Банк «Пересвет». Черная касса патриарха Кирилла

Банки, связанные с Русской православной церковью (РПЦ), далеко не всегда отличаются прозрачностью, а набожные собственники зачастую ведут вполне циничный бизнес.
Татьяна Калинникова

Основной доход РПЦ «по старинке» складывается из пожертвований и благотворительных вливаний. «Однако, согласно действующему законодательству о религиозных организациях, нет никаких препятствий для того, чтобы церковные учреждения участвовали в создании тех или иных структур, в том числе и коммерческих банков, – отмечает представитель отдела внешних церковных связей Московского патриархата Павел Шашкин. – Ведь почти все структуры РПЦ – монастыри и епархии на территории России – являются самостоятельными юрлицами».

РПЦ – успешный и разносторонний предприниматель: занимается издательским делом, имеет производство, а также бизнес, связанный с экспортом собственной продукции. Устав не запрещает церкви получать отчисления от прибыли предприятий, которые учреждены ею самостоятельно или совместно с партнерами. Первые «церковные банки» стали появляться в России еще в начале 90-х.

«Но церковь – довольно закрытая структура, особенно в том, что касается предпринимательской деятельности», – говорит председатель совета Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов. Некоторые участники рынка в беседе с «Ф.» отметили даже, что кредитные организации стараются не связываться с церковными финучреждениями, поскольку неизвестно, как это отразится на репутации.

Собственные средства в своих банках церковь, по всей видимости, не хранит, считает Алексей Мамонтов: «Для этих целей «церковные банки» невелики, их возможности ограничены. Так что деньги размещаются в нейтральных кредитных организациях». При этом единого счета у РПЦ нет. Устав разрешает церкви пополнять «запасы» за счет процентов по вкладам, правда при условии, что прибыль пойдет на богоугодные дела.

Банки-невидимки.

Среди кредитных организаций с церковным капиталом – Международный банк Храма Христа Спасителя (МБХХС). Благодаря обвиняемому в организации убийства первого зампреда ЦБ Андрея Козлова Алексею Френкелю, банку, прежде известному разве что пафосным названием, удалось «прославиться». «Он обналичивал деньги через счет некоего азербайджанского “АМИ-банка”», – написал опальный финансист в одном из писем. В период вступления кредитной организации в систему страхования вкладов, отмечает бывший глава Вип-банка, ЦБ направил официальный запрос в Национальный банк Азербайджана с просьбой предоставить информацию об «АМИ-банке». Банк Азербайджана ответил, что такого не существует. «Руководство ЦБ, получив ответ, приняло решение: считать, что банк, прокрутивший миллиарды рублей через несуществующий банк, ошибся в отчетности. Несмотря на заявление бывшего посла Азербайджана в России в отношении мошеннических действий руководства банка, Международный банк Храма Христа Спасителя вступил в систему страхования вкладов», – написал Алексей Френкель в своем послании.

МБХХС, созданный Московской патриархией совместно с несколькими другими организациями РПЦ, приоритетным направлением деятельности называет обеспечение состоятельным гражданам и членам их семей максимального комфорта в осуществлении финансовых операций. Другими словами, кредитная организация делает ставку на развитие private-банкинга. МБХХС называет себя банковским бутиком, где клиентов знают лично, а финансовые продукты предлагаются исходя из потребностей граждан и их долгосрочных целей. В списке клиентов банка церковные организации не фигурируют, информации о благотворительной деятельности финучреждения тоже нигде нет. Вот уже 16 лет главный и единственный офис расположен в центре Москвы, и, судя по всему, расширять сеть МБХХС не собирается: бутик не должен быть многофилиальным – в противном случае может потеряться «доверительная связь с клиентом».

А вот у другого банка с православными корнями – «Пересвета» – есть допофис Сергия Радонежского. В числе акционеров – отдел внешних церковных связей Московского патриархата, Смоленская и Калужская епархии, а в совете директоров – епископ Марк (Сергей Анатольевич Головков), заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата. «”Пересвет” – корпоративный банк, который активно занимается благотворительностью», – так скромно и кратко характеризуют участники рынка, опрошенные «Ф.», деятельность кредитной организации. Тем не менее она входит в первую сотню: на 1 ноября прошлого года заняла в рейтинге «Ф.» по работающим активам (21,3 млрд рублей) 89-е место. Среди ключевых клиентов «Пересвета» – предприятия «Калугапутьмаш», «Трастгазинвест», «Сервиснефтегаз», «Моспромстройматериалы» (входит в корпорацию «Главстрой»), а также футбольный и хоккейный клубы «Динамо» (Москва).

Банк «Благовест», лишившийся в сентябре 2007-го лицензии за нарушения закона об отмывании, некоторые участники рынка также считали «близким к церкви». Согласно сообщению регулятора, кредитная организация проводила платежи некоторых клиентов в банки, вовлеченные в сомнительные операции с иностранцами. Объем подобных транзакций составил более 17 млрд рублей. Но, как сообщил «Ф.» заместитель гендиректора Агентства по страхованию вкладов Валерий Мирошников, несмотря на «соответствующее» название, никаких структур РПЦ, а также лиц, связанных с ней, в числе акционеров «Благовеста» не выявлено.

Наиболее «понятным» из всех «церковных банков», пожалуй, является кредитная организация под названием «Софрино» (бывший Олд-банк). Акционеры в 1999 году сняли помещение у Московской патриархии и завязали с ней прочные партнерские отношения. Финучреждение стало тесно сотрудничать с художественно-производственным предприятием по изготовлению церковной утвари «Софрино» (принадлежит РПЦ), а в 2005 году совет директоров банка возглавил директор предприятия Евгений Пархаев. «Софрино», благодаря распоряжению патриарха Алексия II, получило статус уполномоченной кредитной организации в рамках проведения ремонтно-реставрационных работ на объектах РПЦ.

Банк входит в группу, участниками которой являются страховщик «Софрино», компания «Финжилсервис», инвестирующая в недвижимость, «Софрино-инвест», а также яхт-клуб «Спартак», расположенный на севере Подмосковья. Что касается раскрытия структуры акционеров, то здесь банк «Софрино» особенной открытостью не отличается: на сайте указаны пять неизвестных ООО, владеющих по 19,99% акций. Вместе с тем сообщается: менее 0,04% принадлежит члену совета директоров Валентину Орлову. Он, к слову, в 1971 году был избран первым секретарем Вешкамайского райкома КПСС, а в 1975-м попал на работу в центральный аппарат КГБ СССР, где дослужился до звания генерал-майора.

