Что дает персонифицированный учет в омс. Об утверждении порядка ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования

Комментарий к главе 10

В данной главе закрепляются основы персонифицированного учета в сфере ОМС, дается понятие полиса ОМС, а также регламентируется порядок выдачи полиса ОМС.

Статья 43. Персонифицированный учет в сфере обязательного медицинского страхования

Комментарий к статье 43

В комментируемой статье дается понятие персонифицированного учета, а также цели ведения такого учета в сфере ОМС.

Одним из первых законов, который дал понятие и основные условия работы с персональными данными, был Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". В этом Законе были даны правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации о государственном пенсионном обеспечении (в части трудовых пенсий). Среди основополагающих принципов организации персонифицированного учета были закреплены федеральный характер обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, всеобщность и обязательность. В этом Законе впервые были четко определены права и обязанности участников индивидуального (персонифицированного) учета, регламентированы вопросы ответственности. Учитывая, что Пенсионный фонд РФ, так же как и ФФОМС, является государственным фондом, представляется, что персонифицированный учет в ОМС должен быть организован сходным образом.

Персонифицированный учет представляет собой особый вид деятельности, связанный со сбором, обработкой, хранением и обменом информацией о застрахованных лицах с целью оптимизировать и обеспечить возможность оказания медицинской помощи в рамках программ ОМС таким лицам.

Под сбором понимается деятельность, направленная на получение информации о застрахованных лицах (получение документов, истребование информации и т.д.).

Обработка - деятельность, направленная на анализ информации из разных источников, определение ее подлинности, синхронности (совпадение, точность информации из разных источников), создание прогнозов на основе полученных данных, использование информации для контроля оказанной медицинской помощи и т.д.

Хранение - деятельность по обеспечению централизованного свода информации в едином источнике с обеспечением условий по поддержанию актуальности такой информации и безопасности (конфиденциальности) данных.

Персонифицированный учет ведется путем составления особого единого регистра застрахованных лиц , разделенного на два сегмента - региональный и центральный (сводный регистр застрахованных лиц по всей стране).

Целями персонифицированного учета согласно ч. 2 комментируемой статьи являются:

Создание условий для обеспечения гарантий прав застрахованных лиц на бесплатное оказание медицинской помощи надлежащего качества и в соответствующем объеме в рамках программ ОМС;

Создание условий для осуществления контроля за использованием средств ОМС;

Определение потребности в объемах медицинской помощи в целях разработки программ ОМС.

Персонифицированный учет осуществляется для сбора не любой информации о застрахованных лицах, а только той, которая позволяет идентифицировать данное лицо и отличить его от иных лиц, и содержит информацию, связанную с получением таким лицом медицинской помощи в рамках программ ОМС (т.е. законодатель устанавливает пределы для сбора такой информации).

Такая информация позволяет прежде всего определить потребность в медицинской помощи в том или ином регионе (районе) по видам такой помощи и заболеваниям, прогнозировать потребность в медицинской помощи в будущем (т.е. проводить анализ заболеваемости). На основе данных персонифицированного учета в том числе осуществляют расчет потребности в объемах медицинской помощи путем установления нормативов такой помощи в программах ОМС в расчете на 1 человека (подушевые нормативы, расчет которых регулируется Правилами ОМС, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.02.2011 N 158н).

Контроль также невозможен без учета данных, полученных при персонифицированном учете. Информация, содержащаяся в едином регистре, позволяет провести контроль объема, качества, видов и своевременности медицинской помощи, которая оказывается застрахованным лицам на территории того или иного субъекта Российской Федерации и Российской Федерации в целом, и, следовательно, принять соответствующие меры. Дополнительной возможностью работы с персонифицированными данными в ОМС является дистанционная работа, которую возможно проводить в сплошном порядке при медико-экономическом контроле.

Правовой основой ведения персонифицированного учета выступает комментируемый Закон, а также система подзаконных нормативно-правовых актов, которая в настоящий момент еще не сформирована до конца в связи с переходным периодом в сфере ОМС. В первую очередь необходимо обратить внимание на:

- Приказ ФФОМС от 07.04.2011 N 79 "Об утверждении Общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования".

