Большая энциклопедия нефти и газа. Свободные и экономические блага

«Таблица диаграмма» - Задания для выполнения. Графическое представление данных. Задание 3. Введите фамилии и рост учеников класса. Круговая диаграмма. Поданным таблицы постройте диаграмму, используя столбцы «Наименование» и «Сумма». Процедура построения графиков и диаграмм отличается широкими возможностями. Графики придают наглядность числовым зависимостям.

«Таблицы в Word» - Результат выравнивания ячеек. А.Г. Гейн. Завершение выбора фиксируется щелчком по кнопкам ОК в диалоговых окнах. Кликни меня. Информатика и информационные технологии. Григорюк в.п. Результат объединения ячеек. Практическая работа. Материал – Презентация «Word и таблицы». Научить составлять красивый, гармонично оформленный документ.

«Мода и стили одежды» - Что такое индивидуальный стиль? Основные стили одежды современности. Мода – непродолжительное господство определенного вкуса в формах и образцах одежды. Экстравагантный стиль- полная противоположность классическому. Из истории моды. Мода и основные стили одежды. Молодежный стиль. Костюм во все времена оставался социальным знаком, показателем ранга человека.

«Таблицы Excel» - Сортировка и фильтрация данных. Таким образом, А1, CZ31 и НР65000 - допустимые номера ячеек. Максимальное число строк, которое может иметь таблица - 65536. Если теперь щелкнуть на любой ячейке, выделение отменяется. Абсолютные и относительные адреса ячеек. Команда Данные? Фильтр? Отобразить все позволяет отобразить все записи.

«Русская одежда» - Охабень. Зипун (исподняя одежда). У знатных и богатых – шелковые. Опашень, охабень, однорядка, шуба (никидная одежда). Шуба. Тегиляй. Рубахи. Обувь. Обувь простого народа была – лапти из древесной коры. По подолу и по краям рубахи окаймлялись тесьмами, расшитыми золотом и шелками. У простонародья были холщевые.

Тема 1.1. Потребности. Свободные и экономические блага.

    Понятие экономики

    Экономические потребности общества

    Свободные и экономические блага общества

    Понятие экономики

Экономика – это вся совокупность хозяйствующих субъектов связанных экономическими отношениями

    Экономические потребности общества

Потребности – недостаток или нужда в чем-то, необходимом для жизнедеятельности людей.

Особенности потребностей человека

    Потребности людей изменяются исторически количественно и качественно.

    Запросы человека очень меняются на протяжении всей его жизни.

    У людей даже одного возраста очень часто потребности, запросы, предпочтения не совпадают.

    Современная цивилизация (уровень материальной и духовной культуры) знает несколько уровней потребностей человека:

Физиологические потребности (в пище, воде, жилье и др.);

Потребность в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты);

Потребность в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви);

Потребность в уважении (уважении со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения);

Потребность в саморазвитии (в совершенствовании всех возможностей и способностей человека).

Рис. 1.1. Пирамида потребностей современного человека

Особенно важно сказать об имидже (внешнем и внутреннем облике) будущего специалиста. Что касается внешнего вида выпускника техникума, колледжа, то он обычно испытывает влияние общепринятых норм культуры, моды и других обстоятельств. От самого студента во многом зависит выработка высоких качеств его внутреннего имиджа, в которых проявляются развитые потребности:

Эрудиция (начитанность, глубокие познания в различных областях человеческой деятельности);

Развитой интеллект (творческое мышление);

Высокая культура человеческого общения;

Свободное владение одним-двумя иностранными языками;

Умение пользоваться компьютером;

Высоконравственное поведение.

Связь производства с потребностями является двусторонней: прямой и обратной. Рассмотрим эту связь подробнее.

Производство прямо и непосредственно воздействует на потребности в нескольких направлениях.

1. Уровень производственной деятельности определяет, в какой мере она может удовлетворить запросы людей. Если, предположим, в стране не произведено нужного количества благ (будь то хлеб или автомобили), то потребности людей не будут в должной мере удовлетворены. В этом случае рост потребностей станет невозможным.