В числе партнеров банка «Софрино» – Фонд единства православных народов, Союз писателей России, объединяющий художников православного слова, а также Управление делами Московской патриархии. По неофициальной информации, сегодня банк «Софрино» финансирует масштабное строительство торговых точек на церковных землях, которые затем будут сданы в аренду. Одноименное производственное предприятие, несомненно, получит там площади для реализации своей продукции.

В образе.

Кредитная организация может вести вполне «светский образ жизни» и не иметь церковных корней, зато ее акционеры – быть людьми верующими или, по крайней мере, иметь такой имидж. «В некоторых случаях это, возможно, помогает в делах – к примеру, позволяет привлекать на обслуживание «набожных» клиентов», – говорит Алексей Мамонтов. – Однако, на мой взгляд, близость собственников к РПЦ далеко не всегда является эффектным маркетинговым ходом: большей частью Россия все-таки атеистическая страна, и посещение церкви с соблюдением обрядов зачастую не глубоко и не истинно».

Бывшая сотрудница Промсвязьбанка с этим мнением не согласна: «Православный имидж помогает банку в работе, поскольку на него обращает внимание та аудитория, для которой это важно. Клиенты подсознательно уверены, что банк, которым управляют верующие люди, их не обманет, поскольку у него есть какие-то ценности».

Дмитрий и Алексей Ананьевы – совладельцы группы «Промсвязькапитал», в которую входит Промсвязьбанк, – одни из самых известных верующих бизнесменов. О приверженности к православию говорит даже внешний вид – к примеру, братья носят бороды «церковного фасона». В околобанковских кругах «Промсвязь» нередко величают «православным банком», хотя РПЦ никак не участвует в капитале фин­учреждения. Братья Ананьевы, отмечают в Промсвязьбанке, считают благотворительную помощь церкви сугубо личным делом, никак не связанным с кредитной организацией. «В основе ценностей банка –?поддержка национально-ориентированной экономики, – комментирует замдиректора департамента по работе с корпоративными клиентами Промсвязьбанка Василий Усенко. – Поэтому мы не работаем с организациями, которые, на наш взгляд, оказывают негативное влияние на общество: не выдаем кредиты игорному, табачному и алкогольному бизнесам». В банке подчеркивают, что эти ограничения не являются признаком приверженности кредитной организации какой-то конфессии, а продиктованы общепринятыми этическими нормами.

«Религиозная ориентированность финансовой организации лежит на поверхности, – парирует бывшая сотрудница Промсвязьбанка. – На моей памяти даже сувенирная продукция, которую дарят клиентам и партнерам, обычно имела православную тематику». В преддверии только что прошедших новогодних праздников Промсвязьбанк дарил православные календари под названием «Ростов Великий. Колыбель русской святости». На первой странице – обращение патриарха Алексия II. Вместе с тем приверженность акционеров к православной церкви демонстрируется в банке не агрессивно и ненавязчиво.

Другой известный банкир, также имеющий ярко выраженный православный имидж, – Сергей Пугачев, основатель Международного промышленного банка. В 2002 году бизнесмен вышел из совета директоров кредитной организации и почти не живет в России. Однако, отмечают наблюдатели, Сергей Пугачев активно занимается благотворительной деятельностью, а также близко дружит с духовником Тихоном Шевкуновым и?Московской патриархией.

Попытка быть ближе к РПЦ даже на уровне имиджа по сути является спекуляцией, считает столичный бизнесмен Александр. «В погоне за клиентом я тоже могу активно жертвовать церкви и в придачу учредить фирму «Папа Римский», чтобы сделать ее владельцем банка. А о том, что «Папа Римский» на самом деле ООО, в открытых источниках не сообщать. Католики охотно понесут мне деньги, потому что верят: глава церкви их не обманет», – смеется предприниматель.

«Межпром» некогда упоминался в скандальном деле вокруг швейцарской компании «Мабетекс» и «кремлевских взяток» (фирма занималась ремонтом в Кремле, при этом сотрудники ­управления делами президента получили «вознаграждение» за помощь в получении подряда). На рынке ходили слухи, что «Мабетекс» выступал гарантом по картам, эмитированным банком Сергея Пугачева для членов семьи первого российского президента.

Безвозмездно.

«Церковные банки» активнее других на рынке оказывают адресную спонсорскую помощь различным организациям. Так, например, банк «Пересвет», согласно самому «свежему» отчету на сайте о благотворительной деятельности, в 2004 году пожерт­вовал различным структурам, в числе которых Православный молодежный фонд и Приход храма Иоанна Предтечи, 51,7 млн рублей при чистой прибыли в 261 млн. Интересно, что среди «получателей» помощи от кредитной организации – партия «Единая Россия». Годом ранее благотворительные средства от «Пересвета» поступали в ОВД Пресненского района ЦАО. Банк «Софрино» жертвует деньги храмам и православным фондам, в 2006 году спонсорская нагрузка составила 17 млн рублей при чистой прибыли в 27 млн рублей.

Благотворительная деятельность верующих банкиров остается закрытой. Скажем, Промсвязьбанк не готовит никаких публичных отчетов о таких проектах – владельцы, поясняют в кредитной организации, не желают, чтобы эта деятельность воспринималась как пиар-кампания. Однако известно, что в 2006 году банк совершил благотворительных отчислений на сумму 146 млн рублей.

Сергей Пугачев также старается поддерживать рублем начинания православных структур, причем выступает спонсором медиапроектов. В эфир выходит телепередача «Русский дом», выпускается одноименный журнал, при этом в редколлегию входит Тихон Шевкунов. А вот, к примеру, православное информационное телеагентство ПИТА закрылось довольно быстро, несмотря на поддержку основателя «Межпрома».

Истинно верующие люди могут действительно из благих побуждений жертвовать большие суммы, считает бизнесмен Александр. Но нередко, отмечает собеседник «Ф.», под видом «благотворительности» определенным госструктурам выплачиваются взятки. Схема проста: какой-нибудь банк отчисляет церкви крупное пожертвование, которое затем, через другое финучреждение, попадет на счет властной структуры. «Я не исключаю, что некоторые граждане могут спекулировать авторитетом церкви с­ целью укрепления своего материального положения и позиции в обществе, – комментирует Павел Шашкин. – Но зачастую приходится встречаться с по-настоящему принципиальными и нравственными людьми, которые при этом еще и успешны в бизнесе».

Земельный фронт.

В последнее время все чаще на прихрамовых территориях разворачивается масштабное строительство. Для того чтобы этот бизнес шел активнее, был создан Центр инвестиционных программ РПЦ. Участвуют в этих проектах, безусловно, и «религиозные» финансовые структуры.