Данным Приказом установлены форматы электронных файлов для взаимодействия между региональным и центральным сегментом регистра застрахованных лиц и порядок предоставления таких файлов, структура и схема информационной системы ОМС, требования к такой системе и информационному обмену; а также Регламент информационного взаимодействия при ведении единого регистра застрахованных лиц и иные регламенты информационного взаимодействия; Регламент информационного взаимодействия при ведении персонифицированного учета медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в сфере ОМС; Регламент информационного взаимодействия при ведении персонифицированного учета медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в сфере ОМС за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого выдан полис ОМС и др.;

Соглашение об информационном обмене между Пенсионным фондом РФ и ФФОМС от 31.12.2010 N АД-30-32/09сог; 6547/20-1;

Соглашение об информационном обмене между Пенсионным фондом РФ и ФФОМС от 31.01.2011 N АД-08-33/03сог; 558/91-и.

Последнее соглашение заключено в целях выполнения положений ч. 3 и 4 ст. 43, ч. 1 и 3 ст. 49 комментируемого Закона и определяет правила обмена информацией в электронной форме между отделениями Пенсионного фонда РФ и ТФОМС. Оно посвящено в том числе информационному взаимодействию по передаче сведений о работающих застрахованных лицах, имеющихся в регистрах застрахованных лиц по ОМС по каждому субъекту Российской Федерации.

Также согласно ч. 5 комментируемой статьи порядок ведения персонифицированного учета должен быть определен уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Таким органом является Минздравсоцразвития РФ (см. п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321). Во исполнение требования комментируемой статьи Минздравсоцразвития РФ Приказом от 25.01.2011 N 29н утвердило Порядок ведения персонифицированного учета в сфере ОМС (далее Порядок персонифицированного учета).

Порядок персонифицированного учета как нормативно-правовой акт состоит из пяти разделов:

1) общие положения;

2) организация персонифицированного учета;

3) ведение регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц;

4) ведение центрального сегмента единого регистра застрахованных лиц;

5) порядок ведения персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам.

Согласно п. 1 Порядка персонифицированного учета в нем определяются правила ведения такого учета, в том числе ведения единого регистра, организации персонифицированного учета и технологии обмена информацией при ведении такого учета в сфере ОМС.

Регистр застрахованных лиц представляет собой информационную базу данных, включающую в себя региональный и центральный сегменты. Ответственными за ведение такого регистра являются ФФОМС (в части центрального сегмента) и ТФОМС (в части регионального). Объем и перечень сведений о застрахованных лицах, которые могут и должны содержаться в таком регистре, устанавливаются как комментируемым Законом (см. ст. 44), так и Порядком персонифицированного учета (см. п. 3 - 4 Порядка).

В целях ведения такого регистра возлагается обязанность на страховые медицинские организации, медицинские организации, Пенсионный фонд РФ, страхователей для неработающих граждан предоставлять соответствующую информацию в ТФОМС и ФФОМС в сроки и порядке, установленные как комментируемым Законом (см., к примеру, ст. 49), так и нормативно-правовыми актами, а также соглашениями и договорами в сфере ОМС. В целях гарантии исполнения такой обязанности устанавливается ответственность соответствующих субъектов за непредставление такой информации, обычно она наступает в виде наложения штрафа (см., например, ч. 10 ст. 38 комментируемого Закона).

Так, Пенсионный фонд РФ в лице своих территориальных отделений обязан предоставлять периодически (ежедневно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно) информацию о регистрации и снятии с регистрационного учета страхователей для работающих граждан, а также страхователей, которые не осуществляют выплаты физическим лицам (т.е. уплачивающие страховые взносы за самих себя); о начисленных и уплаченных страховых взносах на ОМС и другую информацию, которая предусматривается или может быть предусмотрена соглашениями с фондами ОМС (см. комментарий к ст. 49).

Страховые медицинские организации также обязаны передавать информацию (сведения) о застрахованных лицах, в том числе при изменении сведений об этих лицах (к примеру, смене фамилии, имени и отчества) в соответствии с договором о финансовом обеспечении ОМС (см. подробнее комментарий к ст. 38).

Страхователи для неработающих граждан передают сведения о неработающих застрахованных гражданах в ТФОМС, в том числе и при изменении таких сведений при наличии записи о застрахованном лице в регистре застрахованных лиц (см. комментарий к ст. 49).

Медицинские организации передают информацию о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, с указанием времени, вида, объема медицинской помощи, диагноза и т.д. (см. комментарий к ст. 47).

