ЗРК «Тор-М2»: лучший в мире или нет? Максимальные массы и габариты транспортных средств, эксплуатируемых на автомобильных дорогах общего пользования.

Ижевский электромеханический завод «Купол» впервые поставил полковой комплект ЗРК малой дальности 9К331М «Тор-М2» для оснащения 538-го зенитного ракетного полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии Западного военного округа. Об этом сообщил в ходе Единого дня военной приемки командир полка Константин Демидов.

После завершения обучения личного состава в учебном центре в Ейске и прохождения боевых стыковочных стрельб полк переместится в пункт постоянной дислокации.

Поставки комплекса начались в прошлом году. Тогда завод «Купол», входящий в концерн «Алмаз-Антей», передал в Сухопутные войска РФ два дивизионных комплекта. Соответственно, в этом году серийное производство новых «Торов» расширилось.

Самоходный ЗРК «Тор», несмотря на то, что был уже неоднократно модернизирован, — сравнительно молодой комплекс. Эта разработка московского Научно-исследовательского электромеханического института (НИЭИ) была внедрена в производство на ижевском заводе «Купол» в начале 80-х годов. А на вооружение первый «Тор», без индекса, был принят в 1986 году.

В 1991 году в войска начал поступать «Тор-М1». Затем появилось еще несколько модификаций, в которых варьировалось шасси — и гусеничное, и колесное. Были также созданы буксируемый и стационарный комплекс. А также морской для установки на кораблях.

«Тор-М2» был принят на вооружение в этом десятилетии, и сейчас им начинают интенсивно комплектовать вооруженные силы для противовоздушной обороны в ближней зоне мотострелковых и танковых дивизий. Примерно в это же время появилась и еще одна модификация — «Тор-М2У», два дивизиона которых уже тоже поступили в войска.

«Тор-М2» предназначен для эффективной борьбы с ракетами класса «воздух-земля», управляемыми и корректируемыми авиабомбами, противорадиолокационными ракетами и другим высокоточным оружием нового поколения, самолетами тактической и армейской авиации, крылатыми ракетами, вертолетами, беспилотными летательными аппаратами.

Ракеты комплекса способны поражать цели в условиях радиоэлектронного противодействия, а также отражать массированные атаки.

Существенным отличием новой модификации комплекса от предыдущих является повышение возможностей обнаружения и сопровождения целей станции обнаружения, которая оснащена новой антенной на базе щелевой фазированной антенной решетки. В совокупности с обновленным программным обеспечением это позволяет обнаруживать цели, при создании которых максимально использовались стелс-технологии. Одновременно новая станция обладает повышенной, в сравнении с «Тор-М1», помехозащищенностью. Также работу ЗРК обслуживает новая электронно-оптическая аппаратура обнаружения целей.

Станция определения не только находит и опознает цели, подлежащие уничтожению, но и оценивает воздушную обстановку, в автоматическом режиме определяет наиболее опасные из них, производит автосопровождение и фиксирует момент вхождения целей в зону обстрела. После пуска ракет производится их автоматическое наведение на цели радиокомандным способом.

Старт одноступенчатой твердотопливной ракеты осуществляется катапультным способом за счет порохового ускорителя. Маневрирование ведется при помощи газодинамических рулей. Осколочно-фугасная боевая часть может срабатывать как контактным способом, так и за счет срабатывания индукционного датчика, определяющего подлет к объекту значительной массы.

При этом ракета развивает скорость до 800 м/с и способна маневрировать с ускорением до 30g. Максимальная скорость сбиваемых целей — 750 м/с, а перегрузка — 12g.

Зона поражения цели по дальности — от 100 м до 15000 м, по высоте — от 10 м до 10000 м.

Количество обнаруживаемых целей — до 48, одновременно сопровождаемых — 10, одновременно обстреливаемых — 4. При этом боевые машины дивизиона могут обмениваться информацией об обнаруженных целях и перераспределять их между собой.

И командир полка Константин Демидов, принявший на вооружение полковой комплект ЗРК, и разработчики, и высшие чины Министерства обороны утверждают, что «Тор-М2» не имеет аналогов в мире по своим боевым возможностям. Если сравнивать с лучшим американским ЗРК ближней зоны, то тут, действительно, наблюдается многократное превышение.

ЗРК M1097 Avenger был создан компанией Boeing Aerospace Company в 1989 году. Разработчики сильно не напряглись, установив на армейский внедорожник HMMWV два транспортно-пусковых контейнера на 4 ракеты «Стингер» в каждом. Также в комплект входит пулемет калибра 12,7 мм. Дальность стрельбы — 5,5 км, максимальная высота цели — 3,8 км.

Безусловно уступает российскому комплексу и франко-немецкий ЗРК «Роланд» как на колесном, так и на гусеничном шасси, эксплуатирующийся с 1977 года. Принцип наведения и сопровождения ракеты на цель такой же, как и у «Тора». Однако характеристики комплекса слабее. Ракета имеет максимальную скорость, не превышающую 1,2 М. Дальность стрельбы — 6,3 км, максимальная высота цели — 5,5 км.

Немцы около 15 лет назад приняли на вооружение новый комплекс — LeFlaSys/ASRAD, который считается совершеннее «Роланда». Но в нем присутствует некоторая несбалансированность. У комплекса прекрасные средства обнаружения и сопровождения целей по РЛС и инфракрасным каналам, основанные на мощном аппаратном и программном оснащении. Их дальность превышает 20 километров, число сопровождаемых целей — до 20. Но при этом используются ракеты от ПЗРК — «Мистраль» и «Стингер», имеющие слишком низкий потолок, чтобы бороться с высотными целями. К тому же комплекс, установленный на гусеничное шасси, вооружен лишь четырьмя ракетами.

А вот при сравнении «Тора» с израильским ЗРК Spyder-SR не все столь очевидно. Прежде всего, следует сказать, что средства обнаружения у Spyder более эффективны. Цели засекаются на расстоянии до 35 км. И при этом число сопровождаемых целей может достигать 60-и. Однако не вполне понятно, для чего нужна такая гигантомания, поскольку боевая машина вооружена лишь четырьмя ракетами. Шестиосное колесное шасси слабовато, больше ракет оно не потянет.

Любопытно решен вопрос используемых зенитных ракет. Они класса «воздух-воздух», используемые в истребительной авиации. К ним приделали пороховые ускорители и поместили в транспортно-пусковые контейнеры.

Spyder использует два типа ракет. Одна имеет радиолокационную головку самонаведения, вторая — инфракрасную. Этим обеспечивается всепогодность использования комплекса. «Слабая» ракета — инфракрасная, она имеет дальность, равную 20 км, высоту — 9 км. «Сильная» — радиолокационная с дальностью до 35 км и высотой стрельбы до 16 км. Сильной стороной «слабой» ракеты является то, что она имеет инфракрасную ГСН матричного типа с разрешающей способностью 320×240 пикселей. Обмануть ее довольно затруднительно.

