Контрольная закупка «Комсомолки»: Сколько стоит продуктовая корзина на день в разных странах? Бпм и потребительской корзине.

Минимальный потребительский бюджет - расходы потребителей на приобретение товаров и услуг, удовлетворяющих их главные физиологические, социальные и культурные запросы. В Республике Беларусь минимальный потребительский бюджет для каждой из основных социально-демографических групп населения разрабатывает и утверждает Министерство труда и соцзащиты.

МБП определялся как социальный норматив, основа для построения социально-экономических прогнозов, разработки мероприятий по поддержке социально уязвимых слоев населения. Тогда же было применено понятие - научно обоснованного набора товаров и услуг, обеспечивающих населению определенный уровень жизни. Таким образом, минимальный потребительский бюджет выступал как стоимостное выражение потребительской корзины в средних ценах во всех видах торговли. МПБ отражает представление госорганов его разрабатывающих о материальной стороне жизни некоего усредненного гражданина с коррекцией по возрасту, семейному положению и способности к труду.

Выделяются шесть групп населения и два вида семей:

Социально-демографические группы: лица способные к труду, пенсионеры, студенты, дети младше трех лет, дети от трех до шести лет, дети и подростки от шести до восемнадцати лет. Семьи из четырех человек и молодые семьи с одним ребенком. Здесь предполагаются полные семьи с двумя родителями.

До 2010 года количество таких групп было больше - граждане всех возрастов делились еще и по половому признаку, подростки с четырнадцати до восемнадцати лет были самостоятельной категорией, различались молодые семьи с одним и двумя детьми. После 2010 года дифференциация приобрела нынешний вид.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 января 2019 г. № 5 утверждены размеры минимальных потребительских бюджетов для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава в средних ценах декабря 2018 года в расчете на месяц на период с 1 февраля по 30 апреля 2019 года:

  • трудоспособное население - 451 белорусский рубль;
  • пенсионеры - 353 белорусских рубля 52 копейки;
  • студенты - 333 белорусских рубля 88 копеек;
  • дети в возрасте до трех лет - 284 белорусских рубля 17 копеек;
  • дети в возрасте от трех до шести лет - 373 белорусских рубля 58 копеек;
  • дети в возрасте от шести до восемнадцати лет - 382 белорусских рубля 31 копейка;
  • семья из четырех человек - 351 белорусский рубль 28 копеек;
  • молодая семья из трех человек - 382 белорусских рубля 11 копеек.
  • продукты питания - 48,6%,
  • одежда, белье, обувь - 19,1%,
  • жилищно-коммунальные услуги - 8,3%,
  • бытовые услуги, транспорт, связь - 9,1%,
  • мебель, предметы культурно-бытового и хозназначения - 9,0%,
  • культурно-просветительные мероприятия и отдых - 1,4%,
  • взносы и платежи - 2,1%,
  • лекарства, предметы санитарии и гигиены - 2,4%.

Как видно в приведённой структуре, покупка и содержание личного автомобиля, строительство жилья и приобретение недвижимости, а также наличие вредных привычек, (как то употребление алкоголя или курение) и требующих постоянного лечения болезней не предусматривается. Не включаются расходы на образование, оборону, содержание инфраструктуры, все то, что финансируется гражданами косвенно, а не прямыми платежами. В процессе постоянных корректировок публикуемая структура минимального потребительского бюджета и состав потребительской корзины приближается к представлениям жителей республики о собственном быте, к примеру, реже встречаются откровенные несоответствия, вроде исчисляемого десятилетиями срока пользования верхней одеждой, появлявшиеся в девяностые.

Таким образом, минимальный потребительский бюджет отражает не реально существующие у жителей Беларуси расходы, но те из них, которые предполагаются достаточными для поддержания здоровья, нормального социально-культурного состояния и воспроизводства населения.

Из Закона Республики Беларусь «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» следует пересмотр состава и структуры МПБ должен производиться не реже одного раза в пять лет.

