Обжалование решения госоргана гпк. Как обжаловать действия должностных лиц

Статья 255. Решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, подлежащие оспариванию в порядке гражданского судопроизводства

Данный документ утратил силу

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Правовой комментарий к статье 255 "ГПК РФ"

1. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

2. К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

3. К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

4. К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

5. Исходя из правил ст. 2 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" в суд может быть оспорено представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых наступили указанные в комментируемой статье последствия.

6. Гражданин вправе оспаривать как нарушающие права и свободы действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.

7. К официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений).

8. Суды не вправе отказывать в принятии заявлений военнослужащих на представление командованием документов об их увольнении с военной службы, поскольку в них содержится информация, которая является основанием для принятия решения об увольнении. Иначе говоря, военный суд не вправе отказать, к примеру, в принятии заявления офицера на действия его начальника, связанные с представлением последним соответствующих документов на увольнение офицера в запас. Не может быть признан обоснованным отказ в принятии такого заявления тем, что "по смыслу закона судебному обжалованию подлежат такие действия должностных лиц, которые непосредственно ущемляют права гражданина, а действия рассматриваемого руководителя носят лишь рекомендательный характер для вышестоящего воинского должностного лица и само по себе оформление документов на увольнение офицера не ущемляет его права".

9. Действующим гражданским процессуальным законодательством предусмотрены различия в порядке рассмотрения дел, вытекающих из публичных и частноправовых отношений, в связи с чем особое значение приобретает правильное установление характера правоотношений сторон. Военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов, а военнослужащие являются носителями публичной власти. В связи с этим правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими своих служебных обязанностей, являются публично-правовыми. Согласно правовым позициям, высказанным Европейским судом по правам человека, споры, связанные с прохождением военной службы, не являются спорами о гражданских правах, в том числе при наличии требований материального характера.

10. Таким образом, нормы подраздела III раздела II ГПК РФ применяются, когда требования военнослужащих, в том числе имущественного характера, непосредственно вытекают из административно-правовых и иных публичных отношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой. В этих случаях все требования военнослужащих должны быть разрешены по существу при рассмотрении заявления, поскольку в соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, обязан вынести решение о восстановлении нарушенных прав в полном объеме.

Судебная практика по статье 255 ГПК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 86-КГПР12-5, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

    Судом не учтено, что в силу статьи 255 ГПК РФ и приведенных выше разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 комбинированного вида» (далее - образовательное учреждение) к лицам, чьи действия (бездействие) могут быть оспорены в порядке главы 25 ГПК РФ, не относится...

  • Решение Верховного суда: Определение N АПЛ14-425, Апелляционная коллегия, апелляция

    Самоуправления рассматривают перечни земельных участков и в 2-месячный срок со дня получения принимают решения об их согласовании либо об отказе в согласовании перечней или отдельных земельных участков, указанных в перечнях (пункты 7-9,12-14). В силу статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям органов государственной власти, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, в результате которых нарушены права и свободы гражданина...

  • Решение Верховного суда: Решение N ГКПИ11-184, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция

    Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям органов государственной власти подлежащим оспариванию в порядке гражданского судопроизводства относятся такие решения, в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод...

+Еще...

​Должностное лицо - представитель власти, который в пределах своей компетенции вправе осуществлять определенные действия и принимать решения, обязательные для граждан и организаций.

Законодательство предусматривает возможность любого лица, чьи прав и интересы нарушены незаконными действиями должностного лица, обжаловать (оспорить) такие действия и компенсировать причиненный вред.

На практике подача жалобы обычно происходит по причине осуществления должностными лицами действий, которые:

  • незаконны, в том числе выходят за пределы компетенции (полномочий) представителя власти;
  • влекут за собой издание незаконного решения;
  • связаны с неправомерным причинением вреда (материального, морального, здоровью и жизни) либо влекут иные негативные последствия, нарушающие законные права и интересы.

В большинстве случаев противоправные действия должностных лиц осуществляются ими в рамках определенных процедур или процессуальных правил, и они незаконны либо сами по себе, либо по причине выхода за пределы компетенции представителя власти (превышение полномочий).

Подача жалобы - один из наиболее простых вариантов защиты. Кроме того, принятое по жалобе положительное решение (ее удовлетворение) - основание для применения других мер защиты и возмещения вреда.

Каков порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц?

