Переходная экономика кратко. Рыночные преобразования в России

Введение…………………………………………………………….…….………3

1. Сущность, цель и задачи переходной экономики………………..………….5

2. Основные черты и противоречия переходной экономики.….….………….10

3. Типы переходной экономики…………………………………..…………….13

4. Особенности переходной экономики России……………………………….17

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………24

Введение

Необходимость реформирования экономики бывших социалистических стран назревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в год неспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивые темпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпания экстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторов роста.

Неэффективность функционирования административно-командной системы обусловлена, по крайней мере, двумя существенными предпосылками. Во-первых, негибкостью, неспособностью этой системы быстро адаптироваться к экономическим переменам. Формальное существование товарно-денежных отношений подрывало здоровую конкуренцию производителей, а централизованное, директивное планирование подавляло хозяйственную инициативу.

Во-вторых, для командной экономики характерна низкая производительность труда. Плановый характер управления экономикой, показавший свои позитивные черты в первые годы советской власти, в дальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итоге оказался неспособным эффективно реализовать достижения научно-технической революции. В результате страны с плановой экономикой резко отстали от стран с развитой рыночной экономикой в технических и технологических отношениях. Все это и обусловило необходимость реформирования административно-командной экономики, ее преобразования в рыночную.

Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное, поскольку предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся на протяжении десятилетий административно-командную систему. Рыночная система функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чем административно-командная, поэтому сформировать ее в сжатые сроки невозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическую структуру общества и преобразовать отношения собственности, создать рыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.

Следовательно, переход от одной социально-экономической системы к другой - весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. С одной стороны, это процесс постепенного «подрыва» коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепенно в экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементов современного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементов административно-командной системы.

Таким образом, процесс становления современной рыночной экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будет существовать так называемая переходная экономическая система или переходная экономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементов административно-командной и современной рыночной систем. Переходная экономика характеризует как бы «промежуточное» состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие в переходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

Цель работы: анализ переходной экономики, ее сущности, основных черт и типов. Исходя из цели, в работе рассмотрены следующие вопросы: сущность, цель и задачи переходной экономики; основные черты, противоречия, типы переходной экономики; особенности переходной экономики России.

Данная теме достаточно широко разработана в современной экономической литературы, ей посвящены многочисленные исследования ведущих экономистов: Барт Л.В., Егоров В.В., Разнодежина Э.Н., Красникова Е.В., Кривонос Ю.Е., Мартынов В.А. и мн. др.

Переходная экономика - переходное состояние от одной экономической системы к другой экономической системе. В результате этого перехода осуществляется принципиальное преобразование основ данной системы, которые обусловливают генезис и развитие как новых черт переходной экономики, так и ее особенности.

Выделяют следующие основные черты переходной экономики:

1. Переходной экономике предстоит создать базис новой экономической системы, в то время как прошлая экономика воспроизводилась на своем базисе. Термин «базис» в экономической теории является ключевым и включает в себя:

Тип собственности на средства и продукты производства;

Формы хозяйственных связей;

Тип координации деятельности между субъектами экономики.

С созданием базиса новой экономики завершается переходное состояние экономической системы и она переходит в новое качество.

2. Важной чертой переходной экономики является ее многоукладность. Под экономическим укладом понимается тип экономических отношений, допускающий одновременное сосуществование в данной стране не только различных форм, но и типов собственности. Таким образом, переходная экономика характеризуется наличием старого и нового базиса, а также сосуществованием различных типов регулирования хозяйственных связей между субъектами экономики.

3. Переходной экономике свойственно неустойчивое развитие, поскольку совершается постоянная трансформация старых отношений в условиях отсутствия новых институтов и правил, в результате чего происходит конфликт старых и новых экономических интересов.

