Лекции по курсу микроэкономики продвинутого уровня. Фридман А.А

Лекции по курсу микроэкономики продвинутого уровня. Фридман А.А.

М.: 2007. - 376 с.

Курс лекций включает все основные разделы современной микроэкономики. Он построен на нескольких вариативных курсах, читающихся в магистратуре Государственного университета-Высшей школы экономики для различных специальностей экономического факультета. Изложение предполагает знание основ микроэкономического анализа в пределах программы бакалавриата, основных понятий теории игр, а также необходимые математические знания (математический анализ, теория нелинейной оптимизации, теория вероятностей). В курсе учтено все лучшее из западных учебников по микроэкономике, а также опыт преподавания этой дисциплины в отечественных ВУЗах. Для студентов, аспирантов и преподавателей экономических ВУЗов, факультетов и специальностей.

Формат: pdf

Размер: 14 ,3 Мб

Скачать: yandex.disk

ОГЛАВЛЕНИЕ
Мыслить в терминах микроэкономики (ВЛ. Макаров, ММ. Левин) 7
Предисловие 9
Раздел I. Выбор потребителя в условиях определенности
Лекция 1. Предпочтения и полезность 13
Лекция 2. Задача максимизации полезности 24
Лекция 3. Задача минимизации расходов 32
Лекция 4. Двойственность в теории потребителя 40
Лекция 5. Задача восстановления предпочтений 47
Лекция 6. Измерение изменений в благосостоянии потребителя. Агрегирование в теории потребителя 56
Рекомендуемая литература 70
Раздел II. Моделирование индивидуального поведения фирмы в условиях определенности
Лекция 7. Описание технологий 72
Лекция 8. Максимизация прибыли и минимизация издержек 80
Лекция 9. Двойственность и агрегирование в теории производства 91
Рекомендуемая литература 102
Раздел III. Выбор в условиях неопределенности
Лекция 10. Теория ожидаемой полезности 103
Лекция 11, Денежные лотереи и отношение к риску 113
Лекция 12. Сравнительная статика инвестиционного поведения: инструменты анализа 123
Лекция 13. Сравнительная статика инвестиционного поведения. Обобщенная задача инвестора 135
Лекция 14. Модель Марковица 143
Рекомендуемая литература 153
Раздел IV. Общее экономическое равновесие и благосостояние
Лекция 15. Частичное равновесие и общее равновесие 154
Лекция 16. Равновесие и оптимальность 171
Лекция 17. Дифференциальный анализ Парето-оптимальных распределений 187
Лекция 18. Существование равновесия по Вальрасу 195
Лекция 19. Единственность равновесия 203
Лекция 20. Равновесие и ядро 214
Лекция 21. Общее равновесие в условиях неопределенности 229
Рекомендуемая литература 240
Раздел V. Фиаско рынка: общественные блага
Лекция 22. Общественные блага. Неэффективность равновесия в экономике с общественными благами 242
Лекция 23. Решение проблемы «безбилетника». Равновесие по Линдалю и долевое финансирование общественных благ 255
Лекция 24. Равновесие с долевым финансированием при голосовании. Механизм Гровса - Кларка 262
Рекомендуемая литература 274
Раздел VI. Фиаско рынка: экстерналии
Лекция 25. Экстерналии 275
Лекция 26. Равновесие при наличии экстерналии 282
Лекция 27. Регулирование экстерналии: налоги и торговля экстерналиями 291
Рекомендуемая литература 300
Раздел VII. Фиаско рынка: асимметричная информация
Лекция 28. Неэффективность распределения ресурсов при асимметричной информации. Проблема неблагоприятного отбора 301
Лекция 29. Рыночные сигналы на рынке труда (модель Спенса) 308
Лекция 30. Скрининг: случай конкуренции 324
Лекция 31. Скрининг: случай монополиста (монопсониста) 335
Лекция 32. Моральный риск в задаче «заказчик - исполнитель» 243
Рекомендуемая литература 359
Общий указатель 361

МИКРОЭКОНОМИКА

(продвинутый уровень)

по выполнению самостоятельной работы

для студентов академической магистратуры

направления 38.04.01 «Экономика»

Профиль подготовки

Учет, анализ и аудит

Краснодар

Составитель:

РЕЦЕНЗЕНТ:

к. э.н., доцент кафедры экономической теории КубГАУ

Микроэкономика (продвинутый уровень): метод. рекомендации по выполнению самостоятельной работы / сост. . – Краснодар: КубГАУ, 2016. – 26 с.

