.

    Для долгосрочной стабилизации ситуации на рынке ОСАГО необходимо проводить ежегодный мониторинг достаточности тарифов и своевременно их корректировать. Необходимость повышения тарифов и уровень их повышения зависит от следующих факторов:

    • Изменение средней стоимости запчастей, материалов и ремонта в справочнике.
    • Изменение судебной практики (развитие ситуации с переуступкой пострадавшими прав требования к виновникам ДТП юристам).
    • Изменение реальной убыточности ОСАГО за счет изменения других ключевых параметров рынка.
    От результатов введения электронного полиса ОСАГО зависит развитие ситуации на рынке . В случае, если удастся избежать мошеннических действий (например, введение некорректных данных о водителе с целю не применять повышающий коэффициент и др.), убыточность в 2015-2016 годах останется на прогнозном уровне 100-102%. При этом в будущем стоит ожидать сокращения убыточности за счет оптимизации расходов страховщиков по заключению договоров ОСАГО. Если же число полисов, оформленных с нарушениями, возрастет, то убыточность ОСАГО вырастет уже в 2015 году. Кроме того, за счет появления сайтов-агрегаторов растет риск перераспределения долей рынка ОСАГО от крупных и надежных компаний к страховщикам, чья финансовая устойчивость находится на невысоком уровне. Доступность полисов таких компаний повысится за счет реализации их через сеть Интернет. При этом привлекательность для клиентов будет высока за счет предложения такими компаниями минимальных тарифов. С учетом обязательности прямого урегулирования убытков, при наступлении страхового события страхователи, которые при покупке полиса не обращали внимания на финансовую устойчивость страховщика, а ориентировались лишь на минимальную цену, могут столкнуться с трудностями в получении выплат.

    Методика

    Оценки, прогнозы и рекомендации RAEX («Эксперт РА») сделаны исходя из общего понимания ситуации и не основаны на актуарных расчетах.

    Основными источниками информации в исследовании являются:

    • Статистика ЦБ РФ.
    • Данные РСА по рынку ОСАГО.
    • Усредненные финансовые показатели по компаниям, имеющим рейтинг RAEX («Эксперт РА»).
    Показатели российского страхового рынка были рассчитаны на основе анализа финансовой отчетности за 2013 и 2014 годы 102 страховщиков, специализирующихся на страховании ином, чем страхование жизни. В выборку вошли компании в основном из топ-150 российского страхового рынка, суммарная рыночная доля которых по итогам 2013 года составила порядка 80% (с учетом входящего перестрахования, но без учета ОМС).

    В соответствии с методикой RAEX («Эксперта РА»), бенчмарки российского страхового рынка были рассчитаны по следующим формулам:

    1. Коэффициент убыточности-нетто = (выплаты-нетто плюс изменение резервов убытков-нетто) / (взносы-нетто, уменьшенные на величину отчислений от страховых премий минус изменение резерва незаработанной премии-нетто).
    2. Комбинированный коэффициент убыточности-нетто = (выплаты-нетто плюс изменение резерва убытков-нетто плюс расходы на ведение дела и управленческие расходы) / (взносы-нетто, уменьшенные на величину отчислений от страховых премий минус изменение резерва незаработанной премии-нетто).
    3. Оценка скорректированного комбинированного коэффициента убыточности-нетто учитывает расходы на ведение дела, отчисления в РСА, изменения резервов убытков и выплаты по суду.

    Ключевые показатели рынка ОСАГО в России

    Темпы прироста взносов по ОСАГО в годовом выражении составили 12,4% по сравнению с 2013 годом. В связи с увеличением тарифов, в 4 квартале 2014 года темп прироста взносов заметно выше среднегодового и составляет 22,7%, что на 7,4 п.п. выше значения аналогичного периода предыдущего года.

    Одновременно растут и выплаты по ОСАГО: в 4 квартале 2014 года темпы прироста выплат составили 20,5%. Для определения реальной экономической ситуации на рынке ОСАГО необходимо оперировать значением коэффициента убыточности-нетто (в котором помимо выплат учитываются еще и резервы под будущие выплаты) и комбинированного коэффициента убыточности.

    По данным из выборки RAEX («Эксперт РА») значение показателя убыточности-нетто в 2014 году выросло и составило 68,6%. Комбинированный коэффициент убыточности-нетто так же вырос и достиг 88,9%. Возросшие судебные расходы лишь частично учитываются в выплатах. Не всегда страховые компании могут разделить штрафы и выплаты по ОСАГО, взысканные по суду. В итоге заметная часть судебных расходов отражается в прочих расходах страховой организации и не учитывается при расчете убыточности-нетто и комбинированного коэффициента убыточности-нетто. По оценкам «Эксперт РА», скорректированный комбинированный коэффициент убыточности-нетто, учитывающий расходы на ведение дела, отчисления в РСА, изменения резервов убытков и выплаты по суду, в 2014 году превысил 100%-ый уровень и составил 103-105%.

