Дополнительные страховые взносы в пфр необходимость. Дополнительные страховые взносы в ПФР: что это, кому выгодно

Сложные ситуации при расчете взносов в ПФР по дополнительному тарифу (Фимина Н.)

Дата размещения статьи: 24.09.2014

Независимо от применяемой системы налогообложения организация должна начислять взносы в ПФР по дополнительным тарифам на выплаты тем сотрудникам, которые заняты на работах, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Анализ существующей практики позволяет выделить вопросы, связанные с начислением взносов по дополнительному тарифу. Данные вопросы мы рассмотрим в настоящей публикации.

"Вредник" без права на льготную пенсию

Как указывалось выше, организация должна начислять взносы в ПФР по дополнительным тарифам на выплаты тем сотрудникам, которые заняты на работах, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ).
Довольно часто у практикующих специалистов возникает вопрос: нужно ли начислять пенсионные взносы по дополнительному тарифу, если по результатам специальной оценки (аттестации рабочих мест) условия труда сотрудника признаны вредными, но права на льготную пенсию у него нет, профессия сотрудника не поименована в списках N N 1 и 2 (в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ). Типичный пример - монтажник-верхолаз (промышленный альпинист), который занимается герметизацией межпанельных швов в сфере ЖКХ. Указанная работа осуществляется на высоте, является тяжелой, опасной, но в списках, дающих право на получение льготной пенсии, данной профессии нет.
Важно понимать то, что необходимым условием для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам является занятость конкретного сотрудника:
- либо на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, список N 1, утвержденный Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 N 10);
- либо на работах, которые перечислены в пп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ (список N 2, утвержденный Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 N 10).
Если же профессия, должность или вид работ, на которых занят сотрудник, не поименованы ни в одном из этих списков, то начислять взносы по дополнительным тарифам не требуется. Даже если по результатам специальной оценки или аттестации рабочих мест условия труда такого сотрудника признаны вредными (тяжелыми, опасными и т.п.).
Это следует из положений ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

Увольнение/прием после аттестации (спецоценки)

Как известно, результаты аттестации рабочих мест (специальной оценки условий труда) влияют на размер дополнительного тарифа взносов в ПФР. По общему правилу применяются размеры дополнительных тарифов страховых взносов, установленные п. п. 1 и 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ. Если сотрудники заняты на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, тариф страхового взноса в 2014 г. составляет 6%, со следующего года он будет равен 9% (п. 1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ). В остальных случаях тариф, согласно п. 2 ст. 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ, равен 4% на 2014 г. и 6% - на последующие годы.
Если рабочие места сотрудников по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной до 01.01.2014, или по результатам специальной оценки условий труда, проведенной после 1 января 2014 г., признаны вредными и (или) опасными, размер страхового взноса может оказаться другим. Это связано с тем, что в указанной ситуации подлежат применению ставки, предусмотренные п. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ (см. таблицу 1). При этом результаты аттестации можно применять до окончания срока их действия, но не более чем до 31.12.2018 включительно.

Таблица 1

Дополнительный тариф взносов в ПФР

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф взносов в ПФР

Комментарий

Это максимальный тариф взносов

В случае отсутствия у плательщика возможности документально подтвердить степень (подкласс) вредности условий труда аттестованного рабочего места в отношении такого рабочего места применяется дополнительный тариф страховых взносов, соответствующий подклассу условий труда 3.4, - 7,0 процента (Письмо Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579)

Допустимый

Дополнительные тарифы страховых взносов, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, применяются в отношении тех рабочих мест, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, которым (при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда) по результатам оценки соответствия условий труда на этих рабочих местах гигиеническим нормативам присвоен вредный или опасный класс (подкласс) условий труда (Письмо Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579), а не допустимый или оптимальный

Оптимальный

Очень характерное заблуждение практикующих специалистов состоит в том, что после увольнения сотрудника с аттестованного рабочего места (рабочего места, в отношении которого проведена специальная оценка условий труда) и приема на это же рабочее место нового сотрудника возможности применять дифференцированный тариф взносов не будет. Это не так. Важно понимать, что факт увольнения (приема) новых людей значения не имеет, поскольку взносы по дополнительному тарифу уплачиваются по рабочим местам без привязки к личности конкретного сотрудника.