4. Преобразования в переходной экономике занимают достаточно продолжительный период времени, что объясняется рядом факторов:

Сложностью и противоречивостью преобразований;

Естественными факторами;

Невозможностью единовременно осуществить переворот технологического базиса, модификацию экономики, сформировать новые экономические институты.

Переходной экономике и смешанной экономике свойственны общие черты:

♦ сочетание рынка и государственного регулирования;

♦ совмещение капиталистических форм и социальной ориентации развития экономики и т. д.

Вместе с тем названным типам экономики присущи и качественные отличия. Отметим некоторые из них.

Во-первых, смешанная экономика представляет собой современную экономическую систему, сочетающую рыночное и государственное регулирование, развитие экономики в единое целое.

Во-вторых, смешанная экономика как современная экономическая система является доминирующей в большинстве развитых стран мира.

Что касается переходной экономики, то она:

♦ не воспроизводится на собственном экономическом базисе, а является переходящей от одной экономической системы к другой;

♦ в отличие от смешанной экономики характеризуется неустойчивостью;

♦ охватывает сравнительно незначительный временной период, в то время как смешанной экономике свойственно неизменное состояние экономической системы.

Переходная экономика имеет несколько разновидностей:

1. Экономика переходного периода от капитализма к социализму (в нашей стране он охватывал период от Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. до 30-х гг.

ХХ в.).

2. Принципиальное изменение в методах согласования в пределах одной и той же экономической системы, но они касаются ее базиса и экономической политики. Эта разновидность переходной экономики предполагает неизбежную замену старых институтов, разработку новых методов регулирования и выбор новых теорий социально-экономического развития.

3. Экономическая система отдельных стран требует модификации в связи с изменением места конкретной страны в системе международных экономических и политических связей. Эти изменения обусловлены необходимостью устранения деформаций в экономике бывших колониальных стран.

4. Преодоление продолжительного периода времени нестабильного экономического развития государств. Примером подобной разновидности являются, например, страны Латинской Америки, в которых в течение более двух десятилетий наблюдались низкие темпы роста экономики, нарастающий внешний долг, резкий контраст доходов населения, высокая инфляция и т. д.

5. Переходная экономика бывших союзных республик СССР и других постсоциалистических стран. Она носит межсистемный переход. Особенность этой переходной экономики заключается в том, что происходит трансформация от социалистической экономической системы к капиталистической экономической системе, т. е. движение вспять, или, точнее, - переход от «чистой» экономической системы к смешанной.

В современной смешанной экономике государство должно выполнять следующие функции:

1) обеспечение институционально-правовой основы деятельности хозяйствующих субъектов (определение прав и форм собственности, условий заключения и выполнения контрактов, взаимоотношений профсоюзов и нанимателей, общих основ внешнеэкономической деятельности и т. д.);

2) устранение либо компенсация отрицательных эффектов рыночного поведения и удовлетворение потребностей людей в общественных благах, которые рынок произвести не может: решение вопросов национальной обороны, экологии, образования, науки, здравоохранения и т. п.;

3) проведение экономической политики, направленной на:

Поддержание нормального функционирования рыночного механизма;

Сглаживание циклических колебаний;

Преодоление последствий экономических шоков;

Обеспечение предпосылок для долговременного экономического роста (особенно в бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и структурной политике);

4) осуществление активной и принципиальной антимонопольной политики;

5) поддержание устойчивого социального климата в обществе посредством перераспределения имеющегося дохода;

6) проведение стабилизационной политики государства, нацеленной на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия (в частности, полной занятости, стабильного уровня цен). Различают формальную и реальную стабилизацию. Формальная стабилизация - достижение устойчивого состояния по одному макроэкономическом индикатору (инфляция, безработица, изменение валового внутреннего дохода). Реальная стабилизация означает не только, например, снижение безработицы, но и наличие условий экономического роста. Переход к реальной стабилизации предполагает необходимость в нарастании государственного спроса, инвестиций, жесткого контроля цен и доходов.

