«Заплати, сколько считаешь нужным». Как правительство пытается получить дивиденды с госкомпаний

Правительство намерено получить около 150 млрд рублей от дивидендов компаний с госучастием за 2016 год, заявил РИА Новости федеральный чиновник. Эта сумма, безусловно, позитивно отразится на бюджете, особенно учитывая, что премьер-министр Дмитрий Медведев подписал поручение, увеличивающее дивиденды госкомпаний до 50% от общего объема.

На сегодняшний день принято решение о том, что все без исключения госкорпорации инфраструктурного, нефтегазового и военно-промышленного секторов будут обязаны направить на выплаты акционерам 50% чистой прибыли по МСФО. Ранее, напоминает ТАСС, действовал норматив в 25% прибыли. Повышенную норму в 50% Минфин ввел в качестве развой меры в 2016 году. Впрочем, тогда "Роснефти" и "Газпрому", крупнейшим донорам государства, удалось добиться поблажек и выплатить почти вдвое меньше.

В начале апреля министр финансов Антон Силуанов говорил, что расходы федерального бюджета РФ на 2017 год могут быть увеличены на сумму дополнительных ненефтегазовых доходов в размере около 200 млрд рублей, однако это будет возможно лишь в случае, если госкомпании выплатят дивиденды в размере 50% прибыли.

Но стоит напомнить, что ранее называлась сумма 200 млрд, причем, исходя из расчетов, только Газпром должен направить в бюджет 238 млрд рублей. Так, при прибыли в 954 млрд рублей, "Газпрому" придется выплатить государству и другим акционерам 477 млрд рублей, из них 238,5 млрд - властям.

Несмотря на то что решение о направлении в федеральный бюджет дивидендов, исходя из уровня выплат дивидендов в размере 50% прибыли госкомпаний уже принято, вопрос о том, сколько должны отдать государству богатейшие и крупнейшие компании страны, а именно Газпром и Роснефть, остается нерешенным, отсюда и столь скромные ориентиры даже в сравнении с прошлым годом, указывает аналитик. Интересно при этом, что в очередной раз на повестку дня всплывает вопрос, а такие ли государственные крупнейшие нефтегазовые компании. И хотя 50% Роснефти контролируется государственной структурой Роснефтегаз, а 50% так же принадлежит государству через Росимущество, Росгазификацию и тот же Роснефтегаз, как только речь заходит о выплате части прибыли в бюджет, возникают сомнения относительно того, обязаны ли обе компании платить.

Во-первых, объясняет эксперт, у Газпрома тоже много крупных инфраструктурных проектов, чего стоит только финансирование NordStream, а во-вторых, правление уже рекомендовало совету директоров выплатить дивиденды в размере 7,89 рубля на акцию при том, что в федеральный бюджет на текущий год заложены 18,86 рубля на акцию.

Госкомпании при этом отлично понимают, что государству в этом году деньги нужны даже больше, чем в прошлом.

В частности, грядут выборы, нужны дополнительные средства на социальные проекты, чтобы повышать уровень электоральной поддержки, так что подготовка к дивидендным выплатам с их стороны началась уже давно. Уже реализуемые, реализованные и перспективные инвестпрограммы госкомпаний дают им отличный повод избежать ощутимых потерь в результате выплат дивидендов, а с учетом того, что именно нефтегазовый сектор обеспечивает львиную долю поступлений в госбюджет при выплате дивидендов, нет ничего странного в том, что целевые уровни в этом году оказались даже ниже прошлогодних.

Да, цифра в 150 млрд совсем не впечатляет и не является критичной для бюджета, признает аналитик Алор Брокер Кирилл Яковенко. По оценкам компании, исходя из заявлений представителей госкомпаний, со всех них удастся собрать около 400 млрд рублей. Дело в том, что, к счастью, мы уже находимся в капиталистической, а не плановой социалистической экономике, и просто так в приказном порядке заставить компании выплатить такие дивиденды, которые нужны бюджету, нельзя. Потому что, хотя они и госкомпании, но в них есть, во-первых миноритарии, которые могут быть не согласны с таким решением, а во-вторых, есть множество других законов, кроме директивы Минфина, которые также необходимо соблюдать.

Есть, продолжает эксперт, также уставы компаний, есть закон об акционерных обществах, и они были составлены таким образом, чтобы исключить в том числе вот такие директивные вмешательства в деятельность компаний. Для корпорации направлять половину средств на дивиденды означает, что существенно сократится инвестпрограмма, а такое можно себе позволить только если ты монополист на зрелом рынке. Таких случаев сейчас почти не осталось, в том числе потому, что рынок стал глобальным, и тот же Газпром конкурирует на международном рынке с компаниями развитых стран, а значит, у него должна быть сопоставимая инвестпрограмма.

