Кто финансирует жкх. Поляка рекомендовано министерством образования российской федерации в качестве учебник

Финансы предприятий

1. Финансовое планирование на предприятии. Виды финансовых планов

Под финансовым планированием понимают подсистему внутрифирменного планирования. Объекты финансового планирования: 1) финансовые ресурсы – денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении коммерческой организации и предназначенные для финансирования затрат по расширенному воспроизводству, экономическому стимулированию, выполнению обязательств перед государством, финансирования прочих расходов; 2) финансовые отношения, возникающие в процессе расширенного производства; 3) стоимостные пропорции, формирующиеся при распределении финансовых ресурсов.

Основная особенность финансового планирования состоит в том, что все планируемые показатели используются в стоимостном выражении. Результатом финансового планирования являются финансовые планы. В основе финансовых планов лежат долгосрочные цели, определяемые руководством коммерческой организации в ходе стратегического планирования.

Цели финансового планирования : максимизация продаж, максимизация прибыли, максимизация собственности владельцев компании и т.д.

Основные задачи финансового планирования: 1) обеспечения финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной, финансовой деятельности предприятия; 2) определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования; 3) выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли; 4) установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками, контрагентами; 5) соблюдение интересов инвесторов; контроль за финансовым состоянием предприятия.

Финансовое планирование в целом: воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей; обеспечивает финансовыми ресурасми заложенные в производственном плане экономические пропорции развития; предоставляет возможность определить (эффективность проекта предприятия в условиях конкуренции; служит базой для оценки инвестиционной привлекательности инвесторов.

Методы финансового планирования : экономического анализа; нормативный; балансовых счетов; оптимизации плановых решений; экономико-математического моделирования. В финансовом планировании должны по возможности использоваться все данные методы. Это позволяет максимально учесть особенности объекта планирования и значительно повысить результативность финансового планирования, поскольку каждый метод требует различных затрат времени и ресурсов. Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия. Нормативный метод заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-эономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках.Расчетно-аналитический метод планирования финансовых показателей (или оптимизации плановых решений) заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Используется при отсутствии технико-экономических нормативов, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямо, а косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе метода лежит применение экспертной оценки. Балансовый метод планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения баланса достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды (накопления, потребления и т.д.). Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить взаимосвязь между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.

Основной (общий) бюджет – это финансовое количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных перед предприятием целей. Руководство любого пр-я, независимо от его вида и величины, обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий.Различные виды и формы бюджетов:Характеризуют промежуточные операции (закупки сырья и материалов, бюджет производства и т.п.); могут нести информацию только о расходах или только о о доходах (бюджеты продаж); показывают как расходы, так и доходы предприятия. Это укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств). Наиболее широко используется структура общего бюджета с выделением операционного и финансового бюджетов. Операционные бюджеты предназначены для управления текущей деятельностью предприятия, контроля за своевременностью осуществления операций текущей деятельности.. Наиболее часто на предприятии разрабатываются следующие операционные бюджеты продаж, прямых материальных затрат, прямых затрат на оплату труда, общепроизводственных расходов, коммерческих расходов, управленческих расходов.

Финансовые бюджеты служат для консолидации всех операционных бюджетов предприятия.

Состав финансовых бюджетов предприятия: доходы и расходы, движение денежных средств, по балансовому листу

Инвестиционный бюджет показывает соотношение стартовых затрат бизнеса и внешних источников их финансирования.

Перспективное ф инансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, оно охватывает период от одного года до трех лет. Такой временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности в стране деятельности, возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направления их использования. С помощью прогноза отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде. Прогноз движения денежных средств отражает движение потоков текущей, инвестиионной и финансовой дестельности.

Текущее финансовое планирование . Текущий план составляется на год, поскольку за этот в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка и этот периож времени соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду. Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит в разработке 3-х документов: плана отчета о прибылях и убытках, плана бухгалтерского баланса. Прибылей и убытков показываетобобщенные результаты текущей (хозяйственной) деятельности. План движения денежных средств предствляет собой план финансирования. Плановый бухгалтерский баланс на конец планируемого года отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий, показывает состояние имущества и финансов предприятий.

Оперативное финансовое планирование включает разработку таких финансовых планов, как платежный календарь, кассовый план.и кредитный план.