    Таблица. Усредненный показатель убыточности ОСАГО

    Источник : RAEX («Эксперт РА») по данным компаний

    В 2014 году отрицательную динамику взносов по ОСАГО показала половина из топ-20 компаний сегмента: Страховая группа МСК, «Альянс», Цюрих, АльфаСтрахование, Ингосстрах, Согласие, Группа Ренессанс Страхование, МАКС, ВСК и Энергогарант.

    Темпы прироста взносов, 2013 / 2012, % График 3. Динамика взносов по ОСАГО топ-20 компаний сегмента 75 69 60 51 47 42 42 39 32 20 18 11 -12 -14 -20 СОГАЗ МАКС ЦЮРИХ УРАЛСИБ АЛЬЯНС СОГЛАСИЕ ГУТА-СТРАХОВАНИЕ АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ РЕСО-ГАРАНТИЯ ВСК СТРАХОВАЯ ГРУППА МСК РОСГОССТРАХ ЮГОРИЯ ИНГОССТРАХ -40 -20 0 20 40 60 80 Источник: RAEX («Эксперт РА») по данным ЦБ

    Темпы прироста взносов, 2013 / 2012, % 103 96 81 74 73 52 46 40 26 4 -1 -1 -4 -12 -12 -20 -23 -35 -58 ЮЖУРАЛ-АСКО РСТК СЕВЕРНАЯ КАЗНА ЖАСО СОГАЗ РОСГОССТРАХ ЮГОРИЯ РЕСО-ГАРАНТИЯ АСКО УРАЛСИБ ЭНЕРГОГАРАНТ ВСК МАКС ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ СОГЛАСИЕ ИНГОССТРАХ АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ ЦЮРИХ АЛЬЯНС СТРАХОВАЯ ГРУППА МСК -100 -50 0 50 100 150 Источник: RAEX («Эксперт РА») по данным ЦБ

    Региональные рынки ОСАГО

    Таблица 1. Рэнкинг регионов России по объему взносов по ОСАГО в 2014 году


    Помимо увеличения базового тарифа, были изменены территориальные коэффициенты в отдельных субъектах РФ.

    В 11 регионах из топ-15 регионов по уровню выплат за 2014 год были увеличены региональные коэффициенты по ОСАГО. С 1 апреля 2014 года были увеличены территориальные коэффициенты в Камчатском крае (максимальный региональный коэффициент увеличен с 1,1 до 1,3), Республике Мордовия (с 1,2 до 1,5), Мурманской области (с 1,7 до 2,1), Республике Адыгея (с 1,1 до 1,3), Амурской области (с 1,4 до 1,6), Воронежской области (с 1,4 до 1,5), Челябинской области (с 2 до 2,1), Курганской области (с 1,3 до 1,4), Республике Марий Эл (с 1,3 до 1,4), Чувашской Республике (с 1,6 до 1,7), Ульяновской области (с 1,4 до 1,5).

    В 10 регионах из топ-15 регионов с наименьшими показателями коэффициента выплат в 2014 году региональные коэффициенты по ОСАГО были снижены. Территориальные коэффициенты были снижены в Республике Дагестан, Ленинградской области, Республике Тыва, Забайкальском крае, Республике Ингушетия, Магаданской области, Чеченской Республике, Еврейской автономной области, Республике Саха, Чукотском автономном округе.

    В связи с изменением территориальных коэффициентов в 2015 году ожидается стабилизация ситуации на региональных рынках ОСАГО, трудности с приобретением полисов и получением выплат по обязательному страхованию автогражданской ответственности заметно сократятся.

    Таблица 2. Рэнкинг регионов России по коэффициенту выплат в 2014 году

    Прогноз показателей убыточности рынка ОСАГО

    Прогноз показателей убыточности рынка ОСАГО произведен с учетом влияния принятых ключевых изменений параметров функционирования рынка:
    • Увеличение лимита выплаты по имуществу со 120 до 400 тыс. рублей на одного потерпевшего с 1 октября 2014 года.
    • Увеличение лимита выплаты по здоровью со 160 до 500 тыс. рублей на человека с 1 октября 2014 года.
    • Введение таблиц выплат на случай причинения вреда жизни и здоровью. До этого действовал принцип компенсации расходов.
    • Изменение предельного уровня износа автомобиля с 80 до 50%.
    • Обязательность досудебного порядка разрешения споров по ОСАГО.
    • Актуализация справочника средней стоимости запчастей, материалов и ремонта.
    • Повышение тарифов в октябре 2014 года (на 23-30%) и апреле 2015 года (на 40-60%).