Следует, что рост капитализации госкомпаний за счет увеличения дивидендов - иллюзорен, уверен Кирилл Яковенко, так как вы можете купить бумаги незадолго до даты отсечки и продать сразу после нее - капитализации это никак не поможет, только добавит волатильности. Именно поэтому в реальности всего лишь несколько компаний выплатят честные 50% прибыли от МСФО в виде дивидендов: по нашим оценкам, это могут быть Аэрофлот, Русгидро, Алроса, в то же время даже Сбербанк, скорее всего, выплатит не больше 25%.

Всего бюджет мог бы получить от монополии 238 млрд руб. дивидендов, если бы «Газпром» отдал половину прибыли по МСФО, а «Роснефтегаз», через который государство также владеет монополией, – все полученные им дивиденды. Но результат оказался значительно скромнее. Напрямую бюджет получит только 73 млрд руб., а «Роснефтегаз» свою долю должен перечислить в следующем году. Акционерам «Газпром» отдаст лишь 20% от прибыли по МСФО, даже меньше, чем в прошлом году, – 24%.

«Газпром» добился заниженных дивидендов, сославшись на большую инвестпрограмму. В прошлом году правительство почти сразу пошло на уступки – это компенсация за повышение налоговой нагрузки, объяснял министр экономического развития Алексей Улюкаев. На этот раз бюджет, наоборот, решил получить налоговую компенсацию за снижение дивидендной нагрузки. Правда, компенсация небольшая (от повышения НДПИ – 30 млрд руб. в IV квартале 2017 г.) и достанутся деньги только государству, а не всем акционерам.

Правительство держалось до последнего – еще в апреле Минфин настаивал, что все госкомпании без исключения заплатят 50%. Однако в мае президент Владимир Путин пояснил, что «Газпром» все же будет платить по-особенному: с прибыли без учета бумажных доходов.

Заявленная на 2017 г. инвестпрограмма «Газпрома» – 910 млрд руб. Но, возможно, эта цифра еще вырастет, как это обычно происходит осенью. Крупнейшие инвестпроекты – «Северный поток – 2» (111 млрд руб.), Бованенковское месторождение (37 млрд), «Турецкий поток» (42 млрд), газопровод «Ухта – Торжок – 2» (62 млрд), Чаяндинское месторождение (64 млрд), трубопровод «Сила Сибири» (159 млрд) и Амурский ГПЗ (102 млрд). При такой инвестпрограмме денежный поток компании обнулится при любом уровне дивидендов, по расчетам аналитиков Fitch, и компании придется занимать. По итогам 2016 г. отношение чистого долга к EBITDA – 1,5.

В дивидендной политике Сбербанка не указано, сколько он должен платить акционерам, но госбанк неоднократно заявлял, что стремится к 20% от чистой прибыли. Этой норме он и следовал, за исключением 2014 г., когда отдал акционерам лишь 3,5% чистой прибыли (10,16 млрд руб.). Кризис заставлял банк держать запас капитала, чтобы создавать резервы по украинским активам и кредитам, испортившимся из-за девальвации рубля. Но уже по итогам 2015 г. банк вернулся к дивидендам на уровне 20%, заплатив 44,5 млрд руб.

За 2016 г. Сбербанк выплатил рекордные дивиденды – 25% чистой прибыли по МСФО, или 135,5 млрд руб., из которых 67,75 млрд получил ЦБ (владеет 50% плюс 1 акция госбанка, 90% прибыли регулятор отдает бюджету). А по итогам 2017 г. Минфин хочет получить вдвое больше, распространив и на Сбербанк «правило 50%»: план по этим доходам на 2018–2020 гг. – 150 млрд, 165 млрд и 181,5 млрд руб. соответственно, следует из проектировок Минфина.

Госбанку вполне по силам направлять 50% чистой прибыли на дивиденды, поскольку рентабельность его капитала составляет в среднем 20%, говорил аналитик UBS Михаил Шлемов. Но есть риск, что большие дивиденды могут ограничить рост бизнеса Сбербанка при условии сохранения текущего уровня достаточности капитала.

«Алроса» по итогам 2016 г. выплатила в 4 раза больше дивидендов, чем в 2015 г. Чистая прибыль за 2016 г. составила 131,3 млрд руб. На выплату дивидендов решено направить 65,769 млрд руб., или 50% от прибыли.

По итогам прошлого года ВТБ заплатил 44,4 млрд руб., что составляет 86% от его чистой прибыли по МСФО. Выплаты на привилегированные акции, размещенные в пользу Минфина, составили 11,1 млрд руб., а в пользу АСВ, – 18,1 млрд.

Если бы Минфину удалось добиться своего, то бюджет получил бы от «Роснефти» около 45 млрд руб. Но «Роснефть» формально не считается госкомпанией – ею государство владеет через «Роснефтегаз» – и требования правительства на нее не распространяются.

