НДС: камеральная проверка по-новому.

Правила камеральных проверок декларации по НДС изменились. Данные этой отчетности будут обрабатываться в централизованном порядке. Специальная программа будет сопоставлять показатели деклараций разных налогоплательщиков. А именно: сумму вычета, которую заявляет покупатель по конкретному счету-фактуре, программа будет сравнивать с размером налога, который начислил продавец по этому документу.

Если вычет налога у покупателя меньше или равен начисленному НДС у поставщика, сложностей не будет. Если же вычет больше начисленного налога, инспекторы сначала направят покупателю уведомление с реестром ошибок (несоответствий). Для этого инспекторы планируют использовать типовой бланк запроса.

Тогда компания должна проверить данные в книге покупок. Если покупатель в пояснениях сообщит, что вычеты налога заявил правильно, то инспекторы запросят пояснения у поставщика. Ответ на запрос налоговиков, скорее всего, также нужно будет составлять по типовой форме.

При этом программа будет учитывать ситуации, когда поставщик и покупатель зарегистрировали счет-фактуру в разных кварталах. Так, начисление НДС по счету-фактуре должно предшествовать вычету у покупателя по этому документу. Если поставщик начислил НДС в одном квартале, а покупатель зарегистрировал счет-фактуру в следующем периоде, то инспекторы не должны предъявлять претензии к вычетам НДС.

Несоответствия данных в декларации поставщика и покупателя возможны из-за ошибок при вводе данных в книгу продаж или книгу покупок. Поэтому нужно оптимизировать этот процесс, чтобы минимизировать такие ошибки.

Для этого компания может обмениваться с контрагентами электронными счетами-фактурами. Данные из этих счетов-фактур будут автоматически загружаться в компьютерную программу. Это позволит избежать ошибок при вводе в книгу покупок и декларацию реквизитов входящих счетов-фактур.

Кроме того, советуем проверить данные о контрагентах в бухгалтерской программе. В счетах-фактурах также нужно проверять ИНН поставщика и покупателя. Именно по ИНН в декларациях инспекторы прежде всего будут идентифицировать контрагентов. Актуальные ИНН и КПП можно проверить на сайте nalog.ru в разделе «Электронные сервисы»>«Проверка корректности заполнения счетов-фактур».

Если в декларации указан неверный ИНН поставщика, инспекторы, возможно, не смогут проверить, начислен ли налог по этой отгрузке товаров. Тогда налоговики запросят пояснения у покупателя.

Кроме того, практически на любой проверке налоговики теперь могут потребовать счета-фактуры, первичные документы или провести осмотр помещений компании.

Запрос счетов-фактур и других документов. До 2015 года на камералках по НДС инспекторы могли требовать пояснения. И только в некоторых случаях, например, если компания заявляла возмещение налога или использовала льготы, налоговики вправе были запросить подтверждающие счета-фактуры, договоры, первичку. Теперь же эти документы инспекторы будут требовать и при проверке отчетности с суммой НДС к уплате (п. 8.1 ст. 88 НК РФ).

Проверяющие могут запросить документы в следующих ситуациях. Первая – в декларации компании инспекторы выявили противоречия. Вторая – сведения в отчетности компании не соответствуют данным декларации контрагента или данным журнала учета счетов-фактур посредника. Например, когда покупатель заявил вычет НДС, но в декларации поставщика сумма налога по этому счету-фактуре не отражена.

Потребовать документы инспекторы могут, только если такие нестыковки показывают, что НДС к уплате занижен или сумма к возмещению завышена. Причем для этого инспекторам достаточно одних подозрений в занижении налога. Запрошенные документы компания должна представить в течение 10 рабочих дней (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Запросить документы налоговики могут и при проверке декларации за IV квартал 2014 года. Новые права инспекторов при камеральных проверках действуют с 1 января 2015 года. Значит, требовать документы инспекторы смогут на камеральных проверках, которые они проводят в 2015 году, в том числе начатых в прошлом году. При этом не важно, за какой квартал сдана декларация, это могут быть и периоды прошлых лет.

Кроме того, инспекторы по-прежнему вправе затребовать документы в некоторых других ситуациях, которые приведены в таблице ниже.

Когда инспекторы могут запрашивать документы при проверке декларации по НДС
Ситуация Какие документы могут затребовать инспекторы
Налоговики выявили противоречия в отчетности. Либо данные декларации не соответствуют отчетности поставщика или другого контрагента Счета-фактуры, первичные и другие документы (п. 8.1 ст. 88 НК РФ)
Компания сдала уточненку, в которой уменьшила сумму налога, через два года после срока сдачи первичной декларации Первичка и другие документы, подтверждающие изменение данных декларации (п. 8.3 ст. 88 НК РФ)
В декларации компания заявила сумму НДС к возмещению Счета-фактуры, а также другие документы, обосновывающие право на вычет налога (п. 8 ст. 88 НК РФ)
Организация использует налоговые льготы Документы, подтверждающие право на льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ)
К декларации нужно прикладывать определенные документы Документы, которые нужно сдать вместе с декларацией. Например, экспортеры должны передавать инспекторам документы, подтверждающие ставку 0 процентов (п. 7 ст. 88 НК РФ)

Квитанция о приеме требования налоговиков. С 1 января 2015 года компании, которые обязаны отчитываться по налогам по ТКС, должны обеспечить получение от инспекторов электронных документов. При этом у компании должна быть техническая возможность отправить электронную квитанцию, подтверждающую, что документ получен.

Квитанцию о приеме документов компания обязана отправить налоговикам в течение шести рабочих дней со дня отправки этих документов инспекцией (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Таким образом, этот срок считают со дня, когда инспекторы отправили документ, а не когда его получила компания. Поэтому рекомендуем назначить ответственного сотрудника, который будет ежедневно проверять электронные документы ИФНС.