Православные банкиры – также крупные землевладельцы. Скажем, у братьев Ананьевых есть компания «Промсвязьнедвижимость», реализующая девелоперские проекты в разных регионах (в том числе в Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Ростове-на-Дону). Принадлежащие ей земли в Московской области расположены, в частности, в Солнечногорском, Истринском и Наро-Фоминском районах. Объединенная промышленная корпорация, которая управляет рядом активов Межпромбанка, тоже является владельцем обширных земель в Подмосковье и вкладывает в строительство.

Некоторые из наделов верующих бизнесменов приобретались в ходе приватизации и реорганизации сельхоз­предприятий. В 1991–1992 годах крестьяне получили право на земельную и имущественную собственность. Люди становились владельцами земель и построек на них в рамках общей долевой собственности (участки на местности выделены не были). Чтобы стать совладельцами возникших из бывших совхозов предприятий, сельские жители вносили в уставный капитал «акционерок» свою имущественную долю.

Закон 2003 года об обороте земель сельхозназначения превратил наделы в ходовой товар, и к крестьянам потянулись рейдеры. «К нам пришли представители крупнейших банков, в том числе Промсвязьбанка и Межпромбанка, и предложили продать доли», – рассказывает председатель исполнительного комитета движения «Крестьянский фронт» Мария Журова. Рейдеры, по ее словам, увозили пьющих и малоимущих к нотариусу, где оформляли договор купли-продажи и подсовывали на подпись кипу бумаг. Среди них была и доверенность на право от лица собственника распоряжаться акциями общества. Таким образом «захватчики» получили голоса и возможность изменять устав «акционерок». «Правосудие оказалось не на нашей стороне, а рейдеры быстро «застолбили» «свои» участки и развернули на них строительство многоэтажек и частных домов», – сетует Мария Журова.

Бывает так, что собственники земельных долей – крестьянские и фермерские хозяйства – просто не могут эффективно использовать наделы, и в этом смысле переход земель к более успешному предпринимателю может быть полезным для экономики, рассуждает Павел Шашкин. Однако нужно принимать во внимание, каким образом заполучены те или иные активы. «Было бы хорошо, если бы люди, позиционирующие себя верующими, следовали в бизнесе православным принципам, – продолжает представитель Московской патриархии. – Ведь это не наносит ущерба делам, а даже наоборот, укрепляет позитивный имидж предпринимателя». Зачастую выходит совершенно наоборот, отмечает столичный банкир, пожелавший остаться неназванным: «”Неправедность“ прикрывается близостью к церкви. Тот, кто сегодня будет подставлять другую щеку и действительно вести дела по заповедям, просто не выживет. Бизнес циничен и требует жестких решений, которые часто совсем не богоугодны».

Епископ Марк, заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата, входит в совет директоров банка «Пересвет»

ИСТОРИЯ: Иордан по-башкирски

В некоторых финучреждениях существуют внутрикорпоративные православные традиции.

Одну из историй «Ф.» поведал управляющий активами столичной инвесткомпании Павел. Он после окончания учебы в вузе проходил практику в уфимском филиале Газпромбанка, где управляющий оказался глубоко религиозным человеком. «Топ-менеджер распорядился повесить лампадку у стойки администраторов, а операционисток попросил следить за тем, чтобы она постоянно горела», – рассказывает Павел. Однажды ему пришлось заменить одну из девушек на ресепшене. Из-за обилия работы о лампадке как-то забыли, и она, разумеется, погасла. Обнаружив такое «попустительство», вернувшийся с совещания управляющий посадил молодого человека в машину и отвез на реку. «Мне пришлось купаться в проруби, чтобы «искупить вину», – улыбается Павел. – А потом мы вернулись в банк, и я пообещал, что отныне лампадка будет гореть исправно».

По словам столичного банкира, близкого к Межпром­банку, в центральном офисе кредитной организации на стенах долгое время висели образа, а дети одного из высокопоставленных сотрудников нередко принимали участие в церковных службах.

«В “Промсвязи” при открытии нового офиса освящают каждый угол, – рассказывает бывший служащий кредитной организации. – А есть офисы, где в кассе можно оста­вить пожертвование на реконструкцию храма».

ПРАКТИКА: Благостный бизнес

Согласно Корану, Аллах проклял ростовщиков устами пророка Мухаммеда, поэтому мусульманские финучреждения не могут кредитовать клиентов под проценты или выплачивать их по вкладам.

Чтобы не нарушать религиозных запретов, кредиторы, например, могут давать займы при условии, что проценты по ссуде будут распределены среди малоимущего населения и выступят в качестве известного в мусульманском мире «налога в пользу бедных». На практике же финучреждения обычно получают часть прибыли кредитуемой организации, а вкладчикам выплачивают фиксированную долю от своих доходов.

Уважают в шариатских финучреждениях и чувства верующих: так Национальный банк Катара (QNB) изучил траты своих клиентов во время празднования священного месяца Рамадан и пришел к выводу, что расходы заемщиков в этот период превышают доходы. Поэтому перед началом праздника QNB объявил об отсрочке платежей по потребительским и автокредитам до окончания религиозных торжеств.

В России мусульманские банки не приживаются. В декабре 2006-го ЦБ отозвал лицензию за нарушения закона об отмывании «грязных» денег у Бадр-Форте банка (БФБ), вхожего в узкий круг кредитных организаций исламского мира. Небольшое финучреждение специализировалось на обслуживании компаний, работающих с партнерами из стран Азии и Африки. Бывшее руководство БФБ уверено: действия ЦБ в отношении кредитной организации являются не чем иным, как проявлением «исламофобии».

Я ничего не понимаю в экономике и финансах. Наверное, если бы понимал, у меня не возникало бы то и дело ощущение, что в этих самых финансах в нашу кризисную пору происходит что-то глубоко неправильное. Наверное, тогда бы я сам объяснял другим, почему всё именно так и должно происходить. А пока не могу.