В 2015 году структура МПБ пересмотрена Постановлением Министерства труда и социальной защиты № 107 от 29 декабря 2014 г. «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14 декабря 2009 г. № 146». По результатам анализа фактического потребления населением товаров и услуг за 2013 год, существующая структура МПБ и состав потребительских корзин был признан соответствующим реальному потреблению. Наиболее заметным нововведением можно считать признание необходимости сотовой связи и, соответственно, расходов на нее и приобретение мобильного телефона. В состав затрат на сотовую связь включен не только голосовой трафик, но и доступ в сеть интернет. Отметим, что эта потребность признается значимой за студентами и трудящимся населением, что в целом соответствует действительности. Корректировка коснулась также товаров для детей, например включение детской коляски, одежды и обуви.

Вступившие в силу с 1 апреля 2015 года изменения в структуру и объем минимального потребительского бюджета приводят к увеличению его в стоимостном выражении на 4,8-0,9% для разных категорий. В частности для семьи из четырех человек на 3,9%.

Установление уровня МПБ служит не для выявления малообеспеченных граждан, но для исследования и прогнозирования объема и структуры потребления основной массой населения республики. Как правило, это лица, не нуждающиеся в дополнительной материальной поддержке постоянно, но имеющие потребность в помощи в виде и пр., например, на приобретение и реконструкцию жилья.

Также минимальные потребительские бюджеты применяются для сравнительной оценки и прогнозирования уровня жизни населения, платежеспособного спроса, необходимости поддержки и социальных гарантий.

– это некий набор товаров и услуг, обеспечивающих комфортное и полноценное проживание человека на протяжении года и удовлетворяющих его минимальные потребности. От состава потребительской корзины зависит напрямую и величина , который пересматривается каждый год в зависимости от уровня цен.

Что входит в состав потребительской корзины в 2019 году?

Действующий Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по РФ» был принят Госдумой 20 ноября 2012 года. В статье 1 установлено, что потребкорзина устанавливается не реже, чем раз в 5 лет. То есть эту корзину должны были пересмотреть к началу 2018 года. Однако в статью 4 о сроке действия внесли изменения законом № 421-ФЗ от 28.12.2017, продлив силу «продуктовому набору» до 31 декабря 2020 года включительно.

В потребительскую корзину в первую очередь включены продукты питания, которые составляют около 50% ее стоимости (для сравнения, в странах Западной Европы, эта цифра не превышает 20%). Стоит упомянуть, что большинство российских семей тратят на продукты питания также больше половины семейного .

Во вторую группу включены непродовольственные товары - одежда, обувь, головные уборы, бельё, лекарства.

Ну и третья группа потребительской корзины состоит из услуг: коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия и прочее.

Итак, если вы посмотрите в приведенную ниже таблицу, где представлены продукты и услуги, входящие в потребительскую корзину на 2017 год, то убедитесь, что согласно расчетам правительства, трудоспособный гражданин, употребляет за год 100,4 кг. картофеля, 114,6 кг. овощей, 60 кг. свежих фруктов, 126,5 кг. хлеба и хлебопродуктов, 58,6 кг. мясных и 18,5 кг рыбопродуктов соответственно. Услуги культуры составляют 5% от общей величины расходов в месяц.

Что это значит в расчете на одного человека в день? А это значит, что обычный среднестатистический гражданин Российской Федерации для нормального существования должен употреблять в день 300 г. хлеба, картошки – 280 г., овощей – 300 г., фруктов свежих – 160 г., сладкого – 60 г., молока и молочных продуктов – 800 г., масла растительного и жиров – 40 г. А также 1 раз в 2 дня съедать одной яйцо, довольствоваться в день 160 г. мяса, ну и употреблять за неделю 350 г. рыбы. Что касается культурного развития, то здесь трудоспособный российский гражданин имеет шанс на свой прожиточный минимум раз в месяц сходить в кино или театр, на большее для этих целей денег не предусмотрено.