Если не отправить в срок квитанцию, инспекторы могут заблокировать счет. Но при условии, что инспекторы направили компании следующие документы:

1) требование о передаче документов;

2) требование о представлении пояснений;

3) уведомление о вызове в инспекцию представителя компании (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Если по этим электронным документам компания не отправит в ИФНС квитанцию о приеме документа, инспекторы вправе заблокировать расчетные счета. По другим документам, которые налоговики высылают в электронном виде, например решению инспекции о продлении сроков сдачи документов, задержка с квитанцией не критична.

Таким образом, если налоговики при проверке декларации по НДС затребуют пояснения, компания должна отправить квитанцию о получении этого документа. То же самое относится к ситуации, когда инспекторы запросили документы.

Налоговики могут принять решение о блокировке счета в течение 10 рабочих дней после того, как компания обязана была отправить квитанцию (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ). Если налоговики заблокируют счет позже, компания может обжаловать решение инспекции и потребовать, чтобы ИФНС уплатила проценты с заблокированных сумм (п. 9.2 ст. 76 НК РФ).

Добавим, что если налоговики заблокируют счет компании, то банк откажется открывать не только другой расчетный счет, но и депозит. Такие правила действуют с 5 декабря 2014 года.

ПРИМЕР 3

Инспекторы отправили компании требование о представлении счетов-фактур и первичных документов 10 февраля 2015 года. Значит, компания должна выслать квитанцию о приеме документов не позднее 18 февраля (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Если не направить в этот срок квитанцию, то с 19 февраля по 5 марта 2015 года инспекторы смогут заблокировать расчетные счета компании.

Налоговики разблокируют счет только после того, как компания представит запрошенные документы, пояснения или представитель организации явится в инспекцию. Либо если организация направит налоговикам квитанцию о приеме документов. В этом случае инспекторы также должны отменить блокировку счета, даже если компания не выполнит их требование. Ведь за то, что организация не сдала инспекторам документы или пояснения, блокировка счета не предусмотрена.

Налоговики обязаны принять решение об отмене блокировки счета не позднее следующего рабочего дня после того, как компания направила квитанцию или выполнила требования инспекции. Затем не позднее следующего рабочего дня инспекторы должны отправить решение об отмене блокировки счета в банк.

Осмотр помещений компании. Теперь инспекторы также получили право на камеральных проверках декларации по НДС осматривать помещения компании, например производственные, складские, торговые (п. 1 ст. 92 НК РФ). Раньше такое право у налоговиков было только при выездных ревизиях (п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

Новые полномочия налоговиков действуют, если они выявили противоречия в отчетности либо заявлен НДС к возмещению. Осмотр помещений инспекторы обычно проводят, чтобы убедиться, ведет ли компания деятельность, которую отражает в отчетности. Например, инспекторы проверяют наличие товаров, по которым компания заявляет вычет налога. Поэтому, если налоговики требуют показать товары, которые содержатся в упаковках, безопаснее пойти им навстречу. Иначе инспекторы могут посчитать, что компания не приобретала товары в количестве, указанном в документах, и отказать в вычете налога.

Но проверьте, есть ли у налоговиков постановление, утвержденное руководителем инспекции или его замом. Также налоговики должны предъявить служебные удостоверения (п. 1 ст. 91 НК РФ).

По итогам осмотра налоговики должны составить протокол с участием не менее двух понятых, которые не заинтересованы в результатах проверки (п. 5 ст. 92 , п. 2 ст. 98 НК РФ). Иначе инспекторы не вправе использовать протокол в качестве доказательства налоговых нарушений (п. 4 ст. 101 НК РФ). Например, если на этом документе нет подписи понятых. Либо понятыми выступили сами проверяющие.

Важные показатели декларации по НДС. Помимо сопоставления сумм налога в декларации поставщика и покупателя налоговики могут отслеживать высокую долю вычетов и другие показатели.

Основной показатель, который обычно контролируют налоговики, – это доля вычетов по отношению к исчисленному налогу.

Так вот, если доля вычетов составляет 89 процентов и более, контролеры посчитают, что у компании низкая налоговая нагрузка по НДС. Следовательно, могут вызвать представителей организации на комиссию (письмо ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722). Впрочем, инспекторы на местах обычно ориентируются на среднюю долю вычетов по конкретному региону, которая может отличаться от федерального уровня. Поэтому с этим показателем тоже безопаснее свериться. Как быть, если доля вычетов в вашей декларации превысила допустимое значение? Есть два варианта.

Первый вариант – если налоговики запросят пояснения, доказывать, что такой показатель сложился объективно. При этом желательно сообщить контролерам, какие меры компания предпринимает, чтобы снизить долю вычетов. Можно также указать, в каком периоде нагрузка по НДС должна увеличиться, хотя это необязательно. Пример пояснений для налоговиков приведен ниже.

Второй вариант – снизить долю вычетов. Так, можно не принимать к вычету НДС по авансам, уплаченным контрагентам. Тогда компания заявит вычет, когда получит от поставщика товары. Еще один распространенный метод – это перенести вычеты налога на следующий период. Тем более что нередко сами инспекторы предлагают так поступить. С 1 января 2015 года право компании переносить вычеты на следующие кварталы прямо прописано в Налоговом кодексе РФ (п. 1.1 ст. 172).

А вот принимать НДС к вычету частично не советуем. Чиновники считают, что компания не вправе заявлять вычет по одному счету-фактуре частями (письмо Минфина России от 13 октября 2010 г. № 03-07-11/408). Хотя судьи в этом вопросе обычно занимают сторону компании (постановление ФАС Московского округа от 25 марта 2011 г. № КА-А40/1116-11).

