Система региональных рынков и проблемы ее формирования. Конкурентная среда и инфраструктура региональных рынков

Тема: типология региональных рынков

Санкт-Петербург

Формирование и развитие рынков в регионе.

По своей экономической сущности региональный рынок - это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена (обращения), формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования и с учетом адекватных методов конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений.

Региональные рынки могут существовать как при лимитно - распределительной системе, так и при рыночной экономике. В первом случае рынки развиваются и функционируют в соответствии с логикой административно-директивного управления. Так, объем товарооборота и соответствующее товарное обеспечение для каждого территориально-административного образования устанавливается директивными планами.

С переходом к рыночным экономическим отношениям меняются роль и значение рынка в региональном воспроизводственном процессе. Пропорции регионального воспроизводственного процесса формируются через воздействие рыночных инструментов регулирования: цены, налоги, процент за кредит и др.

Развитый региональный рынок может эффективно функционировать при научно обоснованной системе изучения спроса, тенденций и его закономерностей развития:

Общего объема спроса и объема спроса на отдельные группы и виды товаров;

Структуры спроса одноименных товаров различных предприятий;

Сезонных колебаний спроса по отдельным товарам;

Требований покупателей к качеству товаров.

Изучение спроса дает информацию, позволяющую прогнозировать емкость и структуры рынка, а также предполагаемые сдвиги в совершенствовании географии производства и потребления товаров и услуг.

Региональные рынки неоднородны. Так, по территориальной организации сферы обращения можно выделить поселенческие рынки в населенных пунктах сельской местности, городские, областные, республиканские, межобластные, межреспубликанские и межрегиональные.

Для каждого вида рынков присущи соответствующие инфраструктура с особенностями размещения, развития и функционирования, емкость рынка, каналы и схемы товарообразования.

Потребность в товарах и услугах находится в прямой зависимости от платежеспособного спроса и развития непроизводственной сферы в регионе. Платежеспособный спрос населения характеризуется суммой денежных ресурсов, которую оно может направить на приобретение товаров и потребление платных услуг. Структура платежеспособного спроса в разных районах страны и для различных социально-экономических групп населения определяется характером развития производительных сил в данном экономическом районе. Характерной чертой развития регионального рынка товаров и услуг является непрерывное расширение его емкости и качественных параметров. Емкость рынка - это возможный объем реализации товаров на внутреннем рынке, определяемый размерами платежеспособного спроса потребителей при данном уровне цен. Кроме населения потребителями товаров и услуг на рынке выступают организации и учреждения непроизводственной сферы и предприятия региона.

Региональные рынки можно объединить в систему, которая представляет собой совокупность рыночных образований различного типа, цель которых - обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий, предметов труда и рабочей силы. В систему региональных рынков входят:

Потребительский рынок (рынок благ);

Рынок земли и недвижимости;

Рынок труда;

Рынок капиталов (кредитный рынок и рынок ценных бумаг);

Рынок информации;

Рынок природных ресурсов;

Рынок культурных ценностей;

Рынок образовательных услуг и др.

Все рынки взаимосвязаны друг с другом, они обслуживаются соответствующими составляющими рыночной инфраструктуры.

Региональный потребительский рынок.

Механизм формирования и функционирования потребительского рынка региона представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, сложившихся на данной территории.

Функционирование регионального потребительского рынка определяется связями: между потребностями населения региона и производством; спросом и предложением на региональном рынке товаров и услуг; дифференциацией доходов и характером потребления; уровнем и структурой потребления; текущим потреблением и накоплением; обобществленной и индивидуализированной формами потребления, и др.

Понятие «потребительский рынок» в современной российской экономической литературе встречается с начала 90-х гг. В целом же по своей экономической сущности региональный потребительский рынок - это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена и потребления, формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования, с учетом адекватных методов регулирования конъюнктуры рынка и принятия коммерческих решений.

Региональный потребительский рынок является частью общего регионального рынка (или рынка благ). Под товарным рынком в современной экономике понимается «система субъектов экономики, формирующих свои отношения с целью рационального обращения товаров конечного потребления и продукции производственно-технического назначения». При этом потребительский рынок, по мнению авторов, представляет собой ту часть товарного рынка, на которой товары покупаются для личного потребления.

По своему удельному весу и роли в обеспечении жизнедеятельности населения потребительский рынок занимает ведущее место в системе рынков региона. Он представляется нам как динамичная система причинно-следственных связей, обеспечивающих наибольшее соответствие производства (или ввоза из-за пределов региона) товаров и услуг потребностям и платежеспособному спросу населения, охватывающая всю совокупность экономических отношений производства, реализации и потребления материальных благ и услуг потребительской ориентации.