2. Переход производства на новый уровень научно-технического прогресса коренным образом обновляет предметный мир и уклад жизни людей, порождает качественно иные потребности. Скажем, выпуск и поступление в продажу видеомагнитофонов и персональных компьютеров вызывает желание их приобрести.

3. Производство во многом влияет на способы потребления полезных вещей и тем самым обусловливает определенную бытовую культуру. Нашему современнику для приготовления из того же куска мяса жаркого требуется газовая, электрическая плита или гриль, а также столовые приборы.

В свою очередь, потребности оказывают обратное воздействие на производственную деятельность.

1. Потребности являются предпосылкой и определяют направление созидательной деятельности человека. Каждое хозяйство заранее намечает свое производство полезных продуктов с учетом выявленных потребностей.

2. Возвышение потребностей часто обгоняет производство. Примечательно, что работники швейных фабрик стремятся заранее узнать, какие новинки одежды разработаны в домах моды с учетом нового уровня потребностей.

3. Возвышение потребностей придает им ведущую роль в поступательном развитии производства – от его низшей ступени ко все более высоким.

Развитие потребностей прямо зависит по нескольким направлениям от уровня производства. Последнее испытывает многообразное обратное воздействие от запросов общества.

Роль потребностей в кругообороте благ

Прежде всего важно обратить внимание на особый характер развития экономики – ее круговое движение.

Подобно тому, как на Земле постоянно происходит круговорот веществ, в хозяйственной деятельности непрерывно совершается кругооборот экономических благ. Изготовленные полезные вещи исчезают в процессе их потребления и вновь создаются в том же или измененном виде. Такой кругооборот – обязательное условие непрерывного поддержания и возобновления жизнедеятельности людей.

Рассматриваемый кругооборот состоит из пяти основных звеньев, неразрывно связанных между собой:

Рис. 1.2. Кругооборот экономических благ

Началом кругооборота является производство – процесс создания полезных благ.

Может показаться, что теоретически описанный здесь кругооборот благ однозначно характеризует взаимосвязь производства и потребностей. Однако на практике во многих странах существуют разные варианты соотношения производства и потребностей. Что же это за варианты?

Каковы современные варианты изменения производства и потребностей общества

Во всей мировой экономике в конце XX– начале XXI столетия наблюдаются три основных вида соотношений между производством, с одной стороны, и потребностями и потреблением населения – с другой.

Первый вариант. В некоторых странах длительный упадок хозяйства ведет к уменьшению как потребления, так и потребностей. Этот процесс можно уподобить спиралевидному движению с уменьшающимися кругами, какие мы наблюдаем, скажем, в воронке водоворота. Такое бедственное положение можно видеть, в частности, в отдельных странах Африки (например, в Республике Конго, Эфиопии), где в конце XX в. сокращался доход общества в расчете на душу населения.

Второй вариант. В отдельных странах Африки и Азии выпуск сравнительно ограниченного набора разнообразных продуктов растет очень медленно. В этом случае потребности являются традиционными и лишь понемногу расширяются.

Первый и второй варианты характеризуют явно ненормальное соотношение в изменении производства и потребностей.

Третий вариант. Нормальным можно признать одновременный рост производства национального продукта и повышение уровня потребностей и потребления. Закономерное возвышение потребностей в этом случае идет по двум направлениям: по вертикали и по горизонтали.

Улучшение жизни людей проявляется в росте потребностей по вертикали.

Длительное расстройство хозяйства в ряде стран Содружества Независимых Государств в 1990-х гг. отрицательно сказалось на величине национального продукта (отечественного производства) в расчете на 1 жителя и на расходах на потребление домашних хозяйств. Например, в 2002 г. (в процентах к 1990 г.) такие расходы составили: в Белоруссии – 131, Казахстане – 60, Украине – 59 %.

