Порядок зачисления и использования валютной выручки. Обязательная продажа валютной выручки

Налоговый консультант

Экспорт товаров (работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности) сопровождается контролем государства за поступлением валютной выручки на счета экспортеров.

Изменение нормативных положений

Основными документами, регулирующими указанные операции в настоящий момент являются:

Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее Закона N 3615-1),

Инструкция ЦБР и ГТК РФ от 13 октября 1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" (далее Инструкция № 86-И),

Инструкция ЦБР от 29 июня 1992 г. N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее Инструкция № 7) и др.

В части контроля за валютной выручкой произошли в последнее время три изменения, о которых мы хотели рассказать нашим читателям.

Во-первых, Правительство РФ утвердило Правила выдачи резидентам разрешений на отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров, работ, услуг или результатов интеллектуальной деятельности. Правила утверждены постановлением от 24.09.02 N 699 "О порядке выдачи резидентам разрешений на отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности)". Зачем нужно оформление этого разрешения?

Переводы в РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) на срок не более 90 дней осуществляются без ограничений, то есть без особого разрешения (ст. 1 Закона N 3615-1).

Если выручка в этот срок не поступает, необходимо получить отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности). Предоставление такой отсрочки отнесено к операциям, связанным с движением капитала, а значит, требует соответствующего разрешения.

Под сроком платежа в постановлении N 699 понимается интервал от даты пересечения товарами границы России до даты зачисления на банковский счет всей выручки от экспорта. Если платеж укладывается в 90 дней, это текущая валютная операция. Более продолжительное ожидание денег - это уже «капитальная» валютная операция, на которую нее надо получать разрешение. Прежние разрешения, выдаваемые Центробанком, действуют до окончания указанных в них сроков или операций. Новые разрешения будут выдавать Минфин России и его территориальные органы. Если Вам придется это делать, внимательно ознакомьтесь с Инструкцией по организации работы по выдаче резидентам разрешений на отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности. Она утвержденна приказом Минфина РФ от 21 октября 2002 г. N 100н.

Второе изменение - с 1 декабря 2002 г. действует новый порядок продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ. Он установлен Указанием ЦБР от 5 сентября 2002 г. N 1192-У "О порядке продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации".

Согласно этому указанию, у организации-резидента будет четыре способа обязательной продажи валютной выручки:

Через обслуживающий уполномоченный банк на межбанковских валютных биржах;

На внебиржевом межбанковском валютном рынке;

Центральному банку Российской Федерации;

Непосредственно обслуживающему уполномоченному банку.

Операция осуществляется по поручению клиента через обслуживающий уполномоченный банк.

До появления этого документа валюту можно было продавать только на лицензированных ЦБ РФ межбанковских валютных биржах. А такой биржей с 1998 года являлась только Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). Наличие биржи-монополиста вело к возникновению убытков у предприятий, продающих валютную выручку. Приходилось платить биржевую комиссию, валютный курс на ММВБ был невыгодным.

Теперь у резидентов есть право выбора, через кого осуществить продажу обязательной части валютной выручки.

В-третьих, Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 192-ФЗ "О внесении дополнений в статью 5 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" внес изменения в Закон N 3615-1. Эти изменения позволяют резидентам направлять часть валютной выручки на погашение кредитов, полученных от нерезидентов, на счета в банках за пределами территории РФ. При этом нерезиденты должны являться агентами правительств государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития, а резиденты должны иметь соответствующее разрешение ЦБ РФ. При соблюдении этих условий резиденты освобождаются от обязательной продажи валютной выручки от экспорта в пределах суммы, необходимой для исполнения их обязательств по этим кредитным соглашениям.

Кроме того, хотелось бы проинформировать читателя о возможных переменах в валютном законодательстве. Работа над подготовкой новой редакции Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", заканчивается. В настоящее время Правительство готовит его для внесения в Государственную Думу.

В общих чертах охарактеризуем новую редакцию Закона, имеющую отношение к валютной выручке.