1. Продукты питания

Наименование Единица измерения Объем потребления (в среднем на одного человека в год)
Трудоспособное население пенсионеры дети
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) кг 126,5 98,2 76,6
Картофель кг 100,4 80,0 88,1
Овощи и бахчевые кг 114,6 98,0 112,5
Фрукты свежие кг 60,0 45,0 118,1
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар кг 23,8 21,2 21,8
Мясопродукты кг 58,6 54,0 44,0
Рыбопродукты кг 18,5 16,0 18,6
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко кг 290,0 257,8 360,7
Яйца штука 210,0 200,0 201,0
Масло растительное, маргарин и другие жиры кг 11,0 10,0 5,0
Прочие продукты (соль, чай, специи) кг 4,9 4,2 3,6

2. Непродовольственные товары

Наименование Единица измерения/ срок износа Объем потребления (в среднем на одного человека)
трудоспособное население пенсионеры дети
Верхняя пальтовая группа штук/лет 3/7,6 3/8,7 3/2,6
Верхняя костюмно-платьевая группа штук/лет 8/4,2 8/5,0 11/2,0
Белье штук/лет 9/2,4 10/2,9 11/1,8
Чулочно-носочные изделия пар/лет 7/1,4 4/1,9 6/1,3
Головные уборы и галантерейные изделия штук/лет 5/5,0 4/5,6 4/2,8
Обувь пар/лет 6/3,2 6/3,5 7/1,8
Школьно-письменные товары штук/лет 3/1,0 3/1,0 27/1,0
Постельное белье штук/лет 14/7,0 14/7,0 14/7,0
Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения штук/лет 19/10,5 19/10,5 19/10,5
Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства процентов от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц 10 15 12

3. Услуги

Прожиточный минимум -- это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Он ориентирован на низший (физиологический) уровень потребления, что находит отражение в ограниченном количестве товаров и услуг в каждой товарной группе.

Бюджет прожиточного минимума -- стоимостная величина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Он рассчитывается для конкретных потребительских единиц, в качестве которых приняты различные социально-демографические группы населения. Минимальным потребительским бюджетом в среднем на душу населения считается среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек, состоящей из двоих взрослых и двоих детей.

Основой натурально-вещественной структуры минимальных потребительских бюджетов является система потребительских корзин. Потребительская корзина -- это научно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющий конкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, сложившихся в стране. В данное понятие включены блага и услуги, представляющие все потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека. Минимальный потребительский бюджет пересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, но не рейсе одного раза в квартал, при этом используются средние цены последнего месяца каждого квартала .

Дифференциация населения на основании бюджета прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

* бедные семьи, душевой доход которых меньше бюджета прожиточного минимума ему или равен;

* малообеспеченные семьи, душевой доход которых больше прожиточного минимума, но меньше минимального потребительского бюджета;

* обеспеченные семьи, душевой доход которых находится в интервале между минимальным и рациональным потребительскими бюджетами;

* богатые семьи, в которых душевой доход выше рационального потребительского бюджета.

Крайним проявлением бедности является нищета. Семьи (индивида, домохозяйства) признаются нищими, если их продовольственное потребление не обеспечивает 80 % минимального пищевого рациона, определенного Всемирной организацией здравоохранения, или затраты на питание превышают 80 % их совокупных доходов.

Денежные доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для всех стран мира. Данное явление известно как закон Парето, согласно которому, между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость: 80 % созданного ВВП присваивается 20 % населения, а оставшиеся 20 % распределяются между 80 % населения, причем соотношение: 80/20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах, независимо от политических и экономических реалий.

Как было сказано выше, на величину доходов оказывает влияние множество разнообразных факторов, зачастую имеющих разнонаправленный характер воздействия. Среди них выделяют социально-политические, определяющие силу действия и направленность других факторов формирования доходов; демографические, рассматривающие зависимость доходов от пола, возраста, физической выносливости и интеллектуальных способностей; профессиональные, исследующие уровень образования, квалификацию и стаж работы; статусные, детерминирующие размеры доходов в зависимости от места человека в обществе и должностной иерархии; социально-экономические, к которым, в частности, относят род и вид деятельности, варианты занятости, вид производства, форму собственности на средства производства, условия труда.

В странах, на чьих территориях имеют место различные климатические условия, существенное значение приобретают географические факторы, поскольку стоимость жизненно необходимых товаров и услуг существенно варьируется в зависимости от региона, и соответственно предполагает различные уровни доходов.