Насыщенность и емкость регионального потребительского рынка во многом предопределяются эффективностью хозяйственной деятельности в регионе. Именно от нее во многом зависит конечное потребление населения региона.

Региональный потребительский рынок воздействует на ряд фаз, тесно связанных между собой в едином процессе: потребности населения региона - производство (предложение) - денежные доходы населения - реализация (торговля) - потребление (удовлетворение потребностей). Блок потребностей в начале процесса выступает в роли заявок производству, ориентирует его на определенный объем и структуру производственных ресурсов. Он является важнейшим фактором формирования политики приоритетов в производственной программе региона.

Однако в условиях современной российской экономики, когда происходит беспрецедентный спад производства, а система рынков только складывается, потребительский рынок также только формируется.

В связи с тем, что регион - это область (район, часть страны), отличающаяся от других областей совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико-географических особенностей, региональный потребительский рынок имеет соответствующую территориальную определенность. В России в качестве региональных правомерно, выделяют следующие потребительские рынки:

Экономического района, в РФ в настоящее время их, как известно, одиннадцать: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный (кроме того, отдельно рассматривается Калининградская область);

Края, области, республики, округа (или их группы);

Отдельных населенных пунктов, входящих в состав района.

Таким образом, региональный потребительский рынок - это сложная система институтов в сфере обращения, характеризующаяся большим числом взаимосвязей. Однако каждый из его участников имеет и свои интересы: производители стремятся вернуть затраченные средства и получить прибыль, а потребители - удовлетворить собственные потребности. Разрешению противоречий этих интересов служит государственное регулирование региональной экономики со стороны федеральных и местных органов.

Субъектами спроса на региональном потребительском рынке являются индивиды и семьи, покупающие товары и услуги для личного потребления и проживания на данном регионе. Рынки потребительских товаров характеризуются массовым потреблением, конкуренцией, децентрализованной структурой.

Основными путями сбыта товаров на региональном рынке являются: оптовая торговля, мелкооптовые торговцы, розничная торговля. Региональная политика в области сбыта товаров дополняется стимулированием торгово-сбытовой деятельности, техническим обслуживанием, системой мер по развитию регионального потребительского рынка в целом.

Региональный рынок труда

По мнению многих ученых-экономистов, традиционное определение регионального рынка как пространства, на территории которого взаимодействуют продавцы и покупатели, в результате чего устанавливается для каждого товара или услуги равновесная цена и равновесный объем предложения и спроса, для рынка труда должно быть скорректировано.

Основанием для этого является то, что труд имеет не только экономическую ценность, но и социальную, поскольку как источник дохода определяет социальный статус человека в обществе. Поэтому региональный рынок труда можно определить как пространство, где цена и количество труда определяются взаимодействием спроса (со стороны предприятий) и предложения (со стороны временно незанятых людей).

Методологическая точность в определениях требует от авторов следующего замечания. В связи с тем, что труд - это не товар, и, следовательно, объектом рыночных отношений быть не может, правильно было бы употребление термина «рынок рабочей силы». Однако авторы использовали, тем не менее, общепринятое в российской экономической литературе и в статистических сборниках выражение «рынок труда».

Региональные особенности занятости и функционирования рынка труда проистекают из специфики формирования экономически активного населения, сложившегося уровня и структуры занятости, обусловленных специализацией и комплексностью хозяйства, его обеспеченностью сырьевой базой, динамикой и эффективностью производства, инвестиционной активностью и привлекательностью территорий, характером поддержки предприятий со стороны федеральных и региональных органов власти. Обеспечение соответствия желаемого поведения людей фактическому относительно занятия учебных мест в сфере профобучения и рабочих мест в сфере экономики составляет двуединую цель управления трудовым ресурсам и совокупностью рабочих мест, занятостью как на общероссийском, так и на региональном уровнях.

Управление трудовыми ресурсами и занятостью состоит в регулирующем воздействии на всех стадиях движения трудовых ресурсов. Исходной стадией в движении трудовых ресурсов региона является их формирование, которое определяется соотношением и структурой естественного и миграционного источников. Распределение рабочей силы по отраслям экономики и предприятиям - срединная стадия в системе управления. В рамках этой стадии осуществляет процесс повторного распределения действующей рабочей силы. Происходит движение работников между территориями. От того, насколько эффективно при данном уровне техники и технологии производства используется рабочая сила, зависят рост производительности труда, высвобождение кадров.

Региональный рынок – это совокупность социально экономических процессов и отношений в сфере обмена(обращения) формируемых под влиянием спроса и предложения каждого административно территориального образования, с учетом адекватных методов регулирования конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений.

Институциональная структура регионального рынка представляет собой совокупность субъектов (предприятий и организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности), функционирующих на отдельно взятом региональном рынке.