Планируется отменить полностью валютное регулирование в 2007 г.

Валютные операции между резидентами по-прежнему не разрешаются. Исключения из этого правила будут прямо поименованы в закрытом перечне.

Увеличивается срок внешнеэкономических операций, разграничивающий текущие и капитальные операции. Под текущими (в случае введения закона) будут приниматься операции сроком до 180 дней вместо 90 дней, установленных в настоящий момент в Законе. Планируется закрытый перечень операций движения капитала, на совершение которых требуется разрешение Центрального банка или Правительства РФ.
Базовый срок репатриации валютной выручки составит 180 дней, по машинно-технологическому экспорту - 3 года, по строительным работам - 5 лет.

В законопроекте закрепляется норматив обязательной продажи валютной выручки в размере 30 % без возможности его дальнейшего снижения Центробанком. Сейчас норматив обязательной продажи составляет 50 %.

Будет определен объект обязательной продажи валютной выручки и перечень сумм, которые в него не включаются. В объект не будут входить суммы в иностранной валюте, предусматривающие передачу эмиссионных ценных бумаг.

Обязательная продажа валютной выручки будет осуществляться на основании распоряжения резидента не позднее чем через семь дней со дня поступления на счет в уполномоченном банке. Если такое распоряжение не поступит, то продажа будет осуществляться в течение трех последующих дней.

В законопроекте перечислены расходы и иные платежи, учитываемые для уменьшения подлежащей обязательной продаже суммы валютной выручки. Это уплата вывозных таможенных пошлин, таможенных сборов, транспортировки, страхования и экспедирования грузов.

А теперь напомним ныне действующие правила документального оформления и учета валютной выручки.

Оформление документов для получения валютной выручки

Если Ваша организация-резидент заключила экспортный контракт на реализацию товаров, работ, услуг или результатов интеллектуальной деятельности, Вы получите валютную выручку.

Для этого необходимо правильно оформить соответствующие документы.

Для получения валюты необходимо иметь валютный счет в обслуживающем Вас банке. Банк на основании договора банковского валютного счета открывает:

Текущий валютный счет;

Транзитный валютный счет;

Специальный транзитный валютный счет.

Об открытии каждого из них необходимо уведомить налоговую инспекцию в течение 10 дней (ст.23 НК РФ). Если вы не выполните это требование, ваша организация может быть оштрафована на 5 000 рублей (ст.118 НК РФ). За это же нарушение на руководителя вашей организации может быть наложен административный штраф от 1 000 до 2 000 рублей (ст.15.4 КоАП РФ).

Требование о направлении отдельного уведомления по каждому счету приведено в письме МНС от 1 февраля 2002 г. N 14-3-04/218-Г530. Это требование спорно, ведь транзитный счет открывается параллельно текущему, без просьбы организации. Но во избежание разногласий с налоговой инспекцией, лучше сообщить об открытии 3 счетов. Если у вас есть филиалы, то сообщение об открытии счета в любом из них нужно посылать в налоговые инспекции по месту нахождения филиала и головного офиса.

После подписания контракта (договора) между Вами - российским хозяйствующим субъектом (резидентом)- и иностранным заказчиком (нерезидентом), Вы обязаны представить его оригинал или заверенную копию в банк, в который будет поступать выручка.

Выручка должна поступить на валютные счета в уполномоченных банках РФ. Это записано в Инструкции N 86-И. Для того, чтобы не возникало проблем с налоговыми органами, экспортная выручка должна поступать в банк, фактически находящийся на территории РФ.

Если экспортная выручка не будет зачислена на счет вашей организации в уполномоченном банке, на организацию может быть наложен штраф в размере незачисленной валютной выручки (ст.15.25 КоАП РФ).

Валютная выручка может не поступать на территорию России, такие случаи предусмотрены законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле. В этом случае представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие право на незачисление валютной выручки.

На основании представленного Вами внешнеторгового договора (контракта) банк оформляет (далее - ПС).