Для Беларуси можно выделить и экологический фактор, связанный с последствиями аварии на ЧАЭС и необходимостью дополнительных средств существования для жителей пострадавших районов.

Говоря о дифференциации доходов, следует учитывать и такие важные аспекты, как врожденные способности людей, которые могут различаться в довольно значительной степени. Не обделенные в этом плане природой индивиды, обладая более высокой производительностью, получают и более высокие доходы. Кроме того, некоторые из них обладают уникальными способностями, что дает им возможность извлекать «интеллектуальную ренту». Не последнее значение при этом имеет и работоспособность человека, его стремление добиться значительных результатов в своей деятельности.

Известно, что величина доходов зависит от различий во владении собственностью, однако последняя может достаться индивидам по наследство, вследствие чего неравенство доходов воспроизводится, способствуя данной категории лиц в получении лучшего образования и более высокооплачиваемой работы. При рассмотрении неравенства в получении доходов нельзя также исключить и благоприятное стечение обстоятельств.

Степень социального расслоения определяется посредством расчета ряда коэффициентов.

Коэффициент дифференциации доходов, или коэффициент фондов, (Кд) -- это соотношение между средними доходами 10 % наиболее богатого населения и 10 % наименее обеспеченного.

Чем выше коэффициент фондов, тем больше неравенство в доходах, выше степень дифференциации населения.

Различают также децильный, квинтильный и квартильный коэффициенты, которые определяются отношением минимальных доходов соответственно 10, 20, и 25 % самого богатого населения к максимальным доходам 10, 20, и 25 % самого бедного.

Более наглядно оценить степень неравномерности распределения доходов между гражданами (семьями) можно, построив кривую распределения доходов, названной по имени американского экономиста М. Лоренца. На графике по оси абсцисс откладывают кумулятивную долю семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по оси ординат -- кумулятивную долю совокупного дохода, начиная с наименьшей, приходящей на наименее обеспеченную часть семей.

Рисунок 2.1 - Кривая Лоренца

Примечание - Источник:

Если бы доходы у всех людей были одинаковы, т.е. 1 % населения располагал 1 % доходов, 15 % населения -- 15 % доходов, то кривая Лоренца совпала бы с пунктирной прямой абсолютного равенства ОЕ, имеющей угол наклона к оси абсцисс 45° и превратилась в прямую.

Чем больше кривая Лоренца отклоняется от линии абсолютного равенства, тем неравномернее распределяются доходы в обществе. Так, штрихпунктирная кривая характеризует большую неравномерность распределения дохода, чем сплошная кривая распределения. Отношение площади сегмента между биссектрисой ОЕ и кривой Лоренца к площади треугольника ОАЕ называется коэффициентом Джини, который назван по имени итальянского экономиста и статистика К. Джини. Если коэффициент равен 0, кривая Лоренца совпадает с прямой ОЕ и доходы в обществе распределяются абсолютно равномерно. При значении коэффициента 1 кривая Лоренца будет представлена катетами треугольника ОАЕ, что свидетельствует об абсолютном неравенстве в распределении доходов. Практически коэффициент Джини никогда не достигает ни нуля, ни единицы, однако считается, что его значение, большее 0,4 (40), отражает высокую степень расслоения общества .

В современном мире наименьшая дифференциация доходов в мире наблюдается в Норвегии, где 10 % самых обеспеченных лишь в 5,3 раза богаче самых бедных, а коэффициент Джини составляет 0,258. На другом «полюсе» находится Бразилия, в которой соотношение доходов последней и первой децильных групп составляет 65,8, коэффициент Джини -- 0,607. Для Республики Беларусь данные показатели составляют соответственно 6,9 и 0,304.

С проблемой неравномерного распределения доходов связана проблема бедности. Согласно концепции ООН, она квалифицируется как состояние длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни. Сегодня в это понятие включается не только недостаток денег, но и ограничение возможностей человека, которое вызвано отсутствием высокооплачиваемой работы, комфортабельного жилья, доступа к качественному образованию и здравоохранению.