Институциональная структура представляется различными формами хозяйствующих субъектов: государственными, муниципальными, частными, иностранными, совместными предприятиями и др.

Виды рынков: Рынок труда Потребительский рынок Рынок средств производства Финансовый Рынок недвижимости Информационный рынок

Система региональных рынков – это совокупность рыночных образований различного типа, целью которых является обеспечение эффективного развития регионального воспроизводственного процесса.

Структура потребительского рынка:

Р-к продовольственных товаров

Р-к непродовольственных товаров

Р-к потребительских услуг

Субъектами регионального финансового рынка выступают финансово-кредитные институты, посредники, хозяйствующие субъекты и физические лица, использующие финансовые ресурсы.

Региональный рынок недвижимости –Структура:

Рынок земли

Рынок жилья

Рынок нежилых помещений

Региональный информационный рынок Основными элементами информационного рынка являются информационные продукты (услуги), производители информационных продуктов и услуг, информационные посредники, потребители информационных продуктов и услуг (юридические и физические лица).

Основные параметры региональных рынков:

1. Емкость рынка:

2. Насыщенность рынка:

3. Проникновение продаж

4. Доля рынка на будущий год

5. Доля рынка на перспективу

6. Эластичность спроса по цене

7. Рыночная сила торговой марки товара


29.Под региональным рынком понимают территориальную сферу товарного обращения .

- Региональный потребительский рынок .Организационно региональный потребительский рынок представлен сетью магазинов розничной и мелкооптовой торговли, оптовыми базами, посредническими организациями, разными предприятиями сферы услуг региона.

-.Региональный рынок средств производства. Региональный рынок средств производства – таковая территориальная организация сферы обращения, которая конкретно обеспечивает субъекты настоящего сектора экономики необходимыми средствами производства на базе использования рыночных устройств.Субъектами регионального рынка средств производства являются производители средств и предметов труда, с одной стороны, и их потребители, компании настоящего сектора экономики – с иной, находящиеся как в пределах границ определенного региона, так и вне его.

-.Региональный денежный рынок. Региональный денежный рынок – сфера экономических отношений по вопросцам купли, реализации и размещения финансово-кредитных ресурсов в регионе, также их воспроизводства и регулирования в критериях изменившегося спроса и предложения.Важную роль в функционировании регионального денежного рынка играют коммерческие банки, основным назначением которых является аккумуляция денежных ресурсов компаний, которая содействовала бы как их развитию, так и развитию экономики региона в целом. Решение коммерческими банками данной задачки может быть при условии использования ими прогрессивных форм кредитования, финансирования и расчетов, ускоряющих оборачиваемость оборотных средств и укрепляющих расчетную дисциплину.

-.Региональный рынок недвижимости. Региональный рынок недвижимости представляет собой обособившуюся часть сферы регионального обращения, где происходит купля-продажа специфичных продуктов на базе товарно-денежных отношений с неотклонимой сменой собственника.

-.Региональный информационный рынок. Региональный информационный рынок – новейший и пока находящийся в стадии собственного формирования сектор регионального рынка, активно взаимодействующий со всеми иными его структурами средством актов-купли реализации информационных ресурсов.(рекламные центры, маркетинговые агентства, ярмарки и выставки, региональные структуры Госкомстата Рф и др.)

Все перечисленные выше региональные рынки работают в едином территориальном информационном пространстве, тесновато взаимосвязаны меж собой общими целями, экономическими ресурсами и эквивалентно-возмездными формами экономических отношений, придавая процессу территориального воспроизводства целостный и специфичный нрав.

Система региональных рынков – это совокупность взаимосвязанных рынков различного типа, расположенных на определенной территории.

Классификация системы региональных рынков

Региональные рынки могут быть классифицированы по ряду признаков.

Воспроизводственный признак, в соответствии с которым выделяют:

Рынки, обеспечивающие потребности населения региона;

Рынки, обеспечивающие движение материально-вещественных потоков;

Рынки, обеспечивающие формирование и использование факторов производства (трудовых, финансово-кредитных, сырьевых и других ресурсов).

Классификация по объектам купли-продажи:

Региональный потребительский рынок;

Региональный рынок средств производства;

Региональный финансовый рынок;

Региональный рынок труда;

Региональный рынок недвижимости;

Региональный рынок информации.

Субъектный признак, согласно которому выделяют:

Региональные рынки потребителей;

Региональные рынки производителей;

Региональные рынки промежуточных продавцов.

Экономико-правовой признак, по которому выделяют:

Легальные рынки;

Нелегальные рынки;

Полулегальные рынки (незарегистрированные фирмы, официально неучтенные товары и т.п.).

Материально-вещественный признак, согласно которому выделяют:

Региональные товарные рынки;

Региональные рынки услуг.

