Экономическая сущность и содержание. Способы приведения показателей в сопоставимый вид

Министерство сельского хозяйства РФ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Орловский государственный аграрный университет

Экономический факультет, заочное отделение

Кафедра: Финансы, инвестиции и кредит

Специальности: «Финансы и кредит»


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Инвестиции»


Выполнил: студент учебной группы Ф 581-п

Хохлов Владимир Владимирович

Научный руководитель: д.э.н., профессор

Попова Ольга Васильевна,




Введение

Экономическая сущность и содержание инвестиций

Типы и классификация инвестиций

Методы оценки эффективности инвестиционной деятельности

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Инвестиционный процесс играет основополагающую роль в формировании структуры производства, в этой связи основные изменения, которые должны произойти в отечественной экономике при переходе к рыночным отношениям, в первую очередь касаются процесса принятия инвестиционных решений. На смену народнохозяйственному подходу, характерному для плановой экономики, приходит механизм принятия решений на уровне предприятий, как полноценных субъектов рыночных отношений, самостоятельно проводящих свою инвестиционную политику и несущих за её результаты финансовую ответственность.

В настоящее время предприятие должно сделать свой выбор из многочисленных направлений развития, многообразия технических решений. Так как инвестиционный процесс на микроэкономическом уровне складывается из множества инвестиционных решений, принимаемых отдельными предприятиями, правильность выбора становится важным вопросом для каждого из них. Это позволяет рассматривать создание механизма формирования инвестиционного процесса на предприятии как центральную проблему, стоящую перед экономической наукой и практикой.


Экономическая сущность и содержание инвестиций


Инвестиции относятся к числу важнейших категорий как на макро-, так и на микроуровне. Они, в конечном счете, определяют социально-экономическое состояние экономики. В Законе РСФСР от26 июня1991 г. №265 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» (далее - Закон об инвестиционной деятельности) под инвестициями понимаются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта.

В Федеральном законе от25 февраля1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее - Закон об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений) инвестиции определяются как «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения полезного эффекта». Инвестиции в соответствии с этим законом могут осуществляться в денежной и материальной форме, в форме имущественных прав и иных ценностей. Инвестиции - это все виды ресурсов (ценностей), вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) получения положительного эффекта (социального, экономического и др.). В качестве подобных ценностей могут выступать денежные средства, движимое и недвижимое имущество, объекты авторского права, лицензии, патенты, программные продукты, технологии и другие интеллектуальные ценности, права пользования землей, природными ресурсами, а также любым другим имуществом. Источником прироста капитала, побудительным мотивом и качественным признаком осуществления инвестиций является получение прибыли. К наиболее значимым факторам, влияющим на инвестиционную активность и объем инвестиций в экономике, относятся:

ожидаемая норма прибыли;

доля сбережений в доходах;

ставка ссудного процента;

предполагаемый темп инфляции.

Следует отметить, что до 1991 г. (год принятия Закона об инвестиционной деятельности) вместо понятия инвестиций использовался термин «капитальные вложения». Таким образом, капитальные вложения являются составной частью инвестиций. Это есть не что иное, как инвестиции в создание, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские разработки и др.


Типы и классификация инвестиций


Разнообразие экономических отношений, которое присуще инвестиционному процессу, предопределяет необходимость классифицировать инвестиции. Все инвестиции по признаку назначения делятся на три основные группы: финансовые, реальные, инвестиции в нематериальные активы.

Финансовые инвестиции - это вложение капитала в акции, облигации и другие ценные бумаги, дающие право на получение доходов от собственности, а также банковские депозиты.

Финансовые инвестиции могут быть как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг.

В современных условиях одним из основных видов финансовых инвестиций являются портфельные инвестиции - вложение капитала в группу проектов, например приобретение ценных бумаг предприятий. Формирование и управление оптимальным инвестиционным портфелем является главной задачей инвестора, осуществляемой посредством операций купли - продажи ценных бумаг на фондовом рынке.

Но часть портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства - по своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство.

Инвестор на фондовом рынке не должен приобретать ценные бумаги только одного вида. Необходимо разнообразие вклада, иначе он обрекает себя либо на низкую эффективность вклада, либо на излишне высокий риск. Риск в основном связан с тем, что в момент заключения сделки существует неопределённость эффективности данной операции, обусловленной сложностью прогноза цены в будущем (а для акций - и будущих дивидендов). Если инвестор вкладывает деньги в ценные бумаги какой-либо компании, он оказывается в зависимости от колебаний их курсовой стоимости. Вклад капитала в акции нескольких компаний позволит в значительной степени не зависеть от курсовых колебаний каждой из них. Средний курс, как правило, колеблется меньше, поскольку при повышении курса одной из ценных бумаг курс другой может понизится, и колебания могут взаимно погаситься.

Кроме портфельных инвестиций распространение получили кредитно - денежные операции, при которых капитал инвестора помещается в банки в виде депозитных вкладов с последующим использованием их в качестве кредитов. Финансовые инвестиции оцениваются по приносимому ими доходу. Оценка дохода и есть цена или курс ценных бумаг. Движение курса ценных бумаг отражает состояние и ближайшие перспективы экономики в целом, и финансовое состояние предприятия, выпускающего эти ценные бумаги. Финансовые инвестиции являются средством перелива капиталов из одних сфер экономики в другие, что способствует структурным изменениям в экономической системе.

