Что такое временная приватизация. Что означает приватизация? Нужна ли приватизация малоимущим

Одной из характерных черт рыночной экономики является многообразие форм собственности. Не случайно, что при переводе экономики России на рыночные рельсы одной из главных задач стали разгосударствление и приватизация собственности.

Под разгосударствлением понимают сокращение удельного веса государственной собственности в общем ее объеме. Во времена функционирования в нашей стране командно-административной системы хозяйства государственная собственность занимала монопольное положение в структуре собственности на средства производства и ресурсы (до 95% объема собственности). В наши дни ситуация коренным образом изменилась. Основным направлением разгосударствления стала приватизация государственной и муниципальной собственности.

Собственности — процесс превращения государственной собственности в частную собственность физических и юридических лиц. Процесс широкой приватизации в России был положен Законом РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (ныне утратил силу) и первой Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятии в Российской Федерации на 1992 год (утверждена постановлением Верховного Суда РФ от 11 июня 1992 г. № 2980-1) (ныне утратила силу).

В этих и других государственных документах были определены следующие цели приватизации :

  • обеспечение равноправия в функционировании различных форм собственности;
  • демонополизация производства;
  • балансировка доходов различных групп и слоев населения;
  • перераспределение доходов и имущества, создание класса собственников;
  • развитие фондового рынка.

Кроме того, указанным Законом и последующими нормативными документами были установлены способы проведения приватизации :

  • продажа предприятий, а также активов ликвидированных предприятий по конкурсу;
  • продажа предприятий на аукционе;
  • продажа долей (акций) в капитале предприятий (акционирование);
  • выкуп имущества предприятий, сданных в аренду.

Этапы приватизации в России

Решение целей и задач приватизации в России осуществлялось в два этапа.

Первый этап проходил с начала 1992 по конец 1994 г. Особенностями этого этапа стали:

  • сверхвысокие темпы приватизации (например, в 1994 г. было приватизировано в среднем 75% предприятий торговли и бытового обслуживания);
  • введение системы бесплатных приватизационных чеков на предъявителя (в народе такие чеки именовались ваучерами).

Эта система обеспечила безвозмездное выделение половины государственной собственности частным лицам. Явным недостатком данного способа приватизации стала его низкая доходность.

Второй этап приватизации начался в 1995 г. и продолжается до сих пор. Его основные задачи были определены в Программе Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах» (утверждена постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1995 г. № 439) и Указе Президента РФ от 22 июля 1994 г. № 1535 «Об Основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года». Наконец, самые существенные коррективы в приватизационный процесс были внесены положениями Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 123-ФЭ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (ныне утратил силу). Этот Закон закрепил качественно новый характер приватизации. В частности, в нем сделан акцент на переход от преимущественно безвозмездной передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком; указано, что приватизация должна способствовать повышению эффективности функционирования отечественных предприятий; определено, что при отчуждении государственной собственности должны учитываться и социальные аспекты проблемы.

В целом, как показал отечественный опыт разгосударствления и приватизации собственности, процесс преобразования отношений собственности является сложным и противоречивым, активную роль в нем должно играть государство. Именно оно наряду с решением главных задач приватизации должно обеспечить баланс интересов частных лиц и всего общества.

Социально-экономические последствия приватизации в России

В XX в. приватизация государственной собственности получила большое распространение, захватив почти все основные страны. Первое упоминание о приватизации относится к XIII в. в Англии.

Приватизация означает переход прав собственности от государства к частным лицам на условиях полной продажи государственных фирм частным лицам или продажи части активов и делегирования прав по распоряжению государственным имуществом.

В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества » под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований имущества в собственность физических и юридических лиц. Из данных определений следует, что основным признаком приватизации является ее возмездный характер . Некоторые авторы различают определение «приватизация» и «разгосударствление», под последним понимают передачу от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Приватизация носит возмездный характер, а разгосударствление может иметь разные формы.

— это процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, . Данное явление осуществляется посредством безвозмездной передачи или распродажи объектов государственной собственности в собственность заинтересованных лиц с образованием на этой основе частной, акционерной или корпоративной собственности.

