Национальная система здравоохранения Это комплексная система здравоохранения, состоящая из - государственного - муниципального - частного секторов здравоохранения. Система здравоохранения в россии Выдержка из текста

Российская система здравоохранения все еще находится в процессе становления, сохраняя определенную преемственность с прошлым.

В дореволюционной России не существовало государственного здравоохранения. По уровню развития медицинской помощи и показателям здоровья населения она существенно отставала от большинства европейских государств. В стране свирепствовали эпидемии и были широко распространены разного рода инфекционные заболевания. Тяжелые условия жизни населения, особенно в сельской местности, высокая заболеваемость и смертность, в том числе детская, сказывались на продолжительности жизни. В конце XIX - начале XX в. средняя продолжительность жизни населения России составляла 32 года по сравнению с 46 годами в Англии, 47 во Франции и 42 в Германии.

Создание государственной системы охраны здоровья после революции позволило совершить настоящий прорыв и кардинально улучшить ситуацию в этой области, приблизив показатели здоровья населения к развитым странам. Были взяты под полный контроль опасные инфекционные заболевания и эпидемии, снижена смертность и увеличена средняя продолжительность жизни, которая к середине 1960-х гг. достигла среднеевропейского показателя, составлявшего около 70 лет. Советская мобилизационная модель здравоохранения полностью соответствовала сложившейся экономической системе и была признана мировым сообществом как достаточно эффективная. Однако со временем начали проявляться ее ограничения и слабые стороны. Это произошло на фоне совершенствования систем здравоохранения и развития медицинских технологий в промышленно развитых странах. Изолированность от достижений мировой медицинской науки и практики не позволяла советскому здра- воохранению обеспечить широкий доступ населения к высокотехнологичной помощи. Негативное влияние на развитие медицинской сферы, как и советской экономики в целом, оказывала ориентация на экстенсивные показатели деятельности, а также чрезмерное разрастание и недостаточная эффективность системы управления. Низкие заработные платы и слабая мотивация труда медицинских работников приводили к снижению качества обслуживания, а также распространению практики теневой оплаты услуг пациентами.

Проблемы, нараставшие в советском здравоохранении, в основном игнорировались. Распад СССР усугубил существовавшие и породил новые проблемы в этой сфере, ввергнув ее в состояние глубокого кризиса. В целях выхода из кризисного положения, была проведена децентрализация здравоохранения, означавшая демонополизацию лечебных учреждений, запуск рыночных механизмов через внедрение системы медицинского страхования, а также развитие частной медицины. Принятые в рамках реформы здравоохранения в 1991 г. Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и в 1993 г. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» предусматривали введение в стране добровольного и обязательного медицинского страхования. В соответствии с новым законодательством были образованы Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ОМС) и соответствующие территориальные фонды в каждом из субъектов Российской Федерации. Эти фонды, которые выступают как автономные государственные финансово-кредитные учреждения, освобождены от уплаты налогов по доходам от основной деятельности.

Федеральный фонд ОМС должен управлять всей системой обязательного медицинского страхования, выравнивать финансовые условия в регионах и контролировать территориальные фонды ОМС. Последние занимаются сбором страховых взносов и их распределением, обеспечивая население через посредников договорным набором медицинских услуг. В качестве таких посредников выступают страховые компании или филиалы территориальных фондов ОМС, которые от лица застрахованных заключают договоры с лечебными учреждениями об оказании медицинской помощи.

В рамках реформы здравоохранения одной из важнейших целей введения системы обязательного медицинского страхования являлось обеспечение права граждан на гарантированный объем и качество медицинской помощи. Это право должно находить отражение в Базовой программе обязательного медицинского страхования граждан, которая разрабатывается Министерством здравоохранения и социального развития РФ, после чего утверждается Правительством РФ. На ее основе правительства субъектов Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы.

С 1998 г. Программа государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью ежегодно утверждает перечень медицинских услуг, входящих в базовую программу ОМС для российских граждан, т.е. тот минимальный пакет медицинской помощи, на который имеет право каждый россиянин.

В 2010 г. был принят новый Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», который вступил в силу в 2011 г. Закон уточнил и развил основные положения о медицинском страховании, принятые в 1991 и 1993 гг. Он предусматривал устранение различий в обеспечении медицинской помощи между субъектами РФ, а также между муниципальными образованиями. Для всех россиян введен полис единого образца, действующий по всей территории страны и не требующий замены при смене страховщика. Застрахованные лица получили возможность бесплатно получать помощь в медицинских учреждениях на всей территории РФ в объеме базовой программы ОМС, а на территории региона, в котором выдан полис ОМС, - в объеме территориальной программы обязательного медицинского страхования. В соответствии с этим законом гражданин получил право один раз в год самостоятельно выбрать как страховую медицинскую организацию и лечебное учреждение, так и лечащего врача. В документе были определены понятия страхового риска, страхового случая, установлены правовой статус и полномочия Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС), права, обязанности и ответственность как застрахованных лиц, так и страхователей. Кроме того, установлены процедуры возмещения расходов на оказание медицинской помощи вследствие причинения вреда здоровью на производстве. Скорая медицинская помощь включена в базовую программу ОМС. Закон также внес некоторые уточнения и дополнения в финансовое обеспечение системы ОМС.

Обязательное медицинское страхование распространяется на всех российских граждан, независимо от их возраста или социального положения и призвано обеспечить равный доступ к получению медицинской помощи, которая представляется за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, установленных законом. ОМС входит в приоритетный пакет социальных программ и обеспечивает государственную поддержку при потере трудоспособности, болезни, а также поддержку материнства и детства.

В системе обязательного медицинского страхования страхователями являются государство и местные органы власти для неработающего населения, а также предприятия и организации для работающих граждан. В РФ все работающие граждане с момента подписания трудового договора считаются застрахованными, а каждый работодатель обязан производить соответствующие отчисления за своих работников в Фонд медицинского страхования.

Однако ОМС предусматривает ограниченный набор медицинских услуг и профилактических мер. Качество предоставляемой в рамках этой системы медицинской помощи не всегда бывает достаточно высоким, а ее получение нередко требует отсрочки или ожидания. Для получения более качественной, быстрой, а также дополнительной медицинской помощи сверх того объема, который предоставляется по полису ОМС, граждане РФ могут воспользоваться системой добровольного медицинского страхования.

Добровольное медицинское страхование (ДМС) осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и может быть как индивидуальным, так и коллективным. Преимущество ДМС состоит в том, что данная система, как правило, предлагает больший набор услуг по сравнению с ОМС и дает больше свободы при выборе желаемого объема медицинской помощи. Дальнейшее распространение добровольного медицинского страхования в России связано с ростом материального благосостояния населения и повышением его страховой культуры, совершенствованием правовой базы в этой области, а также увеличением числа страховых компаний, занимающихся ДМС.

С переходом к системе медицинского страхования выросло число источников финансирования здравоохранения. В отличие от дореформенного периода, когда в качестве единственного источника финансирования выступал федеральный бюджет, после принятия в начале 1990-х гг. законодательства о медицинском страховании, поступления средств на цели здравоохранения обеспечиваются также региональными бюджетами и внебюджетными фондами, за счет прямых отчислений различных организаций медицинским учреждениям и страховым компаниям и, наконец, личных средств граждан. В стране растет частный сектор здравоохранения. Первые частные медицинские организации в новой истории России возникли в начале 1990-х гг. Развитие частной медицины привело к тому, что в 2010 г. их удельный вес в общем количестве лечебных учреждений страны составил 13%.

Дальнейшее расширение частного здравоохранения наряду с наращиванием государственного финансирования этой сферы являются важными, но недостаточными условиями для ее развития. Необходимо также усилить работу по оценке эффективности инвестиций и программ в сфере здравоохранения, оптимизации использования ресурсов, кадров, финансов на всех уровнях и во всех регионах. На повестке дня стоит и усиление профилактического направления, которое оказалось упущенным в последние два десятилетия. Большая часть населения - практически здоровые люди, забота о состоянии здоровья которых - самый эффективный и дешевый путь улучшения общественного здоровья.