Реальные (прямые) инвестиции - долгосрочные вложения средств в отрасли материального производства. Это - вложение капитала частных фирм или государства в производство продукции и предполагает образование реального капитала (здания, сооружения, товарно-материальные запасы и др.).

Подготовка и анализ инвестиций в реальные активы существенно зависят от того, какого рода это инвестиции, т.е. какую из стоящих перед предприятием задач необходимо решить с их помощью. С этих позиций все возможные разновидности инвестиций можно объединить в следующие основные группы:

  1. инвестиции в повышение эффективности. Их целью является прежде всего создание условий для снижения затрат предприятия за счёт замены оборудования, обучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства;
  2. инвестиции в расширение производства. Задачей такого инвестирования является расширение возможностей выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств;
  3. инвестиции в создание новых производств. Такие инвестиции обеспечат создание совершенно новых предприятий, которые будут выпускать ранее не изготавливавшиеся фирмой товары (или оказывать новый тип услуг), либо позволят фирме предпринять попытку выхода с ранее уже выпускавшимися товарами на новые для неё рынки;
  4. инвестиции ради удовлетворения требований государственных органов управления. Эта разновидность инвестиций становится необходимой в том случае, когда фирма обязана удовлетворить требования властей в части либо экологических стандартов, либо безопасности продукции. либо иных условий деятельности, которые не могут быть обеспечены за счёт только совершенствования менеджмента.

Причиной, заставляющей вводить такого рода классификацию инвестиций, является различный уровень риска, с которым они сопряжены. Зависимость между типом инвестиций и уровнем их риска определяется степенью опасности не угадать возможную реакцию рынка на изменение результатов работы фирмы после завершения инвестиций.

С этих позиций организация нового производства, имеющего своей целью выпуск незнакомого рынку продукта, сопряжена с наибольшей степенью неопределённости, тогда как повышение эффективности (снижение затрат) в производстве уже принятого рынком товара несёт минимальную опасность негативных последствий инвестирования. Аналогичным образом с низким уровнем риска сопряжены и инвестиции ради удовлетворения требований государственных органов управления.

Реальные (производственные) инвестиции можно подразделить на следующие виды: направляемые на новое строительство, на расширение производственных мощностей, на реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства и возмещение выбывшего оборудования, зданий и сооружений (поддержание мощности).

Необходимо отметить, что расходование инвестиционных ресурсов на то или иное направление воспроизводства основных фондов зависит от множества факторов как на уровне отдельного хозяйственного субъекта, так и на уровне экономики в целом. На решение предприятия по формированию плана капитальных работ влияют такие факторы, как наличие свободных финансовых ресурсов, технические характеристики активной части основных фондов, выбранная долгосрочная программа стратегического развития предприятия, структура рынков сбыта продукции и т.д.

Понятие нематериальные активы недавно вошло в употребление нашей экономической наукой.

К нематериальным активам, используемым в течение длительного периода (свыше одного года) в хозяйственной деятельности и приносящим доход, относятся права, возникающие: из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объектов смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.;из патентов на изобретения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания и лицензионных договоров на их использование;

  • из прав на ноу-хау и др.

Кроме того, к нематериальным активам относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами и организационные расходы.

Существует и несколько другая формулировка, утверждающая, что к нематериальным активам относятся затраты предприятий в нематериальные объекты, используемые в течение долгосрочного периода в хозяйственной деятельности и приносящие доход: права пользования земельными участками, природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программные продукты, монопольные права и привилегии (включая лицензии на определённые виды деятельности), организационные расходы (включая плату за государственную регистрацию предприятия, брокерское место и т.п.), торговые марки и товарные знаки и т.п..

По признаку направленности действий инвестиции можно представить следующими группами:

  1. начальные инвестиции, т. е. осуществляемые на основании проекта при создании или покупке предприятия;
  2. экстенсивные инвестиции, направляемые на увеличение производственного потенциала;
  3. реинвестиции - образовавшиеся свободные инвестиционные ресурсы, направляемые на приобретение или изготовление новых средств производства с целью поддержания рациональной структуры основных фондов предприятия и выживания предприятия в перспективе. В частности, на замену имеющихся объектов новыми, на рационализацию, на диверсификацию, связанную с освоение новых видов продукции и организацией новых рынков сбыта.

С точки зрения субъекта инвестирования все инвестиции можно разделить на государственные и частные. Государственные инвестиции в основном должны направляться на цели здравоохранения, культуры, фундаментальные научные исследования, цели обороны, приоритетного финансирования отраслей и видов производств для структурного регулирования экономики. Частные инвестиции направляются в те отрасли и на предприятия, где имеются лучшие условия получения прибыли.

Источником финансирования частных инвестиций являются собственные средства предприятий в виде нераспределённой прибыли, амортизационного фонда; привлечённые средства: средства от реализации ценных бумаг, кредиты и займы. Государственные инвестиции финансируются из федерального, республиканского, местного бюджетов, формируются за счёт налоговых поступлений, прибыли государственных предприятий различных уровней (собственные средства) или за счёт выпуска облигаций внутренних и внешних займов (привлечённые средства). В западных странах основная часть реальных инвестиций приходится на частные инвестиции, однако государство также активно участвует в инвестировании, вкладывая капитал в государственный сектор, предоставляя кредиты, субсидии, осуществляя политику экономического регулирования.