ПС - документ валютного контроля, содержащий необходимые для его осуществления сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом на экспорт товаров с территории РФ и их оплату в иностранной валюте и/или валюте Российской Федерации. Согласно требованиям валютного законодательства российский экспортер по каждому заключенному контракту оформляет отдельный ПС. Он оформляется в 2 экземплярах и подписывается банком. С момента его подписания банк принимает данный контракт на расчетное обслуживание и выполняет функции агента валютного контроля за поступлением выручки по этому контракту.

Банк может отказать с подписании ПС по следующим причинам:

Несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, указанным в ПС;

Несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций требованиям законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации;

Оформление ПС с нарушением установленных требований;

Отсутствие в контракте условий, предусматривающих поступление выручки на счет экспортера в банке;

Представление в банк контракта, составленного на иностранном языке, при отсутствии его перевода на русский язык;

Непредставление экспортером в банк копии необходимого в установленных случаях специального разрешения.

При отказе в подписании ПС банк возвращает экспортеру представленные документы.

Если в дальнейшем в контракт вносятся изменения или дополнения, затрагивающие сведения, указанные в ПС, экспортер представляет в банк, подписавший ПС по данному контракту, оригиналы (заверенные копии) изменений и/или дополнений к контракту; копии разрешений, полученных экспортером в установленном порядке.

После подписания ПС банк в течение 5-ти календарных дней формирует его электронную копию и ведомость. Эти документы служат для учета операций, связанных с поступлением в пользу экспортера денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации.

После заверения ПС его первый его экземпляр с контрактом возвращаются экспортеру. Второй экземпляр остается в банке и служит для открытия досье. Досье - это подборка документов по каждому ПС.

Экспортер, осуществляя таможенное оформление экспортируемых товаров, обязан одновременно с представлением грузовой таможенной декларации (ГТД) представить в таможенный орган ксерокопию с хранящегося у него оригинала ПС.

Таможенные органы проверяют соответствие сведений, содержащихся в ПС, сведениям в ГТД, условиям контракта, соответствие оттиска печати банка на ксерокопии паспорта сделки образцу оттиска печати, содержащегося в карточке образцов оттисков печатей банка, используемых для целей валютного контроля.

При отсутствии расхождений в документах и при выполнении всех иных требований таможенного законодательства РФ должностное лицо таможенного органа ставит подпись на ксерокопии паспорта сделки и заверяет ее своей личной номерной печатью.

После принятия решения о выпуске товаров экспортер в течение 15-ти календарных дней представляет в банк копию ГТД для помещения в досье.

Таможенный орган формирует учетные карточки движения товаров, которые также отправляются в банк и подшиваются в досье. Учетная карточка таможенно-банковского контроля - документ валютного контроля, составленный по установленной форме и содержащий необходимые для осуществления валютного контроля сведения об экспортируемом по контракту товаре из ГТД, а также сведения о поступлениях выручки.

Таким образом, в банке в досье должны быть следующие документы:

Оригинал паспорта сделки;

Копия контракта;

Учетные карточки;

Копия ГТД;

Поручения на продажу части валютной выручки;

Оригинал разрешения Банка России (если необходимо);

Иные документы, заполняемые банком или поступающие в банк.

При поступлении денежных средств на счет экспортера от нерезидента банк не позднее следующего рабочего дня информирует об этом экспортера.

Экспортер в срок не более семи календарных дней, следующих за датой зачисления денежных средств на его рублевый и/или транзитный валютный счет, обязан в порядке, установленном банком, предоставить ему информацию:

О номере и дате ПС, по которому поступили денежные средства;

О виде полученного платежа с указанием сумм по каждому коду вида платежа;

О распределении суммы полученной выручки по произведенным в рамках ПС отгрузкам, подтвержденным соответствующими учетными карточками и/или ГТД.

Если выручка получена в иностранной валюте, то 50% ее в обязательном порядке должно быть продано. Это требование установлено в п.5 ст.6 Закона N 3615-1. Обязательная продажа осуществляется через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к рублю на внутреннем валютном рынке Российской Федерации не позднее чем через семь календарных дней со дня поступления валютной выручки в соответствии с порядком, устанавливаемым ЦБР. В начале статьи мы отметили изменения в данном порядке, установленные ЦБР.