Региональный рынок средств производства

Региональный рынок средств производства представляет собой систему социально-экономических отношений в сфере обмена, обеспечивающую процесс производства орудиями и предметами труда и размещенную на определенной территории.

Субъектами регионального рынка средств производства выступают производители орудий и предметов труда и потребители всех отраслей хозяйства, использующих эту продукцию в своем производственном процессе. При этом субъекты рынка могут быть расположены на территориях других регионов. Ресурсы этого рынка формируются преимущественно за счет межрегиональных экономических связей.

Соотношение спроса и предложения на региональном рынке средств производства находится под влиянием таких факторов, как фаза экономического цикла, пропорции экономического развития региона, уровень развития рыночной инфраструктуры, изменения законодательства в данной области, платежеспособность потребителей средств производства, темпы научно-технического прогресса, степень развития межрегиональных связей, уровень интенсивности конкуренции и т. п.

К основным товарным группам регионального рынка средств производства относятся:

Рынки топливно-энергетических ресурсов;

Рынки черных и цветных металлов;

Рынки леса и лесопродукции;

Рынки стройматериалов;

Рынки машиностроительной продукции, включающие: рынок станкостроительной и станкоинструментальной продукции;

Рынок сельскохозяйственных машин;

Рынок продукции лесного и деревообрабатывающего машиностроения и т.п.

Рынок средств производства регулируется государством с помощью административных и экономических методов. К административным методам относятся: квотирование по отдельным видам продукции; ограничение масштабов и сфер деятельности отдельных производителей; прямое участие в деятельности предприятий; участие в формировании спроса на отдельные виды средств производства (госзаказы, субсидии и субвенции производителям средств производства). К экономическим методам относятся: налоговое регулирование, регулирование цен на определенные виды средств производства; регулирование предложения и спроса на отдельные виды средств производства (льготы производителю, ускоренная амортизация, государственные гарантии под кредиты коммерческих банков, льготные условия на аренду и продажу объектов федеральной собственности, обеспечение свободного доступа к государственным патентам и другой научно-технической информации).

Министерство образования Российской Федерации

НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Якутский филиал

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»

Тема: Региональные рынки и ее функционирование.

Студента Павловой Людмилы Петровны

Группа Ф/к – 03 – С

Проверил___________________________

Оценка______________

Якутск 2005
План:

Введение

III. Региональный рынок труда.

IV. Региональные рынки недвижимости.

V. Региональный аграрный рынок.

Заключение

Список литературы

Введение

К числу наиболее существенных причин, оказавших значительное влияние на темпы перехода России к рыночным отношениям, на весь ход социально-экономических преобразований в стране, несомненно, относится и явная недооценка территориального (регионального) фактора. Процесс децентрализации государственного управления идет медленно, нередко встречает сопротивление Центра. С другой стороны, получив значительные полномочия, некоторые регионы (субъектов Федерации) устремились по пути сепаратизма, нарушения конституционных основ политической целостности государства. Нередки факты, когда принятые субъектами Федерации законодательные акты оказывались противоречащими Конституции Российской Федерации.

В силу исключительной важности подлинно научного обеспечения радикальных рыночных преобразований, создания (сохранения) единого рыночного пространства в сочетании с формированием региональных рынков, с развитием местного самоуправления возникла острая необходимость более углубленного изучения социально-экономических региональных комплексов во всем их многообразии. Сегодня в ходу понятие «экономический федерализм», который рассматривается и как «внутренняя система и механизм взаимодействия Российской Федерации с субъектами Федерации, и как взаимодействие самих субъектов друг с другом в сфере экономической деятельности».

Переход Российской Федерации к устойчивому развитию, как это предусмотрено соответствующей концепцией, окажется возможным тогда, когда будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов. Это предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов Российской Федерации, что предопределяет необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона.

В масштабах регионов сложилась совокупность естественных, экономических, социально-бытовых, национально-культурных и других относительно устойчивых связей, необходимых для жизнеобеспечения населения, экономики регионов, страны в целом. Регион представляет собой сложный социально-экономический комплекс, политико-административное образование, в котором между производственной, непроизводственной и социально-бытовой сферами, между отраслями хозяйства, структурами региональной и местной власти устанавливаются определенная согласованность, взаимозависимость, взаимосвязанность, наиболее эффективные пропорции, которые способствуют более полному использованию природных и производственных ресурсов, трудового и научного потенциала; удовлетворению разносторонних потребностей населения, поддержанию эффективного функционирования хозяйственного комплекса Российского государства.

I. Формирование и развитие рынков в регионе.

По своей экономической сущности региональный рынок – это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена (обращения), формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования и с учетом адекватных методов конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений.