Впрочем, есть ситуации, в которых частичный вычет можно заявить без спора с налоговиками. Они приведены в таблице ниже.

В каких случаях вычет НДС по одному счету-фактуре поставщика можно заявить частично
Ситуация Как заявлять вычет
При приемке товаров компания выявила недостачу или бракованную продукцию В книге покупок надо зарегистрировать счет-фактуру на стоимость товаров, фактически принятых на учет. Поэтому корректировочный счет-фактуру, в котором поставщик уточнит количество товаров, регистрировать в книге продаж не нужно (письмо Минфина России от 12 мая 2012 г. № 03-07-09/48)
Нормируемые расходы компания переносит на следующий квартал Допустим, представительские расходы за I квартал превысили лимит, установленный для налога на прибыль. В этом случае счет-фактуру можно зарегистрировать в книге покупок пропорционально той части расходов, которая соответствует лимиту. Если по итогам II квартала расходы впишутся в норматив, то остальную сумму НДС по ним можно будет принять к вычету в этом периоде
Организация перечислила поставщику предоплату Чиновники считают, что вычет авансового НДС можно заявить частично (письмо Минфина России от 22 ноября 2011 г. № 03-07-11/321)
Компания ведет облагаемые и льготные операции. Или же совмещает общий режим и вмененку НДС по общехозяйственным и другим расходам, которые относятся одновременно к облагаемым и необлагаемым операциям, нужно распределить пропорционально выручке. Таким образом компания определит часть входного НДС, которую можно заявить к вычету (п. 4 ст. 170 НК РФ , п. 13 правил ведения книги покупок, утв. постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137)

Добавим, что вместо того чтобы снижать сумму вычетов, можно увеличить налоговую базу по НДС. Это может быть более удобным, если компании нужно одновременно скрыть убыток в декларации по налогу на прибыль.

Кроме того, инспекторы часто проверяют, правильно ли рассчитан НДС с авансов. Сначала рассмотрим тот авансовый НДС, который компания ставит к вычету после отгрузки товара. Продавцы отражают его в графе 3 строки 170 раздела 3 декларации. Инспекторы сравнивают этот показатель с суммой налога, начисленной с предоплаты (графа 5 строки 070 раздела 3). Если вычет авансового НДС окажется больше начисленного налога, то инспекторы могут запросить пояснения. Компания может пояснить различия в этих данных следующим образом. Возможно, компания отгружала товары в счет авансов, полученных еще в прошлом периоде. Тогда вычет НДС с предоплаты действительно может превысить начисленный налог, но нарушением это не является.

Кроме того, вычет авансового НДС у продавца контролеры сравнят с налогом, который был начислен с реализации (строки , раздела 3). Если вычет окажется больше, то, скорее всего, в учете допущена ошибка. Ведь принять к вычету НДС с авансов поставщик может только после того, как отгрузит товары покупателю (п. 6 ст. 172 НК РФ). Так что вычеты по авансам, не закрытым поставкой, в книге покупок необходимо аннулировать.

Теперь об авансовом НДС, который компания заявляет к вычету как покупатель (строка 130 раздела 3). Налоговики проверят, не превышает ли этот вычет суммы восстановленного налога (строка 090 раздела 3).

Однако превышение вычета над восстановленным НДС может быть вполне обоснованным. К примеру, если поставщик в этом квартале не отгружал товары в счет предоплаты. Тогда компания не должна была восстанавливать налог с аванса.

Еще налоговики сравнивают данные отчетности по НДС и налогу на прибыль. А именно: доходы от реализации, указанные в декларации по налогу на прибыль, со стоимостью реализованных товаров, работ или услуг в отчетности по НДС.

Если доходы в декларации по прибыли превышают налоговую базу по НДС, инспекторы могут запросить пояснения. Так что это соотношение тоже лучше проверить. Действительно, выручка для целей НДС, как правило, должна быть не меньше той, которую компания отражает в налоговом учете. Но могут быть исключения. Например, если компания проводила операции, не облагаемые НДС (ст. 149 НК РФ). Но в таком случае нужно заполнить раздел 7 декларации по НДС.

В последние годы налоговые органы стремительно модернизируют системы налогового администрирования, а законодатель спешно правит Налоговый кодекс, приводя его в соответствие с текущими реалиями. Так, еще с 1 января 2015 года всех налогоплательщиков налога на добавленную стоимость (далее - НДС) обязали предоставлять в налоговые органы по телекоммуникационным каналам связи электронные декларации по НДС, а вместе с ними электронные книги покупок и продаж (п. 5 ст. 174 НК РФ, Письмо ФНС от 20.08.2015 N ПА-3-17/3169@, от 08.04.2015 N ГД-4-3/5880@ (п. 1), Письмо Минфина от 29.04.2015 N 03-07-15/24810).

Обязав налогоплательщиков предоставлять отчетность в налоговые органы в электронном виде, проверяющие получили возможность осуществлять тотальный контроль всех операций, облагаемых НДС на территории Российской Федерации. Конечно, дело не только в электронных декларациях и книгах покупок и продаж, самое важное то, что для обработки данной отчетности налоговая служба теперь использует новое программное обеспечение - автоматическую систему контроля налога на добавленную стоимость второго поколения (АСК НДС-2).

Использование данной программы позволяет ФНС автоматически сопоставлять данные всех налогоплательщиков, исполнивших и не исполнивших обязанность по представлению деклараций в электронном виде, вместе с данными из книги покупок и продаж и оперативно выявлять расхождения и (или) противоречия.