50% валютной выручки, оставшиеся после обязательной продажи валюты, Вы можете хранить на своем валютном счете либо продать в добровольном порядке после зачисления этих средств на текущий валютный счет.

До того, как Вы осуществили обязательную продажу части валютной выручки, Вы можете произвести ряд платежей в валюте. Это разрешено п. 8 Инструкции N 7 .

Например, валютой, поступившей на транзитный счет, можно оплатить:

Транспортировки, страхования и экспедирования грузов;

Экспортные таможенные пошлины в иностранной валюте, а также оплату таможенных процедур;

Комиссионные вознаграждения в пользу уполномоченных банков за осуществление с транзитных валютных счетов платежей

Начисленное в пользу посреднических организаций комиссионное вознаграждение по экспортным контрактам.

Таким образом, сумму выручки, подлежащую обязательной продаже, можно уменьшить.

Пример 1.

Организация получила на свой транзитный счет 000 $. За перевозку экспортного груза зарубежному партнеру необходимо оплатить 2 000 $. Организация перечисляет эту сумму со своего транзитного валютного счета еще до того, как продало часть валютной выручки.

Организация обязана продать на внутреннем валютном рынке с учетом данной операции 39000 $ ((80 000 $ - 2000 $) х 50%).

Банк зачисляет всю поступившую экспортную выручку на транзитный валютный счет организации. Для продажи валюты Вам следует оформить и представить в банк "Поручение на обязательную продажу валюты". Это типовой бланк, форма которого приведена в приложении 2 к Инструкции N 7. Поручение на обязательную продажу валюты оформляется в одном экземпляре и подписывается главным бухгалтером и руководителем организации.

Типового бланка поручения на добровольную продажу валюты нет. Его форму каждый банк разрабатывает самостоятельно с учетом формы бланка обязательной продажи валюты.

Если такое поручение в течение установленного срока от Вас не поступит, банк самостоятельно продаст часть валютной выручки.

Учет поступления валютной выручки

Рассмотрим на конкретном примере операций по обязательной продаже валютной выручки.

Пример 2.

Организация за проданные за рубежом товары получила экспортную валютную выручку на транзитный валютный счет в размере 50 000 $.

На следующий день организация продает банку 50% выручки (25 000$), а оставшиеся деньги поручает перечислить на текущий валютный счет.

Обязательная продажа валюты производится обслуживающим банком по курсу 31,50 руб./ $.

Курс ЦБ на дату поступления выручки на транзитный счет составил 31,5150 руб. за 1$, на день ее продажи и зачисления остатков валютных средств на текущий валютный счет, составил 31,5700. Кредит субсчет 2 "Прочие расходы" Кредит

- 789 250 руб. (25 000 $ х 31,5700 руб/$) - списана стоимость проданной валюты .

Если банк взимает комиссию за осуществление данной операции, ее отражают в составе операционных расходов (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н):

- на сумму банковской комиссии от обязательной продажи валютной выручки.

Банковская комиссия не должна превышать 1,3 процента от суммы продаваемой иностранной валюты, включая расходы по выплате комиссионного вознаграждения межбанковским валютным биржам. Это установлено п. 9 Инструкции N 7. А. письмом ЦБР от 5 апреля 1994 г. N 84 разъяснено, что оплата комиссионного вознаграждения по операциям уполномоченных банков, связанным с обязательной продажей части экспортной валютной выручки непосредственно на внутреннем валютном рынке России, должна производиться с текущих валютных счетов предприятий.

- 1 000 руб. (787 500 + 2750 - 789 250) - в конце месяца определен финансовый результат (доход).

Для целей исчисления налога на прибыль налоговая база может быть уменьшена на отрицательную курсовую разницу и увеличена на положительную курсовую разницу (подп.5 п.1 ст.265 и п.11 ст.250 НК РФ). В нашем случае базу следует увеличить на 2750 руб.

