Бюджета субъекта российской федерации а. Бюджеты субъектов РФ

Оценка устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях производится заблаговременно (в мирное время) и в случае ее недостаточности разрабатываются и осуществляются мероприятия по повышению устойчивости. Эта работа выполняется также заблаговременно, за исключением тех мероприятий, исполнение которых предусмотрено в режиме ЧС. Они планируются в режиме повседневной деятельности, а выполняются в условиях угрозы и после введения режима ЧС (нападения противника).

Основные принципы деятельности по повышению устойчивости ОЭ в ЧС:

1. Повышение устойчивости ОЭ должно являться необходимой составной частью деятельности проектных, строительных, монтажных организаций, руководства и всего производственного персонала объекта в процессе его эксплуатации от ввода до вывода. Требования повышения устойчивости должны быть приоритетными при принятии управленческих, проектных, строительных, хозяйственных и социальных решений при создании и эксплуатации ОЭ.

2. Повышение устойчивости функционирования должно осуществляться на всех объектах независимо от формы собственности и профиля объекта.

3. Повышение устойчивости функционирования объектов должно осуществляться силами и средствами объектов, министерств и ведомств, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При недостатке этих сил и средств привлекаются силы и средства федеральных органов.

4. Повышение устойчивости должно отвечать требованиям эффективности и экономической целесообразности. Мероприятия повышения устойчивости будут считаться эффективными и экономически обоснованными в том случае, если они максимально связаны с решаемыми в безопасный период задачами совершенствования производственного процесса, обеспечения безаварийной работы объекта, улучшения условий труда.

5. Устойчивость ОЭ должна обеспечиваться надежностью и безопасностью инженерных систем и технологического оборудования объекта экономики


на всех стадиях его функционирования.

6. Деятельности по повышению устойчивости ОЭ в ЧС должна быть присуща комплексность – охват всех видов производственной деятельности, всех инженерных систем, всех путей и способов повышения устойчивости.

7. Деятельности по повышению устойчивости ОЭ в ЧС должна быть присуща превентивность. Приоритет в этой работе должен отдаваться мероприятиям, направленным на снижение вероятности возникновения причин потери устойчивости. Основные из этих мероприятий: безопасное размещение ОЭ и его структурных элементов относительно потенциальных источников ЧС; обеспечение максимально возможной надежности инженерных систем и технологического оборудования; эргономика; использование имитационных моделей и тренажеров для подготовки производственного персонала по направлению их основной деятельности и деятельности при угрозе и возникновении ЧС; повышение психофизической устойчивости, дисциплинированности и высокой профессиональной подготовки персонала, его умению быстро принять решение и действовать в ЧС.

8. Повышение устойчивости элементов объекта должно осуществляться до целесообразного предела (например, таким пределом для элементов объекта может считаться устойчивость основного цеха, на котором выпускается продукция).

Повышение устойчивости работы ОЭ в ЧС достигается заблаговременным проведением комплекса организационных, инженерно-технических и технологических мероприятий, направленных на максимальное снижение воздействия поражающих факторов при ЧС мирного и военного времени.

Организационные мероприятия предусматривают планирование действий руководящего, командно-начальствующего состава, органов управления РСЧС и ГО, служб и формирований по защите рабочих и служащих предприятий, проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС, восстановлению производства, а также по выпуску продукции на сохранившемся оборудовании.

Инженерно-технические мероприятия осуществляются преимущественно заблаговременно и обычно включают комплекс работ, обеспечивающих повышение устойчивости производственных зданий и сооружений, оборудования, коммунально-энергетических систем к воздействию поражающих факторов.

Технологические мероприятия обеспечивают повышение устойчивости работы объекта путем изменения технологического процесса, способству-


ющего упрощению производства продукции и исключающего возможность образования вторичных поражающих факторов.

Перечисленные выше мероприятия включают в себя:

1. Рациональное размещение объектов экономики, их зданий и сооружений.

2. Обеспечение надежной защиты рабочих и служащих объекта экономики.

3. Повышение надежности инженерно-технического комплекса ОЭ.

4. Исключение или ограничение поражения вторичными факторами.

5. Обеспечение надежности и оперативности управления производством.

6. Организацию надежных производственных связей и повышение надежности системы энергоснабжения.

7. Подготовку объектов к переводу на аварийный режим работы.

8. Подготовку к восстановлению нарушенного производства.

Кратко рассмотрим пути и способы повышения устойчивости работы объектов экономики в ЧС.

Рациональное размещение объектов экономики, их зданий и сооружений

Размещение объекта и отдельных его элементов должно обеспечивать уменьшение степени их поражения при применении современных средств поражения, воздействия вторичных поражающих факторов, при стихийных бедствиях, возникновении крупных производственных аварий и катастроф. Это обычно осуществляется на этапах проектирования и реконструкции предприятия и реже на этапе его эксплуатации. Рациональное размещение предусматривает зонирование производств, т.е. размещение однотипных видов производств в отдельных зонах, разделяемых широкими магистральными проездами, искусственными водоемами или зелеными насаждениями; использование рельефа местности; малоэтажную рассредоточенную планировку производств; минимально возможную с учетом производственного и экономического факторов плотность застройки.

Размещение объекта должно учитывать также необходимость обеспечения надежных производственных связей по кооперации, предусматривать развитие предприятий - дублеров или филиалов предприятий в загородной зоне.

Места размещения материально-технических резервов следует выбирать так, чтобы они не оказались уничтоженными при ядерном взрыве или при ЧС природного и техногенного характера. В то же время их целесообразно располагать как можно ближе к объекту. При определении мест хранения материально-технических резервов учитывается наличие на объекте


транспортных средств и путей для быстрой и безопасной (и в условиях ЧС) доставки различных материалов к местам их потребления на объекте.

Обеспечение надежной защиты рабочих и служащих объекта экономики

Одной из основных задач повышения устойчивости работы объектов в ЧС является заблаговременное принятие мер по обеспечению защиты рабочих, служащих и членов их семей.

Мероприятия по защите персонала предусматривают своевременное обнаружение, оповещение и исключение или ослабление действия поражающих факторов. Главным образом, они относятся к радиационно и химически опасным объектам.

Можно выделить следующие основные пути и способы защиты:

1. Заблаговременное строительство убежищ на предприятиях с взрывоопасными, радиоактивными и химически опасными веществами.

2. Планирование и подготовка к эвакуации населения из районов, подверженных катастрофическим затоплениям, землетрясениям, селевым потокам, радиоактивному и химическому заражению.

3. Разработка режимов защиты рабочих и служащих в условиях заражения местности радиоактивными и химически опасными веществами.

4. Обучение персонала объекта выполнению работ по ликвидации очагов радиоактивного и химического заражения.

5. Накопление средств индивидуальной защиты для обеспечения всех рабочих и служащих объекта, организация их хранения и поддержания в готовности к использованию.

6. Обучение рабочих, служащих и членов их семей способам защиты при радиоактивном и химическом заражении.

7. Организация и поддержание в постоянной готовности объектовой системы оповещения рабочих, служащих и проживающего вблизи объекта население об опасности радиоактивного и химического заражения, подключение объектовой системы оповещения к городской или региональной.

8. Исключение возможности скопления на территории объекта большего, чем позволяет вместимость имеющихся убежищ, количества людей.

Повышение надежности инженерно-технического комплекса ОЭ

Повышение надежности инженерно-технического комплекса (ИТК) объекта заключается в повышении сопротивляемости зданий, сооружений и конструкций объекта к воздействию поражающих факторов производст-


венных аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения, а также в защите оборудования, в наличии средств связи и других средств, составляющих материальную основу производственного процесса.

Повышение устойчивости зданий и сооружений может быть достигнуто за счет их рационального размещения на территории объекта, оптимальной конструкции и увеличения прочности. В целом задача повышения устойчивости функционирующих сооружений решается значительно сложнее, чем проектируемых.

Одним из основных поражающих факторов, вызывающих разрушение зданий, сооружений является ударная волна. Для снижения действия ударной волны на здание могут применяться два способа: пропуск волны через здание или повышение прочности основных конструкционных элементов здания. Второй путь является традиционным и наиболее часто используется.

Мероприятиями, повышающими устойчивость и механическую прочность зданий, оборудования и их конструкций являются:

1. Проектирование и строительство сооружений с жестким металлическим или железобетонным каркасом. Это снижает степень разрушения несущих конструкций при землетрясениях, взрывах, ураганах и других бедствиях.