Так, при выявлении программой АСК НДС-2 расхождений и (или) противоречий между сведениями об операциях в представленной компанией отчетности по НДС и сведениям об этих же операциях, содержащимся в отчетности, представленной в налоговый орган ее контрагентом, данным организациям автоматически будет направлено требование о представлении пояснений (Письмо ФНС России от 06.11.2015 N ЕД-4-15/19395 «О требовании представить пояснения»).

Самостоятельно (без участия человека) АСК НДС-2 выявляет следующие расхождения:

1. Расхождения вида «разрыв»:

  1. Непредставление налоговой декларации организациями;
  2. Представление организациями декларации с «нулевым показателем»;
  3. Отсутствие операций в налоговой декларации контрагента;
  4. Значительное искажение данных.
2. Расхождение вида «НДС»:
  1. Превышение суммы НДС, принятого к вычету налогоплательщиком - покупателем, в сравнении с суммой НДС, исчисленной контрагентом - продавцом с операций по реализации.
По сути, система АСК НСД-2 позволяет проверяющим выявлять организации, которые напрямую или косвенно связаны с фирмами-однодневками, и помогает определить конечных выгодоприобретателей по сделкам с этими лицами (получателей налоговой выгоды).

Кроме того, в распоряжении налоговых органов находится специальная система под названием Big Data АСК НСД-2, которая сохраняет и накапливает всю информацию по финансовым операциям налогоплательщиков (сохраняет счета-фактуры, налоговые декларации плательщиков НДС, информацию о сделках), в том числе обо всех разрывах на любом этапе уплаты НДС за 2015 год от поставщика из Москвы через цепочку перепродавцов до покупателя во Владивостоке.

С точки зрения развития тенденций налогового контроля это означает, что в отношении выгодоприобретателей по сделкам с «однодневками» будут проводиться выездные налоговые проверки, при проведении которых в 2016 году за 2013-2015 годы (п.4 ст. 89 НК РФ) налоговые органы будут использовать уже накопленную Big Data АСК НСД-2 информацию за 2015 год.

Следует также учитывать и последние изменения налогового законодательства в части камерального контроля налогоплательщиков. Так, с 2015 года существенно расширились полномочия инспекторов налоговой службы при проведении камеральных проверок. Сегодня при выявлении налоговых разрывов для установления получателя необоснованной налоговой выгоды в рамках камеральной налоговой проверки проверяющие могут использовать расширенный перечень мероприятий налогового контроля (ст. НК РФ: 93, 93.1, 86, 88, 90, 92 и др.).

Благодаря нововведениям (ФЗ № 348 от 04 ноября 2014 года) при проведении камеральной проверки по НДС у сотрудников ФНС появилось больше прав в части истребования дополнительных сведений и документов о проверяемом лице, и главное - инспекторам предоставили право на проведение осмотров территории и помещений налогоплательщика.

Ввиду того, что использование АСК НДС-2 и проводимые мероприятия налогового контроля направлены исключительно на выявление инспекторами выгодоприобретателя (получателя налоговой выгоды) по сделкам с так называемыми «фирмами-однодневками», претензии проверяющих по нарушениям третьих лиц будут предъявлены именно к добросовестным компаниям и с большей вероятностью к той компании, у которой есть имущество, даже в случаях, когда добросовестная компания взаимодействует с такой же добросовестной компанией, а уже последняя - с «серой» или «черной» компанией.

Подобные дела все чаще встречаются в судебной арбитражной практике. Например, в судебном заседании апелляционной инстанции представитель налогового органа сообщил, что к поставщикам товара первого звена у налогового органа претензии отсутствуют , при этом пояснил, что имеются претензии к поставщикам второго звена (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2015 N 17АП-15188/2015-АК по делу N А60-20914/2015). Таким образом, от претензий налогового органа «не застрахованы» даже добросовестные налогоплательщики.

Претензии налоговых органов к добросовестным налогоплательщикам по «грехам» контрагентов второго, третьего и преследующих звеньев все чаще являются основанием для вынесения решения об отказе в вычете по НДС. Данная тенденция наблюдается во всех регионах Российской Федерации. Многие налогоплательщики не соглашаются с такими решениями и оспаривают их в вышестоящем налоговом органе, а впоследствии - в суде.

Между тем, стоит отметить, что на сегодняшний день наблюдается не только совершенствование методов налогового контроля, но и рост уровня подготовки инспекторов, проводящих проверку и участвующих в судебных заседаниях при рассмотрении соответствующих споров. О данном обстоятельстве свидетельствует статистика: 82%/18% - соотношение количества налоговых споров, выигранных в 2015 году налоговыми органами и юридическими лицами соответственно, 61%/39% - налоговыми органами и индивидуальными предпринимателями.

Поэтому на этапе оспаривания решений налогового органа крайне важным является выбор высококвалифицированных юристов, специализирующихся на налоговых спорах, имеющих богатый и успешный опыт их разрешения. Именно такими специалистами являются юристы КСК групп. Данный факт подтверждает успешная судебная арбитражная практика юристов компании. Так, например, представляя интересы одного налогоплательщика (экспортера авиатехнического оборудования) в споре с налоговым органом, юристам КСК групп удалось отбить претензии проверяющих на сумму боле 10 млн. руб.

Рассмотрим данный пример подробнее. После проведения камеральных налоговых проверок трех налоговых периодов налогоплательщик получил три решения об отказе в возмещении НДС. Претензии проверяющих сводились к добросовестности поставщика первого звена и поставщиков второго и третьего звена.