Приватизация в России — более обширное и системообразующее явление в отличие от обычной продажи государственных фирм. Для России характерны два взаимодополняющих параллельных процесса: постепенное освобождение государства от некоторых функций регулятора отношений собственности, которые не выполняются им в рамках рыночного хозяйства (здесь речь идет о процессе уменьшения возможностей государства как юридического объекта имущественных правоотношений) и формирование новых правовых и экономических структур и механизмов, без которых сложно в полной мере реализовать систему частной собственности. Надо учитывать, что последний процесс является дополнением первого и происходит вслед за самоустранением государства. Государство, уменьшая свои , должно оставаться контролировать и регулировать переданную собственность и .

Сущность приватизации

Сущность приватизации можно выразить в широком и узком понимании. В широком значении приватизация понимается как сокращение или замедление темпов расширения государственного сектора экономики, сопровождаемое увеличением доли частного сектора . В более узком смысле приватизация представляет полную или частичную передачу прав собственности на находящиеся в государственной собственности средства производства , имущественные ценности, капитал акционерным обществам или частным лицам. Приватизация главным образом должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом и повышать эффективность использования объектов хозяйствования.

Таким образом, в основное содержание приватизации можно включить трансформацию производителей и предприятий, которые основываются на том или ином техническо-производственном комплексе планово-централизованной экономики, к субъектам, которые базируются на капитале. Капитал же несет в себе добавочную стоимость и увеличивает изменения важных функций, жизненных циклов, распределения финансов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий.

Задачи приватизации

Посредством приватизации государственной собственности решается множество задач:

  • повышение эффективности предприятий
  • сокращение правительственных расходов за счет налогоплательщиков
  • увеличение поступлений в бюджет
  • ликвидация или возможное уменьшение внутренней и внешней задолженности
  • борьба с на рынке
  • расширение рынка заемных капиталов
  • увеличение и населения
  • привлечение сотрудников к управлению капиталом компании
  • сокращение профсоюзного движения
  • создание обширной социальной базы мелких и средних собственников и многое другое.

Следовательно, основной сущностью концепции приватизации служит эффективность производства, которая подтверждает, что некоторые предприятия более успешно управляются частным сектором . Приватизация должна способствовать усилению экономики страны в целом.

Проведение и результаты приватизации в России

При рассмотрении результатов приватизации необходимо учитывать экономическую и социальную сферу. Российская приватизация носила массовый характер не только по своему содержанию, но по ее структуре и масштабам. Она была призвана обеспечить не только проблему увеличения эффективности отдельных предприятий, но коренное изменение отношений в собственности, т. е. решить задачи изменения экономического базиса общества.

С самого начала российских реформ во главу угла была поставлена стремительная и всеобъемлющая приватизация, необходимая для создания основ демократии и рынка. По многим причинам придать ей цивилизованный характер не удалось. Страну захлестнула бесконтрольная приватизация, когда государственная собственность практически без нарушения закона стала просто передаваться частным лицам.

В результате приватизации в России сформировались негосударственный сектор экономики в короткие сроки, рыночные институты и новый корпоративный сектор экономики (рынок ценных бумаг, акционерные общества, банки, система институциональных инвесторов, страховые компании), произошло распределение юридических прав собственности на приватизированное имущество, при этом социальные конфликты были сведены к минимуму.

Ряд стратегических целей приватизации достигнут не был, несмотря на то что к концу 90-х гг. ХХ в. уже была решена задача изменения форм собственности в целом:

  • широкий слой эффективных частных собственников не был сформирован;
  • увеличение эффективности деятельности предприятий в результате структурной перестройки экономики не произошло;
  • инвестиций, которые были привлечены, в процессе приватизации оказалось недостаточно для технического, социального и производственного развития предприятий;
  • в некоторых отраслях свое конкурентное положение предприятий на мировом и отечественном рынке не удалось сохранить.

На практике приватизация государственной собственности в России была такой, что созданы, были, по сути, частные системы централизованного планирования, частные монополии, которые заменили централизованное планирование государства.

России во время проведения приватизации резко уменьшился . Данное обстоятельство было вызвано занижением стоимости активов приватизируемых предприятий, что приводило к неправильному установлению цены приватизационной сделки и недополучению федеральным бюджетом средств за проданное имущество (рисунок).