Вопрос борьбы с бедностью связан с проблемой перераспределения доходов и обеспечения социальной справедливости. Неоправданная дифференциация доходов вызывает сокращение численности среднего класса, который является основным предъявителем спроса на товары и услуги, и тем самым ослабляет его стимулирующее воздействие на экономическое развитие. Бедность и нищета ведут к росту социальных болезней, профессиональной деградации и ухудшению качества человеческого капитала. Высокая дифференциация доходов провоцирует социальную напряженность в обществе и усиливает предпринимательские и инвестиционные риски. Следовательно, чем больше неравенство в обществе, тем ниже экономическое благосостояние. Чтобы его повысить, необходимо перераспределение доходов в пользу малообеспеченных слоев населения.

Перераспределением называется процесс изменения существующего в обществе модели распределения доходов или богатства в целях достижения большей социальной справедливости. Однако стремление к равенству на определенном этапе приводит к снижению производительности: возникает дилемма эффективности и справедливости как выражение противоречия между стабилизирующей и стимулирующей функциями социальной политики. Передача доходов от более состоятельных членов общества к менее состоятельным может повлечь снижение стимулов к активной экономической деятельности у тех и других и общему уменьшению благосостояния общества.

Кроме того, издержки, связанные с реализацией перераспределительных программ, могут превысить выгоду от их осуществления. Передача доходов от богатых бедным осуществляется, по выражению известного экономиста А. Оукена, в «дырявом ведре», ухудшая положение богатых и не улучшая при этом положения бедных. Утечка из «дырявого ведра» такова: из каждых 350 дол, взятых у состоятельных людей, 250 теряются в процессе передачи бедным. В результате подобной перераспределительной политики люди могут менять свое рыночное поведение. Возникает проблема искажений: в результате борьбы с бедностью количество бедных возрастает, поскольку выгодно быть таковыми и, не работая, получать пособие. В свою очередь, более состоятельные люди начинают уклоняться от уплаты налогов, в результате чего государству не поступают средства, необходимые для помощи бедным .

Итак, неоправданное неравенство подрывает социальную стабильность, однако чрезмерные перераспределительные процессы снижают эффективность экономической системы и могут уменьшить общественное благосостояние.

В Беларуси бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ) в ценах сентября текущего года в расчете на месяц составляет с 1 ноября 2016 года по 1 января 2017 года Br174,52. Такое решение содержится в постановлении Министерства труда и социальной защиты от 20 октября 2016 года №64.

Как отметили в профильном ведомстве, БПМ в ценах сентября снизился на 0,6% по сравнению с БПМ в ценах июня (с 1 августа по 31 октября нынешнего года БПМ равнялся Br175,50). Уменьшение бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения обусловлено снижением цен на плодоовощную продукцию в период ее массовой заготовки (в сентябре по сравнению с июнем - периодом реализации продукции нового урожая) и значительным удельным весом данной статьи расходов в продуктах питания, пояснили в министерстве.

Вместе с тем, подчеркнули в Минтруда и соцзащиты, снижение БПМ не приведет к уменьшению размеров пенсий, пособий, прочих социальных выплат, исчисляемых из его размера: в соответствии с указом от 18 декабря 2006 года №726 "Об исчислении социальных выплат" при их назначении (перерасчете) используется наибольшая величина бюджета прожиточного минимума за два последних квартала.

С ноября текущего года по январь следующего года БПМ трудоспособного населения равняется Br193,14; пенсионеров - Br134,41; студентов - Br169,72; детей в возрасте до трех лет - Br111,99; детей в возрасте от трех до шести лет - Br154,97; детей в возрасте от шести до восемнадцати лет - Br191.

Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения в текущем году повышался четыре раза: с 1 февраля, 1 марта, 1 мая и 1 августа. Так, с 1 февраля этот социальный норматив равнялся Br1 млн 591 тыс. 310 (неденоминированных). С 1 марта по 30 апреля БПМ был установлен в размере Br1 млн 640 тыс. указом №111 "О налогообложении и утверждении бюджета прожиточного минимума" в целях обеспечения дополнительной защиты социально уязвимых категорий граждан. С 1 мая БПМ составлял Br1 млн 699 тыс. 430 (до деноминации), с 1 по 31 июля - Br169,94 (после деноминации). Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения с 1 августа по 31 октября в расчете на месяц составлял Br175,50.