Банк покупает валюту, как правило, по курсу, который ниже официального курса Центробанка. Получившуюся из-за этого разницу организация может отнести к внереализационным расходам и исключить из своей прибыли на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 265 НК РФ.

В нашем случае разница составит 1750 руб. (789250-787500).Общий финансовый результат – внереализационный доход 1 000 руб. доход.

Вознаграждение банка в целях налогообложения организация вправе отнести к внереализационным расходам (подп.16 п.1 ст.265 НК РФ).

На очередном заседании Госдумы было выдвинуто предложении о введении обязательной продажи валютной выручки.

Обязательная продажа валютной выручки

Депутаты внесли в Думу проект закона об обязательной продаже валютной выручки физическими и юридическими лицами. В проекте рассматривается обязательная продажа валютной выручки в размере 50 процентов, кроме случаев установленных Центробанком РФ.

Такой закон, на данный момент не действующий, предусматривал подобные меры для предпринимателей всех рангов.

О каком законе идет речь

Название статьи, отмененной в 2007 году, звучит как «обязательная продажа части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации». На его основании экспортеры в обязательном порядке реализовывали часть полученной в результате предпринимательской деятельности валюты на специальных торгах и валютной бирже. Некоторое время нормы продажи даже были повышены до 75 процентов от суммы заработанного дохода. Выход из кризиса ознаменовал снижение норм в пределах 25 процентов.

Чем обосновано предложение депутатов

В декабре 2014 года депутатами от фракции «Справедливая Россия» был внесен на рассмотрение законопроект. Согласно ему рассматривается процедура введения обязательной продажи валютного дохода в размере 50 процентов.

Такая статья законопроекта действовала на территории РФ с 2004 и была отменена. Предлагаемые меры направлены на укрепление и поддержку национальной валюты, за счет ее увеличения на внутреннем рынке. Рассматривается возможность производить продажу выручки в семидневный срок с того момента, когда она поступила на банковский счет резидента. Контроль за сроками и точные нормативы предполагали отдать под контроль Центробанка.

Чем обосновано отклонение проекта в 2018-2019 году

Проект отклонили, более того, в правительстве и Центробанке считают, что возвращение к системе обязательной продажи в таком объеме могут существенно снизить возможные перспективы вложения иностранного капитала в российскую экономику. А также приведут к снижению курса внутренней валюты, так как резидентов РФ будут пугать возможные меры по усилению контроля за капиталовложениями.

По мнению депутатов Госдумы, введение подобных мер простимулирует инфляцию, затруднит для субъектов предпринимательской деятельности доступность денежных средств, дестабилизирует инвестиционную политику страны. Все это приведет к дестабилизации экономического положения в стране, тогда как стабильность рынка должна обеспечиваться адекватными поступками, в том числе в сфере экономики и денежной политики.

Кроме того, как отмечают эксперты, курс внутригосударственной валюты уже прошел критическую точку нижней стоимости. Теперь маловероятно, что цены на нефтепродукты сильно упадут, в связи с чем ясно, что рубль не будет падать ниже. Обеспечивать этим законопроектом борьбу с инфляцией и ростом цен нецелесообразно, в экономике наметилась стабилизация и курс на рост рубля.

На данный момент

На данный момент Центробанк РФ утвердил нормы обязательной продажи валютной выручки, в которых говорится о снижении до нулевого значения норматива обязательной продажи части валютной выручки.

Принятое Центробанком решение обусловлено состоянием российской экономики, которая характеризуется ростом и позитивной динамикой, профицитом госбюджета, систематическим превышением предложений валюты над спросом внутри страны.

Мнение экспертов

Некоторое время назад руководство страны убедило предпринимателей не затягивать продажу своей валютной выручки, что стабилизировало курс рубля. При этом такие меры не предусмотрены законодательно.