Серьезными вызовами российскому здравоохранению являются увеличение числа заболеваний социально-опасного характера, отсутствие комплексного государственного подхода к охране здоровья, а также расширение теневой экономики в сфере медицинских услуг, производства и реализации лекарств.

Сравнение состояния российского здравоохранения с другими странами приводит к неутешительным выводам. В настоящее время по уровню развития здравоохранения и показателям здоровья населения Россия существенно отстает не только от развитых государств, но и от таких развивающихся стран, как, например, Мексика, Турция и Чили. В 2010 г. общие расходы на здравоохранение в РФ составили 5,1% ВВП, что ниже аналогичного среднего показателя по странам ОЭСР, который равнялся 9,5%. Россия отстает и по такому показателю, как расходы на здравоохранение на душу населения, которые составили в нашей стране в 2010 г. 998 долл. США по паритету покупательной способности по сравнению с 3268 долл, в среднем по странам ОЭСР. За период с 1997 по 2009 г. государственное финансирование российского здравоохранения увеличилось на 23%, а частного - более чем на 73%. Это означает, что граждане РФ оплачивают все большую часть медицинских услуг из собственного кармана. Об эффективности системы здравоохранения можно судить прежде всего по показателям общественного здоровья населения. По сравнению со странами ОЭСР, в России - более высокий уровень смертности и меньшая продолжительность жизни. В 2010 г. продолжительность жизни в РФ составляла 69 лет, что более чем на 10 лет ниже, чем в среднем по странам ОЭСР (79,8 года). Уровень детской смертности в России, несмотря на снижение в последние два десятилетия, в 2008 г. оставался в 2 раза выше, чем в среднем по странам ОЭСР.

Для выработки и реализации государственной политики, направленной на формирование эффективной системы здравоохранения, чрезвычайно полезным представляется изучение опыта других стран в этой сфере.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тюменский Государственный Нефтегазовый Университет»

Гуманитарный институт

Кафедра социальной работы

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Социальная медицина»

на тему « Система здравоохранения в России »

Выполнила: студентка CРб-08 Алексеева

Татьяна Ивановна

Проверила: преподаватель Петрова

Юлиана Алексеевна

Тюмень 2009 год

Введение

1. Полномочия высших органов государственной власти в области охраны здоровья граждан

2. Уровни организации здравоохранения в России:

· федеральный уровень

· региональный уровень

· местный уровень

3. Системы здравоохранения в России:

· государственная система здравоохранения

· муниципальная система здравоохранения

· частная система здравоохранения

4.Федеральный и территориальные фонды ОМС

5. Страховые компании

6. Финансирование охраны здоровья граждан

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Сегодня в России имеется три уровня власти: федеральная (центральная) власть, региональная власть (власть субъектов Российской Федерации: 21 республики, 6 краев, 49 областей, 10 автономных округов, автономной области, городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга) и местная власть (органы местного самоуправления районов, городов, сел, деревень).

После распада СССР одновременно с децентрализацией власти в стране происходила и децентрализация системы здравоохранения. Система здравоохранения обладает той же структурой, что и власть: имеются федеральное (центральное), региональное (субъектов Российской Федерации) и местное здравоохранение.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, к ведению федеральной власти относятся: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина и координация вопросов здравоохранения (совместно с властями субъектов Российской Федерации). Помимо Конституции, основным руководящим документом является закон "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", принятый в 1993 г.

В ноябре 1991 г. Министерство здравоохранения СССР было упразднено, на смену ему пришло Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации. По сути, оно просто объединило два прежних министерства - Министерства здравоохранения СССР и РСФСР. В вопросах разделения обязанностей между министерствами существовали определенные разногласия, но в целом их слияние прошло достаточно гладко, поскольку устройством они обладали сходным.

Ниже будут по очереди рассмотрены все компоненты структуры здравоохранения России.

1. Полномочия высших органов государственной власти и управления Российской Федерации в области охраны здоровья граждан

Здравоохранение - совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае ухудшения здоровья.

Верховный Совет Российской Федерации определяет основные направления федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан, принимает закон и утверждает федеральные программы по вопросам охраны здоровья граждан; утверждает республиканский бюджет Российской Федерации, в том числе в части расходов на здравоохранение, и контролирует его исполнение.

Президент Российской Федерации руководит реализацией федеральной государственной политики в области охраны здоровья граждан, не реже одного раза в год представляет Верховному Совету Российской Федерации доклад о государственной политике в области охраны здоровья граждан и состоянии здоровья населения Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации осуществляет федеральную государственную политику в области охраны здоровья граждан, разрабатывает, утверждает и финансирует федеральные программы по развитию здравоохранения; в пределах, предусмотренных законодательством, координирует в области охраны здоровья граждан деятельность органов государственного управления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.

2. Уровни организации здравоохранения в России

Федеральный уровень

Министерство здравоохранения - высший орган управления здравоохранением. Его возглавляет министр, назначаемый премьер-министром после утверждения кандидатуры в Государственной Думе.

Министерство устанавливает политику здравоохранения в России и официально сохранило право следить за региональным здравоохранением и исполнением решений в сфере здравоохранения субъектами Российской Федерации. Однако расширение полномочий местных властей, и прежде всего их право формировать собственный бюджет, означает, что министерство больше не может рассчитывать на исполнение своих указаний.

Структура Министерства здравоохранения Российской Федерации часто меняется: объединяют и создают новые департаменты, их функции перераспределяют.

Бюджет Министерству здравоохранения устанавливает Министерство финансов. Из своего бюджета Министерство здравоохранения финансирует научно-исследовательские институты, клиническую деятельность Российской академии медицинских наук, научные центры и медицинские учебные учреждения. Медицинские учреждения федерального значения содержат около 4% коечного фонда страны.

Министерство здравоохранения и его учреждения в настоящее время получают лишь незначительную часть государственных средств, отводимых на здравоохранение, примерно 5%.

Региональный уровень

Руководящие органы этого уровня управляют здравоохранением в субъектах Российской Федерации. До введения обязательного медицинского страхования (ОМС) (см. ниже) в 1993 г. власти субъектов Российской Федерации полностью распоряжались финансированием своего здравоохранения. Позже оно отчасти отошло в ведение учрежденных территориальных фондов ОМС. Однако медицинское страхование введено не полностью, и пока власти субъектов Российской Федерации и местные власти обеспечивают здравоохранение примерно на две трети, а потому все еще играют важную роль в управлении здравоохранением. Субъекты Российской Федерации обязаны обеспечивать выполнение федеральных целевых программ, прежде всего направленных на контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой и борьбу с социально значимыми инфекционными заболеваниями, но отчитываться перед Министерством здравоохранения не обязаны. После децентрализации власти в первой половине и середине 1990-х гг. региональные власти стали достаточно самостоятельными. В одних субъектах Российской Федерации департаменты здравоохранения активно участвуют в разработке реформ, контроле за качеством медицинского обслуживания и других начинаниях, в других - особенной активности не проявляют.

Медицинское обслуживание на региональном уровне обычно осуществляют больница общего профиля примерно на 1000 коек и детская больница на 400 коек, при которых имеется амбулаторное отделение. Лечиться в такой больнице может любой житель субъекта Российской Федерации. Имеются также региональные специализированные медицинские учреждения - инфекционные, туберкулезные, психиатрические и прочие. Региональными являются около четверти учреждений первичного медицинского обслуживания и свыше 70% диагностических центров.

Местный уровень

Местные власти многих крупных городов активно участвуют в реформах здравоохранения, а вот власти сельских районов чаще исполняют обязанности, больше похожие на обязанности руководства центральной районной больницы. По принятому в 1995 г. закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местные власти не отвечают перед региональным руководством, но должны выполнять указы Министерства здравоохранения. В такой ситуации управлять здравоохранением в стране сложно: программы и реформы, которые исходят от региональных властей, для местных властей не обязательны. Последние обязаны только обеспечить местное население медицинским обслуживанием, в объеме, указанном в законах. На деле же очень часто по взаимной договоренности местное здравоохранение переходит под руководство регионального министерства здравоохранения.