Согласно дивидендной политике «Роснефти» компания должна платить не менее 35% от чистой прибыли по МСФО – 63,4 млрд руб., из которых половина достанется «Роснефтегазу» и в следующем году – частично бюджету (если не будет промежуточных дивидендов). Однако в этом году «Роснефть» может уточнить дивидендную политику, после того как Путин попросил главного исполнительного директора «Роснефти» и председателя совета директоров «Роснефтегаза» Игоря Сечина увеличить выплаты до 50% от чистой прибыли по МСФО. «Роснефть» намерена выплатить промежуточные дивиденды за первое полугодие 2017 г., писали «Интерфакс», Bloomberg и Reuters и подтверждали «Ведомостям» человек, близкий к «Роснефти», и два федеральных чиновника. По словам одного из них, они как раз и могут составить 50% чистой прибыли по МСФО.

В 2016 г. капитальные затраты «Роснефти» составили 709 млрд руб., в этом году компания планирует потратить около 1 трлн (следует из ее презентации). Хотя аналитик «Атона» Александр Корнилов считает, что затраты могут быть меньше – около 700 млрд. Инвестпрограмма растет несколько лет подряд, с 2015 г. она выросла на 33% в 2016 г. Основные проекты – разработка месторождений Русское, Тагульское, Требса и Титова (принадлежит СП «Башнефти» и «Лукойла» – «Башнефть-полюсу»), а также Таас-Юряха, говорится в презентации. В I квартале 2017 г. компания инвестировала в развитие 192 млрд руб. Долговая нагрузка, по данным компании, – 1,6 EBITDA (без учета долга по китайским контрактам). С учетом долга по китайским контрактам – выше 3 EBITDA, отмечает управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев.

В этом году «Транснефть» начислила 30,6 млрд руб. дивидендов (государству – 23,9 млрд), или всего 13% прибыли по МСФО. В прошлом году эта доля и вовсе составила 9%. Согласно дивидендной политике «Транснефти» она ориентируется на выплату 25, 20 или 15% от нормализованной чистой прибыли в зависимости от долга, инвестпрограммы и др. Но владельцы привилегированных акций согласно уставу компании получают 10% чистой прибыли компании. При этом дивиденды на одну привилегированную акцию не могут быть ниже, чем на обыкновенную.

Секрет «Транснефти» прост – исторически прибыль скапливается в «дочках», поэтому прибыль по РСБУ в разы меньше прибыли по МСФО. В итоге выплаты 50% прибыли по МСФО превышают 100% прибыли по РСБУ – а это запрещено законом об акционерных обществах, считает «Транснефть». Доказать обратное или уточнить законодательство Минфину пока не удается. Тактика «Транснефти» похожа на поведение младшего брата в семье, считает федеральный чиновник: «Сначала [о поблажках] просят «Газпром», «Роснефть», и когда уже им все дали, пристраивается паровозом «Транснефть» – потери уже не кажутся такими большими».

Капвложения компании с 2017 по 2020 г. оцениваются в 1 трлн руб., из которых 292,8 руб. – в новые проекты, остальное – в техническое перевооружение и реконструкцию инфраструктуры. Крупные строящиеся объекты: нефтепровод Куюмба – Тайшет, расширение трубы Сковородино – Мохэ и ВСТО, проекты «Юг» и «Север». На конец марта 2017 г. отношение чистый долг / EBITDA «Транснефти» – 1,6.

ФСК 12,94

ФСК отдала акционерам 50% от скорректированной чистой прибыли по РБСУ (без учета неденежных статей) – 18,2 млрд руб. Это рекорд для энергокомпании. Согласно дивидендной политике ФСК отдает на дивиденды не менее 10% скорректированной чистой прибыли. Но в этом году она получила рекордные дивиденды от «Интер РАО», где ей принадлежит 18,57%, – 3 млрд руб.

В конце прошлого года Минэнерго утвердило инвестпрограмму ФСК до 2020 г. в 482,3 млрд руб. Чистый долг ФСК на конец 2016 г. составил 221,8 млрд руб., или 1,9 EBITDA. В 2017 г. ФСК должна будет погасить 25 млрд руб. по долгу. В прошлом году свободный денежный поток ФСК был положительным, долговое финансирование ей не требуется.

Дивиденды за 2016 г. – рекордные за всю историю компании. Дивидендная политика «Русгидро» предполагает выплату акционерам не менее 5% от чистой прибыли по МСФО. Но компания также руководствуется собственными потребностями и рекомендациями правительства. В итоге дивиденды за 2016 г. составят 50% чистой прибыли по МСФО – 19,9 млрд руб.

Размер дивидендов «Русгидро» влияет на ставку по форвардному контракту компании с ВТБ на 55 млрд руб., отмечается в сообщении компании. С учетом объявленных дивидендов в 2017 г. она снизится более чем на 4%. «Русгидро» превращается в хорошую дивидендную историю с доходностью 8% и выше на фоне снижения инфляции до уровня около 5%, оценивает аналитик Renaissance Capital Владимир Скляр.