Финансы жилищного хозяйства. Особенности отрасли.

К особенностям в жилищном хозяйстве относят:


1) наличие государственного жилищного фонда

2) наличие приватизированного жилья

3) наличия жилья находящегося на балансе субъектов хозяйствования

4) наличие кооперативного жилья и жилья выкупленного физическими лицами

5) в ЖКХ существуют единые требования по обслуживанию жилищного фонда

6) созданы и функционируют единые жилищные управления

7) управление финансовой деятельностью в ЖКХ осуществляется на началах хозяйственного расчёта и самофинансирования

эксплуатационные расходы в жилищном хозяйстве:

1) административно-управленческие расходы (зарплата работников управления с начислениями на соц. нужды)

2) расходы по содержанию обслуживающего персонала

4) расходы на текущий ремонт жилищного фонда

5) обязательные платежи и отчисления (затраты на подготовку кадров, содержание вышестоящих организаций)

6) прочие расходы


Доходы жилищного хозяйства:


1) квартирная плата

2) арендная плата

3) средства получаемые от коммунальных предприятий, направленные на размещение расходов по обслуживанию внутридомовых сетей

4) прочие доходы


ЖКХ наделено основными и оборотными средствами. Источниками финансирования основных фондов является:


1) бюджетные средства

2) средства предприятий и организаций, если на их балансе имеется жилой фонд

3) средства населения

4) долевые взносы организации


ЖКХ имеет оборотные средства, которые делятся:

1) на нормируемые (материалы для текущего ремонта, расходы будущих периодов и расчёты с квартиросъемщиками)

2) на не нормируемые (ДС в расчётах)

Хозяйственно-финансовый план = смета экспулатационыых расходов и доходов + финансовый план

Смета экспулатационыых расходов и доходов включает следующие разделы

2) расходы

Финансовый план состоит из разделов:

1) источники поступления средств

основным источником финансирования коммунального хозяйства является выручка от оказываемых услуг. Для определения выручки необходимо знать объём оказанных услуг в натуральном выражении и тарифы предприятий коммунального хозяйства. Тарифы предприятий коммунального хозяйства делятся на 4 группы:


1) тарифы городского транспорта едины в пределах городской черты

2) тарифы санитарно-технических предприятий

3) тарифы энергетических предприятий

4) тарифы для гостиниц, бань, прачечных и так далее


Доходные предприятий коммунального хозяйства могут получать прибыль которая складывается из прибыли полученной от оказания услуг, продажи ОС, другого имущества, доходов от внереализационных операций уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Распределение прибыли такое же как и на других предприятиях. Затраты предприятий коммунального хозяйства связаны с оказанием услуг населению. Эти затраты делятся на прямые и накладные. Финансовый план предприятий коммунального хозяйства так же составляется в форме доходов и расходов. Но при этом имеют специфические статьи доходной части:


1) осигнования из бюджета на нецентрализованные капитальные вложения о благоустройстве городов

2) осигнование из бюджета на текущие расходы по городскому благоустройству

3) доходы коммунальных предприятий которые финансируются в сметной порядке

4) арендная плата за земельные участки сдаваемые во временное пользование предприятиям и организациям.


В расходной части выделяют следующие специфические статьи:


1) нецентрализованные капитальные вложения на благоустройство городов

2) капитальный ремонт сооружений городского благоустройства

3) текущие расходы по городскому благоустройству

4) отчисления в бюджет с арендной платы за земельные участки сдаваемые во временное пользование

5) отчисления в бюджет доходов коммунальных предприятий финансируемых в сметном порядке


Похожая информация.


Доходы от эксплуатационной деятельности жилищного хозяйства слагаются из следующих источников:

квартирная плата;

арендная плата за нежилые помещения;

сбор с арендаторов;

средства, получаемые от коммунальных предприятий на возмещение расходов по обслуживанию внутридомовых сетей;

целевые сборы за коммунальные услуги;

прочие доходы.

Размер квартирной платы устанавливается в зависимости от степени благоустройства и качества жилья, а также территориального расположения дома.