инвестиция ресурс предпринимательский прибыль

Методы оценки эффективности инвестиционной деятельности


Для оценки экономической эффективности проектов могут быть использованы различные критерии, позволяющие судить об экономической привлекательности проектов, о финансовых преимуществах одних проектов перед другими.

При рассмотрении методик измерения эффективности инвестиций бросается в глаза их разнообразие. За рубежом каждая корпорация, руководствуясь сложившимся опытом управления финансовыми ресурсами, их наличием, целями, преследуемыми в тот или иной момент, а иногда и амбициями, применяет свою методику.

Вместе с тем в последние два десятилетия сформировались и общие подходы к решению данной задачи.

Все методы инвестиционных расчётов можно разделить на две группы:

  1. Методы обоснования инвестиционных проектов в условиях неопределённости и риска.
  2. Методы определения целесообразности осуществления инвестиционного проекта в условиях полной определённости в отношении получаемого результата.

Выбор метода оценки эффективности инвестиций в значительной мере зависит от целей инвестора, от особенностей рассматриваемых инвестиционных проектов и от условий их реализации.

Применяемые в финансовом анализе методики и критерии можно разделить на две большие группы: статистические (бухгалтерские) и динамические (дисконтные).

К статистическим методам инвестиционных расчётов относятся такие, которые применяются в случае краткосрочного характера инвестиционных проектов. Если инвестиционные затраты осуществляются в начале периода, результаты определяются на конец периода.

Статистические методы оценки экономической эффективности инвестиций относятся к простым методам, которые используются в основном для грубой и быстрой оценки привлекательности проектов и рекомендуются для применения на ранних стадиях экспертизы инвестиционных проектов.

Статистические методы инвестиционных расчётов основаны на проведении сравнительных расчётов прибыли, издержек или рентабельности и выборе инвестиционного проекта на основе оптимального значения одного из этих показателей, которые в данном случае выступают в качестве краткосрочной цели инвестора.

Из простых методов чаще всего используются методы анализа точки безубыточности проекта, расчёт показателя рентабельности инвестиций и срока окупаемости (периода возврата) инвестиций.

Метод анализа точки безубыточности (критического объёма продаж) состоит в определении объёма продаж продукции, при котором валовая выручка от реализации продукции становится равной валовым издержкам.

По мере роста объёмов производства убытки сокращаются и при объёме производства Q* становятся равными нулю. Если объёмы производства становятся больше, то продукция начинает приносить прибыль. Именно поэтому величина Q* соответствует так называемой точке безубыточности проекта, т. е. определяет такие объёмы производства и сбыта, при которых валовые издержки равны валовым доходам.

При проведении анализа инвестиционного проекта необходимо сопоставить объёмы спроса на продукцию с величиной критического объёма продаж. Если объёмы спроса меньше величины Q*, то следует либо применять меры по расширению целевых рынков сбыта, либо отказаться от идеи проекта. Если же ожидаемый спрос значительно превышает критический объём продаж, то проект можно считать экономически эффективным.

Рентабельность инвестиций (ROI - Return On Investments) даёт возможность установить не только факт прибыльности проекта, но оценить и степень этой прибыльности. Этот показатель определяется как отношение среднегодовой прибыли к общему объёму инвестиционных затрат.

Рентабельность инвестиций (или норма прибыли) может быть использована для сравнительной оценки эффективности проекта с альтернативными вариантами вложения капитала. В частности, проект можно считать экономически выгодным, если его норма прибыли не меньше величины банковской учётной ставки.

Период возврата (срок окупаемости) проекта определяет календарный промежуток времени от момента первоначального вложения капитала в инвестиционный проект до момента времени, когда нарастающий итог суммарного чистого дохода (чистого денежного потока) становится равным нулю.

Основным недостатком статистических инвестиционных расчётов является то, что среднегодовые показатели не отражают динамики доходов и расходов инвестора, которые могут иметь место в процессе реализации инвестиционного проекта в течение свего срока его эксплуатации или использования.

Динамические (дисконтные) методы инвестиционных расчётов используются для обоснования инвестиционных проектов в том случае, когда речь идёт о долгосрочных проектах, которые характеризуются меняющимися во времени доходами и расходами. В основе применения динамических расчётов лежат определённые предпосылки, выполнение которых обеспечивает реализацию расчётов с получением достаточно достоверных результатов.

Для целей анализа инвестиционных проектов могут использоваться следующие динамические методы оценки экономической эффективности инвестиций:

  • Оценка абсолютной эффективности капиталовложений, основанная на нахождении разности финансовых затрат, связанных с реализацией инвестиционного проекта (метод текущей стоимости, метод аннуитета);
  • Оценка относительной эффективности капиталовложений, основанная на нахождении отношений финансовых значений результатов и затрат, связанных с реализацией инвестиционного проекта (метод внутренней рентабельности);
  • Оценка периода возврата капиталовложений, в течение которого начальные инвестиционные затраты окупаются доходами, получаемыми от реализации проекта (метод окупаемости).