Существуют три основных формы обжалования действий (бездействия) должностных лиц:

  1. В порядке подчиненности. Жалоба подается на имя руководителя должностного лица или в вышестоящую по отношению к нему инстанцию, если обжалуемое действие было санкционировано руководством или согласовано с ним.
  2. В порядке административного искового судопроизводства. В этом случае готовится не жалоба, а административный иск, который рассматривается судом общей юрисдикции или арбитражем - согласно правилам подсудности.
  3. В порядке прокурорского надзора. Жалоба может быть направлена в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования. Это универсальный вариант, и при определенных условиях прокуратура вправе самостоятельно обратиться в суд с иском в защиту гражданина.

Основные правила подготовки жалоб

Жалобы подаются либо в порядке подчиненности, либо в прокуратуру. При этом можно придерживаться одинаковых правил подготовки заявления.

Жалоба должна содержать:

  1. Наименование инстанции, куда она подается - данные руководителя должностного лица, его должность, наименование органа.
  2. Данные заявителя (ФИО, адрес, контактная информация).
  3. Название документа - «заявление об оспаривании действий (решения, бездействия) должностного лица».
  4. Подробное описание нарушения - что именно обжалуется, как это нарушает права и интересы заявителя, какие именно нормы нарушены (ссылки на статьи, положения нормативно-правовых актов), какие негативные последствия для заявителя влечет нарушение и другие имеющие отношение к делу сведения. Если нарушений несколько целесообразно каждое рассматривать отдельно.
  5. Резюмирующие выводы.
  6. Требования заявителя, например:
  • признать такие-то (указать какие именно) действия, такого-то (ФИО, должность, место работы) должностного лица незаконными;
  • принять меры к устранению нарушения (можно конкретизировать, какие именно решения (действия), по мнению заявителя, должны быть приняты).

Жалобы готовятся строго в письменном виде, но могут быть направлены как в обычном виде (лично, почтой, представителем), так и электронном. Сервисы электронной подачи жалобы есть на официальных сайтах соответствующих органов власти. Здесь же можно посмотреть и изучить подробно информацию об особенностях обращения в конкретную инстанцию - такие сведения обязательны для публикации.

К жалобе можно, а иногда и нужно, прикладывать документы и другие материалы, подтверждающие ее обоснованность и информацию, на которую заявитель ссылается в заявлении.

Административные иски

Для судебного рассмотрения жалоб предусмотрен специальный административно-судебный порядок. И, по сути, речь идет об обычном судебном процессе с участием истца (заявителя) и ответчика (должностного лица), действия которого обжалуются.

При подготовке иска особое внимание следует уделить его содержанию (ст. 125 КАС РФ):

  1. Наименование суда.
  2. Данные об истце и ответчике.
  3. Описание нарушения.
  4. Сведения о решении вопроса в порядке подчиненности, если такая жалоба подавалась.
  5. Сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования, если он обязателен. Например, для урегулирования спорных ситуаций с налоговыми органами и их должностными лицами такой порядок предусмотрен, и, в принципе, он повторяет процедуру обжалования в вышестоящую инстанцию.
  6. Конкретные требования к ответчику и ходатайства перед судом. Требования должны соответствовать характеру заявления и, в частности, могут иметь следующие формулировки (конкретизируются индивидуально):
  • признать изданный акт полностью или в части не действующим;
  • признать полностью или в части действие (решение, бездействие) незаконным;
  • обязать ответчика принять определенное решение (осуществить определенные действия) для устранения нарушений, являющихся предметом обжалования;
  • обязать ответчика воздержаться от определенных действий;
  • установить наличие (отсутствие) у конкретного лица и (или) органа власти полномочий, исходя из которых было осуществлено обжалуемое действие или принято решение.

К заявлению прикладываются документы и другие материалы в подтверждение иска и требований, а также подтверждающие те сведения (факты), на которые истец ссылается.

Некоторые нюансы обжалования действий должностных лиц

Обжаловать можно только такие действия должностных лиц, которые одновременно:

  • незаконны - нарушают закон или выходят за пределы компетенции должностного лица;
  • нарушают права, интересы, свободы заявителя.

Писать жалобу на действия, которые кажутся заявителю несправедливыми, нет смысла. Но если они при этом незаконны - то можно.

Жалоба должна быть подготовлена заявителем лично (от своего имени) и касаться таких нарушений, которые затрагивают его права и интересы. Это правило не распространяется на иски прокуратуры и ее представления по поводу устранения нарушений.