В свою очередь, ТФОМС и ФФОМС обязаны поддерживать актуальность регистра застрахованных лиц, своевременно вносить изменения при поступлении информации от других участников информационного обмена, а также уведомлять участников об изменении сведений в регистре застрахованных лиц (например, направлять уведомление о смерти застрахованного лица, полученное на основании регистрации смерти от органов загса). В том числе, ТФОМС обязан поддерживать актуальность регистра путем сверки данных с данными сведений о застрахованных работающих лицах, которые содержатся в базах данных Пенсионного фонда РФ. Ежеквартально ТФОМС также направляет сведения о работающих застрахованных лицах, сведения о которых отсутствуют в региональном сегменте единого регистра застрахованных лиц, в ФФОМС для актуализации центрального сегмента регистра.

Информационное взаимодействие (обмен) осуществляется в основном в электронном виде посредством телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет. При этом обычно применяются системы шифрования (криптографические комплексы) в целях обеспечения безопасности и конфиденциальности передаваемой информации. Передаваемые данные обязательно заверяются электронной цифровой подписью. Передача может также осуществляться в случае технической невозможности передачи по сети путем обмена электронными носителями (флэш-карты памяти, оптические диски и т.д.) с файлами определенного формата (csv, xml и др.), заверенными цифровой электронной подписью. Работа с электронной цифровой подписью регламентирована Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ. Прежний Закон (от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи") утрачивает силу с 01.07.2012. Новый Закон расширяет сферу использования и допустимые виды электронной подписи. Прежний Закон разрешал применять только сертифицированные средства электронной подписи, а область ее использования ограничивалась гражданско-правовыми отношениями. В новом Законе выделяются два вида электронной подписи: простая и усиленная. Усиленная цифровая подпись может быть квалифицированной либо неквалифицированной. Простая электронная подпись подтверждает, что данное электронное сообщение отправлено конкретным лицом. Усиленная неквалифицированная электронная подпись позволяет не только однозначно идентифицировать отправителя, но и подтвердить, что с момента подписания документа его никто не изменял. Сообщение с простой или неквалифицированной электронной подписью может быть приравнено к бумажному документу, подписанному собственноручно, если стороны заранее об этом договорились, а также в специально предусмотренных законом случаях. Усиленная квалифицированная электронная подпись дополнительно подтверждается сертификатом, выданным аккредитованным удостоверяющим центром. Сообщение с такой подписью во всех случаях приравнивается к бумажному документу с собственноручной подписью. Аккредитация удостоверяющих центров проводится Правительством РФ. Закреплены требования к удостоверяющему центру. Так, стоимость его чистых активов должна составлять не менее 1 млн. руб., а в штате должны работать квалифицированные сотрудники. Максимальный срок аккредитации таких центров определен в 5 лет.

В крайнем случае, если это предусматривается соглашениями, договорами или иными нормативно-правовыми актами, данные могут быть переданы и на бумажном носителе (или осуществляется дублирование электронной копии на бумаге).

Статья 44. Персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах и сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам

1) создание условий для обеспечения гарантий прав застрахованных лиц на бесплатное предоставление медицинской помощи надлежащего качества и объема в рамках базовой и территориальных программ обязательного медицинского страхования;

Судебная практика и законодательство - Приказ Минздравсоцразвития России от 25.01.2011 N 29н (ред. от 15.01.2019) Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования

Представление реестра счетов на оплату медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого выдан полис обязательного медицинского страхования, производится в электронном виде в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25 января 2011 г. N 29н "Об утверждении порядка ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2011 года, регистрационный N 19742).


персонифицированный учет услуг по обязательному

медицинскому страхованию

Аннотация

Статья посвящена анализу эффективности системы персонифицированного учета медицинских услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию.

Ключевые слова: медицинские услуги, персонифицированный учет, страховое обеспечение, субъект персонифицированного учета, страховой случай, страховщик

До настоящего времени основными задачами учета в системе ОМС были вопросы оперативного сбора данных для учетных и статистических задач, учрежденческой деятельности и бухгалтерии, обеспечения взаиморасчетов между участниками ОМС. Для этих целей используются в основном два основных источника информации - база застрахованного населения (учет потребителей услуг) и база «пролеченного населения» (учет услуг, оказанных потребителю).