В своих решениях об отказе в обоснование претензий инспекторы налоговой службы ссылались на следующие обстоятельства:

  • непроявление должной осмотрительности налогоплательщиком при выборе контрагента первого звена;
  • минимальную уплату НДС поставщиками товара по цепочке в период его реализации на экспорт налогоплательщиком;
  • предоставление контрагентами поставщика первого звена нулевой бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • отсутствие у налогоплательщика, его поставщика и поставщиков по цепочке материальных ресурсов и транспортных средств для осуществления операций по реализации запчастей для авиационной техники;
  • в расчетах, по мнению инспекции, были установлены фирмы, обладающие признаками фирм-однодневок, как следствие, указанные организации не имели возможности реального осуществления хозяйственных операций.
Благодаря грамотно выстроенной правовой позиции еще на стадии досудебного урегулирования спора, качественно проведенному сбору и своевременному представлению доказательств в суд налоговым юристам КСК групп удалось защитить права и законные интересы налогоплательщика. Специалисты доказали, что поставщик первого звена является добросовестным юридическим лицом, исполняющим свои налоговые и иные обязательства. В суд были представлены доказательства ведения данным контрагентом реальной финансово-хозяйственной деятельности и проявления налогоплательщиком при выборе указанного лица должной степени осмотрительности и осторожности (были представлены выписка из ЕГРЮЛ, копия устава, приказа о назначении и т.д.)

В заявлениях о признании недействительным ненормативного акта налогового органа юристы указали, что установленные в отношении контрагентов второго и третьего звена обстоятельства , в том числе, представление налоговых деклараций с нулевыми или минимальными показателями при отсутствии в материалах дела доказательств совершения налогоплательщиком и его контрагентами согласованных действий , направленных исключительно на искусственное создание условий для незаконного возмещения налога, не могут являться основанием для отказа в получении налоговой выгоды налогоплательщиком.

Также юристами были опровергнуты доводы инспекции относительно того, что у компании не было необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала и, как следствие, невозможности реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В судебном заседании юристами были представлены доказательства того, что в распоряжении налогоплательщика в проверяемых периодах были склады и автомобильная техника, что позволяло налогоплательщику хранить и производить транспортировку авиатехнического оборудования, поставляемого им на экспорт.

Кроме этого, поставщик первого звена, у которого на балансе также не числилось транспортных средств и складских помещений, представил доказательства (документы), свидетельствующие, что он привлекал транспортно-экспедиционную организацию для перевозки грузов, т.к. по условиям договора поставки авиатехнического оборудования к налогоплательщику именно поставщик первого звена отвечал за его доставку.

По итогам рассмотрения трех дел (№А40-173859/2015; №А40-173838/2015; №А40-173845/2015) суды согласились с требованиями налогоплательщика и признали решения налогового органа недействительными.

Представительство в судебных спорах по НДС и налогу на прибыль - одно из основных направлений деятельности юристов КСК групп. При этом своевременное обращение за юридической поддержкой способствует сокращению рисков предъявления претензий налоговыми органами как на стадии проведения проверки, так и до ее начала.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 26.04.2016) [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru ;

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016) [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru ;

3. Федеральный закон от 04.11.2014 N 348-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru http://kad.arbitr.ru ;

10. Статья: Система АСК НДС-2 автоматизирует налоговые процедуры и сводит к минимуму влияние человеческого фактора; [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru;

11. Статья: Поступления НДС за январь-февраль 2015 года выросли на 11%; [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru.

Https://www.nalog.ru/rn66/news/smi/5713368/

Https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/5372465/

Второй год в России существует новая налоговая программа, основанная на Big Data, называется она очень сложно, в простонародье ее прозвали АСК НДС. Что же это такое на самом деле?

Эта программа работает для того, чтобы ловить однодневные фирмы и тех, кто пытается воспользоваться незаконными . Программа АСК НДС 2 была задействована в конце 2013 года, и уже в 2014 году бюджет государства пополнился более чем на 100 миллиардов рублей.

Как же работает эта база? Она сверяет составленный плательщиком НДС, собирая данные из его книги продаж, и вычет, принятый покупателем, по книге покупок покупателя. При несоответствии показаний сама программа выясняет, корректно ли контрагенты отразили документы и насколько правомерны действия покупателя и его желание получить вычет. Участие налоговика не требуется.

При расхождении данных автоматически контрагентам отправляются письма с просьбой разъяснить данный факт. Если в течение пяти рабочих дней не были представлены объяснения, НИ начинает проверку. В итоге контрагенты или исправляют ошибки, или доплачивают в бюджет деньги.

Что делает программа:

  • Анализирует .
  • Сверяет данные контрагентов.
  • Находит расхождения автоматически.
  • Отправляет письма с просьбой предоставить объяснение расхождений.

В результате многим организациям пришлось отказаться от налогового вычета.

Новая АСК НДС 3

В 2016 году была запущена АСК НДС 3. Новая программа станет более расширенной при проверке плательщиков. Будут обрабатываться все данные, не только декларации, но и кассовые аппараты. Оборудование будет считывать все данные с кассовых аппаратов и сверять их с книгами продаж организаций.

В результаты фирмы-однодневки отпадут сами собой.

Подход АСК к налогоплательщикам

Программа необходима для более тщательной проверки организации. Раньше происходило так:

Организация предоставляет документы на налоговый вычет. При камеральной проверке, которую проводят сами инспекторы, могут выявиться ошибки. На основании этого НИ предоставляет вычет НДС или лишает его.

Сейчас же программа АСК НДС самостоятельно сверяет все данные, которые предоставила организация. Если риск нарушения очень велик, компанию проверяют все контролирующие органы. Подход программы состоит из нескольких факторов, ради чего она была и создана:

  • Понимать, как выявленные расхождения влияют на работу компании, на составление налоговой отчётности.
  • Для конкретной организации выбрать свой метод контроля и удерживать компанию рамках, которые позволяет Российский контроль деятельности.
  • Для компаний, которые миновали зону риска программы, увеличилась возможность обойтись без дополнительной проверки. То есть если действия компании законны, не нужно переживать, что будут дополнительные вопросы у НИ.