Еще по теме 36.1. Переходная экономика: понятие, черты, разновидности, особенности, функции:

  1. 9.1. СУЩНОСТЬ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ОСОБЕННОСТИ
  2. 69. Понятие трансформационной экономики, ее основные черты и особенности
  3. 5.1. Переход к рыночной экономике – общий процесс для всех стран мира. Основные черты экономики переходного периода.
  4. § 2. Закономерности и специфические черты переходной экономики
  5. ГЛАВА 9ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Группы стран с переходной экономикой

2. Особенности переходной экономики России:

Экономика страны накануне радикальных реформ

2.2. Рыночные преобразования в России:

Механизм российских реформ

Совокупные спросы совокупное предложение в переходной экономике

Россия: монополизм особого рода и особенности антимонопольной политики

Российский рынок труда. Безработица

Предпринимательство в России

2.3. Источники и распределение денежных доходов россиян:

Источники денежных доходов

Неравенство в распределении доходов

Проблема бедности в России

Социальная политика в России

Экономический рост в России: проблемы и перспективы

2.4. Формирование открытой экономики России:

Открытая экономика: сущность и показатели

России: от автаркии к открытой экономике

Переходная экономическая система

Экономическое развитие неизбежно связано с переходами экономики из одного состояния в другое. Сегодня пристальное внимание как российских и зарубежных ученых, так и широкой общественности, привлекают сложные и противоречивые преобразования, проходящие в постсоциалистических странах, в том числе и в России. В этой главе мы рассмотрим сущность переходной экономики, ее основные черты, варианты перехода к рынку, а также специфику реформ в ряде постсоциалистических стран.

1.1. Переходная экономика: сущность и особенности

Современная классическая экономическая теория изучает зрелое состояние рыночной экономики с позиций устойчивости и равновесия, упорядоченности и однородности, делающей акцент на развитии как поступательном процессе. В последней четверти XX в. в связи с трансформацией индустриального общества в постиндустриальное, обусловленной революционным скачком в развитии производительных сил, стала формироваться новая наука транзитология - теория экономической трансформации.

Транзитология (экономика переходного периода) - экономическая научная дисциплина, предметом которой являются проблемы трансформации хозяйственных систем, а объектом - экономика страны иди стран, находящихся в процессе перехода от одного состояния социально-экономической системы к качественно иному состоянию.

Переходные экономические отношения характеризуются тем, что в этот момент они соединяют в себе черты как прежнего, так и нового устройства общества. Переходная экономика представляет собой преобразование всей системы экономических отношений, а не только реформирование их отдельных элементов.

Переходная экономика - промежуточное состояние экономики в результате социально-экономических преобразований; это переходное состояние от одной социально-экономической системы к другой.

Экономика переходного периода обладает рядом специфиче­ских характеристик, отличающих ее от экономики, находящейся в относительно стационарном состоянии и развивающейся на собственной основе.

Во-первых, переходная экономика многоукладна. Экономический уклад - особый тип экономических отношений. Многоукладность - наличие ряда секторов хозяйства, характеризующихся различными формами производства. Главной особенностью межсистемного перехода является то, что в обществе сосуществуют экономические отношения обеих экономических систем - и уходящей и формирующейся.

Во-вторых , неустойчивость развития. Каждая из зрелых ступеней эволюции общества и экономики являлась и является целостной системой. Переходная экономика характеризуется сочетанием как старых, так и новых экономических форм и отношений. Поэтому она объективна нецелостна, а следовательно, и неустойчива. Переходная экономика предполагает поиск новых более эффективных форм экономических отношений. На этом пути допускаются и просчеты и ошибки. Возможно возвратное движение. Например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации ухудшает макроэкономическую ситуацию.

В-третьих , альтернативность развития. Итоги развития переходной экономики могут быть вариантны. Экономические реформы направлены на достижение определенного ожидаемого результата. Однако эти реформы могут и не оправдать ожиданий.