© ФГБОУ ВПО «Кубанский

государственный

аграрный университет», 2016

Введение………………………………………………………….

1.2 Тематика практических (семинарских) занятий……………

1.3 Программа самостоятельной работы студентов…………….

1.4 Подготовка рефератов………………………………………

1.5 Кейс-задания…………………………………………………

1.6 Дискуссия по проблемным вопросам………..…………….

1.7 Тематика тестовых заданий по дисциплине (примеры)……

2 Вопросы к экзамену……………………………………………..


Введение

Целью освоения дисциплины «Микроэкономика (продвинутый уровень)» является формирование у студентов магистратуры комплекса теоретических знаний о механизмах и закономерностях функционирования микроэкономических рынков, а также комплекса практических навыков формирования глубокого понимания особенностей поведения экономических агентов на микроэкономическом уровне, усвоения принципов научно обоснованного хозяйствования в координатах выбора потребителя и производителя.

Задачи дисциплины:

– помочь обучающимся усвоить принципы и механизмы функционирования рыночных структур (совершенной конкуренции, монополии, олигополии, монополистической конкуренции);

– раскрыть природу потребительского поведения, принципы формирование рыночного спроса и факторов, влияющих на потребительский выбор ;

– сформировать знание специфики принятия решений по эффективному осуществлению производства в координатах поиска эффективной производственной технологии и оптимизации производства по затратам;

– исследовать причины возникновения фирмы, последствия их воздействия и способы корректировки, а также способы исчисления альтернативных, частных и общественных издержек;

– углубить знания о теории конкуренции и антимонопольного регулирования ;

– сформировать у обучающихся знания, умения и навыки в области методики преподавания экономических дисциплин.

Таблица 1

№ темы лекции

Наименование и содержание темы лекции

Предмет и метод микроэкономики.

Методика преподавания экономических дисциплин

Предмет микроэкономики. Микроэкономика как раздел экономической теории. Микроэкономический анализ. Позитивная и нормативная микроэкономическая теория. Роль стоимости (цены) в истории экономической теории. Эволюция концепции «цены». Объективная и субъективная концепции стоимости. Ценность (стоимость) товаров в рыночном ценообразовании . Микро-, макро - и мезоэкономика. Главные вопросы экономической теории. Современные проблемы микроэкономики. Теоретическое ядро микроэкономики. Альтернативные издержки. Кривая производственных возможностей. Закон возрастающих альтернативных издержек. Методика преподавания экономических дисциплин в различных образовательных организациях. Дидактико-методические основы преподавания экономики в школе. Особенности методики преподавания экономических дисциплин. Методика изложения экономических категорий. Разработка учебных планов, программ и соответствующего методического обеспечения для преподавания экономических дисциплин. Электронные учебные модули. Нормативно-правовая база.

Теория потребительского спроса

Функция и линия спроса. Нелинейная кривая спроса. Изменение величины спроса . Эффект дохода. Эффект замещения. Функция и линия предложения. Закон предложения. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Смещение точки равно­весия. Модель равновесия по Вальрасу. Модель равновесия по Маршалу. Эластичность спроса и предложения. Метод средней точки. Формула эластичности спроса по цене. Факторы, определяющие эластичность.

Теория индивидуального потребления

Количественный подход: теория предельной полезности. Функции общей и предельной полезности. Предельный излишек потребителя. Порядковый подход определения полезности. Аксиомы ординалистской теории. Кривая безразличия. Карта кривых безразличия и предельная склонность к замещению. Бюджетное ограничение.

Теория фирмы

Фирма как рыночный агент. Технологический подход к изучению фирмы. Классическая и институциональная теория фирмы. Асимметричность информации. Неоинституциональная теория фирмы. Проблема «принципал – агент». Три типа контрактов: классический, неоклассический и отношенческий. Альтернативные, частные и общественные издержки. Внешние эффекты. Явные и неявные издержки. Возвратные и невозвратные издержки. Кривые издержек в краткосрочном периоде. Средние издержки. Предельные издержки.

Кривые долгосрочных издержек. Кривые долгосрочных средних издержек и долгосрочных предельных издержек.