Метод текущей стоимости основан на определении интегрального экономического эффекта от инвестиционного проекта. В зарубежной экономической литературе соответствующий показатель носит название Net Present Value (NPV) - чистая текущая стоимость.

Интегральный экономический эффект NPV рассчитывается как разность дисконтированных денежных потоков поступлений и выплат, производимых в процессе реализации проекта за весь инвестиционный период.

Положительное значение NPV, свидетельствует о целесообразности принятия решения о финансировании проекта, а при сравнении альтернативных проектов экономически выгодным считается проект с наибольшей величиной экономического эффекта.

Метод аннуитета (от англ. annuity - ежегодная рента) используется для оценки годового экономического эффекта, под которым понимают постоянные по величине и регулярно получаемые поступления, которые, будучи дисконтированными на текущий момент времени, дают эффект, равный величине интегрального экономического эффекта от анализируемого инвестиционного проекта.

Индекс доходности (Profitability index) определяется как показатель, характеризующий соотношение дисконтированных денежных потоков и выплат в течение инвестиционного периода.

Правилом принятия решений по инвестиционному проекту являются следующие условия:

  • Если PI больше 1, то проект принимается,
  • Если PI меньше 1, то проект отклоняется.

В отличие от предыдущих показателей индекс доходности может использоваться для сравнения экономической выгодности инвестиционных проектов, отличающихся продолжительностью инвестиционного периода, хотя условие равенства продолжительностей сравниваемых проектов не является строго обязательным и для абсолютных методов оценки инвестиций.

Метод рентабельности используется для определения внутренней рентабельности проекта (Internal Rate of Return, IRR), т. е. расчётной ставки процента, которой определяется темп роста инвестируемого капитала.

Инвестиционный проект считается экономически выгодным, если внутренняя ставка рентабельности превышает минимальный уровень рентабельности, установленный для этого проекта, а при сравнении нескольких альтернативных проектов лучшим считается проект с наибольшим значением внутренней рентабельности.

Кроме того, показатель IRR определяет такую максимально допустимую ставку ссудного процента, при которой кредитование проекта осуществляется без убытков, т. е. без использования для выплат за кредит части прибыли, полученной на собственный инвестированный капитал.

Метод окупаемости предназначен для определения периода возврата инвестиций. Период возврата - это промежуток времени с момента начала инвестирования проекта до момента, когда дисконтированный чистый денежный поток полностью компенсирует начальные капиталовложения в проект.


Заключение


В рыночной экономике получение прибыли является движущим мотивом инвестиционной деятельности. Данная цель опосредуется производством конкретных товаров, оказанием услуг, которые находят призвание на рынке; без этого инвестиции окажутся бесполезными.

Побудительный мотив усиливается, если сокращаются налоги, в том числе на прибыль, и в особенности, если законодательно закреплено право собственности. Эту прибыль целесообразно рефинансировать, т.е. направлять ее в определенном объеме на развитие производства.

Каждое предприятие должно стремиться к эффективному развитию, и тут невозможно обойтись без капиталовложений, которые оно может привлечь как со стороны инвесторов, в том числе и иностранных, так и воспользовавшись своими собственными. Данные инвестиционные ресурсы могут быть направлены на различные цели, как, например, расширение производственных мощностей, техническое перевооружение или реконструкция предприятия, а также освоение новых видов продукции. Безусловно, предприятие может осуществлять и внешнюю инвестиционную деятельность, покупая ценные бумаги других предприятий или же становиться головным предприятием, приобретая контрольный пакет акций какого - либо другого хозяйствующего субъекта. Осуществляя данный вид финансовых инвестиций, предприятие - инвестор выбирает наиболее подходящий для себя вариант, соотнося будущую прибыль и риск, с которым связаны все инвестиционные процессы.


Список используемой литературы


1.Налоговый кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 19.07.2009. №224-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2009. - Ст. 269

2.Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ (в редакции от 24 июля 2007 года)

.Бузова И.А., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Коммерческая оценка инвестиций / Под ред. Есипова В.Е. - Спб.: Питер, 2009. - 432 с.

.Виленский А.А., Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Теория и практика: учебное пособие. - 3-е изд., испр., доп. - М.: Дело, 2010. - 888 с.

.Волков О.И Экономика предприятия. - М.: Инфра - М, 2010.-402 с.

.Горемыкин В. А, Нестерова Н. В. Стратегия развития предприятия. М.: Дашков, 2010.- 267 с.

7.Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008.- 346 с.

.Инвестиции: учебник / Под ред. В.В. Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. - М.: издательство «Проспект», 2009. - 584 с.

9.Колтынюк Б.А. Инвестиции. М.: - Издательство Михайлова В. А., 2009. - 406 с.

.Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь. М.: Наука, 2008.- 845 с.

11.Подшиваленко Г.П., Лахметкина Н.И., Макарова М.В. Инвестиции: учебное пособие 3-е изд.. М.: КНОРУС, 2010.