Например, банки. Все говорят в один голос, что именно действия финансистов и банкиров привели к этому кризису. И вместе с тем первая реакция правительства, и не только в нашей стране – накачать банки деньгами. По сути, заставить бедных в очередной раз платить за ошибки (и это еще мягко говоря) богатых. Да, без банковской системы никуда, понятно, что если бы банкиры обанкротились, это ударило бы по каждому из нас гораздо сильнее, чем закрытие заводов или забастовки учителей, ведь зарплаты и пенсии получает каждый человек. Но все-таки…

Или вот такая ситуация: человек с большим для себя трудом взял ипотечный кредит, купил недвижимость или землю под дачу. Теперь он потерял работу, платить по кредиту не может, а его недвижимость сильно упала в цене. В результате даже если он с трудом продаст ее, то все равно окажется должен банку немалую сумму. Да, конечно, кредиты необходимы, и все же…

А вот и третий пример: оказывается, цена на нефть, от которой зависит в нашей стране буквально всё, формируется вовсе не соотношением реального спроса и предложения, а игрой на бирже. В этой игре участвуют тысячи торговцев, ни один из которых не производит нефть и не нуждается в ней: они только покупают друг у друга обещания поставить эту самую нефть, которая им совершенно не нужна. А те, кто ее производят и те, кто потребляют, почему-то думают, что это и есть настоящая цена нефти. Конечно, сырьевые биржи в нашем мире необходимы, но неужели…

Наивные вопросы, не спорю. Но ведь и задавать их не перестают с тех самых пор, как люди вообще начали что-то покупать и продавать, или что-то одалживать друг другу. В патриархальном обществе всё было стабильно: меру зерна меняли на топор, а если один сосед одалживал другому эту самую меру, чтобы его семья не умерла с голоду, то требовать потом назад полторы меры было бы несправедливо. Вот почему еще Ветхий Завет предупреждает старух-процентщиц очень строго: «Кто в рост дает, и берет лихву, то будет ли он жив? Нет, он не будет жив» (Езекииль 18:13). При этом, что интересно, обыкновенная торговая прибыль не заслуживает в Библии никакого порицания, в евангельской притче от талантах приумножение богатства путем торговли даже служит образцом духовного роста.

Ведь в рост давали и дают далеко не только из-за жадности: если выйти за рамки патриархального хозяйства, то без процентов никак не обойтись. Допустим, кто-то одолжил у меня десять лет назад тысячу рублей, или даже долларов. Если он вернет эти деньги сегодня, я смогу купить на них гораздо меньше. В древности инфляция была куда более медленной, но она все равно существовала. На пороге нового времени бывали даже случаи обвальной инфляции: испанцы в XVI в. вывезли из Америки такое количество драгоценных металлов, что деньги в Европе обесценились.

То есть для нормального оборота капитала необходимы займы и кредиты, а они подразумевают прибыль, которую и обеспечивают проценты. До сих пор считалось само собой разумеющимся, что эта система настраивает себя сама, но сегодня… впрочем, пусть это объяснит тот, кто разбирается в этом лучше меня. Механизм кризиса в общем и целом ясен, неясно только одно: как из всего это выбираться.

Одним из вариантов ответа, который кажется мне, неспециалисту, вполне убедительным, могла бы стать банковская система, основанная на библейских принципах. Утопия? Вовсе нет. Давно и в целом успешно существуют исламские банки, основанные на строгом соблюдений требований Корана. Коран, как и Библия, запрещает ростовщичество, но разрешает торговую прибыль. Разница только в том, что исламские банкиры, в отличие от «христианских», отнеслись к этому запрету очень серьезно и не стали его обходить.

Как же выглядят у них обычные кредиты и ссуды? Да очень просто. В случае обычного ипотечного кредита банк дает человеку деньги на недвижимость. Недвижимость становится собственностью человека, а банку он выплачивает кредит с процентами. Весь риск – на плечах человека, вся прибыль – в карман банку. А исламский банк покупает дом сам, это теперь его собственность, а человек, живущий в этом доме, платит арендную плату. После определенного уровня выплат дом переходит в его собственность. Точно так же выглядят и потребительские кредиты: банк покупает вещь у продавца и перепродает ее человеку, по более высокой цене, но с рассрочкой платежа. И никаких процентов!

А что насчет кредитов на развитие бизнеса? Исламский банк входит с предпринимателем в долю: вкладывает свои деньги, а потом делит с предпринимателем прибыль или, соответственно, убытки на заранее оговоренных условиях. Примерно так же выглядит и депозит: человек становится своего рода держателем маленького пакета акций, никаких гарантированных процентов, прибыль зависит от успеха или неуспеха банка в целом. Сравним это с обычным нашим кредитом или депозитом: что бы ни происходило, но процент всегда останется прежним… ну, то есть до тех пор, пока банк, следуя примечанию номер восемь на странице номер шестнадцать подписанного тобой договора, не сочтет нужным изменить процентную ставку, и, уж разумеется, не в твою пользу.

Да, и еще. Шариат запрещает азартные игры, то есть исламский банк может лишь инвестировать в долгосрочные проекты, но не может играть на бирже: сегодня купил, завтра продал, послезавтра опять купил… Ну и, разумеется, не может давать свои средства на производство свинины, алкоголя или порнографии, раз эти товары запрещены Кораном.

Вообще, такие банки – это очень неудобно, согласен. При такой системе никто не даст кредит просто так, каждого заемщика будут долго и пристально оценивать. Куда там великой ипотечной вольности недавних лет, когда в Штатах mortgages раздавались щедрой рукой направо и налево, без проверки кредитной истории, без первоначального взноса, вообще без ничего, в твердой уверенности, что недвижимость будет только расти в цене, ну прямо как нефть! И никто не будет навязывать покупателям что попало в кредит, кредит, кредит – лишь бы проценты капали, как это совсем недавно было у нас.

Но мне почему-то кажется, что это будет правильнее кредитного ажиотажа, череды лопающихся пузырей. Может быть, в самом деле, пора отказаться от скорости в пользу надежности? Говорят, исламские банки будут открывать свои отделения и в России, прежде всего, конечно, в Татарстане.

Впрочем, почему это «исламские»? В их принципах очень мало специфически исламского (ну разве что запрет на свинину и алкоголь), на самом деле они идут еще от Библии: поощряется предпринимательство, а не ростовщичество; требуется соучастие, а не проценты; ожидается ответственность, а не жадность. Так что тут у мусульман можно поучиться, главным образом, серьезному отношению к заповедям своей религии. И кажется мне, что настоящий православный банк должен быть основан именно на таком отношении, и не зазорно нам будет посмотреть на чужой опыт, не обязательно ведь каждый раз изобретать собственный велосипед.

Интересно, доведется мне когда-нибудь открыть в таком банке счет?

«Да!» - отвечают участники круглого стола, проведенного на тему «Православный банкинг и финансовые инструменты в России» в рамках Х IХ Рождественских образовательных чтений. Но для этого нужно, чтобы каждое объединение бизнесменов в финансовой, банковской и проектной сфере ставило целью проверять все свои действия и проекты на соблюдение нравственных законов, заповедей Божиих.