Спецоценка проведена в середине года

До 2014 г. все работодатели (в том числе те, которые привлекают сотрудников к работе только на "офисных" рабочих местах) должны были провести аттестацию рабочих мест. С начала 2014 г. у работодателей возникла обязанность провести специальную оценку условий труда. Конкретный порядок проведения спецоценки с начала года утвержден не был. Дело в том, что в 2014 г. все еще продолжали действовать результаты аттестации, поэтому у работодателей, выполнивших обязанность по проведению аттестации, вопрос о спецоценке не возник.
Однако не все работодатели выполнили указанную обязанность в срок, поэтому им пришлось провести специальную оценку в середине 2014 г.
Для таких работодателей актуальным является вопрос: в каком порядке следует рассчитать пенсионные взносы по дополнительным тарифам за месяц, в котором утвержден отчет, составленный по результатам специальной оценки условий труда?
Дело в том, что взносы на обязательное пенсионное страхование рассчитываются по итогам месяца с учетом начислений, произведенных до даты последнего числа месяца включительно. По итогам специальной оценки условий труда проводившая ее организация составляет отчет, который подписывают все члены комиссии, принявшие участие в проведении спецоценки, и утверждает председатель комиссии (ч. 1, 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"). Отчет этот может быть утвержден и в середине месяца.
Официальная позиция, выраженная Минтрудом России, заключается в том, что за месяц, в котором был утвержден отчет, составленный по результатам специальной оценки условий труда, работодатель должен применять дополнительные тарифы пенсионных взносов, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, только к выплатам, начисленным за период с даты утверждения такого отчета до конца месяца. Об этом сказано в п. 6 Письма Минтруда России от 13.03.2014 N 17-3/В-113.
К сожалению, в Письме не дается ответ на вопрос, по какой именно формуле производить распределение базы для начисления взносов в ПФР. А именно: следует ли производить расчет исходя из количества рабочих дней в соответствующем месяце по производственному календарю или исходя из количества календарных дней месяца.
Такие выплаты, как зарплата, производственные премии, начисляются за рабочие дни месяца. Однако есть начисления, которые входят в расчетную базу по взносам в ПФР и начисляются за календарные дни месяца (например, отпускные). На наш взгляд, более обоснованной представляется точка зрения, предполагающая проведение расчета исходя из количества рабочих дней месяца. Объясним почему.
В базу для исчисления взносов в ПФР те или иные выплаты попадают по дате начисления. Период, к которому они относятся, значения не имеет. Так, например, в случае ежегодного отпуска, переходящего с месяца на месяц, взносы с отпускных начисляются в том месяце, в котором были начислены отпускные. Оплата отпуска по законодательству должна быть произведена не позднее чем за три дня до его начала. При этом оплата производится единовременно, поэтому и начислены отпускные будут единовременно. В базу по расчету взносов войдет вся сумма отпускных, в том числе относящаяся к следующему месяцу.

Пример 1. В ООО "Ремонт" работает маляр, имеющий право на льготную пенсию. Специальная оценка условий труда в организации была проведена в июне 2014 г. Отчет по результатам специальной оценки был утвержден 10 июня 2014 г. По результатам специальной оценки условия труда на рабочем месте работника отнесены к вредным условиям труда 1-й степени (подкласс 3.1).
За июнь сотруднику начислена зарплата в сумме 20 000 руб. По производственному календарю в июне 2014 г. 19 рабочих дней. Должность маляра приведена в списке N 2. Поэтому до утверждения отчета по результатам специальной оценки применяется тариф 4%.
20 000 руб. : 19 дн. x 6 дн. x 4% = 253 руб.
После утверждения отчета применяется тариф 2%.
20 000 руб. : 19 дн. x 13 дн. x 2% = 274 руб.
Общая сумма взносов в ПФР, исчисляемых по дополнительному тарифу, составит:
253 руб. + 274 руб. = 527 руб.