Что же касается динамических характеристик израильских ракет, то известно, что они имеют максимальную скорость в 4 М. Но эта скорость исчисляется при запуске с летящего со сверхзвуковой скоростью самолета, то есть две скорости складываются. Что соотносится со скоростью ракеты «Тора» — она превышает 2,5 М. Но вот по маневренности наша ракета более эффективна, она имеет перегрузку в 30g. Израильская выдерживает лишь 12g.

Из чего можно сделать вывод, что если российский «Тор» и не имеет в мире аналогов, то далеко не по всем характеристикам.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА
РОССИИ


ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,
ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Москва, 1999 г.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА РОССИИ
(ФДС России)

ПРИКАЗ

г. Москва

Об утверждении норм «Максимальные массы и габариты транспортных средств, эксплуатируемых на автомобильных дорогах общего пользования»

В целях обеспечения безопасности дорожного движения, надежности и сохранности автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений с учетом их несущей способности и грузоподъемности ПРИКАЗЫВАЮ: 1 . Утвердить прилагаемые нормы «Максимальные массы и габариты транспортных средств, эксплуатируемых на автомобильных дорогах общего пользования», согласованные с Минтрансом России и МВД России. 2 . Отделу обеспечения сохранности дорог ФДС России (Сорокин С.Ф.) совместно с Юридическим Управлением ФДС России (Еникеев Ш.С.) согласовать в установленном порядке с заинтересованными министерствами и ведомствами и представить до 1 июня 1999 г. на утверждение руководству ФДС России «Правила пропуска тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования» и «Инструкцию о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по автомобильным дорогам общего пользования». 3 . Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФДС России Урманова И.А. Руководитель В.Г. Артюхов

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ДОРОЖНАЯ СЛУЖБА
РОССИИ

МАКСИМАЛЬНЫЕ МАССЫ И ГАБАРИТЫ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ,
ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ
ДОРОГАХ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Москва, 1999 г.

1 . Общие положения

1.1 . Положения, изложенные в настоящих нормах, относятся к массе и размерам транспортных средств, разрешенных для использования в Российской Федерации на автомобильных дорогах общего пользования, установлены исходя из требований обеспечения безопасности дорожного движения, надежности и сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений с учетом их несущей способности и грузоподъемности. Изложенные ниже ограничения по массе и габаритам транспортных средств не относятся к производству транспортных средств, требования к которому устанавливаются иными стандартами и нормами. 1.2 . Транспортные средства или его части, образующие часть комбинированных транспортных средств, размеры, а также общая масса и осевая нагрузка которых не превосходят значений, установленных разделами 3 , 4 и 5 настоящих норм, допускаются к передвижению по федеральным и территориальным автомобильным дорогам общего пользования. Для остальных автомобильных дорог, запроектированных и построенных на меньшие, чем указанные в разделах 3, 4 и 5 нагрузки, владельцами автомобильных дорог могут устанавливаться иные (меньшие) предельные значения массы транспортных средств, для федеральных автомобильных дорог - Федеральной дорожной службой России, для территориальных автомобильных дорог - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, для муниципальных автомобильных дорог - органами местного самоуправления. Решения об уменьшении приведенных ниже размеров и масс транспортных средств принимаются на основании результатов обследования автомобильных дорог и могут носить постоянный или временный характер. При этом орган, принявший такое решение, обязан в установленном порядке установить соответствующие дорожные знаки на автомобильной дороге или ее участке, на котором введены дополнительные ограничения по массе и размерам транспортных средств и проинформировать об этом пользователей автомобильных дорог. 1.3 . Транспортное средство и его часть, образующая комбинированное транспортное средство, масса и/или осевая нагрузка кото рого и/или размер которого превышают максимальные значения, установленные настоящими нормами, могут передвигаться по автомобильным дорогам только при наличии специальных разрешений, выдаваемых в установленном порядке компетентными органами. Движение таких транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляется в соответствии с «Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации», утвержденной Минтрансом России 27.05.96 г. 1.4 . Кроме предельных значений общей массы и осевых нагрузок, установленных настоящими требованиями, масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для конкретного транспортного средства. 1.5 . Для целей настоящих норм использованы следующие понятия и определения: Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по автомобильным дорогам грузов и пассажиров; Грузовой автомобиль - транспортное средство, запроектированное и построенное исключительно или преимущественно для перевозки грузов; Тягач - транспортное средство, запроектированное и построенное исключительно или преимущественно для буксировки прицепа или полуприцепа; Прицеп - транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов путем буксировки тягачом или грузовым автомобилем; Полуприцеп - специально оборудованное для перевозки грузов, предназначенное для соединения с тягачом таким образом, чтобы часть этого транспортного средства располагалась непосредственно на тягаче и передавала ему значительную долю своего веса; Автопоезд - комбинированное транспортное средство, состоящее из грузового автомобиля и прицепа; Сочлененное транспортное средство - комбинированное транспортное средство, состоящее из тягача, сочлененного с полуприцепом; Автобус - транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и их багажа, имеющее более девяти сидячих мест, включая место для водителя; Сочлененный автобус - автобус, состоящий из двух или более жестких секций, соединенных друг с другом и имеющим пассажирский салон в каждой секции, позволяющий пассажирам свободно перемещаться из одного салона в другой; Комбинированное транспортное средство - комбинация грузового автомобиля, состоящего из грузового автомобиля, соединенного с полуприцепом; Максимальная длина, ширина и высота транспортного средства - длина, ширина и высота транспортного средства с грузом или без груза, не превышающая значений, указанных в разделе 3 настоящих норм; Максимальные линейные параметры транспортного средства - линейные параметры, не превышающие значений, указанных в разделе 3 настоящих норм; Максимальная масса транспортного средства - масса транспортного средства с грузом или без груза, которая не превышает значений, указанных в разделе 4 настоящих норм; - масса, передающаяся через ось транспортного средства на поверхность автомобильной дороги, не превышающая нормативного значения; Неделимый груз - груз, который при перевозке по автомобильной дороге не может быть разделен на две или более частей без чрезмерных затрат или риска его порчи и который, будучи погруженным на транспортное средство, будет превышать его максимальные размеры и массу; Воздушная подвеска - система подвески, в которой амортизирующим элементом является воздух; Тележка - две и более осей, имеющих общую подвеску к транспортному средству; Одиночная ось - ось транспортного средства, расположенная на расстоянии более 1,8 м до ближайшей оси этого транспортного средства; Сближенные оси - оси (две или более) транспортного средства, расположенные на расстоянии между ними менее 1,8 м.