Организаторами встречи выступили представители как Церкви, так и финансовых кругов: Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, совет «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси, Клуб православных предпринимателей, Ассоциация российских банков, Институт экономических стратегий РАН. Дискуссии за круглым столом положил начало протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества , отметивший, что заявленная тема возникла относительно недавно, но она приобретает все большую значимость в обществе.

Мировой экономический кризис, - подчеркнул он, - еще раз напомнил всем нам о том, что финансовая сфера - это, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, «сфера нравственного риска». В ней присутствует огромный капитал, который, как принято считать, должен приносить новый капитал. Проблема денег, не связанных с трудом, - нерешенная нравственная проблема современного мира, и искать ответ на нее следует совместно представителям экономического и экспертного сообществ, религиозным общинам, лидерам общественных сил.

Вместе с тем, как обратил внимание отец Всеволод, тема православного банковского продукта все еще воспринимается как «экзотическая».

Я практически уверен в том, что если сегодня потребителю предложат этот продукт, то он вряд ли найдет массовую поддержку, - заметил он. - И дело в том, что многие православные люди, в том числе глубоко воцерковленные, слишком привыкли существовать в условиях некоей раздвоенности: нравственные правила - для религиозной жизни, а вот в области жизни практической действуют иные правила. И все же молодое поколение общественно активных людей, склонных выстраивать свою жизнь в согласии с принципами православного вероучения, может со временем принять идею о том, что православный банковский продукт более приемлем, чем отличающийся от него.

Сегодня в нашей стране, как отмечалось на круглом столе, после долгих лет засилья коррупции, взаимного недоверия и обмана начали прорастать робкие ростки православного отношения к ближним не на словах, а на деле.

Так, в Клуб участников проектного процесса, который помогает подготовить проекты к рассмотрению на кредитных комитетах и организует финансирование проектов, приходит все больше порядочных людей, уставших бояться нечестных партнеров. Они готовы публично заявить о строгом выполнении заповедей Божиих в бизнесе и о своем желании объединить усилия с другими православными бизнесменами в выработке особого регламента работы, более открытого и препятствующего злоупотреблениям. А Совет по православным финансовым услугам и продуктам подготовил специально к Рождественским чтениям презентацию, в которой подробно рассматривается механизм создания и внедрения таких услуг и продуктов в повседневную практику.

На встрече прозвучали различные точки зрения по проблематике православного банкинга и необходимости создания соответствующих специализированных банков, при этом все собравшиеся были единодушны в том, что эта тема требует первостепенного внимания и ее значение со временем будет только возрастать. Вот некоторые мысли и оценки участников круглого стола.

Павел Шашкин, ответственный секретарь Патриаршего совета «Экономика и этика»:

- В условиях экономического кризиса конфессиональные экономика и банкинг приобретают новое звучание, новое наполнение. Совершенно очевидно, что, когда подорвано доверие ко многим финансовым институтам, люди стремятся найти в конфессиональном банкинге ту точку стабильности, точку доверия, которая могла бы существенным образом позитивно повлиять на их жизнь.

Естественно, было бы неправильно оставлять за скобками этого процесса ведущие религиозные организации страны, такие как Русская Православная Церковь, в первую очередь. Нужны ли нам православные банки как самостоятельный вид финансовых институтов? Вряд ли это возможно сегодня, но нам совершенно точно нужны честные и ответственные банкиры, необходима культура взаимовыручки и взаимоподдержки, в том числе в реализации бизнес-проектов. Наконец, нужна сильная нравственная мотивация в достижении экономических целей. Такую степень взаимного доверия, как показывает практика, могут дать только вера и традиция, которые людей объединяют.

Когда говорят о православном банке, главный стержень здесь в том, что его работу должна пронизывать нравственность, человечность. И эти элементы призваны развиваться, расширяться. Ведь банк должен работать, прежде всего, для человека, и только потом через это достигается прибыль, доходность и т.д.

Три года назад наша ассоциация одобрила Кодекс этических принципов банковского дела. Там подробно расписано, по каким направлениям должен банк реализовывать эти принципы. Прежде всего, благотворительность. Это общеизвестно, традиционно; мы можем привести массу примеров того, как банки занимаются добрыми делами. Через систему кредитования все более реализуется поведение социально ответственного банка: не навязывание кредита людям любой ценой, поставив их потом в тяжелейшие условия, а всемерная поддержка людей, обеспечение их подробной информацией.

Следующее направление - вклады. Вспомните, как в 1990-е годы несчастные вкладчики штурмовали банки, чтобы получить свои деньги. После принятия закона о страховании вкладов положение принципиально изменилось. В последние годы у населения появилось доверие к банкам - ведь это факт, что в кризис вклады растут невероятно быстрыми темпами.

Важное направление - финансовая грамотность, осознанная деятельность человека во взаимоотношениях с банками. Многие из-за недопонимания идут в суды. А мы создали службу финансового омбудсмена в рамках Госдумы. Ее задача - до суда примирить клиента и банк, исходя из принципов нормальных, человеческих взаимоотношений.

Опираясь на профессиональные ассоциации, российские банки должны «раскручивать» и развивать вот эти черты человечности. Это будет серьезным шагом на пути применения православных этических норм в банковской деятельности.

Анатолий Аксаков, президент Ассоциации региональных банков, депутат Государственной Думы:

Сегодня в сфере социально-банковского взаимодействия скопилось много проблемных вопросов. Один из них - проблема недобросовестных заемщиков. Нам крайне необходимо внедрять в жизнь нравственное отношение и банкиров, и заемщиков, и клиентов к выполнению своих обязательств. Даже если мы сейчас ужесточим законодательство, мы проблему не решим. Поскольку в основе лежат все-таки нравственные принципы, которые в значительной степени нивелированы в нашем обществе - в кризисный период это особенно проявилось.

На мой взгляд, ошибочен постулат о том, что Церкви не надо создавать свой финансовый институт. Церковь осуществляет в нашем обществе важнейшую миссию, и для того, чтобы вести эту миссию успешно, наступательно, приобщая население к православным ценностям, необходимо иметь мощную финансовую опору. Сейчас же работа Церкви строится в основном на пожертвования.

Надо создавать соответствующий институт. Важно, что доверие населения к Церкви намного больше, чем к гражданским институтам, и многие православные могли бы стать вкладчиками такого банка.

Этот финансовый институт демонстрировал бы пример работы другим институтам. Сила примера здесь даже намного важнее, чем сила закона. Если бы православный банк реально показывал, какие должны быть проценты от вкладов, как добросовестно работать с клиентом, как оформлять кредит, график платежей, если бы он демонстрировал прозрачность своей работы, то и другие банки были бы вынуждены в условиях конкуренции работать по тем же принципам.