12.Попков В.П., Семенов В.П. Организация и финансирование инвестиций. - СПб: Питер, 2010.- 408 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В условиях рыночной экономики возникает объективная необходимость сосредоточения в руках государства централизованного фонда денежных средств путем прямого участия в распределении и перераспределении доходов и фондов денежных средств. Этот централизованный фонд, созданный и использованный государством, представляет собой содержание государственного бюджета.
Бюджет выступает одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику. Следовательно, бюджетным отношениям присущ объективный характер.
Бюджетные отношения - это часть финансовых отношений, складывающихся у государства с предприятиями, учреждениями и населением.
Специфические черты бюджетных отношений:
Распределительный характер.
Формирование и использование централизованного фонда денежных средств (материальным носителем бюджетных отношений является бюджетный фонд).
Бюджет можно рассматривать с материальной, экономической и юридической точки зрения.
В материальном аспекте бюджет - это денежный фонд.
В экономическом аспекте - это совокупность экономических (денежных отношений), которые возникают в связи с образованием, распределением и использованием денежных фондов.
В юридическом аспекте бюджет рассматривается как правовой акт. Бюджет - это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда.
По поводу сущности бюджета существуют следующие точки зрения.
Родионова В.М. «Бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения НД и частично НБ в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления».
Поляк Г.Б. «Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения за-дач и функций государства и местного самоуправления».
Романовский М.В. «Бюджет - это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд».
Сенчагов В.К. «Бюджет - это основной финансовый план страны, обеспечивающий образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств».
Черник Д.Г. «Бюджет - это экономическая форма образования и использования основного централизованного фонда денежных средств го-сударства».
Бюджет решает следующие задачи: -перераспределение ВВП,
-государственное регулирование и стимулирование экономики, -финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства,
-контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система и входящий в ее состав государственный бюджет.

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

(1) вмешательство в экономику;

(2) поддержание государственного аппарата управления;

(3) правоохранительные органы и судоустройство;

(4) медицина, здравоохранение и образование;

(5) оборона страны.

Госбюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение НД и ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

В то же время бюджет можно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Возникновение и развитие бюджета связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения своей деятельности и проведения экономической и социальной политики.

Госбюджет выполняет следующие функции:

Перераспределительную (перераспределение ВВП);

Регулирующую (государственное регулирование и стимулирование экономики);

Стимулирующую (финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства);

Контролирующую (контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств).

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку и развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет 2 взаимосвязанные стадии:

q образование доходов бюджета;

q использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Госбюджет – главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

По уровню управления госбюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджет субъектов Федерации.

Госбюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через госбюджет государство концентрирует значительную долю НД для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов гос. власти и управления.

С помощью бюджета происходит перераспределение НД, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы.

Роль госбюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются и в непроизводственную сферу. За счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и учреждения социально-культурного направления. Эти расходы имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, т.к. представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровней жизни.

Фирма изначально являлась опорой предпринимательства, продуктом рыночной экономики. На последующих стадиях экономического развития и научно-технического прогресса ее функции расширяются, роль возрастает. Первоначально термин «фирма» означал «торговое имя» коммерсант; ныне -- это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью. Правовые формы функционирования современной фирмы многообразны: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, коммандитное общество и др.

Различные школы экономической науки по-разному трактуют определение фирмы как категории. Традиционная экономическая теория определяет фирму как производственно-технологическую систему, как конгломерат людей и машин. Для экономической теории считалось несущественным, что происходит внутри. В таком определении фирмы особое внимание обращается на организационные аспекты функционирования и связанные с ними резервы экономическом эффективности.

Сегодня все большее значение приобретает неоинституционалистский подход к определению фирмы. Неоинституционалисты не рассматривают фирму как нечто данное, они хотят понять механизм ее возникновении.

Представитель неоинституционализма Р. Коуз предложил трактовать фирму как совокупность взаимовыгодных контрактов. Определение фирмы как совокупности контрактных отношений позволяет понять, что появление фирмы обусловлено прежде всего существованием издержек рыночного механизма (механизма цен). Путем создания организации и предоставления предпринимателю права управлять ресурсами, можно сэкономить на определенных издержках рыночного механизма.

Итак, в классическом определении фирмы акцент делается на предсказании поведения фирмы в соответствии с существующей производственной функцией как формой выражения технологи ческой зависимости между затратами факторов производства и максимально возможным выходом продукции. Неоинституциональная характеристика фирмы в центр внимания ставит объяснение существования и соответственно в дальнейшем - сосуществования многообразных форм деловых предприятий, пределов их роста, возможных вариантов решения проблем мотивации работников, организации, контроля, планирования и др.

Фирма занимает важнейшее место в институциональной структуре рыночной экономики. Институциональная структура рыночной системы включает такие институты, как рынок и фирма. Фирма нуждается в объективном контроле со стороны рынка. Но и рынок нуждается в фирмах, так как только организация производства в виде фирм может дать необходимый результат для развития рыночной экономики.

Предприятие (фирма) - первичное, основное звено общественного произ-водства, потому что именно на предприятии производят, транспортируют, реа-лизуют, т.е. осуществляют движение факторов производства и созданного про-дукта. Производство, реализацию надо организовать, причем так, чтобы полу-чить прибыль. На эту цель направлена предпринимательская деятельность.

Предприятие (фирма) - самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и услуг в целях получения прибыли. Следует выделить главное в этом уточненном определении предприятия (фирмы): 1) самостоятельность; 2) получение прибыли. Эффективная деятельность и ее результат - стабильное финансовое положение - дают предприятию экономическую самостоятельность.