БПМ применяется при определении размеров минимальных трудовых и социальных пенсий; надбавок, повышений к пенсиям и доплат людям старших возрастов; некоторых видов пособий и др. Он служит нормативом индексации доходов населения, выступает в качестве критерия нуждаемости при определении права граждан на государственную адресную социальную помощь (ГАСП) в виде ежемесячного социального пособия и обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни. Кроме того, бюджет прожиточного минимума применяется для исчисления других выплат и служит критерием оценки при определении права граждан на некоторые виды социальной поддержки.

Национальным законодательством определена правовая основа определения прожиточного минимума и его использования. Так, бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину необходимых для сохранения здоровья человека, обеспечения его жизнедеятельности минимального набора продуктов питания и непродовольственных товаров и услуг, стоимость которых определяется как фиксированная доля от стоимости минимального набора продуктов питания, а также обязательные платежи и взносы. Прожиточный минимум для основных социально-демографических групп населения состоит из минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг (их стоимость определена в размере 77% от стоимости минимального набора продуктов питания).

Установлены новые размеры минимальных потребительских бюджетов

Минимальный потребительский бюджет на одного члена семьи из четырех человек с 1 ноября 2016 года по 31 января 2017 года в расчете на месяц составляет Br293,32 (этот норматив с 1 августа по 31 октября был установлен в размере Br285,43). Таким образом, новый МПБ повысился на 2,8% к предыдущему.

По словам специалистов, удельный вес основных статей потребительских расходов в МПБ семьи из четырех человек в ценах сентября следующий: продукты питания - 49,6%, одежда, белье, обувь - 19,8%, жилищно-коммунальные услуги - 7,5%, бытовые услуги, транспорт, связь - 9%; мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения - 8,4%, культурно-просветительные мероприятия и отдых - 1,5%, взносы и платежи - 1,8%, лекарственные средства, предметы санитарии и гигиены - 2,5%.

В настоящее время среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек служит основой для определения права граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений; граждан, постоянно проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, - льготных кредитов на капитальный ремонт и реконструкцию жилых помещений, строительство инженерных сетей, возведение хозяйственных помещений и построек.

Постановлением Минтруда и соцзащиты №65 установлены на период с 1 ноября 2016 года по 31 января 2017 года среднедушевые минимальные потребительские бюджеты молодой семьи из трех человек - Br317,48; трудоспособного населения - Br374,62; пенсионеров - Br294,82; студентов - Br279,36; детей в возрасте до 3 лет - Br237,31; детей в возрасте от 3 до 6 лет - Br308,39; детей в возрасте от 6 до 18 лет - Br320,63.

Пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет возрастают с ноября

В соответствии с новой редакцией закона "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" с 1 января 2013 года размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет дифференцируется в зависимости от количества детей в семье. На первого ребенка он составляет 35% среднемесячной заработной платы работников республики, на второго и последующих детей - 40%. Пособие на ребенка-инвалида назначается и выплачивается в размере 45% среднемесячной заработной платы независимо от очередности рождения этого ребенка в семье.

Для расчета размера данного вида пособия с 1 ноября 2016 года по 31 января 2017 года применяется показатель среднемесячной заработной платы за третий квартал текущего года в размере Br743,6. Таким образом, с ноября по январь размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет составит на первого ребенка Br260,26 (с 1 августа по 31 октября - Br252,39), на второго и последующих детей - Br297,44 (против Br288,44), на ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет - Br334,62 (против Br324,50). Проживающим на территории радиоактивного загрязнения в зоне последующего отселения или с правом на отселение пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначается и выплачивается в размере 150% к установленному законом.

Что касается детских пособий, исчисляемых из бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ), то они сохраняются в прежнем размере, несмотря на снижение БПМ.