«Аэрофлот» выполнил директиву правительства, выплатив дивиденды по итогам 2016 г. в 50% от чистой прибыли (19,4 млрд руб.). Это были рекордные дивиденды с 2010 г. К тому же в последние два года из-за убытков компания вообще ничего не выплачивала. А в 2016 г. «Аэрофлот» получил рекордную прибыль по МСФО (38,8 млрд руб., из них прибыль акционеров материнской компании – 37,4 млрд). Но аналитики указывают, что компания могла бы выплатить и больше. На конец 2016 г. на счетах «Аэрофлота» было 31,5 млрд руб., свободный денежный поток (с учетом выплаты авансов за поставку самолетов и инвестпрограммы) в 2016 г. составлял 47,7 млрд руб., отмечал аналитик Райффайзенбанка Константин Юминов.

«Роснефтегаз»

«Роснефтегаз» (принадлежит Росимуществу) – это прослойка между государством и его крупнейшими нефтегазовыми активами. Холдинг владеет 50% плюс 1 акция «Роснефти», 10,97% «Газпрома» и 26,36% «Интер РАО». За прошлый год от этих активов «Роснефтегаз» получит 56,6 млрд руб. дивидендов.

Принятые допущения

в расчет включены компании, в которых государство прямо или косвенно владеет контрольным пакетом акций

под прямым участием подразумевается доля, принадлежащая Росимуществу или Минфину

под косвенным участием понимается доля, контролируемая государством через другие компании, госкорпорации, собственность субъектов РФ и муниципальная без учета перекрестного владения

финансовые показатели приведены из отчетности по МСФО

данные в таблицах упорядочены по убыванию суммарного размера дивидендов за 2016 г., приходящихся на прямую и косвенную долю государства

финансовые показатели приведены из отчетности по МСФО (чистая прибыль – за вычетом доли меньшинства)
Источники: данные компаний, расчеты «Ведомостей»

Еще в 2012 г. бюджету доставалась почти вся чистая прибыль «Роснефтегаза». Но в 2013 г. (годом ранее Сечин возглавил «Роснефть») – лишь четверть: на продаже BP 5,66% акций «Роснефти» «Роснефтегаз» заработал $4,87 млрд. С тех пор ежегодно за накопленные в «Роснефтегазе» дивиденды разыгрывается настоящая битва. Исходя из данных компании и «Интерфакса» госхолдинг отдавал государству в 2014–2016 гг. от 12 до 24% прибыли по РСБУ.

Минфин хотел изменить ситуацию – и снова изымать у «Роснефтегаза» всю его прибыль. И ситуация действительно изменилась. Но только не в пользу бюджета – у «Роснефтегаза» просто не оказалось прибыли, а вместо нее образовался убыток в 90,4 млрд руб. (вовремя не пришли деньги от продажи 19,5% «Роснефти»). Поэтому компания не заплатила вообще ничего. Убыток был технический: «Роснефтегаз» в декабре прошлого года ускоренно перечислил в бюджет 717 млрд руб. от продажи 19,5% акций «Роснефти», а сам получил деньги только в январе 2017 г.

При этом отчетность «Роснефтегаз» с разрешения правительства не публикует. И уже самому правительству не хватает информации об этой компании, следует из датированного 20 июня письма директора департамента экономики и финансов правительства Валерия Сидоренко в Минэкономразвития и Минэнерго.

Впрочем, Путина это не смущает. По его словам, «Роснефтегаз» финансирует приоритетные проекты, о которых правительство иногда забывает. Так, компания инвестирует в проекты в сфере науки и образования, в производство самолетов для региональных линий и авиационного двигателя с большой тягой. Также «Роснефтегаз» финансирует принадлежащую «Роснефти» верфь «Звезда» и строительство четырех электростанций в Калининградской области через совместное с «Интер РАО » (99,99% на 0,01%) предприятие, стоимость проектов – 60 млрд и 100 млрд руб. соответственно.

В подготовке статьи участвовали Артур Топорков, Виталий Петлевой, Галина Старинская

Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минэкономразвития и федеральным органам исполнительной власти обеспечить принятие решений о выплате дивидендов госкомпаниями на уровне не менее 50% от годовой прибыли по МСФО.

Поручение опубликовано в четверг на сайте правительства России. В нем указывается, что речь идет в том числе об инфраструктурных компаниях, а также о компаниях нефтегазового и оборонно-промышленного секторов. Министр финансов Антон Силуанов отмечал, что 50-процентные выплаты позволят бюджету увеличить расходы на 200 млрд руб.

Президент Владимир Путин одобрил предложение о выплате госкомпаниями дивидендов в размере 50% от прибыли, сообщил первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Изначально идея о повышении дивидендных выплат принадлежала Минфину. Глава министерства Антон Силуанов в начале февраля говорил, что каких-либо исключений из правила не предполагается.

Но в прошлом году, когда государство также пыталось получить от компаний со своим участием 50% прибыли, подчинились далеко не все.

Так, не выполнили предписание «Газпром» и «Транснефть». Газовая монополия, например, направила на дивиденды даже более 50%, но не по МСФО, а по РСБУ. По международным стандартам финансовой отчетности получилось, что «Газпром» выплатил лишь 23,7% от чистой прибыли.