2 . Измерение массы и размеров транспортных средств

2.1 . Длина транспортного средства измеряется в соответствии со стандартом ISO 612-1978 пункт 6.1. При этом при измерении длины в соответствии с положениями этого стандарта, не учитываются следующие устройства, смонтированные на автомобиле: устройство для очистки стекол и брызговики; фронтальные и боковые маркировочные пластины; устройства для пломбирования и защитные приспособления для них; устройства для закрепления брезента и защитные приспособления для них; оборудование для электроосвещения; зеркала задней обзорности; приспособления для обзора пространства за автомобилем; воздуховодные трубки; длина клапанов и разъемов для соединения с прицепами или съемными кузовами; ступеньки для доступа в кузов; подъемник для записной автопокрышки; подъемные платформы, ступеньки для доступа и аналогичное оборудование, не превышающее в рабочем положении 200 мм и выполненное таким образом, чтобы они не могли увеличивать предельную массу загрузки автомобиля; сцепные устройства для буксировки транспортных средств или прицепов. 2.2 . Высота транспортного средства измеряется в соответствии со стандартом ISO 612-1978 пункт 6.3. Причем, при измерении высоты с учетом положений этого стандарта не должны учитываться следующие устройства, смонтированные на транспортном средстве: антенны; пантограф в поднятом положении. Для транспортных средств, имеющих устройство для подъема оси, учитывается эффект от воздействия этого устройства. 2.3 . Ширина транспортного средства измеряется в соответствии со стандартом ISO 612-1978 пункт 6.2. При измерении ширины транспортного средства с учетом положений этого стандарта не должны учитываться следующие устройства, смонтированные на автомобиле: устройства для пломб и печатей и защитные приспособления к ним; устройства для закрепления брезента и защитные приспособления для них; устройства для опознавания повреждения автопокрышек; выступающие гибкие части брызговиков; осветительное оборудование; ступеньки в рабочем положении, подвесные платформы и аналогичное оборудование, которые в рабочем положении не превышают 10 мм с каждой стороны транспортного средства и обращенные вперед или назад, углы которых имеют закругления радиусом не менее 5 мм, и кромки которых имеют закругления с радиусом не менее 2,5 мм; зеркала для заднего обзора; индикаторы давления в автопокрышках; втягивающиеся или убирающиеся ступени; искривленная часть поверхности автопокрышки, выступающая за точку ее контакта с землей. 2.4 . Осевая масса транспортного средства измеряется при динамической вертикальной нагрузке, передающейся через одиночную ось на поверхность автомобильной дороги, от груженого автомобиля. Измерение производится специальными автомобильными весами, прошедшими аттестацию в установленном порядке. Осевая масса тележки, расположенной на одной подвеске, с учетом конструкции транспортного средства, определяется как сумма измерений массы каждой из осей, входящих в тележку. 2.5 . Полная масса транспортного средства или его части, образующей часть комбинированного транспортного средства, определяется как сумма измеренных масс всех осей транспортного средства или его части.

3 . Максимальные размеры и другие параметры транспортных средств

Максимальные размеры транспортных средств с учетом размеров съемных кузовов и тары для грузов, включая контейнеры, не должны превышать приведенных ниже значений. 3.1 . Максимальная длина: грузового автомобиля - 12,00 м прицепа - 12,00 м сочлененного транспортного средства - 16,5 м сочлененного автобуса - 18,00 м автопоезда - 20,00 м 3.2 . Максимальная ширина: всех транспортных средств - 2,50 м 3.3 . Максимальная высота - 4,00 м 3.4 . Максимальное расстояние между осью запора сцепного устройства и задней частью полуприцепа не должно превышать 12,00 м. 3.5 . Максимальное расстояние, измеренное параллельно продольной оси автопоезда от внешней передней точки кузова или площадки для установки груза за кабиной до задней внешней точки прицепа, минус расстояние между задней частью тягача и передней частью прицепа не должно превышать 15,65 м. 3.6 . Максимальное расстояние, измеренное параллельно продольной оси автопоезда, от внешней передней точки кузова или платформы для установки груза за кабиной до задней внешней точки полуприцепа не должно превышать 16,40 м. 3.7 . Установленный в кузове транспортного средства груз не должен выступать за заднюю внешнюю точку автомобиля или прицепа более чем на 2,00 м. 3.8 . Расстояние между задней осью грузового автомобиля и передней осью прицепа должно быть не менее 3,00 м. 3.9 . Горизонтально измеренное расстояние между осью шарнирного крепления полуприцепа и любой точкой передней части полуприцепа не должно превышать 2,04 м. 3.10 . Любое транспортное средство при движении должно обеспечивать возможность поворота в пределах пространства, ограниченного внешним радиусом 12,50 м и внутренним радиусом 5,30 м. 3.11 . Максимальное расстояние между осью запора сцепного устройства и задней частью комбинированного транспортного средства не должно превышать 12,00 м.

4 . Нормативная общая масса транспортных средств*

* Нормативные общие массы транспортных средств не допускается превышать более чем на 20 %.

Таблица 4.1

Тип автотранспортного средства

Нормативная общая масса автотранспортного средства, т

Грузовые автомобили а) двухосный автомобиль
б) трехосный автомобиль
г) четырехосный автомобиль с двумя ведущими осями, каждая из которых состоит из двух пар колес и имеет воздушную или эквивалентную ей подвеску
Транспортные средства, образующие часть комбинированного транспортного средства а) двухосный прицеп
б) трехосный прицеп
Комбинированные транспортные средства Сочлененные транспортные средства
а) двухосный тягач с двухосным полуприцепом при общей базе 11,2 м и более
б) двухосный тягач с трехосным полуприцепом при общей базе 12,1 м и более
в) трехосный тягач с двухосным полуприцепом при общей базе 11,7 м и более
г) трехосный тягач с трехосным полуприцепом при общей базе 12,1 и более
д) транспортное средство, состоящее из 18-ти тонного грузовика и 20-и тонного полуприцепа в случае, если транспортное средство имеет ведущую ось, состоящую из спаренных колес и оборудована воздушной или эквивалентной ей подвеской при общей базе 13,3 м и более
Автопоезда а) двухосный грузовой автомобиль с двухосным прицепом при общей базе 12,1 м и более
б) двухосный грузовой автомобиль с трехосным прицепом при общей базе 14,6 м и более
в) двухосный грузовой автомобиль с четырехосным прицепом при общей базе 16,5 м и более
г) трехосный грузовой автомобиль с двухосным прицепом при общей базе 14,6 м и более
д) трехосный грузовой автомобиль с трехосным прицепом при общей базе 15,9 м и более
е) трехосный грузовой автомобиль с четырехосным прицепом при общей базе 18 м и более
Автобусы а) двухосный автобус
б) трехосный автобус
в) трехосный шарнирно сочлененный автобус
г) четырехосный шарнирно сочлененный автобус

5 . Нормативные осевые нагрузки автотранспортных средств

Таблица 5.1 .

Нормативные осевые нагрузки автотранспортных средств *

* Осевые нагрузки автотранспортных средств не должны превышать нормативные осевые нагрузки более чем на 40 %.