Региональные рынки могут существовать как при лимитно - распределительной системе, так и при рыночной экономике. В первом случае рынки развиваются и функционируют в соответствии с логикой административно-директивного управления. Так, объем товарооборота и соответствующее товарное обеспечение для каждого территориально-административного образования устанавливается директивными планами.

С переходом к рыночным экономическим отношениям меняются роль и значение рынка в региональном воспроизводственном процессе. Пропорции регионального воспроизводственного процесса формируются через воздействие рыночных инструментов регулирования: цены, налоги, процент за кредит и др.

Развитый региональный рынок может эффективно функционировать при научно обоснованной системе изучения спроса, тенденций и его закономерностей развития:

Общего объема спроса и объема спроса на отдельные группы и виды товаров;

Структуры спроса одноименных товаров различных предприятий;

Сезонных колебаний спроса по отдельным товарам;

Требований покупателей к качеству товаров.

Изучение спроса дает информацию, позволяющую прогнозировать емкость и структуры рынка, а также предполагаемые сдвиги в совершенствовании географии производства и потребления товаров и услуг.

Региональные рынки неоднородны. Так, по территориальной организации сферы обращения можно выделить поселенческие рынки в населенных пунктах сельской местности, городские, областные, республиканские, межобластные, межреспубликанские и межрегиональные.

Для каждого вида рынков присущи соответствующие инфраструктура с особенностями размещения, развития и функционирования, емкость рынка, каналы и схемы товарообразования.

Потребность в товарах и услугах находится в прямой зависимости от платежеспособного спроса и развития непроизводственной сферы в регионе. Платежеспособный спрос населения характеризуется суммой денежных ресурсов, которую оно может направить на приобретение товаров и потребление платных услуг. Структура платежеспособного спроса в разных районах страны и для различных социально-экономических групп населения определяется характером развития производительных сил в данном экономическом районе. Характерной чертой развития регионального рынка товаров и услуг является непрерывное расширение его емкости и качественных параметров. Емкость рынка – это возможный объем реализации товаров на внутреннем рынке, определяемый размерами платежеспособного спроса потребителей при данном уровне цен. Кроме населения потребителями товаров и услуг на рынке выступают организации и учреждения непроизводственной сферы и предприятия региона.

Региональные рынки можно объединить в систему, которая представляет собой совокупность рыночных образований различного типа, цель которых – обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий, предметов труда и рабочей силы. В систему региональных рынков входят:

Потребительский рынок (рынок благ);

Рынок земли и недвижимости;

Рынок труда;

Рынок капиталов (кредитный рынок и рынок ценных бумаг);

Рынок информации;

Рынок природных ресурсов;

Рынок культурных ценностей;

Рынок образовательных услуг и др.

Все рынки взаимосвязаны друг с другом, они обслуживаются соответствующими составляющими рыночной инфраструктуры.

II. Региональный потребительский рынок, его роль в удовлетворении запросов потребителей региона.

Механизм формирования и функционирования потребительского рынка региона представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, сложившихся на данной территории.

Функционирование регионального потребительского рынка определяется связями: между потребностями населения региона и производством; спросом и предложением на региональном рынке товаров и услуг; дифференциацией доходов и характером потребления; уровнем и структурой потребления; текущим потреблением и накоплением; обобществленной и индивидуализированной формами потребления, и др.

Понятие «потребительский рынок» в современной российской экономической литературе встречается с начала 90-х гг. В числе первых работ о российских региональных потребительских рынках следует назвать монографии и статьи Р.И. Шнипера и А.С. Новоселова. К этому времени относится одно из определений регионального потребительского рынка. Так, Р.И. Шнипер и А.С. Новоселов пишут, что он представляет собой территориальную организацию сферы обращения, призванную обеспечить население региона товарами на основе развития товарно-денежных отношений при минимальных издержках обращения.

В целом же по своей экономической сущности региональный потребительский рынок – это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена и потребления, формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования, с учетом адекватных методов регулирования конъюнктуры рынка и принятия коммерческих решений.

Региональный потребительский рынок является частью общего регионального рынка (или рынка благ). Под товарным рынком в современной экономике понимается «система субъектов экономики, формирующих свои отношения с целью рационального обращения товаров конечного потребления и продукции производственно-технического назначения». При этом потребительский рынок, по мнению авторов, представляет собой ту часть товарного рынка, на которой товары покупаются для личного потребления.

В этой связи можно принять определение, данное И.М. Шабуниной, О.Д. Ломовцевой и М.Ю. Трубиным: потребительский рынок региона – это основная составляющая структуры современной рыночной экономики, где часть ВНП, материализированная в виде произведенных бизнесом товаров и услуг, покупается или приобретается иным способом потребителями региона для личного потребления.