Решение обязать в законодательном порядке продавать валюту может сильно ударить по производителю. Крупным предпринимателям для сохранения и наращивания оборотов производства необходим этот ресурс. Если и применять подобные меры, то в обязательном порядке к госкомпаниям через советы директоров.

Эксперты считают, что такое решение уменьшит инвестиционную привлекательность российской экономики. Кроме того, возникает еще одна сторона вопроса – бюрократическая. Если такой законопроект будет принят, он вызовет увеличение валютных контролеров во всех банках РФ, соответственно, разрастание бюрократического аппарата. Нужно будет контролировать каждую сделку, а есть ли на это средства?

Процедура получения валютной выручки

Когда резидент РФ заключает договор с экспортной компанией, на оказание услуг, продажу товаров, услуг и т. д. оплатой в результате вашей деятельности будет определенная сумма. Это и называется валютная выручка.

Для ее получения необходимо узаконить деятельность и правильно оформить документацию: открыть валютный счет в банке. В свою очередь, банк на основании договора откроет для вас:

  • текущий валютный счет;
  • транзитный валютный счет;
  • специальный транзитный валютный счет.

Дальнейшая процедура осуществляется так:

  1. Вы уведомляете налоговую службу, о том, что открыли валютный счет. Если не сделать этого вовремя, налоговая имеет право оштрафовать вашу организацию. Кроме того, не забывайте, что о каждом счете вы должны сообщить отдельно. Это требование оговаривается отдельно.
  2. О счетах филиалов сообщается дополнительно; если вы не сделаете этого, налоговая имеет право оштрафовать вас
  3. Подписанный контракт и нотариально заверенную копию нужно представить в банк, где вы открыли счета.
  4. Банк оформляет паспорт сделки, документ валютного контроля, содержащий все сведения о движении валютных средств.

Возможные причины отказа

На основании некоторых причин банк может отказать в оформлении паспорта сделки, а это делает все предыдущие мероприятия недействительными:

  1. Несоответствие данных, которые содержатся в контракте, сведениям, содержащимся в паспорте сделки.
  2. Непредусмотренные требованиями закона РФ валютные операции, содержащиеся в контракте.
  3. Оформление ПС с нарушением установленных норм и правил.
  4. Отсутствие в контракте условий, которые предусматривают поступление средств на счет экспортера в банке.
  5. Предоставление контракта и иных документов без сопроводительного документа на русском языке.
  6. Отсутствие копий специального разрешения.

Досье резидента

После оформления паспорта сделки на его основании составляется досье резидента, которое представляет собой основной документ, служащий для учета операций, связанных с поступлением денежных средств в иностранной валюте на счет резидента.

Осуществляя таможенное декларирование товаров, обязан предоставить в таможенный орган грузовую таможенную декларацию и оригинал паспорта клиента.

Таможенный орган формирует учетные карточки движения товаров.

В банковском досье резидента должны быть документы:

  • оригинал паспорта сделки;
  • копия контракта;
  • учетные карточки;
  • копия грузовой таможенной декларации;
  • иные документы.

Итог

Как мы видим, правительство Российской Федерации считает введение законопроекта об обязательной продаже валютной выручки нецелесообразным, ведущим в тупик. Это хороший знак для экономики – благосостояние и стабильность достигается адекватными методами.

Каждое предприятие может открыть в банке валютный счет. Если валютный счет открывается в том же банке, что и рублевый, клиент представляет в банк заявление и все пре­дусмотренные законодательством документы.

Для открытия в уполномоченном банке валютного счета организация должна представить следующие документы: 1. нотариально заверенную копию устава; 2. нотариально заверенную копию учредительного догово­ра или заявку на создание организации; 3. нотариально заверенные карточки с образцами подпи­сей руководителя и главного бухгалтера в двух экземпля­рах; 4. заявление на открытие валютного счета (в заявлении должно быть отражено обязательство клиента соблюдать банковские правила ведения валютного счета). Банки имеют типовые образцы заявлений и предоставляют их клиентам; 5. копию свидетельства о регистрации; 6. бухгалтерский баланс на последнюю отчётную дату; 7. справку из налоговой инспекции о постановке на учет; 8. протокол собрания учредителей.