    Выплаты по риску причинения вреда жизни и здоровью

    До введения таблиц выплат доля выплат при причинении вреда жизни и здоровью потерпевших составляла порядка 1% от совокупных выплат в ОСАГО.

    Выплаты по жизни и здоровью были крайне занижены из-за сложности их получения и действующего порядка расчета (по факту расходов). По оценкам RAEX («Эксперт РА») лишь 15-20% потерпевших в результате смерти кормильца получили выплату по ОСАГО и лишь 3-5% потерпевших при причинении вреда здоровью.

    На рост выплат по жизни и здоровью окажут влияние:

    • Увеличение средней выплаты за счет роста лимитов по жизни и здоровью.
    • Увеличение обращаемости граждан за выплатами по этим видам рисков (как в связи с ростом лимитов, так и в связи с облегчением процедуры получения компенсации за счет введения таблиц выплат).

    Расчет годовой выплаты по риску причинения вреда жизни и здоровью:

    С учетом опыта выплат по жизни и здоровью в ОС ОПО расчеты годовых выплат по причинению вреда жизни и здоровью выглядят так:
    • По смерти хотя бы каждого третьего погибшего в ДТП его родственники обратятся за компенсацией в 500 тыс. рублей (в случае установления порядка расчета выплаты по аналогии с ОСОПО и ОСГОП): 9 000 * 500 = 4,5 млрд. рублей
    • В среднем каждый второй раненный получит 100 тыс. рублей: 130 000 * 100 = 13 млрд. рублей
    Итого: 17,5-18 млрд. рублей

    Выплаты по риску причинения вреда имуществу

    На рост выплат по имуществу окажут влияние:
    • Рост средней выплаты за счет роста лимитов по имуществу (за счет тяжелых «хвостов»).
    • Увеличение выплат за счет изменения предельного уровня износа автомобиля с 80 до 50%.
    • Увеличение страховых выплат за счет введения обязательности досудебного порядка разрешения споров по ОСАГО (сократится часть выплат по ОСАГО, которая проходит через «прочие расходы» за счет выплат по суду).
    • Увеличение страховых выплат за счет актуализации справочника средней стоимости запчастей, материалов и ремонта
    Расчеты годовой выплаты по риску причинения вреда жизни и здоровью :
    • Годовые выплаты по риску причинения вреда имуществу в 2015 году вырастут на 101% по сравнению со значением 2014 года, объем выплат составит 181 млрд. рублей.
    • В 2016 году темпы прироста выплат составят 20% (замедление за счет исчерпывания эффекта повышения лимитов, ускорение за счет очередной актуализации справочника средней стоимости запчастей, материалов и ремонта), объем выплат будет равен 217 млрд рублей.

    Взносы по ОСАГО

    В связи с ростом базовых тарифов, по прогнозу RAEX («Эксперт РА») темпы прироста взносов по ОСАГО в 2015 году составят 73%, объем рынка будет равен 261 млрд. рублей. В 2016 году в связи с исчерпыванием эффекта роста тарифов, темпы прироста взносов замедлятся до 21%, объем рынка ОСАГО будет равен 315 млрд рублей.

    Таблица. Факторный анализ убыточности по ОСАГО

    Вокруг ОСАГО продолжают кипеть страсти. Даже после принятия поправок о натуральном возмещении они не утихают. То ли бешеная прибыль у страховщиков (тогда странно выглядит их желание с этого рынка уйти), то ли дикие убытки. Как же на самом деле?

    На самом деле результаты 2016 года реально очень печальны. А итоги I квартала 2017-го, видимо, еще хуже (мы еще не видим статистику, но предварительные результаты января и февраля показывают продолжение мощного роста как коэффициента выплат, так и судебных расходов).

    Создание «единого агента» и внедрение е-ОСАГО не решили проблему принципиально, так как страховые компании до сих пор демотивированы продавать в проблемных («токсичных») регионах, а убыточность эти меры не снижают. Влияние на убыточность (в том числе на скрытую ее часть - судебные и прочие расходы) поправок о натуральном возмещении мы сможем оценить не раньше 2018 года. Причем модель ремонта с заменой деталей без учета амортизации (которая будет действовать) станет дополнительным фактором роста убыточности. Иначе говоря, уровень выплат в ОСАГО даже вырастет. Тогда что дадут эти поправки страховщикам и какова реальная экономика ОСАГО?