В системе обязательного медицинского страхования необходимо создание не только персонифицированного учета оказываемых медицинских услуг, но и информации о страховом обеспечении, получаемом при наступлении страхового случая застрахованным лицом.

Система персонифицированного учета медицинских услуг

Исходя из целей и задач персонифицированного учета, возникает также необходимость рассматривать субъекты системы персонифицированного учета с точки зрения их влияния

Крестьянинова Ольга Геннадьевна

аспирантка факультета финансов, Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики [email protected]

в системе

Обязательного

Медицинского

Страхования

зобходимо создание \ только персонифицированного учета _оказываемых

медицинских услуг,

Но и информация

О страховом

обеспечении,

получаемом

При наступлении

страхового случая

на гарантии страхового обеспечения по ОМС, затраты страховщика и непосредственно на персонифицированный учет. Гражданин является получателем страхового обеспечения по ОМС и, соответственно, субъектом персональных данных .

При этом надо отметить, что гражданин наделен значительными правами. В частности, правом самостоятельного требования медицинских услуг (например, проведения консультаций других специалистов) или возмещения материального ущерба, причиненного по вине страховой организации . Добавим, что реализация данных прав может существенно влиять на объем страхового обеспечения по ОМС и, соответственно, финансовую устойчивость системы ОМС, что может привести к снижению гарантий страхового обеспечения других застрахованных. Страховое обеспечение по ОМС принадлежит индивиду. Данные о нем являются персональными и, соответственно, учет этих данных является персонифицированным.

нная информация необходима страховщи-для обеспечения реализации и защиты прав и законных интересов застрахованных на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в системе ОМС.

Таким образом, система персонифицированного учета медицинских услуг - это система учета сведений о страховых случаях и суммах страхового обеспечения, полученных каждым лицом, застрахованным в системе обязательного медицинского страхования.

Для успешного выполнения задач ОМС, данная деятельность должна быть эффективной. Это предполагает использование актуальной и достоверной информации о получаемой застрахованными медицинской помощи. Исходя из большого разнообразия медицинских услуг и их потребителей, необходима разработка особой системы эффективного учета данных показателей. Потребитель данных благ является связующим звеном, позволяющим систематизировать учет предоставляемой медицинской помощи. Это обуславливает необходимость персонифицированного учета медицинских услуг в ОМС.

Принципы системы персонифицированного учета медицинских услуг

В сложившихся экономических условиях система персонифицированного учета медицинских услуг должна быть основана на следующих принципах:

1) единства обязательного медицинского страхования в Российской Федерации;

2) всеобщности обязательного медицинского страхования и обязательности учета сведений о застрахованных лицах;

3) доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем, которыми располагают Фонды ОМС, осуществляющие персонифицированный учет;

4) использования сведений, формирующихся в системе персонифицированного учета медицинских услуг, исключительно для целей обязательного медицинского страхования, и, прежде всего, для реализации прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи на всей территории Российской Федерации;

5) осуществление функционирования системы персонифицированного учета на протяжении всего периода страхования человека. Необходимо отметить, что порядок оказания специализированной медицинской помощи предусматривает наличие направления лечащего врача поликлиники либо стационара первичного уровня. Проблема заключается в отсутствии обязательной обратной связи. Кроме того, пациент получает документ о консультировании и других медицинских услугах, полученных в специализированном учреждении, и зачастую не информирует об этом лечащего врача.

Таким образом, не выполняется норма закона, в соответствии с которой рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом. Исключения составляют только экстренные случаи, угрожающие жизни пациента. Ситуация осложняется тем, что несогласованность, отсутствие преемственности в лечении пациента, возникающая в связи с информационной разобщенностью двух уровней оказания медицинской помощи, влекут за собой необос-

Гражданин наделен

значительными

В частности, правом самостоятельного требования медицинских услуг... или возмещения материального ущерба, причиненного по вине страховой организации

страхование

система персонифи-

медицинскихуслуг-это система учета

Сведений

страховых случаях суммах страхового

Обеспечения,

Полученных

Каждым лицом,

застрахованным _в системе

обязательного

Медицинского

Страхования

нованные затраты по страховому обеспечению и большие погрешности в учете. В рамках действующего законодательства решение этой проблемы возможно путем направления персональных данных о диагнозе, медицинских услугах, полученных в специализированном учреждении, из данного учреждения непосредственно лечащему врачу, оказывающему первичную медико-санитарную помощь. В данном случае страховые медицинские организации (далее СМО) и фонды ОМС получают полные, упорядоченные сведения о каждом страховом случае. Основная работа страховщиков будет сосредоточена на совершенствовании связей с учреждениями первичной медико-санитарной помощи, что упростит решение задач страхования.