Теория конкуренции и антимонопольного регулирования

Виды конкуренции по масштабам развития. Виды конкуренции по характеру развития. Виды конкуренции в зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка. Чистая (совершенная) конкуренция. Чистая монополия. Цели монополии. Искусственная (экономическая) монополия. Технологическая и естественная монополия . Государственная (легальная) монополия. Временная монополия. Случайная монополия. Монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция и экономическая эффективность. Олигополия. Дуополия. Модели ценового поведения олигополистов: ломанная кривая спроса, тайный сговор, лидерство в ценах, принцип ценообразования «издержки-плюс».

1.2 Тематика практических (семинарских) занятий

Цель проведения семинарских и практических занятий заключается в закреплении полученных теоретических знаний на лекциях и в процессе самостоятельного изучения студентами специальной литературы. Основная форма проведения семинаров и практических занятий – обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, а также решение тестов и разбор хозяйственных ситуаций, возникающих в практической деятельности фирм (организаций) и потребителей. В обязанности преподавателя входят оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.

Таблица 2


1.3 Программа самостоятельной работы студентов

Значительная часть теоретического курса «Микроэкономика (продвинутый уровень)» предусмотрена для самостоятельного изучения, основными формами которого являются проработка конспектов лекций , самостоятельное изучение отдельных вопросов, подготовка докладов, рефератов и выполнение индивидуальных домашних заданий.

Таблица 3

№ темы лекции

Форма самостоятельной работы

Форма контроля

Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы, рефераты

Теоретические вопросы;

контрольный опрос,

Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы

Теоретические вопросы,

устный опрос, круглый стол

Теоретические вопросы,

устный опрос,

рефераты,

кейс-задания

Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы, рефераты, решение учебной задачи

Теоретические вопросы,

устный опрос, рефераты,

задачи, дискуссия,

кейс-задания

Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы. Подготовка докладов

Устный опрос, доклад на практических занятиях, тестирование, круглый стол, кейс-задания


1.4 Подготовка рефератов

Современная

Гуманитарная

Академия

Дистанционное образование

________________________________________________________

Курс.01;МПК.01;1

МИКРОЭКОНОМИКА (ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ)

МОСКВА 2011


Разработано М.А. Чумичевой

Под ред. С.А. Павловой, д-ра экон. наук, проф.

советом в качестве учебного пособия

для студентов СГА

КУРС: МИКРОЭКОНОМИКА
(ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСОВОЙ РАБОТЕ

Для студентов Современной Гуманитарной Академии

_____________________

© СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ, 2011


ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Теория производства и предложения благ.

2. Теория потребительского спроса.

3. Взаимодействие спроса и предложения.

4. Ценообразование в условиях чистой конкуренции.

5. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции.

6. Ценообразование в условиях олигополии.

7. Ценообразование в условиях монополии.

8. Ценообразование на рынках факторов производства.

9. Общее экономическое равновесие и теория общественного благосостояния.

10. Внешние эффекты в потреблении.

11. Равновесие в условиях внешних эффектов: эффективность и устойчивость.

12. Теоретико-игровые модели олигополистической конкуренции и двусторонней монополии.

13. Стимулирование достоверности информации о величине спроса на общественное благо.

14. Статистические и динамические игры с неполной информацией.

15. Эффекты дохода и замещения по Слуцкому. Уравнение Слуцкого.

16. Масштаб производства, сфера деятельности и непроизводственные затраты в неоклассической теории.

17. Теория эффективности заработной платы. Реакция на изменение цен на отдельные виды затрат.

18. Производство и его факторы. Производственная функция и ее использование в управлении предприятием.

19. Монополистический рынок труда.

20. Теоретические аспекты максимизации прибыли фирмы.

21. Теория «уравновешивания сил» и ее значение для формирования системы рыночной экономики.

22. Сущность и разновидность общественных благ Предоставление общественных благ и провалы рынка.

23. Условия возникновения и существования монополии. Определение величины монопольной прибыли. Монополия и общественная эффективность. Государственное регулирование монополии.

24. Понятие олигополии. Классификация моделей олигополии.


ЛИТЕРАТУРА

1. Клюшин, В.Л. Высшая математика для экономистов [Текст]: учеб. пособие / В. Л. Клюшин. - М.: ИНФРА-М,-2009. - ISBN: 978-5-16-002752-4.