2. Применение при строительстве каркасных зданий облегченных конструкций стенового заполнения и увеличение световых проемов путем использования стекла, панелей из пластиков и других легко разрушающихся материалов. Эти материалы, разрушаясь, снижают воздействие ударной волны на сооружение, а их обломки меньше повреждают оборудование.

Эффективным является крепление к колоннам сооружений на шарнирах легких панелей, которые под воздействием динамических нагрузок поворачиваются, значительно снижая воздействие ударной волны на несущие конструкции сооружений.

3. Применение легких огнестойких кровельных материалов, облегченных междуэтажных перекрытий и лестничных маршей. Обрушение этих конструкций нанесет меньший ущерб оборудованию по сравнению с тяжелыми железобетонными перекрытиями.

4. Дополнительное крепление воздушных линий связи, электропередач, наружных трубопроводов на высоких эстакадах в целях защиты от повреждений при ураганах, взрывах, наводнениях.

5. Установка в наиболее ответственных сооружениях дополнительных опор для уменьшения пролетов, усиление наиболее слабых узлов и отдельных элементов несущих конструкций, применение бетонных или металлических поясов, повышающих жесткость конструкций.


6. Повышение устойчивости оборудования путем усиления его наиболее слабых элементов, создание запасов этих элементов, отдельных узлов и деталей, материалов и инструментов для ремонта поврежденного оборудования.

Прочное закрепление на фундаментах станков, установок и другого оборудования, имеющего большую высоту и малую площадь опоры. Устройство растяжек и дополнительных опор, повышающих устойчивость на опрокидывание.

Размещение тяжелого оборудования на нижних этажах производственных зданий.

7. Рациональная компоновка технологического оборудования при разработке объемно-планировочного решения предприятия дл исключения или снижения его повреждения обломками разрушающихся конструкций и ослабления воздействия различных источников ЧС. Некоторые виды технологического оборудования размещают вне здания – на открытых площадках под навесами. Это исключит его повреждение обломками ограждающих конструкций.

Уникальное и особо ценное оборудование, без которого невозможно продолжение производства, целесообразно размещать в сооружениях с повышенными прочностными характеристиками, в заглубленных, подземных или специально построенных зданиях. Для защиты такого оборудования разрабатываются специальные индивидуальные энергогасящие устройства: камеры, шатры, кожухи, зонты, шкафы, сетки, козырьки.

8. Устройство дополнительных конструкций для возможно более быстрой эвакуации людей при пожарах, особенно из высотных зданий.

9. Возведение насыпей и дамб для защиты от наводнений.

10. Возведение в целях защиты от селей подпорных стенок и селевых ловушек.

11. Углубление или укрепление емкостей для хранения химически опасных веществ, применение автоматических отключающих устройств на системах их подачи.

Исключение или ограничение поражения вторичными факторами

К вторичным поражающим факторам относятся пожары, взрывы, обрушение сооружений, утечка легковоспламеняющихся и ядовитых жидкостей в результате разрушения емкостей, технологических коммуникаций, затопление территории при разрушении плотин гидроузлов и других гид-


ротехнических сооружений. При разработке мероприятий защиты от вторичных факторов учитываются характер и масштабы возможных ЧС как в мирное, так и в военное время.

С целью уменьшения поражения объектов вторичными факторами проводятся следующие мероприятия:

1. Максимально возможное сокращение запасов АХОВ, легковоспламеняющихся и взрывоопасных жидкостей на промежуточных складах и в технологических емкостях предприятий.

2. Защита емкостей для хранения АХОВ от разрушения взрывами и другими воздействиями путем расположения их в защищенных хранилищах, заглубленных сооружениях, в обваловании. Устройство специальных отводов от них в более низкие участки местности (овраги, лощины и др.). При обваловании емкостей высота вала рассчитывается на удержание полного объема жидкости, хранящейся в емкости.

3. Ограничение в использовании или отказ от применения в производстве химически опасных и горючих веществ, переход на их неопасные заменители. Если такой переход невозможен, разрабатываются способы нейтрализации опасных веществ.

4. Применение мер, способов, приспособлений, исключающих разлив АХОВ по территории предприятия: поддонов, ловушек с направленным стоком, земляных валов; устройство самозакрывающихся и обратных клапанов; заглубление в грунт технологических коммуникаций; обеспечение надежной герметизации стыков и соединений в транспортирующих трубо-

проводах.

5. Создание запасов нейтрализующих веществ в цехах, где используются ядохимикаты.

6. Устройство автоматической сигнализации в помещениях предприятия для своевременного оповещения рабочих и служащих об аварии, взрыве, загазованности территории и т.п.

7. Размещение складов потенциально опасных веществ с учетом направления господствующих ветров.

8. Сведение до минимума возможности возникновения пожаров путем: установки водяных завес, устройства противопожарных разрывов. Обеспечение маневра пожарных сил и средств в период тушения или локализации пожаров, сооружение специальных противопожарных резервуаров с водой, искусственных водоемов, применение огнестойких конструкций и т.д.

9. Заглубление линий электроснабжения и установка автоматических отключающих устройств для предотвращения воспламенения материалов при коротком замыкании.


10. Установка в хранилищах взрывоопасных веществ устройств, локализующих разрушительный эффект взрыва: вышибных панелей, самооткрывающихся окон, фрамуг, различного рода клапанов - отсекателей.

Обеспечение надежности и оперативности управления производством

В условиях ЧС надежность управления производством обеспечивают следующие мероприятия:

1. Заблаговременная подготовка руководящих работников и ведущих специалистов к взаимозаменяемости.

2. Подготовка 2-3 групп управления (по числу смен), которые должны быть готовы принять руководство производством и организовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) при возникновении ЧС.

3. Оборудование на потенциально опасном производстве пункта управления в одном из убежищ объекта.

4. Обеспечение надежной связи с важнейшими производственными участками объекта, убежищами, размещение диспетчерских пунктов и радиоузлов в наиболее прочных сооружениях и подвальных помещениях, дублирование каналов связи. Обеспечение формирований гражданской обороны штатными радиостанциями, определение режима их работы.

5. Разработка надежных способов оповещения должностных лиц, аварийных служб, спасателей и всего производственного персонала.

6. Обеспечение сохранности технической документации и изготовление ее дубликатов.

Организация надежных производственных связей и повышение

надежности системы энергоснабжения

Устойчивая работа предприятий во время производственных аварий, стихийных бедствий и в военное время зависит от бесперебойного снабжения электроэнергией, водой, газом, надежности производственных связей (наличия сырья и полуфабрикатов, которые поставляются предприятиями-поставщиками).

С этой целью на объектах проводятся следующие основные мероприятия:

1. Подготовка запасных вариантов производственных связей с предприятиями, находящимися в пределах не только одного экономического или административного района.


2. Дублирование железнодорожного транспорта (наиболее часто используемого) автомобильным или речным для доставки технологического сырья и вывоза готовой продукции.

3. Хранение на заблаговременно подготовленных базах готовой продукции, которую нельзя вывезти потребителям и которая может быть источником вторичных поражающих факторов.

4. Определение необходимых запасов сырья, топлива и других материалов, необходимых для выпуска запланированной продукции в течение заданного времени и хранение этих запасов на территории предприятия.

Современные производства часто характеризуются большой потребностью в электроэнергии и воде.

Повышение устойчивости системы энергоснабжения достигается проведением следующих мероприятий:

1. Создание дублирующих источников электроэнергии, газа, воды и пара путем прокладки нескольких подводящих электро-, газо-, водо- и пароснабжающих коммуникаций с последующим их закольцовыванием.

2. Перенос инженерных и энергетических коммуникаций в подземные коллекторы, размещение наиболее ответственных устройств (центральных диспетчерских распределительных пунктов) в подвальные помещения зданий или в специально построенных прочных сооружениях.

3. На тех предприятиях, где укладка подводящих коммуникаций в траншеях или тоннелях не представляется возможной, производится крепление трубопроводов к эстакадам, чтобы избежать их сдвига или сброса. Сами эстакады укрепляются путем установки уравновешивающих растяжек в местах поворотов и разветвлений. Опоры целесообразно изготавливать из металла или железобетона.

4. Создание резерва автономных источников электро- и водоснабжения – использование передвижных электростанций, насосных агрегатов с автономными двигателями.