Арендная плата взимается за аренду нежилых помещений с торговых, снабженческо-сбытовых, промышленных предприятий и других учреждений. Ставки дифференцированы в зависимости от типа строения (каменное, деревянное, смешанное), от категории населенного пункта (город, район и др.), от назначения помещения, характера деятельности арендатора. Сверх арендной платы арендаторы вносят специальные сборы на покрытие эксплуатационных расходов жилищного хозяйства. Размер этих взносов определяется договором на аренду исходя из сметного уровня этих расходов домовладения на 1 м2 общей площади дома Средства, получаемые от коммунальных предприятий, идут на покрытие расходов по обслуживанию внутридомовых сетей коммунальных услуг (водопровод, канализация, электроснабжение). Размер этих поступлений определяется из фактических затрат на 1 м2 жилплощади, но не выше предельных норм, устанавливаемых местными советами. К прочим доходам относятся: пени за просрочку квартплаты и арендной платы, арендная плата за жилые помещения, выручка от реализуемого имущества и металлолома и др.

По решению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 935 начиная с 1994 г. в стране осуществляется поэтапный переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. Постановлением определен предельный уровень платежей граждан в процентах к затратам на содержание и текущий ремонт жилья и оказание коммунальных услуг без учета затрат на капитальный ремонт жилищного фонда. Согласно постановлению, на переходный период 1994-1998 гг. "сохраняется прежний порядок финансирования затрат на капитальный ремонт государственного и муниципального жилищного фонда.

Предельный уровень платежей граждан в процентах к затратам на содержание и текущий ремонт жилья и оказание коммунальных услуг установлен по годам в следующих размерах: 1994 г. - 15-20%, - 1995 г. - 20-40, 1996 г. - 40-60, 1997 г. - 60-80, 1998 г. - 100%. Таким образом, к концу перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг жилищное хозяйство будет переведено на самоокупаемость затрат по его содержанию. На период поэтапного перехода на новую систему оплаты жилья сохраняется порядок предоставления дотаций местной администрации на содержание и ремонт жилья, а также объектов жилищно-коммунального хозяйства в части, не перекрываемой средствами, поступающими от оплаты гражданами жилья.

В целях социальной защиты малоимущих граждан постановлением введена компенсация (субсидия) на оплату жилья и коммунальных услуг в части, превышающей максимально допустимый размер. В связи с этим постановлением определены максимально допустимые доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг в процентах к совокупному доходу семьи в следующих размерах: 1994г.-10%, 1995г.-15,1998 г.-20%. Величина компенсации определяется как разница между принятыми на данный период размерами платы за часть занимаемой жилой площади (в пределах социальной нормы) и потребляемых коммунальных услуг (в пределах норм потребления) и установленными предельно допустимыми расходами граждан на оплату этих расходов с учетом совокупного дохода семьи и действующих льгот. Компенсация назначается местной администрацией после представления гражданином (нанимателем) необходимых документов о составе семьи, размерах занимаемой площади, расходах на оплату жилищно-коммунальных услуг, совокупном доходе семьи. Компенсация предоставляется гражданам в безналичной форме и используется только для оплаты жилья и коммунальных услуг.

В качестве источников средств, направляемых на компенсации (субсидии), могут быть ассигнования соответствующих бюджетов, ресурсы предприятий, учреждений и организаций, часть доходов, получаемых от населения при повышении платежей за жилье и коммунальные услуги.

Граждане, сдавшие жилые помещения в поднаем, утрачивают право на компенсацию по оплате жилья и коммунальных услуг.

Жилищно-коммунальное хозяйство включает ряд подотраслей:

1. жилищное хозяйство;

2. водопроводно-канализационное хозяйство;

3. топливно-энергетическое хозяйство;

4. городской пассажирский транспорт;

Гостиницы;

6. благоустройство населенных мест.

Источники финансирования расходов на ЖКХ:

1) бюджетные средства (31% - из региональных бюджетов и 69% - из местных бюджетов);

2) средства, получаемые жилищно-коммунальными предприятиями за реализацию своих услуг юридическим и физическим лицам;

3) средства предприятий на содержание принадлежащих им жилищно-коммунальных объектов.

Роль бюджетных средств в финансировании отдельных подотраслей ЖКХ различна:

1) дорожное хозяйство, озеленение, освещение и уборка территорий населенных мест - финансируются полностью за счет бюджетных ассигнований;

2) водопроводно-канализационное хозяйство - средства бюджета лишь на капитальные вложения;

3) городской пассажирский транспорт, жилищное хозяйство и теплоэнергетика для отопления жилых домов требуют выделения бюджетных дотаций.