2. Орехов, Н.А. Математические методы и модели в экономике [Текст]: учебное пособие для вузов / Н. А. Орехов, Левин А.Г, Горбунов Е.А.; под ред. проф. Н.А. Орехова. -
М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 302 с. - ISBN 5-238-00646-2.

3. Видяпин, В. И. Экономическая теория [Текст]: учебник / В. И. Видяпин. –
М.: ИНФРА-М, 2008.

4. Гребенников, П. И. Микроэкономика [Текст]: учебник / П. И. Гребенников,
Л. С. Тарасевич, А. И. Леусский. - М.: Юрайт, 2011.

5. Джейли, Дж . А. Микроэкономика. Продвинутый уровень [Текст] / Дж. А. Джейли,
Ф. Дж. Рени: пер. с англ. – М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2011.

6. Максимова, В. Ф. Микроэкономика [Текст]: учеб. пособие / В. Ф. Максимова. –
М. : Маркет ДС, 2008 (гриф МО РФ).

7. Тарануха, Ю. В. Микроэкономика [Текст]: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Ю.В. Тарануха; под общ. ред. проф. А.В. Сидоровича. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009. (гриф УМО)

8. Черемных, Ю. Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень. [Текст]: Учебник /
Ю.В. Черемных. – М.: ИНФРА-М, 2011. (Серия «Учебники экономического факультета МГУ им. Ломоносова») (Гриф УМО)

цессе развития памяти важно не использовать стихийно сложившиеся мнения, механическое зазубривание, а применять научно обоснованные методы сознательной и рациональной организации развития памяти и поиск новых приемов.

Материал запоминается непроизвольно и легко, если он является целью какой-либо поисковой деятельности. Например, если вы задались вопросом и нашли ответ на то, что долго искали, или нашли подтверждение гипотезы, которую вы сами выдвинули, то это запоминается само собой. Отсюда вывод – важно организовать свою деятельность так, чтобы предмет запоминался, являлся целью этой деятельности. Предпосылкой хорошей памяти являются осознание человеком своей деятельности и разграничение информации на ту, которая решающим образом помогает скорейшему достижению своих целей, и на менее существенную информацию. Начинать любое дело нужно с четкой и ясной формулировки его цели; с определения информации, которая может оказать решающее воздействие на ее достижение.

При повторении и запоминании изученного материала по отдельным темам и вопросам нужно выстраивать связи и параллели между ними. Именно тогда в голове формируется система знаний, которая гораздо эффективнее, чем разрозненные обрывки. Прочному запоминанию способствует мультивариантность восприятия, то есть запоминаемый текст читается, проговаривается и прослушивается. По возможности нужно использовать все три приема (слух, зрение и чувства) обработки запоминаемой информации.

Для запоминания трудно воспринимаемой, тяжело поддающейся осмыслению информации можно воспользоваться помощью ассоциативных приемов мнемотехники. Их суть в том, что новое связывается с известным не прямо, а через цепочку дополнительных промежуточных ассоциаций.

Память будет работать прекрасно, если наряду с имеющимися приемами придумывать новые, адекватные различным видам информации методы восприятия. Если такая работа войдет в привычку, то с каждым годом память будет становиться все более мощной и продуктивной.

3.3. Подготовка к лекциям и практическим занятиям в рамках СРС

Основы знаний закладываются на лекциях, им принадлежит ведущая

роль в учебном процессе. На лекциях дается самое важное, основное в изучаемой дисциплине.

Лекции являются эффективным видом занятий для формирования у студентов способности быстро воспринимать новые факты, идеи, обобщать их, а также самостоятельно мыслить.

В связи с этим, главным в период подготовки к лекционным занятиям является обучение методам самостоятельного умственного труда, сознательное развитие своих творческих способностей и овладение навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкий тайм-менеджмент − планирование своего рабо-

чего времени и отдыха − является необходимым условием.

Активная работа студентов на лекциях должна осуществляться в форме поиска ответов на поставленные преподавателем вопросы. Такой подход является одним из решающих условий качественного обучения. Правильно понять лекции можно лишь при условии предельной мобилизации внимания к излагаемому материалу, последовательного его усвоения, умения записывать основные положения, категории, обобщения, выводы, собственные мысли, замечания, вопросы.

Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками.