Лунев Александр Николаевич,доктор технических наук, профессор кафедры технологии машиностроительных производств ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева», г. Казань[email protected]

Пугачева Наталья Борисовна,доктор педагогических наук, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурностроительный университет», г. Казань[email protected]

Стуколова Лариса Зайнулловна,доктор педагогических наук, профессор кафедры социальнопсихологического менеджмента НОУ ВПО «Международный институт рынка», г. Самара[email protected]

Сущностная характеристика регионального рынка услуг

Аннотация.В статье выделены функции и выявлены особенности регионального рынка услуг; проведен анализ институционального порядка, институциональной среды и институциональной структуры регионального рынка услуг как экономического института.Определено, что соотношение институционального порядка, институциональной среды и институциональной структуры может решаться в рамках комплементарности, которая обеспечивает координационный эффект субъектов и объектов регионального рынка услуг. Ключевые слова:региональный рынок услуг, институциональный порядок, институциональная среда, институциональная структура, функции регионального рынка услуг, особенности регионального рынка услуг.

Сфера услуг–это не только одна из важных характеристик эффективности социальноэкономической политики в регионе, но и один из самых динамичных и быстрорастущих сегментов региональных рынков. Мы полагаем, что региональный рынок услуг можно рассматривать каксовокупность институтов координации выбора производителей услуг, протекающей в условиях прав собственности, контрактов и конкуренции, на основе ценовых параметров и уровня качества предлагаемых услуг.Установлено, что региональный рынок услугвыполняетряд функций:

регулирующую, воздействующуючерез спроспредложение на внутриилимежотраслевую конкуренцию;

интегрирующую, обеспечивающую установлениеи поддержку прямых и обратных связей между производителями и потребителями; стимулирующую,ориентирующую рыночные цены на общественный уровень затрат и учет спроса потребителей; посредническую, соединяющую в единую систему экономически обособленных производителей и потребителей услуг; информационную, опосредующую знание конъюнктуры рынка; ценообразующую, выражающуюсяв том, что рынок признает только общественно необходимые затраты, которые согласен оплатить потребитель, и соответственно общественные, рыночные цены, которые одновременно отражают потребности потребителя и уровень предложения услуг; санирующую, очищающуюпроизводство от экономически слабых институциональных субъектов и поощряющуюразвитие эффективных и перспективных фирм по оказанию услуг; социальную,обуславливающую удовлетворение потребителей в благах и дифференцирующую доходы участников рынка. Таким образом, особенности регионального рынка услуг включают следующее: динамичность, обусловленную постоянным изменением спроса на услуги, подверженного влиянию временного фактора; территориальность, опосредованную социальноэкономической спецификой и демографическими особенностями региона; гибкость, представленную высокой чувствительностью к изменениям рыночной конъюнктуры, невозможностью хранения и транспортировки услуг; открытость, обусловленную взаимосвязью процессов производства и потребления, личным контактом производителя и потребителя и высокой скоростью оборота капитала; дифференциальность, опосредованную диверсификацией и индивидуализацией спроса на услуги; эластичность, заданную платежеспособной потребностью населения в услугах; «эффект Веблена» , отражающего показательное потребление по престижным соображениям.Выяснено, что региональный рынок услуг, как экономический институт включает три диалектично взаимосвязанные компонента: институциональный порядок, институциональную среду и институциональную структуру. Опираясь на исследование М.Олсона, мы считаем, что институциональный порядок представляет собой формальные правила и ограничения, в рамках которых взаимодействуют основные экономические институты, а также механизмы обеспечивающих их соблюдение. Именно институциональный порядок обуславливает устойчивость постоянно воспроизводящихся социальноэкономических отношений, доказывая свою целесообразность посредством официальной легитимации. Институциональный порядок легализует процедуры, необходимые для обеспечения развития регионального рынка услуг, поскольку формирует единую платформу взаимодействия его субъектов . Институциональная среда, по нашему мнению, представляет собой целостность формальных правил и механизмов принуждения индивидов к их исполнению, а также неформальных правил и стереотипов поведения, влияющих на производство, обмен, распределение и потребление благ. В работе американского экономиста Л.Дэвиса отмечено, что наряду с правилами, формирующими институциональную среду, существуют правила, которые определяются как институциональные соглашения, которые, в свою очередь, определяют формы кооперации и конкуренции между экономическими агентами. Дж.Ходжсон пишет, что все авторы, исследующие институциональную проблематику, единодушны в том, что все институты можно разделить на формальные и неформальные. Деление институтов на формальныеи неформальные использует и Д.Норт . Формальные –это правила игры, закрепленные законом и за выполнением которых следит государство. Неформальные –это правила поведения, которые существуют в виде привычек или традиций. Неформальные правила поведения играют роль не менее важную, чем формальный закон. Д.Норт указывает на то, что даже в самых развитых экономиках формальные правила поведения составляют лишь небольшую (хотя и важную) часть той совокупности ограничений, которые формируют перед индивидом ситуации выбора. В своейфундаментальной работе Д.Норт отмечал, что неформальные ограничения являются «продолжением, развитием и конкретизацией формальных правил и хорошо способны к выживанию благодаря тому, что составляют часть привычного поведения людей» . При этом «неформальные ограничения меняются иными темпами, нежели формальные правила» , и конкретизация в них установленных формально правил происходит дольше.Возникая как средство координации человеческого взаимодействия, неформальные правила являются продолжением и развитием формальных правил, социально санкционированными нормами поведения, а также внутренними, обязательными для выполнения стандартами поведения. Поэтому институциональная среда, считает Т.Эггертссон , образованная разнообразными, постоянно меняющимися институциональными формами, подвижна и обусловлена историческим, временным, культурным контекстом.Установлено, что на формирование институциональной среды регионального рынка услуг оказывают влияние субсидиарные и коммунитарные системыценностей.Ценность –это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности. Академик В.Н.Лавриненко считает, что каковы ценности, таковы и общество, и личность.