В городах, как правило, имеется городская многопрофильная больница для взрослых на 250 коек и детская городская больница на 200 коек. Кроме того, имеется городская скоропомощная больница, инфекционная и туберкулезная больницы на 700 коек, родильные дома, психиатрические и неврологические больницы (некоторые находятся в региональном подчинении) и другие специализированные стационары. Большинство учреждений первичного медицинского обслуживания, поликлиники и некоторые диагностические центры тоже являются учреждениями городского подчинения.

Медицинские учреждения сельских районов обычно представлены центральной больницей примерно на 250 коек, которая часто действует и в качестве поликлиники. В некоторых районах больницы меньше - включают около 100 коек. Имеются также поликлиники, амбулатории и фельдшерские медицинские пункты.

3. Системы здравоохранения в России

Государственная система здравоохранения

К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения Российской Федерации, министерства здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органы управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Российская академия медицинских наук, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики Российской Федерации, выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки. К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.

В государственную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации помимо Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации.

Предприятия, учреждения и организации государственной системы здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящими Основами, другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органов управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Муниципальная система здравоохранении

К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой.

Финансирование деятельности предприятий, учреждений и организаций муниципальной системы здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Частная система здравоохранения

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

В частную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические, аптечные, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.

Деятельность учреждений частной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с настоящими Основами, другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации и органов местного самоуправления.

4. Федеральный и территориальные фонды ОМС

Принятый в рамках реформы здравоохранения закон 1991 г., измененный в 1993 г., ввел в стране обязательное медицинское страхование (ОМС); оно должно было улучшить крайне скудное финансирование здравоохранения и отвечало стремлению общества как можно скорее перейти к рыночной экономике. Чтобы движущие силы рынка способствовали повышению экономической эффективности, качества и равенства медицинского обслуживания, производителей и покупателей медицинских услуг следовало разделить, что и сделала система медицинского страхования. В новой схеме финансирования ключевыми фигурами стали фонды ОМС - Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС (по одному в каждом субъекте Российской Федерации).

Территориальные фонды ОМС собирают страховые взносы и распределяют их. Определено две категории страховых взносов: за работающих граждан платежи в размере 3,6% фонда оплаты труда вносят работодатели, за неработающих (детей, пенсионеров, безработных и так далее) - местные органы власти. Территориальные фонды ОМС передают полученные средства страховым компаниям (их называют также страховыми медицинскими организациями, о них речь пойдет ниже) или филиалам территориальных фондов ОМС, которые от лица застрахованных заключают договоры на медицинское обслуживание с медицинскими учреждениями.

Федеральный фонд ОМС следит за деятельностью 89 территориальных фондов ОМС, положение которых в системе ОМС соответствует положению региональных органов управления здравоохранением. Федеральный фонд ОМС прежде всего обязан управлять всей системой ОМС и следить за равенством финансовых условий, в которых осуществляется ОМС в регионах.

Территориальные фонды ОМС отвечают за сбор страховых взносов и обеспечение населения договорным набором медицинских услуг.

5. Страховые компании

Следующий ключевой элемент, установленный законом о медицинском страховании, - независимые организации, осуществляющие оплату медицинских услуг от лица застрахованных. Существует два вида таких организаций: самостоятельные страховые компании и филиалы территориальных фондов ОМС, которые берут на себя роль страховых компаний в их отсутствие в данном районе. Страховые компании (и филиалы территориальных фондов ОМС) заключают договоры с территориальными фондами ОМС, получают по ним средства на каждого застрахованного и выбирают медицинские учреждения, с которыми заключают договор на предоставление медицинских услуг. Выбирать медицинские учреждения страховые компании должны тщательно, чтобы способствовать конкуренции между ними, поощрять их к снижению затрат и повышению качества медицинских услуг. Страховые компании следят за объемом и качеством медицинских услуг и в соответствии с ними выдают медицинскому учреждению средства. Они должны способствовать укреплению роли первичного медицинского обслуживания и профилактики. Кроме того, страховые компании имеют право осуществлять добровольное медицинское страхование.

Страховые компании, соответственно отведенной им в законе роли, могут организовывать свою деятельность самым разным образом (создавать медицинские объединения, предоставляющие платные медицинские услуги определенной группе населения по заранее согласованным тарифам, либо учреждения общей практики на подушевом финансировании и т.п.). Закон о медицинском страховании прямо эти формы деятельности не упоминает, но говорит о дальнейшем развитии страховых компаний; следовательно, появление разного рода медицинских страховых объединений зависит лишь от желания страховых компаний.

К концу 1990-х гг. в систему ОМС входили: Федеральный фонд ОМС, 89 территориальных фондов ОМС и 1170 их филиалов, 415 страховых компаний. На сегодняшний день действует 300 страховых компаний, и число их продолжает сокращаться - одни терпят банкротство, другие сливаются. Появление столь большого количества самостоятельных страховых компаний в системе здравоохранения во многом связано с тем, что медицинское страхование привлекло многие из уже имеющихся частных страховых компаний (создавать частные страховые компании разрешено с конца 1980-х гг.).

Осуществление закона о медицинском страховании столкнулось с множеством препятствий. В действительности, закон выполняется лишь частично, а новые схемы финансирования каждый субъект Российской Федерации принял по-своему. Следует отметить, что примерно в 50% регионов отсутствуют медицинские страховые компании (т. е. услуги медицинских учреждений по ОМС оплачивают территориальные фонды ОМС или филиалы территориального фонда ОМС). В остальных, то есть приблизительно в половине субъектов Российской Федерации, страховые компании выступают только в предусмотренном законом качестве посредников-покупателей медицинских услуг. В широком смысле, финансирование здравоохранения стало двойным, что создает большие сложности для медицинских учреждений. За очень редкими исключениями, внедрить в медицинское обслуживание конкуренцию и рыночные отношения не удалось. Достижения в улучшении финансирования и повышении экономической эффективности медицинского обслуживания тоже оказались далеки от ожидаемых.

Сегодня много говорят о будущем страховых компаний. Все чаще их считают бесполезными и бюрократическими организациями, которые скорее мешают эффективности новых способов финансирования, и некоторые субъекты Российской Федерации вовсе избавились от них.

6. Финансирование охраны здоровья граждан

Как и в большинстве стран, в России важную роль в здравоохранении играет Министерство финансов, поскольку именно от него зависит финансирование здравоохранения. Тем не менее средства государственного бюджета (в отличие от собираемых местными властями налогов) составляют лишь малую часть общего бюджета здравоохранения. Министерство финансов по-прежнему определяет федеральный бюджет и сообщает местным властям, сколько они должны потратить на здравоохранение.

Источниками финансирования охраны здоровья граждан являются:

· Средства бюджетов всех уровней;

· Средства, направляемые на обязательное и добровольное медицинское страхование в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";

· Средства целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан;

· Средства государственных и муниципальных предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов, общественных объединений;

· Доходы от ценных бумаг;

· Кредиты банков и других кредиторов;

· Безвозмездные и (или) благотворительные взносы и пожертвования;

· Иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Заключение

Изучив структуру здравоохранения в России можно сделать вывод о том, что охрана здоровья граждан в России - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Система здравоохранения имеет определенную структуру, где каждый уровень имеет свои цели и задачи. Так главными задачами организации здравоохранения на федеральном уровне следует считать:

· определение стратегии развития здравоохранения в стране;

· разработку и исполнение федеральных целевых программ здравоохранения;

· разработку законодательной и нормативно-методической базы здравоохранения;

· координацию деятельности органов государственной власти по решению вопросов здравоохранения;

· разработку механизмов деятельности контрольно-разрешительной системы в сфере обращения лекарственных средств.

На уровне субъекта Российской Федерации главными задачами организации здравоохранения должны быть:

· развитие здравоохранения с учетом региональных особенностей;

· разработка и исполнение территориальных целевых программ здравоохранения и программ государственных гарантий по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью на территории субъектов Российской Федерации.

Главной задачей организации здравоохранения на муниципальном уровне следует считать формирование и реализацию муниципальных программ здравоохранения.