Нужно понимать, что под риск может попасть любая компания. Незначительная совершенная ошибка, так сказать, человеческий фактор, и вы уже под контролем инспекторов. Даже простое юридическое изменение адреса, названия уже является поводом для контроля.

Как не оказаться в чёрном списке АСК НДС 3

После запуска новой машины «тотального» контроля любая компания может оказаться в зоне риска.

Чтобы избежать дополнительного контроля, необходимо выполнить ряд действий:

  • Обязательно проверять контрагента. Официальное лицо, выступающее от этой организации, также должно предъявлять свои документы при подписании договоров.
  • Проверять бухгалтерские данные, активы организации. Обязательно должен быть почтовый и юридический адрес у потенциального контрагента.
  • Проверить банк данных судебных приставов.

Тщательная проверка будущих партнеров поможет не только избежать встречи с мошенниками, но и убережет от попадания в «черный» список системы АСК.

Некоторые подробности про АСК НДС 3 в этом видео:

Что ожидает плательщиков НДС в будущем?

Налоговая инспекция, запустив АСК НДС, сможет видеть все движения товаров. Сейчас программа сама устанавливает соответствие данных из книг продаж и книг покупок по счетам-фактурам и НДС. А самих данных о товарах нет.

В итоге, когда осуществляется проверка выбранного предприятия, выстроить конкретное движение товара у налоговиков не получается. И это, несомненно, плюс для работы бизнеса.

Но не стоит успокаиваться. Налоговики планируют разработать новую базу, которая будет действовать совместно с таможенной службой, с программой Центрального Банка РФ. Тогда уже налоговая служба сможет в режиме онлайн видеть все цепочку транзита денег: куда и зачем ушли, и были ли возвращены в компанию.

Так что все те, кто пытается работать нечестно, уже не имеют шансов заработать, и в итоге такой бизнес просто исчезнет.

Проводя камеральную проверку деклараций по НДС, налоговики используют внутреннее письмо № ВГ-14-03/38дсп. В ряде случаев даже законопослушная фирма может навлечь на себя документальную налоговую проверку.

Материал предоставлен журналом
"Практическая бухгалтерия" (№8, 2003)

Ознакомиться с содержанием свежего номера
и полнотекстовым архивом номеров за 2003 год
вы можете в разделе или
непосредственно на сайте журнала www.berator.ru/pb

Проводя камеральную проверку деклараций по НДС, налоговики используют внутреннее письмо № ВГ-14-03/38дсп. В ряде случаев даже законопослушная фирма может навлечь на себя документальную налоговую проверку.

НДС, который начислен к уплате в бюджет, фирма может уменьшить на вычеты. Их перечень приведен в статье 171 НК РФ.

По общим правилам вычет можно сделать, если приобретенные товарно-материальные ценности (работы, услуги):

Оплачены;

Используются для производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС;

Оприходованы на баланс.

Кроме того, у фирмы должны быть счета-фактуры, выданные поставщиком, а также расчетные и первичные документы, в которых сумма НДС выделена отдельной строкой.

Если хоть одно из этих четырех условий не выполнено, вычет по НДС сделать нельзя. По этим же правилам проверяют НДС и налоговики. Но в дополнение к ним у них есть и свои собственные методики, по которым они выявляют нарушителей.

Каким фирмам уделяют внимание

Привлекают к себе внимание налоговиков фирмы, изменившие место своей регистрации, которые предъявили к вычету значительные суммы НДС. Также с подозрением относятся к тем, кто резко увеличил вычеты по сравнению с предыдущими отчетными периодами.

Фирмы, перешедшие на упрощенную систему налогообложения или переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, должны заплатить НДС, ранее поставленный к вычету, по остаткам товарно-материальных ценностей. Поэтому такие предприятия поставлены на контроль.

Проверяют и фирмы, которые занимаются экспортом, без исключения. Во-первых, это связано с тем, что участились случаи лжеэкспорта. То есть когда фирма товар за границу не вывозит, а по фальшивым документам, представленным в налоговую инспекцию, возмещает НДС из бюджета.

Во-вторых, экспортеры, если занимаются еще какой-нибудь деятельностью, но уже облагаемой НДС, должны вести раздельный учет операций по экспорту и внутренним поставкам. Иначе экспортную ставку НДС – 0 процентов – фирме применить не удастся.

По тем же причинам проверяют и фирмы, которые освобождены от НДС.

К некоторым налогоплательщикам проверяющие относятся с особым вниманием. К ним, в частности, относятся фирмы, которые:

Единовременно предъявляют к вычету НДС свыше 5 000 000 рублей;

Систематически отражают в декларациях вычеты, составляющие более 50 процентов от НДС, начисленного к уплате в бюджет;

Имеют договорные отношения с фирмами, ранее участвовавшими в схемах необоснованного возмещения НДС.

Более подробно налоговики рассмотрели, как проверять:

Налоговых агентов;

«освобожденцев»;

«упрощенцев» и «вмененщиков».

Как проверяют налоговых агентов

Фирма должна заплатить в бюджет НДС в качестве налогового агента, если она:

Покупает товары, работы или услуги у иностранной фирмы, которая не состоит на налоговом учете в России;

Арендует муниципальное или государственное имущество.

НДС, который фирма уплатила в бюджет, можно принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). Но налоговики считают, что сделать это можно не раньше, чем фирма фактически получит и оплатит товары (работы, услуги). Кроме того, налоговики проверят, выписал ли налоговый агент счет-фактуру. Однако таких требований Налоговый кодекс не содержит (см. таблицу).