Субсидиарная система ценностей (инициатива, активность, риск, свобода, творчество, престиж, лидерство, инновации, верховенство права и др.) обусловлена иерархичностьюотношений субъектов регионального рынка услуг, постоянным процессом перераспределения полномочий и ответственности , как «по вертикали», так и «по горизонтали» (субсидиарности). Именно субсидиарная система ценностей влияет на развитие бизнессообществ, формирующих региональный рынок услуг и обеспечивающих повышение его конкурентоспособности . Коммунитарная система ценностей (альтруизм, единение, поддержка, взаимопомощь, милосердие, патриотизм, ответственность, благотворительность, солидарность и др.) отражает приоритет интересов общества над интересами личности и диалектично взаимосвязана с русскоправославным феноменом –соборностью, которая возниклаеще в глубокой древности. Именно коммунитарная система ценностей обеспечиваетидентификацию акторов с конкретной моделью развития регионального рынка услуг и формирование у них готовности к воспроизводству задаваемых им ролей и функциональных взаимодействий.Таким образом,институциональную среду можно рассматривать как диалектичнуювзаимосвязь формальных и неформальных институтов. Если в совокупности этих институтоввыделить три компонента: юридический (Ю) –нормативноправовые акты;социальный (С) –обязанности, стереотипы, коллективизм, сотрудничество, кооперация, индивидуализм, традиции, свобода и др.;политический (П) –административное деление, «вертикаль власти», назначения, собрания,самоуправление, выборы, обращения по инстанциям, судебные иски и т.п., то институциональную среду (ИС)можно записать в виде выражения: ИС ={Ю, С, П}, где ИС –конечное множество, компоненты которого заданы выражением и перечислены, т.е. подсчитаны согласно теории множеств. Пересечение этих компонентов и образует институциональную среду. Отсутствие институциональной среды обуславливает конъюнктурный характер регионального рынка услуг и не сопровождается систематическим снижением общественно необходимых затрат в расчете на единицу полезного эффекта.

Институциональная структура представляет собой совокупность институтов и институциональных отношений, обеспечивающую эффективность деятельности традиционных (органы государственной власти и местного самоуправления, население, государственная и муниципальная собственность) и формирование и развитие инновационных (фондов, союзов, ассоциаций, специализированных банков, общественных некоммерческих образований, прав собственности, бизнессообществ и других) субъектов регионального рынка услуг (рис.1).Безусловным функциональным императивом и критерием построения институциональной структуры выступает общее благо. Поэтому для эффективности развития регионального рынка услуг необходимо обеспечить институциональное равновесие между институтами, как организационными образованиями, осуществляющими определенные экономические действия, и взаимосвязью между ними, с тем, чтобы увеличить «возрастающую отдачу» сферы услуг. На региональном рынке услуг рост возрастающей отдачи, по нашему мнению, может быть обусловлен тремя факторами.