    Страховщики согласились на модель возмещения без учета амортизации, понимая, что это увеличит выплаты, поскольку предсказуемый рост выплат - это все же лучше, чем непредсказуемые расходы, связанные с мошенничеством и «серыми» автоюристами.

    Еще раз надо сделать важную оговорку: автоюристы не враги рынка, они выполняют очень важную функцию - только если не начинают действовать против закона. А именно: заниматься фальсификацией документов, вступать в сговор с судьями, вводить в заблуждение пострадавших (в том числе о процедуре получения и потенциальной сумме выплаты).

    Теперь посмотрим на статистику. Рост убыточности продолжался в течение всего 2016 года, а уровень выплат в первые месяцы 2017-го даже побил рекордный показатель прошлого года. Если в начале 2016 года только в семи регионах выплаты превышали 77% премий, то в конце года их стало уже 27. Рост премий по ОСАГО замедлился в первой половине года и сменился падением во втором полугодии на фоне ускоряющегося роста выплат. Коэффициент выплат уже в III квартале достиг критических значений в 72%, а в IV квартале вырос до 74%.

    Важно понимать, что коэффициент выплат - это не коэффициент убыточности. То есть разница между взносами и выплатами - это не прибыль страховщиков, даже близко. К уровню текущих выплат надо прибавить будущие выплаты (по текущим договорам они будут продолжаться еще более двух лет) и расходы, в том числе судебные. Суммарно это уже больше 100%, а в ряде регионов - больше 120%. По расчетам РСА, в 2016 году было оплачено 24% убытков по текущим договорам на 42,5 млрд рублей, в 2017-м ожидается оплата 59% убытков (по договорам прошлого года) на сумму 104,6 млрд рублей, в 2018-м - 13% на 23 млрд рублей, в 2019-м - 3% на 5,3 млрд рублей, в 2020 году - 1% на 1,8 млрд рублей. Размер выплат по жизни и здоровью составит не менее 2 млрд рублей. Объем расходов на ведение дел страховыми компаниями и резервы компенсационных выплат составляют 23%, в отношении договоров 2016 года эта сумма достигает 52,4 млрд рублей. В совокупности сумма составляет 231,6 млрд рублей. Кроме того, часть судебных расходов и выплат не учтены в данном расчете. Объем собранной премии по ОСАГО по итогам прошлого года - 228 млрд рублей. Получается, что реальный уровень комбинированной убыточности превышает 103%, а в 2017 году, по нашей оценке, превысит 110%.

    Первые два месяца 2017 года показали усугубление этой тенденции: премии составили 28,95 млрд рублей, а выплаты за этот период достигли 28,35 млрд рублей. При этом объем сборов вырос на 0,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сумма выплат - на 38%.

    Еще раз: взносы остались такими же, как в первые два месяца прошлого года, а выплаты выросли почти на 40% - такая статистика даже не нуждается в комментариях. Факторов этой динамики много: последствия повышения лимитов в ОСАГО в 2014 году, деятельность недобросовестных юридических посредников и групп страховых мошенников, а также рост уровня средней выплаты. По итогам января - февраля 2017 года средняя выплата достигла 72,7 тыс. рублей, что на 24% больше по сравнению с таким же периодом 2016 года. Средняя премия снизилась на 2% и составила 6,1 тыс. рублей.

    Кроме того, продолжает расти доля автовладельцев без ОСАГО: число договоров сократилось на 3 млн в 2015 году и еще на 1,4 млн в 2016-м. Эта динамика не коррелирует с масштабом автопарка и количеством автовладельцев, то есть доля незастрахованных увеличивается как минимум второй год подряд. А это тоже означает, что на меньшее число застрахованных приходится все больше страховых случаев и выплат.

    Количество компаний, работающих в этом сегменте, уменьшилось в полтора раза за два года: в 2014 году их было 99, на конец 2016-го осталось 72. Полагаю, что к концу 2017 года в сегменте ОСАГО останется не более 65 компаний.

    Рынок должен выйти из кризиса - это в интересах всех, не только страховщиков и регулятора. Возвращаться в 90-е, когда не было ОСАГО? Вряд ли кто-то в здравом уме может этого хотеть. «Разборки» на дорогах, хаос и прочая жесть. Конечно, нам нужно не это, а нормальный рынок ОСАГО.