Требование налоговиков выписать счет-фактуру выполнить несложно. Но вам придется решить, дожидаться ли получения товаров и их фактической оплаты или предъявлять к вычету НДС сразу после уплаты налога в бюджет. В последнем случае скорее всего спорить с налоговиками придется в суде.

Таблица. Когда налоговый агент может принять к вычету НДС

Условие для принятия НДС к вычету налоговым агентом
Требуют ли выполнения этого условия налоговики?
Требует ли выполнения этого условия Налоговый кодекс?
Товары приобретены для осуществления деятельности, облагаемой НДС
да
да
НДС удержан и перечислен в бюджет
да
да
Товары оплачены
да
нет
Товары приняты к учету
да
нет
Счет-фактура выписан и зарегистрирован в книге покупок
да
нет

Как проверяют «освобожденцев»

Когда фирма получает освобождение от НДС по статье 145 Налогового кодекса, необходимо восстановить входной налог по недоамортизированным основным средствам и остаткам товаров и материалов на складе (п. 8 ст. 145 НК РФ). При проверке налоговики обратят на это особое внимание.

По основным средствам восстанавливать НДС налоговики требуют только в той части, которая приходится на их остаточную стоимость.

Как проверяют фирмы на «упрощенке» и «вмененке»

Налоговики требуют, чтобы фирмы при переходе на специальные налоговые режимы восстанавливали НДС по остаткам материалов и товаров, а также по недоамортизированным основным средствам. Однако Налоговый кодекс таких требований не содержит. Поэтому в случае спора у налоговиков мало шансов выиграть дело в суде.

Если же фирма переходит с «упрощенки» или ЕНВД на обычное налогообложение, то она может принять к вычету НДС по товарно-материальным ценностям, которые оплачены, но не списаны в производство.

Проверка счетов-фактур

Для расширенной камеральной проверки вычетов, указанных в декларации по НДС, налоговики могут в первую очередь запросить у фирмы книгу покупок и Главную книгу с оборотами по счету 68 «Расчеты с бюджетом» (субсчет «Расчеты по НДС»).

В дальнейшем уже для выверки самой книги покупок проверяющие могут затребовать и счета-фактуры, полученные фирмой от поставщиков.

Эти документы проверяют на правильность их заполнения, так как они должны содержать все показатели, указанные в пункте 5 и 6 статьи 169 НК РФ. Если какой-либо показатель отсутствует, налоговики могут уменьшить сумму НДС, предъявленную фирмой к вычету (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Кроме того, проверяющие обращают особое внимание на счета-фактуры:

Выставленные поставщиками, с которыми ранее фирма не имела договорных отношений;

По товарно-материальным ценностям, не соответствующим профилю фирмы, за которые рассчитывались наличными деньгами или векселями (взаимозачетом, бартером).

Также подвергают проверке счета-фактуры с неразборчивым написанием ИНН поставщика и других обязательных реквизитов.

Если в ходе такой проверки будет выявлено, что счет-фактура выставлен несуществующим поставщиком, налоговикам рекомендовано обращаться в суд.

Для себя налоговики определили несколько признаков фальсифицированных документов.

Во-первых, их подлинность можно проверить по печати. Так, подложные счета-фактуры могут содержать печать:

Проставленную под одним и тем же углом (результат распечатки на принтере сканированной печати);

На которой не указано месторасположение фирмы (город, район или субъект РФ);

Которая не содержит номера свидетельства о регистрации (в этом случае возможны исключения).

Во-вторых, если в счетах-фактурах, полученных от одного и того же поставщика, содержится непоследовательная нумерация (например, счет-фактура от 20 мая 2003 г. № 107 и счет-фактура от 17 июня 2003 г. № 85).

В-третьих, подложным может быть документ, в котором:

Отсутствует адрес поставщика;

Нарушено контрольное число ИНН.

И в-четвертых, это могут быть однотипные документы (то есть составлены на одних и тех же бланках одинаковым почерком), которые выставлены разными поставщиками.

Проверка отдельных сделок

Проверив счета-фактуры, налоговики уделяют внимание отдельным сделкам, совершенным фирмой в отчетном периоде.

К таким сделкам они относят, во-первых, покупки у фирм, которые давно не сдают отчетность в налоговую инспекцию.

Во-вторых, оплату работ или услуг, которые не имеют материального выражения. К ним, в частности, инспекторы относят:

Консультационные услуги;

Маркетинговые работы по исследованию рынка или проектной документации;

Ремонтные работы.

В-третьих, покупку товарно-материальных ценностей, стоимость которых явно превышает рыночную. А реализуется это имущество, наоборот, по очень низким ценам. Таким образом, у фирмы возникает отрицательная разница по НДС, и бюджет должен ее возместить.

В-четвертых, подозрение инспекторов могут вызвать сделки, заключенные с поставщиками, которые:

Находятся в отдаленных регионах;

Ведут свою деятельность в регионах с льготным налоговым и таможенным режимами (например, в свободных экономических зонах, в закрытых административно-территориальных образованиях).

Кроме того, обратят на себя внимание и поставщики, у которых расчетный счет находится в том же банке, что и у проверяемой фирмы.

Более подробно налоговики рассмотрели, как проверять следующие операции:

Расчеты векселями;

Перевод долга;

Списание имущества.

Расчеты векселями

Если фирма использует в расчетах векселя, то внимание налоговиков к возмещению НДС, связанному с такими операциями, обеспечено. Особенно тщательно инспекторы проверят сделки, в которых фирма использует вексель третьего лица. В этом случае они обязаны провести встречные проверки участников вексельных расчетов.