Главным направлением совершенствования организации здравоохранения становится обеспечение его целостности за счет единых подходов к планированию, нормированию, стандартизации, лицензированию и сертификации. При этом положительное влияние должна оказать система обязательного медицинского страхования как основа финансирования медицинской помощи в рамках государственных гарантий.

Основой планирования станут федеральные программы развития здравоохранения, реализующие цели и задачи государственной политики на определенный период и включающие в себя:

· федеральные целевые программы развития здравоохранения;

· программы государственных гарантий по обеспечению граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью.

Эти федеральные программы должны утверждаться одновременно с выделением для их реализации соответствующих финансовых ресурсов.

Для обеспечения единого (базового) уровня государственных гарантий в здравоохранении на федеральном уровне должны быть утверждены медико-социальные стандарты, в том числе:

· основные показатели обеспеченности населения больничными и амбулаторно-поликлиническими учреждениями, а также врачами и средним медицинским персоналом;

· нормативы подушевого финансирования здравоохранения.

Кроме того, на федеральном уровне утверждаются методики расчета нормативов обеспечения учреждений здравоохранения материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

Программы здравоохранения субъектов Российской Федерации включают в себя программы государственных гарантий по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью, в которых должны быть определены:

· показатели состояния здоровья, которые должны быть достигнуты в результате совершенствования системы здравоохранения;

· объемы финансирования за счет средств бюджета здравоохранения и обязательного медицинского страхования, обеспечивающие реализацию государственных гарантий;

· общие принципы финансирования и показатели деятельности учреждений здравоохранения;

· мероприятия по повышению эффективности работы учреждений здравоохранения;

· основные направления профилактической деятельности.

В субъектах Российской Федерации должны быть утверждены нормативы затрат по амбулаторному и стационарному лечению. На основе этих нормативов и показателей заболеваемости определяется структура медицинской помощи населению.

Программы здравоохранения субъектов Российской Федерации служат основой для формирования муниципальных программ, содержащих показатели объема деятельности учреждений здравоохранения и их финансирования на муниципальных уровнях.

Приоритетами международного сотрудничества являются расширение и углубление сотрудничества с государствами - участниками СНГ, поддержка соотечественников за рубежом (прежде всего по вопросам оказания медицинской помощи) как на межправительственном уровне, так и путем предоставления гуманитарной помощи.

Для обеспечения постепенной интеграции в мировое сообщество на равноправной основе необходимо продолжить сотрудничество с международными организациями здравоохранения по следующим направлениям:

· защита национальных интересов при реализации международных проектов в области здравоохранения и охраны здоровья;

· расширение участия в таких международных проектах;

· участие в программах медицинской помощи гражданам отдельных стран;

· адаптация международных критериев классификации болезней и стандартов медицинской помощи для Российской Федерации;

· международная экспертиза российских законопроектов в области охраны здоровья граждан;

· изучение и применение международного опыта правового регулирования в области здравоохранения;

· расширение объемов медицинской помощи гражданам России за рубежом и иностранным гражданам в России.

Органы исполнительной власти всех уровней контролируют исполнение соответствующих программ, что повысит эффективность организации здравоохранения.

В целях более рационального использования финансовых и материальных средств в здравоохранении необходимо установить, что крупнейшие инвестиционные проекты, на которые направляются бюджетные средства, подлежат обязательной экспертизе Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В условиях недостаточного финансирования здравоохранения следует исключить дублирование работы лечебных учреждений государственного сектора, особенно ведомственных учреждений здравоохранения. Необходимо привлечение ведомственных медицинских учреждений для реализации программы государственных гарантий, что позволит эффективно использовать финансовые и материальные ресурсы, реализовать принцип равного отношения государства ко всем гражданам независимо от места их работы, уменьшить финансовую нагрузку на бюджеты ведомств. Отдельные ведомственные учреждения здравоохранения должны быть переданы в собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность.

Список используемой литературы

1. Вялков, А.И. Современные проблемы состояния здоровья населения Российской Федерации / А.И. Вялков // Пробл. управления здравоохранением. - 2002. - №1.

США - общепризнанный мировой лидер по применению высоких технологий в медицине. Проведенные исследования и разработки на базе научных центров с мировым именем определили развитие таких отраслей медицины как кардиохирургия, трансплантология, генная инженерия. Медицинская индустрия страны производит и поставляет на рынок огромное количество самых разнообразных медицинских услуг, доступ к которым открыт, главным образом через частное медицинское страхование. Существующее в рамках государственного законодательства, которое определяет стимулы и направление его развития, оно находится на начальном этапе построения системы всеобщности и доступности в получении квалифицированной медицинской помощи.

США - обладатель самой дорогой системы здравоохранения в мире. На охрану здоровья здесь тратится больше, чем в любой другой стране. Так, только в 2007 году США потратили на охрану здоровья 2,26 триллиона долларов, что составляет 7439 долларов на одного человека. Согласно оценкам 2009 года в США на медицинскую помощь расходуется около 16 процентов ВВП. Ожидается, что доля ВВП, выделяемого на здравоохранение, будет увеличиваться и к 2017 году составит 19,5 процента.

В стране действует децентрализованная система управления здравоохранением с разделением полномочий между федеральным центром и штатами. Федеральный уровень административного управления представлен Департаментом здравоохранения и социального обеспечения, ведущими подразделениями которого являются Служба общественного здоровья и Управления финансирования и соцобеспечения. Департамент здравоохранения и социального обеспечения формирует стратегию развития национального здравоохранения, осуществляет планирование, финансирование штатов при реализации государственных программ, финансирование бюджетных научных центров, занимается законотворчеством в сфере здравоохранения. В компетенцию правительства штатов входят вопросы реализации государственных программ и лицензирование на местах, осуществление надзора и аккредитация страховых компаний, вопросы санэпиднадзора, содержание сети лечебных учреждений.

В устройстве американского здравоохранения государство осуществляет регуляторную - через законы, контролирующую - через надзорные органы и обеспечительную - для некоторых категорий граждан функции. Оно участвует в организации медицинской помощи путем реализации государственных национальных программ. Источником формирования этих программ является налогообложение с прогрессивной шкалой сбора персонального подоходного налога, подоходный налог с доходов корпораций и налог на заработную плату.

Основными государственными программами являются программы Medicaid и Medicare . Федерально-штатная программа Medicaid предназначена для граждан с низкими доходами и малоимущих, она затрагивает пять основных услуг: стационарное и амбулаторное лечение, консультации различных специалистов, пребывание в домах престарелых, лабораторную диагностику и рентгенологические методы обследования. Эта программа финансируется как федеральным правительством, так и органами управления штатов. Федеральное правительство оплачивает свою долю расходов по Medicaid из поступлений от общего налога, что составляет приблизительно половину всех расходов. Остальное оплачивает правительство каждого штата.

Федеральная программа Medicare финансируется за счет особого налога на работников, часть которого платят сами работодатели. Граждане страны платят соответствующий налог, получая взамен право на соответствующие услуги. Программа Medicare предназначена для оказания помощи пенсионерам (достигшим 65 лет) со стажем работы 5 - 10 лет (в зависимости от характера работы). Получать льготы по этой программе могут лица моложе 65 лет, получавшие в течение как минимум двух лет пособие по нетрудоспособности. Лица старше 65 лет, не имеющие права на программу Medicare, могут купить страховку, выплачивая ежемесячно небольшие суммы. Медицинские пособия по этой программе получают также больные, страдающие хроническими почечными заболеваниями, и пациенты, находящиеся в домах сестринского ухода и хосписов для больных и немощных, которым остается жить меньше полугода. Государственными программами, кроме перечисленных услуг, обеспечивается: оказание неотложной медицинской помощи, страхование медицинской помощи для детей в семьях, где доходы не позволяют приобрести частную страховку, а также отдельные услуги для ветеранов войны и членов их семей.

Научно-исследовательская работа осуществляется под эгидой NIН - государственного учреждения, в состав которого входят 27 национальных институтов и центров медицинской направленности: национальные институты рака, глаз, сердца, легких и крови, человеческого генома, проблем алкоголя и алкоголизма, инфекций… Годовой бюджет NIН составляет 30 млрд долларов, однако 83 процента его используются виде грантов на проведение исследовательских работ по медицинской тематике в других институтах других стран. Эти исследования зачастую имеют решающее значение в выборе подходов к той или иной проблеме.