Рис. 1.3 . Возвышение потребностей, связанных с автомобилем

Такое изменение можно проследить на примере отношения людей к покупке автомобиля (рис. 1.3).

Возвышение потребностей по горизонтали связано с расширением потребления все более широкими слоями населения продуктов более высокого качества. Такое изменение становится тем заметнее, чем более продолжительным является изучаемый период времени. Подтверждение тому мы находим в табл. 1.4.

Таблица 1.4

Как установил немецкий статистик Э. Энгель, если денежные доходы населения растут, то оно относительно меньше тратит средств на продовольственные товары, больше покупает промышленных товаров широкого потребления (обувь, одежда и т. п.), а при дальнейшем увеличении доходов приобретает высококачественные вещи и товары длительного пользования.

Наиболее быстрое возвышение потребностей по вертикали и по горизонтали в XX в. характерно для западных – экономически наиболее развитых стран. Здесь рост производства и потребления можно уподобить движению вверх по спирали с расширяющимися оборотами.

    Свободные и экономические блага общества

Средства для удовлетворения потребностей называются благами. Различают свободные и экономические блага.

Свободные блага – это то, что человек находит в природе, они достаются человеку бесплатно, к ним нельзя ограничить доступ. Например, воздух, вода родника, солнечный свет, грибы и т. д.

Экономические блага – результат деятельности человека. Т. к. они производятся человеком, они ограниченны (редкие). Экономические блага подразделяются на два вида: общественные и частные. Частные блага строго ограничены и за каждую дополнительную единицу блага необходимо платить. Это такие виды благ, как продукты питания, проезд в транспорте, книги, мебель и т. д. Общественные блага также производятся человеком, но доступ к ним ограничен быть не может. Например, телевидение и радио, правопорядок, оборона страны и т. д. Отдельный человек может считать, что ему достаточно этого блага, но размер платежей за пользование государством устанавливается правительством, а не налогоплательщиком. Некоторые общественные блага могут становиться частными. Например, телевизионный сигнал (общественное благо) становиться платным для владельцев спутниковой антенны НТВ+. Иногда частное благо может становиться общественным. Проезд в городском транспорте (частное благо), при оплате из бюджета города или предприятий и отсутствии кондукторов, становиться общественным благом.

Написать эссе по высказыванию американского писателя Л.Питера «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов.»

Вопрос 1. В чём состоят потребности человека? Каковы основные участники экономики? Из чего складываются ресурсы семьи? Что такое семейный бюджет?

Широкую известность получила теория иерархии потребностей Маслоу, современного американского экономиста. Согласно этой теории потребности человека развиваются от низших к высшим, и индивидуум должен сперва удовлетворить потребности низшего порядка для того, чтобы возникли потребности высшего уровня.

Иерархия потребностей по Маслоу включает следующие компоненты:

Физиологические (голод, жажда);

Потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха);

Потребность социальная (любовь, семья, друзья, общение);

Потребность в самоутверждении (самоуважение, престиж, карьера, успех);

Потребность в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.).

Эту классификацию можно дополнить также потребностями рациональными и иррациональными, духовными и материальными, осознанными и неосознанными, прямыми и косвенными и др.

Субъектами экономики являются лица, которые самостоятельно принимают основные экономические решения. Это могут быть домохозяйки, фирмы, банки, органы государственной власти и др. Их также именуют основными участниками экономики. К объектам экономики относится все то, по поводу чего принимаются основные экономические решения.

Субъекты экономики в условиях рыночной экономики делятся на следующие виды: домашние хозяйства, фирмы (предприятия) и государство.

Ресурсы семьи – это деньги, материалы и производственные ценности, всевозможные запасы и источники доходов. Ресурсами семьи являются:

Трудовые – возможность каждого члена трудиться;

Материальные – недвижимость: квартира, дом, земельный участок, сарай, гараж, автомобиль, велосипед, бытовая техника;

Финансовые – наличные деньги, банковские счета, ценные бумаги, страховые полисы;

Технологические – технология приготовления пищи, одежды, ремонтные работы, производство товаров и услуг.