Рис. 1. Институциональная структура регионального рынка услуг

Отрасль включает всех российских производителей аналогичного товара или непосредственно конкурирующего товара либо те из них, доля которых в общем

объёме производства в РФ соответственно аналогичного товара или непосредственно конкурирующего товара составляет большую частьМатериальнотехническая базаТрудовые и финансовые ресурсыПроизводственная структура организаций (предприятий)Оплата труда Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность деятельности организации (предприятия)Качество и конкурентоспособность продукции Объекты государственной собственностиФискальная и денежная политики.Финансовокредитная

системаНалогообложениеЛицензирование отдельных видов деятельностиГосударственный заказСтандартизация и сертификацияформальные правила и механизмы принуждения индивидов к их исполнениюнеформальные (социальные и политические) правила, стереотипы поведения, влияющие на производство, обмен, распределение и потреблениеблаг

Конституционные и текущие законыПодзаконные актыСпециальные учреждения и организации

Отраслевые особенности ведения хозяйственной деятельности

Конкретные правила и механизмы экономических взаимодействий

Институциональнаясреда

Институциональный порядок

Вопервых, –усложнением сферы услуг в результате технического и социального развития общества (интенсификация процесса производства и дополнительные вложения капитала, трудовая кооперация, расширение знаний, увеличение численности населения, рост поселений и т.д.), что создает дополнительные возможности отдельным субъектам регионального рынка услуг. Вовторых, –структурными изменениями в сфере услуг, увеличением в ней доли организаций и предприятий с возрастающей отдачей: развитием транспортных услуг; укрупнением масштабов производства услуг; формирование специального высокотехнологичного информационного сегмента (информационных услуг), другого мира бизнеса, где действует закон возрастающей отдачи .Втретьих, –переходом к новому укладу, экономике знаний, означающей рост значения человека и его квалификации в экономическом развитии .Проблема соотношенияинституционального порядка, институциональной среды и институциональной структуры может решаться в рамках комплементарности–системной целостности не противоречащих друг другу правил и стимулов деятельности. Установлено, что комплементарность институционального порядка, институциональной среды и институциональной структуры обеспечивает координационный эффект субъектов и объектов регионального рынка услуг.Обобщая вышеизложенное, отметим, что региональный рынок услуг как экономический институтможет характеризоваться:многоуровневостью (включает правила федерального, регионального и муниципального уровней);двойственностью (вытекает из формальных и неформальных правил, институциональной дихотомии);фрагментарностью (невозможность обеспечить фронтальное блокирование нежелательного типа поведения, которое проявляется в обходе существующих формальных институциональных рамок).

Ссылки на источники1.Веблен Т. Теория праздного класса: экономическое исследование институций.–М.: Прогресс, 1984.–183 с.2.Олсон М. Возвышение и упадок народов. Экономический рост, стагфляция и социальный склероз. –Новосибирск: Экор, 1998. –432 с.3.Уткина А. Н. Влияние рынка образовательных услуг на развитие экономики и эффективность функционирования рынка труда // Концепт. –2013. –№ 01 (январь). –ART13004. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13004.htm.4.Davis L., North D. Institutional Change and American Economic Growth. –Cambridge,1971. –P. 5–6.5.Ходжсон Дж. Что такое институты? // Вопросы экономики. − 2007. − № 8. –С. 27–41.6.Норт Д. Институты, идеология и эффективность экономики // От плана к рынку. Будущее посткоммунистических республик. –М.: Catallaxy, 1993. –С. 307–319.7.Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. –М.: Фондэкономической книги «Начала», 1997. –180 с.8.Там же.9.Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. –URL: http://www.schumpeter.ru/content/Nortinstitutes.pdf.10.Философия / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. –М.: Юрист, 1996. –512 с. 11.Евдохина О. С. Развитие регионального рынка птицеводческой продукции // Концепт. –2013. –№05 (май). –ART13114. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13114.htm.12.Фролова В. Б. Франчайзинг как основа долгосрочного развития бизнеса // Концепт. –2013. –№ 11 (ноябрь). –ART13213. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13213.htm. 13.Брайан А.В.Возрастающая отдача и два мира бизнеса // Экономический вестник Ростовского государственного университета. –2005. –Т.3. № 4. –С. 14–32.14.Там же.15.Куликова Ю. П. Совершенствование национального образования для увеличения инновационного потенциала экономики // Концепт. –2012. –№6 (июнь). –ART 12070. –URL: http://ekoncept.ru/2012/12070.htm.Lunev Alexander,doctorof Engineering Sciences, Professor at the chair of engineering production technology, Kazan State Technical University named after A.N. Tupolev, [email protected] Natalia,doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the chair of occupational safety and law, Kazan State Architecture and Civil Engineering University, [email protected] Larisa,doctorof Pedagogical Sciences, Professor at the chair of social and psychological management, International Institute of the Market, [email protected] essential characteristic of the regional services marketAbstract.The authors highlight the functions and peculiarities of the regional market services; analyze the institutional order, the institutional environment and the institutional structure of the regional services market as the economic institution. It was determined that the ratio of the institutional order, the institutional environment and institutional framework can be solved in the framework of complementarity, which provides the focal effect of subjects and objects of the regional services market.Keywords:regional services market, institutional order, institutional environment, institutional structure, functions of the regional services market, peculiarities of the regional services market.