Пока неясно, как будут развиваться события сейчас. Антон Силуанов говорил, что исключений ни для кого не будет, но правительство будет рассматривать выплаты каждой госкомпании отдельно в зависимости от их финансового положения.

«Газпром» как раз в четверг опубликовал отчетность за 2016 год по МСФО. Прибыль, относящаяся к акционерам, там зафиксирована на уровне 951,6 млрд руб. То есть в случае исполнения поручения Медведева на дивиденды газовый холдинг должен будет направить 475,8 млрд руб.

Но, как заявил в ходе телефонной конференции директор департамента компании Александр Иванников, «Газпром» нацелен на выплаты по итогам 2016 года 7,89 руб. за акцию, или в общей сложности 186 млрд руб.

По словам Иванникова, это «неплохое предложение», учитывая обязательства «Газпрома» по капитальным вложениям, связанным с контрактными обязательствами, в частности по строительству газопровода «Сила Сибири», по которому российский газ должен поставляться в Китай.

Но при этом Иванников отметил, что «Газпром» исполнит любое решение, которое примут уполномоченные органы, хотя и предположил «некие дебаты» по поводу дивидендов.

Что касается принадлежащей государственному «Роснефтегазу» «Роснефти», то совет директоров компании в понедельник рекомендовал годовому общему собранию акционеров принять решение о выплате дивидендов в размере 5,98 руб. на акцию, или 63,4 млрд руб. Учитывая, что прибыль «Роснефти» по МСФО за 2016 год составила 181 млрд руб., на дивиденды компания намерена направить 35%.

«Все решения совета директоров компании соответствуют директивам правительства», — заявил в беседе с «Газетой.Ru» вице-президент «Роснефти» Михаил Леонтьев.

Главный инвестстратег ФГ БКС Максим Шеин полагает, что ряд госкомпаний вновь попытаются избежать 50-процентных выплат.

«Во-первых, может быть пересмотрена прибыль по МСФО — она может быть снижена, если компании будут настаивать на том, чтобы исключить из нее какие-то разовые доходы (например, «бумажные», от переоценки активов. — «Газета.Ru»), — говорит эксперт. — Но главное, компании будут апеллировать к обширным инвестпрограммам, необходимости капвложений».

«Газпром», по словам Шеина, может апеллировать к своим обширным социальным обязательствам. «А это, помимо прочего, предвыборный вопрос», — указывает эксперт.

«Учитывая, как относительно легко компаниям удалось избежать выплат 50% прибыли по МСФО в прошлом году, шансы на то, что аналогичным образом ситуация сложится и теперь, высоки», — полагает Шеин.

Глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин также уверен, что некоторые компании смогут договориться с правительством о снижении дивидендных выплат.

«В прошлом году к моменту принятия решения о дивидендах ситуация с бюджетом была хуже, чем сейчас, — напоминает эксперт. — В первом квартале 2016 года средняя цена нефти была ниже $40 за баррель, тогда как в январе - марте 2017 года — выше $50».

К началу лета практически во всех российских компаниях прошли заседания советов директоров и стали известны итоговые годовые дивидендные выплаты. Теперь рекомендованные дивиденды нужно утвердить на собраниях акционеров. Хочу заметить, что дивиденды не являются окончательными и будут выплачены только после утверждения собранием акционеров, к примеру, в Селигдаре и на Донском заводе радиодеталей (ДЗРД) акционеры регулярно голосуют против рекомендаций совета директоров.

Любопытно подвести итоги дивидендной весны и сравнить ее с прогнозами (см. )

Работа над ошибками

В конце февраля текущего года подготовлен прогноз дивидендов по итогам 2016 года. Его сложность заключается в двух аспектах: во-первых, размер непосредственно чистой прибыли, который, согласно последним веяниям и появлению понятия «бумажная прибыль», стал малопрогнозируемым. К тому же некоторые компании применяют различные поправки на «целевую прибыль», которая должна быть задействована впоследствии определенным образом (плата за техническое присоединение у электросетевых компаний, специальная надбавка у облгазов). И во-вторых, доля прибыли, которую компания распределит в виде дивидендов. Решение этих нетривиальных задач и приводит к точному прогнозу размера дивидендов.

Среднее значение дивидендной доходности выбранных акций оказалось 7,4% против прогнозного значения 9%, что является неплохим результатом.

Главной провальной дивидендной идеей года можно назвать обыкновенные акции «Россетей», но большее удивление вызывают крупные дивиденды на привилегированные акции как самого холдинга, так и на привилегированные акции или «префы» ее «дочки» – «Ленэнерго». На днях уже прошло собрание акционеров, где были утверждены крупные выплаты. Странность всей ситуации заключается в том, что у «Ленэнерго» в уставе нет условия пропорциональности выплат на «префы» в зависимости от их доли в уставном капитале. Допущена смысловая ошибка, обычно норма расчета дивидендов по «префам» – это 10% от чистой прибыли (ЧП) на долю 25% от уставного капитала.