Применялась методика оценки в ходе приватизации, которая не позволяла реально оценить стоимость отчуждаемых государственных активов. В некоторых случаях оценка не проводилась фактически вообще. Эффективность деятельности предприятий в результате приватизации была уменьшена.

К достижению предполагаемых целей, которые были определены в государственной программе приватизации, формальное разгосударствление и передача анализа и контроля над собственностью в частные руки не привели. Некоторые из целей заключались в формировании «эффективного собственника», создания социальной и стабильно ориентированной рыночной экономики страны.

Приватизация выявила массу лазеек для незаконных действий, коррупции , которые негативно сказались на экономике впоследствии. Нарушения привели к созданию узкого слоя богатых собственников , что усилило противоречия между населением.

Социальная и экономическая эффективность приватизации в России оказалась низкой . Не был соблюден учет интересов и прав большинства слоев населения и принцип равенства граждан при осуществлении массовой приватизации. Приватизация резко увеличила расслоение общества (таблица).

Как видно из таблицы, по реальным денежным доходам граждан России только 2007 г. превысил уровень 1990 г. Численность же населения, которая живет за чертой бедности, остается стабильно высокой и составляет около 1/5 населения страны. Однако наметились положительные перспективы, которые постепенно увеличивают средний класс страны.

Предоставление сотрудникам организаций льгот при приватизации государственных предприятий, в особенности высокодоходных, связанных с эксплуатацией национальных богатств России (нефтехимия, нефтегазовая отрасль, лесная, горнорудная, целлюлозно-бумажная промышленность. цветная металлургия), привело к необоснованному обогащению руководства и менеджмента таких предприятий и резкому падению уровня жизни остальных слоев населения, не связанных с данными производствами (образование, социальная сфера, здравоохранение, наука, культура).

В рамках приватизации предприятий тесно переплетаются политические, экономические и социальные аспекты.

Согласно «децильному » коэффициенту , который показывает соотношение доходов 10 % самого богатого и самого бедного населения страны, в СССР в 1990 г . от составлял 4,4, т. е. доходы богатого слоя превышали доходы бедных в 4,4 раза . Соответствующий показатель в России за 1998 г. составил 22,7. В результате произошел большой рост социального неравенства по сравнению со странами Центральной и Восточной Европы.

У большинства населения не было капитала для приобретения по их рыночным ценам. Если же предприятия продавались гораздо ниже их реальной стоимости, то данное приобретение не обладало высокой ценностью для собственника. Прибыль изымалась собственниками и вывозилась за границу, что не позволяло обновлять устаревшие фонды предприятия.

Работники приватизируемых предприятий в результате приватизации в России не получили социальной защищенности, уменьшилось развитие объектов социальной инфраструктуры, а в ряде случаев было ускорено их разрушение. От текущего финансирования «непрофильных активов» организации и местные власти в большинстве случаев отказывались. В очень тяжелом состоянии оказались сотрудники организаций, которые зависили от бюджетного финансирования — это: учителя, ученые, врачи, милиция, военные и др. Основным источником финансирования бюджетной сферы экономики являются бюджетные средства, которые направлялись в основном на первоочередные текущие расходы и оплату труда сотрудников предприятий.

В результате приватизации был преодолен товарный дефицит и обеспечена внутренняя конвертация рубля .

При переходе к рыночной экономике приватизация должна проводиться при взаимодействии со всеми государственными структурами и общеэкономическими реформами. Приватизация должна способствовать усилению конкуренции экономики страны в целом.

Приватизация, которая проходит в условиях полного отсутствия рынка, при переходе от плановой к рыночной экономике играет важную роль в формировании конкурентного рынка. Но в любом случае необходимо учитывать мировой опыт приватизации. Обязательным при проведении приватизации является эффективное управление, привлечение инвестиций и формирование или сохранение средних слоев . Должна учитываться национальная безопасность и влияние на будущие страны.

Начало 1990-х годов в России ознаменовалось массовой приватизацией государственного имущества, передаваемого в собственность физическим и юридическим лицам безвозмездно или за определенную плату.