Однако началом для становления экономической самостоятельности служит его выделение в виде самостоятельной хозяйственно-оперативной единицы или юридического лица. Юридическое лицо имеет свой устав, баланс доходов и расходов, счет в банке, право ведения договорных отношений. Для этого предприятие должно обладать следующими признаками:

  • 1. Организационное единство. Это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления, закрепленным в учредительных документах.
  • 2. Обособленное имущество. Предприятие имеет собственное имущество, состоящее из основных и оборотных средств, самостоятельно приобретает имущество, учитывает его, использует, реализует, списывает, платит налог за имущество.
  • 3. Имущественная ответственность. Предприятие самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам так, как предписывает закон.
  • 4. Выступление в гражданском обороте.

Таким образом, фирма, как экономическая система, является главным звеном, где происходит непосредственное решение основной экономической проблемы. Она предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату, путем выплату налогов участвует в осуществлении социальных программ. Создание продуктов и оказание услуг происходит, как известно, посредством определенных технологических процессов, орудий труда, материалов, навыков людей и их знаний, основанных на разделении и кооперации труда.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра «Бухгалтерский учет и финансы»

Реферат

по дисциплине «Бюджетная система РФ»

на тему: Экономическая сущность и содержание бюджета.

Выполнила студентка

3 курса 3812 специальности

08010565 «Финансы и кредит»

Ибатуллина Г.Ф.

Руководитель:

М.В. Набережнова

Казань

2011

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Экономическая сущность и содержание бюджета…………………………..5

2. Функции и принципы построения бюджета………………………………...10

3. Влияние бюджета на социально-экономические процессы………..............17

Заключение……………………………………………………………….............20

Список литературы………………………………………………………............23

Приложение………………………………………………………………………24

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех экономического развития в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм.

Именно путем бюджетного перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода государство стремится достичь создания такой структуры общественного производства и народнохозяйственных пропорций, которые адекватны рыночному механизму хозяйствования. Посредством бюджетного механизма возможно воздействие государства на развитие таких макроэкономических процессов, как экономический подъем страны, укрепление социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, коренное переоснащение материально-технической базы производства, развитие инновационных процессов, снижение уровня безработицы и увеличение занятости.

Поэтому основной целью работы является показать значимость государственного бюджета, для достижения которой требуется изучить следующие задачи:

отразить экономическую сущность бюджета;

изучить основные его функции и принципы;

определить его влияние на социально-экономическую жизнь страны.

Изучение сущности бюджета страны, его принципов и значения обрело в настоящее время особую актуальность, особенно в период после грянувшего мирового финансового кризиса.

Экономическая сущность и содержание бюджета

Возникновение бюджета связано с зарождением и формированием государства, использующего его в качестве основного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики.

Сложность выяснения сущности бюджета, прежде всего, связана с тем, что данный термин используется для обозначения различных по своей природе явлений. Одно из них выражает совокупность финансовых отношений, обусловленных существованием основного централизованного денежного фонда страны. Другое – связано с формой практического использования бюджетных отношений, с законодательным оформлением соответствующего финансового документа.

Рассматривать бюджет в качестве финансовой, а соответственно, и экономической категории товарного хозяйствования позволяют реальные и объективные отношения, возникающие на стадии стоимостного перераспределения, обусловленные необходимостью обеспечения непрерывности воспроизводства, как одного из способов функционирования финансов.

Совокупность денежных отношений государства с предприятиями, учреждениями, населением, а также между органами государственной власти, связанных с образованием и использованием на общественные потребности основного централизованного фонда, формирует внутреннюю структуру этого фонда и равнозначно, понятию «бюджетные отношения».

В Бюджетном Кодексе РФ бюджет определен как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы называют бюджетным устройством.

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней законодательными актами, ролью бюджета в общественно воспроизводстве и социальных процессах. От формы государственного и административного устройства зависит также построение бюджетной системы.

Бюджетная система России состоит из 3 звеньев:

1. федерального бюджета РФ;

2.бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований, называемых бюджетами субъектов Федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся: 21 бюджет республик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, 1 бюджет автономного образования, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

3. местных бюджетов (около 29 тысяч городских, районных, поселковых, сельских).

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой.

Федеральный бюджет служит основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики. Кроме того за счет средств федерального бюджета покрываются такие затраты, как содержание органов государственного управления, обеспечение потребностей обороны страны, финансовая помощь субъектам Федерации, обслуживание госдолга, пополнение государственных запасов.

Выступая центральным звеном в общей системе государственного

регулирования экономики, бюджет как категория отражает интересы конкретных классов и слоев населения, поскольку на нем лежит печать социальной и экономической политики. В этом смысле бюджетные отношения представляют собой определенную философию и идеологию общественного развития.

Являясь частью финансовых отношений, государственный бюджет как категория характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но в тоже время имеет свои особенности, отличающие его от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу таких особенностей следует отнести то, что:

1) бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием для общественных потребностей;

2) посредством бюджета осуществляется перераспределение национального дохода (национального богатства) между важнейшими сферами общественного производства (промышленностью, сельским хозяйством, транспортом, строительством и т.д.), внутри отраслей народного хозяйства, между сферами общественной деятельности (производственной и непроизводственной сферой экономики), между регионами страны и территориями;

3) область бюджетного распределения занимает центральное место в составе

государственных финансов, что предопределено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями финансовой системы.