У «Ленэнерго», как и «Россетей», проводивших неоднократно дополнительные эмиссии обыкновенных акций, доля привилегированных акций в уставном капитале составляет лишь 1%. Получается, что владельцы «префов» «Ленэнерго», участвуя в капитале лишь на 1%, имеют право на дивиденд в 10% от чистой прибыли. Если бы условие пропорциональности действовало в уставе, то доля прибыли, приходящаяся на дивиденды, должна быть не более 0,4%.

Эта ошибка ущемляет интересы владельцев обыкновенных акций «Ленэнерго» (то есть «Россетей» и в конечном счете государства), но ее легко устранить – для этого акционерам достаточно просто не принять решение о выплате дивидендов по «префам» (см. )

Ответом о причинах странного поведения чиновников Росимущества, курирующих холдинг «Россети», не замечающих явное нарушение интересов государства как собственника, стало бы раскрытие списка владельцев привилегированных акций «Ленэнерго» и выявление скрытого интереса определенных лиц.

Между тем в другой государственной «дочке», входящей в группу «Газпром», происходит прямо противоположное. По уставу «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» владельцы привилегированных акций имеют право ежегодно получать дивиденды в размере 2% от чистой прибыли, и доля «префов» в капитале составляет 15,4%. Но компания не выплачивает ни копейки в виде дивидендов на данные акции, тем самым нарушая устав. Такие истории не поддаются никакой логике. Почему в одной госкомпании могут не соблюдать устав, учитывая, что требуется столь незначительный дивиденд, в другой же платят сверхдивиденды, даже не считаясь с интересами конечного собственника – государства?

Еще одним разочарованиями стали привилегированные акции «Башнефти», акционеров может несколько успокоить то, что невыплата дивидендов этим летом, возможно, является лишь следствием «технического переноса» с целью экономии на налогах по дивидендам в виду смены мажоритарного собственника («Роснефть» приобрела 50,1% «Башнефти» у Росимущества в октябре 2016), что подтверждается планируемым распределением прибыли по итогам 9 месяцев 2017 года и предыдущих периодов, заседание совета директоров планируется на конец года. Возможно, по тем же причинам новый мажоритарный акционер компании «М.Видео» также решил не выплачивать дивиденды.

Отказ от выплаты дивидендов в «Нижнекамскнефтехиме» связан с предстоящим масштабным проектом по строительству олефинового комплекса, который на окне пять лет может принести удвоение чистой прибыли для своих акционеров. Последнее обстоятельство является более важным моментом для долгосрочных инвесторов, нежели текущие выплаты.

ММК и ТГК-1 заплатили меньшую долю, чем предполагалась. Материнская компания ТГК-1 – «Газпром энергохолдинг» ранее анонсировал дивиденды 35% от чистой прибыли по МСФО по своим «дочкам», но реализовал прогноз лишь в ОГК-2, а по акциям ТГК-1 и Мосэнерго заплатил около 25% от чистой прибыли.

Приятной неожиданностью для акционеров стали выплаты крупных дивидендов в компаниях: МГТС, НМТП, «Юнипро», «Мечел» (ап), банк «Возрождение», «Полюс», КТК, «Дорогобуж» и «Транснефть». Корпорация «Иркут» увеличила размер дивиденда с 60 до 90 копеек, что также стало сюрпризом. «Сургутнефтегаз», несмотря на отрицательный результат, обещает заплатить символические 0,6 рубля на оба класса акций.

Выплаты по привилегированным акциям «Мечела» возобновляют историю этой бумаги как «дивидендной» акции. Компания прошла трудные времена, дальнейшее будущее уже не столь туманно, и инвестиции в данный актив видятся привлекательными.

Значительный рост дивидендов по «префам» «Транснефти» задает совсем иное отношение к данному инструменту, даже несмотря на прошедший рост котировок, акции являются весьма интересными.

В итоге топ-25 дивидендных идей прошедшего сезона выглядит следующим образом.

Средняя дивидендная доходность топ-25 составила 12,1%, что по отношению к текущей инфляции и уровню банковских ставок является внушительным значением. Средняя доля дивидендов от чистой прибыли получается выше 50%, главным образом, из-за нескольких компаний (МГТС, «Мегафон», «Трансконтейнер», МТС и «Юнипро»), которые за прошедший год собираются выплатить на дивиденды гораздо больше годовой прибыли.

Эмитенты, не платившие дивиденды по итогам 2015 года: «Интер РАО», «Аэрофлот», «Энел Россия», «префы» «Россетей» и «Ленэнерго», в этом году порадуют своих акционеров довольно крупными выплатами.

Аутсайдером дивидендного сезона стали акции «Башнефти», НКНХ, МОЭСК и МРСК Юга. Опечалят инвесторов также акции «Мегафона», ПРОТЕК, «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и группы «Черкизово» – они принесут в разы меньше, чем годом ранее.