Существуют некоторые общие, утвердившиеся в практике правила и приемы конспектирования лекций:

конспектирование лекций ведется в специально отведенной для этого тетради, каждый лист который должен иметь поля (4–5 см) для дополнительных записей;

важно записывать тему и план лекции, рекомендуемую литературу

к теме;

конспект лекции обычно подразделяют на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателем;

принципиальные места, определения и формулы следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Это можно делать с помощью разноцветных маркеров или ручек;

в конспекте дословно записываются определения понятий, экономических категорий и законов. Остальное должно быть записано «своими словами»;

целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Однако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к тому, что со временем в них будет трудно разобраться.

В конспект следует заносить все то, что преподаватель пишет на доске (демонстрирует с применением средств наглядности), а также рекомендуемые схемы, таблицы, диаграммы и т.д. Надо иметь в виду, что изучение и отработка прослушанных лекций без промедления значительно экономит время и способствует лучшему усвоению материала.

Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Проведение практических занятий осуществляется под руководством преподавателя кафедры или его ассистента.

Для того чтобы хорошо подготовиться к практическому занятию, студенту необходимо:

1) уточнить вопросы и задания, рекомендуемые для подготовки к практическому занятию;

2) проработать конспект лекций и соответствующие главы учебника (учебного пособия), дополнить запись лекций выписками из него;

3) изучить и законспектировать рекомендованные преподавателем произведения классиков экономической науки;

5) сформулировать и записать развернутые ответы на вопросы для подготовки к практическому занятию.

Особенностью изучения дисциплины «Макроэкономика (продвинутый уровень)» является последовательность изучения и усвоения учебного материала. Нельзя переходить к изучению нового, не усвоив предыдущего, так как понимание и знание последующего в курсе базируется на глубоком знании предыдущих тем. Особое внимание должно быть обращено на усвоение содержания категорий дисциплины. Студентам целесообразно завести специальный словарь (голоссарий) для записи содержания основных понятий.

Подготовку к каждому практическому занятию каждый студент должен начать с ознакомления с планом семинарского занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованную к данной теме.

На основе индивидуальных предпочтений студенту необходимо самостоятельно выбрать тему доклада по проблеме семинара и по возможности подготовить по нему презентацию.

Если программой дисциплины предусмотрено выполнение практического задания, то его необходимо выполнить с учетом предложенной инструкции (устно или письменно). Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий.

Также важна для подготовки к практическим занятиям самопроверка знаний. В ее ходе студент должен составить план-конспект развернутых ответов. Это поможет ему глубже усвоить пройденный материал и прочно закрепить его в памяти. Если при самопроверке окажется, что ответы на некоторые вопросы неясны, то надо вновь обратиться к первоисточникам, учебнику (учебному пособию) и восполнить пробел.

Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы семинара, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.

На практическом занятии студентам очень важно внимательно слушать выступающих товарищей, записывать новые мысли и факты, замечать неточности или неясные положения в выступлениях, активно стремиться к развертыванию дискуссии, к обмену мнениями. Надо также внимательно слушать разбор выступлений преподавателем, особенно его заключение по занятию, стремясь уловить тот новый, дополнительный материал, который использует преподаватель в качестве доказательства тех или иных идей.

На практическом занятии разрешается пользоваться конспектом первоисточников и планом-конспектом, составленным по вопросам плана для подготовки к практическому занятию.

В ответе студента на практическом занятии должны быть отражены следующие моменты:

анализ эволюции взглядов по рассматриваемой проблеме;

изложение сути вопроса, раскрытие проблемы, аргументация высказываемых положений на основе фактического материала;

связь рассматриваемой проблемы с современностью, значимость ее для жизни и будущей деятельности;

вывод, вытекающий из рассмотрения вопроса (проблемы). Лучшим выступлением считается то, в котором студент в течение до

4–6 минут свободно и логично по памяти излагает изученный материал, используя для доказательства наглядные пособия, структурно-логические схемы, классную доску.

Студентам, выступающим на практическом занятии с 10 – 15 минутным докладом (научным сообщением), целесообразно написать его текст. При выступлении следует стремиться излагать содержание доклада своими словами (избегая безотрывного чтения текста), поддерживать контакт с аудиторией, ставить перед ней проблемные вопросы, использовать технические средства обучения.