В связи с действием ряда факторов (повышение стоимости сырья, топлива, материалов, заработной платы и др.) себестоимость их услуг постоянно росла. При стабильности тарифов это привело к снижению рентабельности, убыточности и дотациям из бюджета. Дотационность производства негативно отражается на развитии коммерческого расчета, не способствует повышению заинтересованности в более экономном использовании ресурсов.

Реформа в ЖКХ предполагает реализацию мер, направленных на повышение эффективности использования средств на содержание жилищно-коммунальных предприятий:

1) переход к самофинансированию предприятий жилкомсервиса путем прекращения бюджетных ассигнований на предоставление им

дотаций, а также перекрестного субсидирования потребителей;

2) увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня, определяемого в результате конкурсного отбора организаций, предоставляющих эти услуги.

Согласно финансово-бюджетной политике государства на 2010-2012 гг. в сфере ЖКХ государственные корпорации – форма бесперспективная, нужна свободная рыночная конкуренция в сфере предоставления данных услуг, чтобы потребитель мог выбирать управляющую компанию, оказывающую более качественные услуги.

Финансирование жилищного хозяйства

Жилищное хозяйство - одна из важнейших отраслей социально-бытовой инфраструктуры. В последние годы увеличился жилищный фонд городов, улучшилось инженерное оборудование домов, оснащение их водопроводом, канализацией, газом, лифтом, мусоропроводом и т.д. Однако с ростом этажности, технической оснащенности домов возрастают и расходы на их содержание.

Для улучшения финансового состояния жилищного хозяйства:

1) необходимо снизить расходы на оплату труда (путем механизации и автоматизации производственных процессов);

2) требуется мобилизация доходов (концентрация этих работ в специализированных ремонтно-строительных организациях; создание объединенных диспетчерских служб, специализированных предприятий).

Источники доходов жилищного хозяйства: квартирная и арендная плата (80% от всех доходов); сборы с арендаторов на эксплуатационные расходы; прочие доходы.

Финансирование коммунального хозяйства

Коммунальное хозяйство призвано обеспечить жителей населенных мест водой, теплом, дорогами, транспортом и т.д.

Источники финансирования:

1) средства территориальных бюджетов;

Главным источником финансирования коммунальных услуг являются бюджетные средства, которые поступают в виде дотаций:

На покрытие разницы в ценах за предоставляемые населению услуги и продукцию (тепло для жилых домов, транспортные услуги);

На капитальные вложения (водопроводно-канализационное хо­зяйство, городской пассажирский транспорт, дороги и др.);

На оплату произведенных работ и оказанных населенным местам услуг (санитарная очистка, освещение, озеленение территорий и др.).

Водопроводно-канализационное хозяйство

Основные проблемы водопроводно-канализационного хозяйства:

1) Дальнейшее развитие жилищного строительства и промышленности вызовут необходимость расширения мощностей водопроводно-канализационных предприятий. При нарастающем дефиците воды в индустриальных районах потребуется ее доставка из отдаленных районов, где пока есть свободные водные ресурсы.

2) В результате увеличения водопотребления промышленными предприятиями и объема сбрасываемых в водоемы стоков, недостаточной их очистки возрастает загрязненность водоемов.

3) Химизация сельского хозяйства, смыв с полей удобрений в открытые водоемы требует расширения работ по очистке воды.

Удлинение водных коммуникаций, увеличение очистных работ ведут к росту себестоимости воды, отпускаемой потребителям.

Перед отраслью стоят важные задачи, в том числе:

· создание крупных централизованных систем водоснабжения;

· автоматизация работ насосных станций;

· обеспечение высокой санитарной очистки воды;

· разработка эффективных средств фторирования и озонирования питьевой воды и др.

Главные резервы снижения темпов роста расходов:

1) улучшение использования основных фондов;

2) снижение потерь воды из-за технического несовершенства водопроводного оборудования и его несвоевременного ремонта;

3) строительство крупных предприятий и объединение мелких;

4) необходимо проводить работу по регулированию тарифов.

Городской пассажирский транспорт

Источники финансирования:

1) бюджетные ассигнования (большая часть).