Программа передачи госфондов и акций в стране действует по сей день, поэтому многие люди задаются вопросом, что такое приватизация. В чем ее сущность и с какой целью она проводится?

Происхождение термина «приватизация» связывают с латинским словом privatus , что в переводе означает «частный» . Самые ранние формы приватизации существовали еще в Древней Греции, когда правительство передавало собственность государства частному сектору на контрактной основе.

В крупных масштабах приватизационные процессы начались в Европе в эпоху колонизации азиатских стран и продолжались во времена промышленной революции, а наивысшего пика достигли в конце XX века после падения «социалистического лагеря».

С 1989 года в Восточной и Центральной Европе было приватизировано свыше 70 тысяч предприятий, что повлекло за собой безработицу, рост коррупции и снижение средней заработной платы.


Примерно в этот же период приватизация началась и в России. В настоящее время передаче подлежат, в основном, госпакеты акций отдельных акционерных обществ, в том числе Аэрофлота, Роснефти и РЖД.

В экономической сфере под приватизацией понимают процесс частичной либо полной передачи собственности государства в руки физических и юридических лиц. В зависимости от того, какое именно имущество передается, выделяют приватизацию жилищного фонда, земли, промышленных предприятий.

Условно этот процесс можно разделить на 2 модели – бесплатную и платную. В первом случае считается, что каждый гражданин является собственником имущества страны, поэтому его превращают из формального в реального владельца.

Во втором случае рассматривается продажа государственной собственности с акционированием предприятий и последующими торгами или аукционами.

Проведение приватизации позволяет государству решить несколько важных задач. Передача имущества значительно повышает эффективность функционирования хозяйств, обеспечивает рост доходов в государственной казне и перераспределяет экономические основы власти.


С другой стороны, она имеет свои недостатки, в частности, приводит к развитию коррупционных процессов, а в случаях с платной приватизацией позволяет приобретать собственность только богатым людям.

С приватизацией квартиры сталкивался практически каждый гражданин РФ. Ее суть заключается в передаче государственного жилого имущества лицу, проживающему . Как правило, решение о приватизации принимается всем жильцами.

При оформлении документов каждый из них получает свою долю, в том числе несовершеннолетние. Преимуществами оформления квартиры в частную собственность выступают возможность ее последующей продажи, сдачи в аренду, проведения перепланировки.

Приватизация земли позволяет владельцу распоряжаться участком на свое усмотрение и совершать с ним любые сделки. Право собственности дает возможность стать полноправным хозяином земли и не только обрабатывать ее, но и продавать, строить на ней дома или передавать по наследству.

Владелец неприватизированного участка рискует в любой момент остаться без своего имущества. Если государство вдруг решит проводить через него магистраль или строить предприятие, то землю придется отдать без компенсации.

Как и любую недвижимость, гараж следует приватизировать для подтверждения прав на него. Чтобы стать законным владельцем постройки, необходимо для начала собрать документы на имущество с момента его строительства, что зачастую представляет определенные сложности.


Если после приобретения здание перестраивалось, на руках должны быть документы о перепланировке. В дальнейшем с пакетом бумаг следует обратиться в приватизационные органы и получить сертификат, подтверждающий право собственности, а также провести приватизацию земли под гаражом.

Процесс активной приватизации муниципального жилья был запущен правительством в 1992 году. За это время удалось передать в собственность граждан более 70% государственного жилого фонда. Тем не менее, определиться с выбором юридической формы пользования недвижимостью (собственность или ) и оформить документы успели не все. В связи с этим сроки бесплатной приватизации госжилья были в очередной раз продлены по указу Президента РФ до 1 марта 2016 года.

Что будет потом, точно не ясно. Возможно, существующая процедура приватизации упразднится или перейдёт на платную основу. В любом случае, если вы всерьёз рассчитываете стать собственником муниципального жилья, с регистрацией лучше не затягивать.

Что такое приватизация?

Под приватизацией подразумевается передача жилой недвижимости, которая ранее принадлежала муниципалитету, гражданам страны, проживающим в ней по договору социального найма. После оформления необходимой для этого документации жильцы становятся полноправными собственниками, то есть могут распоряжаться квартирой по своему усмотрению.