Перевод на легкий труд

Согласно ст. 254 ТК РФ беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания, либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. Пока сотруднице не предоставят новое место, она освобождается от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя.
Довольно часто у практикующих специалистов возникает вопрос: если "вредник" переведен на легкий труд в связи с беременностью, облагаются ли выплаты, начисленные после перевода, взносами в ПФР по дополнительному тарифу.
В данном случае необходимо учитывать следующее. Если период занятости работника в течение месяца на работах, не поименованных в списках N N 1 и 2, включается в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии (например, в случае перевода работника на другую работу в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца, беременной женщины, в соответствии с медицинским заключением, на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов), то исчисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений независимо от количества дней, фактически отработанных в этом месяце на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.
Такие разъяснения, в частности, дает Управление пенсионного фонда N 13 по г. г. Москве и Московской области. Их можно найти на сайте Администрации Ногинского района (http://www.noginsk-raion.ru/socialnaya_sfera/upravlenie_pensionnogo_fonda_13_po_g_moskve_i_moskovskoj_oblasti/).
Хотелось бы обратить внимание читателей на следующее существенное обстоятельство. В Письме ПФР России от 30.12.2013 N НП-30-26/20622 приведен пример исчисления взносов в ПФР по дополнительному тарифу в такой ситуации: водитель троллейбуса (вид работ поименован в пп. 10 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ) по состоянию здоровья переведен на более легкую работу (диспетчером).
В примере производится распределение базы для начисления взносов, и дополнительный тариф начисляется только на ту часть базы, которая соответствует периоду работы в качестве водителя. Это аналогичная ситуация, но полностью случаю перевода беременной женщины на легкий труд она не соответствует. Поэтому практикующих специалистов не должен смущать разный порядок регулирования в данном случае.

Совмещение профессий (должностей)

Обзор результатов проверок, проведенных специалистами ПФР, позволяет говорить о том, что довольно распространенной является следующая ситуация.
В штате организации состоит "вредник", например: электрогазосварщик. Согласно данным аттестации рабочих мест, проведенной до 2014 г. (или специальной оценки условий труда, проведенной после 1 января 2014 г.), данная специальность отнесена к льготному списку по досрочному уходу на пенсию за работу во вредных условиях труда. Работник кроме заработка во вредных условиях труда получает доплату за совмещение профессий (слесарь) в размере 25%. В установленном действующим законодательством РФ порядке организация дополнительно перечисляет страховые взносы по дополнительному тарифу.
При проверке от специалистов ПФР поступила просьба снизить процент доплаты до 20%, представить за предыдущие периоды корректирующие отчеты по персонифицированному учету с целью исключения льготного стажа из общего стажа.
В данном случае бухгалтеру и кадровику организации стоит быть готовыми отстоять правомерность того порядка, который применяется страхователем.
Установление совмещения указанному сотруднику произведено абсолютно правомерно. Запрет установлен только в отношении совместительства (в некоторых случаях). Так, в соответствии с ч. 5 ст. 282 ТК РФ не могут приниматься на работу по совместительству граждане, которые принимаются на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если их основная работа связана с такими же условиями.
Предельного размера доплаты за совмещение законодательство не предусматривает. Из ст. 151 ТК РФ следует, что размер доплаты за совмещение профессий (должностей) может быть любым.
На практике ПФР занимает следующую позицию: размер доплаты приравнивается ко времени работы в соответствующих условиях. То есть, скажем, если процент доплаты за совмещение составляет 25% - сотрудник работает по совмещаемой должности 25% рабочего времени. Таким образом минимизируются затраты по пенсиям, но законодательству такой подход не соответствует. Имеется довольно много судебных решений в пользу получателей пенсии. В качестве примера можно привести Решение Крапивинского районного суда Кемеровской области от 04.05.2012 N 2-60/12. Согласно материалам дела в приказе о совмещении профессий был указан размер доплаты - 25% от оклада. Суд однозначно указал, что этот размер нельзя расценивать как время работы, затрачиваемое на совмещение.
То есть в рассматриваемой ситуации требования фонда связаны в большей степени с отношениями между ПФР и будущими пенсионерами. Однако заставить организацию уменьшить размер доплаты у ПФР полномочий нет. Поэтому речь идет не о требовании ПФР, а о просьбе. В сложившейся ситуации специалистам организации нужно самостоятельно принять решение, согласны ли они с позицией ПФР по этому вопросу.