Правовые и информационные вопросы

Взаимоотношения страховых медицинских организаций с медицинскими учреждениями регламентируются договором на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских слуг) по ОМС, предусматривающим, в том числе, ществление со стороны СМО контроля представленных медицинским учреждением сведений и передачу их в фонды ОМС. В рамках своей деятельности СМО использует следующие информационные ресурсы, непосредственно связанные с системой персонифицированного учета медицинских услуг:

1) актуализированные данные о застрахованном населении;

2) сведения о полученных от ТФ ОМС и израсходованных на оплату медицинских услуг финансовых средствах;

3) отчетную и аналитическую информацию о выполнении обязательств по страховому обеспечению;

4) сведения, характеризующие деятельность медицинских учреждений по оказанию медицинской помощи.

Взаимоотношения территориальных фондов ОМС с СМО регламентируются договором о финансировании ОМС, другими нормативными правовыми актами, регулирующими систему обязательного медицинского страхования. Из функций ТФОМС

можно выделить ряд функций, связанных с задачей персонифицированного учета медицинских услуг в субъекте федерации:

Ведение сводного регистра застрахованного по ОМС населения субъекта РФ;

Ведение сводной персонифицированной базы данных оказанных медицинских услуг;

Финансирование СМО по дифференцированным подушевым нормативам с учетом численности застрахованного населения

Обеспечение контроля деятельности СМО;

Обеспечение взаиморасчетов между ТФОМС субъектов федерации за медицинскую помощь (в объеме базовой программы ОМС), оказанную гражданам России за пределами территории страхования;

Расчет нормативов страхового обеспечения и нормативов финансирования территориальной программы ОМС населения;

Решение вопросов защиты прав застрахованных. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан.

Фонды ОМС и СМО ведут базы данных застрахованных граждан, которые обязаны поддерживать в актуальном состоянии. При актуализации баз данных происходит обмен информацией о застрахованных гражданах между ТФОМС и СМО, а также иными носителями информации.

Персонифицированный учет как многоуровневая система сбора и обработки информации

Таким образом, система персонифицированного учета медицинских услуг представляет собой многоуровневую систему последовательного сбора и обработки информации.

1 уровень - лечащий врач, который фиксирует все медицинские услуги, предоставленные пациенту им самим или по его направлению специалистами своего учреждения или другими специализированными службами и диагностическими центрами. Это единственный в системе источник первичных сведений о предоставленных пациенту услугах. 2уровень - медицинское учреждение, оказывающее первичную медико-санитарную помощь - форми-

повышение

эффективности

управления

финансовыми

потоками

в ОМС требует

надлежащего учета

медицинской помощи,

предоставляемой

застрахованным

страхование

рует полные сведения о первичной и специализированной медицинской помощи, оказанной обратившимся к нему пациентам, застрахованным по ОМС.

3 уровень - страховая медицинская организация -формирует обобщенные сведения о медицинских услугах, полученных лицами, застрахованными по ОМС данной СМО.

4 уровень - территориальный фонд ОМС - формирует обобщенные сведения о медицинских услугах, полученных лицами, застрахованными по ОМС в субъекте РФ.

5 уровень - Федеральный фонд ОМС - формирует обобщенные сведения о медицинских услугах, полученных лицами, застрахованными по ОМС в Российской Федерации, определяет порядок формирования системы учета и отчетности, а также порядок и условия ведения баз данных и иных информационных ресурсов в системе ОМС.

На первом и втором уровне формируемая информация включает в себя и персональные данные пациентов, и медицинскую информацию (диагнозы казанные медицинские услуги). остальные уровни должна передаваться для обработки информация, содержащая сведения об оказанных медицинских услугах и идентификационный номер застрахованного, которому эти услуги оказаны. Для осуществления функций по защите прав застрахованных и для проведения медико-экономической экспертизы качества оказанной медицинской помощи страховщик (фонды ОМС и СМО) персонифицирует необходимые для этих задач сведения на основании идентификационного номера застрахованного, используя для этого собственные базы данных застрахованных граждан.

Заключение

Повышение эффективности управления финансовыми потоками в ОМС требует надлежащего учета медицинской помощи, предоставляемой застрахованным. Полная и достоверная информация о фактически оказанных медицинских услугах, позволит осуществлять упреждающее прогнозирование проблемных ситуаций, оперативно выявлять затратные центры, производить многомерный анализ потребности в медицинской помощи и т.п.

Литература

1. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (ред.25.07.2011).

3. Федеральный закон от 21.11.011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

4. Приказ ФФОМС от 07.04.20011 № 79 «Об утверждении общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования» (в ред. Приказа ФФОМС от 22.08.2011 № 154).

5. Приказ Минздравсоцразвития от 25.01.2011 № 29н «Об утверждении порядка ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования».

6. Информационное письмо Минздравсоцразвития России от 30.01.2012 «Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения».

Olga G. Krestyaninova

Postgraduate Student, Department of Finance and Credit, St Petersburg State University of Service and Economics

Personalized Registration of Compulsory Health Insurance Services

The article studies the effectiveness of the system of personified registration of medical services provided by the compulsory health insurance. Keywords: medical services, personified registration, insurance coverage, subject of personified registration, insurance case, insurer

5 февраля 2020 , Изменения в законодательстве об уголовной ответственности Правительство внесло в Госдуму законопроект о смягчении наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до трёх лет, за преступления небольшой тяжести Распоряжение от 4 февраля 2020 года №196-р

30 декабря 2019 , Внутренний и въездной туризм Правительство внесло в Госдуму законопроекты о введении единого федерального реестра турагентов Распоряжения от 27 декабря 2019 года №3232-р, №3233-р. С января 2021 года предлагается ввести единый федеральный реестр турагентов в виде подсистемы информационной системы «Единый федеральный реестр туроператоров». Принятие и реализация законопроектов направлены на повышение защиты интересов потребителей туристских услуг, создание прозрачного и контролируемого рынка турагентской деятельности.

26 декабря 2019 Правительство внесло в Госдуму законопроект о совершенствовании процедуры рассмотрения заявок на государственную регистрацию результатов интеллектуальной деятельности Распоряжение от 25 декабря 2019 года №3175-р. Законопроектом предусматривается возможность осуществления Роспатентом деятельности, связанной с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности, непосредственно или через подведомственное ему учреждение.

17 декабря 2019 , Внутренний и въездной туризм Правительство внесло в Госдуму законопроект о совершенствовании правового регулирования деятельности экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников Распоряжение от 14 декабря 2019 года №3047-р. Предлагается установить основные критерии аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников и требования к их образованию, стажу работы, а также к наличию профессиональных знаний и навыков. Предлагаемые законопроектом изменения направлены на повышение защиты интересов потребителей туристских услуг, упорядочение деятельности экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков, инструкторов-проводников, обеспечение безопасности туристов при прохождении туристских маршрутов повышенной опасности, создание прозрачного и контролируемого рынка экскурсионных услуг.

13 декабря 2019 , Высшее, послевузовское и непрерывное образование Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменении порядка подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре Распоряжение от 12 ноября 2019 года №2986-р. В частности, предлагается вместо федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре установить федеральные государственные требования к подготовке кадров высшей квалификации по программам аспирантуры и, как следствие, отменить государственную аккредитацию образовательной деятельности по программам аспирантуры. Также уточняются требования к итоговой аттестации по программам аспирантуры.

12 декабря 2019 , Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» Правительство внесло в Госдуму законопроект о проведении эксперимента по внедрению электронного кадрового документооборота Распоряжение от 11 декабря 2019 года №2976-р. Предлагается с 1 апреля до 31 декабря 2020 года провести эксперимент по ведению электронных документов, касающихся трудовых отношений с работниками, в отношении которых предусмотрено оформление в бумажном виде или ознакомление работника под роспись, без их дублирования на бумажном носителе.

2 декабря 2019 Правительство внесло в Госдуму законопроект о биологической безопасности Распоряжение от 30 ноября 2019 года №2859-р. Принятие и реализация законопроекта направлены на защиту населения и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, предотвращение биологических угроз, создание и развитие системы мониторинга биологических рисков. Это позволит обеспечить поддержание допустимого уровня риска негативного воздействия опасных биологических факторов на население и окружающую среду, что является основной целью государственной политики в области обеспечения биологической безопасности.

2 декабря 2019 , Правительство внесло в Госдуму законопроект о совершенствовании механизма государственного и муниципального контроля Распоряжение от 30 ноября 2019 года №2861-р. Принятие законопроекта позволит создать системное процессуальное регулирование контрольно-надзорной деятельности, нацеленное на минимизацию административного давления на субъекты предпринимательской деятельности.

2 декабря 2019 , Система государственного контроля и надзора Правительство внесло в Госдуму законопроект об обязательных требованиях, соблюдение которых подлежит проверке в рамках контрольно-надзорной деятельности Распоряжение от 30 ноября 2019 года №2860-р. Принятие законопроекта позволит законодательно закрепить основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, и будет способствовать снижению административного давления на субъекты предпринимательской деятельности.

27 ноября 2019 , Материнский капитал Правительство внесло в Госдуму законопроект о расширении возможностей использования средств материнского капитала Распоряжение от 26 ноября 2019 года №2799-р. Законопроектом предлагается распространить возможность направления средств материнского капитала на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства на садовом земельном участке.

19 ноября 2019 , Культурное наследие Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании вопросов сохранения памятников истории и культуры Распоряжение от 16 ноября 2019 года №2712-р. Законопроектом предлагается устранить избыточность требований разрешительных документов при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также выявленного объекта культурного наследия.

6 ноября 2019 , Малое и среднее предпринимательство Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании участия «самозанятых» граждан в закупках товаров, работ, услуг Распоряжение от 31 октября 2019 года №2594-р. Законопроектом предлагается распространить предусмотренные законодательством меры поддержки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства на «самозанятых» граждан.

8 октября 2019 , Семейная политика. Защита детства и воспитание Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании вопросов участия родителей в дополнительных расходах на детей Распоряжение от 7 октября 2019 года №2291-р. Принятие законопроекта позволит обеспечить защиту жилищных прав несовершеннолетнего ребёнка при разводе родителей, в том числе путём привлечения родителя, проживающего отдельно от ребёнка, к участию в дополнительных обязательствах, связанных с обеспечением несовершеннолетнего жилым помещением.

8 октября 2019 , Антикоррупционное регулирование Правительство внесло в Госдуму законопроект об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ по противодействию коррупции Распоряжение от 7 октября 2019 года №2294-р. Законопроект направлен на обеспечение единых подходов при дополнительном профессиональном образовании государственных и муниципальных служащих в сфере противодействия коррупции.

8 октября 2019 , Охрана природы. Заповедники, национальные парки Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании вопросов сохранения охотничьих ресурсов Распоряжение от 7 октября 2019 года №2295-р. Законопроектом предлагается расширить круг субъектов права, регулирующих численность охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях, и предоставить право охоты в целях регулирования численности охотничьих ресурсов охотникам, сведения о которых содержатся в государственном охотхозяйственном реестре.

8 октября 2019 , Жилищно-коммунальное хозяйство Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании вопросов управления многоквартирными домами Распоряжение от 7 октября 2019 года №2297-р. Законопроектом предлагается установить, что управление многоквартирными домами, все помещения в которых находятся в федеральной, региональной или муниципальной собственности, осуществляется на основании договора, заключённого с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса. Это будет способствовать развитию конкурентной среды на рынке управления многоквартирными домами.

Правительство внесло в Госдуму законопроект о совершенствовании механизмов переселения граждан из аварийного жилья Распоряжение от 7 октября 2019 года №2292-р. Подготовлено во исполнение поручения Президента России по итогам совещания с членами Правительства по вопросу переселения граждан из аварийного жилищного фонда.

30 сентября 2019 , Федеральный бюджет Правительство внесло в Госдуму законопроект о федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов Распоряжение от 30 сентября 2019 года №2211-р. Основные характеристики проекта бюджета: доходы в 2020 году – 20379,4 млрд рублей, в 2021 году – 21246,5 млрд рублей, в 2022 году – 22058,3 млрд рублей. Расходы в 2020 году – 19503,3 млрд рублей, в 2021 году – 20634 млрд рублей, в 2022 году – 21763,3 млрд рублей. Профицит в 2020 году – 876,1 млрд рублей, в 2021 году – 612,5 млрд рублей, в 2022 году – 295 млрд рублей.

30 сентября 2019 , Социальное страхование Правительство внесло в Госдуму законопроект о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов Распоряжение от 30 сентября 2019 года №2215-р. Сохраняются 32 страховых тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска. Сохраняется льгота по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Принятие законопроекта позволит сформировать доходную часть бюджета Фонда социального страхования, обеспечивающую в полном объёме выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2020 году и плановом периоде 2021 и 2022 годов.

1

Глава 6. ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ УЧЕТ В СФЕРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Одним из новшеств, введенных гл. 10 Закона N 326-ФЗ, является персонифицированный учет в сфере обязательного медицинского страхования.

В памяти всплывает забавный детский мультфильм про козленка, который умел считать до 10. Простенький, доступный дошколенку сюжет. Козленок научился считать до 10 и начал демонстрировать свое умение каждому встречному. Сначала на него все сердились, но, в конце концов, в сложной ситуации умение козленка считать пригодилось для спасения остальных. Вывод — как хорошо уметь считать.

Вот и персонифицированный учет введен, чтобы обеспечить застрахованным право на бесплатное предоставление медицинской помощи надлежащего качества и объема в рамках базовой и территориальных программ. Он призван облегчить контроль использования средств обязательного медицинского страхования, помочь определять потребности в объемах медицинской помощи для формирования будущих программ.

  • 1. Направления учета

Персонифицированный учет ведется в форме единого регистра, который является совокупностью его центрального и региональных сегментов, и включает в себя сбор, обработку, передачу и хранение целого ряда сведений о застрахованных лицах .

Кроме этого, вводится персонифицированный учет сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованному населению .

Это направление учета включает в себя сбор, обработку, передачу и хранение таких сведений, как номер полиса обязательного медицинского страхования, виды, условия, сроки оказания медицинской помощи, какими медицинскими организациями эта помощь была оказана. В этом направлении учет будет содержать информацию об объемах оказанной медицинской помощи, ее стоимости, поставленных застрахованному пациенту диагнозах, профиле оказания медицинской помощи. Из данных учета можно будет четко знать, медицинский работник какой специальности и с применением каких медико-экономических стандартов оказал помощь. Наконец, в учете будут отражены результаты обращения пациента за медицинской помощью, а также результаты проведенного контроля объемов, сроков, качества и условий ее предоставления.

Законом допускается ведение учета в письменной форме и в электронном виде. Последний вариант должен гарантировать достоверность (подлинность) данных, защиту от несанкционированного доступа и возможных искажений. Сведения о застрахованном лице и об оказанной ему медицинской помощи носят конфиденциальный характер, относятся к информации ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством.

  • 2. Обработка и хранение документов

Сведения о работающих застрахованных лицах для внесения их в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц ежемесячно передает ТФОМС территориальный орган ПФР.

Страховые медицинские компании, поликлиники и больницы должны хранить копии бумажных документов и электронные архивы, содержащие персонифицированные сведения. После истечения установленного срока хранения в страховой медицинской организации документы подлежат уничтожению.

Страховые компании обязаны проверять вносимые в реестр сведения на наличие повторений:

— по фамилии, имени, отчеству, дате и месту рождения;

— по данным документа, удостоверяющего личность;

— по дате рождения и адресу регистрации по месту жительства;

— по фамилии, имени и отчеству и адресу регистрации по месту жительства;

— по страховому номеру индивидуального лицевого счета.

Не реже одного раза в месяц страховая компания должна передавать ТФОМС файлы с изменением сведений о застрахованных. Страхователь для неработающих граждан также ежемесячно, не позднее 5-го числа каждого месяца, представляет в фонд сведения о неработающих застрахованных лицах. Это необходимо делать для того, чтобы сведения в реестре всегда были актуальными. Такие сведения ТФОМС должен принимать и обрабатывать круглосуточно.

Медицинские организации представляют ТФОМС сведения о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам. Он в течение двух рабочих дней на основании регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц осуществляет автоматизированную обработку полученных сведений.

При этом выявляются лица, которым оказана медицинская помощь вне территории страхования, и определяется их территория страхования. В случае затруднений ТФОМС должен подготовить запрос в центральный сегмент единого регистра, где в течение пяти рабочих дней будет осуществлена проверка и сформирован ответ с указанием выявленной территории страхования и действующего номера полиса застрахованного лица.