Обжалование требует определенной юридической подкованности, поскольку заявление должно быть составлено грамотно, со ссылками на законы, ведомственные и другие нормативные акты, логично подводить к выводу о незаконности действий должностного лица. Если с этим есть сложности, целесообразно воспользоваться юридической помощью - проконсультироваться, выработать правовую позицию и заказать подготовку жалобы.

Одной жалобы, как правило, недостаточно, чтобы сделать категоричный вывод о законности или незаконности действий должностного лица. Исключение - очевидные нарушения. Поэтому стоит заранее подготовить доказательственную базу и приложить к заявлению соответствующие материалы. Если каких-то материалов недостает, необходимо в любом случае сослаться на них в жалобе и указать источники их получения (истребования). Поскольку рассмотрение жалобы предполагает проведение проверки, а в суде - личного присутствия и участия сторон, то изучаются все имеющие отношение к делу обстоятельства.

Если вам требуется помощь в составлении жалобы на действия должностного лица, то наш дежурный юрист онлайн готов ответить на все ваши вопросы.

Конституция нашей страны гарантирует каждому гражданину, а равно и другим лицам, пребывающих на ее территории, защиту законных прав и интересов.

Это положение закреплено в статье 53 основного закона, юрисдикция которой распространяется на все сферы правовых взаимоотношений. В частности, данное положение Конституции РФ предусматривает ответственность государственных органов не только за неправомерные решения, но и за бездействия последних.

Ответственность по указанным основаниям несут и конкретные должностные лица, и коллегиальные органы местного самоуправления в том случае если в результате их решений произошло нарушение прав и свобод человека.

Потерпевшему предоставлено право обращения в надзорные органы и в том числе в судебные инстанции для защиты. Гражданин может обратиться в юридическую компанию и поручить ей ведение дел и представительство в суде.

Лица, пострадавшие от незаконных действий представителей государственных органов имеют право на получение денежной компенсации за причиненный им материальный вред и моральные страдания . В судебном процессе устанавливается степенно вины каждого из ответчиков и устанавливается сумма ущерба, подлежащая компенсации виновными. Добиться компенсации морального вреда довольно сложно вместе с тем вполне возможно, если проявить настойчивость.

Состав преступления

Представители органов власти несут ответственность за принимаемые ими решения в порядке, установленном законодательством. В зависимости от степени причиненного вреда потерпевшей стороне бездействие должностного лица могут быть квалифицированы как административное, так и уголовное правонарушение.

Состав преступления по делам такого рода включает в себя обязательные и факультативные признаки:

  1. Неисполнение субъектом своих обязанностей, что послужило причиной нанесения ущерба интересам, жизни и здоровью потершей стороны.
  2. Подозреваемый на момент совершения указанного деяние был вменяем и способен здраво оценивать возможные его последствия.
  3. Наличие прямой причинной связи между бездействием должностного лица и нарушением прав и свобод гражданина.
  4. Преступление имеет выраженный мотив и преследует вполне определенные цели, направленные на получение выгоды. При этом подозреваемый мог иметь умысел на совершение правонарушения и предвидеть возможность наступления негативных последствий. В другом случае его бездействие может быть обусловлено неосторожностью по причине недостаточного опыта или квалификации.

Применительно к понятию бездействие представителей органов коллегиального управления или государственной власти состав преступления усматривается в сознательном неисполнении своих обязанностей.

В отдельных случаях подобные деяния могут происходить по незнанию, недостаточной квалификации или отсутствию опыта. В случае судебного разбирательства вопрос о признаках состава преступления изучается с особой тщательностью. Подозреваемый может быть осужден только в том случае, если его бездействие содержит все перечисленные выше элементы.

Моральный вред за бездействие должностных лиц

В соответствии с уголовно-процессуальными нормами, действующими на текущий момент времени в рамках части первой 133 статься соответствующего Кодекса гражданин или иное лицо законно находящееся на территории страны имеет право на реабилитацию. В случае если негативные последствия наступили в результате бездействия отдельных представителей органов государственной власти или местного самоуправления либо их причиной стали коллегиальные решения.

Это могут быть:

  1. Возмещение материального вреда, в том числе и прибыли неполученной от всех видов деятельности, разрешенных законодательством.
  2. Гражданин восстанавливается по всех имущественных, трудовых, пенсионных и иных правах. Производится возврат наград и восстановления в воинских и специальных, в том числе и почетных званиях.
  3. Пострадавшему лицу выплачивается компенсация за причиненные моральные страдания.