5. Обеспечение возможности работы тепловых электростанций на различных видах топлива, создание запасов топлива и его укрытие в конструктивно усиленных хранилищах.

6. Установка автоматических выключателей поврежденных участков линий при перенапряжениях и коротких замыканиях.

Повышение устойчивости системы водоснабжения объекта достигается проведением следующих мероприятий:

1. Обеспечение водоснабжения объекта от нескольких систем или двух-трех независимых водоисточников, удаленных друг от друга на безопасное расстояние.


2. Обеспечение водоснабжения объекта только от защищенного источника с автономным и защищенным источником энергии. К таким источникам относятся артезианские и безнапорные скважины, которые присоединяются к общей системе водоснабжения объекта.

3. Создание обводных линий и устройство перемычек, по которым подают воду в обход поврежденных участков.

4. Размещение пожарных гидрантов и отключающих устройств на территории, где не будет завалов в случае разрушения зданий и сооружений.

5. Внедрение полуавтоматических и автоматических устройств, отключающих поврежденные участки без нарушения работы остальной части сети.

6. Применение на объектах, потребляющих большое количество воды, оборотного водоснабжения с повторным использованием воды для технических целей. Это уменьшает общую потребность воды и, следовательно, повышает устойчивость водоснабжения объекта.

7. Выполнение инженерных мероприятий по защите водозаборов на подземных источниках воды.

Для повышения устойчивости системы газоснабжения объекта выполняются следующие мероприятия:

1. Подача газа в газовую сеть объекта от газорегуляторных пунктов (газораздаточных станций).

2. Создание закольцованных систем в газовых сетях на каждом объекте.

3. Расположение узлов и линий газоснабжения под землей, что снижает вероятность их поражения ударной волной.

4. Установка на газопроводах автоматических запорных и переключающихся устройств, дистанционного управления, позволяющих отключать сети или переключать поток газа при разрыве труб непосредственно с диспетчерского пункта.

Повышение устойчивости системы теплоснабжения объекта достигается проведением следующих мероприятий:

1. Защита источников тепла и заглубление коммуникаций в грунт.

2. Строительство тепловой сети по кольцевой системе, прокладка труб отопительной системы в специальных каналах.

3. Установка на тепловых сетях запорно-регулирующей аппаратуры, предназначенной для отключения поврежденных участков, размещение ее на территории, не заваливаемой при разрушении зданий и сооружений.


Подготовка объектов к переводу на аварийный режим работы

В случае крупной производственной аварии или стихийного бедствия предприятие необходимо перевести на заранее запланированный аварийный режим работы, обеспечивающий снижение возможных потерь и разрушений.

При подготовке перевода объекта на аварийный режим предусматриваются следующие мероприятия:

1. Организация защиты рабочих, служащих и членов их семей (обеспечение средствами индивидуальной защиты, проведение специальных профилактических мероприятий).

2. Подготовка укрытий к приему персонала предприятий и членов их семей.

3. Повышение надежности работы предприятия в условиях аварий, стихийных бедствий (подготовка к безаварийной остановке производства по установленным сигналам).

4. Обеспечение предприятия электроэнергией, водой и т.п. по заранее разработанным схемам в случае нарушения централизованного снабжения; защита уникального оборудования и технической документации; выполнение мероприятий по исключению и ограничению возможности возникновения вторичных поражающих факторов; защита материалов, сырья и готовой продукции; частичная герметизация зданий и сооружений и другие мероприятия при угрозе химического заражения.

5. Уточнение графиков работы производственного персонала с учетом специфики ЧС.

Подготовка к восстановлению нарушенного производства

Один из важнейших критериев устойчивости объекта – это готовность его к восстановлению производства в случае слабых и средних разрушений. Для сокращения времени ведения восстановительных работ на объектах экономики заблаговременно должны проводиться следующие мероприятия:

Разработка планов первоочередного восстановления инженерно-технического комплекса по различным вариантам возможного разрушения элементов объекта;

Создание и подготовка ремонтно-восстановительных бригад;

Создание запасов материалов, конструкций, оборудования, необходимых для ведения восстановительных работ.


Первоочередное восстановление производства организуется после проведения АСНДР, а в отдельных случаях – одновременно с этими работами.

При планировании восстановительных работ следует учитывать, что в зависимости от вида производственного объекта, степени его повреждения, имеющихся средств восстановление может носить временный и частичный характер, производиться методами временного или капитального восстановления.

Проводимые работы должны учитывать основное требование – скорейшее возобновление выпуска продукции, поэтому допустимы незначительные отступления от принятых строительных, технических и иных норм.

При ведении восстановительных работ в условиях радиоактивного или химического заражения местности необходимо учитывать возможность поражения личного состава формирований, это может отодвинуть начало работ на более поздний срок и снизить их темпы.

Определяют основные принципы планирования, подготовки размещения и распределение ресурсов и средств, производства на территории, при котором они, т.е. ресурсы и средства производства, наиболее эффективно используются в мирное и в военное время, и при этом обеспечивается снижение потерь и разрушений от стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф, современных средств поражения.

Методические рекомендации содержат: основные нормативные правовые и нормативно-методические документы по организация работы по повышению устойчивости функционирования организаций в условиях военного времени и предназначены для местных органов управления по делам ГОЧС, глав администраций городов (районов), руководителей организаций, а также освобожденных (совместителей) работников, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.

Методические рекомендации также могут быть использованы для подготовки руководящего состава административно-территориальных образований и объектов экономики (организаций), которые являются непосредственными исполнителями мероприятий по организации работы по повышению устойчивости функционирования организаций в условиях военного времени

1. Общие положения по повышению устойчивости функционирования экономики

Работа по повышению устойчивости функционирования экономики в военное время строится на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне», от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», нормативных правовых актов Правительства и Совета Безопасности Российской Федерации.

Основным из направлений в защитных мероприятиях территориальных структур и объектов экономики является повышение их устойчивости, проводимые заблаговременно в мирное время.

Под устойчивостью функционирования экономики в военное время понимается способность экономики удовлетворять оборонные и важнейшие хозяйственные потребности на уровне, обеспечивающем защиту страны и ее жизнедеятельность.

Под устойчивостью функционирования территорий в чрезвычайных ситуациях - способность территориальных структур экономики нормально функционировать в условиях чрезвычайных ситуаций, противостоять поражающим воздействиям, предотвращать или ограничивать угрозу жизни и здоровью населения и вероятный ущерб объектам экономики, а также, ликвидировать чрезвычайные ситуации в минимальные короткие сроки на соответствующей территории.

Повышение устойчивости функционирования (далее - ПУФ) территориальных структур и объектов экономики достигается осуществлением мероприятий, направленных на снижение возможных потерь и разрушений от современных средств поражения, созданием условий для ликвидации последствий нападения противника и проведения работ по восстановлению отраслей экономики, а также на обеспечение жизнедеятельности населения.

С этой целью заблаговременно, в мирное время, проводится ряд организационных и инженерно-технических мероприятий.

К организационным мероприятиям относятся;

Создание системы надежной защиты производственного персонала от современных средств поражения;

Разработка плана и перевод экономики на особый режим работы;

Создание запасов топлива, сырья, комплектующих изделий;

Подготовка рабочей силы к работе в военное время;

Организация устойчивых производственных связей;

Разработка и осуществление системы транспортного, энергетического и материально-технического обеспечения объектов и отраслей хозяйственного комплекса;

Подготовка и оснащение аварийно-восстановительных формирований для проведения спасательных и восстановительных работ в очагах поражения.

К общим инженерно-техническим мероприятиям относятся:

Постройка защитных сооружений для укрытия наибольшей работающей смены на объектах и отдыхающих смен в районах рассредоточения;

Повышение прочности и механической устойчивости зданий, сооружений и других важных объектов;

Повышение устойчивости энергетики;

Строительство пунктов управления;

Повышение живучести транспорта;

Постройка загородных баз и складов;

Рассредоточение запасов и резервов;

Строительство защищенных хранилищ и трубопроводов для легковоспламеняющихся, взрывчатых и других веществ.

Капитальные вложения, материально-технические и трудовые ресурсы, необходимые для осуществления этих мероприятий, должны предусматриваться в сметах расходов промышленных предприятий и организаций независимо от форм собственности.