Часть месяца сотрудник не работал во вредных условиях

В случае, когда часть месяца сотрудник не работал во вредных условиях, при начислении взносов в ПФР по дополнительному тарифу необходимо проанализировать, по какой причине это произошло и входит ли период, в течение которого сотрудник не был занят во вредных условиях, в стаж, дающий право на назначение льготной пенсии. Если входит - обязанность начислить взносы по дополнительному тарифу сохраняется (см. таблицу 2).

Таблица 2

Сотрудник не работал во вредных условиях: типичные ситуации

Ситуация

Дополнительный комментарий

Работник, занятый во вредных условиях, часть месяца болел

Распределение начислений за месяц по видам работ (вредные/не вредные) не производится. Дни временной нетрудоспособности, приходящиеся по графику на рабочие дни, считаются днями, отработанными во вредных условиях труда

Сумма пособия по временной нетрудоспособности в базу для исчисления взносов в ПФР по дополнительному тарифу не входит. От зарплатных взносов больничные освобождены

Работник, занятый во вредных условиях, часть месяца был в отпуске

Распределение начислений за месяц по видам работ (вредные/не вредные) не производится. Дни отпуска приравниваются к дням, отработанным во вредных условиях

Сумму отпускных необходимо включить в базу для расчета взносов в ПФР по дополнительному тарифу

Работник, занятый во вредных условиях, часть месяца работал в обычных условиях

В подобных ситуациях страховые взносы по дополнительным тарифам начисляются на все выплаты в пользу данного работника (включая премии, годовое вознаграждение, материальную помощь, единовременное вознаграждение к отпуску, отпускные и др.), но только пропорционально количеству фактически отработанных дней на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда

Об этом сказано в Письме Минтруда России от 23.04.2013 N 17-3/10/2-2309

Работник, который согласно трудовому договору должен быть занят во вредных условиях, в течение всего месяца был занят в обычных условиях. В данном месяце ему начислена премия за период, когда он работал во вредных условиях (например, за прошлый месяц)

Премия, начисленная в месяце, когда работник не занят на работах с вредными условиями труда, не облагается дополнительными взносами в ПФР, даже если она относится к периоду, когда сотрудник работал в таких условиях

Такой вывод следует из Письма Минтруда России от 29.04.2013 N 17-3/10/2-2415

Сотрудник-пенсионер

Нередко работники, выработавшие льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости и получающие пенсию, продолжают трудиться на работах, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ.
Важно понимать, что основания для неначисления взносов по дополнительному тарифу в отношении доходов таких сотрудников нет. Дело в том, что условием для начисления взносов по доптарифу является занятость на соответствующих видах работ (ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ). Перечень выплат, освобожденных от взносов по доптарифу, содержится в ст. 9 Закона N 212-ФЗ и является закрытым. Выплаты в пользу сотрудников (получателей пенсии) в нем не поименованы (Письмо ПФР от 28.06.2013 N ТМ-30-26/9649).

Выплаты уволенному работнику

Довольно часто у практикующих специалистов возникает вопрос: каков порядок начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат, начисленных работнику после его увольнения? В данном случае необходимо применять такие общие правила.
В случае полной занятости работника в течение месяца, в котором он был уволен, на работах, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам осуществляется со всех выплат, начисленных в пользу данного работника после увольнения, включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии с положениями ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ, независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты (например, премии за прошлые периоды и др.).
В случае частичной занятости работника в течение месяца, в котором он был уволен, как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, указанных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, так и на работах, не поименованных в указанных подпунктах, исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам осуществляется со всех выплат, начисленных в пользу данного работника после увольнения, пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда в месяце увольнения.
Аналогичные разъяснения можно найти на сайтах региональных отделений ПФР (см., например, http://www.pfrf.ru/ot_tula/asv_count/27206.html).