3.4. Написание эссе в рамках СРС

Эссе является одним из видов самостоятельной исследовательской работы студентов в реферативной форме, с целью углубления и закрепления теоретических знаний и освоения практических навыков. Цель эссе состоит в развитии самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Формы эссе могут быть различными и варьируют в зависимости от темы. Это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и подробный разбор проблемной ситуации с развернутыми мнениями, подбором и детальным анализом примеров, иллюстрирующих проблему и т.п.

В процессе выполнения эссе студенту предстоит выполнить следующие виды работ:

составить план эссе;

отобрать источники данных и проанализировать их;

систематизировать и проанализировать собранную информацию по

проблеме; − представить проведенный анализ с собственными выводами и

предложениями.

Эссе выполняется студентом самостоятельно, с учетом консультаций у преподавателя кафедры экономической теории и мировой экономики. Тему эссе студент выбирает из предлагаемого примерного перечня и для каждого студента она должна быть индивидуальной.

Структура эссе:

1. Титульный лист.

2. План.

3. Введение с обоснованием выбора темы.

4. Текстовое изложение материала (основная часть).

5. Заключение с выводами по всей работе.

6. Список использованных источников.

Титульный лист является первой страницей и заполняется по строго определенным правилам.

Введение (вводная часть) – суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который необходимо дать ответ в ходе исследования. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы:

1. Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?

2. Почему выбранная тема эссе является важной в настоящий мо-

3. Какие понятия будут вовлечены в рассуждения по теме?

4. Возможно ли разделить тему на несколько составных частей? Таким образом, в вводной части студент определяет проблему и пока-

зывает умение выявлять причинно-следственные связи, отражая их в методологии решения поставленной проблемы через систему целей, задач и т.д.

Текстовое изложение материала (основная часть) – теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет главную трудность при его написании. Поэтому большое значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется выстраивание аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные и строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию (анализ). В качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы там, где это необходимо. Традиционно в научном познании анализ может проводиться с использованием следующих категорий: причина – следствие, общее – особенное, форма – содержание, часть – целое, постоянство – изменчивость.

В процессе построения эссе надо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательст-

во, подкрепленное графическим или иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя разделы содержанием аргументации (а это

должно найти отражение в подзаголовках), в пределах параграфа необходимо ограничить себя рассмотрением одной главной мысли.

Хорошо проверенный способ построения любого эссе – использование подзаголовков для обозначения ключевых моментов аргументированного изложения: это помогает посмотреть на то, что предполагается сделать и ответить на вопрос, хорош ли замысел. При этом последовательность подзаголовков свидетельствует также о наличии или отсутствии логики в освещении темы эссе.

Таким образом, основная часть – рассуждение и аргументация, В этой части необходимо представить релевантные теме концепции, суждения и точки зрения, привести основные аргументы «за» и «против» них, сформулировать свою позицию и аргументировать ее.

Заключение (заключительная часть) – обобщения и аргументированные выводы по теме эссе с указанием области ее применения и т.д. Оно подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, утверждение.

Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение исследования, не исключая взаимосвязи с другими проблемами.

Таким образом, в заключительной части эссе должны быть сформулированы выводы и определено их приложение к практической области деятельности.

Список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора и позволяющей судить о степени фундаментальности данной работы. При составлении списка литературы в перечень включаются только те источники, которые действительно были использованы при подготовке эссе.

Список использованной литературы составляется строго в алфавитном порядке в следующей последовательности: законы РФ и другие официальные материалы (указы, постановления, решения министерств и ведомств); печатные работы (книги, монографии, сборники, периодика); литература на иностранном языке; Интернет-сайты. По возможности список должен содержать современную литературу по теме за последние 3-5 лет.

Приложения могут включать иллюстративный материал (схемы, диаграммы, рисунки, таблицы и др.). При этом приложения являются логическим продолжением самой работы, т.е. на них продолжается сквозная нумерация, но в общем объеме эссе они не учитываются.

Аппарат доказательств, необходимых для написания эссе:

Доказательство – совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения. Оно связано с убеждением, но не тождественно ему: аргументация или доказательство должны основываться на данных науки и общественно-исторической практики, убеждения же могут

быть основаны на предрассудках, неосведомленности людей, видимости доказательности, субъективном жизненном опыте. Структура любого доказательства включает в себя три составляющие: тезис – аргументы – выводы (или оценочные суждения).

Тезис – это положение (суждение), которое требуется доказать. Аргументы – это категории, которыми пользуются при доказательст-

ве истинности тезиса.