Семейный бюджет – это совокупность денежных и материальных активов всех членов семьи, соединение личных бюджетов мужа и жены в один общий.

Вопрос 2. Почему не все наши желания исполняются? Можем ли мы всегда купить то, что хотим? В чём смысл утверждения «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке»?

Мы не всегда можем купить то, что хотим, потому что у нас не всегда бывают деньги. Редко что-либо бесплатное не имеет скрытого подвоха, ловушки.

Вопрос 3. Каким образом экономика зависит от объёма и направленности наших потребностей?

Потребности человека неограниченны, а экономические ресурсы ограничены, поэтому экономика и решает задачу как использовать ограниченные ресурсы для неограниченных наших потребностей.

Сложность экономического выбора заключается в том, что сколько бы человек не хотел потребить или приобрести, ему всегда будет не хватать средств на реализацию своих потребностей. Экономика развивается больше в тех сферах, в которых мы видим желаемые нами товары и услуги. Это и является направленностью и количеством потребляемого нами товара. К примеру если нам больше нужны булочки, нежели компьютеры, то пищевая промышленность будет преобладать над технической.

Вопрос 4. Откуда люди получают жизненные блага?

Жизненные блага – это всё то, что должно обеспечивать нормальную жизнь человека, его жизнедеятельность. Именно своей деятельностью человек зарабатывает свои блага – все или в основном. Это значит, что он должен заработать деньги, которые позволят ему иметь все, что он захочет, и пользоваться всеми благами. А как можно заработать деньги, какие источники финансов? В основном, наверное, такие: работая и получая зарплату; подрабатывая дополнительно еще где-то; выигрывая в лотерею; делая ставки у букмекеров; получив богатое наследство; занимаясь рукоделием и продавая свои изделия; выращивая на своем участке овощи и фрукты, а также птицу и животных, и продавая эту продукцию; выгодно вкладывая деньги и получая высокие дивиденды.

Как видим, основной источник – это, конечно, собственный труд. И по идее, чем выше потребности, тем больше нужно зарабатывать, а, значит, трудиться.

Вопрос 5. Почему природные ресурсы планеты нельзя считать неисчерпаемыми?

С проблемой ограниченности ресурсов люди сталкиваются при организации различной деятельности и на разных уровнях: от индивидуального и семейного до государственного. Об ограниченности денежных ресурсов многие из вас, вероятно, вспоминают, когда отправляются в школьную столовую. Отдельное предприятие вынуждено планировать своё производство, исходя из возможности произвести лишь ограниченное количество затрат имеющихся ресурсов, чтобы избежать убытков и получить прибыль.

Итак, человеческие потребности постоянно растут и практически безграничны, а ресурсов для их удовлетворения всегда недостаточно, и они ограниченны.

Ограниченность ресурсов - недостаточность имеющихся в распоряжении людей ресурсов для производства благ, способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества. Это одна из главных экономических проблем, определяющая во многом жизнь общества.

Вопрос 6. В чём сложность экономического выбора?

Итак, мы знаем, что человек живёт в мире ограниченных возможностей, когда его потребности превосходят имеющиеся ресурсы. Это противоречие рождает сложную проблему выбора: на что истратить ограниченные средства? Какие потребности удовлетворить в первую очередь? Как распорядиться тем, что имеем, наилучшим образом? В экономике этот выбор приходится делать практически на каждом шагу и всем участникам экономических отношений: отдельному производителю и потребителю, каждой семье, предприятию, государству. В чём заключается этот выбор?

В основе выбора чаще всего лежит желание как можно полнее удовлетворить имеющиеся потребности. Однако выбирающему всегда приходится от чего-то отказываться.

