Как выглядит новый парк в промзоне «Серп и молот. Промзону «Серп и Молот» преобразуют в новый городской район Серп и молот жилой комплекс

Далекое сельское прошлое
Территория, в современной Москве ограниченная шоссе Энтузиастов, улицей Золоторожский Вал и проездом Завода Серп и Молот, в XVI веке входила в состав владений монастырского села Карачарова, которое принадлежало Спасо-Андроникову монастырю. Почти три столетия этот участок служил пахотными и выгонными угодьями – по крайней мере, упоминаний о каких-либо поселениях здесь в летописях не сохранилось.

В 1649 у села Карачарова и Андроникова монастыря под городской выгон были отмежеваны обширные участки земли, среди которых оказалась и часть интересующей нас территории. В конце XVII века здесь началось возведение резиденций знати и царей, а в 1730-х годах в ходе устройства дворцово-паркового комплекса, известного как Летний Анненгоф, к востоку от него была посажена Анненгофская роща. Если бы роща сохранилась до наших дней, то своей южной оконечностью она вошла в состав нового многофункционального района на месте завода, но ее судьба сложилась иначе: 16 (29) июня 1904 все деревья были буквально «сбриты» смерчем, уничтожившим в Москве также Карачарово, Андроново, Лефортовские казармы и часть Сокольников, и дошедшим до Ярославля.

Под эгидой государства
В 1738–1742 Москва была окружена линией Камер-Коллежского вала, ставшего таможенной границей города. На всех основных дорогах появились заставы: на Владимирской – Рогожская, на Рязанской – Покровская, а во 2-й половине XVIII века в районе Лефортова была устроена Проломная застава. В 1764 в ходе секуляризации церковных земель Андроновка и Карачарово перешли в ведение Коллегии экономии. С этого момента начинается новая страница истории этих земель: они расстались со статусом сельхозугодий. Уже в начале XIX века на территориях, прилегавших к заставам, возникают первые фабричные учреждения. Так, например, на Топографической карте окружности Москвы 1818 года с внешней стороны Рогожского Вала показан Дегтярный завод, к югу от деревни Новая Андроновка – Канительный завод.

В начале 1840-х гг. Владимирская дорога была реконструирована, спрямлена и получила название Владимирского шоссе. В 1840 в деревне Новая Андроновка (с севера от новой трассы) возвели Всехсвятскую церковь и высокую колокольню (арх. П.П. Буренин). В 1862 территорию преобразовали в единоверческий Всехсвятский девичий монастырь. В 1873 по линии Владимирского шоссе было выстроено двухэтажное здание Никольской церкви с приделом Покрова (Шоссе Энтузиастов, д.7), в обезображенном виде сохранившееся до нашего времени на территории, непосредственно примыкающей к заводу «Серп и Молот».

Фрагмент «Топографической карты окружностей Москвы», 1852 г. Предоставлено НИиПИ Генплана Москвы
В паутине железных дорог
Едва ли не самое большое влияние на изучаемую территорию оказало развернувшееся с начала 1860-х годов железнодорожное строительство. Первым в 1862 был построен участок Московско-Нижегородской железной дороги: ее пассажирская станция расположилась за Покровской заставой к северу от Рязанской дороги – теперь это платформа «Серп и Молот». Этот начальный участок дороги прошел параллельно Рязанскому шоссе по северной окраине деревни Хохловки, а уже в 1864 началось движение по Московско-Рязанской (Казанской) железной дороге. В 1867 к ним присоединилась и линия Курской железной дороги, трасса которой пересекала Камер-Коллежский вал и Владимирскую дорогу вдоль русла засыпанного ручья Золотой рожок, а еще чуть позже она была соединена с Нижегородской дорогой специальной веткой.


Именно столь бурное строительство в районе железных дорог и подъездных путей стимулировало развитие здесь крупной промышленности. В 1870 у пересечения линии Казанской железной дороги и Владимирского шоссе был основан котельно-механический и медноаппаратный завод «Дангауэр и Кайзер», занимавшийся выпуском оборудования для пищевой промышленности. А в 1883 между Рогожским Валом и соединительной ветвью на земле Новой Андроновки французский предприниматель Юлий Гужон основал Товарищество московского металлического завода. Семь лет здесь продолжалось строительство, а в 1890 заработала первая мартеновская печь на мазуте. В 1913 здесь работали уже семь мартеновских печей, выплавлявших более 90 000 тонн стали в год, несколько мелкосортных и листопрокатных станов. Завод, на котором работало более 2000 рабочих, быстро стал крупнейшим металлообрабатывающим предприятием Москвы. Выпускалось на нем простое железо, а также незаменимые в общегородском и личных хозяйствах проволока, гвозди, болты и т.д.