Все многообразие медицинских услуг, поставляемое на рынок медицинской индустрией, доходит до потребителей через систему частного медицинского страхования. Частное страхование в США осуществляют 1000 страховых медицинских организаций (в Российской Федерации, по данным ФФОМС а, их 106 - с 246 филиалами). Некоторые частные медицинские страховые компании имеют общенациональную известность, участвуют в реализации государственных программ и проектов.

В силу сложившейся практики работающее население страхуется на случай болезни по месту работы работодателями. Страховому покрытию может подлежать широкий спектр медицинских услуг: заболевания, диагностические исследования, медикаментозное и реабилитационное лечение, физиолечение, сервисные услуги. В конечном счете, набор и содержание медицинских услуг будет определяться стоимостью самой страховки, в которой помимо средств работодателя, в определенной доле, используются и средства работника. Большинство работодателей в США, особенно крупных и известных предприятий, концернов представляют страховки по болезням своим работникам, однако это не является повсеместно сложившейся практикой - существует не мало примеров, когда страховки по болезни работодателем не представляются.

Существуют несколько традиционных схем организации страхования работающих. Наиболее известные из них - страхование «платы за услуги» и страхование «управляемых услуг». При страховании «платы за услуги» медики получают всю сумму, сложившуюся в результате лечения. Примерно 80 процентов этой суммы погашается страховщиком, а остальное в виде доплат вносится пациентом. Эта схема постепенно утрачивает свою популярность в американском обществе, так как врачи в большинстве случаев стараются «расширить» перечень услуг при лечении и получить дополнительные средства от пациента сверх страховки. При страховании «управляемых услуг» врачи получают от страховой компании фиксированную сумму на лечение и должны в нее «вложиться», не снижая качества услуги. В настоящее время эта схема наиболее востребована на рынке страховых услуг в США. Она широко применяется как при страховании медицинской амбулаторной помощи, так и при стационарной помощи. Она не предполагает дополнительных затрат со стороны пациента и стимулирует медицинские учреждения к рациональному назначению обследований при планировании лечения.

С целью получения максимальной экономии менеджерские страховые организации и обычные страховщики зачастую используют различные механизмы контроля, такие как: административное одобрение, получение заключения второго специалиста перед назначением дорогостоящих процедур, составление графиков выписок, используются способы интеграции на основании договорных отношений. Кроме перечисленных традиционных форм медицинского страхования в последние годы значительное развитие получило такое явление, как рынок частного перестрахования медицинских услуг. Суть его заключается в том, что страховые организации - перестраховщики представляют услуги для объединений ассоциаций страховщиков при выборе лечебных учреждений. Объединения страховщиков получают скидку за счет развитой сети контрактов с госпиталями (рекомендуемыми поставщиками, например, известными региональными или национальными медицинскими центрами).

В сложившейся практике частного медицинского страхования в США государственному регулированию не подлежат многие важные, на мой взгляд, категории. Они имеют большое практическое значение и отсутствие государственного регулирования значительно снижает привлекательность и эффективность частного медицинского страхования. Так, законодательно не определена ответственность работодателя при его уклонении от страхования работника. На практике это явление распространено сплошь и рядом. Не определен минимальный и обязательный план медицинской помощи, подлежащий страховому покрытию при страховании работника. Страхование фрагментов лечения - медицинских услуг - явление уникальное и характерное в основном для США. В сложившихся страховых системах Европы, в том числе и в Российской Федерации страхованию подлежит не медицинская услуга, а медицинская помощь в целом с ее профилактическим и реабилитационным компонентом. В существующей практике страхования США в большинстве случаев возникает необходимость доплат за лечение из средств пациента.

Государством не обеспечивается всеобщность и тем более обязательность медицинского страхования для граждан. Оно берет на себя социальную ответственность только в части пособия для отдельных категорий - пожилых, малоимущих, инвалидов и ветеранов.

Институт «семейной медицины» - один из старейших в здравоохранении США и почти основное звено в организации медицинской помощи на догоспитальном этапе. В задачи семейных врачей входит оказание медицинской помощи при самых различных заболеваниях, независимо от возраста и половой принадлежности пациента. Они должны заботиться о сохранении здоровья всех членов семьи на протяжении всей их жизни.

Помимо морально-этических соображений, успеху семейных врачей в американском обществе также способствуют и чисто экономические причины. Врачи, зная все особенности здоровья своих пациентов с раннего возраста, заботясь о благе семьи, квалифицированно определяют необходимость дополнительных затрат на консультации «узких» специалистов и обследований или лечение.

В глазах американцев семейные врачи - опытные мастера в принятии таких решений и миллионы граждан проголосовали своими социальными страховками за эту форму медицинского обслуживания. Сегодня даже граждане среднего достатка считают, что лучше иметь дело с одним врачом, выступающим в качестве лекаря и медицинского адвоката, чем в поисках здоровья путешествовать от одного специалиста к другому, неся существенные финансовые затраты.

Врачи общей практики также широко представлены в первичном звене здравоохранения. Они могут работать индивидуально, осуществляя самостоятельный прием и взаимодействие с больницами, но чаще работают группами до десяти человек.

Частные врачи, ведущие платный прием, в основном - специалисты (лор, гинекологи, хирурги, гастроэнтерологи и т. д.), работают самостоятельно, получая вознаграждение непосредственно от пациентов. Их работа носит характер консультативного приема по направлениям врачей общей практики и семейных врачей.

В оказании медицинской помощи в стационарах и на догоспитальном этапе широко используются корпус подготовленных медицинских сестер, объединённых в ассоциации или агентства. Поле их деятельности чрезвычайно широко: они по указанию врача лечат пожилых пациентов на дому и осуществляет уход за ними. Медицинская помощь на уровне домов престарелых и хосписов осуществляется почти полностью медицинскими сестрами.

Медицинская помощь, осуществляемая квалифицированными медицинскими сестрами, необычайно востребована и статус их в обществе достаточно высок. Для примера: зарплата сестер домов помощи составляет от 60 до 100 тысяч долларов в год. Эксперты предсказывают увеличение роли института медицинских сестер в будущем, поскольку здесь, как считают специалисты, оптимальное соотношение «цены и качества услуг», представляемых потребителям.

Стационарное лечение осуществляется на базе больниц, госпиталей, медицинских центров, подразделений научно-исследовательских институтов. Выделяют федеральные больницы, которые принадлежат центральным, правительственным или иным федеральным ведомствам. Не федеральные больницы принадлежат администрациям штатов, городским муниципалитетам, благотворительным обществам, церкви и частным лицам. Государственные больницы представляют помощь лицам неимущим и с низкими доходами. Здесь также получают медицинскую помощь незастрахованные, пациенты со СПИДом, жертвы насилия и т. д.

Как и в других странах, значение первичного амбулаторного звена в США в последнее десятилетие возросло, чему способствовали экономические причины: меньшая затратность при большей доступности и мобильности. Как это не парадоксально, многие больницы и госпитали все чаще используют первичное звено для лечения на дому или долечивания после выписки из стационара.

В США идеи повышения качества медицинских услуг, удовлетворенности потребителей, защите прав врачей и пациентов активно развиваются как на практике, так и в законотворчестве. К примеру, показатель удовлетворенности пациента имеет очень большое значение для рейтинга страховых компаний, лечебного заведения; при получении лицензии учет этого показателя обязателен. У нас удовлетворенности пациента придается второстепенное значение, считается, что больной в силу различных причин не может оценить качество услуг.

От 20 до 50 миллионов американцев не имеют страховки, и эта проблема приобрела общественный резонанс. Обеспечение этой категории граждан полноценным страхованием за счет государственных программ и государственного регулирования - одна из задач нынешней администрации. Сейчас стоимость страховки в США составляет три тысячи долларов в год, не каждый американец может себе это позволить.

При самых больших в мире расходах на здравоохранение доступ к квалифицированной медицинской помощи существенно ограничен для значительного числа американцев. Многие жители США не могут получить медицинскую помощь в полном объеме, заболеваемость в стране не снижается, а профилактические мероприятия зачастую не приносят ожидаемого результата.