2) средства юридических и физических лиц.

Основные проблемы городского пассажирского транспорта:

1) увеличение себестоимости перевозок и тарифов на транспортные перевозки (в результате повышения цен на основные

средства, материалы и электроэнергию, увеличения зарплаты и др.);

2) недостатки в организации перевозок, а также непроизводительные расходы и потери транспортных предприятий;

3) велико выбытие подвижного состава по технической неисправности, длительные простои машин в ремонте;

4) значительны потери городского пассажирского транспорта от безбилетного проезда и провоза багажа.

Пути снижения себестоимости перевозок:

1) более эффективное использование средств на заработную плату, повышение производительности труда на транспорте;

2) изменение порядка организации производственной деятельности транспортных предприятий, оценка их результатов, совершенствование системы оплаты транспортных услуг.

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». Импульсом к развитию ЖКХ в нашей стране стала Федеральная целевая программа «Жилище» 2005 г., которая затем получила статус Национального проекта.

Главные цели Национального проекта:

1) доведение к 2010 г. по сравнению с 2004 г. объемов годового ввода жилья с 41,2 млн. до 80 млн. м2;

2) увеличение объемов выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов гражданам с 20 млрд. руб. до 415 млрд. руб.;

3) снижение времени нахождения в очереди на улучшение жилищных условий в форме получения социального жилья с 20 лет до 7 лет;

4) увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья с помощью собственных и заемных средств с 9 до 30%.

Контрольные вопросы к теме 8:

1) Раскройте структуру отрасли ЖКХ и источники финансирования расходов на ее содержание и развитие.

2) Каковы пути снижения роста расходов на содержание жилищного фонда?

3) Перечислите источники финансирования коммунального хозяйства.

4) Назовите основные проблемы ВКХ, пути для их решения и резервы экономии финансовых ресурсов.

5) Назовите пути снижения себестоимости перевозок.

6) Какова цель проведения жилищно-коммунальной реформы?

Являясь важной частью народного хозяйства страны, ЖКХ требует выделения на свое содержание и развитие значительного объема финансовых ресурсов. Отрасль имеет двусторонние отношения с бюджетом, которое складывается в пользу отрасли. Она получает средства из бюджета больше, чем вносит в него.

Все бюджетные расходы на ЖКХ финансируются из территориальных бюджетов. Доля этих затрат в общем объеме расходов региональных бюджетов составляет 5%, в местных - 19%.

Роль бюджетных средств в финансировании отдельных подотраслей ЖКХ различна. Полностью за счет бюджетных ассигнований финансируются дорожное хозяйство, озеленение, освещение и уборка территорий населенных мест. Водопроводно-канализационное хозяйство получает лишь средства бюджета на капитальные вложения. Городской пассажирский транспорт, жилищное хозяйство и теплоэнергетика для отопления жилых домов требуют выделения бюджетных дотаций.

Метод дотаций распространен в отраслях ЖКХ. Как отмечено выше, размер доходов некоторых предприятий отраслей ЖКХ стал ниже их расходов. Чтобы возместить предприятиям - изготовителям продукции и услуг их затраты, через бюджетную систему выделяют им в необходимых размерах дотацию. Тем самым создается положение, когда предприятия реализуют свою продукцию и услуги местной администрации по одним ценам, а она, осуществляя задачи в области социально-экономического развития и распределения, реализует их населению по ценам и тарифам ниже их себестоимости. Тем самым дотации даются не предприятиям, а населению. Следовательно, эти дотации являются одной из форм отношений государства через бюджет с населением.

Расходы на оплату услуг, производимых коммунальными предприятиями, осуществляются за счет средств территориальных бюджетов, средств юридических и физических лиц.

Главный источник финансирования коммунальных предприятий - территориальные бюджеты. Из всех средств, поступающих коммунальным предприятиям из бюджетной системы, на местные бюджеты приходится 72%, на региональные бюджеты - 28%. Бюджетные средства коммунальным предприятиям поступают в виде дотаций:

на покрытие разницы в ценах за предоставляемые населению услуги и продукцию (тепло для жилых домов и транспортные услуги);

на капитальные вложения (водопроводно-канализационное хозяйство, городской пассажирский транспорт, дорога и др.);

на оплату произведенных работ и оказанных в населенных местах услуг (санитарная очистка, освещение, озеленение территорий и др.).