Приватизация жилья имеет как свои достоинства, так и недостатки. К последним относятся:

  • необходимость уплачивать имущественный налог;
  • регулярные взносы на дома.

Среди преимуществ – стандартные права собственника (право завещать жилплощадь наследникам, передать в дар, продать и т. д.).

Также владелец приватизированного жилья может самостоятельно решать, кого прописывать в квартире, а кого – нет. Наниматель подобной возможности не имеет.

Что можно приватизировать?

Стать собственником государственного жилья можно только в том случае, если оно относится:

  • к официальному государственному жилищному фонду, то есть принадлежит непосредственно Федерации;
  • к жилищному фонду субъектов РФ (областей, регионов и т. д.);
  • к муниципальному жилищному фонду (принадлежит муниципальным образованиям, ведомствам, учреждениям и т. д.).

При этом приватизация невозможна , если жилплощадь:

  • находится в и не пригодна для проживания;
  • является служебным помещением организации, предназначенным для временного расселения сотрудников;
  • расположена на территории закрытого военного городка;
  • находится на территории общежития.

Как приватизировать жилье

Неприватизированная квартира остается в пользовании граждан пожизненно. Отказ от приватизации необходимо совершить в присутствии нотариуса

В некоторых случаях собственники квартир производят процесс, обратный приватизации, – расприватизацию, то есть отдачу недвижимости обратно государству. Иногда это выгодно. Расприватизацию нужно отличать от деприватизации и отмены договора приватизации

Когда приватизацию ввели, люди бросились оформлять жилье в собственность. По незнанию или злому умыслу многие допустили ошибки. Как оспорить результат и восстановить свои права – подробные инструкции

Хотите стать собственником комнаты, но чиновники в местной администрации говорят вам, что это невозможно? Не опускайте рук: подготовьте документы и обратитесь в муниципалитет снова. В случае отказа вам поможет районный суд

Кто имеет право участвовать в приватизации?

Оформить в собственность муниципальную квартиру может только гражданин Российской Федерации. При этом право приватизации является однократным, то есть даётся один раз. При повторном обращении в передаче права собственности на государственное жильё гражданину будет отказано.

Собственниками квартиры могут стать как совершеннолетние, так и несовершеннолетние жильцы. Дети в возрасте от 14 до 18 лет подписывают согласие или отказ от приватизации в присутствии официальных представителей (родители, опекуны и т. д.).

Если гражданин, который ранее участвовал в приватизации, принимает решение вернуть муниципалитету полученную у него квартиру, его право на однократную приватизацию госжилья не восстанавливается.

Процедура оформления права собственности на государственное жильё в 2015 году

Перед обращением в уполномоченные органы власти подготовьте документы. Вам потребуются:

  • копии паспортов всех жильцов, участвующих в приватизации;
  • копии свидетельств о рождении (для несовершеннолетних);
  • бумаги, подтверждающие ваше право на пользование жилой недвижимостью (договор соцнайма, ордер, распоряжение администрации и т. д.);
  • со всех мест предыдущего проживания, начиная с 1991 года;
  • справки, подтверждающие, что будущие собственники ранее не участвовали в приватизации муниципального жилья;
  • бумаги из БТИ (поэтажный план, экспликация и т. д.);
  • для военнослужащих – копия удостоверения личности или справка из военкомата с реквизитами документа.
  1. составьте запрос о предоставлении вам исполнительными органами власти услуги по приватизации жилья. Сделать это можно либо лично, через специальный многофункциональный центр, либо в электронной форме, воспользовавшись официальным интернет-порталом (www.gosuslugi.ru);
  2. подпишите договор передачи государственной квартиры в вашу собственность. Максимально возможный срок для заключения соглашения – два месяца с момента составления обращения. При подписании договора должны обязательно присутствовать все члены семьи старше 14 лет;
  3. вместе с представителем Департамента городского имущества вашего населённого пункта зарегистрируйте право собственности в Росреестре. Для этого вам будет необходимо предварительно уплатить госпошлину в размере 2 000 рублей.

Начнем по порядку. С определения. Итак:

Приватизация жилых помещений Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

То есть, это возможность получить в собственность квартиру, которую сейчас вы снимаете у государства.

Что дает Вам приватизация?