Многие экономические преобразования либо не дали положительных результатов, либо дали, но слишком незначительные. В итоге завершения периода перехода от одной экономической системы к другой могут сформироваться разные варианты хозяйственного уклада, которые представляют разные варианты развития, эволюции общества.

В-четвертых, особый характер противоречий. В условиях переходной экономики экономические противоречия представляют собой противоречия развития (между новыми и старыми элементами производственных отношений), а не противоречия функционирования (внутри каждого производственного отношения).

В-пятых , историчность, т.е. преходящий характер переходной экономики, которая сменяется периодом зрелого развития экономической системы. Длитель­ность преобразований в переходной экономике объясняется как сложностью проходящих процессов, так и инерционностью прежней системы хозяйствования (невозможностью быстро изменить технологический базис и структуру народного хозяйства, создать новые экономические институты, обучить кадры и пр.).

Переходный период - исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование одной экономической системы и формирование другой.

1.2. Современная переходная экономика: основные направления и проблемы, модели реформирования

В настоящее время в центре внимания экономики переходного периода (транзитологии) находятся вопросы перехода от централизованно планируемой социалистической экономики к рыночной капиталистической. Почти 30 странам предстояло осуществить переход от системы, основанной на тотальном огосударствлении экономической и политической жизни, к основам рыночной демократии. Причем если в ряде государств это было возвращение к относительно недавнему прошлому, то на постсоветском пространстве речь шла о восстановлении практически заново хозяйственно-политических принципов рыночной экономики.

Общепризнанной теоретической концепции перехода от плановой экономики к рыночной на сегодняшний день не существует. Это тот случай, когда создание научной теории переходного периода следует за практикой преобразований.

Основные направления и проблемы перехода к рынку

Перед всеми бывшими социалистическими странами стояла одна и та же задача - переход от административно-командной к рыночной экономике. Эта задача в разных странах решалась по-разному. Однако во всех государствах переходный период имел общие тенденции.

Выделяют следующие основные направления перехода к рынку.

Во-первых , либерализация экономики. Либерализация экономики - система мер, направленных на отмену или резкое сокра­щение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Основные направления либерализации экономики - либерализация цен, хозяйственных операций и внешней торговли. Либерализация цен - это снятие государственного контроля за ценообразованием, переход к формированию цен в соответствии со спросом и предложением. Предполагает свободную торговлю и свободное ценообразование. Либерализация хозяйственных операций - отмена государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности, пре­доставление возможностей для осуществления предприниматель­ства. Либерализация внешней торговли - отмена монополии государства на внешнюю торговлю, открытость экономики мировому хозяйству.

Во-вторых, структурные преобразования экономики. Структурная перестройка - формирование новой структуры экономики, устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. В первую очередь, она предполагает изменение структуры собственности и отраслевой структуры национального хозяйства. Во всех бывших социалистических странах государственный сектор охватывал почти всю экономику. Например, в СССР структура собственности на средства производства к началу 90-х гг. имела следующий вид: 88,6 % - государственная; 8,7 % - колхозная; 1,5 % - кооперативная; 1,2% - собственность граждан. Практически во всех бывших социалистических странах была утяжелена структура промыш­ленности (преобладало производство средств производства) и не­доразвит агросектор. Экономика бывшего СССР, кроме тoгo, была перегружена военными расходами. По оценкам специали­стов, оптимальным считается, если военное производство со­ставляет примерно 1-2 % ВВП. Максимальной считается доля в 6 % ВВП. В СССР к концу 80-х гг. расходы на военное производ­ство превысили 25 % ВВП. Главная цель перестройки структуры экономики - развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.