- Ярким примером потребности в кодексе поведения в сфере предпринимательства явился принятый несколько лет назад на Всемирном русском народном соборе «Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании».

Известно, что опыт ведения православного банкинга сегодня существует. Причем существует в рамках целого государства, которое называется Кипр. Там очень влиятельна Православная Церковь, и она является одним из крупнейших финансовых деятелей этого острова: на 720 тысяч человек полмиллиарда евро выданных кредитов в год - это серьезная вещь. Естественно, нам нужно изучить этот опыт, подробно рассмотреть, каким образом ведется эта деятельность.

Хотел бы упомянуть о проектном подходе, который может быть применен к сфере православного банкинга, параметры которого мы пытаемся нащупать в рамках нашего круглого стола. Речь идет о создании церковно-государственно-частного партнерства, в котором существовала бы взаимозависимость между участниками договорного процесса контрактных отношений - нечто вроде концессии.

Примеры в российской практике уже существуют. У нас есть обращения со стороны губернаторов, в частности в Архангельской области есть такой «континент», который называется Соловецкий монастырь. Ведь это явление, которое не может быть превращено в некую «туристическую аттракцию», как это пытаются сделать сегодня. Здесь Церковь могла бы предъявить спрос на оказание чисто финансовых договорных услуг. Та же модель церковно-государственно-частного партнерства отрабатывается в Ростовском государственном историческом заповеднике. Но если существует понимание на уровне региональных властей, то на уровне федеральных властей и федерально значимых финансовых институтов такое понимание пока не отработано.

Я убежден, что именно на базе проектного подхода может возникнуть и понимание концепции православного банкинга, и возможное развитие конкретных механизмов его реализации. У меня тут список уникальных церковных объектов - есть чем заняться банкирам! Нужно сформулировать принципы, параметры и утвердить нравственное начало.

Максим Тууль, председатель правления «Надежный банк», директор Клуба участников проектного процесса:

Я хочу поспорить с отцом Всеволодом о том, что будто сегодня нет спроса на православный банкинг. Долгий опыт работы в банковской сфере привел меня к выводу, что сегодня отсутствует доверие населения к государству, я уже не говорю о доверии к бизнесу. Для этого есть объективные причины. Но самое страшное - отсутствие доверия банкиров друг к другу. В рамках нашего клуба мы часто занимаемся формированием банковских пулов или банковских синдикатов. 90% времени у нас уходит на то, что мы пытаемся убедить банкиров сесть за один стол друг с другом.

Здоровый бизнес устал сегодня жить по «волчьим законам», он ищет объединяющие основы. Недаром появляются разные клубы и ассоциации, которые основываются на неких внутренних принципах.

Православный банкинг своим примером, своим успехом может и должен стать объединяющим началом, внедряющим в среду взаимоотношения между людьми, основанные на морально-этических принципах. А далее такой инструмент будет расширять нравственную сферу вокруг себя, заставляя все новых участников понять, что для успеха и доверия нужно честное ведение дел. Возможно, что в результате возродится «принцип гильдии», когда слово члена гильдии было тверже стали, а изгнанный из гильдии разгильдяй и обманщик был пожизненно заклеймен и больше никогда не мог появиться в бизнес-сообществе.

Роман Белоусов, руководитель Совета по православным финансовым услугам и продуктам:

Мы сегодня много говорили о возможности создания православного банка. Банк называется православным не только потому, что его акционеры являются православными или в его названии есть это слово, но, прежде всего, потому что он предоставляет соответствующие услуги и продукты.

Конечно, нужно четко осознавать те продукты, которые может предоставить православный банк своим клиентам. На сегодняшний день первый шаг в этом направлении сделан: совместно с Клубом православных предпринимателей и Советом «Экономика и этика» при Патриархе Московском и всея Руси создан Совет по православным финансовым услугам и продуктам. Это некая общественная инициатива, основная площадка для обсуждения и создания продуктов, которые впоследствии смогут предложить банки (кстати, не только православные банки, но и те, которые согласятся предложить своим клиентам продукты, основанные на православных принципах).

Сегодня всем нам нужно переходить от таких отдельных встреч (хотя и они, безусловно, необходимы!) к кропотливой ежедневной работе. Приглашаю всех к работе в рамках совета по разработке услуг, которые будут представлены бизнес-сообществу.

Дмитрий Любомудров, член комитета по инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ, генеральный директор Клуба участников проектного процесса:

Что мы, православные банковские менеджеры, можем продемонстрировать в качестве альтернативы современной неустойчивой финансовой системе? Это называется проектный подход и система прямого распределения рисков. Здесь ничего нового нет, но такой подход нужно реализовывать на практике. Люди принимают не краткосрочное участие в проекте, а «закладываются» на весь его жизненный цикл, что делает их партнерами в истинном смысле этого слова. Взаимное участие в рисках, взаимная ответственность и активное соучастие в проекте - таков инструмент, который может предлагаться и продвигаться православным сообществом.

Православный банк должен обслуживать не только православных бизнесменов, а любых деловых людей, которые подпишутся под принятым им кодексом - полной прозрачности и пониженной рискованности. То есть нам нужен агентский банк (швейцарские банки потому и устойчивы, что исполняют поручения клиентов - и уже 300 лет так работают). Такой банк не может обанкротиться - ведь он только выполняет поручения клиентов за определенную комиссию. В ходе проектного процесса предприниматели должны сами принимать на себя определенные риски. Банк, конечно, помогает им оценить этот риск и берет на себя обязательство по должному контролю всего процесса.

Мы с коллегами уже 15 лет работаем в этой сфере, и у нас есть специальные технологии, которые применялись в крупнейших казначействах, сравнимых по уровню с федеральным казначейством. Наши подходы показали свою эффективность в кризис. И мы стремимся преодолеть стереотип, будто русский православный человек очень далек от банков, денег, экономики - мол, пусть об этом думает государство… Ничего подобного! Думать об этом должны все мы, православные, и помогать друг другу таким образом. Иначе будут выстраиваться очереди из православных у липовых банков.

Если мы сумеем создать хотя бы одну такую «территорию доверия» в виде православного банка под эгидой патриарха и докажем на деле, что этот банк является низкорисковым и прозрачным, тогда мы покажем всему обществу, что возможна православная альтернатива! Возможны православные механизмы!

Отрадно также, что, как показал данный круглый стол, расширяется общественная база Рождественских чтений, которые, по словам отца Всеволода, все больше превращаются из «собрания православных педагогов» в деловой форум для обсуждения насущных проблем жизни России и мира.