Каждой семье приходится выбирать, как распределить имеющиеся доходы (например, сколько потратить на питание, чтобы иметь возможность отложить средства для проведения отпуска на море), как распределить домашние обязанности, чтобы освободить время для досуга, отдыха. Перед трудным выбором оказываются и фирмы: что из благ и в каком количестве производить с помощью ограниченных ресурсов. Предприниматель, имея ограниченный бюджет, решает, увеличить объём производства путём найма дополнительных работников или повысить производительность труда, внедрив новую технологию. Государство, планируя свои доходы и расходы, вынуждено делать выбор, например, между необходимым объёмом социальной помощи населению и требуемым уровнем обеспечения национальной обороны; следует ли отдать предпочтение производству предметов потребления (производить больше утюгов, холодильников, одежды) или средств производства (станков, машин, оборудования), ведь увеличение производства товаров производственного назначения потребует перемещения части ресурсов с производства предметов потребления и наоборот.

Вопрос 7. Что такое альтернативная стоимость?

Сложность проблемы выбора заключается в том, что, отдавая предпочтение одному виду благ, мы одновременно отказываемся от потребления других, а выбирая вариант использования ограниченных ресурсов, мы теряем возможность использовать их по иному назначению. Значит, за принятое решение мы вынуждены платить и любой выбор имеет свою цену, которую экономисты называют альтернативной стоимостью. Её основу составляют отвергнутые блага или варианты использования ресурсов, которые невозможно реализовать из-за того, что ресурсы уже затрачены на удовлетворение выбранного варианта. Альтернативной стоимостью является польза или выгода, которую мы могли бы получить от самого лучшего из невыбранных вариантов.

Вопрос 8. Как определить альтернативную стоимость выбора?

Допустим, у вас есть несколько вариантов проведения последнего месяца летних каникул: смена в спортивном лагере, поездка с родителями на теплоходе, отдых на даче у друга. Варианты указаны по степени их предпочтительности для вас. Выбрав наиболее желаемый вариант (спортивный лагерь), вы заплатите за свой выбор отказом от поездки с родителями на теплоходе. Это и будет являться альтернативной стоимостью вашего выбора. Альтернативная стоимость - это оценка упущенной выгоды, плата за принятое решение.

Таким образом, экономические действия людей - это результат, как правило, осознанного выбора. Рациональный выбор предполагает оценку принятого решения, т. е. сравнение затрат и выгод, связанных с имеющимися вариантами решения.

Вопрос 9. Ограниченность ресурсов испытывают все страны, но одни называются бедными, а другие - богатыми. От чего зависит уровень благосостояния общества? Бедность и ограниченность ресурсов - это одно и то же? Объясни свой ответ.

Уровень жизни (уровень благосостояния) - уровень материального благополучия, зависящий от объемов реальных доходов человека.

В действительности понятие уровня благосостояния не тождественно понятию уровня жизни. Уровень жизни является понятием более широким и характеризуется не только объемом реальных доходов в расчете на душу населения, но и рядом неденежных факторов. Опросы среди населения могут наглядно доказать, что значительное количество индивидов в оценке собственного уровня жизни учитывает такие факторы как степень здоровья, степень моральной удовлетворенности собственной жизнью и деятельностью и др.

Ограниченные ресурсы могут быть в большом количестве, но они когда-то закончатся, отсюда и название, бедность ресурсов - это когда либо их в количестве мало либо их в разнообразии мало.

Вопрос 10. Заполни в своей тетради таблицу «Жизненные блага».

Свободные блага: вода из родника, энергия ветра, дожди.

Экономические блага: пошив одежды в ателье, мороженое, занятия в театральном кружке, ремонт квартиры, проезд в автобусе, освещение улиц.

Вопрос 11. Можно ли назвать предоставляемую государством бесплатную медицинскую помощь гражданам свободным благом, а лесные грибы и чернику - экономическим благом? Почему?

Лесные грибы и чернику нельзя назвать экономическим благом. Так как мы не платим за них, а собираем сами. Если бы мы купили, то можно было бы. Скорее всего потому, что от медицинской помощи, бесплатной вы помощи не получите, от черники, помощь очевидна. Но кто-то, решил, что дары леса это природные ресурсы и их нужно облагать налогом поэтому и разница в названии блага.