В связи с этим с 1 ноября 2016 года по 31 января 2017 года при назначении (перерасчете) пособий при рождении ребенка (первого - 10 БПМ, второго и последующих детей - 14 БПМ), по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет (1 БПМ), на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет (0,5 БПМ), на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей (0,5 БПМ, 0,7 БПМ), на детей в возрасте до 18 лет, инфицированных ВИЧ (0,7 БПМ), и других социальных выплат, исчисляемых из размера БПМ, будет применяться его прежняя величина - Br175,50).

Так, единовременное пособие при рождении первого ребенка составит по-прежнему Br1755,00; при рождении второго и последующих детей - Br2457,00. Единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, - Br175,50. Ежемесячное пособие семьям на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей, определяемых законодательством, на ребенка-инвалида равняется Br122,85, на других детей в семье - Br87,75. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет - Br175,50, ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 18 лет, инфицированного ВИЧ, - Br122,85.

Национальным законодательством предусмотрена разветвленная система пособий семьям в связи с рождением и воспитанием детей - всего назначается 11 видов пособий.

Нацбанк меняет вес валют в стоимости корзины иностранных валют

"Правление Национального банка приняло решение об изменении с 1 ноября 2016 года весов валют в стоимости корзины иностранных валют и установлении их на следующих уровнях: для российского рубля - 50%, доллара США - 30%, евро - 20%. Данное решение принято согласно стратегии поэтапного сближения удельного веса российского рубля в корзине иностранных валют и доли России во внешнеторговом обороте Беларуси, которая составляет около 50%", - пояснили в Нацбанке.

При определении удельных весов доллара США и евро учитывалось соотношение объема торгов указанными валютами на ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", по результатам которых устанавливается официальный обменный курс, и доля стран ЕС во внешнеторговом обороте Беларуси.

Установлен новый размер удержания с нанимателей средств для выплаты зарплаты

В Беларуси при расчете средств, подлежащих перечислению вне очереди платежей на погашение задолженности по заработной плате, наниматели должны бронировать в расчете на одного работника Br289,71. Данный норматив применяется с 1 ноября 2016 года.

В соответствии с указом от 27 ноября 1995 года №483 "Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы" с нанимателей, имеющих задолженность по выплате заработной платы, в бесспорном порядке удерживаются суммы, соответствующие 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного на индекс потребительских цен на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих по технологическим видам работ, производствам и отраслям экономики.

Фонд финансовой поддержки предпринимателей начнет выдавать кредиты для бизнеса под 10%

"С 1 ноября наш Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей выводит новые условия поддержки предпринимательства. Речь идет про займы и возможности лизинга в белорусских рублях под ставку 10%", - пояснил первый замминистра экономики Александр Заборовский. Сумма финансовой поддержки на одного субъекта хозяйствования будет составлять до Br210 тыс., срок - до 5 лет.

Распределяться средства будут на конкурсных условиях, среди которых - создание новых рабочих мест и рост производительности труда. "Те предприятия малого и среднего бизнеса, которые подпадают под эти критерии, получат доступ к хорошим финансовым продуктам", - констатировал он.

По словам первого заместителя министра, предоставление таких кредитных ресурсов - одна мера из целого ряда инструментов, которые будут использоваться в Беларуси, чтобы стимулировать инвестиции и поддерживать экономический рост. "Эти инструменты представляют собой два блока. С одной стороны - это макроэкономические инструменты, которые приводят к снижению инфляции и постепенному снижению процентных ставок (а значит, растет и доступность кредитов для бизнеса). И с другой стороны - Минэкономики запускает ряд точечных проектов, которые позволяют ускорить этот процесс. Среди них кредиты Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей", - рассказал Александр Заборовский.

Беларусь повышает экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты

Беларусь с 1 ноября повышает экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты, вывозимые за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Соответствующее решение содержится в постановлении Совета Министров от 26 октября 2016 года № 877.

Ставка экспортной пошлины на сырую нефть будет повышена с $91,9 до $92,7 за 1 т. Пошлина на прямогонный бензин повысится с $65,2 до $65,8 за 1 т, на товарные бензины - с $56 до $56,5 за 1 т.