Типы осей транспортных средств

Расчетная осевая нагрузка, на которую рассчитана дорожная одежда, тс

двухскатные

односкатные

Одиночные оси
Сдвоенные оси прицепов, полуприцепов, ведущие оси грузовых автомобилей и автобусов при расстояниях между осями:
г) равном или более 1,8 м
Строенные оси прицепов и полуприцепов при расстояниях между осями:
а) более 0,5 м, но менее 1,0 м
б) равном или более 1,0 м, но менее 1,3 м
в) равном или более 1,3 м, но менее 1,8 м
г) равном или более 1,8 м
- то же, при креплении на воздушной или эквивалентной ей подвеске
5.8 . Вес, передающийся на ведущую или ведущие оси автомобиля или комбинированного транспортного средства не должен быть менее 25 % от суммарного веса автомобиля или комбинированного транспортного средства.
1. Общие положения. 2 2. Измерение массы и размеров транспортных средств. 3 3. Максимальные размеры и другие параметры транспортных средств. 4 4. Нормативная общая масса транспортных средств. 5 5. Нормативные осевые нагрузки автотранспортных средств. 6

Площадь самого масштабного проекта в старых границах Москвы превышает 2 млн кв. м, говорится в сообщении компании Est-a-Tet.

Речь идет о микрорайоне “Некрасовка ” , уточняется в сообщении. На текущий момент на реализации в проекте находится 60,1 тыс. кв. м предложения со средней ценой 96,4 тыс. руб./кв. м. Минимальный бюджет покупки в проекте - 3,8 млн руб. за квартиру общей площадью 32,6 кв.м. Корпуса находятся на разных стадиях готовности, большинство - уже возведено. На первых этажах жилых корпусов разместятся помещения коммерческого назначения для инфраструктурных объектов.В отдельных зданиях планируется размещение 7 школ, 10 детских садов и 2 поликлиник. Запроектировано возведение ФОК, также в районе ведется строительство станции метро “Некрасовка ” .

На втором месте среди самых масштабных столичных проектов расположился "ЗИЛАРТ ", где запроектировано возведение более 1,5 млн кв. м жилья и инфраструктуры. Средняя цена в проекте составляет 215,9 тыс. руб./кв. м, минимальный бюджет покупки начинается от 8 млн руб. за квартиру площадью 36,1 кв. м. Корпуса в реализации находятся на разных стадиях готовности. Всего в “ЗИЛАРТ ” на текущий момент реализуетсяпорядка 56 тыс. кв. м жилья. В перспективе на территории ЗИЛпоявится парк развлечений мирового уровня “Остров желаний ” , в рамках самого “ЗИЛАРТ ” - музейный центр “Эрмитаж-Москва ” , благоустроенная набережная, драматический и кукольный театры и т.д. Большая часть территории проекта будет отведена под озеленение (парк на 14 га).

На третьем месте по объему предложения расположился жилой комплекс комфорт-класса " Город на реке Тушино-2018 ", в котором будет возведено 1,55 млн кв. м. Средняя цена в проекте составляет 173,1 тыс. руб./кв. м, минимальный бюджет покупки начинается от 6,8 млн руб. за квартиру площадью 40,8 кв. м. Один из корпусов находится на стадии фасадных работ, второй - на начальной этапе. Более 15% возводимого объема площадей "Города на рекеТушино-2018" придется на спортивные объекты, в том числе уже построенный стадион “Открытие Арена ” . В проекте предусмотрено 6 детских садов, 3 школы, поликлиника, центр спортивной медицины, собственная противопожарная служба, а также новый интермодальный транспортно-пересадочный узел рядом с уже работающей станцией метро " Спартак".

В начале 2017 года рынок пополнил еще один знаковый проект - первый комплекс жилых небоскребов “ЦЕНТР-СИТИ ” с общим объемом застройки 266 тыс. кв. м. На текущий момент в проекте реализуется 71,8 тыс. кв. м. При этом в “ЦЕНТР-СИТИ ” представлен наиболее доступный в границах ЦАО бюджет покупки - 5,9 млн руб. за квартиру площадью 29,5 кв. м.Жилой комплекс возводится на территории бывшего Мелькомбината №4, в 150 метрах от станции МЦК и одноименной станции метро “Шелепиха ” , а также в нескольких минутах ходьбы от главного делового кластера столицы - ММДЦ “Москва-Сити ” . “ЦЕНТР-СИТИ ” представлен в формате жилых небоскребов (самое высокое здание достигнет 180 м, 53 этажа), он также станет значимой частью глобального проекта развития данной территории “Большое Сити ” .

"Большинство масштабных проектов в активной стадии реализации вышли в 2015 году, который стал точкой отсчета для развития стратегического резерва рынка жилья в Москве- промзон. Если ранее масштабные проекты, такие как, например, мкр. “Некрасовка ” и мкр. “Царицыно ” относились к массовому сегменту, то сейчас новые крупные площадки по своей концепции развития доросли до комфорт- и бизнес-класса" , - говорит руководитель Аналитического и консалтингового центра Est-a-Tet Юлия Сапор, слова которой приводятся в сообщении.

Знак 120 уже может встречаться из-за изменений в правилах (примечания к п.10.3)

Знак "130" есть как минимум на М4.

Спасибо за ответ, это мне известно, я хотел узнать другое... Получается нашему законодательству наплевать на то,что при скорости ветра 19 м/с, то есть 68 км/ч скорость на электронном табло составляет 110 км/ч.

Есть машины, которые при увеличении скорости прижимаются ещё сильнее к дороге и для них серьезный порыв ветра уже тогда, когда более грузные машины будет сбрасывать. На все типы машин табло не напасёшься, да и знаков соответствующих нет. К примеру спорт-кары и внедорожники относятся к одному классу легковых авто, а реакция на порыв ветра кардинально отличается.

Здравствуйте. На КАД разрешённая скорость 110 км/час. Дорожные службы халатно отнеслись к своей работе по уборке дорожного покрытия и на электронных табло указали скорость 70 км/час. При этом сообщили, что будут штрафовать сразу после превышения скорости 110 км/час. Однако по закону превышение разрешённой скорости на 20 км/час и менее не наказывается штрафом. Насколько правомочно решение ГИБДД наказывать за превышение до 20 км/час?

Юрий , под табло Вы подразумеваете знаки с изменяемыми изображениями?

Если да, то приложите схему расположения табло и дорожных знаков (ограничивающих скорость) на пути Вашего следования.

К сожалению у меня нет схемы. Это информационные табло над КАДом, где указывается скорость и различные уведомления типа ремонт дороги, скользкая дорога.

Юрий , значения на табло противоречат обычным дорожным знакам?

Конечно противоречат - по КАДу разрешённая скорость 110 км/час.

Юрий , после каждого знака "110" Вы можете ехать со скоростью 110 км/ч. Штрафовать могут при 130 км/ч.

После каждого табло "70" Вы можете ехать со скоростью 70 км/ч. Штрафовать могут при 90 км/ч.