Состояние устойчивости функционирования экономики характеризуется критериями, которые отражают уровень подготовленности предприятий и отраслей к устойчивой работе в военное время в результате проведения следующих мероприятий:

Обеспечение сохранности основных производственных фондов и материальных ресурсов или снижение их возможных потерь от современных средств поражения;

Повышение надежности внутреннего энерго- и водоснабжения предприятий, организаций и отдельных производств;

Подготовка технологических процессов к производству продукции в военное время;

Накопление текущих производственных запасов до установленных нормативов.

Повышение устойчивости функционирования экономики достигается осуществлением мероприятий, направленных на:

Предотвращение и уменьшение возможности образования крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;

Снижение возможных потерь и разрушений в случае их возникновения в мирное время, а также от современных средств поражения и вторичных поражающих факторов;

Создание условий для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в результате применения современных средств вооруженной борьбы, проведения работ по восстановлению нарушенного производства и обеспечения жизнедеятельности населения.

Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по ПУФ осуществляют органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местного самоуправления и руководители организаций. С этой целью в органах исполнительной власти, и на объектах экономики разрабатываются Положения о комиссиях по ПУФ.

На комиссии муниципальных образований возлагаются следующие задачи:

Организация работы по ПУФ подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений;

Контроль за планированием и выполнением мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий и при воздействии современных средств поражения вероятного противника в подчиненных (подведомственных) организациях, предприятиях и учреждениях;

Оценка состояния, возможностей и потребностей подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений для обеспечения жизнедеятельности населения, выпуска заданных (необходимых) объемов и номенклатуры продукции с учетом возможных потерь и разрушений;

Организация исследований по вопросам устойчивости функционирования подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений, подготовка предложений по целесообразности практического осуществления выработанных мероприятий;

Проверка качества выполнения мероприятий по ПУФ в подчиненных (подведомственных) организациях, предприятиях и учреждениях;

Обобщение данных и подготовка предложений вышестоящим органам управления и комиссиям по ПУФ по вопросам ПУФ экономики для принятия решения по переводу подчиненных (подведомственных) организаций, предприятий и учреждений на работу в особом режиме (чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации);

Обобщение данных обстановки и подготовка предложений по вопросам организации производственной деятельности, восстановления нарушенного управления подведомственными организациями, предприятиями, учреждениями и проведения аварийно-восстановительных работ.

На комиссии организаций (предприятий) возлагается:

Планирование и выполнение мероприятий по повышению устойчивости их функционирования;

Планирование и выполнение мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий и воздействия современных средств поражения вероятного противника;

Обеспечение выпуска продукции (работ, услуг) в заданных (необходимых) объемах и номенклатуре с учетом возможных потерь и разрушений;

Ответственность за выделение необходимых материальных и финансовых средств.

Председателями комиссий по ПУФ экономики назначаются заместители руководителей, курирующие промышленный комплекс (производство). Членами комиссий по ПУФ назначаются лица, ответственные за направления деятельности, обеспечивающие выполнение задач ПУФ. Комиссии могут разбиваться на подкомиссии, подгруппы (группы):

По рациональному размещению производственных сил;

По устойчивости топливно-энергетического комплекса, промышленного производства и транспортной системы;

По устойчивости агропромышленного комплекса, сфер обращения и услуг;

По устойчивости социальной сферы, управления и т. д.

В этом случае председателями подкомиссий, подгрупп (групп) назначаются должностные лица, ответственные за вышеуказанные направления экономики (производства).

Планирование работы комиссии по ПУФ начинается с составления «Плана мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики» (на 5 или 10 лет) с разбивкой мероприятий по каждому направлению (подкомиссии). На основании данного плана составляются годовые планы работы, как комиссии в целом, так и подкомиссий. Годовой план комиссии по ПУФ состоит из планов подкомиссий и общего плана, объединяющего перечень всех мероприятий.

Основные направления ПУФ экономики муниципального образования

1. Обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время.

2. Рациональное размещение производственных сил на территории муниципального образования.

3. Проведение технических мероприятий, направленных на ПУФ экономики.

4. Подготовка к работе отраслей экономики.

5. Подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики.

6. Подготовка системы управления экономикой.

Основные направления ПУФ предприятий и организаций

Основные направления ПУФ предприятий и организаций (далее - организаций) следующие:

1. Обеспечение защиты рабочих, служащих, членов их семей, населения и их жизнедеятельности.

2. Рациональное размещение производительных сил организаций на соответствующей территории.

3. Подготовка организаций к работе в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время.

4. Подготовка к выполнению работ по восстановлению производства.

5. Подготовка системы управления для решения задач в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время.

2. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования

Мероприятия по ПУФ муниципальных образований осуществляются заблаговременно, с учетом возможных последствий крупных производственных аварий, стихийных бедствий и катастроф мирного и военного времени, перспектив развития и совершенствования способов и средств поражения экономики в военное время.

Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки (например, эвакомероприятия, изменения технологических режимов работы, производственных связей, структуры управления и др.).

Предложения по ПУФ организаций разрабатываются на основе результатов научных исследований, обобщения и анализа опыта ПУФ экономики.

Проводится два вида исследовательской работы по устойчивости.

Первый вид - специальные исследования, проводимые силами инженерно-технического персонала объектов и органами управления экономики.

Второй вид - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проводимые в общегосударственном масштабе (территориальном, региональном) и отраслевых масштабах.

Оба вида исследований дополняют друг друга и являются составной частью организаторской работы по решению проблем устойчивости.

Часть мероприятий по ПУФ организаций предусматривается в соответствующих планах ГО.

Эффективность подготовки организаций к устойчивому функционированию определяется при проведении специальных учений ГО.

В целом общая схема организации работы по ПУФ организаций делится на 3 основных этапа.

I этап - исследовательский, на котором выявляются слабые, узкие места в деятельности звена экономики, вырабатываются предложения по устранению этих слабых, узких мест.

II этап - проверка и оценка эффективности предполагаемых мероприятий и выбор наиболее целесообразных решений для данных условий (учения ГО).

III этап - реализация обоснованных мероприятий через установленные системы планирования и контроля.

2.1. Типовой перечень мероприятий по ПУФ экономики при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время

2.1.1. Рациональное размещение объектов и элементов предприятия

При создании новых, реконструкции (расширении) существующих хозяйственных объектов экономики необходимо учитывать требования к их размещению, а также к размещению их элементов. Исходя из этих требований, наиболее общими (универсальными) типовыми мероприятиями, являются следующие:

1. Размещение объектов и выбор площадок для размещения их элементов с учетом рельефа, грунтовых и климатических условий, а также других особенностей местности.

2. Исключение (ограничение) размещения элементов объекта на локально неблагоприятных участках местности.

3. Рассредоточение элементов крупных объектов, ограничение расширения крупных производств.

4. Ограничение размещения опасных объектов в зонах опасных природных явлений и размещение их на удалении от других объектов.

5. Строительство базисных складов для хранения вредных, взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ за пределами территории объекта (в безопасной зоне).

2.1.2. Проведение технических мероприятий по ПУФ

Уменьшение ущерба производственному персоналу и населению, снижение экономического ущерба и ограничение (исключение) негативного воздействия на окружающую среду достигается проведением заблаговременных технических мероприятий по ПУФ.

Эти цели должны достигаться путем:

защиты основных производственных фондов (ОПФ);

от поражающих факторов;

проведения специальных природоохранных мероприятий. Защита ОПФ от поражающих факторов включает:

а) повышение физической стойкости ОПФ;

б) установку пожарной сигнализации, систем пожаротушения;

в) внедрение технологий, конструкций зданий, оборудования, обеспечивающих снижение вероятности поражения;

г) защиту уникального и ценного оборудования, подготовка его к эвакуации.

Специальные природоохранные мероприятия:

1) очистка стоков;

2) герметизация оборудования, трубопроводов;

3) снижение использования в технологиях веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы.

2.1.3. Подготовка к работе в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время

Подготовка хозяйственных объектов экономики к работе должна осуществляться с целью:

Обеспечения выпуска важных видов продукции;

Устойчивого снабжения объектов материально-техническими ресурсами, энергией и водой;

Обеспечения безопасности работающей смены.

С учетом этих требований мероприятиями в этой области являются;

Оценка возможностей выпуска важнейших видов продукции;

Совершенствование производственных связей с поставщиками;

Подготовка к независимому функционированию отдельных производств;

Подготовка к работе по упрощенной технологии;

Создание минимально необходимого запаса материально-технических ресурсов;

Подготовка к использованию местных ресурсов;

Обеспечение автономными источниками энерго и водоснабжения;

Использование кабельных ЛЭП;.