Услуги жилищно-коммунального хозяйства являются одним из элементов жизненных средств. Если повысить тарифы на эти услуги, то возрастут затраты потребителей этих услуг, т.е. всех работников, на воспроизводство рабочей силы. Увеличившаяся сумма их затрат должна быть покрыта за счет роста доходов населения. Это увеличение должно возмещаться либо за счет повышения заработной платы, либо ассигнований из централизованного фонда финансовых ресурсов - бюджета в виде дотаций предприятиям и организациям, оказывающим услуги населению. В практике применяются оба способа. Дотации из бюджета практически даются населению.

Выделение дотаций жилищно-коммунальному хозяйству следует рассматривать как один из способов возмещения предприятиям затрат живого и овеществленного труда, а работникам - затрат на воспроизводство рабочей силы.

С развитием в городах многоэтажного и крупнопанельного строительства расходы на содержание жилищного фонда будут возрастать.

Помимо соответствующей строки в законе о федеральном бюджете на конкретный год и принятой в надлежащем порядке федеральной целевой программы необходимо дополнительно принять специальный акт Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, в нем должны быть определены средние размеры стоимости жилья по регионам, исходя из которых и рассчитываются размеры федеральных бюджетных субсидий. К примеру, Госстрой России принял постановление от 27 февраля 2004 т. № 11 "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на II квартал 2004 г. для расчета размеров безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета. В приложении к указанному акту установлено, что средний размер рыночной стоимости жилья по России составляет 10 800 рублей за 1 кв. м, в том числе по Москве - 17 500 рублей, по Санкт-Петербургу - 13 600 рублей и т.д. Аналогичным образом обстоит дело и с нормативно-правовым обеспечением предоставления других субсидий. Для их получения необходима строка в расходной части бюджета, наличие соответствующей целевой федеральной программы и в ряде случаев принятие компетентным государственным органом исполнительной власти специальных подзаконных актов.

Дальнейшее развитие жилищного строительства, улучшение инженерного оборудования жилых и общественных зданий, повышение уровня благоустройства городов, развитие промышленности и рост ее водопотребления вызовут необходимость расширения мощностей водопроводно-канализационных предприятий. Это будет важным фактором роста и валовых доходов.

В будущем объем потребляемой воды будет постоянно увеличиваться и в перспективе возрастет в 2,5 раза. С ростом водопотребления связано повышение мощностей канализационных предприятий. Предполагается, что объем сточных вод в ближайшей перспективе увеличится в 2,5 раза, а на более далекую перспективу - в 5-10 раз. Такой рост обусловлен развитием городов и современных отраслей промышленности с повышенной водоемкостью производства. Все это повлечет увеличение капитальных вложений на строительство и реконструкцию водопроводно-канализационных сооружений, главным источником которых станут бюджетные средства.

Удлинение водных коммуникаций, увеличение очистных работ требуют повышения уровня технической оснащенности отрасли, квалификации ее работников. Все это связано с ростом капитальных вложений, амортизационных отчислений, заработной платы и т.д. Естественно, это ведет к росту себестоимости воды, отпускаемой потребителям.

При объективном влиянии удорожающих факторов особо важное значение приобретают активизация разработки и осуществления мероприятий, содействующих снижению себестоимости воды. На развитие водопроводно-канализационного хозяйства необходим значительный объем капиталовложений. В структуре основных фондов доля активной части весьма незначительна, 96% занимают фонды долговременных сооружений с длительным сроком эксплуатации.

Помимо мероприятий технического характера, способствующих снижению темпов роста расходов в водопроводном хозяйстве, большое значение должно иметь строительство крупных предприятий и объединение мелких.

Повышение рентабельности домохозяйств связано с укреплением коммерческого расчета. Для этого требуется создание определенных условий, в том числе увеличение источников доходов, позволяющих покрывать все эксплуатационные расходы. При переходе на коммерческий расчет и ликвидации дотаций как источника покрытая эксплуатационных расходов улучшится финансовая деятельность домохозяйств, усилится их стремление к эффективному использованию средств и к максимальному выявлению резервов доходов.