Табло это по сути те же самые знаки. Каждый следующий знак (табло) отменяет действие предшествующего.

Удачи на дорогах!

Спасибо, но на КАДе не стоят знаки 110 км/час. Сомневаюсь однако, что электронные знаки над КАДом имеют законную силу. Думаю, что это всё таки информационные значения и рекомендуют данную скорость, а не обязывают.

Спасибо, но на КАДе не стоят знаки 110 км/час.

А почему тогда Вы считаете, что там можно двигаться с этой скоростью?

Юрий

Удачи на дорогах!

Юрий , в данном случае максимальная скорость движения устанавливается табло. Не думаю, что эти табло поддельные, сотрудники ГИБДД не стали бы с такими связываться.

Т.е. табло аналогично знаку 3.24 и устанавливает максимальную скорость движения. Если превысить ее на 20 км/ч или более, можно получить штраф.

Удачи на дорогах!

wowick , в данном случае используется следующая логическая цепочка.

1. В самом тексте правил дорожного движения изображения не используются. Текст документа представляет собой просто текст с номерами и описаниями знаков. Публикуемые тексты правил содержат знаки, чтобы упростить восприятие правил водителями.

2. В начале приложения 1 есть следующее предложение:

Нумерация дорожных знаков соответствует ГОСТу Р 52290-2004.

Т.е. описание изображений знаков можно найти в этом ГОСТ.

3. В самом ГОСТ есть следующий абзац:

5.2.1. Знаки изготовляют с использованием световозвращающих материалов, с внутренним освещением, с внешним освещением. Элементы изображения черного и серого цветов знаков не должны обладать световозвращающим эффектом.

Допускается изготовлять знаки со световой индикацией с обозначениями надписей и символов в матричной форме . При этом допускается заменять надписи и символы черного цвета на белый или желтый цвет, а белый фон знаков - на черный в случаях, если это не приведет к их ошибочному восприятию. Замену красного цвета фона, символа и каймы знаков и размеров их изображения не допускают.

Так что знаки-табло, это тоже дорожные знаки.

Удачи на дорогах!

Исходя из всего выше перечисленного предлагаю другую крайность:- чтобы люди на дорогах не нарушали скоростной режим делать автомобили двигающие со скоростью 60км/ч и проблема превышения скорости будет решена. Остальные транспортные средства с более большой скоростью в стране запретить навсегда. Тем самым мы решим проблему со скоростью на дорогах. Вот только тогда не за что будет людей грабить? да господа власть имущие)

Это уже было много лет назад (в прошлом веке). Все работало. А в этом веке, скоростной режим возрос, а дороги стали хуже, чем в прошлом веке.

Думаю лучше сделать совсем по-другому. Автомобилям, скорость которых превышает 60 км/ч., запретить ездить по дорогам, а только на спортивных треках.

Здравствуйте.

О каких соответствующих знаках говорится в примечании к пункту 10.2 ? Если о знаке 3.24 который используется для примера в начале Вашей статьи, то по моему субъективному мнению это не корректно, ведь знак 3.24 является запрещающим, вот пример: на участке дороги видим знак 3.24 (90), этот знак запрещает превышать скорость указанную на знаке, а значит скорость выше той что указана на знаке 3.24 была разрешена ранее. Ведь согласитесь, нельзя запретить то что не разрешено.

Нужен новый знак использующийся отдельно или совместно со знаками 5.1 и 5.3, и привести в порядок 10-ый раздел, а то получается что: Скорость движения на автомагистрали регламентируется пунктом о скорости движения ВНЕ населенного пункта, а примечание пункта 10.2 регламентирует скорость движения В НАСЕЛЕННОМ ПУНКТЕ со скоростью установленной для автомагистрали, но ведь эта скорость разрешена на автомагистрали ВНЕ населенного пункта.

Брал авто в аренду на 5 дней, в скроем времени сдал обратно. Через 3 дня после сдачи, собственник авто попросил меня оплатить штраф за превышение скорости зафиксированное технически средствами (камера сфотала). Я решил поступить по совести и собрался оплатить. И снова поступила жалоба, что пришёл ещё один штраф, в нем сумма уже 2000₽ за повторное правонарушение. Я посмотрел по штрафам и выяснилось, что до первого мною полученного штрафа, у собственника авто висело ещё 2 неоплаченных штрафа так же за превышение, и вынесенный "мне" штраф за повтор, был уже четвёртым за неделю. Но предыдущие 2 не мои! Как поступить в данной ситуации???

Руслан , штрафы за нарушения, которые допустили Вы, следует оплатить. Штрафы за другие периоды оплачивать не следует, пусть с ними разбирается собственник автомобиля.

Удачи на дорогах!

У меня такой вопрос. Авто записано на меня. Первый раз превышение скорости было моей супругой, а второй раз (в течении года) уже мной и что же делать? Как быть?

и что же делать? Как быть?

Соблюдать ПДД. Или не попадаться.

Илдар , штраф накладывается на собственника транспортного средства. Если после первого нарушения жена не обратилась в ГИБДД, чтобы "переписать" штраф на себя, то оба штрафа наложены на Вас. Во втором случае наказание будет наложено за повторное нарушение правил.

Удачи на дорогах!

Евгений-189

Вопрос- Превысил скорость в городе на 20-40км.Через 4 месяца у меня с карты и сберкнижки сняли судебный пристав 500р. Самое интересное я письма не получал и вообще ничего не знал.нарушение было зафиксировано на камеру (тренога). Вам наверное выгодно брать 100процентную оплату

Евгений , я не собираюсь сбором штрафов с автовладельцев, поэтому мне это абсолютно не выгодно.

А еще лучше просто соблюдайте требования правил дорожного движения. Как показывает практика, это совсем не сложно.

Удачи на дорогах!

Евгения-24

Максим, здравствуйте!

2 дня назад я получила сразу 2 штрафа за превышение скорости (ехала в черте города со скоростью 88-90 км/ч), причем оказалось, что камеры (треноги) зафиксировали меня в один и тот же день и почти в одном и том же месте (разница во времени на фото 1,5 минуты).

Вопрос такой: законно ли требовать с меня 2 штрафа за одно и то же нарушение, если в КоАП в ст.4.1 сказано, что "Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение".

в КоАП в ст.4.1 сказано, что "Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение".

Евгения-24 , почему Вы считаете, что превышение скорости с интервалом 1,5 минуты - это одно нарушение?

Евгения , здравствуйте.

Уточните, штрафы пришли с одной камеры или с разных? Вы проезжали мимо них 1 раз или 2?

Привысила скорость в черте города на 40км/ч, но владелец машины отец. Ему пришло смс, мол так и так, оплатите. Вопросов нет, оплачу, ибо косяк мой. НО! Если за эту неделю, что я ездила и не знала о штрафе, я наездила ещё штрафов, то какие последствия будут для моего отца? Допустим (грубо говоря) я привысила там скорость ещё 2 раза на те же 40км/ч. Повторные штрафы (2000-2500)? Или же уже лишение?