Пример 2. Работник ООО "Производство" - маляр - уволен 14 марта 2014 г. (последний день работы 14 марта 2014 г.). По результатам специальной оценки условия труда на рабочем месте этого работника отнесены к вредным условиям труда 1-й степени (подкласс 3.1).
В месяце увольнения сотрудник отработал 10 дней, в том числе 6 дней на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда и 4 дня на работах, не поименованных в пп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ.
После увольнения - 31 марта - работнику начислено годовое вознаграждение за 2013 г. в размере 40 000 руб. Общая сумма выплат, начисленных работнику при увольнении и после увольнения, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, составляет 60 000 руб. (включая годовое вознаграждение за 2013 г.).
Сумма выплат, приходящаяся на 1 рабочий день данного месяца, составит:
60 000 руб. : 10 дн. = 6000 руб.
При этом сумма страховых взносов по дополнительным тарифам составляет:
6000 руб. x 6 дн. x 2% = 720 руб.

Данная декларация действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. При этом если в период действия этой декларации с работником, занятым на «допустимом» рабочем месте, произойдет несчастный случай или у него будет выявлено профзаболевание, то в отношении этого рабочего места действие декларации прекращается, то есть проводится внеплановая специальная оценка условий труда.

С другой стороны, если в течение обозначенных пяти лет с работниками не произойдет никаких несчастных случаев и т.п., то действие декларации автоматически продлевается на следующие пять лет.

Итоги спецоценки условий труда

Организация, проводящая специальную оценку по окончании всех работ, составляет отчет (ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В нем указываются сведения о компании, проводящей спецоценку, с приложением копий документов, подтверждающих, что она отвечает необходимым требованиям. В отчете приводится перечень рабочих мест, на которых проводилась спецоценка, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах. Кроме того, в отчет включаются:

Карты специальной оценки условий труда, оформленные на конкретные рабочие места (на аналогичные рабочие места составляется одна карта);

Протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

Протоколы оценки эффективности СИЗ;

Протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений тех или иных «опасных» рабочих мест;

Сводная ведомость специальной оценки условий труда;

Перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

Заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Данный отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Форма такого отчета утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (ред. от 07.09.2015).

Затем работодатель в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета должен ознакомить с отчетом каждого работника под расписку. В этот срок не включаются периоды болезни работника, командировки и межвахтового отдыха. В этот же срок необходимо на официальном сайте компании (если у нее такой имеется) разместить сводные данные о проведении спецоценки условий труда («вредные» классы (подклассы), мероприятия по улучшению условий труда).

Важно!

Если работник не согласен с результатами спецоценки, он может обратиться в орган исполнительной власти по охране труда субъекта РФ для проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда или в Государственную инспекцию труда в субъекте РФ по месту нахождения работодателя (ч. 1 ст. 5, ст. 26 Закона № 426-ФЗ).

Сведения о результатах оценки условий труда подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов специальной оценки условий труда. Обязанность по передаче таких сведений возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда. Она должна это сделать в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о результатах специальной оценки условий труда.

Периодичность проведения спецоценки

По общему правилу специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). При этом в ст. 17 Закона № 426-ФЗ приведен перечень случаев, когда данная спецоценка должна проводиться во внеплановом порядке. Например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; получении работодателем соответствующего предписания госинспектора труда; изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и в некоторых других случаях.

Ответственность за непроведение спецоценки

К ответственности за непроведение спецоценки могут быть привлечены как должностные лица работодателя, так и само юридическое лицо.

С 1 января 2015 г. согласно ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

Для должностных лиц - в размере от 5000 до 10 000 руб.;

Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5000 до 10 000 руб.;

Для юридических лиц - от 60 000 до 80 000 руб.

Пенсионные права в переходный период

До установления класса условий труда на рабочих местах по работам, указанным в п. 1-18 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, периоды таких работ могут включаться в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости только в том случае, если работодатель уплачивает дополнительные страховые взносы.