Электроснабжение объекта от двух и более источников;

Подготовка к централизованному отключению отдельных потребителей;

Обеспечение аварийного освещения территорий и помещений;

Обеспечение объектов системами оборотного водоснабжения и автономными водозаборами;

Своевременное оповещение персонала;

Создание и подготовка сил и средств для защиты персонала;

Обучение персонала способам защиты;

Подготовка к оказанию первой медицинской помощи;

Подготовка системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС.

2.1.4. Подготовка управления, сил и средств муниципальных образований к ликвидации последствий

Подготовка системы управления, сил и средств муниципальных образований к ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий должна быть направлена на:

Создание условий для своевременного оповещения персонала и населения;

Проведение АСДНР.

Эти цели достигаются путем:

Заблаговременной подготовки сил и средств РСЧС и гражданской обороны;

Подготовки системы управления функциональных звеньев районной подсистемы РСЧС.

2.1.5. Типовые мероприятия по подготовке сил и средств

1. Создание и обучение формирований, материально-техническое обеспечение.

2. Создание чрезвычайных резервных фондов материально-технических ресурсов.

3. Подготовка к развертыванию постов наблюдения и контроля

4. Подготовка к использованию местных ресурсов

5. Обеспечение автономными энергетическими водоисточниками.

6. Создание и сохранность страхового фонда документации.

2.1.6. Типовые мероприятия по подготовке управления в интересах ПУФ

1. Разработка и постановка задач организациям по ликвидации последствий аварий, ЧС.

2. Обеспечение органов управления организаций нормативно-технической документацией.

3. Создание СНЛК на территории организаций и прилегающей местности.

4. Создание и поддержание в готовности системы оповещения.

5. Создание систем сбора и анализа информации.

6. Создание системы пунктов управления.

7. Развитие системы связи в отрасли.

8. Уточнение прогноза возможной обстановки и планов действий.

9. Организация взаимодействия функциональных и территориальных органов управления.

9.1. Подготовка информационных центров организаций к работе.

9.2. Подготовка персонала органов управления организаций.

9.3. Обеспечение контроля за безопасным функционированием объектов и их готовностью.

9.4. Обеспечение НИОКР по проблемам повышения устойчивости.

2.2. Типовые мероприятия по ПУФ на опасных объектах (производствах)

2.2.1. Химически опасные объекты

1. Обеспечение персонала ЗС.

3. Защита водоисточников и систем водоснабжения объектов от АХОВ.

4. Создание системы оповещения персонала и населения вблизи объектов.

5. Обеспечение вытяжными системами и респирационными установками для удаления газов, паров, аэрозолей от мест их образования.

6. Подготовка к эвакуации персонала, не занятого работами по ликвидации последствий аварий.

7. Подготовка к обеспечению укрываемых в ЗС продуктами питания и др.

8. Подготовка к санитарной обработке персонала.

9. Накопление медицинских средств для первой медицинской помощи.

10. Обучение персонала способам защиты от АХОВ и действиям в ЧС.

11. Подготовка к использованию верхних этажей зданий и возвышенностей.

12. Регулярный медицинский контроль и соблюдение санитарно-гигиенического режима на ОЭ.

13. Размещение объектов с подветренной стороны относительно города и населенных пунктов.

14. Размещение складов с АХОВ с подветренной стороны основных цехов ОЭ, где работает наибольшее число персонала.

15. Создание санитарно-защитных зон и зон наблюдения в округе ОЭ.

16. Ограничение объемов АХОВ, ЛВГЖ, ВВ, хранящихся на территории ОЭ.

17. Подземное хранение АХОВ, ЛВГЖ, ВВ; обвалование, поддоны.

18. Сооружение защитных оболочек вокруг емкостей с АХОВ.

19. Применение автоматических устройств, блокировок на технологических линиях.

20. Герметизация оборудования и трубопроводов с АХОВ, применение бесшовных труб.

21. Регулярный контроль состояния оборудования, емкостей с АХОВ, ЛВГЖ, ВВ.

22. Своевременное техобслуживание и ремонт (замена) элементов ОЭ.

23. Строгий учет количества, местонахождения и перемещения АХОВ.

24. Подготовка к дегазации территории, оборудования, транспорта.

25. Обеспечение объектов формирований МТС для локализации ЧС.

26. Устройство ловушек, направленных стоков для приема разлившихся АХОВ.

27. Оснащение технологических линий, трубопроводов системы экстренного опорожнения.

28. Внедрение систем автоматической нейтрализации АХОВ.

29. Внедрение резервного (дублирующего) газоочистного, пылеулавливающего оборудования.

30. Обеспечение возможности автономного управления оборудованием при аварии с выбросом АХОВ.

31. Разработка мер по усилению контроля за зараженностью территорий ОЭ и местности.

32. Разработка режимов работы персонала в условиях заражения ОЭ.

2.2.2. Взрывоопасные объекты

1. Обеспечение персонала ЗС.

2. Обеспечение персонала СИЗ.

3. Изоляция взрывоопасных зон прочными стенами.

4. Использование рельефа и других особенностей местности для изоляции рабочих помещений от опасных зон.

5. Подготовка к эвакуации персонала, не занятого ликвидацией последствий аварии, ЧС.

6. Подготовка к обеспечению укрываемых в ЗС и эвакуированных продуктами и т. п.

7. Накопление медицинских средств первой медицинской помощи.

8. Обучение персонала действиям при угрозе взрыва и при пожаре.

9. Размещение объектов и их элементов с учетом рельефа и других особенностей местности.

10. Создание во взрыво- и пожароопасных зонах инертной среды.

11. Предотвращение образования взрывоопасных смесей при пожарах.

12. Автоматический контроль и регулирование состава технологических смесей (определение концентрации).

13. Установка автоматических устройств для подавления взрыва (обнаружение, тушение пожаров).

14. Разработка высоконадежных средств и способов транспортировки ВВ, ЛВГЖ.

15. Обеспечение грозозащитными устройствами.

16. Установка предохранительных клапанов для сброса давления.

17. Обеспечение прочности емкостей, работающих под давлением.

18. Использование несгораемых конструкций и материалов.

19. Создание противопожарных разрывов и минеральных полос.

20. Создание ограждающих рвов, обваловок и стенок для локализации ЛВГЖ.

22. Строгое соблюдение правил пожарной безопасности.

23. Обеспечение пожарной техникой, оборудованием и инструментом.

24. Обеспечение пожарными водоемами и средствами пожаротушения.

25. Подготовка пожарных проездов для пожарной техники.

2.2.3. Транспорт

1. Подготовка постоянных транспортных средств и производственно-технической базы транспорта к работе в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время.

2. Обеспечение эксплуатационными, техническими материалами и энергоресурсами для работы в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время.

3. Подготовка транспорта к перевозке сил и средств, ресурсов, необходимых для ликвидации последствий, а также для выполнения эвакомероприятий.

4. Обеспечение защиты грузов от заражения (загрязнения).

5. Разработка (уточнение) нормативных документов, направленных на обеспечение безаварийности транспортного процесса.

6. Повышение эффективности контроля за состоянием транспортных средств и режимов перевозочного процесса.

7. Подготовка объездов возможных зон ЧС.

8. Подготовка к прокладке путей движения автотранспорта в очагах поражения.

9. Установление оптимальных маршрутов перевозки опасных веществ для обеспечения минимального риска аварий и снижения тяжести их последствий для населения и территории.

10. Подготовка автотранспорта и дорожной сети к перевозкам эвакуируемого населения.

П. Рациональное размещение производственной базы технического обслуживания, ремонта и заправки автомобилей.

12. Разработка и подготовка к использованию упрощенных методов технического обслуживания, ремонта и восстановления техники.

13. Создание и хранение в резерве мобильных средств ТО и спец. обработки зараженной автотехники.

14. Накопление и хранение НЗ запасных частей, оборудования, инструмента.

15. Совершенствование системы технического прикрытия автодорог и объектов, входящих в основные транспортные направления.

16. Строительство автодорог вблизи железных дорог, подготовка подходов к местам дублирования мостовых переходов.

17. Подготовка производственных мощностей предприятий (асфальтовых заводов, карьеров и т. п.) для строительства и ремонта дорог.