  1. Вы становитесь собственником квартиры. Именно с момента вступления в собственность вы можете ее продать, поменять, завещать или подарить.
  2. С момента приватизации вы становитесь потенциальным владельцем определенной суммы денег . Той суммы денег, за которую можно продать квартиру.
  3. Вы можете улучшить свои жилищные условия, продав свою приватизированную квартиру и доплатив определенную сумму денег.
  4. Если Ваш дом расселяет фирма – застройщик, хозяева приватизированных квартир получают те квартиры, которые им согласится купить фирма. Остальные – в соответствии с Жилищным Кодексом. На практике это означает, что владельцы приватизированных квартир получаютжилье лучшего качества.

Бесплатная приватизация квартир продолжается только до 1 марта 2010 г.

Приватизация – достаточно долгий и нудный процесс и занимает от 2 до 4 месяцев. То есть, приватизацию надо начинать уже сейчас. Достаточно большое количество людей озаботилось этим только сейчас, поэтому наблюдается определенный ажиотаж.

Каким образом можно сделать приватизацию?

1. Самому обойти все инстанции и отстоять все очереди.

Способ применим, если есть возможность на протяжении длительного периода времени заниматься хождением по инстанциям в рабочее время.

2. Заказать приватизацию специалистам.

В этом случае, всю процедуру оформления возьмут на себя они, а вы сможете спокойно заниматься своими делами. Этот способ подходит людям, время которых стоит денег. Ведь не у всех есть возможность в рабочее время отлучаться на 1-3 часа с работы (ведь все государственные службы надо посещать именно в рабочее время).

Да, это будет стоить денег. Обычно –10 000 рублей. В зависимости от сложности и срочности ситуации, сумма может меняться.

Как сделать приватизацию – личное дело каждого. Но ее следует сделать. Если у Вас иное мнение по этому вопросу – посоветуйтесь со знакомым юристом.

Комментарии юриста АН «Дома»:

«Даже на сегодняшний день данный вопрос не находит однозначного понимания у граждан получивших квартиры до перестройки. Многие считают приватизацию квартир, в которых они проживают совершенного ненужным и бесполезным делом.

Чтобы правильно ответить на данный вопрос нужно сначала понять, что означает само понятие «приватизация». Для этого обратимся к Закону РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», так согласно статье 1 данного закона: «Приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде».

Данная возможность предоставляется гражданам до 01 марта 2010 года. После этой даты приватизация станет платной, размер оплаты будет определятся исходя из рыночной стоимости приватизируемой квартиры.

Для реализации права на приватизацию гражданам необходимо собрать необходимый пакет документов, регламентированный законом и оплатить необходимые сборы, общая стоимость которых не превышает 2 000 рублей. Получается, что за столь символическую сумму человек приобретает в собственность имущество, стоимость которого исчисляется даже не десятками и не сотнями тысяч, а миллионами рублей. При этом, став собственником, человек существенно расширяет спектр предоставленных ему полномочий, помимо простого пользования квартирой у него появляется право продать ее, поменять, подарить или завещать по наследству своим родственникам.

Изменятся и отношения с компаниями, осуществляющими управление многоквартирными жилыми домами. На Вас будут смотреть как на полноправного собственника, а не простого пользователя.

Наша страна перешла на рыночную систему отношений, а основой рыночной экономики выступает именно собственность. Есть собственность – есть уверенность в завтрашнем дне».

Информация подготовлена специалистами . Подробная информация об агентстве доступна по ссылке:

от лат. privatus частный)

передача государственного или муниципального имущества (земельных участков, промышленных предприятий, банков и других финансовых учреждений, средств транспорта, связи, массовой информации, зданий, акций, культурных ценностей и т. п.) за плату или безвозмездно в собственность отдельных лиц или коллективов. Приватизация может иметь скрытый характер, когда осуществляется в юридической форме аренды государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, напр., лишь определенная часть акций; может осуществляться в форме денационализации (реприватизации), когда национализированное прежде имущество передается в частную собственность прежних или иных владельцев. По своему содержанию приватизация близка к более широкому процессу разгосударствления, который включает передачу государственного имущества в собственность органов местного самоуправления (т. е. муниципализацию имущества). Термин «разгосударствление» часто применяется для обозначения крупномасштабной приватизации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРИВАТИЗАЦИЯ

от лат. privatus частный) - передача или продажа государственного или муниципального имущества (земельных участков, промышленных предприятий, банков и других финансовых учреждений, средств транспорта, связи, массовой информации, зданий, акций, культурных ценностей и т. п.) в собственность отдельных лиц или коллективов.