Реформирование здравоохранения, которое началось в 2010 году, с принятием закона обязательности медицинского страхования должно обеспечить большую доступность медицинской помощи при сохранении частной системы медицинского страхования. Исполнение проекта рассчитано на десять лет, а стоимость предлагаемого плана 938 млрд долларов.

Важнейшим пунктом реформы является введение «страхового обмена». Американцы смогут выбрать индивидуальный страховой план и получить государственную субсидию, если их годовой доход ниже определенного уровня. Страховые компании не смогут дискриминировать гражданина по статусу здоровья. Ограничены суммы, которые американцы должны платить сверх страховки за медицинские услуги. Покрывать недостачу должны будут страховые компании. Следовательно, реформа будет проводиться по отношению к страховому рынку на платформе последовательного введения мер государственного регулирования системы медицинского страхования. В американском обществе, приверженном идеям личной свободы, планы администрации по социализации здравоохранения воспринимаются не однозначно.


главный специалист отдела организации ОМС БТФОМС

ТЕМА: Системы здравоохранения в мире, их характеристика

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

Критерии ВОЗ для сравнения национальных систем здравоохранения.

Сравнительный анализ систем здравоохранения, действующих на основе обязательного и добровольного медицинского страхования (Германия, Франция).

Система частного страхования как формы финансирования здравоохранения на примере США

Критерии ВОЗ для сравнения национальных служб здравоохранения.

В целях активизации развития национальных систем здравоохранения ВОЗ в сотрудничестве с государствами-членами разработала основные принципы оценки результативности систем здравоохранения (ОРСЗ), отражающие связь между организационной структурой и результатами деятельности систем здравоохранения. Были разработаны основные показатели в целях измерения уровня достижения целей, стоящих перед системами здравоохранения.

Уровень здоровья

В итоге более чем 15-летней работы ВОЗ ввела такое понятие, как "ожидаемая продолжительность здоровой жизни" наряду с характеризующим ее показателем -ожидаемой продолжительностью жизни, скорректированной на инвалидность (DALE),-мерилом уровня здоровья, достигнутого среди конкретного контингента населения. Недавно этот показатель был переименован в ожидаемую продолжительность здоровой жизни (ОПЗЖ). Он основывается на ожидаемой продолжительности жизни при рождении, но скорректирован по времени, которое приводится на неудовлетворительное состояние здоровья. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении представляет собой сводный индекс смертности. Данные о смертности с распределением по возрасту можно собрать на основании журналов учета статистики естественного движения населения, обследований состояния здоровья и выборочных систем записи актов гражданского состояния

Конкретный отрезок примени, который приходится на неудовлетворительное состояние здоровья, определяется но результатам проведения одномоментных исследований с использованием Международной классификации функциональных состояний, снижения трудоспособности и здоровья.

Распределение уровней здоровья

В целях получения оценки справедливости распределения результатов охраны здоровья населения ВОЗ предлагает странам определять количественные показатели распределения среди групп населения ожидаемой продолжительности здоровой жизни. Однако, поскольку такие данные по различным контингентам населения имеются пока лишь в ограниченном объеме, сведения о выживании детей, которые были получены на индивидуальном уровне по многим странам, были использованы в WHR2000 для измерения неравенства в отношении выживания детей.

Степень отзывчивости системы и распределение элементов отзывчивости

Всякая система здравоохранения должна ставить перед собой задачу по наиболее полному удовлетворению, в духе принципов справедливости, законных потребностей обслуживаемой части населения, напрямую не связанных с охраной здоровья. Показатель отзывчивости системы здравоохранения служит отражением уважительного отношения к человеку и ориентации на клиента. В материалах WHR2000 под уважительным отношением к человеку подразумеваются такие категории, как автономность, достоинство и конфиденциальность, тогда как ориентация на клиента означает быстрое обслуживание, качество элементарных удобств, доступность систем социальной поддержки в процессе лечения и свобода выбора тех, к кому можно обратиться за помощью.

Отзывчивость системы должна быть ориентирована не на ожидания людей от системы здравоохранения, а на то, чтобы уловить их истинные эмоциональные переживания в процессе взаимодействия с системой. При работе над WHR2000 использовались результаты обследований, представленные основными "поставщиками" информации для оценки как уровня, так и распределения отзывчивости.

Принцип справедливости в отношении финансовых взносов

Доля дохода после уплаты налогов, которую каждое домашнее хозяйство тратит на оплату услуг системы здравоохранения, говорит о степени, с которой генерирование ресурсов отражает уровень платежеспособности населения. Эта доля измерялась в виде суммы финансовых взносов отдельного домашнего хозяйства в целях охраны здоровья (оплата услуг наличными, взимание налогов, отчисления на социальное обеспечение и т.п.), поделенной на общую сумму расходов (как эквивалент дохода) за минусом прожиточного минимума (в WHR2000 выраженного в виде суммы затрат на питание).

Основные формы финансирования систем здравоохранения.

Рассматривая все системы здравоохранения, можно выделить три основные формы их организации: преимущественно частную, страховую, государственную. Есть также и смешанные варианты.

В чистом виде частное здравоохранение сейчас не существует, да к тому же во многих развитых странах стараются не допустить или существенно ограничивают непосредственную оплату медицинской помощи пациентами.

Сложилось две системы медицинского страхования - обязательное (по оплате взноса) для всех с модификациями (платит работник или работодатель, или же они платят совместно в определенных пропорциях), когда страховой полис является гарантом получения любой помощи, кроме особых случаев, и добровольное или частное, когда сам человек непосредственно страхует себя на случай получения той или иной медицинской помощи.

Первая система основана на четко выраженной общественной солидарности, а вторая является сугубо индивидуальной и, хотя страхует индивидуальные риски, она также содержит элементы солидарности, ибо застрахованный, заплатив небольшие взносы, в случае необходимости получает помощь в соответствии со своей страховкой в полном объеме за счет средств, внесенных другими застрахованными.

Система страхования определяет целенаправленность страхового взноса, который может быть использован только в чисто медицинских целях, а также ограниченность роли правительства, которое при обязательном медицинском страховании определяет перечень основных видов помощи, оказываемых в рамках системы, определяет группы застрахованных и величину страхового взноса, устанавливает правила взаимодействия всех участвующих сторон, разрешает конфликтные ситуации, готовит правовые основы функционирования такой системы, контролирует финансовые потоки.

Характерным для государственной модели является финансирование за счет общего налогообложения с последующим государственным распределением собранных средств. Национальная система здравоохранения предполагает равные права в получении медицинской помощи всех граждан, а также контроль за функционированием системы со стороны парламента, прозрачность финансовых потоков, подотчетность здравоохранения развитой общественности и т.п., что составляет основы парламентаризма, законности, демократии и гражданского общества в стране. При этом должно иметь место высокое чувство ответственности за здоровье, поскольку для налоговой системы характерна безадресность, и исполнительная власть вполне может расходовать бюджетные средства в соответствии с предложенным ею же их распределением по законодательно утвержденным статьям.

Сравнительный анализ систем здравоохранения, действующих на основе обязательного и добровольного медицинского страхования (Франция, Германия).

Эксперты ВОЗ считают лучшей в мире систему здравоохранения Франции. Законодательством республики утвержден единый порядок страхования, которым охвачено 80 процентов населения. Система, включающая в себя более 90 компаний (их называют “кассами”), контролируется государством на общенациональном уровне. Пополнение финансовых средств осуществляется путем введения страховых налогов, что формирует 90 процентов фонда.

Высший комитет здравоохранения, возглавляемый министром, определяет цели и задачи в этой области. Национальное агентство по аккредитации больниц занимается оценкой деятельности и качества услуг в медицинских учреждениях, а также экономических аспектов в секторе здравоохранения.

Все медицинские учреждения Франции можно разделить на три типа: государственные больницы, частные клиники и благотворительные структуры. К числу первых на сегодня относятся 1032 региональные, университетские, локальные и общие больницы.