Эпоха «Серп и Молот»
В советское время все крупные предприятия в описываемом районе были национализированы. Завод Гужона не стал исключением: в 1922 он получил название «Московский металлургический завод «Серп и Молот» (завод «Дангауэр и Кайзер» стал заводом «Котлоаппарат», а Владимирское шоссе переименовали в Шоссе Энтузиастов). Расширение металлообрабатывающего завода началось в 1930-е: соседние постройки были снесены, и на их месте появились новые корпуса завода «Серп и Молот» – фасонно-литейного, калибровочного и лентопрокатного цехов.

Завод «Серп и Молот» был образцовым предприятием своего времени, где не только выпускалось рекордное количество продукции, но и постоянно изобретались и внедрялись новые технологии. Так, в 1932 на новом стане холодной прокатки здесь впервые в стране был освоен выпуск ленты толщиной 0,1-1,0 мм из нержавеющей стали. А в 1949 была разработана первая в мире технология применения кислорода для интенсификации мартеновского производства стали, за что ее авторы удостоились Государственной премии СССР первой степени.
Вторую масштабную реконструкцию завод пережил уже в 1970-е, в результате которой «Серп и Молот» отказался от мартеновских печей, полностью автоматизировал свое производство и перешел на изготовление продукции из высоколегированных и нержавеющих марок стали. Обширное новое промышленное и складское строительство развернулось вдоль трассы Шоссе Энтузиастов: на месте одно-двухэтажных строений здесь был возведен большой комплекс НИИ кабельной промышленности.

Новейшее время
Слава передового предприятия прошла в 1990-е, когда объем выпускаемой продукции был существенно сокращен: экономические и политические реалии внесли свои коррективы. Едва ли не основным родом деятельности завода стала сдача в аренду своих помещений, что, в свою очередь, постепенно привело к закономерному упадку территории. Разговоры о необходимости комплексной реконструкции «треугольника» ведутся с начала 2000-х годов: неоднократно город собирался размещать здесь офисы и торговые центры, в 2006 даже возникла идея переместить сюда один из московских вокзалов (точнее, восстановить некогда существовавший в этот районе Нижегородский вокзал). Однако все эти проекты так и остались на бумаге, и единственные масштабные работы, которое шли в непосредственной близости от остановленного завода – это строительство Третьего транспортного кольца.

Собственно, именно появление здесь столь значимой транспортной артерии, как ТТК, и заставило городские власти обратить на полузаброшенную территорию завода самое пристальное внимание. С 2007 года Правительство Москвы приступило к изучению возможных сценариев реорганизации промзоны. Проекты застройки «Серпа и Молота» с тех пор разрабатывались несколько раз, два последних варианта ы в апреле этого года Архитектурным советом Москвы.

Тогда на совет было вынесено два проекта планировки – участок бывшей территории завода площадью 19 гектар и участок площадью 53 гектара (именно на такие неравные треугольники промзону «Серп и Молот» делит Третье Транспортное кольцо). В первой части авторы проекта планировки (ГУП НИиПИ Генплан и компания «ПРОЕКТУС») предлагали разместить многофункциональную комплексную застройку, автор второй концепции – ООО «Финансовый и организационный консалтинг» – предусматривал создание медиа-парка, гостиницы, нового здания театра «Шалом», офисного и торгово-выставочного комплексов. Члены Архитектурного совета единогласно рекомендовали отклонить эти проекты, в том числе и по причине колоссальной разобщенности двух территорий, которая в градостроительном смысле может и должна быть единым целым. Доработки, по мнению экспертов, также требовали транспортная схема, типология зданий и экологическая составляющая проектов. В целях создания «социально контролируемого, а не социально изолированного пространства», а также с учетом огромного потенциала данного участка для города, Архитектурный совет рекомендовал девелоперу сделать разработку архитектурно-градостроительной концепции предметом международного конкурса.