Структурная перестройка базируется на разгосударствлении и демонополизации экономики. Разгосударствление - процесс снятия с государства функций прямого хозяйственного управления и передача соответствующих полномочий на уровень пред­приятий. Разгосударствление экономики опирается на проведе­ние денационализации и приватизации. Денационализация собст­венности - переход государственной собственности в руки частных лиц, банков, кооперативов и прочих элементов эконо­мики. Приватизация представляет лишь один из многих вариан­тов денационализации. Приватизация - переход государствен­ной собственности в частные руки. Демонополизация - создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов. Здесь предполагается обеспечение дос­тупа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса, регулирование деятельности естественных монополий.

В-третьих, институциональные преобразования экономики. Институциональные преобразования представляют собой создание условий для функционирования рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования рыночной инфраструктуры и новой системы государственного регулирования экономики. Преобразование правовых институтов предполагает принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства, а также правил и норм, регулирующих поведение субъектов экономики. Формирование рыночной инфраструктуры предполагает создание коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т. д. Институциональные преобразования необходимы для создания основ рыночной системы, приведения в действие движущих сил рыночного хозяйства - предпринимательства и конкуренции.

Для современной переходной экономики характерны три группы проблем, которые так или иначе проявили себя во всех государствах осуществляющих переход от плановой экономики к рыночной. Во-первых, проблемы либерализации экономики и макроэкономической стабилизации. Эти проблемы стоят рядом, поскольку кризис системы в большинстве стран совпал с финансово-бюджетным кризисом, и проблема перехода к рыночному ценообразованию оказалась сопряжена с проблемой остановки инфляции. На практике либерализация цен почти всегда и везде (кроме Китая и отчасти Венгрии) вела к огромному ценовому скачку. Снижение инфляции до социально приемлемого уровня в 20-30 % в год занимало от нескольких месяцев (в Польше) до нескольких лет (в России), причем затягивание стабилизации повышало ее социальные издержки. Стабилизационная политика включает жесткие бюджетные и денежно-кредитные ограничения, регулирование обменного курса национальной валюты и, возможно, заработной платы. Во-вторых, институциональные проблемы, т. е. формирование условий для функционирования рыночной системы. Об институциональных преобразованиях уже говорилось. Важнейшее из таких преобразований - создание системы отношений частной собственности на основе общенародной. В-третьих, возможности и перспективы экономического роста. Решение данной проблемы усложнялось необходимостью коренной трансформации хозяйственной структуры плановых экономик. Выход из трансформационного кризиса определяли способы адаптации индустриальных экономик к постиндустриальным требованиям, а также принципиальная способность той или иной страны догнать со временем развитые страны по уровню своего экономического развития.

Переходная экономика – это состояние экономики, когда происходит переход от одного типа экономической системы к другому. Следует подчеркнуть, что переходная экономика не является типом экономической системы.

В период перехода к новому типу экономической системы происходит преобразование основ существующей экономической системы: 1) изменяется господствующая форма собственности на средства производства, т. е. меняется характер социально-экономических отношений; 2) изменяется хозяйственный механизм, т. е. способы координации хозяйственных связей: методы и формы организации производства, управления, принципы распределения и т. д.; 3) изменяются организационно-правовые формы хозяйственной жизни (изменяется конституция, законы, учреждения).

Сущность переходной экономики раскрывается в ее основных чертах.

1. Основополагающая черта переходной экономики заключается в том, что для нее характерен переход к новому типу экономической системы, а не переход к новому способу регулирования экономики в рамках той же экономической системы. Подобное изменение способа регулирования экономики имело место в середине XX в. в США и странах Западной Европы, когда ряд стран переходил на кейнсианский тип регулирования экономики в рамках капиталистической экономической системы.

Однако если использовать технократический подход к классификации экономических систем, то можно утверждать, что период перехода на кейнсианский тип регулирования экономики – это вид переходной экономики, к постиндустривальному обществу. При анализе социально-эконо- мических процессов важно определить подход к анализу.

Вторая черта переходной экономики заключается в том, что для нее характерно сочетание элементов предыдущей экономической системы и вновь возникающей. К примеру, в Республике Беларусь наблюдается сочетание элементов командно-административной системы и рыночной (на некоторые товары цены «отпущены», а на некоторые – регулируются правительством).