Преимуществом является тесное сотрудничество между общественными и частными медицинскими структурами, которое позволяет избежать списков ожидания на выполнение хирургических манипуляций. Частные лечебные учреждения Франции работают очень активно и выполняют более 50% хирургических вмешательств, а также проводят лечение 60% случаев злокачественных новообразований.

При оказании амбулаторной помощи врачи получают вознаграждение за каждую услугу в соответствии с условиями договора, заключенного с национальными страховыми кассами. Врачи, не включенные в национальную систему медицинского страхования, могут устанавливать собственные цены на услуги, которые могут превышать официально установленные в среднем на 50%, при этом разницу оплачивает сам пациент.

Предусмотренные законодательством профилактические мероприятия включают как инициирование раннего обращения за врачебной помощью, так и проведение образовательных курсов в организованных коллективах для формирования у населения элементарных знаний о болезнях и для предотвращения опасного поведения среди подростков.

Все превентивные и общеобразовательные проекты здравоохранения находятся под контролем Национального института профилактики и образования о здоровье, который в своей работе руководствуется утвержденными законодательством протоколами по общественному здоровью. В 2006 г. министр здравоохранения инициировал Национальную ассамблею по профилактике с целью проведения анализа действующих превентивных методов и разработки новых подходов, соответствующих нуждам населения.

Подобная французской система существует и в Германии, причем введена она была еще Отто фон Бисмарком в 80-е годы позапрошлого века. Медицинское страхование строится на принципе солидарности: все работающие вносят деньги в так называемую “больничную кассу”, а из нее оплачивается необходимое человеку лечение. Эта система касается более 90 процентов населения Германии (еще 8 процентов, в основном наиболее обеспеченные граждане, охвачены частным медицинским страхованием), и управляется она правительственным агентством. Расходы Германии на медицинские цели составили в 2004 году 10,7 процента ВВП. В результате германское здравоохранение удостоилось 25-го места в рейтинге ВОЗ.

В настоящее время “кассы” стали больше расходовать, чем получать, дефицит измеряется миллиардами евро. Сказываются и демографическая ситуация (рождаемость падает, стариков становится больше, число работающих сокращается), и рост цен на медицинскую аппаратуру и лекарства, и коррупция в страховых компаниях.

В Германии врачи амбулаторного звена получают оплату за услугу, стоимость которой определяется путем деления согласованного объема глобального бюджета на число оказанных всеми врачами услуг. В определенной мере разновидностью глобального бюджета можно считать и подушевое финансирование. Суть перспективного глобального бюджета состоит в том, что общие расходы фиксированы и заранее известны больнице и плательщику (например, страховщику), стимулируя больницу более эффективно использовать этот бюджет, что в разных странах при прочих равных условиях привело к достаточно весомому сокращению расходов на здравоохранение.

Деятельность систем здравоохранения с преимущественным развитием государственной системы финансирования (Великобритания).

В Англии действует Национальная служба здравоохранения (НСЗ), куда поступает часть налоговых сборов государства. Личные расходы самих пациентов в финансировании НСЗ составляют, согласно официальной статистике, всего 3,4 процента. Это позволяет сделать медицинское обслуживание бесплатным для граждан Великобритании. Однако граждане, высказывают недовольство уровнем медицинского обслуживания: в больницах НСЗ большие очереди и врачи недостаточно квалифицированны.

Для предоставления пациенту медицинские услуги лучшего качества и в более короткие сроки с 2002 года больницы стали финансироваться государством в зависимости от количества принятых пациентов. Кроме того, государственную сферу здравоохранения стали больше открывать для оказания платных услуг частным сектором.

В Англии врачи общей практики работали по контракту, где в обязательной части были зафиксированы численность и структура прикрепленного населения (каждая возрастнополовая группа имела свой коэффициент потребления, причем наибольшие коэффициенты справедливо имели дети и престарелые: 01 года - 3,7; 14 лет - 2,7; 518 лет - 2,2; 1944 лет- 1,0; 4549 лет - 2,2; 60 лет и старше - 3,2), объемы гарантированных видов медицинской помощи, а в дополнительной части - дополнительные услуги (прием на дому, визиты на дом, оказание малой хирургической помощи), а также гарантированный уровень качества медицинской помощи.

Оплата по количеству обслуживаемого населения предполагает возможность соблюсти преемственность лечения, поскольку врач оказывает помощь своим пациентам практически круглосуточно, например, в Англии врачи общей практики в среднем в неделю работают 78 часов. С другой стороны, этот принцип приводит к недостаточной заинтересованности врача в результатах своей работы, к ненужным (или перестраховочным) направлениям к другим специалистам и к выписке ненужных рецептов, в т.ч. по сговору с фармацевтами. В то же время, оплата амбулаторной помощи в расчете на одного прикрепленного жителя способствует праву выбора пациентом врача, стимулирует врача к участию в конкурсе при вакансиях и к отъезду в отдаленные районы, где легче набрать число прикрепленных жителей, обеспечивающих оплату труда врача.

Государственные системы здравоохранения бюрократизированы, неэффективно тратят средства и плохо управляются. Имеет место увеличение очередей пациентов в кабинеты врачей. Пациенты не имеют возможности выбора врача или выбора времени визита. В Великобритании ежегодно 800 тыс. человек месяцам ждут необходимой им госпитализации.

5. Система частного страхования как формы финансирования здравоохранения на примере США

Система частного добровольного медицинского страхования (ДМС), практически не предполагает финансирование из общественных фондов потребления. При этом средства поступают из частных страховых фондов здравоохранения, из частных источников, из прямых выплат производителю медицинских. Система частного страхования в США подразумевает, что наличие страхового полиса дает возможность обращаться к любому врачу, а затем получать возмещение расходов на лечение и лекарства. Но высокая стоимость страховки (для семьи из четырех человек она в среднем составляет 500 долл. в месяц) делает эту форму недоступной для многих граждан США. Факт, что сегодня 40 млн американцев не имеют страховки.

США тратят на здравоохранение больше средств, чем любая другая страна мира. В 2000 году на одного американца, в среднем, было истрачено $4.5 тыс., причем следующая за США по уровню затрат Швейцария (используется смешанная государственно-частная система финансирования медицинских услуг) значительно уступает лидеру ($3.3 тыс.). Однако средняя продолжительность жизни в этих странах также отличается, но не в пользу США: в США этот показатель равен 77 годам, в Швейцарии - 80-ти. Еще больший диссонанс возникает при сравнении США и Кубы (государственная система медицины). В этих странах продолжительность жизни приблизительно одинаковая, а затраты на медицину на Кубе - одни из самых низких в мире ($186 на душу населения. Американские эксперты считают, что среднестатистический показатель затрат на здравоохранение скрывает реальное неравенство различных слоев населения США в доступе к медицинским услугам.

В 2004 году американцы потратили на здравоохранение $1.8 трлн., то есть, 15.3% валового внутреннего продукта страны. Это рекордно высокая доля ВВП, затрачиваемая на программы здравоохранения. Для сравнения, в Швейцарии на эти цели тратится 10.9% ВВП, в Германии - 10.7%, в Канаде - 9.7%, во Франции - 9.5%.

В 2005 году в США на 1 тыс. человек приходилось 4.1 больничной койки. Это был наименьший показатель среди всех индустриально развитых стран. Для сравнения, в 2003 году во Франции на 1 тыс. человек приходилось 8.9 коек, в Германии - 9.7, в Японии - 16.2. В США больной проводит в госпитале в восемь раз меньше времени, чем в Японии.

Основная доля расходов на здравоохранение вызвана более высокими тарифами на оплату труда его работников и продукцию фармацевтических предприятий, в сравнении с жителями прочих развитых стран. Основная проблема системы здравоохранения США - ее фактическая недоступность для людей с низкими доходами, у которых нет медицинской страховки.

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Антропов В.В. Пенсионное и медицинское страхование в Германии // Труд за рубежом. 2000. №4. С.98-116.

Григорьева Н.С. Чубарова Т.В. Обеспечение работающих медицинскими услугами: опыт США // Труд за рубежом. 1998. №4. С.120-132.

Доклад о состоянии здравоохранения в Европе 2002 г. Европейское региональное бюро ВОЗ, Копенгаген.- Европейская серия, № 97.-156 с.