Компания «ДонСтрой» реализует жилой комплекс «Символ». Участок под квартал ограничен улицей Запорожский Вал и шоссе Энтузиастов. Концепцию разработали специалисты британских бюро LDA Design и UHA London. Работы по строительству квартала планируют выполнить за десять лет. В эксплуатацию введены уже два квартала: «Свобода» и «Достоинство».

В проекте представлено жилье в сегментах от комфорта до премиума. Площадь участка под реновацию — более восьмидесяти гектаров. Здесь находятся площади завода «Серп и Молот», которые будут снесены в результате работ. Под новый квартал отведено шестьдесят гектаров. В состав комплекса войдет тридцать зданий переменной этажности. Их высота — от пяти до двадцати семи этажей. Планируемый объем жилой недвижимости составит 1,5 млн. кв. м. Планируемое число жителей квартала — около девятнадцати тысяч человек. В продаже — одно-, двух-, трех-, четырех-, пяти- и шестикомнатные квартиры, включая евроварианты. Высота потолков — 3,1-3,6 м. На верхних этажах проектом предусмотрены пентхаусы с видовыми характеристиками. Отделки в квартирах не предусмотрено. В дома проведут центральные инженерные коммуникации — отопление, горячее и холодное водоснабжение, электричество, канализацию. Планируется подключение к интернет-сетям, телефонной связи, кабельному ТВ.

Помимо жилья в состав квартала войдет коммерческая и социальная недвижимость. Здесь построят школы, детские сады, офисные здания, поликлинику, объекты культуры. Выделят место для парковых зон. Зелёные насаждения займут около сорока процентов площади участка, помимо парка в центральной части, планируется озеленение дворов. Общая площадь озеленения составит почти тридцать гектаров. Планируемое число мест в подземных парковках — около десяти тысяч штук.

Транспортная доступность комплекса хорошая. До станций и можно дойти пешком, также как и до ж/д станции. В планах открытие еще одной станции метрополитена поблизости от строящегося комплекса. Рядом с ЖК расположено несколько крупных транспортных магистралей — ТТК, шоссе Энтузиастов. В часы пик на трассах возникают пробки.

Экология местности удовлетворительна. Территория использовалась под нужды промпредприятия. Потребуется рекультивация земли.

Комплекс строится рядом с кварталом, имеющим необходимую инфраструктуру. Здесь есть школы, детские сады, магазины, поликлиника, торговые комплексы, стоматологии, библиотека, отделения банков. В районе Лефортoвo действуют двадцать два детских садика, пятнадцать школ, одна частная школа, лицей, три вечерних школы, двадцать два вуза, четырнадцать поликлиник. Развита торговая сеть района, которая включает небольшие магазинчики, рынки и крупные сетевые супермаркеты, такие как «Ашан», «Дикси», «Пятерочка», торговые комплексы.

Ул. Золоторожский Вал, вл. 11, корп. 3, 4, ЮВАО, Лефортово
Площадь Ильича , Римская

Сводка инвестора

ЦЕНА квартиры

4.4 - 37 млн. р.

ОЧЕРЕДЕЙ В ПРОДАЖЕ

СТАРТ ПРОДАЖ

СДАЧА ГК

III кв. 2019 г.

ЗАСТРОЙЩИК

Донстрой

ПРОДАВЕЦ

www.donstroy.com

ЖК «Символ»: информация

ЖК «Символ»: квартиры и цены

ЖК «Символ»: расположение

Москва , ул. Золоторожский Вал, вл. 11, корп. 3, 4

ЖК «Символ»: описание

Квартал возводится на большой территории, расположенной рядом с ТТК, станицами метро «Площадь Ильича» и «Римская», железнодорожной платформой «Серп и молот».

Территория застройки достигает 60 гектаров. Посередине квартала проложат пешеходный бульвар. Около 40 процентов территории будет озеленено.

Всего здесь построят 30 новых домов разной этажности от 7 до 27 этажей. Проект освоения квартала принадлежит британской мастерской UHALondon LDA Design и переработан с учетом российских реалий бюро «Атриум».

Есть квартиры разных классов, от комфорта до премиум, и разных планировок, от 28 до 130 кв. м. Можно купить квартиру с отделкой в одном из двух вариантов: White box или с финишной отделкой.