Ущерб, причиненный в результате уголовного преследования вследствие бездействия должностных лиц органов охраны правопорядка, компенсируется в полном объеме вне зависимости от степени их виновности. Возмещение всех видов вреда осуществляется в полном объеме за счет средств федерального бюджета.

Согласно части четвертого того 133 статьи упомянутого кодекса возмещение вреда не производится в следующих случаях:

  1. Уголовное преследование прекращено по причине окончания сроков давности.
  2. На момент совершения правонарушения, подозреваемый, не достиг установленного законодательством возраста.
  3. Изменения действующего законодательства и отмены уголовного наказания по данной статье.

Компенсация причиненного морального вреда производится по решению суда, принятому по гражданскому иску потерпевшей стороны.

Последствия правонарушения


Преступное бездействие отдельного должностного лица может иметь разнообразные формы и выражаться в отказе от исполнения своих обязанностей или непринятии законного решения в пределах собственных властных полномочий.

В результате этого возможно наступление таких последствий:

  1. Предъявление недоказанных обвинений в совершении уголовного или административного правонарушения.
  2. Незаконное задержание и содержание под стражей или вынесения решения об ограничении свободного перемещения в виде домашнего ареста или подписки о невыезде.
  3. Безосновательное наложение административного взыскания связанного с заключением или привлечением к исправительным работам.
  4. Вынесение приговора, предусматривающего поражение в правах либо наложения ареста на имущество, либо его конфискацию.

Бездействие представителя органа власти или должностного лица местного самоуправления и степень его вины определяется вышестоящей инстанцией, прокуратурой либо решением суда. в денежном выражении подается в установленном порядке и рассматривается в гражданском судебном процессе. Заявление может быть подано лично потерпевшим либо его представителем, действующим на основании доверенности.

Как доказать?


Судебные процессы, связанные с оспариванием решений чиновников или коллегиальных органов отличаются высокой сложностью и требуют хорошего знания законодательства. Особенно большие сложности обычно возникают в части предоставления доказательств бездействия должностных лиц, которые могут выражаться не единичными эпизодами. Зачастую к вредным последствиям приводят систематическое невыполнение представителями органов власти своих обязанностей в течение длительного времени.

Такого рода дела рассматриваются в гражданском процессе и доказательства по делу предоставляются сторонами, а их оценка производится судьей . Последний руководствуется действующим законодательством и, в частности, 22, 23 и 25 статье Гражданско-процессуального кодекса.

Доказательствами по делам такого рода могут служить:

  1. Документы и переписка, а также оспариваемые решения должностного лица, которые привели к нарушению прав истца.
  2. Показания свидетелей и очевидцев событий, подтверждающих неисполнение представителем власти возложенных на него обязанностей.
  3. Видео- и аудиозаписи прошедшие экспертизу на подлинность.

В гражданском процессе судом выясняется компетентность должностного лица и наличие властных полномочий достаточных для принятия решения по существу дела. Оценивается также соблюдение порядка принятия решений по вопросу и наличие причиной связи между неисполнением обязанностей чиновников и нарушением имущественных, а также иных прав истца. Основанием для принятия решения в его пользу могут служить любые из названных выше нарушений требований.

Сумма взыскания


Возмещение морального вреда согласно требованиям 1101 статьи Гражданского Кодекса осуществляется исключительно в форме денежных выплат. Определение суммы взыскания является исключительной компетенцией суда, который рассматривает иск к должностному лицу.

При определении размера компенсации принимаются во внимание следующие обстоятельства:

  1. Характер страданий потерпевшей стороны как физических, так и морально-нравственных.
  2. В ходе процесса рассматриваются фактические обстоятельства дела.
  3. При оценке степени ущерба учитываются индивидуальные особенности личности потерпевшего.

Ответчик до обращения истцом в суд может предложить ему иные способы компенсации причиненного ущерба . Данное обстоятельство свидетельствует о доброй воле ответчика и учитывается судом при принятии взвешенного решения. В отдельных случаях невыполнение чиновником предусматривает административную ответственность последних. При определении суммы компенсации в таком случае может приниматься за основу размер штрафа.

При вынесении решений по делам такого рода учитывается степень вины представителя государственной власти, а суд руководствуется принципами справедливости и разумности. В гражданских процессах о компенсации морального вреда связанных с незаконным уголовным преследованием выплаты осуществляются из федерального бюджета, а представительство интересов Российской Федерации осуществляется Министерством финансов. Соответственно процессы выплата компенсаций по неправомерным действиям органов местного самоуправления производится за их счет.