Пошлина на легкие, средние дистилляты составит $37 за 1 т (была $36,7). Такая же пошлина установлена в отношении дизельного топлива, бензола, толуола, ксилолов, смазочных и прочих масел.

Еще два участка республиканских автодорог станут платными

Согласно документу, перечень платных дорог, на которых взимается плата за проезд транспортных средств посредством системы электронного сбора платы, дополнен двумя новыми участками. Плата за проезд теперь будет взиматься на автодороге Р23 Минск-Микашевичи с 80 км по 99 км и автодороге М5/Е 271 Минск-Гомель с 130 км по 212 км.

МТС введет новый принцип тарификации мобильного интернета

С 1 ноября перестают действовать пакетные услуги (кроме Интернет Mini, Интернет Midi, Интернет Maxi), включенный трафик на тарифных планах остается без изменений. Оплата за потребленный интернет-трафик будет производиться по принципу интервалов (до 100 МБ - Br1,5, от 101 МБ до 500 МБ - Br3, от 501 МБ до 2 ГБ и т.д.). При переходе на следующий интервал тарификации абонент будет получать SMS-оповещение. Самостоятельно узнать текущий объем использованного интернет-трафика можно с помощью бесплатного USSD-запроса *444# или отправки SMS с любым символом на номер 444.

На тарифных планах без включенного трафика по принципу "Открытый интернет" тарифицируется весь потребленный трафик в соответствии с интервалом. На тарифах с включенным интернет-пакетом по новому принципу тарифицируется только трафик сверх включенного в тарифный план абонента или бонусного трафика.

Интервальная тарификация будет внедрена для всех тарифных планах, за исключением ТП "Абсолют", "МТС СМАРТ Гостевой" и корпоративных.

Минфин понизит цены на скупку драгметаллов у населения

Цена за грамм золота в изделиях и ломе снизилась на 10% (375-й пробы - до Br24,53, 500-й пробы - до Br32,71, 583-й и 585-й проб - до Br38,26).

Стоимость платины 950-й пробы в изделиях и ломе уменьшится почти на 20% и составит Br47,40.

Серебро в изделиях и ломе будут скупать дешевле на 17% (750-й пробы - по Br0,68, 800-й пробы - по Br0,73, 875-й пробы - по Br0,8).

Цена за зубные протезы, элементы зубных протезов с содержанием золота 900/750-й пробы снизится на 10% до Br57,89, на элементы съемных зубных протезов из сплава золота 750-й пробы с платиной и серебром - до Br53,62. Грамм деталей зубных протезов серебряно-палладиевого сплава будет стоить Br7,09 (на 9,6% меньше).

Последний раз цены на скупку изделий и лома из драгметаллов у физлиц в Беларуси менялись 22 августа, тогда они были повышены.

Некоторые виды сигарет подорожают

Подорожание коснется продукции ОАО "Гродненская табачная фабрика "Неман". Так, некоторые виды сигарет Pall Mall станут дороже на 4 копейки, на 5 копеек подорожают отдельные сигареты Kent.

Станет дороже и продукция ООО "Табак-Инвест". Например, некоторые виды сигарет LD и Monte Carlo также вырастут в цене на 5 копеек. На такую же сумму станут дороже некоторые виды сигарет Camel и Winston, но Winston Compact Blue подорожают на 10 копеек, а на Camel Compact Filters и Camel Compact Blue цена вырастет на 1 копейку. На 5 копеек подорожают некоторые виды сигарет Sobranie.

Вырастут цены и на импортные сигареты. Так, некоторые виды Dunhill и KENT HDi станут дороже на 5 копеек.

Запрет на лов сома вводится в Беларуси с 1 ноября

"С приближением зимы сом многочисленными группами залегает в ямах и (или) других укрытиях, где проводит зимний период в неподвижном состоянии, тем самым становясь легкой добычей для недобросовестных рыболовов. Установление запрета направлено на сохранение популяции сома обыкновенного", - пояснили в организации.

Также с 1 ноября по 15 декабря в связи с нерестом устанавливается запрет на лов сига чудского.