Есть возможность выбрать лоты с террасами и эркерами. В квартирах панорамные окна высотой в 2,2 метра. Высота потолков достигает 3,2-3,5 метров.

В лобби потолки будут достигать 5 метров. Все дворы без машин оборудуют игровыми детскими площадками для разных возрастов и зонами отдыха. На территории появятся 5 километров дорожек для бега.

Запланирован также многоуровневый подземный паркинг с автомойкой колес, вмещающий 10 000 машин, куда можно спуститься из ЖК прямо на лифте. Здесь будут келлеры для вещей. Появится круглосуточная охрана и видеонаблюдение.

Квартал может похвастаться всей необходимой инфраструктурой, выстроенной прямо на терриории, конечно, здесь появятся учебные заведения, магазины, ТЦ, спорсооружения. Планируется, что здесь откроется 8 детских садов, 2 школы, 2 спорткомплекса, поликлиники для взрослых и детей, дом культуры.

Неподалеку есть два парка и набережная. Вокруг масса магазинов и ТЦ. Из ближайших объектов инфраструктуры стоит назвать рестораны «Гамбринус», «Farш», кафе «Соль и перец», ТЦ «Рогожский».

В пешей доступности супермаркеты «Магнит», «Билла», «Дикси», детские сады №1162, 2640, школы №1229, 1468, поликлиника №187, аптеки «Норма» и «Век живи».

Всего 5 километров составляет расстояние до Кремля, до Садового кольца 1,5 километра.

Промзона «Серп и Молот» в районе Лефортово активно реконструируется. Площадь реорганизуемой территории составляет 58 га. Участок ограничен с запада ул. Золоторожский Вал, с юга - шоссе Энтузиастов , с востока - проездом Завода Серп и Молот. В августе 2019 года там открылся парк «Зеленая река» , в котором есть мост на «чашах» с виноградом, амфитеатр с креслами-качелями, лабиринт в «вековом дубе», гигантская песочница и облако пеньков.

В конце XIX века французский предприниматель основал здесь Товарищество Московского металлического завода. В советское время его национализировали и создали крупнейший завод в Центральной России. Он получил название Московский металлургический завод «Серп и Молот».

В советские времена здесь выпускали трубы, изделия из стали, проволоку и металлические листы. После 1990-х годов объем производимой продукции резко уменьшился. Цеха закрывались один за другим, завод прекратил работу в 2011 году.

Как изменится территория бывшей промзоны «Серп и Молот»?

Несмотря на то, что это одна из самых старых промзон Москвы, здесь осталось не так много исторических корпусов. Предприятие прошло масштабную реконструкцию в 1970-е годы, на месте старых корпусов возвели новые.

Сейчас здесь строится современный район с жильем , социальной инфраструктурой, новыми рабочими местами и достопримечательностями.

Площадь новой застройки превышает 1,5 млн кв. метров. Причем 30% территории промзоны озеленят и благоустроят. Район рассчитан на 19 тыс. жителей и 26,5 тыс. работающих.

Помимо жилья (1,1 млн кв. м) здесь появится медиацентр (172 тыс. кв. м) и Дом культуры и музыки, который откроется на базе реконструированного производственного здания. Он станет достопримечательностью не только нового района, но и всего города: проект подготовило одно из ведущих мировых бюро в области строительства концерт-холлов «Бентхем Крауэл» из Голландии.

Это будет современный концертный зал на 3,5 тыс. мест с музыкальными студиями, вокальными классами и другой образовательной инфраструктурой.

Концепцию застройки части территории завода «Серп и Молот» подготовили по заказу компании-инвестора «Донстрой» в ходе архитектурного конкурса . Его материалы презентовали на Всемирном архитектурном фестивале 2013 года в Сингапуре, где он вызвал живой интерес у мирового архитектурного сообщества.

Этот конкурс стал одним из крупнейших событий в градостроительстве Москвы: в нем приняли участие 52 сильнейшие архитектурные команды, в состав которых вошло 157 компаний из 17 стран.

Застройщик выбрал концепцию архбюро LDA Design из Великобритании, прославившегося такими проектами, как Олимпийский парк в Лондоне, реставрация Центрального парка в Нью-Йорке и проектами по реновации промзон в Европе.