Государственная половина

Итогом ожесточенных споров по дивидендам госкомпаний в 2017 году вокруг нормы выплаты в 50% по МСФО стало то, что её выполнил лишь ряд компаний. Это «Аэрофлот» (51,8%), «Русгидро» (49,4%) и АЛРОСА (50,1%). В «Ростелекоме» выплаты производятся уже несколько лет из расчета денежного потока и составляют более 100% от чистой прибыли по МСФО. Из электросетевых компаний рекомендовали к выплате положенную норму только МРСК Волги и МРСК Урала. Все остальные заплатили меньше.

По «Газпрому» в итоге сошлись на 20% от прибыли по МСФО, сославшись на наличие «бумажной прибыли». Интересно, когда в 2014 и 2015 годах была противоположная ситуация, почему-то никто не предлагал провести коррективы на «бумажные убытки» и заплатить большие дивиденды. Поэтому Минфин уже заговорил о частичной компенсации недополученных дивидендов от «Газпрома» за счет повышения размера НДПИ. Минфин закладывал в бюджет этого года дивиденды «Газпрома» в размере 18,86 рубля на акцию, или 446 млрд рублей, но в итоге монополия выплатит только 190 млрд рублей.

Счетная палата оценила недопоступление дивидендов госкомпаний в федеральный бюджет в 2017 году в размере 205 млрд рублей. Таким образом, план по сбору дивидендов с госкомпаний будет выполнен только на 58%. В бюджетных поправках предусмотрена норма о возможности дополнительного использования 200 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ) для финансирования бюджетного дефицита (сверх запланированных трат ФНБ на 663,5 млрд рублей).

Резюмируя, можно сказать, что многие дивидендные истории носят разочаровывающий характер, но в целом дивидендные выплаты задают рыночные цены, постепенно акции превращаются в нормальный финансовый инструмент для сбережений. Инвесторы, с одной стороны, интересуются акциями компаний, которые не обижают миноритарных акционеров, а акционерные общества, с другой стороны, видят влияние поведения инвесторов на капитализацию компании.

В прошлом году правительство РФ приняло решение повысить выплаты дивиденов крупнейшими госкорпорациями. Мера эта была призвана покрыть дефицит бюджета и принималась как разовая. Но как выяснилось в этом году, дефицит бюджета вновь имеет место быть, и правительство снова вспомнило о госкомпаниях. Как и в прошлом году, должного «понимания» эти инициативы правительства у компаний с госучастием не имеют. Каких дивидендов от госкомпаний можно ожидать в этом году и насколько оправданы попытки правительства «выжимать досуха» госкорпорации?

Разовая мера

Весной прошлого года стало понятно, что допустимые лимиты по бюджетному дефициту удержать не удастся, и премьер Медведев подписал распоряжение, которое обязывало компании с госучастием увеличить размер выплат дивидендов. До этого действовал норматив, принятый в 2012 году - 25% от чистой прибыли, распоряжение премьера от 2016 года обязывало госкорпорации увеличить эти выплаты до 50% от чистой прибыли, рассчитанной по МСФО (Международные стандарты финотчетности) или по РСБУ (Российская система бухучета). За основу берется тот показатель, который больше.

Инициатива кабмина руководство госкорпораций не обрадовала, включились механизмы «подковерной борьбы», и если вначале чиновники обещали, что исключений по этому нормативу ни для кого не будет, то к концу года формулировки стали более «обтекаемы», стали говорить о возможных послаблениях для некоторых компаний. В итоге, в категорию исключений попали все госкорпорации - 50% от прибыли никто из них не выплатил. Наибольшее «понимание» продемонстрировала «Роснефть», выплатив в качестве дивидендов 35% от чистой прибыли по МСФО, «Газпром» - менее четверти прибыли по МСФО, остальные госкорпорации и того меньше.

Несмотря на такую «прижимистость» компаний, идея правительству, видимо, пришлась по вкусу, и в нынешнем году эту практику повторили.

Приходите еще

В этом году, по данным Казначейства, дефицит федерального бюджета за первый квартал составил почти 300 млрд руб. Это меньше, чем годом ранее, но правительство все равно решило повторить прошлогодний опыт и закрыть половину этой дыры с помощью дивидендов госкомпаний. В конце апреля премьер Медведев подписал поручение о выплате дивидендов госкомпаниями за прошлый год в размере не менее 50% от чистой прибыли по МСФО. В этом году тоже высказываются пожелания о том, чтобы правила были едины для всех гокорпораций, однако уже в более мягкой форме - глава Минэка Орешкин признал , что в отдельных случаях допустимы «индивидуальные решения». Изначально, по информации в прессе, исключение могло быть сделано только для «Роснефти», которая за несколько дней до решения правительства предполагала выплатить дивиденды в размере 35% от чистой прибыли по МФСО. Объяснялась это исключение тем, что формально «Роснефть» не является госкомпанией, а принадлежит государству опосредованно - через государственный же «Роснефтегаз».