Допустим (грубо говоря) я привысила там скорость ещё 2 раза на те же 40км/ч.

Чтобы не лишили при повторном - не превышайте более 60 км\ч (если камера фиксирует - только штраф 5 тр). Повторное от 40 до 60 стоит 2 - 2.5 тр.

Полина , если хотя бы одно из нарушений - превышение скорости на 60 км/ч или более, то предупредите об этом отца. Дело в том, что если он повторно превысит скорость на 60 км/ч или более и нарушение зафиксируют сотрудники (не камеры), то он будет лишен прав.

Удачи на дорогах!

I - легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), т. е. жидко­ сти, способные самостоятельно гореть после удаления источника зажигания и имеющие температуру вспышки паров в закрытом тигле не выше 61 °С или 66 °С - в открытом (этиловый спирт, эфи- ры, бензол и др.);

II - горючие жидкости (ГЖ), обладающие способностью го­ реть при температурах, превышающих указанные (смазочные масла, глицерин, растительные масла и др.).

Температура воспламенения - наиболее низкая температу­ра, при которой жидкость выделяет горючие пары со скоростью, достаточной для продолжения устойчивого горения после воспла­менения.

Температура самовоспламенения - наименьшая температу­ра паров жидкости, при которой резко увеличивается скорость

В соответствии с нормами пожарной безопасности «Опре­деление категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» (НПБ 105-03) по­мещения в зависимости от количества и пожаровзрывоопас-ных свойств находящихся в них веществ и материалов, а также с учетом особенностей технологических процессов размещен­ных в них производств разделяются на категории А, Б, В1...В4, Г и Д.

Категория А - горючие газы, легковоспламеняющиеся жид­кости с температурой вспышки не более 28 "С в таком количестве, что могут образовывать взрывоопасное парогазовоздушные смеси, при воспламенении которых развивается расчетное избыточное давление взрыва в помещении, превышающее 5кПа; вещества и материалы, способные взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом в таком количестве, что расчетное избыточное давление взрыва в помещении превыша­ет 5 кПа.

Категория Б - горючие пыли или волокна, легковоспламеня­ющиеся жидкости с температурой вспышки более 28 °С, горючие жидкости в таком количестве, что могут образовывать взрыво­опасные пылевоздушные или паровоздушные смеси, при воспла­менении которых развивается расчетное избыточное давление в помещении, превышающее 5 кПа.

Категории В1...В4 - горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыли и волокна), вещества и материалы, способные при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом только гореть, при условии что помещения, в которых они име­ются в наличии или обращаются, не относятся к категориям А или Б. Разделение помещений на категории В1...В4 производит­ся по величине удельной пожарной нагрузки в соответствии с НПБ 105-03.

которых сопровождается выделением лучистой теплоты, искр и пламени; горючие газы, жидкости и твердые вещества, сжигае­мые или утилизируемые в качестве топлива.

Для правильного выбора электрооборудования правила уст­ройства электроустановок устанавливают несколько классов взрыво- и пожароопасных зон.

Взрывоопасной зоной считается помещение, его часть или тер­ритория вне его, где имеются или могут образовываться взрыво­опасные смеси.

К взрывоопасным зонам, охватывающим весь объем помеще­ния, относятся такие, объем взрывоопасной смеси в которых пре­вышает 5 % свободного объема помещения.

В противном случае взрывоопасной зоной считается объем по­мещения в пределах 5 м по горизонтали и вертикали от источника возможного выделения горючих газов или паров легковоспламе­няющейся жидкости (ЛВЖ).

При отсутствии в остальной части помещения других источни­ков выделения этих газов и жидкостей эта часть считается не­взрывоопасной.

К пожароопасной зоне относятся объемы внутри или вне поме­щения, в которых постоянно или периодически находятся горю­чие вещества или материалы, как при нормальном ведении тех­нологического процесса, так и при его нарушениях.

Также не считаются взрыво- и пожароопасными зоны в поме­щениях и вне их на указанных расстояниях от источников, кото­рые могут создавать взрывоопасные смеси или около них распола­гаются горючие вещества, а технологический процесс протекает с применением открытого огня, оборудование имеет поверхности, нагретые до температуры самовоспламенения горючих газов, па­ров и пылей, в нем сжигается твердое, жидкое или газообразное топливо.

По взрывоопасное™ зоны разделяются на 6, а по пожароопас-ности - на 4 класса.

Пожарная безопасность зданий и сооружений, условия раз­вития и распространения пожара в них существенно зависят от возгораемости и огнестойкости использованных при их строи­тельстве материалов и конструкций. Возгораемость и огнестой­кость строительных материалов и конструкций - важные пожар­ные характеристики производственных зданий промышленных предприятий. Они устанавливаются на стадии проектирования промышленных объектов в зависимости от категории взрывопо-жароопасности производств, размещаемых в проектируемых зданиях.

Согласно строительным нормам и правилам, строительные ма­териалы и конструкции по возгораемости разделяются на 3 груп­пы: несгораемые, трудносгораемые и сгораемые.

Несгораемыми являются такие материалы и конструкции, ко­торые под воздействием огня или высокой температуры не вос­пламеняются, не тлеют и не обугливаются. К ним относятся все естественные и искусственные неорганические материалы, кото­рые при искре не горят.

Трудносгораемые материалы и конструкции под воздействием огня или высокой температуры воспламеняются, тлеют или обуг­ливаются и продолжают гореть, тлеть и обугливаться при наличии источника горения, а после его удаления эти процессы прекраща­ются. К ним относятся материалы, состоящие из несгораемых и сгораемых материалов, содержащие более 8 % по массе органичес­ких заполнителей.

Сгораемые материалы и конструкции под воздействием огня или высокой температуры воспламеняются, тлеют или обугливаются. После удаления источника зажигания эти процессы продолжаются. К ним относятся все органические материалы, не отвечающие требо­ваниям, предъявляемым к несгораемым и трудносгораемым мате­риалам, например древесина.

Огнестойкость отдельных строительных конструкций зданий и сооружений - это свойство сохранять несущую и ограждаю­щую способность во время пожара в течение определенного времени. Огнестойкость характеризуется двумя количественными показа­телями - пределом огнестойкости строительных конструкций и степенью огнестойкости зданий и сооружений.

Степень огнестойкости промышленных зданий и сооружений зависит от группы возгораемости и предела огнестойкости основ­ных строительных конструкций (несущих стен, колонн, стен лес­тничных клеток, плит настила, конструкций перекрытий и т. п.), а также от скорости распространения огня по ним.

Здания и сооружения по огнестойкости делятся на 5 сте­пеней.

    Строительство зданий категорий А и Б допускается только I и II степени огнестойкости и не выше 6 этажей.

Пожарная сигнализация и связь . Своевременное извещение о возникшем пожаре дает возможность быстро его ликвидировать и значительно уменьшить размеры ущерба. Поэтому средства по­жарной сигнализации и извещения играют важную роль в пре­дупреждении распространения и тушения пожаров.