Третья черта – неустойчивость, состояние неравновесия экономики, что продолжается до тех пор, пока не завершится переход к новой экономической системе. Выражением этой неустойчивости являются кризисные явления в производстве, торговле, финансах, денежной системе и т. д.

Четвертая черта – качественные изменения производственных отношений, т. е. отношений в производстве, распределении, обмене и потреблении. Это выражается в изменении господствующей формы собственности, отношений между хозяйствующими субъектами, между производителями и потребителями и т. д.

Пятая черта – многоукладность. Экономический уклад – это сектор экономики, который характеризуется особым типом экономических отношений, определяемым формой собственности на средства производства. Переходная экономика может иметь разные уклады: мелкотоварный (частная трудовая собственность), капиталистический (с использованием наемного труда), государственный, муниципальный и т. д.

Такая многоукладность характерна и для смешанной экономической системы стран Запада.

Напрашивается вопрос: чем отличается многоукладность переходной экономики от многоукладности смешанной экономической системы?

Смешанная экономика – это тип экономической системы, где существует господствующая форма собственности с присущим ей принципом координации хозяйственных связей и на этом фоне существуют различные другие уклады.

Переходная экономика – это промежуточное состояние между одной экономической системой и другой, и еще не ясно, какой тип экономической системы победит. Здесь еще нет (или почти нет) одной господствующей формы собственности (частной или государственной) происходит ее становление, и многоукладность существует в условиях отсутствия одной общей основы. Происходит борьба, столкновение старых и новых экономических интересов, постоянно обостряются экономические, политические, социальные отношения, что является внутренним свойством переходной экономики.

Шестая черта – относительная длительность периода преобразований старой экономической системы в новую (не менее 10 – 15 лет). Это вызвано сложностью процесса перехода. Нельзя мгновенно изменить технологический базис, заменить кадры и сложившиеся взгляды, изменить структуру народного хозяйства, создать новые экономические и политические институты (законы, учреждения, организации). Необходимо создать для всего периода переходной экономики особый механизм согласования интересов.

Исходя из всего вышеизложенного следует вывод, что для перехода к новой экономической системе необходимо время, которое называется переходным периодом.

Переходный период – это время, в течение которого происходит переход от одной экономической системы к другой. А наука, которая изучает реформы переходного периода, т. е. наука о переходном периоде, называется транзитологией.

Разновидности переходной экономики

Первым видом переходной экономики в XX в. была экономика перехода от капитализма к социализму в связи с Великой Октябрьской Социалистической революцией 1917 г., завершившегося в 30-х гг.

Основные черты переходной экономики от капитализма к социализму:

– революционная замена капиталистических производственных отношений социалистическими;

– многоукладность экономики при постепенном переходе к одному укладу, основанному на общественном типе собственности;

– установление диктатуры пролетариата, как орудия подавления сопротивления идеям социализма;

– стремление сократить переходный период.

Задачами переходного периода являлись:

– установление господства общественной собственности в двух формах: государственной и колхозно-кооперативной;

– переход к распределению общественного продукта по труду;

– проведение индустриализации и коллективизации;

– создание материально-технической базы (МТБ) социализма;

– ограничение сферы действия рыночного механизма и переход к плановому ведению хозяйства.

Вторым видом переходной экономики (если стоять на позициях технократического подхода к классификации экономических систем) можно назвать переход к новому кейнсианскому типу регулирования экономики в странах Запада в середине XX в., что в результате привело к появлению постиндустриального типа экономической системы.

В этот переходный период происходили коренные изменения в способах координации экономической деятельности, а именно, отказ от идеи Смита о «невидимой руке», регулирующей экономику, и признание идеи Кейнса о необходимости государственного регулирования экономики.