Их концепция легла в основу, а сам проект, в том числе первого квартала «Свобода», разрабатывало российское архбюро «Атриум». Его авторы предусмотрели уникальные архитектурные особенности зданий, учли транспортную и экологическую составляющие, сделали акцент на удобство и комфорт людей, запроектировав благоустроенные общественные пространства.

Работы на площадке стартовали в конце 2015 года. Проект «Символ» займет территорию порядка 60 га на границе Центрального округа столицы. Отсюда менее 5 км до Кремля, 1,5 км до Садового кольца, меньше 1 км до Золоторожской набережной реки Яузы и Лефортовского парка.

Строительство первой очереди проекта «Символ» включаетдва участка:

Очередь 1А (малоэтажный квартал «Достоинство», 8-13 этажей) занимает 4,7 га вдоль шоссе Энтузиастов, рядом со станцией метро «Площадь Ильича». Площадь застройки - около 130 тыс. кв. м. Корпус 6 введен в марте 2018 года , ввод остальных корпусов (7-9) - конец 2019 года.

Очередь 1Б (квартал «Свобода» высотой домов до 27 этажей) занимает 6 га в северной части территории, со стороны проезда завода Серп и Молот. Площадь застройки - около 190 тыс. кв. м. В квартал входит пять корпусов (1-5), их ввели летом 2019 года.

В 2019 году началась реализация второй очереди проекта: стартовало строительство квартала («Смелость»), который занимает 1,3 га между кварталом «Свобода» и территорией будущего образовательного центра. Новый квартал состоит из четырех монолитных разновысотных корпусов (10-20-28 этажей) общей площадью 81,5 тыс. кв. м.

На территории промзоны построят две школы на 2375 мест, включая физико-математический лицей, создаваемый в партнерстве с МГТУ им. Баумана. Появится восемь детских садов на 1030 мест, а также детская и взрослая поликлиника площадью 7 тыс. кв. м, объекты спорта, торговли, культуры и досуга. Редевелопмент промзоны планируется завершить в 2025 году.

Летом 2019 года открылся центральный публичный парк «Зеленая река» . Здесь есть мост на «чашах» с виноградом, амфитеатр с креслами-качелями, лабиринт в «вековом дубе», гигантская песочница, облако пеньков. Рассказываем и показываем, что еще можно посмотреть здесь и как добраться.

Дизайн-проекты интерьеров разработаны архбюро «Атриум» (квартал «Свобода») и MAD Architects (квартал «Достоинство»). Внутренние пространства домов продолжают линию пластичной «бионической» архитектуры: как и фасады зданий, интерьеры отличаются плавными изгибами, динамичными формами и контрастной цветовой палитрой, включающей сливочные, древесные и графитовые оттенки.

Для каждого корпуса выбран индивидуальный цвет-акцент, в котором выполнены входные двери в квартиры, изготовленные на заказ почтовые ящики, мягкая мебель во входных группах и декоративные детали интерьера. Так, цветом первого корпуса стал оранжевый, второго - сиреневый, третьего - глубокий зеленый, четвертого - бирюзовый, пятого - ночной синий, седьмого - фиолетовый, девятого - мятный.

В отделке холлов использована инновационная керамика Arch-Skin (сокращенно от Architectural Skin, «архитектурная кожа») - крупноформатные плиты высотой 3 метра создают идеально ровную цельную поверхность, идентичную природному камню.

При этом материал обладает невероятной прочностью и антивандальной стойкостью к любым механическим воздействиям. Также использованы: эмалированное стекло стемалит, закаленное стекло, керамогранит. В лифтовых холлах на стены нанесены удобные навигационные «подсказки» с обозначением этажей и номеров квартир.

В корпусах установлены бесшумные лифты известного производителя Kone (Финляндия) европейской сборки. Квартиры отличаются высокими потолками (3,2-3,5 м) и широкоформатными окнами высотой 2,1 м с высокими показателями по энергоэффективности (за счет стеклопакетов с низкоэмиссионым стеклом и заполнением аргоном).

Новые улицы названы в честь русских путешественников и первооткрывателей

Проезд между шоссе Энтузиастов и ул. Золоторожский Вал стал бульваром Сенкевича в честь ученого и тележурналиста, ведущего популярной передачи советского и российского телевидения «Клуб путешественников» Юрия Александровича Сенкевича.