Государственному бюджету как определенной совокупности финансовых отношений присущи, прежде всего, те же черты, которые отличают категорию финансов в целом: бюджетные отношения имеют распределительный характер, осуществляются всегда в денежной форме, сопровождаются формированием и использованием целевых денежных фондов. Вместе с тем бюджетным отношениям присуща определенная специфика, которая, однако, не выходит за рамки общих с финансами черт. Государственный бюджет как специфическая сфера стоимостного распределения характеризуется следующими чертами:

1) представляет особую экономическую форму распределительных

отношений, связанную с обособлением части стоимости валового общественного продукта у государства и ее использованием на удовлетворение общественных потребностей;

2) предназначены для перераспределения стоимости между отраслями

национального хозяйства, территориями, секторами экономики, сферами

общественной деятельности в отличие от финансов материального производства, опосредствующих процесс создания и производительного потребления стоимости, и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;

3) выражает такую стадию стоимостного распределения, которая

непосредственно не связана с движением общественного продукта в его

товарной форме и осуществляется в известном отрыве от нее, в то время как в материальном производстве и непроизводственной сфере финансовые отношения тесно переплетаются с товарно-денежными.

Государственный бюджет, как и любая другая экономическая категория, выражает производственные отношения и имеет соответствующее им материально- вещественное воплощение. Бюджетные отношения материализуются (овеществляются) в централизованном фонде денежных средств государства – в бюджетном фонде. В результате этого реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в обществе, получают свое выражение в потоках мобилизуемых и используемых государством денежных средств.

По экономической сущности государственный бюджет это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. По материально-вещественному воплощению – это фонд денежных средств, по плановой форме – финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система и входящий в ее состав государственный бюджет.

Таким образом, государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение НД и ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

2. Функции и принципы построения бюджета

Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Однако помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:

1. Контрольная функция. Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах – со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.

2. Информационная функция. Бюджет – это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

3. Институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики.

4. Регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами. Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения страны. С помощью расходов на поддержку отдельных отраслей экономики обеспечивается производство общественно-значимых товаров и услуг, которое с точки зрения рынка может быть неэффективным. Бюджет является инструментом региональной политики, поскольку за счет средств регионов-доноров осуществляется поддержка депрессивных и кризисных территорий, имеющих недостаточный экономический потенциал или испытывающих последствия чрезвычайных ситуаций. Влияние бюджета не ограничивается государственным сектором экономики и выходит далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности.

5. Функция обеспечения существования государства ставит своей задачей

создание материально-финансовой базы функционирования государства; содержание аппарата управления страной, президентской власти, законодательной и исполнительной власти, правоохранительных и таможенных органов, налоговой службы.

Названные функции бюджета носят объективный характер и некоторые из них могут противоречить друг другу. Например, для успешной реализации контрольной и информационной функции бюджет должен быть стабильным, а регулирующая функция, наоборот, предполагает его изменение в зависимости от текущих условий социально-экономического развития. Выбор между стабильностью или гибкостью бюджета определяется задачами политики, сложившимися традициями и общественными предпочтениями.

Для осуществления функций бюджета государство вырабатывает бюджетный механизм, представляющий собой совокупность форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и использования средств общегосударственного фонда. Бюджетный механизм включает в себя бюджетную систему страны, административные органы, правовые основания в виде законов и постановлений высших органов управления страны, систему документации и отчетности и прочие реквизиты, необходимые для конкретной деятельности по исполнению доходной и расходной частей бюджета. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами.

В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

Механизм мобилизации денежных средств в бюджетную систему страны;

Рис.1 Динамика доходов федерального бюджета

ЖКХ

141,2

Межбюджетные трансферты

3376,7

45,1

Рис.4 Структура расходов федерального бюджета в 2010г. (фактическое исполнение на 01.11.10г.)

Механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.

На бюджетный механизм оказывает влияние бюджетной устройства страны. Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм, отражающих отдельные этапы перераспределения – доходов и расходов бюджета.

Бюджетная система Российской Федерации основывается на ряде принципов. Перечень принципов бюджетной системы РФ установлен гл. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации являются:

1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации. Этот принцип означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюджетной документации.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Принцип этот состоит в закреплении (полностью или частично) соответствующих видов налоговых доходов за определенным уровнем бюджета.

3. Самостоятельность бюджетов. Принцип самостоятельности бюджетов означает право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, наличие собственных источников доходов оборотов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством России, законодательное закрепление регулирующих доходов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством, право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств бюджетов, определять источники покрытия дефицитов бюджетов.

4. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов

государственных внебюджетных фондов. Этот принцип означает, что все доходы и расходы бюджетов и иные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, подлежат отражению в бюджетах в полном объеме.

5.Принцип сбалансированности бюджетов.Сбалансированность бюджетов означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита. При составлении бюджета органы власти должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении бюджетов и использовании бюджетных средств уполномоченные органы и получатели средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с определенного объема бюджетных средств.