Галина Фомина, вице-президент Национального банковского клуба Ассоциации российских банков:


- Мы рады, что инициатива нашего клуба по проведению этой встречи вылилась в серьезные и плодотворные для банковского и финансового сообщества страны дискуссии. Почему мы действуем совместно с Церковью? Потому что Церковь и общество - одно единое целое, и потому что каждому человеку нужно быть нравственно здоровым.

Национальный банковский клуб очень заинтересован в сотрудничестве с Клубом православных предпринимателей, и мы уже наметили серьезные вопросы для взаимодействия. И, безусловно, сегодня на первый план выходят вопросы нравственности, социальной ответственности бизнеса. Недаром практически каждый банк фактически имеет свою социальную ответственность: заботится о детских домах, строительстве храмов, деятелях искусства и так далее, а многие компании стали включать в свою миссию вопросы, связанные со стандартами социальной и духовно-нравственной ответственности. Нынешний круглый стол дает нам вектор для подготовки большого финансового форума в нашей стране.

После трехчасовой дискуссии участники круглого стола пришли к заключению, что духовная роль Русской Православной Церкви, участие религиозных организаций в финансовой деятельности сегодня, как никогда, востребованы обществом и могут стать объективным примером ответственного и честного хозяйствования. Создание тех или иных финансовых инструментов с учетом норм православной этики действительно может стать реальностью. Многие банки, в том числе ведущие, открыты такому диалогу и готовы применять эти инструменты в своей работе, после того как их предложения будут одобрены патриархом Кириллом. В ближайшем будущем пакет таких предложений, подготовленный совместно с Патриаршим советом «Экономика и этика», будет представлен вниманию Его Святейшества.

Банк «Пересвет» ведет свою деятельность с октября 1992 года. До августа 1995 года носил наименование «Акционерный коммерческий банк содействия благотворительности и духовному развитию России «Экспобанк», с июня 1997 года ─ «Акционерный коммерческий банк содействия благотворительности и духовному развитию Отечества «Пересвет». В августе 2018 года полное официальное наименование было сокращено до АО «Акционерный коммерческий банк «Пересвет». В январе 2019 года организационно-правовая форма была изменена на ПАО. На протяжении многих лет в числе своих учредителей банк имел структуры, входящие в состав Русской Православной Церкви (РПЦ) или подконтрольные ей, и обслуживал их финансовые потоки. В декабре 2004 года вошел в состав системы страхования вкладов.

21 октября 2016 года Банк России ввел временную администрацию в банке «Пересвет», а Агентство по страхованию вкладов сообщило о наступлении страхового случая в отношении банка с последующей выплатой страховых возмещений вкладчикам (банком-агентом по выплате было выбрано ПАО «Банк «ФК Открытие»). В кредитной организации также был введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов банка сроком на три месяца, 23 января 2017 года мораторий был продлен на аналогичный срок. С 20 января 2017 года функции временной администрации в банке были возложены на АСВ.

По последним доступным на сайте ЦБ данным (на 28 февраля 2017 года), акционерами банка являлись АО «Экспоцентр» (39,996%, более чем наполовину подконтрольно Торгово-промышленной палате РФ), Русская Православная Церковь (35,30%), теперь уже экс-председатель правления банка Александр Швец (8,89%), Госкорпорация «АСВ» (5,51%), бывший председатель правления банка Виктор Литвяков (3,53%), Лидия Макеева (3,19%), бывший вице-президент и член правления банка Павел Панасенко (1,91%). Миноритариям принадлежало 1,68% акций.

19 апреля 2017 года в качестве инвестора для финансового оздоровления банка «Пересвет» был выбран подконтрольный структурам компании «Роснефть» Всероссийский Банк Развития Регионов (АО «ВБРР»). Кроме того, банку «Пересвет» была предоставлена финансовая помощь, необходимая для обеспечения восстановления его платежеспособности и финансового положения. Также было принято решение привлечь к оздоровлению банка «Пересвет» его крупнейших кредиторов (с их добровольного согласия) посредством механизма bail-in − конвертации части денежных обязательств банка перед его кредиторами в доходные облигации, конвертируемые в акции, которые в последующем должны были быть признаны субординированными. 24 апреля 2017 года банк «Пересвет» возобновил обслуживание клиентов, к этому же моменту свыше 70% кредиторов фининститута приняли решение конвертировать средства, размещенные в банке, в объеме 69,7 млрд рублей в 15-летние облигации.

В настоящее время ВБРР контролирует 100% акций банка «Пересвет».

Кредитная организация представлена головным офисом в Москве, а также филиалом в Санкт-Петербурге. По данным на 31 декабря 2017 года, в банке работало 420 сотрудников (годом ранее - 442). До начала процедуры финансового оздоровления банка сеть его собственных банкоматов насчитывала 25 устройств (все в Москве), в настоящее время собственные банкоматы отсутствуют.

Исторически фининститут был почти полностью ориентирован на обслуживание корпоративных клиентов, розничные программы были в основном представлены для клиентов категории VIP. Отдельным и значимым направлением работы банка являлись различные формы участия в девелоперских проектах. Еще одним достаточно развитым направлением являлось кредитование предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ), в том числе по программам МСП Банка. Несмотря на традиционную специализацию банка на отдельных нишах, в декабре 2015 года фининститут объявил о начале ребрендинга, призванного повысить узнаваемость банка на рынке и его привлекательность для клиентов и инвесторов. Вероятно, целью ребрендинга являлась более активная работа в массовом розничном сегменте, прежде всего в привлечении средств от населения.

В настоящее время в числе услуг для корпоративных клиентов значатся РКО, кредитование (в том числе специальные программы для малого и среднего бизнеса), банковские гарантии, размещение средств в векселя, на депозиты и неснижаемые остатки в банке, дистанционное обслуживание («Банк-Клиент»). Физическим лицам предлагаются РКО, линейка вкладов, сейфовые ячейки, валютообменные операции.

В числе клиентов и заемщиков банка «Пересвет» в различные периоды были замечены такие предприятия, как ГУП «Дирекция гаражного строительства», ГУП «Москоллектор», МГУП «Мослифт», ОАО «Интер РАО ЕЭС» и ее дочерние предприятия (ОАО «ОГК-1», Уренгойская ГРЭС, Нижневартовская ГРЭС, Пермская ГРЭС, Верхнетагильская ГРЭС, ОАО «Восточная энергетическая компания», ОАО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии»), а также предприятия гидроэнергетического комплекса, дочерние структуры и партнеры (ОАО «РусГидро», такие как ЗАО «ГидроИнжинирингСибирь», ОАО «ЭСК РусГидро», ОАО «Ленинградская ГАЭС», ОАО «Загорская ГАЭС-2», ОАО «ЭСКО ЕЭС»), АО «Экспорцентр», ОАО «Промышленная группа Региональный объединенный Союз-Контракт», ОАО «Хлебниковский машиностроительно-судоремонтный завод», ОАО «Невский завод», ОАО «Гончар», ОАО «Ямалтрансстрой», ОАО «Московский машиностроительно-судоремонтный завод», ОАО «Невский завод» и др. Стоит добавить, что банк исторически активно сотрудничал с госкорпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ» и ОАО «МСП Банк», выступал уполномоченным банком Правительства Москвы.