Для своевременного извещения о возникшем пожаре в бли­жайшую пожарную часть используют электрическую систему пожарной сигнализации (кнопочную или автоматическую). Ос­новной недостаток кнопочной (ручной) системы сигнализации - это то, что сообщение о пожаре может быть передано человеком только после обнаружения им пожара или загорания.

Наиболее совершенная - автоматическая система электричес­кой пожарной сигнализации, позволяющая без участия человека обнаружить возникший пожар и известить о нем приемную стан­цию пожарной сигнализации.

Автоматические системы электрической пожарной сигнализа­ции состоят из автоматических извещателей, линий связи, при­емной станции и источника питания. Извещатели по принципу действия подразделяются на реагирующие на изменение темпера­туры, появление дыма, света и комбинированные.

При возникновении пожара электрический сиг­нал, образующийся в автоматическом пожарном извещателе, передается по проводам на станцию приема пожарных сигналов. Приняв сигнал, станция преобразует его в световые и звуковые сигналы тревоги и с помощью релейных устройств включает авто­матические средства пожаротушения. Тепловые извещатели сра­батывают при повышении температуры окружающей среды. Их чувствительными элементами являются биметаллические плас­тинки, пружинящие пластинки со спаянными легкоплавким при­поем концами и др. К ним относятся извещатели АТП-ЗМ, АТИП-3, ДТЛ, ПОСТ-1 и др.

В извещателях, реагирующих на дым, чувствительными элемен­тами являются фотоэлементы или ионизационные камеры с радио­активными веществами. Дым, попадая в ионизационную камеру, уменьшает степень ионизации воздуха, что приводит к срабатыва­нию исполнительного реле приемной станции. В извещателе РИД-1 используется радиоактивный элемент плутоний-239. К дымовым фотоэлектрическим извещателям относится извещатель ИДФ-1.

Комбинированный извещатель, например извещатель КИ-1, имеет ионизационную камеру и терморезисторы.

В световых извещателях используется явление фотоэффекта. Фотоэлемент реагирует на ультрафиолетовую или инфракрасную часть спектра пламени. К таким извещателям относятся СИ-1, АИП-М, ДПИД и др.

Для обеспечения безотказной работы извещателей необходимо следить за их исправным состоянием. Тепловые извещатели про­веряют не реже 1 раза в год с помощью переносного источника теплоты; дымовые, световые и комбинированные - не реже 1 раза в месяц.

Пожарная связь подразделяется на связь извещения, позволя­ющую в кратчайшее время реагировать на сигналы загораний и обеспечить своевременный вызов пожарных команд; диспетчер­скую связь, предназначенную для управления силами и средства­ми тушения пожаров; и связь на пожаре, обеспечивающую руко­водство действиями пожарных подразделений непосредственно при тушении пожара.

Способы и средства тушения пожаров . Различают стадии по­жара:

    начальная, при которой площадь очага пожара не превыша­ет 2 м 2 , температура в нем относительно невысокая, а расстояние распространения теплового излучения не превышает дальнобой­ности струи огнетушителей, что позволяет потушить пожар с по­мощью 1...2 огнетушителей;

    развитая - очаг пожара охватывает площадь до 10 м, в ко­торой развилось устойчивое горение, значительно возросла тем­пература, появились языки пламени большого размера, а интен­сивность лучистой теплоты не позволяет приблизиться к очагу пожара, и его тушение возможно только с помощью водяных струй гидрантов;

    конечная - пожар охватил большую площадь, очень высо­кая температура в очаге, мощное излучение лучистой теплоты, деформация и обрушение несущих конструкций промышленных зданий и сооружений.

Исходя из условий, необходимых для возникновения и рас­пространения горения и физико-химических особенностей этого процесса, прекратить горение можно с помощью следующих спо­собов: удалить окислитель и горящее вещество из зоны горения, снизить температуру зоны горения ниже температуры самовоспламенения или понизить температуру горящего вещества ниже температуры воспламенения. На этих принципах основаны спо­собы и средства тушения пожаров. Успех ликвидации пожара за­висит от стадии его развития. Пожар легче ликвидировать в на­чальной стадии, не допуская его распространения и перехода в развитую стадию. Поэтому каждое предприятие наряду с автома­тическими средствами пожаротушения должно иметь в достаточ­ном количестве средства первичного огнетушения, предназначен­ные для тушения пожара в начальной стадии развития.

Средства тушения пожара могут быть представлены в трех аг­регатных состояниях: жидком, газообразном и твердом (порош­ки), а также в виде пены и пара.

Основные огнегасительные вещества - вода, пена, инертные и негорючие газы, водяной пар, галогеноводородные огнегаситель­ные средства и сухие порошки.

Вода - наиболее распространенное средство тушения пожа­ров. Обладая большой теплоемкостью, вода, попадая в зону горе­ния, нагревается и испаряется. На испарение 1дм 3 воды затрачива­ется 2679 кДж теплоты. В результате в очаге пожара поглощается большое количество теплоты, что приводит к снижению темпера­туры в зоне горения. Испаряясь, вода образует большое количест­во пара (из 1 дм 3 воды образуется 1,7 м 3 пара), который изолирует зону горения от окружающей среды и затрудняет доступ кислоро­да воздуха к ней.

Таким образом, при тушении пожара водой на него оказывается комбинированное воздействие - снижаются температура и содер­жание кислорода в зоне горения (пожарные краны, гидранты, нельзя тушить Эл установки, находящиеся под напряжением)

Пены, применяемые для тушения пожаров, бывают двух видов: химические и воздушно-механические. Химическая пена получа­ется при взаимодействии щелочного и кислотного растворов в при­сутствии пенообразователей. При этом образуется инертный газ (диоксид углерода), не поддерживающий горения. Его пузырьки обволакиваются водой с пенообразователем, в результате чего со­здается устойчивая пена, которая может долго оставаться на повер­хности не только твердых тел, но и жидкостей. Вещества, которые необходимы для получения диоксида углерода, применяются в виде водных растворов либо сухих порошков. Пенопорошок состо­ит из сухих солей (сульфат алюминия, бикарбонат натрия) и лак­ричного экстракта или другого пенообразующего вещества. При взаимодействии с водой сульфат алюминия или другие сульфаты, бикарбонат натрия и пенообразователь растворяются и немедленно реагируют с образованием диоксида углерода.

Инертные и негорючие газы применяют для тушения пожаров в небольших по объему помещениях. Для этого используют диок­сид углерода или азот, которые снижают концентрацию кислорода в зоне пожара, охлаждают ее и разбавляют концентрацию посту­пающих в нее горючих веществ. Огнегасительная концентрация инертных газов при тушении пожара в закрытом помещении со­ставляет 31...36 % и более к объему помещения.