18. Совершенствование дорожно-строительной и мостостроительной техники с учетом эксплуатации ее в условиях ведения военных действий.

19. Разработка типовых проектов решений, вариантов и нормативов проведения работ по восстановлению постоянных автотранспортных устройств, подвижного состава и производственно-технической базы.

2.2.4. Объекты энергетики

1. Распределение энергоисточников по потребителям.

2. Внедрение кабельных сетей для энергоснабжения особо важных объектов.

3. Кольцевание отдельных энергосистем, обеспечение разделения их на независимо работающие подсистемы.

4. Организация технологического цикла тепловых энергосетей с соблюдением норм предельно допустимых выбросов в атмосферу и сбросов сточных вод в природные водоемы.

5. Создание береговых устройств для приема электроэнергии от судовых установок.

6. Внедрение эффективных устройств для прогрева и плавки гололеда на воздушных ЛЭП.

7. Подготовка к оперативному отключению второстепенных потребителей.

8. Подготовка энергосистем к работе по специальным режимам.

9. Подготовка к работе на резервных видах топлива за счет местных ресурсов.

2.2.5. Пищевая промышленность

1. Обеспечение автономными источниками энерго- и водоснабжения в минимально необходимых объемах (для важнейших объектов пищевой промышленности).

2. Создание и внедрение в производство закрытых технологических линий (защитных).

3. Автоматизация технологических процессов подачи сырья до упаковки.

4. Подготовка предприятий пищевой промышленности к временному

переходу на упрощенные технологии.

5. Разработка сетевых графиков безаварийной остановки с учетом особенностей ОЭ.

6. Дублирование основных видов продукции для обеспечения потребителей.

7. Организация хранения запасов с повышенной герметизацией.

8. Защита пищевого сырья и продовольствия от заражения путем использования защитной тары.

9. Разработка и внедрение защитной тары (нетоксичной),

10. Совершенствование существующих и разработка новых методов и способов обеззараживания пищевого сырья и готовой продукции от АХОВ и бактериальных средств.

11. Обеспечение предприятий пищевой промышленности средствами и методами определения уровней содержания нитратов в растительных продуктах, необходимыми средствами лабораторного контроля загрязнения (заражения) радиоактивными и химическими веществами и биотоксинами.

12. Совершенствование методов лабораторного контроля, предусматривающих комплексное использование приборов и ЭВМ для экстренного определения загрязнения (заражения) пищевых продуктов.

13. Снижение взрывопожарной опасности мукомольных предприятий, подготовка бестарной приемки муки, исключающей ее загрязнение.

14. Накопление подвижных средств хлебопечения для создания резерва производственных мощностей хлебопекарной промышленности и использования их в условиях в чрезвычайных ситуаций и в военное время.

15. Разработка типовых стационарных и передвижных убойных пунктов заводов и цехов, перечня необходимого оборудования и инвентаря для вынужденного убоя пораженных животных.

16. Оснащение предприятий отрасли установками для обеззараживания.

3. Организация работы по пуф в муниципальных образованиях и на объектах экономики

3.1. Организация работы в муниципальных образованиях

В муниципальном образовании, постановлением главы муниципального образования создается комиссия по повышению устойчивости функционирования экономики, комиссию возглавляет, как правило, первый заместитель главы муниципального образования. Комиссия состоит из нескольких подкомиссий (групп), которые работают по своим направлениям.

Этим же постановлением утверждается Положение о комиссии. В нем отражаются общие положения; основные задачи комиссии по организации и проведению мероприятий по устойчивости; порядок работы комиссии и ее права; указываются задачи руководителей хозяйствующих субъектов (организаций).

Председателем комиссии определяются задачи каждой подкомиссии (группе), а руководители подкомиссий (групп) определяют задачи каждому члену комиссии.

Работа комиссии планируется на год (на полгода). В плане ежеквартально предусматриваются заседания комиссии. В план включаются мероприятия по подготовке заседаний (сбор и анализ данных, подготовка доклада к заседанию комиссии). Планируется подготовка ежегодного доклада по состоянию устойчивости функционирования экономики муниципального образования. Для реализации решений комиссии планируется подготовка проектов документов: постановлений; распоряжений главы муниципального образования.

Заседание комиссии документируется (оформляется протоколом). В протоколе указывается количество присутствующих, повестка заседания, докладчик, выступающие, суть выступлений, решение комиссии.

Протокол подписывается председателем комиссии и секретарем. К протоколу прилагается список присутствующих, доклад по повестке заседания, тексты и материалы выступлений.

Комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики муниципального образования и комиссии объектов экономики в своей работе руководствуются федеральными, территориальными нормативными правовыми актами и документами, изданными на местном уровне.

Основные из них:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 N 28-ФЗ;

Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26.02.97 N 31-ФЗ;

Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 30.03.1979 N 312-109 «Об утверждении "Общих требований по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства страны в военное время"»;

Постановление Правительства РФ от 18.01.1995 N 65 «О создании единого российского страхового фонда документации»;

Постановление Правительства РФ от 26.12.1995 N 1253-68 «Об обеспечении создания единого российского страхового фонда документации»;

Постановление Правительства субъекта Российской Федерации от 18.06.1996 N 10-пс «О совершенствовании системы работы по повышению устойчивости функционирования хозяйственного комплекса в военное время»;

ГОСТ Р 42.0.01-2000 «Гражданская оборона»;

Постановления (распоряжения) главы муниципального образования.

Комиссия муниципального образования при планировании работы определяет перечень объектов, с которыми она будет взаимодействовать. Перечень объектов определяется в соответствии с положениями перечисленных ниже документов:

Положение о декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 1.07.95 г. N 675);

вопросы охраны важнейших государственных объектов Российской Федерации в условиях военного времени» от 25.09.95 N 995-48 (перечень важнейших государственных объектов Российской Федерации);

перечень потенциально опасных и технически сложных объектов (письмо Минстроя России от 24.04.95 N БЕ-19-9/24);

перечень объектов, продолжающих работу в военное время, в соответствии с планом гражданской обороны субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

письмо МЧС России от 05.11.2001 N 2/21/0231;

ГОСТ Р 42.0.01-2000 «Гражданская оборона».

Организация работы комиссии муниципального образования

В соответствии с основными задачами комиссии на нее возлагается

1. В мирное время:

Координация работы руководителей хозяйствующих субъектов (организаций), расположенных на территории муниципального образования по вопросам федеральных, отраслевых требований и требований субъектов Российской Федерации по повышению устойчивости функционирования хозяйственного комплекса в военное время;

Контроль за подготовкой объектов хозяйственного комплекса муниципального образования, независимо от форм собственности, к работе в военное время (разработка, планирование и своевременное осуществление организационных и инженерно-технических мероприятий по совершенствованию устойчивого функционирования в экстремальных условиях), увязка этих мероприятий со схемами планировки муниципального образования и застройки населенных пунктов;

Организация работы по комплексной оценке состояния, возможностей и потребностей объектов экономики муниципального образования для обеспечения выпуска заданных объемов и номенклатуры военной и важнейшей гражданской продукции в условиях возможных потерь и разрушений, а также по обеспечению жизнедеятельности в этих условиях;

Участие в проведении проверок состояния устойчивости функционирования, командно-штабных учениях и других мероприятиях, обеспечивающих подготовку органов управления хозяйствующего субъекта и населения муниципального образования по вопросам устойчивости, действиям в экстремальных условиях военного времени;

Участие в обобщении результатов исследовательских учений (КШУ) по дальнейшему повышению устойчивости функционирования экономики в военное время.

2. При переводе экономики муниципального образования и организаций на работу по планам военного времени:

Контроль и оценка выполнения руководителями хозяйствующих субъектов, запланированных организационных и инженерно-технических мероприятий по повышению устойчивости функционирования в военное время;

Проверка результатов работ по наращиванию мероприятий по повышению устойчивости с введением степеней готовности гражданской обороны;

Обобщение данных о состоянии устойчивости экономики и подготовка предложений главе муниципального образования по выработке решений для дальнейшего совершенствования по повышению устойчивости.

3. После нападения противника:

Оценка состояния важнейших объектов муниципального образования и экономики муниципального образования в целом;

Подготовка предложений главе муниципального образования;

По восстановлению нарушенного управления и обеспечению жизнедеятельности населения;

По организации производственной деятельности на сохранившихся объектах (мощностях);

По проведению восстановительных работ в условиях нарушения управления и связи с органами управления субъекта.