Для всех остальных компаний с госучастием правила должны быть едины, что подтвердили журналистам и пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова, и вице-премьер Шувалов. И президент Путин в целом согласился с таким предложением правительства.

Но не прошло и нескольких дней, как стала повторяться ситуация прошлого года: появились первые льготники.

Вице-премьер Дворкович 3 мая заявил, что «по отдельным компаниям могут быть исключения, но каждое из них должно быть серьезно обосновано».

Росимущество заявило , что «Роснефтегаз» не сможет выплатить дивиденды за прошлый год в виду убытков на 90 млрд руб. Причина убытков не раскрывается. «Роснефтегазу» принадлежит 50% плюс 1 акция «Роснефти», 11% «Газпрома» и 27,6% «Интер РАО». В прошлом году госкомпания выплатила бюджету промежуточные дивиденды в размере 24 млрд руб., 18 млрд руб. дивидендов за 2015 год и 717 млрд руб. от сделки по продаже пакета акций «Роснефти».

Следующим в очереди «льготников» оказался «Газпром». Тут лично президент Путин вступился за интересы газового монополиста. На пресс-конференции по итогам визита в Китай глава государства заявил : «Мы переходим на международную систему учетов, МСФО, а есть наша отечественная система учета. По МСФО у такой компании, как «Газпром», большая прибыль, но она бумажная, она - на бумаге. Реального денежного потока нет». В апреле этого года совет директоров газового монополиста рекомендовал направить на дивиденды менее 20% чистой прибыли по МСФО. Окончательное решение по этому вопросу будет принято на собрании директоров компании 18 мая.

Остальные госкомпании тоже не торопятся в точности выполнять решение правительства. Не велики шансы на то, что половину прибыли отдадут «Россети», навряд ли больше 20% прибыли выплатит «Сбербанк». В российской прессе приводятся прогнозы различных аналитических компаний по размеру дивидендов российских гокорпораций. Разброс оценок у них достаточно велик, но есть и нечто общее - по мнению аналитиков, подавляющее большинство компаний с госучастием половины прибыли в дивиденды не отдаст.

Госкомпании бывают разные

Когда эксперты рассуждают о правительственной инициативе по увеличению выплат дивидендов компаниями с госучастием, то часто говорят о том, что госкорпорации очень непрозрачны, их непроизводственные расходы сильно раздуты, а премии топ-менеджменту уже давно вышли за рамки разумного и служат раздражающим фактором для граждан. И по этой причине, если госкомпаниям не хватает денег на дивиденды, то пусть лучше разберутся с этими «перегибами» и выполняют свои обязательства перед акционерами. Это все так и тем не менее.

Одно дело «Роснефтегаз», который является оперативным «кошельком», с помощью которого решаются различные государственные задачи, в том числе и связанные с обороной. Или «Роснефть» и «Газпром», которые при всех перечисленных недостатках «тащат» половину бюджета, кучу социальных проектов, при этом на них «висит» модернизация НПЗ, постоянные инвестиции в геологоразведку, строительство газопроводов и так далее. «Распотрошить» эти компании ради короткого финансового эффекта сегодня и получить их стагнацию в будущем - не самое лучшее решение.

И совсем другое дело, к примеру, госбанки, которые славятся только тем, что в трудную минуту получают солидную поддержку из бюджета и инвестируют деньги, например, в Украину с известным результатом. С этих организаций «душить» дивиденды отчего-то в правительстве не торопятся. Не получается, ну и ладно.

О «Роснано» и говорить не приходится - тем денег, по выражению его руководителя, «ну очень много». Однако хватает их отчего-то только на корпоративы. И с этим тоже никаких вопросов в правительстве не возникает. Разные они очень, эти госкомпании.

Как объяснил вице-премьер Шувалов, «ориентируем компании на то, что дивидендов надо платить максимально. Это хорошо и для инвесторов, и для того, чтобы продемонстрировать инвестиционную привлекательность, чтобы они покупали эти акции». То есть чиновник озвучил старую добрую либеральную мантру про то, как, увидев высокие дивиденды, иностранные инвесторы хлынут на наш рынок, голубые фишки вырастут, у госкомпаний поднимутся кредитные рейтинги и наступит благоденствие. Уже не так много осталось людей, которые продолжают верить в эти чудеса, практика демонстрирует совсем иное.

Совершенно очевидно, что невыполнение госпредприятиями поручений правительства по выплатам дивидендов, вообще говоря, совсем не дело в нормальном государстве. Однако что касается тех корпораций, которые составляют хребет нашей экономики, их «прижимистость» позволяет не разорять бизнес ради того, чтобы «вбухивать» деньги в какие-нибудь суверенные фонды или очередные нанопроекты. И это при сложившихся обстоятельствах, возможно, не самый худший вариант.

Хотя, конечно, можно представить, что эти деньги планировалось потратить на индексацию пенсий или на создание рабочих мест для коренных жителей страны. Но почему-то в это верится с трудом.