Диоксид углерода вследствие своей неэлектропроводности - незаменимое средство быстрого тушения небольших очагов пожа­ра, особенно, что исключительно важно, тушения загоревшихся электроустановок. Он хранится в стальных баллонах в сжижен­ном состоянии под давлением.

Первичные средства пожаротушения. В зависимости от горящего вещества различают пожары следующих классов:

А – горение твердых веществ;

В – горение жидких веществ;

С – горение газообразных веществ;

D – горение металлов или металлоорганических веществ (огнетушители специального назначения);

Е – пожары электрооборудования, находящегося под напряжением.

По способу доставки к очагу пожара огнетушители делятся на переносные (массой до 20 кг) и передвижные (массой не менее 20, но не более 400 кг). При этом передвижные огнетушители могут иметь одну или несколько емкостей для зарядки огнетушащих веществ, смонтированных на тележке. Наличие колес или тележки является отличительной особенностью передвижных огнетушителей.

Загорания в начальной стадии их развития могут быть потушены с помощью первичных средств пожаротушения. К ним относятся огнетушители, внут­ренние пожарные краны с комплектом оборудования (рукава, стволы), бочки с водой, кошмы, багры, ломы, топоры, ведра. Все помещения и технологические установки должны быть обеспече­ны первичными средствами пожаротушения. Размещают их на видных местах, легкодоступных в любое время.

Существует несколько типов огнетушителей, различающихся по типу огнетушащего вещества: пенные, газовые и порошковые.

Пенные огнетушители бывают химические и воздушно-меха­нические. Они применяются для тушения почти всех горючих ве­ществ. Химической пеной тушить загоревшиеся электрические установки, находящиеся под напряжением, нельзя, так как она токопроводна. Наиболее распространены химические пенные ог­нетушители ОХП-10,

К газовым огнетушителям относятся углекислотпыс миро зольные и углекислотно-бромэтиловые. Газовые огнетушители предназначены для тушения небольших очагов пожаров различ­ных горючих веществ, а также электроустановок, находящихся под напряжением. Дальнобойность этих огнетушителей 3...4 м, время действия 20...30 с.

Углекислотные огнетушители выпускаются следующих ти­пов: ДСП-038 , ОУ-8. Цифра означает вместимость бал­лона орнетушителя.

Порошковые огнетушители используются для ликвидации всех видов пожаров, в том числе и установок, находящихся под напряжением. Кроме того, ими можно тушить органические жид­кости (например, этиловый спирт), которые энергично взаимо­действуют с воздушной и химической пеной.

Порошковые огнетушители выпускаются следующих типов: ОП-1, ОП-2А, ОП-10А, «Момент», ОПС-6, ОПС-10, которые от­личаются друг от друга только составом порошка, служащим для тушения, вместимостью и приспособлением для подачи порошка. Для создания давления в корпусе и выталкивания порошка слу­жит сжатый газ (азот, диоксид углерода, воздух), находящийся в небольшом специальном баллончике под давлением 15 МПа.

Автоматические системы пожаротушения. применяются автоматические установки: водяного ту-шения - спринклерные и дренчерные; парового, газового и по­рошкового пожаротушения. Выбор той или иной установки осуществляют, исходя из свойств веществ и материалов, образую­щихся в производстве, технологических требований и технико-экономических обоснований.

Спринклерные установки (рис. 80) предназначены для тушении местных (локальных) загораний на отдельных участках невзрмно-опасных помещений, а дренчерные - для тушения пожара на KWfl площади помещений, в том числе и опасных по взрывам

Защита населения в Ч.С.

Это первая цель РСЧС.

В условиях Ч.С. людям угрожают следующие поражающие факторы.

Меры защиты:

    Индивидуальные.

    Коллективные.

Индивидуальные Коллективные

органы дыхания кожа убежища эвакуация

средства индивидуальной

защиты (СИЗ)

СИЗ органов дыхания должны отвечать следующим требованиям:

    Эффективная защита.

    Надежность.

    Удобство в эксплуатации.

    Невысокая стоимость.

СИЗ должны учитывать свойства вредных, отравляющих и других веществ, которые могут находиться в воздухе в виде аэрозолей, газов, паров.

Фильтрующие противогазы.

    Общевойсковой. Предназначен для защиты от широкого диапазона ОВ. Практически не задерживает СО 2 , СО, СН 4 и другие, не защищает от высоких концентраций, то есть когда с i >>ПДК.

    Промышленные противогазы. Предназначены для защиты от химически опасных веществ, поражение которыми характерно для данного производства.

    Гражданские противогазы. Отличаются от общевойсковых конструктивно.

Изолирующие противогазы.

    Шланговый.

    Изолирующие дыхательные приборы (ИП). Поглощают углекислоту и выделяют кислород.

    Типа акваланга.

Средства индивидуальной защиты кожи.

Специализированные противохимические костюмы, средства, используемые в рамках охраны труда.

СИЗ кожи используют 2 принципа:

    Изоляция. То есть предотвращение контакта кожи с окружающей средой.

    Сорбция с частичной химической нейтрализацией.

Существуют комплекты одежды, представляющие собой комбинезон с капюшоном и сапогами. Мази и кремы, специальные составы, препятствующие поражению кожи. Костюмы кислотостойкие, щелочестойкие. Кожные покровы от радиоактивных дождей и аэрозолей можно защитить с помощью зонтов и пластиковых накидок.

Существуют так же специальные защитные костюмы, предназначенные для действий в экстремальных условиях, в том числе снабженных индивидуальной фильтровентиляционной установкой, подающей внутрь костюма очищенный воздух.

Теплоизолирующие костюмы позволяют работать при 350 0 С до 10 минут.

Однако СИЗ не защищают от давления ударной волны, осколков, проникающей радиации, кроме того СИЗ не защищают от ряда токсических веществ. Поэтому для защиты населения и персонала предприятий используются убежища и укрытия.

Убежища и укрытия.

Требования к убежищам и укрытиям.

Защитные свойства Жизнеобеспечение Экономичность

Давление Отравляющие Радиация Воздух Вода Освещение, Пища, Технологичность

во фронте вещества, связь медицинское

ударной биологические обеспечение

волны. Вещества

Сигналы оповещения имеют следующую структуру:

Затем передаётся указание выключить газ и отопительные приборы, закрыть воду, захватить запас пищи и без паники отходить в указанном направлении. Непременно следует оповестить соседей.

Мероприятия по предупреждению Ч.С.

    Соблюдение нормативов при проектировании объектов.

    Соблюдение инструкций по эксплуатации оборудования и систем управления.

    Заблаговременное прогнозирование Ч.С. с учетом возможных источников Ч.С, обусловленных износом оборудования и систем управления, возможностями стихийных бедствий и катастроф.

    Возможностями Ч.С. на предприятиях, объектах и прилегающей к ним территории.

    Соблюдение производственной дисциплины персонала: психологическая подготовка персонала объектов (умение быстро принимать решения).

    Защита объектов от возможных терактов