Задачи, решение которых направлено на повышение устойчивости, глава муниципального образования в военное время, комиссия по повышению устойчивости функционирования экономики выполняют в тесном взаимодействии с органами военного командования, дислоцируемого на территории муниципального образования.

В ходе решения задач по ПУФ, комиссия разрабатывает предложения по максимальному использованию возможностей муниципального образования, которые могут быть достигнуты в результате мобилизационного развертывания. Определяются основные показатели новых экономических пропорций, возникающих при возрастающих объемах производства военной продукции на предприятиях оборонных отраслей при максимально возможном использовании для этих целей предприятий гражданских отраслей промышленности, независимо от форм собственности.

Перечень документов комиссии по ПУФ муниципального образования:

Постановление главы муниципального образования «О создании комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики муниципального образования»;

Функциональные обязанности для каждого члена комиссии, утвержденные председателем комиссии;

Планы работы комиссии;

Протоколы заседаний комиссии;

Перечень объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения;

Материалы исследований устойчивости функционирования экономики;

Протоколы аттестации по устойчивости предприятий;

Перспективный план повышения устойчивости функционирования экономики муниципального образования;

Годовой план повышения устойчивости функционирования экономики муниципального образования;

Другие документы.

3.2. Организация работы на объектах (организациях)

Руководитель объекта (организации), получив постановление главы муниципального образования, издает приказ об организации работы по ПУФ. Приказом определяется структура, состав и задачи комиссии, утверждается Положение о комиссии, определяются группы специалистов для проведения исследовательской работы по определению состояния устойчивости предприятия.

Устойчивость работы объекта экономики определяется:

Обеспеченностью работающей смены и всего производственного персонала средствами защиты;

Прочностью и механической устойчивостью основных элементов объекта;

Бесперебойным снабжением объекта всеми видами энергией (электричеством, паром, газом и прочее), промышленной и питьевой водой, топливом, сырьем, комплектующими изделиями и т.д.;

Наличием плана перевода производства на особый режим работы с соответствующим материально-техническим обеспечением;

Степенью надежности управления производством в условиях военного времени;

Надежностью действия в военное время внешних производственных связей с заводами-комплектаторами и с заводами-потребителями;

Заблаговременной подготовкой объекта к первоочередному восстановлению производства в случае нанесения объекту слабых и средних, а в некоторых случаях и сильных разрушений при воздействии современных средств поражения.

Доведение устойчивости необходимо планировать до такого состояния, чтобы предприятие было способно выполнить установленное задание по выпуску продукции. При этом расчеты необходимо проводить с учетом того, что объект экономики будет находиться в зоне разрушений (СНиП 2.01.51-90).

После проведения исследовательских работ (учений) по определению состояния устойчивости функционирования предприятия, оформляется Протокол аттестации по устойчивости предприятия.

Состояние устойчивости функционирования предприятия оценивается как «соответствует предъявляемым требованиям», «ограниченно соответствует предъявляемым требованиям» и «не соответствует предъявляемым требованиям», в соответствии с инструкциями, утвержденными приказами МЧС России от 1.03.2003 N 97 ДСП, от 03.03.2005 N 125.

После оформления Протокола разрабатывается перспективный план повышения устойчивости функционирования предприятия. Перспективный план ПУФ предприятия должен разрабатываться на 5 или 10 лет.

Исходя из перспективного плана, разрабатываются ежегодные планы повышения устойчивости функционирования предприятия.

Материалы исследования анализируются, обобщаются и оформляются в Протокол аттестации за год.

Один экземпляр протокола хранится на предприятии, один - представляется в администрацию муниципального образования и один - в Правительство субъекта Российской Федерации (через главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации).

Данные протоколов вносятся в реестр Территориального центра мониторинга субъекта Российской Федерации.

Комиссия по повышению устойчивости функционирования экономики муниципального образования, на основании Протоколов аттестации объектов экономики, ежегодно составляет и представляет главе муниципального образования доклад «О состоянии устойчивости функционирования муниципального образования и выполненных мероприятиях по повышению устойчивости за год».

Копия доклада представляется в областную комиссию.

Примерный перечень документов комиссии по ПУФ организаций:

Приказ руководителя о создании комиссии;

Положение о комиссии;

Функциональные обязанности на каждого члена комиссии;

Планы работы комиссии;

Протоколы заседания комиссии;

Материалы исследовательской работы по определению устойчивости функционирования организации (предприятия);

Протокол аттестации по устойчивости функционирования организации (предприятия);

Перспективный план повышения устойчивости;

Годовой план повышения устойчивости;

План-график наращивания мероприятий по ПУФ организации (объекта);

Другие документы.

Центральным звеном региональных финансов являются региональные бюджеты.

Повышение их доли в консолидированном бюджете Российской Федерации, которое произошло за время реформ, свидетельствует о росте роли региональных финансов, поскольку именно через их потоки проходит все большая часть финансовых ресурсов, направляемых на социально-экономическое развитие региона.

Региональный бюджет -- форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации.

В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов Российской Федерации относятся:

  • 1. Установление порядка составления и рассмотрения проектов региональных бюджетов, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации;
  • 2. Составление и рассмотрение проектов региональных бюджетов и консолидированных бюджетов субъектов Федерации, их утверждение и исполнение, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении региональных бюджетов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • 3. Распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Федерации между региональным бюджетом и местными бюджетами;
  • 4. Определение порядка направления в региональный бюджет доходов от использования собственности субъекта Федерации, доходов от налогов, сборов и иных доходов регионального бюджета;
  • 5. Разграничение полномочий по осуществлению расходов между региональным и местными бюджетами в соответствии с федеральным законодательством;
  • 6. Установление совместно с федеральными органами власти порядка и условий предоставления финансовой помощи региональным бюджетам;
  • 7. Определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;
  • 8. Предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;
  • 9. Установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;
  • 10. Определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов Федерации;
  • 11. Осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Федерации и управление государственным долгом субъекта Федерации.

Федеральный центр во взаимоотношениях с субъектами Федерации должен придерживаться принципа равенства региональных бюджетов перед федеральным бюджетом, что предполагает установление единых для всех субъектов Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в региональные бюджеты и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.

Как и любой бюджет, региональный бюджет состоит из доходов и расходов.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ.

Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

Перечень доходов регионального бюджета установлен ст. 56, 57 Бюджетного кодекса РФ.

Налоговые доходы региональных бюджетов в Российской Федерации формируются в настоящее время за счет собственных и регулирующих налоговых поступлений. Налоговый кодекс РФ (ст.14) к собственным региональным налогам и сборам относит:

Налог на имущество организаций; - налог на игорный бизнес (в тех регионах, где он разрешен); - транспортный налог.

В региональные бюджеты также зачисляются доходы от ряда федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами. В частности, в бюджеты субъектов частично зачисляются доходы от налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья, акцизов на спиртосодержащую продукцию, акцизов на автомобильный бензин, акцизов на алкогольную продукцию и пиво, налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, на добычу общераспространенных полезных ископаемых, сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, сбора за пользование объектами животного мира, единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Нормативы отчислений налоговых доходов в региональные бюджеты установлены Бюджетного кодекса РФ и налоговым законодательством.

К неналоговым доходам регионального бюджета относятся:

  • 1. средства, получаемые от продажи регионального имущества;
  • 2. средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в собственности региона;
  • 3. средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
  • 4. средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в региональной собственности, под залог, в доверительное управление;
  • 5. плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
  • 6. доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Федерации;
  • 7. часть прибыли региональных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • 8. другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности;
  • 9. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации.

В доходы региональных бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. В бюджеты могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения бюджета и не учтенными законом о бюджете. Иные неналоговые доходы поступают в региональные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Финансовая помощь от федерального бюджета в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах регионального бюджета, который является получателем этих средств. При этом такая финансовая помощь не является собственным доходом регионального бюджета.