«Льготные» периоды, имевшие место после 1 января 2013 г., учитываются для назначения досрочной пенсии в том случае, если класс условий труда на указанных рабочих местах соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам спецоценки. Если такая оценка еще не проведена и у работодателя есть только результаты аттестации рабочих мест, проведенной по ранее действовавшим правилам, предусмотрено переходное положение: такое положение дел не препятствует включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периодов занятости на указанных рабочих местах при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам.

1 Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Даже если условия труда по итогам аттестации рабочих мест, проведенной до 1 января 2014 года, признаны оптимальными или допустимыми (а не вредными или опасными), то в 2014 году страхователь должен уплачивать взносы по дополнительным тарифам в размере 6 и 4 процентов, которые ранее были установлены для «вредных» работ. Такие разъяснения содержатся в письме Пенсионного фонда от 12.02.14 № НП-30-26/1707 .

Напомним, с 1 января 2013 года для отдельных категорий работников, которые досрочно выходят на пенсию (в частности, тех, кто работает на производстве с вредными условиями труда), установлены дополнительные взносы в ПФР (см. « »). К основному тарифу добавляется дополнительный, и суммарная ставка получается выше, чем для обычных сотрудников. Дополнительные тарифы установлены частями 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (см. таблицу).

Дополнительные тарифы взносов в ПФР для отдельных категорий работников

Дополнительный тариф на страховую часть пенсии

Занятые на подземных работах, в горячих цехах и на работах с вредными условиями труда

Занятые на работах с тяжелыми условиями труда и другие категории, перечисленные в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ


В 2014 году аттестацию рабочих мест заменила специальная оценка условий труда. По ее итогам каждому рабочему месту присваивается определенный класс условий труда. Всего существует четыре класса: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. В свою очередь вредные условия труда делятся на четыре подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени (подробнее см. «С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда»).

По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки применяются, в том числе, для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, которые утверждены частью 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ. Если по итогам такой оценки условия труда будут признаны вредными или опасными, то работодатели в отношении выплат работникам, имеющим право на досрочную пенсию, должны применять тарифы в размере от 2 до 8 процентов. Если условия труда будут признаны оптимальными или допустимыми, работодатель освобождается от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам (см. таблицу).

Значения дополнительных тарифов пенсионных взносов

В Пенсионном фонде отмечают, что «новые» дополнительные тарифы страховых взносов используются также по результатам «старой» аттестации рабочих мест, проведенной до 2014 года. Ведь ее результаты действительны в течение пяти лет с момента ее завершения (но не более чем до 31 декабря 2018 года). Однако эти тарифы действуют только в том случае, если по итогам аттестации рабочих мест условия труда, перечисленные в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, были признаны вредными или опасными (ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ). Если же условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то в отношении этих рабочих мест страховые взносы по доптарифам уплачиваются в размерах, установленных пунктами 1 и 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ (а не пунктом 2.1 этой же статьи), то есть в размерах 6% и 4%. А нулевой тариф дополнительных взносов при допустимых и оптимальных условиях труда может применяться только после проведения специальной оценки.

Каковы дополнительные тарифы страховых взносов 2018 году? Таблица со ставками утверждена на официальном уровне? Как распределяются доптарифы по спискам вредных профессий? Ответы – в данной статье.

Кто платит дополнительные тарифы в 2018 году

Организации и индивидуальные предприниматели должны в 2018 году должны начислять страховые взносы по дополнительным тарифам на пенсионное страхование. Однако начислять взносы по доптарифам нужно не всем. Дополнительные взносы начисляются только на выплаты работникам, занятым:

  • на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (подп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, список № 1, утвержденный постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 № 10);
  • на специальных видах работ, перечисленных в подпунктах 2–18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Актуальные тарифы

Дополнительные тарифы страховых взносов взаимосвязаны с тем, проводилась ли специальная оценка условий труда или аттестация рабочих мест.

Если не было спецоценки или аттестации

Если не проводилась ни специальная оценка условий труда, ни аттестация рабочих мест, то в 2018 году организациям и ИП нужно использовать дополнительные тарифы страховых взносов, которые определены пунктами 1и 2 статьи 428 Налогового кодекса РФ. Применяйте их к выплатам в пользу работников.