Вопрос 12. Объясни, как ты понимаешь следующее высказывание английского драматурга Бернарда Шоу: «Экономика - это умение пользоваться жизнью наилучшим образом».

Это прямое указание на главную проблему экономики – ограниченность факторов производства и порождаемая этим проблема выбора.

Суть проблемы выбора состоит в том, что необходимо определиться, как можно использовать имеющиеся ограниченные ресурсы для того, чтобы максимально удовлетворить потребности людей, то есть «наилучшим образом» организовать жизнь людей. И эти проблемы призвана решать экономика, и как процесс производства. И как наука. Для того чтобы сложить свою жизнь «наилучшим образом», нельзя игнорировать законы экономики. Перефразируя классика, получим основной принцип сегодняшнего менеджмента во всем мире: "максимальный результат при минимальных затратах". Именно этого и стремится достичь теория принятия и реализации управленческих решений. Это и есть создание благ, необходимых для удовлетворения потребностей людей. И делать это, по мнению Б. Шоу, необходимо «наилучшим образом», то есть максимально эффективно.

Подумай: Почему не все наши и желания исполняются?

Можем ли мы всегда купить то, что хотим? В чем смысл утверждения "Бесплатный сыр бывает только в мышеловке"?

Человек практически ежедневно сталкивается с множеством проблем: тепло или холодно в квартире, есть ли еда в холодильнике, сколько денег в кошельке и на что их потратить, можно ли купить новый телевизор или выписать любимый журнал, работает ли библиотека и т. п.? Нас интересуют вопросы, связанные с удовлетворением наших многообразных потребностей.

Потребности и ресурсы . Потребности это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом.

Потребности людей разнообразны, но попробуем выделить наиболее значимые для человека. Прежде всего это материальные потребности (в еде, одежде, жилище) и духовные потребности (в чтении книг, журналов, в посещении театров, выставок, н путешествии). Существуют потребности в труде, образовании, охране здоровья. И наконец! У людей развиваются социальные потребности (в дружбе, любви, лидерстве, самоуважении).

Цель удовлетворения этих потребностей - создание условий для жизни и деятельности людей. Теперь попробуем вместе разобраться, каким образом экономика принимает участие в этом.

Набор и характер потребностей могут зависеть от климатических условий, обычаев и уровня жизни в конкретной стране, степени развития науки и производства. Однако наши потребности имеют общие закономерности: они изменяются со временем (например, сегодня никто не ходит в лаптях и не использует керосиновую лампу для освещения); потребности, как правили, всегда растут быстрее, чем возможности для их удовлетворения.

Общество, как известно, постоянно развивается, и развиваются потребности людей. Потребность в какой-то конкретной вещи удовлетворить относительно легко - достаточно получить новый велосипед вместо разбитого старого. Но по мере удовлетворения одних потребностей неизбежно возникают все новые (велосипед хочется заменить мотоциклом, машиной). В век «информационной революции» появляются дополнительные возможности влияния на потребности и их качественные изменения. (Подумай, какие новые потребности создает, например, телевизионная реклама или информация о новых товарах и услугах в Интернете.) Процесс этот бесконечен, что позволяет сделать вывод: потребности людей безграничны.

О сказочной скатерти-самобранке или возможности иметь золотую рыбку «на посылках», чтобы постоянно удовлетворять наши потребности, мы можем только мечтать. Но в реал иной жизни в каждый данный момент времени общество располагает лишь ограниченным количеством ресурсов для удовлетворения неограниченных потребностей. Потребности человека направлены на предметы, способные удовлетворить его желания. Чтобы сшить костюм, нужна ткань. Чтобы построить дом, нужны материалы и оборудование: дерево, цемент, инструменты. Чтобы произвести бензин для машины, нужна нефть. Все это называется ресурсами (от франц. ressourse - вспомогательное средство). По отношению к «изобилию" человеческих потребностей ресурсы, имеющиеся в экономике в каждый данный момент времени, ограниченны и их никогда не хватает для удовлетворения всех потребностей. Например, если в с гране произведено 4 млн. стиральных машин, а желающих их купить оказалось, бы 6 млн. человек, то не нее смогли бы удовлетворить свои потребности. Для того чтобы увеличить выпуск достаточного количества машин, потребуется произвести больше металла, электродвигателей и др. Но в данный момент имеющиеся ресурсы и производственные возможности ограниченны.