Расходы бюджета. Согласно Бюджетному кодексу следующие функциональные виды расходов финансируются исключительно из бюджетов субъектов Федерации:

  • 1. обеспечение функционирования органов представительной и исполнительной власти субъектов Федерации;
  • 2. обслуживание и погашение государственного долга субъектов Федерации;
  • 3. проведение выборов и референдумов в субъектах Федерации;
  • 4. обеспечение реализации региональных целевых программ;
  • 5. формирование государственной собственности субъектов Федерации;
  • 6. осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;
  • 7. содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;
  • 8. обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Федерации;
  • 9. оказание финансовой помощи местным бюджетам;
  • 10. обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
  • 11. компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;
  • 12. прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Федерации.

Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

  • - государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
  • - обеспечение правоохранительной деятельности;
  • - обеспечение противопожарной безопасности;
  • - научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс; - обеспечение социальной защиты населения;
  • - обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидро -метеорологической деятельности;
  • - обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
  • - развитие рыночной инфраструктуры; обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
  • - обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; - обеспечение деятельности средств массовой информации;
  • - прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований.
субъекта РФ (региональный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Каждый субъект РФ имеет свой собственный бюджет.

Аналогично федеральным органам, органам государственной власти субъектов РФ запрещено использование иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов РФ за исключением случаев, прямо предусмотренных положениями, закрепленными в Бюджетного кодекса РФ.

Полномочия отдельных субъектов РФ установлены Конституцией РФ в соответствии с нормами о разделении предметов исключительного ведения РФ и предметов совместного ведения РФ и субъектов РФ: по остальным предметам субъект РФ обладает всей полнотой государственной власти .

Расходные обязательства субъекта РФ непосредственно вытекают из его полномочий. Конкретный перечень полномочий субъекта РФ закрепляется конституциями либо уставами соответствующего субъекта.

Из бюджета субъекта РФ финансируются, в частности, органы государственной власти субъекта РФ, региональные целевые программы в различных отраслях и т. п. Региональный бюджет выступает финансовой гарантией реализации полномочий соответствующего субъекта РФ.

Региональный бюджет составляет экономическую основу для государственного сектора экономики соответствующего субъекта РФ. Кроме того, из регионального бюджета осуществляется финансовая помощь бюджетам муниципальных образований на территории данного субъекта РФ в случаях и в порядке, установленных действующим законодательством РФ.

В бюджетах субъектов РФ в соответствии с бюджетной классификацией раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов РФ в связи с осуществлением органами государственной власти этих субъектов полномочий по предметам ведения субъектов РФ и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также расходных обязательств субъектов РФ, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав данного субъекта РФ, образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Сущность и принципы организации финансов субъектов РФ. Формирование и исполнение бюджетов субъектов РФ. Региональные налоги

Сущность и принципы организации финансов субъектов РФ

Финансы субъектов РФ – это совокупность экономических отношений по поводу формирования и исполнения бюджетов субъектов РФ и территориальных государственных внебюджетных фондов. Основными принципами организации финансов субъектов РФ являются самостоятельность, сбалансированность бюджетов, принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, принцип адресности, целевого и эффективного использования бюджетных средств, полноты отражения доходов и расходов бюджета, достоверности бюджета, принцип гласности.

Принцип равенства бюджетов субъектов РФ предполагает:

  • – установление единых для всех субъектов РФ нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ и единого порядка их уплаты;
  • – использование единой методики для расчета финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на предоставление государственных услуг и др.

Формирование и исполнение финансов субъектов РФ осуществляется на основе Конституции РФ, БК РФ и других законодательных актов.

В решении вопросов организации финансов субъектов РФ участвуют законодательные и исполнительные органы субъектов РФ. Их полномочия по формированию доходов бюджетов субъектов РФ заключаются в следующем:

  • – законодательные органы вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним, порядок и сроки уплаты налогов;
  • – законодательные органы вносят изменения и дополнения в законы субъектов РФ о бюджете на текущий финансовый год;
  • – исполнительные органы власти предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов в пределах лимитов, установленных законами субъектов РФ.

Формирование и исполнение бюджетов субъектов РФ

Бюджеты субъектов РФ состоят из доходов и расходов.

Доходы бюджетов субъектов РФ

В соответствии с бюджетной классификацией доходы бюджетов субъектов РФ делятся на налоговые и неналоговые. Налоговые доходы включают:

  • – собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ. Эти доходы распределяются между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами в пропорции, которая устанавливается законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год;
  • – отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, размеры которых устанавливаются Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ включают:

  • – доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов;
  • – доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в собственности субъектов;
  • – доходы от платных услуг, оказываемых органами власти и бюджетными учреждениями субъектов;
  • – средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;
  • – средства, полученные в возмещение вреда, причиненного субъектам;
  • – финансовая помощь и бюджетные ссуды, полученные из бюджетов других уровней;
  • – иные неналоговые доходы.

Собственные доходы и отчисления от федеральных регулирующих налогов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично на срок не менее трех лет. При этом процентная доля утверждается законодательными органами субъектов РФ. Из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ может предоставляться финансовая помощь в следующих формах:

  • – финансовая помощь из Федерального фонда финансовой поддержки регионов;
  • – субвенции для долевого финансирования инвестиционных программ развития общественной инфраструктуры регионального значения из Федерального фонда регионального развития;
  • – субвенции из Федерального фонда компенсаций;
  • – субсидии для долевого финансирования приоритетных социальных расходов из Федерального фонда софинансирования социальных расходов;
  • – субсидии из Федерального фонда реформирования региональных и муниципальных финансов для реформирования бюджетной сферы, стимулирования экономических реформ и финансового оздоровления субъектов РФ;
  • – бюджетные кредиты сроком до 1 года;
  • – иные безвозвратные и безвозмездные перечисления.

Субъект РФ – получатель финансовой помощи из федерального бюджета не имеет права:

  • – обеспечивать государственным служащим, финансируемым за счет бюджета этого субъекта, лучшие условия, чем государственным служащим федеральных учреждений;
  • – предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере, превышающем 3% расходов бюджета данного уровня;
  • – предоставлять государственные гарантии субъекта в размере, превышающем 5% расходов бюджета этого субъекта.

Основным условием предоставления помощи бюджету субъекта РФ из федерального бюджета является подписание соглашения об исполнении бюджета этого субъекта через Федеральное казначейство.

Расходы бюджетов субъектов РФ

По источникам финансирования расходы бюджетов субъектов РФ состоят из двух групп:

  • 1) расходы, совместно финансируемые из бюджетов РФ и бюджетов субъектов РФ;
  • 2) расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ.

Расходы состоят, прежде всего, из расходов на содержание бюджетных учреждений – на оплату труда, страховых взносов во внебюджетные фонды, командировочных и других компенсационных выплат, оплаты товаров и услуг по утвержденным сметам или в соответствии с заключенными государственными контрактами и заказами. К текущим расходам относятся также трансферты – обязательные выплаты населению в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат. В состав текущих расходов входят также субсидии – бюджетные средства, предоставляемые местным бюджетам, юридическим или физическим лицам (гражданам-предпринимателям).

Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются при условии включения их в региональную целевую программу либо по решению органа исполнительной власти субъекта РФ. Бюджетные инвестиции могут предоставляться также юридическим лицам, не являющимся государственными предприятиями. В этом случае оформляется доля субъекта РФ в уставном капитале указанных организаций. Эти инвестиции включаются в проект бюджета только при наличии техникоэкономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также проекта договора между органом исполнительной власти субъекта РФ и юридическим лицом об участии субъекта РФ в собственности субъекта инвестиций. В расходной части бюджетов субъектов РФ предусматривается создание резервных фондов. Их размер устанавливается органами законодательной власти субъектов РФ при утверждении бюджета на очередной финансовый год. Этими же органами устанавливается порядок расходования средств резервных фондов.

Бюджетные кредиты (ссуды) могут быть предоставлены юридическим лицам, не являющимся государственными предприятиями, бюджетными организациями, только при условии обеспечения кредита. Способами обеспечения могут быть банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций и паев. Налоговые кредиты могут предоставляться юридическому лицу только в форме бюджетного кредита. Предоставление бюджетного кредита оформляется договором. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является предварительная проверка финансового состояния получателя кредита. Могут также проводиться проверки целевого использования кредита в любое время срока его действия. Возврат бюджетных кредитов и плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет. Бюджетные кредиты выдаются только при условии отсутствия просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам. При утверждении бюджета на очередной финансовый год определяются цели, условия и порядок, лимиты предоставления бюджетных кредитов.

Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут использоваться только на инвестиции и не могут быть использованы на обслуживание и погашение долга этого субъекта.