С октября 2016 года банк перестал публиковать ежемесячную отчетность по РСБУ на сайте ЦБ (последние данные представлены за сентябрь), возобновив публикацию лишь в июле 2017 года. С июля 2017 по май 2018 года активы нетто кредитной организации выросли на 26,3% - до 284,5 млрд рублей. В пассивах рост фондировался межбанковскими средствами санатора и долгосрочными депозитами Агентства по страхованию вкладов (АСВ). В активах привлеченная ликвидность была направлена на корпоративное кредитование и покупку облигаций.

На 1 мая 2018 года в составе пассивов с долей в 36,2% преобладали средства корпоративных клиентов, представленные в существенной мере долгосрочными депозитами АСВ. Лишь немного им уступали (доля в 32%) выпущенные долговые обязательства банка, практически полностью сформированные облигациями. Доля МБК, привлеченных от инвестора, составляла 18,7%. Оставшаяся часть пассивов была сформирована собственным капиталом, объем которого за исследуемый период вырос по методике ЦБ более чем в четыре раза. Обороты по счетам клиентов остаются относительно невысокими, составляя с начала 2018 года 4,5-30,0 млрд рублей.

В активах на отчетную дату кредитный портфель занимал 70%. Вложения в ценные бумаги занимали 18,7%, выданные МБК - 4,2%, высоколиквидные активы - 1,3% (преимущественно остатки на корсчетах). Совокупная доля основных средств и прочих активов составляла чуть менее 6%.

С июля 2017 по май 2018 гг. кредитный портфель банка вырос почти на четверть, немного не дотянув до отметки в 200 млрд рублей, однако рост в существенной мере был обеспечен просроченной задолженностью. Портфель на 98% сформирован кредитами юридических лиц. Уровень просроченной задолженности остается крайне высоким, превышая половину совокупного портфеля - 59,4% (55,4% на начало периода). Резервы составляют лишь 7,6% от портфеля, уровень обеспечения имуществом - 55,6%. На конец 2017 года крупнейшими отраслевыми сегментами в кредитном портфеле являлись инфраструктура (23,9% в портфеле), торговля (22,1%), услуги (16,9%), строительство и недвижимость (16,8%).

Портфель ценных бумаг вырос за исследуемый период на 85%, представлен преимущественно облигациями. Примерно половину облигаций составляют ОФЗ, еще треть - бумаги российских банков. Лишь порядка 14% бумаг на отчетную дату было передано в залог по сделкам РЕПО. Обороты по сделкам РЕПО в отдельные месяцы высокие, однако отличаются волатильностью. Так, с начала 2018 года внутримесячные обороты колебались в диапазоне 9-135 млрд рублей.

На рынке межбанковского кредитования банк как размещает ликвидность, так и привлекает средства (предположительно, у своего инвестора). Обороты по размещению за исследуемый период составляли от 11 млрд до 315 млрд рублей, по привлечению - от 5 млрд до 174 млрд рублей.

За 2017 год банк получил 65,9 млрд рублей чистой прибыли, за первые четыре месяца 2018 года - 1,3 млрд рублей.

Совет директоров: Дина Маликова (председатель),Владимир Андрианов, Михаил Полунин, Светлана Хохлова, Павел Каравацкий.

Правлени: Денис Гумеров (и. о. президента), Рушан Галиев, Ольга Коданиди, Сергей Литус.

В нескольких регионах России планируют начать создание православной финансовой системы и православного банка, сообщают «Известия» . С такой инициативой к главам Белгородской, Кемеровской и Псковской областей, Республики Марий Эл и Ставропольского края обратился глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин. Сообщается, что банк не будет выдавать кредиты и принимать вклады, а станет посредником между православными инвесторами.

— Я разослал письма губернаторам, которые известны большим количеством инициатив по поддержке православного образа жизни, — рассказал протоиерей Всеволод Чаплин. — Инициатива со стороны бизнесменов уже есть, но компании не должны воспринимать православный банк как способ быстро выделиться. Мы пытаемся распределить владение банком, чтобы никто не мог говорить о нем как о собственном бизнес-предприятии, будем смотреть, как эта система может быть оформлена организационно.

Руководитель рабочей группы по созданию православной финансовой системы в рамках Московского патриархата Дмитрий Сурмило пояснил, что пока речь идет о пилотном проекте в нескольких регионах, который потом распространится на всю Россию. Предполагается, что капитал православного банка составит в районе 400 миллионов рублей и будет разделен как минимум по 11 равным пакетам (каждый меньше 10%), кроме того, на следующем этапе авторы концепции планируют предложить частично формировать капитал в золоте.

Один из авторов концепции православной финансовой системы — Дмитрий Любомудров рассказал, что банк будет призывать россиян вкладывать средства не в ценные бумаги, а в конкретные проекты, выступая при этом гарантом при сделках.

— В нашем банке мы хотим отказаться от ссудного процента, а банк будет использоваться только в качестве надежной расчетной и контрольной системы, — рассказал Любомудров. — Будем пытаться призвать соотечественников инвестировать деньги в конкретные проекты, которых в нашей стране много. Владельцы будут сами решать, куда инвестировать — в венчурные наномолекулы или обычный магазин, а банк будет гарантом при партнерских сделках.

Некоторые специалисты скептически отнеслись к идее создания православного банка. Так, начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий считает, что православные священники не смогут выполнять функции омбудсменов для решения экономических споров.

— Православный банкинг — явная калька с исламского банкинга, который не просто успешен, а суперуспешен. Один из секретов этого успеха кроется в огромном авторитете исламских священников. Мусульманский муфтий может выполнять функции омбудсмена для решения споров, в том числе экономических. Справится ли русский поп с такой задачей — неизвестно, — говорит Осадчий.

Неудачной идея создания православного банка кажется и протодиакону Русской православной церкви Андрею Кураеву.

То, что Московская патриархия сейчас является совладельцем банков, мне не нравится. Я понимаю, когда серьезный и крупный холдинг типа «Газпрома» организует свой банк. Церковь разве бизнес-контора? — удивляется священнослужитель.