Как добиться возмещения?


Компенсация морального вреда, причиненного в результате бездействия представителя государственной или местной власти, осуществляется исключительно по решению суда. Пострадавшая сторона подает гражданский иск, оформленный в строгом соответствии с требованиями законодательства.

Заявление в обязательном порядке должно содержать такие сведения:

  1. Полные данные об истце и ответчике по делу с указанием адреса и наименования должности.
  2. Подробное изложение обстоятельств дела и доказательства вины указанного представителя власти.
  3. Доказательства по предъявленным обвинениям с приложением документов и других материалов.

В случае если по делу имеются свидетели, то в заявлении указываются их данные. Последние обязаны давать правдивые показания в суде обо всех известных им фактах и обстоятельствах по делу. Добиться возмещения морального вреда по делам связанным с бездействием чиновников достаточно сложно без привлечения профессиональных юристов. Они могут, как принимать участие в процессе, так и консультировать истца.

Нормы закона


Процессы о возмещении морального вреда проходят в рамках Гражданского и Гражданско-процессуального кодекса. Право на защиту законных интересов граждан РФ и иностранных подданных предоставляется Основным законом нашей страны, а точнее, 53 статьей Конституции. Законодательством четко оговорены порядок рассмотрения дел, оценки доказательств и определение размера морального ущерба, что подлежит компенсации.

В процессе принятия решения суд руководствуется требованиями 46 статьи Конституции и положениями 25 главы соответствующего процессуального кодекса.

Истцами по делам о бездействии должностных лиц могут выступать как отдельные граждане, так и юридические лица, и общественные организации.

Общественные организации имеют право прекращать деятельность. Подробно о порядке .

Компенсация на погребение выплачивается родственникам при предоставлении документов. Читайте, .

Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, происходит по решению суда. Больше информации

Инстанции

Компетентность судов по рассмотрению дело о возмещении причиненного морального среда определяется специальным постановлением Пленума Верховного суда.

Гражданский иск подается в суд общей юрисдикции с уплатой соответствующей пошлины.

Указанная инстанция осуществляет судопроизводство по делам о бездействии должностных лиц органов государственной власти.

Оспаривание бездействия военнослужащих осуществляется в гарнизонных судах, подобные дела в отношении высших должностных лиц государства рассматривается Верховным судом РФ. В субъектах федерации такие процессы подведомственны их высшим судебным инстанциям. Мировые суды не имеют права рассмотрения дел данной категории, в том числе и связанных с бездействием службы судебных приставов.

Судебная практика РФ


В последнее время наметилась тенденция к росту активности граждан и организаций в сфере защиты своих законных интересов.

Статистика наглядно показывает увеличение количества исков о возмещении морального вреда в 2017 году приблизительно на 10 %.

При этом количество положительных решений об удовлетворении предъявленных требований полностью или частично составляет порядка 28 % .

Все чаще суды становятся на сторону потерпевших и устанавливают достаточно высокие размеры компенсаций морального вреда причиненной бездействием должностных лиц. Наибольшее количество дел связано с незаконным уголовным преследованием со стороны правоохранительных органов.

В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения идействия (или бездействие) органов государственной власти, органов местногосамоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут бытьобжалованы в суд.

Статьей 16 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что убытки, причиненныегражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия)государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лицэтих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иномуправовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РоссийскойФедерации или муниципальным образованием.

Законодатель установил основания наступлениягражданско - правовой ответственности за вред, причиненный государственнымиорганами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также завред, причиненный незаконными действиями правоохранительных органов и суда, которые, которые определены статьями 1069 и 1070 Гражданско - процессуальногокодекса РФ (далее – ГПК РФ). Такая ответственность наступает и подлежит возмещениюв случаи:

1) причинениевреда гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий(бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либодолжностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующегозакону или иному правовому акту государственного органа или органа местногосамоуправления;

2) причинение вреда гражданину в результатенезаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключение под стражу илиподписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственностив виде административного ареста, относительно юридических лиц - незаконногопривлечения к административной ответственности в виде административногоприостановления деятельности;

3) причинение вреда гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органовдознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекших незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения вкачестве меры пресечения заключение под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в видеадминистративного ареста, а также касательно юридических лиц - незаконногопривлечения к административной ответственности в виде административногоприостановления деятельности;

4) причинение вреда гражданину при осуществленииправосудия

Порядок обжалования решений, действий (бездействия)органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностныхлиц, государственных и муниципальных служащих регламентирован гл. 25 ГПК РФ.