Проезд между шоссе Энтузиастов и Третьим транспортным кольцом (ТТК) получил имя Григория Ивановича Шелихова - исследователя и мореплавателя, который в XVIII веке возглавил экспедицию в Русскую Америку, основавшую первые русские поселения в Северной Америке.

Дорога от шоссе Энтузиастов вглубь территории новой застройки стала проездом Невельского. Она названа в честь российского адмирала, известного исследователя Дальнего Востока и первооткрывателя острова Сахалин Геннадия Ивановича Невельского.

Главной улице - от ул. Золоторожский Вал до проезда Завода Серп и Молот - планируется дать имя великого русского мореплавателя и адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна. Он совершил первую русскую кругосветную экспедицию.

Комплекс "Символ" - крупнейший проект в истории компании "Донстрой", который реализуется на территории бывшего завода "Серп и Молот". Новостройка расположена в районе Лефортово ЮВАО на пересечении улицы Золоторожский Вал и шоссе Энтузиастов. В состав многофункционального комплекса войдет 1,5 млн кв. м недвижимости, из которых 857 тыс. кв. м застройщик определил как жилую, остальное - как коммерческую и социальную. Снос существующей застройки и полное формирование нового квартала займет не менее 10 лет.

Архитектура и жилой фонд

В "Символе" будет построено 30 домов от 5 до 27 этажей, рассчитанных на 19 тыс. жителей. Генеральный план реновации территории разработан совместно двумя британскими бюро - LDA Design и UHALondon. На основе предложенной концепции архитектурная мастерская "Атриум" разработала детализированный архитектурный план, который лег в основу первой очереди жилого комплекса. В высотных зданиях в отделке фасадов преобладают вертикальные линии, с чередованием светлых и темных полос, в домах средней и малой этажности - горизонтальные полосы. Таким образом, из контрастов цвета и линейного очертания создается единый архитектурный ансамбль.

Первая очередь застройки разделена на два участка - расположенный в северной части со стороны проезда Серп и Молот, где будет построено около 250 тыс. кв. м жилья, и участок вдоль шоссе Энтузиастов еще на 150 тыс. кв. м. Покупателям предложены квартиры комфорт- и премиум-класса с минимальной площадью 27 кв. м: от одно- до четырехкомнатных, а также пентхаусы с выходом на крышу. Видовые квартиры на последних уровнях застройщик выставит на продажу в последнюю очередь.

Развитие собственной инфраструктуры

Ведется сооружение торговых и социальных объектов, в которых по открытию будет создано 16 тысяч рабочих мест. На территории появятся:

  • многофункциональный центр с офисами и торговыми помещениями, который благодаря нестандартной форме получил от застройщика название "лягушка";
  • 2 школы на 2360 учеников;
  • 1 отдельно стоящий детский сад на 330 мест и 7 встроенных на 700 мест;
  • взрослая и детская поликлиники на 85 и 256 посетителей в смену;
  • 2 физкультурно-оздоровительных комплекса площадью 4200 кв. м;
  • Дом культуры и музыки с концертным залом на 3,5 тысячи мест, архитектурный проект которого разработан в голландской студии "Бентхем Крауэл" (инвестор пока определяется).

Благоустройство и окружение

Под озеленение отведено 29,1 га, что составляет примерно 40% территории. Центральным элементом станет пешеходный бульвар, так называемая "зеленая река квартала", с высаженными на обочинах деревьями и кустарниками. Улица соединит между собой два общественно-деловых центра, расположенных на противоположных сторонах микрорайона - на западе и на востоке. Все дворы будут обращены в сторону центрального парка, на их территории создаются детские игровые площадки и зоны отдыха. Для автомобилей строится подземный многоуровневый паркинг на 10 тыс. машиномест.

ЖК "Символ" расположен рядом с парком Казачьей Славы, Лефортовским парком и рекой Яуза. Поблизости школа и лицей, а у станции метро "Площадь Ильича", что в 5 минутах, работает несколько торговых центров, в т. ч. ТЦ "Рогожка". Транспортная доступность обеспечивается шоссе Энтузиастов, в 1,5 км от застройки проходит Садовое кольцо. "Донстрой" к тому же намерен построить еще 4 км новых дорог, и пустить через территорию квартала автобусный маршрут.