Ограниченность экономических благ и необходимость производства все большего их объема для улучшения жизни людей заставляют общество решать проблему разумного использования п рационального распределения благ. Проблема распределения ограниченных ресурсов - одна из основных проблем экономики.

Экономический выбор и альтернативная стоимость . Итак, мы знаем, что человек живет в мире ограниченных возможностей, когда его потребности превосходят имеющиеся ресурсы. У то противоречие рождает сложную проблему выбора: на что истратить ограниченные средства? Какие потребности удовлетворить н первую очередь? Как распорядиться тем, что имеем, наилучшим образом? В экономике этот выбор приходится делать практически на каждом шагу и всем участникам экономических отношений: Отдельному производителю и потребителю, каждой семье, предприятию, государству, В чем заключается этот выбор?

Отправляясь в магазин за покупками, вы, конечно, помните об ограниченности денежных ресурсов, которыми располагаете. Вы хотели бы купить и новый магнитофон, и новую куртку, но можете позволить себе приобрести что-то одно. Возможно, пройдясь по магазинам, вы сможете купить менее модную куртку и более дешевый магнитофон, но в этом случае вы жертвуете своим личным временем и качеством товара в обмен па возможность приобрести обе вещи.

В основе выбора чаще всего лежит желание как можно полнее удовлетворить имеющиеся потребности, Однако выбирающему всегда приходится от чего-то отказываться.

Каждой семье приходится выбирать, как распределить имеющиеся доходы (например, сколько потратить на питание, чтобы иметь возможность отложить средства для проведения отпуска на море), как распределить домашние обязанности, чтобы освободить время для досуга, отдыха. Перед трудным выбором оказываются и фирмы: что из благ и в каком количестве производить с помощью ограниченных ресурсов. Предприниматель, имея ограниченный бюджет, решает, увеличить объем производства путем найма дополнительных работников или повысить производительность труда, внедрив новую технологию.

Государство, планируя свои доходы и расходы, вынуждено делать выбор, например, между необходимым объемом социальной помощи населению и требуемым уровнем обеспечения национальной обороны: следует ли отдать предпочтение производству предметов потребления (производить больше утюгов, холодильников, одежды) или средств производства (станков, машин, оборудования), ведь увеличение производства товаров производственного назначения потребует перемещения части ресурсом с производства предметов потребления, и наоборот.

Документ. Фрагмент из работы американских и российских ученых:

«Большинство ситуации таковы, что нужно выбрать лучшую альтернативу из возможных... Если вам предстоит построить мост и есть несколько вариантов места для его строительства, то никак невозможно выбрать два варианта, ибо нужен только один мост.

По принципу «все или ничего» может быть принято совеем немного решений... Бизнесмен может сочетать ограниченный бюджет на газетную рекламу с широко развернутой кампанией рекламы по почте, а правительство может отложить постройку некоторых школ с целью отремонтировать дороги с интенсивным движением. Каждое из этих решений представляет собой компромиссны и выбор частично отказаться от чего-либо, чтобы получить что-то другое в более полной мере.

Одними из наиболее ясных примеров проблемы выбора являются решении, принимаемые в связи с проблемами защиты окружающей среды. Например, больно и астмой, инженеры, политики и экологи могут спорить о допустимых нормах загрязнения атмосферы, однако стоимость полного устранения атмосферного загрязнения очень высока, В результате принятые Правительством допустимые нормы являются компромиссными с учетом противоположных интересов данных групп людей».

Как документ помогает понять проблему ограниченности ресурсов и выбора в экономике? Приведи собственные примеры принятия решений; тобой или другими на основе экономического выбора.