Вывод – это мнение, основанное на анализе фактов.

Оценочные суждения − это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.

Виды связей в доказательстве.

Для того чтобы расположить тезисы и аргументы в логической последовательности, необходимо знать способы их взаимосвязи. Связь предполагает взаимодействие тезиса и аргумента и может быть прямой, косвенной или разделительной. Прямое доказательство – доказательство, при котором истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументом. Метод прямого доказательства можно применять, используя технику индукции, дедукции, аналогии и причинно-следственных связей.

Индукция – процесс, в результате которого мы приходим к выводам, базирующихся на фактах. При этом в своих рассуждениях мы движемся от частного к общему, от предложения к утверждению. Общее правило индукции гласит: чем больше фактов, тем убедительнее аргументация.

Дедукция – процесс рассуждения от общего к частному, в котором вывод обычно строится с опорой на две предпосылки, когда одна из них носит более общий характер. Например, все люди, ставящие перед собой ясные цели и сохраняющие присутствие духа во время критических ситуаций, являются великими людьми – лидерами. По свидетельству многочисленных современников, такими качествами обладал А. Линкольн – один из самых ярких лидеров в истории Америки.

Аналогия – способ рассуждений, построенный на сравнении. Аналогия предполагает, что если объекты А и Б схожи по нескольким направлениям, то они должны иметь одинаковые свойства. Необходимо помнить о некоторых особенностях данного вида аргументации: направления сравнения должны касаться наиболее значительных черт двух сравниваемых объектов, иначе можно прийти к совершенно абсурдному выводу.

Причинно-следственная аргументация – аргументация с помощью объяснения причин того или иного явления (очень часто явлений, находящихся во взаимозависимости).

Анализ – способ рассуждений, предполагающий разложение, расчленение предметов и явлений на их составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Синтез помогает воссоздать единую целостную картину о процессе или явлении.

Требования к фактическим данным и другим источникам:

При написании эссе важно то, как используются эмпирические данные и другие источники. Все (фактические) данные соотносятся с конкрет-

ным временем и местом поэтому, прежде чем их использовать, необходимо убедиться в правильности их выбора. Соответствующая спецификации данных по времени и месту – один из способов, который может предотвратить чрезмерное обобщение, результатом которого может, например, стать предложение о том, что все страны по некоторым важным аспектам одинаковы (если Вы так полагаете, тогда это должно быть доказано, а не быть голословным утверждением). Чрезмерного обобщения можно избежать, если помнить, что в рамках эссе используемые данные являются иллюстративным материалом, а не заключительным актом, то есть они подтверждают аргументы и рассуждения и свидетельствуют о том, что автор умеет использовать данные должным образом. Нельзя забывать также, что данные, касающиеся спорных вопросов, всегда подвергаются сомнению.

При написании эссе необходимо понять сущность фактического материала, связанного с этим вопросом, и продемонстрировать это в эссе.

3.5. Написание научной статьи в рамках СРС

В рамках научно-исследовательской работы магистрам необходимо овладеть навыками написания научных статей и тезисов.

Научная статья − законченная и логически цельная работа, посвященная конкретному вопросу, входящему в круг решаемых проблем (задач).

Научная статья раскрывает наиболее значимые полученные результаты и должна включать, как правило, следующие элементы:

1. Название статьи должно отражать основную идею выполненного исследования, быть по возможности кратким, содержать ключевые слова, позволяющие идентифицировать и индексировать данную статью.

3. Аннотация (около 50 слов) должна ясно излагать содержание научной статьи.

4. Ключевые слова (около 5-10 слов), позволяющих идентифицировать и индексировать данную статью.

5. Основной текст научной статьи должен включать в себя следующие составные части:

а) введение. Должен быть дан краткий обзор источников по проблеме, указаны нерешенные ранее вопросы, сформулирована актуальность, обоснована цель работы и, если необходимо, указана ее связь с важными научными и практическими направлениями. Во введении следует избегать специфических понятий и терминов. Содержание введения должно быть понятным также и неспециалистам в соответствующей области;

б) основная часть статьи обычно содержит описание методики, аппаратуры, объектов исследования и подробно освещает содержание исследований, проведенных автором (авторами). Полученные результаты должны быть обсуждены с точки зрения их научной новизны и сопоставлены с со-

ответствующими известными данными. Основная часть статьи может делиться на подразделы (с разъяснительными заголовками) и содержать анализ последних публикаций, посвященных решению вопросов, относящихся к данным подразделам;

в) заключение завершается четко сформулированными выводами.