7. Принцип гласности. Принцип гласности означает опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

8. Принцип достоверности бюджета. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогнозов социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Таким образом, бюджет выступает важным инструментом распределения и вместе с тем стимулирования экономики и повышения эффективности производства. В отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта.

3. Влияние бюджета на социально-экономические процессы

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, погашение и обслуживание государственного долга.

При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но при этом изменяются методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории РФ. В условиях перехода к рыночным отношениям средства государственного бюджета, прежде всего, должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, выполнение комплексно-целевых программ, наращивание научно-технического потенциала, социальное развитие и социальную защиту населения.

В современных условиях наибольшим приоритетом пользуются агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплекс и транспорт. В расходах на национальную экономику более 60% составляют дотации приоритетным отраслям экономики.

Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. В силу кризисного этапа приоритетом социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры (Приложение).

Государственный бюджет влияет на размеры частных накоплений, определение структуры доходов предприятий и реальные доходы населения.

В процессе бюджетного планирования устанавливается рациональное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы.

Бюджет является одним из главных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики. С помощью бюджета решаются следующие задачи:

Обеспечение государства финансовыми средствами;

Предоставление социальных гарантий населению;

Создание определенных условий деятельности хозяйствующих субъектов.

Бюджет оказывает не только прямое, но и косвенное влияние на социально-экономическое развитие страны. Прямое влияние – это изменение распределения ресурсов в экономике, которое является непосредственным результатом налогообложения или осуществления бюджетных расходов. Косвенное влияние заключается в том, что закрепленные в бюджетных документах прогнозные значения основных показателей развития страны (ВВП, уровня инфляции, курса национальной валюты), приоритеты государственной финансовой политики, конкретные направления формирования и расходования средств бюджета формируют в обществе определенные ожидания и учитываются другими субъектами рынка при планировании своей хозяйственной деятельности на перспективу.
Бюджетные отношения выполняют особое назначение – распределяют валовой внутренний продукт, доходы от внешне-экономической деятельности и часть национального богатства с целью предоставления органам государственной власти и органам местного самоуправления финансовых ресурсов. При этом финансовые ресурсы, которые являются материальными носителями бюджетных отношений, формируются и используются в фондовой форме – в форме фондов денежных средств, создаваемых соответствующими органами власти либо органами местного самоуправления и используемых ими для удовлетворения общественных потребностей. Они могут быть сгруппированы и представлены следующими видами потребностей в:

Оказании услуг общественного сектора экономики, и прежде всего услуг образования, здравоохранения, культуры и других отраслей социальной сферы;
- расширении общественного производства;

Регулировании межотраслевых и территориальных пропорций развития экономики;
- содержании органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебной власти, органов правопорядка, обеспечения безопасности и обороноспособности государства.
Таким образом, в системе общественных потребностей выделяются как потребности самих органов государственной власти и местного самоуправления, связанные с их содержанием, так и потребности субъектов хозяйствования и отдельных граждан. Соотношение отдельных групп потребностей зависит от уровня экономического развития страны, приоритетов, целей и задач экономической и финансовой политики.

Заключение

Госбюджет – главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

По уровню управления госбюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджет субъектов Федерации.

Госбюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через госбюджет государство концентрирует значительную долю НД для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления.

С помощью бюджета происходит перераспределение НД, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.

Госбюджет выполняет следующие функции:

Перераспределительную (перераспределение ВВП);

Регулирующую (государственное регулирование и стимулирование экономики);

Стимулирующую (финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства);

Контролирующую (контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств).

В бюджете страны аккумулируется значительная часть вновь созданной стоимости (национального дохода, распределяемого и используемого в соответствии с рыночными законами общественного развития для обеспечения расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.

Общие принципы построения государственного бюджета:

1. Единство бюджетной системы (единство бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации и политики, форм бюджетных документов и отчетности).

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней (у каждого свои источники средств, свои расходы).

4. Сбалансированность бюджета.

5. Эффективное и экономичное использование бюджетных средств.

6. Достоверность бюджета (надежность показателей и их адекватность экономическому положению).

7. Полнота отражения доходов и расходов бюджета.

8. Гласность.

9. Адресный и целевой характер использования бюджетных средств.

Роль госбюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются и в непроизводственную сферу. За счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и учреждения социально-культурного направления. Эти расходы имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту.

Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, т.к. представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровней жизни.

Список литературы

1.Буневич К.Г. Бюджетная система Российской Федерации - http://www.e-college.ru

2.Бюджетный кодекс РФ

3.Грязнова А.Г. Маркина Е.В. Финансы. М.: Финансы и статистика, 2006

4.Ковалева А.М., Баранникова Н.П., Богачева В.Д. Финансы. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2007

5.Официальный сайт Министерства финансов РФ - http://www.minfin.ru

6.Сущность и функции бюджета. Роль бюджета в социально-экономических процессах - http://market-pages.ru

7.Фролова Т.А. Финансы и кредит. ТТИ ЮФУ, 2007

Приложение

Таблица 1

Русский язык (2006 - 2010 годы)

50,4

19,76

Развитие государственной статистики России в 2007 - 2011 годах

1 043,47

465,08

44,57