Взаимоотношения жилищного хозяйства с бюджетом будут строиться на общей для всех отраслей налоговой основе, т.е. жилищные организации будут платить налоги. В то же время следует отметить, что и из бюджета будут выделяться ассигнования на муниципальное жилищное строительство. Кроме того, в целях социальной зашиты населения малоимущим семьям будут выделяться пособия на оплату ими жилищно-коммунальных услуг.

Введение

Актуальность темы. Жилищно-коммунальный сектор национальной экономики всегда отличался сложной, многофункциональной спецификой работы предприятий этой сферы, что оказывает непосредственное влияние на учет доходов и расходов, формирующих финансовый результат. С 19 века основной задачей для предприятий ЖКХ является оформление финансовых результатов путем сопоставления категорий доходов и расходов для получения результирующего финансового показателя – прибыли или убытка. Сложность их учета состоит в том, что доходы и расходы в жилищно-коммунальном хозяйстве не имеют юридического обоснования, их величина зависит от норм, правил и концепций, изложенных законодательством.

Финансовое положение предприятия характеризуется показателями доходов и расходов, которые отражаются в форме 2 «Отчет о прибылях и убытках». Проанализировав информацию этой части отчетности, внутренние и внешние пользователи могут сделать выводы о финансовом, имущественном положении организации, результатах ее хозяйственной деятельности, поскольку разница сумм доходов и расходов предприятия является финансовым результатом его деятельности. Превышение доходов над расходами означает прирост чистых активов – прибыль, а расходов над доходами – их уменьшение – убыток. На основе данных о доходах и расходах организации соответственно производится вывод о финансовом состоянии предприятия, которое отражает его конкурентоспособность, платежеспособность, кредитоспособность в производственной сфере и, следовательно, эффективность использования собственного капитала.

В условиях перехода к рыночной экономике жилищная проблема в России существенно обострилась. К 1992 г. отрасль оказалась практически полностью зависимой от бюджетных дотаций, так как ставки оплаты жилья и коммунальных услуг в этот период практически не были затронуты первым этапом либерализации цен.

ЖКХ России сегодня - это около 52 тысяч предприятий различных форм собственности и более 4 миллионов работников. На долю отрасли приходится 1/3 часть основных фондов, 1/3 часть потребляемых энергоресурсов и 1/5 часть бюджета России. ЖКХ существует, в основном, на дотации из федерального, регионального (субъектов Федерации) и муниципальных бюджетов. Как правило, местные бюджеты выделяют на содержание ЖКХ почти 60%. Степень изношенности основных фондов отрасли, в среднем по России, составляет до 50-60% сетей водо- и теплоснабжения, канализации и нуждается сегодня в капитальном ремонте, значительная часть - в незамедлительной замене. Жилищно-коммунальное хозяйство страны находится в тяжелом положении из-за недостатка средств. Оно финансируется из всех источников не более на 50% от необходимого уровня, который может обеспечить воспроизводство основных фондов. Платежи населения в составе коммунальных услуг на содержание жилья, производство и поставку коммунальных услуг в различных районах Российской Федерации выросли с 20-30 до 60-70%. Поскольку темпы роста затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг росли опережающими инфляцию темпами, доля бюджетных дотаций на содержание жилищного фонда и на разницу в ценах на тепловую энергию в городских бюджетах не уменьшалась.

Актуальность, экономическая важность решения вопросов бухгалтерского учета расходов и доходов в организации учета на предприятиях ЖКХ, формирование достоверной информации в форме внутренней их отчетности, а также недостаточная изученность этих вопросов в российской экономической науке обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Отражение доходов и расходов СМУП «ЖЭУ-15» в системе бухгалтерского учета».

Цель и задачи исследования. Целью исследования, проводимого в выпускной квалификационной работе, является выявление особенностей формирования доходов и расходов жилищно-коммунального хозяйства, оценка финансовых результатов, а также выявление внутренних резервов их роста.

Для достижения цели, поставленной в работе, необходимо решить следующие задачи:

исследовать состав и порядок формирования доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности;

сгруппировать доходы и расходы организации для целей финансового и управленческого учета;

проанализировать применяемую технику составления формы 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

разработать план прибылей и убытков в целях выявления отклонений и формирования экономической стратегии на будущее;

создать механизм увязки информации о доходах и затратах, получаемой в управленческом учете, с информацией, подготовленной в финансовом учете

Предметом исследования выступает производственно–хозяйственная деятельность предприятия с точки зрения системы учета ресурсов и результатов финансовой и хозяйственной деятельности.