Кроме этого, совместные организации должны предста­вить в банк свидетельство о внесении их в Государственный реестр организаций с иностранными инвестициями. Данное свидетельство выдается после регистрации в Государствен­ном комитете Российской Федерации по иностранным инве­стициям.

Нерезиденты должны представить в банк выписку из тор­гового или банковского реестра, определяющую юридический статус нерезидента в соответствии с законодательством страны его местонахождения, копия разрешения нацио­нального иностранного банка. Все документы должны быть переведены на русский язык, нотариально заверены и лега­лизованы в посольстве Российской Федерации либо в посоль­стве иностранного государства.

Проверенные уполномоченным банком представленные документы, соответствующие по форме и содержанию требованиям законодательства, являются основанием для откры­тия клиенту валютного счета.

В настоящее время предприятия, учреждения и организации-резиденты имеют право без ограничений по количе­ству и видам иностранных валют открывать в уполномочен­ных банках на территории России валютные счета. Валют­ный счет может быть открыт предприятию: 1. только в одной валюте платежа (например, в долларах США); 2. в нескольких валютах платежа.

Наряду с одним или несколькими валютными счетами предприятие может открыть и один валютный счет в нескольких иностранных валютах (мультивалютный счет).

Для учета валютных операций организациям открывают­ся счета: 1. 405 "Счета предприятий, находящихся в федеральной соб­ственности"; 2. 406 "Счета предприятий, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности; 3. 407 "Счета негосударственных предприятий"; 4. 408 "Прочие счета".

Юридическому лицу на основании договора банковского счета, заключенного с уполномоченным банком, параллель­но открываются: 1. транзитный валютный счет для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте, в том числе и не подлежащих обязательной продаже, и проведения других операций; 2. текущий валютный счет для учета средств, остаю­щихся в распоряжении юридического лица после обязатель­ной продажи экспортной выручки, и совершения иных опе­раций по счету в соответствии с валютным законодатель­ством;

Валютная выручка, поступающая от нерезидентов, за­числяется первоначально на транзитный валютный счет, и после обязательной продажи предприятием валютной вы­ручки остальная часть зачисляется на текущий валютный счет.

Валюта, полученная резидентами в качестве экспортной выручки, подлежит обязательной частичной продаже на внутреннем валютном рынке. В настоящее время экспортер обязан продать 25% экспортной вы­ручки на внутреннем валютном рынке.

Обязательная продажа производится предприятиями от всей суммы поступлений в иностранной валюте от организаций и физических лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации.

Экспортная валютная выручка, поступающая на транзитные валютные счета посреднических организаций в пользу предприятий, не являющихся резидентами Российской Федерации, перечисляется с транзитных счетов по поручению посреднических организаций на валютные счета организа­ций-нерезидентов без обязательной продажи части валютной выручки за вычетом комиссионного вознаграждения, начисленного посредническими организациями в свою пользу.

Обязательная продажа валюты производится по поручению предпри­ятий, в пользу которых поступила валютная выручка, с их транзитных ва­лютных счетов. После обязательной продажи валютных средств с тран­зитных валютных счетов оставшаяся часть валютной выручки перечисля­ется по поручению предприятий на их текущие валютные счета и может быть использована на любые цели в соответствии с законодательством.

Предприятия могут оплачивать со своих транзитных валютных счетов расходы в иностранной валюте: 1. в пользу нерезидентов в оплату транспортировки, страхования и экс­педирования грузов; 2. в пользу предприятий-резидентов (на их транзитные валютные счета в уполномоченных банках) в оплату транспортировки и экспедирова­ния грузов по территории иностранных государств и в международ­ном транзитном сообщении; 3. по уплате экспортных таможенных пошлин в иностранной валюте, а также по оплате таможенных процедур.