Каждому участнику экономики приходится проводить своеобразное ранжирование своих потребностей по степени их важности и неотложности. При этом каждый решает проблему выбора по-своему, но, как правило, стремится поступать рационально (от лат. ratio - разум: rationis - мера, расчет), т. е. разумно, расчетливо. В экономике это предполагает выбор варианта, который кажется людям наилучшим; приносит им больше выгоды по сравнению с затратами.

Таким образом, сложность проблемы выбора заключается в том, что, отдавая предпочтение одному виду благ, мы одновременно отказываемся от потребления других, а выбирая вариант использования ограниченных ресурсов, мы теряем возможность использовать их по иному назначению. Значит, за принятое решение мы вынуждены платить, и любой выбор имеет свою пену, которую экономисты называют альтернативной стоимостью. Ее основу составляют отвергнутые блага или варианты использования ресурсов, которые невозможно реализовать из-за того, что ресурсы уже затрачены на удовлетворение выбранного варианта. Альтернативной стоимостью является польза или выгода, которую мы могли бы получить от самого лучшего из не выбран пых вариантов. Чтобы лучше понять, как определяется стоимость выбора, обратимся к примерам.

Допустим, у вас есть несколько вариантов проведения последнего месяца летних каникул: смена в спортивном лагере, поездка с родителями на теплоходе, отдых на даче у друга. Варианты указаны по степени их предпочтительности для вас. Выбран наиболее желаемый вариант (спортивный лагерь), вы заплатите за свой выбор отказом от поездки с родителями на теплоходе. Это и будет являться альтернативной стоимостью вашего выбора. Альтернативная стоимость - это оценка упущенной выгоды, плата за принятое решение.

Ситуация . Выпускница школы мечтала стать детским врачом, После окончания школы она могла бы работать санитаркой в больнице, получая зарплату 2 тыс. р. в месяц, регистратором в детской поликлинике с окладом в 3 тыс. р. или ночной няней в детском санатории, имея доход 4 тыс. р. в месяц. Однако, оценив перспективы будущей профессии, она поступила на конкурсной основе в Медицинскую академию. Альтернативная стоимость ее выбора составила 4 тыс. р.

Таким образом, экономические действия людей - это результат, как правило, осознанного выбора. Рациональный выбор предполагает оценку принятого решения, т. е. сравнение затрат и выгод, связанных с имеющимися вариантами решения.

Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что экономика показывает, как общество осуществляет рациональный выбор в условиях ограниченности ресурсов для удовлетворения потребностей людей.

Проверь себя

1. Каким образом экономика зависит от объема и направленности наших потребностей?

2. Откуда люди по луча рот жизненные блага?

3. Почему природные ресурсы планеты нельзя считать неисчерпаемыми?

4. В чем сложность экономического выбора?

5. Что такое альтернативная стоимость?

6. Как ё преде лита альтернативную стоимость выбора?

В классе и дома

1. Ограниченность ресурсов испытывают все страны, но одни называются бедными, а другие богатыми. От чего зависит уровень благосостояния общества? Бедность и ограниченность ресурсов - это одно и то же? Объясни свой ответ.

2. Заполни в своей тетради таблицу «Жизненные блага».

Впиши перечисленые примеры в соответствующую графу таблицы: пошив одежды в ателье, вода из родника, мороженое, занятия в театральном кружке, энергия ветра, ремонт квартиры, дожди, проезд в автобусе, освещение улиц.

3. Можно ли назвать предоставляемую государством бесплатную медицинскую помощь гражданам свободным благом, а лесные грибы и чернику экономическим благом? Почему?

4. Объясни, как ты понимаешь следующее высказывание английского драматурга Бернарда Шоу: «Экономика - это умение пользоваться жизнью наилучший образом».

Говорят мудрые

« Богатство - вещь, без которой можно жить счастливо, но благосостояние - вещь, необходимая для счастья».

Н. Г. Чернышевский (1828-1889), российский мыслитель, литератор