Страны начали разрабатывать специальную бюджетно-налоговую, кредитно-денежную политику, т. е. систему мер, регулирующую поведение субъектов экономики. Все это обеспечивало стабильное развитие стран Запада довольно долго, до 70-х гг. XX в.

Третий вид переходной экономики – переход развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки к новой независимой экономике после освобождения от колониальной зависимости в середине XX в.

Основные задачи переходного периода в этих странах:

1) ликвидация деформаций в экономике: изменение структуры народного хозяйства; создание базиса для независимости;

2) переход к новой экономической системе – смешанной экономике.

Четвертый вид переходной экономики – переход от административно-командной экономики к рыночной.

Основными чертами переходного периода являются:

– переход к многоукладной экономике с господством частной формы собственности – основы рыночных отношений;

– сочетание элементов старой и новой экономических систем;

– неустойчивость, состояние неравновесия (кризисные явления в производстве, торговле, финансах и т. д.);

– качественные изменения производственных отношений: замена административных методов хозяйствования рыночными;

– переход осуществляется в условиях разрушения СССР – единого мощного государства, когда разорвались сложившиеся хозяйственные связи;

– переход осуществляется в условиях формирования новых международных отношений.

Необходимость перехода к рыночной экономике обусловлена ее эффективностью. Исторический опыт показал, что наиболее эффективным, обеспечивающим наиболее высокий жизненный уровень населения, типом экономической системы является рыночная экономика, основанная на частной собственности и личном интересе, где ниже трансакционные издержки, и где возникают «общественные выгоды», т. е. выгоды для потребителя и производителя при условии, что товары продаются по равновесной (конкурентной) цене.

Цель и задачи переходного периода к рыночной экономике

Основная цель переходного периода – переход к новой экономической системе – рыночной экономике смешанного типа.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Путем реформирования отношений собственности, создать новую, характерную для рыночной экономики основу.

2. Осуществить переход от плановой системы хозяйствования к рыночной. Сформировать рыночные отношения, создать инфраструктуру рынка.

3. Преодолеть кризисные явления в экономике.

4. Создать развитую систему социальной защиты населения.

Эти задачи решаются разными способами.

Первая задача – реформирование отношений собственности осуществляется путем разгосударствления и приватизации, сущность и способы осуществления которых рассмотрены в теме «Социально-экономическая сущность отношений собственности».

Вторая задача – формирование рыночных отношений решается тремя способами: 1) путем либерализации экономики; 2) структурных преобразований экономики; 3) институциональных преобразований.

Либерализация экономики – это система мер, с помощью которых устраняются государственные ограничения в предпринимательской деятельности субъектов экономики в таких процессах, как: 1) движение цен (они должны складываться под влиянием спроса и предложения, т. е. устанавливаться рынком, а не государством); 2) движение товаров и услуг, особенно ресурсов; 3) налогообложение, квотирование, лицензирование и т. д.; 4) государственная монополия на осуществление хозяйственной деятельности.

Структурные преобразования, как способ решения второй задачи – это изменение структуры народного хозяйства: ликвидация отживших отраслей и производств, создание новых с учетом имеющихся ресурсов, переход на новые технологии и т. д. Все это может осуществляться с помощью государства (правительства), которое способно разработать и реализовать промышленную политику, т. е. систему мер для быстрого роста экономики.

Институциональные преобразования – это процесс возникновения, развития и укрепления рыночных правил экономического поведения субъектов экономики, создание рыночных организаций и учреждений и замена ими старых, командно-административных. Это создание условий для действия рыночной системы, т. е. создание рыночной инфраструктуры.

Рыночные институты – это рыночные правила, законы и учреждения, которые разрабатывают эти правила, контролируют их выполнение. Без контроля рыночные институты разрушаются и возникают криминальные структуры.

В переходный период необходимо создать новые законы о собственности, налогах, ценах, предпринимательстве, конкуренции, банках, биржах, о новой системе государственного регулирования экономики. Надо создать рынки потребительских товаров, капитала, земли, труда, денег, валюты.