Вышеуказанные расходы в иностранной валюте оплачиваются до осуществления обязательной продажи части валютной выручки. Если же предприятия произвели вышеуказанные расходы со своих текущих ва­лютных счетов, то на сумму фактически произведенных платежей сред­ства в иностранной валюте с транзитных валютных счетов переводятся на валютные счета предприятий.

Российская турфирма может получать на свой валютный счет валюту по оплате услуг въездного туризма в виде комиссионных и агентских вознаграждений при оказании услуг иностранным организациям и физическим лицам нерезидентам.

Вся сумма валютной выручки, полученная организацией, зачисляется на транзитный валютный счет, а банк направляет организации соответствующее извещение.

С 01.01.2007 отменено требование об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.

Пример

ООО «Турэкспресс» получило выручку от иностранного партнера в размере 10 000 долл. США и решило ее перевести в рубли. До момента продажи валюты ООО «Турэкспресс» оплатило комиссионные сборы в пользу уполномоченного банка за проведение платежей с транзитного валютного счета в размере 500 долл. США.

С учетом понесенных расходов продаже подлежит сумма:
(10 000 USD - 500 USD) x 25% = 2 375 USD.

Внимание: типовой формы бланка заявления на продажу валюты нет. Поэтому банки разрабатывают его самостоятельно.

Иностранная валюта учитывается на счете 52 «Валютные счета».

К нему открываются два субсчета:
52-1 «Валютные счета внутри страны»;
52-2 «Валютные счета за рубежом».

Продажа валюты отражается с использованием субсчетов второго порядка:
52-1-1 «Текущий валютный счет»;
52-1-2 «Транзитный валютный счет»;
52-1-3 «Специальный транзитный валютный счет».

Полученная от иностранного покупателя валюта зачисляется на транзитный валютный счет. При этом делается проводка:
Дебет 52-1-2 Кредит 62- - поступила валютная выручка на транзитный валютный счет.
Сумма валюты, предназначенная для продажи, списывается в дебет счета 57 «Переводы в пути»:
Дебет 57 Кредит 52-1-2 - направлена на продажу валюта.
Рублевые средства, полученные от продажи валюты, отражаются в учете записью:
Дебет 51 Кредит 76 - зачислены на расчетный счет деньги от продажи валюты.
Дебет 76 Кредит 91-1 - отражен прочий доход от продажи валюты.
Проданная банком валюта списывается проводкой:
Дебет 91-2 Кредит 57 - списана проданная валюта.
Все расходы, связанные с продажей валюты, списываются в дебет субсчета 91-2 «Прочие расходы».

Внимание: Убыток от продажи валюты уменьшает облагаемую налогом прибыль (пп.6, 15 п.1 ст.265 НК РФ ч.2.(2)).

Пример

16 марта 2009 г. на транзитный валютный счет ООО «Турэкспресс» в банке поступила валютная выручка в сумме 10 000 USD. В этот же день «Турэкспресс» направил банку поручение на продажу части поступившей выручки (2 500 USD) и на зачисление оставшейся суммы на текущий валютный счет. Банк продал валюту по курсу 29 руб./ USD Курс доллара США, установленный ЦБ России надень поступления валюты на транзитный валютный счет, а также надень ее продажи и зачисления остатков на текущий валютный счет, составил 28 руб./ USD. За проведение операции банк списал с расчетного счета ООО «Турэкспресс» 1000 рублей.

В учете необходимо отразить следующие проводки:

п /п

Корреспонденция счетов

Сумма (рубли)

Дебет

Кредит

поступила валютная выручка на транзитный счет

280 000 (10 000 USD х 28 руб.)

часть валютной выручки направлена на продажу

70 000 (2 500 USD х 28 руб.)

денежные средства от обязательной продажи валютной выручки зачислены на расчетный счет

72 500 (2 500 USD х 29 руб.)

списана проданная валюта

удержано банком комиссионное вознаграждение

Отражен прочий доход от продажи валюты

7250 0 (2 500 USD х 29 руб.)

валюта, оставшаяся после продажи, зачислена на текущий валютный счет

210 000 (10 000 USD – 2 500 USD) х 28 руб.)