Общие тарифы дополнительных «пенсионных» взносов
Кто применяет Доптариф, % Норма
Организации и ИП, производящие выплаты работника, занятым на работах, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (согласно списку 1, утвержденному Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 № 10) 9 п. 1 ст. 428 НК РФ
Организации и ИП, производящие выплаты сотрудникам, занятым на работах, указанных в пунктах 2–18 части 1 статьи 30 Закона от 28.12. 2013 № 400-ФЗ (по спискам профессий, должностей и организаций, работа в которых дает право на назначение досрочной (страховой) пенсии по старости) 6 п. 2 ст. 428 НК РФ

Если проведена спецоценка или аттестация

Если на рабочих местах организации или ИП была проведена специальная оценка, то по итогам этих мероприятий должны быть определены классы (подклассы) условий труда на производстве. Если это ваша ситуация – используйте шкалу дополнительных тарифов из пункта 3 статьи 428 Налогового кодекса РФ, которая делится по классам (подклассам) условий труда. Эта шкала касается организации и ИП, производящих выплаты сотрудникам, занятым на работах, указанных в пунктах 1–18 части 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ (с учетом списка 1, утвержденного постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 № 10, и иных списков профессий, должностей и организаций, работа в которых дает право на назначение досрочной пенсии по старости).

Дополнительные тарифы (пункт 3 статьи 428 НК РФ)
Условия труда Тариф дополнительных взносов, %
класс – опасный
подкласс – 4
8,0
класс – вредный
подкласс – 3.4
7,0
класс – вредный
подкласс – 3.3
6,0
класс – вредный
подкласс – 3.2
4,0
класс – вредный
подкласс – 3.1
2,0
класс – допустимый"
подкласс – 2
0,0
класс – оптимальный
подкласс – 1
0,0

Заметим, что итоги специальной оценки условий труда равноценны итогам проведенной прежде аттестации рабочих мест. До 31 декабря 2018 года результаты аттестации можно учитывать в целях определения тарифов дополнительных страховых взносов в 2018 году. Однако важно, чтобы в этих целях
принимались во внимание базовые требования, а именно (ч.5 ст. 15 Федерального закона от 28.12. 2013 № 421-ФЗ):

  • результаты аттестации должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства;
  • результаты аттестации оформлены не позднее 31 декабря 2013 года;
  • по результатам аттестации условия труда на рабочем месте были признаны вредными или опасными;
  • срок действия результатов аттестации рабочих мест не истек.

Пенсионные взносы по дополнительным тарифам в 2018 году нужно начислять на все выплаты в пользу работников с начала года. Никакие предельные лимиты по базе не применяются – пункт 5 статьи 421 Налогового кодекса РФ. Более того, страховые взносы по дополнительным тарифам нужно начислять даже в пользу тех, кто уже вышел на пенсию по старости (в том числе, досрочно).

Работодатели должны завершить спецоценку условий труда до конца 2018 года

Согласно части 6 статьи 27 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», все работодатели должны в первоочередном порядке провести спецоценку на рабочих местах с опасными и вредными производственными факторами. На всех прочих рабочих местах, в том числе офисных, разрешено проводить спецоценку поэтапно. При этом последний этап необходимо завершить не позднее 31 декабря 2018 года. Таким образом, все компании и ИП, нанявшие сотрудников, обязаны в 2018 году провести спецоценку, и по ее итогам указать в трудовых договорах класс условий труда.

Страховые пенсионные взносы, на основе которых формируется пенсионный бюджет , уплачиваются работодателями в процентном отношении к заработной плате работника, но при этом не вычитаются из нее, а являются отдельной статьей расходов страховщика.

Обязательный порядок уплаты взносов в Пенсионный фонд определен требованиями Федерального закона № 212 от 24 июля 2009 года . Контролирующие функции за своевременностью положенных по закону перечислений, в соответствии с условиями, которые изложены в статье 3 данного закона, возлагаются на органы ПФР.

На граждан, ведущих индивидуальную предпринимательскую деятельность, занимающихся различными видами частных практик в медицинской, юридической, консалтинговой или иной сферах или производящих какие-либо выплаты и вознаграждения в соответствии с содержанием заключенных договоров гражданско-правового характера, также возложена, в соответствии со статьей 5 ФЗ № 212, обязанность осуществления страховых отчислений в ПФР.

Тарифы страховых взносов в ПФР

Размер пенсионных отчислений в пользу ПФР, определяется условиями, изложенными в статьях 14–17 Закона № 212 от 24.07.2009 г. и статьях и 31.1 ФЗ №167 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» .

Основной тариф пенсионных взносов составляет 22 % . В случае, превышения величины базы для начисления взносов тариф увеличивается еще на 10% . На 2018 год установлена предельная величина базы в размере 1 021 000 рублей .

В случае, если плательщик одновременно является индивидуальным предпринимателем и работодателем, то страховые взносы им выплачиваются отдельно по каждому из оснований .

Отчисления в Пенсионный фонд за работника в 2018 году

В зависимости от плательщиков устанавливаются и различные тарифы уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование , представленные в таблице ниже.

Категории плательщиков Тариф в 2018 году
Плательщики, применяющие основной тариф 22% + 10%
Организации и ИП, применяющие УСН (включая благотворительные); осуществляющие деятельность в сфере социального обслуживания, научных исследований, образования, культуры и искусства, спорта, здравоохранения, а также имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность 20%
Организации, выплачивающие зарплату экипажам судов, за исключением нефтяных танкеров 0%
Субъекты хозяйственной деятельности, созданные бюджетными и автономными научными организациями 8%
Резиденты ОЭЗ, организации и ИП, осуществляющие туристско-рекреационную деятельность 8%
Организации, работающие в сфере информационных технологий 8%
Участники проекта «Сколково» 14%
Участники свободной экономической зоны на территории Крыма и Севастополя 6%
Имеющие статус резидентов ТОР 6%
Резиденты свободного порта «Владивосток» 6%

Страховые взносы для ИП в 2018 году

Порядок и размер уплаты пенсионных взносов до 2018 года регулировался положениями закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, однако с начала 2017 года управление страховыми платежами перешло Федеральной Налоговой службе, в следствии чего изменился порядок расчета суммы отчислений.

  • До 2018 года индивидуальные предприниматели независимо от наличия наемных работников, должны перечислить взнос, рассчитывающийся исходя из 26% от размера МРОТ, установленного на начало финансового года, по следующей формуле: МРОТ × 0,26 × 12.
  • С 2018 года размер страхового платежа перестал зависеть от МРОТ - его сделали фиксированной величиной, устанавливаемой Налоговым кодексом РФ.

В 2018 году сумма страхового взноса для самозанятых граждан составляет 26545 рублей . На следующие периоды установлен: на 2019 год - 29354 рубля, на 2020 год - 32448 рублей.

Помимо фиксированного платежа, предприниматель обязан до 1 апреля 2019 года произвести перечисление в Пенсионный фонд еще одного взноса в размере 1% с доходов за 2018 год, которые превышают сумму 300 тыс. рублей.

В случае, если статус предпринимателя был получен не в начале, а, например, в середине 2018 года, то в бюджет Фонда необходимо будет перечислить половину установленной суммы.

Особые условия для отдельных категорий плательщиков

Для отдельных категорий плательщиков установлены особые условия уплаты взносов, перечисляемых в ПФР, перечень которых определяется статьей 58 ФЗ №212. Им предоставляется возможность использования пониженных тарифов или полное освобождение от выплат.

Некоторые плательщики могут полностью освобождаться от уплаты взносов при соблюдении определенных условий и наличии подтверждающих документов.

Для того, чтобы гражданин был уверен в том, что его пенсионные права, при выходе на пенсию будут соблюдены в полном объеме , работодатель должен вовремя и полностью перечислять установленные законом взносы, а лицам, застрахованным в системе ОПС , необходимо осуществлять контроль над своевременностью и размером поступлений на свой