Приватизация - один из инструментов экономической политики. В связи с увеличивающимся разделением труда и усложнением процессов производства, распределения, обмена, продаж (автомобиль 1970-х гг. делался в 30 странах мира, тогда как в начале века тот же Форд все комплектующие производил сам; простой мобильный телефон устроен сложнее, чем первый искусственный спутник Земли и т. д.) на предприятиях с середины XX в. стали расти транзакционные издержки, которые делали невозможным управление с правительственного уровня. Стало понятно, что вертикальные пирамидальные структуры уступают место горизонтальным связям, в них в частные руки должны быть переданы и функции планирования и тактического руководства.

Государство определяет правила игры, но само перестает быть экономическим игроком. Через процедуру разгосударствления в 1970–80 е гг. прошло более 80 стран мира, от стран бывшего социалистического лагеря с плановой экономикой, где госсектор доминировал, до государств с развитой рыночной, где доля государственных предприятий была сравнительно невелика. Но и там необходимость повышения эффективности производства заставляла правительства передавать и продавать часть госсобственности в частные руки. Порой речь шла даже о целых отраслях промышленности.

Естественно, меры эти были непопулярными, потому что неизбежно вели к массовым увольнениям и росту социальной напряженности. Так это было, например, в Великобритании во времена премьерства М. Тэтчер, когда правительство тори приняло решение о разгосударствлении угольной отрасли.

При этом результаты приватизации в разных странах были отнюдь не однозначными. Если, например, в той же Великобритании разгосударствление части предприятий привело к укреплению госбюджета (в результате как увеличившегося поступления налогов, так и сокращения субсидий госпредприятиям) и росту производительности труда, то приватизация в Сирии и Бразилии не помогла выходу этих стран из кризиса.

На порядок сложнее происходил этот процесс в государствах с плановой экономикой. Отсутствие опыта хозяйствования в условиях рынка, квалифицированных специалистов, законодательной базы, соответствующей психологии - все это обусловило противоречивый, зачастую драматический характер приватизации в бывших социалистических странах и особенно в России.

Начавшаяся как составная часть монетаристских реформ, проводимых правительством Е. Гайдара, приватизация, по замыслу ее инициаторов, должна была покончить с монополией государства в сфере производства и обращения и запустить механизм рыночной конкуренции. Предполагалось, что это стимулирует личную заинтересованность каждого россиянина в результатах реформ и создаст класс здоровых, честных предпринимателей.

Но слабая организационная подготовка, проведение приватизации не правовыми, а номенклатурными методами, отсутствие нужных законов и в целом самой концепции ее проведения обусловили крайне неэффективный, полукриминальный способ разгосударствления.

Свою роль сыграла спешность осуществления перевода в частные руки большинства предприятий огромной страны. Из 240 тыс. государственных и муниципальных предприятий с 1992 по 1994 гг. было приватизировано 110 тыс., в то время как разгосударствление 12 госпредприятий в Англии длилось 10 лет, а приватизация 676 предприятий в ФРГ заняла 8 лет (1983–90 гг.). Концепция проведения приватизации государственной собственности в Российской Федерации предусматривала 2 этапа ее реализации: чековый (ваучерный) и денежный.

По поводу метода приватизации еще в начале 1990-х гг. шли жаркие дискуссии. Предлагались, например, такие способы как передача - безвозмездно или на основе льготного выкупа - государственных предприятий в собственность трудовым коллективам; акционирование и продажа государственных предприятий непосредственно в частные руки.

Однако эти методы были отвергнуты как не отвечающие критериям социальной справедливости в пользу бесплатной раздачи собственности всему населению посредством выдачи специальных платежных средств - ваучеров, или приватизационных чеков, которые затем должны быть использованы на покупку акций приватизируемых предприятий и другого государственного имущества.