Источник материала -

Небольшие погрешности в начислении НДС со стороны организации могут быть восприняты налоговой инспекцией как попытка обмана государства. Банальная, даже незначительная, ошибка в начислении может обернуться для предприятия . При серьезных недоплатах возможны судебные разбирательства.

Именно поэтому сотрудники бухгалтерии стараются особо тщательно следить за правильностью начисления. Для проверки они используют различные способы. И сегодня мы расскажем вам, как проверить НДС онлайн и без использования интернета, кто проверяет статистику по ввозному НДС в РФ, как проверить регистрацию плательщика по базе и о других важных нюансах.

Как самостоятельно проверить НДС

Условно проверить исчисление НДС можно двумя путями: самостоятельно и при налоговой проверке. У контролирующих органов свои способы. Внутренняя бухгалтерия использует несколько методов.

Самостоятельно проверять правильность расчета налога на добавленную стоимость нужно такими путями:

  • По авансовым платежам
  • Проверкой по продажам
  • По оборотно-сальдовой ведомости
  • Анализом расчетов по книгам покупок.

Своевременный мониторинг правильности исчисления позволяет избежать множества проблем. Это правильный подход, но он совсем не обещает быть простым и быстрым.

Данный видеоролик расскажет, как проверить плательщика НДС:

По общему обороту по продаже продукции

При таком способе проверки легко определить ошибки в расчете НДС. Сам процесс не сложен, но требует много времени, внимательности и усидчивости. Требуется проанализировать все записи о следующих операциях:

  • документация об авансовых платежах
  • возврат поставленных на учет товаров
  • информация о исполнении своих обязательств налоговыми агентами
  • документы о получении любых средств, увеличивающих налоговую базу
  • данные о получении средств при продаже, оказании услуг или выполнении работ,в том числе и для своих нужд, при передаче имущественных прав.

В расчет не берутся операции, не подлежащие налоговым отчислениям. Все остальные данные необходимо тщательно просчитать. Анализ данных по книге продаж всегда должен проводиться совместно с документациями о покупках.

По книге покупок

При подсчете НДС по книге покупок можно определить сумму средств, подлежащих вычету. Для плательщиков НДС этот документ обязателен, а при самостоятельной проверке бухгалтеру нужно учесть такие позиции:

  • Авансовую документацию
  • Командировочные расходы
  • Счет-фактуры от продавцов
  • Корректировочные счет-фактуры
  • Расходы на СМР для собственных нужд
  • Таможенную декларацию и сопутствующие документы
  • Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

Полученные данные обязательны для правильного расчета НДС. Они позволяют определить сумму вычетов, уменьшающих размеры налога, но должны быть подтверждены документально.

По оборотно-сальдовой ведомости

Для правильного подсчета нужно сравнить дебетовые данные на субсчетах 60.2 и 62.1, учесть кредитные расчеты (60.1 и 62.2). Определить сальдо перечисленных счетов на момент завершения налогового периода, свериться с книгами покупок и продаж. Дополнительно нужно проверить НДС по авансам и приобретенным ценностям. При правильном расчете данные по субсчетам дебета и кредита будут совпадать с продажами и покупками. В противном случае нужно проверять правильность внесения информации в продажах, покупках и авансовых платежах.

Давайте узнаем, как проверить НДС с полученных авансов.

По авансовым платежам

Авансовые платежи, подлежащие обложению НДС, требуют особого внимания. У бухгалтерии часто возникают вопросы относительно расчетов. Особенно часто это происходит, если аванс и отгрузка товара происходили в один и тот же налоговый период.

Ряд приказов Минфина подразумевает отдельные расчеты по авансу и остальной сумме, подлежащей оплате. В некоторых случаях допустимо не оформлять на авансовый платеж счет-фактуру. Это происходит в случае оплаты аванса и отгрузки товара в один день. Также иногда практикуют отказ от исчисления НДС с аванса при разнице с отгрузкой не более 5 дней.

ФНС России рекомендует избегать такой практики, чтобы исключить ненужные вопросы при проверке. Налоговая база от своевременного исчисления НДС не увеличивается, поэтому его правильное документальное проведение предотвращает спорные ситуации с контролирующими органами. При этом требуется обязательно учитывать не только оплаченные авансы, но и полученные.

О том, как налоговики (налоговая) проверяют , расскажем ниже.

О том, как получить вычет по НДС, а после проверить его начисление, расскажет это видео:

Проверка через налоговую

При составлении документации по НДС нужно быть предельно внимательными, они тщательно изучаются налоговыми органами. Также декларации будет проверятся и при камеральной проверке. Первым делом специалисты проверяют представленные декларации и определяют насколько корректно сформирована налоговая база, особое внимание уделяя отчислениям по отгрузкам.

Обязательно учитываются такие нюансы:

  • Продажа и покупка задолжнностей
  • Договора уступки финансовых прав
  • Безвозмездная передача имущества
  • продажа имущества облагаемого НДС
  • Получение прибыли по договорам с контрагентами
  • Цена продукции, не подлежащей налогообложению.

Эти данные сравниваются с информацией из представленной декларации. Обязательно исследуется соответствие номеров, дат и других данных счет-фактур организации с их записями в соответствующие документы. Также анализу подлежать все авансовые платежи и итоговая правильность заполнения декларации.

Всем предприятиям-плательщикам НДС необходимо знать, что полномочия проверяющих налоговых органов расширились. Теперь они, согласно закону №134-ФЗ могут провести углубленную проверку при предоставлении документов на возмещение налога из бюджета. Для предотвращения неприятных последствий необходимо устраивать тщательную самостоятельную проверку правильности исчисления НДС перед подачей документации в налоговую.

О том, как проверить НДС и как применять коды по налогу, расскажет видео ниже: