Постиндустриальное общество. Что такое постиндустриальное общество? Постиндустриальное общество: ценности, семья, мораль и право

Тестовый контроль

1. В приведенном ниже перечне отметьте признаки доиндустриального общества:

а) основа производства - земля, сельскохозяйственный труд;

и) основной вид экспорта - сырье;

л) средняя продолжительность жизни - до 70 лет;

р) решается задача преодоления неграмотности населения.

2. В приведенном ниже перечне отметьте признаки индустриального общества:

а) основа производства - земля, сельскохозяйственный труд;

б) развитие крупной машинной промышленности;

в) преобладание ручного труда;

г) средняя продолжительность жизни - 40-50 лет;

д) основа производства - знания, информация;

е) широкое применение машинной техники;

ж) неграмотность большинства населения;

з) основной вид экспорта - средства производства;

и) основной вид экспорта - сырье;

к) основной вид экспорта - интеллектуальные продукты (программы, технологии, изобретения и т. д.);

л) средняя продолжительность жизни - до 70 лет;

м) ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование;

н) средняя продолжительность жизни - свыше 70 лет;

п) непрерывное образование граждан;

р) решается задача преодоления неграмотности населения.

3. В приведенном ниже перечне отметьте признаки постиндустриального общества:

а) основа производства - земля, сельскохозяйственный груд;

б) развитие крупной машинной промышленности;

в) преобладание ручного труда;

г) средняя продолжительность жизни - 40-50 лет;

д) основа производства - знания, информация;

е) широкое применение машинной техники;

ж) неграмотность большинства населения;

з) основной вид экспорта - средства производства;

и) основной вид экспорта - сырье;

к) основной вид экспорта - интеллектуальные продукты (программы, технологии, изобретения и т. д.);

л) средняя продолжительность жизни - до 70 лет;

м) ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование;

н) средняя продолжительность жизни - свыше 70 лет;

п) непрерывное образование граждан;

р) решается задача преодоления неграмотности населения.

4. К духовной сфере жизни общества относятся:

а) кузнечное дело;

б) сев и жатва колосовых;

в) научное открытие;

г) создание нового метода обучения;

д) театральный спектакль;

е) банковские операции;

ж) нравственная оценка поступка;

з) создание политической теории;

и) создание экономической теории.

5. Что является определяющим в индустриальном обществе?

а) сельское хозяйство;

б) теоретические знания;

в) промышленность.

6. Что означает понятие «традиционное общество»?

а) докапиталистическое, доиндустриальное общество с замедленными темпами эволюции;

б) восточное общество, вступившее в эпоху феодализма;

в) общество, в котором сильны христианские традиции.

7. Что является определяющим в доиндустриальном обществе?

а) сельское хозяйство;

б) мануфактурное производство;

в) научные знания.

8. Касты как социальные группы характеризует:

а) возникновение в связи с переходом к индустриальному обществу;

б) свободное перемещение из одной в другую;

в) опора на различие в формах собственности;

г) непроницаемость границ.

9. Особенностью социальной дифференциации современного западного общества является:

а) замкнутость общественных групп;

б) сокращение численности среднего класса;

в) численное преобладание рабочего класса;

г) уменьшение социальной поляризации .

10. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков

На основе первых религиозно-философских учений - даосизма, буддизма, конфуцианства - сложились основные духовные ценности _________ (А) цивилизаций. Существенной чертой этих цивилизаций является то, что личное начало приглушается, подчиняется принципу __________(Б). Социальный мир этих цивилизаций и сегодня достаточно пестр и представлен многочисленными этническими, религиозными, сословными группами. При этом сами группы занимают разное положение в обществе, образуя социальную __________(В). Именно благодаря этому такой тип обществ характеризует относительная социальная ____________(Г).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) восточный;

2) западный;

3) иерархия;

4) индивидуализм;

5) коллективизм;

6) общность;

7) стабильность.

11. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

На Востоке обычаям прошлого и культурному наследию придавалось и придается особое значение, поэтому восточные цивилизации относят к _____________(А) обществу. Особую роль на Востоке всегда играло государство, которое в древности и средневековье существовало преимущественно в форме ___________(Б). Во главе стоял верховный правитель, считавшийся собственником всей __________(В) - главного богатства аграрного общества. Нередко верховный правитель являлся и религиозным главой, поэтому восточные государства носили ______________(Г) характер.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) аристократия;

2) демократия:

3) деспотия;

5) первобытный;

6) теократический;

7) традиционный.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

12. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

На основе моральных заповедей христианства сложились основные духовные ценности ______________(А) цивилизации. Существенной чертой этой цивилизации является то, что личному началу придается главенствующее значение, то есть в обществе главенствует принцип _______________(Б). На этой основе возникла и такая черта ментальности, как нацеленность на изменение, социальное переустройство. В дальнейшем на этой почве возникло стремление покорять природу, что, в свою очередь, породило в современном мире сложные ______________(В) проблемы. В Новое время установка на преобразование постепенно привела общество к разрыву с ________________(Г) .

1) восточный;

2) западный;

3) индивидуализм;

4) культура;

5) материальный;

6) традиция;

7) экологические.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

13. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать идеи с помощью миссионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций... Так цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства - миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу...

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться... В основе ее философии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол - между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации... Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и усмирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь... судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом.

А. Печчеи

1) Какие глобальные проблемы современного общества выделяет автор? Укажите две-три проблемы.

2) Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два предположения.

3) Проиллюстрируйте на примерах (не менее трех) утверждение автора: «Развитие цивилизации... сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».

4) Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодолеть контраст между богатыми и бедными странами. Ответ обоснуйте.

Доиндустриальное общество

Понятие доиндустриального общества охватывает все цивилизации Древнего Востока, Древнюю Грецию и Древний Рим, европейские государства Средневековья. В ряде государств Азии и Африки элементы этого общества сохраняются и сегодня.

Доиндустриальное общество – это общество, где нет индустрии, то есть промышленности. Этот тип общества иногда ещё называют аграрным, так как главной отраслью производства являлось сельское хозяйство. Источником богатства в данном типе общества являлась, в основном, земля.

В аграрном обществе основой жизнедеятельности людей является земледельческий труд, плоды которого дают человеку все необходимые средства к жизни. Однако ручной труд с использованием простых орудий обеспечивал человека лишь самым необходимым, да и то при благоприятных погодных условиях. Три «черных всадника» наводили ужас на европейское Средневековье – голод, война и чума. Голод – самый жестокий: от него нет укрытия. Зависимость человека доиндустриального общества от природы выражается в почтительном отношении к ней, а также во множестве примет и пословиц о погоде и виде на урожай.

Доиндустриальные общества иначе еще называют традиционными, потому что главным рычагом социального прогресса здесь выступала передача знаний от стариков к молодежи, строгое следование однажды установленным традициям. Социальные привычки людей почти не изменялись на протяжении многих поколений; поведение человека регулировалось обычаями и традициями, то есть «традиционный человек» воспринимал мир и заведенный порядок жизни как нечто не подлежащее изменению.

Многими общественными и жизненно важными явлениями руководила религия, отсюда большая роль церкви и армии. Наука была практически неразвита.

В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живёт в одном месте, в основном, в деревнях, связи с большим миром довольно слабые.

Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением. Люди одного социального класса или сословия были связаны отношениями солидарности, доверия и коллективной ответственности. Традиционному обществу характерен коллективизм. Человек не ощущал себя личностью, противостоящей другим, а воспринимал себя неотъемлемой частью своей деревни, общины, города.



Социальный статус человека в аграрном обществе определялся не личными заслугами, а социальным происхождением (то есть в каком сословии родился). Была низкая социальная мобильность (если родился в одном сословия, то было мало шансов изменить своё социальное положение).

Большинство государств в традиционном обществе являлись монархиями (довольно часто абсолютными, то есть такими, где власть монарха не чем не ограничивалась). Довольно часто власть царя или фараона была священной и обожествлялась.

Задание 2.

1.«Человек не должен жаловаться на времена – из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить его» (Т. Карлейль)

Задание 1 – составить список основных черт индустриального общества

Индустриальное общество

В конце 18 века начинается постепенный закат аграрного общества и становление индустриального. Оно возникает в результате промышленной революции, начавшейся в Англии и распространившейся впоследствии по всему миру. В ходе промышленной революции основной сферой производства становится не сельское хозяйство, а промышленность.

Индустриальное общество основано на развитии крупного машинного производства, для него характерно использование научных достижений и вера в прогресс человечества.

Технический прогресс способствовал подъему производительных сил общества и невиданному ранее повышению качества человеческой жизни. Развитие товарного производства не только привело к насыщению рынка продуктами первой необходимости, но и сформировало новые потребности, неведомые традиционному обществу (синтетические лекарства, современные средства связи и транспорта). Заметно улучшилась качество жилья, питания и медицинского обслуживания, возросла средняя продолжительность жизни.

Происходит перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает с 70-80% до 10-15%, возрастает доля занятости населения в промышленности до 80-85%, так же происходит урбанизация, то есть рост городов и расширение доли городского населения. Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность. Теперь решающая роль в социальной жизни принадлежит не мелким и крупным землевладельцам, а промышленникам, бизнесменам, а в центре общественной жизни находятся не церковь и армия, а корпорации.

Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически неограниченны. Практически уходит в прошлое сословная структура общества.

В индустриальном обществе шла борьба основной массы населения за получение политических и гражданских прав и свобод (свобода слова и печати, свобода перемещения, избирательные права, экономические свободы). Со временем

свободы и права личности закрепляются конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. В индустриальном обществе отношения личности и государства строятся на началах взаимной ответственности, формируется принцип равноправия граждан и складываются элементы современной демократии. К концу 19 века во многих странах мужчины получают всеобщее избирательное право; женщины этого добиваются только в первой половине 20 века.

В индустриальном обществе развивается система школьного образования, так как выросла потребность в грамотных специалистах. Сначала начальное, а потом и среднее образование становится бесплатным и общедоступным. В развитых странах обычным становится массовая грамотность населения.

Важнейшими социальными и духовными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям, а также индивидуализм. Роль религиозных ценностей падает.

Задание 2.

2.«На роду написано», «От судьбы не уйдешь» (народная мудрость)

3.«Кто владеет информацией, тот владеет миром» (Н. Ротшильд)

4. «Общество без религии – как корабль без компаса» (Н. Бонапарт)

5. «Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться» (Сенека)

6.«Скучнейшая эпоха, когда промышленность поглотит всё и вся. Человек до тех пор будет изобретать машины, пока машина не пожрёт человека. Я всегда представлял себе, что светопреставление будет тогда, когда какой-нибудь гигантский котёл, нагретый до трёх миллиардов атмосфер, взорвет наш земной шар» (Ж. Верн).

7. «Жить – значит быть источником и приемником информации» (А. Конопатский)

8. «Хочу уехать туда, где меня никто не знает, где ко мне не относятся как к прокажённому с рождения. Удастся ли мне это? Не знаю, но буду стараться» (из книги С. Кинга)

9. «Земля выбрасывала своих детей. Переезжаем в города» (из урока истории в 8 классе)

Задание 1 – составить список основных черт постиндустриального общества

Постиндустриальное общество

Постиндустриальное общество, по мнению ученых, возникло в развитых странах мира во второй половине 1970-х гг. Это было вызвано развитием новых технологий: в первую очередь, информационных (создание микропроцессора, персонального компьютера, таких средств коммуникации как спутниковый телефон и Интернет), во-вторую, биотехнологий и генной инженерии. Начался новый этап научно-технического прогресса.

В постиндустриальном (информационном) обществе на первый план выходит такая отрасль производства как сфера услуг (то есть часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг). В информационном обществе большинство людей работают не в промышленности или в сельском хозяйстве. Так в 2000 г. в Канаде и Великобритании около 75 % населения работала в сфере услуг, 3% в сельском хозяйстве, 22% - в промышленном производстве.

В информационном обществе произошло не только изменение численности занятых в сфере услуг, но и изменения качества рабочей силы. Большинство работников в развитых странах имеют высокий уровень образования и квалификации.

В современном мире образование не только играет особую роль, но и становится непрерывным. Получение высшего образования в постоянно меняющемся мире не гарантирует достойное рабочее место. Чтобы быть в ногу со временем нужно непрерывно повышать свои знания и умения (курсы повышения квалификации, второе высшее, дистанционные курсы в Интернете и т.д.).

Постиндустриальное общество называют еще информационным потому, что именно знание и информация становятся главными факторами развития экономики и ценностями современного мира. Знания и информации становятся источниками повышения производительности производства. В информационном обществе запущен механизм постоянного обновления, технологических нововведений, своего рода вечный двигатель, который так долго искали, ведь информация и знания не убывают по мере их использования, а лишь обновляются и совершенствуются.

В постиндустриальном обществе одной из ведущей деятельностью становятся производство научных знаний, научные исследования и разработки. Роль науки в жизни и производстве как никогда велика.

Появилась возможность применения информационных технологий для изменения орудий труда – станков и машин. Началась автоматизация и роботизация производства вплоть до создания заводов-автоматов - «безлюдных» производств (то есть на них практически отсутствуют рабочие, все производство автоматизировано).

Новые технологии и персональный компьютер раскрыли огромный потенциал повышения эффективности производства, улучшения качества продукции, одновременно сокращая ее стоимость и время производства. В связи с экологическими проблемами и экономическими кризисами в мире взят курс на развитие энерго- и ресурсосберегающих технологий в производстве.

Для информационного общества характерна преобладание удельного веса среднего класса, а также высокая социальная мобильность (т.е. у современного человека всегда есть возможность изменить свое положение в обществе).

Задание 2.

1. 1.«Человек не должен жаловаться на времена – из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить его» (Т. Карлейль)

2.«На роду написано», «От судьбы не уйдешь» (народная мудрость)

3.«Кто владеет информацией, тот владеет миром» (Н. Ротшильд)

4. «Общество без религии – как корабль без компаса» (Н. Бонапарт)

5. «Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться» (Сенека)

6.«Скучнейшая эпоха, когда промышленность поглотит всё и вся. Человек до тех пор будет изобретать машины, пока машина не пожрёт человека. Я всегда представлял себе, что светопреставление будет тогда, когда какой-нибудь гигантский котёл, нагретый до трёх миллиардов атмосфер, взорвет наш земной шар» (Ж. Верн).

7. «Жить – значит быть источником и приемником информации» (А. Конопатский)

8. «Хочу уехать туда, где меня никто не знает, где ко мне не относятся как к прокажённому с рождения. Удастся ли мне это? Не знаю, но буду стараться» (из книги С. Кинга)

9. «Земля выбрасывала своих детей. Переезжаем в города» (из урока истории в 8 классе)

Введение

С конца 60-х годов ХХ века в науке утвердилось понимание происходящих в наиболее развитых странах мира хозяйственных и вызываемых ими социально-политических перемен как провозвестников качественно нового этапа общественного прогресса. К настоящему времени за рубежом выдвинуто немало оригинальных концепций, в которых обобщаются фундаментальные закономерности хозяйственного развития и на этой основе делаются попытки осмыслить глобальные перспективы человечества.

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Доминирующим производственным ресурсом является информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

Актуальность темы заключается в рассмотрении постиндустриального общества в целом и перехода приоритета от производства товаров к производству услуг.

Цель данной работы - дать определение постиндустриальному обществу и рассмотреть всю специфику культуры данного общества.

Для написания данной контрольной работы, нами была использована разнообразная литература, затрагивающая различные сферы деятельности человека.


1. Постиндустриальное общество


Постиндустриальное общество - это стадия развития общества, начавшаяся в последней четверти XX века в результате научно-технической революции, характеризующаяся развитием энергосберегающих технологий, созданием высокотехнологичных производств, информатизацией общества, развитием науки и техники, увеличением уровня образования, медицины, качества жизни людей.

В середине XX века развертывается современная научно-техническая революция, представляющая собой переворот в технике и технологии производства на основе новейших достижений науки. Ее основные направления: освоение новых источников энергии, автоматизация производства, его химизация и биологизация.

Развертывание научно-технической революции привело к трансформации индустриального общества в постиндустриальное в последней четверти XX столетия. Переход к энергосберегающим технологиям как следствие энергетического кризиса 70-х годов, создание и широчайшее использование синтетических материалов, информатизация общества на основе массового производства и использования персональных компьютеров, роботизация привели к изменению структуры занятости населения, изменили сам облик общества. В постиндустриальных странах доля занятых в традиционных отраслях производства (в добывающей и обрабатывающей промышленности, в сельском хозяйстве, в строительстве) не превышает трети населения. Изменился характер труда. Так, в США в конце XX века доля занятых физическим трудом не превышает 10%, а столетие назад составляла 90%. А две трети заняты в информационном бизнесе, предоставляют финансовые, консультационные, бытовые, туристические, медицинские, образовательные и другие услуги, работают в индустрии развлечений. Этот сектор экономики называют третичным.

В постиндустриальном обществе его основой стал средний класс - основа стабильности общества.

Можно выделить следующие критерии принадлежности к этому классу:

·владение семьей собственностью, эквивалентной 20-50 среднегодовым доходам одного работника;

·получение дохода, обеспечивающего семье достаток не ниже прожиточного минимума;

·уважение законов и традиций страны, умение и желание защищать свои права и свободы, взятие на себя доли социальной ответственности за будущее страны.

Средняя семья владеет коттеджем или квартирой, одним - двумя автомобилями, полным набором современной бытовой техники, одним и более телевизором, телефоном и т.д. Деревня как понятие исчезло. Высокий уровень потребления продуктов питания обеспечивается небольшим слоем фермеров.

На первый план в постиндустриальном обществе выходит качество жизни, под которым понимается возможность жить в гармонии с природой. обществом, самим собой. О высоком качестве жизни свидетельствуют поголовная грамотность, и высокий уровень образования значительной части населения, высокая продолжительность жизни, доступность и хорошее качество медицинских услуг, увеличение времени досуга и возможность рационального распоряжения им, уменьшение преступности и т.д.

К началу третьего тысячелетия н.э. в постиндустриальную стадию развития вступило примерно два с половиной десятка стран, где проживает более пятой части населения планеты.

Но анализ мирового развития за 70-90-е годы свидетельствует, что разрыв между высокообразованными странами и периферией планеты сокращается. Наиболее результативны усилия стран, где придерживаются курса на открытость экономики, сокращение госсектора, привлечение иностранного капитала, государственную заботу об образовании. Это открывает путь к благосостоянию даже наименее отсталым странам.

Близкими к постиндустриальной теории являются концепции информационного общества, постэкономического общества, постмодернизма, «третьей волны», «общества четвёртой формации», «научно-информационного этапа принципа производства». Некоторые футурологи считают, что постиндустриализм - это лишь пролог перехода к «постчеловеческой» фазе развития земной цивилизации.

Термин «постиндустриализм» был введён в научный оборот еще в начале XX века учёным А. Кумарасвами, который специализировался на доиндустриальном развитии азиатских стран. В современном значении этот термин впервые был применён в конце 1950-х годов, а широкое признание концепция постиндустриального общества получила в результате работ профессора Гарвардского университета Д. Белла, а затем развита в работах других ученых, в частности А. Турена.

В современном значении термин постиндустриальное общество получил широкое признание после выхода в 1973 году его книги «Грядущее постиндустриальное общество», которую сам Белл назвал «попыткой социального предсказания», он проводил мысль, что в послевоенном американском обществе происходит переход от «долевой цивилизации» (индустриальной экономики, основанной на корпоративном капитализме), к постиндустриальному обществу, основанному на знании, которое характеризуется быстрым развитием компьютерных технологий, растущим авторитетом научных сообществ, а также централизацией принятия решений.

Машины как наиболее важная форма капитала вытесняются теоретическим знанием, а корпорации как центры социального авторитета - университетами и исследовательскими институтами; основным условием социального продвижения становится не обладание собственностью, а владение знаниями и технологией. Все эти изменения влекут за собой глубокую трансформацию политического ландшафта: традиционное влияние экономических элит сменяется влиянием технократов и политических экспертов.

В своей книге «Становление постиндустриального общества» Белл обосновывал прогноз трансформации капитализма под воздействием НТР в новую социальную систему, свободную от социальных антагонизмов и классовой борьбы. С его точки зрения, общество состоит из трех независимых друг от друга сфер: социальной структуры (прежде всего технико-экономического), политической системы и культуры. Эти сферы управляются противоречащими друг другу «осевыми принципами»:

·экономика - эффективностью,

·политическая система - принципом равенства,

·культура - принципом самореализации личности.

Для современного капитализма, считает Белл, характерно разобщение этих сфер, утрата прежнего единства экономики и культуры. В этом он видит источник противоречий в западном обществе.

В основу своей концепции Белл положил идею, что новое общество будет определяться в своих главных чертах развитием науки, знания, причем сама наука, знание будут приобретать со временем все более возрастающее значение.

В 60-е годы ХХ века Ален Турен высказывается от том, что постиндустриальное общество действует более глобально на управленческом уровне, используя для этого две главные формы. Во-первых, это нововведения, т.е. способность производить новую продукцию как результат инвестиций в науку и технику; во-вторых, самоуправление становится проявлением способности использовать сложные системы информации и коммуникаций.

А. Турен - активный сторонник концепции постиндустриального общества, которое он характеризует как общество, определяемое социальными и культурными, а не экономическими факторами.

Для него постиндустриальное общество - это классовое общество с глубокими социальными конфликтами, проявляющимися, прежде всего, в борьбе между господствующим классом, технократией и профессионалами.

Придавая большое значение в развитии общества социальным действиям, Туре создал их своеобразную типологию. Те конфликтные действия, которые представляют собой попытку защитить, реконструировать или адаптировать некоторый слабый элемент социальной системы, будь то ценность, норма, властные отношения или общество в целом, он называл коллективным поведением. Если конфликты представляют собой социальные механизмы для изменения систем принятия решений и являются вследствие этого факторами изменения структуры политических сил в самом широком смысле слова, то речь должна вестись о социальной борьбе. Когда же конфликтные действия направлены на изменение отношений социального господства, касающихся главных культурных ресурсов (производство, знания, этические нормы), они могут быть названы социальными движениями.

Негативной стороной постиндустриального общества, по его мнению, является опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма. Культура, в том числе традиционные ценности, разрушается под влиянием административного контроля, тяготеющего к стандартизации и унификации социальных отношений, социального поведения. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению. Люди, используя социальные достижения, вынуждены защищаться от вторжения экономики и государства в свою личную жизнь.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, кратко отметим, что Постиндустриальное общество - обозначение новой стадии общественного развития, следующей за индустриальным обществом, выдвинутых в конце 60-70-х гг. 20 века в развитых странах. Ведущую роль в «постиндустриальном обществе» приобретают сфера услуг, наука и образование, корпорации уступают главное место университетам, а бизнесмены - ученым и профессиональным специалистам; в социальной структуре ведущая роль переходит к ученым и профессиональным специалистам; теоретическое знание служит источником нововведений и формирования политики; производство, распределение и потребление информации становится преобладающей сферой деятельности общества.


. Переход от индустриального общества к постиндустриальной культуре


Во второй половине столетия развитые страны все активнее отказывались от конвейеров, из моды вышло стандартное потребление, стали популярными индивидуальность и непохожесть людей, предпочтительными ценностями считались политический плюрализм, культурное многообразие. Экономика от серийного, поточного производства перешла к мелкосерийному и индивидуальному, по соседству с крупными транснациональными корпорациями расцвел малый бизнес и венчурные фирмы, от громоздких бюрократических структур предприятия и учреждения перешли к гибким матричным организациям.

Наступила эпоха безлюдного производства. Главными героями стали «белые воротнички» - работники, занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере информации. Возникла особая форма занятых - «компьютерные надомники», которые нажимают на клавиши сверхточных машин и оперируют огромными потоками информации.

Переход к постиндустриальной стадии развития во второй половине ХХ века также связан с дальнейшим усовершенствованием технологий на базе роста научного знания, появлением технологий информационных. Влияние информационных технологий на структуру и культуру современных обществ вызвал к жизни появление нового термина - информационное общество.

В социологической мысли ХХ века сложилось направление, названное технологическим детерминизмом. Представители этого направления именно совершенствование технологий считали главным фактором общественного прогресса. Однако технология - лишь побочный продукт процесса накопления знания. Сам же процесс создания и внедрения технических новаций зависит от культурного контекста, от доминирующих ценностей, от отношения к миру, присущего той или иной культуре. Широко известен факт, что прообраз парового двигателя был изобретен еще в античности. Однако античная культура не придала этой технической новации большого значения. Накопление знания в античной цивилизации, как и в цивилизации древнего Китая и других древних цивилизациях, никак не связывалось с их применением на практике в привычном для нас смысле - для преобразования природы и удовлетворения потребностей человека, для постоянного повышения эффективности производственной деятельности. Древние цивилизации были лишены стремления к преобразованию мира. Мир воспринимался как единое органичное целое, совершенное и законченное, каждый элемент которого следует своему назначению. Изменения происходили крайне медленно, на протяжении жизни многих поколений и люди их, фактически, не замечали. Господствовало представление о незыблемости и неизменности мироустройства, частью которого было и человеческое общество.

Для того чтобы знание превратилось в силу, необходимо было коренное изменение отношения к окружающему миру, глубокая переориентация культуры, переоценка традиционных ценностей.

Таким образом, совершенствование технологий, осознанное стремление к такому совершенствованию, - не только двигатель социокультурных изменений, но и в значительной степени - их результат, результат своеобразного развития, в первую очередь, европейских культур.

Почему именно в европейских культурах происходит такой глубокий поворот в отношении к окружающему миру? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Однако с некоторой долей вероятности можно предположить, что большую роль в создании предпосылок для этого переворота сыграла религия, а именно - христианство.

Именно христианство на протяжении веков определяло основные базовые ценности европейских культур, и именно христианство обладало важной особенностью, не свойственной религиям цивилизаций древности. Христианство проводит четкую грань между миром земным и миром небесным. При этом земной мир и земной человек страдают от последствий греха, т.е. они - несовершенны. Мир не является гармоничным единством, его должное состояние нарушено. В этой позиции содержится определенная предпосылка для формирования активистского, преобразующего подхода к миру. Однако для того, чтобы эта предпосылка реализовалась, превратившись в творческий порыв человека к изменению действительности, потребовалось более десяти веков и сочетание уникальных исторических условий.

Таким образом, первая и вторая половина XX века - две качественно различающиеся социокультурные эпохи. В первой половине произошли две мировые войны, во второй - ни одной. Ядерная опасность, нависшая над всей планетой, заставила ощутить хрупкость человеческого существования, привела к формированию не виданного доселе типа мировоззрения, который называют планетарным мышлением. В его основе лежат вполне объективные процессы - переход наиболее развитых стран в 70-е годы из эпохи индустриального общества в постиндустриальную эпоху, которую также именуют «кибернетическим» и «информационным обществом».

Персональные компьютеры, автоматическая обработка текста, кабельное телевидение, видеодиски и записывающие устройства шагнули из научных лабораторий в повседневный быт людей.

Каждый год информация в мире удваивается и утраивается, появляются все новые информационные каналы.век называют самым динамичным за всю историю человечества. Процессы обновления, или модернизации, затронули все страны мира и каждого человека в отдельности. Ученые придумали теорию модернизации, а художники - новый стиль в искусстве, названный модернизмом.


3. Постиндустриальная культура

постиндустриальный культура общество

При становлении постиндустриального общества особенно остро встают вопросы, связанные с глубинными изменениями человека в динамично изменяющемся и насыщенном информационном пространстве.

Еще раз следует перечислить черты постиндустриального общества:

·ценностное отношение к труду, направленного не только на приумножение материального блага, а в первую очередь призванного совершенствовать собственный потенциал трудящегося, удовлетворять его потребность в самовыражении, высвобождать творческий потенциал, а также помочь достигнуть его внутренней гармонии;

·преобладание идей антропоцентризма (высокий уровень человеческой свободы, подразумевающей естественные права человека, в том числе возможность выбора и реализации исхода событий, творческую свободу и прочие ценность человеческой индивидуальности, принцип меритократии, согласно которому добиться успехов в карьере можно при помощи выдающихся способностей, уровня образования и т.д., а не за счет социального происхождения и финансового статуса);

·увеличение роли знания и информации; интенсивный характер экономики, характеризующийся достижением более качественным путем совершенствования факторов производства - прогрессивными средствами производства, более экономичным использованием природных ресурсов, постоянным повышением квалификации работников, современной организацией производства, использованием новейших технологий, высококачественной конкурентоспособной сферой услуг и производства товаров гражданского потребления, обменом знаниями и их взаимной оценки, узкими производственными и коммерческими решениями и т.д.;

·высокий уровень доверия; урбанизации; жизни граждан; высокое значение науки и образования;

·наличие экологического сознания;

·уменьшение ролевых различий по культурному, социальному, религиозному, расовому, национальному, половому и др. признакам и пр.

Основными чертами инновационной или постиндустриальной культуры являются восприимчивость к новациям, динамизм, ослабление нормативности, индивидуализм, синкретизм, плюрализм, многообразие, быстротечность, новизна. Процесс постиндустриализации проходит параллельно с процессом глобализации. Стирание географических, информационных, культурных границ между странами подразумевает не утрату национальных культурных особенностей, а уникальную возможность познакомиться с культурами других стран, воспринять от них что-то новое, работать, отдыхать в другой стране, общаться без каких-либо стереотипных ограничений с представителями других культур и пр. Данный процесс невозможен, если общество не будет обладать высокой степенью терпимости и уважения к другим. Американский социолог, основоположник теории постиндустриального общества Д. Белл отмечает, что сегодня возникает существенные различия в концепции культуры: преемственность и традиция являются базой для прежней концепции культуры, а многообразие и синкретизм - для современной. «…Революция в средствах передвижения и связи, превратившее мировое общество в одну огромную Ойкумену (Вселенную), означала распад старых замкнутых культур и слияние всех существующих в мире традиций искусства, музыки и литературы в новое, вселенское вместилище, доступное для всех и обязанное своим существованием всем. Уже это расширение горизонта, смешение отдельных искусств, поиски «нового», будь то путешествие с целью открытий или снобистское стремление чем-то отличаться от других, само по себе представляет создание нового типа модернити».

Д. Трубицын, исследуя проблемы модернизации России и стран Востока, приходит к выводу, что одним из свойств современного общества является как раз толерантность. «Данное неотъемлемое качество культуры модерна связано с доминированием ценностей мультикультуризма и признанием. Другого в социокультурной практике. Преодоление этого атавизма представляет собой значительное общественное достижение, а показателем модернизации общества становится именно отношение к инаковости». Ученый уверен, что «Негативная мобилизация свидетельствует, прежде всего, о том, что в обществе доминирует маргинальная масса, склонная не решать собственные проблемы, а объяснять их наличием «врага»» «Признание норм, ценностей и установок других групп, критическое осмысление культурных стереотипов, осознание относительного характера ценностей собственной культуры и умение взглянуть на себя «со стороны» есть необходимые условия развития. В то же время страх перед изменениями, критикой, креативностью, недоверие к новому (а «новое» в странах «догоняющей» модернизации приходит главным образом со стороны) способны постепенно привести общество к краху» - считает Д. Трубицын.

Одной из определяющих тенденций становления постиндустриального общества является доминирование интеллектуального и информационного ресурса в развитии всех социокультурных систем. На сегодняшний день становится очевидным, что градиент гармоничного развития человека и общества в целом лежит в области создания новых методов использования информационно-интеллектуальный ресурс общества. В современных научных концепциях одним из основных факторов успешного использования ИРО является наличие демократических принципов доступа и распространения информации, решение задач кодификации теоретического знания. В частности А.И. Ракитов пишет, что главнейшим признаком использования информационного ресурса является то обстоятельство, что «…любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любые информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально - значимых задач».

Однако на современном этапе все большее количество исследователей пишут о том, что успешное использование ИРО связано не столько с вышеуказанными обстоятельствами, сколько с уровнем и содержанием культуры человека: системой знаний и представлений о мире, об отношениях с самим собой, обществом и природой.

Социокультурный контекст использования ИРО обусловлен, прежде всего, тем что «в отличие от всех прочих ресурсов информация не характеризуется ни конечностью, ни истощимостью, ни потребляемостью в их традиционном понимании, однако ей присуща избирательность, что, в конечном счете, и наделяет ее владельца властью в постиндустриальном обществе. Специфические качества самого человека, его мироощущение, психологические характеристики, способность к обобщениям, наконец, память и тому подобное - все то, что называют интеллектом (а он и представляет собой форму существования информации и знаний), служит главным фактором, лимитирующим возможности приобщения к этим ресурсам».

В связи с этим можно говорить об изменении доминирующей функции человека (существенной функции), которая состоит в способности к особому типу рефлексии (управлять информационными потоками, устанавливать связи между быстро изменяющейся ситуацией и полученной информацией).

Зарождение такой существенной функции человека, как рациональность в античности определило развитие доиндустриального общества (появление философии, как способа познания мира, выделение наук, развитие искусства, создание законов, регулирующих основы социальной жизни), такой как созидание - технологические достижения индустриальной цивилизации.

В исследованиях индустриального общества выделяются такие социальные группы как «меритократия», «класс интеллектуалов», «работник интеллектуального труда», «неопролетариат» (Горц А., Мангейм К, Махлуп Ф., Янг М.).

Д. Белл, основываясь на исследовании характеристик рабочего класса, показывает его разделение на работников, которые имеют невысокий уровень образования, сосредоточены на рутинных операциях и работников, которые предпочитают повышение образовательного уровня в ущерб сиюминутной выгоде от рутинного неквалифицированного труда. Тем самым рабочий класс дифференцируется и именно из него эксплицируется новая социальная группа, которая может в дальнейшем спровоцировать изменение в стратификационной структуре общества. Данная общность в работах вышеуказанных ученых рассматривается в первую очередь с позиции изменения социальной стратификации. Происходит смена оснований разделения общества на социальные группы. В постиндустриальном обществе таким основанием становится образование, которое определяет способность к использованию знаний и информации.

Между тем, особенности культуры в развитых западноевропейских обществах указывают на то, что это процесс общего изменения человека обусловленный особенностями становлением постиндустриального общества. Белл Д., Дракер П., Иноземцев В.Л., Тоффлер Э. анализируют тот факт, что при переходе к постиндустриальному обществу формируется особая группа людей со следующими признаками: лавинообразный рост доходов по сравнению с другими членами общества, основанный на использовании ИРО, самовоспроизводство, самодостаточность, независимость от класса буржуа, чиновников, высокая мобильность. Каждый отдельный представитель этой группы способен к созданию индивидуального производства информационных продуктов и услуг, в результате чего они поставляют на рынок не рабочую силу, а готовый, редкий и невоспроизводимый продукт. Базой для возникновения данной социальной группы являются социокультурные условия, складывающиеся в постиндустриальном обществе и высокие стандарты образования. Высокий уровень образования рассматривается как относительная категория. Относительность состоит в том, что основным признаком представителей «класса интеллектуалов» служит уровень образования, оказывающийся значительно выше характерного в тот или иной момент для большинства граждан, составляющих общую совокупную рабочую силу.

Изучая системы образования становящихся постиндустриальных обществ, в первую очередь проблематизируется ситуация, в которой образование рассматривается как передающая часть культуры. Соответственно функция образования состоит в трансляции культурного кода, насыщая молодое поколение информацией. Образование становится особой сферой деятельности человека на протяжении всей жизни. Его функция состоит не только в направленной, систематической трансляции знаний, умений и навыков от одного поколения к другому, но в разработке методов адаптации человека в сложном информационном пространстве. Можно выделить направления образовательной стратегии человека, обладающего новыми существенными функциями:

) формирование фундаментальных, энциклопедических знаний;

) формирование интеллектуальной и культурной систем (развитие творчества личности, освоение методов принятие решений в условиях нестабильности, понимание онтологических основ современной жизни, знание исторических традиций, владение методами актуализации социального опыта);

) формирование знаний о технических средствах и методах их использования (освоение ЭВМ, интерфейсов, использование технических инструментов для преодоления языковых барьеров);

) формирование системы знаний об информационных законах (пределы использования информации: ценность, безопасность).

Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что в постиндустриальную эпоху интенсификация информационных процессов, все более углубленная переработка информации и ее всестороннее использование может стать для человека фактором гармонического развития, повышением устойчивости и приспособляемости к меняющимся внешним условиям.


Заключение


Постиндустриальное общество - это концепция общества, в котором, благодаря значительным научно-техническим преобразованиям, приоритетной становится сфера услуг, нежели промышленное производство и сельскохозяйственная сфера. Это общество, ключевая роль в котором возложена на образование, науку и квалификацию человека. В качестве производительной силы выступают интеллектуальные технологии.

Услуги в данной стадии общественного развития воспринимаются более масштабно. Это не только бытовой сервис и коммунальное хозяйство. Это любой социальный институт, созданный и содержащийся обществом, предлагающий свои услуги для широких масс: государство, здравоохранение, наука, образование, армия, транспорт, связь.

Ведущую роль в «постиндустриальном обществе» приобретают сфера услуг, наука и образование, корпорации уступают главное место университетам, а бизнесмены - ученым и профессиональным специалистам. В социальной структуре ведущая роль переходит к ученым и профессиональным специалистам; теоретическое знание служит источником нововведений и формирования политики; производство, распределение и потребление информации становится преобладающей сферой деятельности общества.

Основными чертами постиндустриальной культуры являются восприимчивость к новациям, динамизм, ослабление нормативности, индивидуализм, синкретизм, плюрализм, многообразие, быстротечность, новизна. Процесс постиндустриализации проходит параллельно с процессом глобализации. Стирание географических, информационных, культурных границ между странами подразумевает не утрату национальных культурных особенностей, а уникальную возможность познакомиться с культурами других стран, воспринять от них что-то новое, работать, отдыхать в другой стране, общаться без каких-либо стереотипных ограничений с представителями других культур и пр.

Таким образом, нами было рассмотрено постиндустриальное общество в целом и переход приоритета от производства товаров к производству услуг.

Цель данной работы - дать определение постиндустриальному обществу и рассмотреть всю специфику культуры данного общества, была достигнута.


Список литературы


1.Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. Учебное пособие для вузов / В.Л. Иноземцев. - М.: Логос, 2000.

2.Российская социологическая энциклопедия /Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. М.: Мысль, 2003.

.Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.

.Миланченко А.О. «Толерантность в культуре постиндустриального общества»/статья сайта интернета «Сибирская ассоциация консультантов»

.Электронный учебник «Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении» Есин А.Б.

.Араб-Оглы, Э. Взгляд из XXI века. Рецензия на книгу: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Э. Араб-Оглы // Свободная мысль-XXI. - 2000. - №12

7.Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд. - М.: Академический проект, 2001.

8.Семашко М.А. Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках // Письма в emissia.offline. - 2007. (электронный ресурс)

9.Трубицын Д.В. Модернизация России и стран Востока: опыт философской интерпретации / Д.В. Трубицын. - Новосибирск: Наука, 2010.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Типы общества

ДОИНДУСТРИАЛЫНОЕ (ТРАДИЦИОННОЕ). Что характерно для доиндустриального общества? Подавляющее большинство населения занято в сельском хозяйстве . Основой производства является Земля. Валовой национальный продукт (все, что производится в стране за определенный период, например, за один год) в расчете на душу населения мал. Главные усилия сосредоточены на добывании пищи, производстве самого необходимого для жизни. Преобладает ручной труд. Основной вид экспорта - сырье. Средняя продолжительность жизни низка, обычно не превышает 40-50 лет. Большая часть населения неграмотна, уровень образования низок. В современном мире к доиндустриальным обществам относятся, например, Эфиопия, Афганистан, Бангладеш и другие так называемые бедные страны.

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО. Переход к индустриальному обществу начался в Западной Европе в XVII-XVIII вв. В наиболее развитых странах (Англия, Франция, Германия, США) индустриальное общество в основном сложилось ко второй половине XIX в.

Характерной чертой индустриального общества является развитие крупной машинной промышленности, механизированного сельского хозяйства, массового стандартизированного производства. Население занято главным образом в промышленном производстве. Основная доля вложений капитала, затрат труда приходится на промышленное производство. Валовой продукт на душу населения растет, в десятки раз превосходя показатели, типичные для доиндустриальных обществ. Характерно широкое применение машинной техники. Преобладают крупные промышленные объединения, корпорации, которые ограничивают свободу рынка и сковывают инициативу мелких производителей. Основной вид экспорта - средства производства. Средняя продолжительность жизни возрастает до 70 лет. Задача преодоления неграмотности населения успешно решена. Перед образованием стоят цели подготовки и переподготовки специалистов.

СССР до 1991 г., а теперь и Россия по многим характеристикам может быть отнесена к этому типу общества. Специалисты причисляют к нему также Италию, Бельгию, Австрию, Норвегию, Чехию и некоторые другие развитые страны. Впрочем, на этот счет имеются различные точки зрения.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО . Это новая стадия общественного развития, следующая за индустриальным обществом. Данный тип общества находится в стадии становления. Отсюда споры, дискуссии, разногласия ученых и политиков. Сразу скажем, что к постиндустриальным большинство исследователей причисляет сегодня лишь США и Японию.

Что, по мнению специалистов, отличает постиндустриальное общество?

Во-первых, это общество является информационным. Основой производства становятся знания, научная, техническая, творческая информация. Для производства материальных и духовных ценностей характерно широкое использование компьютеров.

Радио приобрело 50 миллионов слушателей в Америке за 40 лет. Телевидению, для того чтобы завоевать стольких же поклонников, потребовалось уже 13 лет. Компьютерной сети было достаточно 4 лет. Развитые страны переживают время всеобщей компьютеризации. Темпы использования компьютерной сети растут со скоростью 1000% в год. С помощью компьютерной сети Интернет между разными странами и отдельными людьми, разделенными тысячами километров, передаются научные открытия и промышленные технологии, произведения литературы и политическая информация.

Во-вторых , в постиндустриальном обществе ведущую роль играют сфера услуг, наука и образование. Основная часть населения занята в сфере услуг. Услуги становятся главной статьей экспорта.

Корпорации уступают главное место университетам, промышленники-бизнесмены - ученым и специалистам. Научная работа превращается в особую профессию, престиж которой в развитых странах постоянно растет. Увеличивается количество ученых, появляются новые науки и научные дисциплины (сейчас последних - около 15 тысяч).

Научные достижения опираются на высокий уровень народного образования. Уже в индустриальных обществах основное и среднее образование стало обязательным. Оно признается одной из самых больших общественных ценностей, в него вкладывают огромные средства как государства, так и частные лица. Гражданам предоставляются широкие возможности для самообразования: издается множество учебных пособий, растет сеть библиотек, радио и телевидение создают учебные программы для населения, используются возможности персональных компьютеров.

В-третьих, изменяются способы управления обществом - главным образом с использованием средств массовой информации : телевидения, радио, прессы.

В-четвертых, в новой экономике интеллектуальные продукты преобладают над промышленными. Они свободно передвигаются, удержать в государственных границах ценную теорию, промышленную разработку или компьютерную программу практически невозможно. Это напоминает подвижность денег, которые быстро перетекают туда, где приносят наибольшую прибыль. Когда создатель современных компьютерных систем Билл Гейтс на пути в другую страну проходит таможню, он говорит: «Мне нечего декларировать». Но заключает при этом сделки на многие миллионы долларов.

В новых экономических и технических условиях редкое производство обходится деталями и материалами, произведенными в одной стране. Программное обеспечение, созданное, например, в Великобритании, посредством спутника попадает в исследовательский центр в Бельгии или в конструкторское бюро в Лос-Анджелесе.

Наконец, в-пятых, в постиндустриальном обществе возрастает роль малых предприятий в производстве товаров и услуг. Индивидуальный предприниматель получает хорошие возможности для проявления своей инициативы.

Жизнь в постиндустриальном обществе приобретает высокое качество: валового продукта производится почти вдвое больше, чем в индустриальных; средняя продолжительность жизни превышает 70 лет; обеспечены условия для непрерывного образования граждан.

«Формации и цивилизации» - Методологические основания формационного и цивилизационного подходов. Формации и цивилизации. Понятие «цивилизация». Способ производства. Недостатки цивилизационного подхода. Общественно-экономическая формация. Цивилизация. Формационный подход к познанию истории и общества. Формационный подход. Локальные цивилизации.

«Исторические типы общества» - Индустриальные. -Простые, в простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. -Сложные, в сложных обществах существуют государственный аппарат, социальное расслоение людей, развиваются наука и техника. Постиндустриальные. Типология обществ. -Дописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать; -Письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах.

«Общество и его типы» - Средневековые государства мусульманского Востока. Черты индустриального общества. Традиционное общество. Глобализация хозяйственной деятельности. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Информатизация общества. Внутри социальной группы-солидарность, доверие, коллективная ответственность, состродание.

«Индустриальное общество» - Земледельческое общество. 4. Сосредоточение власти в руках церкви и армии. 3. Возросла роль обычаев и традиций. 2. Существование разнообразных социальных норм. Начало XI в. Великий Новгород. Типология обществ. 3. Интенсивное развитие науки и техники. 1. Проживание части населения в городах. Способ производства Форма собственности.

«Типология общества» - Черты выдающейся личности. Прогресс и регресс: исторические взгляды. Прогрессивно то,что способствует возвышению гуманизма. Культ личности. Модернизация. Типология обществ. Оценка исторической личности. Области прогресса. Направление движения. Г. Ленски и Дж. Ленски. Великие личности, герои творят историю.

«Типы общества» - Индустриальное общество: основные черты. Средневековые государства мусульманского Востока. Рубеж тысячелетий ознаменован переходом к постиндустриальному обществу. Первый чугунный мост. Исторические типы общества. М. Вебер. Дискуссии о причинах перехода к индустриальному обществу. Замена религиозного на светское («обмирщение).

Всего в теме 8 презентаций