Субъектами обжалования являются согласно п. 1 ст. 254ГПК РФ граждане и организации, если только возникший спор не относится ккомпетенции арбитражного суда или не рассматривается в ином судебном порядке.

Предметом оспаривания в порядке, предусмотренномглавой 25 ГПК РФ, являются оперативные решения, действия (бездействия)многочисленных органов и лиц, осуществляющих, в частности, контролирующие, регистрационные, разрешительные функции от имени государства (муниципальныхобразований) практически во всех областях деятельности граждан и организаций, втом числе и оспаривание ненормативных правовых актов.

В порядке, предусмотренном главой 25ГПК РФ, оспариваются решения (за исключением нормативных актов) и действия: органов государственной власти; органов местного самоуправления; должностныхлиц; государственных и муниципальных служащих; органов военного управления иликомандира воинской части.

Государственным органам, действия и решения которыхмогут быть обжалованы в порядке гражданского судопроизводства, относятся органыгосударственной власти и управления, образуемые в соответствии с КонституциейРФ, конституциями республик в составе Российской Федерации и другимизаконодательными актами; к органам местного самоуправления относятся любыеорганы, создаваемые в соответствии с Конституцией РФ и другими законодательнымиактами в городах, сельских поселениях и на других территориях для обеспечениясамостоятельного решения населением вопросов местного значения.

В судебном порядке могут быть обжалованы действия всехлиц, которые постоянно или временно занимают в государственных органах, органахместного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, независимо от формы собственности, в кооперативных, общественных организациях, объединениях должности, связанные с выполнением организационно - распорядительныхили административно - хозяйственных обязанностей либо исполняющие такие обязанностипо специальному полномочию.

К органам государственной властиотносятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

К должностным лицам относятся лица, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющие функциипредставителя власти, т. е. наделенные в установленном порядке распорядительнымиполномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от них, аравно лица, выполняющие организационно - распорядительные или административно - хозяйственные функции в государственных органах, органах местногосамоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также вВооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

К государственным служащим относятся граждане, исполняющие в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должностигосударственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счетсредств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта.

К муниципальным служащим относятсяграждане Российской Федерации, исполняющие в порядке, определенном уставоммуниципального образования в соответствии с федеральными законами и законамисубъектов Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальнойслужбы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местногобюджета.

Заявление об обжаловании незаконных действий(бездействий) подается в суд по подсудности, установленнойстатьями 24 - 27 ГПК РФ. Заявление может быть подано гражданином в суд по местуего жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органаместного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципальногослужащего, решение, действие (бездействие), которых оспариваются. Относительносодержания, формы заявления, необходимо указать, что оно должно удовлетворятьобщим требованиям, предусмотренным ст. 131, 132 ГПК РФ, а при его принятииподлежат применению ст. 133 - 136 ГПК РФ, содержащие условия принятия, отказа впринятии, возвращения и оставления без движения заявления.

Согласно ст. 256 ГПК РФ установлен единый срок дляподачи заявления, который равен трем месяцам. Трех месячный срок начинает течьсо следующего дня после дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав илисвобод. Этот момент может быть определен датой получения письменного документа, которым нарушаются права и свободы гражданина, устного отказа в приемедокументов, письменного отказа вышестоящего органа в удовлетворении жалобы ит. д.

Согласно ст. 257 ГПК РФ заявления по делам данной категории должныбыть рассмотрены в течение десяти дней с участием гражданина и органов, лиц, принявших решения, совершивших действия. Неявка надлежаще извещенных указанныхлиц не является препятствием для рассмотрения дела.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд признавзаявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующегооргана, лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод илипрепятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Для обеспечениясвоевременного и эффективного восстановления нарушенных прав заявителя решениеоб удовлетворении его требований в соответствии со ст. 212 ГПК РФ может быть обращено к немедленномуисполнению.

Установив, что обжалуемые действия были совершены всоответствии с законом, в пределах полномочий органа государственной власти, должностного лица, права либо свободы гражданина не были нарушены, суд выноситрешение об отказе в удовлетворении заявления.

Копия решения направляется соответствующему органу илидолжностному лицу не позднее трех дней после вступления решения в законную силу(а в случае обращения решения к немедленному исполнению - после принятиярешения) для устранения допущенного нарушения.