Объектом исследования данной работы является: Смоленское муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-эксплутационный участок №15».

Методами исследования выпускной работы являются экономико-статистические методы, наблюдение, синтез. Методологические основы для выполнения работы явились труды Российских и зарубежных авторов, а так же статистическая и бухгалтерская отчетность предприятия.


Сокращенно: СМУП «ЖЭУ-15». Место нахождения организации: 214018, г. Смоленск, ул. Урицкого, д. 15. СМУП «ЖЭУ-15» является самостоятельным хозяйствующим субъектом, коммерческой организацией, имущество которой находится в собственности города Смоленска и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. Оно создано для выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Учредителем организации является администрация города Смоленска. СМУП «ЖЭУ-15» находится в ведомственном подчинении Смоленского унитарного предприятия «Жилищник». Предприятие действует на основании устава (Постановление главы администрации города Смоленска от 23.06.2003 года), разработанной учетной политики (Приказ № 101 от 26.12.2003 года).

Целью создания организации является осуществление уставной деятельности по техническому содержанию находящегося в его ведении жилищного фонда и поддержания его в исправном состоянии, обеспечению бесперебойной работы инженерного оборудования и устройств жилых домов, своевременному проведению текущего и капитального ремонта жилого фонда, находящегося в муниципальной собственности.

В установленном законодательном порядке СМУП «ЖЭУ-15» осуществляет следующие виды деятельности:

Проведение общих плановых осмотров жилищного фонда (весной, осенью) для выявления неисправности и причин их проявления, а также для определения объемов работ на следующий год.

Выполнение работ по техническому обслуживанию зданий и сооружений в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации зданий.

Выполнение непредвиденного текущего ремонта, в т. ч. по заявкам граждан.

Подготовка домов к эксплуатации в зимних условиях.

Проведение расчетов за содержание и текущий ремонт жилого фонда, техническое содержание и обслуживание лифтов.

Оформление регистрации граждан и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства и выдача справок.

Сбор платежей за содержание и текущий ремонт жилого фонда, техническое содержание и обслуживание лифтов, за коммунальные услуги.

Своевременное предоставление гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг.

Контроль за соблюдением нанимателями, арендаторами или собственниками жилых помещений в многоквартирных домах требований по пользованию жилыми помещениями, коммунальными услугами в соответствии с договорами найма, аренды или обслуживания (для приватизированных квартир и квартир, находящихся в собственности граждан).

Осуществление претензионно-исковой работы, связанной с невнесением платежей за жилищно-коммунальные услуги.

В состав СМУП «ЖЭУ-15» входят различные производственные подразделения: участки, обслуживающие хозяйства, органы управления и организации по обслуживанию работников предприятия.

Руководит предприятием СМУП «ЖЭУ-15» начальник, назначенный Главой администрации г. Смоленска. Под его руководством находятся отделы и службы предприятия, общей численностью 130 человек.

Функции и организация деятельности структурных подразделений определяются положением, утвержденным приказом руководителя предприятия. Функции подразделяются на административные, функции обслуживающего персонала и функции, связанные с технической эксплуатацией жилищного фонда. На рис. 0.1. представлена организационно-производственная структура предприятия, предусматривающая функциональные группы подразделений для выполнения определенных задач и управления процессом их выполнения.

Рисунок 0.1. Организационно-производственная структура СМУП «ЖЭУ-15»

Функции административного и обслуживающего персонала организации включают:

руководство деятельностью предприятия в соответствии с действующим законодательством РФ и согласно утвержденному уставу;

организацию и ведение учета бухгалтерского учета в соответствии с едиными методологическими основами бухгалтерского учета и отчетности;

планирование финансово-хозяйственной деятельности организацию труда и заработной платы работников предприятия;

обеспечение кадрами требуемой квалификации и специальности; организацию учебно-методической работы по повышению квалификации работников предприятия;

документальное оформление управленческих решений, действий, связей;

организацию документооборота; упорядочение и хранение документации;

контроль своевременного исполнения приказов, поручений;

обеспечение предприятия всеми необходимыми для его деятельности материальными ресурсами;