6. Библиография. Анализ источников, использованных при подготовке научной статьи, должен свидетельствовать о знании автором (авторами) статьи научных достижений в соответствующей области. В этой связи обязательными являются ссылки на работы других авторов. При этом должны присутствовать ссылки на научные публикации последних лет, включая зарубежные публикации в данной области.

Дополнительно, в соответствии с требованиями редакций научных изданий, в структуру статьи могут быть также включены: индекс УДК; перечень принятых обозначений и сокращений; аннотация на английском языке; основные понятия и др. Статья должна соответствовать научным требованиям, быть интересной достаточно широкому кругу российской научной общественности. Материал, предлагаемый для публикации, должен быть оригинальным, не опубликованным ранее в других печатных изданиях, написан в контексте современной научной литературы и содержать очевидный элемент создания нового знания. За точность воспроизведения имен, цитат, формул, цифр несет ответственность автор.

3.6. Консультации в рамках СРС

Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при подготовке к практическому занятию, разработке и написании рефератов и эссе, у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. Для этих целей создана специальная форма обучения − консультация у преподавателя.

Обращаться к помощи преподавателя следует при подготовке реферата, научного сообщения, доклада, а также в любом случае, когда студенту не ясно изложение какого-либо вопроса в учебной литературе или он не может найти необходимую литературу. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.

Преподаватель поможет составить план доклада, порекомендует порядок изложения вопросов, поможет рассчитать время выступления, подобрать соответствующую литературу, раскрыть профессиональный аспект рассматриваемой проблемы.

3.7. Критерии оценки знаний студентов

и вопросы, выносимые на экзамен

Контроль результатов самостоятельной работы студентов должен осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные

занятия и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Студенты самостоятельно в течение рекомендованного в программе курса времени изучают учебную и методическую литературу, прорабатывают лекционный материал, конспектируют рекомендованные преподавателем отдельные источники и важные документы, проводят сбор и анализ статистических данных и текущей экономической информации, подготавливают рефераты, эссе и доклады, составляют словари важнейших соци- ально-экономических понятий и категорий.

Критерии оценки знаний на практических занятиях по дисциплине «Микроэкономика (продвинутый уровень)»:

«5» («отлично») выставляется, когда студент показывает глубокое знание предмета, обязательной и дополнительной литературы, аргументировано и логически стройно излагает материал, может применить знания для анализа конкретных ситуаций, профессиональных проблем;

«4» («хорошо») ставится при твердых знаниях предмета, обязательной литературы, знакомстве с дополнительной литературой, аргументированном изложении материала, умении применить знания для анализа конкретных ситуаций, профессиональных проблем;

«3» («удовлетворительно») ставится, когда студент в основном знает предмет, обязательную литературу, может практически применять свои знания;

«2» («неудовлетворительно») ставится, когда студент не усвоил основного содержания предмета и слабо знает рекомендованную литературу.

По дисциплине «Макроэкономика (продвинутый уровень)», которая относится к базовой части профессионального цикла дисциплин магистерских программ по направлению 38.04.01 (080100) «Экономика» в качестве итогового контроля знаний предусмотрен экзамен.

Оценка «отлично» предполагает глубокое знание всего курса экономической теории, понимание всех явлений и процессов в экономике, умение грамотно оперировать экономическими категориями. Ответ студента на каждый вопрос билета должен быть развернутым, уверенным, ни в коем случае не зачитываться дословно, содержать достаточно четкие формулировки, подтверждаться графиками, цифрами или фактическими примерами. Такой ответ должен продемонстрировать знание материала лекций, базового учебника и дополнительной литературы. Оценка «отлично» выставляется только при полных ответах на все основные и дополнительные вопросы.

Оценка «хорошо» ставится студенту за правильные ответы на вопросы билета, знание основных характеристик раскрываемых категорий в рамках рекомендованного учебника и положений, данных на лекциях. Обязательно понимание взаимосвязей между явлениями и процессами, знание основных графиков.

Оценка «удовлетворительно» предполагает ответ только в рамках лекционного курса, который показывает знание сущности основных эко-