Рыночные отношения будут созданы тогда, когда все субъекты экономики будут обладать рыночным поведением, т. е. обладать экономической свободой, экономической обособленностью, а в экономике будет господствовать конкурентная среда.

Третья задача – преодоление кризисных явлений, решается путем разработки эффективной экономической политики (бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, социальной).

При решении этой задачи возникают большие трудности. Прежде всего не ясно, какими методами воздействовать на экономику. От административно-командных надо отказываться, а рыночные еще не действуют, т. к. еще не созданы рыночные отношения. Такое промежуточное состояние, особенно если оно продолжается долго, влечет за собой появление кризисных явлений. Необходимо как можно быстрее создавать рыночные отношения и придать им господствующий характер.

Четвертая задача – создание развитой системы социальной защиты, обусловлена необходимостью оградить население от тяжелых последствий реформирования экономики. При этом надо разработать систему мер с адресной социальной поддержкой нуждающимся слоям населения: выплата вовремя пенсий, пособий, зарплаты, дотирование оплаты коммунальных услуг и др.

Социальная политика государства включает в себя систему мер, направленных на повышение жизненного уровня и улучшение качества жизни населения.

В порядке самостоятельной работы студенты подготовят рефераты-доклады о способах решения основных задач переходного периода в Республике Беларусь.

Еще по теме 1. Переходная экономика: сущность, основные черты, разновидности, необходимость. Цель и задачи переходного периода:

  1. 1. Характеристика состояния национальной экономики до перехода к рынку. Необходимость перехода к рынку. Сущность, основные черты переходной экономики. Особенности перехода РБ к рынку
  2. 1. Причины краха командно-административной экономики. Основные черты и закономерности переходной экономики
  3. Развитие рыночных отношений - необходимый элемент переходной экономики
  4. 3. УЧЕТ УСЛОВИЙ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ПРИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
  5. Глава 7 СОЦИАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ: ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ИЛИ БЛАГОПОЖЕЛАНИЕ
  6. Основные условия социально-ориентированная переходная экономика
  7. §3. Развитие административного права в переходный период.
  8. § 3. Количественная теория не является строго справедливой во время переходных периодов
  9. Глава 3 СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПЕРЕХОДНОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс -

Сущность и факторы переходной экономики

В соответствии с критериями экспертов Европейского Союза Россия с середины 1994 г. отнесена к странам с переходным типом экономики. Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой.

Первый фактор : такая экономика она представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущность переходной экономики представляет собой смесь, сочетание административно-командной и современной рыночной систем с их противоречиями и по-разному функционирующими элементами.

Второй фактор : если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности.

Третий фактор : переходная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В ней "по наследству" остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Но эти элементы функционируют в качественно иной, преобразующейся экономической системе, и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои "функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.

Четвёртый фактор : в переходной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и отношений. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние еще носят "переходный" неустойчивый характер и проявляются в такой деформированной форме, как "бартерные" расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования характеризуются частыми сбоями и кризисными проявлениями.

Целью преобразований при переходной экономике, является рыночная модель рыночной экономики.

Характерный признак переходной экономики - институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка. Отличительной чертой переходной экономики являются: масштабность и глубина идущих преобразований, инерционность воспроизводства, связанная с непрерывностью воспроизводственного процесса, исключающей развитие по принципу первоначального «разрушения до основания» всего старого, а затем создания на этом основании всего нового.

Инерционность воспроизводственного процесса порождает ряд следствий, которые важно иметь в виду в экономической политике. Во-первых , она обусловливает глубокую преемственность переходной экономики с исходным состоянием перехода. Во-вторых , она обусловливает относительно длительные сроки переходной экономики. В-третьих , инерционность усиливает сохранение сложившегося в прошлом общественного менталитета.