Приватизационные чеки граждане Российской Федерации начали получать с 1 октября 1992 г. Их номинал - 10 тыс. руб. - отражал долю каждого в общественном богатстве.

Уже вскоре ваучеры в условиях чиновничье-криминального произвола и правовой неразберихи стали предметом спекулятивных махинаций. Стоимость приватизационных чеков в условиях галопирующей после либерализации цен инфляции падала вместе с рублем, они обесценивались и в массовом порядке скупались дельцами.

За короткое время владельцами крупнейших предприятий, где трудились порой десятки тысяч работников, стали не трудовые коллективы, а вчерашние директора, представители номенклатуры и откровенно криминальные структуры.

Таким образом, приватизация, проведенная Гайдаром и Чубайсом вначале 1990-х гг., на этом этапе не стала фактором повышения эффективности производства, а свелась к «черному переделу» бывшей общенародной собственности и ускоренному созданию класса новых собственников.

Подавляющее большинство россиян оказались ограбленными второй раз - после того, как в результате либерализации цен обесценились все их сбережения.

А установленных целей приватизация так и не достигла: члены трудовых коллективов остались наемными работниками, предприятиямонополисты сохранили свое монопольное положение, производительность труда осталась на прежнем уровне.

Приватизация «ваучерного образца» проводилась и в странах Центральной и Восточной Европы. Но в большинстве из них столь серьезных социальных издержек, как в России, удалось избежать. Там даже при господстве плановой экономики функционировал развитый частный сектор, который в сфере торговли, услуг, сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности часто преобладал даже над государственным. Свою роль сыграло и то обстоятельство, что в отличие от нашей страны, где после 1917 г., если не считать короткого периода НЭПа, элементов рыночной экономики просто не было, страны, вступившие на социалистический путь в 1940–50 гг., сумели сохранить существовавший до революции опыт рыночной экономики.

Этап чековой приватизации длился с июня 1992 г. по 1 июля 1994 г. Затем наступил этап денежной приватизации, задачей которого было формирование инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, что должно было повысить их заинтересованность в долгосрочных инвестициях.

Особым этапом российской приватизации стала инвестиционная приватизация, предполагавшая переход государственного имущества в частные руки при условии обязательств со стороны нового владельца инвестировать дальнейшее развитие производства, и последовавшие за ними залоговые аукционы, в результате которых государство утратило контроль над крупнейшими российскими предприятиями, остававшимися в его собственности после ваучерной приватизации.

Акции этих предприятий отдавались крупным банкам в залог кредитов, необходимых для выполнения бюджетных обязательств, однако в установленный срок государство не смогло рассчитаться по этим кредитам, и в результате предприятия флагманы российской экономики попали под контроль олигархических структур, заплативших за них цену, в десятки раз ниже рыночной. Всего за время приватизации Гайдара - Чубайса - Коха за 10 лет в результате продажи 145 тыс. предприятий бюджет России получил сумму по разным оценкам от 10 до 20 млрд долларов! За столько была продана львиная часть второй по величине экономики в мире, какой была экономика СССР! Для сравнения: английский бюджет только в результате приватизации одной кампании «Бритиш Телеком» получил 23 млрд долларов. Приватизация «Дойче Телекома» принесла немецкой казне 13 млрд долларов.

Неудовлетворительные итоги приватизации привели к тому, что собственность частных лиц до сих пор является морально нелегитимной в глазах населения, во-вторых, не может стать капиталом, т. е. легальным, белым рыночным механизмом экономического роста (из-за юридической нечистоты сделок затруднены IPO, займы, кредиты, продажа, участие в белых сделках, сотрудничество на международном уровне и проч.).

Кроме того, экономического эффекта, т. е. повышения производительности труда и прибыльности прежде всего у крупных предприятий не наблюдалось (более того, налицо было массовое нарушение экологического, трудового законодательства, тяжелые социальные последствия от хищнического отношения к собственности, вызванного общим ощущением нелегальности и временности пользования у новых «хозяев»).

Сегодня правительство предпринимает попытки восстановить контроль над государственным имуществом в стратегически важных отраслях.

Отличное определение

Неполное определение ↓