Доклад о состоянии здравоохранения в Европе. Действия общественного здравоохранения в целях улучшения здоровья детей и всего населения. – Европейское региональное бюро ВОЗ. 2005.

Еркина Г.А. Особенности функционирования отдельных видов социального страхования в развитых странах //Труд за рубежом. 2004. №3. С.49-52.

Комаров Ю.М. Медицинское страхование: опыт зарубежного здравоохранения. // Вестник государственного социального страхования. – 2005. - № 1.- С.65-75.

Макроэкономика и здоровье: инвестиции в здоровье в целях экономического развития. Доклад Комиссии по макроэкономике и здоровью. - ВОЗ. Женева, 2001.

Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. М., 2000.

Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ. Обновление 2005 г.- Европейская серия по достижению здоровья для всех, № 7.- 98 с.

Шестакова Е.Е. Главные направления реформирования организации и финансирования медицинского обслуживания.// Труд за рубежом 1998. №2. С.57-78.

Эссе *

1 030руб.

Описание

Система здравоохранения охватывает все организации, институты и ресурсы, предназначенные для выполнения действий, основной целью которых является улучшение здоровья. ...

Введение 3
1 Общие принципы для национальных систем здравоохранения.....................................................................
4
2 Национальная система здравоохранения Российской Федерации...............................................................................
5
3 Национальная система здравоохранения Великобритании... 7
Заключение 10
Список использованных источников 11

Введение

ВВЕДЕНИЕ
Здоровье человека напрямую зависит от многочисленных факторов, таких как - уровень развития системы здравоохранения, социально-демографическая ситуация, экология.
Конфигурация национальной системы здравоохранения определяется экономическими, политическими, социальными, национальными и прочими факторами.
В этой связи реформа здравоохранения не может дать положительных результатов на уровне здоровья нации без параллельно проводимых реформ в сфере охраны окружающей среды, улучшения социальных условий труда и жизни населения.
На фоне активного развития международных отношений возникает необходимость в согласованных международных действиях по охране здоровья населения.
Основные проблемы, стоящие перед здравоохранением, в значительной степени сходны во всем мире. Демографические измене ния, распространение хронических заболеваний, рост расходов на здравоохранение все эти и другие проблемы могут возникнуть раньше, чем национальные экономики, а соответственно национальные модели и системы здравоохранения будут способны справиться с ними.
Выбор оптимальной модели и системы здравоохранения на современном этапе является проблемой для многих национальных экономик. Национальная модель демонстрирует устойчивость системы здравоохранения к происходящим переменам особенно в условиях кризиса. Все это и обусловливает актуальность исследования национальных систем здравоохранения.

Фрагмент работы для ознакомления

2. Любая система здравоохранения должна позволять пациенту выбирать врача, а врачу выбирать пациента и лечить только этого пациента, без каких-либо влияний на обоих. Принцип свободного выбора также должен соблюдаться в случае оказания помощи полностью или частично в лечебных центрах. Врач имеет безоговорочный профессиональный и этический долг оказывать помощь в неотложных случаях. 2. Национальная система здравоохранения Российской ФедерацииСогласно критериям эффективности национальных систем здравоохранения, предложенных ВОЗ, Россия продолжает существенно отставать от развитых стран. В здравоохранении РФ, несмотря на некоторые меры целевого характера, предпринятые в последние годы, по прежнему сохраняются серьезные проблемы, препятствующие повышению эффективности системы здравоохранения России .Россия вошла в двадцать первый век государством с рыночной экономикой, пройдя сложный этап перехода к рынку. Административно - распределительная система демонтирована, осуществлена либерализация экономики, финансов, производства и торговли. Существенно изменилась структура собственности - ведущую роль в экономике России теперь играют частные предприятия, акционерные общества и товарищества. Коренным образом изменилось положение дел в сфере потребления, где сформировался реальный рынок товаров и услуг, в том числе и в сфере медицины. Период радикальных экономических преобразований был для России очень сложным. В ходе реформирования не удалось избежать издержек, в том числе и социальных. Те процессы реформирования, которые мы наблюдаем сегодня в сфере здравоохранения, берут начало с середины 80-х гг. прошлого века. В это время достаточно отчетливо проявилось несостоятельность здравоохранения по многим параметром, считавшегося едва ли не лучшим в мире.Реформируя систему здравоохранения, Россия пошла по пути сохранения государственного сектора, развития частной медицины и введения медицинского страхования.На современном этапе реформирования здравоохранения России существует ряд проблем, решение которых специалисты называют системообразующими, важнейшими для формирования современной, эффективной отрасли. К их числу относится решение вопросов: объема и методов финансирования здравоохранения; эффективных механизмов перераспределения средств в здравоохранении; совершенствования государственного управления отраслью; соблюдения принципа доступности и равенства в получении медицинской помощи; развития инноваций в медицине.Российское здравоохранение сегодня располагает достаточными ресурсами для заимствования успешного западного опыта и привнесения в отечественную практику лучших инноваций. Однако у большинства российских медицинских центров нет четко сформулированной и зафиксированной стратегии инновационного развития. Разные организации здравоохранения делают ставку на различные технологии деятельности, применяют различные подходы к маркетингу, обслуживанию. Неопределенность, отсутствие ориентиров, большая ресурсоемкость принимаемых решений представляют собой угрозы в решении задачи стратегического развития всей отрасли . Вместе с тем ускорение технического прогресса, формирование и обострение конкуренции, развитие законодательной базы и многие другие факторы создают для организаций много новых возможностей.3. Национальная система здравоохранения ВеликобританииБританская медицина имеет ряд других преимуществ, благодаря которым она больше половины столетия остается одной из лучших в мире. Основная отличительная характеристика здравоохранения Великобритании заключается в том, что на нее уходит бюджет в два рада меньший, чем в других развитых странах мира. Также она славится богатыми историческими традициями и тем, что реализовала социалистические идеи Советского Союза. Система здравоохранения Великобритании глубоко реформирована в 1948 году тогдашним премьер-министром Клэментом Эттли. Новую модель медицины он назвал Национальной службой здравоохранения. Премьер заявил, что финансироваться она будет на 100% из налогов граждан, а медицинские услуги будут получать бесплатно все, кто будет в них нуждаться, и в том объеме, который будет им необходим, при этом не будет учитываться материальный достаток граждан и сумма, которую они выплачивают на налоги . Более шестидесяти лет назад Эттли амбициозно заявил, что он хочет создать здоровую нацию, и по прошествии времени можно с уверенностью сказать, что его цель достигнута. Страна имеет один из самых высоких показателей продолжительности жизни, у мужчин он равняется 79-и годам, а у женщин – 83-м.Конечно, с момента создания Национальной службы здравоохранения она не единожды была реформирована, однако суть осталась прежней. Финансирование на 82% происходит за счет общих налогов, и большая часть населения пользуется медицинскими услугами совершенно бесплатно. Оставшиеся 18% финансирования медучреждений происходит за счет их коммерческой деятельности, государственного медицинского страхования, благотворительных взносов.

Список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гареева И.А. Модели и национальные системы здравоохранения: состояние и тенденции развития/ "Вестник Санкт-Петербургского университета" серия 12, №2, 2010. - 13-21 с.
2. Дровненкова М.А. Система здравоохранения Великобритании: преимущества и недостатки/ "АиФ. Здоровье" №31, 23-27 с.
3. Клыжина Е.А., Василенко И.А., Зальцман А.Г. К вопросу о повышении эффективности национальной системы здравоохранения России/ "Управление здравоохранением" №2, 2015. - 12-26 с.
4. Машенцева Н.Г. Здравоохранение в России: основные проблемы и различия от других национальных систем/ Проблемы социально-экономического развития России на современном этапе. Материалы VII ежегодной Всероссийской научно-практической конференции// Изд.: Тамбовская региональная общественная организация "Общество содействия образованию и просвещению "Бизнес - Наука - Общество" (Тамбов). 2014. - 167-174 с.
5. Плохов В.Н. О национальной системе здравоохранения/ "Менеджер здравоохранения" №6, 2016. - 45-52 с.

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.